Кто такой Гефест: боги Древней Греции. Гефест боги древней греции


Гефест - это... Что такое Гефест?

Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ (Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан. Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957. A. Ф. Лосев.   В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).

(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

- бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини — Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но — о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, — никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп — освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все — вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу — горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи — их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он — и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, — он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) — первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады — спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады — то же, что и вакханки.

(3) Тирс — палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан — ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

ГЕФЕСТ

в греческой мифологии сын Зевса и Геры бог огня и кузнечного дела, покровитель художников, муж Афродиты

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Гефест и Фетида с доспехами Ахилла.

Гефест и Фетида с доспехами Ахилла.Фрагмент росписи краснофигурного килика.Около 490 до н. э.Западный Берлин.Государственные музеи.

.

dic.academic.ru

Греческая мифология. Богом чего является Гефест?

Гефест бог огня и кузнечного ремесла. Сын Геры и Зевса. Но если точнее, то только Геры, она сама сотворила его из своего бедра. Он родился слабым и с больными ногами, геру это разозлило и она сбросила его с Олимпа. Однако он не погиб, упав в океан он был подобран Эвриномой и Фетидой. Они воспитывали его до совершенолетия. Он вырос хромым и некрасивым, но с широкой грудью, мускулистой шеей и могучими руками. К тому же он был прекрасным кузнецом. Только он мог выковать любые предметы так, что с ними по прочности и красоте не сравниться ни одно другое изделие. Он решил отомстить своей матери и выковал золотой трон, который отправил на олимп. Стоило Гере на него сесть, как ее окутали несокрушимые путы. Ни один бог Олимпа не смог ее освободить, тогда за Гефестом был послан Гермес, который так и не смог его уговорить освободить Геру. На помощь Гермесу пришел Дионис, он напоил вином Гефеста настолько сильно, что тот в опьянении простил Геру и освободил ее. После этого Гефест остался жить на Олимпе и ковал доспехи и оружие богам. Он выковал доспехи и щит Ахиллу, колесницу Гелиосу, тирс Дионису, волшебное ожерелье Гармонии, эгиду и скипетр Зевсу.

Несмотря на то, что Гефест являлся довольно сильным богом, он все же был далеко не сильный характером, можно даже сказать слабохарактерный. Так он поймав на измене свою жену Афродиту с ее любовником Аресом, потребовал от отца Афродиты вернуть ему все те дары, что он за нее дал, но ее отец и не собирался этого делать, сказав quot;пусть Арес за нее платитquot;, но Арес тоже так и не заплатил, но Гефест и не настаивал, поскольку он все равно любил Афродиту и не хотел с ней расходиться.

Так же он не посмел ослушаться Зевса, против своей воли, но все же он приковал к скале Прометея, не смотря на то, что тот был его другом.

На пиршествах Олимпа Гефест всегда разливал богам вино, а те смеялись над его хромыми, слабыми ногами.

Однажды Гефест влюбился в Афину (она как бы его сестра, но при этом не сестра. Зевс сотворил ее без участия Геры, как впрочем и Гера родила Гефеста без участия Зевса). Во время троянской войны Афина попросила Гефеста выковать ей доспехи и оружие. Гефест попросил отплатить ему любовью, но Афина не поняла его. И Посейдон решил жестоко пошутить, он сказал Гефесту, что к нему в кузницу прийдет Афина и она очень желает, чтобы кто-нибудь взял ее силой. Когда же Афина пришла в кузницу посмотреть как Гефест справляется с работой, тот набросился на нее. Хромоногий бог нигода не вел себя грубо, но тут он оказался просто жертвой злой шутки. Гефест так и не смог овладеть Афиной, она вырвалась, а его семя пролилось на землю и оплодотворило ее (землю), так родился Эрихтоний, уродец со змеиными хвостами вместо ног.

Но иногда Гефест проявлял весь свой характер, всю свою мощь. Однажды он помог Ахиллу, спас его от утопления и высушил реку своим испепиляющим пламенем.

info-4all.ru

боги Древней Греции :: ashanet.ru

В греческой мифологии бог Гефест - талантливый кузнец, обслуживающий все олимпийское воинство. До наших дней дошло множество преданий, рассказывающих о деяниях этого божества, в которых он предстает то как воплощение огненной стихии, то как объект многочисленных насмешек со стороны других обитателей Олимпа.

Несчастливое детство

Все греческие мифы сходятся на том, что матерью бога Гефеста была Гера. А вот о его отце существуют разные версии. Одни полагали, что Гефест - сын Зевса. Другие же мифы утверждали, что уставшая от бесконечных измен мужа Гера завела роман на стороне и родила сына в отместку.

Статуя Гефеста

В любом случае на свет появился нелюбимый ребенок. Все олимпийские божества отличались приятной наружностью и были совершенными. Гефест же родился хромым. Гера, постыдившаяся представить такого ребенка сонму божеств, сбросила его с Олимпа, но Гефест выжил. За это он позже отомстил матери, приковав ее к трону цепью.

Но к Гере он питал все же теплые чувства. Когда она начала выговаривать мужу за очередную измену, и Зевс хотел ударить жену, Гефест вступился за нее. Разъяренный громовержец схватил сына и во второй раз сбросил с Олимпа.

Гефест и Афродита

Кажется странным, что богиня любви и женской красоты стала женой столь безобразного существа, как бог Гефест. Мифы объясняют это следующим образом. Когда Гефест приковал Геру к золотому креслу, все боги просили его освободить мать, но тот не соглашался. Тогда на помощь пришел покровитель виноделов Дионис. Он допьяна напоил Гефеста, а тогда уж уговорил отпустить Геру. За время, проведенное на кресле, мать подумала над своим поведением и решила признать сына. А чтобы искупить вину, она принудила Зевса женить Гефеста на Афродите.

Впрочем, богиню любви брачные обязательства не сильно останавливали. Сохранилось множество мифов, в которых говорится, что она изменяет мужу со многими другими богами и прекрасными смертными юношами.

Божественный ремесленник

Мифы - не только сборник интересных историй, сохранившихся от культурного наследия Древней Греции. Бог Гефест, как можно выяснить при более внимательном их прочтении, имеет негреческое происхождение. Его культ был заимствован у народов, которые были ассимилированы греками еще в древние времена.

Современная статуя Гефеста

На это указывает уже любовь к кузнечному ремеслу Гефеста, богом чего в греческой мифологии он как раз выступает. Если остальные божества занимаются каким-либо физическим трудом, то лишь по принуждению. Гефест же исправно кует доспехи и оружие для своих собратьев и даже прислуживает им за столом.

Трудно сказать, в какое время вошел в сонм греческих богов Гефест. Его явно выраженное физическое несовершенство, а также тесная связь с огнем свидетельствуют о связи персонажа с верой в могущество стихий, характерных для архаической стадии развития религиозных воззрений.

Две матери

Еще одно свидетельство того, что культ бога Гефеста был заимствован, хранится в уже упомянутых мифах о его рождении. Если подробнее рассмотреть первый из них, согласно которому Гера родила сына, чтобы отомстить Зевсу, то обнаружится любопытная подробность: она родила сына... сама от себя. Это уникальный случай во всей греческой мифологии. Обычно, если бог был заимствован у другого народа, его происхождение в мифе связывалось с той областью, в которой прежде был развит его культ. Гефест же рождается на Олимпе и имеет только мать. Следовательно, можно предполагать, что его культ был воспринят греками в очень древнюю эпоху.

Некоторые намеки можно обнаружить во втором мифе. Когда Гера сбрасывает Гефеста с Олимпа, он падает в океан, где его находит богиня Фетида. Областью ее особого почитания были Фессалия и Спарта, где проживали потомки подчинивших на рубеже XIII-XII вв. до н. э. Грецию дорийцев. Тесная связь Фетиды и Гефеста подтверждается и другими мифами. В частности, по ее просьбе божественный кузнец изготавливает щит для ее сына Ахиллеса. Все это косвенно указывает на время возможного появления культа Гефеста в Греции, а также на территории, где его почитали изначально.

Гефест вручает Фетиде доспехи для Ахиллеса

Почитание Гефеста

В первую очередь молитвы Гефесту возносили кузнецы и другие ремесленники. Местом особого почитания этого бога был Лемнос: именно там упал Гефест после того, как Зевс сбросил его с Олимпа. Другой областью, где оказывалось особое почтение божественному кузнецу, являлся остров Самос. Согласно греческим мифам, именно на этом острове Гефест воздвиг кресло, к которому позже приковал свою мать.

Помимо кузнечного дела Гефест был известен как покровитель знания. Вместе с Афиной он обучил людей многим ремеслам. Даже в эпоху, когда люди уже могли обходиться без постоянных подсказок со стороны сверхъестественных сил, он неизменно приходит на помощь по первой же просьбе. Так, кроме щита для Ахиллеса, он изготовил оружие для героя римской эпической поэзии Энея.

Бог кузнечного дела Гефест

После утраты Грецией независимости олимпийский культ был воспринят римлянами. В латинской традиции Гефест сохранил свои функции кузнеца и виночерпия богов и получил имя Вулкан.

ashanet.ru