Древняя русь краткое содержание. Краткое содержание третьего этапа истории Древней Руси. Раздел 1.3. Часть 4
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Краткое содержание первого этапа истории Древней Руси. Раздел 1.1. Часть 3. Древняя русь краткое содержание


Краткое содержание третьего этапа истории Древней Руси. Раздел 1.3. Часть 4

Руги говорили на своем восточногерманском языке, который не понимали молодые народы Европе в лице славян, немцев и скандинавов. В средние века этот язык было принято называть вандальским (Вандалы – близкородственный народ Ругам). Когда в 8 веке Руги вошли в состав Аварского войска, то они изначально говорили на двух языках, на своем вандальском и на славянском языке. Позднее они перешли исключительно на славянский язык. В древнерусских летописях так и говорится, что Варяги – Русь, пришедшие с Балтийского моря говорили на славянском языке. Характерно, что западноевропейские средневековые авторы Ругами до 9 века называли восточногерманский народ Ругов, позднее людей Балтийской дружинной культуры и, наконец, с 10-11 века нашу Древнюю или Киевскую Русь. Для западноевропейских средневековых авторов было очевидно, что Киевскую Русь создали прямые потомки балтийских Ругов в составе людей Балтийской дружинной культуры.Надо отметить, что этническое название Варяги из древнерусских летописей отражает восточногерманское изначальное происхождение Русов – Балтийцев из Южной Балтики.В героическом эпосе франков (французов) люди Балтийской дружинной культуры было принято называть своим привычным именем – народ воинов Русов. В 7-8 веках люди Балтийской дружинной культуры входили в состав войска Аварского Кагана и являлись врагами Франков. Позднее с конца 8 века и начала 9 века сами Франки нанимают воинов Балтийской дружинной культуры в состав своего войска. С определенной осторожностью можно говорить, что Балтийская дружинная культура имела свой собственный героический эпос. В северной Германии сохранилась Вильтин-Сага. В ней говорится, что Балтийская Русь сражается с Балтийскими славянами под названием Вильтины (Велеты) и побеждает их. Действительно Балтийские славяне Ободриты сражались в 7-8 веках со своими соседями Велетами и получали помощь от Аварского Кагана в лице его профессионального войска – воинов Аварской дружинной культуры.С начала 9 века по 10 век воины и купцы Балтийской дружинной культуры из территории «франкской державы Каролингов» переселяются на земли восточных славян на Верхний Днепр, где строят свой торговый и военный город под условным научным названием Гнездово. Позднее население Гнездово переселилось в новый город, который ныне называется Смоленском. Восточные славяне людей Балтийской дружинной культуры называли Варягами – Русью. В русских летописях говорится, что северные восточнославянские племена Словены и Кривичи платили дань Варягам – Руси. Варяги – Русь построили свой город на земле кривичей под названием Смоленск, а на земле Словен свой город Новгород.Так называемая южная ветвь восточнославянских племен платили дань Хазарскому Каганату. Остальные восточнославянские племена платили дань Варягам – Руссам. Эти племена соседствовали в начале 9 века с Великой Моравией, которая на тот момент являлась крупнейшим государством всей Европы. В состав Великой Моравии входила так называемая Белая Хорватия. Средневековые арабские авторы называли Белую Хорватию как Джерваб («Хорват»). В Джервабе находился русский правитель. В Белой Хорватии или Червонной, Галицкой Руси военной и социальной знатью являлись воины и купцы Дунайской дружинной культуры. Средневековые арабские авторы писали, что купцы народа ар-Рус приходили на земли мусульман из глубины славянских земель и называли себя христианами.

predistoriya-drevney-rusi.ru

Краткое содержание первого этапа истории Древней Руси. Раздел 1.1. Часть 3

Можно уверенно говорить, что легендарный основатель нашего города Киева – князь Кий принадлежал именно Мартыновской культуре и имел законную власть среди восточных славян Среднего Днепра, по праву своей принадлежности к той или иной правящей династии народа и государства Антов.Древнюю Русь и раннесредневековую Антию прочно между собой связывает единый героический эпос в форме так называемых русских народных былин. Главные персонажи нашего эпоса – русские богатыри имеют типично сарматское происхождение. Причем само название богатырь подчеркивает, что наш эпос зародился в среде сармат Роксалан и их прямых потомков. В эпосе другого сарматского народа Алан, обитавшего в это время на Северном Кавказе, героические персонажи называются другим именем – Нарты («богатыри»). Это означает то, что героический эпос русского народа изначально был локализован в рамках конкретного сарматского народа Роксалан.Можно уверенно говорить, что древнерусская русальная мифология начала складываться именно в эпоху первого восточнославянского государства Антии. Древнерусская мифология существенно отличается от мифологии южных и западных славян потому, что она рождалась в среде воинского сословия (русские богатыри - Мартыновцы) сарматского происхождения.Российские ученые правоведы установили, что древнерусский свод законов «Русская Правда» 11 века не имеет ни каких общностей с обычаями и законами скандинавов. Кроме того «Русская Правда» не является сводом родоплеменных обычаев восточных славян. Наш древний свод законов имеет древнеарийское происхождение и имеет параллели в обычаях и законах сарматов и восточных германцев раннего средневековья, имевшие на то время богатый опыт государственности. Отсюда можно утверждать, что «Русская Правда» есть логическое продолжение обычаев и законов нашего первого восточнославянского государства – Антии.

predistoriya-drevney-rusi.ru

Киевская Русь в IX - XII веках

Древнейшие летописи связывают начало государственности на Руси с призванием варягов (скандинавов) - братьев Рюрика (к ильменским славянам), Синеуса (к чуди и веси на Белоозеро) и Трувора (к кривичам в Изборск) с дружиной. Спустя два года, после смерти младших братьев, всю власть над призвавшими их племенами принял Рюрик. Уйдя с Ладоги на Волхов, он основал город, получивший имя Новгород. В результате войн с соседними племенами власть Рюрика распространилась к югу на полочан, к западу на кривичей, к северо-востоку на мерю и Мурому. Тем самым было положено начало собиранию восточнославянских земель в единое государство. Согласно преданию, двое "мужей" Рюрика - Аскольд и Дир - спустились с дружиной вниз по Днепру и, остановившись в Киеве, стали владеть землями полян, плативших дань хазарам.

В 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря на попечение своего родственника Олега, который совершив поход на юг, убил киевских князей Аскольда и Дира и перенес в Киев центр своего княжества. По летописи, он сделал это в 882г., и этот год считается датой образования древнерусского государства. Утвердившись в Киеве, Олег обложил данью северные племена, активно строил города и крепости для установления своей власти на новых землях и защиты от степных кочевников. Впоследствии Олег (882-912) подчиняет древлян, радимичей и северян. Игорь (912-945) - уличей и тиверцев и - вторично - древлян, Святослав (965-972) совершает поход на вятичей, а Владимир (978-1015) - на хорватов. К началу XI в. Русь объединила почти все восточнославянские племена и превратилась в крупное европейское государство.

Перед древнерусским государством стояли сложные внешнеполитическое задачи - противостояние византийской экспансии в Северном Причерноморье, отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с Хазарским царством, препятствовавшим восточной торговле Руси. Борьба с попытками Византийской империи подчинить Русь прошла несколько этапов - морские походы на Царьград князя Олега (907 г.), князя Игоря (941 и 944 гг.), борьба князя Святослава на Дунае. Особенно успешным был поход Олега, взявшего большую дань и добившегося от императора выгодного для Руси торгового договора. Поход князя Игоря в 941 г. окончился неудачей. После похода 944 г. был заключен новый договор, уже на менее выгодных условиях. В других случаях Русь выступала союзником Византии. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность Святослава. В 964-965 гг. он покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян - Хазарский каганат. Войско хазар было разбито. Святослав покорил также северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).

В 967 г. Святослав сменил восточное направление своей деятельности на балканское. По договоренности с византийским императором Никифором Фокой он выступил против Болгарского царства, одержал победу и обосновался на нижнем Дунае. Отсюда он стал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя в 968 г., едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле ( на правом берегу Дуная). Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду и Святослав был убит.

Отношения с туркоязычными печенегами, в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Известны как факты союзнических отношений Руси с отдельными печенежскими племенами (в 944 г. и 970 г. против Византии), так и военные конфликты (920, 968, 972 гг.). Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Киевский князь Владимир (980-1015) организовал оборону южных границ, осуществив постройку сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Суля, Роси.

Княжение Владимира Святославича (980-1015) было периодом политический стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. В результате этой борьбы в 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" Русской земли.

В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострилась русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром, князем новгородским. Поход оказался неудачным - русское войско было разбито греческим флотом.

После смерти Ярослава в 1054 г. между его сыновьями некоторое время сохранялась политическая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составили правящий триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело к временному возникновению, наряду с Киевской митрополией, двух новых - Черниговской и Переяславской. Князьям удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-торков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства и церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов, закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. Главной формой эксплуатации в X-XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в жизни города играло вече, которое ведало вопросами войны и мира, созывало ополчение, сменяло князей и т.д. Бояре, высшие иерархи церкви, князь возвышались над основной массой населения. Но власть князя не была самодержавной, она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым строем городов.

Процесс феодализации Руси привел к образованию мощных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. К концу их правления местные князья, используя внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю нестабильность (народное восстание в Суздале (1024), Киеве (1068-1071), в том же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече (1097 год) официально закрепил падение единовластия киевских князей, признание самостоятельности феодальных центров.

Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление Владимира Мономаха (1113-1125). Киевскому князю удавалось сохранить единство Древнерусского государства и гасить сепаратистские устремления некоторых князей (Ярослава, Глеба). В области внешней политики ему удалось отразить опасность, грозившую Южной Руси со стороны половцев. В 1116-1118гг. Владимиром было организовано масштабное военное и политическое наступление на Византию. Попытки посадить на константинопольский престол своего зятя-самозванца Леона, выдававшего себя за сына византийского императора Романа IV Диогена, а после его гибели - сына Леона Василия (своего внука) не удались, но их результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.

В 1125-1132 гг. киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав Владимирович. Это был последний период относительного политического единства Киевской Руси. После смерти Мстислава, в правление его брата Ярополка (1132-1138), процесс распада государства на фактически самостоятельные княжества приобрел необратимый характер. Княжеские усобицы окончательно развалили политическое единство Древней Руси, возник ряд феодальных государств. Наиболее крупными их них были Новгородское, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынская земли.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

rgrtu-640.ru