Как славяне отмечали Новый год. Древняя русь новый год


Когда на Руси праздновали Новый год?

С XI века до 1699 года Новый Год в России отмечали 1 сентября… И здесь снова можно спросить — почему. Для начала, это так называемый «церковный» Новый год, вычисляемый от Сотворения мира. Русь переняла этот счет времени от ромеев вместе с православием.

Вообще-то, в Европе не было единого мнения о дате Сотворения мира.

Возможные варианты:

  • 25 марта 5493 г.
  • 1 сентября 5969 г.
  • 1 марта 5508 г.
  • 1 сентября 5509 г.
  • 6/7 октября 3761 г.
  • 3491 г.
  • 23 октября 4004  г.
  • 4700 г.
  • 5199 г.
  • 5500 г.
  • 5515 г.
  • 5507 г.
  • 5551 г.
  • 5872 г.

Все это — до нашей эры. Как видим, возможных дат довольно много.

Даже в Византии мнения расходились: то ли 1 марта 5508, то ли 1 сентября 5509 года до н. э. На Руси официально приняли дату 1 сентября… Правда, лишь в 1492 году, да и то по указу Ивана III. До того, как и в Византии, использовали обе даты.

И если сентябрьская дата действительно пришла из Византии вместе с христианством, то мартовская, по мнению историков, неясного происхождения.

В обеих новогодних датах важно, что они — искусственно вычисленные и умозрительные.

Хотя в марте Новый год действительно отмечали. Точнее, Новолетие, и независимо от христианского летосчисления. Правда, не 1, а скорее 20 (по современному календарю!) марта, в дни Весеннего равноденствия.

Это наша первая «новогодняя» дата, «привязанная» к природным циклам, начало земледельческого цикла, сельскохозяйственного года. И не только для славян. В это время Новый год начинался для многих народов, в том числе древних римлян — до реформ Цезаря, перенесшего празднование Нового года на 1 января, день вступления в должность консулов.

А кое-где Новый год и сейчас отмечают в Весеннее равноденствие. Например, в Средней Азии.

Если же быть точным, старый славянский Новый год не был привязан к строгой дате, а вычислялся по лунно-солнечному календарю. И приходился на новолуние в районе мартовского равноденствия.

Так что ясно лишь происхождение сентябрьского Нового года. Он — из Византии, и традиционных корней на Руси, кажется, не имел.

Зато они есть у «январского» Нового года, хотя вряд ли Петр I «подгонял» новую дату праздника под славянский языческий календарь. Европа к тому времени в основном приняла григорианский календарь, к XVIII веку «отстающий» от «русско-юлианского» на 11 дней. Но Петр ограничился переходом на летосчисление от Рождества Христова и перемещением даты Нового года на январь. Разница календарей при этом сохранилась: 1 января по-российски соответствовало европейскому 12 января.

Отмечаемое в конце декабря Рождество Христово примерно соответствует дню Зимнего Солнцестояния, древнего Нового года. Случайно ли это «совпадение»? Едва ли. Возможно, в этом был и сакральный смысл: соответствие рождения нового года и рождения Бога, по сути — начало новой эпохи. И практический: «закрыть» древний языческий, природный праздник новым, христианским.

При этом следующий христианский праздник, Обрезание Господне, приходится на восьмой день от Рождества. То есть… на светский Новый год. Именно так: вначале Рождество, затем Новый год.

Российское же (нынешнее январское) Рождество с солнцестоянием не совпадает из-за «сдвига» дат — накопившейся в юлианском календаре ошибки, из-за которой календарная дата солнцестояния сдвинулась с даты реального солнцестояния, астрономического. Естественно, «уехали» с положенных мест и остальные природные праздники, такие как равноденствия. Что затруднило расчет дат Пасхи.

Чтобы исправить сложившееся положение и скорректировать накопившуюся со времен Юлия Цезаря ошибку, и был введен новый, григорианский календарь. Удалив «лишние» 10 дней (а также скорректировав число високосных лет), календарные даты вернули в соответствие с астрономическими. В России это произошло лишь в 1918 году, когда разница составляла уже не 20, а 13 дней.

По прежнему календарю, юлианскому, с его накопившимся сдвигом дат живет не принявшая календарной реформы русская Православная церковь. И российский Новый год «опережает» Рождество, приходясь на Рождественский пост. Из-за чего многие православные и не отмечают светские Новогодние праздники.

А в светской жизни смена летосчисления стала поводом к возникновению замечательной и уникальной традиции — празднованию «Старого Нового года». Следующего, как и полагается, за Рождеством и по-прежнему совпадающего с праздником Обрезания.

автор: Александр Смирновисточник: shkolazhizni.ru

aeslib.ru

Как славяне отмечали Новый год — Славянская культура

Как славяне отмечали Новый год

    Наши предки тоже любили широко отмечать Новый год. А знаете ли вы, когда и как они его встречали? К какому событию был он приурочен, какие обычаи тогда существовали, и зачем нужно было сжигать полено?

    Удивительно, что традицию отмечать новый год можно найти у всех народов на всех континентах. Мало того, этот праздник пришёл к нам из глубокой древности. И со временем он не только ни умер, но и обрёл глобальный, мировой масштаб. И если сейчас люди разных культур встречают новый год практически одинаково, то раньше они праздновали его по-разному. Где-то его отмечали широко, а где-то скромно, где-то он имел сакральное значение, а где-то «гражданское». А какое значение он имел в жизни наших предков?

Когда отмечали наступление нового года?

    В древности календарь был нужен людям ничуть не меньше, чем нам сейчас. Все посевные работы проводились согласно нему. Знание времени было важно также для охотников и рыболов, для бортников и скотоводов. Правда, календарь тогда хранили не на бумаге, а в голове, а даты определяли по природным приметам. И, естественно, он совсем не совпадал с тем календарём, который мы ведём сейчас.

    В самой глухой древности наши предки пользовались лунным календарём. Доказательством тому служит само название 12-ти циклов в году: месяцы. Но позже, когда славяне широко освоили земледелие, в их жизни стало играть большую роль солнце. Календарь изменился, и все праздники были привязаны к положению на небе дневного светила.

    Приходом весны, лета, осени и зимы считались дни равноденствий и солнцестояний. То есть каждое 22-ое число марта, июня, сентября и декабря. А наступление нового года отмечалось в марте и в сентябре. Эти две даты существовали параллельно на разных территориях. Весенний новый год назывался новолетием, так как этот праздник знаменовал приход нового лета, то есть нового рабочего сезона.

    Но большинство наших предков предпочитало сентябрьскую дату. Почему? В этот период заканчивались почти все полевые работы, поспевал урожай в огородах и в садах: наступало время отдыха и изобилия. Когда ещё устраивать праздник, как не в это время?

Славянский Новый год

    Славянский Новый год (и весенний и осенний) имеет более давнюю историю, чем тот, который мы отмечаем по григорианскому календарю. Вспомните, царь Пётр Великий ввёл его только в 1700-ом году, а это значит, что мы встречаем праздник по новому образцу только 317 раз. Ничтожно малое чисто в сравнении с многовековой традицией наших предков!

    С праздником наших предков связано множество традиций, поверий и обычаев. Например, не к добру считалось начинать новый год не прощённым, с обидами и с долгами. Поэтому накануне праздника нужно было уладить все ссоры и вернуть долги (в том числе оброки и дани). Также считалось к добру переехать в новый дом именно к этому празднику.

    В последний день уходящего года славяне ранним утром обходили все свои поля и пели заклинательные песни, которые должны были помочь в наступающем году поспеть хорошему урожаю. Обход сопровождался весёлыми шутками и плясками.

    Вечером последнего дня хозяйки дома гасили в печи огонь, а затем проводили обряд зажжения нового огня. Если он разгорался быстро, то это означило, что будущий год будет счастливым. И, также как мы сейчас, наши предки навещали родных и знакомых, а вечером накрывали богатый стол.

    В 1492 году государство официально утвердило дату наступления нового года по юлианскому календарю: 14 сентября. Этот праздник назывался Первым днём во году, а Новолетием стали называть религиозный праздник. С тех пор новогодние гуляния повсеместно проводились в сентябре.

Зимний славянский праздник

    Но и в середине зимы у наших предков был весёлый праздник, похожий на наш нынешний Новый год: Коляда. Что это за праздник?

    Он приходился на 22 декабря, то есть, опять же, на зимнее солнцестояние. В это время наблюдается самый короткий день в году и самая длинная ночь. Поэтому, видимо, славяне считали, что именно в этот день умирает «старое» солнце и рождается «новое». Смысл самых древних, языческих колядок состоял в том, чтобы восславлять новорожденное дневное светило и желать добра всем своим близким. В ночь на 23 декабря было принято надевать лучшую одежду, гадать, накрывать стол для гостей и петь особые песни, выражающие пожелание добра и счастья. Также наши предки разводили костры и сжигали на них большое полено, символизировавшее «старое» солнце, уходящий год и все несчастья. Чем ярче горело полено, тем урожайнее будет следующее лето.

    С приходом христианства появилось поверье, что в эту ночь из потустороннего мира к нам приходят духи умерших и всякая злая нечисть. И значение колядования – хождения по улицам и распевания песен – изменилось. Теперь молодые люди и дети наряжались и пели песни для того, чтобы прогнать или напугать нечисть. Но, в основном, традиции праздника остались теми же, только обрели религиозную основу.

    С введением нового календаря в 1700-ом году, когда празднование Нового года перешло с сентября на январь, традиции славянского Новолетия и Коляды сплелись. Не правда ли, древние традиции напоминают наши современные?

Напоследок…

    По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год – год Крадущейся Лисицы. Удачное время для смелых и предприимчивых людей, для начала новых дел, особенно тех, что касаются финансового вопроса.

Похожие статьи:

Космос → Славянская астрология

Видеоролики → К чему привело запрещение нашего календаря

Альтернативная история → Славянский календарь - Пантеон Богов

Альтернативная история → О значении народной мифологии в истории Руси

Боги, духи и существа → Круголет Числобога

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Новый год на Руси

Испокон веков люди жили, выполняя определенные действия по циклам. Датам меньше всего уделялось внимания. Значение имели только хозяйственные праздники, к которым привязывались торжества, связанные с началом или завершением определенного сезона. Новый год на Руси отмечали по-разному до христианства и после его принятия. Конкретная дата не имела значения, а обычаи и традиции празднования складывались и соблюдались народом.

Празднование Нового года до принятия христианства

Исторических источников, рассказывающих о том, как отмечали новогодние праздники до появления письменности, не осталось. При этом существуют записи иностранных исследователей. Предположительно, празднование выпадало на день весеннего равноденствия, а именно 22 марта.

новый год масленица

Это было связано с пробуждением природы и началом нового посевного сезона. К традициям дохристианского нового года относилось:

  • изготовление блинов, которые напоминали солнце и являлись его символом;
  • сжигание чучела Масленицы, как прощание с зимними холодами;
  • народные гулянья, игры и хороводы, куда входили прыжки через костер и ритуалы очищения.

Среди народа существовала традиция проводить время за накрытым столом, на который выставлялось все, что осталось после холодной зимы. До принятия христианства разделения между началом года и Масленицей не существовало.

Традиции колядования

С 20 декабря начинался двенадцатидневный праздник, называющийся Коляда. Он символизировал начало солнцеворота и отмечал увеличение дня. Данная традиция была присуща всем народам восточной Европы. Дни рождения нового Солнца отмечались шутками и прибаутками. Люди рядились, приобретая образы животных и нечисти. В руках у колядующих всегда была звезда – символ праздника.

колядки на Руси

Обязательными ритуалами торжества были хороводы, напоминавшие солнечный ход по небу, жжение костров, к которым, по представлениям людей, приходили греться умершие родственники. Сочетание традиций Масленицы, Коляды и Рождества сформировали образ того, как выглядел Новый год на Руси.

Праздничные блюда

Новое солнце, приходившее в декабре, ознаменовывало начало очередного цикла, когда надо беспокоиться о весеннем посеве. Это торжество было связано с именем бога Велеса, отвечавшего за плодородие. Для него выпекали большой каравай, заменявший жертвенное животное, а также небольшие печенья в форме овец, коз или птиц, называющиеся козулями.

В богатых семьях первым блюдом подавался зажаренный поросенок, на внутренностях которого после трапезы гадали. Все выставляли традиционные блюда – кутью, приготовленную из пшеничной крупы, и узвар из сухих фруктов. Подготовка к празднику предполагала варку сытного пива и выпечку свежих пирогов с разными начинками. Неизменным оставалось желание людей поставить на стол много яств, чтобы следующий год был сытым и богатым.

Обряды

Праздник Коляды ровно посередине делится на светлые и страшные дни. Даже после появления Рождества и Васильева дня, отмечаемого первого января, остались древние обряды и обычаи празднования. По старым поверьям, с начала января из подземного мира на свободу выходит вся нечисть, поэтому появилась традиция ее отпугивать. Шумные гуляния, песнопения, колядки и нетрадиционные наряды способствовали этому. Добрые пожелания и подарки были обязательными для ряженых.

гадания на Святки на Руси

В первых числах января необходимо было вычистить избу, вымыться самим и одеть все новое или стиранное. Также трудно представить новогодние праздники без гаданий. Эта традиция пришла в христианский мир из далеких времен язычества. Сколько церковь не боролась с ней, но все тщетно. В каждой бане собирались девушки, чтобы нагадать себе суженного или попросить богатства. В ритуалах использовались зеркала и воск, кольца и валенки. Обязательным местом для гадания была баня. В давние времена ее считали сакральным местом и верили в чудотворную силу очищения.

Новогодние обычаи периода христианства

Новый год на Руси отождествлялся с Масленицей и Колядой до IX века. Если первая символизировала начало нового посевного сезона, то вторая – связывалась с рождением нового солнца. Оба праздника были важными и почитаемыми. С приходом христианства на Русь в XX веке происходят существенные изменения, а церковь начинает оказывать постоянное влияние на все сферы жизни людей. В стороне не остаются и торжества.

Масленица на Руси

В итоге после первого переноса праздника его стали отмечать 1 марта. Народ не заметил особенных перемен и переместил все традиционные масленичные развлечения на эту дату. Дата была выбрана по примеру Римской империи, так же как название месяцев и отсчет времени от сотворения мира.

День Симеона Столпника

С распадом Киевской Руси и укреплением государства церковь набирает свою силу. На Никейском соборе в XIV веке было принято решение отмечать церковный Новый год на Руси 1 сентября. Богобоязненный Иоанн Третий объединил светский и христианский праздники в один в XV веке. Этот указ не помешал народу продолжать отмечать традиционную Масленицу и Святки. Осенний праздник тоже был воспринят, и сопровождался особыми атрибутами и разнообразием блюд на столах. В народе первое сентября считается днем Симеона Столпника.

Реформы Петра Первого

Большими нововведениями славится петровская эпоха. Царь-реформатор, используя европейский опыт, перенес новогодние торжества на 1 января, несмотря на то, что церковный праздник до сих пор привязан в дате 1 сентября. С новым временем приходят и новые традиции. Теперь к Новому году начинают украшать избы разноцветными фонариками и пушистыми лесными красавицами. В больших городах стали показывать фейерверки, что приводило в восторг не только детвору, но и взрослых. Простой народ не забывал традиции Коляды, которые хорошо вписались в новый формат.

Петр Первый Новый год

Летоисчисление было приказано начинать от Рождества Христова. Первый раз новый праздник был отмечен в 1700 году, что тоже является символичным. В настоящее время люди также выполняют традиционные обряды. Некоторые из них сохранили только форму и утеряли значение, например, переодевание и посевание. Тем не менее, старинные обряды оказались очень живучими. Новый год на Руси был ярким пятном в условиях длительной и суровой зимы, когда так хочется веселого праздника и сытного застолья.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?

Поделиться статьей:

Десерт

  • Отмена крепостного права в России

    < Назад
  • Дорога жизни через Ладожское озеро

    Вперёд >

stranakontrastov.ru

Новый год на Руси | Центр Льва Гумилёва

Этот праздник в Российском государстве получил запутанную и сложную историю. Новый Год нашего времени – это результат синтеза различных языческих праздников и календарной путаницы.Отмечать праздник в нынешнем его виде в России начали с указом Петра Великого в 1699 году, он постановил праздновать Новый Год по-европейски – 1 января.Петр повелел «…учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…», потешаться с огнем – разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом приказывалось и поздравлять друг друга с праздником.

Васильев вечер

Официальный Новый Год имел народный аналог – праздник Васильев вечер — отмечавшийся также в ночь на 1 января. Праздник этот был церковным —  день памяти Василия Великого.

Праздник отмечался обильным пиром. Главным блюдом был жареный поросёнок – символ плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. В Васильев вечер на стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме: пышные пироги, сытные блины, колбасу, кутью. В обилии пили пиво, медовуху, водку. Также было принято одевать самую хорошую, неношеную одежду — чтобы весь грядущий год также хорошо одеваться. В этот день старались не давать никому денег, чтобы в течении года не испытывать недостатка в них, а получать деньги было хорошей приметой, это сулило прибыльный год.

Сентябрьский новый год

До этого в Христианской Руси новый год тоже был, он отмечался 1 сентября. Люди верили, что Бог сотворил мир именно в сентябре. С приказом Петра в народе появилась традиция праздновать Новый Год дважды —1 сентября, как привыкли, а потом 31 декабря, по приказу реформатора. Осенний Новый Год Русь позаимствовала из Византии, когда в 988 году было принято Христианство.

Сентябрьский Новый год на Руси  встречали чинно и торжественно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, в столице устраивались пышные торжества. Вечером перед новогодней ночью все члены одного семейства обязательно собирались в дом старшего в роду – главы семейства. Гостей угощали мёдом, заморскими винами пивом или медовухой. В полночь в крупных городах звучал выстрел вестовой пушки, возвещавшей начало  Нового года, в церквях и храмах били колокола. Вообще, празднование Нового Года в Христианской Руси мало отличается от празднований нашего времени.

Языческий новый год древних славян

Иначе выглядит языческий Новый Год древних славян. Следы дохристианских праздников остались в новогоднем торжестве, однако, полностью восстановить языческий Новый Год проблемно. Ведь по-новогоднему в языческой Руси выглядели несколько праздников. Кроме этого различные традиции были у разных  славянских племен. По-разному назывались праздники и имена ритуальных персонажей.

В древности восточные славяне отмечали Новый Год в соответствии с природным циклом — весной. Год начинался в марте —  первом весеннем месяце – время, когда природа просыпается, начинается новый период в жизни животных и растений,  новый сельскохозяйственный цикл. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась в марте, в районе 20-го числа. Это было время новой луны перед весенним равноденствием.

Коляда – праздник зимнего солнцеворота

С нашим Новым Годом соотносятся зимние праздники древних славян. Главный зимний праздник – это Коляда — праздник зимнего солнцеворота. Коляду справляли с 25 декабря по 6 января. В дальнейшем отголоски этого праздника слились с Новым Годом и Рождеством. Зимнее солнцестояние, как и весеннее равноденствие, ассоциировалось с новым жизненным и годовым циклом. Коляду отмечали 12 дней. Число 12 вообще было сакральным, и использовалось именно в новогодней обрядности. Сохранились предания о  12 старцах-жрецах, которые руководили ритуалом. По 12 снопам гадали о будущем урожае, воду из 12 колодцев использовали для подблюдных гаданий. 12 дней горел священный огонь на Коляду.

26 декабря нарождалось новое Солнце. Его символично представляло особое полено — Бадняк. Бадняк зажигали на Коляду и оттого зарождалось в  новом цикле Светило.

Особая часть праздника — Колядки – новогодние песни. Изначально это были  восхваления Коляды, а позже превратились в форму поздравлений и шуточных песен. В дальнейшем черты колядок перешли в святочные праздники.

В зимние праздники древние славяне, как и мы украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хвойные деревья должны были колючими и острыми иглами отгонять  злых духов, чтобы те не испортили праздник.

Был у древних славян и зимний дух – Морок, Трескун, Морозко – он насылал лютые морозы, сковывал реки льдом. Сурового духа задабривали – выставляли подарки на окно: блины, кутью и кисель. В традиции колядок это превратилось в угощение для ряженых, они помимо прочего носили символику зимнего духа.

Ночь  на 1 января у некоторых славянских народов северо-западной Руси носила название Жирной кутьи или Щедрухи, в этот день было принято  щедро угощвать друг друга самыми вкусными и жирными яствами.

Авсень

Среди зимних славянских праздников упоминается  Авсень  — это и ритуальный персонаж и особое праздничное время — стык декабря и января, символизирующий начало годового цикла. По некоторым поверьям Авсень приезжает на огромном коне и везет с собой Новый Год. Авсень восходит к глубочайшей древности. Поэтому и он встречается и в зимних и в весенних новогодних обрядах. По некоторым преданиям, Авсень зажигал солнечное колесо и знаменовал начало года. Встречали этот персонаж кашей. Хозяйки варили кашу ночью. Приносили из амбара  крупу и затапливали печь. Крупы нельзя было касаться, пока печь не истопится. В процессе приготовления каши, следовало шептать заклинания на будущий урожай. Горшок с кашей с поклоном отправляли в печь. По этой каше гадали. Если она вылезла из горшка или сам горшок лопнул – дому грозила большая беда. Если каша удалась, значит Авсень доволен хозяевами и пошлет им в новом году всяческие блага.

Даже те разрозненные сведения, которые мы можем найти в легендах и отголосках обрядов, показывают нам, что Новый Год был в Древней Руси логичным и гармоничным праздником, праздником нового солнца, новой жизни.

Елена Вавина

www.gumilev-center.ru

Какого числа и месяца наши предки праздновали до крещения Руси новый год?

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

До конца XVII в. новолетие начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии, которая переняла этот обычай от Иудеев). С началом или в конце аграрного цикла. До 1492г., как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль.С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Петр I, своим указом 1699г. декабря в 20 день, указал началом года считать 1 января. Этим указом летоисчесление славян, царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. Это знаменует следующий этап в становление христианской культуры. Так как календарь, не так то просто вытеснить из менталитета народа. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее. Поздравляли с новым Богом «new good», а не с новым летом. Разница существенная, так как коляда был в языческой традиции, а таким указом стирался важный праздник аграрного цикла. 20 февраля 1918 г. в России вводится новое летосчисление. Для того чтобы перевести дату со старого стиля на новый, пришлось прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в., 12 дней для XIX в. и 13 дней для XX в. В результате получилось так, что в ночь с 13 на 14 января отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год. С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) в народе отмечали погоду на каждый день. Так, считалось, что какая погода будет каждый день в этом промежутке, то такая же погода будет и в соответствующем месяце наступившего года.Исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев приходились важные праздники. Это закономерно, так как эти праздники знаменуют в славянской традиции рождения бога Ярилы. Рождение природы. Это начало нового посевного периода. Значит, и начался новый год.По Круголету Числобога, новолетие приходится на 21 сентября. Инглинги, именно в этот день склонны отмечать начало нового лета. Но если вслушаться в фразу: «начало нового лета», понятно, что в овсень не могло начаться новое лето, оно закончено, что и знаменует праздник Овсень. Поэтому эта традиция ложна.Стоит поговорить и 21 декабря, когда славяне отмечали Карачун. Это начало святочной недели, когда, наконец, солнце побеждает. День, нарождается. И считается, что после святочной недели отмечался славянами Коляда. Имя славянского бога Коляда тесно связано с именем бога Божича – младенца. Именно он знаменует рождение нового солнца.

Можно отмечать Новолетие в декабре и как дань аграрному Циклу в марте.

Похожие Статьи

Вконтакте

Facebook

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Twitter

slaviy.ru

Как встречали Новый год на Руси

Празднование этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Раньше наши предки–язычники встречали Новый год в сентябре, а еще более далекие предки – охотники и кочевники – отмечали праздник весной, как только появлялась первая листва.

Большинство христианских стран совмещают празднование Нового года и Рождества, но в России отмечают оба праздника. Причина заключается в том, что зачастую Новый год отмечали еще и «на зимний солнцеворот». Во время зимнего солнцестояния праздновали возвращение Ярилы — бога плодородия.

В 1700 году Петром Первым был введен новый календарь и создан указ «О праздновании Нового года» от 7208 года от Сотворения Мира, где говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября.

На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после «благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И «чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года. В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи». В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах «учинить трижды стрельбу» из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы»

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.

В честь праздника проводили торжественные молебны с колокольным звоном, стреляли из ружей и пушек, а вечером в небе зажигались невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, танцевали и пели, дарили подарки и поздравляли друг друга. Петр I всегда следил за тем, чтобы этот праздник не уступал европейским странам. Так как он был решительным человеком, то одним махом разрешил календарные проблемы.

К началу царствования Петра Великого в России шел 7207 год от Сотворения Мира, а в Европе — 1699 от Рождества Христова. Это различие во времени являлось весомым препятствием развития межгосударственных отношений. Указ «О праздновании Нового года» заменил его на европейский и закрепил дату празднования в календаре.

Вот так и начали отмечать Новый год – с салютами, красивыми елочными игрушками, зимними гуляниями, блинами и медовухой. Народ веселился от души – взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.

 

 

Все о Деде Морозе

Как гласит легенда, «прадедом» Деда Мороза был герой русских народных сказок — Морозко. Морозко уважали потому, что он был властелином погоды, мороза и зимы. Сначала его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с очень длинной бородой и крутым нравом. С ноября по март Дед Трескун был хозяином на земле.

Он был женат на злой особе – Зиме. И даже солнце их боялось! Деда Мороза или Деда Трескуна сравнивали с самым холодным месяцем в году – январем, но спустя какое-то время представление о Морозе изменилось. Грозный Трескун превратился в могучего, доброго и справедливого деда.

Где же живет русский Дед Мороз? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь есть большое количество всевозможных версий. Кто-то говорит, что Дед Мороз родился на Северном полюсе, другие утверждают, что добродушный старик родом из Лапландии. По официальной государственной версии Дедушка Мороз живет и работает в красивейшем месте — в Великом Устюге, а его владения расположены в лесном массиве в 11 км от города. На территории вотчины находятся скульптурные композиции героев сказок и дом Деда Мороза, где также работают офис, мастерские, почта, музей и сувенирная лавка.

Посмотреть на зимнего волшебника можно в конце декабря. Ежегодно в это время Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию, чтобы приступить к открытию новогодних торжеств и радовать взрослых и детишек подарками.

 

Источник

www.pravda-tv.ru

Как праздновали Новый год в Древней Руси

Новый год как праздник – самое популярное событие для всех россиян. Абсолютное большинство граждан отмечают его 1 января. А сколько раз этот праздник переносили? Каких только изменений он не претерпел за свою долгую историю. После введения на Руси христианства был принят Юлианский календарь, согласно которому год начинался 1 марта. Но XV-XIV веках православная церковь после Никейского собора решила перенести Новый год на 1-ое сентября. Такое летоисчисление существовало до реформы Петра I, который своим указом от 15 декабря 1699 года ввел летоисчисление от Рождества Христова, а начало года с 1 января. Но все же поговорим о праздновании Нового года на Руси в древности.

Судьба праздника на Руси в древности такая же сложная, как и судьба самого государства. Все изменения в обычаях и времени празднования были тесно связаны с историческими реалиями того времени. Среди историков споры на предмет даты отсчета нового года не утихают и сейчас. Нет точного ответа на этот сложный вопрос. Данные разнятся, порождая множество теорий и мнений.

Корни праздника уходят в древность. Для большинства племен отсчетом к новому этапу в их жизни являлся момент, с которого возрождалась природа. То есть люди видели в этом более практический смысл, нежели сейчас. Это событие древние приурочивали к месяцу марту.

Долгое время у древних жителей Руси существовало понятие «пролетье». Оно включало в себя первые три месяца. Первым пролетним месяцем считался март. К этому событию были приурочены такие праздничные мероприятия, как «авсень» или «овсень».

Летом на Руси считались первые шесть месяцев (с марта по август). Все остальное время считалось зимним. Не было четкой границы между этими двумя сезонами, она размывалась. Как предполагают некоторые исследователи, датой нового года был день весеннего равноденствия. В этот момент (22 марта) день становится равным ночи. Считалось, что свет побеждает тьму, тепло – холод, а лето – зиму. Тем самым это событие дает отсчет новому году. Возможно, что в то время Новый год и Масленица были одним и тем же событием.

А вот Елка появилась у нас только после 1700 года - и пришла она к нам из Германии. Дело в том, что ель или сосна в русском фольклоре не пользовались особым почетом (наше обрядовое дерево - это береза). Возможно, поэтому новогодняя елка сохранилась в советское время, как не связанная с церковными действами.

И по сей день Елка остается символом Нового года в России, а сам Новый год считается самым веселым, долгожданным и радостным праздником.

Надеюсь, вы уже поставили елку и готовы к Новому году?

lareina.livejournal.com