Древняя русь и западная европа. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Исторические документальные фильмы и передачи онлайн. Древняя русь и западная европа


24)Русь и Западная Европа

    • После крещения международные связи Киева значительно расширились и окрепли. Киевское государство вступило в сношения не только с Византией, но и с католическими странами Средней Европы как равный и полноправный член христианского общества. Владимир Святославич, по словам летописи, «жил с князьями окольными в мире — с Болеславом польским и со Стефаном венгерским и с Андрихом [Удальрихом] чешским, и были между ними мир и любовь». Этими словами довольно точно определяется ближайшее политическое окружение Киева. К перечисленным окольным странам следует прибавить Скандинавию, связь с которой не порывалась и в XI веке.

    • Политические отношения скреплялись брачными союзами. Болеслав Храбрый, князь польский, сватался за дочь Владимира Предславу; его преемник Казимир был женат на другой дочери Владимира Марии Доброгневе. Младшая дочь Ярослава Анастасия была за венгерским королем Андреем, старшая, Елизавета, — за знаменитым норвежским королем Гаральдом Гардрада. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа — Ингигерде.

    • Но соседними странами не ограничивался политический кругозор Киева. Ярослав пытался вовлечь Германскую империю в борьбу с общим врагом — Польшей. С этой целью он в 1043 г. направил посольство в Гослар с предложением руки русской княжны германскому императору. Шаг этот не увенчался успехом. Вскоре за тем Ярослав выдал свою дочь Анну за французского короля Генриха I.

    • XI-XIII вв. для Западной Европы являлись периодом крестовых походов. Основным

    • их направлением был Ближний Восток (Палестина), где основывались

    • военно-рыцарские ордена (Тамплиеров, Госпитальеров и др.). Одним из последних в

    • 1198 г. образовался орден германских рыцарей - Тевтонский. Однако, не достигнув

    • могущества, в 1226 г. он перенес свою деятельность в Европу и повел наступление

    • на пруссов.

    • С конца XII в. начинается продвижение немцев в прибалтийские земли, на которых

    • издавна жили балтские - литовские (аукштайты, жемайты), латышские (латгалы,

    • ливы, курши, земгалы) - и финно-угорские (эсты и чудь) племена. Русь стремилась

    • подчинить их и брала с них дань, для чего еще при Ярославе Мудром строится

    • опорный пункт – Юрьев (Тарту). Подчинив поморских славян, немцы вторглись на

    • территорию ливов (отсюда - Ливония). В 1201 г. они основали Ригу. В 1202 г. для

    • захвата Прибалтики и христианизации ее населения был образован Орден

    • Меченосцев. Это происходило в соперничестве с датчанами, основавшими в 1219 г.

    • Ревель (Таллинн). К 1224 г. вся Эстония была покорена крестоносцами. Немецкие

    • феодалы уничтожали местное население, а их земли заселялись

    • колонистами-немцами. Для борьбы с немцами объединяются народы Прибалтики и

    • Руси. Над рыцарями не раз одерживали победу новгородцы. Так было в 1234 г.,

    • когда князь Ярослав Всеволодович разгромил их в битве на реке Эмайыге. Через

    • два года его успех повторили литовцы и земгалы.

    • Дальнейшее продвижение немцев потребовало объединения сил, и в 1237 г. Орден

    • Меченосцев или Ливонский стал отделением более крупного Тевтонского Ордена. Это

    • слияние еще более усилило опасность для Руси, как раз в это время

    • подвергающейся монголо-татарскому нашествию.

    • Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X-XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже внуки Владимира были женаты на польской, византийской и немецкой принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

    • В Х-XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев (ныне – Тартуомимо Византии, Русь поддерживает регулярные контакты с Римом, а также с государствами Восточной Европы и Скандинавии. Здесь большую роль сыграли, прежде всего, династические связи Ярослава и его потомства. Так, сам князь был женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа Святого, а его сыновья были женаты на владетельных принцессах Польши (Изяслав, на сестре короля Казимира I), Германии (Святослав, на родственнице будущего императора Генриха IV), Византии (Всеволод, на дочери императора Константина Мономаха). Свою сестру Марию Ярослав выдал за польского короля, а своих дочерей: Анну – за французского короля Генриха I, Анастасию – за венгерского короля Андрея, Елизавету – за норвежского короля Харальда.    Этот взлет Руси в конце 30-х гг. XI в. совпал по времени с окончанием действия последнего мирного договора с Византией, заключенного еще при Владимире. Естественно, обстановка в отношениях между двумя государствами стала накаляться. Поводом для войны послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. В 1043 г. большая рать под началом старшего сына Ярослава Владимира двинулась на ладьях к столице империи. Но уже у западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Большая часть уцелевших кораблей двинулась обратно, но около 6 000 воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу. Греческое войско окружило и взяло в плен этот отряд. Русские воины были частью перебиты, частью ослеплены и отпущены на родину для устрашения. Только в 1046 г. Русь заключила новый мирный договор с Византией. Тогда-то, в знак возобновления дружеских связей, и был устроен брак византийской принцессы с четвертым сыном Ярослава – Всеволодом. В 1053 г. у них родился сын, названный Владимиром и вошедший в русскую историю под именем князя Владимира Мономаха. Словом, мы вполне можем говорить о том, что в середине XI в. Киевская Русь стала европейской державой. Правда, следует учитывать и такой фактор, как постоянное соседство кочевых племен, не всегда готовых поддерживать с Киевом добрые отношения.

    • Русь и кочевники

    • К востоку от Днепра, к югу от Оки и Верхней Волги тянулись степи. Из Азии, с Северного Кавказа проникали сюда воинственные кочевые и полукочевые племена, представлявшие большую угрозу для славян. В IV-V вв. это были , в конце VII в. появились на смену которым пришли основавшие на Нижней Волге и в донских степях сильное государство - Хазарский каганат - со столицей Итиль. Хазары вели обширную торговлю со своими ближайшими соседями. В период расцвета каганата их влияние распространилось на Северный Кавказ. Некоторые славянские племена платили дань правителям Хазарии, устанавливали с ними торговые связи или вели вооруженную борьбу. В 964-965 гг. князь Святослав нанес решающий удар по Хазарскому каганату, после чего тот прекратил свое существование. Однако, вскоре после разгрома хазар в Северном Причерноморье, в приазовских степях появилось тюркское кочевое племя - , постоянно совершавшие опустошительные набеги на Болгарию, Венгрию. В 968 г. печенеги предприняли большой поход на Русь, и дошли до Киева. В 972 г. ими был убит князь Святослав. В 992 г. у реки Сулы состоялось сражение между печенегами и русскими дружинами, которое закончилось полным разгромом печенегов и их бегством. Окончательно печенеги были разгромлены уже Ярославом Мудрым в 1036 г., когда они вновь попытались осадить Киев.

    • В середине XI века для Руси возникла страшная опасность в лице половцев, которые захватили всю степную полосу от Волги до Дуная. Во второй половине XI века у половцев сложились большие объединения, во главе которых стояли ханы. Первое столкновение Киевской Руси с половцами случилось в 1061 году. Половцы наносили колоссальный урон южным землям. В 1096 г. хан Боняк едва не ворвался в Киев. Половецкое объединение племен отрезало Русь от Волги, Тмутаракани, перекрыло торговлю с Востоком.

    • Через три года после этого начинаются усобицы между русскими князьями, сыновьями Ярослава. Разделение на уделы ослабило Русскую землю. Укрепление границ со степью, строительство крепостей, отражение набегов (Только в 1111 году Владимиру Мономаху, удалось сломить неприятелей. После этого поражения половцы долго не тревожили Русь. ), сочетались с привлечением кочевников для охраны границ. Отряды торков, печенегов, берендеев объединились в союз «Черные клобуки», защищали границы и были верными вассалами русских князей. Предпринимались попытки замириться со Степью с помощью династических браков. Так Святополк Изяславович - киевский князь 1093 – 1113 гг. был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, были и другие примеры подобных браков, однако дочерей и сестер русские князья в Степь не отдавали. В 1116 году Владимир Мономах нанес новый сокрушительный удар половцам. Его сын Мстислав продолжил энергичную политику отца в наступлении на Степь и все попытки половцев вернуть после смерти Владимира Мономаха утраченные позиции, натолкнулись на мощь объединенных киевско-переяславских сил. Было отбито нашествие половцев в 1129 г., а позднее Мстислав и Ярополк сумели оттеснить половцев за Дон и Волгу. Русь начиная с 30-х гг. XII в. до 30-х гг. XIII в. (походов монголо - татар) получила некоторую передышку от набегов кочевников, отдельные их походы в этот период были неудачны.

    •     Еще при князе Владимире на южных границах Киевской и Черниговской областей началось строительство городков-крепостей, призванных составить более-менее целостную линию обороны на рубеже со степью. А при Ярославе там было образовано Переяславское княжество, которое должно было служить щитом для Киева от угроз с юга и востока. Как раз на конец X – начало XI вв. пришлось максимальное усиление печенежских орд, когда их помощью пользовался князь Святополк в борьбе с Ярославом. В 1036 г. печенеги осадили Киев. Князь Ярослав, пришедший на выручку с новгородским войском, разгромил кочевников на тогдашней окраине города. По словам летописца, печенеги бежали куда глаза глядят, «остаток их бегает где-то и до сего дня». Дело в том, что с востока их уже теснили половцы (кыпчаки). Так что часть разбитых печенегов подчинилась этим последним, другие отдались под власть Руси. Наконец, последняя орда печенегов ушла на Балканы, где они через полвека были истреблены византийцами. Столкновения с половцами начались уже после смерти Ярослава.    Однако взаимоотношения Руси со степью состояли не из одних лишь войн и набегов. Ведь кочевники контролировали большую часть тех торговых путей, которыми пользовались русские купцы, прежде всего, шедших на восток и на юг. А ведь именно с выгодной позиции в системе международной торговли Восточной Европы и началось в свое время возвышение Киевской державы. Поэтому русским князьям, помимо задач по обороне своих земель, всегда приходилось думать и о безопасности своих купцов, путешествующих в другие страны. А обеспечить ее могло только благожелательное отношение тех, через чьи земли вели торговые пути, в данном случае – обитателей степей. Учитывая резко возросший международный авторитет Руси, постоянные торговые связи с соседями были жизненной необходимостью.

    • Отношения с Хазарским каганатом и кочевниками

    • Крупнейшим восточным соседом Руси являлся Хазарский каганат. Это тюркоязычное полукочевое государство, в котором господствующей религией был иудаизм. Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен (северян, радимичей). Олег заставил эти племена платить дань не хазарам, а Киеву. Отношения Руси с каганатом ухудшались также под влиянием Византии (союзник Руси с 907 г.). Византия и каганат враждовали из-за столкновения интересов на Черном море и религиозных распрей. Решающий удар каганату был нанесен Святославом в 964-966 гг. Он захватил столицу каганата Итиль (в дельте Волги), города Семендер (в Прикаспии), Саркел (на Дону). Не выдержав этого удара, каганат вскоре распался. Госоподствовать в степях сталикочевники-печенеги. Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. Но иногда они выступали и союзниками русских (например в 944 г. во время похода Игоря). В 969 г., во время пребывания Святослава на Дунае, печенеги осадили Киев и едва не взяли его. Лишь срочное возвращение Святослава заставило их отступить. В 972 г. печенеги все же убили Святослава. При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. - в двух днях пути.

    • В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. После этого многие печенеги перешли на русскую службу, главными же противниками Руси с востока стали на два столетия половцы.

    • Владимир Святославич

980 – провел языческую реформу (определил пантеон богов: Перун, Велес, Сварог, Даждьбог, Стрибог, Мокошь, Симаргл, Щур)

985 – Дунайский поход (ходил на болгар). Создал систему оборонительных сооружений (засек) на юге страны.

988 – принятие христианства на Руси (крещение Руси). Значение: укрепление гос.власти и территориального единства Киевской Руси; цивилизованный порядок; повышение международного престижа Руси; расширение связей с европейскими странами; роль в развитии культуры.

996 – первая каменная христианская церковь в Киеве – Десятинная (церковь Успения Богородицы).При Владимире сложилась единая территория Древнерусского государства.сын князя Святослава Игоревича,

Основные направления деятельности:

  • Активная внешняя политика ,защита и расширение границ Руси : разгром ополчения радимичей в 984, покорения полоцкого княжества на Западной Двине, поход в Волжскую Булгарию,первое столкновение Руси с Польшей(завоевание Червень и Перемышь)

  • принял меры к реформации язычества, крешение руси в 988(крещение в Херсонесе(Корсунь))

  • -от печенегов построил ряд крепостей по южному рубежу Руси ,а также сплошную стену на земляной насыпи. По южным и юго-восточным границам Руси созданы ряды земляных окопов и сторожевых застав,чтобы сдерживать нападения кочевников

  • Масштабное каменное строительство на Руси ,заложены города Владимир на клязьме ,белгород,переяславль и др

Итоги деятельности

  • расширение территории Руси и повышение обороноспособности

  • укрепления международного авторитета Руси ,суверенитета\- рост и развитие игородов,культуры ,образов-я

князь киевский с 980 г. С помощью своего дяди Добрыни Владимир в 969 г. стал князем в Новгороде. Спустя пять лет после гибели Святослава между его сыновьями началась усобица. В итоге Владимир одержал победу над старшим братом Ярополком, который был вероломно убит варягами из его войска. В его княжение происходит расширение территории Древнерусского государства: были подчинены земли вятичей, литовцев, радимичей, болгар, Червенская Русь (ранее была захвачена Польшей). Для организации обороны от печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по p. Десна, Осeтр, Трубеж, Сула, Стугна. Это была первая в истории Руси засечная черта. Для защиты юга Руси Владимир сумел привлечь племена из ее северной части и организовать общерусскую борьбу с печенегами, в которой были заинтересованы все слои Древнерусского государства. В 980 г. Владимир провел первую религиозную реформу, решив превратить народные языческие верования в государственную религию. Для этого был установлен культ главного дружинного бога Перуна. в 988 г. было принято христианство. Время княжения Владимира является периодом подъема Киевского государства: происходит усиление княжеской власти, централизация страны, развиваются культура, земледелие и ремесла, растет престиж Руси на международной арене

Княгиня Ольга

946 – установила уроки (фиксированный размер дани) и погосты (места сбора дани)955(957) – приняла христианство

Итоги

  • налаживание отношений с Византией

  • (ок. 890-969) – великая княгиня киевская, жена сына Рюрика князя Игоря. Жестоко наказала древлян за убийство своего мужа в 945 г. Посетила Константинополь, где первая из киевских правителей приняла христианство(957). Правила Киевом в период малолетства своего сына Святослава, затем во время его военных походов. Канонизирована Русской православной церковью.Андрей Боголюбский

  • (не ранее 1100-1174) – великий князь владимирский (с 1157). Сын князя Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев, княжил в Вышгороде, Турове и др. Сделал г. Владимир столицей Ростово-Суздальской земли. Лишил владений и изгнал в Византию своих родственников. Организовал походы в Южную Русь и захват Киева. Убит в результате боярского заговора. Канонизирован Русской православной церковью.

  • Святослав Игоревич

  • 964 – подчинил вятичей; Восточный поход:разгромил хазар (каганат перестал существовать)

  • 967 – первый Дунайский поход

  • 970 – второй Дунайский поход: разбит при Доростоле в 971 году. Князь-воитель (предупреждал врагов: «Иду на вас»)

  • 972 – убит печенегами при возвращении из похода.

  • разгром хазарского каганата 965

  • Подчинение вятичей

  • Поход в Болгарию 967

  • Поход против Вищантии 970-1

  • Мечта сделать переяславль столицей(граница с Византией,византийцы боялись покушения на их земли)

  • Укрепление границ,но прри этом ослабление централизованной власти

  • Тмутаракань переходит под власть киева

  • Дань на вятичей

  • 1113 – дважды призывался на Киевский престол (восстание против ростовщиков)«Устав Владимира Всеволодовича» - 3-я редакция «Русской правды». Три редакции составили«Пространную правду».

  • 1117 – «Поучение детям».До Киева правил в Переяславле, Чернигове

  • Съезд князей в Любече 1097

  • Устав Владимира Мономаха(ограничение прибыли ростовщиков,определение условий,,облегчение положения и закупов

  • Поучение Владимира мономаха

  • Династические браки между Рюрикавичами

  • 2я редакция повести временных лет Нестором(1116-1117)

  • Разгром половцев 1116

  • Подавление киевского восстания

  • Прекращение половецких побегов на Русь

  • Централизация власти временное прекращение усобиц

  • Мстислав Владимирович (1125-1132) – продолжил политику отца.

  • После смерти Мстислава Великого на Руси начался период политической (или феодальной) раздробленности.Русь распалась на княжества и земли.

  • Крупнейшие:

  • Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Турово-Пинское княжество, Смоленское княжество, Полоцкое княжество, Рязанское княжество, Чернигово-Северское княжество, Псковская феодальная республика и Новгородская феодальная республика (1136-1478).

  1. Прогресс в развитии земледельческих орудий труда и техники земледелия;

  2. Рост ремесла и городов;

  3. Расцвет культуры;

  4. Переход от племенного деления к территориальному.

«Минусы» раздробленности:

  1. Распад единого государства

  2. Княжеские междоусобицы;

  3. Неподготовленность к отражению внешней угрозы.

Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174)Перенес столицу во Владимир

~

1155 – из Вышгорода перевез во Владимир чудотворную икону Богородицы (впоследствии получила название Владимирской Божьей матери)

1164, 1172 – походы в Волжскую Булгарию

~ 1165 – построена Церковь Покрова на Нерли

1169 – совершил разорительный поход на Киев

1170 – совершил поход на Новгород

1174 – убит в результате боярского заговора

Ярослав Мудрый

До 1035 года правил совместно с братом Мстиславом Тмутараканским

1016 – принятие «Русской правды» (первая редакция, «Правда Ярослава», 17 статей,ограничение права кровной мести)

1024 – восстание под руководством волхвовв Суздальской земле (социальные и религиозные мотивы)

1028 – организация в Новгороде и Киеве при монастырях первых школ для детей священников

1036 – нанес решающее поражение печенегам

1037 – строительство Софийского собора в Киеве в честь победы над печенегами

1043-1046 – русско-византийская война

1049 – «Слово о Законе и Благодати» Илариона

1051 – Иларион стал первым русским митрополитом

сер. 1050-х – основание Киево-Печерского монастыря (основатели Антоний и Феодосий)

Породнился со многими европейскими домами (сам был женат на шведской принцессе Ингигерде, в православии – Ирина. Дочери выданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Всеволод женат на дочери Константина Мономаха).После его смерти – лествичная система наследования власти (старшинство в роду)

Одержал победу над печенегами в 1036

Активная внешнеполитическая деятельность-поход на Ятвягов 1036,Литву 1040\1044,Константинополь 1043

Всеволод Большое гнездо

1194-1197 – строительство Дмитровского собора

1199 – объединение Галицкого и Волынского княжеств Захватил Рязань, нанес ряд поражений половцам, разбил волжских болгар.

В своей борьбе с боярством опирался на становящееся дворянство (в источниках – под именем «отроков», «гридей», «мечников», «вирников» - т.е. служилые люди) ПВЛ: «Веслами своих кораблей он мог раскропить Волгу, а шлемами своих воинов вычерпать Дон».

  • Принял участие в походе на Киев 1169

  • Продолжал борьбу с Волжской Болгарией и мордвой (1184,1186)

  • Провел интервенцию в Рязанское княжество

  • Итоги

  • Расширил территории Владимиро-Суздальского княжества

  • Великое княжество Владимирское достигло наивысшего могущества

  • Юрий Владимирович Долгорукий (Ростовский) (1125-1157)

  • Правил в Ростове, перенес столицу княжества в Суздаль

  • 4 апреля 1147 – первое упоминание о Москве (село боярина Кучки) в приглашении новгород-северскому князю Святославу Олеговичу (по Ипатьевской летописи)

  • 1149-1151;

  • 1155-1157 - правил в Киеве (захватывал город и провозглашал себя великим киевским князем)

  • Основал города: Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Дмитров, Дубна

941, 944 – походы на Византию

945 – убит древлянами при попытке вторичного сбора дани (полюдья)

  • Поход на Византию 915

  • Русско-Византийская война

  • Военно-торговый логовор с Вищантией 944

Итоги

studfiles.net

ДРЕВНЯЯ РУСЬ И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Автор(ы) статьи: Мягченко Г.Ю. – ТГУ им ДержавинаРаздел: Историческая культурологияКлючевые слова:

торговля, дипломатия, Русь, Россия, Европа.

Аннотация:

В статье рассматриваются этапы становления взаимоотношений ( торговых, дипломатических и др.) Руси, России и Западной Европы.

Текст статьи:

УДК 008.001     

МЯГЧЕНКО Г.Ю.

    Торговые отношения между славянами и греками сложились еще на заре становления Руси. Существуют сведения о бартерном обмене товарами между руссичами и галльскими племенами древней Франции. Но особого влияния на становление славянской культуры они не имели.

             Главным событием того времени в отношениях Руси и Западной Европы, безусловно, является принятие христианства из рук Византии. Уже с тех пор началось противостояние двух полюсов, казалось бы, единой религии. В прямое противоборство это не вылилось (если не считать походов крестоносцев на Константинополь). Прими Русь в те далекие времена католичество, то сейчас бы, как мне кажется, мы не поднимали вопрос о взаимоотношении двух различных видов менталитета – европейского (или западного) и русского. Именно благодаря православию Россия смогла построить и сохранить такую не похожую на других культуру. До эпохи Петра I Русь не знала особого  культурного давления со стороны Европы. И если бы история не выдвинула на арену Петра, кто знает, какой бы была сейчас Россия.

             Спорить о пользе или вреде, который принес Петр I я не буду, у каждого на этот счет свое мнение. Хочу лишь отметить, что именно с его эпохи началось активное вмешательство европейцев во все сферы жизни Руси. И это вмешательство не всегда было обоюдовыгодным. Но во времена Петра от этого вмешательства «пострадали» только привилегированные слои населения, крестьянство же и купечество продолжало жить в новой России старым укладом, ни мало не заботясь об отсутствии европейского лоска.

             Европеизация общества сверху продолжается и при правлении Екатерины II, второго гениального самодержца вслед за Петром I. Западные философские веяния проникают в умы русской аристократии, но уже в отличие от предыдущей эпохи, начинают приобретать реальные формы, в виде разработок нового пути для Российской империи. Но пока эти разработки были всего лишь на бумаге.

             Их воплощение в жизнь связано в развитием научно-философской мысли России в XIX веке. Это прежде всего связано с такими течениями в общественной жизни как славянофилы и западники. На этом я хочу остановиться поподробнее.

             В 40-е годы XIX века формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразования России: славянофилы, западники и революционеры.

             Славянофилы обосновывали особый, самобытный характер исторического развития России, противопоставляя его развитию стран Западной Европы. Они превозносили допетровскую Русь, русскую поземельную общину, восхваляли глубокую религиозность и приверженность к власти царя, будто бы присущую русскому народу. Эти черты должны были, по их мнению, обеспечить мирный переход к новым общественным формам. Славянофилы считали необходимым возродить земские соборы, но конституционный (западноевропейский) строй отвергали. Среди славянофилов особенно были примечательны фигуры Хомякова, братьев Киреевских и Аксаковых, Самарина, Кошелева. Славянофилы имели свои периодические издания «Москва», «Парус», «Русская беседа», «Московитянин». Публикация своих позиций в периодической печати позволило им распространить свои идеи среди широкого круга людей. Т.е., если в XVIII  веке подобные мысли не выходили за стены усадеб и салонов и оставались предметом беседы просвещенной части населения, то в ХIХ веке разговоры о переустройстве России ходили уже в среде разночинцев, купцов и даже крестьян. Последние связывали свои надежды с отменой крепостного права.

             Согласно теории славянофилов, изложенной Хомяковым, проникновение в Россию европейского просвещения ослабило исконные связи художников с национальной стихией, оторвало их от самобытной почвы. Отсюда вывод: интеллигенции не следует просвещать миллионы простых людей, будить их самосознание, направлять их духовное развитие. Напротив, она сама должна припасть к мудрости не испорченного образованием народа. Спасение может прийти только на пути восстановления «невидимых связей» с землей и народом.

             Славянофилы называли западниками тех, кто не разделял их самобытных взглядов, признавая общие черты развития России и Западной Европы, ставили в пример политическое устройство и культуру Англии и Франции, видели в них образец для своей страны. Западники выступали за либеральные реформы, за буржуазный путь развития России.

             Группа западников, помимо радикально настроенных Белинского, Герцена и Чаадаева, которая формирует третье направление, была представлена историками Грановским и Кавериным, публицистами Катковым, Боткиным и др. Они выступали со страниц журналов «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник».

             Все они были сторонниками европейского пути развития и за мирный переход к парламентскому строю.

             Именно мысли и проекты интеллигенции, которые активно распространялись среди населения, привели русского императора Александра II к мысли о неизбежности отмены крепостного права сверху, не дожидаясь, пока народ сделает это сам. Некоторые историки считают, что именно манифест 1861 года послужил весомым кирпичиком, заложенным в фундамент революции. Именно эта «поблажка», наряду с ослаблением цензуры, позволила радикально настроенной части интеллигенции почувствовать близость победы.

             Революция 1917 года, это конец эпопеи, длившейся 200 лет. Но только это финал на русский манер. Ведь коммунизм – это в принципе та же массовая форма общности, что и в благополучных буржуазных странах Европы. Только у нас она приобрела вид идеологии, на Западе ее функции выполняла (и выполняет) «массовая культура».

             Но с приходом эры коммунизма противостояние между русской культурой и западной только усилилось. На мировую арену вышла страна, которая раньше казалась всем лишь придатком Европы. Мир разделился на два полюса, имеющих диаметрально противоположный менталитет. «Холодная война» длившаяся более 30 лет, держала весь мир в постоянном страхе. Но это была не только демонстрация военной мощи перед противником. СССР делало все, чтобы советские граждане «не совали нос за границу в поисках буржуазной жизни». Но несмотря на постоянно ведущуюся пропаганду коммунизма, появились шестидесятники, а затем и молодежь 70-х, которая всячески старалась «почувствовать вкус западной жизни». Модно было пить Pepsi, слушать «битлов», носить брюки клеш. Многие считают это здоровой оппозицией, но резонным будет задать вопрос, почему эта оппозиционность ориентировалась на США и Европу, а не, скажем, страны Латинской Америки. Ответ на этот вопрос стал известен только недавно. США помимо повышения военной мощи, занимались разработкой специальных программ о моральной дезориентации советского общества. И в конце концов это сработало. Безусловно винить во всем янки глупо, во многом советское правительство виновато само.

             В начале 90-х годов ХХ века Россия зашла в тупик, причем в полнейший, т.е. во всех областях общественной жизни: экономике, политике, культуре, социальной сфере. На помощь пришел Запад, но, конечно, не бескорыстно. Для мировой экономики появился новый рынок сбыта, который не отказывался ни от чего. В страну хлынули потоки низкопробной, бездуховной продукции, пронизанном торжеством насилия, лжи, возводящие в культ самые низкие инстинкты и пороки человеческого общества, отрицающие мораль, совесть, честь, стыд. Именно эта «культура» стала формировать мировоззрение и внутренний мир подрастающего поколения. «Массовая культура» быстро овладела умами и сердцами неподготовленных россиян. Кто в этом виноват, уже поздно разбираться. Сейчас, главная задача – суметь поднять с колен свою культуру, которая сможет противостоять моральной деградации общества. Россия должна идти по собственному пути, разработанному самой, не оглядываясь на мнения и пожелания, которые ей пытаются навязать. А иначе наши дети будут жить уже не в России, а в одной из идеологических колоний, которая будет приносить неплохой доход своему «господину».

analiculturolog.ru

Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности

В истории раннефеодальных государств Европы Х—XII вв. являются периодом политической раздробленности. К этому времени феодальная знать уже превратилась в привилегированную группу, принадлежность к которой определялась рождением. Сложившаяся монопольная собственность феодалов на землю находила отражение в нормах права. «Нет земли без сеньора». Крестьяне оказались в большинстве своем в личной и поземельной зависимости от феодалов.

Получив монополию на землю, феодалы приобрели и значительную политическую власть: передачи части своей земли вассалам, право судопроизводства и чеканки денег, содержание собственной военной силы и т. д. В соответствии с новыми реалиями складывается теперь уже иная иерархия феодального общества, имеющая правовое закрепление: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Тем самым достигалась внутренняя сплоченность феодальной знати, ее привилегии защищались от посягательств со стороны центральной власти, которая к этому времени ослабевает. Например, во Франции до начала XII в. реальная власть короля не простиралась дальше домена, который по своим размерам уступал владениям многих крупных феодалов. Король, по отношению к своим непосредственным вассалам, располагал только формальным сюзеренитетом, а крупные сеньоры вели себя совершенно независимо. Так начинали складываться основы феодальной раздробленности.

Известно, что на территории распавшейся в середине IX в. империи Карла Великого возникли три новых государства: французское, германское и итальянское (Северная Италия), каждое из которых стало базой формирующейся территориально-этнической общности — народности. Затем процесс политического распада охватил каждое из этих новых формирований. Так, на территории французского королевства в конце IX в. насчитывалось 29 владений, а в конце Х в. — около 50. Но теперь это были большей частью не этнические, а вотчинно-сеньориальные образования.

Процесс феодальной раздробленности в Х—XII вв. начал развиваться в Англии. Этому способствовала передача королевской властью знати права взимания с крестьян и их земель феодальных повинностей. В результате этого феодал (светский или церковный), получивший подобное пожалование, становится полным собственником земли, занимаемой крестьянами и их личным господином. Частная собственность феодалов росла, они становились экономически сильнее и стремились к большей независимости от короля.

Положение изменилось после того как Англия в 1066 г. была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. В результате страна, шедшая к феодальной раздробленности, превратилась в сплоченное государство с сильной монархической властью. На европейском континенте в данный период это единственный пример.

Дело заключалось в том, что завоеватели лишили многих представителей прежней знати своих владений, проводя массовую конфискацию земельной собственности. Фактическим собственником земли стал король, который часть ее в качестве ленов передал своим дружинникам и части местных феодалов, изъявивших готовность служить ему. Но эти владения теперь находились в разных частях Англии. Исключение составляли только несколько графств, которые находились на окраине страны и были предназначены для обороны пограничных областей. Разбросанность феодальных владений (130 крупных вассалов имели землю в 2—5 графствах, 29 — в 6—10 графствах, 12 — в 10—21 графстве), частное возвращение их королю служило преградой на пути превращения баронов в самостоятельных землевладельцев, как это было, например, во Франции.

Определенным своеобразием характеризовалось развитие средневековой Германии. До XIII в. это было одно из наиболее сильных государств Европы. А затем здесь начинает быстро развиваться процесс внутренней политической раздробленности, страна распадается на ряд самостоятельных объединений, в то время как другие западноевропейские страны вступили на путь государственного сплочения. Дело в том, что германские императоры для сохранения своей власти над зависимыми странами нуждались в военной помощи князей и вынуждены были идти им на уступки. Таким образом, если в других странах Европы королевская власть лишала феодальную знать ее политических привилегий, то в Германии развивался процесс законодательного закрепления высших государственных прав за князьями. В результате императорская власть постепенно утрачивала свои позиции и становилась зависимой от крупных светских и церковных феодалов.

К тому же в Германии, несмотря на быстрое развитие уже в Х в. городов (результат отделения ремесла от сельского хозяйства), не сложился, как это имело место в Англии, Франции и других странах, союз между королевской властью и городами. Поэтому германские города не смогли играть активной роли в политической централизации страны. И, наконец, в Германии не сформировался, подобно Англии или Франции, единый экономический центр, который мог бы стать ядром политического объединения. Каждое княжество жило обособленно. По мере укрепления княжеской власти усиливалась политическая и экономическая раздробленность Германии.

В Византии к началу XII в. завершилось формирование основных институтов феодального общества, сложилась феодальная вотчина, а основная масса крестьян уже находилась в поземельной или личной зависимости. Императорская власть, представляя светским и церковным феодалам широкие привилегии, способствовала превращению их во всевластных вотчинников, располагавших аппаратом судебно-административной власти и вооруженными дружинами. Это была плата императоров феодалам за их поддержку и службу.

Развитие ремесла и торговли привели в начале XII в. к достаточно быстрому росту византийских городов. Но в отличие от Западной Европы они не принадлежали отдельным феодалам, а находились под властью государства, которое не искало союза с горожанами. Византийские города не добились, подобно западноевропейским, самоуправления. Горожане, подвергаемые жестокой фискальной эксплуатации, вынуждены были, таким образом, вести борьбу не с феодалами, а с государством. Укрепление позиций феодалов в городах, установление их контроля над торговлей и сбытом производимой продукции, подрывало благосостояние купцов и ремесленников. С ослаблением императорской власти феодалы становились полновластными господами в городах.

Усиление налогового гнета вело к частым восстаниям, ослаблявшим государство. В конце XII в. империя стала распадаться на части. Этот процесс ускорился после захвата Константинополя в 1204 г. крестоносцами. Империя пала, и на ее развалинах образовались Латинская империя и еще несколько государств. И хотя в 1261 г. Византийское государство вновь восстановилось (произошло это после падения Латинской империи), но былого могущества уже не было. Так продолжалось до падения Византии под ударами турок-османов в 1453 г.

Распад раннефеодальной территориальной организации государственной власти и торжество феодальной раздробленности представляли собой завершение процесса формирования феодальных отношений и расцвета феодализма в Западной Европе. По своему содержанию это был закономерный и прогрессивный процесс, обусловленный подъемом внутренней колонизации, расширения площади обрабатываемых земель. Благодаря совершенствованию орудий труда, применению тягловой силы животных и переходу к трехполью улучшилась обработка земли, стали разводить технические культуры — лен, коноплю; появились новые отрасли сельского хозяйства — виноградарство и т. д. В результате у крестьян стали появляться излишки продуктов, которые они могли обменять на изделия ремесла, а не изготавливать их самим.

Возрастала производительность труда ремесленников, совершенствовались техника и технология ремесленного производства. Ремесленник превратился в мелкого товаропроизводителя, работающего на торговый обмен. В конечном итоге эти обстоятельства привели к отделению ремесла от сельского хозяйства, развитию товарно-денежных отношений, торговли и возникновению средневекового города. Они становились центрами ремесла и торговли.

Как правило, города в Западной Европе возникали на земле феодала и поэтому неизбежно подчинялись ему. Горожане, большинство которых в основном составляли бывшие крестьяне, оставались в поземельной или личной зависимости феодала. Стремление горожан освободиться от подобной зависимости приводило к борьбе между городами и сеньорами за свои права и независимость. Это движение, широко развитое в Западной Европе в Х—XIII вв. вошло в историю под названием «коммунального движения». Все завоеванные или приобретенные за выкуп права и привилегии заносились в хартию. К концу XIII в. многие города добились самоуправления, стали городами-коммунами. Так, около 50% английских городов имели свое самоуправление, городской совет, мэра и свой суд. Жители таких городов Англии, Италии, Франции и т. д. становились свободными от феодальной зависимости. Беглый крестьянин, проживший в городах названных стран год и один день, становился свободным. Таким образом, в XIII в. появилось новое сословие — горожане — как самостоятельная политическая сила со своим статусом, привилегиями и вольностями: личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении. Появление сословий, добившихся значительных политических и юридических прав, явилось важным шагом на пути формирования сословно-представительных монархий в странах Западной Европы. Это стало возможным благодаря укреплению центральной власти сначала в Англии, затем во Франции.

Развитие товарно-денежных отношений и втягивание в этот процесс деревни подрывало натуральное хозяйство и создавало условия для развития внутреннего рынка. Феодалы, стремясь увеличить свои доходы, стали передавать крестьянам земли в наследственное держание, уменьшали барскую запашку, поощряли внутреннюю колонизацию, охотно принимали беглых крестьян, заселяли ими необработанные земли и предоставляли им личную свободу. В рыночные отношения втягивались и поместья феодалов. Эти обстоятельства приводили к изменению форм феодальной ренты, ослаблению, а затем и полной ликвидации личной феодальной зависимости. Достаточно быстро этот процесс происходил в Англии, Франции, Италии.

Развитие общественных отношений в Киевской Руси проходит, возможно, по тому же сценарию. Наступление периода феодальной раздробленности вписывается в рамки общеевропейского процесса. Как и в Западной Европе, тенденции к политической раздробленности на Руси проявились рано. Уже в Х в. после смерти князя Владимира в 1015 г. вспыхивает борьба за власть между его детьми. Однако единое древнерусское государство просуществовало до смерти князя Мстислава (1132 г.). Именно с этого времени историческая наука ведет отсчет феодальной раздробленности на Руси.

Каковы же причины этого явления? Что способствовало тому, что единое государство Рюриковичей достаточно быстро распалось на множество больших и мелких княжеств? Таких причин множество.

Выделим наиболее важные из них.

Главной причиной является изменение характера отношений между великим князем и его дружинниками в результате оседания дружинников на землю. В первые полтора века существования Киевской Руси дружина полностью находилась на содержании у князя. Князь, а также его государственный аппарат, собирали дань и другие поборы. По мере того, как дружинники получали землю и получали от князя право собирать налоги и пошлины самим, они пришли к выводу, что доход от военно-разбойничьей добычи менее надежен, нежели сборы с крестьян и горожан. В XI в. усилился процесс «оседания» дружины на землю. А с первой половины XII в. в Киевской Руси преобладающей формой собственности становится вотчина, владелец которой мог распоряжаться ею по своему усмотрению. И хотя владение вотчиной накладывало на феодала обязанность нести воинскую службу, его экономическая зависимость от великого князя значительно ослабла. Доходы бывших дружинников-феодалов больше не зависели от милости князя. Они сами обеспечивали себе существование. С ослаблением экономической зависимости от великого князя ослабевает и политическая зависимость.

Значительную роль в процессе феодальной раздробленности на Руси сыграл развивающийся институт феодального иммунитета, предусматривающий определенный уровень суверенитета феодала в границах своей вотчины. На этой территории феодал обладал правами руководителя государства. Великий князь и его органы власти не имели права действовать на данной территории. Феодал сам собирал налоги, пошлины, вершил суд. В результате в самостоятельных княжествах-вотчинах образуется государственный аппарат, дружина, суды, тюрьмы и т. д., удельные князья начинают распоряжаться общинными землями, передают их от своего имени во власть боярам и монастырям. Таким образом формируются местные княжеские династии, а местные феодалы составляют двор и дружину этой династии. Огромное значение в этом процессе сыграло введение института наследственности на землю и населяющих ее людей. Под влиянием всех этих процессов изменился характер отношений местных княжеств с Киевом. На смену служебной зависимости приходят отношения политических партнеров, иногда в форме равноправных союзников, иногда сюзерена и вассала.

Все эти экономические и политические процессы в политическом плане означали дробление власти, распад прежней централизованной государственности Киевской Руси. Этот распад, как это было в Западной Европе, сопровождался междоусобными войнами. На территории Киевской Руси сформировались три наиболее влиятельных государства: Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Востечная Русь), Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) и Новгородская земля (Северо-Западная Русь). Как внутри этих княжеств, так и между ними, в течение длительного времени проходили ожесточенные столкновения, разрушительные войны, которые ослабляли силу Руси, приводили к разрушению городов и сел.

Этим обстоятельством не преминули воспользоваться иностранные завоеватели. Несогласованные действия русских князей, желание добиться победы над врагом за счет других, сохранив при этом свое войско, отсутствие единого командования привело к первому поражению русского войска в сражении с татаро-монголами на реке Калке 31 мая 1223 г. Серьезные разногласия между князьями, не позволившие им выступить единым фронтом перед лицом татаро-монгольской агрессии, привели к взятию и разрушению Рязани (1237 г.). В феврале 1238 г. было разгромлено русское ополчение на реке Сить, захвачены Владимир и Суздаль. В октябре 1239 г. был осажден и взят Чернигов, осенью 1240 г. был захвачен Киев. Таким образом, с начала 40-х гг. XIII в. начинается период русской истории, который принято называть татаро-монгольским игом, продолжавшийся до второй половины XV в.

Следует отметить, что татаро-монголы в этот период не осуществляли оккупации русских земель, поскольку эта территория была малопригодной для хозяйственно-экономической деятельности кочевых народов. Но это иго было весьма реальным. Русь оказалась в вассальной зависимости от татаро-монгольских ханов. Каждый князь, в том числе и Великий князь, должен был получать разрешение хана на правление «стол», ханский ярлык. Население русских земель было обложено тяжелой данью в пользу монголов, постоянно совершались набеги завоевателей, которые приводили к разорению земель и уничтожению населения.

Тогда же на северо-западных рубежах Руси появился новый опасный противник — в 1240 г. шведы, а затем в 1240—1242 гг. немецкие крестоносцы. Получилось так, что Новгородской земле пришлось отстаивать свою независимость и свой тип развития в условиях натиска как с Востока, так и с Запада. Борьбу за независимость Новгородской земли возглавил молодой князь Александр Ярославич. В основе его тактики лежала борьба против католического Запада и уступка Востоку (Золотой Орде). В результате высадившиеся в июле 1240 г. в устье Невы шведские войска были разбиты дружиной новгородского князя, получившего за эту победу почетное прозвище «Невский».

Вслед за шведами на новгородскую землю напали немецкие рыцари, которые в начале XIII в. обосновались в Прибалтике. В 1240 г. они захватили Изборск, затем Псков. Александру Невскому, возглавившему борьбу против крестоносцев, удалось зимой 1242 г. освободить сначала Псков, а затем на льду Чудского озера в знаменитом ледовом побоище (5 апреля 1242 г.) нанести решающее поражение немецким рыцарям. После этого они уже не предпринимали серьезных попыток захвата русских земель.

Благодаря усилиям Александра Невского и его потомков в Новгородской земле, несмотря на зависимость от Золотой Орды, сохранились традиции западнической ориентации и стали формироваться черты подданичества.

Однако в целом к концу XIII в. Северо-Восточная и Южная Русь попали под влияние Золотой Орды, утратили связи с Западом и ранее сложившиеся черты прогрессивного развития. Трудно переоценить те отрицательные последствия, которые имело татаро-монгольское иго для Руси. Большинство историков сходятся во мнении, что татаро-монгольское иго существенно задержало социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского государства, изменило характер государственности, придав ей форму отношений, характерных для кочевых народов Азии.

Известно, что в борьбе с татаро-монголами первый удар приняли на себя княжеские дружины. Подавляющее большинство их погибло. Вместе со старой знатью уходили традиции вассально-дружинных отношений. Теперь по мере формирования новой знати утверждались отношения подданичества.

Изменились отношения между князьями и городами. Вече (за исключением Новгородской земли) утратило свое значение. Князь в таких условиях выступал как единственный защитник и господин.

Таким образом русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии с ее жестокостью, произволом, полным пренебрежением к народу и личности. В результате на Руси сформировался своеобразный тип феодализма, в котором довольно сильно представлен «азиатский элемент». Формированию такого своеобразного типа феодализма способствовало то, что в результате татаро-монгольского ига Русь 240 лет развивалась в изоляции от Европы.

Оглавление. История и эпохи развития человечества

www.protown.ru

Древняя Русь и Западная Европа, IX-XII века. Лекция историка А. Назаренко — Исторические документальные фильмы и передачи онлайн

Сложно спорить с тем фактом, что исторические эпохи, события и явления как и люди имеют свою неповторимую индивидуальность, со своими положительными и отрицательными сторонами. А убедится в справедливости этого высказывания можно ознакомившись с просветительским проектом «Исторические субботы», который был создан усилиями Министерства культуры РФ, Государственного исторического музея и РВИО с целью популяризации истории и привлечения к данной науке общественного внимания. Данный проект представляет собой курс лекций о страницах прошлого нашего государства от профессиональный российских историков, археологов, политологов, журналистов и культурологов. Материал представленный в лекциях будет интересен различной аудитории, но, в первую очередь, данные лекции предназначены для учеников старших классов и студентов российских ВУЗов, впрочем и знатоки российской истории почерпнуть в них не мало нового и интересного для себя. Возникновение и развитие Древнерусского государства, становление государственности на протяжении веков, развитие культуры ; многочисленные военные кампании русских царей и императоров,революции и народные бунты,внешняя и внутренняя политика различных эпох – этим и многим другим темам и посвящен данный проект, который поможет понять важнейшие исторические событий отечественной истории.

Древняя Русь и Западная Европа, IX-XII века. Лекция историка А. Назаренко смотреть онлайн

istoriktv.ru

Сходства и различия в истории Руси и Европы

Деление «всемирной истории» на Древнюю историю, Историю средних веков, Новую и Новейшую историю одно из традиционных обобщений, которое становится почти бессмысленным при ближайшем рассмотрении, особенно с точки зрения действительно всего мира – то есть принимая во внимание историческое развитие не только Европы, но и других континентов. По сути дела, это общепринятое деление было произведено, имея в виду только историю Европы, и только относительно европейской истории оно имеет какой‑либо смысл.

В Европе средние века были, главным образом, периодом феодализма. Феодальные институты развились в результате вырождения Римской империи, ее распада под давлением «варваров», преимущественно германцев, приспособления тевтонских институтов к романским и наоборот.

В катастрофах пятого столетия была уничтожена не вся Римская империя, а только ее западная часть. На востоке Империя выстояла и просуществовала еще тысячу лет под именем Византии. На развитие Византийской империи, в свою очередь, оказывали влияние новые социальные и политические тенденции, и постепенно некоторые образования, подобные феодальным, появились на Востоке, но до завоевания крестоносцами Константинополя они никогда не играли такой роли, как на Западе. В период так называемой «Латинской империи» (1204‑1261 гг.) феодальные институты западного типа были полностью перенесены на греческую почву. Но реставрация Византийской империи еще раз воспрепятствовала процессу феодализации.

Обращаясь дальше на восток, определенные феодальные тенденции можно заметить в социальной организации мусульманских государств, но они отличались по характеру от западных. Что же касается кочевых племен евразийских степей, то они жили в абсолютно другой среде, не только географической, но также экономической и социальной.

Хотя Русь никогда не входила в состав Римской империи (здесь мы можем полностью согласиться с Мариоттом), анты и другие древнерусские племена имели контакты с северо‑восточными землями Империи, как, например, в Крыму. Впоследствии же Русь была вовлечена в орбиту Византии и экономически, и культурно.

С другой стороны, русские с незапамятных времен жили рядом со степными кочевниками; временами они были почти затоплены персидскими и тюркскими потоками. Степная империя процветала за счет торговли, и покровительство трансконтинентальным сухопутным путям, особенно «шелковому пути» из Китая к Средиземному морю, всегда было одной из главных задач степных императоров.

Можно предположить, что построенная на другом фундаменте экономическая и социальная структура Руси раннего средневековья отличалась от европейской. Так оно и было во многих отношениях.

Как убедительно показывает Анри Перен, завоевание арабами Северной Африки, Сицилии и Испании затруднило на время торговые отношения между Западной Европой и странами Леванта[4], и именно потребностью открыть новые пути на Восток руководствовались древние скандинавы в смелом походе из Балтийского моря к Азову. В Каролингской Европе торговля была долгое время (с восьмого по десятое столетия) на самом низком уровне. Экономической базой феодализма являлась убогая сельскохозяйственная культура, и, со всеми необходимыми оговорками, рост ранних феодальных институтов означал установление «натурального» или «закрытого» хозяйства.

Византия с ее развитой торговлей и прибыльными ремеслами выгодно выделялась на фоне аграрной и феодальной Европы. Не «натуральное хозяйство», а «монетарная экономика» господствовала в Византийской империи. Заметьте, что Италия со времен Юстиниана частично контролировалась Византией, по меньшей мере до конца десятого века. Экономически в период Каролингов Италия принадлежала скорее к византийскому миру, чем к европейскому.

Русь тоже являлась частью византийского мира, кроме того что она была непосредственно связана с торговлей с Востоком. Хотя противопoложно мнению Ключевского и его школы сельское хозяйство являлось таким же важным элементом русской экономики, как и торговля, социальное значение его становления отличалось от западного, поскольку эти две сферы деятельности на Руси были более тесно связаны, особенно в форме оживленной торговли зерном. В любом случае, в Киевской Руси, как в Византии, монетарная экономика превалировала над натуральным хозяйством. И, в отличие от Запада, не феодальное поместье, а город был главным фактором экономической и социальной эволюции страны.

Но если в социально‑политическом развитии Руси и Западной Европы в средние века существовали значительные различия, то имелись также и многочисленные сходства. В Киевской Руси строй «торгового капитализма» был наложен на неразвитые родо‑племенные отношения. Ранняя социальная организация славянских и германских племен была во многих отношениях сходной, результатом чего являются поразительные аналогии в древнем обычном праве славянских и германских народов. Раннюю редакцию Киевского свода законов – Русскую Правду – можно отнести, вместе с Салической Правдой (Lex Salica) и другими западными Leges, к одному и тому же общему типу «варварского права» (Barbaric Laws).

Много общего было и в организации княжеских властных органов. На Руси, как на Западе, управление обществом строилось на опыте домашнего господства правителей. Возвышение майордома (maire du palais) во Франкском королевстве в седьмом и восьмом веках стало одним из характерных проявлений именно этого процесса. На Руси, как на Западе, князь старался упрочить свое положение, предоставляя особую защиту помощникам по управлению собственными имениями. «Правда» сыновей Ярослава имеет много общих черт с «Capitularia» Каролингов.

Однако политические влияния русского и западного правителя существенно различались. И князь на Руси, и король на Западе должны были делить власть с могущественной аристократией, но в Киевской Руси существовал еще и третий важный политический компонент, которого не было на Западе: город.

Киевская Русь. Оглавление.

www.protown.ru

Средневековая Русь и Европейские культуры

Киевскую Русь нельзя представить без ее ближайших соседей, и особенно тех из них, с которыми она была связана политическими, экономическими и культурными отношениями. Географическое положение наложило несомненный отпечаток на ее место в средневековой Европе и, в частности, сказалось даже на характере искусства, причем в большей мере, чем это можно проследить у южных и западных славян1. Ориентация на Византию была исключительно сильной, но, тем не менее, после начального этапа развития христианского искусства на древнерусской почве вскоре последовал процесс радикальной адаптации классического наследия: местные мастера явно смотрели на него иными глазами, чем сами греки. Соответственно они обнаруживали новое понимание художественных форм, адекватное их собственному восприятию. Накладывало свой отпечаток и соприкосновение с западной традицией, особенно в пограничнойзоне и в основных политических и торговых центрах. Эти внешние факторы развития искусства теоретически исключают его изолированность от двух основных цивилизаций европейского средневековья: византийской и западной.

Византийская империя, как известно, была многоплеменной, и при этом славянский этнический элемент в ее политической и культурной жизни играл видную роль. В сущности аналогичным было положение и в Западной Европе, где культуру каролингского, оттоновского и романского периодов невозможно представить вне их национальных вариантов. Поэтому, говоря об историческом развитии древнерусского искусства, неправомерно его исключать из общей системы европейских культур.

Искусство дохристианского периода истории Киевской Руси, несмотря на большие успехи славянской археологии, все же крайне трудно представить как законченную художественную систему. Исходя из данных литературных источников, в языческих древностях следует искать отголоски угро-финских верований, то есть вещественную связь с варягами. Между тем объем норманнского импорта определяется неоднозначно. Для Среднего Поднепровья второй половины I тысячелетия н.э. характерен смешанный этнокультурный тип памятников с отдельными чертами, корни которых связаны с кельтской средой и прибалтийским этносом, с гуннами, появляются ювелирные изделия византийского происхождения. В Х в. на киевском Подоле, судя по находке шиферных литейных формочек, существовала мастерская арабоязычного ювелира. Была ли она единственной или можно говорить об ее аналогах?

Новые пути древнерусского искусства открывал длительный и сложный процесс христианизации славян. Первые произведения своим появлением в основном обязаны скорее всего миссионерам и явно выполняли в первую очередь именно религиозную, а не эстетическую функцию. Этими тропинками проникала сюда византийская цивилизация в целом, прежде чем стала составной частью государственной политики.

Инициативе князя Владимира Святого обязано перемещение в Киев херсонесских трофеев – произведений античного и византийского искусства, нашедших на новом месте как литургическое, так и декоративное применение. Речь идет о бронзовой квадриге и о предметах церковной утвари, пожалованных Десятинной церкви. И если невозможно определить объем Византийского художественного импорта в целом, то судить об его характере отчасти позволяют киевские шиферные рельефы XI в. с античной тематикой: образцами для них послужили константинопольские ларцы, украшенные резными пластинками из слоновой кости. Орнаментальные мотивы проникали в киевское декоративное искусство главным образом благодаря иллюминованным рукописям и художественным тканям.

Конец X в. представляется временем широкого проникновения в искусство Киевская Руси византийской культурной традиции. Однако не исключено, что она здесь прежде всего была поставлена на службу государственным интересам. Десятинная церковь, возведенная греческими мастерами, в какой-то мере могла стать образцом для иных храмов, хотя они не копировали ее во всем. В этом можно убедиться, соотнеся Софийский собор в Киеве и кафедральные церкви в Чернигове, Новгороде, Полоцке и Переяславе. В каждом из этих сооружений обнаруживается определенные черты, свойственные константинопольской, солунской и малоазийской архитектуре, в своем целом составляющие то единое «Византийское» течение, воздействием которого была отчасти затронута и Западная Европа.

Деятельность византийских строителей, резчиков по камню, мозаичистов, ремесленников на Руси, конечно, имела большое значение для становления молодого древнерусского искусства. И все же создать лишь их усилиями национальное художественное течение было немыслимо: для этого были необходимы творческие усилия нескольких поколений. Выполнение такого условия смогло обеспечить интенсивное княжество строительство. Роль заказа здесь невозможно переоценить, как и в дальнейшем, когда едва ли не каждый сильный правитель стремился возвести хотя бы один каменный храм. Не надо забывать, что это была эпоха расцвета и монументального строительства на Западе.

Первые каменные соборы появляются во Франции и Ломбардии. Затем интенсивно покрываются величественными храмами Северная Испания, Англия, прирейиские области и юго-западная часть Германии. Таким образом, крещение Руси по времени совпало с периодом исключительной творческой активности в Европе. Это очень важный историко-культурный контекст. 

Оживление художественной деятельности вызвало поиски нового в искусстве. К XI в. относятся нововведения романского стиля. Значительный подъем царит и на византийском Востоке. Легко можно заметить, что все это свойственно преимущественно культурно развитым европейским странам. Одно направление идет за старыми традициями средиземноморских цивилизаций, другое – тяготеет к той североевропейской, которая осталась не затронутой рефлексами каролингских сдвигов. И все же оживление не было повсеместным: между странами Запада, которые уже были упомянуты, и Восточной Европой пролегла широкая полоса земель, где величественным соборам могли быть противопоставлены лишь небольшие ротонды и базилики без сводов.

Христианское искусство появлялось там, куда проникали проповедники, миссионеры, и его развитие всецело регулировали нормы требований литургической практики. Рядом с этим можно еще проследить стремление придать произведениям нового искусства символический смысл. Посвящение храмов тоже уходит своими корнями в наследие локальных традиций.

В странах охваченных деятельностью латинских миссий большую роль сыграли монашеские ордена, руководство которыми осуществлялось из Германии. Отсюда тесная связь с рейнскими святынями. Так, в Польше появляются храмы по образцу знаменитой церкви св. Гериона в Кельне. В Моравии и Чехии, где не были совершенно забыты кирилло-мефодиевские традиции, можно видеть древние церкви, посвященные св. Клименту Римскому. В Киевской Руси существует своя традиция посвящений, тоже символическая, но связанная преимущественно с Константинополем. Именно поэтому подобно Великой церкви, как и ранее в Никее, Солуни и Охриде, возникают Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке. Иное течение идет о Влахернского храма византийской столицы и отражает почитание реликвий Богоматери, приходящееся на праздник Успения. Оно заметно уже в Десятинной церкви в Киеве.

Затем, отчасти трансформируясь, инспирирует появление многочисленных Успенских соборов, которые в эпоху средневековья густой сетью покрывают Восточную Европу. Это было одно из выражений связи с официальной имперской архитектурой Византии, но, разумеется, здесь приобретало иные формы. Для средней Европы, как уже было замечено, характерно существование многочисленных ротонд, то есть небольших каменных храмов круглой формы, построенных миссионерами вблизи дворцов местных правителей по типу ротонды Карла Великого в Аахене, символически связываемых с Гробом Господним. Эта традиция, явно не без усилий тех же миссионеров, была занесена и на Русь: об этом свидетельствуют археологические находки сооружений в Киеве, Галиче, Владимире-Волынском, Смоленске. В сфере деятельности греческих миссий обычно строили большие каменные храмы. Часто не уступавшие по размерам тем, которые украшали византийскую столицу. Их довольно много в Болгарии и в Древней Руси.

Нельзя не обратить внимания на одно важное обстоятельство: и Первое Болгарское царство, и Киевская Русь в истории своего христианского искусства почти не знают «колыбельного» периода. И в этом есть несомненная закономерность: крещение данных стран совпало с эпохой их большого политического и экономического подъема, который всемерно способствовал развитию культуры, прежде всего монументального строительства. Как в Болгарии во времена Симеона ее столица Преслав, так и при Владимире Святом и Ярославе Мудром Киев могли широко финансировать не только деятельность миссионеров, но и работу приглашенных из Византии высококвалифицированных мастеров.

Все, что на основе сохранения античных традиций успело выработать Византий за половину тысячелетия, подлежало усвоению в своих завершенных формах. При этом был использован опыт не только Константинополя, но и таких еще центров, как Солунь и Т рапезунд. Содействовать в такой же мере развитию культуры западные миссионеры, направлявшиеся в славянские земли из Зальцбурга, Регенсбугра, Гамбурга и Магдебурга, конечно не могли. Правда, ускоренные темпы усвоения высоких достижений Византии имели и явно негативные последствия: местные кадры мастеров не всегда оказывались достаточно подготовленными для овладения сложными строительными и художественными техниками. Ведь не случайно, что искусство мозаики так и не укоренилось даже на киевской почве. Все известные памятники являются делом рук греческих мозаичистов: по крайней мере выполнены под их руководством и с их определяющим общий характер личным участием.

Прослеживая основное направление средневековой русской культуры, и прежде всего развитие монументального искусства, нельзя не заметить генетическую связь всех наиболее существенных явлений именно с византийским миром. Но одновременно то тут, то там порой встречаются на первый взгляд и не совсем понятные следы западных воздействий, отдельных элементов, и это отличает древнерусское искусство от «классических» проявлений византийского. Основным базисом, приходится повторить, остается византийская традиция, но соприкасаясь с западными художественными течениями, древнерусское искусство лишь не вольно дифференцируется. На Западе к XII в. оказалось сформировано романское искусство, уже успевшее достигнуть своего расцвета, развиваясь одновременно в нескольких направлениях. Оно окончательно закрепилось в Средней Европе и стала господствующим в Скандинавии. Древнерусские сооружения XII-XIII вв., притом даже самые «романские» из них, фактически тяготеют к этому кругу исключительно благодаря архитектурной пластике. Но и она не всегда идентична собственно романской с ее характерной художественной системой. Наконец, наиболее бесспорные ее про- явления лишь в единичных случаях могут быть связаны с локальными романскими школами, как, например, резьба церкви св. Пантелеймона в Галиче с венгерским Эстергомом.

Распространение славянской письменности в Киевской Руси вызвало развитие книгописания, искусство которого связано прежде всего с наиболее значительными культурными центрами. Самые ранние рукописи в плане их декора отражают восточнохристианские художественные вкусы. Общая система оформления соответствует принципам, унаследованным от болгарских образцов. Расположение текста на листе, типология геометрической и растительной орнаментики и приемы ее использования, характер инициалов, — все это приближено к норма оформления греческой книги IX-X вв., а также славянской того архаического типа, который надолго удержалсяна Балканах. Письмо сохраняет особенности византийского унциала. Но уже с третьей четверти XI в. в киевском княжеском скриптории происходит переориентация на роскошный эмальерный стиль, культивируемый в книгописных мастерских Константинополя. Его образцы – Остромирово евангелие (1056-1057 гг.), Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово евангелие (около 1100 г.). По сравнению с ними оформление таких «до-остромировских» рукописей как Путянина минея, Реймсское евангелие, Пандекты Антиоха, Чудовская псалтирь воспринимается как явно архаизирующее. Но оно тоже имеет свои эстетические нормы и не лишено привлекательности, и даже очарования. И в это самое время, буквально вскоре после изготовления Мстиславова евангелия «угринець» Феодор на страницах Юрьевского евангилея мастерски использует свое знание каролингских и романских иллюминированных книг. Вряд ли оказывается случайным пересечение столь различных культурных традиций именно в книжном деле, где сакральность скорее определялось словом, чем столь привлекающим сегодня внимание декором, впрочем также имевшем свое функциональное назначение.

Византийский тип трехнефного храма, иногда усложненного двумя дополнительными нефами, становится основным древнерусском каменном строительстве XI-XII вв. Строили и небольшие одноапсидные храмы, такие как Юрьева божница в Острее и церковь усыпальница в «окольном граде» Переяслава.

Вопрос генезиса архитектурных форм таких древнейших сооружений как Спасский собор в Чернигове, Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде, может быть решен лишь исходя из константинопольской традиции. Именно с ней тесно связаны и новые проявления византийских течений. Когда приглашенные из Константинополя зодчие возвели Успенский собор Печерского монастыря (1073-1078 гг.), — последний вызвал подражание не только в Поднепровьи, но и в далекой Владимиро-Суздальской области. Вместе с тем, как известно из Киево-Печерского патерика, в идейном замысле строительства этого храма присутствуют и западные влияния: вокруг места сооружения выпадает роса, размеры определяют мерой золотого пояса с латинского Распятия, принесенным варягом Шимоном. Михайловский собор Выдубицкого монастыря (1070-1088 гг.) по примеру раннесредневековых ораториев Архангела Михаила «над морскою пучиною» в Нормандии возводят на круче над водами Днепра.

В русском зодчестве XII в. существует достаточно примеров ассимиляции элементов романской архитектуры. Это касается, в частности Преображенского собора в Переславле- Залеском (1152 гг.) и построек Андрея Боголюбского, Дмитриевского собора во Владимире (1193-1197 гг.) и Георгиевского собора в Юрьеве – Польском (1230-1234 гг.). Романское строительство соседних стран наложило свой отпечаток на архитектуру Волыни и Галича, а позже и Холма. В последней четверти XIII в. князем Владимиром Васильковичем была сооружена возле каменца над Лесной каменная башня, «Белая Вежа», типологически близкая западноевропейским донжонам.

Развитие каменной пластики на первых порах было ограничено применением резных шиферных плит с орнаментальными композициями в интерьере храма и с сюжетной резьбой над входами церквей. Об этом прежде всего позволяют судить рельефы Софийского собора в Киеве, а также киевские рельефы с изображениями святых всадников, с территории Михайловского Злвтоверхого монастыря. Но с начала XII в. находит применение и фасадная каменная резьба, причем заметно сближающаяся с романской скульптурой. Это характеризует белокаменные черниговские капители, фрагменты из Старой Рязани и особенно материалы из Галича, относящиеся к декору Успенского собора и церкви св. Пантелеймона.

Во второй половине того же XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве каменная резьба уже постоянно заполняет плоскость фасадов храма, незначительно проникая и в интерьер. Над выполнением рельефов работали как иноземные, так и отечественные мастера. Непосредственными образцами для них служили книжная миниатюра, иконы, ткани, византийская и западная резная кость: Успенский собор Во Владимире, церковь Покрова На Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, собор в Суздале прекрасно документируют этапы динамичного развития архитектурной пластики в этом регионе. Его апофеозом явилась фасадная резьба Георгиевского собора в Юрьево-Польском. На этом материале можно наглядно видеть как византийские и романские источники как бы отходят на второй план, нейтрализованными, поскольку собственная художественная концепция заказчиков и мастеров оказывается значительно сильнее чужеземных образцов. Это естественный результат творческой адаптации элитарных моделей, роль которых оспаривать, тем не менее, не приходится.

Иконография и программа стенописей в более значительной степени были регламентированы византийской художественной традицией, а все ранние киевские росписи выполнены при непосредственном участии греческих мастеров. Мозаики и фрески Софийского собора ведь в сущности являются одним из самых примечательных памятников византийской монументальной живописи Македонской эпохи. К середине XII в. своеобразная «монополия» византийцев на Руси в этой области художественного творчества не была уже бесспорной. В 1125 г. был расписан собор Антониева монастыря в Новгороде, не исключено что бенедиктинцами, хотя в последнее время наметилась тенденция к возвращению этих фресок в русле византийской живописи.

Элементы западной иконографии и отчасти романского стиля проникают в фрески новгородских церквей Благовещения на Мячине (около 1189 г.) и Спаса на Нередице (1199 г.). Но в эти же годы блестящие константинопольские фрескисты работают во Владимире над украшением стенописями Дмитриевского монастыря. Выбор мастеров зависел от заказчиков росписей, а мастера направлялись туда, где находили для себя поле деятельности, и при этом временами легко преодолевали большие расстояния. Так было в Византии и в странах западной Европы.

Когда в 1204 г. Константинополь оказался захваченным и разграбленным крестоносцами и на большей части Византии образовалась Латинская империя, — греческие мастера стали усиленно эмигрировать. Этим они немало способствовали становлению национальных художественных школ. В частности замечательными фресками были украшены сербские храмы. На Руси их деятельность пока лучше всего прослеживается в области художественного ремесла, пластики малых форм.Особо надо сказать о художественном импорте. На сегодняшний день известно немало его предметов. Это произведение живописи и прикладного искусства, преимущественно византийского происхождения, количественно увеличивающиеся благодаря археологическим находкам. Если художественные ткани и посуду везли на Русь в готовом виде, то далеко не в каждом отдельном случае можно столь же определенно высказаться относительно места изготовления, скажем, миниатюрных каменных иконок из стеатита, с греческими либо славянскими сопроводительными надписями, характерного византийского художественного облика. После 1204 г. такие изделия могли изготовлять мастера-эмигранты, оказавшиеся в Киеве. Известен случай, когда в резной каменной иконке начала XIII в. Оказалось воспроизведение явно западного по своему происхождению складня-киота со скульптурным изображением св. Николая в облачении католического епископа. Для средневекового

Новгорода скандинавский художественный импорт и его воздействие на местное ремесло не являются чем-то неожиданным. Как теперь все более выясняется, и среди произведений металлопластики количество изделий византийской традиции на Руси было более значительным и разнообразным, чем это можно было предполагать.

Общий взгляд на место древнерусского искусства в истории духовной культуры христианского средневековья эволюционировал, от его восприятия в качестве провинциальной ветви византийского до осознания как самостоятельного, внутренне зрелого, сопоставимого с сопредельными. Новые находки, введение в научный оборот ранее неизвестных памятников, их осмысление заставляют в оценку вносить все более уточняемые характеристики. Каждая оценка должна максимально учитывать результаты тщательного изучения конкретного материала. Между тем далеко не все уцелевшие произведения выявлены и опубликованы. В музеях и книгохранилищах все еще остается слишком много памятников, которые могут в будущем помочьнесколько иначе посмотреть на решение обсуждаемых вопросов. Это представляется закономерным.

Итак, соотношение средневекового русского культурного наследия с европейским может быть представлена более сбалансировано, чем прежде, чаще всего в плане их противопоставления. Действительно, различия между ними порой весьма ощутимо. Но ведь речь во все не идет об их нерасторжимом единстве, и даже по отношению к византийской русская культура слишком богата отличиями. Взаимо-проникаемость культурных воздействий, повидимому, тоже еще будет долго оставаться одной из дискуссионных тем. С одной стороны, здесь важны статистические данные, хотя без общего историко-художественного контекста они еще слишком мало значат. С другой, — существенно понимание общего культурного процесса с его слагаемыми. Применительно к обсуждаемому положению можно сказать, что последовательное (хотя порой и несколько скачкообразное) усвоение Русью византийской культуры, пусть и в явно «хрестоматийном» объеме, является исторической реальностью, тогда как проникновение западных культурных элементов скорее «капиллярного» характера. Всему этому есть свои причины, большей частью политической и конфессиональной, устранить которые в сущности никто не стремился.

Существующий порядок вещей явно казался извечным, и лишь изредка нарушали его отдельные его события, неожиданно пробивавшие брешь в прочной стене непонимания и отчуждения. Существовала еще так же тяга к неизвестному, оборачивавшаяся интересом к чужим достижениям, особенно если они оказывались привлекательными. Возникали заимствования того, что были способны понять и усвоить, явно без «школьной программы».

histerl.ru

Русь, Византия и Западная Европа

Вышла книга Александра Вячеславовича Майорова Русь, Византия и Западная Европа. Из истории внешнеполитических и культурных связей конца ХII - начала ХIII вв. (СПб.: Дмитрий Буланин, 2011)

Фундаментальное исследование, посвященное взаимоотношениям Руси с Византией, а также странами Западной Европы и Римом в конце ХII - начале ХIII вв. Ключевым событием этой эпохи стало падение Константинополя, Второго Рима, захваченного крестоносцами в апреле 1204 г. Небывалая прежде катастрофа Византийской империи вызвали значительные изменения в расстановке основных политических сил на международной арене, привели к разрыву традиционных внешнеполитических и культурных связей. Большое внимание в книге уделяется Галицко-Волынской Руси. Главным героем стал галицко-волынский князь Роман Мстиславич. На основе глубокого изучения архивных и других источников автор с новой точки зрения подходит к некоторым вопросам, традиционно обсуждаемым в исторической литературе, а также поднимает ряд новых вопросов, не ставших еще предметом изучения историков. Книга предназначена не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, интересующихся отечественной историей.

http://www.dbulanin.ru/?n=catalog&b=w0038055

Содержание:

Часть первая. "Конституционный проект" Романа Мстиславича: происхождение и верификация

Часть вторая. Контакты Романа Мстиславича с монархами Европы и Римом

Часть третья. Византия во внешней политике русских князей

Часть четвертая. "Великая княгиня Романовая": дочь византийского императора - жена галицко-волынского князя

Часть пятая. Византия и христианский восток в политическом наследии, реликвиях и именослове русских князей

Часть шестая. Символы и атрибуты царской власти на Руси в XIII в.

Часть седьмая. Между Римом и Никеей: русские князья и экуменические процессы середины XIII в.

rossica-antiqua.livejournal.com