Духовная культура древней греции. Духовная и художественная культура Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Духовная и художественная культура Древней Греции. Духовная культура древней греции


Духовная и художественная культура Древней Греции

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

 ДУХОВНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ

Реферат

студента

факультета правоведения

Международного Университета

Бизнеса и Управления

Буньода Саидова

1996

- 2 -

Когда мы говорим о древней Элладе как непрерывном культурном

феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре,

представления людей о мире и его основах подвержены эволюции. Во

времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах во-

царилась демократия, представления греков о богах уже сильно раз-

нились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во

времена Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ

Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был

капризен и злоупотреблял своей силой он превратился в разумного

правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре про-

являются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот

вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше. По Ницше бог

Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в

таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, зако-

ном в нем является произвол богов, символизирующих силы природы.

Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека:

для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе,

ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру. Орудие

Диониса - опьянение ,не знающее преград,которое пробуждает душу от

тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни,

не знающую преград и подчинений. Именно подобного выхода за рамки

- 3 -

собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались

греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых

наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в

Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского

мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во

дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной

сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских ор-

гий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в

иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной

масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритми-

зующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей

его во всем. Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний,

ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях

лежат истоки великого искусства античной трагедии. "Неопровержимое

предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей фор-

ме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в тече-

нии довольно продолжительного времени единственный сценический ге-

рой был именно Дионис". Страдания Диониса, по Ницше, это страдания

бога - то есть существа высшего порядка, "единого существа мира",

"на себе испытывающего страдания индивидуации", запутанного в сети

индивидуальной воли. Ведь, по преданию, Дионис был разорван тита-

нами, "при этом намекается, что это раздробление, представляющее

дионисийское страдание по существу,подобно превращению в воздух,

- 4 -

воду, землю и огонь, что, следовательно, мы должны рассматривать

состояние индивидуации как источник и первооснову всякого страда-

ния, как нечто само по себе достойное осуждения".

"Из улыбки этого Диониса возникли олимпийские боги, из слез

его - люди", - так повествует предание, устанавливающее первенство

и животворное начало Диониса. Но оно несет в себе не только стра-

дание, но и парадоксальную радость, диктуемое надеждой на возрож-

дение: ведь погруженная в вечную печаль Деметра вновь познала ра-

дость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса. А таковая

возможность указывает нам на необычайно древние корни динисийского

начала, лежащие в далеком первобытном сознании человека, который

заметил, что все в мире циклично: рождается и умирает, и поверил,

что умеревшее вновь возродится в свой черед.

Второе естество греческой культуры - гармонии порядка и со-

размерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение

- прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает лю-

дей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего

- музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант. Аполлон - гений

величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит

мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом,

соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его

творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, поряд-

ка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному. В отличие

от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и

- 5 -

неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремя-

щийся развоплотиться. Ницше полагает, что аполлоническое - это

проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется

в дионисийском, однако противоположной направленности: это стрем-

ление всему найти свое место означает прежде всего найти место в

мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласив-

шись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограничен-

ности весь мир. "Как бы мог иначе такой болезненно чувствительный,

такой неистовый в своих желаниях,такой склонный к страданию народ

вынести существование, если бы оно не было представлено ему в бо-

гах озаренным в столь ослепительном ореоле", - говорит Ницше. Так

Аполлон (в символическом смысле) порождает весь олимпийский панте-

он, установил миропорядок, в котором боги оправдывают человеческую

жизнь, сами живя этой жизнью.

Антиномия дионисийского и аполлонического начал определила

пути развития греческой культуры. Трагедия, родившаяся, по опреде-

лению Ницше "из духа музыки", который но категорически приписывает

Дионису, и получившая свою форму под влияниям аполлонических тен-

денций, сказания Гомера, великая греческая архитектура - все, что

сделало эллинскую культуру великой, родилось из этой борьбы. Такой

неизбежной и необходимой, что ее несомненно можно назвать союзом.

Ведь вся культура Греции - это построение и оправдание мифа.

Даже философия, которая в современном мире призвана скорее развен-

чивать мифы (правда при этом неминуемо создавая новые), имеет ми-

- 6 -

фологические корни. Сказанное отностися не только к милетской шко-

ле, но и к более поздним философским учениям, например к философии

пифагорейцев, элеатов, Платона. Связано это с тем, что в древнег-

реческих мифологических и полумифологических текстах постепенно

накапливались сведения объективного характера и предпринимались

первоначальные попытки объяснения мира. Так, Гесиод написал поэму

"Теогония", что значит "Происхождение богов". В греческой литера-

туре мощный пласт образует мифологическая поэзия, а это не что

иное, как своды опоэтизированных мифов, но у Гесиода раскрываются

мысли человека, который пытается осознать не только то, что он не-

посредственно наблюдает и переживает, но его волнуют и весьма отв-

леченные вопросы, на которые он сам не мог дать ответ, но которые

уже не мог не поставить. Например, вопрос о том, откуда возникли,

как родились боги. Такая постановка вопроса уже не является чисто

религиозной. В сущности, вопрос о происхождении богов легко пере-

растает в вопрос о происхождении мира.

Таким образом, философ уже не является слушателем (читателем)

- потребителем мифа, хотя в повседневной жизни он, как и всякий

грек, окружен мифологией, более того, во всем - в языке, образах,

способах мышления не свободен от мифологии. Миф объясняет любое

природное событие волей божества, то есть причина выводится за

пределы самой природы, перемещается в небесную область, вверяется

богам. Но от такого, в широком смысле теологического, то есть сво-

дящего все причины к промыслу Божьему, объяснения философия от-

- 7 -

талкивается, уходит.

Когда мифология задавалась вопросами: почему, как устроены

космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказа-

тельств. Например, если они утверждали: Земля - огромное тело,

имеющее форму шара, то создатель мифа мог бы сослаться на что

угодно - на предание, на богов. А вот первые греческие мудрецы,

делая астрономические заключения, должны были давать конкретные

доказательства или хотя бы приводить абстрактные теоретические

построения. Как можно было в то время доказать шарообразность Зем-

ли? Каковы были "доказательства"? Главным образом, эстетические.

Так, пифагорейцы считали, что нашей Земле надлежит быть шаром, по

законам гармонии и совершенства, потому что круглое тело считалось

пластичным, красивым. Не было и не могло быть тогда эмпирически

достоверных доказательств относительно космоса и планет. О космосе

можно было рассуждать абстрактно, только на основе фантазии.

Философии было важно и удобно опереться на астрономический

материал, так как идея космоса, целостного, единого мира как уни-

версума была органичной для древней мысли и для философии вообще.

Понятно, что астрономия в в античности так и не стала наукой в

современном смысле этого слова: почти все астрономические предс-

тавления ныне кажутся фантастическими. Земля в представлении древ-

них мудрецов-астрономов по форме уподобляется куску деревянного

цилиндра, который плавает в океане, по крайней мере так думал о

Земле Фалес Милетский. Явная фантазия? Да. Но существенно, что

- 8 -

создается знание, отличное и от практических сведений астрономии,

и от космогонии мифологического типа. Философ-астроном предложил

образ Вселенной, на который надо было осмелиться, он выдвинул не-

кую парадоксальную умозрительную идею. то был полет мысли, выходя-

щий за пределы данного, созерцаемого.

Специфика древнегреческой науки хорошо видна на примере мате-

матики, в которой греки совершили кардинальный переворот: они

стремились задачу и ее решение как можно более общим образом, без

отнесения ее к конкретному приложению. Так произошел интеллекту-

альный рывок от того, что Платон назвал "логистикой" (то есть

прикладной математикой) к математике абстрактной. Еще более важно

то, что греки впервые ввели доказательства. Они применялись ко

вполне известным вещам, так уже на Востоке было известно, что углы

при основании равнобедренного треугольника равны, но только Фалес

доказал эту теорему. Путь абстрактных обобщающих построений, опи-

рающихся на доказательства - это существенное новшество в корпусе

знаний античности. Может быть, именно этот решительный шаг к осво-

бождению от конкретности, к превращению математики во всеобщее

знание и обусловил громадный прогресс самой математики. Нет сомне-

ний в научности математики Древней Греции. Не случайно геометрией

Эвклида пользовались на протяжении всего последующего развития

человечества, и она (естественно, в обогащенном виде) была единс-

твенной геометрией вплоть до XIX века, пока не появилась геометрия

Лобачевского-Римана. На протяжении веков все древнегреческие фило-

- 9 -

софы были и математиками. Не случайно лозунгом-символом, объявлен-

ным главным принципом Академии Платона, была сентенция: "Не гео-

метр да не войдёт".

Развиты были также описательные науки, такие как биология

(прежде всего систематизированные представления о живых организмах

Аристотеля Стагирита) и география. Однако основной, всеохватной

темой, красной нитью, проходящей через творчество известных нам

философов было осмысление рождения и гибели с их первоисточниками,

первопричинами - самая широкая, объединяющая тема философии. И

мысль грека легко, органично соединяла в ней и природу, и челове-

ка, и социальную жизнь. Главное здесь то, что грек-философ однов-

ременно и физик, и космолог, и этик. Он пытается разыскать одно

первоначало, сославшись на которое можно как бы разом осветить все

проблемы, решить все задачи, касающиеся рождения, жизни, гибели,

движения, изменения. И общекосмическое первоначало разыскивается

не где-нибудь, а в самой природе.

Духовная и художественная культура Древней Греции не просто

является ценнейшей частью мировой. В ней сформировалась общеевро-

пейская культурная парадигма. Это означает не просто то, что гре-

ческими мотивами пронизана вся последующая европейская художест-

венная культура. Греки вытащили на белый свет, представили нашему

сознанию основные проблемы мироустройства: бытие и становление, ис-

тина, цель и благо, космос, единое и многое, предел и беспредель-

ное, число и величина, мера и сущность, разум и логика, воображе-

- 10 -

ние и созерцание, теория и практика, природа, искусство и техника,

материя и ее двойственность... Без обращения к греческому наследию

европейской культры просто бы не существовало и мы не смогли бы

понять хоть как нибудь, хоть по своему, ни арабских математиков,

ни индийских и китайских мудрецов.

В заключении хотелось бы вспомнить концепцию "осевого време-

ни" К.Ясперса, согласно которому взрыв античного самосознания был

частью мирового процесса, в котором разрозненные цивилизации ока-

зались вовлечены в осознание общечеловеческих и общебытийных проб-

лем, "ужаса мира и собственного ничтожества". Это сделало возмож-

ным кудьтурный диалог, само понятие "человечество", которым мы так

привыкли пользоваться.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Ф.Ницше "Рождение трагедии, или Эллинство и варварство",

Соч в 2-х т., М., 1990

2. Античность как тип культуры. М., 1988

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и разви-

тие первых научных программ. М.,1980

4. История философии: Запад - Россия - Восток. М., 1995

studfiles.net

Духовная культура Древней Греции

ТОП 10:

 

История Древней Греции, связанная с миграцией индоевропейских племён, говоривших на греческом языке (эллинов), восходит к IV тысячелетию до н. э. На островах Эгейского моря, Балканском полуострове и западном побережье Малой Азии расселялись племена ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев. В III – II тысячелетии до н. э. здесь сложилась крито-микенская цивилизация. В связи с вторжением с севера дорийских племён эта культура в конце II тысячелетия до н. э. погибла, и наступил тёмный период греческой истории. Затем наступил гомеровский век (XII – X вв. до н. э.), сменившийся эпохой великой колонизации. Эта эпоха характерна усилением связи греков с народами Ближнего Востока, а именно египтянами, вавилонянами и прочее. VI – IV вв. до н. э. – это период классической Греции с целой системой полисов-государств, расцвета религии, философии и искусства.

Завоевание в середине IV в. до н.э. Александром Македонским Греции привело к потере её политической самостоятельности, которая не была восстановлена и после смерти Александра. Однако, страны, последовательно завоёвывавшие Грецию, вплоть до включения её в состав Римского государства, сами находились под влиянием греческой, эллинской культуры, в связи, с чем эта эпоха получила название эллинской.

Все сменяющие друг друга эпохи, естественно, оказывали своё влияние на религиозные верования древних греков. Но вместе с тем в Греции чётко прослеживаются общие для всех древних цивилизаций закономерности эволюции религиозных представлений. Так, на смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Боги имеют антропоморфный образ и олицетворяют стихии природы.

Греческий пантеон богов предстаёт перед нами в знаменитом произведении поэта Гесиода «Теогония» (Происхождение богов), созданного около 700 года до н.э. Гесиод излагает космогоническую концепцию рождения мира и богов, прослеживает генеалогические связи между ними. Первые боги – Гея-Земля и Уран-Небо, которые возникли из Хаоса, произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. По наущению матери младший из титанов Кронос («хронос» - время) убил своего возненавидевшего циклопов отца – Урана. Потом, испугавших бунта своих детей, он начал их уничтожать. Только Зевсу суждено остаться в живых и победить своего отца. Он заставил Кроноса извергнуть поглощённых детей, сам занял место на космическом престоле. Так, боги титаны, наделённые неразумным упорством и эгоизмом, были побеждены. Светлые боги-олимпийцы свергли их и поделили мир между собой. Зевс стал повелителем неба, его брат Посейдон – владыкой морей, Аид – подземного царства. Земля осталась в общем владении. Среди богов-олимпийцев Зевс стал высшей властью. Он правил людьми, богами и всем миром.

Немаловажную роль в системе разумного всеобщего порядка, олицетворяемую Зевсом, играли герои – дети богов-олимпийцев и людей. Это полубоги со сверхчеловеческой силой. В отличие от людей они являлись бессмертными. Они были рождены во время только что формировавшегося человеческого общества, вмешивались в жизнь людей и совершали великие подвиги. К героям относились Геракл, Тесей, Персей и прочие. Их задачей было уничтожать страшных хтонических существ[30], а именно Лернейскую гидру, Эхидну, медузу-Горгону, Керберу, Химеру и т.д.

Так, по мнению древних греков, устройство мира осуществлялось в результате смены поколений богов и деятельности героев, которые представляли собой промежуточное звено между богами и людьми.

Кроме того, греческие боги антропоморфны, а именно наделялись внешним обликом людей, свойственными человеку чертами характера. Мир греческих богов – это мир интриг и сложных взаимоотношений. При этом лучшие качества людей приписывались богам в превосходной степени.

Во-вторых, функции богов менялись в соответствии с изменением форм деятельности людей и их систем ценностей. Так, первоначально культы богов были связаны с сельскохозяйственной практикой греков. Греки поклонялись богине плодородия Деметре и Афродите. Первоначально Афина также была богиней плодородия. Боги-мужчины выступали в качестве олицетворения природы: Зевс – бог грома и молнии; Посейдон – бог моря, а для материковой Греции – бог землетрясений; Аполлон – бог солнца; Эол – бог ветра и прочее.

С развитием ремесла и многообразных форм деятельности людей усложнялись и функции богов. Так, Аполлон стал богом юности и покровителем искусств; Афродита – богиней любви; Афина – богиней мудрости; Гера – богиней брака; Гефест – покровителем кузнечного ремесла; Дионис – виноделия; Гермес – торговли и воровства и прочее

В классический период в Греции появились культы божеств, связанных с политическими ценностями – Демократии, Мира, Правосудия и т.д. Среди них особенно известна и почитаема Ника – богиня победы. Кроме того, появились боги – покровители греческих полисов. Так покровителем Афин является Афина, Коринфа – Посейдон, Аргоса – Гера и т.д.

Озабоченные проблемой жизни и смерти человека, греки верили в наличие двух душ у человека. Физическая душа, связанная с дыханием, находилась в грудной клетке человека и умирала вместе с его телом. Бессмертная вторая душа находилась в голове человека. Она после его смерти покидала тело и уходила в виде тени в загробный мир Аида. Бог подземного царства мёртвых Аид для душ, уставших от странствий по циклам перерождений, служил упокоением. Души добродетельных людей постоянно переселялись и в конечном итоге устремлялись в небо. Помимо этого царство Аида для душ преступников и святотатцев являлось страшным местом под названием Тартар.

Греки верили в тесную связь живых и мёртвых. Они считали, что загробное существование умерших зависело от живых людей. Поэтому предавалось особое значение похоронному обряду с жертвоприношением и тризной. Считалось, что если этим обрядом пренебречь, то душа усопшего превратится в злобного, несчастного, мстительного скитальца.

Жизнь живых считалась всецело зависимой от власти богов. Отсюда одной из основных черт мироощущения древних греков был фатализм, который порождал желание узнать свою судьбу. В Греции процветали пророчества и гадания. Гадали по полёту птиц, по печени жертвенных животных, по шелесту листьев дуба, дерева Зевса. Особо доверяли предсказаниям оракулов, передающим людям волю и решения богов. Самым знаменитым был оракул храма Аполлона в городе Дельфы – дельфийский оракул.

В честь богов греки строили храмы и храмовые комплексы. Богам выделялись особые владения – земля, здания, часть военной добычи и прочее. Управляли всем этим имуществом от имени богов особая каста жрецов, которые совершали обряды, ритуалы с молитвами, песнопениями и гимнами.

Проводились в храмах торжественные церемонии, переходившие в государственные празднества, посвящённые полисным богам, а также общегреческим культам. Они были ежегодными и в установленные сроки. Так, в честь бога Зевса раз в четыре года проводились в Олимпии, где находился его храм, Олимпийские игры. В честь культа Аполлона проводились в Дельфах Пифейские игры и прочее. Эти празднества, помимо спортивных состязаний, включали в себя музыкальные и литературные состязания. Победители торжественно увенчивались лавровыми венками.

После завоевания Греции Александром Македонским, здесь появились культы восточных богов: египетских Осириса и Исиды, персидского умирающего и воскресающего бога Митры, фригийской богини плодородия Кибелы. Были оживлены древние мистериальные культы, которые стали тайными и закрытыми для непосвящённых. В этих культах мисты[31] проходили специальные обряды очищения, посвящения, практику особых психотехник, вызывающих состояние экстаза, транса. Мистам было строжайше запрещено разглашать происходящее во время ритуала, целью которого было достижение состояния общения с богом. Мистерии воспринимались как способ обретения счастливой жизни после смерти. Они были связаны с мифом о Персефоне, дочери Деметры, похищаемой каждую осень Аидом и возвращающейся весной на землю из царства мёртвых, а также с культом Диониса – бога виноградной лозы, умирающей и оживающей вновь. Эти ритуалы проходили ночью и состояли из контрастов: музыки и безмолвия, тьмы и яркого света, факельных шествий и экстатических танцев. Это приводило человека к ощущению своей избранности.

Оживление мистериальных культов в эпоху после распада полисной системы Греции и возрастание роли жрецов как духовных руководителей людей подготавливало почву для позднейшего восприятия идей христианства.



infopedia.su

Духовная и художественная культура Древней Греции

Когда мы говорим о древней Элладе как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции. Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полу наивных представлений, какие были во времена Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой он превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше. По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы.

Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру. Орудие Диониса - опьянение, не знающее преград, которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений. Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, что значение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем. Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии. "Неопровержимое предание утверждает, что греческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течение довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис". Страдания Диониса, по Ницше, это страдания бога - то есть существа высшего порядка, "единого существа мира", "на себе испытывающего страдания индивидуации", запутанного в сети индивидуальной воли. Ведь, по преданию, Дионис был разорван титанами, "при этом намекается, что это раздробление, представляющее дионисийское страдание по существу, подобно превращению в воздух, воду, землю и огонь, что, следовательно, мы должны рассматривать состояние индивидуации как источник и первооснову всякого страдания, как нечто само по себе достойное осуждения".

"Из улыбки этого Диониса возникли олимпийские боги, из слез его - люди", - так повествует предание, устанавливающее первенство и животворное начало Диониса. Но оно несет в себе не только страдание, но и парадоксальную радость, диктуемое надеждой на возрождение: ведь погруженная в вечную печаль Деметра вновь познала радость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса. А таковая возможность указывает нам на необычайно древние корни динисийского начала, лежащие в далеком первобытном сознании человека, который заметил, что все в мире циклично: рождается и умирает, и поверил, что умеревшее вновь возродится в свой черед.

Второе естество греческой культуры гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар вдохновение и талант. Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному. В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться. Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир. "Как бы мог иначе такой болезненно чувствительный, такой неистовый в своих желаниях, такой склонный к страданию народ вынести существование, если бы оно не было представлено ему в богах озаренным в столь ослепительном ореоле", говорит Ницше. Так Аполлон (в символическом смысле) порождает весь олимпийский пантеон, установил миропорядок, в котором боги оправдывают человеческую жизнь, сами живя этой жизнью.

Антиномия дионисийского и аполлонического начал определила пути развития греческой культуры. Трагедия, родившаяся, по определению Ницше "из духа музыки", который категорически приписывает Дионису, и получившая свою форму под влияниям аполлонических тенденций, сказания Гомера, великая греческая архитектура - все, что сделало эллинскую культуру великой, родилось из этой борьбы. Такой неизбежной и необходимой, что ее, несомненно, можно назвать союзом.

Ведь вся культура Греции - это построение и оправдание мифа.

Даже философия, которая в современном мире призвана скорее развенчивать мифы (правда при этом неминуемо создавая новые) , имеет мифологические корни. Сказанное относится не только к милетской школе, но и к более поздним философским учениям, например к философии пифагорейцев, элеатов, Платона. Связано это с тем, что в древнегреческих мифологических и полу мифологических текстах постепенно накапливались сведения объективного характера и предпринимались первоначальные попытки объяснения мира. Так, Гесиод написал поэму "Теогония", что значит "Происхождение богов". В греческой литературе мощный пласт образует мифологическая поэзия, а это не что иное, как своды опоэтизированных мифов, но у Гесиода раскрываются мысли человека, который пытается осознать не только то, что он непосредственно наблюдает и переживает, но его волнуют и весьма отвлеченные вопросы, на которые он сам не мог дать ответ, но которые уже не мог не поставить. Например, вопрос о том, откуда возникли, как родились боги. Такая постановка вопроса уже не является чисто религиозной. В сущности, вопрос о происхождении богов легко перерастает в вопрос о происхождении мира.

Таким образом, философ уже не является слушателем (читателем) - потребителем мифа, хотя в повседневной жизни он, как и всякий грек, окружен мифологией, более того, во всем - в языке, образах, способах мышления не свободен от мифологии. Миф объясняет любое природное событие волей божества, то есть причина выводится за пределы самой природы, перемещается в небесную область, вверяется богам. Но от такого, в широком смысле теологического, то есть сводящего все причины к промыслу Божьему, объяснения философия отталкивается, уходит.

Когда мифология задавалась вопросами: почему, как устроены космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств. Например, если они утверждали: Земля - огромное тело, имеющее форму шара, то создатель мифа мог бы сослаться на что угодно - на предание, на богов. А вот первые греческие мудрецы, делая астрономические заключения, должны были давать конкретные доказательства или хотя бы приводить абстрактные теоретические построения. Как можно было в то время доказать шарообразность Земли? Каковы были "доказательства"? Главным образом, эстетические.

Так, пифагорейцы считали, что нашей Земле надлежит быть шаром, по законам гармонии и совершенства, потому что круглое тело считалось пластичным, красивым. Не было и не могло быть тогда эмпирически достоверных доказательств относительно космоса и планет. О космосе можно было рассуждать абстрактно, только на основе фантазии.

Философии было важно и удобно опереться на астрономический материал, так как идея космоса, целостного, единого мира как универсума была органичной для древней мысли и для философии вообще.

Понятно, что астрономия в античности так и не стала наукой в современном смысле этого слова: почти все астрономические представления ныне кажутся фантастическими. Земля в представлении древних мудрецов-астрономов по форме уподобляется куску деревянного цилиндра, который плавает в океане, по крайней мере, так думал о Земле Фалес Милетский. Явная фантазия? Да. Но существенно, что создается знание, отличное и от практических сведений астрономии, и от космогонии мифологического типа. Философ-астроном предложил образ Вселенной, на который надо было осмелиться, он выдвинул некую парадоксальную умозрительную идею. то был полет мысли, выходящий за пределы данного, созерцаемого.

Специфика древнегреческой науки хорошо видна на примере математики, в которой греки совершили кардинальный переворот: они стремились задачу и ее решение как можно более общим образом, без отнесения ее к конкретному приложению. Так произошел интеллектуальный рывок от того, что Платон назвал "логистикой" (то есть прикладной математикой) к математике абстрактной. Еще более важно то, что греки впервые ввели доказательства. Они применялись ко вполне известным вещам, так уже на Востоке было известно, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, но только Фалес доказал эту теорему. Путь абстрактных обобщающих построений, опирающихся на доказательства это существенное новшество в корпусе знаний античности. Может быть, именно этот решительный шаг к освобождению от конкретности, к превращению математики во всеобщее знание и обусловил громадный прогресс самой математики. Нет сомнений в научности математики Древней Греции. Не случайно геометрией Эвклида пользовались на протяжении всего последующего развития человечества, и она (естественно, в обогащенном виде) была единственной геометрией вплоть до XIX века, пока не появилась геометрия Лобачевского-Римана. На протяжении веков все древнегреческие философы были и математиками. Не случайно лозунгом-символом, объявленным главным принципом Академии Платона, была сентенция: "Не геометр да не войдёт".

Развиты были также описательные науки, такие как биология (прежде всего систематизированные представления о живых организмах Аристотеля Стагирита) и география. Однако основной, всеохватной темой, красной нитью, проходящей через творчество известных нам философов было осмысление рождения и гибели с их первоисточниками, первопричинами - самая широкая, объединяющая тема философии. И мысль грека легко, органично соединяла в ней и природу, и человека, и социальную жизнь. Главное здесь то, что грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он пытается разыскать одно первоначало, сославшись на которое можно как бы разом осветить все проблемы, решить все задачи, касающиеся рождения, жизни, гибели, движения, изменения. И общекосмическое первоначало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.

Духовная и художественная культура Древней Греции не просто является ценнейшей частью мировой. В ней сформировалась общеевропейская культурная парадигма. Это означает не просто то, что греческими мотивами пронизана вся последующая европейская художественная культура. Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основные проблемы мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, разум и логика, воображение и созерцание, теория и практика, природа, искусство и техника, материя и ее двойственность... Без обращения к греческому наследию европейской культуры просто бы не существовало, и мы не смогли бы понять, хоть по своему, ни арабских математиков, ни индийских и китайских мудрецов.

В заключении хотелось бы вспомнить концепцию "осевого времени" К. Ясперса, согласно которому взрыв античного самосознания был частью мирового процесса, в котором разрозненные цивилизации оказались вовлечены в осознание общечеловеческих и общебытийных проблем, "ужаса мира и собственного ничтожества". Это сделало возможным культурный диалог, само понятие "человечество", которым мы так привыкли пользоваться.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Ф. Ницше "Рождение трагедии, или Эллинство и варварство", Соч в 2-х т., М., 1990
  2. Античность как тип культуры. М., 1988
  3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980
  4. История философии: Запад - Россия Восток. М., 1995

studyport.ru

Духовная и художественная культура Древней Греции

скачать

Духовная и художественная культура Древней Греции

Когда мы говорим о древней Элладе как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции. Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полу наивных представлений, какие были во времена Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой он превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше. По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы.

Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру. Орудие Диониса - опьянение, не знающее преград, которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений. Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, что значение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем. Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии. "Неопровержимое предание утверждает, что греческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течение довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис". Страдания Диониса, по Ницше, это страдания бога - то есть существа высшего порядка, "единого существа мира", "на себе испытывающего страдания индивидуации", запутанного в сети индивидуальной воли. Ведь, по преданию, Дионис был разорван титанами, "при этом намекается, что это раздробление, представляющее дионисийское страдание по существу, подобно превращению в воздух, воду, землю и огонь, что, следовательно, мы должны рассматривать состояние индивидуации как источник и первооснову всякого страдания, как нечто само по себе достойное осуждения".

"Из улыбки этого Диониса возникли олимпийские боги, из слез его - люди", - так повествует предание, устанавливающее первенство и животворное начало Диониса. Но оно несет в себе не только страдание, но и парадоксальную радость, диктуемое надеждой на возрождение: ведь погруженная в вечную печаль Деметра вновь познала радость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса. А таковая возможность указывает нам на необычайно древние корни динисийского начала, лежащие в далеком первобытном сознании человека, который заметил, что все в мире циклично: рождается и умирает, и поверил, что умеревшее вновь возродится в свой черед.

Второе естество греческой культуры гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар вдохновение и талант. Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному. В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться. Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир. "Как бы мог иначе такой болезненно чувствительный, такой неистовый в своих желаниях, такой склонный к страданию народ вынести существование, если бы оно не было представлено ему в богах озаренным в столь ослепительном ореоле", говорит Ницше. Так Аполлон (в символическом смысле) порождает весь олимпийский пантеон, установил миропорядок, в котором боги оправдывают человеческую жизнь, сами живя этой жизнью.

Антиномия дионисийского и аполлонического начал определила пути развития греческой культуры. Трагедия, родившаяся, по определению Ницше "из духа музыки", который категорически приписывает Дионису, и получившая свою форму под влияниям аполлонических тенденций, сказания Гомера, великая греческая архитектура - все, что сделало эллинскую культуру великой, родилось из этой борьбы. Такой неизбежной и необходимой, что ее, несомненно, можно назвать союзом.

Ведь вся культура Греции - это построение и оправдание мифа.

Даже философия, которая в современном мире призвана скорее развенчивать мифы (правда при этом неминуемо создавая новые) , имеет мифологические корни. Сказанное относится не только к милетской школе, но и к более поздним философским учениям, например к философии пифагорейцев, элеатов, Платона. Связано это с тем, что в древнегреческих мифологических и полу мифологических текстах постепенно накапливались сведения объективного характера и предпринимались первоначальные попытки объяснения мира. Так, Гесиод написал поэму "Теогония", что значит "Происхождение богов". В греческой литературе мощный пласт образует мифологическая поэзия, а это не что иное, как своды опоэтизированных мифов, но у Гесиода раскрываются мысли человека, который пытается осознать не только то, что он непосредственно наблюдает и переживает, но его волнуют и весьма отвлеченные вопросы, на которые он сам не мог дать ответ, но которые уже не мог не поставить. Например, вопрос о том, откуда возникли, как родились боги. Такая постановка вопроса уже не является чисто религиозной. В сущности, вопрос о происхождении богов легко перерастает в вопрос о происхождении мира.

Таким образом, философ уже не является слушателем (читателем) - потребителем мифа, хотя в повседневной жизни он, как и всякий грек, окружен мифологией, более того, во всем - в языке, образах, способах мышления не свободен от мифологии. Миф объясняет любое природное событие волей божества, то есть причина выводится за пределы самой природы, перемещается в небесную область, вверяется богам. Но от такого, в широком смысле теологического, то есть сводящего все причины к промыслу Божьему, объяснения философия отталкивается, уходит.

Когда мифология задавалась вопросами: почему, как устроены космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств. Например, если они утверждали: Земля - огромное тело, имеющее форму шара, то создатель мифа мог бы сослаться на что угодно - на предание, на богов. А вот первые греческие мудрецы, делая астрономические заключения, должны были давать конкретные доказательства или хотя бы приводить абстрактные теоретические построения. Как можно было в то время доказать шарообразность Земли? Каковы были "доказательства"? Главным образом, эстетические.

Так, пифагорейцы считали, что нашей Земле надлежит быть шаром, по законам гармонии и совершенства, потому что круглое тело считалось пластичным, красивым. Не было и не могло быть тогда эмпирически достоверных доказательств относительно космоса и планет. О космосе можно было рассуждать абстрактно, только на основе фантазии.

Философии было важно и удобно опереться на астрономический материал, так как идея космоса, целостного, единого мира как универсума была органичной для древней мысли и для философии вообще.

Понятно, что астрономия в античности так и не стала наукой в современном смысле этого слова: почти все астрономические представления ныне кажутся фантастическими. Земля в представлении древних мудрецов-астрономов по форме уподобляется куску деревянного цилиндра, который плавает в океане, по крайней мере, так думал о Земле Фалес Милетский. Явная фантазия? Да. Но существенно, что создается знание, отличное и от практических сведений астрономии, и от космогонии мифологического типа. Философ-астроном предложил образ Вселенной, на который надо было осмелиться, он выдвинул некую парадоксальную умозрительную идею. то был полет мысли, выходящий за пределы данного, созерцаемого.

Специфика древнегреческой науки хорошо видна на примере математики, в которой греки совершили кардинальный переворот: они стремились задачу и ее решение как можно более общим образом, без отнесения ее к конкретному приложению. Так произошел интеллектуальный рывок от того, что Платон назвал "логистикой" (то есть прикладной математикой) к математике абстрактной. Еще более важно то, что греки впервые ввели доказательства. Они применялись ко вполне известным вещам, так уже на Востоке было известно, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, но только Фалес доказал эту теорему. Путь абстрактных обобщающих построений, опирающихся на доказательства это существенное новшество в корпусе знаний античности. Может быть, именно этот решительный шаг к освобождению от конкретности, к превращению математики во всеобщее знание и обусловил громадный прогресс самой математики. Нет сомнений в научности математики Древней Греции. Не случайно геометрией Эвклида пользовались на протяжении всего последующего развития человечества, и она (естественно, в обогащенном виде) была единственной геометрией вплоть до XIX века, пока не появилась геометрия Лобачевского-Римана. На протяжении веков все древнегреческие философы были и математиками. Не случайно лозунгом-символом, объявленным главным принципом Академии Платона, была сентенция: "Не геометр да не войдёт".

Развиты были также описательные науки, такие как биология (прежде всего систематизированные представления о живых организмах Аристотеля Стагирита) и география. Однако основной, всеохватной темой, красной нитью, проходящей через творчество известных нам философов было осмысление рождения и гибели с их первоисточниками, первопричинами - самая широкая, объединяющая тема философии. И мысль грека легко, органично соединяла в ней и природу, и человека, и социальную жизнь. Главное здесь то, что грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он пытается разыскать одно первоначало, сославшись на которое можно как бы разом осветить все проблемы, решить все задачи, касающиеся рождения, жизни, гибели, движения, изменения. И общекосмическое первоначало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.

Духовная и художественная культура Древней Греции не просто является ценнейшей частью мировой. В ней сформировалась общеевропейская культурная парадигма. Это означает не просто то, что греческими мотивами пронизана вся последующая европейская художественная культура. Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основные проблемы мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, разум и логика, воображение и созерцание, теория и практика, природа, искусство и техника, материя и ее двойственность... Без обращения к греческому наследию европейской культуры просто бы не существовало, и мы не смогли бы понять, хоть по своему, ни арабских математиков, ни индийских и китайских мудрецов.

В заключении хотелось бы вспомнить концепцию "осевого времени" К. Ясперса, согласно которому взрыв античного самосознания был частью мирового процесса, в котором разрозненные цивилизации оказались вовлечены в осознание общечеловеческих и общебытийных проблем, "ужаса мира и собственного ничтожества". Это сделало возможным культурный диалог, само понятие "человечество", которым мы так привыкли пользоваться.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Ф. Ницше "Рождение трагедии, или Эллинство и варварство", Соч в 2-х т., М., 1990
  2. Античность как тип культуры. М., 1988
  3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980
  4. История философии: Запад - Россия Восток. М., 1995
скачать

nenuda.ru