Филигрань это в древней руси. Филигрань: древнейшая ювелирная техника
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Скань и зернь. Филигрань это в древней руси


Русские народные промыслы. Скань и филигрань.

Здравствуйте уважаемые.В прошлый раз мы с Вами начали вполне интересную тему: https://id77.livejournal.com/1743502.htmlСегодня предлагаю продолжить и немного вспомнить изделия русских мастеров, которые лично мне с самого детства казались чарующим. А именно скань и филигрань.Скань- это в целом более общее название этого искусства у нас в стране. Происходит от древнерусского слова свивать. Во всем мире же эту разновидность ювелирной техники называют филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков). Я уверен, Вы сталкивались с такими произведениями искусства. Я например, был очень приятно поражен работами мастеров на Мальте :) Надо сразу отметить, что в мире филигрань-это, прежде всего работа с ювелирными металлами -у нас же это вовсе не обязательно.Искусство это пришло к нам с Востока, еще в 11 веке, и быстро получило развитие. Причем, сразу появились и свои особенности.Русские мастера придумали так называемую "морозную технику", когда изделия из скань напоминали узоры мороза.Расцвет этого вида промысла приходится на XV—XVI века и для работ использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали более сложные вещи - хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий.В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (Мстёра, Ереван, Кострома и так далее). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.Но настоящими русскими промыслами, которые стараются вести традиции прошлого и смотреть в будущее сейчас я бы назвал 3 места:с. Казаково Вачского района Нижегородской области — родина Казаковской филиграни. В селе расположено Казаковское предприятие художественных изделий, изготавливающее уникальную ювелирную и сувенирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.с. Казаково Вачского района Нижегородской областип. Красное-на-Волге Костромской области.г. Павлово Нижегородской области.Первое - самое известное и знаменитое. Во всей России и далеко за ее пределами знают Казаковскую филигрань.И хотя первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована поздно - в 1939 году,но мастера сразу же начали использовать старинные техники и приемы, не давая затухнуть старинным традициям.Приемником традиций и навыков Казаковской артели в наши дни стало ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ). Компонуя узор, художники следят не только за соразмерностью его отдельных частей, за плавностью и красотой изгибов крупных и мельчайших элементов, но и за рисунком просветов, поскольку он играет большую роль в построении узора.Находясь в постоянном творческом поиске, художники находят новые мотивы, сочетания. Так пришли к применению золочения, включению в рисунок природных камней, хрусталя, кости, финифти. Уникальность филигранным изделиям придает то, что все изделия выполняются мастерами вручную.Казаковский завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы, конфетницы, женские украшения, чайные ложки, кубки, медали, значки, ордена и предметы церковного направления.На предприятии есть прекрасный выставочный зал. Будете - посетите и не пожалеете! И еще несколько работ:Понятно, что Казковский и два других завода не единственные в стране. В той же Москве работает прекрасный мастер Юлия Маланчук. У нее отличные изделия скани.Продолжение следует...Приятного времени суток.

id77.livejournal.com

Филигрань: древнейшая ювелирная техника

филиграньФилигрань (русское название - скань) - это ажурный или напаянный на металлическую основу узор из проволоки (серебряной, реже - золотой). Проволока может быть гладкой или свитой в веревочки и спирали. Слово «филигрань» отображает технику изготовления узора, оно происходит от латинского filum - «нить» и granum - «зерно», а русское «скань» описывает технологический процесс - от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать).

Волшебная красота ажурной филиграни известна с древнейших времен. В Трое, на Крите, в Микенах, Египте и Греции имеются филиграни, выполненные в VI-IV вв. до н.э. Филигрань была распространена по всему миру и считается одной из базовых, первоначальных ювелирных техник. Это вполне оправдано, ведь чистые драгоценные металлы, серебро и золото, очень мягкие, и их не так уж сложно вытянуть в очень тонкие проволочки. В древности круглую проволоку получали ковкой и полировкой металлического стержня, а примерно с Х столетия ювелиры уже освоили процесс волочения.

филиграньФилигрань бывает нескольких разновидностей: напайная, ажурная и объемная. При изготовлении напайной филиграни узор из гладкой или сученой проволоки, и зернь напаивают прямо на листовой металл. Когда узор просто напаивается на металл, такая филигрань называется фоновой или глухой. Если после пайки фон удаляется просечкой или выпиловкой, то это - просечная или выпильная филигрань. Бывает еще рельефная филигрань по чеканке, в этом случае напаивание узора идет на подготовленный чеканный рельеф. Самый красивый вид напайной филиграни - филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль. При ее изготовлении после того, как узор напаян, пространства между сканью заполняются эмалью.

Ажурная филигрань обходится без металлической основы, в этом случае проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь напаивается прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, двухмерное, то это - плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объемным (трехмерный рельеф или горельеф), то это - скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Иногда проемы между плетеными проволочными деталями заполняются прозрачной эмалью (получается крошечный цветной витраж), такое исполнение называется - ажурная филигрань с эмалью или «оконная» эмаль. Очень интересно выглядит многоплановая филигрань - при ее изготовлении узоры накладываются друг на друга, а рисунки расположены в различных плоскостях, в результате первоначально плоскостное изделие становится объемным.

филиграньОбъемная филигрань - это предметы, выполненные сканной техникой. Таким образом изготавливались кубки, вазы, подносы, ларцы и коробки, а также различные украшения - изображения зверей и птиц, архитектурные формы. Объемная филигрань изготавливается по частям, а затем монтируется в единую композицию.

Технику филиграни в России использовали очень широко. Ею украшали церковную утварь, оклады икон, священные книги. Декорировали оружие и мебель. Дорогие сафьяновые сапожки тоже расшивали филигранью. Чтобы удовлетворить потребность в проволоке для филиграни, существовали даже специальные мастерские, которые занимались исключительно волочением.

В 1917 году искусство изготовления филиграни заглохло, но в двадцатых годах ХХ столетия его начали возрождать, ведь русская филигрань была знаменита на весь мир, фактически являясь визитной карточкой всего русского ювелирного искусства.

В 1937 году работы мастеров из села Красное были представлены на всемирной выставке в Париже, а в 1939 году - в Нью-Йорке. На парижской выставке красносельской филиграни была присуждена золотая медаль. Вслед за мастерами из Красного села филигранью занялись в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

В 90-е годы искусство филиграни вновь пришло в упадок. Ведь филигрань требует медленного, вдумчивого подхода, настоящая филигрань изготавливается только вручную - на все 100%. Такое нежное искусство не выносит никаких революционных потрясений. Но не так давно вновь началось возрождение древнего искусства русской филиграни. В 2008 году в Казачково прошел областной фестиваль «Серебряная россыпь филиграни» - в рамках программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007-2018 годах». Хочется надеяться, что русская филигрань не станет лишь музейным экспонатом, а останется живым, развивающимся мастерством.

София ВАРГАН

Статьи по теме

www.luxemag.ru

Ювелирные украшения в России XIX века

Серебряная сканная сухарница. Москва, 1819 г.

 

Филигрань (от латинского filum – проволока) или скань (от русского «скать» – свивать) представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных гладких, накрененных (рифленых) проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету. Скань делают из чистого золота или серебра, которые из-за отсутствия примесей мягки и способны вытягиваться в очень тонкие проволоки. Особое предпочтение отдавали филиграни из серебра, золотая филигрань встречается реже. Дешевые сканные изделия делали также из красномедной проволоки и затем золотили или серебрили. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, неподвижно укрепленной в тисках или в волочильном станке. Так как отверстия постепенно уменьшаются по диаметру, проволока становится после каждого прохождения тоньше. При этом приходится неоднократно отжигать проволоку, чтобы не порвать ее, и смазывать ее заостренный кончик маслом или воском, чтобы он легко входил в отверстия. Для получения самой тонкой проволоки употребляются медные кружочки со вставленным в центре просверленным алмазом или сапфиром, через отверстие в котором протягивается проволока.

Коробочка для пряностей серебряной филиграни. Прага, 1830 г.

 

При изготовлении сканных изделий применяется гладкая проволока, пропущенная через вальцы, превращающая ее в ленточку или проволока, круто свитая в веревочку из двух или трех нитей при помощи сучильного станка, приводящегося в движение палкой или смычком. Применение проволоки различной толщины и чередование гладкой и ссученной в веревочки проволоки дает мастеру возможность вносить большое разнообразие в сканные узоры. Если сканный орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность металла наносится рисунок, по которому щипчиками выгибают и раскладывают отрезки гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем (столярным или ацетоновым) и прикрепляя ее таким образом к металлу. Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными сканными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места, и не сбился рисунок. Набранную на пластинку и закрепленную проволокой скань смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем, смешанным с бурой, кладут кусок древесного угля или асбеста (или слюды), которые не сгорают при пайке, и напаивают скань при помощи паяльной трубки. При изготовлении ажурной скани рисунок делается на бумаге, к которой приклеивают отдельные деталисканных узоров, и, посыпав припоем, паяют обычным способом. Бумага сгорает, а сканные завитки спаиваются между собой. В древнейшие времена проволока для скани была не волоченая, а кованная – ее ковали мелкими отрезками, которые при надобности спаивали между собой. В Xвеке волоченая скань была уже хорошо известна на Руси.

Зернь или гранулирование (от латинского granum – зернышко) – способ украшения, который заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро). Эта техника увеличивает игру светотени на изделии и способствует созданию живописного эффекта. Часто зернью оживляли сканные изделия. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства. Для того, чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен, прежде всего, нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким способом равные по размеру не сомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле и застывают в виде шариков. Зернь можно получить и иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на кустке угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Шарики зерни приклеивают в соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и напаивают, часто положив при этом под шарики сканные колечки.

При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важнейших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти не заметен – будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомненно, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых и в 1952 году в результате опытов Ф.Я. Мишуковым утерянные секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.

Ложная скань и зернь. Изготовление изделий, декорированных зернью и сканью, требовало большого искусства от мастеров и занимало много времени. Ремесленники XII-XIII вв. упрощали, ускоряли и удешевляли процесс изготовления украшений, отливая в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые вещи, сходные с украшенными зернью и сканью, но со слегка смазанным, нечетким рисунком. 

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>

goodcoins.su