Философские школы древней китая. Вопрос 3. Философские школы Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

38. Философские школы Древнего Китая. Философские школы древней китая


38. Философские школы Древнего Китая

В Китае философия зародилась в VI-III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян, представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Воздух, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подобии ) человека-микрокосма и вселенной- микрокосма (миф о Пань Гу) и др. Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». По классификации Сыма Цань (II в. до н.э.) существовали шесть основных течений, основными из которых стали конфуцианство и даосизм.

Школа Инь-Ян: натурфилософская школа, представления о проявлении в природе Инь и Ян и их взаимодействии.

Конфуцианство: этико-политическая проблематика.

Моизм: социально-политическая проблематика.

Школа имен: проблемы семантики — связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями.

Легизм: законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми.

Даосизм: природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе.

39. Философские школы Древней Индии

В Индии процесс развития философии и становления школ начинается с VI в. до н.э.. Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе. Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами. Здесь были поставлены основные проблемы и выработаны основные понятия. Пуруша: в чисто мифологическом плане — первочеловек, зародившийся из хаоса, принесение его в жертву привело к возникновению мира. В философской трактовке — это безличное духовное начало, пронизывающее мир. Рита: это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир — это всего лишь проявление Риты. При этом Рита — это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются живые существа. Сансара: понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога. Брахман — бог, творец мира. В философской интерпретации — высшая сущность мира, безличное начало всего сущего. Карма: это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила , которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Поступок человека влияет на его карму. Понятие «кармы» активно использовалось всеми школами индийской философии. Общий философский подход — на карму влияют поступки, совершенные под влиянием страстей, бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют кармических последствий. Судьба человека — результат кармы, судьба определяется прошлыми поступками, но нынешние поступки могут преодолеть судьбу, отсюда открывается определенный путь к освобождению — уходу от власти кармы.

В древнеиндийской философии принято выделять девять основных школ, они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальными называются те школы, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только на ведах — миманса и веданта, а также школы, признающие и другие источники знаний – ньяя, вайшешика, санкхья и йога. Неортодоксальными называются школы, не признающие веды священными. Это буддизм, джайнизм, чарвака.

studfiles.net

Вопрос 3. Философские школы Древнего Китая

Как и в других странах, древнекитайская философия выросла на почве традиционной мифологии, однако последняя была намного беднее древнегреческой и древнеиндийской. Важнейшими пра-философскими памятниками выступают книги «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»).

«И цзин» также начала составляться на рубеже II – I тысячелетий. Это наиболее авторитетная книга канонической и философской китайской литературы, использовавшаяся, прежде всего, в гадательной практике. Философское значение книги состояло в том, что она утверждала идею безначального и бесконечного мирового процесса (Дао) как постоянных перемен, причиной которых выступает борьба полярностей Инь и Ян.

Основоположником даосизма считается легендарный мудрец Лао-Цзы (букв. «старый мудрец»). Центральным понятием даосизма является Дао (букв. «путь, метод, закономерность, учение, правда») – довольно многозначное и расплывчатое понятие, понимаемое и как непознаваемое начало бытия (идея субстанции), и как закон бытия космоса, природы и человека (идея упорядоченности мира), и как образ жизни подвижника (путь самосовершенствования).

Центральной этической идеей даосизма является требование следовать «естественному Дао», т.е. жить в согласии с природой, не нарушать естественно-спонтанный ход природных и социальных процессов. Отсюда вытекает знаменитый принцип у-вэй («недеяния»), предписывающий отказываться от любой деятельности, не согласующейся с миропорядком.

Еще большим влиянием в Китае пользовалось конфуцианство. Оно и сегодня является одной из ведущих духовных опор китайского общества, а на Тайване и в Сингапуре является официальной государственной идеологией.

Основателем этого направления стал Конфуций (Кун-Фу-Цзы) (552-479 до н.э.) – младший современник Лао-цзы. В центре интересов Конфуция – проблема человека, главная сфера размышлений – этика. Поэтому закономерно Конфуция считают великим моралистом древности.

Согласно Конфуцию, человек от природы ни зол, ни добр, он сам формирует себя через «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)». Двигаясь по этому пути, человек может стать «благородным мужем» (цзюнь-цзы), т.е. образцовым человеком, сочетающим в себе высокие духовные (интеллект), моральные (доброта, мужество, милосердие) и социальные (высокий общественный статус) качества.

«Благородному мужу» противостоит «маленький человек» (сяо-жэнь) – низкопоставленный, корыстный и лишенный мудрости. В тексте «Лунь Юй» неоднократно подчеркивается коренное различие между первым и вторым, состоящее в том, что «благородный муж знает только долг, а маленький человек знает только выгоду».

Центральными нормами конфуцианской этики выступают правило «золотой середины», требующее соблюдать меру, избегать крайностей, и требование «взаимности», называемое также «золотым правилом нравственности». В тексте «Лунь Юй» последнее требование формулируется так: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды»2.

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

Как и в Индии, мы встречаем в Китае множество философских школ и направлений, но главные из них – конфуцианство и даосизм. Эти направления различаются ведущими понятиями, проблематикой. Если в конфуцианстве главная тема – социально-политическая, то даосизм почти безразличен к политике и больше озабочен поиском нравственных основ бытия личности. Конфуцианство воспевает следование законам, традициям, а даосизм, напротив, проповедует стремление жить в согласии с природой, для даосизма законы общества – не более, чем «искусственное дао», исказившее истинное «естественное дао».

Также следует отметить, что в целом, древнекитайской философии присущи следующие основные черты:

натурализм как культ природы и естественности, рассмотрение космоса (неба) как эталона красоты и гармонии, которому человек должен стремиться подражать в личной и общественной жизни;

традиционализм как обращенность в прошлое, служившее эталоном в сфере политики и нравственности;

преимущественное внимание к социальным и нравственным проблемам, которые рассматривались в тесной взаимосвязи.

studfiles.net

4. Философские школы древнего Китая.

Даосизм. (основал Лао-Цзы - мудрец ребенок), В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.

Конфуцианство Оpиентация на практическое поведение. Конфуция интересовало положение человека в обществе. Каков человек по своей природе? Конфуций: скорее по своей природе добр или нейтрален. Откуда зло? - От недостатка образования и воспитания человека. Hеобходимо образовывать каждого и всех, но в рамках кастового слоя. Судьба помещает человека в определенный слой. Чтобы ей не сопротивлялись, человека нужно образумить. Реализовал на практике ряд принципов поведения: человеколюбие (жень), справедливость (инь), знание (джи), церемонии (ли), Уважение к родителям (сяо), принцип почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), принцип почитания господина. Все управляется государством на основе сакральных норм. Юpидическая норма вроде бы не нужна. Эту систему развили: ученики Мен-цзы (природа человека-пpиpода добра), Сюнь-цзы (исказил концепцию - природа человека - природа зла). Испpавить зло можно образованием и воспитанием. Появились противоположные Конфуцию по методам решения школы.

5. Индия

В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".

Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. истематически

излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.),

упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. И окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом .признание

существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"

studfiles.net