Философия древнего востока тест. 2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тест по теме философия древнего востока. Философия древнего востока тест


Глава 2. Философия Древнего Востока

§ 5. Специфика философииДревнего Востока

Философия Древнего Востока – это не только древнейший кладезь человеческой мудрости, но и уникальный источник для поиска истины, очень своеобразный пласт духовной культуры человечества. Особенности культурно-исторических условий определили глубокое своеобразие восточного и западного типов философии и стилей мышления. И не смотря на то, что русскому человеку более близка по духу западая философия, ибо Россия на протяжении столетий испытывала и продолжает испытывать влияние Запада, восточная философская традиция, исторически возникшая раньше западной, во все времена служила и продолжает служить источником мудрости и вдохновлять лучшие умы человечества. На наш взгляд, она многому может научить и современного читателя.

В чем же специфика философского знания, стиля мышления стран Востока? Практически во всех философских учениях Востока можно выделить некоторые общие специфические черты:

1. Жизненная ориентация Восточной философии. Если для западной традиции свойственно чередование эссенциальной философии (философии сущности) и экзистенциальной философии (философии существования), то для восточной традиции характерно преобладание философии второго типа. Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. – это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. При этом если мудрецы древней Индии делились с учениками знанием о том, как уйти из этого мира, то китайские мыслители учили тому, как выжить в существующей реальности. «Первое близко к религиозному опыту. Второе – к житейской мудрости» (Мареев С.Н., Мареева Е.В., 2004).

2. Синтез природного, духовного и телесного. Если для европейской традиции характерен ярко выраженный антропоцентризм, коренящийся уже в христианстве, и трансформировавшийся в энергетизм в новоевропейской философии, то в восточной философии только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.

3. Целостность, синтетичность гносеологической (познавательной) установки в Восточной философии, отсутствие чистой рациональности и субъект-объектности в познании, утвердившейся в Западной философии в Новое время. Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я – это всеобщее, единичное, неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует. Если для западного мышления традиционен принцип двойственности – «одно и другое», то для восточного мышления принцип недвойственности – «одно в другом», «одно во всем и все в одном». Этот целостный взгляд на мир – первый и главный признак «просветления».

4. Целостность восточного стиля мышления во многом связана с особенностями языка. Для Запада характерен атомарный характер алфавитного языка, аналитическая структура слова, где самостоятельную семантическую нагрузку несут отдельные его части (корень, суффикс, приставка и т.д.), которые сообщают грамматический смысл целому, механически собранному из этих частей. За словом алфавитного языка стоит понятие, образное содержание которого почти полностью устранено. Для восточной культуры характерна целостность иероглифического знака, заданная самой графической структурой иероглифа. Понятие слито в восприятии со своим образом, запечатленным символически-графически, и раскрывается через целостную образность знака. При этом в западной культуре языку отведена роль средства выражения, фиксации и трансляции смысла. В восточной традиции иероглиф не просто транслирует смысл, а содержит его в себе, в том числе в своем внешнем виде.

5. Многогранность истины. Если в классической европейской философии преобладал рационализм, ориентированный на поиски объективной общезначимой истины, то мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Но в любом случае ее познание предполагает «выход» на высший, интуитивно-мистический уровень: слияние с Абсолютом, с космическим законом, переживание, а не только осмысление своего единства с миром. При этом они делали вывод, что имеются разные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.

6. Антропологический перфекционизм, т.е. представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства, а также приблизиться к Абсолюту. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае.

7. Конкретность. Учения Востока создавались как мо­ральные, научные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зрения европейского сознания. Однако можно считать такое рассмотрение этих учений вполне оправданно, поскольку основная черта философии – это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия чело­века как особого существа.

8. Отсутствие целостности восточной философии. На Востоке существовало две культуры, в которых практически одно­временно с Древней Грецией зародилась философия: Индия и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединение под име­нем восточной философии достаточно условно. В частности, некото­рые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, ко­торые переместились на территорию современной Европы и стали прародителями для европейских народов. С этой точки зрения индий­ская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. По край­ней мере, нас объединяет общее происхождение и общий языковой и культурный фон, которые и определяют наш взгляд на мир. Кстати, это подтверж­дается тем, что индийцев, как и греков, всегда интересовали вопросы, связанные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в основе всего мира: в основе первых философских концепций лежали преображенные мифы. В дальнейших разделах будет видно, что у китайских мыслителей философские проблемы ставятся совершенно иначе, они в меньшей степени интересовались проблемой первоэле­мента (или решали эту проблему качественно по-другому).

Философия в подлинном смысле этого слова появилась в Индии и Китае позже создания этих памятников и, в значительной степени, в результате полемики с их традиционным пониманием. Другими сло­вами, ее возникновение было связано с противостоянием традици­онным устоям и представлениям, отражавшим нужды общинной жизни. Самостоятельные философские школы в Индии и Китае фор­мируются приблизительно в VI веке до н. э.

Ниже мы обзорно рассмотрим основные индийский и китайские философские течения, зародившихся в Индостане и на Дальнем Востоке:

а) индийскую школа философской мысли, которая включает в себя идеи, духовно-религиозные и социальные дисциплины, известные под общим названием индуизм, наряду с которым возникли самостоятельные, но органично дополняющие это древнее учение (несмотря на разночтение многих фундаментальных концепций) джайнизм и буддизм;

б) дальневосточные традиции – конфуцианство и даосизм, которые под более поздним влиянием буддизма сформировали китайскую школу мысли.

studfiles.net

II. Философия древнего востока

1.

Укажите социальную структуру, которая является основой азиатского способа производства:

а)феодальное поместье

б)скотоводческая община

в) город-государство (полис)

г) земледельческая община

2.

Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций. Где кастовый строй получил классическое воплощение?

а) в Китае

б) в Индии

в) в Вавилоне

г) в Двуречье

3.

Постепенное изменение смысла понятия «карма» приводит его к следующему значению:

а) закон космического воздаяния за любое действие, которое нарушает мировое равновесие

б) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека

в) темная, враждебная сторона человеческой природы, которую следует подавлять

г) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей варны и касты

4.

Закончите определение: «В древнеиндийской философии учение о вечном круговороте жизни и законе воздояния – это…»:

а) йога

б) дао

в) карма

5.

Понятие «сансара» означает

а) вечную череду смертей и новых рождений всего сущего

б) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни

в) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида

г) колесо как символ формы Вселенной

6.

В какой из четырех самхит излагаются самые ранние методы индийской медицины и фармакологии?

а) Самаведа

б) Атхарваведа

в) Яджурведа

г) Ригведа

7.

Что такое Веды?

а) одно из главных философских понятий древней Индии

б) мощная и влиятельная религиозно-философская система в Индии

в) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия

г) древнейшие письменные (кон.II– нач.1 тыс. до н.э.) памятники индийской культуры

8.

Расположите в хронологическом порядке следующие религиозно-философские тексты древней Индии:

а)Араньяки (3)

б)Веды (1)

в) Сутры (5)

г)Брахманы (2)

д)Упанишады (4)

9.

Смещение интереса от знаний о жертвоприношениях к знаниям о вечном «я» в

Упанишадах свидетельствует о

а) усложнении ритуальной практики

б) зарождении философского осмысления мира

в)разложении родового строя

г)влиянии чужеродных культурных ценностей

10.

В каком религиозно-философском направлении древнего Востока родилась клятва: «Я обязуюсь спасти всех страждущих, сколько бы их ни было»?

а) буддизм

б) даосизм

в) йога

г) конфуцианство

д) веданта

11.

В отличие от ведической философии, буддизм видит возможность избавления от перерождений в

а) строгом соблюдении обрядов

б) осознании иллюзорности своего «я»

в) ежедневном чтении мантр

г) смирении плоти

12.

Буддийскую нирвану следует понимать как

а) состояние вечного блаженства

б) овладение божественными возможностями

г) загробное местопребывание душ

д) истинную реальность, где исчезают противоположности

13.

Понятие «Нирвана» характерно для следующей древнеиндийской

философской школы:

а) чарвака-локаята

б)джайнизм

в) буддизм

14.

Понятие «мокша» означает:

а) закон воздаяния за любое действие

б) необходимость тщательного исполнения обязанности своей варны

в) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни

г) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека

15.

Чарвака – локаята – это:

а) религиозная система

б) материалистическая неортодоксальная школа

в) идеалистическая ортодоксальная школа

г) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия

16.

Назовите китайского философа, который считается основателем даосизма:

а) Конфуций

б) Мо-цзы

в) Лао-дзы

17.

В представлениях древних китайцев человек:

а) занимает срединное положение в мире

б) должен следовать естественному ходу вещей

в) тесно связан с природой

г) все перечисленное выше

18.

Основными этическими принципами даосизма являются:

а) принципы недеяния и спонтанности

б) принципы морального анархизма и бездействия

в) принципы ненасилия и всепрощения

г) принципы индивидуализма и гедонизма

19.

Роль человеческой деятельности в конфуцианстве определяется следующей задачей:

а) обеспечение космического равновесия

б) подчинение природных сил

в) культурный и технический прогресс

г) создание общества равных возможностей

20.

Конфуций полагал, что благодаря свой деятельной природе, человек занимает центральное место в универсуме, потому что:

а) способен изменять сущность вещей

б) разделяет враждебные начала – Небо и Землю

в) поддерживает равновесие мировых основ

г) создан, чтобы покорять Природу

21.

Какая идея в даосизме стимулировала развитие китайской фармацевтики?

А) идея Великого Предела

б) идея равновесия космических сил

в) идея обретения бессмертия

г) идея достижения долголетия

22.

Назовите положения, которые характерны для конфуцианства?

А) высшей ценностью считался индивид

б) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет

в) государство – большая семья, где государь и «Сын неба», и «отец и мать народа»

23.

Какие философские законы нашли выражение в следующем положении: «Когда он достигает своего предела, оно превращается в инь; когда инь достигает своего предела, оно становится он»?

а) релятивистические

б) метафизические

в) закон исключенного третьего

г) диалектические

24.

В «Дао-дэ цзин» Дао рассматривается как

а) первоэлемент

б) мировая субстанция и одновременно закон бытия

в) космический разум

г) верховное божество

25.

Причиной динамической неустойчивости универсума в китайской философии является:

а) взаимопроникновение противоположных начал инь и ян

б) воля Неба (тянь)

в) человеческая деятельность

г) сгущение и разрежение ци

26.

В основе трех «правильных отношений» конфуцианства лежит представление об отношениях:

а) инь и ян

б) Дао и дэ

в) Неба и Земли

г) государя и подданных

д) тела и духа

27.

Понятие «жень» означает:

а) эгоизм;

б) безразличие

в) человеколюбие

г) мизантропия

28.

Сила нравственного примера – это главный принцип управления, утверждал:

а) Лао-цзы;

б) Мэн-цзы;

в) Конфуций;

г) Шень Бухай.

29.

Конфуцианство – это:

а) религиозно-мистическая система

б) материалистическая философия

в) этико-политическая философия

г) учение о загробном мире

30.

Форма государственного устройства Древнего Китая:

а) демократия

б) охлократия

в) восточная деспотия

г) олигархия

studfiles.net

2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Философия, ее предмет и основные функции

Похожие главы из других работ:

Возникновение древневосточной философии

1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии...

Возникновение древневосточной философии

2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Китайская философия сложилась в период VIII--III вв. до н. э. В историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии. Поэтому ее история может быть подразделена по различным основаниям. Например...

Джайнизм, буддизм, брахманизм

Культура Древней Индии

Я Время, продвигаясь, миры разрушаю, Для их погибели здесь возрастая, И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга, В обеих ратях... Раз и не колеблясь! Индийская цивилизация - ровесница цивилизаций Ближнего Востока, Вавилона, Египта...

Древний Восток: истоки управленческой мысли

1. Специфика философии древнего Китая и древней Индии.

...

Логика Древней Индии и Древнего Китая

Логика Древней Индии

История Индии охватывает четыре тысячелетия. К сожалению, в истории Древней Индии еще так много невыясненного, а индийская хронология столь запутана, что не представляется возможным дать подлинную историю развития индийской философской мысли...

Основные учения древнекитайской философии

Глава 1. Философия Древнего Китая как уникальная ветвь восточной философской системы. Зарождение философской мысли Китая

Как очевидно, философская мысль любого общества и любого государства развивалась не сразу. Точно также Китай не сразу прославился своими главными учениями. первые философские компоненты появляются не в самом Китае, а в прогосударстве Шан-Инь...

Основы философии

Тема 1.1 Философия Древнего Китая

Китайская философия сложилась на рубеже V11-111 в. до н.э. Она решала ряд общечеловеческих проблем: осознание природы, общества, человека, взаимосвязь человека и природы...

Основы философии

Тема 1.2 Философия древней Индии

Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Она выступает в качестве теории, как образ жизни, руководство жизнью. Философия дает человеку понимание природы добра и зла, картину Вселенной, определяет смысл жизни...

Становление философии

2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Наиболее древними философскими учениями являются учения, возникшие в Индии 2-3 тысячи лет тому назад. История индийской философской мысли начинается с вед (II тыс. до н.э.). Само слово «веда» означает «знание», «ведение»...

Становление философии

3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

В древнем Китае в VIII-VI вв. до н.э., в период формирования и развития рабовладельческого общества, сложились две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая...

Философия Востока

1.2 Философия Древнего Китая

В древнекитайской философии наиболее известными были учения Конфуция и конфуцианства, Лао-цзы и даосов, а также заимствованная в Индии и творчески переработанная философия буддизма. Лао-цзы (конец VI - начало V вв. до н.э...

Философия Древнего Востока

3. Философия древней Индии.

...

Философия Древней Индии

2. Философия Древней Индии: ведический период и его основные группы

В индийской философий можно выделить три периода: 1. Ведический - XV-V вв. до н. э. 2. Классический - V в. до н. э.-X в. н. э. 3. Индуистский - с X в. н. э. Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей...

Философия Древней Индии. Категории пространства и времени

1. Философия в Древней Индии

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа...

Философия и религия

5.3 Философия Древнего Китая

Древнекитайская философия тоже не сильна в познания природы. Например, происхождение мира она объясняла скорее мифологично, чем философски. Вначале был Хаос; затем в нём возникли два начала -- мужское ("Ян" -- не-бо) и женское ("Инь" -- земля)...

fil.bobrodobro.ru

Тема 3. Философия Древнего Востока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

 

Кафедра _____гуманитарных дисциплин__________________

(наименование кафедры)

 

Философия

 

Методические рекомендации по изучению курса

для студентов всех форм обучения

 

Л. В. Кабанова

 

 

 

 

Ярославль 2015

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование в нашей стране новой системы образования в соответствии с мировыми стандартами и требованиями сегодняшнего дня подразумевает особое внимание к социально - гуманитарной подготовке. В этой связи становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла деятельности, ответственности за свои поступки. В поиске человеком своего места в мире помогает философская культура, так как в ней сталкиваются реальность, духовные сущности, творческая личность, естествознание и миф, наука и религия, типы менталитета. Многовековой опыт философии в критически-рефлексивном размышлении над глубинными ценностями и жизненными ориентирами помогает человеку адаптироваться в современном меняющемся мире. Сегодня миросозерцание человека как никогда вынуждено учитывать традиции и новации, интуицию и логику, миф и артефакты, бессознательное и виртуальную реальность, структуры повседневности и коммуникации. В этом помогает изучение курса философии, которое позволяет найти основные ценностно-мировоззренческие ориентации в современном мире, нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений для всех направлений, изучающих философию, но может представлять интерес для всех интересующихся философией.

Данные методические указания по преподаванию курса философии составлены в соответствии с требованиями ФГОС. Следует отметить, что разделение на историю и теорию философии в курсе носит условный характер. На практике изложение истории философии невозможно без знакомства с понятиями теории философии. Изучение теории философии позволяют обобщить материал уже известный студентам из курса истории философских идей. Знакомство с историей философских учений, с судьбами философов, с основными понятиями философии и решениями вечных философских вопросов позволяют учащимся вырабатывать собственное философское мировоззрение и решать личные, общественные и профессиональные проблемы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ПРОГРАММА КУРСА

 

Алгоритм работы студента: знакомство с учебным пособием, ответ на вопросы в главах учебного пособия, работа с практикумом по курсу философии, повторение и закрепление курса с помощью опорных конспектов.

 

Тема 1. Истоки философии

 

Становление философии. Философия и мировоззрение. Философия, миф и религия. “Осевое время”. Главные философские вопросы.

Что представляет собою мир окружающий человека?

Мифология, религия, философия находят свои ответы на этот вопрос.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии.

Изучая данную тему, студент должен

- понять отличие философии от мифологического и религиозного видения мира;

- познакомиться с главными разделами философского знания;

- запомнить новые для вас понятия и термины, уметь определить их значение: философия, мировоззрение, миф, религия, этика, эстетика, гносеология, онтология

 

 

Тема 2. Предмет философии и ее предназначение. Структура философского знания. Основные понятия философии.

 

Предмет философии. Основные разделы философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии. Спор материализма и идеализма в истории философии. Структура философского знания. Учение о Бытии. монистические и плюралистические концепции Бытия, самоорганизация Бытия, пространство и время, движение и развитие, диалектика, детерминизм и индетерминизм. Философия об обществе и историческом процессе, эстетические ценности, этика. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?

- так просто еще в восемнадцатом веке сформулировал немецкий философ И. Кант основные вопросы философии. Решение этих проблем человечество ищет уже несколько тысячелетий.

Изучая данную тему, студент должен

 

- рассмотреть функции философии и понять перспективы развития философских знаний;

- понять связь двойственной природы человека с двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом

- познакомиться с основными философскими понятиями: Бытие, мышление, познание, сознание, материализм, идеализм, материя, прогресс, регресс, развитие, пространство и время;

 

Раздел 1. История философии

Зарождение философских систем в Древнем Китае и Древней Индии. Ранняя диалектика даосизма. Конфуцианство: этика и учение о государстве. Религиозно - философские системы буддизма и джайнизма о мире и человеке.

 

Изучая тему, студент должен

- научиться различать основы следующих религиозно-философских систем: Даосизм, конфуцианства, буддизм и джайнизм

- познакомиться с понятиями: нирвана, дао, сансара, карма

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: КОНТРОЛЬНРЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

 

Философия Древнего Китая.

Даосизм - одно из основных направлений древнекитайской философииЛидеры - Лао-цзы ( «старый учитель) и Чжуан-цзы. Дао - таинственная целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах.

Даосизм - натурфилософия и диалектика, так как мир они видели в единстве противоположностей мужского и женского начала. Инь - это женское, пассивное, земное начало мира. Ян - мужское, активное, небесное. Идеал даосов – недеяние, молчание.

Конфуцианство – лидер - Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Его называли китайским Сократом. Проблемы – этика и справедливое государство. Книга записанная учениками - «Лунь-юй» («Беседы и суждения»)

Причина зла - в несоблюдении следующих заповедей: «человеколюбие», «золотая середина», «взаимность». Эти понятия составляют нравственный путь («дао»). Идеальное государство, по мнению Конфуция похоже на семью, где правитель отец, а подданные дети.

Философия Античной Греции.

НАТУРФИЛОСОФИЯ 6-5 В.Д.Н.Э. занималась поисками субстанции.

СУБСТАНЦИЯ – (лат.) предельное основание, позволяющее сводить многообразие мира к чему-то устойчивому, неизменному.

Фалес – субстанция вода, все живое из воды. Анаксимандр – субстанция нейтральна. Анаксимен – субстанция подобна воздуху, разнообразие зависит от степени сгущения. Гераклит – субстанция огонь - как единство жизни и смерти. Все изменяется. Пифагор – субстанция – число: истина открывается разуму, мысль выше чувства. Демокрит – субстанция Атом – предельная неделимая частица в основе Бытия. Мир - это атомы, движущиеся в пустоте. Линия материализма в философии - линия Демокрита.

Школа элеатов (из города Элея). Ксенофан – субстанция – это Бог.Зенон Элейский заметил противоречивость размышления о движении и показал это в своих Апориях (греч. А – не порос – выход, апория – проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом).Разнообразие взглядов вело к рождению философии софистов.

СОФИСТЫ – (От греч. София – мудрость) – профессиональные учителя философии. Их лидер Протагор учит об относительности истины. Истину знает большинство. Известный лозунг Протагора

«Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

Ученик Протагора Горгий заявил: «Никто ничего не знает, если знает – не объяснит, если не объяснит, то другие не поймут».

Софистика расчистила место для новой философии. Вскоре всех этих великих философов назовут ДОСОКРАТИКАМИ, так как за ними шел

СОКРАТ (469-399 до н. э.).Он повернул взгляд философии с природы на человека. Его лозунг:«ЧЕЛОВЕК – ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»Метод Сократа – Маевтика (искусство принимать роды, шутливое название по аналогии с профессией матери Сократа, который считал, что принимает родившиеся идеи). Это метод поиска истины в диалоге, в вопросах и ответах.

Философия Сократа – этический рационализм: «Знающий, что есть добро, не сотворит зла».Сократ, подвергавший все суду разума и совести стал неугоден властям.Ответом на многие вопросы Сократа стали его жизнь и смерть, в них он сохранил честь и независимость, ставя истину превыше всего.Сократ не писал книг, но его идеи донесли до нас ученики и главным образом

Платон (427-347 до н.э.) - основатель идеализма, который называют также линией Платона в философии.

Познание представлял, как воспоминание идей, сущностей явлений, которые душа знала во время жизни в идеальном мире, но забыла.

Создал теорию справедливого государства, где каждый выполняет свою полезную работу.

Основал философскую школу в Афинах в саду героя Академа – Академию в которой учился Аристотель

Аристотель (384-322 до н. э.). – великий энциклопедист античности, пытался разрешить противоречия философии Платона.

Платон Аристотель
Реальна идея, чтобы понять явление нужно найти его идею. Наука изучает идеи, но их нет в материальном мире. Реально единичное, оно в материальном мире, но наука изучает общее идею.

АРИСТОТЕЛЬ ВЫДЕЛИЛ ПРИЧИНЫ ЯВЛЕНИЙ:

Аристотель – последний оптимист Античности. Расцвет Греции закончился, и вопрос философии изменился: «Как стать счастливым в мире страданий и справедливым в мире зла»

Киники ( киник – собачий, прозвали Диогена(404-323 до н. э.), лидера течения). Их лозунг: « Мир равнодушен к нам – будем равнодушными к его законам». По латыни название школы читается как циники.

Эпикурейцы – их лидер Эпикур(341-270 до н.э.) был учеником Демокрита, на основе атомизма учил не бояться смерти. Цель – счастье, но лозунг эпикурейцев «Живи незаметно!»

Стоики (стоя – портик в Афинах) основана школа Зеноном из Китиона. Лидером стал Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.). Стоики живут в страшную эпоху Нерона и верят в судьбу и предназначение человека сохранять свою честь под ударами судьбы.

Человек перестал искать истину и счастье на земле. Новая эпоха в истории философии будет искать истину на небесах.

 

Истина содержится в Библии.

Схоластика (от латинского schole - школа, школьный. ученый) - тип средневековой философии, который опирается не на наблюдение и опыт, а на толкование текстов по правилам логики. Появились также апологетика - философская литература защитников христианства и патристика - сочинения «отцов церкви».

Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (354-430) христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Создает «Исповедь» - лирическую автобиографию, рисующую внутреннее развитие от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве, потрясающий даже современного человека психологический самоанализ, который показывает противоречивость становления личности. Августин оригинально представил время, как аспект мыслей человека, предвосхитив кантовские идеи априорных форм.

Философия разделилась на два течения:

 

Реалисты Номиналисты
Считали, что общие идеи существуют реально в разуме бога. К богу необходимо идти в разуме, опираясь на идеи. (от лат. номинус – имя) Считали, что общие идеи лишь имена, которые дают группам предметов, а бог создает единичные вещи, не глядя на образец.
Их идеал Платон. Их идеал Аристотель.
Их лидер Ансельм Кентерберийский. Их лидер Росцелин.

Важнейшая проблема философии – доказательство бытия бога.Самые известные доказательства бытия Бога:

Ансельм Кентерберийский (1033 –1109): доказательство из существования понятия бога как всесторонней сущности. Фома Аквинский(1225-1274). Пять доказательств из бытия вещей, основанных на невозможности мыслить о бесконечном. (Например, все имеет причину – первопричина это Бог).

Если веру доказывают – она в кризисе. Зарождается новая философия и новая эпоха – эпоха.

Возрождение, Ренессанс

(франц. Renaissance, итал. Rinascimento) - в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Приблизительные хронологические границы Возрождения в – 14-16 вв.

Диалектика и метафизика

Метафизика (с греческого — «после физики») - учение о бытии (онтология) или философия в целом, а также учение о развитии, противоположное диалектике. Диалектика (греч.) — искусство вести беседу, спор.

Диалектика использует понятия – категории: предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие. Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник.

Родоначальники диалектики - Сократ и софисты. Гегель создает классическую систему диалектики. Ее законы помогают отвечать на три вопроса о развитии:

1. Как происходит развитие?

2. Почему оно происходит?

3. Что получается в итоге развития?

На первый вопрос отвечает первый закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные. Переход количественных изменений в качественные происходит при достижении категории меры. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

На второй вопрос отвечает второй и главный закон диалектики, ядро диалектики - закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира.

На третий вопрос отвечает третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. В процессе развития все явления проходят три стадии. Первое - утверждение или положение (тезис), второе - отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, третье - отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).В системе Гегеля по законам диалектики развивается Абсолютная идея, а природа, материальный мир - лишь материал для развития Духа. Критика Гегеля прозвучала со стороны материализма.

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872), немецкий философ-материалист и атеист. Сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

Причина религии - бессилие человека по отношению к неподвластным его воле стихиям. Религия парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира.

В центре учения Фейербаха – человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек - есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. Вместе с тем такой антропологизм основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека.

Выступая против гегелевского идеализма, Фейербах отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.

Литература и философия.

· А.С. Пушкин (1899-1837) -главный вопрос русской литературы: гений и злодейство две вещи несовместные?

· Л.Н. Толстой (1828-1910)- сущность познания - вопрос о смысле жизни.

· Нет истины там, где нет простоты, добра и правды.

· Ф.М. Достоевский (1821-1881) -религиозно-экзистенциальная философия. Истина - есть добро и красота.

Рубеж XIX-XX веков - ХХ век

Философы и проблемы:

· В.С. Соловьев (1853-1900) - Философия Всеединства;

· Н.А. Бердяев (1874-1948) - свобода, судьба России, экзистенциализм;

· П.А. Сорокин(1889-1968) - социология, культурология;

· П.А. Флоренский (1882-1937) - техника, религиозная философия искусствознание;

· С.Н. Булгаков (1871-1944) - религиозная философия, русская философия хозяйства;

· И.А. Ильин (1882-1954) - судьба России, политология, социология;

· А.Ф. Лосев (1893-1988) - история философии, диалектика, философия искусства, этика;

· Проблема раскола русской философии в1922 году ( эмиграция и марксизм внутри страны).

Русский космизм

Проблема: единство космоса и человека, ответственность разума.«Ширь русской земли способствует образованию подобных характеров: наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига.» (Н.Ф. Федоров)

Н.Ф. Федоров (1829-1903) - «московский Сократ», «философия общего дела»К.Э. Циолковский (1857-1935) «разум - победитель Вселенной»

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль.» (К.Э. Циолковский)

А.Л. Чижевский (1897-1964) - основатель гелио и космобиологииВ.И. Вернадский (1863-1945) - учение о ноосфере

Русский космизм - отражение традиционных идей русской философии.

Культура

(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах. философы вместе с представителями других гуманитарных дисциплин пытаются найти пути налаживания диалога культур.

3. Проблема философского анализа общества как системы.

Общество –

одна из основных категорий социальной философии. Общество как система условно делится на четыре взаимосвязанные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную - это элементы общества и связи, определяющие структуру: между сферами общественной жизни, внутри сфер общественной жизни, связи с окружающей средой. Все элементы и общество в целом характеризуются понятиями: цивилизация, формация, культура.

Социальная жизнь –

это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, причем одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Лекционный курс. Обратите внимание, что на них проходит подготовка к практическим занятиям и даются рекомендации по самостоятельной работе.

Самостоятельная работа: знакомство с учебно-методическим комплексом по дисциплине (ресурсы ИБЦ), который включает обязательную и дополнительную литературу, электронный УМК в учебной программе Адобе соnnect, дополнительные материалы на сайте преподавателя. В самостоятельную работу входят также подготовка к практическим занятиям и студенческим конференциям (Научно-исследовательская работа студента). Подготовка к практическим занятиям. Для подготовки используйте дополнительную литературу по курсу. Необходимо обратить внимание на темы и формат занятий и критерии оценки:

Примерный формат семинаров

Семинар 1

Деловая (ролевая) игра презентация

Темы для деловой игры:

1. Философия Древнего Востока

2. Философия Античности.

3. Философия средневековья и эпохи Возрождения.

4. Философия Нового времени ХVII-ХVIII вв.

5. Философия французского Просвещения.

6. Немецкая классическая философия

7. Философский рационализм и иррационализм.

 

Концепция игры Обучающиеся получают задание подготовить «репортаж с места событий» из истории философии и представить его на семинаре в театрализованной форме. Условие игры – подлинность событий и речей философов.

 

Роли: Каждый играет философа выбранной эпохи, отдельной ролью может являться также современный ведущий, путешествующий во времени.

 

Ожидаемый (е) результат (ы)…Обучающиеся получают наглядное представление истории мировой философии

Критерии оценки:

Прописываются c учетом балльно-рейтинговой системы по дисциплине и выражаются в баллах

 

30 баллов – обнаружены глубокие знания учебного материала, теории, знакомство со специальной дополнительной литературой, проявлена самостоятельность мышления, продемонстрированы практические навыки анализа и сравнения концепций по дисциплине;

20 баллов – обнаружено умение грамотно излагать учебный материал ссылаясь на источники, давать толкование положений, знание учебной литературы;

10 баллов – проявлено знакомство с основным положениями изучаемых теорий и знание материала в объеме основного учебника;

5 баллов - студент не знаком с основным содержанием учебного материала, допускает существенные ошибки в его изложении.

Дополнительно баллами преподаватель может оценивать: мастерство выступления, мастерство и привлекательность PowerPoint – презентации выступающих, умение студента изложить материал правильным литературным языком, без применения вульгаризмов, жаргонных или просторечных выражений, с соблюдением норм русского языка.

 

Семинар 2

Семинар 4

Семинар 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

 

Обязательным видом работ по философии является выполнение практикума по дисциплине на сайте преподавателя в разделе Опросы - Практикум по дисциплине. Развернуто ответьте в диалоговых окнах опроса Практикум по дисциплине на всевопросы используя обязательную литературу рабочей программы по дисциплине. Преподаватель увидит на сайте ответы каждого студента и оценит их в БРС.

Обязательным видом работы по дисциплине является прохождение экзаменационного теста. Допуск к экзаменационному тесту по дисциплине открыт для всех студентов, прикрепленных деканатом к курсу. Если вы не видите в своей учебной программе тест, это означает, что вы не прикреплены и вам необходимо уточнить в деканате этот вопрос. Конечный срок сдачи теста – за неделю до последнего занятия по расписанию. Представлены будут три допуска к итоговому тесту (в учебной программе Adobe connect они отмечены как 1-я, 2-я и 3-я попытки), достаточно одного успешно пройденного допуска, оценивается лучший результат из сданных, однако набор вопросов из общей базы – произвольный и в каждой из попыток вопросы могут не повториться. РЕКОМЕНДУЕТСЯ начать подготовку к тесту с теста самопроверки, количество попыток сдачи теста самопроверки не ограничено, но результат прохождения самопроверки в рейтинге БРС не учитывается.

Внимание! Итоговый экзаменационный тест содержит вопрос:

на выбор одного правильного варианта из многих

Обязательным видом работы является не менее одного выступления на практическом занятии (интерактивной дискуссии, коллоквиуме и т.д). Для подготовки выступления на 5-10 минут необходимо подготовить презентацию РР и использовать основную и дополнительную литературу.

Рекомендуемым видом работы по дисциплине является подготовка выступления и тезисов на студенческую региональную конференцию «Молодая наука» -презентация 5-7 слайдов шрифт 18-20 не более 5 предложений на странице. Тезисы – 1 или максимум 2 страницы А4 14 шрифт обязательно не менее трех источников КРОМЕ учебных пособий. Допускается использование монографий, статей, сайтов по теме (КРОМЕ САЙТОВ ГОТОВЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ И Т.Д.). (Срок до 1 марта учебного года или до итогового занятия в первом семестре). Работа оценивается в БРС, набравшие от 30 баллов направляются на конференцию и рекомендуются для публикации в сборнике вуза!

Дополнительные (бонусные) баллы в БРС можно заработать выполняя задания по дисциплине по заданиям размещенным преподавателем на сайте за неделю до практических занятий.

Баллы начисляются согласно примерной таблице практической работы в соответствии с использованием литературы и материалов рабочей программы, материалов сайта преподавателя:

 

№ п/п Раздел модуля (дисциплины) Наименование практических (лабораторных) работ Жирным шрифтом выделены обязательные виды работ Баллы БРС
Истоки философии. Тестирование, знакомство с фрагментами работ
Предмет философии и ее предназначение. Структура философского знания. Основные понятия философии. Тестирование, знакомство с фрагментами работ, проект вики-библиотеки Введение в философию.
Философия Древнего Востока Тестирование, знакомство с фрагментами работ
Философия Античности. Интерактивная игра презентация – репортаж из истории (презентация взглядов философов разных эпох – ответы на вопросы античной философии)
Философия средневековья и эпохи Возрождения. Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ
Философия Нового времени ХVII-ХVIII вв. Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ
Философия французского Просвещения. Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ  
Немецкая классическая философия Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ
Философский рационализм и иррационализм. Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ
Европейская философия конца ХIХ- начала ХХ века. Интерактивный вебинар – междисциплинарная лекция-пресс-конференция философские взгляды на справедливое государство
Основные идеи русской философии. Интерактивное обсуждение Творчество Андрея Рублева – фундамент русской философской мысли
Бытие. Сознание. Познание. Интерактивная дискуссия с презентацией научных докладов 20-30
Проблемы современной цивилизации. Интерактивная игра тренинг «Человек в Smart – обществе»

 

Внимание!

Оценка по БРС (балльно-рейтинговой системе) выставляется при условии рейтинга не менее чем 70 баллов при условии выполнения обязательных видов работ:

Для определения рейтинга складываются все баллы. Независимо от общего числа баллов обязательные виды работ строго должны быть выполнены!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

а) Основная литература:

1.Философия [Текст] : учебник / ред. Голубева Г. А. - М. : Альфа-Пресс, 2011. - 382 с.

2.Философия [Текст] : учеб. для студентов вузов / [В. В. Миронов и др.] ; под общ. ред. д-ра филос. наук, проф., чл.-кор. РАН В. В. Миронова. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2011.

3.Философия [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Л. В. Кабанова ; Международная академия бизнеса и новых технологий /институт/. - Электрон. текстовые дан. (267776,9 Кб). - Ярославль : Академия МУБиНТ, 2011.

в) Дополнительная литература:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2004. - 608 с. (19 экз.)

2. Философия [Электронный ресурс]: учебник для вузов / под ред.: В. В. Миронова. - Электрон. текстовые дан. (4,30 Mb). - М.: Норма, 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. http://elib.mubint.ru/lib/knigi/Mironova%20.pdf

3. Философия: [Учебно-практическое пособие]/ Е. М. Борисова, Н. И.Джохадзе, В. Ю. Ивлев и др. - М.: МЭСИ, 2001 -752 kb; pdf http://elib.mubint.ru/lib/umm/mesi/human/filosofiya_up.pdf

4. Философия: учебник для бакалавров /А.Г.Спиркин.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт,2012.-828

5. Философия и теория познания: учебное пособие/ Т.Г. Лешкевич. – М.; ИНФРА-М, 2013.- 406 с.

 

г) Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины на сайте Учебного портала:

Поддержка дисциплины в том числе записи вебинаров по дисциплине на сайте лектора по дисциплине на Учебном портале

д) Ресурсы информационно – телекоммуникационных сетей «Интернет»:

Библиотека философии и религии. Режим доступа: http://filosofia.ru/

Цифровая библиотека по философии. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

 

Кафедра _____гуманитарных дисциплин__________________

(наименование кафедры)

 

Философия

 

Методические рекомендации по изучению курса

для студентов всех форм обучения

 

Л. В. Кабанова

 

 

 

 

Ярославль 2015

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование в нашей стране новой системы образования в соответствии с мировыми стандартами и требованиями сегодняшнего дня подразумевает особое внимание к социально - гуманитарной подготовке. В этой связи становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла деятельности, ответственности за свои поступки. В поиске человеком своего места в мире помогает философская культура, так как в ней сталкиваются реальность, духовные сущности, творческая личность, естествознание и миф, наука и религия, типы менталитета. Многовековой опыт философии в критически-рефлексивном размышлении над глубинными ценностями и жизненными ориентирами помогает человеку адаптироваться в современном меняющемся мире. Сегодня миросозерцание человека как никогда вынуждено учитывать традиции и новации, интуицию и логику, миф и артефакты, бессознательное и виртуальную реальность, структуры повседневности и коммуникации. В этом помогает изучение курса философии, которое позволяет найти основные ценностно-мировоззренческие ориентации в современном мире, нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений для всех направлений, изучающих философию, но может представлять интерес для всех интересующихся философией.

Данные методические указания по преподаванию курса философии составлены в соответствии с требованиями ФГОС. Следует отметить, что разделение на историю и теорию философии в курсе носит условный характер. На практике изложение истории философии невозможно без знакомства с понятиями теории философии. Изучение теории философии позволяют обобщить материал уже известный студентам из курса истории философских идей. Знакомство с историей философских учений, с судьбами философов, с основными понятиями философии и решениями вечных философских вопросов позволяют учащимся вырабатывать собственное философское мировоззрение и решать личные, общественные и профессиональные проблемы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ПРОГРАММА КУРСА

 

Алгоритм работы студента: знакомство с учебным пособием, ответ на вопросы в главах учебного пособия, работа с практикумом по курсу философии, повторение и закрепление курса с помощью опорных конспектов.

 

Тема 1. Истоки философии

 

Становление философии. Философия и мировоззрение. Философия, миф и религия. “Осевое время”. Главные философские вопросы.

Что представляет собою мир окружающий человека?

Мифология, религия, философия находят свои ответы на этот вопрос.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии.

Изучая данную тему, студент должен

- понять отличие философии от мифологического и религиозного видения мира;

- познакомиться с главными разделами философского знания;

- запомнить новые для вас понятия и термины, уметь определить их значение: философия, мировоззрение, миф, религия, этика, эстетика, гносеология, онтология

 

 

Тема 2. Предмет философии и ее предназначение. Структура философского знания. Основные понятия философии.

 

Предмет философии. Основные разделы философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии. Спор материализма и идеализма в истории философии. Структура философского знания. Учение о Бытии. монистические и плюралистические концепции Бытия, самоорганизация Бытия, пространство и время, движение и развитие, диалектика, детерминизм и индетерминизм. Философия об обществе и историческом процессе, эстетические ценности, этика. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?

- так просто еще в восемнадцатом веке сформулировал немецкий философ И. Кант основные вопросы философии. Решение этих проблем человечество ищет уже несколько тысячелетий.

Изучая данную тему, студент должен

 

- рассмотреть функции философии и понять перспективы развития философских знаний;

- понять связь двойственной природы человека с двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом

- познакомиться с основными философскими понятиями: Бытие, мышление, познание, сознание, материализм, идеализм, материя, прогресс, регресс, развитие, пространство и время;

 

Раздел 1. История философии

Тема 3. Философия Древнего Востока

 

«Хочешь переделать мир – потеряешь его!» - эта красива философская идея возникает в Древнем Китае в 6 веке до нашей эры. Ее авторы представители даосизма – древней китайской философии. Одновременно в странах Востока появляется целый ряд религиозно философских систем, чьи идеи интересны человеку и сегодня

Зарождение философских систем в Древнем Китае и Древней Индии. Ранняя диалектика даосизма. Конфуцианство: этика и учение о государстве. Религиозно - философские системы буддизма и джайнизма о мире и человеке.

 

Изучая тему, студент должен

- научиться различать основы следующих религиозно-философских систем: Даосизм, конфуцианства, буддизм и джайнизм

- познакомиться с понятиями: нирвана, дао, сансара, карма

 



infopedia.su

Тест по теме философия древнего востока

Тест по теме ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Назовите страны, где в VI в. до н.э. зарождается философия:

а) Греция; г) Индия;
б) Иудея; д) Египет;
в) Вавилония; е) Китай.
2. К основным школам древнеиндийской философии относятся:
а) веданта; г) стоицизм;
б) вайшешика; д) локаята;
в) моизм; е) джайнизм.
3. К характерным чертам древнекитайской философии относятся:

а) утилитарно-практический характер разбираемых в ней проблем;

б) преимущественное развитие этико-политических учений;

в) тесная связь с естественными науками;

г) наличие высокоразвитого категориально-понятийного аппарата;

д) традиционализм.

4. Главным объектом размышлений китайского мыслителя Конфуция является:

а) общество;

б) природа и устройство мироздания;

в) процесс познания мира;

г) человеческое сознание;

д) процессы управления государством.

5. Основной труд даосизма – это:

а) «Лунь-юй»; г) «Ши-цзин»;

б) «Мэн-цзы»; д) Даодэцзин».

в) «Мо-цзы»;

6. Дао – это:

а) путь развития природы и нравственно-политического поведения человека;

б) первоначало, первооснова и завершение всего существующего;

в) всеобъемлющий закон мироздания;

г) мир идей;

д) Великая Пустота.

7. К основным школам древнекитайской философии относятся:

а) конфуциство; г) даосизм;
б) буддизм; д) веданта;
в) легизм; е) моизм.
8. Главной древнеиндийской духовной традицией, включающей в себя сборники гимнов в честь богов, законодательные акты и трактаты, является:

а) «Веды»; г) «Эпос о Гильгамеше»;

б) «Пятикнижие»; д) «Махабхарата».

в) «Энума-Элиш»;

9. К специфическим чертам древнеиндийской философии относятся:

а) единство абстрактно-познавательной и культово-ритуальной деятельности;

б) традиционализм;

в) тесная связь с религиозно-мифологическим мышлением;

г) умозрительность;

д) отсутствие связи с наукой.

10. Какая из древнеиндийских школ подвергла основательной критике мировоззрение Вед, высмеивая религиозные обряды и жертвоприношения и отрицая существование человека после смерти:

а) буддизм; г) йога;

б) санкхья; д) локаята.

в) джайнизм;

tnu.podelise.ru

Тест по теме философия древнего востока

Тест по теме ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Назовите страны, где в VI в. до н.э. зарождается философия:

а) Греция; г) Индия;
б) Иудея; д) Египет;
в) Вавилония; е) Китай.
2. К основным школам древнеиндийской философии относятся:
а) веданта; г) стоицизм;
б) вайшешика; д) локаята;
в) моизм; е) джайнизм.
3. К характерным чертам древнекитайской философии относятся:

а) утилитарно-практический характер разбираемых в ней проблем;

б) преимущественное развитие этико-политических учений;

в) тесная связь с естественными науками;

г) наличие высокоразвитого категориально-понятийного аппарата;

д) традиционализм.

4. Главным объектом размышлений китайского мыслителя Конфуция является:

а) общество;

б) природа и устройство мироздания;

в) процесс познания мира;

г) человеческое сознание;

д) процессы управления государством.

5. Основной труд даосизма – это:

а) «Лунь-юй»; г) «Ши-цзин»;

б) «Мэн-цзы»; д) Даодэцзин».

в) «Мо-цзы»;

6. Дао – это:

а) путь развития природы и нравственно-политического поведения человека;

б) первоначало, первооснова и завершение всего существующего;

в) всеобъемлющий закон мироздания;

г) мир идей;

д) Великая Пустота.

7. К основным школам древнекитайской философии относятся:

а) конфуциство; г) даосизм;
б) буддизм; д) веданта;
в) легизм; е) моизм.
8. Главной древнеиндийской духовной традицией, включающей в себя сборники гимнов в честь богов, законодательные акты и трактаты, является:

а) «Веды»; г) «Эпос о Гильгамеше»;

б) «Пятикнижие»; д) «Махабхарата».

в) «Энума-Элиш»;

9. К специфическим чертам древнеиндийской философии относятся:

а) единство абстрактно-познавательной и культово-ритуальной деятельности;

б) традиционализм;

в) тесная связь с религиозно-мифологическим мышлением;

г) умозрительность;

д) отсутствие связи с наукой.

10. Какая из древнеиндийских школ подвергла основательной критике мировоззрение Вед, высмеивая религиозные обряды и жертвоприношения и отрицая существование человека после смерти:

а) буддизм; г) йога;

б) санкхья; д) локаята.

в) джайнизм;

kaz.docdat.com