Джайнизм в древней индии. Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Джайнизм – древняя индийская религия. Джайнизм в древней индии


Джайнизм – краткое описание и философия этой религии Индии

Джайнизм – это дхармическая религия, возникшая предположительно в IX-VI веках до н.э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу. Сказать точно, когда именно произошло зарождение религии, невозможно. Но, то, что она очень древняя, не вызывает сомнений у исследователей.

Основатель джайнизма – пророк Джина Махавира Вардхамана. Именно благодаря ему в данной религии появился термин «джина», который применяют только к тем, кто сумел освободиться от сансары и достичь дхармы. Джина – это высшее звание, наиболее почитаемый титул. С санскрита это слово означает «победитель».

Родина этого учения – Индия. Джайнизм никогда не выходил за ее пределы, хотя сегодня на Дальнем Востоке, в Западной Европе, Австралии и даже Северной Америке растет количество сообществ, члены которых поддерживают философию джайнизма.

Что такое джайнизм, каковы основы и особенности этого учения, узнайте прямо сейчас. Краткое описание религии представлено ниже.

Джайнский Храм Лал Мандир в ДелиДжайнский Храм Лал Мандир в Дели

 

В чем суть джайнизма

Основан джайнизм, в первую очередь, на беспрерывном самосовершенствовании души, чтобы в результате достичь всесилия, всезнания и вечного блаженства. Душа, избавившаяся от телесной оболочки и достигшая нирваны, становится дживой.

Согласно джайнизму, каждое существо – это индивидуальная, вечная душа. Можно освободиться от сансары и достичь мокши, но для этого нужно быть аскетом.

 

Главный символ джайнизмаОсновная символика джайнизма

Джайны (так называются последователи джайнизма) присваивают титул джина («победителя» или того, кто сумел освободиться от сансары и достичь духовного просветления) лишь избранным. Это самые почитаемые учителя джайнизма и всего их 24. Называют их тиртханкарами или, дословно, «теми, кто нашел и указал путь к спасению». Их учениям следуют те, кто хочет достигнуть мокши.

Самоконтроль и развитие мудрости – верные пути. Освободившись от кармы, следуя «Трем драгоценностям джайнизма» (совершенные восприятие, поведение и знание) душа больше не испытает сансару (цикличные перерождения). Тех, кто достиг мокши, называют сиддхами. Сансарины – это души, связанные кармой с землей.

 

Можно ли сказать, что джайнизм – это монотеистическая религия? Несмотря на то, что в свое время она предстала как реформаторское течение индуизма, ей не свойственен монотеизм. Учение не подразумевает веру в Бога, а видит основную цель в другом – избавлении от неправильных мыслей, речей и действий, самосовершенствовании души, освобождении от сансары, достижении божественного сознания. В этой религии нет высшего божества, создателя всего живого. Во Вселенной все регулируется самостоятельно.

Джайнизм отрицает суть кастовой системы и противоречит брахманизму. Учение гласит, что абсолютно каждый, независимо от принадлежности к определенной касте и сословию, может спастись от сансары. И хоть эта религия имеет схожесть с буддизмом, эти религии имеют отличия. Например, в том, что джайнизм очень строго относится к соблюдению нравственных норм.

Храм Ранакпур Индия
Храм Ранакпур

 

Основные идеи джайнизма

Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):

  • Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
  • Абсолютно все живое обладает душой.
  • Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
  • Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
  • Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
  • Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
  • Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
  • Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других. Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
  • Аскетизм – условие существования джайнов. Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
  • Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
  • Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.
Храм Кхаджурахо
Храм Кхаджурахо

 

Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны

Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:

  1. Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.
  2. Сатья – искренность, открытость, благочестивость. Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.
  3. Астейя – исключение любой возможности воровства. Название этого обета переводится как «некража». У джайны не должно быть желания присвоить себе что-то чужое. Алчность губит все стремления на пути к свободе души. Чтобы не возжелать того, что тебе не принадлежит, нужно ограничивать свои земные потребности. Каждый должен довольствоваться только тем, что ему удалось достичь собственным трудом (исключительно честным). Чтобы придерживаться принципа Астейи, не стоит забывать о том, что:
  • нельзя присваивать себе чужие вещи;
  • нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
  • всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
  • нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
  1. Брахмачарья – не прелюбодействовать. Монахи должны полностью воздерживаться от сексуальных контактов или самоудовлетворения. В джайнизме нет строгого утверждения о том, что секс представляет собой что-то греховное. Учение предостерегает, что ради получения сиюминутного удовольствия энергия растратится попусту. А ведь ее можно направить на духовное самосовершенствование.
  2. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира. Перед принятием монашества нужно полностью отказаться от всех материальных ценностей и собственности. Кроме этого, нужно отделиться от дома и семьи. Только так можно приблизиться к мокше. Миряне не должны отказываться от собственности, но должны избавиться от стремления к накопительству. Да и, вообще, собственность – это очень иллюзорное понятие, так как имущество, вначале принадлежавшее кому-то одному, перейдет во владение другому через какое-то время. Тратить свою жизнь на накопление материальных благ – глупо. Лучше потратить свою энергию и время на духовное развитие, которое бесценно.

В зависимости от того, кем именно является джайн, строгость соблюдения обетов будет разной. Монахами этические принципы выполняются максимально строго.

Надпись на фреске в храме Джайнов "Ненасилие - главный принцип Джайнизма"Надпись на фреске в храме Джайнов «Ненасилие — главный принцип Джайнизма»

 

Какими должны быть джайны

Безусловно, поведение джайнов напрямую диктуется этическими нормами и принципами джайнизма. Мирянам достаточно соблюдение только норм морали, а вот монахам полагается приобщиться к аскетизму и странствующему образу жизни. Им необходимо находиться в селении не более одного дня, а в городе – не более 3-х. Правда, в одном случае это правило видоизменяется. В сезон дождей монахам и монахиням нужно находиться в одном месте, чтобы не нанести вред живым существам, у которых проходит период размножения.

В джайнизме существуют разные ритуалы и обычаи. Например, церемония махамастабхишека имеет важное значение. Она совершается раз в 12 лет в Шраванабелголе на горе Гомматагири, где статуя Бахубали поливается заранее приготовленной смесью из простокваши и молока.

Монахи должны носить простые одежды. Волосы ранее запрещалось отращивать. И их нужно было не просто сбривать, а вырывать с корнем.

Так как самым большим грехом для джайна является причинение вреда живым существам (химса), монах должен подметать перед собой дорогу специальной метелкой и процеживать воду для питья, чтобы не допустить убийства даже незаметного для невооруженного глаза существа. Также нельзя джайну перемещаться в темноте, так как он не видит, куда ступает.

И монахам, и мирянам нельзя заниматься скотоводством, ловлей, охотой, земледелием, так как каждое из этих дел приводит к нанесению вреда живым существам. Поэтому чаще всего деятельность джайнов связана ростовщичеством, ювелирным делом или торговлей.

 

 

Раскол джайнизма

Возникновение некоторых религиозных разногласий между джайнами привело к расколу. Выделилось два основных направления, последователями которых стали дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды»). Первые никогда не носили одежду, а вторые облачались в белое одеяние.

Дигамбары, в свою очередь, разделились на главные и второстепенные школы. К главным относят Терапантха, Бисапантха, Таранапантха. К второстепенным причисляют Гуманапантху и Тотапантху.

Внутри направления шветамбаров тоже произошло деление на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.

Все же, «литературным сердцем» джайнизма принято считать канон шветамбаров. Он был составлен в IV веке до н.э. Окончательно он оформился приблизительно в X-XI веках. Но, дигамбары, являющиеся последователями ортодоксального учения, принимают в счет только самую древнюю часть канона. Есть и другая, неканоническая литература, но она оказывает меньшее влияние на джайнов.

Шветамбары идут на ритуальную службуШветамбары идут на ритуальную службу

 

Джайнизм сегодня

На сегодняшний день в Индии совсем немного последователей джайнизма – всего 0,5% (около 3 млн. человек), поэтому в своей численности джайны проигрывают, например, буддистам.

Однако, эта религия оказывает существенное влияние на жизнь страны и ее экономику в частности (торгово-ростовщическая деятельность джайнов занимает ведущие позиции в данном секторе).

 

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

indiada.ru

Джайнизм – религия Индии, основанная Махавирой

Джайнизм зародился в Индии, ориентировочно в IX-VI вв. до н.э. Хотя последователи этого учения полагают, что джайнизм существовал во все времена. Основателем или, во всяком случае, наиболее известным проповедником индийской религии считается кшатрий (представитель касты воинов) по имени Джина Махавира.

Основой джайнизма является самосовершенствование души и философия непричинения вреда любым существам, обитающим на земле. Всякая душа, которая сможет преодолеть телесную оболочку, именуется джиной. Она достигает нирваны.

 

Суть джайнизма

религия джайнизм

Каждое живое существо является индивидуальной и бессмертной душой. Когда духу удается освободиться из круга перерождений (сансары), он достигает мокши или состояния божественного всеведения. Однако миряне не могут достичь освобождения от сансары, поскольку для этого нужно быть аскетом. Последователи джайнизма придерживаются учения 24 тиртханкар (тех, кто нашел путь к спасению).

Религия Индии призывает своих приверженцев к самоконтролю и развитию мудрости, основной целью джайнизма является раскрытие истинной природы человеческой души. Философия религиозного учения основана на «трех столпах»:

  • Совершенное поведение – соблюдение предписанных правил
  • Совершенное знание или призыв «отбросить неведение»
  • Совершенное восприятие

Чтобы достичь мокши, душа должна освободиться от кармы – последствий поступков, совершенных в предыдущих воплощениях.

Независимо от того, является джайн мирянином или монахом, он должен придерживаться норм поведения, предписанных религией. Это своеобразные «пять заповедей» джайнизма: не красть, быть благочестивым и искренним, не причинять вреда живому, не стяжать, не прелюбодействовать. Понятие «ненасилие» в джайнизме включает в себя не только убийство или причинение физического вреда, но и произнесение речей, способных кого-либо обидеть. Религия Индии учит своих последователей уважать мнение окружающих.   

 

Жизнь мирян

Не только монахи, но и миряне-джайны не должны заниматься скотоводством, охотой либо рыбной ловлей. Им нельзя заниматься даже земледелием, поскольку при обработке почвы могут случайно погибнуть живые существа. Самыми распространенными ремеслами среди джайнов являются ювелирное дело, торговля и ростовщичество. Несмотря на свою малочисленность, община людей, являющихся приверженцами этого учения, играет значительную роль в экономической, религиозной, политической и культурной жизни страны.  

valtasar.ru

Джайнизм в истории Индии. История религий Востока

Джайнизм в истории Индии

Хотя джайнизм как религия в принципе был открытой доктриной, формально доступной для любого, кто пожелал бы к ней присоединиться, широкой популярности и множества сторонников это учение так и не приобрело. Видимо, этому не следует удивляться – весь строго пуританский стиль жизни, жесткие ограничения и крайности аскезы не могли не отпугивать простых индийцев, для которых уже на рубеже нашей эры, т. е. вскоре после оформления джайнизма как доктрины и начала распространения по Индии джайнских общин, возникла гораздо более приемлемая религиозная система – индуизм.

В индуистской Индии джайны на протяжении многих веков существовали в качестве этноконфессионального меньшинства. Правда, это меньшинство не было враждебно большинству. Напротив, оно, как упоминалось, сохраняло определенные связи с индуистами, чему способствовал факт сохранения каст и родственных контактов между джайнами и индуистами. Но эти связи не привели и к противоположному результату, т. е. к растворению джайнского меньшинства в океане индуизма. Строго организованная, внутренне дисциплинированная джайнская община сохранила свой стиль жизни и дожила до наших дней. Более того, несмотря на свою немногочисленность, джайны сыграли заметную роль в истории и культуре Индии. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, стройностью архитектуры, отделкой и убранством. Усилиями джайнов в средневековой Индии развивались наука, искусство и литература. Этика и благотворительность джайнов тоже не могли не быть замеченными, тем более, что и то, и другое отлично вписывалось в индуистскую систему социальных, моральных и духовных ценностей. И, наконец, аскетизм джайнских монахов не остался без внимания привыкших, но не устававших восхищаться подвигами аскезы индуистов.

Словом, джайнизм со временем стал как бы частью индуистской Индии. Хотя джайны отличались от индуистов, но это отличие не было принципиальным. Между джайнами и ревностными религиозными индуистами было даже много общего, чего не могли не сознавать обе стороны. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание, ибо совершенно иная судьба выпала на долю другой оппозиционной религиозной системы, возникшей параллельно с джайнизмом в качестве идейного противовеса брахманизму и первоначально в социальном и доктринальном плане бывшей очень близкой джайнизму. Речь идет о великой религии – о буддизме.

Буддизм как религиозная система несравненно значительнее джайнизма, и о нем будет идти речь в нескольких из последующих глав книги. Применительно же к древней Индии обе доктрины стояли рядом и многое в них было сходным – будь то условия и обстоятельства появления обеих доктрин, биографии их основателей, этическая направленность, культ монашества, отказ от авторитета вед и брахманов и т. п. Но если многое сближало джайнизм и буддизм в качестве неортодоксальных религий древней Индии, то немало важного и разделяло их. Буддизм был далек от культа аскезы и строгой организационной структуры, свойственной джайнским общинам и способствовавшей их сохранению в окружении индуизма. Являясь едва ли не наиболее терпимой и организационно рыхлой из всех сколько-нибудь заметных религиозных систем, буддизм имел и другую судьбу: в отличие от джайнизма он был со временем не просто оттеснен индуизмом, но фактически вытеснен им за пределы Индии, где он и обрел вторую родину в ряде стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. И что характерно: это вытеснение произошло постепенно и мирно, не только не породив религиозных конфликтов, но даже практически оказавшись незамеченным, во всяком случае в самой Индии, на родине буддизма.

Так что же представлял собой буддизм в его ранней, индийской модификации?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Джайнизм – уникальная религия Индии, философия кратко

Джайнизм является весьма уникальным религиозным учением, которое оказало значительное влияние на формирование буддизма и индуизма. Согласно древним канонам джайнизм был основан в древние времена царем Ришабхой, в то время когда люди не владели письменностью.

 

Появления джайнизма

Со времен Ришабхи, было 24 тиртханкара, пророка нашедших путь спасения. Последними спасителями были Парсва (872-772 гг. до н. э.) и Вардхамана родившейся в 599 году до н. э. и ушедший в нирвану в 527 году до нашей эры, во времена Будды Гаутамы.

Именно Вардахамана во время своих долгих странствований сумел придать джайнизму философски стройную систему взглядов. За свою героическую аскезу Вадхамана получил прозвище Махавира великий герой и Джина победитель. Окончательно современный джайнизм оформился в начале первого тысячелетия нашей эры и с тех пор остался почти без изменений.

 

Основные положения религии

Главная суть джайнизма – это ахимса, неприменение против живых существ насилия. Согласно учению джайнов, все без исключения живые существа, от людей до простейших наделены живой душой дживой. В результате долгих религиозных практик и соблюдения вселенских законов и ахимсы достигается очищение кармы человека. Душа аскета получает освобождение от круговорота перерождений, что носит название мокша. Мокша, по сути, аналог буддийского нирваны. Люди, которые достигли освобождения, джайны именуют сиддхами.

Джайны делятся на мирских людей, которые исповедуют четыре принципа веры: Ахимсу, Сатью (искренность), Астеию (не воровство), Брахмачарью (противоположное прелюбодействию). Джайны-монахи, также полностью отказываются, от материальных ценностей, что носит название Апариграха. Монахи джайны также отказываются от брака.  Соблюдение всех духовных практик, включая молитву новокар. Души существ, достигших мокши перерождаются в якшей и якшинь и помогают людям выйти за кольцо сансары.

 

Раскол джайнизма

Первый раскол джайнизма произошел при жизни Вардхаманы. Один из его старших учеников Маккхала Госала, отошел от джайнизма, и основал свою группу адживиков. Адживики считали, что человек не может измениться и менять окружающий мир, потому что все, что происходит в мире предопределено вселенскими кармическими законами. Расцвет секты адживиков приходиться на правление императора Биндусара (298-272 гг. до нашей эры). Сам Биндусара был адживиком и его сына Ашоку до принятия им буддизма тоже можно считать адживиком. Впоследствии адживики существовали до четырнадцатого века, пока не объединились с дигамбарами.

Самый известный раскол джайнизма произошел в годы правления первого императора империи Маурьев Чандрагупты 317-298 гг. до н. э. Сам Чандрагупта под конец своей жизни перешел в джайнизм. Половина джайнов на соборе в Паталипутре в 309 году до н. э. утвердили одиннадцать святых книг, джайниский канон и постановили носить белые одежды. Другая половина джайнов, стала называть себя дигамбарами (одетые в воздух), они отрицают священное писания, считая, что истинное знание умерло вместе с Махавирой и не признают никаких одежд, ходят нагими, как и адживики. Первая направление джайнизма получило название шветамбары и именно они в настоящее время занимают доминирующее положение среди джайнов. На короткое время джайнизм стал государственной религией в Индии в период правления Сампатия (224-215 гг. до н. э.) внука Ашоки.

 

Современное значение учения

В наше время насчитывается примерно 5,7 млн. джайнистов. Джайнисты оказали большое влияние на формирования буддизма и индуизма. В Индии джайнисты являются уважаемыми людьми, преимущество джайны занимаются финансово-банковскими операциями и ювелирным делом. Так как религия запрещает им обрабатывают землю и делать другую работу при котором могут погибнуть живые существа.

До последнего времени джайнизм оставался в тени других религий, однако в Индии, начался новый виток интереса в этой древнему учению благодаря экранизации канонического текста джайнов Бахубали. рассказывающих о борьбе сыновей Ришабхи за царство отца. Первый фильм «Бахубали: Начало» был снят тамильским режиссером Раджамули в 2015 году. Второй фильм «Бахубали: Завершение» вышел на экраны в конце апреля, и на 5 мая, уже сал самым кассовым кинофильмом Индии собрав в прокате 8,870 млрд. рупий.

Стоит отметить, что в Карнатаке находиться одна из самых высоких статуи в Индии, 18 метрового Бахубали, высеченная в десятом веке. Раз в 12 лет джайны собираются в Карнатаке, чтоб провести в честь Бахубали пышную церемонию. Этот джайниский обряд должен пройти в начале февраля 2018 году, затем новый состоится лишь в 2030 году.

indiya-land.ru

Джайнизм

Джайнизм

Джайни́зм-древняя религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5—6 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.

Джайнизм утверждает, что любое существо является индивидуальной и вечной душой. Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме — джина — «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары. Практикующие джайны следуют учениям двадцати четырёх особых джин, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашел и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что двадцать четвёртым и последним тиртханкаром был Шри Махавира («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма). Двадцать третьим тиртханкаром был Шри Парсва. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля .Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Мокша достигается после освобождения от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредством кармы, — сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Она состоит из живых форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа сансарина (мирянина) воплощается в различные формы жизни в течение путешествия во времени. Человек, «недочеловек» (животные, насекомые, растения и т. д.), сверхчеловек (Боги и Полубоги) и существа ада — четыре макроформы (вида) сансарианской души. Все мирские отношения между одной Дживой или Адживой и другой основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.

Другая важная характеристика учения джайны — предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения. Существует пять основных этических принципов — обетов, которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн — монахом или мирянином. Это:

  • Не причинять вреда живому (Ахимса).

  • Быть искренним и благочестивым (Сатья).

  • Не красть (Астейя).

  • Не прелюбодействовать (Брахмачарья).

  • Не стяжать (Апариграха).

Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает — не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений).

Принцип Сатья, «правдивости», должен также соблюдаться всеми людьми. Так как главенствующим принципом является Ахимса, то если правда может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать. Тируваллувар в своей классической книге «Тируккурал» посвятил целую главу объяснением понятия «правдивость».

Астейя, в буквальном переводе «некража», означает строгую приверженность своей собственности, подавление желания завладеть чужим, то есть принцип осуждает алчность. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. Астейя означает сокращение физических потребностей и стремление к духовным ценностям. Основными рекомендациями при выполнении этого принципа являются следующие:

  • Всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты.

  • Никогда не брать чужих вещей.

  • Никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими.

  • Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (прим. финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и т. д.).

Брахмачарья, «монашеский обет безбрачия», означает полное воздержание от секса, но только монахов. Брахмачарья не осуждает секс вообще, но предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием.

Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, а следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, так как само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие.

Основные положения

  • Всё живое, каждая вещь обладают душой.

  • Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в её карме).

  • Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро.

  • Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем.

  • Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.

  • Совершенное воззрение, Совершенное знание и Совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями.

  • Основной молитвой в джайнизме является мантра Навокар. Её можно петь в любое время дня. Практикуя эту мантру, человек показывает свое уважение освободившимся душам, заключенным всё ещё в человеческие формы (арихантам), полностью освободившимся душам (сиддхам), духовным учителям (ачарьям) и всем монахам. Обращаясь к ним, джайны приобретают вдохновение и встают на путь истинного счастья и полной свободы от кармы. В этой главной молитве джайны не просят об одолжениях или материальных благах. Эта мантра служит как простой показатель глубокого уважения к тем, кто более развит духовно. Мантра также напоминает приверженцам джайнизма о конечной цели — нирване и мокше.

  • Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведёт к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и действиях в отношении к другим существам, а также к уважению взглядов других (неабсолютизму).

  • Джайнизм особенно подчёркивает важность контроля чувств, так как привязанность к земному, зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от настоящей природы его души и завести в тёмный туннель невежества, ненависти и насилия.

  • Цель джайнизма — освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель может быть достигнута через очищение кармы, если использовать «три драгоценности джайнизма».

  • Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров: по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни. Эта вера нашла своё отражение и в джайнском искусстве: их изображения присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре: якша (божество мужского пола) — справа от тиртханкары, а якшиня (божество женского рода) — слева. Даже несмотря на то, что они наделены высшими силами, Якши и якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ. В ранние века джайнской истории их рассматривали просто как преданных джины, но с течением времени люди начали поклоняться и им.

studfiles.net

Джайнизм. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

В период раннего средневековья и до начала мусульманских завоеваний джайнизм был процветающей религией в Раджпутане. Джайнская община и позднее занимала важное место в коммерции, банковском деле, администрации. Было много судей-джайнов по всей Индии, а не только в Раджастхане. Это было вызвано тем, что этические установки джайнского учения не разрешали его последователям заниматься такими делами, где можно нанести вред живым существам, поэтому ни земледелие, ни тем более военная профессия им не годились. Оставались некоторые ремесла, торговля, ростовщичество и канцелярская работа. Все эти занятия как раз были противопоказаны раджпутам; в противном случае они бы уронили свою кшатрийскую честь. Поэтому в молодых раджпутских государствах джайны получили широкое поле деятельности и часто поддержку правителей. Как известно, в джайнизме существует два основных направления, секты, и они называются: дигамбара («одетые сторонами света») и шветамбара («одетые в белое»). В Раджастхане говорят, что джайны-шветамбары представляют зародившееся именно здесь, в Раджастхане, джайнское направление, а дигамбары — потомки выходцев из восточных районов (которые в Раджастхане считаются более «дикими»).

Джайнизм зародился в восточной Индии, в Бихаре, но уже очень скоро его последователи обнаружились в Раджстхане. При радже Бхиме Парамаре около 650 г. н. э., как считается, джайны впервые появились в раджпутских пределах. За многие века они построили многочисленные монастыри, храмы в раджпутских государствах, в том числе и во владениях Чанделлов в Каджурахо. В этот период преобладала секта дигамбара. Но ко времени раны Кумбхи и особенно при нем джайнская община в Раджастхане состояла уже в основном из шветамбара. В Читторе находится знаменитая джайнская «Башня Славы» — Кирти-стамбха. Во многих раджпутских городах и крепостях от той эпохи сохранились памятники джаинскои культовой архитектуры: храмы, колонны, пруды, изображения тиртханкаров. Джайны собрали и сохранили колоссальные ценнейшие собрания рукописей и книг в подземных хранилищах своих храмов. Мусульманские завоеватели разрушили множество джайнских святынь повсюду в Индии, но под защитой раджпутов они многое сумели сохранить, в том числе и статуи своих великих обожествленных Учителей — Тиртханкаров.

Было бы, однако, неверным думать, что джайны в раджпутских землях были лишь иммигрантами. Напротив, раджпуты сами довольно активно «поставляли» прозелитов в джайнскую религиозную общину в этот период, и то, что одна из крупнейших джайнских торговых каст, расселенных по всей Индии, называется марвари — лучшее тому подтверждение. Те, кто не хотел заниматься воинским делом и был готов перенести презрение родных и соплеменников, могли принять джайнизм; но чаще всего это бывали не акты индивидуальной воли, т. к. целые группы раджпутов (главным образом локальные группы) переходили в джайнизм: кто по обету, кто в экстремальной ситуации, кто еще по каким-то причинам. Например, богатейшая и самая многочисленная джайнская торговая каста освал имеет раджпутское происхождение. Это были раджпуты, проживающие в городе Осей в Раджпутане. Они принадлежали к кланам разных кул, главным образом к Парамарам, Соланки, Бхатти. Я думаю, перемене занятий немало способствовало то обстоятельство, что в этих краях безводная пустыня, и даже воевать здесь по этой причине было особенно не с кем, а сельское хозяйство тем более не давало средств к жизни. Зато образованные и хорошо подготовленные марвари и освалы расселились повсюду и легко находили себе средства к жизни. Столь резкая перемена занятий с воинственных к строгой ахимсе и вегетарианству объясняется многими причинами и обстоятельствами. Следствие же было одно: раджпуты перестали воевать и стали торговать, считать деньги и заполнять бумаги. Причем в народной памяти сохранилось знание того факта, что джайнизм принимали целыми кланами и поодиночке. Но джайны никогда не порывали связей со своей родной раджпутской общностью. Джайны активно участвовали в жизни средневековых раджпутских княжеств. Они были министрами, «экономистами» и советниками, в том числе и у махараны Пратапа был министр и казначей Бхама Сах.

Их влияние и возможности были особенно велики при дворах раджей Джодхпура, Удайпура и Сирохи. Во многих раджпутских княжествах симбиоз раджпутов и джайнов, выполнявших взаимодополняющие функции в государственном управлении, приводил к росту богатства и силы. Раджпуты всегда говорили, что они не умеют считать деньги, и, уж тем более они не должны были выказывать стремления освоить эту науку.

С появлением в Северной Индии мусульманских завоевателей и возрастанием их влияния в Раджпутане джайны не могли чувствовать себя в безопасности. Их здесь стало немного. Обычно считается, что численность джайнов в Раджастхане велика до сих пор. Но вот данные: в 1931 г. их было в Джайпуре чуть более 1 % от всех жителей (68, 9), в наши дни процент этот не превышает пяти.

Со временем раджастханские по происхождению джайнские группы (действительно, в основном шветамбара) расселились по всей Индии, особенно в Гуджарате, Бомбее и Калькутте и далеко за ее пределами. Джайнские касты обычно носят названия по месту происхождения, и в них легко прочитываются раджастханские корни — освал из Осна, шримал — из Шримала, паливал из Пали, и др.

Интересно отметить, что многие прекрасные и большие джайнские храмовые комплексы и монастыри расположены вдали от избитых троп и даже в труднодоступных местах, как например, в районе горы Абу и Палитана в Раджастхане.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Джайнизм - древняя религия Индии

 

Джайнизм – древняя религия Индии.

 

     В наше современное время  мало сохранилось древних религий, в которых сохранились  древние взгляды на природу окружающего мира, на поступки человека, на окружающий мир. В современном мире  господствуют несколько крупных религий, которые в основном подчинены властям и в настоящее время являются сильным инструментом властей для  управления  народом, для подчинения одних народов другим (более сильным).

     Одной из таких религий является джайнизм. Эта религия возникла на территории Индии и возникла она на основе древних ведийских религий древних индо-ариев и впитала в себя также  остатки религии  населения  древнеиндийских цивилизаций долины Инда (Хараппы, Мохенджо-Даро). Этим доарийским населением были дравидоиды, родственные древним  жителям таких цивилизаций как Шумер и Элам.

     Джайнизм (санскрит.»победитель») как религия возник в 9-6 веках днэ как религия победивших ариев, но эта религия учитывала верования и дравидоидов. По этой причине  сами джайнисты  утверждают, что их религия существовала всегда. И это правда, если учесть, что цивилизация дравидоидов в долине Инда начала возникать еще в начале 3-го тысячелетия днэ.

     Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается  кшатаий Вардхамана или Джина Махавира).

Для справки – кшатрии – это вторая по значимости варна (каста) древнеиндийского общества (после брахманов). Это были владетельные воины, именно из этой варны в Древней Индии избирались цари. Древние кшатрии своим богом считали Индру. Индра считался царем богов и повелителем небесного царства.  Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства.  Зметьте этот момент религии джайнизма, здесь нет борьбы с неверными (как к исламе или христианстве), нет вмешательства религии в политику, чем страдают сильно многие современные мировые религии.

     Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны (просветления, освобождения от мирских страданий), называется джиной. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5-6 миллионов приверженцев в Индии,  а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира. Джайнистские библиотеки — старейшие в Индии. Хорошо, что в Индии стараются сохранить  все древнии  письменные (даже религиозные) памятники культуры  всех народов и всех религий (совсем иное отношение  во многих современных мусульманских странах, где всячески старяются уничтожить любую память о всех других религиях).

 

    Джайнизм утверждает, что любое существо является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (душа освобождается от тела во время смерти) она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином (живущим, без ограничений, в свое удовольствие), поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аккетизму (скромности в потреблении земных благ).

     Последователей джайнизма называют джайнами.  Высшее звание в джайнизме — джина — «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям (заметьте «учителям», просвященным знающим людям, а не епископам и муфтиям, получивших свои звания в продвижении по карьерной леснице служения в церквях) достигшим дхармы и освободившимся от сансары.

Для справки – дхарма – это понятие трудно объяснить, более подходят слова «просветление», «понимание мироустройства». Практикующие джайны следуют учениям двадцати четырёх особых джин (правил), которые известны как тиртханкары ( учителя, «создатели переправы», «те, кто нашел и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что двадцать четвёртым и последним тиртханкаром был Шри Махавира Махавира («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма), живший с 599 по 527 год до н. э. Двадцать третьим тиртханкаром был Шри Парсва, живший с 872 по 772 год до н. э. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.

        Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля. Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие, совершенное знание и совершенное поведение, известные как «три драгоценности джайнизма», являются путем к освобождению души человека (к мокше) от сансары (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы (мирских забот, ненужных стремлений). Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредством кармы, -санаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

      Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма  бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Она состоит из живых форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа сансарина (мирянина) воплощается в различные формы жизни в течение путешествия во времени. Человек, «недочеловек» (животные, насекомые, растения и т. д.), сверхчеловек (Боги и Полубоги) и существа ада — четыре макроформы (вида) сансарианской души. Все мирские отношения между одной Дживой или Адживой и другой основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.

    Другая важная характеристика учения джайны — предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения. Существует пять основных этических принципов – обетов (заветов), которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн – монахом или мирянином. Это:

·                                 Не причинять вреда живому (Ахимса).

·                                 Быть искренним и благочестивым (Сатья).

·                                 Не красть (Астейя).

·                                 Не прелюбодействовать (Брахмачарья).

·                                 Не стяжать (Апариграха).

Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает - не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений).

Принцип Сатья, «правдивости», должен также соблюдаться всеми людьми. Так как главенствующим принципом является Ахимса, то если правда может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать. Тируваллувар в своей классической книге «Тируккурал» посвятил целую главу объяснением понятия «правдивость».

Астейя, в буквальном переводе «некража», означает строгую приверженность своей собственности, подавление желания завладеть чужим, то есть принцип осуждает алчность. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. Астейя означает сокращение физических потребностей и стремление к духовным ценностям. Основными рекомендациями при выполнении этого принципа являются следующие:

·                                 Всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты.

·                                 Никогда не брать чужих вещей.

·                                 Никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими.

·                                 Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (прим. финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и т. д.).

Брахмачарья, «монашеский обет безбрачия», означает полное воздержание от секса, но только монахов. Брахмачарья не осуждает секс вообще, но предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием.

Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, а следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, так как само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие.

Основные положения

·                                 Всё живое, каждая вещь обладают душой.

·                                 Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в её карме).

·                                 Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро.

·                                 Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем.

·                                 Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.

·                                 Совершенное воззрение, Совершенное знание и Совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сидха) собственными усилиями.

·                                 Основной молитвой в джайнизме является мантра (молитва) Навокар. Её можно петь в любое время дня. Практикуя эту мантру, человек показывает свое уважение освободившимся душам, заключенным всё ещё в человеческие формы (арихантам), полностью освободившимся душам (сиддхам), духовным учителям (ачарьям) и всем монахам. Обращаясь к ним, джайны приобретают вдохновение и встают на путь истинного счастья и полной свободы от кармы. В этой главной молитве джайны не просят об одолжениях или материальных благах. Эта мантра служит как простой показатель глубокого уважения к тем, кто более развит духовно. Мантра  также напоминает приверженцам джайнизма о конечной цели – нирване и мокше.

·                                 Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведёт к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и действиях в отношении к другим существам, а также к уважению взглядов других (неабсолютизму).

·                                 Джайнизм особенно подчёркивает важность контроля чувств, так как привязанность к земному, зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от настоящей природы его души и завести в тёмный туннель невежества, ненависти и насилия.

·                                 Цель джайнизма — освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель может быть достигнута через очищение кармы (сознания), если использовать «три драгоценности джайнизма».

·                                 Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров: по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни. Эта  вера нашла своё отражение и в джайнском искусстве: их изображения присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре: якша (божество мужского пола) - справа от тиртханкары, а якшиня (божество женского рода) - слева. Даже несмотря на то, что они наделены высшими силами, Якши и якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ. В ранние века джайнской истории их рассматривали просто как преданных джины, но с течением времени люди начали поклоняться и им.

 

    Диганбарская статуя Гоматешвары в Шраванбелаголе, Карнатака, считается одной из самых высоких статуй такого типа в мире. Джайны верят, что истинное знание угасало и вновь появлялось циклически на протяжении всей истории. Тех, кто вновь открывает дхарму, называют тиртханкарами. Буквально тиртханкара означает «создатель переправы». Джайны, как и буддисты, сравнивают процесс очищения человека с пересечением бурной реки — с испытанием, требующим терпения и осторожности. «Создатели переправы» уже пересекли реку, и поэтому могут направлять других. Их также называют «победителями» (джина), потому что они достигли свободы своими собственными усилиями. Основной целью джайнской дхармы является избавление от негативных влияний кармы через умственное и физическое очищение. Этот процесс, ведущий к свободе, сопровождается приобретением внутреннего мира.

Очистив душу, титханкары становятся всезнающими и образцом для подражания. Их причисляют к богам и называют Бхагаванами (например, Бхагаван Ришабха, Бхагаван Паршва и т. д.). Всего существовало 24 титханкара в так называемый в джайнизме «наш век». Последние двое титханкаров – Пашва и Махавира - являлись реальными историческими персонажами: факты их существования были зафиксированы письменно.

Махавира создал сообщество, состоявшее из четырёх частей (чатуртхи сангха): монахов, монахинь, мужчин и женщин мирян.

      Рука с колесом на ладони символизирует джайнский обет Ахимсу, значащий «ненасилие». В центре — слово «Ахимса». Колесо, называемое дхармачакрой, является символом непрекращающегося круга рождений и смертей. Этические нормы джайнизма велят своим последователям быть правдивыми, честными, воздержанными в делах, словах и помыслах, стремиться к полному отречению от земных интересов и, прежде всего, строго соблюдать принцип ахимса - ненанесение вреда живым существам.

    Мирянам предписывается соблюдать лишь нормы морали. Монахи же стремились к идеалу сурового аскетизма, причём аскетизм в джайнизме один из самых резких и принципиальных из всех религий Индии. Джайнский монах не должен подолгу жить на одном месте. Монах должен бродить по стране в простой одежде (у шветамбаров) или совсем обнажённый (по дигамбарскому обряду). Монахам запрещалось носить волосы, причём их нужно не просто выбривать, а вырывать с корнем.

Величайший грех для джайна - химса - причинение вреда живым существам. Ортодоксальный джайн процеживает питьевую воду, чтобы там случайно не оказались живые существа, специальной метёлкой подметает себе дорогу, дабы не раздавить муравья или червяка. Джайну строго запрещается передвигаться или что-то делать ночью, ведь в темноте можно неконтролируемо нанести вред живому существу. Такая крайне аскетичная практика была одной из причин слабого распространения этой религии в первые века её существования.

      Поскольку не только монахи, но и джайны-миряне не могут заниматься рыбной ловлей, охотой, скотоводством и земледелием (ведь при обрабатывании земли могут погибнуть живые существа), наиболее распространёнными занятиями для них являются торговля, ювелирное дело и ростовщичество. Их община пусть и немногочисленна (около 0,5 % в Индии), но играет значительную роль в политической, экономической и культурной жизни Индии.

maxpark.com