Феодальное право древней руси. 10. Развитие права в Древней Руси период феодальной раздробленности (XII–XIV вв.).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция №2: «Возникновение и развитие древнерусского феодального права». Феодальное право древней руси


Феодальное наследственное право Древней Руси :: SYL.ru

Средневековое Русское государство было плодом развития феодальных отношений (как и в Западной Европе). Его вассальная иерархическая система, внутренние междоусобицы, принципы наследственного права были во многом схожи с континентальными королевствами. Вместе с тем близкие связи с православной Византией, присутствие скандинавских конунгов и постоянный режим противостояния с кочевниками степи породили и ряд местных особенностей в общественно-политическом устройстве и юридических нормах.

Наследственное право феодальной Руси

В сравнении со многими соседями у восточных славян достаточно долго сохранялось родоплеменное политическое устройство. Первое государство, называемое сегодня Киевской Русью, сформировалось лишь во второй половине IX века. Это наложило существенный отпечаток на правовой характер общества. В течение первых двух столетий, вплоть до появления в XI веке «Русской правды» (ставшей детищем Ярослава Мудрого), наследственное право восточных славян было представлено лишь обычными нормами (установившейся многовековой традицией). Передача средств труда от отца к сыну, власть вождей, жреческие знания – все это регулировалось не конкретными прописанными правилами, а авторитетными лицами, обычно отцами родов, которые поступали так же, как это делалось веками до них. Однако формирование государственного аппарата не могло не сказаться на развитии официальных отношений в стране. Значительное влияние на понятие наследственного права, торгового права и прочих норм оказала Византия. Как, впрочем, и на другие сферы общественной жизни, прежде всего - духовную. Политические и военные отношения с греками, постоянное заключение договоров с ними стимулировали развитие отечественных юридических норм. Вполне вероятно, что до собственной кодификации именно византийские законы использовались для регуляции соответствующих норм. Во всяком случае, такие исторические завещания известны современным исследователям.

«Русская правда»

Этот документ стал первым формальным сводом законов в русских землях. Основой для его написания стало как местное обычное право, так и византийские законы, а также те разрозненные законодательные акты русских князей, которые выходили на протяжении прошедших лет. Наследственное право «Русская правда» разделяла на две формы: законное и по завещанию. Завещание имело первоочередную силу, однако отец семейства не всегда успевал его сформулировать (оно имело вес и в устном виде), и тогда в силу вступал закон. Первоочередными наследниками считались сыновья, что является очевидным отголоском древних патриархальных отношений. Впрочем, такое право было свойственно всей Европе до Нового времени. Дочери при живых сыновьях не участвовали в разделе имущества. Вместе с тем женщина вполне могла иметь личное имущество, даже будучи замужем, и точно так же вольно распоряжаться им в завещании (даже не членам рода). Помимо ближайших родственников, закон регулировал последующую иерархию права на наследство: остальным родственникам и даже частично церкви (на упокой души).

Наследственное право на трон

В этой области Киевская Русь имела интересное отличие от всей остальной Европы. Особенность, которая серьезно повлияла на судьбу государства и народа. Дело в том, что престолонаследие в Западной Европе передавалось по так называемому салическому праву, согласно которому наследником трона был лишь старший сын короля (имеющийся в живых). Братья короля в этом разделе не участвовали. На Руси же после смерти князя существовала практика перехода власти к его младшему брату. Однако такое лествическое право лишь вызывало конкуренцию между дядьями, племянниками, двоюродными братьями и прочими родственниками, усложняя и без того запутанные отношения и усугубляя феодальную раздробленность страны.

www.syl.ru

«Возникновение и развитие древнерусского феодального права».

/2 часа/

План:

1. Памятники права Древней Руси.

2. Древнерусское право (по Русской Правде):

а) Гражданское право

б) Наследственное право

в) Уголовное право

3. Суд и судопроизводство.

Заключение.

 

Специальная литература:

1. Дювернуан. Источники права и суд в Древней России. Опыты по истории русского гражданского права. / Спб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 396 с.

2. Зимин. Правда Русская. - М., 1999 г.

3. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX – XIV вв. - М.: Зерцало. – М., 2003. – 416 с.

4. Петров И.В. Государство право Древней Руси. 750-980 гг. Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2003. – 413 с.

5. Хачатуров Р.П. Становление права (На материалах Киевской Руси). Тбилиси, 1988 г.

6. Юшков С.В. Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение. / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. – 400 с.

 

Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского права. Становление феодального права было длительным процессом. Как вы знаете из истории, длительное время (при первобытнообщинном строе) жизнь в обществе регулировалась обычаями. Они складывались веками, передавались из поколения в поколение, это были неписаные правила поведения. Затем, в процессе формирования государственности появляется обычное право, т.е. право, основанное на обычаях и санкционированное возникающим государством. Древнейшим памятником обычного права является Закон Русский. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Племенные Правды – это правовые системы (устные), основанные на обычаях. Они юридически регулировали всю совокупность социально-экономических отношений в каждом племени.

Во 2-й половине IX века в Среднем Поднепровье – Русской Земле, произошла унификация близких по социальной природе Правд этих племен в Закон Русский. Его юрисдикция распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве, т.е. на территорию Киевской Руси. Нормы Закона Русского учитывались великими киевскими князьями при заключении договоров с Византией. Закон Русский – это памятник устного права раннего периода существования Киевской Руси.

Первыми писаными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией. 4 договора Руси с Византией (907, 911, 945 и 971 гг.) были заключены после успешных военных походов. Они имели своей целью обеспечить регулирование торговых сношений между двумя странами. Статьи договоров раскрывают систему «Закона русского», т.е. из них мы узнаем, что собой представляло гражданское, уголовное право этого периода. Будучи международными, эти договоры фиксируют межгосударственные нормы, т.е. они носили международно-правовой характер. Но в них одновременно получили отражение нормы Закона Русского.

Наиболее же крупным памятником (письменным) древнерусского права является Русская Правда (это памятник обычного права).

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в XI – XII вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Основу Русской Правды составляют уставы киевских князей: Ярослава, его сыновей, а также Владимира Мономаха. Известно более 100 списков Русской Правды. Эти списки получили наименование или по месту их нахождения (Синодальный – в б-ке Синода, Троицкий – в Троице-Сергиевой Лавре, Академический – в б-ке Академии наук), или по имени лиц, нашедших их (Карамзинский, Татищевский и др.). Список, отысканный Археографической комиссией, называется археографическим. Кстати, впервые текст был обнаружен Татищевым в 1738 г. Все их принято делить 3 на редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая редакция состоит из 2-х частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей – сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей и целиком посвящена уголовному праву. Эта часть Русской Правды очень архаична, в ней нет еще привилегий для княжих мужей и за убийство всякого свободного человека взимается одинаковая вира в размере 40 гривен.

Начиная с 19-й статьи, идет уже правда Ярославичей. Она составлена сыновьями Ярослава совместно с княжими мужами примерно в середине XI века. Если в первой части были еще статьи о кровной мести, то во второй части о кровной мести уже не говорится, а жизнь княжих мужей ограждена уже двойной вирой, что характерно для права – привилегии. Здесь же устанавливается цена княжеских холопов (от 12 до 5 гривен), тогда как цена всех других холопов была 5 гривен[1]. Далее дается подробный перечень уголовных штрафов и возмещений за кражу скота, перепахивание межи, порчу знаков, ограждающих охотничьи угодья. Все эти уголовные санкции и возмещения за преступления против собственности свидетельствуют о развитии крупного феодального хозяйства, о заинтересованности феодалов в охране своей собственности.

Главная причина составления Русской Правды – стремление оградить жизнь и собственность феодалов. Краткая редакция Русской Правды насчитывает 43 статьи.

Так называемая Пространная Правда насчитывает 121 статью. Она существенно отличается от Краткой Правды не только количеством статей, но и содержанием. (Пространная Правда разделяется на суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (53-121)).Этот значительно более развитый кодекс права феодального государства был разработан в XII веке при Владимире Мономахе. В нем отражена дальнейшая социальная дифференциация, привилегии феодалов. В Пространной Правде основательно разработан правовой статус различных категорий населения, в ней есть специальный устав о закупах, о холопах, банкротский устав. Пространная Правда охватывает значительно больший объем правоотношений, она отличается от Краткой большей развитостью норм гражданского права.

Создание Пространной Правды было обусловлено тем, что после восстания 1113 г. Владимир Мономах вынужден был урезать аппетиты ростовщиков и упорядочить положение закупов, не допуская порабощения лиц, взявших хлебные ссуды до нового урожая. Устав Владимира Мономаха, который вошел в Пространную Правду, отразил стремление несколько сгладить остроту классовой борьбы.

Сокращенная Правда, по мнению большинства историков, сложилась в XV веке в Московском государстве. Она представляла собой выборку из Пространной редакции норм права, сохранивших значение для того времени. Некоторые исследователи относят ее появление к XIV веку, т.е. еще ко времени раздробленности.

Кроме Русской Правды, которая стояла в центре правовой системы Древнерусского государства, в эпоху Киевской Руси к правовым источникам относятся Церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства. В этих уставах устанавливалось право церкви на 1/10 долю княжеских доходов (десятина), подсудность церковных людей самой церкви. Церковной юрисдикции подлежали преступления против нравственности, семейные распри, «колдовство», отступления от вероучения (ереси), непристойное поведение в церкви. В церковном праве явно видны следы влияния византийского права, но преобладающее влияние имели нормы русского права. К правовым источникам данного периода следует отнести и Кормчие книги (памятник византийского права), которые были переведены церковниками на древнерусский язык. Статьи из Кормчих книг большей частью относились к области семейно-брачного права.

 

Вывод по 1 вопросу:

Становление феодального права в Древней Руси было длительным процессом. Первоначальными источниками права были нормы обычного права. Памятниками обычного права являются:

1) Закон Русский – представлял собой совокупность норм русского устного права. Далее эти нормы уступают место княжескому законодательству (письменному).

2) Договоры Руси с Византией – это первые писаные памятники, дошедшие до нас. Они заключались от имени киевского князя.

3) Русская Правда – наиболее крупный памятник древнерусского права. Известны 3 редакции Русской Правды: Краткая, Пространная, Сокращенная.

4) Церковные уставы князей Владимира и Ярослава. От них пошла история церковного законодательства.

Русское право использовало также статьи из правовых сборников других славянских народов. Это «Закон судный» из Болгарии, Кормчие книги из Византии.

Древнерусское право (по Русской Правде):

Похожие статьи:

poznayka.org

10. Развитие права в Древней Руси период феодальной раздробленности (XII–XIV вв.).

Феодальная раздробленность Руси оформилась в конце первой трети XIIв., после смерти вел. кн. Мстислава Владимировича Великого.

Предпосылки для раздробленности создала знаменитая резолюция Любеческого съезда 1097 года: "Каждый да держит вотчину свою" После этого князья постепенно перестали признавать свою зависимость от киевского великого князя.

В XII-XIIIвв. большое развитие получила система иммунитетов, освобождавших боярские вотчины и удельные княжества, а также монастыри от велико-княжеского управления и суда. Среди основных причин феодальной раздробленности на Руси обычно называют следующие:

- разная степень интенсивности процесса феодализации

- различная степень закрепощения крестьян

- различные способы превращения свободных крестьян в феодально-зависимых

- большее или меньшее значение в политической жизни роли князя, боярства или боярских поселений

- правовое оформление зависимости крестьян

- Развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева. Вместо одного центра появляется несколько.

-падение престижа Киева как политического центра Древнерусского гос-ва.

Феодальная раздробленность прошла два основных этапа:

-первый – XII-XIIIвв. (до татаро-монгольского нашествия)

- второй – XIII-XVвв. (период утраты национального суверенитета).

В XII–XIII вв. на Руси сформировались три основных политических центра:

1) Галицко-Волынское княжество оказывало влияние на всю Южную и Юго-Западную Русь;

2) Новгородская феодальная республика – на Северо-Западную Русь;

3) Владимиро-Суздальское княжество – на Северо-Восточную и Западную, а также частично Северо-Западную и Южную Русь.

В XII в. в Новгороде сложилась феодальная республика. Однако здесь был князь, который защищал земли от внешней угрозы. В Новгороде власть Великого князя осуществлялась посадником, избираемым из своих граждан, а не назначенным князем, новгородский архиепископ также избирался новгородцами. Земля Новгородская была обширна, но не удобна для земледелия, что повлияло на ее хозяйство. Здесь развивались рыболовство, солеварение, охота, торговля с Западной Европой.

В XIII в. на развитие Владимиро-Суздальского княжества значительное влияние оказало иго монголотатар, но благодаря удаленности от южных границ в его центре возник новый политически сильный город – Москва.

Территории Владимиро-Суздальского княжества охватывали всю территорию северо-восточных земель.

Владимиро-Суздальское княжество было раннефеодальной монархией с сильным боярством. Особенность политической власти во Владимире: сюда перешел из Киева великокняжеский титул, так как все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха  – были Великими князьями. Владимир в 1300 г. стал центром православия, сюда была перенесена митрополичья кафедра, так как Киев прежний центр веры был разорен монголотатарами.

Основным источником регулирования правовых отношений в большинстве удельных княжеств была «Русская правда». Исключением в этом ряду выступают Новгородские и Псковские княжества, где в 15 веке появились свои правовые сборники.

Так же в этот период продолжали развиваться международные отношения и вместе с ними международное право. Сюда относятся отношения Новгорода со Швецией и отношения Галицко-Волынской Руси с Польшей, Литвой и Венгрией.

Особенности ПСГ

ПСГ подробно регламентировала гражданско-правовые отношения. Это было вызвано тем, что жители северо-западной Руси принимали активное участие в торгово-промышленной деятельности, в том числе и в международной торговле.

В ПСГ есть преамбула: «Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты и изо всех приписков псковъских пошлин по благословению отец своих попов всех 5 съборов, и священноиноков, и дияконов, и священников и всего Божиа священьства всем Псковом на вечи, в лето 6905-е.»

ПСГ тщательно регламентирует права и обязанности князя и других должностных лиц.

Содержание ПСГ

Гражданское право

Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые — «отчина» и движимые — «живот». Кроме того, разделялось наследственное землевладение — «вотчина» и условное — «кормля». Были определены и способы возникновения права собственности: переход по договору, по наследству, пожалование, по давности и приплод.

Обязательственное право регламентировало договоры: купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма (подробно регламентировано положение наёмного работника).

Форма договора могла быть устной и письменной. Его оформление осуществлялось в присутствии свидетелей и священника. Важную роль играло установление срока исполнения договора.

Долговые обязательства ложились не на личность должника, а на его имущество. Таким образом, должник не расплачивался по долгам собственной свободой.

ПСГ знает два вида наследования: по закону («отморщина») и по завещанию («приказное»). Предусматривались и случаи, когда имущество поступало не в собственность наследника, а в его пожизненное пользование, и он не мог его отчуждать.

Уголовное право

ПСГ вводит в понятие «преступление» не только причинение ущерба лицу, но и государству.

Система преступлений выглядела так:

1. Против государства: измена («перевет»).

2. Против порядка управления: взятка («посул») судье, вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи.

3. Против личности: убийство («головщина»), побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей.

4. Имущественные преступления: кража («татьба»), кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж, разбой. Наказание за кражу дифференцируется в зависимости от размеров похищенного, способа совершения и повторности. Наиболее тяжкими преступлениями против собственности считались поджог и конокрадство. За них присуждалась смертная казнь.

Наказание и его цель

Система наказаний:

1. Смертная казнь (ст 7-8).

2. Денежные штрафы — за большинство преступлений по ПСГ.

3. Телесные наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были.

Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер.

Судопроизводство

Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.

Однако по сравнению с Русской Правдой, роль суда усилилась.

Вызов в суд происходил по повестке («позовнице»). Среди судебных доказательств отмечаются и письменные доказательства. Возник институт судебного представительства, которым могли воспользоваться только женщины, глухие, подростки, монахи и престарелые люди.

Вместе с тем сохраняется и такая архаическая форма доказывания своих прав, как судебный поединок (поле): вооружённое единоборство сторон или их представителей перед судом.

Значение ПСГ

Прежде всего, Псковская Судная Грамота обстоятельно регламентировала социально-экономическую жизнь общества, предоставляя возможность цивилизованного ведения хозяйства.

ПСГ была «шагом вперёд» по сравнению с Русской Правдой и стояла гораздо ближе к западноевропейскому законодательству

studfiles.net

I. Древнерусское государство и право (IX–XII вв.)

1. Раннефеодальная монархия IX – начала XII вв.

Великий князь

Совет

(дума)

Войско

(дружина)

Чиновники –

аппарат управления

Старшая дружина,

бояре (знать)

Посадники –

наместники в городах

Младшая дружина

(гриди)

Местная дружина

Погост, становища, волости

Князья отдельных земель

(вассальная зависимость)

2. Возникновение и развитие древнерусского феодального права

2.1. Источники права

нормы обычного права

законодательство князей

судебная практика

договоры Руси с Византией

церковные уставы

2.2. Русская Правда как памятник права

Русская Правда – кодекс частного права. Её субъекты – физические лица. Кодекс построен на казуальной основе.

Краткая Правда

(43 ст.)

Пространная Правда

(121 ст.)

Сокращенная Правда (сложилась в XV в.)

Правда Ярослава

(30-е годы XI в.)

Правда Ярославичей

(последняя четверть XI в.)

Устав

князя Ярослава

Устав

Владимира Мономаха

  • сохраняет обычаи;

  • свидетельствует об отсутствии социального деления общества;

  • содержит нормы уголовного права и процесса

  • свидетельствует о развитии феодальных отношений;

  • содержит нормы уголовного права и процесса;

  • содержит нормы гражданского права и процесса

2.3. Основные черты древнерусского феодального права (по Русской Правде)

2.3.1. Гражданское право

отсутствовали статьи о праве собственности на землю, но охране собственности уделялось много внимания

обязательства возникали из:

    • причинения вреда;

    • договора (купля-продажа, займ, хранение имущества, личный найм, займ с самозакладом, подряд)

2.3.2. Наследственное право

различали наследование по закону и по завещанию

сыновья обладали преимущественным правом при получении наследства

вслучае отсутствия сыновей:

вдова получала имущество на прожиток

2.3.3. Уголовное право

Отсутствовало понятие уголовно наказуемого деяния.

Преступление – обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу

Субъекты преступления

все, кроме холопов

Виды наказаний:

Виды преступлений:

в ссоре

в разбое

кража любого имущества;

порча межевых знаков;

порча боржных деревьев;

конокрадство;

поджог двора и гумна

Судебный процесс

(состязательный характер)

Этапы:

закличь – объявление о преступлении;

свод – очная ставка;

гонение следа – поиск доказательств и преступника

II. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности XII–XIV вв.

1. Причины и последствия феодальной раздробленности

studfiles.net

Реферат - Феодальное право Древней Руси

План

Введение

1.Становление древнерусского феодального права. «Русская правда» - кодекс

Раннефеодального права (его происхождение и основные редакции)

2.Право собственности по «Русской правде»

3.Уголовное право по «Русской правде»

4.Судебный процесс по «Русской правде»

Заключение

Список литературы

Введение

Право – это одна из составляющих культуры общества. Оно проявляется тогда, когда общество достигает определенного уровня развития. Оно есть следствие роста материальной культуры, совершенствования орудий производства и развития производственных отношений.

Право – есть порождение классового общества. Оно закрепляет сложившееся социальное неравенство, возникает вместе с государством. Вопросы правовой культуры, правовой традиции чрезвычайно актуальны. Отдаленность той или иной эпохи от нашего времени не снимает значимости этих проблем.

По законодательству какой-либо эпохи можно судить о разных сторонах общественной жизни, государственной деятельности. Феодальное государство имеет свою специфическую правовую систему, которая связана определенной общностью и преемственностью с другими типами права.

Важнейшим законодательным памятником Древнерусского государства явилась Русская Правда. В ней охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. Отдельные вопросы жизни древнерусского общества регламентировали княжеские уставы.

Русская правда известна в нескольких редакциях. Краткая редакция Русской Правды включала два крупных закона, созданных с разрывом в несколько десятилетий, о также некоторые отдельные нормы.

Правда Ярослава и правда Ярославичей создавалась законодательной властью, а переписчик затем объединил эти законы в один документ, который мы называем Краткой Редакцией Русской правды.

Иногда в монархии закон принимался коллегиально. Так было внесено изменение в Русскую правду во второй половине XI века. Закон изменили три сына Ярослава Мудрого. При этом они призвали к решению проблемы своих приближенных мужей. Таким образом, вторая часть краткой редакции Русской правды – плод коллективного творчества наследников Ярослава.

Подлинники, однако, на одного древнего закона до нас не дошли. Мы знаем их содержание по летописным и иным записям. Существует множество рукописных вариантов одной и той же редакции закона.

После распада Киевского государства законодательство выступает преимущественно в форме уставов великих и удельных князей. Законодательство мельчает в меру дробления самого государства. Иначе обстоит дело только в Новгородской и Псковской республиках.

Система права в Киевском государстве была еще примитивная. Система права не была еще достаточно серьезной, полной и последовательной.

В Русской правде регламентируются вопросы уголовного права, права собственности, вопросы процессуального права. Семейное право отражено отчасти в княжеских указах.

referatbox.com

Феодальное право Древней Руси — курсовая работа

 

2.2. Состав Русской  Правды

 

Краткая редакция Русской Правды - небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи, состоит из двух частей.

Первая часть (Правда Ярослава), включает 18 статей (ст. 1-18), содержит нормы об побоях, убийстве, о вознаграждении за порчу чужих вещей, о нарушении права собственности и способах его восстановления. Первая часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.

Вторая часть (Правда Ярославичей), включает 24 статьи (ст. 19-43),  содержит решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов, отражает дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, имущество и жизнь феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для прав привилегии.

Краткая Правда включала в основном нормы уголовного права  и процесса.

Пространная Правда состоит из двух частей:  Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устава Владимира Мономаха (ст. 53-121).  Разделение Правды на «Суд Ярослава» и «Устав Владимира Мономаха» довольно условное: с именами этих князей связаны только первые статьи разделов, остальные статьи кодекса заимствованы из разных эпох и источников, ведь в задачу Правды входило собрать и включить в свой состав разные нормы, которые кодификатор считал необходимым закрепить.

Пространная Правда существенно  отличалась от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием, она развивает положения Краткой, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха.

Пространная Правда значительно более развитый кодекс права феодального государства, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правовой регламентации Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.

Устав Владимира Мономаха отражал стремление несколько сгладить классовой борьбы. Он уменьшил проценты по займам, ограничил ростовщичество.

Большая часть статей Пространной редакции (как и Краткой) содержит нормы уголовного права и процесса.

Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве.

2.3. Источники Русской Правды

 

«Русская Правда как  свод древнерусского феодального права  представляла собой пример типичного  кодекса раннего феодализма: нормы  права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий»15. Списки Русской Правды отличались один от другого, что свидетельствовало о партикуляризме права, об отсутствии единой правовой системы.

Источниками кодификации  Русской Правды являлись нормы обычного права, законодательство князей и судебная практика.

К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по разному оценивает эти обычаи: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и иногда связываются с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

Определенное влияние  на эту кодификацию оказало византийское каноническое право.

Русскую Правду можно  определить как кодекс частного права - все ее субъекты являлись физическими лицами, понятия юридического лица закон не знал. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.

С конкретными субъектами связывалось содержание права собственности; оно могло быть различным в зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий «владение», «собственность», «преступление». Кодекс строился по принципу казуистичности, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации.

Эти юридические особенности  обусловлены источниками Русской  Правды. Включенные в нее нормы  и принципы обычного права несовместимы с абстрактным понятием юридического лица. Для обычая все субъекты равны, и все они могут быть только физическими лицами.

Нормы Русской Правды защищали частную собственность (движимую и недвижимую), регламентировали порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.

Русская Правда применялась  не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальной раздробленности и в начальный период создания единого Русского централизованного государства. Она оказала большое влияние на право Новгорода и Пскова, на последующее развитие русского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ПО ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ РУССКОЙ ПРАВДЫ

 

3.1. Правовое  положение социальных групп

 

Вся совокупность законов  и правовых обычаев создала основу довольно развитой системы древнерусского права. Право Русской Правды, как всякое феодальное право, оно являлось правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривал неравенство различных слоев населения перед законом и судом, неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких человеческих прав. Весьма ограничена была правоспособность смерда, закупа. Зато права и привилегии верхушки феодального общества охранялись в усиленном порядке.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение  отдельных групп населения. Русская Правда большое внимание уделяла привилегиям господствующего класса и закреплению неравноправного положения смердов, закупов, холопов. Ее статьи (особенно Пространной Правды) подробно регламентировали права господ на холопов, закупов и других зависимых.

 

3.1.1 Привилегии феодалов

 

«Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально зависимые крестьяне»16.

Наиболее крупными феодалами  были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе и специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.

С введением христианства коллективным феодалом становятся монастыри, церковь. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину - десятую часть доходов с населения и иные, в том числе судебные, доходы.

Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские  и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Князья могли передать право взимания дани и судебных пошлин вместе с правом суда над зависимыми крестьянами своим вассалам. Ст. 91 Пространной Редакции Русской Правды гласит «Аже в боярех любо в дружине, то за князя задниця (наследство) не идеть; но оже не будеть сынов, а дчери возмуть»17, то есть бояре и дружинники имели право передавать имущество по наследству как сыновьям, так и дочерям, после смерда наследство получали только сыновья и это приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.

Главным правом и привилегией  феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров.

Жизнь и здоровье феодала подлежали усиленной защите. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Привилегии феодалов определялись в статьях, устанавливающих более высокие штрафы за нанесение увечий, побоев, за убийство (ст. 1 ПП),  за посягательство на имущество, кражу коней, нарушение границ земельных владений. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом влекло за собой также серьезные наказания.

Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных  в Русской Правде как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут  быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Русская Правда формулировала  право сильного, право господина, «кулачное» право. Эта особенность  феодального права связана с  тем, что собственность на землю  совпадала с политическими правами относительно зависимого населения, с правом прямого принуждения и подавления феодально-зависимых их господином, феодалом.

 

3.1.2 Статус свободного и городского населения

 

Основная масса населения  разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп - боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и прочие).

В Древнерусском государстве  существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - X вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т. п.

 

3.1.3 Статус  зависимого населения: смерды, закупы, холопы

 

Основную массу трудящегося населения составляли смерды. «Некоторые исследователи полагали, что смердами именовались все сельские жители (Б. Д. Греков). Другие (С. В. Юшков) считают, что смерды - это часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Последняя точка зрения представляется более предпочтительной»18.

Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве  имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

Кроме свободных смердов  существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает  как о зависимых людях. В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако следует помнить, что она неоднородна: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Более сложной юридической  фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу - денежную сумму или натуральную помощь (земля, скот, зерно) и в силу этого обязан работать на хозяина. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу, объем работы определялся кредитором. С нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время, поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина.

Впервые долговые отношения  закупов с кредиторами юридически были урегулированы в Уставе Владимира  Мономаха после восстания закупов  в 1113 г. Устанавливались предельные размеры процентов на долг.

Закуп в отличие от холопа имеет некоторые человеческие права. Закон охранял личность и имущество закупа. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.

Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп превращается в холопа. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62 Пространной Правды).

yaneuch.ru

Феодальное наследственное право Древней Руси :: ashanet.ru

Средневековое Русское государство было плодом развития феодальных отношений (как и в Западной Европе). Его вассальная иерархическая система, внутренние междоусобицы, принципы наследственного права были во многом схожи с континентальными королевствами. Вместе с тем близкие связи с православной Византией, присутствие скандинавских конунгов и постоянный режим противостояния с кочевниками степи породили и ряд местных особенностей в общественно-политическомнаследственное право устройстве и юридических нормах.

Наследственное право феодальной Руси

В сравнении со многими соседями у восточных славян достаточно долго сохранялось родоплеменное политическое устройство. Первое государство, называемое сегодня Киевской Русью, сформировалось лишь во второй половине IX века. Это наложило существенный отпечаток на правовой характер общества. В течение первых двух столетий, вплоть до появления в XI веке «Русской правды» (ставшей детищем Ярослава Мудрого), наследственное право восточных славян было представлено лишь обычными нормами (установившейся многовековой традицией). Передача средств труда от отца к сыну, власть вождей, жреческие знания – все это регулировалось не конкретными прописанными правилами, а авторитетными лицами, обычно отцами родов, которые поступали так же, как это делалось веками до них. Однако формирование государственного аппарата не принципы наследственного правамогло не сказаться на развитии официальных отношений в стране. Значительное влияние на понятие наследственного права, торгового права и прочих норм оказала Византия. Как, впрочем, и на другие сферы общественной жизни, прежде всего - духовную. Политические и военные отношения с греками, постоянное заключение договоров с ними стимулировали развитие отечественных юридических норм. Вполне вероятно, что до собственной кодификации именно византийские законы использовались для регуляции соответствующих норм. Во всяком случае, такие исторические завещания известны современным исследователям.

«Русская правда»

Этот документ стал первым формальным сводом законов в русских землях. Основой для его написания стало как местное обычное право, так и византийские законы, а также те разрозненные законодательные акты русских князей, которые выходили на протяжении прошедших лет. Наследственное право «Русская правда» разделяла на две формы: законное и по завещанию. Завещание имело первоочередную силу, однако отец семейства не всегда успевал его сформулировать (оно имело вес и в устном виде), и тогда в силу вступал закон. Первоочередными наследниками считались сыновья, что является очевидным отголоском древних патриархальных отношений. Впрочем, такое право было свойственно всей Европе до Нового времени. Дочери при живых сыновьях не участвовали в разделе имущества. Вместе с тем женщина вполне могла иметь личное имущество, даже будучи замужем, и точно так же вольно распоряжаться им в завещании (даже не членам рода). Помимо ближайших родственников, закон понятие наследственного праварегулировал последующую иерархию права на наследство: остальным родственникам и даже частично церкви (на упокой души).

Наследственное право на трон

В этой области Киевская Русь имела интересное отличие от всей остальной Европы. Особенность, которая серьезно повлияла на судьбу государства и народа. Дело в том, что престолонаследие в Западной Европе передавалось по так называемому салическому праву, согласно которому наследником трона был лишь старший сын короля (имеющийся в живых). Братья короля в этом разделе не участвовали. На Руси же после смерти князя существовала практика перехода власти к его младшему брату. Однако такое лествическое право лишь вызывало конкуренцию между дядьями, племянниками, двоюродными братьями и прочими родственниками, усложняя и без того запутанные отношения и усугубляя феодальную раздробленность страны.

ashanet.ru