Древняя стадия развития человечества. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории. Древняя стадия развития человечества


§ 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории

§ 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории

1. Основные членения истории человечества

Теперь, когда введена целая система новых понятий, можно попытаться, пользуясь ей, нарисовать целостную картину всемирной истории, разумеется, предельно краткую.

История человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности). Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи: (1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и (2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней). В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.), античная (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), средних веков (VI-XV вв.), новая XVI в. - 1917 г.) и новейшая (с 1917 г.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории

Ю.И.Семенов

Основные членения истории человечества.

Теперь, когда введена целая система новых понятий, можно попытаться, пользуясь ими, нарисовать целостную картину всемирной истории, разумеется, предельно краткую.

История человечества, прежде всего, подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности). Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи: (1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и (2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней). В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (Ш-П тысячелетия до н.э.), Античная эпоха (VIII в. дон.э. - V в. н.э.), Средних веков (VI-XV вв.), Новая (XVI в. -1917 г.) и Новейшая (с 1917 г.) эпохи.

Период прабщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет). Человек выделился из животного мира. Как сейчас твердо установлено, между животными предшественниками человека, с одной стороны, и людьми, какими они являются сейчас (Homo sapiens), с другой, лежит необычайно длительный период становления человека и общества (антропосоциогенеза). Люди, жившие в то время, были людьми еще только формирующимися (пралюдъми). Только еще формирующимся было и их общество. Оно может быть охарактеризовано только праобщество.

Одни ученые принимают за первых людей (пралюдей) хабилисов, пришедших на смену австралопитекам, примерно, 2,5 млн. лет назад, другие считают первыми людьми архантропов (питекантропов, синантропов, атлантропов и т.п.), сменивших хабилисов, примерно, 1,6 млн. назад. Ближе к истине вторая точка зрения, ибо только с архантропами начали формироваться язык, мышление и социальные отношения. Что же касается хабилисов, то они, как и австралопитеки, были не пралюдьми, а предлюдъми, но только не ранними, а поздними.

В основе становления человека и человеческого общества лежал процесс возникновения и развития производственной деятельности, материального производства. Возникновение и развитие производства с необходимостью потребовало не только изменения организма производящих существ, но и возникновения между ними совершенно новых отношений, качественно отличных от тех, что существовали у животных, отношений не биологических, а социальных, то есть появления человеческого общества. Социальных отношений и общества в животном мире нет. Они присущи только человеку. Возникновение качественно новых отношений, и тем самым совершенно новых, присущих только человеку стимулов поведения, было абсолютно невозможно без ограничения и подавления, без введения в социальные рамки старых, безраздельно господствующих в животном мире движущих сил поведения - биологических инстинктов. Насущной объективной необходимостью было обуздание и введение в социальные рамки двух эгоистических животных инстинктов - пищевого и полового.

Обуздание пищевого инстинкта началось с возникновением самых ранних пралюдей - архантропов и завершилось на следующей фазе антропосоциогенеза, когда на смену им 0,3-0,2 млн. лет назад пришли пралюди более совершенного вида - палеоантропы, точнее, с появлением 75-70 тыс. лет назад поздних палеоантропов. Именно тогда завершилось формирование первой формы социально-экономических отношений - разборно-коммуналистических отношений. С обузданием, постановкой под социальный контроль полового инстинкта, что выразилось в появлении рода и первой формы брачных отношений - дуально-родовой организации, что произошло 35-40 тыс. лет назад, на смену формирующимся людям и формирующемуся обществу пришли готовые сформировавшиеся люди и готовое сформировавшееся общество, первой формой которого было первобытное общество.

Эпоха первобытного (доклассового) общества (40-6 тыс. лет тому назад). В развитии доклассового общества последовательно сменились стадии раннего первобытного (первобытно-коммунистического) и позднего первобытного (первобытно-престижного) обществ. Затем наступила эпоха общества переходного от первобытному к классовому, или предклассового.

На стадии предклассового общества существовали формирующийся крестьянско-общинный (пракрестьянско-общинный), формирующийся политарный (протополитарный), нобиларный, доминарный и магнарный способы производства, причем последние два нередко образовывали один единый гибридный способ производства доминомагнарный. (См. лекцию VI "Основные и неосновные способы производства".) Они по отдельности или в разных сочетаниях определяли социально-экономический тип предклассовых социоисторических организмов.

Были общества, в которых господствовал пракрестьянско-общинный уклад, - пракрестьянские (1). В значительном числе предклассовых обществ господствующим был протополитарный уклад. Это - протополитарные общества (2). Наблюдались общества с доминированием нобиларных отношений - протоно-биларные общества (3). Были социоисторические организмы, в которых господствовал доминомагнарный способ производства, - протодоминомагнарные общества (4). В некоторых обществах сосуществовали и играли примерно одинаковую роль нобиларная и доминомагнарная формы эксплуатации. Это - протонобило-магнарные общества (5). Еще один тип - общества, в которых доминомагнарные отношения сочетались с эксплуатацией рядовых его членов со стороны особой военной корпорации, которую на Руси называли дружиной. Научным термином для обозначения такой корпорации могло бы стать слово "милития" (лат. militia - войско), а ее предводителя - слово "милитарх". Соответственно такие социоисторические организмы могут быть названы протомилито-магнарными обществами (6).

Ни один из этих шести основных типов предклассового общества не может быть охарактеризован как общественно-экономическая формация, ибо он не был стадией всемирно-исторического развития. Такой стадией было предклассовое общество, но оно тоже не может быть названо общественно-экономической формацией, ибо оно не представляло собой единого социально-экономического типа.

К разным социально-экономические типам предклассового общества вряд ли применимо и понятие параформации. Они не дополняли какую-либо общественно-экономическую формацию, существовавшую в качестве стадии мировой истории, а все вместе взятые заменяли общественно-экономическую формацию. Поэтому их лучше всего было бы именовать общественно-экономическими проформациями (от греч. про - вместо).

Из всех названных типов предклассового общества только про-тополитарная проформация была способна без влияния обществ более высокого типа превратиться в классовое общество, причем, разумеется, древнеполитарно. Остальные проформации составляли своеобразный исторический резерв.

Эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.). Первое в истории человечества классовое общество было политарным. Оно появилось впервые в конце IV тысячелетия до н.э. в виде двух исторических гнезд: крупного политарного социоисторического организма в долине Нила (Египет) и системы небольших политарных социо-ров в южной Месопотамии (Шумер). Так человеческое общество раскололось на два исторических мира: доклассовый, который превратился в инфериорный, и политарный, ставший супериорным. Дальнейшее развитие пошло по пути, с одной стороны, возникновения новых изолированных исторических гнезд (цивилизации Ха-раппы в бассейне Инда и Шанской (Иньской) цивилизации в долине Хуанхе), с другой - появления все новых и новых исторических гнезд по соседству с Двуречьем и Египтом и образования огромной системы политарных социоисторических организмов, охватывавшей весь Ближний Восток. Такого рода совокупность социоисторических организмов можно назвать исторической ареной. Ближневосточная историческая арена была в то время единственной. Она являлась центром мирового исторического развития и в этом смысле мировой системой. Мир разделился на политарный центр и периферию, которая была частично первобытной (включая предклассовую), частично классовой, политарной.

Древневосточным обществам был свойствен циклический характер развития. Они возникали, расцветали, а затем приходили в упадок. В ряде случаев происходила гибель цивилизации и возвращение на стадию предклассового общества (Индская и Микенская цивилизации). Это, прежде всего, было связано с присущим политарному обществу способом повышения уровня развития производительных сил - ростом продуктивности общественного производства за счет увеличения продолжительности рабочего времени. Но этот темпоральный (от лат. tempus - время), способ повышения продуктивности общественного производства в отличие от технического способа является тупиковым. Рано или поздно дальнейшее увеличение рабочего времени становилось невозможным. Оно приводило к физической деградации и даже гибели основной производительной силы - работников, следствием чего был упадок и даже гибель общества.

Античная эпоха (VIII в. до н.э. - V в. н.э.). В силу тупиковости темпорального способа развития производительных сил политарное общество было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Новая, более прогрессивная общественно-экономическая формация - античная, рабовладельческая, сер-варная - возникла в результате процесса, который был выше назван ультрасупериоризацией. Возникновение античного общества было следствием всестороннего воздействия ближневосточной мировой системы на бывшие до этого предклассовыми греческие социоисторические организмы. Это влияние давно уже подмечено историками, назвавшими этот процесс ориентализацией. В результате предклассовые греческие социоры, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протонобило-магнарной, вначале (в VIII в. до н.э.) стали доминомагнарными обществами (Архаическая Греция), а затем превратились в собственно античные, серверные. Так, наряду с двумя прежними историческими мирами (первобытным и политарным) возник новый - античный, который и стал супериорным.

mirznanii.com

«Древнейшая стадия истории человечества» - страница 3

Тема: «Древнейшая стадия истории человечества» План

I. Происхождение человека

II. Древнейшая стадия развития человечества

1. Каменный век

2. Начало обработки металлов

3. Железный векОсновные термины и понятия

Цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, разделение труда, каменный век, бронзовый век, железный век.

Персоналии

Луис Лики, Тур Хейердал

Вопросы для самоконтроляДомашнее задание

Конспект студентаЗанятие № 2

Тема: «Древнейшая стадия истории человечества» План

I. Происхождение человека

II. Древнейшая стадия развития человечества

1. Каменный век

2. Начало обработки металлов

3. Железный векСодержание занятия

I. Происхождение человека

Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет.

В 1931 году в Восточной Африке английский археолог Луис Лики начал исследование Олдовайского ущелья. Находки позволили восстановить облик человека, жившего здесь более миллиона лет назад. Его назвали «человек умелый

Антропогенез - процесс становления человека как биологического вида.

Отичие человека от животного: наличие разума, способность мыслить абстрактно, прямохождение и скудное оволосение, развитая речи, трансформации окружающей действительностиII. Древнейшая стадия развития человечества

Период Особенности периода, основные занятия и навыки

древнейшего человека, находки археологов

Каменный век Палеолит -древний каменный век

(св. 2 млн. лет назад – 10 тыс. лет до н. э.).

 заостренные камни, палка-копалка и дубина, ручные рубила, иглы, шилья, гарпуны, фигурки птиц и людей, музыкальные инструменты — трещотки из кости и бивня мамонта

 овладение умением пользоваться oгнем.

 резкое похолодание

 сложились основные расы людей: eвропеоидная, монголоидная и экваториальная (две ветви: океаническая - австралоидная и негроидная)

 родовой строй

 охота, собирательство

Мезолит -средний каменный век (10-6 тыс. лет до н. э.)  лук со стрелами, топор, мотыга, серп, геометрические орнаменты, «лунный кален­дарь», наборы украшений, бляхи с орнаментом, бусы, подвески из бивня мамонта, бусинки из позвонков рыб, браслеты из меха, кости и из цветных камней — кальцита и нефрита..
  • рисунками древних художников (пещера Альтамира (Испания),
на берегу реки Ангары покрыты, у деревни Шишкино на Лене, на Мальте)
  • оседлый образ жизни
  • развитие ремёсел – (керамика, гончарный круг, ткацкий
станок)
  • петроглифы - рисунки на камнях
  • потепление, изменением природных условий
  • преобладании хозяйства присваивающего типа (присваивающее
хозяйство - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства).
  • возникновение земледелия, приручение животных-скотоводство
  • освоение Америки и Австралии.
  • фетишизм - убеждение, что некоторые предметы (талисманы
имеют особую магическую силу.
Неолит

- новый каменный век

(6-3 тыс. до н.э.)

 посуда из глины, обрабатка дерева, лодка, сети, колесо- тягловая сила животных, первые колесные повозки

 разделение труда - дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества.

 переход от присваивающего к производящему хозяйству - неолитическая революция (производящее хозяйство - хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные).

 повышение производительности труда

Энеолит (меднокаменный век)

(3 тыс лет до н.э.)

 медные орудия труда

 активное преобразовывание природы - искусственную среду обитания (древнейшие города)

 зарождение первых цивилизаций (цивилизация - это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью)

 неравенство

Бронзовый век

(3 тыс. – до начала 1 тыс. до н.э.),

 бронзовые орудия труда (бронза - сплава меди с оловом).

 труд людей стал производительнее

 изобретением плуга

 частная собственность - общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоением) вещей как элементов материального богатства общества отдельными индивидуумами (группами)

 появление ре­лигии.

Железный век

(с I тыс. до н.э.)

 толчок техническому развитию древних цивилизаций

Приложение к занятию № 2Ученые – исследователи стоянок первых людей

Лики - семья ученых, открывших стоянки первых людей в Восточной Африке. Их открытия удревнили возраст человечества с 0,5-0,8 млн. лет до 2 млн. лет.

Основатель семейства Луис Сеймур Баззетт Лики, куратор музея Найроби (Кения) вырос в Африке. Его мать еще девушкой вместе со своими сестрами решилась отправиться в Восточную Африку просвещать там местных жителей. В 1902 г. она вышла замуж за миссионера Гарри Лики и прибыла в деревушку Кабета под Найроби. Там у них родился сын Луис.

Он был первым белым ребенком в тех местах. Поэтому его появление на свет вызвало большой переполох среди местных племен кикуйю. Посмотреть на белого ребенка приходили вожди племен издалека. Они дружно плевали на него – так принято в их племени выражать высшее доверие. Посетителей было много, и, по рассказам самого Луиса, «старейшины сделали меня самым чистым младенцем по всей Восточной Африке».

Товарищами детских игр Луиса были черные сверстники из племени кикуйю. К 13 годам он уже хорошо освоил обязанности взрослого воина. Вожди племени решили допустить Луиса до обряда посвящения во взрослые (инициации). Это трудное испытание на выносливость, мужество, умение. Не все его проходят с одного раза. Лики сразу прошел все испытания и получил имя Вакараучи – Сын Ястреба. Он умел стрелять из лука так же метко, как и взрослые охотники кикуйю. Он умел незаметно подкрасться к любому животному и поймать его голыми руками, мог беззвучно подплыть к дикой утке и поймать ее за лапки, мог добывать себе пищу в необитаемом месте только с помощью лука и стрел.

Так он получил два воспитания – одно европейское, второе первобытное. Особенно он гордился тем, что его высоко чтили вожди кикуйю. «Мы называем его черным человеком с белым лицом, поскольку он скорее африканец, нежели европеец!» – сказал о Луисе вождь племени кикуйю Комнанадж.

В 16 лет Луис отправился в Англию для получения образования. Он блестяще оканчивает Кембриджский университет и решает разгадать тайну первого человека. Лики приходит к мысли, что искать «недостающее звено» нужно только в Восточной Африке. В 23 года он начинает свои поиски. Однажды, продираясь сквозь кустарник, молодой исследователь споткнулся и упал. Обнаружив себя на самом краю 15-метрового обрыва, Лики стал разглядывать кручу, с которой чуть было не свалился и не разбился. «Да, высота пятиэтажного дома. Тут, пожалуй, разбился бы насмерть. Правда, можно было на лету схватиться за что-нибудь торчащее из обрыва. За что бы можно было схватиться?» – раздумывал Луис. И вдруг увидел, что из обрыва торчит блестящий камень. Похоже на орудие. Лики осторожно добрался до камня и вытащил его – рубило! Настоящее рубило! Рубила делали питекантропы. Таких древних орудий в Восточной Африке еще никто не находил. Луис начинает раскопки. Он обнаруживает стоянку человека 200-тысячелетней давности. на ней – 2 тыс. каменных орудий.

Большой вклад в археологию оставили жена Мэри и дети Луиса. /historydic.ru›liki/Мамонт

Он был похож на слона, только гораздо массивнее, более пропорционально сложен и весь покрыт густой длинной шерстью. Издали мамонта можно было принять за движущуюся шерстяную гору.

Это были гиганты высотой до 3,5м и весом 5-6 тонн. Мамонты появились в Сибири свыше ста тысяч лет назад и вымерли около 10 тысяч лет назад.

Мамонты жили небольшими стадами по 12—15 особей. Иногда в стаде было 1-2 малыша. Днем мамонты разбредались на несколько километров, чтобы не мешать друг другу в поисках корма. К вечеру вновь собирались вместе на ночевку.

В самые жаркие месяцы, когда в воздухе появлялись тучи гнуса, мамонты старались держаться поближе к леднику. Они выходили в приполярные тундры, где было прохладно и куда не залетали насекомые.

Ближе к осени мамонты начинали обратный путь на юг. Они разбредались по широким поймам ручьев и речек, продираясь сквозь сплошные джунгли ивняка, ольхи и кустарников, поедая молодые побеги.

Хуже всего приходилось зимой. Выпадал глубокий снег, скрывающий травы, заносящий глубокими сугробами пойменные впадины. В это время мамонты вынуждены были обгладывать кору молодых деревьев, вырывать из-под снега побеги кустарников. Работа эта достаточно тяжелая, от нее стачивались и иногда даже ломались бивни. На замерзших болотах, не рискуя завязнуть в трясине, можно было найти высохшие на корню камыши. На открытых просторах степей, куда в обычное время мамонты выходили довольно редко, ветер сдувал снег, и в особенно трудное время можно было добыть прошлогоднюю траву. И все равно этого было мало. Во время длинных, снежных зим мамонты худели.

Взрослый мамонт съедал в день 300-400кг корма. Зубы мамонта похожи на большие терки. Такие зубы очень хорошо приспособлены для перетирания пищи. В каждой челюсти у мамонта всего по два зуба. От пережевывания пищи они постепенно стираются. В определенное время на смену им сзади начинают расти новые зубы. Они подпирают стершиеся, постепенно вытесняя их. Старые зубы выпадают и на их место становятся новые. В течении жизни у мамонта происходит шесть смен зубов. Три раза меняются молочные зубы, потом три раза коренные.

Передние верхние резцы — бивни не меняются так часто. В младенчестве у мамонтят есть молочные бивни всего несколько сантиметров длиной, они даже не видны на поверхности. Потом они выпадают и появляются уже настоящие бивни, которые растут всю жизнь. Бивни мамонтов гораздо больше, чем бивни современных слонов. У самых крупных самцов бивни могли достигать 4—4,5 м в длину и весили до 100-110кг.

Хобот у мамонтов, как и у других слонов, — это длинный нос, сросшийся с верхней губой. Он состоит из множества продольных и кольцевых мышц, покрытых поперечными складками толстой кожи. Благодаря им, хобот может сжиматься и растягиваться, а также извиваться, как змея. На конце его очень чувствительные складки-отростки. Хобот заменял мамонту руки, он мог делать самые разнообразные движения: поднимать с земли разные предметы, щипать траву и листья, обдирать кору, захватывать и гнуть небольшие деревья. У мамонтов очень короткая шея, он не мог опустить ее до земли, чтобы рвать траву. Если бы не хобот, мамонты не смогли бы питаться. Пил мамонт тоже при помощи хобота. Он набирал в носовые отверстия воду (до 10 литров за один раз), а затем выливал ее в рот.

Жир, который они нагуляли летом на сочных пастбищах, постепенно расходовался, животные слабели. Но наступала весна, появлялись на деревьях сочные почки, затем листья, снег постепенно таял, освобождая участки молодой травы. Мамонты вновь поворачивали к северу.

Огромные звери кочевали по необъятной Сибири с севера на юг и обратно, находя все новые места для кормежки и заходя в самые отдаленные уголки. Отдельные стада таким образом дошли однажды до Америки. В то время на месте Берингова пролива была полоса земли шириной до 2 тысяч километров. По ней мамонты добрались до Аляски, откуда расселились по Северной Америке.

цивилизация - это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью.

антропогенез – процесс становления человека как биологического вида

социальная жизнь,

религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его раздвоение на посюсторонний – «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный, сверхъестественный мир.

мировоззрение – совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

искусство – разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности с целью формирования и развития способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

культура – совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах, специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный

неолитическая революция - переход от присваивающего к производящему хозяйству

присваивающее хозяйство - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.

производящее хозяйство - хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные.

частная собственность - общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоением) вещей как элементов материального богатства общества отдельными индивидуумами (группами)

родовой строй - то же, что первобытное общество: коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имуще­ство.

разделение труда - качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества.

publekc.ru