Эмансипация в древнем риме. Свободная любовь, эмансипация женщины и развод
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Эмансипация подвластного в Древнем Риме. Эмансипация в древнем риме


ЭМАНСИПАЦИЯ, в древнем Риме (лат. emancipatio)

Юридическая процедура освобождения сына из-под власти отца семейства (pater familias) в древнем Риме.

В Законах XII таблиц, посвященной семейному праву, содержится следующее установление: «Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен [от власти] отца» (IV, 2). Эмансипация – выход из-под власти отца семейства, имевшего полную власть над имуществом и даже жизнью детей – происходила в присутствии представителя властей.

Отец семейства (pater familias) трижды формально продавал своего сына третьему лицу, так называемому отцу по доверию (pater fiduciarius), который клялся, что не будет злоупотреблять полученными правами на сына и не удержит его в своей собственности. После каждой из трех продаж отец по доверию ремансипировал сына отцу семейства, после чего тот давал свободу сыну, и тот выходил из-под власти отца (patria potestas). Пройдя эмансипацию, сын становился законным наследником (sui juris).

Несмотря на крайне архаический характер, эта церемонию существовала все время истории Рима. Император Анастасий в 502 г. ввел эмансипацию по рескрипту императора, и только в правление Юстиниана она была заменена на простое заявление перед судьей.

Эмансипация была вызвана стремлением не допустить дробления наследственного хозяйства, которое в полном объеме передавалось только одному наследнику.

Автор статьи: А.Д. Пантелеев

Литература
  • Agnati U. Leges Duodecim Tabularum: Tabulae I-VI. Cagliari, 2002
  • Le Dodici Tavole. Dai decemviri agli Umanisti / Ed. M. Humbert. Pavia, 2005
  • Никольский Б. В. Система и текст XII таблиц. СПб., 1897
  • Покровский И. А. История римского права. СПб., 1999
Статью разместил(а)

Пантелеев Алексей Дмитриевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета

w.histrf.ru

2. Эмансипация подвластного в Древнем Риме. Право в Древнем Риме

Похожие главы из других работ:

Брак (римское право)

1. Историография семьи и брака в Древнем Риме

...

Возникновение государства в Древнем Риме

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

...

Государственное устройство в Древнем Риме

Глава 1. Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

Древний Рим возник в 753 г. до н.э. Территориально он был расположен на болотистой местности между Капитолием, Палатином и Квириналом. Историческое становление Рима, связывается с именами Romulus и Remus. Romulus и Remus братья...

Договор простого товарищества

1.1 История становления договора простого товарищества в Древнем Риме

История договора простого товарищества берет свое начало еще в Римском праве, где под договором товарищества понималось соглашение, по которому два или несколько лиц объединялись для осуществления известной хозяйственной цели...

Изучение истоков политико-правовой мысли

2. Политико-правовые учения в Древнем Риме

...

История возникновения международного частного права

1.2 МЧП в Древнем Риме

В Римской империи наряду с категорией собственно граждан -- римлян, подчинявшихся римскому праву (jus civile) имелся и другой разряд лиц -- перегрины, а также латины, на которых римское право не распространялось...

История развития понятия "Гражданское общество"

1. Формирование концепции гражданского общества в Древней Греции и Древнем Риме.

Гражданское общество как философское определение внесено в науку Аристотелем. Он говорил, что перед тем как определить, что есть государство, следует выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан...

История судебного красноречия

2. Судоговорение в Древнем Риме

В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с нею. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства...

Особенности правового статуса женщин, детей, рабов и душевнобольных по римскому праву

3. Особенности правового положения рабов в Древнем Риме

На первоначальной стадии развития Римского государства рабство носило домашний (патриархальный) характер. Рабы использовались преимущественно в домашних хозяйствах в довольно сносных бытовых условиях...

Права на чужие вещи в Древнем Риме и современном праве

Глава 1. Право на чужую вещь в древнем Риме

...

Право общей собственности в Римском частном праве

2. ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Исключительный характер права побуждал юристов считать невозможным существование права собственности нескольких лиц на одну и ту же вещь. Однако и договорная практика товарищеских соединений и события...

Предпосылки возникновения и развития древнеримского государства

Глава 1. Возникновение государства в Древнем Риме

...

Проблематика античной государственности

2.2 Государственное устройство в Древнем Риме

* царский период. Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания...

Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов

§2 Становление юриспруденции в Древнем Риме

Знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон определяет государство как достояние народа. В его трактовке государство представляется как согласованное правовое общение всех членов общества...

Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме

1.1 Развитие уголовного права в Древнем Риме

Уголовное право и уголовная юстиция Древнего Рима развивались собственным путем, практически не взаимодействуя с переменами, происходившими в сфере частного права и общего судопроизводства. Во многом это происходило потому...

pravo.bobrodobro.ru

Брак и женская эмансипация в Древнем Риме

Отрывок из книги «От рассвета до заката»:

 

Веками положение римской женщины оставалось неизменным: «Предки наши признали нужным, чтобы женщины, хотя они были и в зрелом возрасте, вследствие присущего им легкомыслия, находились под опекой, за исключением только дев-весталок, которых признали нужным оставить свободными. Так было предусмотрено законом XII таблиц» (Гай «Институции»). Изменения шли в рамках ослабления отцовской власти, эмансипации женщин и замены брака с мужней властью на брак без мужней власти.

 

Когда-то Марк Катон Старший заметил: «Везде мужи управляют женами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен". Безусловно, Катон, в свойственной ему манере, сгустил краски и его высказывание больше подходит не к Риму, а к современному западному обществу. Тем не менее, изменения в плане взаимоотношения полов были столь значительны, что английская исследовательница Рэй Тэннэхилл в книге «Секс в истории» пишет о Риме начала империи: «Римлянки и римляне испытывали одинаковые сложности в совместной жизни. Эмансипированные женщины Древнего Рима имели много общего с самым ожесточенным типом современной феминистки: властный ум, повелительные манеры и откровенное презрение к компромиссам.

 

Однако мужья были столь же несносны: они отличались исключительным эгоизмом, разборчивостью, склонностью к морализованию и недостатком воображения. В результате, жены и мужья были не более совместимы, чем где-либо, но, поскольку в Риме было больше целеустремленных женщин, чем в других странах древнего мира, голос их личных обид был слышнее». Справедливо! Хотя насчет недостатка воображения у римских мужчин я бы поспорил!

 

Равноправный брак sine manu, выросший из сожительства, вытесняет брак с мужней властью cum manu и сам, в свою очередь, вытесняется простым сожительством. Напомню, что в браке sine manu инициатором развода могла быть любая сторона. По этому поводу феминист Ленин писал: «На деле свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях». (Полн. Собр. Соч., т.25, стр.286)

 

Интересно, что результаты были прямо противоположны! Раньше жены не могли развестись со своими мужьями ни на каких основаниях. Теперь они могли дать мужу развод практически без оснований, что они и делали с большим энтузиазмом и возрастающей частотой.

 

«Ее счет идет в гору, - замечает Ювенал на рост разводов. - За пять зим она сменила восемь мужей! Напишите это на ее надгробии!»

 

О женщинах новой формации читаем у Марка Валерия Марциала:

 

«Вытрясет все, что имеешь,

За то, что не дал - опорочит!»

 

Женщины разводились с мужьями потому, что те надоедали им. Мужчины разводились с женами потому, что начинали замечать морщины на их лицах или из-за безнравственного, ленивого или сварливого характера римлянок. Тертуллиан уверял, что женщины в Риме выходят замуж лишь для того, чтобы потом развестись. Сенека укорял женщин за то, что они календарные годы считают не по консулам, а по мужьям.

 

Хотя в среде римской аристократии преобладал брак с мужней властью cum manu, эпидемия разводов не обошла стороной и ее. Цезарь официально был женат 5 раз, Марк Антоний - 4 раза, Октавиан Август - 3 раза. Прежняя римская строгость нравов уходит в прошлое. По свидетельству Светония, Цезарь на любовные утехи был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин, в том числе: Постумии, жены Сервия Сульпиция, Лоллии, жены Авла Габиния, Тертуллы, жены Марка Красса и даже Муции, жены Гнея Помпея. Были среди его любовниц и царицы, например, мавританка Эвноя, жена Богуда и египтянка Клеопатра.

 

На галльском триумфе солдаты по старой римской традиции распевали сатирические стихи, в том числе:

 

«Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника!

Деньги, занятые в Риме, проблудил он в Галлии!»

 

В донжуанском списке Цезаря и связь с царем Вифинии Никомедом. Долабелла порицал за это Цезаря с сенатской трибуны, называя «царской наложницей».

 

«Когда однажды Цезарь говорил перед сенатом в защиту Нисы, дочери Никомеда, и перечислял заслуги, оказанные ему царем, Цицерон его перебил: «Оставим это, прошу тебя: всем отлично известно, что дал тебе он и что дал ему ты!» (Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей»). Во время галльского триумфа, воины Цезаря, шагая за его колесницей, среди других насмешливых стихов, распевали и такие, получившие широкую известность в Риме:

 

«Галлов Цезарь покоряет, Никомед же - Цезаря!

Нынче Цезарь торжествует, покоривший Галлию -

Никомед не торжествует, покоривший Цезаря!»

 

Декламация подобных стихов солдатами на триумфах была старинной республиканской традицией, Цезарю приходилось терпеть!

 

Следствием сексуальной дерегуляции и замены патриархального брака на брак, основанный на равноправии сторон, стала депопуляция - явление хорошо знакомое современному миру. Полибий пишет: «Люди не хотят воспитывать детей и обыкновенно воспитывают одного или двух».

 

Напомню, что римское население непрерывно росло, хотя вся история Рима - это история сменяющих друг друга наступательных и оборонительных войн. Теперь, когда уровень жизни в Риме стал многократно выше, чем в окружающих провинциях, число римлян начинает сокращаться!

 

Этолог В.Р. Дольник пишет: «В мире животных идиллического равенства полов почти никогда не бывает. Такая система порождала бы противоборство полов, как это описано недавно у маленьких птичек ремезов. У них насиживать яйца в равной степени способны оба пола и нет четкого доминирования одного над другим, поэтому самки пытаются заставить насиживать самцов, а самцы - самок. В результате их противоборства, в тридцати процентах случаев кладки погибают, так как ни самка, ни самец не приступают к насиживанию».

 

И тщетно Цицерон провозглашает, что Риму нужно «меньше похоти и больше детей». Депопуляция, начавшаяся в период поздней республики, набирает обороты.

 

В 753 году AUC Октавиан Август приказывает провести перепись населения империи. В Иудее его проводит римский прокуратор Квириний. Это событие отражено в Новом Завете у евангелиста Луки так: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город, пошел и Иосиф из Галилеи, из города, Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученною ему женою, которая была беременна.

 

Когда они были там, наступило время родить ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице.

 

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: «Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь!»

 

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

 

Италия в тот период насчитывает около десяти миллионов свободнорожденных, из которых половина - римские граждане и примерно четыре миллиона рабов. В провинциях проживают шестьдесят миллионов человек.

 

Римские политики вполне понимали опасность снижения рождаемости. Октавиан Август предпринимает меры, чтобы остановить депопуляцию. В его действиях можно найти поразительное сходство с политикой современных правительств. В целом эти действия можно охарактеризовать, как попытку повлиять экономическими мерами на явление, носящее внеэкономический характер.

 

Новые законы, изданные Октавианом Августом (Lex Iulia et Papia Popea), установили для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке или не имевших детей, ряд имущественных ограничений. Не состоявшие в браке (coelibes) не могли получить имущество по завещаниям, а состоявшие в браке, но бездетные (orbi) могли получать только половину завещанного.

 

При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и женщин. Мужчина считался не бездетным, если у него был один ребенок, женщина - только если у нее было трое, а у вольноотпущенниц - даже четверо детей. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям и имевшие так называемое ius trium liberorum, помимо неограниченного права получать по завещаниям, пользовались и рядом других преимуществ. Все то, что не могли получить лица, не состоящие в браке или бездетные, объявлялось caducum и обращалось в пользу других лиц, назначенных в том же завещании или же, при их отсутствии, в пользу казны.

 

Холостяки были обложены высоким налогом, им было запрещено посещение зрелищ. Вдовы должны были снова выйти замуж в течение 2 лет, а разведенные женщины - в течение 18 месяцев. Разводы были затруднены: в частности, для развода требовалось 7 свидетелей. Если брак расторгался без основательной причины, устанавливались имущественные санкции. При виновности мужа - он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданого.

 

Закон «Об обуздании прелюбодеяний» (Lex Iulia de adulteriis coercendis) устанавливал наказание в виде ссылки на острова в случае измены супруги или прелюбодеяния вдовы.

 

Безусловно, эти меры помогли стабилизировать ситуацию на семейно-брачном фронте. Однако брак без мужней власти продолжал оставаться законным. Он продолжал позиционироваться в римском праве, как договор между двумя равноправными, свободными сторонами. Не стоит удивляться, что меры по увеличению рождаемости имели ограниченный успех. Настолько ограниченный, что Октавиан Август осуществляет непоследовательный и безусловно вынужденный шаг, который вступает в противоречие с его собственной политикой да и с самой сущностью римского брака. Дети от внебрачного сожительства (libery naturales) были наделены некоторыми правами наследования. Сожительство фактически было узаконено, как неполноценный брак (inaeguale coniugium), и стало называться конкубинатом. Женщина при конкубинате не приобретала социального положения мужа, а дети от такого брака не попадали под власть отца. Так Рим «обогатился» третьей формой брака.

 

Условия получения книги тут: http://antibaba.org/blogs/leo/-ot-rassveta-do-zakata.html

 

 

maxpark.com

Свободная любовь, эмансипация женщины и развод

Свободная любовь, эмансипация женщины и развод

Великие перемены привносят, начиная со II века до нашей эры, военные завоевания на греческом Востоке. В Рим приходят греческие обычаи, общественная мораль принимает новые формы сексуальных отношений: допускается гомосексуальность "греческого типа", широко распространяются различные сексуальные практики. Женщина также обретает большую степень независимости, становится соблазнительницей.

Одновременно с этими идущими с Востока новшествами происходит ряд событий, кардинально меняющих положение женщины. Этот вопрос исследовало несколько ученых, особенно углубленно им занималась профессор Эва Кантарелла. Женщины I века нашей эры пользуются такой степенью автономии и свободы, которая вновь будет достигнута лишь начиная с семидесятых годов XX века. Они становятся экономически независимыми, а главное, облегчается развод. Чем обусловлена эта эмансипация женщины в античном Риме?

В течение столетий закон признавал за женщиной чисто теоретическое право наследовать имущество, собственность и денежные средства. В действительности всем этим распоряжались мужчины (отцы, братья, мужья). В ходе знаменитых гражданских войн I века до нашей эры ситуация изменилась: сенаторы тогда поняли, что в этих конфликтах погибло значительное число мужчин из высших сословий и что, следовательно, имеется реальная опасность того, что деньги и собственность попадут в руки беззастенчиво стремящихся к власти людей, настоящих диктаторов вроде Суллы или Цезаря. Что делать? Обратиться к женщинам и дать им возможность лично наследовать имущество. Так и было сделано, сенат принял новые законы.

Отошли в прошлое и традиционные брачные отношения, в которых женщина полностью ставилась под власть мужа; на смену им пришел тип союза, в котором женщина находилась под властью (финансовой) отца, а не мужа. В таком случае по смерти отца женщина автоматически наследовала землю и деньги, приобретая влияние и финансовую независимость. Практика развода тоже изменилась, получить его стало проще: чтобы расторгнуть брак, достаточно было, чтобы мужчина или женщина в присутствии свидетелей заявили о своем нежелании продолжать состоять в нем.

Следствием всего этого стало усиление позиций женщины. Ведь в случае развода женщина, законная собственница денег и имущества, могла оставить мужчину и сохранять финансовую независимость.

Теперь зачастую роли менялись: мужчины, женившиеся только из-за денег, рисковали потерять все и оказаться на улице.

Разумеется, эти законы имели значение больше для элиты римского общества, то есть для богачей, нежели для простого народа. Следовательно, в римском законодательстве в области брака и наследования не наблюдалось "всеобщего равенства": преимущество отдавалось свободным и состоятельным гражданам в ущерб всем остальным (рабам, отпущенникам, иностранцам и прочим).

В течение трех с половиной столетий с середины I века до нашей эры по конец III века нашей эры изменилось множество других вещей в отношениях между мужчиной и женщиной. Если раньше семьи договаривались о браках, когда жених с невестой были еще детьми (как сейчас в Индии), то теперь выбором стали руководить чувства. Часто молодые люди жили вместе, но не женились (в зависимости от социального и финансового положения практиковались различные формы союза, от формальных до простого сожительства). Наметился даже кризис рождаемости, который Август тщетно будет пытаться преодолеть с помощью специальных законов.

Как тут не увидеть параллели с ситуацией в сегодняшнем западном обществе, в Италии в особенности, где число браков снижается, растет число разводов, а рождаемость стремительно падает (хотя у нас оказывают влияние другие факторы, более практического свойства, как, например, финансовые затруднения, с которыми сталкиваются молодые пары).

Не должно удивлять, что этот период римской истории характеризует сексуальная свобода. Действительно, интимная жизнь становится все более открытой, и как мужчине, так и женщине позволяется все большее, что и порождает тот стиль поведения и тот образ, который оставят по себе римляне в памяти потомков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Брак и эмансипация в Древнем Риме — Маскулист

Новичок, начни здесь!

Отрывок из книги «От рассвета до заката»:

Веками положение римской женщины оставалось неизменным: «Предки наши признали нужным, чтобы женщины, хотя они были и в зрелом возрасте, вследствие присущего им легкомыслия, находились под опекой, за исключением только дев-весталок, которых признали нужным оставить свободными. Так было предусмотрено законом XII таблиц» (Гай «Институции»). Изменения шли в рамках ослабления отцовской власти, эмансипации женщин и замены брака с мужней властью на брак без мужней власти.

Когда-то Марк Катон Старший заметил: «Везде мужи управляют женами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен". Безусловно, Катон, в свойственной ему манере, сгустил краски и его высказывание больше подходит не к Риму, а к современному западному обществу. Тем не менее, изменения в плане взаимоотношения полов были столь значительны, что английская исследовательница Рэй Тэннэхилл в книге «Секс в истории» пишет о Риме начала империи: «Римлянки и римляне испытывали одинаковые сложности в совместной жизни. Эмансипированные женщины Древнего Рима имели много общего с самым ожесточенным типом современной феминистки: властный ум, повелительные манеры и откровенное презрение к компромиссам.

Однако мужья были столь же несносны: они отличались исключительным эгоизмом, разборчивостью, склонностью к морализованию и недостатком воображения. В результате, жены и мужья были не более совместимы, чем где-либо, но, поскольку в Риме было больше целеустремленных женщин, чем в других странах древнего мира, голос их личных обид был слышнее». Справедливо! Хотя насчет недостатка воображения у римских мужчин я бы поспорил!

Равноправный брак sine manu, выросший из сожительства, вытесняет брак с мужней властью cum manu и сам, в свою очередь, вытесняется простым сожительством. Напомню, что в браке sine manu инициатором развода могла быть любая сторона. По этому поводу феминист Ленин писал: «На деле свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях». (Полн. Собр. Соч., т.25, стр.286)

Интересно, что результаты были прямо противоположны! Раньше жены не могли развестись со своими мужьями ни на каких основаниях. Теперь они могли дать мужу развод практически без оснований, что они и делали с большим энтузиазмом и возрастающей частотой.

«Ее счет идет в гору, - замечает Ювенал на рост разводов. - За пять зим она сменила восемь мужей! Напишите это на ее надгробии!»

О женщинах новой формации читаем у Марка Валерия Марциала:

«Вытрясет все, что имеешь, За то, что не дал - опорочит!»

Женщины разводились с мужьями потому, что те надоедали им. Мужчины разводились с женами потому, что начинали замечать морщины на их лицах или из-за безнравственного, ленивого или сварливого характера римлянок. Тертуллиан уверял, что женщины в Риме выходят замуж лишь для того, чтобы потом развестись. Сенека укорял женщин за то, что они календарные годы считают не по консулам, а по мужьям.

Хотя в среде римской аристократии преобладал брак с мужней властью cum manu, эпидемия разводов не обошла стороной и ее. Цезарь официально был женат 5 раз, Марк Антоний - 4 раза, Октавиан Август - 3 раза. Прежняя римская строгость нравов уходит в прошлое. По свидетельству Светония, Цезарь на любовные утехи был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин, в том числе: Постумии, жены Сервия Сульпиция, Лоллии, жены Авла Габиния, Тертуллы, жены Марка Красса и даже Муции, жены Гнея Помпея. Были среди его любовниц и царицы, например, мавританка Эвноя, жена Богуда и египтянка Клеопатра.

На галльском триумфе солдаты по старой римской традиции распевали сатирические стихи, в том числе:

«Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника! Деньги, занятые в Риме, проблудил он в Галлии!»

В донжуанском списке Цезаря и связь с царем Вифинии Никомедом. Долабелла порицал за это Цезаря с сенатской трибуны, называя «царской наложницей».

«Когда однажды Цезарь говорил перед сенатом в защиту Нисы, дочери Никомеда, и перечислял заслуги, оказанные ему царем, Цицерон его перебил: «Оставим это, прошу тебя: всем отлично известно, что дал тебе он и что дал ему ты!» (Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей»). Во время галльского триумфа, воины Цезаря, шагая за его колесницей, среди других насмешливых стихов, распевали и такие, получившие широкую известность в Риме:

«Галлов Цезарь покоряет, Никомед же - Цезаря! Нынче Цезарь торжествует, покоривший Галлию - Никомед не торжествует, покоривший Цезаря!»

Декламация подобных стихов солдатами на триумфах была старинной республиканской традицией, Цезарю приходилось терпеть!

Следствием сексуальной дерегуляции и замены патриархального брака на брак, основанный на равноправии сторон, стала депопуляция - явление хорошо знакомое современному миру. Полибий пишет: «Люди не хотят воспитывать детей и обыкновенно воспитывают одного или двух».

Напомню, что римское население непрерывно росло, хотя вся история Рима - это история сменяющих друг друга наступательных и оборонительных войн. Теперь, когда уровень жизни в Риме стал многократно выше, чем в окружающих провинциях, число римлян начинает сокращаться!

Этолог В.Р. Дольник пишет: «В мире животных идиллического равенства полов почти никогда не бывает. Такая система порождала бы противоборство полов, как это описано недавно у маленьких птичек ремезов. У них насиживать яйца в равной степени способны оба пола и нет четкого доминирования одного над другим, поэтому самки пытаются заставить насиживать самцов, а самцы - самок. В результате их противоборства, в тридцати процентах случаев кладки погибают, так как ни самка, ни самец не приступают к насиживанию».

И тщетно Цицерон провозглашает, что Риму нужно «меньше похоти и больше детей». Депопуляция, начавшаяся в период поздней республики, набирает обороты.

В 753 году AUC Октавиан Август приказывает провести перепись населения империи. В Иудее его проводит римский прокуратор Квириний. Это событие отражено в Новом Завете у евангелиста Луки так: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город, пошел и Иосиф из Галилеи, из города, Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда они были там, наступило время родить ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: «Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь!»

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Италия в тот период насчитывает около десяти миллионов свободнорожденных, из которых половина - римские граждане и примерно четыре миллиона рабов. В провинциях проживают шестьдесят миллионов человек.

Римские политики вполне понимали опасность снижения рождаемости. Октавиан Август предпринимает меры, чтобы остановить депопуляцию. В его действиях можно найти поразительное сходство с политикой современных правительств. В целом эти действия можно охарактеризовать, как попытку повлиять экономическими мерами на явление, носящее внеэкономический характер.

Новые законы, изданные Октавианом Августом (Lex Iulia et Papia Popea), установили для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке или не имевших детей, ряд имущественных ограничений. Не состоявшие в браке (coelibes) не могли получить имущество по завещаниям, а состоявшие в браке, но бездетные (orbi) могли получать только половину завещанного.

При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и женщин. Мужчина считался не бездетным, если у него был один ребенок, женщина - только если у нее было трое, а у вольноотпущенниц - даже четверо детей. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям и имевшие так называемое ius trium liberorum, помимо неограниченного права получать по завещаниям, пользовались и рядом других преимуществ. Все то, что не могли получить лица, не состоящие в браке или бездетные, объявлялось caducum и обращалось в пользу других лиц, назначенных в том же завещании или же, при их отсутствии, в пользу казны.

Холостяки были обложены высоким налогом, им было запрещено посещение зрелищ. Вдовы должны были снова выйти замуж в течение 2 лет, а разведенные женщины - в течение 18 месяцев. Разводы были затруднены: в частности, для развода требовалось 7 свидетелей. Если брак расторгался без основательной причины, устанавливались имущественные санкции. При виновности мужа - он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданого.

Закон «Об обуздании прелюбодеяний» (Lex Iulia de adulteriis coercendis) устанавливал наказание в виде ссылки на острова в случае измены супруги или прелюбодеяния вдовы.

Безусловно, эти меры помогли стабилизировать ситуацию на семейно-брачном фронте. Однако брак без мужней власти продолжал оставаться законным. Он продолжал позиционироваться в римском праве, как договор между двумя равноправными, свободными сторонами. Не стоит удивляться, что меры по увеличению рождаемости имели ограниченный успех. Настолько ограниченный, что Октавиан Август осуществляет непоследовательный и безусловно вынужденный шаг, который вступает в противоречие с его собственной политикой да и с самой сущностью римского брака. Дети от внебрачного сожительства (libery naturales) были наделены некоторыми правами наследования. Сожительство фактически было узаконено, как неполноценный брак (inaeguale coniugium), и стало называться конкубинатом. Женщина при конкубинате не приобретала социального положения мужа, а дети от такого брака не попадали под власть отца. Так Рим «обогатился» третьей формой брака.

Условия получения книги тут: http://masculist.ru/blogs/leo/-ot-rassveta-do-zak...

www.www.masculist.ru

Эмансипация в римском праве

Понятие эмансипации в римском праве

Эмансипация представляется объявлением несовершеннолетнего в полном объеме дееспособным. Гай называл институт власти отца «iuspropriumciviumromanorum»-строгим институтом национального типа римских граждан, и добавлял: "… едва ли существуют еще иные люди, которые обладали бы такой властью над собственными детьми, какой обладаем мы, то есть римские граждане."

Сущность эмансипации в римском праве

Институт эмансипации возникает в римском праве в образе антипода манципации, то есть обряда, при помощи которого римские граждане свершали сделки с вещами, лицами, сюда включается купля-продажа, в более далекие времена она являлась процедурой, которая заменяла завещание.

Нормы института эмансипирования в частном праве Рима необходимо рассматривать в общности с нормами, регулировавшими отношения меж детьми и отцом. В римском гражданском праве дети абсолютно всегда находились под отцовской властью «inpatriapotestate», и для этих отношений являлось безразличным, находится ли отец в брачных отношениях«cummanu», имеется ввиду брак,который устанавливает властные полномочия мужей над женами, или «sinemanu», имеется в виду брак, который не порождает власти мужей над женами, изначально не устанавливает никакой юридической связи меж мужем и женой.

Замечание 1

Власть отца, первоначально была безграничной, постепенным образом, однако, смягчалась. Главной причиной этого явилось распадение бывшей крестьянской семьи, при развитии рабовладельческих хозяйств, развитие в городских округах ремесел: сыновья все в более масштабных размерах начали вести самостоятельное хозяйство. Наравне с этим, сыновья обретают положение самостоятельности в армии постоянного типа, в аппарате государства.

В древнее время власть отца над личностью детей уменьшалась при воздействии совета семейства, обсуждения которого не являлись юридически обязательными, но и не могли, в соответствии с общественными мировоззрениями, бытьпроигнорированы при наложении на детей излишне суровых наказаний.

В конце республиканского периода и в начале имперского периода вводился ряд ограничений прав главы семьи - «патерфамилиас» на личности детей. Право продажи детей ограничивалось случаями крайней нужды, имело распространение лишь на новорожденных детей. Упразднялось право выбрасывания детей.

Императорский указ 4 века приравнивал убийство сына ко всякому «parricidium» убийство «патерфамилиас». Согласно другому, более раннему (2 век нашей эры) указу, власти могли принуждать отца освобождать сына от «patriapotestate». Наконец, за подвластными детьми признавалось право обращения к магистрату «extraordinem» - вне порядка судопроизводства по частным делам, с жалобами на «патерфамилиас», а также право требования исполнения алиментных обязательств.

В области имущественных отношений подвластные дети рано допускались к совершению сделок от собственного имени, но все права от этих сделок, так же, как из сделок рабов, которые совершили«expersonadomini», образовывались для «патерфамилиас». Обязанности же таких сделок для патерфамилиас не появлялись. Совершенные подвластными деликты являлись основанием для «actiontsnoxales» - ноксального иска, иска к домовладельцу о компенсации ущерба, который нанесен подвластным либо выдаче нарушителя с головой, против «патерфамилиас» о возмещении вреда либо выдаче подвластного потерпевшему для отработок учиненного им вреда.

В одно время с последовательным ограничением власти мужей над женами, с одной стороны, и параллельно с увеличением круга юридических последствий из сделок рабов, с иной стороны, реализовывалась и процессия медленного признания имущественной право – и дееспособности детей, являющихся подвластными. Претор предоставлял против «патерфамилиас» такие же «actionesadiecticiaegualitatis» - иск "добавленного свойства", из сделок подвластных, какие он предоставлял на основе сделок рабов. Но сами же подвластные, после момента, когда они становились «personaesuiiuris», начали признаваться ответственными за эти сделки не «iurenaturali», как рабы, а «iurecivili».

В тот же момент, если пекулий, который часто был выделен подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом «патерфамилиас», так именуемый «peculiumprofecticium», то образовывались определенные группировки имущества, права на которые начали возникать в лице не «патерфамилиас», а подвластного сына. Этим имуществом признавалась постановлением Августа под воздействием создания постоянной армии на профессиональной основе, военная добыча, как и все имущество сына, которое приобретено им в связи с его воинской службой. Сын не только свободным образом использовал это имуществом, но и распоряжался им, завещал с самого начала во время пребывания на военной службе; а начиная со 2 века внезависимости от момента составления завещания.

Отцовская власть являлась пожизненной, нормальным образом прекращалась в следующих названных случаях:

  • смерть домовладельца; то есть лицо, которое состояло под властью не непосредственно, к примеру, внуки при живом отце, со смертью хозяина дома заступают под власть того, кто находился меж домовладельцем и подвластным; в этом случае под власть отца;
  • смерть подвластного, даже достижение совершеннолетнего возраста не являлось основанием прекращения отцовской власти;
  • утрата свободы или гражданства домовладельца или подвластным;
  • лишение владельца дома права отцовской власти, например, за то, что он оставил подвластного без помощи и т.д.;
  • получение подвластным некоторых почетных званий: сыном –«flamenDialis» - одна из верховных жреческих должностей, «консулаили» епископа, дочерью – звания «весталки».

Замечание 2

Но «патерфамилиас» обладал правом самостоятельного положения концу собственным властным полномочиям над сыном либо над дочерью путем «tmancipatio», то есть освобождением подвластного из-под власти по желанию домовладельца, с выражением согласия самого подвластного.

spravochnick.ru

Брак и эмансипация в Древнем Риме — Маскулист

Новичок, начни здесь!

Отрывок из книги «От рассвета до заката»:

Веками положение римской женщины оставалось неизменным: «Предки наши признали нужным, чтобы женщины, хотя они были и в зрелом возрасте, вследствие присущего им легкомыслия, находились под опекой, за исключением только дев-весталок, которых признали нужным оставить свободными. Так было предусмотрено законом XII таблиц» (Гай «Институции»). Изменения шли в рамках ослабления отцовской власти, эмансипации женщин и замены брака с мужней властью на брак без мужней власти.

Когда-то Марк Катон Старший заметил: «Везде мужи управляют женами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен". Безусловно, Катон, в свойственной ему манере, сгустил краски и его высказывание больше подходит не к Риму, а к современному западному обществу. Тем не менее, изменения в плане взаимоотношения полов были столь значительны, что английская исследовательница Рэй Тэннэхилл в книге «Секс в истории» пишет о Риме начала империи: «Римлянки и римляне испытывали одинаковые сложности в совместной жизни. Эмансипированные женщины Древнего Рима имели много общего с самым ожесточенным типом современной феминистки: властный ум, повелительные манеры и откровенное презрение к компромиссам.

Однако мужья были столь же несносны: они отличались исключительным эгоизмом, разборчивостью, склонностью к морализованию и недостатком воображения. В результате, жены и мужья были не более совместимы, чем где-либо, но, поскольку в Риме было больше целеустремленных женщин, чем в других странах древнего мира, голос их личных обид был слышнее». Справедливо! Хотя насчет недостатка воображения у римских мужчин я бы поспорил!

Равноправный брак sine manu, выросший из сожительства, вытесняет брак с мужней властью cum manu и сам, в свою очередь, вытесняется простым сожительством. Напомню, что в браке sine manu инициатором развода могла быть любая сторона. По этому поводу феминист Ленин писал: «На деле свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях». (Полн. Собр. Соч., т.25, стр.286)

Интересно, что результаты были прямо противоположны! Раньше жены не могли развестись со своими мужьями ни на каких основаниях. Теперь они могли дать мужу развод практически без оснований, что они и делали с большим энтузиазмом и возрастающей частотой.

«Ее счет идет в гору, - замечает Ювенал на рост разводов. - За пять зим она сменила восемь мужей! Напишите это на ее надгробии!»

О женщинах новой формации читаем у Марка Валерия Марциала:

«Вытрясет все, что имеешь, За то, что не дал - опорочит!»

Женщины разводились с мужьями потому, что те надоедали им. Мужчины разводились с женами потому, что начинали замечать морщины на их лицах или из-за безнравственного, ленивого или сварливого характера римлянок. Тертуллиан уверял, что женщины в Риме выходят замуж лишь для того, чтобы потом развестись. Сенека укорял женщин за то, что они календарные годы считают не по консулам, а по мужьям.

Хотя в среде римской аристократии преобладал брак с мужней властью cum manu, эпидемия разводов не обошла стороной и ее. Цезарь официально был женат 5 раз, Марк Антоний - 4 раза, Октавиан Август - 3 раза. Прежняя римская строгость нравов уходит в прошлое. По свидетельству Светония, Цезарь на любовные утехи был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин, в том числе: Постумии, жены Сервия Сульпиция, Лоллии, жены Авла Габиния, Тертуллы, жены Марка Красса и даже Муции, жены Гнея Помпея. Были среди его любовниц и царицы, например, мавританка Эвноя, жена Богуда и египтянка Клеопатра.

На галльском триумфе солдаты по старой римской традиции распевали сатирические стихи, в том числе:

«Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника! Деньги, занятые в Риме, проблудил он в Галлии!»

В донжуанском списке Цезаря и связь с царем Вифинии Никомедом. Долабелла порицал за это Цезаря с сенатской трибуны, называя «царской наложницей».

«Когда однажды Цезарь говорил перед сенатом в защиту Нисы, дочери Никомеда, и перечислял заслуги, оказанные ему царем, Цицерон его перебил: «Оставим это, прошу тебя: всем отлично известно, что дал тебе он и что дал ему ты!» (Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей»). Во время галльского триумфа, воины Цезаря, шагая за его колесницей, среди других насмешливых стихов, распевали и такие, получившие широкую известность в Риме:

«Галлов Цезарь покоряет, Никомед же - Цезаря! Нынче Цезарь торжествует, покоривший Галлию - Никомед не торжествует, покоривший Цезаря!»

Декламация подобных стихов солдатами на триумфах была старинной республиканской традицией, Цезарю приходилось терпеть!

Следствием сексуальной дерегуляции и замены патриархального брака на брак, основанный на равноправии сторон, стала депопуляция - явление хорошо знакомое современному миру. Полибий пишет: «Люди не хотят воспитывать детей и обыкновенно воспитывают одного или двух».

Напомню, что римское население непрерывно росло, хотя вся история Рима - это история сменяющих друг друга наступательных и оборонительных войн. Теперь, когда уровень жизни в Риме стал многократно выше, чем в окружающих провинциях, число римлян начинает сокращаться!

Этолог В.Р. Дольник пишет: «В мире животных идиллического равенства полов почти никогда не бывает. Такая система порождала бы противоборство полов, как это описано недавно у маленьких птичек ремезов. У них насиживать яйца в равной степени способны оба пола и нет четкого доминирования одного над другим, поэтому самки пытаются заставить насиживать самцов, а самцы - самок. В результате их противоборства, в тридцати процентах случаев кладки погибают, так как ни самка, ни самец не приступают к насиживанию».

И тщетно Цицерон провозглашает, что Риму нужно «меньше похоти и больше детей». Депопуляция, начавшаяся в период поздней республики, набирает обороты.

В 753 году AUC Октавиан Август приказывает провести перепись населения империи. В Иудее его проводит римский прокуратор Квириний. Это событие отражено в Новом Завете у евангелиста Луки так: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город, пошел и Иосиф из Галилеи, из города, Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда они были там, наступило время родить ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: «Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь!»

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Италия в тот период насчитывает около десяти миллионов свободнорожденных, из которых половина - римские граждане и примерно четыре миллиона рабов. В провинциях проживают шестьдесят миллионов человек.

Римские политики вполне понимали опасность снижения рождаемости. Октавиан Август предпринимает меры, чтобы остановить депопуляцию. В его действиях можно найти поразительное сходство с политикой современных правительств. В целом эти действия можно охарактеризовать, как попытку повлиять экономическими мерами на явление, носящее внеэкономический характер.

Новые законы, изданные Октавианом Августом (Lex Iulia et Papia Popea), установили для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке или не имевших детей, ряд имущественных ограничений. Не состоявшие в браке (coelibes) не могли получить имущество по завещаниям, а состоявшие в браке, но бездетные (orbi) могли получать только половину завещанного.

При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и женщин. Мужчина считался не бездетным, если у него был один ребенок, женщина - только если у нее было трое, а у вольноотпущенниц - даже четверо детей. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям и имевшие так называемое ius trium liberorum, помимо неограниченного права получать по завещаниям, пользовались и рядом других преимуществ. Все то, что не могли получить лица, не состоящие в браке или бездетные, объявлялось caducum и обращалось в пользу других лиц, назначенных в том же завещании или же, при их отсутствии, в пользу казны.

Холостяки были обложены высоким налогом, им было запрещено посещение зрелищ. Вдовы должны были снова выйти замуж в течение 2 лет, а разведенные женщины - в течение 18 месяцев. Разводы были затруднены: в частности, для развода требовалось 7 свидетелей. Если брак расторгался без основательной причины, устанавливались имущественные санкции. При виновности мужа - он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданого.

Закон «Об обуздании прелюбодеяний» (Lex Iulia de adulteriis coercendis) устанавливал наказание в виде ссылки на острова в случае измены супруги или прелюбодеяния вдовы.

Безусловно, эти меры помогли стабилизировать ситуацию на семейно-брачном фронте. Однако брак без мужней власти продолжал оставаться законным. Он продолжал позиционироваться в римском праве, как договор между двумя равноправными, свободными сторонами. Не стоит удивляться, что меры по увеличению рождаемости имели ограниченный успех. Настолько ограниченный, что Октавиан Август осуществляет непоследовательный и безусловно вынужденный шаг, который вступает в противоречие с его собственной политикой да и с самой сущностью римского брака. Дети от внебрачного сожительства (libery naturales) были наделены некоторыми правами наследования. Сожительство фактически было узаконено, как неполноценный брак (inaeguale coniugium), и стало называться конкубинатом. Женщина при конкубинате не приобретала социального положения мужа, а дети от такого брака не попадали под власть отца. Так Рим «обогатился» третьей формой брака.

Условия получения книги тут: http://masculist.ru/blogs/leo/-ot-rassveta-do-zak...

masculist.ru