Финансовое право древнего рима. Финансовая и налоговая системы Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Финансовая и налоговая системы Древнего Рима. Финансовое право древнего рима


Финансовая и налоговая системы Древнего Рима: bolgarttx

История Древнего Рима играет значительную роль во всемирно-историческом развитии. Именно Рим дает нам образец рабовладельческого способа производства, и на древнеримском материале историки, экономисты, философы анализируют сущность этой формации в ее законченном виде, сравнивая ее с более поздними формациями.

Продолжительность и сложность римской истории нуждается в особом внимании к ее периодизации. Общепринято деление истории этого государства на две большие эпохи: республика (VI — І в. до н. э.) и империя (І — V в. н. э.).

В период республики в социально-экономической жизни Рима произошли глубокие изменения. Патриархальная система рабства в этот период трансформировалась в так называемое классическое рабство, то есть рабовладельческий строй достиг наибольшей зрелости и завершенности.

При классическом рабстве производство было направлено на создание добавочной стоимости, на развитие товарно-денежных отношений и на фактическое установление рыночных отношений.

При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства к более крупному, централизованному хозяйству с применением сложной кооперации труда.

Рабы были основными производителями, и дальнейшее развитие производства требовало пополнения массы рабов, большое количество которых давали войны.

Для населения, не имевшего прав римского гражданства, очень долго сохраняло силу долговое рабство, отмененное для римских граждан еще в 326 г. до н. э. Пользуясь невмешательством римской администрации, сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты (до 48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить эти долги, их превращали в рабов.

Источником пополнения рабов было и пиратство, достигшее в римскую эпоху неслыханного размаха. На малозаселенных землях восточного Средиземноморья, на о. Кипр пираты создавали целые государства собственным флотом.

Еще одним источником рабства было естественное воспроизводство рабов. Сын рабыни оставался рабом, и каждому владельцу было выгодно, чтобы у его рабыни рождалось больше детей, которые были бы послушными и покорными, что особенно ценилось.

Рынки рабов были почти в каждом городе, кроме них существовали крупные работорговые центры. Так, на о. Делос, куда свозили рабов со всего восточного Средиземноморья, за день переходило из рук в руки до 10 тыс. рабов. Цены на них колебались от 4 до 500 динариев. Высококвалифицированные рабы ценились в несколько раз дороже простых. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший в своей «Естественной истории» приводит случай продажи раба-грамматика Дафниса за 700 тыс. сестерциев (1 сестерций был равен 1/4 динария).

Рабский труд применялся в домашнем хозяйстве, в строительстве горнодобывающих промыслов, на различных частных предприятиях. Существовало огромное количество рабов-ремесленников. Но больше всего рабский труд использовался в сельском хозяйстве, что связано с аграрным характером страны и образованием крупных сельскохозяйственных владений.

Оборотной стороной процесса концентрации земли было обезземеливание мелких собственников. Разоренные крестьяне частично превращались в сельскохозяйственных наемных работников или шли в города, прежде всего в Рим.

Среди населения Рима и других городов заметную часть составлял так называемый люмпен-пролетариат. Это были неимущие, номинально имевшие права римского гражданства. Они принимали участие в выборах магистратов, в народном собрании, но не имели никакой собственности и, как правило, не работали, а жили за счет подачек богатых людей, поддерживая их кандидатов во время голосования и предоставляя им различные услуги. В І в. до н. э. содержание этой категории населения взяло на себя государство. По закону Кассия (73 г. до н. э.) каждому люмпен-пролетарию выделялось около 1,5 кг хлеба в день. В 50 — 40-е годы до н. э. таких нахлебников только в Риме было 300 тыс. Все они были занесены в особые списки и получали бесплатно пайки с государственных складов. Эта деклассированная, паразитиру-ющая, продажная масса людей, цель жизни которой воплощалась в знаменитом лозунге поздней республики «Хлеба и зрелищ!», была серьезной политической силой. Позднее эта городская чернь сыграла фатальную роль в вырождении демократии и гибели республики.

Другим, не менее значительным, изменением в социальной структуре римского общества было формирование всадничества.

Термин «всадники» имеет длинную историю. Сначала 18 всаднических центурий составляли римскую конницу. Их набирали из богатейших людей первого имущественного класса. Постепенно всадничество начинает превращаться из рода войск в новое сословие. Всадники перестают служить в кавалерии, а лишь поставляют высших офицеров для армии. В это же время был установлен всаднический ценз, вдесятеро превышавший ценз первого класса (400 тыс. сестерциев).

По закону Клавдия 218 г. до н. э.  сенаторы должны заниматься только аграрным хозяйством, а к сфере влияния всадников перешли торговля и финансовая система.

Рост денежного капитала в Риме не соответствовал общему уровню экономического развития Италии и в значительной мере был искусственным. Его источником служили контрибуции, военные трофеи и систематическое выжимание последних денежных средств из провинций путем откупной системы.

Что представляла собой откупная система? Когда Рим из города-государства превратился в центр мирового государства, его государственный аппарат (до установления империи) продолжал оставаться старым аппаратом города-государства с народным собранием, сенатом и выборными магистратами. В нем почти не существовало специальных органов, которые ведали бы управлением Италии и провинций, в частности финансовых органов. Поэтому для сбора налогов простейшим решением было отдать их на откуп публиканам. В Риме сдавался на откуп не только сбор налогов в провинциях, но и целый ряд других статей государственного хозяйства.

На основе откупной системы выросли своеобразные предприятия, которые отдаленно напоминали акционерные компании. Чтобы получить право на откуп, нужно было заранее внести правительству крупную сумму. Иногда это было не по силам отдельным богачам, и потому они объединялись и образовывали компанию. Каждый участник компании вносил в дело обусловленную часть капитала и получал соответствующее количество долей. Этими «акциями» спекулировали, их продавали и покупали, играли ими на повышение и понижение. Откупщики в провинциях выступали как ростовщики.

При сборе налогов откупщики не только компенсировали внесенную ранее сумму, но и имели огромные излишки. Наместники провинций, получая крупные взятки, смотрели сквозь пальцы на злоупотребления откупщиков, выделяли им в помощь войска, подавляя недовольство провинциальных жителей. Откупная система сбора налогов привела к быстрому разрушению и истощению провинций.

Целые области становились безлюдными, потому что их жителей продавали в рабство, о чем уже говорилось выше. Многие государства настолько задолжали крупным ростовщикам, что иногда вынуждены были передавать себя в собственность Риму. Таким образом, римский денежный капитал имел ярко выраженный спекулятивный характер.

Гражданские войны в Риме, длившиеся целое столетие, знаменовали собой кризис и гибель рабовладельческой Римской республики. На смену ей пришла империя.

Империя принесла относительный гражданский мир и значительное ослабление внешней агрессии. Она несколько смягчила старую республиканскую практику: провинции получили хозяйственную самостоятельность, императорская система сбора налогов была легче республиканских откупов. Однако налоговый гнет оставался ощутимым, а сборщиков налогов не жаловали. Возьмем, например, провинцию Египет — основную житницу Рима. Из документов нам известно 50 натуральных и свыше 450 денежных налогов. Кроме обычных для провинций повинностей по ремонту дорог, перевозкам, содержанию чиновников, которые путешествовали по провинции, в Египте уже с І в. вводится повинность по принудительной аренде непригодных участков земли. За обработку этих участков, как и за внесение налогов, отвечала вся сельская община. Благодаря этому община дольше сохранялась в Египте. Если налоги не были уплачены, то виновники, их родственники и односельчане подвергались всяческим истязаниям.

Многие императоры, особенно из дома Антониев, поощряли городское строительство и заботились о культурной жизни провинций. Среди положительных моментов следует также отметить значительное уменьшение пиратства, дальнейшее развитие сети удобных дорог (некоторыми из них пользуются и по сей день), введение единой имперской монеты.

Если взглянуть на Римскую империю в период ее наибольшего могущества, то можно особенно выделить правление (принципат) Августа.

После войны с Антонием и Клеопатрой, завершившейся завоеванием Египта (30 г. до н. э.), Октавиан стал единственным правителем Рима и всех его владений.

Отпраздновав свой триумф, Октавиан получил от сената звание императора и почетное имя Август, которое раньше использовалось лишь как обращение к божеству. Сенат объявил Октавиана-Августа своим принцепсом, и он был поставлен первым в списке сенаторов. Позднее Август получил звание великого понтифика, то есть верховного жреца Рима, а также пожизненного проконсула, а следовательно, командующего всеми римскими вооруженными силами.

Август получил право на создание особой казны (фиска), которая включала как его личные средства, так и имущество, принадлежавшее ему как главе государства. Императорская казна пополнялась за счет доходов из императорских имений, налогов из императорских провинций, конфискаций осужденных лиц, военной добычи. Он также имел в распоряжении средства государственной казны — эрария, формально подотчетной сенату, где чеканились монеты, и таким образом фактически распоряжался всеми финансами Римского государства.

Внутренняя политика Августа имела ярко выраженный классовый характер. Он провел через сенат постановление, запрещавшее отпускать рабов на волю раньше чем через 20 лет после их покупки. Кроме того, владелец, отпускавший раба на волю, должен был уплатить 5% его стоимости в виде налога. Было ограничено и количество рабов, которых владелец мог отпустить на волю.

Август сделал опорой своей власти римское сословие всадников. Он установил для них имущественный ценз в 400 тыс. сестерциев. Из всадников Август набирал значительное количество военачальников и провинциальных прокураторов. Всадники, как и раньше, собирали налоги с провинций.

Большую роль в жизни общества сыграли созданные многочисленные провинциальные колонии ветеранов. Они получали землю, которая распределялась между ветеранами легионов. По специальному эдикту Августа ветераны, их дети и родители освобождались от всех налогов. Позднее такое право получили некоторые врачи, риторы, учителя и императорские арендаторы.

Август стремился поддерживать свое господство не только применением силы. Его окружение, в частности близкий друг Гай Цильний Меценат, материально поддерживало римских поэтов и других деятелей искусства и заступались за них. В кружке Мецената были известные римские поэты Гораций Флакк, Вергилий Марон, Овидий Назон. Став великим понтификом, Август не только реставрировал много храмов, но и восстановил некоторые давние праздники, среди которых «секулярные» (столетние) игры. В Риме был установлен культ божественного Юлия в честь названного отца Августа Юлия Цезаря.

В тесной связи с религиозной политикой принимались меры по укреплению морали и семьи. Сначала Август повел кампанию против безбрачия. По закону о браке мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет должны были состоять в браке. Нарушавшие эту статью закона лишались права свободно передавать свое имущество по завещанию. Незамужние женщины, кроме того, подлежали налогу в размере 1% их имущества. Эти ограничения отменялись с момента вступления в брак, а рождение каждого нового ребенка давало родителям новые льготы.

В 476 г. командир германских наемников Одоакр сверг последнего римского императора, которого, по иронии судьбы, звали так же, как и легендарного основателя «вечного города», — Ромул. Этот год считается датой падения Римской империи, концом древнего мира, рабовладельческой формации и началом средневекового периода всемирной истории.http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/2677

bolgarttx.livejournal.com

Тема 2. Финансовое право в Древнем Риме.

План лекции:

Вопрос 1. Денежная система Древнего Рима и меры по ее реформированию.

Вопрос 2. Организация контроля над финансами.

Вопрос 3. Источники доходов в Древнем Риме, организация налогообло­жения.

Вопрос 4. Система расходования финансовых средств в Древнем Риме.

Литература по теме N 2:

Денежная система Римской империи.- В кн. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства.-М.:Политиздат, 1990.-С.46-80;

Общественные финансы.- В кн. Пухан И, Поленак-Акимовская М. Римское право.-М..1999.-С. 27, 47-49;

Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства.- Разд. I Экономическое состояние Римской империи в эпоху возникновения христианства.- Гл. II - V (Налоги, литургии и повинности).- М.:Политиздат,1990.-С.96-104;

Ростовцев М.И. История государственного откупа в Римской империи (от Августа до Ди­оклетиана).- Спб.,1899;

Финансовое право.- В кн. Скрипилев Е.А. Основы римского права.- М., 2000.-С.74-83.

Тема 3. Уголовное право и уголовное судопроизводство в Древнем Риме.

План лекции:

Вопрос 1. Общая характеристика уголовных преступлений

Вопрос 2. Система наказаний за уголовные преступления

Вопрос 3. Организация уголовной юстиции.

Литература по теме N 3.

Загурский Л.Н. Принципы римского гражданского и уголовного процесса.-Харьков, 1874;

Покровский И.А. Частная защита общественных интересов в Древнем Риме.-Киев, 1904.-С.27-43;

Уголовное право Древнего Рима.- В кн. Всеобщая история государства и права. Учебник ./Под ред. проф. К.И.Батыра.- М.:Юристъ,1998.-С.112-114;

Уголовное право. Уголовный суд и процесс.- В кн. Скрипилев Е.А. Основы римского права.-М., 2000.-С.71-74, 83-90;

Черниловский З.М. Презумпции и фикции в истории римского права //Советское госу­дарство и право.-1984.-N1.-C.12-17.

Митюков К.A. Cognatio extraordinaria в классический период.- Киев, 1900;

Пассек Е.В. Понятие непреодолимой силы (vis major) в гражданском праве //Ученые за­писки Юрьевского университета.- 1902.-Вып. 1, 1903.- Вып 2-3

Покровский И.А. Право и факт в римском праве. Ч. 1. Право и факт как материальное ос­нование исков.- Киев. 1898;

Покровский И.А. Право и факт в римском праве. Ч. 2. Генезис преторского права- Киев. 1902;

Пухан И, Поленак-Акимовская М. Римское право/ Под. ред. проф. В.А.Томсинова.-М.: Изд.Зерцало, 1999.- Ч. IV .Гражданский процесс.- С.332-356;

Римское частное право: Учебник /Под ред.И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского.-М.:Юристъ, 1996.- Разд. II Осуществление и защита прав.- С. 47-87;

Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс.- М.: Юридическое бюро "Городец", 1997

Скрипилев Е.А. Основы римского права. Конспект лекций.- 2-е изд.-М.:Ось-89, 2000.-Лекция 9 Защита прав. Гражданский процесс.- С.93-104;

Тарашкевич Л. Теория Павлиянской жалобы (actio Pauliana).- Варшава, 1897.

Тема 4. Судопроизводство по искам частного права в Древнем Риме.

План лекции:

Вопрос 1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка.

Вопрос 2. Иски как процессуальное средство защиты прав частного лица.

Вопрос 3. Легисакционный процесс, его значение и особенно­сти.

Вопрос 4. Формулярный процесс, его значение и особенности.

Вопрос 5. Экстраординарный процесс, его значение и особен­ности.

Литература по теме N 4

Гамбаров Ю.С. Как не следует понимать справедливость у римских юристов //Русская мысль.-1895.-Кн. 12.-С152-172;

Гордон В. Основание иска в составе изменения исковых требований.- Ярославль, 1902

Гражданский процесс в римском праве.- В кн. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Рим­ское право.- М.,1999.- С332-357;

Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. /Под ред. B.C. Нерсесянца.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1996.- Раздел IV Защита прав.- С. 168-228;

Доробец Н.К. Officium judicis. Компетенция присяжного судьи в римском гражданском праве первых столетий императорской эпохи.- Витебск, 1898;

Загурский Л.Н. Принципы римского гражданского и уголовного процесса.-Харьков, 1874;

Защита прав. Гражданский процесс.- В кн. Скрипилев Е.А. Основы римского права.- М., 2000.-С.93-104;

Карпека В.В. Пассивная легитимация в rei vindicatio классического римского права.- Ки­ев, 1915;

Кулаковский Ю. Коллегии в Древнем Риме.- Киев, 1892;

Легисакционный процесс. Изменения формы гражданского процесса .- В кн. История го­сударства и права зарубежных стран. Часть 1.-М.. 1998.-С170-171, 181-182;

studfiles.net

Финансовая и налоговая системы Древнего Рима. Вісник. Офіційно про податки

История Древнего Рима играет значительную роль во всемирно-историческом развитии. Именно Рим дает нам образец рабовладельческого способа производства, и на древнеримском материале историки, экономисты, философы анализируют сущность этой формации в ее законченном виде, сравнивая ее с более поздними формациями.

Продолжительность и сложность римской истории нуждается в особом внимании к ее периодизации. Общепринято деление истории этого государства на две большие эпохи: республика (VI — І в. до н. э.) и империя (І — V в. н. э.).

В период республики в социально-экономической жизни Рима произошли глубокие изменения. Патриархальная система рабства в этот период трансформировалась в так называемое классическое рабство, то есть рабовладельческий строй достиг наибольшей зрелости и завершенности.

При классическом рабстве производство было направлено на создание добавочной стоимости, на развитие товарно-денежных отношений и на фактическое установление рыночных отношений.

При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства к более крупному, централизованному хозяйству с применением сложной кооперации труда.

Рабы были основными производителями, и дальнейшее развитие производства требовало пополнения массы рабов, большое количество которых давали войны.

Для населения, не имевшего прав римского гражданства, очень долго сохраняло силу долговое рабство, отмененное для римских граждан еще в 326 г. до н. э. Пользуясь невмешательством римской администрации, сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты (до 48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить эти долги, их превращали в рабов.

Источником пополнения рабов было и пиратство, достигшее в римскую эпоху неслыханного размаха. На малозаселенных землях восточного Средиземноморья, на о. Кипр пираты создавали целые государства собственным флотом.

Еще одним источником рабства было естественное воспроизводство рабов. Сын рабыни оставался рабом, и каждому владельцу было выгодно, чтобы у его рабыни рождалось больше детей, которые были бы послушными и покорными, что особенно ценилось.

Рынки рабов были почти в каждом городе, кроме них существовали крупные работорговые центры. Так, на о. Делос, куда свозили рабов со всего восточного Средиземноморья, за день переходило из рук в руки до 10 тыс. рабов. Цены на них колебались от 4 до 500 динариев. Высококвалифицированные рабы ценились в несколько раз дороже простых. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший в своей «Естественной истории» приводит случай продажи раба-грамматика Дафниса за 700 тыс. сестерциев (1 сестерций был равен 1/4 динария).

Рабский труд применялся в домашнем хозяйстве, в строительстве горнодобывающих промыслов, на различных частных предприятиях. Существовало огромное количество рабов-ремесленников. Но больше всего рабский труд использовался в сельском хозяйстве, что связано с аграрным характером страны и образованием крупных сельскохозяйственных владений.

Оборотной стороной процесса концентрации земли было обезземеливание мелких собственников. Разоренные крестьяне частично превращались в сельскохозяйственных наемных работников или шли в города, прежде всего в Рим.

Среди населения Рима и других городов заметную часть составлял так называемый люмпен-пролетариат. Это были неимущие, номинально имевшие права римского гражданства. Они принимали участие в выборах магистратов, в народном собрании, но не имели никакой собственности и, как правило, не работали, а жили за счет подачек богатых людей, поддерживая их кандидатов во время голосования и предоставляя им различные услуги. В І в. до н. э. содержание этой категории населения взяло на себя государство. По закону Кассия (73 г. до н. э.) каждому люмпен-пролетарию выделялось около 1,5 кг хлеба в день. В 50 — 40-е годы до н. э. таких нахлебников только в Риме было 300 тыс. Все они были занесены в особые списки и получали бесплатно пайки с государственных складов. Эта деклассированная, паразитиру-ющая, продажная масса людей, цель жизни которой воплощалась в знаменитом лозунге поздней республики «Хлеба и зрелищ!», была серьезной политической силой. Позднее эта городская чернь сыграла фатальную роль в вырождении демократии и гибели республики.

Другим, не менее значительным, изменением в социальной структуре римского общества было формирование всадничества.

Термин «всадники» имеет длинную историю. Сначала 18 всаднических центурий составляли римскую конницу. Их набирали из богатейших людей первого имущественного класса. Постепенно всадничество начинает превращаться из рода войск в новое сословие. Всадники перестают служить в кавалерии, а лишь поставляют высших офицеров для армии. В это же время был установлен всаднический ценз, вдесятеро превышавший ценз первого класса (400 тыс. сестерциев).

По закону Клавдия 218 г. до н. э.  сенаторы должны заниматься только аграрным хозяйством, а к сфере влияния всадников перешли торговля и финансовая система.

Рост денежного капитала в Риме не соответствовал общему уровню экономического развития Италии и в значительной мере был искусственным. Его источником служили контрибуции, военные трофеи и систематическое выжимание последних денежных средств из провинций путем откупной системы.

Что представляла собой откупная система? Когда Рим из города-государства превратился в центр мирового государства, его государственный аппарат (до установления империи) продолжал оставаться старым аппаратом города-государства с народным собранием, сенатом и выборными магистратами. В нем почти не существовало специальных органов, которые ведали бы управлением Италии и провинций, в частности финансовых органов. Поэтому для сбора налогов простейшим решением было отдать их на откуп публиканам. В Риме сдавался на откуп не только сбор налогов в провинциях, но и целый ряд других статей государственного хозяйства.

На основе откупной системы выросли своеобразные предприятия, которые отдаленно напоминали акционерные компании. Чтобы получить право на откуп, нужно было заранее внести правительству крупную сумму. Иногда это было не по силам отдельным богачам, и потому они объединялись и образовывали компанию. Каждый участник компании вносил в дело обусловленную часть капитала и получал соответствующее количество долей. Этими «акциями» спекулировали, их продавали и покупали, играли ими на повышение и понижение. Откупщики в провинциях выступали как ростовщики.

При сборе налогов откупщики не только компенсировали внесенную ранее сумму, но и имели огромные излишки. Наместники провинций, получая крупные взятки, смотрели сквозь пальцы на злоупотребления откупщиков, выделяли им в помощь войска, подавляя недовольство провинциальных жителей. Откупная система сбора налогов привела к быстрому разрушению и истощению провинций.

Целые области становились безлюдными, потому что их жителей продавали в рабство, о чем уже говорилось выше. Многие государства настолько задолжали крупным ростовщикам, что иногда вынуждены были передавать себя в собственность Риму. Таким образом, римский денежный капитал имел ярко выраженный спекулятивный характер.

Гражданские войны в Риме, длившиеся целое столетие, знаменовали собой кризис и гибель рабовладельческой Римской республики. На смену ей пришла империя.

(Продолжение следует)

www.visnuk.com.ua

Тема 2. Финансовое право в Древнем Риме

Цель темы – изложить и добиться усвоения положений о правовом регулировании денежно-финансовой системы в римском государстве.

Задачи темы – раскрыть содержание правовых мер по реформированию денежно-финансовой системы, правовых основ системы налогообложения в римском государстве, сформировать необходимые представления об организации контроля над финансами.

Содержание темы:

Денежная система Древнего Рима и меры по ее реформированию. Возникновение и развитие денежной системы. Правовое регулирование выпуска монет. Монетная регалия. Причины кризиса денежного обращения. Денежно-ценовая реформа Диоклетиана (эдикт о ценах на товары и услуги). Появление и развитие фиска. Источники формирования фиска и государственной казны (эрариума).

Организация контроля над финансами в Древнем Риме. Прерогативы и деятельность прокураторов, расширение их финансовой юрисдикции в первой половине I века н.э. Функции департамента финансов (имперский период).

Организация и правовое регулирование налогообложения в Древнем Риме. Виды налогообложения. Налог за пользование общественной землей (ager publicus). Трибут как специфическая форма военного займа государства у римских граждан. Прямые налоги натурой (аннона). Налогообложение провинциалов (стипендиум, декума). Натуральные повинности. Квартирная и постойная повинности. Косвенные налоги (таможенные пошлины, пошлина за отпускаемых на волю рабов, пошлина за право торговли). Правовое регулирование сбора налогов. Понятие об откупной системе в Древнем Риме. Деятельность откупщиков-публиканов. Правовые ограничения деятельности откупщиков. Появление института городского куратора. Усиление ответственности городского патриципата за сбор налогов и состояние городских финансов. Введение поземельного налога в период поздней империи. Эдикт Каракаллы (212 г. н.э.). Экстраординарные денежные сборы.

Система и правовое регулирование расходования финансов в Древнем Риме. Расходование финансов в период республики. Изменения в структуре расходов в имперский период. Усиление военных расходов и расходов на содержание управленческого аппарата. Проблема денежных и натуральных раздач

Методы изучения темы: лекционно-семинарский метод, метод самостоятельной работы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое монетная регалия и она принадлежала в Древнем Риме?

  2. Что было установлено эдиктом Диоклетиана 301 г.?

  3. Чем отличались друг от друга фиск и эрарий?

  4. Как можно определить вещное право императора в отношении фиска?

  5. Какое право получили государственные прокураторы при императоре Клавдии?

  6. Как назывался военный займ государства у римских граждан?

  7. Что в Риме обозначалось понятием «ager publicus»?

  8. Какими правами обладали В Риме налоговые откупщики?

  9. Как в римском государстве определялся размер поземельного налога?

  10. О чём говорится в эдикте префекта Египта Тиберия Юлия Александра 69 г.?

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Денежно-финансовая система Древнего Рима и меры по ее реформированию.

  2. Денежно-ценовая реформа Диоклетиана (эдикт о ценах на товары и услуги).

  3. Источники формирования фиска и государственной казны.

  4. Полномочия государственных прокураторов в провинциях римской империи.

  5. Правовое регулирование сбора налогов и виды налогообложения в Риме.

  6. Полномочия городского патрициата по сбору налогов и ответственность за состояние городских финансов.

  7. Характеристика и особенности поземельного налога в Риме в период империи.

Индивидуальное задание:

Подготовить аннотацию на лекцию «Финансовое право» Е.А. Скрипилёва (в кн. Скрипилев Е. А. Основы римского права. – М.: Ось-89, 2000. – С.74-83).

Подготовить конспект титулов «Дигест Юстиниана» (сайт http: // okpravo. info / pam / 8 htm):

– Кн.1 Титул XIX. О должности прокуратора цезаря и управляющего имуществом цезаря

Доклады и рефераты по теме:

Реферат: «Развитие института поземельного налогообложения в Древнем Риме»

studfiles.net

Римское финансовое право

І. Римское финансовое право:  
а) Возникновение  денежного обращения в Древнем  Риме. Казна.  
б) Налоги и расходование средств   
   
ІІ. Римская терминология  
   
ІІІ. Задача-казус и её решение  

СОДЕРЖАНИЕ                                   

    I. Римское финансовое право. 

Возникновение денежного обращения  в Древнем Риме. Казна 

    В эпоху перехода от непосредственного обмена товарами к введению денежного обращения главным средством платежа был скот. Деньги как таковые появились в Риме предположительно в V-IV вв. до н.э. Ими стали бесформенные слитки красной бронзы, известные как «красные ассы» (aes rude). Слитки имели вес от 8 до примерно 300 г.

    В конце IV в. до н.э. появились слитки продолговатой формы, так называемые «сигнаты» (aes signatum), ценившиеся на вес. Аes signatum с изображениями Пегаса, быка, треножника, якоря весили до 1600 г (около 5 фунтов), они вышли из употребления к концу 1-й Пунической войны. Многие найденные образцы были аккуратно разбиты еще во времена античности для получения меньших фракций.

    Позднее появление серебряной монеты в Риме объяснялось бедностью Италии серебром. Только после завоевания Испании  в Рим стало поступать большое  количество серебра, а также во II в. до н. э. из Аттики, Македонии и  Фракии. Золото вводится в обращение  систематически только при Августе, до него в последние годы республики золотые монеты - ауреусы - появлялись лишь эпизодически. Ауреус весит 8,19 г и равняется 25 денариям.  При Августе было изменено обращение медной монеты, введена латунь - более дорогой сплав меди, чем бронза, и введены новые медные номиналы - медный сестерций, равный 4 ассам, и медный дупондий, равный 2 ассам.  В общих чертах соотношение номиналов в это время сводится к следующему:   1 ауреус=25 денариям=100 сестерциям=200 дупондиям (из латуни) = 400 ассам (из бронзы).

  • Золотой двойной ауреус - медальон.
  • Золотой ауреус = 25 денариев (20 мм).
  • Золотой легкий ауреус.
  • Золотой квинарий = 12 1/2 денариев (15 мм).
  • Серебряный денарий = 16 ассов (19 мм).
  • Серебряный квинарий = 8 ассов (15 мм).
  • Латунный или бронзовый двойной сестерций = 8 ассов (24-35 мм).
  • Латунный или бронзовый сестерций = 4 асса (24-35 мм).
  • Трипондий или трессис = 3 асса (М.Антоний, Октавиан и Октавия).
  • Латунный или бронзовый дупондий = 2 асса (28 мм).
  • Медный асс - основа системы (24-28 мм).
  • Латунный или бронзовый семис = 1/2 асса (18 мм).
  • Медный квадранс = 1/4 асса (15 мм).
  • Унция = 1/12 асса.

    В эпоху империи в восточных  римских провинциях долгое время  в обращении удерживаются так  называемые кистофоры - серебряные монеты, чеканенные в городах М. Азии по греческой весовой системе (аттическая драхма равна денарию и эти кистофоры входили также в римскую весовую систему, что способствовало их удержанию в обращении). Кистофор - тетрадрахма. По весу тетрадрахм-кистофоров восточные монетные дворы Рима чеканили монеты с изображениями римских императоров и латинскими надписями. Некоторые провинциальные города чеканили тетрадрахмы с изображением императоров, но металл в них был низкого качества, и они обращались по стоимости одного денария. Такие монеты, например, чеканились в римское время в. г. Александрии. Римские денарии и ауреусы в эпоху империи были широко распространены на территориях, даже не входивших в состав Римского государства. В большом количестве денарии I-III вв. н. э. находятся в кладах на территории современной Украины и Закавказья. Это дает представление о широких масштабах римской торговли.

    Совершенно  иную картину представляет римское  монетное дело во время кризиса III в. н. э., который резко отразился  и на финансовом деле и на денежном обращении. Затяжной кризис денежного обращения, порча монетного металла вызвали волнения среди свободного населения вообще и среди рабочих монетных дворов, в большинстве состоявших из вольноотпущенников и рабов. Есть интересные сведения о восстании рабочих монетного двора в Риме в правление императора Аврелиана (270-275 гг. н. э.). Для подавления восстания было стянуто большое войско, что свидетельствует о широте восстания, охватившего, очевидно, не только рабочих монетных мастерских, но и более широкие слои населения Рима. Это восстание, по всей вероятности, было связано с состоянием римской экономики, с резким падением стоимости антониниана (нового номинала, введенного Каракаллой взамен обесцененного денария), что требовало более многочисленных выпусков обесцененной монеты и тяжело отразилось на положении рабочих монетных дворов. Вождем восставших монетариев, к которым примкнули и другие слои населения Рима, был прокуратор фиска вольноотпущенник Фелициссимус, погибший во время уличных боев. Историк Аврелий Виктор сообщает, что рабочие монетного двора на Целии «сгладили» отличительные знаки на монетах (nummariam notam), чтобы испортить их и изъять из обращения. Но ожидаемого результата не последовало, и восставшие укрепились на холме. По сообщению Аврелия Виктора, в боях при кровавом подавлении этого восстания погибло около 7000 римских солдат. Это восстание, вызванное тяжелым социально-экономическим и политическим кризисом Римской империи в III в. н. э., было самым крупным движением низов римского общества в I-III вв. н. э.

    В годы финансовых затруднений и экономических  кризисов римские императоры охотно прибегали к порче металла  в монете и к понижению ее веса. Уже при Нероне снижается вес  серебряного денария, что влечет за собой снижение веса ауреуса. При Нероне же стали впервые применять лигатуру, приведшую к ухудшению пробы денария. Дальнейшая история римского монетного дела - пример постепенного и неуклонного снижения пробы и веса денария. К концу II в. н. э. количество меди в денарии доходит до 50%. Естественно, что это вызывает падение курса денария, подрывает его авторитет на международном рынке. Денарии I в. н. э. в это время ценятся вдвое дороже. Особенно заметна деградация денария во время правления Каракаллы, который пытался выйти из создавшихся затруднений. В 214 г. был выпущен новый номинал серебра, курсировавший одновременно с денарием. Этот номинал,. названный в честь Каракаллы антонинианом, чеканился из такого же плохого серебра, как и денарий, но значительно превышал последний в весе (5,3 г). Выпускаем более полновесного антониниана Каракалла хотел выровнять курс серебра и выйти из тяжелого финансового кризиса, охватившего всю Римскую империю. Внешне антониниан отличался тем, что император стал на них изображаться в лучевой короне, а не в лавровом венке, как на денариях.

    Главным нововведением императора Каркаллы был следующий номинал: серебряный антониниан = 2 денария (впоследствии из биллона).

    Однако  нововведение Каракаллы не привело  к желаемому результату. Последовало  быстрое падение стоимости антониниана, вызванное порчей его пробы (состав меди превышал 50%). Ухудшение серебра в денариях и антонинианах неизбежно повлекло за собой нарушение правильного соотношения стоимости серебряных и золотых монет. Это в свою очередь должно было вызвать либо порчу ауреуса, либо изъятие его из обращения. И, действительно, постепенно ауреус исчезает из обращения, превращаясь в сокровище. Государство перестает его выпускать. К середине III в. н. э. антонинианы целиком вытесняют из обращения денарий, но уже никакими мерами не удается остановить их деградацию. Во второй половине III в. антонинианы становятся медной монетой с ничтожным количеством серебра (до 4-2%). Иногда монета только серебрилась сверху.

    Превратившись в медную монету, антониниан совершенно обесценивается, становится чисто условной, кредитной монетой, обращавшейся по принудительному курсу, устанавливаемому государством. При императоре Аврелиане на антонинианах помещают знаки стоимости, что свидетельствует об их принудительном курсе.

    Особенно  ухудшается финансовое положение в  империи ко времени правления  Диоклетиана (284-305 гг.) Сужение производства, расстройство транспорта еще больше взвинчивают цены на продукты, растет спекуляция, что приводит к еще  большему обесценению денег и  натурализации хозяйства. Таким образом Диоклетиан оказался перед необходимостью проведения важных экономических реформ. Диоклетиан пытался вернуть исчезнувшую из обращения золотую и серебряную монету. Однако в его денежной реформе не были учтены основные законы рынка - реальная стоимость золота превышала номинальную стоимость монеты, и это привело к быстрому исчезновению золотой монеты. При чекане золотых, серебряных и медных монет Диоклетиан изменил их отношение к монетной стопе. Если в I-II вв. из фунта золота (327 г) чеканилось 40 ауреусов по 8,18 г каждый, то по денежной реформе Диоклетиана 286 г. из фунта чеканится 60 ауреусов приблизительно по 5 1/2 г, а из фунта серебра чеканится 96 денариев. Соотношение стоимости золотых, серебряных и медных монет тоже оказалось нарушенным (60 ауреусов = 1500 денариям = 24000 медных монет), в результате чего из обращения исчезает и серебро.  

    Количество  выпущенных при Диоклетиане денег  не обеспечивалось продуктами, поэтому  цены продолжали расти, а монеты из драгоценных металлов либо превращались в сокровища, либо перечеканивались на изделия и украшения. Резкое колебание между номинальной ценой денег принудительного курса и их покупательной способностью увеличивается.  Все это приводит Диоклетиана к мысли об издании эдикта (301 г.) о твердых ценах на продукты и регламентации оплаты труда. В вводной части эдикта говорилось, что увеличение цен на товары в 4-8 раз было прежде обычным явлением. Устанавливались тщательно разработанные цены для всей империи, но эдикт был отменен уже почти полностью при Константине.  Несколько стабилизируется финансовое положение в Римской империи только при Константине, реформа которого имела более реальный характер. При нем вводится регулярный чекан золотого номинала - солида, весом в 4,55 г, а позже и его фракций - семиса (1/2) и триенса (1/3). Серебро выпускается также по более твердому курсу. Чеканятся новые серебряные номиналы - милиарисий и силиква (около 1/2 милиарисия).  При Константине в связи с системой всеобщего закрепощения прикреплялись к своим местам и рабочие монетных дворов, их должность становится наследственной. 

    После эпохи Пунических войн под контролем  римлян оказалась огромная торговая сеть. Торговцы и коммерсанты нуждались  в больших суммах денег, необходимых для совершения торговых операций. Именно поэтому важным фактором римской экономики стали банки и кредиты.

    Банкиров  в древнеримском государстве  называли менсариями и аргентариями (ср. с др. греч. «аргирамойс» — название трапезитов, специализирующихся на обменных операциях).

    Первоначально аргентарии занимались преимущественно  разменом монет. По мере расширения потребности  в кредитных операциях древнеримские  банкиры все активнее осуществляют прием вкладов, классические кредитные  операции и расчеты по поручению  клиентов. На данной стадии развития банковского бизнеса появляются особые расписки, которые банкиры выдавали вкладчикам в подтверждение факта размещения депозита.

    Расписки  предполагали возможность истребовать  вклад в любое время (прообраз депозита до востребования). Одновременно начинает практиковаться система размещения депозитов с заранее оговоренным сроком хранения (предтеча срочных депозитов), по которым банкир выплачивал более высокий процент. Помимо кредитно-депозитной деятельности древнеримские банкиры могли заниматься посредничеством в хозяйственных сделках.

    Нововведением римских банкиров был учет не только самих сумм заимствований, но и причитающихся  процентных платежей. В соответствии с принятым порядком должник должен был внести плату в первых числах каждого месяца, т.е. в календы. Перечень ссуд, размещенных среди заемщиков, обязанных платить проценты, назывался календарем.

    Для каждого клиента банкир вел отдельный  счет, отражающий информацию о движении его средств. Широко практиковались безналичные расчеты, когда средства переписывались со счета одного клиента, на счет другого.

    Новым стимулом развития банковского дела в древнеримском государстве  можно считать создание ассоциаций аргентариев. Объединение самостоятельных  банкиров было вызвано усилением  влияния государства на хозяйственную жизнь, а также возросшими масштабами хозяйственной деятельности. Участие в ассоциации сокращало кредитные риски, уменьшало возможность разорения каждого конкретного кредитора. Государство поощряло процесс консолидации, поскольку на ассоциации возлагалось исполнение таких функций, как сбор налогов, кредитование государственных расходов и ряд других. 

    Рассмотрим  более подробно функционирование казны  в Древнем Риме. В начале принципата существовали две казны. При Октавиане  Августе параллельно со старой казной — эрариумом (AERARIUM или AERARIUM POPULI ROMANA — стала действовать новая казна, императорская — фиск (FISCUS или FISCUS CAESARIS). Слово FISCUS получило значение "казна" на почве военного дела. Буквально же оно означает корзину, в которой во время похода перевозили деньги в обозе войска. Позднее понятием фиска стали также охватываться понятия "недвижимость" и "налоги". Фиском безраздельно управлял сам принцепс. Доходы этой казны состояли главным образом из налогов, поступавших из императорских провинций. В эрарий, которым распоряжался сенат, поступали доходы с сенатских провинций. И та и другая казна чеканили монету. Но эрарий выпускал лишь медную монету. А фиск — золотую и серебряную. Состояние императорской казны было намного лучше сенатской. Порой Август, как отмечалось, пополнял своими взносами сенатскую казну. Вследствие чего эрарий попадал в зависимость от императора.

stud24.ru

Тема 2. Финансовое право в Древнем Риме

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 11Следующая ⇒

Цель темы – изложить и добиться усвоения положений о правовом регулировании денежно-финансовой системы в римском государстве.

Задачи темы – раскрыть содержание правовых мер по реформированию денежно-финансовой системы, правовых основ системы налогообложения в римском государстве, сформировать необходимые представления об организации контроля над финансами.

Содержание темы:

Денежная система Древнего Рима и меры по ее реформированию. Возникновение и развитие денежной системы. Правовое регулирование выпуска монет. Монетная регалия. Причины кризиса денежного обращения. Денежно-ценовая реформа Диоклетиана (эдикт о ценах на товары и услуги). Появление и развитие фиска. Источники формирования фиска и государственной казны (эрариума).

Организация контроля над финансами в Древнем Риме. Прерогативы и деятельность прокураторов, расширение их финансовой юрисдикции в первой половине I века н.э. Функции департамента финансов (имперский период).

Организация и правовое регулирование налогообложения в Древнем Риме. Виды налогообложения. Налог за пользование общественной землей (ager publicus). Трибут как специфическая форма военного займа государства у римских граждан. Прямые налоги натурой (аннона). Налогообложение провинциалов (стипендиум, декума). Натуральные повинности. Квартирная и постойная повинности. Косвенные налоги (таможенные пошлины, пошлина за отпускаемых на волю рабов, пошлина за право торговли). Правовое регулирование сбора налогов. Понятие об откупной системе в Древнем Риме. Деятельность откупщиков-публиканов. Правовые ограничения деятельности откупщиков. Появление института городского куратора. Усиление ответственности городского патриципата за сбор налогов и состояние городских финансов. Введение поземельного налога в период поздней империи. Эдикт Каракаллы (212 г. н.э.). Экстраординарные денежные сборы.

Система и правовое регулирование расходования финансов в Древнем Риме. Расходование финансов в период республики. Изменения в структуре расходов в имперский период. Усиление военных расходов и расходов на содержание управленческого аппарата. Проблема денежных и натуральных раздач

 

Методы изучения темы: лекционно-семинарский метод, метод самостоятельной работы.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое монетная регалия и она принадлежала в Древнем Риме?

2. Что было установлено эдиктом Диоклетиана 301 г.?

3. Чем отличались друг от друга фиск и эрарий?

4. Как можно определить вещное право императора в отношении фиска?

5. Какое право получили государственные прокураторы при императоре Клавдии?

6. Как назывался военный займ государства у римских граждан?

7. Что в Риме обозначалось понятием «ager publicus»?

8. Какими правами обладали В Риме налоговые откупщики?

9. Как в римском государстве определялся размер поземельного налога?

10. О чём говорится в эдикте префекта Египта Тиберия Юлия Александра 69 г.?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Денежно-финансовая система Древнего Рима и меры по ее реформированию.

2. Денежно-ценовая реформа Диоклетиана (эдикт о ценах на товары и услуги).

3. Источники формирования фиска и государственной казны.

4. Полномочия государственных прокураторов в провинциях римской империи.

5. Правовое регулирование сбора налогов и виды налогообложения в Риме.

6. Полномочия городского патрициата по сбору налогов и ответственность за состояние городских финансов.

7. Характеристика и особенности поземельного налога в Риме в период империи.

 

 

Индивидуальное задание:

Подготовить аннотацию на лекцию «Финансовое право» Е.А. Скрипилёва (в кн. Скрипилев Е. А. Основы римского права. – М.: Ось-89, 2000. – С.74-83).

Подготовить конспект титулов «Дигест Юстиниана» (сайт http: // okpravo. info / pam / 8 htm):

– Кн.1 Титул XIX. О должности прокуратора цезаря и управляющего имуществом цезаря

Доклады и рефераты по теме:

Реферат: «Развитие института поземельного налогообложения в Древнем Риме»

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Тема 2. Финансовое право в Древнем Риме

Количество просмотров публикации Тема 2. Финансовое право в Древнем Риме - 223

Цель темы – изложить и добиться усвоения положений о правовом регулировании денежно-финансовой системы в римском государстве.

Задачи темы – раскрыть содержание правовых мер по реформированию денежно-финансовой системы, правовых основ системы налогообложения в римском государстве, сформировать необходимые представления об организации контроля над финансами.

Содержание темы:

Денежная система Древнего Рима и меры по ее реформированию. Возникновение и развитие денежной системы. Правовое регулирование выпуска монет. Монетная регалия. Причины кризиса денежного обращения. Денежно-ценовая реформа Диоклетиана (эдикт о ценах на товары и услуги). Появление и развитие фиска. Источники формирования фиска и государственной казны (эрариума).

Организация контроля над финансами в Древнем Риме. Прерогативы и деятельность прокураторов, расширение их финансовой юрисдикции в первой половинœе I века н.э. Функции департамента финансов (имперский период).

Организация и правовое регулирование налогообложения в Древнем Риме. Виды налогообложения. Налог за пользование общественной землей (ager publicus). Трибут как специфическая форма военного займа государства у римских граждан. Прямые налоги натурой (аннона). Налогообложение провинциалов (стипендиум, декума). Натуральные повинности. Квартирная и постойная повинности. Косвенные налоги (таможенные пошлины, пошлина за отпускаемых на волю рабов, пошлина за право торговли). Правовое регулирование сбора налогов. Понятие об откупной системе в Древнем Риме. Деятельность откупщиков-публиканов. Правовые ограничения деятельности откупщиков. Появление института городского куратора. Усиление ответственности городского патриципата за сбор налогов и состояние городских финансов. Введение поземельного налога в период поздней империи. Эдикт Каракаллы (212 ᴦ. н.э.). Экстраординарные денежные сборы.

Система и правовое регулирование расходования финансов в Древнем Риме. Расходование финансов в период республики. Изменения в структуре расходов в имперский период. Усиление военных расходов и расходов на содержание управленческого аппарата. Проблема денежных и натуральных раздач

Методы изучения темы: лекционно-семинарский метод, метод самостоятельной работы.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое монетная регалия и она принадлежала в Древнем Риме?

2. Что было установлено эдиктом Диоклетиана 301 ᴦ.?

3. Чем отличались друг от друга фиск и эрарий?

4. Как можно определить вещное право императора в отношении фиска?

5. Какое право получили государственные прокураторы при императоре Клавдии?

6. Как назывался военный займ государства у римских граждан?

7. Что в Риме обозначалось понятием ʼʼager publicusʼʼ?

8. Какими правами обладали В Риме налоговые откупщики?

9. Как в римском государстве определялся размер поземельного налога?

10. О чём говорится в эдикте префекта Египта Тиберия Юлия Александра 69 ᴦ.?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Денежно-финансовая система Древнего Рима и меры по ее реформированию.

2. Денежно-ценовая реформа Диоклетиана (эдикт о ценах на товары и услуги).

3. Источники формирования фиска и государственной казны.

4. Полномочия государственных прокураторов в провинциях римской империи.

5. Правовое регулирование сбора налогов и виды налогообложения в Риме.

6. Полномочия городского патрициата по сбору налогов и ответственность за состояние городских финансов.

7. Характеристика и особенности поземельного налога в Риме в период империи.

Индивидуальное задание:

Подготовить аннотацию на лекцию ʼʼФинансовое правоʼʼ Е.А. Скрипилёва (в кн. Скрипилев Е. А. Основы римского права. – М.: Ось-89, 2000. – С.74-83).

Подготовить конспект титулов ʼʼДигест Юстинианаʼʼ (сайт http: // okpravo. info / pam / 8 htm):

– Кн.1 Титул XIX. О должности прокуратора цезаря и управляющего имуществом цезаря

Доклады и рефераты по теме:

Реферат: ʼʼРазвитие института поземельного налогообложения в Древнем Римеʼʼ

referatwork.ru