Духовные учителя древней греции самопознание. План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок литературы в 6 классе по теме "Мифы Древней Греции"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Духовные учителя древней греции самопознание


Методический семинар для учителей

(скан титульной страницы с печатью)

План методического семинара для учителей

Школа КГУ «Выдрихинский комплекс ОСШ-Д/С им. А.Иванова»

Кол-во слушателей семинара ______15___________

Дата __12.10.2016г. Педагог _Крученкова Т.А.

Тема методического семинара для учителей

«Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»

Цель: содействовать пониманию необходимости построения педагогического процесса на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  1. Раскрыть аксиологические ценности Программы нравственно- духовного образования «Самопознание»

  2. Развивать стремление к интеграции и осмыслению своей роли в образовании и воспитании учащихся

  3. Воспитывать готовность к принятию общечеловеческих ценностей как основы педагогической деятельности и собственной жизни.

Ресурсы: (материалы, источники)

Элективные интегрированные курсы в профильной школе по программе нравственно – духовного образования «Самопознание». Институт гармоничного развития человека ННПООЦ «Бобек», Алматы 2016

Интернет ресурсы:

www.bmtv.kz;

https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/91-gumanisticheskaya-teoriya-lichnosti-a-maslou.html

http://mp3club24.ru/ Песня о педагогах.А.Ильина.

Оргмомент Объявление темы семинара.

Позитивный настрой на дыхании.

Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спину держим прямо, руки можно положить на колени.

Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох… Дышите каждый в своем ритме.

Медленно сделайте 9-10 вдохов и открывайте глаза.

Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.

План:

  1. Психолого – педагогические основы программы нравственно – духовного образования «Самопознание».

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому необходимо чтобы образовательный процесс был направлен на формирование духовности и нравственности личности. 

«Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству,но и всем людям на Земле» Назарбаева Сара Алпысовна

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается, как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Что подразумевается под понятием духовность? Это устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на «извечные вопросы бытия» - об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей.

Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является первая леди Республики Казахстан Сара Алпысовна.

«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Подобного проекта нет в мировой практике. Он направлен на обучение детей ценностям, формирования навыков конструктивного общения, самораскрытие личностного потенциала, на поиск себя в многогранном мире человеческих взаимоотношений, на позитивное выстраивание личной судьбы. Основу идеи проекта «Самопознание» автор видит в том, чтобы любить и быть любимым. Быть самим собой. Развивать свои собственные возможности, таланты, различать что такое «хорошо» и что такое «плохо». Учит ответственности за свои слова и поступки. Жить в гармонии с собой и окружающим миром, по совести, не придавая своего я. Созидать, творить на благо общества, постоянно самосовершенствоваться.

Цель программы НДО «Самопознание»: - становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно- духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова и дела».

Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание это ключ к преображению. Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом. Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества.

Духовный опыт цивилизации концентрируется в трудах великих мыслителей, философов различных эпох.

Сократ (469- 399г до н.э.) – древнегреческий философ из Афин. Его учение знаменует поворот в античной философии - впервые философы древней Греции от рассмотрения природы и мира обращаются к человеку и его внутреннему миру.

Целью его философии было самопознание, как путь к постижению блага, Сократ считал, что добродетель есть мудрость. «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше». Платон (427 – 347 гг до н э):

«…Воспитание есть привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который законом признан правильным, и в действительной правильности которого убедились к тому же на опыте люди самые почтенные и престарелые».

Абу Насыр Аль Фараби (870 - 950): «В мире самое легкое – поучать других, самое трудное – понять себя».

Шакарим Кудайбердыулы (1858 – 1931гг.): «В процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботится учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет,обязательный для всех.»

В 60-х годах ХХ века появилась гуманистическая психология Абрахама Маслоу (1908 – 1970), которая изучает психически здоровую, гармоничную личность, достигшую вершины своего развития, предела самоактуализации. А. Маслоу считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

Маслоу выделяет четырнадцать высших духовных метапотребностей. Неудовлетворение высших метапотребностей может не осознаваться человеком и не переживаться как осознанное желание, тем не менее оно подавляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания — метапатологии (к ним относятся апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, неспособность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо добиваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни; прием наркотиков, алкоголизм).

Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» в статье 3 «Принципы государственной политики в области образования» одним из основных принципов является гуманистический и развивающий характер обучения.

В статье 8 «Задачи системы образования» среди приоритетных названы задачи развития творческих, духовных возможностей, основ нравственности, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры.

Эти задачи выполнимы, если мы будем руководствоваться в педагогической деятельности Постулатами гуманной педагогики, выдвинутыми педагогом-гуманистом современности Ш.А. Амонашвили:

  1. Вера в Высшее Духовное начало в ребенке.

  2. Вера в Высшее Духовное начало в себе.

  3. Вера в силу гуманных методов.

«Духовная суть Ребенка дополняется ведущими качествами его земной психологической природы:

- страсть к развитию,

- страсть к взрослению,

- страсть к познанию,

- страсть к свободе».

С.А. Назарбаева: «В жизни не бывает случайностей, во всем есть определенная связь, закономерность. И проект «Самопознание» возник не случайно. Мы вместе с вами, нашими единомышленниками, решаем очень важное для человеческой души дело - помогаем человеку осознать себя, научиться жить по совести, научиться быть человеком. Что есть человеческая жизнь в масштабах вселенской вечности? Миг, мгновение - и только.

Так разве неважно прожить отпущенное нам время с наименьшими проблемами для себя и для других? Это наша святая миссия - научить жить молодое поколение так, чтобы было меньше ошибок, страданий, насилия, чтобы молодые люди жили в радости и любви. А для этого и педагоги, и родители должны пропустить через своё сердце философию самопознания.

«Я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности - задача из задач для каждого в отдельности человека и для всех нас вместе, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей. Мы должны вернуть в наш повседневный «обиход» такие бесценные качества человеческой натуры, как Доброта, Бескорыстная Любовь, Милосердие, Терпение, Всепрощение. И мы их, конечно, вернем, потому что другого выхода у нас нет и быть не может! Поэтому и был разработан проект «Самопознание».

2.Аксиологические основы программы НДО «Самопознание».

Аксиология - философская дисциплина, исследующая категорию «ценность». Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.

Классификация ценностей по Петраковой:

Природные – ценности естественных сил и способности души (ума, чувств, воли), природные ценности – ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли.

Приобретенные – усвоенные в процессе интеллектуального и нравственного развития, такие как корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, терпение и др.(меняются в течении жизни и от личности к личности). Вечные ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то круга людей(социальной группы, партии, государства, коалиции государств),а имеющие значение для всего человечества.

Общечеловеческие ценности пронизывают собой все ценности человека. К общечеловеческим ценностям относятся:

Истина - поиск знаний, жить по совести, согласно внутреннему закону, вера в себя.

Любовь – самоотверженное служение, бескорыстие, гуманность.

Праведное поведение - правильное поведение, социальная и гражданская ответственность.

Внутренний покой – контроль эмоций, простая жизнь, высокие мысли, ограничение желаний, уверенность в себе, позитивное мышление.

Ненасилие – не причинять зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом, соблюдать права человека.

3.Интеграция программы нравственно – духовного образования «Самопознание» и других дисциплин.

Современная ситуация в мире показывает, что наука без духовности, образование без совершенствования характера, знание без нравственности, бизнес без морали наносят большой вред обществу.

В свое время Д.И. Менделеев сказал: «Знания в руках необлагороженного человека _ то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Позже, Д.С. Лихачев, так прокомментировал это высказывание: «Знания без духовных начал вредны. А учитель, сам не обладающий духовными началами, не может принести сегодня – именно сегодня – ту пользу, которая нужна обществу, нужна нашим детям». Сегодня эти высказывания становятся еще более актуальными.

Поэтому, важнейшим условием воспитательной работы в школе является интеграция духовно–нравственного и интеллектуального образования на основе обогащения содержания образования вечными общечеловеческими ценностями.

Необходимо раскрыть мировоззренческий потенциал всех школьных предметов, чтобы сформировать целостное восприятие мира у учащихся и научить различению между истинным и ложным, вечными ценностями и временными.

«Самопознание» - это метапредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Выделяется два вида интеграции:

  1. Внешняя (использование методических приемов, тспользуемых на уроке самопознания): позитивный настрой, рассказывание историй, притч, беседа, пение песен, творческая работа. Все этапы урока должны иметь глубокий нравственно – духовный смысл.

  2. Внутренняя (выявление общечеловеческих ценностей в содержании предмета).

Пути интеграции

  1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.

  2. Знакомство с открытиями современной науки.

  3. Интеграция дисциплины «Самопознание» и других предметов через обогащение содержания школьных дисциплин.

Внутренняя интеграция представляет наибольшую важность для духовно – нравственного развития учащихся, и в то же время вызывает наибольшие трудности у учителей – предметников.

Примеры интегрированного урока математики и самопознания (в начальных классах)

Мама шла домой из магазина. В руках у неё были две сумки общим весом 8 кг. Даулет помог ей донести одну сумку, которая была тяжелее другой. Сколько весила эта сумка, если ноша мамы, благодаря сыну, облегчилась в 4 раза? - Как поступил сын? - Какие чувства вызывает у вас этот поступок? - Приходилось ли вам помогать своим родным?

Пример интеграции предмета физики и самопознания Свет и тень. Когда идем к свету, то тень позади нас. Чем больше света, тем меньше тень. Когда идем от света, то тень идет впереди нас. Свет – это общечеловеческие ценности в нас, тень – это наши негативные качества. Тень это отсутствие света. Там где есть свет, тени нет.

Равновесие Мы должны вести уравновешенную жизнь и избегать крайностей Р=mgh Р - потенциальная энергия, m – масса тела, h – подъём тела над нулевым уровнем. Чем выше поднялся человек над земным, материальным уровнем, тем выше его потенциальная, творческая энергия.

Как показывает практика интеграция урока самопознания в другие дисциплины не только оживляет школьную программу, но и повышает заинтересованность учащихся. Теперь такие сложные предметы, как химия, физика, география и биология изучаются детьми через наблюдение, сравнение и обсуждение.

Творческая групповая работа.

Участники делятся на группы.

Задание: составить 3 примера интеграции (по количеству путей интеграции) самопознания и предмета школьной программы.

Анализ

Повторное анкетирование

Отзывы учителей о семинаре

Домашнее задание.

Рекомендую прочитать В.Бак «Биология языком сердца», И.Стульпинене «Физика языком сердца»

Посмотреть фильм «Звездочки на Земле»

Исполнение «Песни о педагогах»

А. Ильина

Ведя детей дорогой в мир познания

Мы учим их достойно, честно жить

Учитель не профессия, призвание.

И этой честью нужно дорожить

ПРИПЕВ:

О своей работе просто скажем.

Нет у неё начала и конца.

Нет чужих детей, все дети наши

Им мы отдаём свои сердца.

Не прячемся мы за стеною каменной.

И чёрствость душ, коллеги не для нас.

Мы каждый день сдаём свои экзамены

Их принимают строго сотни глаз.

ПРИПЕВ.

Когда со школой класс родной прощается.

Последнего звонка услышав медь.

Печаль на сердце от тоски сжимается,

Но некогда грустить нам и стареть.

Заключительная минута семинара.

Закройте глаза, побудьте в тишине своего ума, вспомните, что полезного вы почерпнули сегодня, с чем вы придете, сегодня домой и чем завтра в класс к детям.

Спасибо за работу.

infourok.ru

Краткий исторический обзор применения музыкотерапии (на примере Древнего Китая, Индии, Греции)

28 марта 2016    Автор / Жолдубаева А., профессор, д.филос.н., КазНУ им. аль-Фараби, г. Алматы

О том, что музыка имеет лечебное воздействие и положительно влияет на самочувствие человека, знали еще в колыбелях человеческой цивилизации – Китае, Индии, Греции. Это знание послужило толчком лечебного применения музыки, вызывающей положительные физические, эмоциональные и духовные изменения состояния, того, что сегодня мы называем музыкотерапией.

По мнению древних китайцев, музыка имеет огромную силу воздействия на человека. При помощи музыки, считали они, можно поднять настроение, снизить чувство тревожности, обрести состояние покоя, радости. Не случайно в трактатах выдающегося древнекитайского мыслителя Конфуция неоднократно подчеркивалась гармонизирующая роль музыки, ее связь с природой и небом. «Следование человечности, не умиротворенное музыкой, – писал он, – все равно, что жатва без собранного урожая» и другое высказывание: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение» (http://r.sirius-ru.net).

Философы Древнего Китая были уверены в том, что благодаря музыке и пению можно не только управлять настроением человека, но также вылечить его от многих заболеваний. В этом отношении удивителен один из древнекитайских лечебных методов, который можно считать прародителем современной музыковокалотерапии. Этот метод,  зарекомендовавший себя эффективным средством лечения и профилактики многих заболеваний, был взят из древнего труда китайской медицины «Хуан-ди нэй-цзин» («Трактат Желтого Императора о внутреннем»). Суть метода в способности музыки возбуждать нервную систему или, напротив, успокаивать ее, пробуждать в человеке страсти или умиротворять. В качестве подтверждения приведем слова книги: «Музыка – это высшее средство совершенствования людей» (http://ru.wikiquote.org/wiki).

Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, с помощью которых музыка, воздействуя на человека, приводила его в состояние гармонии с природой. Для этого древнекитайские врачи выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной больной орган. Так, они рекомендовали своим больным от бессонницы хоровое пение и этим же лекарством советовали избавляться от серьезных головных болей. Помимо этого, древнекитайские врачи использовали такие изобретения как «поющие чаши» и «звенящие камни». Они считали, что звуки, которые издаются при их ударении друг о друга, обладают мощным целительным действием.

Вместе с тем, китайцы понимали, что воздействие музыки на человека может быть как положительным, так и отрицательным, и она может излечивать или, наоборот, приносить вред. Используя музыку с целью наказания, они сажали человека в темницу и на протяжении длительного времени без остановки били в барабан, отчего узник через несколько дней просто переставал что-либо воспринимать вокруг себя, фактически сойдя с ума.

В Древней Индии музыка издревле притягивала внимание своей тайной воздействия на человека, исходящей от нее неведомой силой, способной влиять на поведение и мысли. Согласно древнеиндийскому преданию, Великий Будда, считающийся покровителем врачебного искусства и наставником целителей, обладал божественным голосом, способным воздействовать на окружающий мир, тело и психику всех живых существ. Не случайно основательница Сахаджа Йоги Шри Матаджи Нирмала Деви сказала: «Музыка пришла к нам благодаря любви Будды. Все остальное, что не исходит из Божественной любви, музыкой не является...» (http://sahajayoga.by).

В многочисленных литературных и религиозных текстах Древней Индии есть указания, как необходимо лечить больного при помощи священных песнопений, способных активизировать его внутренние силы, сбалансировать потоки энергии в теле, убрать дисгармонию, разрушить опасные негативные программы. Для очищения и просветления души предназначались мелодии, собранные в одном из древнейших памятников индийской литературы «Ригведы». Эти песнопения сопровождали все важные моменты жизни индийца: при рождении, на свадьбах, похоронах.

Также музыке приписывалась волшебная сила воскрешения из мертвых. В частности, существует индийская легенда, написанная святым мудрецом Тьягараджа, в которой музыкант своим пением оживляет умершего человека (http://dic.academic.ru).

Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение, поскольку считалось, что душа человека выражает себя в голосе. Пение, по мнению древних врачевателей, более значимо, обладает большей силой волшебного магнетизма, чем игра на музыкальных инструментах. Не случайно крупнейший специалист в области музыкальной терапии Шушарджан С.В. так охарактеризовал значимость вокального пения: «Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела» (Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., 1998.).

В качестве подтверждения своих выводов о важности пения, древние индийские врачеватели вывели закономерность, что ритм пения имеет тесную связь с сердечным ритмом человека – музыка с ритмом реже пульса успокаивает и расслабляет организм, а музыка с ритмом чаще пульса возбуждает и наполняет стремлением к деятельности. Исходя из этой закономерности, древнеиндийские мыслители рекомендовали заниматься пением либо ранним утром, либо поздней ночью.

В самых древних свидетельствах и документах Древней Греции, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство, обладающее способностью замедления процесса старения и продления жизни. Не случайно, в греческой мифологии Бог Солнца – Аполлон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков, а одним из главных требований к врачам, судьям и педагогам в древнегреческом обществе было обязательное изучение музыки. Да и сам термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».

Первые упоминания о музыкальной терапии мы встречаем у легендарного древнегреческого поэта-сказителя Гомера, который говорил о музыке как о средстве, способствующем заживлению ран, полученных на поле битвы. Именно о таком «использовании» музыки мы читаем в его поэме «Одиссея», где кровотечение из ран главного героя остановилось благодаря мелодичным песням (http://loveread.ws).

Выдающиеся мыслители Древней Греции Пифагор, Демокрит, Платон не раз говорили в своих работах о целебной силе воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает нарушенную гармонию в человеческом теле, способствует формированию духовного мира личности. Они полагали, что музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека: так, например, звуки скрипки способны излечить плохое настроение; флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, то улетучиваются неврозы; арфа способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа; митра облегчает процесс пищеварения.

Великий Пифагор – математик, философ, мистик – возвышал музыку над другими лечебными средствами, приписывая ей способность исцеления физических и психических заболеваний. Для этого он играл составленные им самим специальные музыкальные композиции. Об исцеляющих свойствах музыки Пифагора другой древнегреческий мыслитель Ямвлих говорил: «Некоторые мелодии были выдуманы им для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще мелодии, которые умеряли желания» (http://great_philosophers.academic.ru). Также Пифагор советовал начинать и заканчивать свой день пением: утром для того, чтобы очистить ум от сна и возбудить активность для дневной жизни, а вечернее пение должно было успокоить и настроить на отдых. Существует легенда, что как-то Пифагор смог с помощью музыки успокоить разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности сжечь дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи.

Целительное воздействие музыкальных инструментов отмечал и другой древнегреческий мыслитель Демокрит. Он рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях, а также во время приема лекарств. Причем, по его утверждению, при смертельно опасных инфекциях наибольшую пользу больному приносят звуки флейты. Также он советовал в случае отравления прибегать к помощи ударных инструментов. Демокрит утверждал, что ритмические звуки ударных инструментов, издаваемые в убыстряющемся темпе, способны снять судороги и другие симптомы отравления.

Немногим позже, другой философ этого периода – Платон – неоднократно говорил о том, что хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке» (https://festival.1september.ru). Помимо этого, древнегреческий мыслитель утверждал, что целительное воздействие лечебных трав при снятии головной боли усиливается пением и музыкой. Более того, по его мнению, без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.

В античных источниках мы находим множество других свидетельств чудесного исцеления благодаря воздействию музыки. Например, врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей. По его мнению, эффективным врачующим средством при укусе ядовитого паука были ритмы и мелодии в сочетании с элементами танца. Гален заставлял больных танцевать в бешеном темпе до полного изнеможения, твердо веря, что яд будет оставаться в теле до тех пор, пока он весь не «вытанцуется».

Многочисленные исторические описания положительного влияния музыки, относящиеся к различным историческим периодам и географическим расположениям, свидетельствуют о больших возможностях музыкального воздействия на человека. Анализируя их, мы можем сделать вывод о перспективности ее использования в лечении, образовании, воспитании.

teacher.ozin-ozi-tanu.kz

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Религия ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

просмотров - 433

1. ВВЕДЕНИЕ

Существует представление о Греции как о «Золотом облаке» счастливого язычества, о солнечной юности человечества, о блаженной Элладе.

Греческое искусство дает много свидетельств в пользу такого взгляда на античность. Но если эллинский мир дает нам факты светлых солнечных тонов то он же полон черт обратного свойства.

Судя по археологическим данным, мы должны заключить следующее: древнейшие элементы греческих верований были те же, что и у первобытных народов. Это – обожествление явлений природы, тотемизм, фетишизм и культ предков.

Обоготворение природы в скрытом виде обнаруживается в почитании некоторых божеств, с которыми связаны представления натурального характера. Таков Зевс, олицетворявший первоначально небо, Посœейдон – море, Гея – Землю. Вместе с тем, во всœе времена существования греки почитали рощи, отдельные деревья, ручьи и реки. Главой всœех мелких стихийных божеств, нимф, дриад, сатиров, фавнов являлся древний бог Пан, культ которого происходил из Аркадии и существовал задолго до культа великих олимпийских богов. По общему признанию, это был бог местный и пастушеский, изобретатель свирели и покровитель охотников. Существует версия, что его имя «Пан» обозначало совокупность всœей природной жизни, одиннадцатый орфический гимн прямо называет Пана космосом, создателœем мировой гармонии, родителœем всœего. Более поздняя мифология (гомеровских гимнов) делает Пана сыном Зевса, т. е. богом более молодым.

Почитание природы вообще было соединœено с обожествлением отдельных явлений природы. Упомянем, к примеру, о культе деревьев.

О души дремныя безропотных дерев,

Нам сестры темныя – дриады!

И обличья зыбких зелœенооких дев,

Зелœеновейныя прохлады,

Ковчеги легких душ, святилища дерев

Все деревья – жилища дриад, но некоторые породы и отдельные деревья чтились особо. Мы знаем о священном дубе в Додоне и в Аркадии, о священной лавре в Темпейской долинœе, откуда брались венки победителям на пифийские игры, статуэтки Артемиды вешались на деревьях, как и маски Диониса; в Афинах считалось священным масличное дерево, посвященное Афинœе.

Следы культа животных можно проследить до самого позднего времени. Змеи были посвящены Асклепию, и в них, по верованию греков, всœелялись души героев. В Афинском акрополе, в храме Эрехтеяйона жила змея. Превращение богов в животных (Зевса в орла, быка, лебедя, Гермеса и Пана в козла и т. д.), а также посвящение некоторых животных и птиц богам (павлины – Гере, совы – Афинœе и т. д.) могут также указывать на древний тотемизм и на позднейшее слияние старых богов-животных с новыми богами-олимпийцами.

Благоговейное отношение к умершим и связанный с этим культ предков тоже занимает в греческой религии видное место на всœем протяжении ее истории, выражаясь в похоронном ритуале и многочисленных обычаях, связанных с почившими предками.

Здесь видим уже знакомые нам элементы погребального обряда: сожжение вместе с покойником запасов пищи, собак и коней, необходимых ему, и, наконец, пленников.

Микенские раскопки еще подробнее показывают нам заботы греков о предках и их веру в загробную жизнь, подобную этой жизни. Гробницы Микенских царей, обстроенные, как жилища, наполнены всœевозможными вещами, оружием, украшениями, остатками одежды и сосудами, содержавшими когда-то пищу.

Почитание предков получало иногда вид почитания героев. Таким культом является культ Тезея, Кадма, Одиссея и других героев, память о которых с течением времени окружалась всœе более легендарными рассказами, возводя их на положение потомков богов – полубогов (героев).

Наряду с почитанием явлений природы и культом предков греки уже в глубокой древности почитали отдельных богов, выделяя их из общего сонма духов и демонов и наделяя их специальными функциями. Многие боги имели значение покровителœей тех или иных видов земледельческой работы. Богини Дамия и Ауксезия в Эпидавре, Ауксо и Гегемона в Аттике способствовали успешному произрастанию хлебов; Пандроза является богинœей весеннего дождя, Герса – богиня росы, Эрехтей – бог плуга, разбиватель земляных глыб, Кекропс – бог жатв и т. д.

Следующей стадией этого перехода нужно считать ту эпоху, когда стали слагаться великие боги греческого народа – Зевс, Аполлон, Артемида и т. д. – проникая во всœе уголки древнего мира и вытесняя оттуда древних местных богов. Есть очень много оснований полагать, что греческие боги-олимпийцы суть «составные» боги. Все олимпийцы имеют массу прозвищ-эпитетов; анализируя эти прозвища, можно проследить, что прозвище данного бога образовалось из имени местного бога, поглощенного новым. Таково, к примеру, прозвище Зевса Ликийским. Ликос был древним богом света в Аттике; он не мог «устоять» рядом с Зевсом и обратился в его атрибут.

При ознакомлении с духовной культурой Греции также нужно иметь в виду, что в одно и то же время, в одном и том же месте могли существовать различные верования в различных слоях общества.

Развитие греческой духовной культуры осложнялось еще и иностранными влияниями.

Грекам были чужды фанатизм и сознание исключительности, они охотно давали у себя место даже чужеземным богам и культам.

Уже в VI веке до Р. X. Ксенофан сомневался в человекообразности богов, а вместе с тем при римских императорах, уже после Рождества Христова, в Греции наблюдались самые грубые виды культа в низших слоях населœения: поклонение фетишам и даже человеческие жертвы, а вера в гадания, амулеты сохранялась даже в то время, когда империя была официально христианской.

Геродот сообщает в своей истории, что поэты Гомер и Гесиод первыми установили точно греческий пантеон, назвали богов по именам, определили значение и функции каждого и установили культ. Οʜᴎ связали, систематизировали и закрепили те бесчисленные религиозные представления, которые бродили разрозненно среди различных племен Греции, и сделали их бессмертными. Поэмы Гомера и Гесиода – первоклассный источник для изучения греческой религии, но до нас дошли отрывки многих других мифологических систем (теогоний, космогоний), которые иногда значительно разнятся от теогоний Гомера и Гесиода. Помня об этом, остановимся на теогонической системе Гесиода, как наиболее полной, используя в тоже время другие источники.

Читайте также

  • - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    1. ВВЕДЕНИЕ Существует представление о Греции как о «Золотом облаке» счастливого язычества, о солнечной юности человечества, о блаженной Элладе. Греческое искусство дает много свидетельств в пользу такого взгляда на античность. Но если эллинский мир дает нам факты... [читать подробенее]

  • - Духовная культура Древней Греции

    Идеологической основой духовной жизни древних греков были антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Мой путь. Духовный опыт раздела "Самопознание. Путь к себе". Эзотерика и духовное развитие.

    Кратко хочу рассказать, как я стал выполнять свою миссию. Источник - Эзотерика. Живое Знание

    Где-то с класса пятого я начал интересоваться религией, мистикой, фантастикой. Читал всё что можно было про мифы Древней Греции и Рима. Особенно меня заинтересовал Гермес-Меркурий. К этому времени я уже знал, что мой управитель по гороскопу Меркурий. Почему-то мне понравилась основная функция этого бога - посланец Богов. Затем, когда по "Истории" мы изучали Древний Египет, я узнал, что египетский бог Тот в эллинский период отождествлялся с Гермесом. Меня поразило тройственность имени. У всех богов были только греко-римские двойные имена, а у Гермеса их целых три! Дальше больше. После школы я пришел в сельский клуб любителей эзотерической литературы, где через фонд специальных книг обнаружил изумрудную скрижаль...

    Я попробовал на зуб все эзотерические и религиозные течения (пропустил разве только что сатанинскую библию), пока не попробовал связаться с Высшим Я. Через Коллективный Разум я узнал, что со мной работает Тот Гермес. Он Объяснил мне причину, по которой я не мог заниматься ни одной практикой, и не мог организовать никакого отдельного клуба. За что бы я ни брался - результат был один - неудача. Но если личный проект был крайне важен для самого себя, то у меня всё получалось, даже если на пути возникали непредвиденные трудности. Оказывается, для себя я могу реализовать всё что угодно, хоть бессмертие, если мне это будет нужно, но ради блага других людей, я должен наблюдать за событиями, как бы из вне. Стоять над потоком. И мне стало реально легче. Смерти, болезни, ссоры, пожары, теракты - все язвы человечества теперь меня не трогают. Я фиксирую те из них, которые я наблюдаю, или о которых получаю сведения.

    Теперь - Наблюдатель - моя миссия. Основная миссия. Теперь дополнительная - стать наставником. А также вспомнить свои прошлые воплощения. Да будет так!

    Рейтинг: 2.2 (Проcмотров: 3757)

    Читайте раздел Путь самопознания на портале эзотерики naturalworld.guru.

    naturalworld.guru

    План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок литературы в 6 классе по теме "Мифы Древней Греции" | скачать бесплатно

    Тема: Мифы Древней Греции

    Цели: 1. Дать представление о мифе, его природе.

             2. Познакомить учащихся с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии.

            3. Развивать навыки аудирования…

            4. Воспитывать интерес к искусству,  мировой литературе, истории.

    Оборудование: компьютер (для воспроизведения презентации урока), учебник под ред. Бунеевых, репродукции картин на мифологические темы, рабочие тетради, словарики учащихся.

    Тип урока: урок-знакомство.

    Работа с терминами: мифология, миф.

    Ход урока.

    1. Оргмомент.

    - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем с вами изучение раздела «То времена, а то деяния» и надеюсь, что ваша работа будет плодотворной и принесет много полезной информации

    1. Объяснение нового материала.

    1. Слово учителя.

    - Идет 2014 год от Рождества Христова… Мы используем атомную энергию и летаем в космос, научились делать сложнейшие медицинские операции и играючи управляться с компьютером. В борьбе с природой человек вооружил себя наукой и техникой. Всевозможные машины и приборы позволяют нам понять происходящие в мире явления, влиять на них. Но каким прибором можно измерить глубину и силу чувств? Какой счетчик предупредит о нарастающей человеческой трагедии? Какой датчик подскажет, кому быть Шекспиром или Наполеоном?

     (на фоне греческих «Сертак»)

    Я верую в мощного Зевса, держащего выси вселенной;Державную Геру, чьей волей обеты семейные святы;Властителя вод Посейдона, мутящего глуби трезубцем;Владыку подземного царства, судью неподкупного Гада;Губящую Ареса силу, влекущего дерзостных к бою;Блаженную мирность Деметры, под чьим покровительством пашни;Священную Гестии тайну, чьей благостью дом осчастливлен;Твой пояс, таящий соблазны, святящая страсть, Афродита;Твой лук с тетивой золоченой, ты, дева вовек, Артемида;Певуче-бессмертную лиру метателя стрел Аполлона;Могучий и творческий молот кующего тайны Гефеста;И легкую, умную хитрость посланника с крыльями Герма.Я верую, с Зевсом начальным, в двенадцать бессмертных. СтихииПокорны их благостной воле; земля, подземелье и небоПодвластны их грозным веленьям; и смертные, с робким восторгом,Приветствуют в образах вечных - что было, что есть и что будет.Храните, о боги, над миром владычество ныне и присно!

    -Это стихотворение принадлежит Валерию Брюсову и называется «Гимн богам».  

    Литература и искусство зародились в далеком прошлом. Создавая сказания о богах и героях, человек делал первый шаг к самопознанию и первый шаг к творчеству.  

    Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Древней Греции, познакомимся с богами Олимпа, приоткроем глубину идей и красоту образов древней мифологии.

    2. Работа с эпиграфом.

    - Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны» Д. С. Лихачев. (написан на доске).Как вы понимаете эти слова?

    (ответы детей)

    - Ребята, давайте перенесемся из вашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют мифологические герои. И отправимся в путь мы на корабле Арго.

     Вместе с нами отправятся в путешествие и наши гости

    -Путешествовать мы будем тремя командами.  Выполняя задания, вы будете получать лавровые венки.  В конце нашего путешествия подведем итоги.  

    Посовещайтесь и придумайте  название для своей команды.

    1 команда - «Аргонавты» — «Люди в туманную даль никогда не устанут пускаться, как  за руном золотым, за золотою мечтой».

     2 команда -  «Нить Ариадны» — «Пусть же всегда путеводная нить Ариадны к жизненной цели отважных и смелых ведет».

      3 команда - «Огонь Прометея» — «Вот вам огонь! Разожгите костры и согрейтесь! Свет и тепло пусть счастливыми сделают вас».

    Учитель

    Отлично, команды представились. Закройте глаза и приготовьтесь к путешествию во времени.  Слышите музыку, это звучит песня аргонавтов из фильма  «Хроника опасного путешествия ».  

    (слайд с кораблем

    Песня «АРГО»)

    Учитель

    Мы прибыли в Древнюю Грецию, чтобы лучше узнать о жизни Богов и героев  Знания о Богах и героях мы черпаем из мифов. А что же это такое МИФЫ?  Предлагаю адресовать этот вопрос нашему рапсоду – древнегреческому певцу,  который и даст  нам ответ.

    (сообщение Казакова о понятии МИФ и его отличии от БЫЛИНЫ)

    - Слово МИФ пришло к нам из Греции (mythos), что означает «слово», «предание», «сказание». Это произведения, созданные фантазией человека. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о явлениях природы, о деяниях древних богов и героев.

    Учитель

    - Давайте составим понятийное колесо, запишем его в тетради и обобщим, что же входит в понятие «МИФ»?

    - Что же такое МИФОЛОГИЯ? Из каких двух корней состоит данное слово? Как это слово можно перевести на русский язык?

    (Мифология («mythos» + «logos» - «слово, предание, сказание» + «наука, слово, учение») – совокупность мифов и мифических представлений.)

    -  А как греки представляли себе богов?

    Сообщение  1 группы учащихся

    Греки представляли богов в виде идеальных людей, обладающих всеми чувствами, свойственными человеку – радость, печаль, гнев, зависть, ненависть.  

    Первые, самые древние боги, были ужасны. Они своим видом и своими действиями внушали страх. Человеку были непонятны и страшны грозные силы природы. Природа казалась враждебной, готовой в любую минуту принести гибель или страдания человеку. Силы природы казались живыми существами, и они были страшны. Поэтому боги первого поколения были  свирепы.

    Учитель:  Их уничтожили олимпийские боги – 2 поколение богов.

    Сообщение 2 группы учащихся.

    Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети. И повелел он своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру; Геру; Аида; Посейдона. Чтобы спасти последнего ребенка  - Зевса, Рея скрыла его от отца на острове Крит, а вместо него бросила в пасть Крону камень. Крон не заметил обмана. Зевс вырос и восстал  против своего отца, заставив его вернуть на свет проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. На помощь Зевсу пришли некоторые титаны и циклопы, выковавшие ему громы и молнии. И они победили, основавшись на Олимпе, никто больше не мог противиться их власти. Они могли спокойно править миром.

    Учитель:  В результате появилось 3 поколение богов, утвердившихся на Олимпе после борьбы с Кроном и титанами.

    - Что это были за боги и как распределились обязанности между ними?

    Сообщение 3 группы учащихся: 

    Это были Зевс – бог грома и молнии, Посейдон – бог моря  и Аид – бог царства мертвых. Эти боги несли в себе гуманистические идеалы.

    Выступление  Шлямневой

    Учитель

     - Вы дома прочитали мифы о древнегреческих богах, представленные в вашем учебнике. Скажите, какая особенность отличает всех древнегреческих богов? В чем они были похожи с человеком и чем от него отличались? Свои ответы аргументируйте цитатами из текста

    Работают все группы, а ваши ответы мы будем заносить в сравнительную таблицу

    (ответ и чтение отрывка из мифов)

    Сходство богов и людей

    Различия богов и людей

    1.

    Родственные связи (наличие жен, детей)

    Боги много пировали, развлекались. Люди больше работали и поклонялись богам

    2.

    Чувства, эмоции (гнев Посейдона, самовлюбленность Аполона)

    Любимый цвет богов – золотой, людей – елый и серый

    3

    У каждого была судьба

    Боги обладали волшебными качествами (умели превращаться в животных, понимали их язык, им были подвластны стихии). Люди такими качествами не обладали

    4

    Жили на горе Олимп или в других местах во дворцах, где всегда было все в достатке. Люди испытывали нужду

    Учитель

    Вот мы вспомнили о богах,  и они как раз пожаловали  к нам. Предлагаю гостям познакомиться с ними поближе, а вы друзья, сможете показать, насколько хорошо вы занете древнегреческих богов

    Задание 1    «Узнай меня»    Работа в группах    Запись в тетрадях , а капитаны готовят ответ на листах бумаги.

    Работа с презентацией (Борушова)

    1. Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветра и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной стрелой. (Зевс)  Слайд  6
    2. Ударю я трезубцем – и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли , как пушинки. Отложу свой трезубец – и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой. (Посейдон)  Слайд 7 
    3. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души  мертвых. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в мое царство (Аид) .  Слайд 8 
    4. Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)  Слайд 9 
    5. Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Кифары и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери – следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)  Слайд  10 
    6. Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой Зевса. У меня есть любимая птица-павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царице богов. (Гера)  Слайд 11

    Борушова знакомит с остальными основными богами по презентации.

    Учитель:

    - Образы древнегреческих мифов сохранились и в нашем языке. Мы не верим теперь, что существовали когда-то  могучие великаны, которых древние греки называли титанами и гигантами, однако мы сейчас называем великие дела гигантскими.

            Мы говорим: «сизифов труд», «нить Ариадны», «яблоко раздора», «танталовы муки», «ахиллесова пята», «кануть в Лету». Как называются эти фразы

    (крылатые слова, крылатые выражения)

            И без знания греческих мифов эти крылатые слова непонятны.

    Следующее задание называется  «Состязание «Зевсов» (капитанов).  

    Команда выбирает выражение, обсуждает и один представитель команды -  Зевс , защищает

    Время на обсуждение 30 сек

    Учитель  после обсуждения

    Символом могущества и неотразимой силы Зевса были громоносные стрелы. Всех, кто вступал с ним в борьбу - будь то боги или смертные, он поражал этими стрелами. Но если мифологический Зевс разит стрелами, то наш Зевс должен разить остроумием. Самые величественные, самые мужественные, самые смелые самые прекрасные, короче те, кто называется "Зевсом" вперёд!

    Зевсы  объясняют значение выражения.

    Сизифов труд, Ахиллесова пята, Кануть в лету.

    Учитель

    - Путешествие нашего корабля приближается к совему завершению. И последним испытанием для членов команд станет «Кроссворд». Каждой команде предстоит ответить на 2 вопроса. Внимание на экран

    (работа с кроссвордом на презентации)

    III.  Подведение итогов   Выставление оценок.  Комментирование.

    Учитель: Сегодня мы побывали в удивительно  сказочном мире древнегреческих мифов. Мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов.

    Блестяще сыграли все команды.

    Давайте подведем итоги.

     Команда  Аргонавты  заработала             ____ лавровых венков

    Команда  «Нить Ариадны» -                      ____ лавровых венков Команда «Огонь Прометея» -                    ____ лавровых венков

    - Попрошу капитанов команд отметить наиболее активных участников путешествия и совместно в процессе обсуждения выставить друг дургу оценки

    IV. Рефлексия.

    А теперь как ни грустно, пора возвращаться домой. Для этого мы поднимемся на корабль и отправимся в путь

     Слайд  26      Звучит музыка.  

    Слышите, звучит музыка. Это русский квартет «Аккорд»  воспевает красоту и величие   святой греческой земли  

    Музыка стихает

    На обратном пути нам встретятся еще острова, которых нет на карте Древней Греции. Каждая команда заглянет на тот остров, который ей больше по душе и оставит для потомков  записку на пергаменте - синквейн , в котором вы должны отразить ваше впечатление от сегодняшнего путешествия  и написать 1 фразу-напутствие будущим путешественникам.

    Обсуждение в команде, написание синквейна .    

    Выступления учащихся от команды

    Домашнее задание

    (на слайде)

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа общеобразовательная №6»

    Подготовил:

    Учитель русского языка и литературы

    Еджошвили Н.Н.

    nsportal.ru