Естествознание в древней греции. Развитие естествознания в Древней Греции (стр. 1 из 7)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Развитие естествознания в Древней Греции (стр. 3 из 7). Естествознание в древней греции


Развитие естествознания в Древней Греции

ВСТУПЛЕНИЕ............................................................. 2

I. Медицина.................................................................. 5

II. Космология............................................................. 17

III. Молекулярно-атомистические представления..24

Заключение ................................................................. 36

ЛИТЕРАТУРА ............................................................ 37

Некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н. э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н. э. в городах-полисах Греции – очаге будущей европейской культуры.

Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ».

Своеобразие географических и экономических условий. Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю. Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры.

Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Наука «о природе» в Древней Греции включила три кардинальных направления:

1) изучение «природы» живого (и прежде всего человеческого) организма;

2) изучение «природы» космоса в целом;

3) изучение «природы» (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.

Первое из этих направлений явилось основанием для дальнейшего развития медицины, а также содержало в себе зачатки будущей биологии и всех её разделов; второе явилось исходным пунктом для развития научной астрономии; третье же, в то время бывшее наиболее спекулятивным, предвосхитило появление физико-химических наук, поскольку их теоретической базой стали, в конечном счёте, молекулярно-атомистические представления.

Философские течения Древней Греции — материализм и идеализм — отражали острую классовую борьбу. Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.

Одним из выразителей материалистического мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.), утверждавший, что природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступая против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни. Другим положением греческой философии была стихийная диалектика, сформулированный Гераклитом взгляд на природу, как на нечто, находящееся в вечном движении, непрерывном течении и изменении.

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

I. Медицина.

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии на острове Кос и полуострове Книд.

По сравнению с древней медициной в других странах медицина в Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина.

В Древней Греции в ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.

Наряду с асклепейонами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах) продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача. Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства — сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.

Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.

Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях — школах физических упражнений. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода — сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела.

Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики — передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, Кроме того, Гиппократ учился медицине на острове Кос. Путешествия дали возможность Гиппократу познакомиться с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.

mirznanii.com

Развитие естествознания в Древней Греции

Гиппократ рекомендовал наблюдать больного в различное время суток, во время сна и бодрствования, в самых различных состояниях. Гиппократ смотрел на болезнь как на явление изменяющееся. Болезнь имеет начало, середину и конец, три стадии: а) сырости, б) сварения и в) извержения. Наблюдательность Гиппократа позволила ему точно описать некоторые болезни и симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного, утолщение концевых фаланг пальцев рук («пальцы Гиппократа») «шум плеска.

Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался болезнями детей. Он дал описание свинки. Особое внимание уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древностей (Сорана Эфесского, Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Разп, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения.

Значительное место в лечении Гиппократ уделял диете, которую он понимал расширенно в смысле не только пищевого, но и общегигиенического режима. Он не пренебрегал и лекарственным лечением, широко пользовался опытом народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 животных средств, используемых в качестве лекарств: потогонных, слабительных, рвотных, мочегонных и т. п. В лекарствах для наружного применения использовались соли металлов. Гиппократ назначал банки, делал кровопускания. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.

Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы магического. Он считал, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.

Гиппократ применял метод лечения «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение... труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»... Такой взгляд в последующем историческом развитии медицины сыграл положительную роль, служа материалистическим противопоставлениям концепции идеалистической, в частности витализму и гомеопатии.

Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для остановки кровотечения рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижигания, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки. В ряде случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни. «В сильных болезнях нужны и лекарства самые сильные».

Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию, предвидению врачом дальнейшего хода болезни. Этому вопросу Гиппократ посвятил особое сочинение «Прогностика».

В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача и больного, а также врачей между собой. «Клятва» не представляла оригинального произведения Гиппократа или его современников: весьма сходного содержания профессиональные обязательства врачей встречались и в более ранних источниках Египта и Индии. Позднее она вошла во врачебную практику ряда стран, в том числе и в России. В несколько измененном виде обязательство это сохранилось и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное обязательство оканчивающих медицинские факультеты врачей.

Правила поведения врача по отношению к больному, указываемые Гиппократом, отражали противоречивость положения врача в условиях рабовладельческого, как и вообще эксплуататорского строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение с требования оплаты и установления ее размера.

В течение долгого времени представители медицины в своей деятельности исходили из наследства Гиппократа, а основные идеи Гиппократа — наблюдение у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-диететические методы лечения, очищенные от идеалистической шелухи и схоластической переработки последующих веков, сохранили свое значение до настоящего времени.

Развитие греческой медицины после Гиппократа. В древнегреческой медицине после Гиппократа продолжалась борьба материализма с идеализмом. Идеологом реакционной рабовладельческой аристократии Древней Греции с ее идеалистической философией был философ Платон (428—374 гг. до н. э.). Платон отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира, по учению Платона, несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, составляющие сверхчувствительные прообразы вещей. Материальный мир — не настоящий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей.

В своем произведении «Имей» Платон затронул близкие к медицине вопросы. Все происходящие в здоровом и больном организме процессы Платон истолковывал идеалистически и мистически. Платон, долго живший в Египте, был знаком с египетскими воззрениями. В «Тимее» он развил учение о божественной душе. По Платону, пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способность чувствовать и мыслить, в сердце согревает человека и в печени питает.

Здоровье и болезнь, по Платону, определяются потусторонним началом, божественной душой — пневмой. Превращениями пневмы в организме и ее влиянием на различные органы Платон объяснял патологические явления. Причину болезни Платон видел в наказании, ниспосланном с неба. Лекарства не имеют никакого значения. Исцелять могут только обряды, гимны, музыка.

Исходя из своих классовых рабовладельческих воззрений, Платон в «Законах» все заботы о предупреждении болезней ограничивал только сословиями правителей и государственных стражей. Ремесленников Платон рекомендовал лечить только при легких заболеваниях, при тяжелых же заболеваниях для ремесленников, по мнению Платона, «лучше благодетельная смерть». Рабам, по Платону, знания не доступны и не нужны; не нужна им и настоящая медицинская помощь. Платон, таким образом, явился родоначальником реакционных течений в медицине.

Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был самым видным ученым древности и разрабатывал различные области знания. Сын врача, Аристотель получил также и медицинское образование. Он подвел итоги предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных физике, зоологии, философии, истории и т. п. Сочинения Аристотеля представляют собой сумму сведении того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» — строение органов животных и их функции, работа «О происхождении животных» трактовала начала эмбриологии. Аристотель ставил ряд вопросов, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом и в теории у него преобладают материалистические тенденции. Но наряду с этим характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология) : «Природа ничего не делает лишнего... природа производит все ради чего-нибудь». Церковная философия эпохи феодализма (средних веков) использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона о предсуществующих идеях одной из главных основ реакционной средневековой идеологии—схоластической философии, господствовавшей в средневековой медицине.

В области естествознания учение Аристотеля в течение двух тысячелетий пользовалось величайшим почетом. В средние века Аристотель считался непререкаемым авторитетом.

II. Космология.

Идея космоса – в том значении термина «космос», которое он приобрёл в эпоху Платона и Аристотеля – в большей степени, может быть, чем любая другая идея, отражает своеобразие греческого теоретического мышления. Эта идея не всегда была связана с термином «космос»; независимо от этого она красной нитью проходит через всю историю греческой научно-философской мысли от Анаксимандра до неоплатоников. В сущности, идея космоса – это не идея, а целое миропонимание. Это – представление о мире как об упорядоченной и завершенной в себе структуре, отнюдь не сводящийся к простой сумме отдельных элементов – Неба, Земли, Солнца, Луны и прочих компонентов Вселенной, а образующей некое целостное единство, подобное органическому единству живого существа.

Гомеровская картина мира.

Гомеровскую картину мира можно рассматривать в качестве первой модели античного космоса. Эта картина оказывается кое в чём противоречивой: проблески трезвой, пытливой мысли сочетаются в его поэмах с мифами, имевшими многовековую давность. Мир Гомера конечен, понятия пространственной бесконечности Гомер не знает. У Гомера превалировала «многоэтажная» схема мироздания. Согласно этой схеме, верхняя часть небесной сферы, где обитали олимпийские боги, была заполнена светлым, сияющим эфиром. Под ней находилась область атмосферных явлений – ветров, туч, гроз и туманов. Далее шла поверхность Земли с морями, горами и равнинами, населёнными людьми и другими живыми существами. Непосредственно под землёй находилось царство мёртвых (Аид) – место обитания Ночи и её мрачного потомства. Наконец, в самой глубине лежал Тартар – чёрная преисподняя, игравшая роль как бы подвала всего этого здания. Земля мыслилась современниками Гомера в виде диска или лепёшки, примерно совпадающей с мысленной плоскостью, которая делила сферическую вселенную на верхнюю и нижнюю половины. Правда, этому противоречат неоднократные высказывания Гомера об Олимпе. Ведь гора Олимп служит в гомеровских поэмах местопребыванием «олимпийских» богов. Земной диск окаймлён по краям огромной кругообразной рекой – Океаном, у которого нет ни истоков, ни устья, поскольку он замыкается сам на себе. Также в своих поэмах Гомер называет ряд созвездий и отдельных звёзд: Плеяды, Гиады, Орион и Большая Медведица, которая никогда не опускается ниже горизонта. Современникам Гомера был хорошо известен также Сириус. Из планет в поэмах Гомера упоминается «вечерняя звезда», и звезда, «несущая утреннюю зарю. В то время ещё не было известно, что оба эти наименования относятся к одной и той же планете – Венере. Никакие другие планеты Гомером не называются.

mirznanii.com

Развитие естествознания в Древней Греции

Космология Анаксимандра ( VI век до н. э.).

Космологическая доктрина Анаксимандра генетически связана с мифологией донаучной эпохи – как греческой, так и восточной. Принципиально важная черта вселенной Анаксимандра – её сферичность. Эта сферическая вселенная окружена огненной оболочкой, все точки которой, в принципе, равноценны. Земля не делит мир на верхнюю и нижнюю половинки, а находится в его центре. Она имеет форму цилиндра, высота которого равна одной трети его поперечника. Этот цилиндр висит неподвижно в пространстве, ни на что не опираясь, ибо находится на одинаковом расстоянии от всех точек периферии, и у него нет причин двигаться в каком-либо направлении, поскольку все эти направления равноценны. От периферийной огненной сферы отделился ряд колец, вращающихся вокруг Земли, подобно громадным колёсам или обручам. Каждое из колец окружено воздушной трубчатой оболочкой. Трубки эти невидимы нами, но в них имеются отверстия; просвечивающая через эти отверстия (или, может быть, вырывающаяся из них) огненная масса воспринимается нами как Солнце, Луна и прочие небесные светила. Космический порядок равноправия и взаимного равновесия у Анаксимандра – это не статически неподвижное состояние, где ничего не происходит, а динамический процесс, характеризующийся непрекращающейся борьбой и взаимопревращением космических сил. Эту борьбу и эти взаимопревращения Анаксимандр усматривал, в частности, в смене времён года.

Процесс мирообразования, по Анаксимандру, начинается с отделения из «вечного (бесконечного)», порождающего начала тепла и холода, играющего роль как бы зародыша, из которого в дальнейшем развивается мир. В первоначально однородном зародыше будущего мира образуется влажное и холодное ядро, окружённое огненной сферической оболочкой. Испарение центрального ядра приводит, с одной стороны, твёрдой цилиндрической Земли, поверхность которой частично покрыта океанами и морями – остатками ещё не испарившейся влаги. С другой стороны, происходит расширение огненной сферы, которая, в конце концов, разрывается, образуя окружённые тёмным воздухом огненные кольца.

Первые животные, по мнению Анаксимандра, зародились во влаге или влажном иле, высыхающем под действием солнечного жара. Первоначально животные были покрыты колючей чешуёй; достигнув известного возраста, они стали выходить на сушу, где их чешуя начала лопаться. По истечении короткого времени они изменили свой образ жизни (сделавшись, по-видимому, сухопутными). Что касается людей, то они образовались и выросли в чреве рыбообразных животных, и лишь когда оказались в состоянии обходиться без чужой помощи, вышли наружу и начали размножаться обычным способом.

Атомистическая космология Левкиппа-Демокрита ( V в. до н. э.).

Перед представителями послепарменидовской эпохи во весь рост встала проблема движения: в чём его источник и откуда оно берётся. Решение проблемы движения, предложенное атомистами, было новым и в то же время простым и логичным: движение существовало вечно в форме пространственного перемещения мельчайших первоначал – атомов. Такое вечное движение возможно потому, что наряду с атомами существует пустота, которая разделяет атомы и даёт им возможность перемещаться относительно друг друга.

У атомистов первичное состояние Вселенной рисуется как пустое бесконечное пространство, в котором во всех направлениях носятся бесчисленные частицы-атомы; они налетают друг на друга и, сталкиваясь, сцепляются друг с другом или же, наоборот, разлетаются в разные стороны. Основным этапом в процессе космообразования является возникновение вращающихся вихрей, состоящих из огромного множества сцепившихся друг с другом атомов. Эти вихри, судя по всему, образуются сами собой, без какой-либо внешней причины. Так как «подобное стремится к подобному», в вихре, окружённом оболочкой, происходит как бы стратификация различных групп атомов. Более крупные и потому менее подвижные атомы скапливаются в середине зарождающегося мира, более мелкие и подвижные отбрасываются к периферии.

В атомистике Левкиппа и Демокрита полностью осознана относительность верха и низа. Допустив существование множества миров, каждый из которых обладает своим центром и своей периферией, атомисты сделали важный шаг в сторону релятивизации любых пространственных направлений. Атомы, захваченные космическим вихрем, подвергаются непрерывным воздействиям со стороны других атомов и сами на них воздействуют. В результате, в процессе вихревого круговращения все атомы приобретают стремление к центру вихря, хотя и не всем удаётся достичь этого в равной степени. Более мелкие атомы выталкиваются кверху более крупными и в свою очередь выталкивают кверху ещё более мелкие. Поэтому крупные атомы кажутся более тяжёлыми.

Из того, что было сказано выше, можно заключить, что Земля образовалась в центре космического вихря – там, где скопились крупные и тяжёлые атомы. Земля, согласно Левкиппу, имеет форму барабана. Демокрит же считал её круглой, но вогнутой к середине. Первоначально Земля, по Демокриту, была влажной, илообразной, но постепенно влага стала испаряться и это, в конце концов, приведёт к тому, что моря исчезнут и Земля станет сухой.

По мере того, как Земля высыхала под действием солнечных лучей, в отдельных местах, где образовались скопления влаги, под воздействием теплоты началось брожение, и на поверхности влаги появились гнилостные пузыри, покрытые тонкой плёнкой. В этих пузырях зародились живые существа. Те из них, которые получили достаточное количество тепла, стали самцами, а те, которым тепла не хватило, - самками. Когда плёнка, окружавшая пузыри, лопнула, скрывавшиеся под ней особи вышли на свет и начали размножаться обычным способом. Земля же продолжала высыхать и твердеть и в конце концов оказалась не способной производить сколько-нибудь крупных животных. Особенности строения тела различных видов животных обусловлены различиями атомов, из которых образовались соответствующие организмы; в зависимости от этих различий одни животные стали летать в воздухе, другие ползать и бегать по земле, третьи – плавать в воде. Подобно другим животным, люди также зародились в пузырях, образовавшихся в тёплой влаге. По сравнению с прочими существами, на людей пришлось больше тепла и, следовательно, больше круглых подвижных атомов души: этим и объясняется способность человека ходить прямо, касаясь земли одними лишь ступнями ног.

Если Анаксагор учил, что Солнце, Луна и звёзды – суть каменные глыбы или камни, оторвавшиеся от Земли и затем раскалившиеся, то Левкипп и Демокрит придерживались точки зрения, что эти небесные светила представляли собою скопления атомов, первоначально носившихся за пределами нашего космоса, и лишь потом захваченные последним. Дело в том, что оболочка космоса присоединяла к себе всё, чего только не касалась. Будучи ранее влажными и илообразными, эти соединения высохли и, кружась вместе с космическим вихрем, воспламенились. В отношении расстояний небесных светил до Земли оба корифея греческой атомистики высказывали различные мнения. Левкипп, частично следуя Анаксимандру, считал Солнце наиболее удалённым из небесных светил; неподвижные звёзды он помещал на более близком расстоянии, а Луна находилась у него ближе всего к Земле и к центру космоса. Ниже всего, по Демокриту, находится Луна, затем идёт Солнце, затем неподвижные звёзды, что же касается планет, то они у него находились «не на одной высоте».

Оформление Платоном классической модели античного космоса.

Рассмотрим картину космоса, изложенную Платоном в диалоге «Тимей». В этом диалоге рассказ об устройстве космоса ведёт некий Тимей из Локр, по всей видимости, пифагореец, «глубочайший знаток астрономии». Однако все общие рассуждения и обоснования, содержащиеся в диалоге, несомненно принадлежат самому Платону.

Космос для Платона слишком совершенен и прекрасен, чтобы причиной его возникновения можно было бы считать «природу». Космос в целом рассматривается Платоном как произведение, созданное высшей творческой силой – Демиургом - в подражание некоему идеальному первообразу. В мифическом описании создания космоса Демиургом выделим некоторые положения платоновской космологии, имеющие принципиальное значение.

1. Процесс миротворения есть процесс упорядочения вещей, «которые первоначально пребывали не в покое, но в нестройном беспорядочном движении».

2. Созданный богом космос есть «живое существо, наделённое душой и умом».

3. Этот живой космос, будучи совершенным, единственен.

4. Поскольку космос есть видимое и осязаемое существо, основными компонентами при его создании послужили огонь (носитель зримой предметности) и земля (носитель осязаемой предметности). Между огнём и землёй помещены два средних члена – воздух и вода. Между четырьмя элементами существует отношение пропорции.

5. Каждый из четырёх элементов вошёл в состав космоса целиком, чтобы из остатков не мог родиться другой космос, и чтобы ничто не могло действовать на космос, разрушая его.

mirznanii.com

1.1 Зарождение научного мышления в Древней Греции. История развития естествознания

Похожие главы из других работ:

Гелиоцентрическая система мира и её эволюция

1. Гелиоцентризм в Древней Греции

Идея движения Земли возникла в рамках пифагорейской школы. Пифагореец Филолай из Кротона обнародовал систему мира, в которой Земля является одной из планет; правда, речь пока шла об её вращении (за сутки) вокруг мистического Центрального Огня...

Гипотезы о происхождении жизни и человека на Земле

1.2 Самопроизвольное (спонтанное) зарождение

Эта теория была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.), которого часто провозглашают основателем биологии...

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1.1 Зарождение эмпирического научного знания

Уже первобытный человек в борьбе с природой, добывая себе пищу, одежду, жилище, защищаясь от диких зверей, постепенно накапливал знания о природе, о ее явлениях, о свойствах материальных вещей, окружавших его...

Зарождение отечественной бактериологии и иммунологии. Работы И.И. Мечникова, Т.Н. Габричевского, Н.Ф. Гамалеи

Зарождение отечественной бактериологии и иммунологии

Одним из основоположников иммунологии явился И.И.Мечников (1845-1916) -- создатель фагоцитарной, или клеточной, теории иммунитета. В 1888 г. Мечников принял приглашение Пастера и возглавил лабораторию в его институте...

Интеллект животных

3. Характерные особенности и формы мышления у человекообразных обезьян

Наиболее доступно и понятно этот вопрос изложен Л.С. Выготским Выготский Л.С. Предисловие к русскому изданию книги Кёлера. // Собрание сочинений. М., Педагогика, 1982. Т.1. с. 210-237.: "... В. Келеру удалось показать...

Концепции современного естествознания

Введение. Две культуры как отражение двух типов мышления

Проблема двух культур: от конфронтации к сотрудничеству. Развитие личности и потребность в гармонии. Культура (от лат.: возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности...

Концепции современного естествознания

Этапы развития естественно-научного мышления. История естествознания

Считается, что науки, составляющие естествознание, зародились в Древней Греции. Предшествующий этому период в развитии культуры можно назвать мифологическим. Древние философские системы носили крайне наивный характер. Индийцы, халдеи...

Концепции современного естествознания

1. Две культуры как отражение двух типов мышления

Концепция от латинского conceptio означает единый, определяющий замысел, ведущая мысль. Под концепцией естествознания понимают фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках...

Первая жизнь

1. Зарождение

Наше путешествие начинается в Великобритании. Это Чурнвудский лес в Лестершире, в самом центре Англии. Историю жизни можно представить как разветвлённое дерево, каждая веточка которого это виды, живущие сегодня...

Перспективы создания киборгов

Полная схема простейшего искусственного интеллекта и описание его мышления.

Наделим нашего жука блоком Хватания пищи (аналогия рта человека, но сильно упрощенный), Желудком, где будет находиться пища и откуда будут идти сигналы в блок Потребности пищи и блокам Движения, пусть это будет жгутик, как у амебы...

Происхождение и эволюция органического мира

1. САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАРОЖДЕНИЕ

В течение долгих веков, свято веря в акт Божественного творения, люди, кроме того, были твердо убеждены, что жизнь постоянно зарождается самопроизвольно. Еще древнегреческий философ Аристотель писал, что не только растения, черви, насекомые...

Развитие идей об эволюции жизни

3. Зарождение и развитие эволюционной идеи

Первые проблески эволюционной мысли зарождаются в недрах диалектической натурфилософии античного времени, рассматривавшей мир в бесконечном движении...

Современное представление о происхождении объектов Вселенной

1.1 Зарождение естествознания как науки

На мой взгляд, Прежде чем определиться с современным представлением о происхождении объектов вселенной следует обратить внимание на то, какое представление было до этого. Тоесть совершить экскурс в историю естествознания...

Феномен человека

2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ МЫШЛЕНИЯ

Чтобы стали вероятными комбинации, ведущие к образованиям все более сложного типа, свертывающийся универсум, рассматриваемый в своих предмыслящих зонах, совершает на пути прогресса миллиарды и миллиарды попыток...

Этапы развития биологии. Генетика и эволюция

1.1 Зарождение биологии как науки

Особенности развития биологии в XVT--XVII вв. во многом определялись практическими потребностями развивавшегося капиталистического хозяйства, прежде всего его аграрного сектора, социально-классовыми потрясениями...

bio.bobrodobro.ru

Развитие естествознания в Древней Греции

Самая возможность превращений и изменений вещества обусловлена у Платона взаимодействием разнородных частиц в этом веществе. Если тело состоит из однородных и равновеликих частиц и при этом не подвергается никаким воздействиям, то в этом теле не может происходить никаких процессов. Другое дело, когда вещество представляет собою смесь частиц нескольких, скажем – двух родов. В системе, состоящей из смеси частиц двух родов, количественно преобладающие и более устойчивые частицы в конце концов уничтожат частицы другого, более слабого рода, либо разрушив их и заставив перестроиться, либо же вытеснив их за пределы системы.

Атомистика Платона существенным образом отличалась от «учений» физиков предшествовавшей эпохи. По сути дела, это была глубоко продуманная естественно-научная гипотеза, цель которой состояла в рациональном объяснении весьма широкого класса явлений природы, до этого выпадавших из сферы внимания греческих мыслителей. Теория материи Платона была высшей ступенью развития античной атомистики.

Заключение

На примере многогранного творчества Аристотеля можно отчетливо увидеть каким образом единая нерасчлененная наука «о природе» распадалась на самостоятельные научные дисциплины, различавшиеся как по своему содержанию, так и по методам исследования. В досократовскую эпоху лишь одна математика начала становиться такой самостоятельной дисциплиной, раньше всех утвердившей свою независимость. Что же касается прочих естественнонаучных дисциплин, то они вплоть до Аристотеля имели характер единой синкретичной науки, методологически слабо выраженной и неотделимой от натурфилософских спекуляций. Контуры наук нового типа наметились лишь в биологических трудах Стагирита. В «Истории животных» – это описательная зоология, в трактате «О частях животных» – сравнительная анатомия, а в трактате «О возникновении животных» – эмбриология.

Конец IV в. до н. э. ознаменовался началом новой эпохи в истории народов средиземноморского ареала – эпохи эллинизма. Одной из важнейших особенностей, характеризовавших эту эпоху, была потеря старой Грецией ее прежней культурной гегемонии. Прежде всего это относилось к науке. Если Афины еще продолжали оставаться местом пребывания важнейших философских школ, то оформившиеся к этому времени специальные науки нашли более благоприятную почву для своего развития в столицах новых государств, на которые распалась империя Александра Македонского после смерти своего создателя.

1) П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит “История медицины”, Москва, "Медицина", 1981.

2) М.П. Мультановский "История медицины", изд. Медицина", Москва, 1967.

3) И. Д. Рожанский “Античная наука”, Москва, “Наука”, 1980.

4) И. Д. Рожанский “Развитие естествознания в эпоху античности”, Москва, “Наука”, 1979.

5) Я. Фолта, Л. Новы “История естествознания в датах”, Москва, “Прогресс”, 1989.

mirznanii.com

Развитие естествознания в Древней Греции

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ2

I.Медицина.5

II.Космология17

III.Молекулярно-атомистические представления..24

Заключение36

ЛИТЕРАТУРА37

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н. э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н. э. в городах-полисах Греции очаге будущей европейской культуры.

Греция VIIV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ.

Своеобразие географических и экономических условий. Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю. Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры.

Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Наука о природе в Древней Греции включила три кардинальных направления:

  1. изучение природы живого (и прежде всего человеческого) организма;
  2. изучение природы космоса в целом;
  3. изучение природы (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.

Первое из этих направлений явилось основанием для дальнейшего развития медицины, а также содержало в себе зачатки будущей биологии и всех её разделов; второе явилось исходным пунктом для развития научной астрономии; третье же, в то время бывшее наиболее спекулятивным, предвосхитило появление физико-химических наук, поскольку их теоретической базой стали, в конечном счёте, молекулярно-атомистические представления.

Философские течения Древней Греции материализм и идеализм отражали острую классовую борьбу. Борьба материалистической линии Демокрита с идеалистической линией Платона в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.

Одним из выразителей материалистического мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460370 гг. до н. э.), утверждавший, что природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступая против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни. Другим положением греческой философии была стихийная диалектика, сформулированный Гераклитом взгляд на природу, как на нечто, находящееся в вечном движении, непрерывном течении и изменении.

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистических чисел (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

  1. Медицина.

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии на острове Кос и полуострове Книд.

По сравнению с древней медициной в других странах медицина в Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина.

В Древней Греции в ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживал

www.studsell.com

Развитие естествознания в Древней Греции

ВСТУПЛЕНИЕ............................................................. 2

I. Медицина.................................................................. 5

II. Космология............................................................. 17

III. Молекулярно-атомистические представления..24

Заключение ................................................................. 36

Возможно вы искали - Реферат: Развитие естествознания в эпоху возрождения

ЛИТЕРАТУРА ............................................................ 37

Некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н. э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н. э. в городах-полисах Греции – очаге будущей европейской культуры.

Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ».

Своеобразие географических и экономических условий. Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю. Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры.

Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Похожий материал - Реферат: Развитие жизни на Земле

Наука «о природе» в Древней Греции включила три кардинальных направления:

1) изучение «природы» живого (и прежде всего человеческого) организма;

2) изучение «природы» космоса в целом;

3) изучение «природы» (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.

Первое из этих направлений явилось основанием для дальнейшего развития медицины, а также содержало в себе зачатки будущей биологии и всех её разделов; второе явилось исходным пунктом для развития научной астрономии; третье же, в то время бывшее наиболее спекулятивным, предвосхитило появление физико-химических наук, поскольку их теоретической базой стали, в конечном счёте, молекулярно-атомистические представления.

Очень интересно - Реферат: Земледелие в Древнем Египте. (додинастический период, период Раннего и Древнего царства)

Философские течения Древней Греции — материализм и идеализм — отражали острую классовую борьбу. Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.

Одним из выразителей материалистического мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.), утверждавший, что природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступая против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни. Другим положением греческой философии была стихийная диалектика, сформулированный Гераклитом взгляд на природу, как на нечто, находящееся в вечном движении, непрерывном течении и изменении.

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

I. Медицина.

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии на острове Кос и полуострове Книд.

По сравнению с древней медициной в других странах медицина в Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина.

Вам будет интересно - Реферат: Предмет истории. Источники. Принципы изучения отечественной истории

В Древней Греции в ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.

Наряду с асклепейонами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах) продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача. Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства — сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.

Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.

Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

Похожий материал - Реферат: Развитие исторической науки в республике Адыгея

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях — школах физических упражнений. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода — сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела.

Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики — передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, Кроме того, Гиппократ учился медицине на острове Кос. Путешествия дали возможность Гиппократу познакомиться с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.

От времен Гиппократа до нас дошли сочинения медицинского содержания, составляющие так называемый «Гиппократов сборник», объединяющий около 70 сочинений на разнообразные медицинские темы. Самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в частности сыном и зятем Гиппократа. Гиппократ имел единомышленников, учеников и последователей. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передает взгляды всей Косской школы. Он явился энциклопедией периода расцвета греческой медицины V—IV веков до и. э.

cwetochki.ru