Рас­цвет Ки­ев­ской Руси. Яро­слав Муд­рый. Древняя русь ярослав мудрый


Ярослав Мудрый. Расцвет Киевской Руси

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Уже при жизни Владимира братья, посаженные отцом по основным землям, жили недружно, и еще при жизни Владимира его сын Ярослав, сидевший в Новгороде, отказался везти в Киев обычную дань. Отец хотел наказать сына, но не успел — умер. После его смерти к власти в Киеве пришел Святополк — старший сын Владимира. Он получил прозвище «Окаянный», данное ему за убийство своих братьев Глеба и Бориса. Последнего особенно любили в Киеве, но, сев на киевский «златостол», Святополк решил избавиться от соперника. Он подослал убийц, которые закололи Бориса, а потом убили и другого брата Глеба. Борьба Ярослава и Святополка была тяжелой. Лишь в 1019 г. Ярослав окончательно разбил Святополка и укрепился в Киеве. При Ярославе был принят свод законов («Русская правда»), который ограничил кровную месть, заменил ее штрафом (вирой). Там же были записаны судебные обычаи и традиции Руси.boris_gleb-1

Ярослав известен как «Мудрый», то есть ученый, умный, образованный. Он, болезненный от природы, любил и собирал книги. Ярослав много строил: на Волге он основал Ярославль, в Прибалтике — Юрьев (ныне Тарту). Но особенно прославился Ярослав строительством в Киеве Софийского собора. Собор был огромен, имел множество куполов и галерей, украшен богатыми фресками и мозаиками. Среди этих великолепных византий ских мозаик Софийского собора, в алтаре храма сохранилась знаменитая мозаика «Нерушимое стено», или «Оранта» — Богоматерь с поднятыми руками. Это произведение потрясает каждого, кто его увидит. Верующим кажется, что со времен Ярослава, вот уже почти тысячу лет, Богородица, как стена, нерушимо стоит во весь рост в золотом сиянии неба, подняв руки, молится и заслоняет собой Русь. Удивление людей вызывал мозаичный пол с узорами, мраморный алтарь. Византийские художники, помимо изображения Богородицы и иных святых, создали мозаику на стене, изображавшую семью Ярослава.В 1051 г. был основан Печерский монастырь. Чуть позже отшельники-монахи, жившие в вырытых в песчаной горе у Днепра пещерах (печерах), объединились в монастырскую общину во главе с игуменом Антонием.

iaroslav-1

С христианством на Русь пришла славянская азбука, которую изобрели в середине IX века братья из византийского города Солуни Кирилл и Мефодий. Они приспособили греческий алфавит к славянским звукам, создав «кириллицу», перевели на славянский язык Священное писание. У нас, на Руси, первой книгой стало «Остромирово евангелие». Оно было создано в 1057 г. по заданию новгородского посадника Остромира. Первая русская книга была с необыкновенной красоты миниатюрами и цветными заставками, а также припиской, в которой сказано, что книга написана за семь месяцев и что писец просит читателя не бранить его за ошибки, а поправить их. Заметим попутно, что в другом подобном сочинении — «Архангельском Евангелии» 1092 г. — писец по имени Митька признается, отчего наделал столько ошибок: мешали «сластолюбие, похотение, клеветы, свары, пьянство, просто говоря — все злое!» Другая древнейшая книга — «Изборник Святослава» 1073 г. — одна из первых русских энциклопедий, содержала статьи по разным наукам. «Изборник» — копия с болгарской книги, переписанной для княжеской библиотеки. В «Изборнике» поется хвала знанию, рекомендуется каждую главу книги читать по три раза да помнить, что «красота воину — оружие, а кораблю — ветрило, тако и праведнику — почитание книжное».anna-1

vsevolod-1

Летописи в Киеве начали писать еще во времена Ольги и Святослава. При Ярославе в 1037-1039 гг. центром работы хронистов стал Софийский собор. Они брали старые летописи и сводили их в новую редакцию, которую дополняли новыми записями. Затем летопись стали вести монахи Печерского монастыря. В 1072-1073 гг. появилась еще одна редакция летописного свода. Игумен монастыря Никон собрал и включил в нее новые источники, проверил хронологию, выправил стиль. Наконец в 1113 г. летописец Нестор, монах того же монастыря, создал знаменитый свод «Повесть временных лет». Она остается основным источником по истории Древней Руси. Нетленное тело великого летописца Нестора покоится в подземелье Киево-Печерской лавры, и за стеклом его гроба и ныне можно видеть сложенные на груди пальцы правой руки — той самой, которая писала для нас древнейшую историю Руси.

Россия Ярослава была открыта для Европы. С христианским миром ее связывали родственные отношения правителей. Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа, сына Всеволода он женил на дочери императора Константина Мономаха. Сразу три дочери его стали королевами: Елизавета — норвежской, Анастасия — венгерской, а дочь Анна стала французской королевой, выйдя замуж за Генриха I.

Ярославичи. Усобицы и распни

Как писал историк Н. М. Карамзин, «Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». После смерти Ярослава среди его потомков воцарились раздор и усобицы. В спор за власть вступили трое его сыновей, в распрях погрязли и младшие Ярославичи — внуки Ярослава. Все это происходило в то время, когда впервые из степей на Русь пришел новый враг — половцы (тюрки), которые изгнали печенегов и сами стали часто нападать на Русь. Враждующие друг с другом князья ради власти и богатых уделов вступали в соглашение с половцами и приводили их орды на Русь.

polovec-1

Из сыновей Ярослава дольше всех Русью правил его младший сын Всеволод (1078-1093 г.). Он слыл образованным человеком, но управлял страной плохо, не в силах справиться ни с половцами, ни с голодом, ни с мором, опустошившим его земли. Не удавалось ему и примирить Ярославичей. Единственной его надеждой был сын Владимир — будующий Мономах.Особо досаждал Всеволоду черниговский князь Святослав, который прожил полную приключений и авантюр жизнь. Среди Рюриковичей он был белой вороной: его, приносящего всем беды и горе, звали «Гориславич». Он долго не хотел мира с родичами, в 1096 г. в борьбе за уделы убил сына Мономаха Изяслава, но потом был сам разбит. После этого мятежный князь согласился приехать на Любечский съезд князей.

Этот съезд организовал удельный тогда князь Влади¬мир Мономах, лучше других понимавший гибельность распри для Руси. В 1097 г, на берегу Днепра встретились близкие родственники — русские князья, они поделили земли, целовали крест в знак верности этому соглашению: «Да будет земля Русская общим… отечеством, а кто вос¬станет на брата, на того мы все восстанем ». Но сразу пос-ле Любеча один из князей Василько был ослеплен другим князем — Святополком. В семье князей снова воцарились недоверие и злоба.

slavicnews.ru

Trojden | Древняя Русь при Ярославе Мудром: Пчелов Е. В.

1. Усобица сыновей Владимира. После смерти князя Владимира в 1015 году киевским князем стал его старший сын, Святополк. Однако он стремился к единовластию на Руси и опасался младших братьев — Бориса и Глеба. Борис княжил в Ростове, а Глеб — в Муроме. Святополк решил расправиться с братьями.

Летопись рассказывает, что, возвращаясь из похода на печенегов, Борис с воинами остановился на реке Альте. Ночью, когда Борис молился в своём шатре, люди Святополка ворвались к нему и пронзили князя копьями и мечами.

Другие приспешники Святополка тем временем добрались до речки Смядыни. Здесь стояла ладья, на которой плыл в Киев князь Глеб. Дружинников Глеба перебили, князя зарезали.

Ещё один сын Владимира, Святослав, также пал жертвой братоубийственной войны. Узнав о судьбе братьев, он бежал в Венгрию, но был убит на границе.

1. Борис и Глеб. Икона. XIV в.

2. Борис и Глеб. Миниатюра. XV в.

Какие чувства вызывают изображения братьев Бориса и Глеба на иконах и средневековых миниатюрах?

Так Святополк избавлялся от претендентов на киевский престол.

— Вот перебью всех братьев и буду один править Русью! — говорил он.

Осенью 1015 года гонец привёз брату Святополка Ярославу, княжившему тогда в Новгороде, письмо с сообщением о смерти отца и гибели братьев.

Ярослав собрал более трёх тысяч новгородцев и варягов и пошёл на Киев войной.

На берегу Днепра войска братьев встретились. Святополк был разбит и бежал в Польшу, к своему тестю Болеславу Храброму (Святополк был женат на его дочери).

Ярослав вступил в Киев и стал князем.

Святополк же уговорил Болеслава Храброго начать войну с Русью.

В 1018 году поляки переправились через реку Буг, разбили полки Ярослава и через несколько недель оказались у стен русской столицы. Радости Святополка не было предела. Он снова великий князь! Но это продолжалось недолго. Отягощённые громадной добычей, поляки ушли, а близ Киева появились дружины Ярослава. Не дожидаясь битвы, Святополк бежал в печенежские степи.

С помощью печенегов он в 1019 году ещё раз попытался вернуть себе престол, был разбит и, обезумев от горя, отправился на запад. Где-то там он и окончил свои дни.

Русская церковь предала Святополка проклятию, а Бориса и Глеба причислила к лику святых мучеников. Они стали первыми по времени прославления русскими святыми.

После жестокой братоубийственной войны киевским князем стал Ярослав Владимирович.

Как вы думаете, почему именно Борис и Глеб, а не ранее погибшие в междоусобной войне князья Олег и Ярополк были первыми причислены к лику святых мучеников?

2. Ярослав Мудрый — киевский князь. Князь Ярослав был умён, хитёр, осторожен. Несмотря на хромоту, сам вставал во главе дружины. Очень любил книжную премудрость и православное богослужение. Покровительствовал Церкви, стремился к просвещению народа.

За свою взвешенную и дальновидную политику, за создание новых законов и за любовь к книжному учению Ярослав остался в истории с прозванием Мудрый.

В период его правления (1019-1054) Древняя Русь расширила и укрепила свои пределы. Князь неоднократно совершал успешные военные походы на западные племена — литву, чудь и ятвягов. В земле чуди он заложил город Юрьев — по христианскому имени князя. В Ростовской земле основал город Ярославль.

Со многими странами Ярослав установил мирные отношения, подкрепляя их родственными связями. Сам князь женился на дочери шведского короля Олафа — Ингигерде, которая приняла православное крещение и получила новое имя — Ирина. Сестру свою Ярослав выдал замуж за польского короля, дочерей — за правителей других европейских государств: Елизавету — за Харальда Сурового норвежского, Анну — за Генриха I французского, а Анастасию — за Андрея I венгерского.

1. Ярослав Мудрый. Реконструкция М.М. Герасимова.

2. Памятник Ярославу Мудрому у Золотых ворот в Киеве. 1997 г.

Софийский собор в Киеве. Реконструкция.

Опираясь на знания из истории Средних веков, предположите, почему главный храм Древнерусского государства получил имя Святой Софии?

Сыновья Ярослава тоже женились на иностранных принцессах:

Изяслав — на польской, Святослав — на немецкой, а женой Всеволода стала дочь византийского императора.

Так династия Рюриковичей вошла в семью королевских династий. О Руси знали теперь по всей Европе, вплоть до далёкой Франции.

Ярославу удалось установить мир на южных рубежах Русского государства. Когда в 1036 году к Киеву внезапно подступило большое печенежское войско, Ярослав отстоял столицу и обратил врага в бегство. Печенеги больше не решались нападать на Русь.

На месте победы над печенегами Ярослав в 1037 году заложил храм Святой Софии — главный храм Древнерусского государства.

В эпоху Ярослава Мудрого Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В нём было много церквей, активно шло каменное строительство, развивались ремёсла и торговля. Велась работа по переписке книг. Священники обучали людей грамоте.

Укрепление Древнерусской державы позволило Ярославу сделать русским митрополитом соотечественника — Илариона. Его избрали на этот пост русские епископы, что было исключением из правила, потому что русских митрополитов назначал константинопольский патриарх.

На Руси Ярослава именовали также царём, то есть императорским титулом, подчёркивая его равное положение с византийскими императорами.

1. По карте (с. 40) покажите границы Древнерусского государства к концу княжения Ярослава Мудрого. В результате чего расширилась территория Руси в IX-XI веках?

2. Какие факты политической, религиозной и культурной жизни свидетельствовали о том, что в годы правления Ярослава Мудрого Древнерусское государство достигло наивысшего расцвета?

3. Начало русского законодательства. С именем Ярослава Мудрого связано создание первого русского свода (собрания) законов — Русской Правды (см. с. 76). Первая её часть была разработана по инициативе Ярослава, потому и называется Правдой Ярослава. Позднее сыновья Ярослава дополнили её. Эта часть Русской Правды именуется Правдой Ярославичей. Позднее Русская Правда дополнялась при Владимире Мономахе.

Согласно Русской Правде, все спорные вопросы должны решаться на княжеском суде. Дело разбирал сам князь или его наместник в присутствии свидетелей. Если возникали сложности, прибегали к «Божьему суду». Обвиняемый давал клятву, что не совершал преступления, взявшись рукой за кусок раскалённого железа. Или шёл на единоборство с обвинителем. Считалось, что, если обвиняемый не виновен, Господь поможет ему, — рука от раскалённого железа не повредится, в поединке он окажется победителем.

Монета времён Ярослава Мудрого

Серебряная гривна

С языческих времён на Руси существовал обычай кровной мести за убийство. Правда Ярослава кровную месть ограничила, а Правда Ярославичей — отменила. Убийце полагалось заплатить денежный штраф, который назывался вира. Размер штрафа зависел от имущественного и должностного положения убитого. За убийство знатных людей, княжеских и боярских приближённых, вира равнялась 80 гривнам. Гривна была самой крупной денежной единицей Древней Руси и представляла собой слиток серебра весом 200 граммов. За 80 гривен можно было купить большое стадо скота. Две-три гривны стоила лошадь.

Размер виры за убийство свободного человека составлял 40 гривен, а за убийство лично зависимого от князя смерда — всего 5 гривен.

Суд во времена Русской Правды. Художник И.Я. Билибин. 1907 г.

Опишите, как проходил суд во времена Русской Правды:

1. Кто принимал участие в судебном разбирательстве? Покажите на картине судей и обвиняемых. Какие слои древнерусского общества они представляют?

2. Почему мужчина в центре картины изображён на коленях? Что он держит в руке и почему протягивает её к костру?

3. Насколько справедливыми и обоснованными, по вашему мнению, были решения, вынесенные на основе «Божьего суда»?

Штрафами облагались и другие преступления, например нанесение увечий, кража и т.д. Если же убийца скрывался, виру платила та крестьянская община, на чьей земле находили убитого.

1. Чьи интересы защищала Русская Правда? Докажите это на конкретных примерах.

2. В каких положениях Русской Правды видны следы родовых обычаев?

1. Какому из судебников раннего Средневековья ближе «Русская Правда» — «Кодексу Юстиниана» или «Салической правде» Хлодвига? Свой ответ объясните.

2. Составьте исторический портрет князя Ярослава Мудрого, используя текст учебника, иллюстрации и дополнительные материалы. Узнайте, в каких городах есть памятники этому князю.



trojden.com

Киевская Русь при Ярославе Мудром и его преемниках

Киевская Русь при Ярославе Мудром и его преемниках

В последние годы жизни Владимир рассорился со своими сыновьями Ярославом и Святополком (фактически это был его племянник). Когда в Туровскую землю к Святополку прибыл из Германии епископ Рейнборн с предложением объединить церкви Руси с Римом, Владимир приказал посадить в поруб (тюрьму) посланца, Святополка и его жену — польскую княжну. Другой сын — Ярослав, которого отец в десятилетнем возрасте послал наместником сначала в Ростово-Суздальскую землю, потом в Новгород, в 1014 году отказался уплачивать отцу как великому киевскому князю дань в размере 2 тысяч гривен. Он заявил, что намерен оставлять эти деньги для нужд Новгородской земли. В то же время он безропотно продолжает уплачивать дань шведскому королевству. В разгар подготовки к карательному походу на Новгород Владимир 15 июля 1015 года умирает. Похоронили его в Десятинной церкви, рядом с усыпальницей жены Анны, а в 1634 году митрополит П. Могила передал части его скелета в Лавру, Успенский собор, храм Святой Софии. Еще в середине XIII века Владимир был канонизирован и возведен в ранг святых православия, хотя и являлся на Руси первым сознательным братоубийцей. После его смерти имел место первый кризис государственности на Руси — разделение ее в 1015–1030 годах на семь княжеств.

После смерти в 1011 году Анны Владимир, выполняя, видимо, ее волю, назначил править Киевом их общего сына Бориса-Романа (родился приблизительно в 990 году) как будущего преемника. Это решение стало причиной заговора обойденных при этом старших сыновей. После смерти Владимира между его сыновьями развернулась длительная война за овладение киевским престолом, после которой из десяти братьев (Вышеслав и Изяслав в ней не участвовали, так как к тому времени умерли) в живых остались трое или четверо. Первым 24 июля 1015 года был убит Борис Ростовский, 5 сентября — Глеб — Давид Муромский, затем пропал без вести Святослав, правивший в Деревлянской земле. В 1072 году Борис и Глеб были причислены к лику святых мучеников православной церкви. Летописи обвинили в их гибели Святополка, получившего в 1075 году прозвище «Окаянный», хотя каких-либо достоверных данных о его ответственности за убийство братьев нет. Ведь даже в 1050 году внук Ярослава Мудрого был наречен именем Святополк, и вдруг через 25 лет после этого первый Святополк — уже Каин, убийца!? Видимо, он стал козлом отпущения для церкви, источником инициирования всплеска этнического и социального самосознания, повышения «воспитательной» роли первых русских святых Бориса и Глеба.

В 1016 году после трех месяцев противостояния в битве под Любечем войска Ярослава (титул Мудрый дал ему в начале XIX века Н. М. Карамзин) нанесли поражение дружине Святополка. Последний бежал сначала к печенегам, затем в Польшу — к тестю Болеславу Храброму. 14 августа 1018 года войска печенегов, германского императора Генриха II, венгерские и польские отряды разбили у реки Буг отряды Ярослава и тем самым помогли Святополку вернуть киевский трон. При этом население с радостью встретило его возвращение, так как он зарекомендовал себя мудрым и справедливым князем. Однако оставшиеся в Киеве польские войска своим поведением вызвали недовольство горожан, а Ярослав с потерей Киева примириться не желал. В 1019 году в сражении на реке Альте Ярослав, имея 6 тысяч варягов и 40-тысячное новгородское ополчение, победил армию Святополка. С этой победой, однако, не был согласен старший брат Мстислав, разгромивший войска Ярослава под Черниговом. Военные действия продолжались до 1026 года, когда братья решили разделить Русь между собой: Правобережье отошло к Ярославу, а Левобережье — к Мстиславу Черниговскому. Через 10 лет — после смерти Мстислава — правителем всей территории стал Ярослав. По не совсем понятным причинам Ярослав приказал бросить в поруб (тюрьму) своего брата Судислава, находившегося в Пскове. Тот провел более 20 лет в темнице, а после освобождения ушел в монастырь.

Воспользовавшись смутой в Польше, Ярослав в 1030–1031 годах захватил Белз, Червенские города, другие регионы Западной Украины. Часть пленных поляков он велел расселить в крепостях вдоль границы с печенегами. Не удалось Ярославу подчинить Прикарпатскую Русь, находившуюся под властью венгерского короля, не подчинился ему и Полоцк.

В течение 1038–1047 годов Ярослав совершил несколько походов против прибалтийских племен, прекративших уплачивать дань Руси. Но теперь они вынуждены были ее давать, что создавало напряженные отношения с ними. Более того, Ярослав использует дань не во благо Руси и ее народа, а строит в Прибалтике крепости Ерсики и Тарту (Юрьев). Полоцкое княжество возвело в устье реки Даугавы крепость-город Кукейнос (Кокнес). Для осуществления этих проектов приходилось затрачивать много средств, почерпнутых в собственно русских землях. Во второй половине XII века немецкие рыцарские ордена получили от князя Полоцка право на миссионерство в Прибалтике, и к началу XIII столетия влияние Руси здесь сошло на нет.

Ярослав воевал в Мазовии, помогая Казимиру (Казимежу) отобрать ее в состав польских земель, вмешался в борьбу за трон в Польше, поддержав в ней Сигизмунда — сына Болеслава Храброго. В 1036 году под Киевом войска Ярослава нанесли тяжелое поражение печенегам.

Какова судьба этого племени? Родина печенегов находилась между Аралом и средним течением Сыр-Дарьи (недалеко от нынешнего Ташкента). В течение 150 лет — примерно с 892 года — они находились на территории Южного Причерноморья. Существовавший у печенегов уклад жизни можно назвать военной демократией, с общим советом всех воинов племени — нечто схожее с черными радами казачества Украины XVII века. Истощив в бесконечных войнах с соседями человеческие ресурсы (из 3 млн человек к 1048 г. осталось примерно 800 тыс.), печенеги пересекли Дунай и ушли на земли Византии, где растворились среди других народов.

Ярослав старался поддерживать тесные дипломатические, династические и экономические связи с Германией, Францией и другими странами Западной Европы. Но с Византией сложились напряженные отношения, потому что ее руководство не соблюдало условий торговых договоров с Русью, вмешивалось во внутрицерковные дела Киевской митрополии, не поощряло контактов Ярослава с Западом. Последняя тенденция наблюдалась со времен князя Владимира, когда в 991 году византийский патриарх гневно осудил его за связи с папскими легатами: «Не приобщайтесь зловерно, от переписки с ними уклониться должно». И в 1043 году, использовав как повод убийство в Константинополе русских купцов, сын Ярослава Владимир повел войска против византийцев. Однако армия Киевской Руси потерпела жестокое поражение, многие воины оказались пленены, а воеводу Вышату ослепили. Подписанный обеими сторонами договор оказался крайне невыгодным для Руси. Чтобы несколько разрядить ситуацию, дочь императора Византии Анну Мономах выдали замуж за Всеволода Переяславского — сына Ярослава, родоначальника династии московских князей.

Двор Ярослава находился попеременно то в Новгороде, то в Киеве, причем на первом этапе — больше в Северной Руси (здесь ранее, нежели в Киеве, началось при Ярославе строительство собора святой Софии). Некоторое время Ярослав намеревался превратить Новгород в столицу своего государства, чтобы быть поближе к торговым путям со Скандинавией и германскими городами. Но, видимо, осознав политическую роль Киева, он затем много сделал для его расширения и укрепления: город обнесли земляным валом, по аналогии с Царь-градом возвели Золотые ворота; построили Благовещенскую церковь, собор святого Георгия, святой Ирины.

Чтобы укрепить связи со Скандинавией, Ярослав в 1016 году взял в жены старшую дочь шведского короля Олафа Скетктунга Ингдигерду (более известна как Ирина). В приданое за ней отец дал город Ладогу и Ингерманландию. На территории Руси нашли убежище политические эмигранты: сыновья английского короля Эдвин и Эдуард, принцы Магнус Норвежский и Олаф Святой.

Ярослава по праву называли «тестем Европы»: его сестра Добронега (Мария) стала супругой Казимира Польского, дочь Анастасия была выдана замуж за короля Венгрии Андрея, другая дочь — Елизавета — за Гарольда III Сурового, короля Норвегии. Ее муж — воин и поэт, 15 лет служил Руси, прибыв сюда в тяжелое время межусобиц, и вернулся на родину только после закрепления у власти своего тестя. После кончины Гарольда Елизавета стала женой датского короля Свена. Сын Ярослава Мудрого Святослав женился на внучке германского императора Генриха II, Изяслав стал супругом дочери польского короля. Дочь Анна 19 мая 1051 года вышла замуж за короля Франции Генриха Птицелова (с 1062 года ее мужем стал граф Рауль де Крепи). Некоторое время после смерти Генриха Анна Ярославна фактически выполняла регентские обязанности при сыне Филиппе, затем переехала в Санлис, построила там на свои средства церковь святого Венсана, монастырь. На ее надгробном памятнике долго оставалась надпись «Анна из России», и только 29 сентября 1996 года ее изменили. Теперь здесь говорится: «Анна Киевская. Королева Франции. Основательница Сен-Венсанского монастыря, 1060 год».

Племянница Анны Ярославны Евпраксия (известна на Западе под именем Адельгейды) на церковном соборе в Пьяченце 1 марта 1095 года своим рассказом об издевательствах над ней мужа — германского императора Генриха IV — способствовала тому, что, тот как авантюрист, распутник и убийца, был низложен с престола.

Находясь в Новгороде, Ярослав с помощью советников составил судебник — сборник обычаевых правовых норм «Правда Ярослава», в который включил 17 статей. Основным объектом юридической защиты здесь являлись человеческая жизнь, неприкосновенность общинной и частной собственности. В 1037 году он закончил строительство собора Святой Софии, начатое Владимиром в 1011 году. Собор стал подлинным шедевром мировой культовой архитектуры крестово-купольного типа. В Киево-Печерском монастыре был создан центр летописания (с 1598 года монастырь получил статус Лавры), появился слой просвещенных людей — Никон, Нестор, Илларион, Никита (знал латынь, древнегреческий и древнееврейский языки). Первый митрополит из местных жителей, глава церкви и монашества Илларион, создал произведение о всемирной истории, подчеркнув: в нем огромную роль Киевской Руси, апологетически осветил княжение Владимира и Ярослава. Видимо, византийская патриархия слишком ревниво отнеслась к назначению митрополитом русича, потому что после 1052 года в Киев на этот пост направили из Константинополя грека, а Илларион исчез — возможно, опасаясь за свою жизнь, прятался в монастыре.

Незадолго до своей кончины, случившейся 20 февраля 1054 года, Ярослав разделил Русь по принципу сеньората между своими сыновьями и двумя внуками. Старший сын Изяслав получил Киев, Новгород, Псков, Туровскую и Деревлянскую земли; Святослав — Черниговщину и часть Сиверщины, Тьмуторакань, территории вятичей и радимичей; Всеволоду достались Переяслав, юг Сиверской земли, Ростово-Суздальский удел и ряд городов в районе рек Ока, Клязьма, Волга. Младшие сыновья Игорь и Вячеслав получили соответственно Волынь и Смоленщину; Полоцк перешел под власть внука Всеслава, а Галиция и Червенские города достались другому внуку — Ростиславу. Однако Ярослав так и не определил, кто из них получит прерогативы великого князя, не указал тип устройства власти, что во многом и предопределило «большую смуту».

Некоторое время благодаря сотрудничеству триумвирата — братьев Изяслава, Святослава и Всеволода, удавалось избегать борьбы за киевский престол, бескровно решать проблемы перемещения младших братьев из одного удела в другой. Исключением стал князь Полоцка Всеслав, который был заточен в поруб (тюрьму) за попытку уйти из-под власти Киева. Но уже в 1057 году было принято несправедливое решение в отношении сыновей Святослава и Вячеслава, лишившее их права наследовать отцовские уделы, т. е. они превратились в князей-изгоев — лиц вне сложившейся социальной структуры. В течение XI века появилось около 20 таких князей-изгоев, которые ожесточенно пытались восстановить свои права на уделы, что стало одной из основных причин ослабления Руси.

Войдя во вкус, старшие братья по своему произволу помещали одних родственников под стражу, других — освобождали из заключения.

С начала 60-х годов XI столетия на Русь нападают племена половцев (куманов), которых называли желтой ордой. Группировались они куренями (родами), делились на коши — семьи. Именно от них украинский язык воспринял такие слова, как «тин, кохана, рух, ос ледець, дякую, богатир, кощій» и другие. Впоследствии на Черниговщине из половцев формировалась княжеская гвардия, часть боярства. Не случайно в поэме «Слово о полку Игореве» у князя Игоря бабушка и мать — половчанки. За 135 лет Русь шесть раз заключала с ними союзы.

Но с середины XI до начала XIII века Русь испытала не менее пятидесяти вторжений половецких орд. Были опустошены Киевское и Переяславское княжества пострадали регионы Черниговской и Сиверской земель. Под влиянием этих нашествий украинский этнический элемент начал мигрировать в северо-восточном направлении в поисках более безопасных мест жительства. В результате территория, занятая украинским этносом на юге и юго-востоке, существенно сократилась. Попытки князей уменьшить вражду путем династических браков с дочерями половецких ханов ни к чему не привели. По инициативе бояр в Любече в 1097 году состоялся съезд князей, на котором было решено покончить с распрями и объединить силы в борьбе со степняками. На него прибыли переяславский князь Владимир, киевский — Святополк Изяславович, из Чернигова— внук Ярослава Мудрого Олег (за непрестанную вражду с соперниками получивший прозвище Гориславич), Давид Игоревич из Владимир-Волынска, смоленский князь Давид Святославич и князь Василько из Теребовли.

Однако вскоре после съезда в результате провокаций и оговора в Звенигороде по приказу Святополка ослепили Василька. Кроме того, господствовавший около пятидесяти лет принцип сеньората в Любече заменили родовым (наследственным). Тем самым ушла в прошлое централизаторская тенденция и возобладал децентрализм. В трехлетнюю войну сторонников и противников Василька были втянуты вооруженные силы Польши и Венгрии.

Русь неумолимо превращалась в квазиконфедеративное образование. Новые соглашения между князьями в Городне, Витичеве, Золотчине, Киеве не остановили княжеских усобиц. Ослабление княжеской власти вызвало возрождение древнего института самоуправления — вечей. Так, в Киеве вече приобрело большое политическое влияние с 1068 года, в Новгороде — с 1016 (с 1136 года на нем выбирали князей), в Смоленске — с 1185-го и т. д. Решения вечевых собраний, происходивших в так называемых старших городах, являлись обязательными к исполнению жителями младших городов. Вече могло вынести вердикт о войне и мире, изгнании или призвании князя, выбирать и смещать посадников, тысяцких и иных должностных лиц города. В Киеве вече собиралось, как правило, во дворе храма святой Софии.

В 1103 году объединенные дружины семи русских князей разгромили половцев на реке Самаре, в 1107 году под Лубнами их разбили князья Киева и Переяслава. На Донце в 1111 году половцы в очередной раз потерпели поражение от русичей. В этой битве взяли много пленных и богатую добычу. В результате хан Отрон покинул южные степи Руси, уйдя со своими племенами на территорию нынешней Грузии.

Однако политическая значимость Киева как центра Руси постепенно падала, особенно в годы княжения Святополка II Изяславича (1093–1113). Его коварные, провокационные действия в отношении половецких посланцев (в 1094 году он приказал убить ханских представителей Итлара и Кытона), участие в спекулятивных денежных операциях, незаконные конфискации имущества вызвали после его смерти кровавое восстание в Киеве, когда киевляне грабили и убивали еврейских купцов, менял, связанных корыстными интересами со Святополком II.

После нескольких бурных собраний вече на киевский престол пригласили Владимира II Всеволодовича, княжившего в Переяславе. Между тем по бытовавшему тогда закону он не имел права занимать киевский престол. Но Владимир II проигнорировал права на стольный град князей Давида и Олега Святославичей. Правил он под именем Владимира Мономаха: его матерью была греческая принцесса Анна Мономах. С двадцатилетнего возраста он непрерывно воевал, долго жил за рубежом — в Польше, Чехии, Византии и других странах, владел несколькими иностранными языками. Отличался беспощадностью и коварством в борьбе с половцами, относясь к ним как к людям низшей расы. Его войска истребили более двухсот половецких князей, однако более ста взятых в плен половецких князей были отпущены на свободу. Заняв киевский трон в шестидесятилетием возрасте, умелыми дипломатическими и военными действиями Владимир Мономах присоединил к Руси Турово-Пинскую и Волынскую земли, разграбил Минск. Однако подчинить Киеву ряд городов на Дунае ему не удалось. И все же в период наивысшего могущества он контролировал три четверти земель, находившихся под властью Ярослава Мудрого: границы Руси простирались от Дуная до Дона. Владимир II снова восстановил принцип верховенства великого князя Киевского.

Он продолжил традицию династических браков с семьями европейских монархов. Сам великий князь был женат на Гите — дочери английского короля Гарольда ІІ, его сын Мстислав взял в жены Кристину — дочь шведского короля, дочь Евфимия стала супругой венгерского короля Коломана, другая дочь — Мария, вышла замуж за сына греческого императора.

Владимир Мономах ограничил законодательно использование рабского труда, источники рабства. Особенно важным являлось решение о предельной прибыли ростовщиков — 150 процентов, хотя оно и нарушалось.

В назидание потомкам князь оставил «Поучение детям» — в некоторой мере автобиографический труд. «Поучение» проникнуто высокоморальными принципами любви, справедливости, милосердия, отвращения к убийству, защиты убогих, сирот, почитания старших, уважения к иностранцам. Ряд его положений актуален и сегодня. В частности, Владимир Мономах взывал: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… Ленности ведь мати всему дурному…»

Еще до своей смерти в 1125 году Владимир Мономах разделил Русь на пять подвластных ему княжеств: Киевское, Переяславское, Смоленское, Владимир-Волынское, Суздальское. Лишь номинально признавал, верховенство великого князя Киевского вечевой Новгород, освобожденный Ярославом от дани еще в 1019 году. Союзными Киеву княжествами считались при Владимире II Черниговское, Полоцкое, Червенское, а Камская Булгария и южная Эстония уплачивали дань.

В течение семи лет княжения традиции отца пытался поддержать его сын Мстислав I, прозванный Великим. Чтобы уничтожить сепаратизм Полоцка, он, например, приказал депортировать в Византию весь род местного князя. Ему удалось укрепить связи Руси с такими странами, как Швеция, Норвегия, Дания, Греция, Венгрия, Богемия.

После смерти в 1132 году Мстислава I хозяйственно самостоятельные княжества все больше замыкаются в своих пределах, не нуждаясь в протекции Киева. Сначала их стало пятнадцать, в том числе: Переяславское, Полоцко-Минское, Черниговское (с 1129 года потеряло Рязанскую землю), Смоленское, Галицкое, Новгородское. Через сто с лишним лет количество княжеств возросло до 250.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История древней Руси - » Ярослав Мудрый

Древняя Русь до монгольского завоевания

Развитие феодализма вызвало тенденции раздробления земель. Уже в последний год княжения Владимира попытался отложиться от Киева Новгород, где княжил Ярослав Владимирович. Владимир готовился к походу на непокорных новгородцев, но заболел и умер (1015). Святополк воспользовался смертью отца и, убив трех своих братьев — Бориса, Глеба и Святослава, овладел Киевом. Против него выступил Ярослав. Новгородцы — бояре, купцы, смерды — все защищали своего князя и боролись против Святополка, которому помогал его тесть Болеслав польский. Ярославу, опиравшемуся на народное ополчение новгородцев, удалось взять Киев. Святополк бежал в Польшу. Ярослав щедро наградил новгородцев, дал им, по преданию, Устав, который предоставлял Новгороду некоторую самостоятельность, и Русскую Правду, и отпустил их домой.

Но складывать оружие было рано: Святополк и Болеслав шли к Киеву во главе большого войска, состоявшего из поляков, немцев и венгров. Ярослав был разбит, бежал в Новгород и хотел было уйти к варягам собирать войско, но новгородцы его не отпустили, собрали деньги, организовали свое войско и продолжали борьбу со Святополком. Хозяйничание ляхов вызвало недовольство киевлян, и ляхов начали избивать. Видя невозможность оставаться на Руси, Болеслав, захватив драгоценности и получив от Святополка Червенскую землю, вернулся к себе в Польшу. В 1019 г. Святополк был разбит и бежал, а киевским князем стал Ярослав. В 1023 г. его права на Киев стал оспаривать его брат, тмутараканский князь Мстислав. Ярослав с варягами в 1024 г. был разбит у Листвена, но братья помирились, поделив между собой русскую землю.

С 1036 г., по смерти Мстислава, Ярослав стал «самовластием» Русской земли. Он совершил ряд удачных походов. Так, например, в 1030 г. он взял Белзскую землю (Западная Белоруссия), покорил чудь (эстов) и заложил в Чудской земле город Юрьев: он отвоевал у Польши захваченные Болеславом Червенские города, а в 1036 г. разгромил печенегов. В конце 30-х и начале 40-х годов Ярослав ходил на ятвягов, литву, мазовшан, а его сын Владимир Ярославич — на емь и Византию. Поход на Византию, однако, кончился неудачно.

Международное положение Руси при Ярославе еще больше упрочилось. Достаточно указать хотя бы на такие факты: одна дочь Ярослава, Анна, была замужем за французским королем Генрихом I, другая, Елизавета, — за норвежским королем Гаральдом Смелым, третья — за Андреем, королем венгерским. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа, Ингигерд, а его сын Всеволод — на родственнице византийского императора Константина Мономаха; другой сын, Святослав, — на сестре трирского епископа Бур харда. Родственниками Ярослава оказались саксонский маркграф Оттон и граф штаденский Леопольд. Внучка Ярослава, Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна, была замужем за германским императором Генрихом IV. У Ярослава жили: Гаральд Смелый — будущий норвежский король, Эдвин и Эдуард — сыновья англо-саксонского короля Эдмунда, изгнанные Канутом из Англии. Русь была хорошо известна всему Западу и Востоку. Киев поражал своим великолепием, размерами и многолюдностью даже бывалых путешественников евреев и арабов. Ярослав заложил каменные храмы в Киеве, а его сын — в Новгороде. Мстислав начал строить черниговский Спасский собор. При Ярославе развивалось просвещение, распространялись книги, знания, основывались школы, библиотеки при церквах. Сам Ярослав был любителем книг, а сын его, Всеволод, говорил на пяти языках.

istoiarusi.ru

Царь Ярослав Мудрый | Русский след

yaroslav-mudryyВ его правление Русь вышла на те рубежи, в которых сплотился единый древнерусский народ. Историческая память чтит личность князя ростовского и новгородского, великого князя Ярослава Мудрого (978 —  1054 г.г.). С правлением Ярослава Мудрого, сына князя Владимира Крестителя, связано представление о «золотом веке» державы Рюриковичей. Личность же самого князя Ярослава воспринимается его потомками, как идеал русского князя.

yaroslavДорога к власти.

Не стоит, однако, забывать, что Ярослав не сразу стал «Мудрым», а Русь в начале его правления вовсе не была тем могущественным европейским государством, покровительства которого искали многие монархи. В начале своего княжения он получил Русь раздробленную и ослабленную. Долгие годы пришлось ему собирать и устраивать великое государство. Его отец, князь Владимир был несколько раз женат и от этих браков имел двенадцать сыновей.

В конце правления Великого киевского князя Владимира все княжеские сыновья были направлены в главные города Руси в качестве царских посадников. Князь Ярослав получил в управление сначала Ростов, а затем, после смерти нескольких старших братьев, Новгород. Там, вдали от Киева, молодой князь, почувствовал себя достаточно самостоятельным и решил отказать отцу в ежегодной дани. Князь Владимир собрался в поход на непокорного сына, но военным приготовлениям помешала смерть князя Владимира Крестителя Руси. В 1015 году престол в Киеве занял Святополк, старший из  наследников князя Вдадимира. С этого момента между всеми братьями Владимировичами разгорелась кровавая междоусобная война. Рождённые от разных матерей, княжичи не желали признавать права нового киевского князя Святополка на старшинство в роду Рюриковичей. В этом противостоянии вскоре погибли князь Борис Ростовский, князь Глеб Муромский и князь Святослав Древлянский. Летописец обвиняет во всех этих убийствах киевского князя Святополка, называя его «Окаянным». А князья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть, вскоре были канонизированы православной церковью и стали первыми русскими святыми. Однако, повествования об этих стародавних событиях, вошедшее в древнерусские летописи, создавалось значительно позже – при сыновьях Ярослава, и не исключено, что летописцы стремились путем максимальных обвинений в адрес киевского князя Святополка снять  с Ярослава обвинения в убийстве князей Глеба и Бориса. Тем не менее, сегодня в исторической науке существует гипотеза о непричастности князя Святополка к убийству Бориса и Глеба. Тем не менее, именно князь Ярослав сумел наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией после жестокого убийства Бориса и Глеба, и обернуть расклад политических сил в свою пользу.

К 1017 году из двенадцати сыновей князя Владимира в живых осталось лишь четверо: старший князь Святополк, князь Ярослав, князь Мстислав Тмутараканский и князь Судислав Псковский. Было ясно, что мирное сосуществование братьев невозможно, и борьба между ними будет идти до тех пор, пока один не сосредоточит в своих руках всю власть. С 1017 по 1019 год с переменным успехом шла борьба между Ярославом и Святополком за Киев, столицу древнерусского государства. В столкновения между братьями были вовлечены отряды варягов, поляков и печенегов. Наконец, князю Ярославу не без помощи хитрости удалось победить брата. Князь Святополк бежал из Киева в Польшу, где через какое-то время умер.

После своего утверждения в Киеве князю Ярославу пришлось бороться с князем Мстиславом Тмутараканским. В 1023 году тмутороканский князь Мстислав напал на Ярослава и победил его, но не стал захватывать Киев, так как он не хотел владычества над всей Русью. Князь Мстислав Тмутараканский видел себя единоличным правителем юго-восточных земель Руси, поэтому братья договорились о разделе Руси: земли по правому берегу Днепра оставались у князя Ярослава, а левобережные днепровские территории отходили князю Мстиславу. Лишь в 1035 году после смерти Мстислава Ярослав Владимирович вновь включил земли по левому берегу Днепра в свои владения.

Незавидной оказалась и судьба последнего сына князя Владимира, выжившего в этой междоусобице – князя Судислава Псковского. По приказу князя Ярослава князь Судислав Псковский был брошен в тюрьму, из которой был освобожден лишь после смерти брата Ярослава своими племянниками, да и то лишь для того, чтобы постричься в монахи.

Единовластный правитель.

yarthewiseПосвятив значительную часть своей жизни борьбе с собственными братьями, князь Ярослав Мудрый стал единовластным правителем на Руси.  Князь Ярослав спешил сделать всё, что в его силах, для укрепления государственной власти и обустройства русской земли. Во внешней политике Руси князь Ярослав, как и его отец, больше надеялся на возможности дипломатии, чем на грубую силу оружие. Ярослав Мудрый сумел обеспечить для древней Руси признание и высокий авторитет на международной арене. Во времена князя Ярослава Мудрого дверь в Европу была широко открытая для древнерусского государства.

В эпоху средневековья положение той или иной страны Европы определялось её династическими связями. Чем могущественнее было европейское государство, чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше иностранных правителей, желали породниться с ним. Короли почти всех западноевропейских государств почитали за честь породниться с великорусским князем Ярославом Владимировичем из рода Рюрика.

Сам князь Ярослав в 1019 году, который княжил тогда в Новгороде, женился на дочери первого христианского короля Швеции Олафа (швед.Olof Skötkonung) княжне Ингигерде – Ирине (1001-1050 г.г.). В приданое шведская принцесса Ингегерда получила от отца город Альдейгьюборг (до 1703 года Ладога, ныне село Старая Ладога)  с прилегающими землями, которые с тех пор стали называться Ингерия (фин. Инкеринмаа) — «земли Ингегерды». Княгиня Ингигерда с детства знала славянский язык, так как её мать, королева Астрид, была дочерью ободритского князя. Ободриты (архаич. ререги, бодричи) — средневековый союз славянских племен, относящийся к полабским славянам.  Родственные связи «Конунга Ярицлейва» — князя Ярослава, будущего киевского князя и правителя всея  Руси с сильнейшей скандинавской державы ещё больше укрепили княжеский престол Ярослава Мудрого. Княгиня Ирина (Ингигерда) стала матерью троих дочерей и шестерых великих князей: Владимир Ярославич (1020-1052 г.г.), князь новгородский.Изяслав I Ярославич (1024-10-78 г.г.), князь туровский, женился на дочери польского короля Мешко II княгине Гертруде.Святослав II Ярославич, князь черниговский, в 1054—1073 составил с братьями «триумвират Ярославичей» и правил Древнерусским государством вместе со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом, а с 1073 года стал великим князем киевским.Всеволод Ярославич (1030-1093 г.г.), с 1078 г. — «князь всея Руси» женился на греческой царевне Анастасии (по другим сведениям — Марии). Старший сын Всеволода Ярославовича от брака с византийской принцессой из рода Мономах, князь Владимир был назван в честь своего деда – Владимиром Мономахом.Вячеслав Ярославич (1036-1057 г.г.), женился на германской принцессе Оде Леопольдовне, графине Штаденской.Игорь Ярославич (1035-1060 г.г.), князь волынский женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламиндской.

Елизавета (1025-1056 г.г.), в замужестве — Эллисава, в 1043 г. стала женой норвежского короля (с 1046 по 1066 год) Харальда III Сигурдарсона, младшего брата Олафа Святого. Их дочь Ингигерд (внучка Ярослав Мудрого) вышла замуж за датского короля Олафа Свейнссона и стала королевой Дании в 1086—1095 годах, и королевой Швеции в 1105—1118 годах, став женой шведского принца Филиппа.Анастасия (1023-1094 г.г)(в замужестве — Агмунда) стала женой венгерского герцога Андраша I, королева Венгрии в 1046—1060 годах.Анна (1032 — 1089 г.г.), вышла замуж за короля Генриха I Французского, до которого «дошла слава о прелестях принцессы, а именно Анны, дочери Георгия, короля Руссии, ныне Московии, и он был очарован рассказом о её совершенствах». 14 мая 1049 г., в день Святой Троицы, в древней французской столице – городе Реймсе – Генрих I торжественно обвенчался с княгиней Анной Ярославовной. Она подарила Реймскому собору святое Евангелие, привезённое из Киева, впоследствии названое  «Реймское Евангелие». На этом Евангелии, написанном кириллицей в киевском Софийском соборе в 40-х гг. XI века, короли Франции на протяжении многих веков приносили клятву верности французскому государству. Во Франции она стала известна как Анна Русская, а после смерти короля Генриха I  королева Анна стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. В 1060 г. королева Анна, выполняя давний обет, основала монастырь Святого Викентия в Санлисе. Надпись на цоколе гласила: «Анна Русская, королева Франции, основала этот собор в 1060 году».    anna-yaroslavna-koroleva-franciiПольский король Казимир Восстановитель в 1039 г. женился на сестре князя Ярослава Мудрого княжне Марии Добронегой, большие земли, полученные в её приданное обогатили польское королевство. Этот династический союз утвердил за Русью червенские города.

Таким образом, Ярослав Мудрый к концу 1040-х годов укрепил союзы с крупнейшими странами западной Европы от Скандинавии до Византии на восточной границе империи, все страны Европы были связаны матримониальными союзами с древней Русью.

yaroslav-mudryj

Внутри страны деятельность Ярослава Мудрого ознаменовалась экономическим подъёмом, укреплением экономических и культурных связей между её отдельными частями, расцветом «стольного града» Киева. Великий князь Ярослав Мудрый упорядочил правовой порядок на Руси и провёл реформы её церковного устройства. При Ярославе возник первый свод Законов, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой». Устав законов Ярослава Мудрого, или древнейшая «Русская правда», была дана Новгороду в 1016 году, как сборник правовых норм общественной жизни. Позднее «Русская правда» расширялась и дополнялась новыми статьями, но именно «Правда Ярослава» начала XI века положила начало процессу установления государственных законов и порядка на Руси, то есть стала первым русским письменным законодательным актом. В своей церковной политике Ярослав ориентировался на законы и уставы Константинопольского патриархата. Именно при великом князе Ярославе Мудром Киевская митрополия окончательно вошла в орбиту влияния константинопольской церкви и стала одной из 72 епархий, подчинявшихся патриарху Константинопольскому. Правда, при этом влиянии Константинополя, князь Ярослав Мудрый стремился отстоять самостоятельность русской православной церкви.  Из Византии в киевскую митрополию присылались митрополиты-греки, не знавшие славянского языка, чуждые местным традициям. После целого ряда неудачных назначений в русскую православную епархию  по настоянию Ярослава, главой русской церкви был избран русский по происхождению священник, талантливый публицист и образованнейший человек своего времени Илларион.

Большим успехом князя Ярослава Мудрого стал разгром осадивших Киев печенегов, в 1036 году. В том году он пошел в Новгород, чтобы посадить там на княжение своего старшего сына Владимира Ярославовича. На Северо-Западе Руси его и застигла весть о том, что печенеги осадили Киев. Князь Ярослав спешно собрал войско из варягов и новгородских славян, и с этой ратью князь пришёл к Киеву. Битва с печенегами была жестокая, тем не менее, войско Ярослава Мудрого смогло одолеть и полностью разгромить захватчиков печенегов. После поражения под Киевом печенеги больше не нападали на русские земли и вскоре были вытеснены из южно-русских степей другими тюркскими кочевыми племенами – половцами.

На месте своей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый заложил храм святой Софии, а неподалеку – монастыри святого Георгия и святой Ирины – в честь своих небесных покровителей и своей жены. В 1036-1037 годах по приказу Ярослава Мудрого были построены мощные крепостные укрепления «города Ярослава», Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Прообразами всех этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима. Новый город Ярослава был призван символизировать перемещение центра православного мира на Русь.Город Ярослав стал столицей древнерусского государства.

Успешно отбиваясь от натиска с юго-востока, Русь продолжала наступление на запад: Ярослав несколько раз вторгался на земли ятвягов и ляхов. В 1030 году князь Ярослав основал на западном берегу Чудского озера город Юрьев, названому так по второму, христианскому имени Ярослава Мудрого – Юрий (ныне город Тарту). Юрьев долго служил опорным пунктом Руси в западных землях. Для защиты Руси с юга князь Ярослав велел на реке Рось рубить новые крепости – Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и другие. На далеком северо-востоке Руси, в местах, где ещё сильно было язычество, был заложен город Ярославль.

russkaya-pravda-yaroslava-mudrogo-russkaya-pravda

Плоды просвещения.

Князь Ярослав Мудрый понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал священные книги. Собирая повсюду летописцев, переписчиков книг и переводчиков с греческого, он умножил число книг на Руси и постепенно ввёл их в повсеместное использование для посвящения народа. Со  времён великого князя Ярослава книжная премудрость, обучение грамоте с детских лет прочно утвердилась в русских землях. Показательно, что сын Ярослава Всеволод, ставший в 1078 г. «князем всея Руси» выучил пять языков, не выезжая из Киева. Похоже, что тогда в русской столице имелись и возможности, и необходимость в овладении иностранными языками.

Время великих князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого стали эпохой расцвета Киевской Руси, достигшей своей экономической и политической мощи. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты.

Скончался Ярослав Мудрый 19 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе. Один из обучившихся грамоте подданных князя, процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 (1054 год) месяца февраля 20-го успение царя нашего…». В год смерти Ярослава Мудрого состоялось событие огромной важности. После длительного противостояния Рима и Константинополя произошёл окончательный раскол христианской церкви на римско-католическую (западную) и греко-православную (восточную). Римский Папа нашёл поддержку в Западной Европе – у Германии, Франции, испанских королевств, Генуи, а Царьградский патриарх – у Болгарии и Сербии. Русь, введенная Ярославом в Константинопольскую метрополию стала оплотом православного христианства. Через несколько столетий, с падением Византии, именно Россия подняла стяг православия византийского Царьграда, превратившись в новую империю, наследницу Византии.

Великими созидательными делами князь Ярослав Мудрый заслужил почётное место в истории древней Руси. Ярослав Мудрый не относился к числу завоевателей, но в его княжение русская земля расширилась за счёт присоединения северных и восточных земель (ныне Пермская, Архангельская и Вологодская области). Каменный пояс — Уральские горы стали восточной границей Руси. Русь приобрела те рубежи, в рамках которых и сплотился единый древнерусский народ, столь бесцеремонно разделенный Литвой и татарами после XIII века. Именно, великий князь Ярослав Мудрый завершил собирание разрозненных княжеств «Всея Руси», за возвращение которых столетия спустя вели борьбу московские государи, а завершили объединение русских земель в единое государство уже императоры России.

День памяти Великого князя Ярослава Мудрого 5 марта (20 февраля по ст. стилю)

Искусство Михаила Герасимова в воссоздании облика человека Чингисхан имел европейские черты лица

ru-sled.ru

Рас­цвет Ки­ев­ской Руси. Яро­слав Муд­рый

1. Введение

На этом уроке мы вы­яс­ним, какие усо­би­цы на­ча­лись после смер­ти Вла­ди­ми­ра. Кто были пер­вые рус­ские свя­тые. Яро­слав Муд­рый и по­че­му он по­лу­чил такое про­зви­ще. Ка­ко­ва его ис­то­ри­че­ская роль?

1. Борь­ба за ки­ев­ский пре­стол

Неожи­дан­ная смерть Вла­ди­ми­ра Свя­то­го в 1015 г. по­ро­ди­ла ост­рей­ший по­ли­ти­че­ский кри­зис, ис­то­ки и суть ко­то­ро­го до сих пор яв­ля­ют­ся пред­ме­том ост­рых на­уч­ных спо­ров. Тра­ди­ци­он­ная вер­сия тех со­бы­тий, от­ра­жен­ная в ПВЛ, гла­сит, что после смер­ти ве­ли­ко­го князя во­пре­ки его за­ве­ща­нию ки­ев­ский пре­стол за­хва­тил князь Свя­то­полк, ко­то­рый ради до­сти­же­ния выс­шей вла­сти со­вер­шил тяг­чай­ший грех бра­то­убий­ства, пре­дав смер­ти своих свод­ных бра­тьев Бо­ри­са, Глеба и Свя­то­сла­ва.

Рис. 1. Борис и Глеб (Ис­точ­ник)

Остав­ший­ся в живых нов­го­род­ский князь Яро­слав, узнав о со­вер­шен­ном зло­де­я­нии, начал за­тяж­ную войну со своим свод­ным бра­том (1015–1019 гг.), ко­то­рая в ко­неч­ном итоге за­вер­ши­лась по­бе­дой Яро­сла­ва и смер­тью Свя­то­пол­ка, «по­чив­ше­го в Бозе» на пути к сво­е­му тестю, поль­ско­му ко­ро­лю Бо­ле­сла­ву Храб­ро­му. Од­на­ко надо ска­зать, что ряд со­вре­мен­ных ав­то­ров (Н. Ильин, А. Кузь­мин, И. Да­ни­лев­ский, Г. Фи­лист) ста­вят под боль­шое со­мне­ние дан­ную вер­сию со­бы­тий, из­ло­жен­ных в ПВЛ, и утвер­жда­ют, что имен­но Яро­слав по­ви­нен в бра­то­убий­стве и раз­жи­га­нии же­сто­кой и кро­ва­вой меж­до­усоб­ной войны. Но позд­нее под пером льсти­вых ле­то­пис­цев, ис­пол­няв­ших «го­су­дар­ствен­ный заказ», со­бы­тия тех лет по­лу­чи­ли нуж­ную трак­тов­ку, и Свя­то­полк вошел в ан­на­лы рос­сий­ской ис­то­рии как Ока­ян­ный, а Яро­слав стал Муд­рым.

Рис. 2. Се­реб­ря­ник Свя­то­пол­ка Ока­ян­но­го (Ис­точ­ник)

После по­бе­ды над со­пер­ни­ком Яро­слав Муд­рый занял ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, но его по­ло­же­ние на троне все же оста­ва­лось неустой­чи­вым, по­сколь­ку в да­ле­кой Тму­та­ра­ка­ни вос­се­дал на пре­сто­ле его млад­ший брат Мсти­слав.

Рис. 3. Мсти­слав Тму­та­ра­кан­ский в бою с Ре­де­дей (Ис­точ­ник)

Вско­ре вспых­ну­ла новая меж­до­усоб­ная война (1024–1026 гг.), за­вер­шив­ша­я­ся под­пи­са­ни­ем Го­ро­дец­ко­го мира, по ко­то­ро­му Яро­слав и Мсти­слав ста­но­ви­лись рав­но­прав­ны­ми со­пра­ви­те­ля­ми Руси. При этом ре­зи­ден­ци­ей Яро­сла­ва остал­ся Киев, а ре­зи­ден­ци­ей Мсти­сла­ва стал Чер­ни­гов.

В 1028 г. на­ча­лась оче­ред­ная рус­ско-поль­ская война, ито­гом ко­то­рой стало вто­рич­ное вхож­де­ни­ем во­лын­ских и га­лиц­ких зе­мель в со­став Ки­ев­ской Руси. Од­на­ко вско­ре после ее окон­ча­ния, в 1036 г., умер чер­ни­гов­ский князь Мсти­слав, и Яро­слав Муд­рый ста­но­вит­ся еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем Руси. Тем вре­ме­нем, узнав о смер­ти Мсти­сла­ва, слыв­ше­го гро­зой пе­че­не­гов, «по­га­ные» пред­при­ня­ли гран­ди­оз­ный поход на Киев, но были раз­би­ты Яро­сла­вом в битве на р. Альте, после чего они пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние как са­мо­быт­ный ко­че­вой этнос, рас­тво­рив­шись среди дру­гих тюрк­ских пле­мен, в част­но­сти тор­ков и по­лов­цев.

Рис. 4. Яро­слав Муд­рый (Ис­точ­ник)

Вто­рая по­ло­ви­на прав­ле­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го тра­ди­ци­он­но трак­ту­ет­ся как время наи­выс­ше­го рас­цве­та Ки­ев­ской Руси, и тому есть се­рьез­ные ос­но­ва­ния.

Во-пер­вых, имен­но при нем был со­здан пер­вый пись­мен­ный пра­во­вой ко­декс Древ­ней Руси — зна­ме­ни­тая «Рус­ская Прав­да», или «Прав­да Яро­сла­ва», пред­став­ляв­ший собой син­тез норм го­су­дар­ствен­но­го (ран­не­фе­о­даль­но­го) и обыч­но­го права. Надо ска­зать, что ряд ав­то­ров (М. Ти­хо­ми­ров, Л. Че­реп­нин) счи­та­ли, что пер­вые ста­тьи «Рус­ской Прав­ды» — так на­зы­ва­е­мый «Устав о мор­до­бое», был издан Яро­сла­вом еще в 1016 г., в быт­ность его нов­го­род­ским кня­зем. Но их оп­по­нен­ты (С. Юшков) склон­ны да­ти­ро­вать при­ня­тие всей «Рус­ской Прав­ды» 1035 г.

Во-вто­рых, в эти годы Яро­слав про­во­дит ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку: в 1038 г. он со­вер­ша­ет удач­ный поход про­тив ят­вя­гов, в 1040 г. его вой­ска с три­ум­фом про­шлись по зем­лям аук­штай­тов и же­май­тов, в 1041 г. силу рус­ско­го ору­жия по­зна­ли ма­зов­шане, в 1043 г. дру­жи­на Яро­сла­ва под во­ди­тель­ством его стар­ше­го сына, нов­го­род­ско­го князя Вла­ди­ми­ра со­вер­ши­ла по­след­ний в ис­то­рии рус­ско-ви­зан­тий­ских от­но­ше­ний поход на Кон­стан­ти­но­поль, ито­гом ко­то­ро­го стал новый мир­ный до­го­вор между двумя дер­жа­ва­ми (1046 г.) и т. д. Все эти слав­ные по­бе­ды не толь­ко укреп­ля­ли во­ен­ную мощь Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства, но и резко под­ня­ли его ав­то­ри­тет на меж­ду­на­род­ной арене. Зри­мым до­ка­за­тель­ством этого факта стали браки его сы­но­вей и до­че­рей на ко­ро­но­ван­ных осо­бах круп­ней­ших ев­ро­пей­ских го­су­дарств: Изя­с­лав стал мужем поль­ской ко­ро­ле­вы Гер­тру­ды, Свя­то­слав был женат на ав­стрий­ской прин­цес­се Оде, Все­во­лод стал мужем ви­зан­тий­ской прин­цес­сы Ана­ста­сии, Ели­за­ве­та стала женой нор­веж­ско­го ко­ро­ля Ха­раль­да Су­ро­во­го, Ана­ста­сия вышла замуж за вен­гер­ско­го ко­ро­ля Андра­ша I, и Анна стала су­пру­гой фран­цуз­ско­го ко­ро­ля Ген­ри­ха I.

Рис. 5. Анна Яро­слав­на (Ис­точ­ник)

В-тре­тьих,имен­но при Яро­сла­ве Муд­ром в рус­ских зем­лях утвер­жда­ет­ся ви­зан­тий­ский ва­ри­ант пра­во­сла­вия и в 1036/1037 гг. со­зда­ет­ся Ки­ев­ская мит­ро­по­лия, гла­вой ко­то­рой ста­но­вит­ся гре­че­ский ар­хи­епи­скоп Фе­о­пемт. При нем же воз­ни­ка­ют пер­вые рус­ские оби­те­ли — Пе­чер­ский мо­на­стырь в Киеве и Юрьев мо­на­стырь в Нов­го­ро­де, а также при­ни­ма­ет­ся пер­вый цер­ков­ный устав. Позд­нее, в 1051 г., желая укре­пить ав­то­ном­ный ста­тус Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви, Яро­слав ини­ци­и­ру­ет из­бра­ние на мит­ро­по­ли­чий пре­стол при­род­но­го ру­си­на Ила­ри­о­на, ав­то­ра зна­ме­ни­то­го «Слова о за­коне и бла­го­да­ти» и од­но­го из ос­но­ва­те­лей Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

В-чет­вер­тых, при Яро­сла­ве Муд­ром на­чи­на­ет­ся гран­ди­оз­ное ка­мен­ное стро­и­тель­ство на Руси и со­зда­ют­ся такие ше­дев­ры древ­не­рус­ско­го зод­че­ства, как храмы Свя­той Софии в Киеве (1037 г.) и Нов­го­ро­де (1045 г.), Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский собор в Чер­ни­го­ве (1036 г.), Ве­ли­ко­кня­же­ский дво­рец (1036 г.) и Зо­ло­тые во­ро­та (1037 г.) в Киеве и т. д.

 

Спи­сок ре­ко­мен­до­ван­ной ли­те­ра­ту­ры по теме "Рас­цвет Руси", "Яро­слав Муд­рый"

1. Алек­се­ев С. В. Яро­слав Муд­рый — са­мо­вла­стец Ки­ев­ской Руси. М., 2006

2. Кар­пов А. Ю. Яро­слав Муд­рый. М., 2005

3. Кузь­мин А. Г. Ис­то­рия Рос­сии с древ­ней­ших вре­мен до 1618 г. М., 2003

4. На­за­рен­ко А. В. Древ­няя Русь на меж­ду­на­род­ных путях. М., 2001

5. Фи­лист Г. М. Ис­то­рия «пре­ступ­ле­ний» Свя­то­пол­ка Ока­ян­но­го. М., 1990

6. Че­реп­нин Л. В. Об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния в Древ­ней Руси и «Рус­ская Прав­да». М., 1965

7. Ти­хо­ми­ров М. Н. Ис­сле­до­ва­ния по «Рус­ской Прав­де». М., 1991

8. Ры­ба­ков Б. А. На­чаль­ные века рус­ской ис­то­рии. М., 1994

studfiles.net

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Ярослав Владимирович, Ярослав Мудрый, в крещении Георгий – великий князь русский (1017 – 1018 и 1019 – 1054 гг.), ранее – князь ростовский (не ранее 989 г. – около 1010 г.) и новгородский (около 1010 – 1016 г.), крупный государственный деятель Древней Руси. Четвертый или третий из сыновей Владимира Святого (от Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода). Супруга (с 1019 г.) – Ингигерд, дочь шведского правителя Олава Шётконунга (ум. 1050 г.). От рождения был хром из-за недоразвития правого тазобедренного и правого коленного суставов.

После крещения в 988 г. Руси и произведенной в связи с этим Владимиром Святым замены племенных «светлых князей» на своих сыновей-наместников княжил в Ростове, а после смерти старшего брата, Вышеслава Владимировича новгородского, был переведен отцом в Новгород. Там в 1014 г. поднял мятеж против отца, отказавшись выплачивать Киеву ежегодную дань. Военному столкновению Ярослава с Владимиром Святым помешала смерть последнего в июле 1015 г.

В 1015 – 1019 гг. воевал со своим старшим братом Святополком Владимировичем Окаянным за киевское княжение. В этой борьбе опирался на жителей Новгорода и наемников-варягов. В 1016 г. совершил первый поход на Киев, разбил Святополка под Любечем и в первых числах 1017 г. вокняжился в Киеве. 22 июля 1018 г. был разбит на реке Западный Буг, близ города Волынь, союзником Святополка, польским королем Болеславом I Храбрым и потерял Киев. В 1019 г. совершил второй поход на Киев, овладел им и разбил Святополка и союзных последнему печенегов в битве на реке Альте.

В 1021 г. воевал с полоцким князем Брячиславом Изяславичем, захватившим и ограбившим Новгород, и разбил его на реке Судомири, в 1024 г. – со своим младшим братом Мстиславом Владимировичем тмутараканским и был разбит им в битве при Листвене в земле северян. После этого поражения бежал в Новгород и вплоть до 1036 г. правил, находясь в основном в этом городе. В 1026 г. заключил с Мстиславом Городецкий мир, по которому Древнерусское государство было разделено по реке Днепр на два – «западное» (с центром в Киеве) во главе с Ярославом и «восточное» (с центром в Чернигове) во главе с Мстиславом. Это разделение сохранялось до 1036 г., когда, после смерти Мстислава, Ярослав восстановил единство Древнерусского государства. В том же году он сместил с псковского княжения и заточил своего младшего брата Судислава Владимировича, а в различных областях Руси посадил в качестве своих наместников сыновей – Владимира, Изяслава, Святослава, Игоря и Вячеслава.

В «новгородский» период своего великого княжения (1024 – 1036 гг.) подавил восстание1024 года в Суздальской земле, вел активную политику в Скандинавии (добившись утверждения на норвежском троне своего ставленника Магнуса) и Восточной Прибалтике (положив в 1030 г. основанием города Юрьев начало подчинению Эстонии). В 1030 и (совместно с Мстиславом Владимировичем) 1031 г. совершил два похода против Польши с целью возвращения отторгнутых ею в 1018 г. Червенских градов (западной части позднейшей Волыни). Эта цель была достигнута. Совершенствовал укрепленные линии на границе с печенежской степью, к югу от Киева передвинул такую линию с реки Стугны на протекающую значительно южнее реку Рось.

Вновь осев в Киеве, в 1036 г. отразил крупное нападение печенегов – разбив их в сражении у стен Киева (по другой версии, это произошло в 1017 г.). Продолжил вести активную политику в Прибалтике, совершив в 1038 г. поход на ятвягов, а в 1040-м – на литовцев. Заключив союз с польским королем Казимиром Восстановителем, помогал ему в борьбе с мазовецким князем Моиславом, в 1041, 1043 и 1047 гг. совершил три похода в Мазовию. В 1043 г. организовал последний поход русских на Византию.

Приобрел большой международный авторитет – что проявилось в заключении династических браков между сыновьями и дочерьми Ярослава и представителями европейских королевских домов (в частности, дочь Ярослава Анна стала в 1051 г. женой короля Франции Генриха I.

Активно занимался совершенствованием законодательства. «Правда Ярослава», введенная им в действие в Новгороде в 1015 г., положила начало формированию свода писаных законов Древней Руси, известного как «Русская правда». В древнейшую часть этого свода – «Краткую Правду», – наряду с «Правдой Ярослава» вошли также утвержденные Ярославом «Покон вирный» и «Урок мостникам». Дал церкви новый «Церковный устав», в 1051 г. способствовал интронизации первого русского митрополита из восточных славян – Илариона (автора «Слова о законе и благодати»).

Активно способствовал развитию просвещения и культуры. Увлекался чтением и перепиской книг, организовывал перевод книг с греческого языка, их переписку и распространение. Был заказчиком монументального Софийского собора в Киеве – крупнейшего синтетического памятника культуры Древней Руси.

Деятельность Ярослава Мудрого знаменовала собой высшую точку расцвета Древнерусского государства – достигшего высокого уровня развития культуры и добившегося международного признания как держава, которая, по Илариону, «ведома и слышима всеми концы (света. – А. С.)».

w.histrf.ru