Древняя русь и польша. Русь изначальная. Часть 5. Имя для Польши.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русь изначальная. Часть 4 Русь и Польша. Древняя русь и польша


Рыбаков Б.А. (ред.) Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII-XIV вв

Рыбаков Б.А. (ред.) Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII-XIV вв Рыбаков Б.А. (ред.) Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII-XIV ввМ.: Наука, 1974. — 425 с.

Информация о файле: pdf, 25 mb

Сборник статей польских и советских авторов освещает с марксистских позиций ряд важных проблем социально-экономического, политического и культурного развития Польши и Руси XII—XIV вв. Показаны характерные черты развития объединительных общественных тенденций в этих странах, пути преодоления феодальной раздробленности, формирование черт национального единства, воздействие международных отношений на этот процесс, отражение его в памятниках духовной и материальной культуры. Выводы ученых об особенностях государственного развития Польши и Руси помогают в раскрытии общих процессов в истории этих стран.

Публикуемые исследования ученых наших стран позволяют, таким образом, проследить параллельные явления в социально-экономической, политической и культурной жизни Польши и Руси XII—XIV вв.; вместе с тем они предоставляют возможность зафиксировать и некоторые особенности исторического развития наших стран в указанный период, в частности те специфические черты этого развития, которые обусловливались различной интенсивностью аналогичных по своей сути исторических процессов.Материалы сборника позволяют, например, утверждать, что если феодальная Польша, несмотря на немецкую феодальнуюэкспансию, уже в конце XIII — начале ХIV в. преодолела тенденции полицентризма и добилась почти полного восстановления своего былого единства, создавая такого типа этнически однородное, «национальное государство»,то в исторической жизни русских земель те же процессы феодальной концентрации и объединения этнически однородных территорий протекали тогда в более замедленном темпе, в следовательно, и с иной степенью завершенности в силу ряда конкретно-исторических причин, например, вследствие сдерживающего воздействия ордынской дипломатии.Так, указанные процессы развивались сначала в условиях намеренно затягиваемого Ордой соперничества многих центров Русской земли, а затем при систематически практикуемом Ордой сталкивании двух крупных государств — Владимирского великого княжения и Великого княжества Литовского и Русского. И хотя оба княжества выросли на общей, древнерусской основе, хотя оба онивыдвигали одну и ту же программу объединения всех восточнославянских территорий, эта программа, как известно, оказалась нереализованной, а процесс консолидации Русской земли в то время не закончился.

СодержаниеИсторическое значение периода феодальной раздробленности на Руси (В. Т. Пашуто).Политические идеи русских летописцев XII в. (Тезисы) (Б. А. Рыбаков).Пути и формы политического развития русских земель XII — начала XIII в. (Л. В. Черепнин).Этническая и региональная общность в польском средневековье (А. Гейштор (Польша)).Роль рыцарских орденов в Прибалтике (XIII—XIV вв.) (Г. Ловмяньский (Польша)).Феодальная раздробленность в Силезии (Р. Хек (Польша)).Бранденбург, крестоносцы и потеря Польшей Западного Поморья (Г. Мыслиньский (Польша)).Мазовецкая государственность в период феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.) (С. Руссоцкий (Польша)).Проблема развития национального самосознания на Руси в конце XIII — начале XV в. (В. В. Мавродин).К истории соотношения светской И церковной юрисдикции на Руси в XII—XIV вв. (Я. Н. Щапов).К вопросу о боярском землевладении на Руси в XII—XIII вв. (О. М. Рапов).Особенности русско-византийских отношений в XII в. (Тезисы) (Г. Г. Литаврин).Общенациональные и локальные особенности русской архитектуры XII—XIV вв. (П. Н. Максимов).Киев и Южная Русь в период феодальной раздробленности (П. П. Толочко).Нижний Новгород и Нижегородское княжество в XIII—XIV вв. (В. А. Кучкин).Из истории культурных связей Галицко-Волынской Руси с западными славянами в XII—XIV вв. (Я. Д. Исаевич).Русь и Польша в их культурном общении в XIV — начале XV в. (А. И. Рогов).Польское «ополе» и литовский «лаукас» (Ю. М. Юргинис).К изучению древнерусской верви (Тезисы) (А. Поппе (Польша)).Молдавский торговый путь в XIV—XV вв. (Н. А. Мохов).Эволюция иммунитета светских феодалов в период образования единых Польского и Русского государств (Б. Н. Флоря).Городское самоуправление в истории Польши периода феодальной раздробленности (Г. Самсонович (Польша)).Гедиминовичи — «правнуки Сколомендовы» (Е. Охманьский (Польша)).Отдельные моменты истории Литвы в интерпретации русских генеалогических источников XVI в. (М. Е. Бычкова).Идейно-политическая направленность литературных памятников феодальной Руси конца XIV в. (И. Б. Греков).

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

na5ballov.pro

Головко А.Б. Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях X

Головко А.Б. Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях X - первой трети XIII вв
Головко А.Б. Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях X - первой трети XIII ввКиев: Наукова думка. 1988. - 136 с.

Информация о файле: pdf, 11 mb.

В монографии исследуются межгосударственные отношения Древней Руси и Польши в X-XIII вв., показана взаимообусловленность этих отношений и внутриполитической обстановки в Древнерусском и Польском государствах. Особое внимание уделено вопросу о военном и политическом союзе Руси и Польши во второй половине XI - начале XII в.К рубежу X—XI вв. под воздействием сложных социально-экономических и политических процессов, происходивших в восточнославянском обществе, завершается процесс территориального объединения всех древнерусских союзов племен в составе относительно единого государства. Именно с этого времени Киевская Русь, превратившаяся в одну из крупнейших держав средневекового мира, начинает оказывать существенное влияние на исторические судьбы Европы и Азии.Проблемы истории внешней политики и международных связей Древнерусского государства издавна привлекали пристальное внимание исследователей. Уже в трудах дворянских и буржуазных историков России XV11I — начала XX в. были выявлены и рассмотрены многочисленные отечественные и зарубежные источники по истории международных отношений Руси IX—XIII вв., предприняты попытки осмыслить разнообразные явления и события этого периода. Однако подлинно научное изучение внешнеполитических связей восточнославянского государства началось с возникновением марксистской исторической науки.

СодержаниеПредисловие Главa 1 Раннефеодальные Русь и Польша в период становления их государственных отношений (конец X — первая треть XI в.) 1. Установление межгосударственных отношений Руси и Польши в конце X в.2. Политические отношения Руси и Польши в начале XI в 3. Киевский поход Болеслава Храброго (1018 г.) и его итоги 4. Развитие политических связей Руси и Польши в 20-х — первой половине 30-х годов XI в Глава 2. Древнерусское и Польское раннефеодальные государства в период стабилизации их политических связей (конец 30-х годов XI — 30-е годы XII в.) 1. Военно-политический союз Руси и Польши в конце 30-х — 40-х годах XI в. : : : 2. Развитие русско-польских связей в 60—70-х годах XI в 3. Русско-польские отношения в последнем двадцатилетии XI в 4. Русь и Польша в первой трети XII в Глава 3. Политические связи древнерусских и польских княжеств в эпоху феодальной раздробленности (40-е годы XII — первая треть XIII в.)1. Изменение характера русско-польских отношений в 40—70-х годах XII в 2. Русь и Польша в последнем двадцатилетии XII — начале XIII в.3. Внутриполитическая борьба в юго-западных землях Руси и внешняя политика Польши (вторая половина первого — первая половина второго десятилетия XIII в.) 4. Древнерусские и польские княжества во второй половине второго десятилетия— третьем десятилетии XIII в Заключение Примечания Список сокращений, принятых в примечаниях Хронологический указатель Географический указатель Именной указатель

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

na5ballov.pro

Русь изначальная. Часть 5. Имя для Польши.: atrizno

предыдущее часть 4

В предыдущей части мы рассматривали историю государственного строительства Руси и Польши. Разберем название страны, какую создали наши соседи по географии – летописные поляне.Моряки говорят, - как назовешь судно, так оно и поплывет. Тоже действует и в отношении названия государств.Русь это свет, к которому стекались народы и образовали Россию. Свету всегда противостоит Тьма, желающая его объять. Всё верно. Такова наша история и историческая же судьба.Об этимологии Руси у нас написано изрядно, а вот о Польше много меньше.Углубимся в смысл непростого слова Польша. Рассматривать будем через призму языков и культур, исторически связанных с образованием государства Польского.Из летописей известны поляне на Днепре (Повесть временных лет) и поляне на Висле (Ипатьевская летопись, под 1208 г.). Вики сообщает. В ходе Великого переселения народов поляне примерно в VI веке пришли на берега Вислы и Одры. Сидели они там пока не прибыли другие поляне с берегов Днепра.

Странно читать Нестора, сообщившего, что название «поляне» от поля «занеже в поле седяху», если они живут по Днепру, по Висле и Одре. Кроме поля название страны Польша можно связать с понятием «половина», что логично поскольку речь о полянах восточных (Днепр) и западных (Балтика). Но тут мы сталкиваемся с загадкой. У Никитина А.Л. в работе «Основания русской истории», Аграф, Москва, 2001, http://library.narod.ru/saga/osnova205.htm читаем вывод: «киевлян-полян к древу всего славянства привили». Вот оно как. Оказывается, к корню Руси привили другой народ, а уже из этого привоя вырастили целую Киевскую Русь. Не странно ли?В данной статье ( Часть 1 ) начало полян обнаружилось на Балтике в Куявии (современное Куявско-Поморское воеводство). Однако летописный Киев традиционно относят согласно ПВЛ на Днепр. Выходит, что летописцы перенесли известную по древним источникам Куяву из Балтики на Днепр! Куяву точно перенесли и стала она на Днепре Киевом. А вот поляне, похоже, жили в двух местах. Чудные дела.А что нам подскажет родной язык?Принципы слогового разбора неумолимы как отпечатки пальцев.Итак,  слово «Польша».ПО можно трактовать как завершенный процесс. ПО – ПОверхность, дальше идти некуда. В нашем конкретном случае ПОлучилось скорее ПОдобие. «Подобие» тем и отличается от оригинала, что только похоже на него, но им не является. Не это ли причина странной политики данной страны, что веками проводится в отношении Руси-России? Предполагается, что обе наши страны связаны узами славянства. Но эта связь кажущаяся, жизнь показывает, что между нами лишь подобие связи. Вспомним о «прививке», про которую говорит Никитин. Подвой и привой близки, но не родные.

Слово ПОЛЬША, основа ПОЛЪ – половина. Если посмотреть на самоназвание, а не на его русскую версию, то увидим POLSKA, т.е. «подобие» для POLS, что эквивалентно русской транскрипции - ПОЛЬСЪ. Конечный слог СЪ (СО) указывает на то, что передаваемое явление/объект является некой системой, совокупностью нескольких составляющих. Со временем, слог СЪ в русском языке перешел в «ША». Такие переходы наблюдаются в русских словах сплошь и рядом.ПОЛЬСЪ представляет собой половину, собираемую в целую систему. Именно в такой последовательности – сначала это «половина», затем идет указатель на системность – СЪ.Ещё раз. В начале процесса это не готовая «система», а нечто, что станет ею впоследствии государственного строительства.На то, что основа здесь именно «половина» указывают названия Польши представленные и в других языках – POLONIA, иногда даже с ударением на слог NI. В этих названиях слог LO=ЛО=ЛЪ сохранился в исходном виде.Вот оно подтверждение, что поляне поначалу не полная «система». По началу они на Днепре и на Балтике, и только затем соединились на Балтике в общую «систему».Вместе с тем, самоназвание – POLSKA, содержит конечный слог КА – подобие (т.е. как бы). Налицо парадокс. Мы их величаем по-старому как систему (государство), а они сами именуют себя лишь подобием исходного образования. Мы помним днепровских полян как нечто целое, а на Балтике то ли части до конца не съединились, толи части на той территории из разных культур. Вообще-то так оно и есть, ибо на одной территории сосуществуют две культуры поляне и евреи. Не отсюда ли такое необычное расхождение смысла названия у нас и у них.Изменение СЪ на ША, вроде бы, чисто фонетическое, но смысловой образ меняется – «половина» становится просто некой частью, территорией, а не «системой». Прямо мистика, страна действительно превращалась из целой системы в территории после известных трёх разделов. Да и слог ША какой-то подозрительный, вроде наш, а вроде ещё чей-то.Рассмотрим официальное название страны.Польша, Польская республика, Вторая Речь Посполитая, польск. Rzeczpospolita Polska, II Rzeczpospolita — польское государство, восстановленное в 1918 году. Название подчеркивает непрерывную связь с первой Речью Посполитой (1569—1795), ликвидированной в результате её разделов.Что означает «Речь Посполитая» в переводе.По разъяснению государственных органов Польши название государства восходит к старинному польскому слову «rzeczpospolita», с истоком на латыни - «rēs рūbliса» (общественное дело). Т.е. по официальной версии «Общественное дело» следует понимать как слово Республика на латыни, а не как предполагаемую связку слов Польша + Литва.Оспаривать мнение государственных органов не принято, но согласитесь странно считать страну Республикой при наличии королевской власти. Источник: А.Н. Нарбут, «Короли Речи Полсполитой», http://www.petergen.com/lwk/history/genbel2.shtmlОднако, многое меняется, если «rzeczpospolita» рассматривать по образу слогов.В латинском словаре нашлось слово SPOLIA на кириллице СПОЛИА, что в переводе означает  – добыча. Если от слова образовать глагол, то получится СПОЛИТИ – добыть. А если к нему ещё добавить приставку ПО, то получится завершенный процесс добывания.ПОСПОЛИТА это фиксация разового окончательного захвата. Поэтому «Речь Посполитая» можно осмыслить как «Захватывающая».Вспомним историю. Сколько было захватов и Киева, и Смоленска и Ярославля и… С помощью русской пятой колонны (Семибоярщина) поляки умудрились даже присесть на московский престол.Во внешней политике Польши  по А.Н. Нарбуту (см. ссылку выше) наблюдается именно такой процесс. Имя определяет судьбу. Подобная политика Польши прослеживается не только в далеком прошлом, но и ныне в течении всего 20 века, а теперь и уже 21-го. Просто погуглите и в Сети отыщется море подобной информации. Нападение на Литву и Чехословакию перед 1941 годом, поддержка нападения на Югославию и т.д.Всё предельно ясно.И опять у меня но.Описанные события это уже последствия, а кто и кого захватил, в момент создания такого судьбоносного имени? Об этом мы вели разговор в Части 4, и стоит продолжить здесь.Есть такой интересный исследователь Иосиф Ольшаницкий, публикующий свои размышления в книгах и в Сети. Взгляд этого автора самобытен, хотя и не без предвзятости, однако его мысли отличаются от записок зашоренных компиляторов. Ознакомившись с работами Ольшаницкого, выводы, однако сделаем свои.Для начала напомню историю из Часть 4 настоящей статьи. С 13-го века на территорию Польши со всего света прибывают евреи, где и занимают ключевые финансовые позиции.Теперь мысли Ольшаницкого:Название этой страны на разных языках звучит по-разному.- Русское название, как это ни странно для поляков, происходит из языка иврит. ПОЛЬША («ПОЛЬШиА») – это значит: страна ПОЛЬШим, то есть страна, доставшаяся КОЛОНИСТам (в буквальном переводе с иврита, - КОЛОНИЗАТОРам, ЗАХВАТЧИКам, АККУПАНТам).Источник: Происхождение названий, Ольшаницкий, http://www.proza.ru/2009/04/18/720

А вот теперь наши выводы.И кто, по-вашему, был колонизатором территории Польши?Обращаясь к истории, мы видим, что поляне, платившие дань хазарам, покинули Днепр и отправились к Балтике, а следом за ними потянулся народ, потерявший свое государство не в первый уже раз, на этот раз была утрачена Хазария. Много библейского народа перемещалось по Европе. Эти подробности мы рассматривали ранее в Часть 4 .Не защита ли от подобной колонизации подвигала монархов Европы, включая Русь от деда Ивана Грозного, его самого и вплоть до императоров России, ограничивать массовую миграцию евреев на свои царства-государства.В международных отношениях с древнейших времен существует суровое правило. Не можешь защитить свое добро и территорию, ну так ищи проблему в зеркале, а не в активности соседа.В этом смысле характерны взаимоотношения князя Светослава с Хазарией, а ещё – вандалов с Римом.Хоть топонимика Польши дело суверенное, и создавалась по Кону предков, но удивительным образом её этимология нашла отражение и в языке иврит. Как говориться, - это жжж не спроста.Теперь о столице.Древнее поселение Варшава становиться столицей Польши к концу 16 века. Официальная этимология - многоходовая от сокращения средневекового имени Warsz  Warcisław первого князя Поморья (12 век).Как особенность именно Польши. Административное деление страны – воеводства, что говорит о большом числе сражений на этой земле и вокруг неё. Война требует денег, так что финансовая помощь в подобной обстановке дело едва ли не главное. А чьи деньги инвестировались в создание Польши мы уже знаем.Опять читаем Ольшаницкого.Нынешняя столица Польши древняя ВАРШАВА когда-то была основана и названа евреями в память о библейской БЭР-ШЕВЕ («Седьмой колодец»), в память о городе, где жил праотец евреев Авраам. Сегодня в Израиле город Бэр-Шева – столица ныне озеленённой пустыни Негев.Вот такая историческая топонимика Польши с точки зрения нескольких языков.

Послесловие к статье «Русь заповедная изначальная».На основе речения Рюриковичей возникла Русь, Калита собрал Московию, Романовы – Россию. А что Польша на основе Речь…?Сегодня Польша серьезная страна, но. Сравните результаты древнего «тендора».Уже много столетий страна является рубежом между Востоком и Западом, как бы предмостным укреплением то одной стороны, то другой. Разве об этом мечтали строители государства?Россия сегодня притягивает к себе взоры народов своей независимой политикой.Русь, отжатая от Балтики тысячу лет назад, не погибла, а продолжила процесс развития своего государства, в чем и преуспела.С другой стороны на деньги обласканых переселенцев Польша, а позднее и Речь Посполитая взросла, но итог мы знаем. Сегодня очередной «выгодный» союз, на этот раз с НАТО, а страна утратила самостоятельность в экономике и внешней политике.Русь стала Россией, потому как главным богатством считала не деньги, а родственные роды и дружественные народы, населяющие страну.И тут важно чтобы наши правители этот исторический принцип никогда не забывали и этнических мин потомкам не оставляли. А вот для этого необходимо историческое просвещение, но не замененное мифами, а лишь слегка ими украшенное. Это как для картины любого художника требуется соответствующее обрамление, что лишь подчеркивает содержание, но само содержание никак не заменяет.Закончу комментариями:Эти исследования начались еще в советское время. С тех пор геополитическая ситуация менялась и еще не раз будет меняться.Нужна история страны, а не история России, Татарстана и т.д. И это должно быть не только в учебниках зафиксировано, но и в головах элит, интеллигенции и граждан. Иначе будем регулярно ломать общество и страну через колено. Миллионы жизней - цена этой архаичной методики.

Автор благодарит navyserge за большое участие в подготовке всех частей данной статьи.

в Список по теме

atrizno.livejournal.com

ДРЕВНЯЯ ПОЛЬША И КИЕВСКАЯ РУСЬ.

ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

«Повесть временных лет» – общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. важнейший источник для изучения славянского этногенеза, истории Киевской Руси и соседних стран. Содержит сведения об отношениях Руси и Польши.

 

981…Пошел Владимир1 на поляков и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города2…

1018. …Пришел Болеслав3со Святополком4 и поляками. Ярослав5 же, собрав Русь и варягов и словен, пошел против Болеслава и Святополка, и пришел к Волыню6, и стали они по обеим сторонам реки Буга. И был у Ярослава кормилец и воевода, именем Буды7, и начал он укорять Болеслава, говоря: «Проткнем тебе колом брюхо твое толстое». Ибо был Болеслав велик и тяжек, так что и на коне не мог сидеть, но зато был умен. И сказал Болеслав дружине своей: «Если вас не унижает оскорбление это, то погибну один». Сев на коня, въехал он в реку, а за ним воины его; Ярослав же не успел исполчиться8, и победил Болеслав Ярослава9. И убежал Ярослав с четырьмя мужами в Новгород. Болеслав же вступил в Киев со Святополком. И сказал Болеслав: «Разведите дружину мою по городам на покорм», и было так. Ярослав же, прибежав в Новгород, хотел бежать за море, но посадник Константин, сын Добрыни, с новгородцами рассек ладьи Ярославовы, говоря: «Хотим и еще биться с Болеславом и со Святополком». Стали собирать деньги от мужа по 4 куны10, а со старост по 10 гривен11, а от бояр по 18 гривен. И привели варягов, и дали им деньги, и собрал Ярослав воинов много. Когда же Болеслав сидел в Киеве, окаянный Святополк сказал: «Сколько есть поляков по городам, избивайте их». И перебили поляков. Болеслав же побежал из Киева, забрав богатства и бояр Ярославовых и сестер его, и Настаса12 – попа Десятинной церкви – приставил к этим богатствам, ибо тот обманом вкрался к нему в доверие. И людей множество увел с собою, и города Червенские забрал себе, и пришел в свою землю…

1031…Ярослав и Мстислав13, собрав воинов многих, пошли на поляков, и вновь заняли Червенские города, и повоевали землю Польскую, и много поляков привезли, и поделили их…

1041…Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.

1047…Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их, Моислава, и покорил их Казимиру14.

1069…Пошел Изяслав15 с Болеславом16 на Всеслава17; Всеслав же выступил навстречу. И пришел к Белгороду Всеслав, и с наступлением ночи тайно от киевлян бежал из Белгорода в Полоцк. Наутро же люди, увидев, что князь бежал, возвратились в Киев и устроили вече, и обратились к Святославу18 и Всеволоду19, говоря: «Мы уже дурное сделали, князя своего прогнав, а он ведет на нас Польскую землю, идите же в город отца своего; если не хотите, то поневоле придется поджечь город свой и уйти в Греческую землю». И сказал им Святослав: «Мы пошем к брату своему; если пойдет с поляками погубить вас, то мы пойдем на него войною, ибо не дадим губить города отца своего; если же хочет идти с миром, то пусть придет с небольшой дружиной». И утешили киевлян. Святослав же и Всеволод послали к Изяславу, говоря: «Всеслав бежал, не веди поляков на Киев, здесь ведь врагов у тебя нет; если хочешь дать волю гневу и погубить город, то знай, что нам жаль отцовского стола». Слышав то, Изяслав оставил поляков и пошел с Болеславом, взяв немного поляков, а впереди себя послал к Киеву сына своего Мстислава. И, придя в Киев, Мстислав перебил киевлян, освободивших Всеслава, числом 70 человек, а других ослепил, а иных без вины умертвил, без следствия. Когда же Изяслав шел к городу, вышли к нему люди с поклоном, и приняли князя своего киевляне; и сел Изяслав на столе своем, месяца мая во 2-й день. И распустил поляков на покорм, и избивали их тайно; и возвратился Болеслав в Польшу, в землю свою…

1077…Пошел [на Русь] Изяслав с поляками, а Всеволод вышел против него… на Волынь; и сотворили мир, и. придя, Изяслав, сел в Киеве, месяца июля в 15-й день20.

 

Примечания: 1. Владимир – великий князь киевский (980–1015). 2. В группу Червенских городов (расположенных по верхнему течению реки Буг и его притокам) входят также Луческ, Сутейск, Броды и др.). Расположенные на границе Польши и Киевской Руси, они были предметом частых политических конфликтов и вооруженныхстолкновений между князьями. 3. Болеслав I Храбрый – польский князь (992–1025). В 1025 г. короновался королевской короной. Поддерживал союзные отношения с киевским князем Владимиром Святославичем, что позволяло ему защищать Польшу с Запада. В 1018 г. совершил поход на Киев в поддержку Святополка. 4. Святополк Окаянный – князь туровский и великий князь киевский (1015–1019), сын Владимира Святославича. Был женат на дочери Болеслава Храброго и с его помощью готовил заговор против отца. После его смерти овладел великокняжеским престолом, убив братьев Бориса и Глеба (за что и получил прозвище «Окаянный»). Против Святополка выступил его брат, новгородский князь Ярослав Владимирович. После поражения при Любече (1016) Святополк бежал в Польшу и вернулся с войском Болеслава. 5. Ярослав Мудрый – сын Владимира Святославича, великий князь киевский (1019–1054). Опираясь на варяжскую дружину, вел борьбу за власть со Святополком. 6. Волынь – город, находившийся при впадении реки Гучны в Западный Буг. 7. Буды – Блуд – киевский воевода. 8. Исполчиться – собрать воинов. 9. Битва на Буге произошла 22 июля 1018 г. 10. Куна – металлическая (серебряная) денежная единица в древней Руси. Название происходит от меха куницы, который до начала монетного обращения играл большую роль во внешней торговле. По весу составляла около 2 г. 110. Гривна – денежная и весовая единица в древней Руси. Название происходит от золотого или серебряного украшения в виде обруча, которое носили на шее («загривке»). По весу составляла около 200 г. серебра. 12. Настас… – Анастас, корсунянин, настоятель церкви Богородицы, привезенный Владимиром из Корсуня (Херсонеса) в 988 г. 13 Мстислав – князь тмутараканский и черниговский, брат Ярослава. 14 Казимир – Казимир I Восстановитель, польский князь (1034, 1037–1058). Заключил союз с Киевской Русью и с помощью князя Ярослава вернул отделившуюся Мазовию в состав польского государства. 15. Изяслав – Изяслав Ярославич – старший сын Ярослава Мудрого, великий князь киевский (1054–1078), был женат на сестре польского короля Казимира I. В ходе народного восстания в 1068 г. был свергнут с престола и бежал в Польшу к племяннику своей жены князю Болеславу II, который и восстановил Изяслава на великом киевском княжении. 16. Болеслав II Смелый – польский князь (1058–1079), с 1077 – король. Совершил два похода на Киевскую Русь (1069 и 1077). 17. Всеслав – Всеслав Брячиславич – полоцкий князь (1044–1101). В развязанной им феодальной войне был разбит князьями-Ярославичами (Изяславом, Святославом и Всеволодом), взят в плен и увезен в Киев. Во время восстания 1068 г. по решению веча был освобожден и возведен на престол. 18. Святослав – Святослав Ярославич, великий князь киевский (1073–1076). 19. Всеволод – четвертый сын Ярослава Мудрого, великий князь киевский (1077, 1078–1093). 20. Речь идет о втором походе Болеслава II на Киев, целью которого было восстановление на престоле Изяслава, свергнутого братом Всеволодом Ярославичем. Помощь Болеслава II не была бескорыстной, за нее он получил Червенские города.

 

«Повесть временных лет». СПб., 1999. С. 175; 200–201; 203–205; 212–213; 223.

 

5. ИЗ «ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИИ» ЯНА ДЛУГОША

Ян Длугош (1415–1480) – польский хронист и дипломат, краковский каноник. В первых 6 книгах своего главного труда – «История Польши» – он уделяет много внимания соседней Руси: повествует об обычаях и нравах русских, излагает события политической и церковной истории, сообщает о династической борьбе между князьями, о межгосударственных отношениях Польши и Киевской Руси. Несмотря на то, что Длугош при создании своего труда использовал русские летописные источники, изложение истории Руси и, в частности, русско-польских отношений, содержит немало хронологических неточностей, а в ряде случаев тенденциозно и направлено на обоснование территориальных притязаний польских королей.

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 142 | Нарушение авторских прав

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | О ПРАВЛЕНИИ КНЯЗЕЙ РОСТИСЛАВА И СВЯТОПОЛКА. | Епископу фрейзингенскому (май 873). | Князю моравскому (июнь 880) | Князю моравскому (885) | ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | Глава 3. О Лешке втором | Глава 11. О Болеславе первом | О ПУТЕШЕСТВИИ В СЛАВЯНСКИЕ СТРАНЫ | Прозванном Славным или Храбрым |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.072 сек.)

mybiblioteka.su

Русь изначальная. Часть 4 Русь и Польша: yar46

предыдущее часть 3

Польша и Русь.В предыдущей части рассмотрен вопрос о том, откуда пришел летописный Рюрик.

Строительство государств идет непрерывно, и кто-то территориями управляет.В этом смысле характерна история 14 века на юго-западе нынешней Украины.Попытки поляков, претендовавших на Червонную и Галицкую Русь, оставались безуспешными до тех пор, пока не скончался князь Юрий II Андреевич. Перед кончиной князь взял с будущего правителя клятвенное слово защищать традиции и обряды местного русинского населения.

Русины Закарпатья. Фото 2008 года.Люди намерены объявить о создании собственной автономии – Республики Подкарпатская Русь. Официальный Киев отказал, посчитав это сепаратизмом.

В 1340 году Казимир III-й присоединяет к Польше Червонную и Галицкую Русь. А уже 29 июня 1341 года папа Бенедикт XII через Краковского епископа освобождает Казимира от данной им клятвы не обижать русинов. Началось униатство и распространение римского обряда.Результат – русины Червонной и Галицкой Руси на родной земле, становятся бесправными, их территория переходит то в одно государство, то другое, что сохраняется и по сей день. А ведь это ещё до создания Украины!Подробнее о юго-западной Руси здесь.Переписывается история, заменяются ключевые топонимы. Ковно становится Каунасом, Колывань – превращается в Таллинн. название Белая Русь становится загадкой, но только для желающих оставаться в неведении.БЕЛая и БАЛтика. Согласные буквы в корне слов одинаковы, а смысл?На латышском языке Балтийское море Baltijas jūra, а Белая Русь - baltā Krievzeme. «Балт» это просто «белый».Балтийская Русь это белая Русская земля. И что это как не Беларусь?Заглянем в прошлое. где судя по общему для моря и Руси названию, Беларусь - морская держава!Известная на весь мир американка Джейн Псаки не глупость сморозила, угрожая Беларуси американским флотом. Она в запальчивости просто проговорилась, чья на самом деле земля между морем и нынешней Белой Русью. Видно она в теме вот отсюда: http://ladaria.livejournal.com/2171560.htmlНазвание Балтийского моря менялось не единожды. Сарматское (Птолемей I-й век), Варяжское (ПВЛ), Восточное и Западное (страны Скандинавии, Дания). Балтийское оно для Литвы и Латвии, что сами знаете какой век.Переименование моря связано с военным давлением на Русь, с целью отодвинуть её от морских берегов. Освободившиеся от Руси берега тут же занимались агрессивными к Руси государственными образованиями (прообраз НАТО).

Этноним «балты» — неологизм кабинетного происхождения, связанный не с таинственными народами, а с относительно недавним названием Балтийского моря от литвы и латышей.В России море получило современное название лишь в XVIII-м веке поначалу как Балтическое, что связано с деятельностью известных германских профессоров Петербургской академии наук, не владевших русским языком. По времени труды петербургской академии имеют очевиднуя связь с выходом уже Российской империи к морскому берегу (Петровское «окно в Европу»). Тогда Европа в тиши кабинетов и вспомнила ранее запрещенные языки, создав для России балтийское название, в доказательство того, что берега моря как бы не её. Ну и слегка откорректировала историю.Где эта коррекция? Современные страны Балтии появились много позднее, чем это упомянуто у Адама Бременского, жившего в 11-м веке. В своих трудах Адам Бременский, ссылается на неких местных жителей: «Этот залив местные жители называют Балтийским, потому что он, наподобие пояса…». Странно вдвойне. Священник собирается крестить местные народы, даже узнает, как они называют море, но имени самих народов не знает.Думаю, не стоит забывать установленный факт, что его труды подвергались неоднократному редактированию.Когда немцы в XII веке впервые появились в устье Западной Двины (именно так всегда называлась Даугава на всех древнейших картах), то разрешение на строительство своего первого храма на Двине, в районе Икшкиле, они испрашивали у… Полоцкого князя? Так под чьей властью находилась эта территория в XII веке, и кто был неведомыми местными жителями, на каких ссылается якобы Адам Бременский? Русские никакие не Балты, а значит, и море у них было Белым, а Балт это «белая» калька с русского в языках образовавшихся позднее.Из истории известно, что немцы, шведы и датчане как владельцы этих земель после Белой Руси запрещали местный язык, требуя применять немецкий. И после этого мы должны верить, что целое море было названо на запрещенном языке? А с чего это понадобилось море переименовать, если это море давно известно и норманнам и германцам с датчанами, которые прозывали его согласно собственной географии - Восточным или Западным?Вот вам и таинственные балты, невесть откуда взявшиеся и туда же пропавшие. А нужны они в русской истории «как собаке пятая нога», потому что этим приемом Русь лишили очередного морского побережья - Беломорья, как ранее лишили берега Поруссии (Пруссия), всей Помории (Померания) и нашего острова Буяна (Рюген). Помории у нас, как известно две, так, оказывается, было и два Беломорья.Русскую историю скрывают в тумане и это просто очевидно. Взять хотя бы «Географию» Птолемея.Он упоминает венедов и даже называет по их имени часть Балтийского моря Венедским заливом. Он называет сербов, а упоминаемые им ставаны и свовены - это славяне и словены. Таким образом, уже в птолемеевскую эпоху славянские народы существовали и населяли часть Европы.«Знала кошка чье мясо съела». Белую Русь рыцари весьма опасались. В 1413 году великий магистр Ливонского ордена пишет чешскому королю, что Витовт заключил союз с Псковом, Великим Новгородом и со всем русским языком и придётся воевать с Белою Русью. источник http://zapadrus.su/zaprus/istbl/565-l-r99.html.Откуда панические нотки? Совсем недавно (1410 г.) произошла ключевая битва при Грюнвальде, изменившая геополитическую обстановку в Европе. В результате германские «дранг нах остены» прекратились вплоть до начала 20-го века. Вот вам и Белая Русь.

Богиня смерти Неман в свое время спутала армии Польши и Руси. Эти роды, став противостоящими народами, соперничают на одной земле. После совместной победы при Грюнвальде Польша, как принявшая римский обряд приняла и римскую политику в отношении Руси, как Белой, так и Московской.Борьба с Польшей, с переменным успехом, проходит через всю российскую историю.И вот как это всё начиналось.

В истории известно ключевое слово «гард» или «град», по-русски «город». Слово связано с именами городов, какие во множестве присутствуют на картах Польши и Руси. Выходит, что начальные условия строительства двух государств на южной Балтике были одинаковы.Рассмотрим ситуацию подробнее. Опорой нам послужит Библеистика и история, которую традиционно не включают в школьные учебники. Ещё мы используем методику слогового смыслового разбора. Методика представляет собой представление слогов как начальных образов, из которых словно из кубиков составляется смысл русского слóва.Наш язык флективный, и его слова набираются последовательно слогами, которые могут изменять свои гласные, в зависимости от необходимости.Этот подход мы уже применяли, когда ранее рассматривали слово Гардарики.Пока все на уровне интуиции и как бы народной этимологии. Продолжим.Перед нами начальные условия тендера на строительство центров государственности.Представьте картинку. Стартуют представители полян и русов, которым суждено стать конкурентами на веки веков, но пока они о том не ведают. Живут.Каковы начальные принципы на первом этапе «тендера»?Переходим к слогам и заглянем в Историю. Обе «команды» выбрали принцип – «КО». Каков образ этого слога?В данном случае мы слегка отступаем от методики navyserge, но так будет нагляднее.В современном языке КО находится в КОллектив, КОоператив, КОмпания и т.д. Проверим.Термины с КО описывают уже законченные реальные процессы. Коллективы (этносы) сложились и как бы приступили к строительству государств. Перед нами Закон Природы Русского языка и никаких фантазий. В нашем языке нет отвлеченных слогов и слов. Всё имеет смысл и образ.Кто увлекается слоговым разбором, видит в древнерусском языке смысл «КО» как «притяжение подобных сущностей». Притягиваются заряды плюс к минусу, мужское начало к женскому. Результат - рождение новой сущности.Рассмотрим «КО» в процессе единении народов и рождении государств.Каким быть результату зависит от выбора «притягивающихся сущностей». Что же «выбрали» наши «спортсмены»?Стартовавшие в мировоззрениях разошлись. У полян КО – КОшель, у русов КО – Калита.Выбор ключевых КО-понятий сделан автором условно, но основан на уже известной истории Польши и Руси. Мы рассматриваем уже происшедшее.В слове Калита исходное КО сменилось на КА. Как уже отмечалось, это следует из того факта, что русский язык флективный и чередование определенных букв отражает особенность построения русских слов.Что притягивают кошель и калита? Сначала, что такое сами эти «кошель» и «калита».Слово КОШЕЛЬ образовано от слова КОШЬ (корзина) – это просто что-то широкое, чье основное предназначение – притягивать. Пустую корзину, всегда хочется чем-то наполнить. У русских кошели – емкости, в каких везли, товар на ярмарку, скажем пряники, глиняную посуду. А вот поляки наполняли свои государственные кошели монетами. Именно так они и поступили, наняв для обеспечения своего государственного строительства, евреев финансистов.Теперь обратим внимание к старинному термину с основой КОШ - Кошевой атаман казаков. Сегодня это звание толкуют как начальник коша, т.е. казачьей общины. Здесь начальный КОШ притягивает объединяет людей в общину. Однако есть и другое толкование старинное. Кош это корзина для рыбной ловли с внутренней конусной частью, через которую рыба, попав внутрь, уже не выйдет обратно. Этот кош притягивал рыбу на приманку. Изначально кош конкретное общество людей – община, позднее – собранные в кошель деньги. Значит, Кошевой имеет и иной смысл – хранитель общака денег общины.Позднее большие деньги стали восприниматься как синоним слова власть. Правда, это не русский синоним. А русский он сродни кошу казацкому и рыболовному, который собранное не разбазаривает и наследникам по частям не раздает, как это сделал Мудрый Ярослав. Что в свое время привело к раздроблению государства.Слово КАЛИТА.Основа данного слова КАЛЬ, но. В словарях есть КАЛИКА или КАЛИГА – странник. Но почему князя следует считать странником с сумой? Социальный статус у понятий разный. В греческом языке нашлось слово «καλιφ» - халиф, правитель. Греческая фита могла переходить в русском, как в Ф, так и в Т, что и произошло. ХАЛИФ стал КАЛИТ.Вот и нет оснований считать князя странником с сумой.Слово КАЛИТА в смысле тюрк. мешок, сумка, в словарях и церковных текстах отмечено уже после смерти Ивана Калиты (с конца 14-го века), и как водится в виде адаптированном к идеологии. Народ прибывает в растущее княжество и.Церковь пиарит князя в доступном для народа виде.Волоколамский патерик сообщает:«Видѣ глаголаше, — въ раи князя великаго Ивана Даниловича»; нарицаху же его Калитою...».А далее говорится о милости и доброте в контексте испытания Богом с помощью троекратного обращения к князю одного и того же нищего.По сути, прижизненные деяния князя по созиданию московского государства в позднем времени отождествили с собиранием денег и раздачей милостыни. Чем сегодня и забиты словари. А ведь князь собирал в свою «калиту» в первую очередь земли, а деньги были инструментом для такого сбора.

Рассмотрим известную историю Польши и Руси.О Польше.Когда начинается изгнание евреев Европы из Испании (1492), Британии (1290), Франции (1394), одна группа библейского народа устремилась через Альпы на север, другая в сторону Германии, где жили евреи, выселенные имперским Римом из Иудеи, третьи в сторону Средиземноморья в Турцию и Польшу. Это были потомки периода Второго Иерусалимского Храма (515 г. до н.э. – 70 г. н.э.), говорившие на языке ладино. Навстречу им, из Северного Причерноморья шли потомки Первого Иерусалимского Храма (10 век до н.э.- 6 век н.э.), сохранившие в первозданной чистоте свой иврит. На территории начинающейся Польши эти два потока встретились. В 13 веке тут родился – идиш.Теперь обратимся к Википедии:«В конце XI в. в Польше поселились евреи из Чехии и Германии, бежавшие от преследований во время первого крестового похода. Первое упоминание евреев (в Гнезно) в польской хронике отмечено в XI веке. Польские короли, заинтересованные в развитии экономики, в создании новых городов, приглашали переселенцев — немцев и евреев. В XII–XIII вв. среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет. Так, в Кракове евреи управляли монетным двором. На монетах того времени сохранились различные надписи на иврите».

На монете выбито имя «Мишка», слόва «мешок» в те поры не существовало. Выходит, и сюда русский медведь добрался? Словарь польских имен выводит Мишку от архангела Михаила и от др. евр. имени-вопроса Микаэль (Кто как Бог?). Как вариант - Мешко от слав. Мечеслав. В деле идеологии и национального приоритета каждый как водится, «тянет одеяло на себя».

Решался государственный вопрос, и права библейской нации охранялись в Польше на уровне государства. За раны нанесение еврею налагалось такое же наказание, как за ранение шляхтича.По сравнению с другими странами того времени Польша для евреев была настоящим полем чудес полем шекелей.Для справки. первая монета достоинством в шекель, чеканилась на территории Израиля в годы восстания против Римской Империи (66-71 годы н.э.).Правда, непосредственно шекель в делах Польши не участвовал, поскольку исчез во втором веке н.э. Польские евреи использовали иную валюту. А возродился шекель только в возрожденном государстве Израиль в 1980 году.Итак, у истоков Польши мы видим кошель с деньгами евреев, который и стал принципом построения польского государства.О Руси.Теперь о русском выборе.Кто из князей на Руси не одаривал милостыней. Однако среди князей прозвище Калита уникально. Образ слога ТА об уникальности и заявляет,  а значит кроме милостыни, было, что-то ещё и на особицу.Иван Калита тем и занимался, что собирал вокруг Москвы княжества, отчины, деревни. Под его контролем кроме Москвы оказались Владимир и Новгород. По его приглашению в Москву переезжали знатные бояре и купцы, перевозя свои капиталы и людей. Сюда же в Москву князь перевел и кафедру митрополита. То есть Иван Данилович складывал в свою «калиту» элементы государства Московия, он формировал, политический, духовный и финансовый центр. Отсюда и комбинированное прозвище правитель-собиратель.

Что в итоге.Кошель евреев притянул деньги для поляков. У русов Калита не банкир-меценат, а правитель, собиравший государство. Истоки процесса на Балтике.Кстати слово «литы» имеет во владимирской земле смысловой корень «лить, ливень». Великое Княжество Литовское было образовано, т.е. сЛИТо, проживающими на этой земле народами под русской доминантой рода кривичей. Не единичные попытки "Дранг нах остен» повторяются не менее тысячи лет, а Русь, основанная не на деньгах, а на народе стоит, и стоять будет как завет потомкам от Александра Невского – первого кто остановил экспансию на Русь с Запада.

Дополнительный источник: Фильм Именьковская культура.Фильм посвящён проблеме раннеславянского  присутствия в Среднем Поволжье (до Рюрика). Этот материал для тех, кто берется утверждать, будто Русь это от финоугров, татар и тюрков.

Продолжение следует.

В список по теме

yar46.livejournal.com

Российско-польские отношения - это... Что такое Российско-польские отношения?

Российско-польские отношения — межгосударственные отношения между Российской Федерацией и Польшей, а также их исторических предшественников.

История

Польша и Древняя Русь

Одно из наиболее ранних событий русско-польской истории относится к 981 году, когда киевский великий князь Владимир Святославич отвоевал восточнославянские Червенские города у поляков. В 988 году Русь приняла крещение по православному обряду, тогда как крещение Польши в 966 году совершилось по латинскому образцу. В 1018 году бежавший из Киева Святополк Окаянный обратился за помощью к польскому королю Болеславу I Храброму, который сумел победить Ярослава Мудрого в битве на реке Буге. Киевский поход Болеслава I увенчался взятием города, однако Болеслав вместо того, чтобы передать власть Святополку, начал править в городе сам. В ответ, киевляне подняли восстание, в результате которого принялись «избивать ляхов». Болеслав бежал с казной и пленными сёстрами Ярослава Мудрого. Червенские города, вновь оказавшиеся под властью Польши, были возвращены Ярославом Мудрым, в 1031 году.

Похожая история имела место в 1069 году, когда великий князь Изяслав Ярославич бежал в Польшу к своему племяннику Болеславу II Смелому и тот, совершив поход на Киев, вмешался в русский династический спор в пользу Изяслава. Согласно легенде, меч-реликвия по имени Щербец, использовавшийся при коронациях польских королей, получил зазубрину при ударе Болеславом I или Болеславом II о Золотые ворота в Киеве. Первый вариант не может быть правдой из-за того, что Золотые ворота были возведены в 1030-е годы, второй не подтверждается углеводородным методом датирования меча, который, по всей видимости, был создан не ранее второй половины XII века.

Как и Русь, Польша испытала на себе в XIII веке несколько монгольских вторжений, однако, несмотря на разорения, монгольское иго установлено не было, что впоследствии обеспечило ей преимущество в развитии торговли, культуры и общественных отношений. В 1340 году умер Владимир Львович, последний галицкий престолонаследник из династии Рюриковичей, после чего Галицкое княжество было захвачено войском Казимира III и присоединено к Польскому королевству.

Эпоха соперничества на русском пространстве

Участие Польши в русско-литовских войнах

Значительная часть Руси оказалась в течение XIV века под властью Великого княжества Литовского, выступавшего как противовес Золотой Орде. Начиная с Кревской унии 1385 года, между ним и Польским королевством на основе династических связей сложились всё более тесные отношения, сопровождаемые увеличением влияния католичества среди литовской знати. Соперничавшему с Великим княжеством Московским за собирание русских земель и всё более теснимому Литовскому государству, с начала XVI века приходилось прибегать к военной помощи Польши, состоявшей с ним в личной унии. Со времён русско-литовской войны 1512—1522 годов это соперничество уже не обходилось без участия польских войск, поддерживавших литовцев против восточных «схизматиков». Уже в этот период польские писатели и учёные, такие как Ян Длугош или Матвей Меховский, оказали значительное влияние на восприятие «московитов» как отдельного от Руси народа, а также способствовали формированию негативного образа великорусов в Европе. Король Сигизмунд I сообщал западным монархам, что «московиты» — не христиане, а жестокие варвары, относящиеся к Азии и сговорившиеся с турками и татарами разрушить христианский мир.[1]

В 1569 году, в разгаре Ливонской войны, оба государства заключили Люблинскую унию, образовав Речь Посполитую. При этом вся Южная Русь, то есть земли современной Украины, перешли от Литвы к польской Короне. Объединённое государство сумело переломить ход войны и вскоре, вновь заняв Полоцк и разоряя Северо-Западную Русь, заставило Российское царство обороняться на своей территории (осада Великих Лук, осада Пскова).

Интервенция во время Смуты
Изгнание польско-литовских интервентов из Кремля

В 1605 году с помощью польских магнатов и наёмного войска, на русский трон на непродолжительное время взошёл Лжедмитрий I, принявший ранее в Польше католичество и пообещавший передачу Речи Посполитой Смоленска и Северской земли. Вскоре он был убит в результате переворота, а находившиеся с ним в Москве поляки частью перебиты, частью взяты под стражу и разосланы по городам. Под польским влиянием находился и Лжедмитрий II, к которому пристало значительное количество польских «рокошан» — повстанцев-конфедератов, проигравших затеянное ими восстание против Сигизмунда III. Для победы над этим войском Россия ценой территориальных уступок заключила союзный договор со Швецией — заклятым соперником Польши в течение XVII века.

В ответ на российско-шведский союз, Речь Посполитая, осадив Смоленск, вступила в войну официально. Разбив русско-шведские войска при Клушине, поляки в 1610 году заняли Москву, где бояре предложили королевичу Владиславу трон. Против польской оккупации выступило два ополчения, второе из которых под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сумело принудить польский гарнизон Кремля к капитуляции. После этого над поляками Ходкевича была одержана победа под Москвой. Последующие военные действия, включающие опустошительный рейд Лисовского 1615 года и московский поход Владислава 1618 года, уже не смогли всерьёз повлиять на ход событий и сместить восшедшую на трон династию Романовых.

Смоленская война и война 1654—1667 годов

Желая вернуть утраченный в 1611 году Смоленск, Россия в 1632 году объявила Польше войну и осадила город. Однако взять Смоленск, являвшийся в то время одной из самых сильных крепостей Восточной Европы, не удалось, а польско-литовская армия, посланная для снятия осады, заставила полководца Михаила Шеина принять капитуляцию. По Поляновскому миру все завоёванные русскими города за исключением Серпейска возвращались в состав Речи Посполитой, а король Владислав IV отказывался от претензий на русский трон.

Новые военные действия начались в 1654 году, когда Земский собор решил удовлетворить просьбу Богдана Хмельницкого о принятии Гетманщины в русское подданство и поддержке в национально-освободительной войне. На Переяславской раде на верность царю присягнула большая часть казацкой старшины. За последующие два года, русско-казацкая армия в результате ряда успешных сражений смогла установить контроль над большей частью Речи Посполитой, продвинувшись до этнических польских земель. Одновременное шведское вторжение в Польшу заставило обе стороны подписать Виленское перемирие, чтобы воспрепятствовать чрезмерному усилению Швеции. Важным фактором были также надежды царя Алексея Михайловича на занятие вакантного польского престола. После возобновления русско-польских боевых действий в 1658 году, связанных с изменой части казацкой старшины, военная удача перешла к Речи Посполитой, сумевшей вытеснить русские войска из Литвы и Правобережной Украины. На заключительном этапе русско-польской войны наступательные действия польско-литовских армий потерпели неудачи. На фоне фактического раскола Гетманщины по Днепру, истощения войск, рокоша Ежи Любомирского в Речи Посполитой и церковного раскола в России, в 1667 году было подписано Андрусовское перемирие, в результате которого Смоленщина, Левобережная Украина и Киев сохранялись за Россией. Киев передавался России на два года, однако русская дипломатия впоследствии сумела отложить его выдачу, а позже его принадлежность России была закреплена в Вечном мире 1686 года, продиктованном необоходимостью совместной борьбы против Османской империи и Крымского ханства.

От «Вечного мира» до разделов Польши

Три раздела Речи Посполитой

Эпоха, последовавшая за «Вечным миром», характеризовалась в двусторонних отношениях фундаментальным смещением потенциалов в пользу России. Реформы Петра I обновили и укрепили Российское государство, тогда как Речь Посполитая из-за шляхетских злоупотреблений обширными привилегиями, известными как «золотые вольности», в том числе правом «свободного вето» в Сейме, сделалась почти недееспособной и вступила в фазу длительного упадка и разложения. В войне за польское наследство Россия уже выступала как одна из внешних сил, активно влияющих на польскую внутреннюю политику. В эпоху Екатерины II российское влияние в Польше возросло до уровня основного определяющего фактора. Российский посол Николай Репнин, опираясь на находившиеся в пределах Речи Посполитой российские войска, напрямую претворял в жизнь политику императрицы и фактически диктовал решения. На названном его именем Репнинском сейме 1767—1768 годов, он вынудил депутатов уравнять в правах «диссидентов», как в то время назывались православные и протестанты, а также признать за Россией статус гаранта польской конституции, что превращало Речь Посполитую де факто в протекторат России.

Недовольная этими нововведениями шляхта объединилась в так называемую Барскую конфедерацию и открыто выступила против России и пророссийского короля Станислава Августа Понятовского. В результате военных действий конфедерация была разгромлена, а часть территории Речи Посполитой в ходе первого раздела в 1772 году была поделена между соседними державами — Пруссией, Австрией и Россией. Последовавшие за Французской революцией волнения среди польской аристократии и антироссийские настроения, выразившиеся в безуспешной русско-польской войне 1792 года и восстании Костюшко 1794 года, привели ко второму и третьему разделу Речи Посполитой, соответственно. Отношение Екатерины II к полякам было отчётливо отражено в рескрипте чрезвычайному послу Якову Сиверсу: «По непостоянству и ветрености сего народа, по доказанной его злобе и ненависти к нашему, а особливо по изъявляющейся в нем наклонности к разврату и неистовствам французским, мы в нем никогда не будем иметь ни спокойного, ни безопасного соседа, иначе как приведя его в сущее бессилие и немогущество»[2]. При этом ставилась цель «избавить земли и грады, некогда России принадлежавшие, единоплеменниками ее населенные и созданные и единую веру с нами исповедующие»[2]. Присоединение древних русских земель рассматривалось в Российской империи как продолжение процесса объединения Руси и шло под лозунгом «Отторженная возвратихъ».

Польша в составе Российской империи

Стремясь к восстановлению польского государства, многие поляки связывали большие надежды с Наполеоном и охотно шли в ряды его армий. За счёт прусской и австрийской территории Наполеон после Тильзитского мира создал французский протекторат под названием Варшавское герцогство. Оно приняло участие в наполеоновском походе на Россию, будучи одним из самых верных союзников Франции. После поражения Наполеона, бо́льшая часть Варшавского герцогства на Венском конгрессе 1815 года была передана России и образовала в её составе автономное Царство Польское.

Несмотря на либеральную конституцию и допуск польских аристократов к высшим государственным должностям Российской империи, польские патриоты не оставляли попыток восстановить старую Речь Посполитую. Под впечатлением Июльской революции во Франции, в Царстве Польском в 1830 году был низложен Николай I и началось открытое восстание, известное в польской историографии как Ноябрьское. После его подавления российскими войсками, в Царстве Польском новым наместником, фельдмаршалом Иваном Паскевичем, был установлен строгий режим, продлившийся вплоть до смерти Паскевича в 1856 году. Несмотря на это, поляки, не встречая сопротивления властей, сохраняли за собой весьма весомые позиции в экономической и культурно-образовательной сферах на всей территории бывшей Речи Посполитой.

С начала 1860-х годов, в Царстве Польском началось очередное брожение, вылившееся в восстание 1863 года (Январское), которое перекинулось в том числе и на населённые значительными польскими меньшинствами Северо-Западный край и Правобережную Украину. Восстание вновь было подавлено, после чего как в Царстве Польском началась целенаправленная политика русификации. В других регионах империи, которые оказались затронутые восстанием, проводилась политика по прекращению доминирования польско-католического элемента в ключевых общественных сферах. Многие польские участники восстания были отправлены в ссылку в Сибирь, где часть из них впоследствии подняла кругобайкальское восстание 1866 года.

В то же время польские эмигранты в Западной Европе, пытаясь привлечь внимание общественности к так называемому «польскому вопросу», в своих трудах и памфлетах активно содействовали негативному образу России. Одним из них был эмигрант с Правобережной Украины Франциск Духинский, который пропагировал учения о неславянском происхождении «московитов», угрозу со стороны которых может отвести воссозданная Речь Посполитая в старых границах. Часть тезисов Духинского была в XX веке перенята в дискурсе украинских националистов[3]. Поляки, как борцы с российским самодержавием, находили поддержку в либеральных и лево-революционных кругах европейской общественности. В частности, симпатии польскому делу открыто проявляли Карл Маркс, Фридрих Энгельс и другие. Поляки были широко представлены также в революционных и террористических организациях на территории России. В частности, убийцей императора Александра II стал народоволец польского шляхетского происхождения Игнатий Гриневицкий.

В конце XIX века усилилась политика русификации, нашедшая отражение, в том числе, в строительстве видных православных храмов, таких как Александро-Невского собора в Варшаве. Название Царство Польское использовалось всё меньше, вместо него начало употребляться наименование Привислинский край. Тем не менее, политика русификации была слабее, чем политика германизации в прусской (впоследствии, немецкой) части этнической Польши.

Польша и СССР

Советско-польская война
Польский плакат 1920 года Советский плакат 1920 года

По условиям Брест-Литовского мира, Советская Россия отказалась от территории Польши, а по результатам Версальском договора было образовано новое польское государство. Его главой стал Юзеф Пилсудский, бывший участник покушения на Александра III, отбывший ссылку в Сибири и впоследствии организовавший польские легионы на стороне Центральных держав. Политической платформой Пилсудского был прометеизм — план по расчленению России, сопряжённый с созданием под эгидой Польши крупной восточноевропейской конфедерации под названием Междуморье. С другой стороны, политические планы большевиков заключались в распространении коммунистической революции в Западную Европу, путь в которую лежал через земли «белополяков». В 1919 году между обеими сторонами после вооружённых стычек в Белоруссии началась война. На её первом этапе, польская армия, оснащённая оружием Антанты, смогла организовать успешное наступление, взять Киев и продвинуться на восток вплоть до Харькова. Контр-наступление РККА в течение весны-лета 1920 года вытеснило польскую армию из Украины и Белоруссии, а в августе красноармейцы начали наступление на Варшаву. Однако польская победа в Варшавской битве вновь переломила ход событий и позволила Польше подписать с Советской Россией мирный договор, по которому ей отходили обширные территории Западной Украины и Западной Белоруссии. В польском плену оказались десятки тысяч советских военнопленных, многие из которых погибли от катастрофических условий в лагерях содержания. Вопрос о количестве погибших, а также о том, имело ли место преднамеренное поддержание польскими властями условий, которые вели к высокой смертности, является до наших дней одним из наиболее острых и спорных исторических вопросов российско-польских отношений.

Межвоенный период

Межвоенный период был ознаменован в Польше ликвидацией почти всех атрибутов былой принадлежности к Российской империи, от разрушения православных соборов вплоть до переоборудования железных дорог, имевших российскую ширину колеи. Польша оставалась союзницей стран Антанты и преследовала политику равноудалённости от Германии и СССР. В 1932 после долгих переговоров был заключён советско-польский договор о ненападении, а в 1934 году последовал германско-польский договор, названный Пактом Пилсудского—Гитлера[4].

Несмотря на холодные отношения польского и советского государств, в рядах большевиков состояло множество видных деятелей польского шляхетского происхождения: основатель ВЧК Феликс Дзержинский, подписант декрета о Красном терроре Владимир Бонч-Бруевич, главный обвинитель на всех трёх Московских процессах 1936—1938 годов Андрей Вышинский, военачальник Константин Рокоссовский и другие.

Вторая мировая война

17 сентября 1939 года, через две с половиной недели после нападения Германии на Польшу и начала Второй мировой войны, советское правительство под предлогом защиты местного непольского населения ввело войска на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии и части Виленского воеводства, отошедших Польше по результатам Рижского договора 1921 года. Как выяснилось впоследствии, присоединение этих земель к СССР осуществлялось на основе секретного дополнительного протокола к германо-советскому договору о ненападении (пакт Молотова—Риббентропа), подписанному 23 августа 1939 года. В ноте советского правительства указывалось, что к этому моменту польское государство и правительство практически перестали существовать и, соответственно, прекратили действие все договоры, заключённые между СССР и Польшей. Около 21,5 тысяч пленных польских офицеров в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года[5] было расстреляно. Впоследствии, казни польских офицеров в нескольких местах СССР получили собирательное название Катынский расстрел. Тема Катынского расстрела, несмотря на его признание и осуждение российским государством, остаётся одной из самых болезненных исторических тем российско-польских отношений.

После начала Великой Отечественной войны, на территории СССР была образована так называемая Армия Андерса (2-й Польский корпус), которая, однако, под влиянием Великобритании ушла на Ближний Восток. В составе Красной армии воевала сформированная в 1943 году польская 1-я пехотная дивизия, на основе которой была образована 1-я армия Войска Польского, объединившейся впоследствии с Армией людовой в единое Войско Польское.

В августе-октябре 1944 года Армия Крайова, руководимая лондонским правительством Польши в изгнании, до прибытия наступающих частей Красной Армии и Армии Людовой организовала Варшавское восстание с целью освободить Польшу собственными силами и не допустить насаждения советской властью Польского комитета национального освобождения. Восстание с особой жестокостью было подавлено немцами и стоило жизней нескольким сотням мирного населения города. В наше время остро обсуждается вопрос о том, в какой мере помощь восставшим со стороны Красной армии была возможной.

В последующем наступлении и взятии Берлина Красной Армией принимало участие Войско Польское.

Послевоенный период

Современность

См. также

Ссылки

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Анатомия ненависти: Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв. — Минск: Харвест, 2008. — С. 832 с.. — ISBN 978-985-16-1774-2

dic.academic.ru

Поляки, поморяне

Поляки, поморяне

Мешко I  ПОЛЯКИ — крупнейший западнославянский народ, основное население Республики Польша.

  Польский хронист Галл Аноним записал предание о происхождении польских князей. Первым князем стал сын пахаря Пяста, жившего в городе Гнезно, в земле полян. И здесь легендарный землепашец стал основателем правящей династии.

  Потомок Пяста Мешко (Мечислав) I был уже знаменитым и сильным правителем. Арабский путешественник Ибрагим ибн Йакуб видел дружину князя Мешко в 60-е гг. X в. Она состояла из 3 тысяч человек, князь снабжал дружину одеждой, конями и оружием, кормил ее, а дочерям дружинников, выходившим замуж, давал приданое. Мешко подчинялись не только земли полян — Великая Польша, но и земли мазовшан (Мазовия), поморян, слензан (Силезия) на Одере. Мешко женился на дочери чешского князя Болеслава I и принял христианство по латинскому обряду.

  Своего сына он назвал Болеславом. Князь добился признания государства римским папой, о чем говорилось в специальной папской булле. Болеслав I Польский (992—1025) стал великим воином — недаром он был прозван Храбрым. Первыми испытали на себе его воинственный нрав чешские родственники.

  В 999 г. Болеслав отобрал у них область вислян — Малую Польшу с Краковом, подчинил себе на время Чехию и Моравию. С тех пор войны между соседями — Чешским и Польским государствами — стали постоянными. В эти войны вмешивалась Германская империя. Император заставил Болеслава вернуть чешский престол Пшемысловцам, но не добился победы над Польшей. Польша сохранила власть над Моравией и присоединила земли лужицких сербов. Болеслав стал правителем почти всех западнославянских земель. В 1018 он ходил в поход на Русь, чтобы помочь удержать киевский престол своему зятю князю Святополку. В конце правления, в 1025 г., Болеслав Храбрый был увенчан королевской короной. После смерти Болеслава Германская империя и Чехия напали на Польшу, которая потеряла многие земли. В 1038 г. смута охватила Польшу — язычники восстали против церкви и феодальных господ, убивали священников и епископов. Во второй половине XI в. польским князьям удается восстановить свое государство. Польша была разделена на городские округа, которыми управляли каштеляны (от латинского слова «кастеллум» — замок, град): они вершили суд и собирали подати. В городах («гродах») строились каменные церкви-капеллы и княжеские дворцы. В города польские князья, как и князья Чехии, приглашали немецких и еврейских поселенцев — ремесленников и торговцев.

  В 1138 г. Болеслав III Кривоустый разделил Польшу на уделы, в которых посадил княжить своих сыновей. Начался удельный период в истории Польского государства — время феодальной раздробленности и войн между представителями династии Пястов.

Бой поляков и тевтонцев

  В 1226 г. князь Мазовии Конрад отдал во временное владение немецким рыцарям-крестоносцам — Тевтонскому ордену — Хелминьскую землю. Конрад надеялся при помощи крестоносцев покорить соседних пруссов, которые еще оставались язычниками. Но Тевтонский орден закрепился в Пруссии и создал свое государство, соперничавшее с Польшей на протяжении средних веков. В 1241 г. Польша пострадала от монголо-татарского нашествия: завоеватели обрушились на Краков, Гнезно и Вроцлав, разбили объединенное чешско-польское войско в битве при Легнице. Но польские города и государство выстояли под ударами монголов. Гнезно — древнейшая столица Польши. По преданию, город был основан предком всех поляков — Лехом («лехиты» — одно из древних названий поляков; в древней Руси их называли ляхами). Уже в VIII—IX вв. Гнезно состояло из укрепленной части — града или замка, к которому с одной стороны примыкало также укрепленное предградье, с другой — неукрепленное поселение. В XI в. все части города получили укрепления. В 1000 г. Болеслав Храбрый построил кафедральный собор и учредил самостоятельную кафедру архиепископа в Гнезно. В соборе был погребен святой Войтех, пражский епископ, почитаемый как проповедник христианства и чехами, и поляками. В церкви Девы Марии в Гнезно сохранились бронзовые ворота конца XII в. со сценами из жизни святого. В XI в. столицей Польского государства стал Краков. По легенде, основателем города был герой Крак, который убил дракона, жившего на горе Вавель и пожиравшего людей и скот. Герой основал на горе Вавель замок — будущий Краков.

  Могилой Крака до сих пор называют огромный курган, высящийся возле города. Уже во второй половине X в. Краков стал крупным торговым городом на пути из Праги в Киев. На горе Вавель сохранилась древняя церковь-ротонда, посвященная Деве Марии и построенная во второй половине X в. В конце XI в. был построен большой костел Святого Андрея. В средние века Краков стал одним из красивейших городов Европы.

ПольшаПольша в X-XI вв.

  Особой областью в истории Польши оставались земли поморян, живших между Одером (Одрой) и Вислой на Балтийском море. Польские князья в X и XI вв. стремились распространить свою власть на Поморье, но поморяне оставались непокорными. Они сохраняли свою языческую веру и храмы в городах Щецине и Волине. Эти города были не только культовыми, но и торговыми и ремесленными центрами. Главным городом Поморья был Гданьск, расположенный у впадения Вислы в Балтийское море. В XII в. он стал столицей поморских князей. Город имел укрепленные замок, предградье-посад, а также торг и гавань; на посаде жило много ремесленников и рыбаков. Особое поселение имели в XII в. купцы. Гданьск, как и другие города Поморья, был застроен деревянными домами и имел деревянные мостовые.

Поморы

  Поморские славяне были опытными судоходами, о чем свидетельствуют ладьи, найденные археологами при раскопках в Гданьске и Щецине и предназначенные для плавания по морю. Они соперничали со скандинавскими и немецкими мореходами. По свидетельству хрониста Адама Бременского (конец XI в.), Волин стал одним из величайших городов Европы. В город вели 12 ворот. По преданию, записанному монахом Эббоном, Волин (Юлин) основал сам Юлий Цезарь: там хранилось его копье, вонзенное в столп. Конечно, эта легенда призвана была, как и легенды об основании других городов, увеличить славу и древность Волина. Но Волин действительно был крупным центром на Балтике. В городе жили не только славяне, но и иноземцы; Волин был наполнен товарами «всех народов Севера» (то есть Балтики).

  В 20-е годы XII в. Болеслав III Кривоустый присоединил к Польше Поморье. Он пригласил из Германии миссионера Оттона Бамбергского, чтобы насадить христианство среди поморян и подчинить их своей власти. Языческие храмы были разрушены. Поморские князья стали вассалами польских правителей.

  В начале XIV в. Восточное Поморье с Гданьском попало под власть Тевтонского ордена.

www.othist.ru