Годер учебник история древнего мира. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (2017, 303с.) PDF
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История. 5 класс. Учебник: История Древнего мира, авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. Годер учебник история древнего мира


Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (2017, 303с.) PDF

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (2017, 303с.) PDF

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (2017, 303с.).Автор: Годер Георгий Израилевич, Свенцицкая Ирина Сергеевна, Вигасин Алексей АлексеевичХудожник: Гольдберг Л. М.Редактор: Искендеров А. А.Издательство: Просвещение, 2017 г.

Данный учебник открывает единую линию учебников по всеобщей истории для основной школы.Учебник создан с учётом достижений современной исторической науки. Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения курса является формирование целостного представления об изучаемой эпохе.Методический аппарат, включающий вопросы и задания двух уровней сложности, а также творческие проекты, предполагает активные формы освоения учебной информации.Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.Дополнительные материалы к учебнику размещены в электронном каталоге на сайте издательства «Просвещение».Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.6-е издание

pr-cii.ru

История. 5 класс. Учебник: История Древнего мира, авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.

Транскрипт

1 История 5 класс. Учебник: История Древнего мира, авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. Учитель: Никифорова Елена Анатольевна Электронная почта: Скайп: elena.nikiforova75, удобное время связи вторник , четверг СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первобытное общество Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Древний Восток Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. Древняя Греция и эллинистический мир Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры. Древний Рим Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

2 I полугодие I. Жизнь первобытных людей. Древнейшие люди. Главное отличие древнейших людей от животных. Первые орудия труда человека. Первые занятия древнейших людей. Овладение огнем. Первые человеческие коллективы. Изображения и открытия первобытных людей. Человек - разумный. Возникновение искусства и религиозных верований. Земледелие и скотоводство. Появление неравенства. Счет лет в истории. Проверочная работа 1 (срок сдачи до 10.10) 1) Выберите правильный ответ. Земледелие возникло: А) из собирательства примерно 10 тысяч лет назад Б) из собирательства примерно 40 тысяч лет назад В) в одно время со скотоводством, примерно 40 тысяч лет назад. 2) Выберите правильный ответ. С возникновением земледелия: А) появились первые религиозные верования Б) появились первые постоянные поселения В) появились первые жилища. 3) Выберите неправильный ответ. Все члены родовой общины: А) занималлись земледелием и скотоводством Б) происходили от одного предка В) говорили на одном языке 4) Восстановите последовательность событий:

3 А) возникновение мотыжного земледелия Б) овладение огнем В) возникновение плужного земледелия Г) появление родовых общин Д) изобретение лука и стрел 5) Приведите в соответствие: А) человеческое стадо 1) древнейшие занятия людей Б) вождь 2) древнейший коллектив людей В) собирательство и охота 3) глава племени во время войны 6) Продолжите перечень. Первобытные люди верили в существование: А) души Б) оборотней В) Г) Д) 7) Назовите принцип, объединяющий эти слова. Скот, орудия труда, собственное хозяйство на своем участке земли, урожай: А) это то, что принадлежало большой семье Б) это то, что принадлежало только вождям и старейшинам В) это то, что отличала родовую общину от человеческого стада 8) Назовите понятие, которому соответствует данное определение. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности, - это: А) государство Б) племя В) большая семья 9) Вставьте вместо пропусков. Жизнью племени управлял. На время войны избирался. Его и прославляли как людей. 10) Установите связь между явлениями. Разделение труда и обмен: А) разделение труда сделало обмен необходимым

4 Б) обмен породил разделение труда В) эти явления никак не связаны 11) Что означают слова и выражения: Гарпун Охота Человеческое стадо Родовая община Религия Собирательство Племя Знать Жертва Идол II. Древний Восток Древний Египет. Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения. Возникновение единого государства в Египте. Неограниченная власть фараонов. Войско и завоевательные походы фараонов. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги. Обожествление фараона. Искусство древних египтян. Древнеегипетская письменность и ее особенности. Знания древних египтян. 1) Оцените утверждение. Проверочная работа 2 (срок сдачи до 10.11) Древний Египет это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря: А) верно Б) неверно 2) Выберите правильный ответ. Пешее войско фараона: А) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу

5 Б) создавалось на время войны В) было единственным родом войск в Египте 3) Выберите неправильный ответ. Жрецы были могущественны потому, что египтяне верили: А) они говорят от имени богов Б) они лучше всех говорят с богами В) они говорят от имени фараона 4) Назовите понятие, которому соответствует данное описание. Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тела высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали: А) саркофаг Б) мумию В) гробницу 5) Найдите лишнее. Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова: А) иероглифы Б) бумага В) папирус Г) чернила 6) Приведите в соответствие: А) бог Солнца Б) фараон, при котором Египет достиг наивысшего могущества В) фараон, чья гробница сохранилась до наших дней в первозданном виде 1) Тутмос III 2) Тутанхамон 3) Амон-Ра 7) Продолжите перечень. Фараону подчинялись: А) жрецы Б) вельможи В) Г) Д) Е) 8) Назовите принцип, объединяющий эти слова. Высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник:

6 А) это названия государственных должностей в Египте Б) это титулы фараона В) это обязанности верховного жреца 9) Вставьте вместо пропусков. Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений -. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота платили. 10) Выделите важнейшие признаки. Для государства Египет характерны признаки: А) власть в Египте принадлежала фараону Б) писцы по приказу вельмож собирали налоги в казну В) появились земледелие и ремесло Г) египтяне верили в многочисленных богов Д) фараону служило постоянное войско III. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хамурапи. Религиозные верования жителей Двуречья. Клинопись. Научные знания. Литература: сказания о Гильгамеше. 1) Оцените утверждение. Проверочная работа 3 (срок сдачи до 1.12) Овладение железом способствовало развитию земледелия, которое до тех пор

7 процветало лишь в речных долинах с мягкими, жирными почвами: А) верно Б) неверно 2) Выберите правильный ответ. Первые государства в Древнем Двуречье возникли: А) 3 тысячи лет назад Б) 5 тысяч лет назад В) 4 тысячи лет назад 3) Выберите неправильный ответ. Древние государства Западной Азии: А) Египет Б) Вавилон В) Ассирия Г) Персия 4) Приведите в соответствие: А) Финикия 1) Ниневия Б) Лидийское царство 2) Сарды В) Ассирия 3) Тир 5) Назовите страну, соответствующую данному описанию. Путешественник, истомленный странствиями по безжизненной пустыне, с нетерпением ждал того мгновения, когда перед его глазами предстанет чудесный цветущий край, похожий на сад. Археологи приезжают сюда, чтобы найти на древних холмах глиняные таблички с бесценным надписями. В холмах скрываются и ступенчатые глиняные башни храмы, подниматься на вершину которых было дозволено лишь жрецам: А) Финикия Б) Персия В) Двуречье 6) Раскройте смысл библейского выражения. Вавилонское столпотворение: А) радостное событие Б) сумятица, неразбериха, страшная суета

8 В) крупное строительство 7. Восстановите последовательность событий: А) возникновение Персидской державы, царства стран Б) законы Хаммурапи В) образование первых первых финикийских колоний Г) основание городов Ур и Урук в Двуречье 8. Найдите лишнее. Крупнейшие правители древних государств Западной Азии: А) Солоомн Б) Ашшурбанапал В) Шамаш Г) Кир Д) Хаммурапи 9. Выделите важнейшие признаки. Персидская и Ассирийская военные державы: А) образовались в результате завоеваний и покорения других государств Б) подчинили своей властиогромные территории, отличающиеся по языку, религии, уровню хозяйственного развития В) вели в отношении покоренных народов осторожную политику, стремились жить с ними в мире Г) с покоренным населением обращались жестоко, по существу, грабили его Д) были очень прочны и устойчивы 10) Вставьте вместо пропусков. Древние государства Западной Азии внесли значительный вклад в историю мировой цивилизации. В Двуречье возникла столь же древняя, как и египетские иероглмфы, письменность -. В Ветхом Завете сформулированы заповеди, лежащие в основе современных норм нравственности: не,

9 не, не. Знаменитая была основана в столице Ассирии по повелению царя Ашшурбанапала. 11) Что означают слова и выражения: Персеполь Яхве Шамаш богат как Крез Скрижали Клинопись Иерусалим Заповеди IV. Индия и Китай в древности. Местоположение и природа Древней Индии. Сельское хозяйство. Религиозные верования. Представление о кастах. Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Строительство Великой Китайской стены. Шелк. Чай. Бумага. Компас. Проверочная работа 4 (срок сдачи до 20.12) 1) Оцените утверждение. Объединению Индии и Китая под властью одного правителя предшествовал догий период существования враждовавших между собой царств: А) верно Б) неверно 2) Выберите правильный ответ. Выдающиеся мудрецы Древней Индии и Древнего Китая: А) Будда и Ашока Б) Конфуций и Цинь Шихуан В) Будда и Конфуций

10 3) Выберите неправильный ответ. Касты в Индии А) брахманы Б) буддисты В) воины 4) Найдите лишнее. В Древнем Китае были изобретены: А) компас Б) бумага В) сахар 5) Приведите в соответствие: А) Индия 1) строительство Великой стены Б) Китай 2) вера в переселение душ 3) использование бамбука как материала для письма 4) почитание коров как священных животных 5) изобретение цифр, которые мы называем арабскими 6) иероглифы 6) Назовите понятие, которому соответствует данное описание. Одетые так, чтобы любой мог издалека узнать их, они не могли жить в деревне вместе с другими. С ними никто не разговаривал. Каждый старался уйти с их дороги, чтобы не видеть их. А) неприкасаемые Б) прокаженные В) неприкосновенные 7) Назовите принцип, объединяющий эти пары слов. Будда и неравенство между кастами: А) Будда придавал решающее значение различиям между кастами Б) Будда учил, что главное это личные достоинства человека, а не его происхождение

11 В) Будда принадлежал к самой низшей касте, поэтому боролся против неравенства 8) Вставьте вместо пропусков. Большую роль в истории Индии и Китая сыграли великие реки. Самые многоводные реки Индии - и., Китая - и. Индийские реки берут начало в горах, китайские несут свои воды по равнине. 9) Восстановите последовательность событий: А) правление Ашоки Б) жизнь Конфуция В) появление первых государств в Китае Г) восстание народа против наследников Цинь Шихуана 10) Выделите важнейшие признаки. Конфуций учил: А) младших почитать старших Б) поданных почитать правителей В) презирать бедных Г) относиться друг к другу с уважением Д) правителей сочинять новые законы

12 II полугодие III Древняя Греция Местонахождение и природные условия. Роль моря в жизни греков. Критское царство. Микенское царство. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях. Древние Афины. Создание греческого алфавита. Занятия греков. Греческий полис. Понятия «демос». Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Демократия в Афинах. Древняя Спарта. Спартанские воспитания. Греческие колонии. Причины колонизации. Греко-персидские войны. Возвышение Афин в V B. ДО Н.Э. И расцвет демократии. Афинские школы и гимназии. Греческий театр. Перикл во главе Афин. Македонские завоевания IV B. ДО Н.Э. ЛИЧНОСТЬ Александра Македонского. Распад державы Александра Македонскою после его смерти. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Проверочная работа 5 по теме Древнейшая Греция (срок сдачи до 30.01) 1) Оцените утверждение. Природные условия Древней Греции не отличались от природных условий Двуречья: А) верно Б) неверно 2) Выберите правильный ответ. О начале Троянской войны рассказывает миф: А) о Тесее и Минотавре Б) о Дедале и Икаре В) о Парисе и Елене 3) Выберите неправильный ответ. Главные боги древних греков: А) Зевс Б) Посейдон В) Гор Г) Аид 4) Восстановите последовательность событий: А) Агамемнон становится предводителем греков

13 Б) Одиссей придумывает хитроумный план, строится огромный деревянный конь В) Одиссей расправляется с женихами Г) Одиссей проходит между Сциллой и Харибдой Д) Патрокл гибнет в схватке с Гектором 5) Приведите в соответствие: А) Микены 1) остров в Средиземном море Б) Крит 2) город в Малой Азии В) Троя 3) город в Южной Греции 6) Продолжите перечень. Боги покровители основных занятий греков: А) Деметра земледелие Б) Дионис виноделие В) Г) 7) Назовите принцип, объединяющий эти имена. Приам, Гефест, Ахиллес: А) это воины герои Троянской войны Б) это боги и люди участники Троянской войны В) это герои поэмы Гомера Одиссея 8) Назовите героя мифа, которому соответствует описание. Строитель лабиринта, знаменитый мастер, он сделал из перьев, ниток и воска огромные крылья, чтобы бежать от царя Миноса: А) Дедал Б) Икар В) Эгей

14 9) Сделайте правильный вывод из фактов. По мнению ученых, Гомер жил в 8 веке до н.э. Троя, осаду которой описал Гомер, пала около 1200 года до н.э. (в веках до н.э.). Это означает, что: А) все сведения Гомера вымысел автора, они не имеют отношения к реальной истории Троянской войны Б) Троянской войны в действительности не было В) не всем сведениям Гомера можно доверять, его поэму историки должны использовать с большой осторожностью 10) Вставьте вместо пропусков. Наверное, самым известным является греческий миф о Прометее. Вопреки воле, он дал людям, научил их строить дома, пахать землю, считать и. Проверочная работа 6 по теме Афины и Спарта. Греко-персидские войны (срок сдачи до 15.02) 1) Оцените утверждение. Афины были главными городом области Аттика, Спарта располагалась в области Лакония: А) верно Б) неверно 2) Выберите правильный ответ. Основы демократии в Афинах были заложены: А) законами Дракона Б) законами Солона В) законами Мильтиада 3) Выберите неправильный ответ. Органы управления в Спарте:

15 А) совет старейшин Б) Народное собрание В) ареопаг 4) Приведите в соответствие: А) один из 9 выборных правителей Афин 1) илоты Б) рабы, принадлежавшие Спартанскому государству 2) триеры В) подвижные боевые корабли в Афинах 3) архонты 5) Назовите город, который соответствует данному описанию. Греки не любили приезжать в этот город. В нем не было ни роскошных зданий, ни статуй на площадях. Мужчины были одеты в одинаковые одежды, а мальчики бегали полуголыми и необутыми, всегда голодными и готовыми подчиниться строгой команде самого храброго из них: А) Афины Б) Спарта В) Микены 6) Объясните смысл древнегреческого выражения. Со щитом или на щите: А) мужественно сражаться, победить или погибнуть Б) во что бы то ни стало вернуться живым В) победить любой ценой 7) Восстановите последовательность событий: А) отмена долгового рабства в Афинах Б) битва при Саламине В) первые Олимпийские игры Г) подвиг царя Леонида Д) вторжение персидского царя Дария 8) Найдите лишнее.

16 Герои греко-персидских войн: А) Мильтиад Б) Фемистокл В) Геродот Г) Леонид 9) Выделите важнейшие признаки. Греческие колонии: А) образовались в результате завоевательных походов Б) возникли в процессе мирного переселения В) располагались на морском побережье, вблизи удобных гаваней Г) как правило, враждовали с местным населением Д) были исключительно торговыми поселениями, их жители не занимались земледелием 10) Вставьте вместо пропусков. Олимпийские игры проводились один раз в года в. На время игр во всей Греции запрещались. Игры продолжались в течение дней. Победителя награждали венками из, в его родном городе ставили в честь него. Проверочная работа 7 по теме Македонские завоевания в 4 веке до н.э. (срок сдачи до 10.03) 1) Оцените утверждение. В состав державы Александра Македонского вошли государства Греции, Персия, Финикия, Египет: А) верно Б) неверно 2) Выберите правильный ответ. С призывами выступить против царя Македонии Филиппа к грекам обращался:

17 А) Демосфен Б) Исократ В) Эсхил 3) Выберите неправильный ответ. Александр Македонский: А) учился у крупнейшего греческого ученого Аристотеля Б) был сыном царя Филиппа В) убил на поединке царя Персии Дария III 4) Найдите лишнее. Ьитвы, выигранные Александром Македонским: А) на реке Граник Б) близ города Исса В) у селения Гавгамелы Г) у города Платеи 5) Приведите в соответствие: А) Демосфен 1) геометрия Б) Евклид 2) астрономия В) Эсхил 3) ораторское искусство Г) Аристарх Самосский 4) литература 6) Назовите понятие, которому соответствует описание. ПЕхота строилась в 16 рядов, первые шесть рядов клали длинные копья на впереди стоящих. В момент опасности воины, стоявшие в последних рядах, поворачивались лицом к врагу. Ее сравнивали со страшным, ощетинившимся железным зверем: А) фаланга Б) триера В) колонна 7) Восстановите последовательность событий: А) битва при Херонее Б) перенос столицы державы Александра Македонского в Вавилон

18 В) объявление Александра Македонского богом Г) осада Трои Д) смерть Дария III 8) Продолжите перечень. В комплкес здания Музея в Александрии входили: А) помещение для жилья, занятий, научных опытов Б) ботанический и зоологический сады В) Г) 9) ОБъясниете происхождение и смысл выражения. Гордиев узел: А) от города Гордии сложный, запутанный вопрос Б) от имени царя Гордия безвыходная ситуация В) от государства Гордий тяжкие, невыносимые тяжелые условия жизни 10) Установите связь между фактами. Войско отказалось подчиниться приказу Александра Македонского двинуться в поход в долину Ганга, после смерти Александра его держава быстро распалась: А) эти факты никак не связаны Б) отказ подчиниться приказу царя объясняется недовольством армии, слабость армии стала главной причиной распада империи В) отказ подчиниться приказу царя свидетельствует о разногласиях между полководцами, эти разногласия усилились после смерти Александра и привели к распаду державы.

19 IV. Древний Рим. Местоположение и природные особенности Италии. Легенды об основании Рима. Управление древнейшим Римом. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики.установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Разорение землевладельцев Италии. Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака. Диктатура Цезаря. Поражение сторонников Цезаря. Борьба Антония и Октавиана. Октавиан Август и его власть. Римская империя в первые века нашей эры. Возникновение христианства. Падение Западной Римской империи. Проверочная работа 8 по теме Рим сильнейшая держава средиземноморья (срок сдачи до 20.04) 1) Оцените утверждение. В 1 тысячелетии до н.э. вся Италия была завоевана племенем латинов: А) верно Б) неверно 2) Выберите правильный ответ. В борьбе за господство в Средиземноморье самым опасным противником Рима были: А) Македония Б) Карфаген В) Сирийское царство 3) Выберите неправильный ответ. Большое и боеспособное римское войско: А) состояло из беднейших римлян, не владевших землей Б) состояло в основном из земледельцев В) делилось на легионы 4) Найдите лишнее: Государства, завоеванные Римом во 2 веке до н.э.

20 А) Карфаген Б) Македония В) Греция Г) Египет 5) Восстановите последовательность событий: А) плебеи получают право принимать законы Б) римляне изгоняют последнего царя В) Ромул убивает Рема Г) Пирр терпит поражение от римлян 6) Приведите в соответствие: А) Плутарх 1) римский сенатор Б) Катон 2) греческий писатель и историк В) Варрон 3) римский ученый 7) Назовите принцип, объединяющий эти слова. Консул, патриций: А) это должностные лица в Риме Б) консулов в течение многих лет избирали только патрициев В) бывший консул получал звание патриция 8) Найдите ошибку в описании. Ликует буйный Рим! Толпа, заполнившая амфитеатр, требует, чтобы поверженнй гладиатор был убит. Сотни людей поднимают вверх большой палец и швыряют в несчастного огрызки яблок. Бессильно падает поднятая в знак мольбы о пощаде левая рука бойца : А) на самом деле гладиатор не мог просить зрителей о пощаде Б) на самом деле бой прекращался, если его участники получали рану В) на самом деле поднятый вверх большой палец означал, что зрители согласны

21 сохранить гладиатору жизнь 9) Объясниете происхождение выражения. Горе побежденным! : А) слова галльского вождя Бренна, потребовавшего от римлян огромной дани Б) слова римского полководца Пирра после второй победы над римлянами В) слова, которыми римляне проводили изгнанного царя Тарквиния Гордого 10) Продолжите перечень. Основные сражения второй войны Рима и Карфагена: А) в долине По Б) при Каннах В) Проверочная работа 9 по теме Древний Рим (срок сдачи до 20.05) 1) Оцените утверждение. Республиканские порядки сложилиьв Риме в начале 6 века до н.э., когда римские граждане изгнали последнего царя: А) верно Б) неверно 2) Выберите правильный ответ. Выдающийся римский поэт: А) Тацит Б) Сенека В) Вергилий 3) Выберите неправильный ответ. Цезарь был современником: А) Помпея Б) Красса В) Спартака Г) Сципиона 4) Восстановите последовательность событий: А) битва при Акции Б) земельные законы братьев Гракхов

22 В) разрушение Карфагена Г) покорение даков Д) правление Траяна 5) Приведите в соответствие: А) римские бани 1) Капитолийский холм Б) храм всех богов 2) Большой цирк В) арена для конских бегов 3) Пантеон Г) район Рима, где находились храмы Юпитера и Юноны 4) термы 6) Продолжите перечень. Римский ученый Варрон утверждал, что существует три вила орудий труда для обработки полей: А) немые (лопаты, плуги) Б) В) 7) Назовите принцип, объединяющий этих людей. Траян, Август, Константин: А) это римские императоры Б) это римские императоры, одержавшие выдающиеся военные победы В) это римские императоры, жестоко преследовавшие христиан 8) Найдите лишнее. Важнейшие сражения войн Рима и Карфагена: А) битва при Каннах Б) битва близ города Зам В) сражение у подножия Везувия 9) Найдите ошибку в описании.

23 Труд рабов использовался во всех сферах жизни римского общества. Они работали в имениях, занимались ремеслом, служили в домах богачей, были библиотекарями, учителями, врачами, гладиаторами: А) на самом деле рабы трудились только в имениях и в домах богачей Б) на самом деле рабы были даже у бедняков В) на самом деле рабы не могли быть врачами, библиотекарями, учителями 10) Назовите автора этих слов. Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздухи и света! : А) Тиберий и Гракх Б) Цезарь В) Спартак 11) Каково значение слов: Республика, сенат, триумф, трибун, амфитеатр, диктатор, ветеран, меценат, Евангелие, апостол, вандализм.

docplayer.ru

Учебник А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницицкая История Древнего мира 5 класс

Древняя Спарта (5 класс)

Предмет: Всеобщая история

Класс: 5 класс.

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. 

Методы контроля: устный (вопросы), письменный (работа с круговыми шифрами, работа с таблицей, схемой ).

Технология критического мышления

Приёмы: работа с («Опорным конспектом), письменно-графический (составление схемы, таблицы).

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты.

 Задачи:

образовательные задачи:

  • рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Греции
  •  охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев.
  • рассмотреть систему управления Спарты
развивающие задачи:
  • продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме.
  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
  •  продолжить развитие навыков критического анализа текста.
воспитательные задачи:
  •  вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам.
Оборудование: 
  • Карты
  • Раздаточный материал
Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницицкая История Древнего  мира 5 класс. – М.:Просвещение. - 2014

Основные понятия урока: Лаконика, Мессения, спартанцы, илоты, Совет старейшин, народное собрание

Урок составлен на основе поурочно-тематического планирования для 5 класса по примерной программе среднего (полного) общего образования по истории.

 1. Вводное слово. Описание домашнего задания.

Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас на минуту закроем глаза и представим себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку  в известный исторический журнал на тему «Древняя Спарта» - именно эта заметка станет вашим домашним заданием на следующий урок. Она должна состоять всего из 10 предложений и рассказывать о географическом положении Спарты, ее составе населениях, нравах и обычаях местных жителей.  Я думаю сейчас, нам трудно будет справиться с этим  непростым заданием. И поэтому я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции на территории, которой и находился данный полис. Но прежде чем совершить прыжок во времени мы должны с вами записать задание на дом и взять «Лист путешественника» в котором мы и будем писать наши заметки о Спарте. Эти листы вы дома вклеите в тетрадь и на их основе  и основе § 31, составите заметку в журнал.

 2. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос
  2. Индивидуальные задания по карточкам
 3. Географическое положение Спарты.

Спарта расположена на территории п-ва. Пелопоннес. В какой части Греции расположен этот полуостров? На севере территория Пелопоннеса соединяется с Грецией небольшим перешейкам, на котором греки дорийцы основали город Коринф (Коринфский перешеек). В конце II тысячелетия до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику на которой основали государство Спарту. А себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Глядя на карту, скажите какие племена, покорили дорийцы? Покоренный народ, проживавший на данной территории, дорийцы превратили в рабов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близ лежавшую территорию Мессению. Теперь, когда мы узнали о географическом положении Спарты,  давайте занесем эту информацию в наши «Листы путешественника» в раздел 1.

Итак, движемся в город. Ребята, когда мы попадем, в сам город не забывайте что спартанцы очень воинственные люди. Вся жизнь в Спарте построена на военный лад. Спартанцы гордились тем, что их город единственный в Элладе не имеет стен, ибо его стенами являются сами спартанцы. Не зря великой доблестью среди спартанцев считалось погибнуть, защищая государство. Мать, отправлявшая своего сына на войну подавала ему щит со словами «Вернись сын или со щитом, или на щите!». Как вы думаете, что означают эти слова?

 4. Категории населения Спарты. Воспитание Спартанцев.

А теперь пора познакомиться с категориями населения Спарты. Но чтобы не терять времени и собрать, как можно больше информации мы будем работать по группам. Прочитав текст на листе №2, заполните таблицу в «Листе путешественника» и найдите ответы на вопросы после текста. На эту работу вам 5 минут

«Категории населения».

  1 группа

Спартанцы

2 группа

Илоты

3 группа

Периэки

Какое положение занимали в обществе? дорийцы, граждане греки  рабы ахейцы,свободные соседи
Чем занимались? войны земледельцы ремесленники
 4.     Система власти.

Ребята пока вы общались с местными жителями и узнавали кто из них к какой категории относится, ко мне подошел спартанец и передал пергамент на котором записаны законы Спарты. Он сказал что, прочитав этот пергамент мы узнаем о системе управления Спарты. Давайте его прочтем и занесем в наши «Листы путешественника» в виде схемы. Для того чтобы разобраться со схемой мне нужны два помощника

Итак, ребята наше время истекает, мы успели заполнить наши «Листы путешественника и теперь у нас достаточно материала, для того чтобы написать заметку в журнал. Но нам необходимо расшифровать новые параллельные шифры внимание:

ла ты
спар эки
ило коника
пери танцы
Вы молодцы отлично поработали не забывайте про домашнее задание. А теперь ответьте что нового вы узнали на уроке, что показалось сложным, а что интересным.

ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

В процессе нашего путешествия по Древней Спарте не забывай заполнять разделы листа. Так как информация данного листа понадобиться тебе для выполнения домашнего задания.

Тема: «ДРЕВНЯЯ СПАРТА»

Раздел 1. Географическое положение

(Заполни пропуски в предложениях)

  1. П-ов. Пелопоннес находится на _____________ Греции;
  2. Спарта находится на территории пол-ва __________________________;
  3. Во ___тыс. до н.э. дорийцы завоевали территории _________ и ___________.
Раздел 2. Население Древней Спарты

(Используя текст, заполни таблицу)

«Категории населения Древней Спарты»

1 группа

Спартанцы

2 группа

Илоты

3 группа

Периэки

Какое положение занимали в обществе?
Чем занимались?
Раздел 3. Система управления Древней Спарты.

законы(Заполните схему)

суд, исполнительная власть войско наблюдатели

высший орган власти в государстве

Домашнее задание: § 31, написать заметку в газету из 10 предложений на тему: «Древняя Спарта».

Алгоритм написания заметки:

  1. Введение. (Чем интересна эта тема?)
  2. Основная часть. (Что я знаю по теме? Примеры)
  3. Заключение. (Мое мнение! Общий вывод по теме)

Индивидуальные задания.

Заполните таблицу. Сравните.

Общие черты Египта и Междуречья
 
 
Отличительные особенности Египта Отличительные особенности Междуречья
   
   
Заполните таблицу. Сравните
  Египет Междуречье
Климат    
Реки    
Разливы рек    
Ирригация    
Заполните таблицу. Сравните
Общие черты Египта и Междуречья
 
 
Отличительные особенности Египта Отличительные особенности Междуречья
   
   
Заполните таблицу. Сравните
  Египет Междуречье
Климат    
Реки    
Разливы рек    
Ирригация    

ist.na5bal.ru

История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Учебник создан в соответствии с современным уровнем исторической науки. Учащиеся узнают много интересного и увлекательного о первобытных людях, возникновении и истории древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим). Данное издание учебника доработано по замечаниям учителей. Обновлены методический аппарат, исторические карты и иллюстративный ряд учебника.

ОГЛАВЛЕНИЕ Откуда мы знаем, как жили наши предки 6 Жизнь первобытных людей 7 Глава 1. Первобытные собиратели и охотники 8 § 1. Древнейшие люди § 2. Родовые общины охотников и собирателей 11 § 3. Возникновение искусства и религиозных верований Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 20 § 4. Возникновение земледелия и скотоводства — § 5. Появление неравенства и знати 24 Глава 3. Счет лет в истории 28 Древний Восток 31 От первобытности к цивилизации 32 Глава 4. Древний Египет 33 § 6. Государство на берегах Нила — § 7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 35 § 8. Жизнь египетского вельможи 39 § 9. Военные походы фараонов 43 § 10. Религия древних египтян 48 § 11. Искусство Древнего Египта 53 § 12. Письменность и знания древних египтян 60 Глава 5. Западная Азия в древности 63 § 13. Древнее Двуречье _ § 14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 66 § 15. Финикийские мореплаватели 70 § 16. Библейские сказания 74 § 17. Древнееврейское царство 78 § 18. Ассирийская держава 82 § 19. Персидская держава «царя царей» 86 Глава 6. Индия и Китай в древности 91 § 20. Природа и люди Древней Индии 91 § 21. Индийские касты 95 § 22. Чему учил китайский мудрец Конфуций § 23. Первый властелин единого Китая 104 Древняя Греция 111 Глава 7. Древнейшая Греция 112 § 24. Греки и критяне — § 25. Микены и Троя 116 § 26. Поэма Гомера «Илиада» 120 § 27. Поэма Гомера «Одиссея» 124 § 28. Религия древних греков 129 Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. . 133 § 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу — § 30. Зарождение демократии в Афинах 137 § 31. Древняя Спарта. . 140 § 32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей 144 § 33. Олимпийские игры в древности 149 § 34. Победа греков над персами в Марафонской битве 154 § 35. Нашествие персидских войск на Элладу. . . 158 Глава 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н. э. и расцвет демократии 163 § 36. В гаванях афинского порта Пирей 164 § 37. В городе богини Афины 167 § 38. В афинских школах и гимнасиях 173 § 39. В театре Диониса 176 § 40. Афинская демократия при Перикле 182 Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н. э 186 § 41. Города Эллады подчиняются Македонии . . 187 § 42. Поход Александра Македонского на Восток 190 § 43. В Александрии Египетской 198 Древний Рим 203 Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 204 § 44. Древнейший Рим — § 45. Завоевание Римом Италии 208 § 46. Устройство Римской республики 212 Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья 216 § 47. Вторая война Рима с Карфаген

proresheno.ru

Учебники по истории для 5 класса

  • История древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС

    Автор: Годер Г.И.Год: 2019

    Разнообразные задания рабочей тетради помогают становлению исторического мышления школьников, усвоению главных исторических фактов школьного курса истории Древнего мира, формируют основные понятия, необходимые интеллектуальные умения и навыки.

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2

    Автор: Годер Г.И.Год: 2019

    Разнообразные задания рабочей тетради развивают оперативные способности ума, помогают усвоить главные исторические факты школьного курса истории Древнего мира, основные исторические и историко-географические понятия, а также необходимые интеллектуальные умения и навыки.

  • Атлас. История Древнего мира. 5 класс. ФГОС

    Год: 2018

    Данный атлас предназначен в качестве учебного пособия по истории Древнего мира для учеников 5 класса общеобразовательной школы.

  • Контурные карты. История Древнего мира. 5 класс. ФГОС

    Год: 2018

    Контурные карты помогут вам при изучении истории Древнего мира.

    Для того чтобы облегчить вашу работу, на каждой контурной карте даны и подписаны основные реки, озера, моря, некоторые исторические и географические объекты, а также дана легенда с условными обозначениями.

  • Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Часть 1. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». ФГОС

    Автор: Чернова М.Н.Год: 2018

    Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Рабочая тетрадь соответствует содержанию и структуре учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой по истории Древнего мира для 5 класса. В нее включены разнообразные по форме и уровню сложности задания, выполняя которые учащиеся повторяют и углубляют полученные на уроке знания, закрепляют и совершенствуют необходимые умения и навыки.

  • Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Часть 2. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». ФГОС

    Автор: Чернова М.Н.Год: 2018

    Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Рабочая тетрадь соответствует содержанию и структуре учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой по истории Древнего мира для 5 класса. В нее включены разнообразные по форме и уровню сложности задания, выполняя которые учащиеся повторяют и углубляют полученные на уроке знания, закрепляют и совершенствуют необходимые умения и навыки.

  • Атлас. Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII века (с контурными картами). ФГОС

    Год: 2018

    Вашему вниманию предлагается атлас для занятий по предмету "Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII века". В состав атласа входит комплект контурных карт.

  • Атлас. История Древнего мира. 5 класс. С контурными картами и заданиями. ФГОС

    Автор: Колпаков С.В., Пономарев М.В., Тырин С.В.Год: 2018

    Комплект включает в себя атлас, контурные карты и контрольные проверочные задания. Атлас содержит подробные карты по изучаемым темам. Карты иллюстрируют и дополняют текст любого учебника по курсу "История Древнего мира". Контурные карты и задания, содержащиеся в них, позволяют углубить и закрепить знания по изучаемому курсу.

  • Истоpия Дpевнего миpа. 5 класс. Проверочные и контрольные работы

    Автор: Крючкова Е.А.Год: 2018

    Выполнение заданий, содержащихся в пособии, будет способствовать закреплению изученного материала, формированию у учащихся универсальных учебных действий, овладению навыками системной учебной деятельности.

  • Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс». ФГОС

    Автор: Максимов Ю.И.Год: 2018

    Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Предлагаемое пособие включает тесты по истории Древнего мира для текущего и итогового контроля и соответствует содержанию учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего мира" для 5 класса общеобразовательных организаций.

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь

    Автор: Жукова С.А.Год: 2018

    В рабочей тетради к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса представлены интересные задания различных уровней сложности.

  • История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

    Автор: Ванина Э.В.Год: 2018

    Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект «История Древнего мира» для учащихся 5 классов. В ней представлены вопросы и задания различного характера, которые помогут не только закрепить и расширить знания по истории, но и развить навыки учебной деятельности.

  • Истоpия дpевнего миpа. 5 класс. Учебник

    Автор: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.Год: 2018

    Учебник составлен в соответствии с современным уровнем исторической науки. Отбор материала, форме го подачи и язык изложения соответствуют возрастным особенностям пятиклассников. Учащиеся узнают много интересного и увлекательного о первобытных людях, возникновении и истории древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим).

  • Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс. ФГОС

    Автор: Волкова К.В.Год: 2018

    Представленные контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 5 класса тематически сгруппированы, соответствуют требованиям школьной программы по истории и возрастным особенностям учащихся. Использование КИМов позволит не только оценить усвоение учащимися материала по теме, но и постепенно подготовить их к современной тестовой форме проверки знаний, что пригодится при выполнении заданий ЦТ и ЕГЭ.

  • История. Обязательные даты, понятия школьного курса

    Автор: Воловичков Г.Г.Год: 2018

    Книга содержит определения понятий по истории, ключевые даты и события, обязательные к изучению в 5—11-х классах. Информация сгруппирована по тематическому принципу, приводится подробный предметный указатель, обеспечивающий быстрый и удобный поиск нужного понятия, события.

  • Всеобщая история. 5 класс. История Древнего мира. Тетрадь проектов и творческих работ

    Автор: Вигасин А.А., Соколова Л.А., Артемов В.В.Год: 2018

    Тетрадь создана к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс". Пособие адресовано учащимся. К каждому из предусмотренных в учебнике информационно-творческих проектов в пособии предложены пошаговые алгоритмы их выполнения.

  • Отечественная история в схемах и таблицах

    Автор: Кириллов В.В.Год: 2018

    Курс отечественной истории в схемах и таблицах представляет собой учебное пособие, в котором в сжатой, концентрированной форме даются основные сведения о прошлом нашей страны.

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебное пособие

    Автор: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.Год: 2018

    Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и Примерной основной образовательной программой основного общего образования. Учебное пособие написано с учётом достижений современной исторической науки. Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций вводит школьников в мир истории.

  • История. 5 класс. Древний мир. Тетрадь-тренажёр

    Автор: Уколова И.Е.Год: 2018

    Тетрадь-тренажёр является составной частью учебно-методического комплекта «История. Древний мир» для 5 класса линии УМК «Сферы». В тренажёре содержатся задания для самостоятельной работы учащихся. Главная особенность тетради заключается в её фиксированном по темам курса формате, при котором задания в рамках каждой темы сгруппированы по видам работ, соответствующим формируемым в истории умениям и навыкам.

  • История России. Школьный словарь-справочник

    Автор: Данилов А.АГод: 2018

    Новый историко-культурный стандарт. УМК Торкунова А.В.

  • www.vkniga.ru