Философия древнего ирана. Иранская философия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Иранская философия. Философия древнего ирана


Философия Ирана

Древнейшим памятником философской мысли Ирана являются тексты, отражающие космологические представления индоиранских племен и включенные в состав "Авесты" - собрание священных книг зороастризма. Бытие мыслится в них как борьба двух начал - света и мрака, Ормазда (Ахурамазды) и Ахримана (Анхра-Майнью). Эта борьба носит циклический характер: сотворенный Ормаздом мир и первый человек попадают затем под власть Ахримана, однако на исходе временного цикла свет, представляющий силы Ормазда, освобождается из заточения во мраке, и космос возвращается в первоначальное состояние. Творение мыслилось иерархически со множеством промежуточных идеальных звеньев - "ангельских" миров. Эти представления перекликаются с астральными и другими мифами и культами Древнего Востока; они явились основой философской мысли и в средние века.

В период правления Сасанидов (3-7 вв.) в Иране широко распространилась древнегреческая ученость, в частности философия неоплатонизма, которую развивали изгнанные из христианской Византии языческие ученые. Большое значение имели манихейство и маздакизм. После включения Ирана в состав Арабского халифата иранская философия развивалась в русле идей, общих для всех народов мусульманского Востока, сохраняя, однако, традицию доисламских воззрений, служивших источником разных ересей и неортодоксальных теологических школ (наиболее благоприятным для этого оказался шиизм, особенно в его крайних проявлениях, в частности в исмаилизме).

Дальнейшим развитием древнеиранских представлений было учение о вечном времени (зурван, дахр) как первооснове всех циклических изменений бытия. В раннем средневековье последователи этого философского космологического учения часто вступали в полемику с догматическим богословием ислама. Вольнодумные тенденции характерны для воззрений ар-Рази (конец 9 - начало 10 вв.). В творчестве Насира Хосрова (11 в.) нашли отражение идеи исмаилизма. Широкое распространение получил восточный аристотелизм, вобравший в себя, однако, немало элементов неоплатонизма; крупнейшим его представителем был Ибн Сина, богатое и разнообразное наследие которого развивали затем многие поколения иранских ученых. Значительным достижением философской мысли Ирана является хикмат-и ишраки (философия озарения) Сухраварди (2-я половина 12 в.), проложившего путь к слиянию аристотелизма с суфизмом и древнеиранскими эзотерическими учениям. И.Насирэддин Туси в освоении наследия Ибн Сины в большей мере опирался на аристотелизм, будучи также крупным теоретиком исмаилизма.

Новое оживление философской мысли в ИранЕ отмечается в 16-17 вв. Это так называемое исфаханское возрождение, выдвинувшее многих крупных мыслителей (Баха-ад-дин Амили, Мир Дамад, Молла Садр Ширази, А. Лахиджи, Мухсин Файз Кашапи, Мохаммед Хосейн-хан и др.), которые развивали наследие как хикмат-и ишраки, так и аристотелизма. Отличительной особенностью идейного развития в 18-19 вв. была борьба между религиозно-философскими школами "осули" и "ахбари", в процессе которой возникла школа "шейхи" (А. Ахсаи, начало 19 в.), существующая и в современном Иране. В 19 в. возникают такие течения, как бабизм и бехаизм. Видными мыслителями были Хади Себзевари, Кашфи Боруджерди, Абдул Хасан Исфахани и др. Под влиянием Запада, с развитием капиталистических отношений появляются разные течения либерально-буржуазной просветительской мысли (Мальком-хан, Талибов, Зейн-оль-Абедин Мерагеи, Мирза Таги-хан, Эмир Незам, М. Хасан-хан и др.), противостоявшие традиционным школам идеалистической метафизикИран В 20 в. в Иран распространяются идеи марксизма, видным пропагандистом которого был один из руководителей Иранской коммунистической партии Таги Эран И.

Для современного состояния философской мысли в Иране характерны попытки соединить различные течения западноевропейской философии с религиозными воззрениями ислама, например экзистенциализм с суфизмом и т. п. (А. Хекмат, Х. Наср, выступающий с критикой европоцентризма, и др.). Сохраняют свои позиции приверженцы разных традиционных школ мусульманской схоластики (М. Х. Камареи, М. Г. Табатабаи, М. М. Чахардехи, Р. З. Кермани). Распространены также западноевропейские учения и школы (Б. Пазаргад, М. Санаи, Г. Гамид).

mirznanii.com

Иранская философия

Иранская философия или персидская философия является частью восточной философии и отличается богатой и древней историей Её корни уходят во времена индоиранских племён, чьи космологические взгляды нашли наиболее полное отражение в текстах «Авесты» первая половина II тысячелетия до н э В последующем огромное влияние на философскую мысль этих племён оказали такие исторические события и последовавшие за ними перемены, как распространение ислама и монгольское нашествие

Содержание

  • 1 Доисламский период
    • 11 Зороастризм
    • 12 Манихейство
    • 13 Маздакизм
  • 2 Классический исламский период
  • 3 Современная иранская философия
  • 4 Примечания

Доисламский периодправить

Зороастризмправить

Основная статья: Зороастризм

Это одна из древнейших религий мира, которая сложилась на основе откровений пророка Заратуштры, записанных в собрании священных книг — «Авесте» Заратуштра первым задаётся вопросом генезиса зла, которое понимается им как одно из двух противоположных начал мироздания Бытие слагается из света и мрака — Ормазда и Ахримана Они пребывают в постоянной борьбе друг с другом, и перевес достаётся то одной, то другой стороне в соответствии с циклическим характером противостояния Мировоззрения Заратуштры оказали сильное влияние на философию Древней Греции и Рима Небольшие общины зартошти встречаются и по сей день

Мани и его последователи Фреска

Манихействоправить

Основная статья: Манихейство

Религиозное учение древнеперсидского пророка Мани представляло собой синкретическое соединение вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, зороастрийских гностических представлений о мире В начале эры оно получило широкое распространение на территориях от Северной Африки на западе до Китая на востоке По представлениям манихейцев, бытие порождено столкновением доброго и злого начал, роль человека сводится к тому, чтобы через хорошие поступки обеспечить свободу светлой стороне своей души

Маздакизмправить

Основная статья: Маздакизм

Учение Маздака, имевшее распространение в раннее средневековье, являло собой подобие коммунистической доктрины Последователи маздакизма придерживались идей о равенстве имущества, о необходимости взаимопомощи В космологическом плане маздакизм во многом напоминал манихейство, но отличался большей нейтральностью суждений

Классический исламский периодправить

Основная статья: Исламская философия

Начавшаяся в VII веке исламизация Ирана привела к значительным культурным и социальным переменам Но древнеиранские традиции и представления не были уничтожены полностью и продолжили своё существование как самостоятельно, так и в связи с исламом Например, определённое давление на мусульманские традиции оказывала концепция о вечном времени зурван, дахр как первооснове всех циклических изменений бытия Широкое распространение получил восточный аристотелизм, сочетавший в себе элементы неоплатонизма Наиболее значительным представителем этого направления стал Ибн Сина, который написал такие трактаты по философии, как «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении»1 Получают распространение такие религиозно-философские течения, как иллюминационизм и трансцендентальная теософия

Современная иранская философияправить

Для современного состояния философской мысли в Иране характерны попытки соединить различные течения западноевропейской философии с религиозными воззрениями ислама, например экзистенциализм с суфизмом и т п

Среди иранских философов и мыслителей XX века можно выделить следующие имена: Джавад Табатабей, Хоссейн Наср, Ахмад Фардид, Абдолкарим Соруш, Джалаледдин Аштьяни, Рухолла Хомейни, Мухсин Кадивар и другие

Примечанияправить

  1. ↑ Философия Ирана
История философии По периодам По векам По регионам и традициям Религиозная философия
Античная философия Древнегреческая философия Средневековая философия Философия Возрождения Философия Нового времени Современная философия
XVII XVIII XIX XX
Американская Африканская Восточная Китайская Индийская Западная Континентальная Аналитическая Европейская Английская Итальянская Немецкая Русская Французская Латиноамериканская
Философия индуизма Исламская философия Христианская философия Буддийская философия Еврейская философия

Иранская философия Информация о

Иранская философияИранская философия

Иранская философия Информация Видео

Иранская философия Просмотр темы.

Иранская философия что, Иранская философия кто, Иранская философия объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Иранская философия - это... Что такое Иранская философия?

Иранская философия или персидская философия является частью восточной философии и отличается богатой и древней историей. Её корни уходят во времена индоиранских племён, чьи космологические взгляды нашли наиболее полное отражение в текстах «Авесты» (первая половина II тысячелетия до н. э.). В последующем огромное влияние на философскую мысль этих племён оказали такие исторические события и последовавшие за ними перемены, как распространение ислама и монгольское нашествие.

Доисламский период

Зороастризм

Это одна из древнейших религий мира, которая сложилась на основе откровений пророка Заратуштры, записанных в собрании священных книг — «Авесте».

Заратуштра первым задаётся вопросом генезиса зла, которое понимается им как одно из двух противоположных начал мироздания. Бытие слагается из света и мрака — Ормазда и Ахримана. Они пребывают в постоянной борьбе друг с другом, и перевес достаётся то одной, то другой стороне в соответствии с циклическим характером противостояния. Мировоззрения Заратуштры оказали сильное влияние на философию Древней Греции и Рима. Небольшие общины зартошти встречаются и по сей день.
Мани и его последователи. Фреска.

Манихейство

Религиозное учение древнеперсидского пророка Мани представляло собой синкретическое соединение вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, зороастрийских гностических представлений о мире. В начале эры оно получило широкое распространение на территориях от Северной Африки на западе до Китая на востоке. По представлениям манихейцев, бытие порождено столкновением доброго и злого начал, роль человека сводится к тому, чтобы через хорошие поступки обеспечить свободу светлой стороне своей души.

Маздакизм

Учение Маздака, имевшее распространение в раннее средневековье, являло собой подобие коммунистической доктрины. Последователи маздакизма придерживались идей о равенстве имущества, о необходимости взаимопомощи. В космологическом плане маздакизм во многом напоминал манихейство, но отличался большей нейтральностью суждений.

Классический исламский период

Начавшаяся в VII веке исламизация Ирана привела к значительным культурным и социальным переменам. Но древнеиранские традиции и представления не были уничтожены полностью и продолжили своё существование как самостоятельно, так и в связи с исламом. Например, определённое давление на мусульманские традиции оказывала концепция о вечном времени (зурван, дахр) как первооснове всех циклических изменений бытия. Широкое распространение получил восточный аристотелизм, сочетавший в себе элементы неоплатонизма. Наиболее значительным представителем этого направления стал Ибн Сина, который написал такие трактаты по философии, как «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».[1] Получают распространение такие религиозно-философские течения, как иллюминационизм и трансцендентальная теософия.

Современная иранская философия

Для современного состояния философской мысли в Иране характерны попытки соединить различные течения западноевропейской философии с религиозными воззрениями ислама, например экзистенциализм с суфизмом и т. п.

Среди иранских философов и мыслителей XX века можно выделить следующие имена: Джавад Табатабей, Хоссейн Наср, Ахмад Фардид, Абдолкарим Соруш, Джалаледдин Аштьяни, Рухолла Хомейни, Мухсин Кадивар и другие.

Примечания

По времени По географическомуположению По отношению крелигии

dic.academic.ru

Иранская философия — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иранская философия или персидская философия является частью восточной философии и отличается богатой и древней историей. Её корни уходят во времена индоиранских племён, чьи космологические взгляды нашли наиболее полное отражение в текстах «Авесты» (первая половина II тысячелетия до н. э.). В последующем огромное влияние на философскую мысль этих племён оказали такие исторические события и последовавшие за ними перемены, как распространение ислама и монгольское нашествие.

Доисламский период

Зороастризм

Это одна из древнейших религий мира, которая сложилась на основе откровений пророка Заратуштры, записанных в собрании священных книг — «Авесте». Заратуштра первым задаётся вопросом генезиса зла, которое понимается им как одно из двух противоположных начал мироздания. Бытие слагается из света и мрака — Ормазда и Ахримана. Они пребывают в постоянной борьбе друг с другом, и перевес достаётся то одной, то другой стороне в соответствии с циклическим характером противостояния. Мировоззрения Заратуштры оказали сильное влияние на философию Древней Греции и Рима. Небольшие общины зартошти встречаются и по сей день.

Манихейство

Религиозное учение древнеперсидского пророка Мани представляло собой синкретическое соединение вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, зороастрийских гностических представлений о мире. В начале эры оно получило широкое распространение на территориях от Северной Африки на западе до Китая на востоке. По представлениям манихейцев, бытие порождено столкновением доброго и злого начал, роль человека сводится к тому, чтобы через хорошие поступки обеспечить свободу светлой стороне своей души.

Маздакизм

Учение Маздака, имевшее распространение в раннее средневековье, являло собой подобие коммунистической доктрины. Последователи маздакизма придерживались идей о равенстве имущества, о необходимости взаимопомощи. В космологическом плане маздакизм во многом напоминал манихейство, но отличался большей нейтральностью суждений.

Классический исламский период

Начавшаяся в VII веке исламизация Ирана привела к значительным культурным и социальным переменам. Но древнеиранские традиции и представления не были уничтожены полностью и продолжили своё существование как самостоятельно, так и в связи с исламом. Например, определённое давление на мусульманские традиции оказывала концепция о вечном времени (зурван, дахр) как первооснове всех циклических изменений бытия. Широкое распространение получил восточный аристотелизм, сочетавший в себе элементы неоплатонизма. Наиболее значительным представителем этого направления стал Ибн Сина, который написал такие трактаты по философии, как «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».[1] Получают распространение такие религиозно-философские течения, как иллюминационизм и трансцендентальная теософия.

Современная иранская философия

Для современного состояния философской мысли в Иране характерны попытки соединить различные течения западноевропейской философии с религиозными воззрениями ислама, например экзистенциализм с суфизмом и т. п.

Среди иранских философов и мыслителей XX века можно выделить следующие имена: Джавад Табатабей, Хоссейн Наср, Ахмад Фардид, Абдолкарим Соруш, Джалаледдин Аштьяни, Рухолла Хомейни, Мухсин Кадивар и другие.

Напишите отзыв о статье "Иранская философия"

Примечания

  1. ↑ [istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=3859&sait=3 Философия Ирана]

Отрывок, характеризующий Иранская философия

Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки. – Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая. Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки. Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого. – Что у вас там было? – спросил Николай. – Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом. Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота. Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг. Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих. Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага. Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными. Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты. Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал. Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше. Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам. Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке.

wiki-org.ru

Дискуссия об истории древнего Ирана

Иранофил: Иранцы - наследники великой цивилизации с 3000-летней историей, в отличие от арабов. Ислам отбросил их далеко назад.

Айдын Али-заде: Это слишком громко сказано. Современный Иран не имеет вообще никакого отношения к Ахеменидской и Сасанидской культурам. Культура современного Ирана практически исламская. В языке очень много арабизмов и тюркизмов. Алфавит арабский. В стране конгломерат различных наций и народностей. От Сасанидов только бехистунские клинописные надписи остались.

Иранофил: Если современный Иран не имеет никакого отношения к Сасанидам и Ахеменидам, то почему иранцы так истово гордятся этим периодом?

Айдын Али-заде: Гордость по прошлому испытывают все. Например, испаноязычные мексиканцы гордятся империей ацтеков, арабоязычные египтяне древним Египтом, турки Византией и Римом, хотя часто имеют к этим культурам косвенное отношение.

 

Иранофил: И все-таки, древняя иранская культура была велика. Когда греки вошли в Вавилон, Персеполис и другие иранские города они поняли, как они отстают в культурном плане от иранцев. Александр Македонский одержал военную победу, но потерпел поражение от персидской культуры.

 

 

Айдын Али-заде: Давайте фактами: в чем это проявлялось и в чем было превосходство иранцев? Вы сравниваете их с греками? Ну, тогда напомните мне, был ли у персов хоть один мыслитель, наподобие Аристотеля или Платона? Породила ли Персия такую великую цивилизацию, как мир эллинизма? Был ли у персов хотя бы алфавит, письмо, философские, научные трактаты, известные нам сегодня. Было ли у этих самых персов что-нибудь, помимо Авесты, нескольких клинописных плит и абстрактных размышлений на тему о том, сколько в мире зла, а сколько добра? Греция действительно велика. А вот в Иране я этого не вижу.

 

Понятное дело, что в Персии существовала своя культура также, как она существовала в любой другой стране. Но никаких серьезных шедевров от нее нам не известно. Греческая цивилизация дала много чего, а персидская почти ничего, кроме мистических учений - Авеста, Ормузд, Ангроманью, Митра. Ну и породила несколько империй - Сасанидов и Ахеменидов. Есть несколько интересных клинописных надписей в Бехистуне, несколько древних храмов огня. А вот после исламизации Ирана - да. Был внушительный культурный прогресс. Здесь вы можете привести много имен  в области культуры, различных наук, поэзии, философии и т.д. То есть культурный подъем произошел в Иране именно после исламизации, а не до этого, нравится вам это или нет, но это факт.

Александр Македонский, упомянутый вами, был учеником Аристотеля, который, в свою очередь, был учеником Платона, который был учеником Сократа, и т.д. до школ элеатов и милетцев. Можете ли вы привести нечто подобное у персов? Ни одной научной и философской школы от персов не известно. Не понимаю, в чем их культурное величие? И в военном отношении Иран был великаном на глиняных ногах. Греки нанесли им поражения, а Александр разгромил кажущуюся великой Ахеменидскую державу. Причем всего 10-15 тыс. греков неизменно громили 100-200 тысячные армии персов.

 

Кстати, арабы тоже, несколько веков спустя, нанесли аналогичное поражение великой империи персов. Они фактически повторили успех Александра. Маленькими группами по 10-15 тыс. человек громили 100-200 тыс. персидские армии. Ну что тут поделаешь, история показывает, что кажущаяся великой и прочной Персия, часто не выдерживает вторжений на свою территорию.

Потом, не можете ли вы напомнить мне хотя бы один серьезный научный или философский трактат древних персов периода Ахеменидов или ранних Сасанидов? А был ли у персов вообще алфавит прежде арабского? Пехлевийский алфавит Авесты не в счет. Он был предназначен только для Авесты или некоторых других религиозных текстов.

И неизменный вопрос: в чем именно вы видите превосходство персидской культуры над греческой? Ни в военном, ни в культурном отношении, этого не видно.

 

Иранофил: Что касается «глиняных ног». Когда у иранцев было единое государство-империя, греческие города грызлись один с другим.

Айдын Али-заде: Но при этом громили персов, причем малыми силами.

Иранофил: Вообще-то греческие историки любили завышать численность врага. В Фермопилах было не 300 спартанцев, а около 8 тысяч греков.

Айдын Али-заде: Ну ладно, это не принципиально. Главное в том, что греки всегда громили персов. Остальное - детали.

Иранофил: Первая империя в истории человечества - Персидская.

 

Айдын Али-заде: Нет. Первая империя в истории человечества – это Аккад, потом Ассирия, потом Нововавилонское царство. И только потом Ахемениды. И в этом первенство не за персами.

 

Иранофил: Империя Кира была огромной, Кир был царем царей, ассирийский царь не был царем царей.

Айдын Али-заде: Ну и что? Империя монголов была в 10 раз обширнее, сильнее и могущественнее. Что дают "огромные империи" для культуры, науки, цивилизации? Огромными империями обладали и монголы и тюрки, и ацтеки и многие другие, что в этом такого необычного? А впервые титулом царя царей назвал себя аккадский царь Саргон, задолго до Кира.

Иранофил: Расцвет персидской культуры исламского периода все равно произошел благодаря доисламской культуре.

 

Айдын Али-заде: Какой именно? Вы ведь не сумели привести даже одного имени великого перса от науки, культуры, философии. Не привели также и ни одного направления мировой мысли. Да, ближе к арабскому завоеванию там что-то было. Но это произошло благодаря римскому и греческому культурному влиянию. Гундишапурская философская школа в Сасанидском Иране была основана не персами, а греками, изгнанными из Византии после христианизации.

 

Вы назовите мне имя великого перса, который был бы равен хотя бы самым захудалым мыслителям из школы стоиков или эпикурейцев. Назовите мне также хоть какое-то направление науки, мысли, философии, искусства и т.д., в котором персы оставили бы шедевры и свой неповторимый почерк. Вот тогда я с вами соглашусь. А пока вы ничего, кроме деклараций о том, что, дескать, персидская культура была велика, не привели. Нет никаких поводов к тому, чтобы считать ее великой. Если это не так опровергните мои слова списком достижений персов, хотя бы отдаленно напоминающих достижения греков или римлян

 

 

Иранофил: Это весьма поверхностное суждение. Современная культура появилась не из греческой культуры, а из эллинистической культуры. Эллинистическая культура не есть культура греков, а синтез греческой с прочими средиземноморскими культурами, включая персидскую.

Айдын Али-заде: Эллинистическая культура есть культура, основанная на греческой доминанте. Именно поэтому она и называется эллинистической, а не персидской. В нее, конечно же, проникли другие культуры. Но все же фундаментальная наука и философия двигалась именно в грекоязычном мире. Богатство персидских царей еще не повод говорить о том, что они находились на высоком уровне развития. Индейцы Америки тоже были богаты и что?

Иранофил: Ислам стер очень многое из доисламской истории Персии.

Айдын Али-заде: Ислам ничего ни у кого не стирал. Мусульмане оживляли древние науки. Они оживили античную науку и философию и снова познакомили с ней Европу. Если бы у персов что-то было, то мусульмане обязательно бы это взяли, как взяли это у греков. Но видать ничего и не было. С Ираном в древнем мире были связаны различные мистические культы, верования. Они проникали в Европу. Но вызывали они только всплеск религиозного мракобесия. Манихеи, митраисты тому наглядное подтверждение. Арабы не могли этого воспринять по причине исламского монотеизма. А науки у иранцев не было. Во всяком случае, нет этому ни одного подтверждения. Даже Платон, Фалес и другие великие греки, которые заимствовали очень многое из достижений других народов, признавались, что брали это из Египта и Вавилона, а не от персов.

 

И потом, полностью уничтожить вообще все невозможно. Что-то все равно остается. Например, греческую науку победившее христианство уничтожало физически. Сотни шедевров были уничтожены. Та же Александрийская библиотека во многом была уничтожена христианскими фанатиками. Но, тем не менее, до сегодняшнего дня сохранились многие шедевры греческой науки и мысли. Это означает, что все это было в античном мире в таком избытке, что никакие попытки уничтожения до конца не могли быть осуществлены. А раз от древних иранцев ничего нет, то это означает, что никакой серьезной науки у них и не было. Вернее осталось пара трактатов, да и те в оригинале не сохранились.

Иранофил: Александра даже упрекали в том, что он пренебрегает македонскими обычаями в пользу персидских. Он после победы начал носить персидскую одежду. Может это означает, что материальная культура персов была выше культуры греков? Вы же не станете одевать одежду, которая хуже вашей.

Айдын Али-заде: Это и погубило Александра, а не возвеличило его. Пока он был македонянином, он был велик. А, став персом, он деградировал.И сейчас этой роскоши полно в арабских странах Персидского залива. И что это дает остальному миру? Ничего. А вот маленькие японцы, освоившие электронику, переворачивают весь мир, без всякой роскоши.

Поэтому одежда это не достижение. Все что-то носили? Где наука и философия древнего Ирана, где имена? Где достижения?

 

Вот достижения эллинистической культуры. Покажите мне там, хотя бы одного перса или хоть что-то связанное с персидской уникальностью.

http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00093/11400.htm?text=%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

 

А также обратите внимание на эти цитаты:

 

- Для записи фарси используется персидский алфавит на основе арабского письма, дополненного несколькими знаками для звуков, отсутствующих в арабском языке. В словаре большое количество арабских заимствований. Арабский язык пришёл в Иран в 7 веке в результате арабского завоевания.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

 

- Даже упомянутая мной бехистунская клинопись повторяет аккадское письмо. То есть оно не уникальное и не принадлежит собственно персам. Буквенно-силлабическое письмо графически сходно с клинописным слоговым аккадским, однако считается, что древнеперсидская клинопись оригинального происхождения (хотя по сравнению с аккадской или эламской клинописью древнеперсидская - самая молодая).

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/5/1008086.htm

 

- У персов даже не было сколько-нибудь развитого письма. Куда без этого заниматься наукой? За многие столетия арамейское письмо, использовавшееся для записей на древнеперсидском языке, преобразовалось в пехлевийское письмо с неразвитым и неудобным алфавитом.

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/4/1004398.htm?text=%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE

 

 

Иранофил: Здесь говорится о том, как пре-исламское прошлое Ирана повлияло на его дальнейшее развитие. Там ни слова о том, что арабы "принесли цивилизацию" в Иран. http://www.uwmc.uwc.edu/geography/110/Shah's%20inauguration.htm

Айдын Али-заде: Там нет научных ссылок, а также нет ответов на те вопросы, которые я расставил. В статье говорится опять-таки о Маздаке и Мани. Но ведь они мистики, а не деятели науки. Я же, с самого начала говорил, что от Ирана мне известны имена только основателей религиозных сект. Но ведь религия - это не наука.

 

Иранофил: Иранцы раньше греков пришли к единобожию. Зороастризм изначально был религией единобожия.

Айдын Али-заде: Во-первых, приход к единобожию не всегда является показателем прогресса народа. Вот, японцы до сегодняшнего дня не пришли к единобожию, но опередили в развитии любую, самую единобожную мусульманскую страну, да и христианскую тоже.

Во-вторых, зороастризм не является монотеистической религий. И нет у меня фактов того, что он таковым  являлся в древности.

Иранофил: Почему вы скидываете со счетов пехлевийский алфавит? Алфавит был, и были тексты. Возможно для вас то, что писали греки, более ценнее. Но не считаться с тем, что у иранцев был алфавит неправильно. Сами греки свой алфавит переняли у финикийцев. http://www.oculus.com.ua/stat.php?id=45

 

Айдын Али-заде: И пусть переняли, это не принципиально. А на пехлевийском алфавите были написаны только религиозные зороастрийские тексты. Это письмо было неразвитое и не могло обширно применяться для других целей. Вот и подумайте, как может быть передовая нация, если у нее даже не было нормального алфавита. Как же было творить шедевры науки?

Иранофил: Вот тексты, сохранившиеся на среднеперсидском языке:"Дадестан-и меног-и храд" Суждения Духа разума"Бундахишн" Сотворение основы"Шайаст-на-шайаст" (Фрагменты) Дозволенное - недозволенное"Чим-и дрон" Значение дрона"Андарз-и данаг-мард" Наставление Мудреца"Хвешкарих-и редаган" Обязанности детей"Повесть о Йойште Фрияне""Айадгар-и Зареран" Сказание о Зарере"Чатранг-намаг" Книга о шахматах"Чудеса и достопримечательности Систана (Сагестана)""Драхт-и Асурик""Асурийское, Ассирийское, Вавилонское дерево", "Финиковая пальма""О явлении Вахрама Варзованда (Могущественного)""Арда Вираз намаг" Книга о праведном Виразе"Драишн-и Ахриман о диван" Наставление Ахримана дэвамhttp://avesta.isatr.org/pehlev.htm

 

Айдын Али-заде: Все эти тексты не Сасанидского периода, а были написаны зороастрийцами гораздо позднее – уже в исламский период. Это раз. А во-вторых, я же написал, что помимо религиозных текстов почти ничего на этом алфавите нет. Иранские культы заполонили весь античный мир и ничего хорошего никому не принесли. Хотя бы посмотрите на историю манихейства.

 

В то же время, есть несколько старых персидских исторических документов, но они все относятся к самому позднему периоду эпохи Сасанидов, непосредственно перед их падением. Очевидно, в это время в Иране только начиналось стремление к изучению наук. Вот цитата: "В последний период правления Сасанидов возникли и исторические сочинения, которые назывались "Хвадай-намак" ("Книги владык"). В оригинале они не дошли, но их содержание пересказывали ранние арабские историки (Табари, Хамза ал-Исфагани и др.), в свою очередь пользовавшиеся арабским переводом Ибн Мукаффы". http://www.world-history.ru/countries_about/1985.html

Но, есть некоторые слабые моменты. В основном они не сохранились в оригиналах, а только в арабских переводах. И их очень мало. Не сравнить с греческим арсеналом. Позднее написание этих книг означает, что их авторы не были современниками и свидетелями различных событий, а просто написали то, что передавалось по народной традиции. А народная традиция очень ненадежна. Народу свойственно придумывать сказки.

Таким образом, мое утверждение об отсутствии исторической науки у персов остается в силе для всей эпохи Ахеменидов и почти всей эпохи Сасанидов, за исключением позднего периода. Даже такое эпохальное событие, как греко-персидские войны не были описаны ни одним персом. А пара книг позднего периода говорит о том, что науки в Иране только-только начинали зарождаться накануне мусульманского завоевания. Но настоящее развитие началось только в исламский период.

Иранофил: Ведь гуманизм тоже проистекает от культуры. Персы после завоевания Вавилона не стали расправляться с местным населением, а предоставили всем свободу вероисповедания. Евреев они вызволили из плена и позволили переселиться как на свою родину, так и в Иран, где их потомки живут по сей день. А греческая демократия и парламентаризм распространялись лишь на свободных граждан, а не на всех людей.

Айдын Али-заде: Все дело в том, что высказанное вами относится к моральной стороне вопроса. Это все-таки относительная вещь. Вы совершенно верно сказали, что были периоды гуманизма, как с возвращением евреев из плена. Но, в то же время, в персидской империи царила и тирания, несправедливость, суровое угнетение завоеванных народов. Все это положило начало Ионийскому восстанию греков Малой Азии, с которой и собственно началась греко-персидская война. Обо всем этом есть вот в этой статье http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B

Обратите внимание на эту цитату оттуда: «В то же время обширная монархия скрывала в себе зародыши внутреннего разложения, так как не была стройным целым: её могущество в значительной степени обусловливалось личностью царя, перед которым все были рабами. Лишь грубая сила удерживала в повиновении многочисленные, ничем между собой не связанные покорённые народы. Войско ужасало лишь своим количеством: качество его было сомнительно, дисциплина хромала. В итоге победа осталась за маленькой Грецией потому, что она была несравненно выше персов по нравственному и умственному развитию. Греческое военное искусство, несомненно, было выше персидского, греки были лучше вооружены, а главное — были воодушевлены патриотизмом».

Иранофил: Никто ведь не говорит, что персидское государство было идеальным. Любое государство, тем более такая империя, проходит в своем развитии разные этапы, в том числе и этап разложения. Просто я не согласен с точкой зрения, что все хорошее в Персии наступило после ее завоевания арабами. А против греческой философии и мыслителей, естественно, у меня ничего нет, даже наоборот.

Айдын Али-заде: Что касается того все ли хорошее связано в Персии с приходом Ислама, то и это относительно. Да, в науках, искусстве и т.д. иранцы прогрессировали. Можно поспорить, благодаря Исламу или, как вы говорили, вопреки нему. Но даже если вопреки, то все равно роль Ислама остается хотя бы в качестве протестного детонатора этого прогресса. Но в одном персы от Ислама проиграли. Они на 1000 лет потеряли свою государственность. Теперь что лучше, а что хуже - дело вкуса.

 

Иранофил: Один очень существенный нюанс: не вопреки Исламу, а вопреки арабам. Расцвета персидской культуры в исламский период никто не отрицает. Это было бы крайне глупо. Но этот расцвет произошел не благодаря арабам. Ислам в Персии пал на благодатную почву, и потому приобрел там характеристики, совершенно не свойственные для арабов пустыни. Центры арабской цивилизации - Дамаск, Багдад, Кордова, Гранада - стали таковыми благодаря влиянию с других народов.

Айдын Али-заде: Да, это бесспорно. Именно синтез новой исламской (а не арабской) цивилизации с местными традициями дал прекрасную культуру средневекового мусульманского мира. Кстати, и арабов это касается в такой же степени. Например, до Ислама немыслимо было бы, чтобы среди них появились такие мыслители мирового значения, как Аверроэс или Аль-Кинди. Они, конечно, тоже опирались на греческую философию. Но и среди арабов полуострова также был некоторый расцвет наук. Например, в Мекке и Медине зародилась очень своеобразная мусульманская правовая богословская школа. Она называлась хиджазской. Оттуда вышел Малик ибн Анас.

Итак, давайте подведем итог нашему разговору. Разумеется, что Персия была крупнейшей империей на Среднем Востоке. Безусловно, там культура была, но нельзя сказать, что она превосходила греческую или римскую. Архитектура и искусство были не настолько развитыми, как, например, у вавилонян, египтян или греков. Военное искусство, разумеется, было. Хотя потом выяснилось, что оно уступает греческому строю, а потом и македонской фаланге. Ну а культы - это вообще не достижение, скорее показатель суеверия и отсталости.

 

Бесспорно то, что в Иране не были развиты науки, философия, персы не знали демократии (пусть даже рабовладельческой), в отличие от греков.

 

Поэтому вывод о том, что иранцы стали действительно великими лишь после исламизации верен, за единственным исключением – в это время, на протяжении почти 1000 лет, у них не было своей государственности, которую в 16 веке снова воссоздали для них тюрки (Сефевиды). А во всем остальном они преуспели больше, чем до Ислама.

 

aydin-alizadeh.livejournal.com

Иранская философия — WiKi

Иранская философия или персидская философия является частью восточной философии и отличается богатой и древней историей. Её корни уходят во времена индоиранских племён, чьи космологические взгляды нашли наиболее полное отражение в текстах «Авесты» (первая половина II тысячелетия до н. э.). В последующем огромное влияние на философскую мысль этих племён оказали такие исторические события и последовавшие за ними перемены, как распространение ислама и монгольское нашествие.

Доисламский период

Зороастризм

Это одна из древнейших религий мира, которая сложилась на основе откровений пророка Заратуштры, записанных в собрании священных книг — «Авесте». Заратуштра первым задаётся вопросом генезиса зла, которое понимается им как одно из двух противоположных начал мироздания. Бытие слагается из света и мрака — Ормазда и Ахримана. Они пребывают в постоянной борьбе друг с другом, и перевес достаётся то одной, то другой стороне в соответствии с циклическим характером противостояния. Мировоззрения Заратуштры оказали сильное влияние на философию Древней Греции и Рима. Небольшие общины зартошти встречаются и по сей день.

  Мани и его последователи. Фреска.

Манихейство

Религиозное учение древнеперсидского пророка Мани представляло собой синкретическое соединение вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, зороастрийских гностических представлений о мире. В начале эры оно получило широкое распространение на территориях от Северной Африки на западе до Китая на востоке. По представлениям манихейцев, бытие порождено столкновением доброго и злого начал, роль человека сводится к тому, чтобы через хорошие поступки обеспечить свободу светлой стороне своей души.

Маздакизм

Учение Маздака, имевшее распространение в раннее средневековье, являло собой подобие коммунистической доктрины. Последователи маздакизма придерживались идей о равенстве имущества, о необходимости взаимопомощи. В космологическом плане маздакизм во многом напоминал манихейство, но отличался большей нейтральностью суждений.

Классический исламский период

Начавшаяся в VII веке исламизация Ирана привела к значительным культурным и социальным переменам. Но древнеиранские традиции и представления не были уничтожены полностью и продолжили своё существование как самостоятельно, так и в связи с исламом. Например, определённое давление на мусульманские традиции оказывала концепция о вечном времени (зурван, дахр) как первооснове всех циклических изменений бытия. Широкое распространение получил восточный аристотелизм, сочетавший в себе элементы неоплатонизма. Наиболее значительным представителем этого направления стал Ибн Сина, который написал такие трактаты по философии, как «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».[1] Получают распространение такие религиозно-философские течения, как иллюминационизм и трансцендентальная теософия.

Современная иранская философия

Для современного состояния философской мысли в Иране характерны попытки соединить различные течения западноевропейской философии с религиозными воззрениями ислама, например экзистенциализм с суфизмом и т. п.

Среди иранских философов и мыслителей XX века можно выделить следующие имена: Джавад Табатабей, Хоссейн Наср, Ахмад Фардид, Абдолкарим Соруш, Джалаледдин Аштьяни, Рухолла Хомейни, Мухсин Кадивар и другие.

Примечания

ru-wiki.org

Философия Ирана

Философия Ирана

Древнейшим памятником философской мысли Ирана являются тексты, отражающие космологические представления индоиранских племен и включенные в состав "Авесты" - собрание священных книг зороастризма. Бытие мыслится в них как борьба двух начал - света и мрака, Ормазда (Ахурамазды) и Ахримана (Анхра-Майнью). Эта борьба носит циклический характер: сотворенный Ормаздом мир и первый человек попадают затем под власть Ахримана, однако на исходе временного цикла свет, представляющий силы Ормазда, освобождается из заточения во мраке, и космос возвращается в первоначальное состояние. Творение мыслилось иерархически со множеством промежуточных идеальных звеньев - "ангельских" миров. Эти представления перекликаются с астральными и другими мифами и культами Древнего Востока; они явились основой философской мысли и в средние века.

В период правления Сасанидов (3-7 вв.) в Иране широко распространилась древнегреческая ученость, в частности философия неоплатонизма, которую развивали изгнанные из христианской Византии языческие ученые. Большое значение имели манихейство и маздакизм. После включения Ирана в состав Арабского халифата иранская философия развивалась в русле идей, общих для всех народов мусульманского Востока, сохраняя, однако, традицию доисламских воззрений, служивших источником разных ересей и неортодоксальных теологических школ (наиболее благоприятным для этого оказался шиизм, особенно в его крайних проявлениях, в частности в исмаилизме).

Дальнейшим развитием древнеиранских представлений было учение о вечном времени (зурван, дахр) как первооснове всех циклических изменений бытия. В раннем средневековье последователи этого философского космологического учения часто вступали в полемику с догматическим богословием ислама. Вольнодумные тенденции характерны для воззрений ар-Рази (конец 9 - начало 10 вв.). В творчестве Насира Хосрова (11 в.) нашли отражение идеи исмаилизма. Широкое распространение получил восточный аристотелизм, вобравший в себя, однако, немало элементов неоплатонизма; крупнейшим его представителем был Ибн Сина, богатое и разнообразное наследие которого развивали затем многие поколения иранских ученых. Значительным достижением философской мысли Ирана является хикмат-и ишраки (философия озарения) Сухраварди (2-я половина 12 в.), проложившего путь к слиянию аристотелизма с суфизмом и древнеиранскими эзотерическими учениям. И.Насирэддин Туси в освоении наследия Ибн Сины в большей мере опирался на аристотелизм, будучи также крупным теоретиком исмаилизма.

Новое оживление философской мысли в ИранЕ отмечается в 16-17 вв. Это так называемое исфаханское возрождение, выдвинувшее многих крупных мыслителей (Баха-ад-дин Амили, Мир Дамад, Молла Садр Ширази, А. Лахиджи, Мухсин Файз Кашапи, Мохаммед Хосейн-хан и др.), которые развивали наследие как хикмат-и ишраки, так и аристотелизма. Отличительной особенностью идейного развития в 18-19 вв. была борьба между религиозно-философскими школами "осули" и "ахбари", в процессе которой возникла школа "шейхи" (А. Ахсаи, начало 19 в.), существующая и в современном Иране. В 19 в. возникают такие течения, как бабизм и бехаизм. Видными мыслителями были Хади Себзевари, Кашфи Боруджерди, Абдул Хасан Исфахани и др. Под влиянием Запада, с развитием капиталистических отношений появляются разные течения либерально-буржуазной просветительской мысли (Мальком-хан, Талибов, Зейн-оль-Абедин Мерагеи, Мирза Таги-хан, Эмир Незам, М. Хасан-хан и др.), противостоявшие традиционным школам идеалистической метафизикИран В 20 в. в Иран распространяются идеи марксизма, видным пропагандистом которого был один из руководителей Иранской коммунистической партии Таги Эран И.

Для современного состояния философской мысли в Иране характерны попытки соединить различные течения западноевропейской философии с религиозными воззрениями ислама, например экзистенциализм с суфизмом и т. п. (А. Хекмат, Х. Наср, выступающий с критикой европоцентризма, и др.). Сохраняют свои позиции приверженцы разных традиционных школ мусульманской схоластики (М. Х. Камареи, М. Г. Табатабаи, М. М. Чахардехи, Р. З. Кермани). Распространены также западноевропейские учения и школы (Б. Пазаргад, М. Санаи, Г. Гамид).

doc4web.ru


Смотрите также