Духовная культура древнего египта. Духовная культура Древнего Египта Выполнила ученица 9 Б
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

35. Духовная культура древнего Египта. Духовная культура древнего египта


35. Духовная культура древнего Египта.

Духовная культура  — это система знаний и мировоззренческих идей

Мировосприятие и религия.

В жизни и культуре древних египтян религия и мифология занимала очень важное место. Как и большинство народов египтяне с помощью религии объясняли мир вокруг себя, но помимо этого египетская религия была еще и этикой для жителей Древнего Египта.

Что примечательно, в Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический(это когда единичные божества еще не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех. Например в Древнем Египте часто встречаются божества с одинаковыми функциями) характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая( грубо говоря язычество, коим египетская вера и была).

В до династическом периоде Египтяне, как и большинство народов в ранний период( те же греки в архаике), во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойств) и тотемизм(религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема). Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.

На протяжении всего династического периода в Египте в религии присутствовало обожествление животных, идущее еще из тотемизма. Но стройной системы в египетской религии не было - все боги в древнем Египте делились на местных, почитаемых в крупном селении, номовых, почитаемых в областных центрах и общегосударственных, обязательных для всего населения. Изначально все боги были в образе животных, но с течением времени боги стали изображаться с телом человека и головой животного. Вот некоторые животные и боги, которых они могут олицетворять: Быки и коровы(Атум, Осирис, Ихет, Метуэр, Нут, Хесат, Хатор), Гиппопотам ( слуги Сета), Крокодил( Слуги Сета, враги Ра), Сокол( Хор, Ра, Амон, Монту, Немти, Сопду).

Вообще египетские боги отличаются необычным внешним видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели что-то исключительно свое, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях. Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Наиболее чтимыми из общеегипетских богов был бог Солнца Ра; бог Птах- творец существующего мира и мира людей; бог Амон- покровитель царской власти и войн; Бог Тот- воплощение мудрости и Луны, создатель письменности и календаря; Осирис - олицетворение умирающей и воскресающей природы; Исида- покровительница супружеской любви и материнства; Хор – символ неба и дневного света, защитник фараона, его земное воплощение.

Важное место в мировоззрении египтян так же занимает концепция Маат. Маат - богиня правды, справедливости, вселенской гармонии, божественного установления и этической нормы. Как и другие боги, крылатая Маат изначально пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса. На космическом же уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Эта концепция являлось этикой для египтян, и содержала в себе нормы поведения.

Особое внимание также следует уделить культу фараона. Носитель царской власти рассматривался как земное воплощение божества - богочеловек. Его рождение объяснялось брачным союзом между богом - отцом и земной женщиной. После смерти фараон расставался с земной оболочкой и сливался с богом - Осирисом. Как и каждое божество каждый фараон имел свой культ, жрецов, жертвоприношения.

Знания.

Мягкая этика Маат давала свободу мысли человека, стремящегося познать и постоянно познающего окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о знании. Знания накапливались и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, например при царской сокровищнице. Кроме того, к постепенному накоплению знаний привели развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой, хотя эти знания носили в значительной степени прикладной характер.

Математика: Например, мы до сих пор используем древнейшие знания в области математики, которые были созданы для облегчения работы землемеров и строителей. В гробницах сохранились рисунки, изображающие обмер земли при помощи особой землемерной верёвки. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, судя по содержанию задач, сохранившихся в этих текстах, знания в области арифметики и геометрии использовались для определения площади поля, объёма кучи зерна или вместимости амбара- хозяйственные. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и очень примитивные чертежи. Математика была необходима и в строительном деле: многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно было воздвигнуть лишь при точных вычислениях. Одним из крупных достижений в области математики было некоторое развитие десятичной системы счисления. В письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 10, 100, 1000, 10000, 100000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Существовали особые слова и письменные знаки для обозначения мер длины, поверхности, веса и мер зерна. Показателем конкретного мышления египтян является использование некоторых частей человеческого тела в качестве единиц длины: палец, ладонь, ступня и локоть. Однако математические знания были ещё весьма примитивны, например, громоздкий способ вычисления четырёх простых арифметических действий. Геометрия: Значительного для того времени развития достигла геометрия, имевшая практическое значение. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая величину равной 3,16. В «Московском математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вычислить уравнения с одним неизвестным, которое они называли словом «куча» (очевидно, зерна).

Астрономия: Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, они могли отличать планеты от звёзд и пытались в общих чертах набросать карту звёздного неба. Египтяне разработали особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году.

Медицина: Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи ещё не могли полностью отрешиться от древней магии. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами знакомиться со строением человеческого организма (искали душу). В некоторых медицинских сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установление диагноза и способа лечения. Существовала и врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он заранее сказал больному о возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: 1. «Это болезнь, которую я могу вылечить». 2. «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». 3. «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».Большого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохранились изображения различных операций на конечностях. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника.Достижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими народами.

studfiles.net

35. Духовная культура древнего Египта.

Духовная культура  — это система знаний и мировоззренческих идей

Мировосприятие и религия.

В жизни и культуре древних египтян религия и мифология занимала очень важное место. Как и большинство народов египтяне с помощью религии объясняли мир вокруг себя, но помимо этого египетская религия была еще и этикой для жителей Древнего Египта.

Что примечательно, в Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический(это когда единичные божества еще не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех. Например в Древнем Египте часто встречаются божества с одинаковыми функциями) характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая( грубо говоря язычество, коим египетская вера и была).

В до династическом периоде Египтяне, как и большинство народов в ранний период( те же греки в архаике), во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойств) и тотемизм(религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема). Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.

На протяжении всего династического периода в Египте в религии присутствовало обожествление животных, идущее еще из тотемизма. Но стройной системы в египетской религии не было - все боги в древнем Египте делились на местных, почитаемых в крупном селении, номовых, почитаемых в областных центрах и общегосударственных, обязательных для всего населения. Изначально все боги были в образе животных, но с течением времени боги стали изображаться с телом человека и головой животного. Вот некоторые животные и боги, которых они могут олицетворять: Быки и коровы(Атум, Осирис, Ихет, Метуэр, Нут, Хесат, Хатор), Гиппопотам ( слуги Сета), Крокодил( Слуги Сета, враги Ра), Сокол( Хор, Ра, Амон, Монту, Немти, Сопду).

Вообще египетские боги отличаются необычным внешним видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели что-то исключительно свое, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях. Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Наиболее чтимыми из общеегипетских богов был бог Солнца Ра; бог Птах- творец существующего мира и мира людей; бог Амон- покровитель царской власти и войн; Бог Тот- воплощение мудрости и Луны, создатель письменности и календаря; Осирис - олицетворение умирающей и воскресающей природы; Исида- покровительница супружеской любви и материнства; Хор – символ неба и дневного света, защитник фараона, его земное воплощение.

Важное место в мировоззрении египтян так же занимает концепция Маат. Маат - богиня правды, справедливости, вселенской гармонии, божественного установления и этической нормы. Как и другие боги, крылатая Маат изначально пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса. На космическом же уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Эта концепция являлось этикой для египтян, и содержала в себе нормы поведения.

Особое внимание также следует уделить культу фараона. Носитель царской власти рассматривался как земное воплощение божества - богочеловек. Его рождение объяснялось брачным союзом между богом - отцом и земной женщиной. После смерти фараон расставался с земной оболочкой и сливался с богом - Осирисом. Как и каждое божество каждый фараон имел свой культ, жрецов, жертвоприношения.

Знания.

Мягкая этика Маат давала свободу мысли человека, стремящегося познать и постоянно познающего окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о знании. Знания накапливались и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, например при царской сокровищнице. Кроме того, к постепенному накоплению знаний привели развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой, хотя эти знания носили в значительной степени прикладной характер.

Математика: Например, мы до сих пор используем древнейшие знания в области математики, которые были созданы для облегчения работы землемеров и строителей. В гробницах сохранились рисунки, изображающие обмер земли при помощи особой землемерной верёвки. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, судя по содержанию задач, сохранившихся в этих текстах, знания в области арифметики и геометрии использовались для определения площади поля, объёма кучи зерна или вместимости амбара- хозяйственные. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и очень примитивные чертежи. Математика была необходима и в строительном деле: многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно было воздвигнуть лишь при точных вычислениях. Одним из крупных достижений в области математики было некоторое развитие десятичной системы счисления. В письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 10, 100, 1000, 10000, 100000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Существовали особые слова и письменные знаки для обозначения мер длины, поверхности, веса и мер зерна. Показателем конкретного мышления египтян является использование некоторых частей человеческого тела в качестве единиц длины: палец, ладонь, ступня и локоть. Однако математические знания были ещё весьма примитивны, например, громоздкий способ вычисления четырёх простых арифметических действий. Геометрия: Значительного для того времени развития достигла геометрия, имевшая практическое значение. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая величину равной 3,16. В «Московском математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вычислить уравнения с одним неизвестным, которое они называли словом «куча» (очевидно, зерна).

Астрономия: Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, они могли отличать планеты от звёзд и пытались в общих чертах набросать карту звёздного неба. Египтяне разработали особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году.

Медицина: Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи ещё не могли полностью отрешиться от древней магии. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами знакомиться со строением человеческого организма (искали душу). В некоторых медицинских сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установление диагноза и способа лечения. Существовала и врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он заранее сказал больному о возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: 1. «Это болезнь, которую я могу вылечить». 2. «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». 3. «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».Большого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохранились изображения различных операций на конечностях. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника.Достижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими народами.

studfiles.net

Духовная культура Древнего Египта Выполнила ученица 9 Б

Духовная культура Древнего Египта. Выполнила ученица 9 «Б» класса Жошыбаева Жазель

Cодержание. 1. Введение. 2. Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта. 3. Искусство Древнего Египта. Сакрально-религиозный характер Египта. 4. Мифология Древнего Египта.

ВВЕДЕНИЕ. Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо. Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» . Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну «Та-Кемет» – Черная Земля – по цвету местной почвы

Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта. . . Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов — сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т. д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т. п. ).

Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта. . . Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум - вечернее. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5 -й династии Древнего царства. . .

Ра-Бог солнца.

Искусство Древнего Египта. Сакрально-религиозный характер Египта. Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени — свыше четырех тысяч лет. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой интерес, так как можно выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества. Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые.

Искусство Древнего Египта. Сакрально-религиозный характер Египта. . Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Об этом ярко свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов — пирамиды, обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огромные обелиски, огромные монолитные статуи, весившие до тысячи тонн.

Мифология Древнего Египта. Птах был главным богом Мемфиса; он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой головой. Он назывался богом "с красивым лицом, богом, придающим новую жизнь или новые формы". Птах есть то божество, которое снабдило бога Ра, сотворившего Вселенную, всеми элементами, из которых составился мир. Он часто изображается с символом воскресения на голове — это скарабей, или навозный жук, — и попирает ногами крокодила, символ мрака. Амон является высшим божеством Фив; греки отождествляли его с Юпитером. Он главный деятель в природе и главная причина, заставляющая природу вечно возобновляться. Так как для Египта высшее проявление могущества этого бога заключалось в размножении стад, то Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот почему в Фивах к храмам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные по обеим сторонам бараньими головами. Это животное было ему посвящено и — чаще всего приносилось ему в жертву.

Спасибо за внимание!=)

present5.com