Философия йога древняя индия. Йога — философия и медицина: теория и практика для начинающих
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Дальше предела…. Философия йога древняя индия


история, основы, теория и практика для начинающих, видео

История йоги насчитывает более 5000 лет. Её интегрированная система включает религию, философию, медицину, исторические традиции и множество других аспектов. Начинающему легко потеряться в обширной йогической практике, древних разновидностях и современных течениях, поэтому в нашей статье представлен краткий обзор системы и её богатые традиции.

История йоги

Самые ранние археологические свидетельства существования йоги можно найти в каменных печатях, на которых изображены её позы (асаны). Найденные печати относятся к 3000 г. до н. э. Учёные полагают, что система существовала и ранее: они относят её начало к шаманизму каменного века. Оба течения имеют одинаковые черты — направлены на излечение членов сообщества и предписывают людям соблюдение определённых правил организации жизни. Историю йоги делят на четыре периода: Ведический, предклассический, классический и постклассический периоды.

Ведический период отмечен возникновением Вед — священного писания о брахманизме, основе современного индуизма. Веды — старейшее из ведических учений: часто его называют ведической йогой. Основной принцип этого учения — Риши, это философская система, которая учит жить в божественной гармонии и видеть конечную реальность через интенсивную духовную практику.

Предклассическая йога — это 200 писаний Упанишад, которые описывают и объясняют учение Вед через три основных предмета: конечную реальность (брахман), переходящее «Я» (атман) и взаимосвязь между ними. На этом этапе учение становится тесно связано с буддизмом. Здесь усиливается важность медитации и практики физических поз (асан). К этому же этапу относится создание Бхагавад-Гиты, или Песни Господа (около 500 г. до н. э.) Этот трактат даёт начало новому течению в йоге. Он становится попыткой объединить бхакти-йогу, джняна-йогу и карма-йогу в учение о том, что живой человек должен быть активным, а его действия — иметь добрую практическую направленность и противостоять злу.

Классический период отмечен творением Патанджали в I–II столетии н. э. — это «Йога-сутра»: она является попыткой объединить накопленный духовный опыт и усовершенствовать его. «Йога-сутра» состоит из 195 афоризмов, или сутр, которые излагают её основополагающие 8 принципов: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.

Знаете ли вы? Истоки йоги являются предметом многочисленных дебатов. Консенсуса относительно хронологии или происхождения не существует, кроме того, что она развивалась в Древней Индии. Хронология самых ранних текстов, описывающих практику йоги, также не ясна.

Эпоха классической йоги длилась несколько столетий. На смену ей пришли тенденции пост-классического периода развития. В отличие от предыдущих этапов, современная йогическая практика не стремится освободить человека от реальности, она скорее учит принимать реальность и жить в данный момент. Для нашего времени характерны труды гуру Свами Шивананды. Его основная работа описывает 5 модифицированных принципов йоги:

  • Савасана — правильное расслабление;
  • Асана — правильное физическое упражнение;
  • Пранаяма — правильное дыхание;
  • Правильная диета;
  • Дхьяна — позитивное мышление и медитация.

Философия йоги

Йога — это дуалистическая философия. Она рассматривает взаимодействие двух основных объектов: пуруша — чистого сознания, и пракрити — материи. Каждое существо — это проявление одной из форм связи этих объектов. Живое существо объединяет тело и разум. Если человек живёт в соответствии с этическими принципами, то это ведёт его к мокше, духовному освобождению. Философию йоги отлично передаёт притча о божественности. Брахма, создав первых людей сделал их равными богам. Но люди использовали его силу неправильно: они не были праведны и честны. Брахма отобрал у них божественность и долго думал о том, куда бы её спрятать так, чтобы до неё могли добраться только те, кто обладает чистыми помыслами и высокими моральными качествами. Поэтому он спрятал божественность внутри человека и дал ему йогу как путь к ней.

Йога Брахмы — это совокупность практик и принципов, которые ведут человека к обретению божественности. В классической системе этих принципов 8, в пост-классической — 5. Это можно трактовать так: главная цель — это достижение освобождения сознания, а то, сколько ступеней к нему ведёт, не так уж и важно. Некоторые считают, что йога — это религия, но это не так. Её используют представители разных религий. Скорее, это методы работы над собственной духовностью, совершенствованием физического тела и разума. Также нельзя сказать, что это упражнения, направленные на укрепление здоровья. Философия учения рассматривает гармонизацию тела, разума и духовности и предлагает их совершенствовать в комплексе.

В философии выделяют следующие свойства:

  • этичность — достижение мира и гармонии между людьми;
  • эмоциональность — позитивное мышление и привязанность к ближним;
  • практичность — управление физическим телом;
  • интеллектуальность — управление разумом;
  • духовность — освобождение от страстей и достижение гармонии духа.

Знаете ли вы? Лучшим временем для занятий йогой считается рассвет. Именно в это время жизненная энергия несёт максимальную целительную силу. Также считается, что положения рук (мудры) влияют на интенсивность потока жизненной энергии.

Восемь ступеней достижения

Классическая йога-сутра Патаджали базируется на 8-этапном пути для воссоединения человека с божественностью:

  1. Яма — это базовая начальная ступень, на которой йог должен выработать в себе этические ценности и научиться без негативных реакций учитывать социальные ограничения.
  2. Нияма — вторая ступень, на которой человек учится быть счастливым, погружаться в позитивное мышление и пребывать в нём.
  3. Асана — третья ступень, развивающая физическое тело.
  4. Пранаяма — ступень, на которой осваивается контроль или способы управления дыханием.
  5. Пратьяхара — это достижение состояния блаженства, независимо от правильности позы и техники дыхания; это итоговое слияние Асаны и Пранаямы с выходом человека за органы восприятия.
  6. Дхарана — это этап, характеризующийся медитацией без мыслей.
  7. Дхьяна — глубокая медитация, слияние с духом.
  8. Самадхи — внутреннее пробуждение истинной сущности.

Видео: классическая йога-сутра Патаджали Этапы следуют в определённой последовательности. Освоив один, человек может переходить к следующему, не забывая о том, что он продолжает следовать усвоенным принципам каждого предыдущего этапа. Осваивая этап, человек гармонизирует физическое и духовное начало, учится концентрироваться, достигать полного умиротворения и единения с божественностью.

Виды йоги

Древние йоги считали, что для того, чтобы пребывать в гармонии с собой, тело, разум и дух человека должны быть в гармонии с окружением. Различные виды йоги были сформулированы и совершенствовались как средства достижения и поддержания этого баланса. Совершенствование человека происходит с помощью специальных упражнений. Основные направления йоги рассмотрим далее. Существуют также и другие направления. Некоторые из них очень древние, другие только начали развиваться в настоящее время.

Знаете ли вы? Дога — это разновидность йоги, которая появилась в Нью-Йорке в 2002 году. Её цель — достижение гармонии с питомцами. В рамках курса собаки могут самостоятельно выполнять упражнения или быть реквизитом для асан хозяев. Проект Сьюзи Тейтельман первоначально назывался «Йога для собак».

Раджа-йога

Синонимичные названия классической йоги: раджа-йога, йога-сутра, восьмиступенчатая йога, йога самоконтроля. Её основоположник — мудрец Патанджали (I в. до н. э.), легенды говорят о его божественном происхождении. Учение основано на постижении 8 принципов, которые были изложены Патанджали в его труде — «Йога-сутре».

Освоение каждой ступени — это совершенствование одной из составляющих личности, в результате которого увеличивается количество доступной человеку энергии. Раджа-йог считает себя основным в системе мира и поэтому совершенствуется, его участь — быть хозяином самому себе. Раджа-йога обучает человека дисциплине и поддержанию чистоты во всём: теле, разуме, духе.

Видео: Раджа-йога

Джняна-йога

Джняна-йога, или йога разума — это путь, на котором совершенствуется ум, интеллект человека. Она ведёт человека по пути самосовершенствования через изменение его знаний о мире и о самом себе. Джняна-йога исходит из постулата, что неправильные или «злые» поступки совершаются от незнания. Побеждая незнание, человек движется на пути к божественному знанию. Джняна-йог, используя учение как метод, сам познаёт мир через медитации и ощущение истины.

Видео: Джняна-йога

Карма-йога

Карма-йога, или йога служения считает, что то, где вы сейчас есть, и ваше состояние — это результат предыдущих действий. И ваша задача в настоящем — это правильное выполнение возложенных на вас задач, без беспокойства о результате. Принципы учения изложены в индийском эпосе — Махабхарате, в виде беседы между принцем Арджуной и Кришной, который находится в облике колесничего Арджуны.

Видео: Карма-йога

Знаете ли вы? В настоящее время существует более 100 различных школ йоги. Хотя каждая школа имеет разные практики, у них есть единая цель: состояние чистого блаженства и единства со Вселенной.

Бхакти

Бхакти-йога, или йога преданности — это путь, направленный на развитие любви к богу посредством служения. Именно этот путь чаще всего соблюдается в Индии. Бхакти представлена множеством течений, как монотеистических, так и пантеистических. Бхакти-йоги поклоняются Шиве, Кришне, Вишну, безграничному абсолюту (Брахман), другим божествам.

Мантра-йога

Мантра-йога — это древнейшее учение о воздействии звука на организм человека, а также его разум и интеллект. При этом воздействует не просто любой звук, а особенный — мантра. Это может быть звуковая комбинация, считающаяся священной, молитва и т. д. Если практиковать мантра-йогу достаточно долго, то считается, что она приводит к стиранию старой кармы.

Тантра-йога

Тантра-йога, или йога ритуалов — это выполнение священных ритуалов. Так, например, обход вокруг священной для буддистов горы Кайлас считается избавляющим человека от всех его грехов. Путешествие длится несколько дней, во время которых путешественник погружается в единение с божеством. Этот вид йоги получил своё название от священных текстов — тантр, в которых изложены диалоги Шивы и его жены Шакти. Тантрическая йога связана с культом Шакти. Секс также является частью тантра-йоги, но это не основное, поскольку этот путь направлен на нахождение того, что является священным, во всём, что мы делаем.

Хатха-йога

Хатха-йога, или йога позы — это самая популярная разновидность учения среди жителей запада. Она использует физические позы (асаны), методы дыхания (пранаяма) и медитацию для улучшения здоровья и духовности. Путь характеризуется множеством стилей — Айенгар, Интеграл, Аштанга и другие.

Знаете ли вы? Хатха-йога — это учение, получившее наибольшее распространение в западной культуре. «Ха» обозначает солнце, а «тха» — это луна. Это объединение двух элементарных сил природы.

Асаны для начинающих

У Патанджали асана описана как свободная поза. Можно предположить, что в самом начале речь всего лишь шла об удобных позах для медитации. Асаны оздоравливают тело и готовят его к медитации. Также стоит помнить, что классическая йога считает полезной и работающей только в виде комплексной системы, и без соблюдения базовых принципов Ямы и Ниямы асаны станут просто интересным фитнесом. Для занятий вам понадобятся удобный коврик и небольшое спокойное место. Одежда должна быть удобной для вас и эластичной, не мешающей выполнению упражнения. Можно оставаться босиком, одеть носки или мягкую обувь. Занятие нужно проводить не менее чем через 1–1,5 часа после еды.

Важно! За 15 минут до начала занятий йогой рекомендуется выпивать стакан тёплой воды и очищать носоглотку. Цель этих действий — очистка каналов, по которым вместе с дыханием движется жизненная энергия.

Утро — лучшее время для выполнения асан, а вечер — лучшее время для медитаций. Начинайте с простых упражнений, не напрягайтесь: асаны подразумевают состояние комфорта при выполнении. Занятия не должны быть длительными, но это нужно делать ежедневно, как минимум в течение 15 минут в день. Каждое упражнение можно выполнять до 3 раз. Последовательность упражнений обычно будет такой:

  1. Асаны для разминки — 2–3 мин; эти упражнения разминают плечевые мышцы, позвоночник, бёдра, поясницу и пах.
  2. «Стойки» необходимы для выравнивания осанки и ног; выполняются для улучшения пищеварения и кровообращения.
  3. «Сидячие позы» позволяют практиковать правильное дыхание, прану.
  4. Упражнения на изгиб, избавляющие от напряжения в суставах; они снимают боль в спине, облегчают циркуляцию крови и питательных веществ в организме.
  5. Перевёрнутые и балансные асаны — это упражнения на развитие координации, увеличение выносливости и силы, улучшение концентрации.
  6. Финишные асаны.

Выполняя упражнение, старайтесь сосредоточиться на каждом движении. Не нужно напрягаться, чтобы выполнить действие. Выполняя асаны, дышите медленно и глубоко. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях.

Важно! Если упражнение вызывает боль, исключите его из вашей программы. Асаны — это не соревнование на выносливость, а возможность улучшить растяжку и состояние мышц. Если у вас есть противопоказания для занятий йогой, то обсудите с вашим врачом возможность выполнения намеченного вами комплекса упражнений.

Асаны для разминки — это несколько минут медитации и сосредоточения в удобной сидячей или лежачей позе.

  • Савасана (поза трупа) — классическая релаксационная поза. Выполняется с закрытыми глазами. Исходное положение — лёжа на коврике, слегка расставив в стороны руки ладонями вверх. Позвоночник полностью касается поверхности коврика. Согните ноги в коленях и медленно выпрямите, последовательно расслабляя мышцы, начиная от ягодиц. Вам не должен мешать яркий свет и громкие звуки. Дышите через нос. Продолжительность выполнения — 5–10 минут. Поза практикуется до или между асанами, а также для финальной релаксации.

Видео: техника выполнения Савасаны (поза трупа) Чтобы усилить эффект, совмещайте Савасану с правильным дыханием. Представьте, что вместе с выдохом из тела уходят тяжесть и стресс, а на вдохе входит обновлённая энергия (Прана). Она движется по лицу, затем заполняет затылок, шею и достигает точки на 2 см ниже пупка. Эта точка считается центром энергетических каналов, по которым она распространится в теле.

Выходить из Савасаны нужно тоже правильно: сначала пошевелите пальцами, медленно повернитесь на бок и перейдите в позу эмбриона. Теперь плавно встаньте. Это лучшая поза для снятия психологического стресса.

  • Сукхасана — это классическая сидячая поза («сидеть по-турецки»). Поза помогает в выпрямлении позвоночника, замедлении метаболизма, повышении внутреннего спокойствия. Для выполнения вам понадобится небольшая подушечка — сядьте так, чтобы таз находился на её краю. Ноги переплетите, предварительно согнув в коленях. Стопы должны находиться под коленями. Голени должны быть скрещены. Медленно расслабьте стопы, затем область паха и опустите колени. Выпрямитесь, расправьте плечи, выпрямляя позвоночник. Опустите ладони рук на бёдра. Пальцы рук находятся в расслабленном состоянии. Грудная клетка также должна расправиться. Оставайтесь в этой позе несколько циклов дыхания. Представьте, что на вдохе поток энергии идёт вниз, а на выдохе устремляется вверх.

Видео: техника выполнения Сукхасаны (поза «сидеть по-турецки») Основные позы — это асаны, которые используются для перехода от одного упражнения к другому:

Позы на равновесие, или баланс относятся к не очень популярным у новичков, но именно они помогают улучшить концентрацию, убедиться в возрастающей выносливости вашего организма: Также стоит обратить внимание на то, что некоторые асаны объединяются в комплексы, к примеру, Сурья Намаскар, или приветствие солнцу. Комбинация состоит из 12 положений тела. Начало и конец комплекса — это асана Пранамасана.

Сурья Намаскар — это поочерёдные наклоны, сгибания и выпрямления позвоночника. Комплекс обеспечивает глубокую проработку всех суставов и сухожилий. Его достоинством является то, что комплекс упоминается ещё в ведической литературе, и его современное состояние — это результат, эффективность которого подтверждена тысячелетней практикой.

Важно! Исследования учёных Йоркского университета доказали, что йога уменьшает физические и психологические симптомы хронического болевого синдрома у женщин с фибромиалгией.

Философские учения Древней Индии

Индийская философия — одна из древнейших на континенте. Все философские школы или течения разделяются по принципу отношения к Ведам. Для ортодоксальных характерно признание Вед — здесь они считаются источником знания. К этой группе относятся ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта.

Неортодоксальные не признают за Ведами исключительного свойства источника знаний. К ним относятся — джайн, буддизм, адживика, аджна и карваки. Основные течения сформированы около 1000 г до н. э. Школа вайшешики (санскр. «особенность, различие») пытается идентифицировать, инвентаризировать и классифицировать сущности и их отношения, которые предстают перед человеческим восприятием. Цель вайшешики — освобождение индивидуального «Я».

Незнание порождает проблемы и зло, а уменьшение этого незнания ведёт к правильным поступкам, гармонизации отношений между людьми, божеством и природой. Поэтому освобождение от незнания и ведёт к освобождению от страданий.

Ньяя (санскр. «закон») — это религиозная и одновременно философская система. Она изучает условия и средства познания реальности. Здесь считают, что реальность не зависит от сознания, которое не всегда может её воспринять. Составлена мудрецом Гаутамой (Готамой) в III–IV веке н. э. Принципы этой философии использованы при построении других философских систем.

Данная система признает существование бога-творца. Бог является первопричиной всего сущего в мире. Ньяя рассматривает и изучает способы познания реальности, средства познания, условия, при которых происходит познание и его источники. Санкхья — это одно из самых влиятельных направлений. Основана около 600 г. до н. э. Цель учения — познание реальности через причинно-следственные связи. Школа Санкхьи предполагает существование двух тел — временного тела и тела «тонкого» вещества, которое сохраняется после биологической смерти.

Когда временное тело погибает, тонкое мигрирует к другому временному телу. Оно состоит из высших функций — буддхи («сознания»), ахамкары («я-сознания»), манаса («ум») и праны («дыхания», принципа жизнеспособности). В этом учении обосновывается существование мира без божественного вмешательства.

Знаете ли вы? Древние йоги полагали, что у человека есть ограниченное количество вдохов. Поэтому они рекомендовали медленно вдыхать и выдыхать для продления жизни.

Йога (санскр. «Юкинг» или «Союз») — одна из шести систем (даршан) индийской философии. Её влияние всегда было широко распространено среди многих других школ индийской мысли. Основа йогического учения — йога-сутры Патанджали.

В современном мире практические аспекты системы особенно популярны и востребованы, гораздо больше, чем её интеллектуальное содержание, основанное на философии Санкхьи. Отличие этих систем в том, что йога предполагает наличие божества, к которому и должен стремиться дух (пуруша), освобождающийся от рабства материи (пракрити), через искоренение невежества и иллюзий. Цель Мимансы — интерпретировать Веды или, скорее, дать правила их интерпретации. Миманса изучает различные части и периоды написания Вед. Самая ранняя работа этой философской школы — «Миманса-сутра», составленная мудрецом Джамини в IV веке до н. э. Миманса развивает учение о познании и пяти его источниках, следуя через рассуждения и критические исследования.

Веданта первоначально относилась к ведическому периоду развития философской мысли. Буквальное значение этого термина — «завершение Вед». В эпоху Средневековья веданта слилась с течением Мимансы.

Джайнизм — одна из трёх древнейших индийских религиозных традиций, которые всё ещё существуют. Название учения происходит от санскритского глагола «ji» — «побеждать», и относится к битве, которую монах должен вести против страстей, чтобы получить просветление. Буддизм — это религиозная и философская система, которая развивалась из учений Будды между серединой VI и середины IV вв. до н. э. Несмотря на то, что буддизм — это одна из основных мировых религий современности, сам термин возник в Европе в XIX веке.

Знаете ли вы? По легенде, Шиве известно 8 000 000 асан, но людям доступны только 84 из них. Современные специалисты в области спортивной медицины считают, что, с учётом всех мышц и соединений в организме, люди могут выполнять более 78000 упражнений.

Последователи этой религии называют своё учение — Дхарма (санскр. «закон»). Буддисты считают мир никем не созданным и не управляемым. Здесь отсутствует вера в карму, бессмертие души и даже религиозная организация.

Йога как медицина

Будучи сочетанием теории и практики об управлении телом и сознанием, йога создала уникальное терапевтическое направление. Сочетания физических поз (асан) и дыхательной практики (пранаямы) используется в Индии уже более 5000 лет.

Национальным центром дополнительной и альтернативной медицины США предложено использование йогических практик как одного из альтернативных видов лечения. Различные виды альтернативной медицины, в т. ч. йога, получили признание и на международном уровне.

Так, Всемирная организация здравоохранения разработала новый международный классификатор болезней (МБК-11), в котором для альтернативных методов лечения создан специальный раздел.

Базовые положения йоги — отличное средство профилактики психических расстройств, стресса, депрессии. Первая ступень классической йоги, Яма, учит воспринимать события реальности без негатива и соблюдать чистоту духа и тела. А вторая ступень, Нияма, учит наполнять очищенное от негатива сознание позитивным мышлением и радостью. Стрессы вызывают нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и функциональные расстройства. Человек, практикующий йогу, имеет более высокую стрессоустойчивость и позитивное мышление, а значит, менее подвержен болезням.

Многие люди ведут сидячий образ жизни и много времени проводят за компьютером. Это способствует нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата. Асаны помогают снять напряжение в мышцах спины, выравнивают осанку, улучшают выносливость, устраняют болевые ощущения и снимают воспаление. В сочетании с дыхательной практикой, пранаямой, они помогают возвращать хорошую физическую форму.

Узнайте о такой дыхательной практике в йоге, как - Прана-йога.

Здоровое питание в сочетании с асанами помогает замедлить процессы старения и предотвратить развитие возрастных заболеваний.

С точки зрения терапевтического эффекта, асаны могут воздействовать на:

  • группы мышц, связки и кости — механический тип воздействия;
  • психоэмоциональное состояние человека — стрессовый тип воздействия;
  • психосоматический;
  • внутренние органы — гуморальный тип воздействия;
  • гормональный уровень;
  • энергетический уровень;
  • стрессовый.

Классификация асан с точки зрения терапевтического эффекта представлена в таблице:

Локализация терапевтического воздействия Категории асан Лечебный эффект Примеры асан
Психоэмоциональное состояние Релаксационные асаны, которые могут выполняться в положении лёжа, стоя или сидя Воздействие на психоэмоциональное состояние человека, снятие стресса, успокоение, улучшение настроения В положении лёжа: Шавасана, Супта Падангуштхасана

Стойки: Тадасана; Пранамасана; Уттхита Триконасана; Вирабхадрасана

В положении сидя: Сукхасана; Стамбхасана; Вирасана; Падмасана

Механическое на мышцы, связки, суставы и кости Любые асаны оказывают расслабляющее и растягивающее воздействие на мышцы — вытягивания, наклоны, скручивания, прогибы, силовые асаны, лодочные позы Задача асаны — расслабить группу мышц и растянуть её; локализация зависит от упражнения: мышцы спины, позвоночник, грудь.

Лечебный эффект состоит в снятии болевых ощущений, улучшении гибкости и эластичности, восстановлении работоспособности органа

Вытягивание вперёд: Ашва Санчаланасана

Прогибы назад: Хаста Уттанасана; Битиласана; Падмасана

Лодочные позы: Бхуджангасана; Навасана

Скручивания: Уттхита Триконасана; Ардха Матсиендрасана

Силовые асаны: Шалабахсана; Маюрасана

Внутренние органы Прогибы назад, скручивания, перевёрнутые позы Снятие внутреннего напряжения, улучшение работы ЖКТ, селезёнки, органов малого таза Прогибы назад: Хаста Уттанасана; Битиласана; Падмасана

Скручивания: Уттхита Триконасана; Ардха Матсиендрасана

Перевёрнутые позы: Сарвангасана; Халасана

Эндокринная система, иммунитет Перевёрнутые позы Стабилизация работы эндокринной системы, в т. ч. щитовидной и паращитовидной желёз Сарвангасана; Халасана
Равновесие и координация движений Баланс Улучшение чувства равновесия и концентрации Уткатасана; Врикшасана; Уттхита Хаста Падангуштхасана
Профилактика инсультов, улучшение работы мозга Наклоны вперёд Улучшение кровоснабжения мозга Падангуштхасана; Падахастасана; Парватасана.
class="table-bordered">

Философы, практикующие йогу

Основатель йоги — древний мудрец, философ и аскет Патанджали. Как и во многих подобных случаях, точных фактов его биографии не существует, поэтому нельзя точно назвать ни даты рождения, ни обстоятельства его жизни. Основной труд — «Йога-сутра», состоящая из 195 сутр. Вероятно, йога существовала и до Патанджали, но именно он обобщил имеющиеся знания, систематизировал и усовершенствовал их. Не менее известный древний йогический мудрец — Свами Сватмарама. Его перу принадлежит древнейший трактат хатха-йоги — «Хатха Йога Прадипика». В этом руководстве описывается использование Шаткармы, Асаны, Пранаямы, Мудр и Бандхаса, а также их практическое применение для пробуждения Кундалини.

За последние 100–150 лет количество практикующих йогинов стало довольно большим, а вместе с ними усилилось внимание к древней мудрости и её переосмыслению.

Знаете ли вы? Йога была включена в список культурного наследия человечества, составленного ЮНЕСКО в 2016 году.

Среди йогинов и мудрецов XIX–XX веков и их трудов наиболее важные описаны в таблице:

Йогин Основные произведения Течение Сведения об авторе
Баба Саван Сингх «Духовное руководство»; «Письма от души к душе» Сурат-шабд-йога Йогин, философ; изучал основные принципы всех религий и пытался обобщить их в единое учение
Брахмачари Дхирендра «Йога-сукшма-вьяяма»; «Йогасана Виджняна» Хатха-йога Йогин; советник по йоге Индиры Ганди, создал Институт йоги, где учёные всего мира могут проводить научные медицинские исследования влияния йоги на организм
Свами Вивекананда «Практическая веданта»; «Раджа-йога»; «Шесть наставлений о раджа-йоге»; «Бхакти-йога»; «Карма-йога»; «Джнана-йога»; «Пара-бхакти» Веданта и йога Основатель одного из самых крупных монашеских орденов, йогин, философ, общественный деятель. Принёс йогу на Запад и сформировал представление об этой системе в Западном мире
Лахири Махасаи Сам йогин не описывал своё учение. Оно, как и биографические сведения, описано его учеником и последователем Парамахансой Йоганандой в «Автобиографии йога» Крийя-йога Основатель крийя-йоги, индуистский йогин и святой; считается, что он обладал способностью не только исцелять больных, но и воскрешать мёртвых, дематериализовывать объекты и совершать другие чудесные действия
Свами Парамахамса Харихарананда Гири «Крийя-йога: научный процесс культуры души и сущность всех религий» Крийя-йога Йогин, гуру, философ
Парамаханс Йогананда «Автобиография йога» Хатха-йога Йогин, популяризатор и распространитель йоги на Западе, именно благодаря его произведению хатха-йога получила на Западе огромное количество последователей
Свами Сатьянанда Сарасвати Его перу принадлежат 14 произведений: «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха»; «Бхакти Йога Сагар»; «Океан Йоги Преданности»; «Кундалини Тантра»; «Свара йога»; «Тантрические практики преображения»; «Крийя-йога»; «Хатха-Йога»; «Прадипика» и другие Карма-йога Йогин, гуру, мастер йоги и тантры; основатель Международного содружества йоги
Сант Кирпал Сингх «Утренние беседы»; «Духовность — что это такое»; «Венец жизни»; «Исследование по йоге»; «Сурат-шабд-йога»; «Секрет смерти»; «Великий святой Баба Джаймал Сингх. Его жизнь и учение»; «Колесо жизни». Сурат-шабд-йога Йогин, писатель, философ
class="table-bordered">

Йога — самое популярное древнее учение из всех, имеющих практическое применение. Её популярность обусловлена глубиной рассматриваемых вопросов, возможностью с помощью этого уникального учения изменять и улучшать собственную жизнь. Йога помогает людям найти себя, свой путь, свою сущность и, конечно же, справиться с восприятием действительности.

lifegid.com

Философия йоги

Философия йогиФилософией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии. В данной статье речь пойдет об основных философских понятиях и концепциях этого учения, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (~ II тыс. до н.э.), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога» – присутствует в ранних упанишадах (~ VI – III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (~ I тыс. до н.э.). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий - основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассуждений. Однако для потомков, не имеющих возможности лично общаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэтому существующее сегодня учение классической йоги формировалось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» ( V в.н.э.).

 

Философия йогиПриступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух , духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы . Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, следствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени . То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира характерна также категория пространства .

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Философия йогиТеперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Философия йоги

Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме. Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования. Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

 

В заключение следует отметить, что идеи йоги можно встретить во всех ортодоксальных индийских философских школах, а также в джайнизме, буддизме, сикхизме, даосизме не говоря уже многочисленных направлениях в самой йоге, выросших из своей классической формы.

В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и индийские мыслители, популяризующие учение йоги. Ауробиндо ГхошНаиболее известные из них – Рамакришна (1836-1886 гг.), его последователь Вивекананда (1869-1902 гг.), а также Ауробиндо Гхош (1872-1950 гг.). Философская основа йоги, распространяемой на Западе, не претерпела серьезных изменений, но в ней наметились тенденции к сочетанию духовности йоги и достижений западной науки, а также к синтезу различных религиозных учений.

В современном мире йога становится все более популярной. Про нее снимают телевизионные передачи, ею занимаются в фитнес-клубах, о ней рассказывают известные артисты. Однако, став общедоступной, йога во многом утратила свою эзотерическую часть, и люди сегодня стремятся жить лучше в этом мире с помощью методов йоги, не стремясь к миру запредельному, к сокровенной сути философии йоги.

samadhy.ru

Школа индийской философии Йога | Дальше предела...

Школа индийской философии ЙогаНаибольшую известность в мире получила школа индийской философии Йога, направленная на осознание духа. Само слово «йога» с санскрита переводится как «связь». Философия йоги исходит из связи души с Абсолютом. В йоге дух рассматривается как независимое начало, свободное от ограничений разума, эмоций и тела.

Система йоги представляет собой совокупность духовных и физических практик, работающих на всестороннее развитие личности в духовном, физическом и психическом аспектах. Йога интеллектуальна: она предполагает гармоничное включение сил разума, ее положения основаны на философских текстах. Философия йоги нацелена на постижение тайн бытия через принятие и осознание личностного духа. Йога учит доброте и любви. В частности, из философии йоги вышла идея ненасилия. Тем не менее, йога весьма практична, ведь она предлагает техники управления организмом.

Интересно, что идеи йоги мы можем встретить не только в учениях других ортодоксальных философских школ, но также и в таких религиозно-этических учениях, как даосизм, буддизм, сикхизм и т.д.

Основные принципы классической философии йоги (ее принято называть Раджа-йога) были сформулированы  Патанджали в труде «Йога-Сутра» еще во 2 веке до н.э. Однако неправильно считать Патанджали автором философии йоги. Он систематизировал идеи, которые можно обнаружить как в Ведах, так и иных священных текстах Древней Индии.

Система принципов, созданная Патанджали, делится на следующие части:

  1. Самадмтада — посвящена формам, целям и средствам достижения йоги.
  2. Садханапада — включает в себя повествование о формах страдании, а также о методах их прекращения.
  3. Вибхутипада — описывает внутренние составляющие системы йоги, рассказывает о сверхъестественных силах, которые в процессе занятий йогой может приобрести ученик.
  4. Кайвальяпада — повествует о природе и формах Освобождения Духа.

В целях Освобождения и Просветления Патанджали предложил восьмеричный путь йоги — Аштанга-Йога:

  1. Яма (социальные нормы).
  2. Нияма (самодисциплина).
  3. Асана (медитативное положение, поза).
  4. Пранаяма (управление дыханием).
  5. Пратьяхара (управление чувствами).
  6. Дхарана (сосредоточение).
  7. Дхьяна (созерцание).
  8. Самадхи (воссоединение с энергией Вселенной).

Постигая бытие при помощи практик йоги, человек обретает знания о подлинной реальности, которая изначально от человека скрыта. Он должен сам ее обрести. Целью йоги можно считать изменение сознания личности, осознание ею своей божественной природы. Мудрецы древности, практикуя йогу, пришли к выводу, что реальность существует не только в самой Вселенной, но и внутри личности (Атман). Однако многоликий мир есть проявление лишь одной Реальности (Брахман). Проживание этой Реальности и называют Самадхи, что является высшей целью йоги.

Йога устремляет человека к освобождению Духа от Материи (Пуруши от Пракрити). В философии йоги считается, что все человеческие страдания приходят из ограничения человеком собственного бытия рамками Пракрити. Из-за этого человек все больше стремится к чувствам удовлетворения и привязанности. Но удовольствия рано или поздно заканчиваются, а разочарование от этого тем больше, чем сильнее было удовлетворение. Этим обуславливается существование Кармы. Так мы погружаемся в бесконечный водоворот превращений. Высшей формой существования личности является ее стремление к освобождению от бесконечного круга перерождений. Прийти к этому, по мнению последователей йоги, можно лишь отказавшись от желаний в материальном мире. Так у человека не создается Карма и его Дух освобождается от Материи.

bruyaka.ru