Философские школы древнего востока. Человек и мир в философии Древнего Востока. Основные ортодоксальные и неортодоксальные школы и направления древнеиндийской философии, их специфика.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3 Философия Древнего Востока: социокультурные предпосылки, главные особенности, основные школы. Философские школы древнего востока


Ответы на вопрос "Философия Древнего Востока (основные школы)."

 

Даосизм возник в 6 веке до н.э. в Китае. Религия распространена в странах Тихоокеанского района. Основатель: Лао-Цзы

Что такое Дао?

1. Дао - первоначало бытия, мать всех вещей. Дао не воспринимается с помощью чувств, оно бесконечно и вечно.

Возникновение вещей: Дао рождает единое, единое - 2 начала (Инь и Янь), 2 начала - третье (ЦИ), из которого состоят все вещи.

Дао -->единое --> Инь и Янь -->ЦИ -->все вещи

 

Конфуцианство

Конфуцианство было официальной религией в Китае со 2 века до н.э. по 1945 г. Основатель: Конфуций (его записи не сохранились)

Конфуций мало интересовался теорией бытия, природой (отсюда низкий статус биологов). Центральными проблемами были проблемы этики и политики

Политика:  управление страной на основе добродетели и ритуала

1. Правитель должен подавать пример своему народу: "Трава наклоняется туда, куда дует ветер". Золотое правило добродетели: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтоб делали тебе" На добро отвечать добром, на зло - справедливостью.

2. Государственные дела. 3 основных составляющих благополучия: верность народа правителю, достаточное количество продовольствия, достаточное количество военного снаряжения.

3. Ритуал - правила поведения. Все сферы общественной жизни должны быть подчинены ритуалу, т.к. следование ритуалу приводит людей к согласию, именно ритуал позволяет человеку раскрыть свои способности. Ритуал контролирует общество, следит за его духовным состоянием.

- стабильная социальная структура ("Зная ритуал, можно знать, что будет спустя сто поколений людей")                                                                                                                             

- культ старины ("Я подражаю старине, а не сочиняю")

4. О людях. Программа "исправления имен": Конфуций был против местничества (право занятия высокой должности по знатности): "Зачем говорить о тех, чьи способности можно вместить в бамбуковую корзинку?"

Благородный человек

Мелкий, низкий человек

мудрец

обычный человек

способен управлять государством

не способен управлять государством

думает об общественном благе:  если гос-во богато, то бедность должна вызывать стыд. Если гос-во бедно, вызывать стыд должно богатство.

думает о личной выгоде

стремится к знаниям:

-высшее дано с рождения (не Конфуций)

- высшее приобретается в обучении (Конфуций)

- высшее приобретается в результате преодоления трудностей

Наиболее ничтожен тот, кто не может обучиться, даже в результате преодоления трудностей.

- человеку слабоумному не нужно сообщать глубоких принципов

-учиться и не размышлять значит напрасно терять время. Размышлять и не учиться - губительно

Стремится к самоусовершенствованию =>совершенствование других

Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними                                      

Живет  в спорах с другими людьми, но следует за ними

фатализм

Не признает судьбу

Добродетель, следование ритуалу

нет

 

Легизм

Легизм был государственной идеологией Китая до конфуцианства (до 2 века до н.э.) Идеолог: Хань Фей

Значение легизма для развития Китая:

  1. Идеология политически объединила Китай
  2. Складывалась единая китайская культура: письменность, система измерений, валюта
  3. Легизм – первая известная идеология, требующая искоренения инакомыслия. Запрещались философские школы, инакомыслящие отправлялись на каторжные работы (Великая китайская стена).

Идеолог: Шан Ян

Идеи легизма:

- искоренение инакомыслия («Лед и горящие угли не могут долго находиться в одном сосуде»)

- управление страной на основе закона

 

                                      НАГРАДЫ                        НАКАЗАНИЯ

                                      1х                  :                    9х

              «Наводить порядок в стране следует прежде, чем вспыхнут беспорядки». Как? 1) карать за мелкие проступки 2) заставить людей следить друг за другом (разделение людей на пятерки, не извещают – наказываются все)

Критика конфуцианства:

  1. Добродетель в политике не эффективна, т.к. общество – это большая семья, а даже в маленькой семье случаются ссоры. =>Полагаться можно только на наказания, чтобы обеспечить порядок
  2. Ритуал в политике не эффективен, т.к. общество меняется и нужны новые правила.

 

Причины крушения легизма:

А) Всеобщее недоверие (между людьми, чиновниками, чиновниками и правителем)

Б) смерть Хан-Фея от отравления ядом =>удачная ситуация для смены идеологии

2. Дао - мировой закон, который действует повсюду.

Человек следует земле, земля - небу, небо - Дао, Дао - самому себе.

 

Представление о познании:

ВЫСШЕЕ

  • доступно немногим, лишь мудрецам
  • носит интуитивный характер
  • к Дао можно прийти, только познав себя (Дао внутри)
  • "Знающие не говорят, говорящие не знают"
  • "Чем дальше идешь, тем меньше познаешь"
  • условие постижения истины - освобождение от страстей

НИЗШЕЕ

  • доступно всем
  • обыденное знание

 

Социально-политические взгляды:

Основа: принцип недеяния =>стремление к спокойствию

  1. Лучший правитель тот, о котором народ только знает, что он существует.

           Хуже: культ личности правителя

                     страх народа перед правителем

                     ненависть к правителю

  2.  Идеальный правитель тот, чей народ сыт и глуп, так им легче управлять.

  3. Государство: территория должна быть малой, население - редким. Против глобализации и всякого совершенствования

  4. теория пацифизма - осуждение войн. Войны происходят из-за желания материально обогатиться: "Если дворец роскошен, то поля ... пусты".

 

 

В отличие от Китая, в Индии интересовались не проблемами государственного управления, а проблемами бытия. Индийцы пытались отыскать духовное первоначало, обращались к своему внутреннему миру. Главными философскими дисциплинами для них была этика и метафизика (то, что после физики).

 

Ведический период (1500г до н.э. – 600г до н.э.)

Школа Даршана. Ведическая философия нашла свое отражение в 4 книгах:                          

  1. Веды напевов и заклинаний (священный текст Самхиты)                                               
  2. Комментарии жрецов                                                                                                                 
  3. Лесные тексты отшельников                                                                                                     
  4. Упанишады – анонимные произведения, комментирующие священные тексты и   записанные со слов учителя

 

 Ведический канон -  совокупность идей индуизма и брахманизма.

Индуизм – религия политеистическая, индуисты верят в 333 бога:

- Брахма (создатель мира)

- Вишно (хранитель мира)

- Агни (бог огня)

 

Гимны ведов:

 

Гимн Насадия

 

Гимн Перуше

Вначале не было ничего, кроме тьмы. Мироздание приходит из духовного Абсолюта

Перуша (тысячеглавый) был принесен богами в жертву и разделен на части. Перуша – духовный Абсолют, от него произошли боги, люди, животные, весь мир.

Боги появились после сотворения мира

Перуша – не физическое тело, го мировая душа

Никто точно не знает. Откуда возникло мироздание

Идея единства мироздания: «Един огонь, многоразличное разжигающий…»

 

Проблема бытия:

Версии первоначала бытия в Упанишадах:

  1. Все проистекает из воды
  2. Все происходит от пространства
  3. Все проистекает из времени
  4. Все происходит из пищи
  5. Все происходит из Брахмана – бестелесного начала, сущности всех вещей.

Брахман возник первым из богов, он создатель мира, всех вещей. Сотворив все миры, Брахма свертывает их в конце времен. Всё рождается из Драхмы и возвращается в него.

Атман– душа, часть Брахмы => в каждом человеке есть частица божественного; постигая себя, мы постигаем высшее, мы постигаем Брахму.

 

Познание:

Познание высшее и низшее (обыденное).

 

Учение о космосе:

Человек состоит из души (Атмана) и смертной телесной оболочки.

Попадая в мир, человек подвергается страданиям.  Впервые звучит идея переселения душ: «Один снова становится червем,… третий  - человеком». Подлинное спасение – в познании Брахмы, только отождествившись с Брахмой, можно прекратить цепь перерождения.

Как? Знать священное учение, добродетельно вести жизнь, пройти цепь перерождений (до мужчины).

Ортодоксальные школы признают Брахмана и Атмана.

 

Неортодоксальные школы.

 

Джайнизм( 600г до н.э.)

- не признаёт богов в традиционном их понимании

- поклоняются освобожденным душам, Брахман не признается

-«троякая жемчужина»:

  1. Правильная вера, полная вера в учение джайнизма
  2. Точное знание учения джайнизма
  3. Правильное поведение (принцип ненасилия, непричинения вреда)

-у каждой вещи есть душа

-5 типов субстанций: огонь --- вода --- воздух --- земля --- душа

- плюрализм «Каждая точка зрения содержит истину. Но только джайнизм содержит полную истину»

-концепция переселения душ: чтобы прекратить цепь перерождения, нужно следовать «троякой жемчужине»

 

Материализм (5в до н.э.)

-отрицание Брахмы как первоначала

  1. Все человеческое знание существует из ощущений (единственный надежный источник знаний)

3 источника знания:

  • Логический вывод (мб неверно выстроен: «На горе огонь, т.к. виден дым»)

Свидетельство  авторитета (авторитет мб ложным, т.к. некоторым людям, считающимся мудрецами, бывает выгодно обманывать людей)

  1. Мир состоит из 4 элементов: огонь --- вода --- воздух --- земля. Эти элементы мы воспринимаем на уровне ощущений.
  2. Души нет, т.к. мы ее не воспринимаем на уровне ощущений. Сознание  связано с физиологией человека.
  3. Бога нет, т.к. мы его не воспринимаем на уровне ощущений.
  4.  Религия ложна, она появилась в результате обмана жрецами невежественных масс. Кроме того, все священные тексты содержат противоречия.
  5. -Смысл жизни – наслаждения: «Ни один человек не отказывается от рыбы, даже если в ней есть кости» - грубый материализм

-Смысл жизни – в познании мира – утонченные атеисты

Вывод: нет никакого ада, кроме земных страданий; нет высшего существа, кроме земного правителя Раджи; нет другого освобождения, чем распада тела на элементы.

 

Буддизм.

Имя «Будда» значит «просветленный».

- Учение Будды в 4 истинах:

  1. Всякое существование на земле есть страдание
  2. Причина страдания – незнание
  3. Освободиться от страданий, достичь нирваны (отсутствие тревог и желаний) можно выходом из цепи перерождений
  4. Путь к освобождению от страданий называется «восьмеричный путь»

- вопросы бытия кажутся буддистам бессмысленными, интересуются вопросами морали

- отвергают Брахмана и Атмана, отвергают вечность всех вещей,  человек – неустойчивая совокупность тела, ума и сознания

 

         Буддизм

 

Малая колесница                Большая колесница                                                                                  южный буддизм                   северный буддизм                                                                              Мьянма                                 Китай, Корея, Монголия, Япония                                                   ХИНАЯМА                                                МАХАЯНА

Хинаяна (малая колесница)

Махаяна (большая колесница)

Нирвана – полное прекращение существования, небытие

Нирвана сохраняет личное, духовное существование человека

Будда – первый просвещенный человек

Будда – воплощение божества

Человек может спастись только своими силами

Человек слаб, для спасения необходима помощь божества

Человек должен отказаться от общественной и даже семейной жизни

Не важен полит и соц статус человека, важно, чтобы он был буддистом

Слишком немногие могут спастись

В прошлом имелось множество Будд и они еще появятся

 

www.konspektov.net

социокультурные предпосылки, главные особенности, основные школы.

Середина 1 тысячелетия (6 в.) до н. э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Некоторые предпосылки ее появления: скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родо-племенных структур, возникновение первых государств, рост сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний.

В Индии путь становления философии пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему племенные верования и обычаи, сохранившему значительную часть ведического ритуала, зафиксированного в 4-х самхитах (Ведах) – сборниках гимнов в честь богов. Каждая Веда позднее обросла брахманом (комментарием), а еще позже – араньяками («лесные книги» для отшельников) и, наконец, упанишадами (от «сидеть у ног учителя»). Истинными знатоками и толкователями Вед выступали представители высшей касты – брахманы. Первыми еретиками, осмелившимися поставить под сомнение всевластие брахманов , были аскеты-проповедники – шраманы («совершающие усилия»). Главными из критических по отношению к брахманизму течений были адживика (натуралистическо-фаталистическое течение),джайнизм и буддизм. На базе этих школ выросли и развились позже основные философские системы Индии.

Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Здесь первыми «оппозиционерами» выступили также аскетствовавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху Чжань Го («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии. Хотя отдельные философские идеи можно обнаружить в еще более древних памятниках культуры (Упанишады и Ригведа в Индии, Ши цзин (канон стихов) и И цзин (книга перемен) в Китае), философские школы в обоих регионах складываютмя ок. 6 в. до н.э. и анонимная до этого философия становится авторской, будучи связанной с именами Гаутамы шакьямуни-Будды, основателей джайнизма – Махавиры, адживики – Макхали Госала, первого китайского философа – Конфуция, даосского мудреца Лао-цзы и др. В Китае конфуцианство добилось во 2 веке до н.э. статуса государственной идеологии. Наряду с конфуцианством, наиболее влиятельными в соперничестве «ста школ» были даосизм, моизм и легизм.

Неудовлетворенные мифическим описанием сотворения мира (Индия – брачное сочетание неба и земли, Китай – из бесформенного мрака родились два духа: ян (мужской, небо) и инь (женский, земля), упорядочившие мир), древние мыслители задались вопросом «как из не-сущего родилось сущее?». В Индии рано (Ригведа, «Насадиясукта») отмечено выделение истинного бытия – сат (преобразование хаоса в космос) и не-бытия – асат (дезорганизация космоса). Позднее в Кена-упанишаде о сущем, именуемом Брахманом, говорится, что оно есть «иное, чем познанное, а также выше познанного». Истинное бытие (Высший Брахман) – это бытие, погруженное в вечность, нерожденное и нетленное, пронизывающее этот мир и в то же время находящееся за его пределами, это то единое, что есть одновременно и сущее, и не-сущее, он не причастен к миру природных, преходящих форм. Сущее именуется то Брахманом, то Атманом, при этом первый часто служит выражением его объективного аспекта (бог, вездесущий дух, единое), а второй – субъективного (душа).

В классической китайской философии, по мнению многих синологов, понятие бытия вообще отсутствует. Внимание первых китайских философов было сосредоточено не на анализе субстанции вещей, а на их ценностном отношении. Правда, даосы различали иероглифы «ю» («имеется») и «у» («не имеется»), т.е. бытие и не-бытие. К не-бытию относится и дао (путь) как сверхбытие, предельная реальность. Оно вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно, оно – «праотец всего сущего».

Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связности: силы природы персонифицированы в образах богов, люди и боги живут как бы общей жизнью, обладают общими чертами и даже пороками. Постепенно упорядочение хаоса и организация мироздания начинают приписываться «первочеловеку». В ведических мифах это тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий Пуруша, дух которого породил луну, глаза – солнце, уста – огонь, дыхание – ветер и т.п. Аналогично в китайских мифах происхождение мира связывается со сверхъестественным человеком Паньгу, из вздоха которого появились ветер и облака, из головы – гром, из левого глаза – солнце, из правого – луна и т.п. переходя к рассудочному осмыслению причинности мира, человек должен был по-новому увидеть и свое место и предназначение в нем. Он уже задумывался о существовании первопричины, первоосновы бытия, некоего абсолюта. Взаимосвязь человека с абсолютом складывается по двум моделям: 1) централизованный деспотизм, основанный на государственном владении землей и водой и 2) сельская община.

В Китае единое – «великое начало, способное родить, наделить и погубить» человека, обожествляется в Небе – «Тянь». Небо – всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает ему правило жизни. Складывающееся несколько позже представление о человеческом совершенстве предполагает прежде всего гуманность, которая трактуется как следование правилам, этикету, ритуалу. Конфуцианство, заложившее с древности идеологический фундамент китайского общества, выдвинула в качестве краеугольного камня социальной организации ли – норму, правило, церемониал. Ли предполагало поддержание навечно рангово-иерархических различий. Без ли не может быть порядка и процветания государстве.

Аналогичным образом в Индии «образующий реальное и нереальное Брахма не только вечный творец существ, но и разделяющий для всех «имена, род деятельности (карму) и особое положение. Ему приписывается установление кастового деления и требование его безусловного соблюдения.

Обожествленное единое выступало, таким образом, как сила, довлеющая над человеком, регулирующая и направляющая его действия и поступки, лишающая его свободы выбора. Это соответствовало системе восточной деспотии, где человек был лишен личностной индивидуальности. В то же время централизованный деспотизм сочетался с автономностью земледельческих общин, которые сплотили людей общей собственностью на землю и воду и оставили дом и двор в индивидуальном владении семьи. Дуализм социальной организации своеобразно преломился и в общественном сознании: в рамках одной и той же культуры наряду с представлениями, объективно способствовавшими подавлению индивидуальности, беспрекословному подчинению единовластию, существовали и противоборствовали воззрения, стимулировавшие развитие индивида. В Китае рядом с этической концепцией конфуцианства, ориентированной на поддержание гармонии человека с социумом посредством соблюдения выработанных обществом нормативов, существовал даосский идеал гармонизации человека космосом. В индийской реальности «земной круг», замкнутый на кастовую систему, не оставлял надежды на возможность избавления от страданий иным путем, чем путем разрыва сансары – цепи перерождений, выхода за ее пределы: если нельзя было изменить карму, надо было освободиться от нее. Отсюда путь аскезы и мистического поиска, предложенный в Бхагавадгите и развернутый в буддизме. Восхождение по пути совершенствования буддизме завершается состоянием нирваны. Совершенство определялось не сравнением с достоинствами других людей, а соотнесенностью с абсолютом, степенью близости к нему.

В неопределенности конечной цели (нирваны в буддизме или дао в даосизме) огромный позитивный смысл: путь совершенствования бесконечен, он побуждает к универсальному развитию всех человеческих сил как таковых.

studfiles.net

Генезис философии Востока. Основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая

Поиск Лекций

Специфика философии как формы познания, ее функции и роль в обществе и культуре. Основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, антропология

Философия – это все единосущее, схваченное в мыслях; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества; это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.

Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать.

Само слово философия буквально означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков.

Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Функции философии:

1. Мировоззренческая (в ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования. Мировоззрение – представление о мире)

2. Гносеологическая (способность философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания)

3. Методологическая (философия в состоянии выступать в качестве методологии, т.е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности)

4. Информационно-коммуникативная (характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании)

5. Ценностно-ориентирующая (философия, как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы)

6. Критическая (в рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека)

7. Интегрирующая (философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчинения)

8. Идеологическая (философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т.е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию)

9. Воспитательная (способность этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о нем, формирующее воздействие на интеллект человека)

10. Прогностическая (философия занимается прогнозированием, например многие философы прошлого выступали как пророки)

Философия существует и развивается не только в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.

 

Генезис философии Востока. Основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая

Возникновению философии как особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии – философских идей-учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений. К протофилософии, или предфилософии, можно отнести учения мудрецов Др. Востока, прежде всего Китая и Индии.

На Востоке развитие философской мысли шло по отличному от западного пути развития. Восточная философия занималась почти исключительно проблемами, касавшимися человека, и крайне мало внимания уделяла объективному миру – окружающей реальности. Ведущее место в ней занимала разработка этико-эстетической проблематики. Характерно, что восточные философские учения тесно связаны с религией. Зачастую они являются обоснованием системы нравственно-религиозных кодексов и норм. Само философское учение на Востоке выступает как завершенное знание, не требующее дополнительного обоснования.

Восточная философия включила в себя многие категории, присущие еще мифологии: смерть и жизнь, душу и физическое тело, вещество и дух, сознание и его состояния. Одновременно добавляются собственно философские категории, такие как движение, противоположность и единство, материя, сознание и др.

Восточная философия сосредоточена в первую очередь на самопознании. Актуальный для западной философии поиск универсальных методов познания остался за рамками ее интересов. Зато социальный аспект приобретает особую весомость: общечеловеческие ценности и добродетели рассматриваются как необходимое условие самосовершенствования и управления другими людьми.

Таким образом, вся духовная культура и философское мышление Востока обращены к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию, осуществляемым посредством ухода от материального мира.

Философия Др. Индии:Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. В развитии древнеиндийской философии выделяются три основных периода, которые соответствуют этапам социально-экономического развития Индии. Первым периодом является ведический, пришедшийся на время разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения; следующий – эпический, совпавший с закреплением системы хозяйственных, политических, нравственных и прочих связей и отношений в форме варно-кастового деления; третий – классический, который пришелся на развитие и закрепление феодализма.

Ведический период: Философское мышление в Индии изначально формировалось в тесной связи с брахманизмом.

Брахманизм – религия древних индусов, в основе которой лежали тексты Вед, написанные на языке древних ариев – ведическом санскрите.

Древняя ведическая мифология представляла собой дофилософскую форму мировоззрения.

Появление предфилософского и в дальнейшем собственно философского сознания было связано с кризисом родоплеменной организации общественной жизни.

Философия Упанишад. Вначале Упанишады буквально означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Впоследствии этим словом стали обозначать тайное эзотерическое учение. В Упанишадах обосновываются понятия сансары (круговорот жизни) и кармы (закон воздаяния). Учение о сансаре гласит, что человеческая жизнь является цепью бесконечного перерождения. При этом каждое следующее рождение определяется законом кармы: будущее определяется поступками, совершенными в предшествовавших воплощениях. Важнейшей задачей каждого индивида становится выход из бесконечного круга перерождений, для чего необходимы освобождение от вещественного мира и постоянное нравственное совершенствование.

Эпический период: индийская философия постепенно превращается в особую отрасль знания. Об этом свидетельствует текст Артхашастры.

Классический период: наиболее яркими философскими системами являлись чарвака, джайнизм и буддизм.

Чарвака – материалистическое и атеистическое философское учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Последователи чарваки крайне негативно относились в Ведам и ведическому учению, не признавая ничего из них. Согласно чарваке, основой всего сущего является материя в виде пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Все живое состоит из этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств.

Джайнизм – дуалистическое учение, признающее одновременное существование духовного и материального начал. Философия джайнизма почитала весь мир одушевленным. Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки (аджива). Эти духовные частицы могут переходить из одного физического вместилища в другое. Благодаря такому соединению души с любым, сколь угодно малым и удаленным телом становится возможным непосредственное, минуя чувства и разум, познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела – духовное видение. Джива и аджива связаны между собой кармой, которая является тонкой материей. Соединение кармой дживы и адживы приводит к возникновению личности.

Буддизм – одна из значительнейших религиозно- философских традиций Индии. Согласно воззрениям буддизма, все сущее – это движение конечных и постоянно изменчивых особых элементов бытия – дхарм, их мгновенное взаимодействие, непостижимое для человека. И душа, и тело есть процесс мгновенного взаимодействия дхарм. Отсюда следует важный для буддизма вывод: душа и тело не образуют в сочетании чего –то постоянного и устойчивого. Собственно, буддизм отрицает не только бессмертие души, но и само ее существование.

Философия Др. Китая:все школы и течения китайской философии имеют единое происхождение. Их общим корнем является культура Дао. Различия между школами заключаются в мировоззренческой ориентации и методах последующей реставрации Дао. В древнекитайской философии существовало два основных течения: даосизм и конфуцианство.

Основоположником даосизма является древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосизм базируется на иньской составляющей Дао и образует его философскую парадигму. В своей мировоззренческо-ценностной ориентации даосизм обращен к родовому прошлому, в котором усматривает природно-социальный идеал. В центр Дао даосизм выдвигает своего ставленника – совершенномудрого человека. В его задачу входят умозрительное считывание в архетипе Дао естественных принципов жизни и ретрансляция их в человеческую Поднебесную. Лао-цзы оценивал настоящее как хаос. Его причину он видел в совершенном некогда цивилизацией нарушении естественного развития Дао. Главную задачу человека Лао-цзы видел в выведении мира из трагических границ цивилизации, возвращении к пустоте – Дао, чтобы оттуда снова пройти путь естественного развития, но уже без цивилизационных помех.

Вторым ведущим направлением древнекитайской философии является конфуцианство. Одна из основных проблем конфуцианства – проблема духовного качества природы человека. Сам Конфуций уклонялся от ответа на этот вопрос. Среди его учеников бытовали противоположные мнения: Мэнцзы считал, что природа человека добра; Сюньцзы, напротив, полагал ее злой, но подлежащей исправлению нормами ритуала и долга. Древние даосизм и конфуцианство оказали определяющее влияние на всю китайскую культуру.

 

poisk-ru.ru

Человек и мир в философии Древнего Востока. Основные ортодоксальные и неортодоксальные школы и направления древнеиндийской философии, их специфика.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8Следующая ⇒

 

В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).

Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (ВНИМАНИЕ: никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.)

Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.

Существенные особенности: психологизм (виртуализация – то есть вымышленность), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.

Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ‑ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.

3 неортодоксальные школы:

¾ Джайнизм (VI в. до н. э.)

¾ Буддизм (VII в.-VI в. до н.э.)

¾ Чарвака-локаята.

 

6 ортодоксальных школ:

¾ Веданта (IV-II в.в.до н.э.)

¾ Миманса (VI в. до н.э.)

¾ Санкхья (VI в. до н, э.)

¾ Ньяя (II в. до н. э.)

¾ Йога (II в. до н..)

¾ Вайшешика (VI-V в.в. до н. э.)

В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры ‑ учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал.

Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.

Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.

Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э.

Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета, основанных на принципе «Хорошо делай свое и не лезь в чужое».

Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.

Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.

Неортодоксальные:

1. Джайнизм возник в 6 в. до н.э. на почве несогласия с социальной дифференциацией, освященной Ведами. Джайнизм – это «школа мудрецов». Свое название эта философская школа получила от имени одного из них Вардхамана, по прозвищу Победитель, т.е. Джина.

Основное содержание философии джайнизма – этика, учение об избавлении от «страстей», победе над ними. Целью джайнизма является освобождение от разного рода телесной зависимости. Человек должен быть развит духовно. Если его душа тождественна телу, то он не может быть свободным и нравственным. По своей изначальной природе душа человека совершенна и возможности ее безграничны. Но если душа скована телом, то она находится в зависимости от собственных страстей. Цель учения джайнизма – получение знания, которое освободит душу человека. Одно из средств такого освобождения – этика аскетизма. Важнейшим требованием этики джайнизма является непричинение вреда никому живому, ахимса.

2. Буддизм возник в 7-6 в.в. до н.э. Основный смысл буддизма выражен в учении Будды, основателя учения, о «четырех благородных истинах», или в «истинах о страдании». Первая истина: «жизнь есть страдание». Вторая: «страдания следуют за желанием». Третья: «путь избавления от страданий – путь избавления от желаний». Четвертая: «путь избавления от желаний – следование учению буддизма».

Общей с философией джайнизма в буддизме является вера в возможности человека собственными силами организовать свою жизнь, без помощи потустороннего. Такие возможности, согласно буддизму, есть у каждого человека, люди равны. Нет низших или высших категорий людей.

3. чарвака-локаята — тоже древнейшее материалистическое учение, но другой традиции: эта школа отрицала существование другого мира, кроме материального. Мир материален, мы ощущаем его через органы чувств, и наши ощущения — единственно истинны. Вера ложна, недоказуема. Религия нужна лишь бедным. Название этой школы происходит от санск. глагола «жевать», «глотать». Сторонники ее полагают, что многие сложные понятия Вед («дхарма» и др.) следует «проглотить», не придавать им большого значения. Другой смысл название школы получило от «локаята» — «распространенный в мире». Чарвака-локаята не признает иного мира, о котором повествуют Веды. «Локаятики» (так называют в Индии сторонников этой школы») говорят: «Отказ от видимого во имя невидимого — глупость». Тело человека — это сочетание земли и других элементов материального мира. Душа человека растворена в теле.

Ортодоксальные:

1. Веданта — философская школа, непосредственно опирающаяся на Веды. Веды рассматриваются в ней в качестве священного источника, подобно древнееврейской Библии в иудаизме или Новому Завету в христианстве.

Мир в представлении веданты — это школа жизни для каждого человека. Жизнь на Земле — ученичество. Человек должен как можно больше извлечь жизненных уроков, стать лучше. Он должен следовать наставлениям духовного учителя – гуру.

Крупнейшим представителем веданты был философ Шанкара (Шанкарачарья), живший в 8-9 в.в. н.э. Трактат «Атмабадха», написанный им, знают все последователи веданты.

В трактате речь идет о Вселенной. Вселенная – это Брахман и Атман, Мировой Дух. Брахман есть единая вселенская субстанция и вся совокупность бытия. Постижение этого знания – единственное средство избавления от бессмысленности бытия. Бессмысленное, иллюзорное бытие веданта называет майей, иллюзией. Иллюзорность мира может быть преодолена с помощью познания истины, истины Брахмана.

2. Миманса (название философской школы происходит от санскр. «исследование») — ведическая школа, сделавшая логику религиозной мысли предметом своего изучения. Главными категориями она полагает дхарму (нравственный долг) и мокшу (состояние святости). Миманса ставит вопрос: как следовать дхарме на пути к мокше. И пытается дать на него ответ.

3. Санкхья – философская основа йоги. Она дает методику медитационного сознания (т.е. отрешения от внешнего мира), рекомендует проводить медитации на образ Бога. Медитация, при успешном овладении ею, может привести к более совершенному состоянию – самадхи. Самадхи – это состояние интраверсии, выхода из реального бытия, оно достигается после целого ряда физических и психических упражнений. Санкхья способствует выработке индивидуального пути спасения – йоге. Йога предназначена для достижения контроля над собственными чувствами и мыслями. Санкхья рекомендует, к примеру, и строго определенные правила приема пищи Три категории пищи соответствуют трем материальным средам (гунам) и порождают три различных состояния человека. Опасно есть мясо, поскольку оно относится к гуне невежества и порождает агрессивности, страдания и болезни. Пища в гуне благости (злаки, овощи, молочные продукты) приносит состояние радости и доброжелательства.

Современные ученые – последователи санкхьи и йоги – особое внимание отводят выработке в человеке состояния терпимости по отношению к другим учениям. Так, Рамакришна любил приводить на этот счет притчу «О слоне». Смысл ее в том, что никто не знает, как выглядит Бог на самом деле, и все видят Его по-своему. Притча приводит суждения четырех слепцов о слоне, которого они никогда не видели. Один дотронулся до ноги слона и сказал: «Слон похож на столб». Другой дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на большую дубину». Третий дотронулся до брюха слона, и ему показалось, что слон – это огромная бочка. Четвертый потрогал уши слона и сказал, что слон — это корзина. Итак, слон для всех этих людей был разным. Они стали спорить, кто такой слон. Спор разных мировоззрений о Боге и мире очень напоминает спор о слоне.

Индийские философы Рамакришна, Рамачарака и другие высказываются за терпимость по отношению к разным учениям. Очевидна истина о том, что Бог един, но имеет много аспектов. Разные учения называют Его разными именами, разделяют разными формами. Бог личен и безличен. Он может иметь имена и формы, и не имеет ни имени, ни формы.

4. Ньяя — ведическая школа, развивающая теорию силлогизмов, дедуктивного умозаключения. Она по своей проблематике пересекается с другой школой — вайшешикой.

5. Йога – также ведическая философская школа. Слово «йога» в переводе с санск. означает «сосредоточение». Ее основателем был мудрец Патанджали (П в. до н.э.). В системе йоги религиозная вера рассматривается как важнейший элемент теоретической мысли и условие практической деятельности. Цель и учения, и практики йоги – достижение единства с Единым Богом, Источником мироздания, слияние со Вселенной.

6. вайшешика — Название школы произошло от слова “вишеша” — особенность. При объяснении действительности для вайшешики первоначальное значение имела категория особенности субстанций, атомов, душ. Это первая школа атомизма. Ее целью было — достижение избавления от страданий через истинное познание. Субстанций, по ее мнению, пять: вода, земля, свет, воздух, эфир. Это физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Все действия атомов восходят к воле Бога.

Читайте также:

lektsia.com