Философия древней индии ведическая. Ведическая философия Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия Древней Индии 5. Философия древней индии ведическая


Ведическая философия Древней Индии

страница 1 Ведическая философия Древней Индии.

Харе Кришна, вся слава Шриле Прабхупаде, вся слава, вся слава всем преданным Верховного Господа Кришны!!!!!!!!!!!!!!!!!

  1. Вступление
Для того, чтобы раскрыть наиболее интересные моменты ведической философии мы решили в своей работе рассмотреть два различных взгляда на изучение Вед. Один из них дают нам современные учёные, другой же описывают сами Веды. Надо сказать что это два совершенно противоположных пути и приводят они к различным результатам. Об этом мы и хотим Вам рассказать.
  1. Что говорят современные исследователи.
Готовя эту работу мы взяли как пример взгляда современного учёного и исследователя некоторые из трудов Бонгарда-Лёвина Г.М. Итак, по разным оценкам наших современников проникновение ариев на территорию Индии произошло от 12 в до н э до 5 в до н э. Соответственно, в это же время начали складываться различные религиозные верования и обряды, которые, смешавшись с культурой Харрапской цивилизации составили основу для появления четырёх Вед. А именно: Риг-Веды, Сама-веды, Яджур-Веды и Атхарва-Веды.

Современные учёные определяют «Риг-Веду», как самую древнюю из всех Вед. Главным божеством этого периода выделяют Индру, затем его смещает Варуна вместе с его принципом упорядоченности, но и они уходят, уступая место закону кармы.

Т.е. из трудов Бонгард-Лёвина можно понять что Веды развивались постепенно, под влиянием многих внешних факторов и социальных условий в том числе. Можно сделать вывод, что со временем люди писали какие-то добавления к изначальной «Риг-веде», пополняя её более совершенными, более прогрессивными, если так можно сказать, сведениями. Т.е. Бонгард-Лёвин, как и большинство современных учёных, придерживается той точки зрения, которая защищает эволюционную теорию составления Вед. Вообще, давайте зададим себе такой философский вопрос: «Что такое прогресс? Что такое эволюция?».

Эволюция – это смена примитивных, несовершенных форм чего-либо более совершенными, более правильными. В данном случае это смена примитивных взглядов на мир более объективными. Так воспринимая процесс создания Вед, вполне возможно допустить наличие каких-нибудь погрешностей, неувязок, неточностей во всей системе, так как она эволюционирует и старое сменяется новым.

Действительно, идя этим путём Бонгард-Лёвин видит некоторые неясности в текстах Вед. Он цитирует один стихов из Риг-Веды : «Жрецы принесли Пурушу в жертву и из частей его тела родились божества, земля и небо, солнце и луна, растения, животные, люди, ритуальные предметы и сами гимны.» В своём комментарии он пишет: «Логическая неувязка, содержащаяся в тесте, видимо, не смущала автора гимна, а именно то, что Пуруша существует со вселенной, которую затем создают из его тела. Подобные парадоксы встречаются и в позднейших религиозно-философских сочинениях Индии».

Так, современные исследователи почти всегда видят священные ведические писания как некий винегрет исторических сюжетов, противоречащих друг другу философий, или же просто как мифы древней цивилизации.

Их попытки привести всё развитие Вед в хронологический порядок остаются безрезультатными. Не далее, как в конце того учебного года в областной библиотеке я столкнулся с утверждением одного из современных исследователей о том, что более-менее точно произвести периодизацию в истории Индии вообще, и истории её философских учений в частности, просто невозможно, и что все учёные, которые называют какие-то конкретные даты в Истории древней Индии, берут их почти от потолка, ссылаясь на те или иные источники, не вызывающие особого доверия.

Действительно, современные исследователи расходятся в дате проникновения ариев на территорию Индии и зарождения ведической философии аж на 6 веков!!!

Совершенно другую картину рисуют нам сами Веды.
  1. Великая традиция о самой себе.
Все современные и несовременные системы йоги берут начало в философских учениях Древней Индии, Веды содержат в себе колоссальные знания по астрономии, астрологии, физике и других областей науки, так почему же принимая во внимание все эти достоинства Вед нам не принять их авторитет в отношении их собственного происхождения и предназначения?

1) Прежде всего, Веды – это не мифы и не сказки древних народов Индии, это своды правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога людям для их существования в этом мире.

2) Во-вторых, веды – это не этакая «книга предложений и высказываний», которую составляли великие учёные и философы Древней Индии на протяжении многих веков и которая проходила своеобразный путь эволюции в своей истории. Нет, если бы это было так, то почему бы сейчас кому-нибудь из нас не возомнить себя великим философом и не добавить что-нибудь к Ведам, ведь прошло столько много времени с поры их создания и наверняка у человечества появились новые сведения об окружающем нас мире. Но всё это не так, никто не может ничего добавить к ведам, это просто выше наших возможностей.

Сами Веды говорят о своём составителе следующее: его имя Кришна-Двайпайана Вйаса, он записал веды около 5 тысяч лет тому назад, причём сделал он это один, а следовательно там не должно быть никаких противоречий, которые усматривают в них наши современники. Возникает справедливый вопрос: «Как ему это удалось?», ведь все веды содержат в себе около 10 млрд. стихов!!! Дело в том, что Вьясадева не был обыкновенной личностью. Как мы уже сказали, Веды - это сборник правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога. Так вот, о Вьясадеве «Шримад-Бхагаватам» (1.3.21) говорит следующее: «Шри Вйасадева – следующее, семнадцатое воплощение Бога – появился из чрева Сатйавати от Парашары Муни. Видя, что люди в большинстве своём не обладают большим разумом, он поделил единую Веду на несколько разделов и подразделов.» Причём первоначальной Ведой была Яаджур-Веда.

3) Логически следует из второго третье – Веды это не винегрет литературных трудов, но все ведические писания имеют своё, чётко определённое место в общей картине.

Сами себя Веды делят на три части, - это Шрути (в переводе с санскрита – непосредственно услышанное). Сюда входят все 4 Веды. Смрити, или дополнительная ведическая литература. И Ньяя – логическое описание всей философии.

Шрути:

Каждая из Вед, входящих в состав Шрути делится на 4 части, которые называются Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Каждая из них предназначена для изучения определённым духовным укладом общества, и если человек будет изучать писание, непредназначенное для него, то он не получит от этого никакой пользы, даже наоборот.

Смрити:

Смрити включают в себя исторические хроники и комментарии ведической литературы духовных учителей, принадлежащих к авторитетной цепи ученической преемственности. Это единственный раздел Вед, который допускает авторство даже наших с вами современников, но все комментарии должны соответствовать сиддханте, или сути всех Вед. Естественный вопрос: «В чём суть?».

Ньяя:

Суть Вед объясняется в Ньяи, которая состоит из Веданта-сутры. Сутры представляют из себя код, через который мы можем без труда понять всю философию остальных Вед. Если мы знаем правильный код, то смысл Вед открывается нам при их изучении, если же у нас нет правильного понимания, правильного кода, то мы будем постоянно видеть какие-то неувязки и несоответствия.

Для того, чтобы вкратце объяснить заключение Веданты, необходимо сказать следующее: Веды содержат в себе прежде всего два пласта знаний. Один пласт относится к жизни человека в этом материальном мире, другой говорит о том, как живое существо может достичь своего изначального положения в мире духовном, где всё, включая желания живого существа подчинено воле Господа. Причём знания о достижении духовного мира имеют давлеющее положение над знанием о материи, т.к. материальные знания, содержащиеся в Ведах призваны построить жизнь человека так, чтобы, в конце концов, он занялся духовной практикой.

Целью человеческой жизни Веды провозглашают возрождение своих вечных личностных взаимоотношений с Господом. И пути достижения этой цели не всегда одинаковы. Дело в том, что время по Ведам делится на четыре огромных, по нашим представлениям, промежутка, качественно отличающихся друг от друга. И для каждого из них существует свой метод. Не вдаваясь в подробности, скажем, что сейчас мы с вами живём во время повальной деградации общества. Учитывая это, очень низкое, положение людей в нашу эпоху Веды дают самый простой и вместе с тем самый сильный метод освобождения, - это постоянное воспевание Святых Имён Господа. Если образно сравнить воспевание Святых Имён с лекарством для больного, страдающего болезнью материализма, то диетой для него будет соблюдение 4 регулирующих принципов здоровой жизни. Это:

  1. Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца;
  2. Не принимать одурманивающих веществ;
  3. Не играть в азартные игры;
  4. Не заниматься незаконным сексом.

Человек, поступающий так, проживает счастливо не только эту жизнь, но и дарит огромное благо всем окружающим, родственникам и близким, а после смерти больше не рождается, но прибывает в духовном бытии в своём совершенном духовном теле и наслаждается общением с Самим Господом.

Такова суть, и это является основой для всех остальных построений ведической литературы. Чётко понимая эту суть мы не увидим никаких противоречий ни в изначальных ведах, ни в дополнительной ведической литературе.

Воспевайте: Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе И будьте счастливы!!!!

страница 1 скачать файл

Смотрите также:

Ведическая философия Древней Индии 58.83kb. 1 стр.

Языки и литература Монголии и Тибета Цель дисциплины Дисциплина «Буддийская философия. Часть 1: Буддийская философия Индии» 59.58kb. 1 стр.

О музыке древней Индии 55.34kb. 1 стр.

moglobi.ru

Ведическая философия Древней Индии

Подобный материал:
  • Министерство образования российской федерации, 9743.12kb.
  • Философия Древней Индии 14 18 § Философия Древнего Китая 19 23 § Философия Древней, 2825.01kb.
  • Методическое пособие для студентов заочного отделения ижевск, 367.56kb.
  • П л а н Введение > Религия Древней Индии § Ведизм § Индуизм § Буддизм > Философия,, 126.04kb.
  • О музыке древней Индии, 58.93kb.
  • Философия Древней Индии и Китая (по желанию студентов). Только в тех группах, где семинар, 316.52kb.
  • Ведическая цивилизация. Актуальность знания Вед Ведическая цивилизация и культура, 302.82kb.
  • Программа наименование дисциплины: Философия древних и средневековых Индии и Китая., 508.11kb.
  • Религии Древней Индии 4 > Ведизм > Индуизм > Буддизм > Философия, литература, 116.49kb.
  • Философия Древней Индии и Китая Человек и общество: конфуцианец, даос. Смысл жизни:, 55.48kb.
Ведическая философия Древней Индии.

Харе Кришна, вся слава Шриле Прабхупаде, вся слава, вся слава всем преданным Верховного Господа Кришны!!!!!!!!!!!!!!!!!

  1. Вступление
Для того, чтобы раскрыть наиболее интересные моменты ведической философии мы решили в своей работе рассмотреть два различных взгляда на изучение Вед. Один из них дают нам современные учёные, другой же описывают сами Веды. Надо сказать что это два совершенно противоположных пути и приводят они к различным результатам. Об этом мы и хотим Вам рассказать.
  1. Что говорят современные исследователи.
Готовя эту работу мы взяли как пример взгляда современного учёного и исследователя некоторые из трудов Бонгарда-Лёвина Г.М.

Итак, по разным оценкам наших современников проникновение ариев на территорию Индии произошло от 12 в до н э до 5 в до н э. Соответственно, в это же время начали складываться различные религиозные верования и обряды, которые, смешавшись с культурой Харрапской цивилизации составили основу для появления четырёх Вед. А именно: Риг-Веды, Сама-веды, Яджур-Веды и Атхарва-Веды.

Современные учёные определяют «Риг-Веду», как самую древнюю из всех Вед. Главным божеством этого периода выделяют Индру, затем его смещает Варуна вместе с его принципом упорядоченности, но и они уходят, уступая место закону кармы.

Т.е. из трудов Бонгард-Лёвина можно понять что Веды развивались постепенно, под влиянием многих внешних факторов и социальных условий в том числе. Можно сделать вывод, что со временем люди писали какие-то добавления к изначальной «Риг-веде», пополняя её более совершенными, более прогрессивными, если так можно сказать, сведениями. Т.е. Бонгард-Лёвин, как и большинство современных учёных, придерживается той точки зрения, которая защищает эволюционную теорию составления Вед. Вообще, давайте зададим себе такой философский вопрос: «Что такое прогресс? Что такое эволюция?».

Эволюция – это смена примитивных, несовершенных форм чего-либо более совершенными, более правильными. В данном случае это смена примитивных взглядов на мир более объективными. Так воспринимая процесс создания Вед, вполне возможно допустить наличие каких-нибудь погрешностей, неувязок, неточностей во всей системе, так как она эволюционирует и старое сменяется новым.

Действительно, идя этим путём Бонгард-Лёвин видит некоторые неясности в текстах Вед. Он цитирует один стихов из Риг-Веды : «Жрецы принесли Пурушу в жертву и из частей его тела родились божества, земля и небо, солнце и луна, растения, животные, люди, ритуальные предметы и сами гимны.» В своём комментарии он пишет: «Логическая неувязка, содержащаяся в тесте, видимо, не смущала автора гимна, а именно то, что Пуруша существует со вселенной, которую затем создают из его тела. Подобные парадоксы встречаются и в позднейших религиозно-философских сочинениях Индии».

Так, современные исследователи почти всегда видят священные ведические писания как некий винегрет исторических сюжетов, противоречащих друг другу философий, или же просто как мифы древней цивилизации.

Их попытки привести всё развитие Вед в хронологический порядок остаются безрезультатными. Не далее, как в конце того учебного года в областной библиотеке я столкнулся с утверждением одного из современных исследователей о том, что более-менее точно произвести периодизацию в истории Индии вообще, и истории её философских учений в частности, просто невозможно, и что все учёные, которые называют какие-то конкретные даты в Истории древней Индии, берут их почти от потолка, ссылаясь на те или иные источники, не вызывающие особого доверия.

Действительно, современные исследователи расходятся в дате проникновения ариев на территорию Индии и зарождения ведической философии аж на 6 веков!!!

Совершенно другую картину рисуют нам сами Веды.

  1. Великая традиция о самой себе.
Все современные и несовременные системы йоги берут начало в философских учениях Древней Индии, Веды содержат в себе колоссальные знания по астрономии, астрологии, физике и других областей науки, так почему же принимая во внимание все эти достоинства Вед нам не принять их авторитет в отношении их собственного происхождения и предназначения?

1) Прежде всего, Веды – это не мифы и не сказки древних народов Индии, это своды правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога людям для их существования в этом мире.

2) Во-вторых, веды – это не этакая «книга предложений и высказываний», которую составляли великие учёные и философы Древней Индии на протяжении многих веков и которая проходила своеобразный путь эволюции в своей истории. Нет, если бы это было так, то почему бы сейчас кому-нибудь из нас не возомнить себя великим философом и не добавить что-нибудь к Ведам, ведь прошло столько много времени с поры их создания и наверняка у человечества появились новые сведения об окружающем нас мире. Но всё это не так, никто не может ничего добавить к ведам, это просто выше наших возможностей.

Сами Веды говорят о своём составителе следующее: его имя Кришна-Двайпайана Вйаса, он записал веды около 5 тысяч лет тому назад, причём сделал он это один, а следовательно там не должно быть никаких противоречий, которые усматривают в них наши современники. Возникает справедливый вопрос: «Как ему это удалось?», ведь все веды содержат в себе около 10 млрд. стихов!!! Дело в том, что Вьясадева не был обыкновенной личностью. Как мы уже сказали, Веды - это сборник правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога. Так вот, о Вьясадеве «Шримад-Бхагаватам» (1.3.21) говорит следующее: «Шри Вйасадева – следующее, семнадцатое воплощение Бога – появился из чрева Сатйавати от Парашары Муни. Видя, что люди в большинстве своём не обладают большим разумом, он поделил единую Веду на несколько разделов и подразделов.» Причём первоначальной Ведой была Яаджур-Веда.

3) Логически следует из второго третье – Веды это не винегрет литературных трудов, но все ведические писания имеют своё, чётко определённое место в общей картине.

Сами себя Веды делят на три части, - это Шрути (в переводе с санскрита – непосредственно услышанное). Сюда входят все 4 Веды. Смрити, или дополнительная ведическая литература. И Ньяя – логическое описание всей философии.

Шрути:

Каждая из Вед, входящих в состав Шрути делится на 4 части, которые называются Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Каждая из них предназначена для изучения определённым духовным укладом общества, и если человек будет изучать писание, непредназначенное для него, то он не получит от этого никакой пользы, даже наоборот.

Смрити:

Смрити включают в себя исторические хроники и комментарии ведической литературы духовных учителей, принадлежащих к авторитетной цепи ученической преемственности. Это единственный раздел Вед, который допускает авторство даже наших с вами современников, но все комментарии должны соответствовать сиддханте, или сути всех Вед. Естественный вопрос: «В чём суть?».

Ньяя:

Суть Вед объясняется в Ньяи, которая состоит из Веданта-сутры. Сутры представляют из себя код, через который мы можем без труда понять всю философию остальных Вед. Если мы знаем правильный код, то смысл Вед открывается нам при их изучении, если же у нас нет правильного понимания, правильного кода, то мы будем постоянно видеть какие-то неувязки и несоответствия.

Для того, чтобы вкратце объяснить заключение Веданты, необходимо сказать следующее: Веды содержат в себе прежде всего два пласта знаний. Один пласт относится к жизни человека в этом материальном мире, другой говорит о том, как живое существо может достичь своего изначального положения в мире духовном, где всё, включая желания живого существа подчинено воле Господа. Причём знания о достижении духовного мира имеют давлеющее положение над знанием о материи, т.к. материальные знания, содержащиеся в Ведах призваны построить жизнь человека так, чтобы, в конце концов, он занялся духовной практикой.

Целью человеческой жизни Веды провозглашают возрождение своих вечных личностных взаимоотношений с Господом. И пути достижения этой цели не всегда одинаковы. Дело в том, что время по Ведам делится на четыре огромных, по нашим представлениям, промежутка, качественно отличающихся друг от друга. И для каждого из них существует свой метод. Не вдаваясь в подробности, скажем, что сейчас мы с вами живём во время повальной деградации общества. Учитывая это, очень низкое, положение людей в нашу эпоху Веды дают самый простой и вместе с тем самый сильный метод освобождения, - это постоянное воспевание Святых Имён Господа. Если образно сравнить воспевание Святых Имён с лекарством для больного, страдающего болезнью материализма, то диетой для него будет соблюдение 4 регулирующих принципов здоровой жизни. Это:

  1. Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца;
  2. Не принимать одурманивающих веществ;
  3. Не играть в азартные игры;
  4. Не заниматься незаконным сексом.

Человек, поступающий так, проживает счастливо не только эту жизнь, но и дарит огромное благо всем окружающим, родственникам и близким, а после смерти больше не рождается, но прибывает в духовном бытии в своём совершенном духовном теле и наслаждается общением с Самим Господом.

Такова суть, и это является основой для всех остальных построений ведической литературы. Чётко понимая эту суть мы не увидим никаких противоречий ни в изначальных ведах, ни в дополнительной ведической литературе.

Воспевайте:

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

И будьте счастливы!!!!

geum.ru

Философия Древней Индии 5

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Школы индийской философии………………………………………………5

1.1 Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии………5

1.2 Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии……7

2. Ведическое значение индийской философии………………………………9

2.1 Ригведы…………………………………………………………………..…10

2.2 Упанишады…………………………………………………………………11

2.3 Бхагавад-Гит……………………………………………………………….12

3. Буддизм…………………………………………………………………...…14

3.1 Возникновение буддизма…………………………………………………14

3.2 Учение о четырёх благородных истинах………………………………...15

3.3 Общие характерные черты индийских философских систем…………..17

Заключение…………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………19 Введение

Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимно дополняют друг друга, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

При написании своей работы мне представлялись особенно важными несколько моментов: изначально, я ставила перед собой задачу ознакомления с основными идеями философии Древней Индии, также мне хотелось понять в чем состоит привлекательность и живучесть индийских идей, более того, почему они не только не стали чем-то пошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределами Индии и по сей день.

Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо - явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо - перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте).

Если же положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, не нанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства.

Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим. Недаром в "Законах Ману" - древнеиндийском сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что "тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (Веды), должен быть изгнан как безбожник".

Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. "Веда" буквально означает "знание" (ср. "ведать" - "знать"). Вообще же Веды - откровение, священное знание (шрути), открытое богами для посвященных. Возникновение Вед относится к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В течение многих веков Веды передавались изустно от поколения к поколению с помощью риши - старцев-мудрецов. Как тексты впервые были записаны на пальмовых листьях в V в. до н. э.

Веды - это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул).

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датиро вать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в Индии и Китае.

1. Школы индийской философии.

К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед. Вторая группа - неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед.

1.1 Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии

Веданта ("завершение вед") (IV-II в.в. до н.э.)

Основные положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах существует два направления - адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно Адвайте, в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности - Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является результатом неведения - кроме бога все является иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека - постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.

Согласно вишишта-адвайты, основоположником, которого является Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека - освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.

Миманса (VI в. до н.э.)

Цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.

Санкхья (VI в. до н.э.)

Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального - пракрити (материя, природа) и духовного - пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало - это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным приводят к развитию индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: духовного начала, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства "Я". Тонкое тело является средоточением кармы и следует за духовным началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от воплощения в какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.

Ньяя (III в. до н.э.)

Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.

Вайшешика (с санскрита - "особенность) (VI-V в. до н.э.)

Учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. "Субстанция", "качество" и "действие" существуют реально. "Общность", "особенность" и "присущность" - продукты умственной деятельности. Категория "особенность" играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

Йога (II в. до н.э.)

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения - войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание). Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страданий. Йога - есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

1.2 Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии

Джайнизм (IV в. до н.э.)

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана (9-8 вв. до н.э.) по прозвищу победитель ("Джина"). В основе Джайнизма лежит учение о таттвах - сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы - это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой). Материя - одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна и доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Единой души, или высшего бога, не существует. В мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всеведуща, всепроникающая и всемогуща, но ее возможности ограничены телом, в котором она живет.

Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма. 2. Ведическое значение индийской философии

Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскрита "знание, ведение") - сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют "Первым памятником мысли древних индийцев".Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды. Хотя в них содержится полу суеверное, полу мифическое, полу религиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры). Вторая часть Вед - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед - Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть Вед - Упанишады - и есть собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и материалистических). 2.1 Ригведы

Самый ранний памятник древнеиндийской культуры являются Ригведы. Как уже отмечалось, это сборник религиозных гимнов. Уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов, сомнения в существовании богов:

Состязаясь, спойте прекрасную песнь,

Восхваляющую Индру истинную,

если она истинна.

"Нет Индры, - иные говорят, - кто видел его?

Кого воспевать нам?"

Индра в древнеиндийской мифологии является повелителем разных божеств (дэвов) и одновременно повелителем молний, а также хранителем напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость.

В Ригведах можно прочитать гимн Пуруше:

Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша...

Пуруша - это все, что стало и станет...

Чем стали уста его, чем бедра, ноги?

Брахманом стали уста его, руки - кшатрием,

Его бедра стали вайшьей, из ног возникла шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,

Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер,

Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы возникло небо.

И ног - земля, страны света - из слуха.

Так распределялись миры.

Упомянутые выше брахманы - это жреческая варна (группа). Кшатрии - варна военной аристократии. Вайшьи - варна земледельцев, ремесленников, торговцев. Шудры - низшая варна, не имеющая права на общинную собственность, находящаяся в подчинении у остальных варн. Варны - группы впоследствии легли в основу кастовой системы. По древнеиндийской мифологии Пуруша - первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я". Пуруша выступает в роли материального "заполнителя" Вселенной. Он повсюду одновременно существует, все заполняет. Одновременно Пуруша - космический разум: он "знаток вед", в него, "вложена мысль". Позднее (в Упанишадах) он отождествляется с мировой душой - Атманом.

2.2 Упанишады

Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - "тайное, сокровенное знание")- философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или атман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии. В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").

Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснения мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу.

Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ (самсара) и воздаяния за прошлые действия (карма). Здесь выражено стремление определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время "питали" философскую мысль в Индии.

www.coolreferat.com

Ведическая философия Древней Индии

Ведическая философия Древней Индии.

Харе Кришна, вся слава Шриле Прабхупаде, вся слава, вся слава всем преданным Верховного Господа Кришны!!!!!!!!!!!!!!!!!

  1. Вступление
Для того, чтобы раскрыть наиболее интересные моменты ведической философии мы решили в своей работе рассмотреть два различных взгляда на изучение Вед. Один из них дают нам современные учёные, другой же описывают сами Веды. Надо сказать что это два совершенно противоположных пути и приводят они к различным результатам. Об этом мы и хотим Вам рассказать.
  1. ^
Готовя эту работу мы взяли как пример взгляда современного учёного и исследователя некоторые из трудов Бонгарда-Лёвина Г.М.

Итак, по разным оценкам наших современников проникновение ариев на территорию Индии произошло от 12 в до н э до 5 в до н э. Соответственно, в это же время начали складываться различные религиозные верования и обряды, которые, смешавшись с культурой Харрапской цивилизации составили основу для появления четырёх Вед. А именно: Риг-Веды, Сама-веды, Яджур-Веды и Атхарва-Веды.

Современные учёные определяют «Риг-Веду», как самую древнюю из всех Вед. Главным божеством этого периода выделяют Индру, затем его смещает Варуна вместе с его принципом упорядоченности, но и они уходят, уступая место закону кармы.

Т.е. из трудов Бонгард-Лёвина можно понять что Веды развивались постепенно, под влиянием многих внешних факторов и социальных условий в том числе. Можно сделать вывод, что со временем люди писали какие-то добавления к изначальной «Риг-веде», пополняя её более совершенными, более прогрессивными, если так можно сказать, сведениями. Т.е. Бонгард-Лёвин, как и большинство современных учёных, придерживается той точки зрения, которая защищает эволюционную теорию составления Вед. Вообще, давайте зададим себе такой философский вопрос: «Что такое прогресс? Что такое эволюция?».

Эволюция – это смена примитивных, несовершенных форм чего-либо более совершенными, более правильными. В данном случае это смена примитивных взглядов на мир более объективными. Так воспринимая процесс создания Вед, вполне возможно допустить наличие каких-нибудь погрешностей, неувязок, неточностей во всей системе, так как она эволюционирует и старое сменяется новым.

Действительно, идя этим путём Бонгард-Лёвин видит некоторые неясности в текстах Вед. Он цитирует один стихов из Риг-Веды : «Жрецы принесли Пурушу в жертву и из частей его тела родились божества, земля и небо, солнце и луна, растения, животные, люди, ритуальные предметы и сами гимны.» В своём комментарии он пишет: «Логическая неувязка, содержащаяся в тесте, видимо, не смущала автора гимна, а именно то, что Пуруша существует со вселенной, которую затем создают из его тела. Подобные парадоксы встречаются и в позднейших религиозно-философских сочинениях Индии».

Так, современные исследователи почти всегда видят священные ведические писания как некий винегрет исторических сюжетов, противоречащих друг другу философий, или же просто как мифы древней цивилизации.

Их попытки привести всё развитие Вед в хронологический порядок остаются безрезультатными. Не далее, как в конце того учебного года в областной библиотеке я столкнулся с утверждением одного из современных исследователей о том, что более-менее точно произвести периодизацию в истории Индии вообще, и истории её философских учений в частности, просто невозможно, и что все учёные, которые называют какие-то конкретные даты в Истории древней Индии, берут их почти от потолка, ссылаясь на те или иные источники, не вызывающие особого доверия.

Действительно, современные исследователи расходятся в дате проникновения ариев на территорию Индии и зарождения ведической философии аж на 6 веков!!!

Совершенно другую картину рисуют нам сами Веды.

  1. ^
Все современные и несовременные системы йоги берут начало в философских учениях Древней Индии, Веды содержат в себе колоссальные знания по астрономии, астрологии, физике и других областей науки, так почему же принимая во внимание все эти достоинства Вед нам не принять их авторитет в отношении их собственного происхождения и предназначения?

1) Прежде всего, Веды – это не мифы и не сказки древних народов Индии, это своды правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога людям для их существования в этом мире.

2) Во-вторых, веды – это не этакая «книга предложений и высказываний», которую составляли великие учёные и философы Древней Индии на протяжении многих веков и которая проходила своеобразный путь эволюции в своей истории. Нет, если бы это было так, то почему бы сейчас кому-нибудь из нас не возомнить себя великим философом и не добавить что-нибудь к Ведам, ведь прошло столько много времени с поры их создания и наверняка у человечества появились новые сведения об окружающем нас мире. Но всё это не так, никто не может ничего добавить к ведам, это просто выше наших возможностей.

Сами Веды говорят о своём составителе следующее: его имя Кришна-Двайпайана Вйаса, он записал веды около 5 тысяч лет тому назад, причём сделал он это один, а следовательно там не должно быть никаких противоречий, которые усматривают в них наши современники. Возникает справедливый вопрос: «Как ему это удалось?», ведь все веды содержат в себе около 10 млрд. стихов!!! Дело в том, что Вьясадева не был обыкновенной личностью. Как мы уже сказали, Веды - это сборник правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога. Так вот, о Вьясадеве «Шримад-Бхагаватам» (1.3.21) говорит следующее: «Шри Вйасадева – следующее, семнадцатое воплощение Бога – появился из чрева Сатйавати от Парашары Муни. Видя, что люди в большинстве своём не обладают большим разумом, он поделил единую Веду на несколько разделов и подразделов.» Причём первоначальной Ведой была Яаджур-Веда.

3) Логически следует из второго третье – Веды это не винегрет литературных трудов, но все ведические писания имеют своё, чётко определённое место в общей картине.

Сами себя Веды делят на три части, - это ^ (в переводе с санскрита – непосредственно услышанное). Сюда входят все 4 Веды. Смрити, или дополнительная ведическая литература. И Ньяя – логическое описание всей философии.

Шрути:

Каждая из Вед, входящих в состав Шрути делится на 4 части, которые называются ^ . Каждая из них предназначена для изучения определённым духовным укладом общества, и если человек будет изучать писание, непредназначенное для него, то он не получит от этого никакой пользы, даже наоборот.

Смрити:

Смрити включают в себя исторические хроники и комментарии ведической литературы духовных учителей, принадлежащих к авторитетной цепи ученической преемственности. Это единственный раздел Вед, который допускает авторство даже наших с вами современников, но все комментарии должны соответствовать сиддханте, или сути всех Вед. Естественный вопрос: «В чём суть?».

Ньяя:

Суть Вед объясняется в Ньяи, которая состоит из Веданта-сутры. Сутры представляют из себя код, через который мы можем без труда понять всю философию остальных Вед. Если мы знаем правильный код, то смысл Вед открывается нам при их изучении, если же у нас нет правильного понимания, правильного кода, то мы будем постоянно видеть какие-то неувязки и несоответствия.

Для того, чтобы вкратце объяснить заключение Веданты, необходимо сказать следующее: Веды содержат в себе прежде всего два пласта знаний. Один пласт относится к жизни человека в этом материальном мире, другой говорит о том, как живое существо может достичь своего изначального положения в мире духовном, где всё, включая желания живого существа подчинено воле Господа. Причём знания о достижении духовного мира имеют давлеющее положение над знанием о материи, т.к. материальные знания, содержащиеся в Ведах призваны построить жизнь человека так, чтобы, в конце концов, он занялся духовной практикой.

Целью человеческой жизни Веды провозглашают возрождение своих вечных личностных взаимоотношений с Господом. И пути достижения этой цели не всегда одинаковы. Дело в том, что время по Ведам делится на четыре огромных, по нашим представлениям, промежутка, качественно отличающихся друг от друга. И для каждого из них существует свой метод. Не вдаваясь в подробности, скажем, что сейчас мы с вами живём во время повальной деградации общества. Учитывая это, очень низкое, положение людей в нашу эпоху Веды дают самый простой и вместе с тем самый сильный метод освобождения, - это постоянное воспевание Святых Имён Господа. Если образно сравнить воспевание Святых Имён с лекарством для больного, страдающего болезнью материализма, то диетой для него будет соблюдение 4 регулирующих принципов здоровой жизни. Это:

  1. Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца;
  2. Не принимать одурманивающих веществ;
  3. Не играть в азартные игры;
  4. Не заниматься незаконным сексом.

Человек, поступающий так, проживает счастливо не только эту жизнь, но и дарит огромное благо всем окружающим, родственникам и близким, а после смерти больше не рождается, но прибывает в духовном бытии в своём совершенном духовном теле и наслаждается общением с Самим Господом.

Такова суть, и это является основой для всех остальных построений ведической литературы. Чётко понимая эту суть мы не увидим никаких противоречий ни в изначальных ведах, ни в дополнительной ведической литературе.

Воспевайте:

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

И будьте счастливы!!!!

www.do.gendocs.ru

Ведическая философия Древней Индии

с. 1 Ведическая философия Древней Индии.

Харе Кришна, вся слава Шриле Прабхупаде, вся слава, вся слава всем преданным Верховного Господа Кришны!!!!!!!!!!!!!!!!!

  1. Вступление
Для того, чтобы раскрыть наиболее интересные моменты ведической философии мы решили в своей работе рассмотреть два различных взгляда на изучение Вед. Один из них дают нам современные учёные, другой же описывают сами Веды. Надо сказать что это два совершенно противоположных пути и приводят они к различным результатам. Об этом мы и хотим Вам рассказать.
  1. Что говорят современные исследователи.
Готовя эту работу мы взяли как пример взгляда современного учёного и исследователя некоторые из трудов Бонгарда-Лёвина Г.М. Итак, по разным оценкам наших современников проникновение ариев на территорию Индии произошло от 12 в до н э до 5 в до н э. Соответственно, в это же время начали складываться различные религиозные верования и обряды, которые, смешавшись с культурой Харрапской цивилизации составили основу для появления четырёх Вед. А именно: Риг-Веды, Сама-веды, Яджур-Веды и Атхарва-Веды.

Современные учёные определяют «Риг-Веду», как самую древнюю из всех Вед. Главным божеством этого периода выделяют Индру, затем его смещает Варуна вместе с его принципом упорядоченности, но и они уходят, уступая место закону кармы.

Т.е. из трудов Бонгард-Лёвина можно понять что Веды развивались постепенно, под влиянием многих внешних факторов и социальных условий в том числе. Можно сделать вывод, что со временем люди писали какие-то добавления к изначальной «Риг-веде», пополняя её более совершенными, более прогрессивными, если так можно сказать, сведениями. Т.е. Бонгард-Лёвин, как и большинство современных учёных, придерживается той точки зрения, которая защищает эволюционную теорию составления Вед. Вообще, давайте зададим себе такой философский вопрос: «Что такое прогресс? Что такое эволюция?».

Эволюция – это смена примитивных, несовершенных форм чего-либо более совершенными, более правильными. В данном случае это смена примитивных взглядов на мир более объективными. Так воспринимая процесс создания Вед, вполне возможно допустить наличие каких-нибудь погрешностей, неувязок, неточностей во всей системе, так как она эволюционирует и старое сменяется новым.

Действительно, идя этим путём Бонгард-Лёвин видит некоторые неясности в текстах Вед. Он цитирует один стихов из Риг-Веды : «Жрецы принесли Пурушу в жертву и из частей его тела родились божества, земля и небо, солнце и луна, растения, животные, люди, ритуальные предметы и сами гимны.» В своём комментарии он пишет: «Логическая неувязка, содержащаяся в тесте, видимо, не смущала автора гимна, а именно то, что Пуруша существует со вселенной, которую затем создают из его тела. Подобные парадоксы встречаются и в позднейших религиозно-философских сочинениях Индии».

Так, современные исследователи почти всегда видят священные ведические писания как некий винегрет исторических сюжетов, противоречащих друг другу философий, или же просто как мифы древней цивилизации.

Их попытки привести всё развитие Вед в хронологический порядок остаются безрезультатными. Не далее, как в конце того учебного года в областной библиотеке я столкнулся с утверждением одного из современных исследователей о том, что более-менее точно произвести периодизацию в истории Индии вообще, и истории её философских учений в частности, просто невозможно, и что все учёные, которые называют какие-то конкретные даты в Истории древней Индии, берут их почти от потолка, ссылаясь на те или иные источники, не вызывающие особого доверия.

Действительно, современные исследователи расходятся в дате проникновения ариев на территорию Индии и зарождения ведической философии аж на 6 веков!!!

Совершенно другую картину рисуют нам сами Веды.
  1. Великая традиция о самой себе.
Все современные и несовременные системы йоги берут начало в философских учениях Древней Индии, Веды содержат в себе колоссальные знания по астрономии, астрологии, физике и других областей науки, так почему же принимая во внимание все эти достоинства Вед нам не принять их авторитет в отношении их собственного происхождения и предназначения?

1) Прежде всего, Веды – это не мифы и не сказки древних народов Индии, это своды правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога людям для их существования в этом мире.

2) Во-вторых, веды – это не этакая «книга предложений и высказываний», которую составляли великие учёные и философы Древней Индии на протяжении многих веков и которая проходила своеобразный путь эволюции в своей истории. Нет, если бы это было так, то почему бы сейчас кому-нибудь из нас не возомнить себя великим философом и не добавить что-нибудь к Ведам, ведь прошло столько много времени с поры их создания и наверняка у человечества появились новые сведения об окружающем нас мире. Но всё это не так, никто не может ничего добавить к ведам, это просто выше наших возможностей.

Сами Веды говорят о своём составителе следующее: его имя Кришна-Двайпайана Вйаса, он записал веды около 5 тысяч лет тому назад, причём сделал он это один, а следовательно там не должно быть никаких противоречий, которые усматривают в них наши современники. Возникает справедливый вопрос: «Как ему это удалось?», ведь все веды содержат в себе около 10 млрд. стихов!!! Дело в том, что Вьясадева не был обыкновенной личностью. Как мы уже сказали, Веды - это сборник правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога. Так вот, о Вьясадеве «Шримад-Бхагаватам» (1.3.21) говорит следующее: «Шри Вйасадева – следующее, семнадцатое воплощение Бога – появился из чрева Сатйавати от Парашары Муни. Видя, что люди в большинстве своём не обладают большим разумом, он поделил единую Веду на несколько разделов и подразделов.» Причём первоначальной Ведой была Яаджур-Веда.

3) Логически следует из второго третье – Веды это не винегрет литературных трудов, но все ведические писания имеют своё, чётко определённое место в общей картине.

Сами себя Веды делят на три части, - это Шрути (в переводе с санскрита – непосредственно услышанное). Сюда входят все 4 Веды. Смрити, или дополнительная ведическая литература. И Ньяя – логическое описание всей философии.

Шрути:

Каждая из Вед, входящих в состав Шрути делится на 4 части, которые называются Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Каждая из них предназначена для изучения определённым духовным укладом общества, и если человек будет изучать писание, непредназначенное для него, то он не получит от этого никакой пользы, даже наоборот.

Смрити:

Смрити включают в себя исторические хроники и комментарии ведической литературы духовных учителей, принадлежащих к авторитетной цепи ученической преемственности. Это единственный раздел Вед, который допускает авторство даже наших с вами современников, но все комментарии должны соответствовать сиддханте, или сути всех Вед. Естественный вопрос: «В чём суть?».

Ньяя:

Суть Вед объясняется в Ньяи, которая состоит из Веданта-сутры. Сутры представляют из себя код, через который мы можем без труда понять всю философию остальных Вед. Если мы знаем правильный код, то смысл Вед открывается нам при их изучении, если же у нас нет правильного понимания, правильного кода, то мы будем постоянно видеть какие-то неувязки и несоответствия.

Для того, чтобы вкратце объяснить заключение Веданты, необходимо сказать следующее: Веды содержат в себе прежде всего два пласта знаний. Один пласт относится к жизни человека в этом материальном мире, другой говорит о том, как живое существо может достичь своего изначального положения в мире духовном, где всё, включая желания живого существа подчинено воле Господа. Причём знания о достижении духовного мира имеют давлеющее положение над знанием о материи, т.к. материальные знания, содержащиеся в Ведах призваны построить жизнь человека так, чтобы, в конце концов, он занялся духовной практикой.

Целью человеческой жизни Веды провозглашают возрождение своих вечных личностных взаимоотношений с Господом. И пути достижения этой цели не всегда одинаковы. Дело в том, что время по Ведам делится на четыре огромных, по нашим представлениям, промежутка, качественно отличающихся друг от друга. И для каждого из них существует свой метод. Не вдаваясь в подробности, скажем, что сейчас мы с вами живём во время повальной деградации общества. Учитывая это, очень низкое, положение людей в нашу эпоху Веды дают самый простой и вместе с тем самый сильный метод освобождения, - это постоянное воспевание Святых Имён Господа. Если образно сравнить воспевание Святых Имён с лекарством для больного, страдающего болезнью материализма, то диетой для него будет соблюдение 4 регулирующих принципов здоровой жизни. Это:

  1. Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца;
  2. Не принимать одурманивающих веществ;
  3. Не играть в азартные игры;
  4. Не заниматься незаконным сексом.

Человек, поступающий так, проживает счастливо не только эту жизнь, но и дарит огромное благо всем окружающим, родственникам и близким, а после смерти больше не рождается, но прибывает в духовном бытии в своём совершенном духовном теле и наслаждается общением с Самим Господом.

Такова суть, и это является основой для всех остальных построений ведической литературы. Чётко понимая эту суть мы не увидим никаких противоречий ни в изначальных ведах, ни в дополнительной ведической литературе.

Воспевайте: Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе И будьте счастливы!!!!

с. 1

kz3.fatwords.org