Географическое положение древнего двуречья. Урок истории по теме "Географическое положение и природа Древнего Двуречья". 5-й класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок истории по теме Географическое положение и природа Древнего Двуречья. 5-й класс. Географическое положение древнего двуречья


Урок истории по теме "Географическое положение и природа Древнего Двуречья". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с исторической картой.
  • Анализировать фрагмент исторического документа.
  • Расширять познавательный интерес школьников.

Термины и понятия: Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал: учебник, настенная карта "Древний Восток", презентация “Древнее Двуречье”, пакет документов, глиняные таблички, заостренные палочки.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-путешествие.

Форма урока: урок-погружение.

Ход урока

1. Оргмомент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

“Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей”.

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?

2. Подготовительный этап

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить. У меня будут помощники - они будут раздавать и собирать у вас необходимые документы. Это Дима, Миша и Женя.

(Прикрепляю бейждики).

А ещё на путешествие у нас не так много времени, нам его с вами нужно беречь. Поэтому хранителем времени у нас будет Оля и её помощник Денис. Они будут нам напоминать о том, что время приближается к окончанию. Когда в древности спрашивали, сколько времени прошло, то они отвечали, сколько песка утекло. Поэтому у хранителя времени будут песочные часы. Получите их, пожалуйста.

3. Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы:

  1. Царь Древнего Египта. (Фараон)
  2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)
  3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)
  4. Гробница египетских фараонов. (Пирамида)
  5. На каком материке находится Египет? (Африка)
  6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)
  7. Место в пустыне, где есть растительность и вода. (Оазис)
  8. Бог Солнца древних египтян. (Ра)
  9. Здание, где люди поклонялись богам. (Храм)
  10. Назовите священных животных Древнего Египта. (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Мои помощники раздайте, пожалуйста, пакет необходимых документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.

(Приложение 1)

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на декларацию - 5 минут).

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

Варианты ответов. Учитель обобщает полученные ответы.

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны.

4. Объяснение нового материала

В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

Открываем дневник путешественника и записываем:

Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. (Приложение 2)

Вывод учителя.

А что бы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно - климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом. Откроем учебник с.63 и сравним климатические условия двух стран.

Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну. Обязательно посетив её музеи.

Показ презентации.

Ну что ж, мы немного устали, пора нам размять уставшие от похода по музеям ноги.

Физкультминутка.

Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

Молодцы.

Основное занятие жителей Двуречья – земледелие. А что там выращивали?

Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы.

Работа с документом (Приложение 3) запись в дневник путешественника.

Вывод учителя.

Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются клинописью.

Записать определение в дневник путешественника.

Клинопись - вид письма Древнего Двуречье.

Знаки выдавливались на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней.

Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.

(Учитель рисует на доску несколько знаков и обозначение)

И сейчас мы отправляемся на урок в школу Древнего Двуречья.

Работа в парах, один рисует на глиняной табличке, другой в тетраде, затем меняются.

Учитель: Скажите ребята, а где вам было удобнее писать. Как вы думаете почему?

Вывод учителя.

5. Закрепление изученного материала

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

Выполнение теста. (5 минут)

Помощники собирают папки с документами.

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия.

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Ответы уч-ся.

6. Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание.

Параграф 13, читать, отвечать на вопросы.

1 ряд – Пересказ мифа о всемирном потопе.

2 ряд – пересказ сказания о Гильгамеше

3 ряд – составить рассказ от имени ученика школы Древнего Двуречья.

Дополнительное задание: перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты:

а) Бедняк занимает - себе забот наживает.

б) Хорошо одетому всегда рады.

в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

Итог урока. В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Информационные источники:

1. festival.1september.ru/articles/583070

2. http://festival.1september.ru/articles/210980/

3. kaibych.narod.ru/8.doc

4. О.А.Северина. История древнего мира. 5 класс. Поурочные планы. Часть I. Волгоград, 2003.

5. В.Г.Петрович, Н.М.Петрович. Уроки истории 5 класс. Москва, “Сфера”, 2003 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Древнее Двуречье План урока Географическое положение и природа

Древнее Двуречье

План урока Географическое положение и природа Двуречья Занятия жителей Двуречья ?(секрет) Религия Двуречья Культура Двуречья

1. Географическое положение и природа Двуречья ДРЕВНИЙ ВОСТОК А З И Я - Места возникновения государств Древнего Востока В каких частях света возникали государства Древнего Востока? Государства Древнего Востока возникали в Африке и в Азии Египет

ДРЕВНИЙ ВОСТОК Двуречье А З И Я В Древнем мире существовало несколько государств в Двуречье. Где находилось Двуречье? Государства Двуречья находились в Западной Азии

Почему страна называлась «Двуречье»? Древнее Двуречье Река Тигр Река Ефврат Двуречье еще называют Месопотамией, что в переводе с древнегреческого языка означало “Земля между реками” или Междуречье. Двуречье находилось в долине двух крупных рек Тигр и Евфрат

Опишите рельеф страны

Шумеры - древние жители - появились в Двуречье в VI тыс. до н.э. Из- за частых разливов рек они селились в горах и на возвышенностях ?

В Двуречье возник миф о всемирном потопе, В нем рассказывается, как стихия истребила почти всех людей.

2. Занятия жителей Двуречья 2. Занятия жителей Двуречья

Для борьбы с наводнениями жители Двуречья научились создавать ирригационную систему Ирригация – орошение, подвод воды на поля, испытывающих недостаток влаги ? Ирригация возникла в Двуречье в IVтыс. до н.э

Благодаря ирригации шумеры смогли переселиться с гор на равнины и заняться хозяйством в долине рек. Задание

4000 тыс.лет до н.э. изобретение колеса 4000- 3500 тыс.лет до н.э выплавка изделий из золота, меди и бронзы Медный меч Золотой шлем царя Опишите главные технические достижения жителей Древнего Двуречья О каких занятиях жителей Двуречья свидетельствуют эти достижения? В Двуречье были развиты ремесла

Чем занимались жители страны? Чем объяснить различия в их занятиях на Севере и Юге Двуречья? Древнее Двуречье Геродот о земледелии в Двуречье

Какие еще занятия были у шумеров благодаря географическому положению Двуречья? речные торговые пути Условные обозначения сухопутные торговые пути В Европу В Африку В Азию В Европу Древнее Двуречье Шумеры вели торговлю с другими странами

Обобщаем знания о занятиях жителей Двуречья Шумеры, древние жители Двуречья занимались: земледелием скотоводством ремеслами торговлей

3. Озаглавьте этот пункт плана после его изучения

IV тыс. до н.э. появление первых городов в Двуречье Макет-реконструкция г. Урука

Лагаш Урук Ур Аккад

Города имели своего правителя и чиновников. В городе имелась своя казна Города издавали законы Города имели армию Города враждовали друг с другом Обобщите сведения о городах Древнего Двуречья. В Двуречье существовали города–государства .

3. Возникновение в Двуречье городов-государств 3. Озаглавьте изученный вопрос урока

4. Религия Двуречья

Храм бога Луны. Город Ур. XXI в. до н.э. Реконструкция. Жрец. Статуэтка Древние жители Двуречья верили , что их владеют и управляют боги. Поэтому у каждого города был свой храм, посвященный богу-покровителю. Религия Двуречья не обещала жизни после смерти

Анну бог неба,«отец богов» Энки бог вод Нанна бог Луны Ашшур бог войны Иштар богиня плодородия Уту(Шамаш) бог солнца Энлиль бог воздуха Боги Двуречья Как называется религия, согласно которой поклоняются многим богам? В Двуречье существовала языческая религия Тренируем память! Запоминаем!

5. Культура Древнего Двуречья

Рождение письменности Древнее письмо было пиктограммами. Что такое пиктограммы?

Слова и части слов стали изображать символами Как со временем изменился способ письма?

Литература Археологи нашли целую библиотеку глиняных книг Среди них были поэтические произведения, сказания

Музыка Запись музыки на глиняной табличке Арфа Музыканты. Рельеф Археологические находки Двуречья III- II тыс. до н.э Докажите, что в Двуречье существовала музыкальная культура

Научные достижения Двуречья также известны благодаря глиняным книгам. Что нового внесли жители Двуречья в научные знания по сравнению с Египтом?  Медицина. Умели врачевать разные болезни, делали операции

Образование Центром обучения была школа –эдуба. Преподавались: письмо литература; математика; музыка; астрономия; право. Глиняная табличка с древним текстом Лира

Архитектура Двуречья Главными архитектурными сооружениями Древнего Двуречья были зиккураты – храмы в форме многоступенчатой башни. Зиккурат в Уруке. II тыс. до н.э. Модель зиккурата Задание

Скульптура Стела в честь победы царя Нарамсина III тыс. до н.э. Круглая скульптура из Лагаша Портрет правителя Гудеи в одежде жреца. III тыс. до н.э. Какие виды скульптуры существовали в Двуречье? Рельеф из Аккада

Что главное нужно запомнить о Древнем Двуречье? (продолжить предложения) в IV тыс. до н.э. в Западной Азии. Население занималось: земледелием скотоводством, ремеслом и торговлей. Это была страна городов-государств, имевших своих правителей, войско, языческих богов –покровителей города. Жители Двуречья достигли высокого уровня развития культуры, создали : письменность, науку, литературу, архитектуру, изобразительное искусство. Государства Двуречья возникли

Наследниками культуры шумер станут народы нескольких государств Двуречья Конец

Что мы узнаем о труде земледельцев в Двуречье из их древних законов? Если человек поленится укрепить плотину своего поля и в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек должен возместить хлеб, который он погубил… Из законов царя Хаммурапи. II тыс. до н.э. Вернуться в программу

На глиняных табличках мы читаем : Вернуться в программу

Гильгамеш и Иштар Вернуться в программу дальше

Гильгамеш и Энкиду сражаются с Хумбабой Вернуться в программу дальше

Гильгамеш и Энкиду сражаются с быком Вернуться в программу

Пиктограмма - отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Назад

Ирригация – орошение, подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги Вернуться в программу

…Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит безусловно самые лучшие плоды… Земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести...* Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину… Плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм, приготовляют хлеб, вино и мед... Греческий историк Геродот __________ *«сам двести» – означает , что посеяв 1 зерно, собирали 200 зерен, на самом деле урожай был сам 36, иногда доходил до сам 100. Почему в Южном Двуречье раньше, чем в других странах , стало развиваться земледелие? Найдите ответ на этот вопрос у Геродота. назад

- бог неба,«отец богов», занимался только делами Вселенной Верховные боги Анну Энлиль Энки Вернуться в программу Дальше

Он ночью путешествует по небу в лодке, а днем − по подземному царству бог солнца, почитался как судья, хранитель справедливости и истины Бог Луны Нанна Рельеф на камне XII в. до н.э. Уту (Шамаш) Вернуться в программу Дальше

бог войны. Его атрибутом считался крылатый солнечный диск Ашшур Иштар. Вернуться в программу

В Двуречье не было строительного леса и камня, единственным доступным материалом для построек была глина. Предположите по этим данным , как выглядели дома в Двуречье Остатки дома в городе Уруке Назад

Объясните, почему был издан закон о строителях домов? …если строитель построит дом, но тот окажется непрочным и разрушится, убив хозяина, то строитель будет казнен… Из законов царя Хаммурапи Реконструкция Урука Назад

Центром храма был длинный двор, на одном конце которого стояло изображение божества и алтарь, на другом – стол для приношений Опишите внешний вид храма Модель храма - зиккурата назад

present5.com

Урок истории по теме Географическое положение и природа Древнего Двуречья. 5-й класс

Цель: познакомить школьников сгеографическим положением и природой ДревнегоДвуречья, с занятиями населения, религиознымиверованиями, развитием письменности и культуройэтой страны.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с исторической картой.
  • Анализировать фрагмент историческогодокумента.
  • Расширять познавательный интерес школьников.
  • Термины и понятия:

    Передняя Азия, Месопотамия(Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

    Оборудование и дидактический материал

    :учебник, настенная карта «Древний Восток»,презентация “Древнее Двуречье”, пакетдокументов, глиняные таблички, заостренныепалочки.

    Тип урока

    : комбинированный урок.

    Вид урока

    : урок-путешествие.

    Форма урока

    : урок-погружение.

    Ход урока

    1. Оргмомент

    Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятновидеть вас в хорошем расположении. Начинаем нашурок. Его эпиграфом будут слова:

    “Река времен в своем стремленьеУносит все дела людейИ топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей”.

    На уроках истории мы каждый раз вспоминаем свами события далёкого прошлого, изучаем историюразных стран и народов. А сегодня я предлагаю вамотправиться со мной в путешествие? Хотите?

    А где вы хотели бы оказаться? В прошлом илинастоящем? Почему?

    Я предлагаю отправиться в далекое путешествие,в прошлое — страну, которая называется ДревнееДвуречье. Согласны?

    2. Подготовительный этап

    Я буду вашим экскурсоводом, и вы можетезадавать мне вопросы, которые возникнут в ходенашего путешествия, а я постараюсь на нихответить. У меня будут помощники — они будутраздавать и собирать у вас необходимыедокументы. Это Дима, Миша и Женя.

    (Прикрепляю бейждики).

    А ещё на путешествие у нас не так много времени,нам его с вами нужно беречь. Поэтому хранителемвремени у нас будет Оля и её помощник Денис. Онибудут нам напоминать о том, что времяприближается к окончанию. Когда в древностиспрашивали, сколько времени прошло, то ониотвечали, сколько песка утекло. Поэтому ухранителя времени будут песочные часы. Получитеих, пожалуйста.

    3. Повторение ранее изученного материала

    А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершитьдлительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобыполучить билет нам необходимо вспомнить, всё остране, которую мы изучали на прошлых уроках – оДревнем Египте.

    Давайте все вместе ответим на вопросы:

    1. Царь Древнего Египта. (Фараон)
    2. Растение, из стеблей которого делали материалдля письма. (Папирус)
    3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)
    4. Гробница египетских фараонов. (Пирамида)
    5. На каком материке находится Египет? (Африка)
    6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)
    7. Место в пустыне, где есть растительность и вода.(Оазис)
    8. Бог Солнца древних египтян. (Ра)
    9. Здание, где люди поклонялись богам. (Храм)
    10. Назовите священных животных Древнего Египта. (кошка,бык, крокодил, ибис и т.д.)

    Молодцы, билет на путешествие мы с вамиполучили. А теперь заполняем необходимыедокументы для перелёта — визу и декларацию. Вседокументы, которые вы будете заполнятьнеобходимо, сдать в конце урока, за это выполучите оценку. Мои помощники раздайте,пожалуйста, пакет необходимых документов.Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужнозаполнить визу, а зетам применив свои знания поистории Древнего Египта декларацию.

    (Приложение 1)

    Самостоятельная работа по заполнению визы идекларации. (На заполнение визы – 3 минуты, надекларацию — 5 минут).

    Ребята отложите заполненные документы.Скажите, какова цель нашего путешествия?

    Мы хотим побывать с вами в стране, где никогдане были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

    Варианты ответов. Учитель обобщаетполученные ответы.

    Нам хочется узнать, каковы особенностиэтой страны.

    4. Объяснение нового материала

    В разное время эту страну называли Междуречьем,Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречьенаходится на территории Передней Азии, в долинекоторой протекают реки Тигр и Евфрат, тамиздревле существовали очаги земледелия.Примерная дата возникновения государства 5000 лет.О древнейшей истории Двуречья знаем довольномало, так как на месте многих поселений, городовне сохранилось ни руин, ни гробниц подобныхЕгипетским пирамидам, ни остатков храмов – лишьглиняные холмы.

    Открываем дневник путешественника изаписываем:

    Древнее Двуречье — страна, расположенная вПередней Азии, между рек Тигр и Евфрат. (Приложение 2)

    Вывод учителя.

    А что бы наше путешествие было успешным, намнеобходимо ознакомиться с природно -климатическими условиями. Природные условияДвуречья очень схожи с Древним Египтом. Откроемучебник с.63 и сравним климатические условия двухстран.

    Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемсяпосмотреть страну. Обязательно посетив её музеи.

    Показ презентации.

    Ну что ж, мы немного устали, пора нам размятьуставшие от похода по музеям ноги.

    Физкультминутка

    .

    Учитель называет слова, если слово относится кпервобытным людям — поднять руки, к ЖителямДревнего Египта – присесть.

    Вождь, пирамида, жрец, старейшина,собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

    Молодцы.

    Основное занятие жителей Двуречья –земледелие. А что там выращивали?

    Возьмите из файла документ, давайте егопрочитаем и ответим на вопросы.

    Работа с документом

    (Приложение 3)запись в дневник путешественника.

    Вывод учителя.

    Несмотря на отсутствие строевого леса и камня,здесь строили дворцы и храмы, жилые дома.Строительным материалом являлась глина, изкоторой делали большие кирпичи. Но самоеинтересное предназначение глины — использованиеее в качестве писчего материала. На холмахДвуречья археологами найдены среди обломковглиняной посуды и кирпичей таблички, покрытыезначками в виде клинышков. Эти знаки называются клинописью.

    Записать определение в дневникпутешественника.

    Клинопись —

    вид письма Древнего Двуречье.

    Знаки выдавливались на мягкой глине концомспециально заостренной палочки. Затем табличкуобжигали и в таком виде ее можно было хранитьочень долго, т.к. она становилась очень прочной.Множество таких табличек сохранилось до нашихдней.

    Каждый знак в клинописи — это рисунок, которыйозначал целое слово.

    (Учитель рисует на доску несколько знаков иобозначение)

    И сейчас мы отправляемся на урок в школуДревнего Двуречья.

    Работа в парах, один рисует на глинянойтабличке, другой в тетраде, затем меняются.

    Учитель:

    Скажите ребята, а где вам былоудобнее писать. Как вы думаете почему?

    Вывод учителя.

    5. Закрепление изученного материала

    На путешествие подходит к концу. А чтобывернуться обратно домой, мы должны выполнитьтест по теме нашего путешествия.

    Выполнение теста. (5 минут)

    Помощники собирают папки с документами.

    На следующий урок вы узнаете, как хорошо высправились с заданиями во время путешествия.

    6. Рефлексия.

    - Вам понравилось путешествие?

    - Что вы узнали нового, интересного?

    - Что вы сегодня дома захотите рассказать своимродителям о нашем уроке?

    Ответы уч-ся.

    6. Всем спасибо за урок! Запишите домашнеезадание.

    Параграф 13, читать, отвечать на вопросы.

    1 ряд – Пересказ мифа о всемирном потопе.

    2 ряд – пересказ сказания о Гильгамеше

    3 ряд – составить рассказ от имени ученикашколы Древнего Двуречья.

    Дополнительное задание: перед вами пословицыпервых жителей Междуречья, предлагается доманайти русские варианты:

    а) Бедняк занимает — себе забот наживает.

    б) Хорошо одетому всегда рады.

    в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нееколодку.

    Итог урока.

    В завершение хотелось бы сказать,что народ Древнего Двуречья внес неоценимыйвклад в сокровищницу мировой науки и культуры.Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты,но то, что было ими создано, будет всегда удивлятьи восхищать людей. И, возможно, нас еще ждутбольшие открытия. Может быть, эти открытиясделаете вы сами.

    Информационные источники:

    1. festival.1september.ru/articles/583070

    2. http://festival.1september.ru/articles/210980/

    3. kaibych.narod.ru/8.doc

    4. О.А.Северина. История древнего мира. 5 класс.Поурочные планы. Часть I. Волгоград, 2003.

    5. В.Г.Петрович, Н.М.Петрович. Уроки истории 5класс. Москва, “Сфера”, 2003 г.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Презентация

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    goxi.ru