Граждане в древней руси это. Разряды зависимых крестьян Древней Руси: кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Правовое положение населения по "Русской Правде": особенности, характеристики и интересные факты. Граждане в древней руси это


Зависимое население Древней Руси 10-12 века

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.

Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.

Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:

  • Холопы - невольники, которые попали в это положение из-за долгов или по решению общины.
  • Челядь – невольники, которых приобретали на торгах, брали в плен. Это были рабы в классическом понимании этого слова.
  • Смерды – люди, рожденные в зависимости.
  • Рядовичи - люди, которые нанимались на работу по договору (ряду).
  • Закупы - отрабатывали определенную сумму (ссуду или купу), которую были должны, но не могли отдать.
  • Тиуны – управляющие княжескими вотчинами.

Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.

Таблица: категории зависимого населения Древней Руси по Русской Правде Категория населения Тип зависимости Особенности зависимости
Холопы Личная и полная Обрели зависимость по ходу жизни. Как правило обслуживали хозяйство знати.
Смерды Личная и полная Родились зависимыми
Челядь Личная и полная Приобретенные невольники. Были близки по положению к рабам.
Рядовичи Полная Нанимались на работу, полностью зависели от князя, но личной зависимости не имели.
Закупы Частичная Отрабатывали долг. Могли заниматься личным хозяйством

Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина).

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого - 5.

Холопы

Холопы - так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы».

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Челядь - это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Частично зависимое население

К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.

Закупы

Закупы - разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу (ссуду). В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг. Тогда человек становился «закупом». Он экономически становился зависимым от своего хозяина, но после того как полностью погасил долг - вновь становился свободным. Эта категория людей могла быть лишена всех прав только при условии нарушения закона и после решения общины. Наиболее частая причина, по которой Закупы становились холопами - кража хозяйского имущества.

Рядовичи

Рядовичи - нанимались на работу по договору (ряду). Эти люди лишались личной свободы, но при этом сохраняли право ведения личного подсобного хозяйства. Как правило, ряд заключался с землепользователем и его заключали люди обанкротившиеся, или неспособные вести вольный образ жизни. Например, часто ряды заключались на 5 лет. Рядович был обязан трудиться на княжеской земле и за это получал питание и место для ночлега.

Все категории невольных людей не платили налоги, поэтому часто вольные люди и горожане, которые не могли платить налоги, уходили в рядовичи.

Тиуны

Тиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:

  • Огнищный тиун. Это всегда 1 человек – старший управляющий. Его положение в обществе было очень высоким. Если мереть эту должность современными мерками, то огнищный тиун это глава города или села.
  • Обычный тиун. Подчинялся огнищному, отвечая за определенный элемент хозяйства, например: урожайность, выращивание животных, сбор меда, охоту и так далее. По каждому направлению был свой управляющий.

Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство.

istoriarusi.ru

особенности, характеристики и интересные факты :: SYL.ru

"Русская правда" является важнейшим правовым источником в истории российского государства. В документе можно найти положения об образе жизни и статусе самых разных слоев населения. Помимо того, древнейший источник является сборником уголовных, гражданских и культурных норм. В этой статье будет разобрано правовое положение групп населения по "Русской Правде". Итак, приступим.

"Русская Правда": общая характеристика

Первый официальный сборник правовых норм, появившийся в Киевской Руси, датируется 1016 годом. Главным составителем документа историки называют Ярослава Мудрого. Документ впервые был обнаружен исследователем Василием Татищевым, который нашел и проанализировал краткую его редакцию.

"Русская Правда" включает в себя нормы наследственного, процессуального, уголовного и торгового характера. По сути, небольшой по объему документ давал исчерпывающие сведения почти обо всех правилах общественной жизни. Отдельно стоит выделить категории населения по "Русской Правде", их правовое положение и статус. На данный момент не сохранилось ни одного оригинального экземпляра знаменитого документа. Есть лишь относительно поздние версии и списки, датированные XIII-XV веками.

Князья и их окружение

Чуть подробнее стоит рассказать о правовом положении населения по "Русской Правде". Начать необходимо с привилегированных слоев. На Руси в начале второго тысячелетия таковыми являлись бояре и князья. Князьями в документе именуются лица, держащие власть в том или ином регионе. Великим князем выступает киевский правитель, в других русских городах заседают его сыновья или родственники. Князь обладает двумя основными функциями: вершить суд и собирать налоги.

Несколько раз в документе употребляется выражение "княжьи мужи". Так на Руси называли людей, находящихся в окружении правителя. Это верные князю поданные, можно сказать, его агенты. Представленных лиц не получится выделить в качестве отдельного сословия. Хотя в "Русской Правде" правовое положение населения и подразумевает наличие "княжьих мужей", ни в одном другом древнерусском источнике эти лица не указываются.

Наконец, стоит рассказать о боярах. Это привилегированное сословие, обязанное верно служить своему князю. Боярские слуги выполняют различные функции. О них следует рассказать далее.

Бояре и знать

Какое место занимают бояре в населении по "Русской Правде"? Правовое положение феодалов всегда различно, ведь у каждого представителя привилегированного сословия есть свои функции и обязанности.

В "Русской Правде" нередко встречается понятие "тиун". Это боярский или княжеский управляющий, который мог иметь разный правовой статус. Само понятие пришло из Скандинавии, где тиунами именовали феодалов. Они собирали дань, управляли волостями и даже вершили суд. На Руси положение представленных лиц было различным. Во времена появления "Русской Правды" тиунами чаще всего были приближенные к князю бояре. Занимались они управлением и организацией функций своего правителя. Однако со временем статус тиуна стали приобретать даже холопы.

Огнищанин также был привилегированным слугой. Занимался он охраной княжеского имущества. По "Русской Правде" жизнь огнищанина оценивалась в 80 гривен. Это вдвое больше, чем цена простого человека. Есть также "конюхи старыи" - княжеские слуги, заведующие конюшнями своего правителя.

Духовенство

Представители православной церкви обладают особым правовым положением по "Русской Правде". Население древнерусского государства имело большой процент священнослужителей, церковников и монахов.

Духовенство на Руси делилось на белое и черное. В белую категорию входили иереи (обычные священники - самая многочисленная группа), протоиереи, протопресвитеры, а также разные виды дьяконов. Особое место в русском православии занимали церковники, принявшие схиму - особый духовный статус. В черную же категорию входит монашество, также классифицирующееся по нескольким видам. Ярослав Мудрый активно способствовал развитию духовенства на Руси. В "Русской Правде" были зафиксированы отдельные нормы за убийство или причинение вреда представителям церкви.

Свободные люди

Кто входил в категорию так называемых простолюдинов? Каким статусом обладали независимые и свободные жители Руси? Правовое положение населения по краткой "Русской Правде" отражено довольно четко. Основным действующим лицом в рассматриваемом документе является муж - свободный человек. За убийство мужа полагается штраф в 40 гривен. Мужьями могли именоваться самые разные представители древнерусского населения.

Независимыми как юридически, так и экономически были так называемые смерды-общинники. Эти люди выполняли отдельные повинности в пользу государства, а также уплачивали налоги. Здесь же стоит выделить посадских людей. Как смерды, так и посадники обладали имуществом, которое могло передаваться по наследству. За совершаемые преступления и проступки представители данных категорий несли имущественную и личную ответственность. В городах также существовали разные социальные группы: ремесленники, рабочие, мелкие торговцы, купцы и прочие категории людей. Правовое положение свободного населения по "Русской Правде" оговаривалось для каждой отдельной категории. В основном, устанавливались штрафы и прочие виды наказаний за разные преступления и проступки. Именно по тяжести санкций можно было определить, насколько привилегированным является то или иное сословие.

Закупы и рядовичи

Стоит перейти к группе зависимых людей. В данной отрасли выделяется довольно большое количество категорий населения. Наиболее привилегированной группой среди зависимых людей являются так называемые ратайные старосты и княжьи кормильцы. Это старосты, занимающиеся управленческими делами.

Низшее положение занимали закупы, смерды и рядовичи. При этом зависимого смерда не стоит путать со смердом-общинником, который находился в промежуточном положении на "лестнице зависимости", а потому обладал некоторыми правами и возможностями. Зависимый же смерд - это простой крестьянин, имущество которого наследовал князь. Закупами называли людей, ставших рабами из-за долговой кабалы. Это зависимые русичи, взявшие "купу" - долг, который впоследствии не смогли отдать. Рядовичи, в свою очередь, заключали с феодалом "ряд" - специальный договор, по которому получали обязанности по обработке земли.

Холопы

О самой бесправной и наиболее зависимой категории людей стоит рассказать отдельно. Холопы в Киевской Руси были близки по статусу к рабам, однако, по утверждениям многих историков, таковыми не являлись. По "Русской Правде" правовое положение социальных групп, близких к холопским, имело статус не субъекта, а объекта права. За убийство собственного холопа никаких штрафов не было. За чужого платили 12 гривен. Здесь же стоит вспомнить цену жизни простолюдина, которая составляла, согласно рассматриваемому документу, 40 гривен. Разница между свободными людьми и холопами очевидна.

Холопство проявлялось во многих видах. Зависят группы холопов от того, как именно тот или иной человек приобрел данный статус. Например, совершивший тяжкое преступление закуп обращался в обельное (полное) холопство, которое передавалось по наследству. То же касается несостоятельности в уплате долга. Порой положенная к уплате сумма могла быть настолько велика, что должник сразу же становился не закупом, а холопом.

Не стоит путать холопов с челядинами. Так называемая челядь приобретала полурабский статус в результате пленения, которое часто применялось во время военных походов. Челядинов на Руси было невероятно много. Почти каждая семья, глава которой участвовал в военном походе, имела при себе одного иноземного раба.

Население по "Русской Правде": таблицы

Правовое положение каждой категории населения можно характеризовать бесконечно долго. Однако наилучшее понимание приходит лишь при взгляде на структуру жителей Киевской Руси, зафиксированную в виде таблицы.

Низшие слои населения по "Русской Правде"

горожане

сельские люди

холопство

купцы

смерды

челядь (пленные)

ремесленники

рядовичи

долговые холопы

мелкие торговцы

закупы

В таблице представлены довольно обобщенные данные. Так, до сих пор ходят споры о том, стоит ли причислять челядь к числу холопства. Историки также дискутируют о роли смердов. Далеко не все они были зависимыми.

Высшие слои населения по "Русской Правде"

духовное сословие

светское сословие

митрополит (глава церкви)

бояре (тиуны, огнищане, княжьи мужи и др.)

епископ (глава прихода или монастыря)

великий князь Киевский

белое духовенство (священники, дьяконы, послушники и др.)

князья

черное духовенство (монашество)

Таким образом, данные в виде таблицы дают наилучшую характеристику правовому положению населения по "Русской Правде".

Сборник уголовных норм

Положения, регламентирующие наказания за преступления или проступки, наилучшим образом отражают правовое неравенство различных категорий населения. Субъектом преступления в Киевской Руси считался любой человек, кроме холопа. "Русская Правда" не предусматривала возраста уголовной ответственности для людей. Однако в документе уже отражалось понятие соучастия.

Основным преступлением в документе является "татьба", то есть кража. Худшим видом татьбы считалось конокрадство. Не меньшее внимание уделялось убийству. Самым частым видом наказания за убийство или побои был штраф. Сумма его разнилась в зависимости от того, к какой категории населения относится человек.

Гражданско-правовые нормы

Древнерусское законодательство знало обширную и качественную гражданскую систему. Немалое внимание в "Русской Правде" уделяется праву собственности. Феодал обладал полным имущественным правом на производственные средства и неполной собственностью на работника.

За порчу имущества виновник должен был уплатить штраф и возместить ущерб. Была развитой и договорная система. Именно она формировала и закрепляла правовое положение населения Древней Руси. Люди брали долги, попадали в зависимость, после чего заключали ряд или купу. Все это способствовало установлению той общественной системы, которая сохранялась на протяжении многих последующих веков.

www.syl.ru

правовое положение населения Древней Руси — Мегаобучалка

Социальная структура общества ва в IX веке выражена слабо. Процесс становления социальных групп растянулся на период IX - XII вв.

Общество во делится на следующие группы населения:

- свободные (феод. знать - князья; бояре; духовенство: высшие иерархи, приходское монашество; горожане: купцы, ремесленники; свободные общинники)

- феодально зависимое (смерды, закупы).

В Русской правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По её тексту сложно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Есть лишь два юридических критерия: нормы о повышенной (2-ой) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов и огнищан (не все из них являлись феодалами).

Структура феодально господсвующего класса древнерусского государства:

1. Князья - бывшие князья союзов племён либо отдельных племён (вскоре этот титул принадлежал только рюриковичам). Доходы у князей - полюдье. В этот период возник великокняжеский домен. Р.П. упоминает о людях князя, которые живут при князе:

а) огнищане (управляющие)

б) тиуны

в) конюхи

г) смерды

д) холопы

Все они принадлежали суду князя

2. Бояре - потомки великих князей. Их предки - старейшины племени. Богатство связано с землёй. Они управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи). До XI в жили при дворе. В XI-XII вв - оседание дружины на землю (князь жалует земли). Дружина делилась на старшую и младшую. Штраф за убийство княжеского мужа - 80 гривен. В XI в огнищане также получают землю и чин.

Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.

3. Духовенство - в 988 г.

а) высшее (чёрное, монашество) - проживало в монастырях.

б) приходское дух-во

С XI в монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление при внесении вкладов.

4. Городское (посадское) население: - 40 гривен за убийство гор. граждан. Купечество делилось на гостей (иностранные или иногородние) и местных. Были также ремесленники и поденщики.

5. Смерды-общинники - юридически и экономически независимы, выполнили повинности и уплачивали налоги только в пользу гос-ва. Они обладали определённым имуществом и могли завещать его детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершённые поступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нёс личную и имущественную ответственность. Выступал полноправным участником в судебном процессе. Были, кроме того, и несвободные смерды.

Ф-ии общины:

1. Экономическая - все общинники на праве владения и пользования держали землю.

2. Административно-юридическая организация.

3. Полицейско-судебная организация.

Если на территории общины совершалось убийство, община сама расследовала его. Виновный и его семья пускались на поток и разграбление (конф. имущ-ва). Изгои обращались к князьям, по их решению они передавались в монастыри.

6. Закупы - в Краткой ред. Р.П. не упоминается, в П.П. - человек, работающий в хоз-ве феодала за «купу», т.е. заём. Этот долг нужно было отработать, притом установленных эквивалентов и нормативов не существовало. Объём работы определяется кредитором. Впервые отношения закупа с кредитором были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Закон охранял личность и имущество закупа. Закуп отвечал за сохранность орудия труда, сопровождал господина в походах. Закуп не подлежит наказанию, если он уходит на заработки в город. Закуп мог обращаться в суд с жалобой на своего господина и в редких случаях выступать свидетелем. Если закуп убегал или совершал кражу, он превращался в холопа.

В Р.П. «ролейный» (пахотный, сельский) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа «неролейного». Они получали плату за работу впрок.

7. Холопы («робы») - наиболее бесправные субъекты права. Источник рабства - рождение от холопа, самопродажа в кабалу, женитьба на холопе без заключения договора с господином, поступление в ключники без договора с господином, совершение преступление («поток и разграбление»), бегство закупа от господина, злостное банкротство. Наиболее распространённый источник холопства - плен (он не упомянут в Р.П.).

Всё, чем обладал холоп, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп с ведома господина, также ложились на господина. Личность холопа не защищалась законом (за его убийство - штраф; холоп=имущ-ву). Холопа, совершившего преступление, нужно было выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа нёс господин. В суде холоп не мог быть истцом, ответчиком или свидетелем. Ссылаясь на показания холопа в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

Внутри холопов не существовало равенства (привилегированные и непривилегированные холопы).

 

megaobuchalka.ru

Билет 7. Правовое положение населения Древней Руси

ТОП 10:

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, — нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде как князья, бояре, княжьимужи княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп — боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.)Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. Эта группа населения неоднородна: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за ≪купу≫, т.е. заем, в который могли включаться разные ценности — земля, скот, зерно, деньги и проч. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господинубеспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть ≪выдан головой≫, т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа.В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях.Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое — все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп.

Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа»

 

Вопрос 8. РП: вещное, обязательное, наследственное право.

Вещное правоВ Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, но­сившие общее название «имения» (того, что можно взять, «имати»). Для обозначения принадлежности вещи использовались термины: мой, твой, его и т.д. В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собст­венности на них было полным и неограниченным. Собственник мог ими вла­деть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекать доходы) и рас­поряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси – весь­ма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника.Можно предполагать, что субъектами права собственности в указанное время были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду имущества). Собственник имел право на возврат своего имущест­ва из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Рус­ской Правде процедуры. За причиненный имуществу ущерб назначался штраф. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и т.д. Причем можно утверждать, что охрана частной собст­венности усиливается от Краткой Правды к Пространной: если в первой величина штрафа зависела только от вида и количества украденного ско­та, то в последней она определяется и местом совершения преступления (украден ли скот из закрытого помещения или с поля).Сложнее обстоит дело с собственностью недвижимой и, в пер­вую очередь, с земельной собственностью. В Русской Правде ей посвяще­но всего несколько статей , в которых устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной или бортной (пчельника) межи. О том, кому принадлежит земля (князю, феодалу или крестьянину), закон молчит. Большой размер штрафа вызвал предполо­жение ряда исследователей о феодальном владении, скорее всего, княже­ском. Но есть и другое мнение, что это могла быть межа любого конкрет­ного индивидуального хозяйства или общих владений деревни, а значи­тельный размер штрафа – лишь показатель уважения законодателем прав землевладельца.Тем не менее, Русская Правда в первой своей редакции не знает недви­жимости как предмета сделок между живыми или на случай смерти, из-за земли ещё не возникало споров. Отношение к ней поначалу было не юридическое, а фактическое. Зем­лю занимали для скотоводства или земледелия, пользовались ею, пока она не истощалась, и переходили на другом участок. Первый же, по восста­новление производительных сил, становился достоянием другого лица. Существует также предположение, что поскольку каждое отдельное лицо было членом общины (или рода), именно община выступала в качестве юридического лица, в том числе и в праве владения землей. И лишь со временем, в результате войн, выделения богатых общинников, дружинников и торговцев, появления капиталов, личное начало одолевает общин­ное и появляется индивидуальная собственность на землю.В XII в. земельная собственность существовала в виде княжеского домена, боярских и монастырских вотчин, общин­ной и семейно-индивидуальной собственности. Очевидно, уже тогда суще­ствовали и внутрифеодальные договоры о земле и нормы, регулировав­шие землевладельческие отношения. Но о том, как они выглядели, можно судить только по более поздним источникам.Самым древним способом приобретения права собственности на землю была заимка – завладение свободной землей, без строгого определения границ (а «куды соха, топор и коса ходили») владения. Главным же осно­ванием существования права собственности на землю стали давность вла­дения и труд (мы увидим это далее в нормах Псковской судной грамоты,). Позднее к заимке прибавляются другие способы: прямой захват общин­ной земли, княжеские раздачи земель дружинникам, тиунам и церкви, и, наконец, купля.

Обязательное право

Обязательственные отношения могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия) и прочГраница между уголовным наказанием и возмещением ущерба в Русской Правде столь же неразличима, как между сферой уголовного и гражданского права вообще. Формальная граница лежит только на порядке взыскания, за уголовным преступлением следует штраф, взыски- ваемый в пользу князя, за гражданским правонарушением— возмещение убытков в пользу потерпевшей стороны.В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает разные институты из области вещного и обязательственного права.

Закон отличает сдачу имущества на временное хранение (≪поклажа≫) от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; краткосрочный процентный заем от долгосрочного; заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивиденда.В области обязательственного права сохранялись архаические элементы, деформирующие гражданско правовую свободу договора — наступление личной кабальной ответственности при невозможности вы- полнить имущественное долговое обязательство (банкротство, закупничество и т.п.), отсутствие компенсации при заключении негодной сделки (свободного человека с холопом), когда одна из сторон договора лишена дееспособности и т.п.

 

Наследственное право

Здесь наметилосьсоциальное расслоение и юридическая дифференциация (разный порядокдля ≪бояр≫ и для простых свободных людей), но все еще важную роль напрактике в наследственном процессе играет родовой элемент (≪ближники≫) и община-вервь, сохраняется традиционный для Руси миноратныйпринцип (преимущества младшего сына в наследовании) и приоритетзаконного порядка над завещательным.Закон упоминает наследование движимых имуществ — домов, дворов, холопов, скота, товаров. О наследовании земли речи еще не идет, онане была объектом частной собственности. В завещание включались только законные наследники, завещатель лишь распределял между ними доли.

Русская Правда говорит только о наследовании после родителей, дочери наследуют только при отсутствии сыновей, наследство разделяется между детьми поровну (за исключением преимуществ младшего сына). Братья-наследники обязаны снабдить сестер приданым, часть наследства передавалась церкви, часть вдове (≪на прожиток≫).

После смерти матери ей наследовали дети, у которых она проживала. Боковые родственники не участвовали в наследовании. Муж не наследовал после жены. При отсутствии у умершего детей имущество поступало к князю, в низших слоях общества (у смердов) этот порядок осуществлялся даже при наличии у умершего дочерей.

 



infopedia.su

кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика

Пахотные земли во времена Руси были основным богатством, главным средством производства. Самой популярной вариацией производственной организации стала вотчинная – владели вотчиной бояре и князья, они получали его от отцов и передавали свои сыновьям. Работали на этой земле крестьяне – смерды, холопы, закупы, рядовичи.

В Киевской Руси наравне со стольными и боярскими вотчинами существовало большое количество фермеров-общинников, пока что никак не зависимых от феодалов. Подобные самостоятельные общины крестьян выплачивали подать в пользу страны князю.

Первой из названных наиболее популярный категорий зависимых крестьян я предлагаю вам рассмотреть смердов. Как известно, смерды – свободные крестьяне-земледельцы, которые обрабатывают государственную землю и платят специальную подать в пользу державы. Смерды по сравнению с другими группами зависимых крестьян находились в довольно выгодном положении – у них была личная свобода, своя земля, эти люди честно трудились и получали вознаграждение, у них не было проблем с местной княжеской властью, если они исправно платили подать, от князя они получали протекторат и имели определенные гражданские и человеческие права. По разным данным, воинская повинность смердов – непосредственное принятие участия в походах в пехоте, или поставка для армии лошадей и продовольствия. Кроме того, эта категория была самой многочисленной на Руси. Именно смерды – основная составляющая сельского населения Киевской Руси в 9-12 веках. Само понятие «смерд», по одной из версий означает – «человек», «свободный крестьянин». Постепенно эти свободные крестьяне-общинники попадали в зависимость от феодалов, утрачивали личную свободу и независимость, «прикреплялись» к земле, и со временем основная масса свободных крестьян превратилась в крепостных крестьян. Развитие социально-экономических отношение привело к тому, что ранее свободная часть населения превратилась в бесправную массу.

Следующей из рассматриваемых нами категорий являются холопы. Этот социальный слой был не такой многочисленный, но холопы также составляли внушительную долю среди сельского населения древнерусского государства. Непосредственно – холопы – зависимая часть населения Киевской Руси. Это часть населения, по своему положению близкая к рабскому. Холопы, в основной своей массе – военнопленные. Также холопами называют крепостных крестьян, которые существовали уже в 9-12 веках на Руси. По самой распространенной теории, слово «холоп» означает «прикрепленный к земле», «закрепленный крестьянин». Положение холопов было ужасным – полное бесправье и рабский труд. Историки утверждают, что Киевская Русь относится к тем государствам, которые в своём развитии практически пропустили период рабовладельческого строя, однако в условиях жизни древнерусского государства можно заявить, что в нем рабовладельческий строй спокойно существовал рядом с феодальным, что является типичным для большинства славянских народов. И в этом нет ничего необычного – какая-то часть населения в любом случае будет наделена меньшими правами, чем другие.

Дальше я предлагаю вам рассмотреть такую категорию населения, как закупы. Закупы – крестьяне, которые находятся в тяжелом материальном и социальном положении, близком к холопскому. Закупов также именуют наймитами. Нельзя сказать, что это люди, продающие свои рабочую силу, скорее это должники, по специальному договору (текст его можно отыскать в «Русской правде») попадают в личную зависимость от так называемого нанимателя. Права закупов сильно ограничены, но, они более защищены, чем холопы, не имеющие совсем никаких социальных прав. Именно попадание в личную зависимость по определенному договору и отличает закупа от обыкновенного пролетария времен капитализма, хотя и тот, и другой продают свою рабочую силу. К социальным правам закупа относится весьма сомнительное право не быть извитым «не за дело», а «просто так». Закуп имеет право отстаивать свои права в судебном порядке и возможность уйти от хозяина при соблюдении определенных условий, обусловленных в подписанном договоре. Закупы также имеют право на собственное имущество, которого они не могут быть лишены насильно. Кроме прав, существуют и обязательства. Например, закупы обязаны выполнять все условия договора и несут ответственность за имущество, инвентарь и скот хозяина. Только в этом случаи они могут рассчитывать на соблюдение всех предписанных прав и свобод.Обычно в закупы, или наймиты, шли крестьяне, не имеющие средств к существованию, и пойти в зависимость было их шансом выжить и прокормить свою семью. Закупы делали различную работу на дворе феодала, по этому признаку их делят на несколько подкатегорий. Если закуп сбежит от хозяина, тот превращает его в холопа.

Категория зависимого населения Древней Руси, которая очень похожа на закупов – рядовичи. До сих пор историки, изучая письменные источники времен древнерусского государства не определили, кто же такие рядовичи. По одной из теорий, подтвержденной выписками из «Русской правды», рядовичи – часть челяди, мелкие служащие в доме феодала. Ещё одна версия говорит, что это смерды, заключившие с феодалом специальный договор («ряд»), по которому они попадали в некую феодальную зависимость и служили хозяину за плату, еду и кров. Это определение приближает рядовичей к закупам.

Из всего этого можно сделать вывод, что смерды – самая большая по численности и самая благоденствующая категория населения Киевской Руси, потому что они обладали личной свободой, в отличие от закупов и рядовичей, потерявший её ради того, чтобы выжить, и, уж тем более от совсем бесправных холопов. Как раз холопы – люди, чье положение было фактически рабским и являются низшей социальной категорией древнерусской державы.

www.istmira.com

Правовое положение отдельных социальных групп населения в Древней Руси

Государственный университет – Высшая школа экономикиРеферат по истории отечественного государства и права«Правовое положение отдельных социальных групп населения в Древней Руси»Работу выполнила Зонова Мария, группа 154,

Научный руководитель – А. С. Туманова.Москва

2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Основная часть……………………………………………………………….........4

Происхождение терминов………………………………………………....4

Система поиска беглых…………………………………………………….5

Цена холопов……………………………………………………………….6

Ответственность……………………………………………………………6

Права господина……………………………………………………………8

Влияние христианских идей на положение рабов……………………….9

Имущество рабов………………………………………………………….10

Положение рабов………………………………………………………….11

Убийство раба господином………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15 Введение.

В качестве темы реферата я вырал «Правовое положение отдельных социальных групп в Древней Руси». Я рассматривал зависимое население на Руси, опираясь на труд Сергеевича «Древности русского права». В данной книге довольно полно раскрыта тема зависимого населения на Руси, его правового положения. Прежде всего – что такое правовое положение?  Это совокупность прав и свобод, признанных и гарантированных государством. Также в этом определении подразумеваются и обязанности, о них нельзя забывать, так как мы говорим о зависимых группах населения.

В работе я постараюсь рассмотреть не только само правовое положение, правовой статус зависимого населения, но и причины попадания в зависимость от князя, а также права и обязанности господина в отношении подданных.

Из зависимого населения я выделил узкую область – полных холопов. Я считаю, что тема интересна для реферирования хотя бы тем, что на первый взгляд может показаться, что у рабов в принципе нет никаких прав. Но разработав этот вопрос глубже, я убедился, что полные холопы зачастую обладали небольшим набором прав.

Основная часть.

Происхождение терминов.

Несвободные встречаются в русских древних памятниках под разными названиями («челядь», «холопы», «слуги», позднее просто «люди», но с указанием принадлежности (боярские и так далее), «деловые люди», «страдники»). С XVI века появляется термин «кабальные холопы».

Челядь – однокоренное со словом «чадо», означает домочадцев.

Словом холоп древние памятники называют только несвободных мужчин. Холоп, хлопец употребляется в смысле мальчика, парня, слуги.

Слово роба в древности – для обозначения несвободных женщин. Русская Правда употребляет слова – «робить» и «роботить» в значении обращать в рабство.

Московские памятники называют несвободных просто слугами, служилыми, деловыми людьми, а по роду работы – страдными. Но последнее наименование применимо и к свободным работникам, и к крестьянам.

То, что деловые люди несвободны, следует из духовных завещаний, в которых им дается свобода (есть мнение, что деловые люди были свободны, но доказательств этого нет). Также иногда освобождаются страдники

Но Русская Правда не просто говорит о холопах, она различает еще «обельное холопство»; а иногда вместо термина «холоп» она употребляет «обель».

В духовной грамоте Ивана Грозного употребляется термин «полные люди».

Холопы были совершенные и несовершенные.

Холоп и роба означают слугу и работницу. Но слугой могли быть и вольные люди. Вольная работница может быть названа робой, а вольный слуга холопом, например, в Указе 1597 года и в Уложении 1649 года.

Вольный холоп служит добровольно, не выдавая на себя акта укрепления. В этом же смысле  в Русской Правде обелю противопоставляется закуп, тоже слуга, но вольный, служащий по найму,  а не в силу утраты им свободы.

Только обельные или полные холопы – это несвободные люди в полном смысле этого слова.

Из того, что термины холоп и роба применялись к несвободным слугам, нужно отметить, что домашняя работа осуществлялась несвободными людьми. Слуги свободные составляли в древности исключение, а потому термины холоп и раба стали обозначать несвободных слуг.

Различие несвободных и свободных совпадает с различием работающих на себя, работающих на других, и вовсе не работающихСистема поиска беглых.

Русская правда, исходя из мысли о том, что раб собственность, предоставляет господину право искать пропавшего раба: господин бежавшего раба, сделавший заявку о бегстве, может взять своего раба у кого бы он ни оказался, если держатель предъявит его в течение 3 дней по заявке; непредъявление раба в течение 3 дней признается укрывательством раба и ведет к штрафу.

Порядок восстановления нарушенных прав собственности на раба составляет особое процессуальное действие, которое носит наименование «свода». В цепь лиц, составляющих свод, иногда могут попасть находящиеся в иных владениях. В таком случае свод не идет в чужое владение. Но хотя Русская Правда ничего не говорит ни о выдаче рабов, бежавших из одного владения в другое, ни о вечности иска беглых, то есть основание полагать, что исконный порядок на Руси был таков: господин бежавшего раба может предъявить иск властям княжества, где окажется бежавший; они должны выдать его «по исправе» и «от века».

Человек, у которого найден челядин, должен очистить себя от подозрений через свидетелей или мытника, присутствовавшего при продаже холопа. Ответчик, представивший доказательства законного приобретения холопа, не подлежал ответственности в виде штрафа, но обязан был вернуть раба господину.

Тот, кто способствовал бегству холопа, платил за него полную цену.Цена холопов.

Так как раб не лицо, а собственность другого человека, то Русская Правда не смотрит на его убийство так, как на убийство сводного человека.

За убийство раба не полагается платить виру, но если раб был убит без вины со своей стороны, виновный должен возместить господину имущественный ущерб, а также с него взыскивался денежный штраф в пользу князя, который обычно назначался за имущественные правонарушения. Так, раб мог быть убит безнаказанно за любую вину. Это право мести смягчается при князе Ярославе Владимировиче и его сыновьях. С Ярослава начинается судебное рассмотрение дел об обидах, нанесенных рабами свободным людям.

Русская Правда приводит оценку холопов; с точки зрения хозяйственной пользы не все равны:

·        Головы людей, пользовавшихся особым уважением у своих господ, оценивались наравне с головами свободных мужей. За убийство тиунов – 40 гривен.

·        За тиунами идут сельские старосты, ремесленники, дядьки и кормилицы. За них – 12 гривен.

·        Последнее место – простые рабы. За холопа – 5 гривен, за рабу – 6.Ответственность.

Статьи Правды свидетельствуют о разнообразной практике: либо полная ответственность господина за убытки, причиненные действиями раба, либо предоставление господину выбора – уплатить убытки или выдать раба.

На господина переходят как все приобретения раба, так и его потери. Он отвечает за долги своего раба, а не раб.

Князь не казнит рабов продажей, так как они несвободны. Это значит, что рабы не отвечают перед князем за совершение кражи, их кража ведет только к уплате частного вознаграждения пострадавшему в двойной цене. Господин платит вознаграждение, так как все, принадлежащее рабу, принадлежит господину.

По наказу белозерским старостам господин платит убытки, причиненные его рабом, в половину против того, что показывает истец; по Соборному Уложению – без ограничения.

По статье 69 Уложения боярский человек, убивший чужого боярского человека, но без умысла, должен быть наказан кнутом, затем должен быть выдан тому господину, человека которого он убил. Убийца отвечал лично, выдавался за возмещение убытков. Но понесший убытки мог не принять убийцу, в этом случае выдача заменялась взысканием определенной денежной суммы. Возмещение убытка переходило на господина.

Все преступления раба против личности – против свободных мужей – могли вести к его безнаказанному убийству. Но в некоторых случаях свободные люди довольствовались денежным вознаграждением.

К вопросу о последствиях преступлений, совершенных рабом, относится статья 87 третьей редакции Русской Правды, сохранившая след очень глубокой древности. И по этой статье за раба отвечает господин. Но в ней есть своя особенность: обиженный не может войти в дом господина и распорядится с обидчиком по своему усмотрению; он должен довольствоваться установленной платой. Господин вправе не выдавать раба в связи с неприкосновенностью жилища. Его можно убить за обиду вне дома господина. В доме раб неприкосновенен. Это единственное, тем самым очень ценное, указание на неприкосновенность жилищ в древности.

По одной из статей за преступление раба господин платил сумму в 12 гривен, превышающую обычную цену раба, а затем терял и самого раба.

Ярослав в свою очередь вводит новые порядки – он «уставил убить раба». Точнее, он установил смертную казнь рабам за удар свободному мужу. По определению суда можно предписать казнить раба; но Ярослав вводит казнь по суду, что значит, что судья мог и не приговорить раба к смертной казни.

Сыновья Ярослава заменили смертную казнь денежным штрафом или телесными наказаниями. Итак, сыновья Ярослава утвердили, что обиды рассматриваются судом, но решаются мягче.

Рабы вызываются к суду как обвиняемые еще в XI веке. Их объяснения выслушивались. Таким образом, уже с Ярослава, то есть с 1 половины XI века, рабы при столкновении их с третьими лицами, не были предоставлены их полному произволу. Вопрос о вине решался судом.

Статья 116 третьей редакции говорит, что, если раб был убит без вины, убийца платил урок господину и продажу князю. Отсюда следует, что после убийства раба господин мог начать дело перед судом и доказывать, что раб был невиновен перед убийцей.

Права господина.

Начиная с Русской Правды, памятники говорят о холопах, но ни один из них не определяет права господина. Эти права существуют и постоянно предполагаются, но нигде не определяются. Известно, что эти права родились не из княжеских указов, так как они проистекают еще из обычаев, следовательно, они древнее всяких указов. Указы определяют не права господина, а, отталкиваясь от уже существующих прав, определяют порядок поведения господина и его органов на суде, в случае столкновения интересов принимающих участие в тяжбе.

Ряд таких определений о рабах имеется в Русской Правде.

Все эти определения проникнуты общей идеей – раб – человек не свободный, а зависящий от господина; он не субъект, а объект прав. Но исходя из того, что раб – это собственность, наши предки не могли не замечать различия между обычной собственностью и человеком, находящимся в собственности. С принятием христианства идея общности между рабом и господином должна была сделать дальнейшие успехи – ограничение власти господина. Раб есть собственность, но с некоторыми отступлениями от этого начала. Русская Правда однозначно не отвечает на вопрос о правах господина. Первоначально никаких ограничений не было, но довольно рано они появились – уже в XII веке, следовательно, в эпоху Русской Правды. Влияние христианских идей на правовое положение рабов.

В древнейших поучениях духовенства можно найти следы заботы о рабах.

Также в древнейших кормчих книгах XIII века находится поучение епископа новопоставляемому священнику. В нем запрещается принимать какие бы то ни было приношения от жестоких господ. В этих книгах жестокие господа поставлены наравне с неверными, еретиками, разбойниками.

Все послания древних священников советуют быть добрыми к своим рабам, помогать им, одевать и кормить их.

Духовенство же XVI века, например Сильвестр, уже вовсю советует пользоваться услугами только свободных людей.

С начала XVII века написано два указа, изданных в интересах раба. Первый принадлежит царю Борису. Он обязывает господ кормить рабов даже в голодные годы, а не ссылать их со двора. Все холопы, которым господин откажет в прокормлении, могут получить вольную.

Второй указ издан царем Шуйским. По нему господам предоставлено на выбор: или женить холопа, или дать ему волю. Если господин не делал ни того, ни другого, у раба было право жалобы и иск о вольности. Но этим указ не ограничивался. Он предусматривал возможность сопротивления господ и принимал соответствующие меры. Для противодействия искам о вольности неженатых рабов, господа могли подать встречный иск о краже. Но Шуйский отказывается принимать такие иски.

Указ Шуйского предполагает, что рабы живут в христианском браке. Он обязывает господ дать жен холопам и мужей рабыням. Уложение не повторяет этого правила. Но и в нем есть статья, свидетельствующая о признании браков рабов. Уложение предусматривает такой случай. Суть его в том, что мужа нельзя продавать отдельно от жены.Имущество рабов.

В памятнике первой половины XIII века есть статья, которая предполагает у рабов собственное имущество и наследников этого имущества. Это 7 статья Смоленского договора с немцами.

Приведенная статья предполагает собственность у рабов, а не узаконивает ее. Собственно, статья не вводит ничего нового, а отталкивается от существующего: есть рабы, которые имеют собственность, поэтому они вступают в сделки от своего имени и передают свое имение своим наследникам. Статья предполагает эту практику и говорит: по обязательствам, заключенным умершими рабами, отвечают их наследники.

Статья 152 Русской Правды определяет последствия беглого раба для господина. Во время бегства раб мог вступить в сделку, приобрести что-нибудь или войти в долги. С возвращения его к господину, на последнего переходят все сделки, совершенные рабом во время бегства. Это естественно. Рабы – собственность господина, а потому его приобретения и потери – это приобретения и потери господина. Статья 149 говорит о последствиях для господина обманной сделки, совершенной холопом. Если холоп получил обманом от 3 лица деньги, и это 3 лицо не знало, что имеет дело с холопом, ответственность падала на господина. Если лицо знало, что вступило в сделку с холопом, действовавшим от себя, а не по поучению господина, то господин не отвечал.  У кредитора, который заведомо вступил в сделку с рабом, нет иска против господина; но отсюда не признается возможность раба не платить долги. Если он имел свое имущество, то должен был платить свои долги. Значит, с раба можно было стребовать долг.

В Русской Правде  нет никаких запретов для раба иметь собственность и вступать в сделки, не нарушая прав господина. Что не запрещалось никакими указами, могло происходит по простому разрешению господина.

Положение рабов.

Все домашнее хозяйство было делом рабов. Русская Правда упоминает огнищанина, конюшего и сельского тиуна. За первых двух назначалась высокая плата – в 80 гривен, потому что они княжеские тиуны. Огнищанин ведал княжеским домом (огнищем), конюший – княжеской конюшней. За тиунов бояр взыскивалось 40 гривен. Но и это высокая плата, она равна плате за свободного человека. Этим тиунам доверялось все боярское хозяйств. Сельский тиун, смотритель сельских работ, за него бралось 12 гривен. Это в 2 с половиной раза больше, чем за рядовича. Рабам же поручают господа и совершение от своего имени всяких сделок, договоров купли-продажи.

Боярские тиуны могли выступать в качестве свидетелей на суде, если свидетеля – свободного человека – невозможно было найти.

Тиуны были и свободными людьми, но это скорее исключение, чем правило.

Тиун – это первый человек во всем домашнем хозяйстве. Владимир Мономах велел своим сыновьям за всем присматривать самостоятельно, но во главу ставить тиуна.

Управление и суд составляли в древние времена доходную статью правителей. Это было право князей, которым они делились со своими вольными слугами. Но князья и их вольные слуги судили и управляли не всегда лично сами, а действовали при помощи особо назначаемых ими к тому лиц. В качестве таких второстепенных правителей и  судей опять встречаем тиунов.

Тиуны Всеволода, например, были судьями в Киеве и Вышгороде и судили не по закону. Эти судьи, государственные чиновники, не имели названия, соответствующего их должности. Они называются по их частной должности у князя, по тиунству.

Тиун и ключник и в конце XV века одно и то же. Московские памятники сохранили некоторые указания на деятельность этих сельских тиунов-ключников. Под их непосредственным ведением состоят все остальные холопы.

Ключники собирают господские доходы и заботятся об их приращении, с этой целью они раздают господское серебро в рост крестьянам и получают с них проценты. А по наступлении сроков взыскивают капитал. Они вступают в сделки от имени своего господина и приобретают для него недвижимость и рабов. Эти покупки тиуны делают «за ключом их господина» или  «на его ключ».

«Ключ» здесь символ власти. Господин, если покупатель рабов сам, соблюдает те же формальности. Он берет людей «на ключ», а «по ключу» становятся его холопами.

Московские князья отпускают на волю: своих тиунов, ключников, казначеев, дьяков и приказных людей, ведавших княжескими приказами.

Казначеи ведали казной, дьяки вели переписку, без различия княжеской от государственной. Эти казначеи, дьяки, тиуны – приказные люди, так как они по приказу князя ведают его «прибытками». Древнейшие приказы, таким образом, состоят из рабов.

Наместники и волостели, рассылаемые московскими государями во все города и волости, отправляют свои обязанности через своих тиунов.

У тиунов-рабов есть свой доход с государственной службы. Они имеют своих дьяков, которые тоже получают свой доход со службы.

Рабы, выступавшие в роли дьяков и судей, были знатоками древнего судебного порядка. Из их среды появляются первые присяжные поверенные. Введение исков по своим делам господа поручают своим рабам. Те же рабы-адвокаты занимаются и вольной практикой по найму.

Итак, старые холопы, это не совсем то, что мы привыкли понимать под не имеющей права голоса собственностью, под вещью. Но, конечно, не все холопы пользовались одинаковым положением. Среди них различаются большие и меньшие люди. У рабов признается есть, притом выше, чаем у крестьян. По Судебнику 1550 года честь лучших боярских холопов оценивалась в 5 раз выше чести свободного крестьянина. Если же это были холопы, занимавшие публичные должности тиунов – честь их оценивалась размером получаемого с должности дохода, как и честь царских служилых людей. Только честь младших рабов равнялась чести свободного крестьянина.

Не каждый раб имел свое имущество, но у тех, у которых оно было, оно принадлежало им с разрешения своих господ. В силу того же разрешения, рабы распоряжались этим имуществом: давали деньги взаймы, дарили недвижимость и так далее.

У тиуна князя Всеволода, например, был свой дом.

У жены великого князя московского князя московского Василия Васильевича были холопы, владевшие куплями и вотчинами.

А по духовной грамоте Ивана Юрьевича Патрикеева, XV век, освобождались его люди с землей, которая принадлежала им в рабстве.

Признавалось за рабами и право отвечать на суде. Таким образом, собственность старинных рабов – явление довольно обычное, никакой устав этого не запрещает. Но право собственности рабов не было ограждено от захвата со стороны их господ.

Холоп не мог подать иска против господина, но это не значит, что в древности не было никаких пределов господской власти.Убийство раба господином.

Русская Правда предусматривает только случаи убийства холопа 3 лицом, а не его господином. В убийстве раба 3 лицом Правда видит только имущественный ущерб господину, а не убийство человека.

С учреждением постоянных судов и с принятием христианства, точка зрения изменяется. Судьи начинают получать доход с убийств, следовательно, они расширяют понятие убийства и применяют его к убийству рабов господами.

Появляются позже и статьи, ограничивающие наместников. Они запрещают им брать «вину» за случаи ненамеренного убийств рабов господами.

Заключение.

Я проделал работу, связанную с положением зависимого населения на Руси. А именно, полных холопов. Проделывая эту работу, я открыл для себя много нового.

Полные холопы не были абсолютно бесправными: они выполняли множество функций, за что зачастую получали вознаграждение, их убийство признавалось преступлением.

Хотелось бы сказать про основной, использованный мной источник. Это книга В. И. Сергеевича «Древности русского права». В первом томе автор говорит о правовом положении всех категорий населения на Руси. Но меня более всего заинтересовало зависимое население в связи с тем, что мне интересен сам факт наличия рабского труда.

В принципе, можно сказать о том, что на той стадии развития рабский труд не был чем-то противоестественным, его наличие соответствовало существующему в государстве строю. Список литературы.

1. Сергеевич В. И. «Древности русского права», Санкт-Петербург, 1909 год.

www.coolreferat.com

Билет 7. Правовое положение населения Древней Руси

Право Билет 7. Правовое положение населения Древней Руси

Количество просмотров публикации Билет 7. Правовое положение населения Древней Руси - 63

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Билет 7. Правовое положение населения Древней Руси
Рубрика (тематическая категория) Право

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По её тексту достаточно трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, — нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Данные юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде как князья, бояре, княжьимужи княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп — боярство, духовенство, купечество, ʼʼнизыʼʼ (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.) Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. Эта группа населения неоднородна˸ наряду со свободными были и зависимые (ʼʼкрепостныеʼʼ) смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников ᴇᴦο имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за ≪купу≫, т.е. заем, в который могли включаться разные ценности — земля, скот, зерно, деньги и проч. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господинубеспричинно наказывать ᴇᴦο и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой˸ господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть ≪выдан головой≫, т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое — все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За ᴇᴦο убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп.

Билет 7. Правовое положение населения Древней Руси - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Билет 7. Правовое положение населения Древней Руси" 2014, 2015-2016.

referatwork.ru