Евреи в древнем киеве. Евреи Киевской Руси были свободными людьми
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История евреев Киева. Евреи в древнем киеве


Еврейский Киев - Olga Kaspi

По некоторым источникам Киев возник в начале 8 в.на подвластной хазарам территории на берегу Днепра, как пограничная хазарская крепость, населяли эти территории тюркские и иранские племена, да еврейские купцы, а крепость охраняли наемные восточно-иранские войска. Город-крепость захватили в 910 году русы (варяги). Киев заселили славяне, принявшие христианство в самом конце Х века, когда Хазария, достигнув расцвета, фактически, уже стояла на пороге своего развала. Кто же мог стерпеть, что Киев, "Мать городов Русских", заложили то ли хазары, то ли евреи? Для советской и постсоветской антисемитской России это абсолютно неприемлемый факт, значит, остается, одно - переписать историю. Что и делалось и делается до сих пор. А виноваты, как всегда, евреи...

А куда без них? Да вся история Киева неотделима от истории еврейской общины. Благодаря еврейским меценатам на карте Киева появились Бессарабский рынок, корпуса Киевской Политехники, здание, в котором сейчас располагается Областная больница, и ныне действующая синагога на Щекавицкой, и молитвенные дома на Нижнем валу, на Ярославской, на Межигорской и первая Талмуд-Тора (еврейская религиозная школа) на Константиновской и множество других зданий, нынешние владельцы которых даже не подозревают об их первоначальном предназначении. Объекты, возводившиеся на деньги еврейских меценатов, стали своеобразными памятниками тем, кто навсегда вписал свои имена в историю Города (так, вместо названия Киев, в своих произведениях называл свой родной город автор "Мастер и Маргариты). В Киеве родились будущие политические лидеры Израиля - Голда Меир и Ефраим Кацир.В Киеве жил и работал писатель Шолом-Алейхем, учился Исаак Бабель, родился Илья Эренбург, жил О.Мандельштам.

Итак, предлагаю совершить виртуальную прогулку по еврейским адресам Киева.

Начинаю с центральной синагоги, что на ул. Шота Руставели, 13. Стоит она на пересечении шумных улиц с активным движением, от чего даже не сразу заметна.

В то время правительство не разрешало киевским евреям возводить монументальные культовые постройки, можно было лишь приспосабливать под молельни готовые здания. Общепринятых требований к архитектуре синагог нет. Неизменно только требование к местоположению синагоги, ее ориентации на Иерусалим. Тогда архитектор Георгий Шлейфер, дабы утвердить свой проект в администрации города, спроектировал здание таким образом, чтобы с одной стороны оно напоминало жилой дом. Он выдал за главный фасад боковой, благодаря этой хитрости, проект был утвержден без проволочек.

Но с другой стороны, стороны входа, уже видна вся атрибутика.

Она построена в 1898 году известным киевским сахарным магнатом Лазарем Бродским, которого еще называли "сахарный король".

Здание было конфисковано советской властью в 1926 году, и только в 1997 снова передано еврейской общине Киева.

Недалеко от синагоги находится памятник Шолом-Алейхему — еврейскому писателю, ставшему одним из основоположников литературы на языке идиш, в том числе детской.

Буквально через дом от центральной синагоги, расположена вторая синагога, еще она называлась Купеческая, из названия можно понять, что была построена на средства еврейских торговцев и купцов. В то время, если в первую посещали купцы первой гильдии, то во вторую ходили купцы гильдии второй. Сейчас в ней располагается кинотеатр Кинопанорама, но еврейская община ведет переговоры о возврате ей этой синагоги.

На мой вопрос, а кто же будет ходить в эту синагогу, исторически предназначенной для купцов второй гильдии, когда рядом есть для первой. Всеж хотят быть первыми :-) В ответ услышала анекдот, о еврее, который попал на необитаемый остров и построил там три синагоги. Когда его наконец нашли и спросили зачем ему три синагоги, он ответил: "В одной синагоге я молюсь в будни, во второй в субботы и праздники, а в третью я ни ногой!"

По аналогии с анекдотом, в центральную синагогу я бы ходила по будням, в вот для шабата и праздников выбирала бы синагогу на Щекавицкой улице. Считается, что если есть выбор, в какую из синагог пойти, более похвально пойти в ту, которая находится дальше, так как в этом случае даже ходьба является угодным Б-гу делом, за которое Он награждает.

Построенная 1895 году, не раз закрываемая и открываемая на реконструкции, открылась в 1945 году и на протяжении пятидесяти лет была единственной действующей синагогой в Киеве.

Вход в синагогу - с обратной стороны.На фотографии: дверь с семисвечником, макет Иерусалима и лестница на второй этаж, в часть синагоги, отведённой для молящихся женщин.

Вестибюль.Перед молитвой надлежит совершить омовение рук - нетилат ядаим - даже если незадолго до этого мыли руки, и они физически совершенно чисты.

Сундучки для сбора пожертвований. Так как лучший способ устранить все препятствия, мешающие тому, чтобы молитва была благосклонно принята Творцом, - это дать немного денег бедному или опустить их в копилку для пожертвований (купат цдака). Таков внутренний смысл слов: "Сотворив справедливость, увижу я лик Твой" (Тегилим, 17:15). Кроме того, совершение заповеди о благотворительности (цдака) придает молитве совершенно особую возвышенность.

Это прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, содержащий часть стихов текста Шма. Пергамент сворачивается и помещается в специальный футляр (мезузу), в котором затем прикрепляется к дверному косяку жилого помещения еврейского дома.

 

Вид со второго этажа, из части для молящихся женщин.

От каждой синагоги есть свои особые ощущения, схожие по силе, я чувствовала у синагоги в Вормсе (1034) - одной из старейших средневековых синагог Центральной Европы.

Особой симпатией иудейской общины пользовалась Ярославская улица (она была проложена после пожара 1811 г. в Плоской части Киева. Своё название она получила в честь Ярослава Мудрого, правда в 1920-е на некоторое время была переименована в улицу Мойхер-Сфорима.), т.к. была ближайшей к центру города улицей Плоской полицейской части. Не удивительно, что на ней жило много евреев. Они были владельцами почти половины всех домов на Ярославской улице (24 из 60). И наряду с православной приходской Введенской церковью на улице открываются молельные дома. В 1866 г. молельный дом находился в усадьбе № 22 по Ярославской улице, которая принадлежала жене педагога Гнеушевой.

С 1880-х гг. еврейская община нанимала под молельни вторые этажи двух домов на ее усадьбе. Здесь располагались молельни «Чернобыльская», «Коммерческая» и ряд других, действовавших до 1929 г. Некоторое время еврейский молельный дом размещался на углу Ярославской и Волошской улиц в доме № 35, построенном в 1870-е гг. Аврамом Шмулевичем Кодрянским. С 1897 г. молельный дом находился в усадьбе № 17 на углу Ярославской и Константиновской. Владелец усадьбы купец А. Терещенко надстраивает второй этаж над одноэтажным домом. Надстройка представляла собой два больших смежных зала с галереями в стиле ренессанс. Власти дают разрешение на открытие «еврейской молитвенной школы». Здание продолжало использоваться как еврейская молельня и после того, как в 1899 г. усадьбу приобрел еврейский купец Яков Каплер. Здесь и после революции действовали молельные дома ряда общин, таких как Неер-Тамид, Хевре-Мишнасс, Блувштейн и др. Закрыт был молельный дом на Ярославской № 17 лишь во второй половине 30-х гг. ХX в. Еще один молельный дом действовал с 1908 г. при богадельне Гальпериных в усадьбе № 56. Он находился в одноэтажном здании, центральный ризалит которого завершался аттиком с изображением звезды Давида. Этот молельный дом действовал до 1920 г. На улице было много специализированных еврейских заведений. В № 55 располагались еврейские бани, в № 19 — еврейская книжная лавка Якова Гершевича Шефтеля, в № 35 — еврейская булочная и кондитерская Хандроса, в № 40 — еврейский детский сад, в № 17 — еврейская гостиница «Сион», на углу Ярославской и Межигорской — еврейское колбасное заведение Гольдберга. На Ярославской улице располагались Полтавский (№№ 15, 24, 49) и Киевский (№№ 2, 47) земельные банки, бесплатная хирургическая лечебница (№ 27), но в целом это была промышленно-ремесленно-торговая улица. На ней находились кирпичный завод Зайцева (№ 27), паркетная фабрика Быховского (№ 52), гильзовое заведение Гефтера (№ 30), коробочное и футлярное заведение Черашни (№ 11), переплетное заведение Львова (№ 41). На улице было 4 аптекарских магазина и склада (№№ 4, 20, 38), 2 мануфактурных магазина и склада Гольдштейна (№ 9) и Ципенюка (№ 12), 2 мастерские мешков и брезентов Шрейбера (№ 15) и Хаита (№ 48), 8 обувных мастерских, 5 мастерских дамского и 4 мужского платья, мастерская мужских и дамских шляп, мастерские по изготовлению памятников, 9 слесарных и 1 столярное заведение, 2 сахарные мастерские, мастерская шорных товаров. Имелось на улице несколько доходных домов — Познякова (№ 10), Продаевича (№ 19), Цейтлина (№ 21), Бродских (№ 55). На Ярославской улице жил 21 купец 1-й гильдии и 4 купца 2-й гильдии. Большинство из них занималось профильными для Плоской части деревообрабатывающим и мукомольным производством, реже — железом, кожей, мануфактурой, бакалеей. Большинство купцов были евреями. Жили на улице 3 агента-комиссионера, 5 врачей и 1 фельдшер (все евреи), В доме № 10, где жило семейство врачей Штурман, были организованы врачебные дежурства Киевского общества ночных врачебных дежурств. Евреи-ремесленники работали в многочисленных мастерских. А старые евреи находили приют в еврейской богадельне на Ярославской № 56. В начале 1900-х гг. здесь приобрел участок земли известный сахарозаводчик и филантроп Моисей Гальперин с женой Софьей. В двух существовавших на участке домах они разместили богадельню, устав которой был утвержден в 1906 г., а в глубине участка построили одноэтажный молельный дом. Он был разрушен во время гражданской войны, а в 1920 г. упразднена была и богадельня. К нашему времени снесены многие старые дома на Ярославской улице — одни при прокладке метро, на месте других выросли современные здания. И уже мало что напоминает о существовавшем здесь в начале ХХ в. еврейском уголке Киева.

Есть в центре Киева на Банковой, 10 одно диковинное здание, мимо которого никто не может пройти, не задержавшись взглядом. Это знаменитый Дом с Химерами польского еврея, архитектора Городецкого. Уже более ста лет - это архитектурная достопримечательность Киева, он, как все неординарное, оброс слухами и легендами. К примеру, любой киевлянин, мало-мальски интересующий историей родного города, при случае с удовольствием поведает легенду об утонувшей в Средиземном море дочке знаменитого архитектора Городецкого, в память которой и выстроил он свой удивительный дом.

На той же улице расположен трехэтажный особняк сахарозаводчика Симхи Либерман(сейчас дом Союза писателей). Постройка вот таких мини-усадеб двух-трехэтажной застройки стала значительным вкладом в развитие Киева. Ведь, именно благодаря утопающим в зелени особнякам, окружающим их садам и тихим улочкам Киев приобрел славу одного из красивейших и приятнейших городов Европы. Конечно, рядом с особняками строились и многоэтажные доходные дома, здания концессий и компаний. Но какими бы талантливыми ни были их архитекторы, без кованых оград, старых деревьев, загадочных силуэтов особняков Киев невозможен. мда..."Особняки и слухи неразлучны..." У горожан неподдельный интерес вызывал раздвижной потолок в кабинете Либерманакоторый по иудейской традиции в праздник Суккот несколько дней спал вместе с семьей под открытым небом. Сам потолок мне к сожалению не дали заснять, сославшись на рабочую обстановку.

Еще одно здание, построенное на деньги известного сахарозаводчика Лазаря Бродского - Бессарабский рынок или Бессарабка — крупный крытый рынок, расположенный в центре Киева на Бессарабской площади.

Рядом со зданием Бельведер в историческом сердце города, на высоком днепровском холме с видом на Киево-Печерскую Лавру, набережную Днепра, с акцентом на левобережную часть города находится бронзовая скульптура, которая олицетворяет «праздник высокой духовности и мира на земле». На гранитном постаменте над шаром, обрамленным рельефами соборов и церквей Киева, витает голубь — символ мира. Создал скульптуру Франк Майслер — всемирно известный израильский скульптор. Интересной особенностью скульптуры является, то, что шар вращается и почувствовать, что значит "держать мир в своих руках", может каждый желающий.

Помимо еврейской архитектуры, в городе навека прижились колоритные словечки, вроде "цимес". Вообще то - это еврейское расовое кулинарное блюдо из протёртой моrковки с хrеном и сладкой ваты. Но давно уже употребляется в значении смак, фишка.

Невозможно, говоря о Киеве еврейском, не упомянуть о катастрофе еврейского народа, о самом страшном месте в Киеве - Бабий Яр, где в конце сентября 1941 г. расстреляли 33 771 человек — почти всё еврейское население Киева.

 

Тот Еврейский Киев, что я видела сегодня, говорит о необычном народе, о его силе духа, неутомимости души. И тема эта неисчерпаема.

olgakaspi.livejournal.com

Был ли Киев хазарским городом

Критика

Несмотря на то, что сегодня существует немало последователей теории «хазарского Киева», специалистов, придерживающихся традиционных взглядов по вопросу происхождения украинской столицы все-таки больше. Для них, в частности, «Киевское письмо» совсем не аргумент, способный перевернуть официальную теорию славянского Киева. Да, из этого письма видно, что в городе была еврейская община, и, возможно, она имела какую-то власть, однако «община находилась под юрисдикцией нееврейского права», – утверждают историки-традиционалисты.

Академик НАН Украины историк Петр Толочко отмечает, что если даже согласиться с подлинностью письма, а также с тем, что оно написано в Киеве в X веке, то максимум в чем можно убедить добросовестного исследователя, так это в существовании в Киеве иудейской торговой колонии. Ничего нового, а тем более сенсационного в письме не содержится, только подтверждается хазарское присутствие, и не более, – сообщает академик.

Российский историк Владимир Петрухин в одном из примечаний к книге Нормана Голба и Омельяна Прицака замечает, что «в самом письме не содержится каких-либо свидетельств о хазарском господстве: скорее, зависимость членов еврейской общины от иноверцев свидетельствует, напротив, о господстве в Киеве русских князей».

Сторонники официального взгляда также ссылаются и на основной летописный источник, в котором содержаться сведения о древнем Киеве – «Повесть временных лет». Ее автор хоть и говорит, что киевляне выплачивали дань Хазарскому каганату, однако нигде даже намека нет на то, что город мог быть основан хазарами.

Против хазарской теории выступают и археологи, указывая на отсутствие достаточных археологических свидетельств хазарского культурного слоя при раскопках киевского городища. Так историческая местность Шевченковского района Киева «Копырев конец» в последние десятилетия неоднократно подвергалась стационарным раскопкам, однако надежд сторонников «хазарской теории» они не оправдали. Здесь были найдены археологические слои VI – VII веков с типичной славянской керамикой, а также древнерусские — с конца X по XIII век.

Скептически относятся официальные историки и к «хазарской» топонимике Киева, и к его «восточной» структуре. «Никакой центральноазиатской модели в Киеве не было. Он возникал и развивался как типичный славянский центр — сперва административно-политический, а затем и торгово-ремесленный», – замечает Толочко.

Украинский специалист считает, что в целом сведения «Повести временных лет» отражают исторические реалии, когда на определенном этапе истории (в VIII – первой половине IX столетия) хазары и поляне имели тесные, но далеко не простые взаимоотношения, которые вылились в данническую зависимость последних. И только с победоносным походом князя Святослава Игоревича она была полностью прекращена.

russian7.ru

Как евреи оказались в Киевской Руси

Новые гипотезы

До последнего времени главной версией того, как евреи оказались в Восточной Европе была Рейнская гипотеза, согласно которой восточноевропейские евреи произошли от потомков израильско-ханаанейских племен, мигрировавших со Святой земли под влиянием исламской экспансии в VII веке на территории среднего течения Рейна. До этого здесь уже были небольшие общины, переселившиеся на эти земли в позднеримкую эпоху.

Далее, уже в начале XV века большая группа евреев мигрировала на Восток.

Однако последние крупные исследования геномов, проведенные американским генетиком доктором Эраном Элхаиком из Университета Джона Хопкинса показали, что генентическая карта еврейских общин далеко не монолитна, более того, в ней доминируют южноевропейские и кавказские предковые сигнатуры с небольшой примесью ближневосточных. Исследование доктора Элхаика было опубликовано в журнале Genome Biology and Evolution.

Схожие исследования проводились и другими учеными. В 2013 году 17 исследователей из 12 научных организаций изучили больше 3,5 тыс. митохондриальных ДНК  у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока и пришли к выводу, что больше 80% из них происходят из Старого Света, а не из Передней Азии и не с Кавказа.

По мнению автора исследования англичанина Мартина Ричардса (центр по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда) и его коллег, среди которых есть и российские ученые из Института общей генетики РАН Сергей Рычков и Оксана Наумова, это говорит о том, примерно 2000 лет назад большая группа евреев мигрировала из Палестины, причем это были приемущественно мужчины, что важно, поскольку принадлежность к еврейству передается по материнской линии.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить, что еврейская миграция на территории России шла, во-первых, в несколько этапов, во-вторых, шла из разных мест:  с территории Палестины и с территории Хазарского каганата, причем число палестинских евреев было меньшим.

russian7.ru

История евреев Киева — WiKi

В 19-м веке еврейская община процветала и была одной из самых больших еврейских общин на Украине. В этот период было построено много синагог, среди них была самая большая синагога Киева, хоральная синагога Бродского. Также, были построены еврейские школы и мастерские. Община страдала от погромов в 1882, и в 1905 годах.[4] В 1903 Дело Бейлиса стало самым громким судебным процессом над Киевским евреем в дореволюционной России. Местный еврей Менахем Бейлис был обвинён в убийстве подростка, Андрея Ющинского, Бейлис был осуждён и отправлен в тюрьму. Спустя два года тюрьмы 28 октября 1913 Бейлис был оправдан.[5] Во время Русской Революции и украинской революции власть менялась несколько раз, смена власти сопровождалась новыми погромами над евреями. После провозглашения Украинской Сове́тской Социалисти́ческой Респу́блики (УССР) еврейское население Киева выросло в несколько раз и достигло 224,000 человек (по данным переписи 1939 года)[1]. Когда нацисты захватили Киев большинство евреев бежали из города. Оставшиеся 33,771 были собраны в Бабьем Яру и были расстреляны 29-30го сентября 1941-го. Этот расстрел стал одним из самых трагических событий во время холокоста. 15,000 евреев были убиты в Бабьем Яру в 1941—1942 годах. После войны, выжившие евреи вернулись в Киев. С 4-7 Сентября 1945 ,погром 4-го сентября[6] погром 7-го сентября[7][8][9].примерно тысяча евреев были избиты, 36 были госпитализированы и пятеро скончались от ранений[10] в 1946-ом в Киеве работала всего одна синагога. Последний главный раввин киевской синагоги Рабби Панет, вышел на пенсию в 1960 и скончался в 1968-ом, затем был назначен новый раввин. После распада Советского Союза в 1991, большинство евреев Киева уехали из города. После того как Украина получила независимость, начался этап восстановления жизни еврейской общины. В Киеве были открыты две еврейские гимназии, две еврейские воскресные школы, колледж еврейской общины «Эш ха-Тора» и школа «Ор Авнер»[1]. Также был открыт монумент памяти в честь жертв Бабьего Яра, «Менора» в котором каждый год проходит церемония памяти.[1] На сегодняшний день в Киеве проживают 20,000 евреев. Они делятся на две еврейские религиозные конфессии:Хабад(раввин Моше Реувен Асман и Карлинский Хасидут раввин Яаков Дов Блаих. Верующие этих конфессий молятся в Хоральной синагоге Бродского и в Синагоге Киевской иудейской религиозной общины.[1]

Во время беспорядков на Украине в 2014 по случаю смены власти, украинский раввин Моше Реувен Асман призывал евреев покинуть Киев и уехать из Украины, он боялся что евреи могут пострадать от конфликта. Раввин обратился к верующим: «Я сказал прихожанам оставить центр города или уехать из города и если возможно уехать из страны… я не хочу испытывать судьбу… ко мне постоянно приходят данные о намеренье атаковать еврейские учреждения»(29).[11][12] Форум СFCA(форум координирующий борьбу с антисемитизмом) сообщил о более трёх антисемитских происшествиях, произошедших в Киеве после крымского кризиса в 2014-м году.[13] По данным интернет газеты «Обозреватель UA» : «Лидеры еврейской общины столицы Украины обратились с письмом к послу США Джеффри Пайетту, призвав Соединённые Штаты вмешаться в ситуацию и оказать давление на обе стороны политического противостояния с целью предотвращения антисемитских инцидентов. Письмо подписали Александр Левин, глава Киевской еврейской религиозной общины, президент Всемирного Форума русскоязычного еврейства, а также главный раввин Украины Моше-Реувен Асман».[14] Сторонники украинского правительства и украинцы с пророссийскими настроениями обвиняют друг друга в эскалации агрессии по отношению к еврейскому населению Киева. Лидеры украинской еврейской общины утверждают, что последние случаи антисемитизма, среди них три нападения[15](нападение на учителя[16][17]), в Киеве являются делом рук пророссийски настроенных украинцев. Однако, по данным CFCA, в отчёте, опубликованном правозащитниками Украины, указано, что уровень антисемитизма не вызывает опасения. «Единственным реальным основанием для подобных утверждений является факт участия в широком общественном протестном движении отдельных маргинальных малочисленных национал-радикальных групп. Этого, тем не менее, на наш взгляд, совершенно недостаточно для огульного обвинения участников Евромайдана в антисемитизме. На самом деле, за последние месяцы было зафиксировано больше случаев использования антисемитской риторики со стороны сторонников действующей власти.» Говорится в заявлении правозащитников.[18]. Как пишет One Republic,Раввин Яаков Дов Блайх, глава Объединения иудейских религиозных организаций Украины и главный раввин Киева, подписал письмо с призывом к России прекратить агрессию, и сравнил положение в Крыму с пре-аншлюсом Австрии. Американский историк,Тимоти Снайдер утверждает что среди оппозиционеров есть антисемиты, но среди них так же есть молодые евреи, создавшие «сотни» чтобы бороться с властью. Украинская оппозиция партия «Свобода», является неонацистской партией, поддерживающей Степана Бандеру. Степан Бандера, был основателем националистской партии на Украине ОУН(б) и был лично причастен к погромом против евреев и массовому убийству евреев во время второй мировой войны. Бандера призывал очистить Украину от этнических врагов. Лидер «Свобо́ды» Олег Тягнибок неоднократно делал заявления антисемитского характера.[19] По мнению Снайдера, противостоящие стороны на Украине использует антисемитизм и евреев как предлог чтобы дискредитировать оппонента.[20][21] На кануне еврейского нового года «Рош Ха-Шана», неизвестные нарисовали свастику на мемориале «Менора»,Памятник посвещеный памяти жертвам трагедии в Бабьем Яру. Ещё один Акт вандализма произошёл пару месяцев спустя, свастика была нарисована на мемориале.[22][23] В июне 2015-го произошёл взрыв в магазине Roshen в Киеве. Сеть магазинов Roshen принадлежит президенту Украины Петру Порошенко. Ультраправые организации взяли на себя ответственность за этот инцидент и заявили что их цель нанести ущерб «иудейскому диктатору».[24][25]. В этом же месяце произошёл акт вандализма в Бабьем Яру, неизвестные нарисовали свастику на «Меноре».[26] 13-го сентября 2015 в канун еврейского нового года, антисемиты пытались поджечь памятник, огонь удалось остановить.[27] 22 ноября 2015-го на площади Независимости в центре Киева прошёл митинг, названный организаторами «народным вече». На митинге говорили о желание создать новое правительство и о необходимости смены власти, некоторые ораторы высказали антисемитские лозунги, среди них Тарасенко: «хватит терпеть эту власть во главе с президентом Вальцманом, спикером Гройсманом и прочей жидовской швалью», Александр Борозенко: «Идёт война. Страшная война. Мировой сионизм хочет переселить на Украину весь Израиль, весь! И все к этому готовится. Вся эта война — для того, чтоб взять и переселить сюда Израиль. Поймите это! Это их задача. И кровь наших сыновей ничего для них не стоит!».[28][29]

ru-wiki.org

Евреи Киевской Руси были свободными людьми

Древнерусские евреи. Были и такие, хотя до последнего времени мало кто знал об этой исчезнувшей общине. На каком языке говорили кнааниты, насколько они были интегрированы в славянскую среду, когда их поглотила ашкеназская цивилизация — обо всем этом мы говорим с научным сотрудником Тель-Авивского университета, историком и востоковедом, приглашенным лектором магистерской программы по иудаике НаУКМА Константином Бондарем.

Константин, прежде всего, почему кнааниты? Какое отношение имеет Ханаан к нашим широтам?

Дело в том, что Древнюю Русь в средневековых еврейских источниках называли Ханааном, проецируя библейский топоним на современные им географические реалии. Вероятно, мы имеем дело с логическим переносом — как жители древнего Ханаана продавали своих детей в рабство, так, по утверждению еврейских мудрецов, жители Руси тоже не брезговали работорговлей. Хотя это, разумеется, далеко не исчерпывающее объяснение, а лишь одно из возможных…

Каков генезис этих евреев, откуда они пришли на Русь?

До середины XX века доминировала версия об их западноевропейском происхождении, сегодня превалирует византийская гипотеза, согласно которой именно из Византии эти евреи — через Балканы и Крым — пришли на территорию нынешней Украины. Постепенно они продвигались на север, предпочитая селиться в больших городах, которые находились, преимущественно, в верхнем Поднепровье — Киеве, Чернигове, Владимире (имеется в виду Владимир-Волынский, — прим. ред.). Собственно, и первое письменное упоминание о Киеве содержится в так называемом Киевском письме X века (рекомендательное письмо, выданное Яакову бен Ханукке еврейской общиной города, — прим. ред.), да и Ж <…> довские ворота в районе Львовской площади — известный факт.

Посетивший Киев в 1173 году еврейский путешественник Биньямин из Туделы назвал его «великим городом». Привлекало переселенцев и то, что галицко-волынские князья были относительно толерантно настроены по отношению к евреям.

Насколько кнааниты ощущали свою особую идентичность, как ощущают ее сегодня йеменские, грузинские или бухарские евреи?

Реконструировать специфику их самосознания довольно сложно. Мы не знаем, какой костюм они носили, как был устроен их быт, единственно, о чем можно судить с большей или меньшей достоверностью, — это язык. В быту эти евреи говорили по-древнерусски, и этот язык объединял их в качестве общины. Кроме того, они часто давали детям славянские имена, которые впоследствии вошли в ашкеназскую традицию. Например, такие имена, как Бейла, Чарна, Злата, возводятся к славянским корням, как и соответствующие фамилии — Чернин, Бейлин, Златин.

Сохранилось письмо XI века из еврейской общины Салоник, где речь идет о госте из страны Русь, который не знает ни святого языка (то есть древнееврейского), ни греческого, ни арабского, поскольку в его стране «говорят лишь по-ханаански».

В хазарско-еврейской переписке упоминается страна НЕМЕЦ — это исключительно славянское название германских земель — нигде больше так Германию не называли.

Сохранились ли сведения о социальном статусе славянских евреев, их роде занятий?

Евреи Киевской Руси были, вероятно, свободными людьми и занимались торговлей, в том числе, предметами роскоши, тканями, пряностями. Об их торговой активности можно судить из Киевского письма и галахической переписки, где упоминается страна Русия. Вероятно, среди евреев были и ростовщики, дома которых пострадали в ходе восстания киевлян в 1113 году.

Местные иудеи были интегрированы в славянскую среду? И как эта среда их воспринимала?

Простолюдинами евреи однозначно воспринимались как чужие, любой контакт с которыми потенциально опасен и в то же время …может принести неожиданную удачу. Еврей приобретает обобщенные черты магического и непонятного, ассоциируясь с амулетом, функцией исцеления или, наоборот, порчи — это характерно для народной культуры.

С евреями у древних славян связаны иногда очень странные поверья, легенды и приметы. Например, отказ евреев от употребления свинины трактуется как результат превращения Иисусом еврейской женщины в свинью, мол, иудеи не едят «своих». Наличие мезузы на еврейских домах объясняется еще оригинальнее. Поверье гласит, что, предав Иисуса, евреи праздновали свою победу, в честь которой собрали все свои украшения и переплавили их в некий единый золотой символ этой победы, напоминавший поленце. Уменьшенная же копия этого поленца прибивается к двери каждого еврейского дома. Интересное преломление истории Золотого тельца, не правда ли?

Разумеется, существует и множество примет. Хорошая примета — встретить еврея в первый день нового года, а плохая — повстречаться с ним в начале сельхозработ — урожай не взойдет. Нельзя делать что-либо в еврейский праздник — все, что ни начнешь, пойдет прахом. Еврейские праздники вообще считались опасными для христиан — в эти дни лучше молиться и не высовываться на улицу.

Но это все характерно для народной культуры, а в восприятии книжников, зачастую владевших древнееврейским языком, складывалась, вероятно, иная картина.

Они, разумеется, осознавали преемственность христианства и иудаизма, понимали, что христианская литургия, атмосфера, царящая на христианских праздниках, святость времени, характерная для еврейского мировосприятия, — все это пришло из иудаизма.

Ряд исследователей идеализирует эти отношения, называя их дружбой, хотя это явное преувеличение. Многие сравнивают открытую для диалога эпоху Киевской Руси периода Ярослава с атмосферой ренессансной Польши.При этом, православная церковь, безусловно, видела идеалом крещение евреев. Хотя книжники того времени полагали, что поскольку в христианстве (по их мнению) ничего не противоречит иудаизму, то евреи вполне могут согласиться сменить веру, после чего наступит всеобщая благодать.

Но до прямого диалога, подобного тому, который установился между учениками Раши и обителью св. Виктора в Париже, дело не дошло?

Об этом нам неизвестно. Если, конечно, не считать диалогом религиозные диспуты, которые вел с иудеями Феодосий Печерский, ночью посещавший еврейский квартал Киева.

Почему же ночью?

Потому что, упрекая евреев в вероотступничестве, Феодосий рассчитывал, что те его… убьют. Пострадать во славу Христа было для многих христиан честью — ведь только через муки можно достигнуть посмертного блаженства. Впрочем, дальше теологической полемики дело не пошло, коварные иудеи не лишили жизни одного из основателей Киево-Печерской лавры.

Зафиксированы ли погромы или другие антиеврейские эксцессы в Киевской Руси?

Из «Повести временных лет» известно лишь о восстании 1113 года, когда, после введения соляного налога, был разгромлен двор Путяты, дворы сотских и еврейский квартал. Причины бунта могли быть как политические (евреи были близки к Святополку, восставшие же ориентировались на Мономаха), так и чисто экономические. Правда, известный историк, профессор РГГУ Владимир Петрухин считает, что еврейский погром стал результатом религиозного навета, в частности, легенды о Евстратии Постнике, якобы убитом евреем-работорговцем за отказ от принятия иудаизма.

История сохранила имена тогдашних еврейских законоучителей на славянских землях?

Да, и большинство из них в свое время занимались в известных иешивах Западной Европы. Рабби Моше бен Яаков (XII век) из Киева был учеником внука Раши — раббейну Тама и переписывался с багдадским гаоном Шмуэлем бен Али а-Леви. Рабби Иче из Чернигова постигал премудрость у Иехуды а-Хасида из Регенсбурга, Исаак Русский учился в Вормсе, а Ашер бен Синай из Руси — в Толедо. Но в целом религиозных авторитетов здесь было немного, недаром рав Иехуда а-Хасид и рав Элиэзер из Вормса сетуют в переписке на то, что «во многих общинах в Польше, на Руси и в Венгрии, где нет своих ученых людей, нанимают знающего человека (подразумевается, хоть что-то знающего, — прим. ред.), который становится и кантором, и наставником, и учителем для их детей».

Известно о множестве средневековых переводов еврейских классических текстов на славянские языки. Они были сделаны евреями-книжниками для необразованных соплеменников или были рассчитаны на окружающее славянское население?

Это ключевой вопрос иудеославистики, и отвечают на него по-разному. Одни считают, что переводы делались христианскими книжниками для приобщения к библейскому наследию, как это позже делали протестанты. На противоположном полюсе — мнение, что переводы делались евреями для евреев. Компромиссная точка зрения допускает сотрудничество еврейских и христианских книжников. Тем самым евреи позволяли необразованным единоверцам прочесть святой текст, а неевреям демонстрировали, что иудаизм — вовсе не устаревшая традиция, а передовое и актуальное учение.

Есть предположение, что евреи выступали как посредники-толкователи в переводах, заказанных христианами для христиан. Как в Западной Европе арабы, переведя греческих авторов на латынь, сделали античное наследие доступным христианскому читателю, так на Руси евреи передали местным читателям ветхозаветную традицию в славянских переводах.

На какой именно язык эти тексты переводились и насколько они редактировались?

Есть целый пласт переводов на нормативный церковнославянский язык, как, например, перевод Свитка Эстер, выполненный в XII веке. Аналогичная ситуация с русским Пятикнижием, которое членилось на фрагменты, соответствующие разделам недельных глав Торы, предназначенных для чтения в синагоге.

К этому же типу текстов относится цикл рассказов о царе Шломо, которым я занимался. В том же ряду упомянем «Йосипон» — еврейскую хронику от Адама до взятия Иерусалима Титом, составленную в X столетии. Отрывки из этой книги были включены летописцем в знаменитую «Повесть временных лет».

Потом нормы церковнославянской грамматики практически сходят на нет, и в переводы проникают десятки слов из разговорной украинской, русской и польской речи.

Что касается редактуры, то зафиксированы следы целенаправленного изменения текста. Например, при переводе написанной изначально по-арабски молодым Маймонидом «Терминов логики» переводчик последовательно заменяет все топонимы на «иудеоцентричные».

Когда речь идет о том, что никто не может находиться в разных местах одновременно, то в оригинале это звучит примерно так: если некто утверждает, что он находится в Безье и Монпелье, то он лжет, поскольку может быть либо в Безье, либо в Монпелье. В переводе же эти города меняются на Иерусалим и Рим. В другом месте рассказывается о законах общего и частного и сообщается, что Кохав — это название конкретной планеты и в то же время всех планет. В древнерусском переводе это превращается в утверждение: Израиль — это имя каждому из нас и в то же время всем нам вместе. Так переводчик делал еврейский контекст более понятным славянскому читателю.

Прослеживается ли лексическое взаимовлияние иврита и разговорного славянского языка? Известно ведь, что рав Иче из Чернигова говорил, что в стране Русь совокупление называют «йебум», отмечая схожесть этого слова с термином, обозначающим в иудаизме левиратный брак — «иббум».

Попыток этимологизировать ненормативную славянскую лексику — великое множество, но вряд ли ее источником являются иудейские термины. Думаю, речь идет о звуковом совпадении — рав Иче просто слышал славянскую речь и решил сообщить ученикам, что знакомое ему слово используют на Руси в другом значении.

С другой стороны, для объяснения непонятных реалий еврейские комментаторы иногда прибегали к местной лексике, даже в комментариях Раши есть пять славянских слов — перина, мак и др., а старофранцузских слов в его текстах вообще не счесть.

Несколько слов о киевской каббалистической школе и ее влиянии на появление секты ж<…>довствующих на Руси.

Прежде всего, надо сказать, что в XV веке, в отличие от раннего средневековья, Киев — уже один из важнейших центров еврейской учености в Великом княжестве Литовском. Речь идет, главным образом, о деятельности рабби Моше а-Гола — Светоче изгнания — выдающейся фигуре еврейского мира того времени. Последние исследования, в частности Михаила Шнейдера, связывают это имя с сектой ж <…> довствующих через эмиссара киевской каббалистической школы Схарию.

Считается, что ересь возникла в Новгороде в 1471 году, когда город посетил киевский князь Михаил Олелькович, в свите которого был и Схария, прельстивший иудаизмом двух местных попов — Алексея и Дениса.

При том, что прозелитизм в еврейской традиции не поощряется…

Это общепринятая точка зрения, но рав Моше а-Гола считал прозелитизм необходимым условием для прихода Машиаха, а самих обращенных ставил выше «этнических евреев». По его мнению, благодаря самому факту их обращения, геры должны были принести в мир Исправление (тиккун), которое подготовит наступление Избавления. Кроме того, рабби Моше полагал, что только правитель восточной страны (то есть Московского княжества, на которое вскоре перекинулась ересь) может вернуть Эрец Исраэль евреям — поэтому на него и надо воздействовать. Царь Иван III даже пригласил Алексея и Дениса в Москву служить в двух кремлевских соборах — Успенском и Архангельском, но к XVI веку ересь была практически искоренена.

Когда цивилизация кнаанитов пришла в упадок и была полностью поглощена ашкеназами?

Отголоски этого феномена фиксируются еще в XVII веке — в формулировках ашкеназских ктубот того времени кое-где проскакивают славянские конструкции. А специфические для кнаанитов имена встречаются даже в XIX веке. Казалось бы, сложно найти более аутентичное славянское имя, чем Богдан. Но научный редактор Краткой еврейской энциклопедии Абрам Торпусман, который глубоко исследовал вопрос, уверяет, что распространено оно было в основном среди евреев-кнаанитов — это калька с имени Йонатан. И, судя по сохранившимся записям еврейских имен в XVI — XVII веках, Богданами еврейских мальчиков называли весьма активно. Можно, конечно, вспомнить о славянизмах в идише, но в самосознании ашкеназов этот «древнерусский» исток уже не прослеживается — немногочисленные кнааниты тонут в море ашкеназской идентичности.

Источник: hadashot.kiev.ua

jewishnews.com.ua

Как евреи оказались на украинской земле

К концу XIX века в Российской империи уже проживало пять с половиной миллионов евреев, что составляло 80 процентов от их общего числа в мире. Многие из этих евреев проживали на территории современной Украины. Как же они тут оказались?

 

Новые гипотезы

 

До последнего времени главной версией того, как евреи оказались в Восточной Европе была Рейнская гипотеза, согласно которой восточноевропейские евреи произошли от потомков израильско-ханаанейских племен, мигрировавших со Святой земли под влиянием исламской экспансии в VII веке на территории среднего течения Рейна. До этого здесь уже были небольшие общины, переселившиеся на эти земли в позднеримскую эпоху.

 

Далее, уже в начале XV века большая группа евреев мигрировала на Восток.

 

Однако последние крупные исследования геномов, проведенные американским генетиком доктором Эраном Элхаиком из Университета Джона Хопкинса показали, что генетическая карта еврейских общин далеко не монолитна, более того, в ней доминируют южноевропейские и кавказские предковые сигнатуры с небольшой примесью ближневосточных. Исследование доктора Элхаика было опубликовано в журнале Genome Biology and Evolution.

 

Схожие исследования проводились и другими учеными. В 2013 году 17 исследователей из 12 научных организаций изучили больше 3,5 тыс. митохондриальных ДНК у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока и пришли к выводу, что больше 80% из них происходят из Старого Света, а не из Передней Азии и не с Кавказа.

 

По мнению автора исследования англичанина Мартина Ричардса (центр по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда) и его коллег, это говорит о том, примерно 2000 лет назад большая группа евреев мигрировала из Палестины, причем это были преимущественно мужчины, что важно, поскольку принадлежность к еврейству передается по материнской линии.

 

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить, что еврейская миграция на территории Восточной Европы шла, во-первых, в несколько этапов, во-вторых, шла из разных мест: с территории Палестины и с территории Хазарского каганата, причем число палестинских евреев было меньшим.

 

Первые евреи на будущей территории Руси

 

Первые евреи на будущей территории Руси появились ещё в I-II веках. Они жили в греческих островных колониях. Об этом свидетельствует найденная в Тамани могильная плита еврейского воина, датируемая I веком, а также многочисленные памятники с еврейской символикой еврейской символикой (изображения меноры, шофара, лулава и этрога).

 

Также известно, что значительное количество евреев проживали в Боспорском царстве ещё в конце IV века, это были потомки участников восстания Бар-Кохбы и тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений.

 

В VII веке Таманский полуостров был крупным центром сосредоточения евреев. Об этом говорит запись византийского хрониста Феофана, которую он сделал в 671 году:

«… в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена».

 

Исследователь истории евреев Восточной Европы Юлий Бруцкус писал, что часть палестинских евреев из Персии через Дербентский проход мигрировала на нижнюю Волгу, где в VIII веке появился город Итиль — столица Хазарского каганата. Как известно, одной из религий каганата во второй половине VIII-начале IX века стал иудаизм, который там прижился очевидно под влиянием еврейских общин. В то время еврейские купцы-раданиты по покровительством хазарских правителей занимались торговлей и контролировали оборот меха, оружия, шелка и пряностями между Западом и Востоком.

 

После распада Хазарского каганата евреи были вынуждены мигрировать на запад. Это подтверждают летописи 1117 года о переселении хазар из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов, а также многочисленные топонимы вроде Жидово, Жидичев, Жидова вила, Козари, Козара, Козарзевек на территории Древней Руси и Польши.

 

Евреи в Киевской Руси

 

Ещё в ранний период Киевской Руси еврейские общины были уже в Смоленске, Чернигове, Перемышле и Владимире-Волынском. Сведения о них содержатся в документах XI-XIII веков. В Киеве также в это время была значительная хазарско-еврейская колония. В летописях Киевской Руси есть упоминания о Жидовском квартале и Жидовских воротах.

 

Одна из древнейших аутентичных рукописей Киевской Руси, так называемое Киевское письмо, было написано на иврите. Это было рекомендательное письмо, выданное Яакову бен Ханукке иудейской общиной Киева. Оно датируется X веком.

 

Есть и другие исторические подтверждения активности иудейского населения Киевской Руси в X-XII веках. Так, в 1094 и 1124 годах в Киевской Руси были составлены комментарии к Пятикнижию. В 1156 году греческий монах Феодосий упоминал о живших в Киеве караимах. Киевский раввин конца XII века Моше бен Я‘аков из Киева был лично знаком с французским раввином Я‘аковом Тамом и состоял в переписке с главой багдадской иешивы Шмуэлем бен Али ха-Леви Гаоном (он умер около 1194 года), главой иешивы в Багдаде. Посетивший Киев в 1173 году Биньямин из Туделы назвал его «великим городом».

 

Черта оседлости

 

Термин «черта оседлости» имеет сегодня негативный подтекст, а часто и воспринимается неверно, как какая-то демаркационная узкая граница. Определимся с терминами. Чертой оседлости называлась граница территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 годы запрещалось постоянное проживание евреев. Важно понимать, что это не была узкая полоска земли, территория черты оседлости составляла 1 224 008 кв. км, то есть это была целая страна, которая по площади больше, чем территория Молдовы, или Белоруссии, или Украины. Для сравнения, территория Израиля: 22 072 кв. км.

 

Известно, что Наполеон, набирая ополчение, обратился к евреям Франции: «Кто вы, граждане или изгои?».

 

Евреи, проживавшие в черте оседлости на территории Российской империи крайне редко шли на сотрудничество с Наполеоном, восприняв нашествие как угрозу своей культуре, традициям и вере, то есть изгоями они себя не ощущали, а стали активно помогать армии Российской империи в борьбе с захватчиками.

 

Черта оседлости была не только формой дискриминации (причем не по национальному, а по религиозному принципу), но ещё и формой защиты еврейского общества от внешних влияний.

 

Евреев долго не брали в армию, они не платили налогов. Им разрешались многие виды деятельности, в том числе винокурение, пивоварение, разрешалось работать ремесленниками и мастеровыми.

 

После появления черты оседлости не все евреи были ограничены в правах. Исключение делалось для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, тех же винокуров и пивоваров, лиц, окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.

 

Разделы Польши

Самая большая часть евреев оказалась в Российской империи после разделов Польши (1772-1794). После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфики традиции. За евреями было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала. Ограничивать в правах евреев начала Екатерина Вторая, но до реакционизма конца XIX века и погромов было ещё далеко.

 

В 1795 черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).

 

 

Евреи в Российской империи к концу XIX века

Немного статистики. В конце XIX века, в 1897 году в мире было 7,5 миллионов евреев, 5, 25 миллиона из них проживали на территории Российской империи. Из них 3,837 млн. жили в европейской части империи, 105 тыс. евреев — на Кавказе, в Сибири и Центральной Азии.

 

Автор: Алексей Рудевич

 

Присоединяйтесь в Telegram

ujew.com.ua

Украина для евреев? Политические мифы и исторические реалии

Украина для… Что такое лозунг «Украина для украинцев», который так активно выдвигается националистическими украинскими организациями и их основным боевым отрядом – Всеукраинским объединением «Свобода»? Это разделение гражданского общества Украины по этническому признаку с дальнейшим обозначением титульной нации. Все остальные превращаются в «национальные меньшинства», диапазон прав и обязанностей которых определяется степенью развития демократии и институтов гражданского общества в стране. 

 

В Украине, стране с предельно малым количеством и демократии, и институтов, подобный лозунг неизбежно приводит к противопоставлению по линии «свой – чужой», причем «чужой» – это тоже гражданин Украины. Ничего нового: впервые этот метод был предложен известным германским политологом Карлом Шмидтом. В результате в Германии получился национал-социализм. 

 

А иное получиться и не может. И в политологии, и в социологии, и в государственном строительстве любое противопоставление ведет к конфликту. Потому что ради конфликта принцип «свой – чужой» и создан. Потому что легче всего создать «образ врага» именно из «чужого». И на этого «чужого» переложить ответственность за все беды страны, точнее – за ошибки элиты, которая эту страну возглавляет или возглавить сбирается. И призвать народ к репрессиям по отношению к этим «чужим». Особенно если «чужие» – это инородцы, иной этнос. Их не жалко. 

 

Правда, есть проблема. Этнос – штука тонкая. И доказать «титульность» некой нации очень сложно. Но это и не требуется. Главное – выдвинуть лозунг, разделить общество, сформировать не основе лозунга настроение части общества, показать ей «образ врага» и – «фас»! 

 

Чем украинские националисты определяют права этнических украинцев как «титульной нации» страны? Сами придумывать ничего не будем, возьмем из программы ВО «Свобода». Итак, глава VI («Историческая справедливость»), статья 1: «Указать в Конституции Украины, что правопреемственность современного Украинского государства была начата еще в Киевской Руси, продолжена Галицко-Волынским княжеством, Казацкой Республикой периода Гетманщины, Украинской Народной Республикой, Западно-Украинской Народной Республикой, Карпатской Украиной и Украинской Державой, восстановленной Актом 30 июня 1941 года, и что Независимая Украина возникла как следствие более трехсотлетней национально-освободительной борьбы украинцев».

 

Из этого требования к изменению Конституции Украины можно сделать только один вывод: развивали территории и создавали государственность здесь этнические «украинцы». То есть «украинцы» есть «народ, принадлежащий по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению». Все взятое в кавычки – это определение понятия «автохтон». 

 

Об Украине, евреях и автохтонах. Являются ли украинцы автохтонами Украины? Да, возможно. Но только ли и исключительно они являются таковыми. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим историю проживания на территории Украины так не любимых «свободовцами» евреев. 

 

Чистых этносов, кроме крохотных и эндогамных племен «коренных народов» (это – по-политкорректному, проще – аборигенов), не существует. Это доказал еще Миклухо-Маклай, большой знаток и этносов, и аборигенов. У многочисленных народов транзитных пространств суровая правда войны и неуемный сексуальный темперамент так или иначе, но кровь да попортят.

 

 

Евреи оказались мудрыми. Они национальную принадлежность определяют по женской линии («сын еврейки является евреем»). Если кто помнит Болеслава Пруса, то в его «Фараоне» фабула выстроена именно на этой коллизии: наследник трона Рамсес был уверен, что его сын от Сары, дочери Гидеона, это египтянин Сети, а оказалось – еврей Исаак. Такой подход дал евреям возможность рассматривать фактор постороннего мужчины (хоть насильника, хоть любовника) как незначительный. Что невозможно при прослеживании кровного родства по линии мужчины. 

 

А для истории Украины это очень актуально. Территории современной украинской степи и лесостепи – это транзитный коридор, через который в течение IV-XIII веков прокатывались регулярные волны великого переселения народов (от гуннов до татаро-монголов). В условиях таких переселений, которые чаще всего принимали конфликтные формы, формирование этнических образований по мужской линии маловероятно, поскольку уж больно часто мужское население вырубалось под корень. В то время как «национальная принадлежность по женской линии», практикуемая евреями, позволяет осуществлять как фиксированную межгенерационную смену, так и трансляцию этнической памяти и этнической обрядности. Даже если дети женщин были «детьми войны». 

 

Не так давно, в эпоху Ющенко, история современной украинской крови возводили то ли к трипольцам, то ли к мамонтам. Будем надеяться, приступ этнического патриотизма (или этнической шизофрении) прошел. И размышления на тему исторического аборигенного населения территории современной Украины уже не будут рассматриваться как «преступление против нации». Тем более что авторы вовсе не возражают против того тезиса, что в эпоху Киевской Руси (с которой начинается «правопреемственность современного Украинского государства» в трактовке «свободовской» программы) территорию современной Украины населяло некое «праукраинское» население. Оно же – «прарусское» и «прабелорусское».

 

Потому что даже самый краткий обзор неизбежно приводит к очень забавным выводам. 

 

Еврейский шелковый путь. Вряд ли можно переоценить значение в средневековой Евразии такого феномена, как Великий шелковый путь, караванной дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем. Именно по этому пути шел основной поток денег континента. А тогда это были настоящие деньги – золото и серебро, а не странные современные эрзацы типа доллара, евро, рубля или гривны. 

 

Так вот, в VIII веке, примерно тогда, когда «готовилась к сложению» Киевская Русь, все западные трассы Великого шелкового пути попали под контроль Арабского халифата. К счастью или к несчастью, сказать трудно: иначе это были бы китайцы. Однако поскольку в 751 году, в Таласской битве, на границе Казахстана и Киргизии, арабы разнесли китайскую армию, продвижение китайцев на Запад прекратилось, и контроль над Великим шелковым путем перешел к мусульманам. И к евреям. Скорее даже, просто к евреям… 

 

Арабский географ ибн Хордадбех в своем трактате «Книга путей и стран», датированном IX веком, описал маршруты еврейских купцов, которых он называл рахдонитами (от персидского «знающие дорогу»). Из описания ибн Хордадбеха следует, что рахдониты вели торговлю от долины Роны во Франции до пределов Китая, обладая знанием различных языков и поддерживая торговые фактории во многих городах. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая. 

 

 

А один из маршрутов Великого пути был таков: из Китая через Среднюю Азию (Мавераннахр) и Хазарский каганат (о нем – чуть позже), через Киевскую Русь и далее – в Центральную Европу. Вероятнее всего, этот маршрут был не самым неудобным, поскольку средневековая французская литература знает понятие «русский шелк». Хотя в Россию шелкопряд был завезен только в XVIII веке. Следовательно, шелк был китайский. 

 

Сейчас не время рассуждать, почему именно евреи взяли под контроль Шелковый путь. Может, потому, что не участвовали ни в Таласской битве, ни в битве при Пуатье (732 год), где «прафранцузы» разнесли по кочкам испанских арабов и прекратили продвижение мусульман в Европу? Во всяком случае, именно евреи могли «без обид» говорить и с китайцами, и с арабами, и с христианами… 

 

Не будем рассматривать «предания старины глубокой» и доказывать, что евреи были и были еще и до Рождества Христова. Важно другое. Уже в дохристианский период (с VIII века) на территории будущей Киевской Руси происходило постоянное неконфликтное увеличение численности еврейского населения, в первую очередь торговцев. А торговцы не могут не оставлять своих факторий. И уж конечно, к своим шелкам и деньгам евреи не подпустили бы иноверцев-гоев. Следовательно – еврейское население не могло не оседать на территории современной Украины. 

 

Как на Руси писать начали. Евреи и начали оседать и приносить в Русь очень много полезного. Слов нет: и летописи, и памятники духовной культуры, и былины – это могучий духовный пласт славянской культуры. Но будем честными! Самый древний происходящий из Киева рукописный текст – это не они, а знаменитое «Киевское письмо» из Каирской генизы (места хранения содержащих имя Бога пергаментов). А ведь это не договор, не поэма, не завещание! Это – обычное рекомендательное письмо на еврейском языке, написанное квадратным еврейским шрифтом на имя некого Яакова Бен Ханукки, выданное иудейской общиной Киева для предъявления в других иудейских общинах. Как сказано в нем, «послали его по святым общинам, чтобы они могли оказать милость ему» (строки 16-17). То есть – ординарный документ, который «мы, община Киева» (строка 8) продуцировала, наверняка, сотнями. Датируется это письмо IX-X веком… 

 

До появления первого собственно русского произведения духовной литературы Киевской Руси оставалось еще не менее 100 лет. Правда, и это, первое произведение, написал второй епископ новгородский с характерным именем «Лука Жидята». 

 

 

«Торговый» приток еврейского населения не прекращался в течение всего периода Киевской Руси. Из европейских источников известен торговый «путь рузариев», от Киева до Регенсбурга в Германии. «Рузариями», судя по всему, были тоже евреи. 

 

Хотя можно говорить не только о торговцах. Территории восточнославянских племен долгое время находились под политическим контролем евреев. Точнее – хазар. 

 

Нет, сами хазары – это тюркоязычный кочевой народ, первоначально в Предкавказье. Но вот созданный ими в VII веке Хазарский каганат уже через сто лет контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовья, восточную часть Крыма. А также восточнославянские племена полян, северян, радимичей и вятичей. 

 

Создали-то Хазарский каганат тюрки, но управляли им последние 160 лет его существования евреи. Там сложилась очень забавная ситуация, которую можно было бы назвать «двоевластием». Номинально во главе страны стоял исповедовавший иудаизм каган из древнего тюркского рода Ашина. Но его власть была номинальной: фактически страной правил царь (бек) еврейского происхождения.

 

Именно их власти подчинялись славянские племена до тех пор, пока их не освободили русы – то ли скандинавские, то ли балтские Рюриковичи. Хотя «освободили» – это слишком сильно сказано. Летописи свидетельствуют, что до времени правления в Киеве княгини Ольги размер дани со славянских племен зависел от аппетитов князя. «Я возвращусь и похожу еще», – всегда мог сказать князь. Ольгин муж, князь Игорь, в 945 году так и сказал и вторично пошел «рэкетировать» древлян. За что и был ими убит… 

 

Хазары же установили единый размер дани: «Хазарам – по щелягу с сохи даем», – так ответили вятичи князю Святославу в 964 году. Шеляг, кстати, это еврейский «сикль», «шекель» (14 граммов серебра). Кто мудрее обирал славян – варяги или хазары, каждый решает сам. С точки зрения «сухой политологии», фиксированный налог – это государственный институт, неупорядоченный сбор дани – криминальный грабеж. 

 

Кстати, о государственном институте. Первый известный аппарат государственной власти в Киеве, похоже, тоже был создан хазарами (считай – евреями). Дело в том, что то самое «Киевское письмо», обнаруженное в Каирской генизе, завизировано. Последнее слово письма, написанное тюркскими рунами на хазарском языке, означает «я прочел». Кто мог поставить такую визу и где? Очевидно, только в самом Киеве и только хазарский наместник. А «наместничество» – это уже государственный институт… 

 

Евреи в Киеве: воины, купцы, ворота… Когда Рюриковичи прогнали из Киева хазарскую власть и разгромили Хазарский каганат, это ничего не изменило в положении основной массы евреев в Киеве. Они там остались, и осталось их достаточно много. Из летописей известно, что в Киеве было два особых квартала, один из которых назывался «Козары», а другой – «Жидове». Возле второго квартала находились одни из ворот города – Жидовские, которые упоминаются в летописной записи 1151 года: защищая Киев от половцев, «Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских, а Ростислав перед Жидовскими вороты». Причем возможно, что в отрядах и Изяслава, и Ростислава были и еврейские воины. В киеворусских источниках порой упоминаются воины, которых называют «жидове козарские» – вроде богатыря Михаилы Козарина. Обратите внимание – воины. Не ростовщики, не купцы, а боевые побратимы Ильи Муромца и Добрыни Никитича.

 

Но даже не это является основным доказательством значительной роли евреев в Древнем Киеве. В летописном известии о народном восстании в Киеве в 1113 году читаем: «Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев». 

 

Это был первый еврейский погром на территории современной Украины. А надо отдавать себе отчет: «громят» обычно только элиту. Тех, кто имеет значение: хоть финансовое, хоть политическое. Маргиналов обычно уничтожают так, «волей правителя»: «И, придя в Киев, Мстислав перебил киевлян, числом 70 человек, а других ослепил, а иных без вины умертвил, без следствия», гласит летопись за 1069 год.

 

Из всего, описанного выше, вывод прост и неприятен, особенно для украинских националистов: в составе населения Киевской Руси еврейский компонент не просто существовал, а был государственно-образующим элементом. И существовало это население на этих территориях задолго до становления того государства, правопреемником которого программа ВО «Свобода» называет Украину. 

 

Следовательно, евреи – автохтоны на этой территории, принадлежащие ей по происхождению. Короче – местные. Может быть, даже более местные, чем современные украинцы. Потому что монголо-татарское нашествие практически прекратило жизнь на территории современной Украины... 

 

Все бегут, евреи остаются. Древнерусское население на территории большей части современной Украины было вырезано монголо-татарами. В 1245 году Плано дель Карпини, папский посол к монгольскому хану, писал в своей «Истории Монголов»: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве». Если спустя пять лет после нашествия некому было похоронить покойников – это означает, что резня была очень знатная. Да и последующие пять лет покоя не было. Тот же Карпини вспоминал, как они «ехали постоянно в смертельной опасности из-за литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии …и так как большая часть людей Руссии была перебита татарами или отведена в плен, то они поэтому отнюдь не могли оказать им сильное сопротивление». Поэтому и бежали с тех земель все, кто мог. 

 

Бежал, например, киевский боярин Нестер и его сын Родион. Они ушли к московскому князю Ивану Калите, причем не одни, а, по свидетельству Соборной летописи, с дружиной в 1 700 человек. Кстати, именно благодаря Родиону Нестеровичу Москва смогла взять под контроль Переяславль Залесский и Волок Ламский. За что он и получил для поселения место вблизи города, и название «Киевцы» долгое время сохраняла местность на берегу реки Москвы близ нынешней Остоженки и Крымского моста.

 

Бежали и на запад, туда, где Даниилу Галицкому удалось сохранить, пусть потрепанным, но не побежденным, свое Галицкое княжество-королевство. Бежали все, кто мог, даже церковные первоиерархи. Уже Кирилл III, митрополит Киевский и всея Руси в 1242-1281 годах, большую часть времени проводил не на рабочем месте в Киеве, а во Владимире-на-Клязьме. Или в Переяславле Залесском, где и умер. 

 

Его же наследник, митрополит Максим, измученный татарской опасностью, вообще перенес кафедру: сначала в Брянск, затем в Суздаль, а затем и во Владимир на Клязьме, где и осел под крылом тверского князя Михаила.

 

 

Но что интересно: нам нигде не удалось найти свидетельств еврейской миграции из Поднепровья: что на запад, что на восток. Вывод может быть только один: евреи остались. Часть, конечно, погибла, но великая способность еврейского племени к выживанию, его финансовые ресурсы, помноженные на любовь татарских вождей к подношениям и подаркам (тоже отмеченная Плано Карпини), позволяют предположить, что большинство выжило. 

 

Тем более что, как мы уже отметили выше, в условиях страшной резни монгольского нашествия проще всего было сохранить этническую автохтонную традицию и межгенерационный обмен тем, кто вел кровное наследование по материнской линии. Ведь мужчин просто истребляли… 

 

Есть еще один момент, который позволяет предположить сохранение значительного еврейского компонента в составе населения Днестро-Днепровского междуречья в середине XIII века. Пятый правитель Улуса Джучи, под властью которого находилась Украина, хан Берке (1257-1266) обратился в ислам. Не в иудаизм, конечно, но для евреев и это было за счастье. Дело в том, что до возникновения в XX веке государства Израиль мусульмане, в том числе и татарские Чингизиды, относились к евреям очень лояльно. Потомки Чингисхана, крымские Гераи, отдали караимам (по одной из версий – крымский еврейский этникос) самое дорогое, что может быть у любого правителя, – кошелек (казна крымских ханов хранилась в караимской горной крепости Чуфут-Кале).

 

Это не удивительно. Мусульмане и евреи очень четко осознают свою схожесть как единственных монотеистов в безбрежном море язычества. Христиане не в счет, у них Троица (три Бога). Да и с обрядовой точки зрения евреи и мусульмане это почти одно и то же – обрезанные противники свиней. Поэтому многовековое исламское политическое доминирование на территории Украины, с нашей точки зрения, было стимулом к сохранению и развитию еврейской общины.

 

А христиане на эти земли массово начали возвращаться несколько позже, когда ослаб Улус-Джучи, когда усилилось Великие Литовское и Московское княжества, когда поляки задавили зародыш православной государственности на западе современной Украины (Галицкое королевство).

 

Территория Поднепровья (центр Киевской Руси) на долгие десятилетия стала «зоной франтира», полем постоянного боя цивилизаций, религий и государств. Но в зоне фронтира никогда не бывает единого свода правовых норм. Основная норма – право силы. Вот поэтому дальнейшее демографическое развитие региона было сложным, неоднозначным, противоречивым.

 

А что было потом?.. Мы не ставим себе целью показать процесс еврейско-украино-польско-греко-русско-молдавского и прочего сосуществования на протяжении последующих веков. Этот вопрос потребует более детального изыскания, а значит, не журналистского формата.

 

В тезисном изложении авторы видят продолжение таким образом. Переход Украины в качество «Восточных Крессов» Польского Королевства повлек за собой увеличение еврейского населения – за счет переселения их родичей с территории Польши, Германии и других стран. В то же время происходит заселение этих территорий славянским и тюркским элементом, который представлял собой маргинез Литовского, Польского, Крымского, Турецкого и Русского государств. Ярким примером маргинальной, не этнической, но религиозной интеграции является легендарная Запорожская Сечь, правопреемниками которой считают себя идеологи украинского моноэтнического государства.

 

На этапе XV-XVII веков евреи заняли привилегированное социальное положение, являясь особами, приближенными к латифундистской польско-литовской аристократии, поскольку служили им в качестве арендаторов. Привилегированное положение евреев становилось причиной постоянных еврейских погромов, с которых начиналось любое национально-освободительное украинское движение. Если принять нашу версию о маргинальном фронтире, то перманентную антиеврейскую агрессию можно рассматривать как вариант истребления аборигенов колонизаторами, характерный для истории Европы того времени.

 

С переходом Восточной Украины под юрисдикцию России формат существования автохтонного населения в Украине был стабилизирован и в окончательном виде выразился в создании «черты оседлости». 

 

Особо следует отметить значение еврейской культурной Украины в мировой культурной традиции. Пока в XVII-XVIII веках украинцы резали друг друга и своих соседей, евреи создавали философские школы (Якоб Лейба Франк, Исраэль бэн Элезар, Бааль Шем Тов, цадик Нахман и другие).

 

Не исключено, что негативное отношение украинцев к евреям является ментальной памятью колонизатора по отношению к аборигену. Отсюда и происходят еврейские погромы начала ХХ века и активное участие украинцев в уничтожении евреев во время Второй мировой войны. Это вполне естественный формат этнической зачистки территории, затянувшейся на столетия.

 

Но все это – тезисы для дискуссии. Настоящей же статьей авторы пытались доказать, что еврейское население на территории Украины является таким же автохтонным, как и другие этнические группы, в том числе и славянское, и то, которое с XIX века принято называть «украинским». 

 

На этом фоне хочется сказать творцам, создающим лозунги вроде «Украина для украинцев», что иные лозунги имеют не меньшее, а даже большее историческое право на существование. Это «Украина для евреев», «Украина для греков» (появились на нашей территории в VII веке до н. э.), «Украина для германцев» (появились в III веке н. э.), «Украина для тюрков» (появились в IV веке н. э.) и для многих других…

 

Фото Жени Савилова

Авторы: Игорь КАМИННИК, Андрей ГАНЖА

 

Присоединяйтесь в Telegram

ujew.com.ua