Древняя русь 9 12 век. Какое было древнерусское государство в 9-12 веках
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Киевская Русь 9- 12 века (стр. 3 из 4). Древняя русь 9 12 век


Древняя русь в 9-12 веках

Как возникло государство Древней Руси в 9-12вв.Процесс возникновения древнерусского государства длился достаточно долгое время. Государственная община образовалась из непосредственного стремления народа к упорядочению различных вопросов в ней. С момента зарождения, власть могла решить не только боевые задачи, но и неясности в судебных делах. Поначалу государственная власть не претендовала на участие домовитой жизни простого общества. Народ стал осознавать полезность вышестоящей власти.На востоке Руси объединились два центра славян Новгорода и Киева (в политических интересах), в одно целое государство. Но с твёрдостью утвердилось соединение лишь в начале 863 г. До этого момента управление государством было наполовину самостоятельным, в большей части подчинялись хазарам. Вскоре в Киев пришёл первый князь Рюрик (отсюда пошла династия Рюриковичей). Он и заложил фундамент государства на Руси. Заключил князь договор на правление делами и на право собирать дань с местной знатью. Как раз после прихода к власти государя открылась дорога от Киева до Царьграда. Правление государством передавалось не только по наследству (как правило, от отца к сыну). Но и власть на Руси могла передаваться «по старшинству». Например, если князь умирал, то на его место непосредственно становился не старший из сыновей, а родной брат, который стал старшим в их роду. Таким образом, появлялись династии, которые стали стержнем в государственной системе власти. В основном Древнюю Русь в 9-12 вв. населяли свободные общинники (их называли простолюдинами). Землевладельческая община – вервь (это название пошло от слова верёвка, они отмеряли свои границы с её помощью), включала в себя социальную и экономическую ячейку общества. На своей территории она была ответственной, и должна была соблюдать общественный порядок. Например, если обнаружили труп в пределах общины, то обязательно нужно было найти и сдать убийцу государству либо заплатить за него. За распоряжение землёй общинники также платили налог (дань) князю, которого, в свою очередь, они и считали верховным собственником всей территории земли.Несколькими путями шло образование государства у славян. Они либо подчинялись одному союзу княжеств (например, Словении), либо одному из племенных союзов (Руси), кроме народов Болгарии. Они же объединились между славянским союзом племенных княжеств с народом тюркской расы. Общим рубежом для всех славян считалось то, что они не входили в ареал распространения древней цивилизации. Поэтому жизнь у славянского народа развивалась неспешно, своеобразно.Для государства самым главным было рассмотрение политических ситуаций, таких как: слабый культурный контакт с соседними развитыми государствами, их агрессивное стремление; давление со стороны кочевников; продвижение жизни общества; ограничение пользования морскими торговыми путями. Государство Руси постепенно становилось во главе общественной жизни (иначе говоря, верховным законодателем). На Руси очень медленно развивались товарно-денежные отношения. Государственная власть много вкладывали на военные расходы, тем самым ограничивая материальные ресурсы народа. Вскоре появилось распределение народа на «бедные» и «богатые». Некоторые стали боярами и купцами, имея свои земельные владения, а остальная часть населения были крестьянами, которые служили (как рабы) вышестоящим. Мужчины, стоявшие во главе племенных княжений, обернулись в бояр, старшую княжескую дружину. Дружиной на Руси считались воины, которые были привязаны к князю. Менее знатные люди состояли в младшей дружине, которая тоже держалась рядом с князем. Все они были слугами государя. Они выполняли различного рода задания: принимали участие в суде и расправе; собирали дань; управляли страной; помогали в военных делах. Такие дружины являлись рычагом управления государственной власти и были очень выгодны для правления страной. С самого зарождения, власть на Руси показала в себе мощную организующую силу, которая не принимала всерьёз своим начинаниям какие-либо сопротивления со стороны общества. Такое пристрастие, как принуждение и произвол, было в корне заложено у основания государственной власти. Также идея правопорядка и законности не стали общезначимой ценностью для князя. Он не привык нуждаться в обеспечении своей деятельности. Государь сам управлял войском и держал оборону страны от нападения. Практически во всех походах, которые завоёвывал, он участвовал как верховный военный начальник. И всегда стоял впереди войска. Заметим, что хоть общество в Древней Руси и считалось довольно примитивным, зато стремительно развивалась экономическая сфера, земледелие, разведение домашнего скота.

www.istmira.com

Государственность Древней Руси IX–XII веков

Государственность Древней Руси IX–XII веков

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX – XII вв.)

План

1. Возникновение древнерусского государства. Роль скандинавов-норманнов в формировании его институтов

2. Государственное устройство Киевской Руси. Органы власти и управления

3. Социальные отношения и правовое положение населения

древнерусское государство князь власть

1. Возникновение древнерусского государства. Роль скандинавов-норманнов в формировании его институтов

Возникновение древнерусского государства. Роль скандинавов-норманнов в формировании его институтов.

С начала I тысячелетия н.э. на территории Восточно-Европейской равнины, уже осваивавшейся различными земледельческими племенами, расселились славянские племена. В середине тысячелетия (V–VIвв.), в условиях распада родовых отношений и формирования социальной неоднородности в обществе, они создали полтора десятка племенных союзов или княжений. Это были ещё догосударственные образования, своеобразная политическая форма объединений эпохи «военной демократии». Как правило, из таких объединений возникает затем либо рабовладельческое государство, либо государство раннефеодальное. Русская летопись «Повесть временных лет» называет эти княжения: полян (вокруг Киева), родимичей (на реке Сож), вятичей (на реке Оке), северян (соседей полян с центром в Чернигове), дреговичей (Минск, Витебск), древлян (Мозырь, Пинск – Полесье), кривичей (Псков, Тверь, Смоленск), ильменских словен (Новгород). Кроме славян здесь жили предки угров – финские племена (меря, мурома, черемиса, чудь и др.) и протобалты – предки современных эстонцев, латышей и литовцев.

К VII в. славянские племена перешли к более устойчивым политическим образованиям. Начальная русская летопись, арабские авторы, германская хроника упоминают Куявию (княжение Кия), Славию (объединение северо-западных племен) и Артанию (возможно Тмутаракань – Крым). Тогда же стали складываться и центры – старшие города в каждой земле: Киев, Новгород, Чернигов, Полоцк, Изборск, Смоленск, Туров и др. Но государство в виде монархии раннефеодального типа возникает в Древней Руси позднее, в конце IX – начале X вв., когда вокруг Киева объединяются основные массивы восточнославянских земель, возникают и укрепляются государственные институты, государственные порядки превращаются в доминирующие, а княжеская власть становится наследственной.

Стабилизация верховной власти у восточных славян связана с летописным рассказом о призвании варягов и основании династии Рюриковичей. Приглашённый на княжение новгородцами князь Рюрик укрепился па новгородском княжении в 862 г. – так утверждает летопись. В 882 г. в результате военного похода новгородской дружины на Киев происходит объединение двух главных центров Северной и Южной Руси, возникает государство, вошедшее в историю под названием «Киевская Русь». О нём мы имеем уже более чёткие представления, ибо история его описана в русских летописях, в арабских и византийских хрониках, воспета и былинах и скандинавских сагах, лучше, чем предыстория, представлена археологическими памятниками. Окраины этого государства, сильно разросшегося уже к XI в., упирались на юге в степные просторы, где ему приходилось контактировать с многочисленными кочевыми народами Средней и Центральной Азии, волнами накатывавшимися в приволжские и причерноморские степи. На севере Киевская Русь граничила с Балтикой и таёжным Заволжьем, и здесь восточнославянское в своей основе государство испытывало мощное влияние Скандинавии, которое вполне может быть сравнимо с влиянием южного соседа Руси – Византии.

Вопрос о роли скандинавов-норманнов в становлении и развитии древнерусского государства дебатируется в отечественной исторической науке уже в течение двух с половиной столетий, хотя для мировой науки эта роль всегда оставалась бесспорной. В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии. Особняком стоит позиция советских историков, которые с конца 1940-х годов вообще пришли к отрицанию Рюрика как такового и понятия «династия Рюриковичей», «держава Рюриковичей», на которых стояла вся российская историография, вообще перестали употреблять. Причём, надо заметить, что эта позиция не была марксистской, ибо сам К. Маркс признавал не только наличие Рюрика-скандинава, но и «норманнский период» в истории Руси. Поскольку авторы вузовских учебников по истории отечественного государства и права и в новейших изданиях проводят старую советскую точку зрения на эту проблему, есть смысл остановиться на ней несколько подробнее.

Первым норманистом был автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поместивший в летописи в 1113 г. известие о призвании Рюрика новгородцами. Суть его такова. Новгородцы, – рассказывает Нестор, – долгое время платили дань приплывавшим из-за моря варягам, воинственному народу. Однако в лето 6370 от С. М. (862 от Р. X.) они «изгнаша варяги за море и не даша им дани. И почаша сами в собе володети». Но свобода не принесла им покоя, начались раздоры и распри: «И не бе в них правды, и вста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся». Чтобы прекратить распри, решили: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за море, к варягам, к руси. Реша русь, чудь, словене и кривичи, и веси: «Земля паша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володети нами. И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший Рюрик седe Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий, Трувор, в Изборсте. И от тех варяг прозвася Русская Земля».

Это известие русской летописи, соединив его с данными скандинавских источников, ввели в историческую науку служившие в Российской Академии наук в XVIII в. историки немецкого происхождения: Т.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, ставшие родоначальниками норманнской теории происхождения русского государства в IX в. Их положения развили далее русские учёные: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и другие, которых можно смело называть норманистами. Антинорманизм, в свою очередь, родился в трудах М.В. Ломоносова, который счёл антипатриотичным начинать русскую историю от скандинавов.

Всё дело заключалось в том, что научному спору было придано тогда, в XVIII в., политическое звучание, политика вмешалась в науку. Ко времени, когда Ломоносов по заданию руководства Академии наук выступил против диссертации Миллера «О происхождении народа и имени российского» (1749 г.). Россия дважды при жизни одного поколения вступала в открытое противоборство со шведами и дважды выходила из войны победительницей (в 1700–1721 гг. и 1741–1743 гг.). Значение великой европейской державы, потерянное Швецией, переходило к повой империи, созданной Петром I. Швеция жаждала реванша, и это нашло отражение в трудах шведских историков, поставивших идею Рюрика в обоснование концепции о вечной зависимости Руси от Швеции. Пытаясь опровергнуть эту идею, Ломоносов вывел Рюрика, против существования которого отнюдь не возражал, из южнобалтийского славянского племени роксолан. В качестве доказательства использовалась своеобразная игра с этнонимами («роксоланы» произошли от «росов», соединившихся с «аланами», роксоланы ушли с Рюриком в Новгород, а на их месте образовалась По-Руссия (Пруссия) или то, что осталось «после русов» и т.д.). Российские историки позицию Ломоносова всерьёз не принимали, относя её к так называемому панегирическому, патриотическому течению в отечественной историографии, целью которого было создание из истории русского государства «панорамы геройской доблести русского народа» (К.Н. Бестужев-Рюмин).

С утверждением «марксистско-ленинской» концепции образования государства как орудия подавления одного общественного класса другим Рюрику, как и многим другим личностям, места в нашей истории не осталось. В 12-томной «Истории СССР» (1960-е гг.) династию русских князей начинали со славянина Олега Старого, хотя уже само имя «Олег», как и имена последовавших за ним «Ольги» и «Игоря», – скандинавского происхождения.

Итак, как же отвечает на вопрос о роли норманнов в образовании древнерусского государства современная наука, освободившаяся от идеологического давления?

1. Рюрик – вполне реальная личность, и известие летописи о нём не легенда, оно имеет достоверные основания, подтверждённые другими источниками. Присутствие скандинавов на русской земле доказано археологами, проводившими раскопки в Ладоге, Изборске, Новгороде и обнаружившими относительно IX– X вв. огромный «варяжский» культурный пласт (оружие, предметы быта, культа и пр.). Найден и прототип Рюрика – датский конунг, предводитель викингов, Рерик Ютландский. Найти его помогли литературные памятники Древней Скандинавии, саги, географические и исторические сочинения северных авторов. Таким образом, скандинавы дали Руси княжескую династию.

2. Предполагается, что скандинавы (викинги и их дружины), обосновавшись уже в VIII в. в указанных опорных пунктах северо-западной Руси (Ладоге), в землях словен, установили тесные контакты с местной родоплеменной знатью. Отсюда они проложили путь на юг, в Византию («из варяг в греки») и в страны арабского Востока, совершая походы, бывшие своеобразным смешением разбойничьих набегов с торговыми предприятиями.

3. Скандинавы осуществляли в этих землях ещё один вид деятельности – наёмную военную службу у знати и местных князей. Рюрик тоже пришел в Новгородскую землю с дружиной и родом своим («пояша по собе всю русь»). О том же свидетельствует известие скандинавской саги о «Sine hus» и «Tru vaering» («дом свой» и «верное воинство»), превратившихся в пересказе летописца в легендарных братьев Рюрика. Как увидим далее, «призвание» князя соответствует позднейшей новгородской традиции – приглашать на княжение князей из других земель, передавая в их руки военные функции и оставляя всю остальную власть в руках вечевой администрации.

4. С приходом Рюрика приток скандинавских дружин на Русь усилился, потомки Рюрика широко использовали их военную силу, силу нейтральную, для борьбы с родоплеменной знатью, объединяя под своей властью разноэтнические территории. Скандинавские дружины использовались русскими князьями в походах на Византию.

5. Скандинавы привлекались на дипломатическую службу. В качестве русских послов они появлялись не только в Константинополе, но и в столице императора франков (как о том свидетельствуют «Бертинские анналы»).

6. Из них формировался аппарат государственного управления, в том числе в системе взимания податей. Они дали начало поместному землевладению, получая за свою службу земельные пожалования князей. Миллер на этот счёт так писал в «Известии о дворянах российских»: «Ещё Владимир, как о том пишет Нестор, овладев с помощью варяг киевским престолом, «избра из них мужей добрых и смысленых, и храбрых, и раздая им грады». Сие было начало русского дворянства, или паче сказать, российских поместий».

Одновременно шёл и процесс ославянивания норманнов. Дружинная верхушка постепенно сливалась с древними кланами новгородской знати, скандинавский язык растворялся в славянском языке. Ибо именно славяне составляли большинство народонаселения страны, богослужение со времени принятия христианства велось на славянском языке, поэтому он «при всём смешении народов сохранился в чистоте» (Г.Ф. Миллер).

И последнее. О термине «Русь». Существуют две трактовки его происхождения. Советские историки настаивали, а некоторые продолжают и сейчас настаивать на автохтонном (среднеднепровском, полянском) его происхождении, не приводя, однако, в подтверждение своей версии никаких убедительных доводов, кроме общих рассуждений о том, что где же ему ещё появиться, как не в центре Древней Руси. Подавляющее же большинство учёных, и прежде всего лингвисты, придерживаются скандинавской этимологии. Вспомним и то, что писал Нестор: «Пошли к варягам, к руси...» Термин «Русь» возник в северо-западных новгородских землях, где сохранилась богатейшая древняя топонимика, с ним связанная, которая совершенно отсутствует на юге (Порусье, Русса, Старая Русса, Новая Русса, Русино-русская дорога, Околорусье, Русские Новики, Русаноно, Русуево, Русовшина и т.д. и т.п.).

Источник этого термина – древнескандинавский глагол «roa» – грести. Рутси, руси – гребец. Так называли появившихся на восточно-балтийском побережье уже в V в. скандинавов местные народы: финны, карелы, саамы. В их понимании этот термин ассоциировался с этнонимом «швед», поскольку шведы были ближе датчан или норвежцев и чаще приплывали из-за моря. Финны до сих пор зовут шведов «рутси».

В Новгородской земле этот термин использовался поначалу в значении войска, дружины, рати, т.е. того рыцарского слоя, защитника земли, о котором уже шла речь. Не зря в «Повести временных лет» читаем о дружине князя: «И беша у него варязи и словене и прочи, прозвашася русью». To же у византийского писателя Константина Багрянородного: «Князья отправились осенью на полюдье со всею русью». И только затем из этнонима этот термин превратился в хороним – название территории, государства (с 911 г., договора Олега с Византией). Таким образом, термин «Русь» можно считать продуктом, взращенным на славяно-финско-скандинавской языковой почве.

Подведем итоги. В формировании древнерусской, славянской в своей основе, государственности приняли участие разные этносы. Само это формирование представляется нам в виде двустороннего процесса. Главную роль играли внутренние обстоятельства (образование социальной неоднородности, складывание института частной собственности, необходимость подавлять межплеменные раздоры, осуществлять военно-организаторские функции и пр.) Но немаловажен и внешний компонент: завоевания, призвание, договор. В X в. древнерусское государство, не являясь ещё совершенно оформившимся конгломератом, уже имело налицо все необходимые признаки: единую территорию, государственный язык, аппарат власти, устойчивую военную и финансовую организацию. Государство функционировало на внешней арене, воевало или торговало с соседями, вступало с ними в договорные отношения.

2. Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет

Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет

В IX–X вв. сформировался важнейший формально-юридический признак раннефеодальной монархии – наследственная передача стола. Даже при наличии регентства Олега при малолетнем Игоре и Ольги при малолетнем Святославе передача власти по сыновней линии является фактом совершившимся. В X в. и местные племенные князья заменяются младшими членами рода Рюриковичей – наместниками великого киевского князя. Уже сыновья Владимира Святославовича, а затем и внуки расселись на местных княжеских столах. Правда, связь между отдельными землями, которые стали называться «уделами», была ещё чисто механической, ибо единого народа русского в государстве этом не сложилось, не было выработано ещё надёжных связок не только экономического характера, но даже психологического, нравственного. Христианство, принятое в 988 г., распространялось медленно, отвоёвывая позиции у язычества, даже в начале XII в. не все славянские племена были крещёны (вятичи, к примеру). Связь осуществляли князья и их дружины, периодически наводившие порядок там, где в этом возникала необходимость, а также представители княжеской администрации, периодически отчитывавшиеся перед своим государем.

Уже в X в. киевские князья, заимствуя у могущественных соседей – Византии и Хазарского каганата– идею величия монаршей власти, стали величать себя каганами («хакан-рус»). С принятием христианства и церковь, возглавлявшаяся митрополитами-греками, стала переносить на русского князя византийские понятия о государе, поставленном от Бога.

Функции киевских князей заключались, во-первых, в организации дружины (или её найма) и военных ополчений для борьбы с внешними врагами, с внутренними усобицами, для сбора дани и внешней торговли, распространения власти на новые племена. С принятием христианства церковь стала формировать у русских князей представление о том, что они поставлены не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Функция регулятивная, направленная на достижение социальной стабильности в обществе, становится постепенно одной из важнейших. Князья не только применяют военную силу во время восстаний, но и пытаются гасить конфликты мирными средствами: раздачей денежных средств нуждающимся, организацией бесплатных «столов», помощью сиротам и вдовам, законодательным ограничением своеволия ростовщиков и пр.

Со времени Владимира I источники особенно подчеркивают важность судебной функции князя. Князь был высшей судебной инстанцией, доступной населению, высшей справедливостью в обществе. Но он же являлся организатором всей системы судопроизводства, которая функционировала на основе княжеского законодательства («уставов» и «уроков»). Князья назначали штрафы за проступки и преступления, сообразуясь с обычным правом, устанавливали размеры вознаграждения должностным лицам, создавали местную администрацию.

Издревле князья выполняли ещё одну функцию – сбор налогов с подвластного населения. Древним способом сбора налогов на Руси было полюдье, своего рода военные экспедиции, проводившиеся князьями, как правило, два раза в год – весной и осенью. Однако строгого порядка в этом деле поначалу не существовало, и князья наведывались за данью чаще двух раз в год, всё зависело от их доброй воли. После смерти Игоря, поплатившегося за жадность, Ольга упорядочила сбор дани, установив погосты – особые места – и учредила особых чиновников сборщиков налогов. Единицей обложения становится двор (дым), «становища и ловища».

При великом князе действовал Совет, состоявший из наиболее влиятельных дружинников и представителей родоплеменной знати (старцы градские). К окружению князя принадлежали тысяцкие, сотские и десятские. Эти названия военного происхождения, они ведут своё начало от принятой у славян, как, собственно, и у других народов, десятичной системы деления племенного войска – ополчения. Эти названия закрепились затем за начальниками гарнизонов и командирами частей, поставленных великим князем в отдельных городах – центрах княжений. Позднее они трансформировались в городское и вообще местное начальство; тысяцкий – в воеводу, сотские и десятские – в финансово-административные органы.

С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьёзные изменения. Между ним и князьями-наместниками, которые приобретают всё больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета. Во главе управленческой лестницы – великий киевский князь – сюзерен, но он лишь первый среди равных, он – старейший обладатель самого богатого стола. Остальные князья – молодшие – его вассалы, их отношения с ним строятся на основе договора ряда или так называемых «крестных грамот» (от «целовать крест», приносить присягу). Вассалы обязаны оказывать старейшему особый почёт, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землёй (лёном или феодом).

Особой структурой в государственном управлении были феодальные съезды, на которых князья согласовывали политику, обсуждали законы, изгоняли со столов нерадивых, провинившихся, нарушивших «крестную грамоту», принимали решения о войне и мире, заключали союзы. Так, первый съезд состоялся после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г., последний – накануне битвы при Калке в 1223 г. Особо известен съезд 1097 г. в Любече, фактически узаконивший политическую раздробленность своим решением, что каждый князь «держит отчину свою».

Вече у славян, как и у германцев, возникло в глубокой древности. Правда, данные о нём так скудны, что вряд ли возможно достаточно определённо говорить о его функциях и организационных формах. Были ли вечевые собрания продолжением племенных сходок или они сразу зарождались как городские собрания– на этот вопрос вряд ли можно ответить. Известно новгородское вече более позднего времени, о котором речь впереди. Можно думать, что вечевые собрания созывались князем крайне редко в виду процедурной сложности, ведь надо было собрать в одном месте дружину, родоплеменную знать, свободных жителей города, а затем принять на этом сборище какие-то важные решения. Скорее всего делалось это методом вопросов и ответов: «да» или «нет».

3. Социальные отношения и правовое положение населения

Можно выделить 2 управленческие системы: городская администрация, выросшая из прежней «численной» системы, представители которой делили власть с княжескими посадниками (от слова «посадить»). Посадник и тысяцкий считались высшими должностями. Вторая система, более поздняя, – дворцово-вотчинная. Она формировалась в ходе роста княжеского хозяйства, которым управляли придворные чины («огнищанин» – дворецкий, старый конюх, «тиуны», другие «княжьи мужи», – их называет Русская Правда). По аналогии с княжеским хозяйством строилось управление в вотчинах феодалов, которые постепенно приобретали права носителей государственной власти в пределах вотчин (судебный иммунитет).

Однако окончательно эта система складывается позднее, в XIII–XIV вв., и мы вернемся к ней в своё время.

Военные силы состояли из дружины, ополчения, собиравшегося в случае войны, и наёмных отрядов иноземных войск. Дружина жила на княжеском дворе (в гриднице) и представляла собой тоже наёмную, но весьма привилегированную силу. Она кормилась войной («воююще ины страны» – Новгородская I летопись), а, кроме того, князья из своих доходов давали дружине «на оружье». Дружина не была однородной, выделяя из своей среды ряд прослоек. Верхняя, наиболее привилегированная часть – старшая дружина, или «дружина отня», состояла из тех, кто служил ещё отцу князя. Из её рядов выходили тысяцкие, сотские и др. представители княжеской администрации. Верхушка старшей дружины, скорей всего, и породила бояр, т.е. крупных феодалов-землевладельцев, строивших своё хозяйство по примеру княжеского, содержавших свой двор и свою дружину. За ними следовали «мужи» – основной костяк княжеской дружины, из которых рекрутировались дворцовые чины. Младшие дружинники (отроки, пасынки, детские) находились постоянно при князе, сливаясь с его несвободной челядью.

Финансы. Княжеские доходы складывались из военной добычи, дани с подвластного населения, судебных пошлин, внутренней и внешней торговли. Меха, воск, мёд, рабы выменивались на серебро, служившее в качестве денежного эквивалента («кун»). К этим доходам присоединялись оброчные платежи населения, жившего на принадлежащих князьям землях.

Общество раннего Киевского государства представляло собой мозаичную смесь нескольких экономических укладов: патриархального, представленного остатками родоплеменных отношений; рабовладельческого (Русь знала рабов и рабовладельцев, вела оживлённую торговлю рабами) и феодального, выраставшего в процессе оседания на землю княжеских слуг и дружинников, получавших феод – земельное владение– и от военной добычи, от княжеского обеспечения переходивших на новое довольствие, которое давала им эксплуатация зависимых людей. Крупного и влиятельного слоя рабовладельцев здесь не сложилось, рабовладелец и феодал часто выступали в одном лице. Да и рабы не представляли собой некоей замкнутой группы: они превращались в княжеских и боярских слуг, с одной стороны, и, таким образом, пополняли ряды формирующегося сословия феодалов. А с другой стороны, их сажали на землю и превращали в феодально-зависимых людей.

Итак, какие социальные группы (страты), чьи права и обязанности определялись законом, можно выделить в раннефеодальном обществе Киевской Руси?

Феодалы располагались наверху социальной пирамиды. Этот слой формировался из князей, бояр, выходивших как из верхушки дружины, так и из местной знати, представителей княжеской администрации: посадников, тысяцких, тиунов и пр. Князья выступали, во-первых, как верховные собственники и распорядители всей русской земли. Но в X в. начинается активное образование княжеского домена, т.e. земельных владений княжеской семьи, который складывается из общинных земель (путем захвата), из пустошей, которых было ещё достаточно много. Боярское землевладение формировалось как из земель, пожалованных князем, так и из владений родоплеменной знати и богатых членов общины, получавших за свою вассальную службу князю податной и судебный иммунитет. Однако боярское звание ещё не передается по наследству, только служба в довольно высоком ранге даёт право на это звание.

Русская Правда раскрывает нам лишь некоторые аспекты правового статуса этого сословия. Она устанавливает двойную виру (штраф) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, огнищан, тиунов, конюхов. С большей последовательностью защищает она собственность на землю, устанавливая высокий штраф в 12 гривен за нарушение земельной межи. Такой же штраф следует за разорение пчельника (борти), бобриных и других охотничьих угодий.

Класс сельских жителей состоял из людей свободных, полузависимых и несвободных. Основную массу населения составляли свободные общинники, жившие как на общинных, так и на частновладельческих землях. Они платили дань и участвовали в ополчении в случае военных действий. На них распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд. Источники называют их по-разному: люди, людины, сябры. смерды. Чаще всего употребляется слово «смерд».

Правовое положение «смерда» ясно не до конца, он ограничен в праве наследования, после его смерти, в случае отсутствия сыновей, имущество передается князю, а дочери получают только приданое, в то время как имущество боярина или дружинника в аналогичной ситуации переходит к дочерям (ст. 90–91 Пространной Правды). По другим источникам смерд выступает как лично свободный человек, он ведёт самостоятельное хозяйство, выплачивает штрафы, характерные для свободных людей, имеет право переходить от одного патрона к другому, за кражу его коня устанавливается штраф в 2 гривны и пр. Нигде конкретно Русская Правда не фиксирует ограничение правоспособности смерда.

Сомнение в том, что это свободный человек, долгое время обсуждавшееся в нашей литературе, было порождено статьей Русской Правды, установившей одинаковый штраф за убийство смерда и холопа («А за смерд и холоп 5 гривен»). Но возможно и другое прочтение этого текста: «А за смердий холоп 5 гривен». В таком случае речь идет о холопе, принадлежащем смерду.

Более определено правовое положение закупа, человека полузависимого. О нём Русская Правда имеет компактную группу статей, в которых он предстает перед нами как обедневший или разорившийся крестьянин, попавший в зависимое положение к собственнику земли за купу – занятый долг (деньги, инвентарь, скот и другое имущество). Закуп был обязан отработать проценты на «купу» в хозяйстве кредитора. Личность должника обеспечивала договор, ибо в случае неуплаты долга в срок служба становилась пожизненной и закуп превращался в холопа. Закуп сохранял частичную правоспособность, мог выступать в суде по незначительным тяжбам свидетелем, его жизнь охранялась вирой в 40 гривен, как и любого свободного человека. Его нельзя было «без вины» побить, отнять имущество, продать. Но за побег от господина закуп превращался в холопа (ст. 56 Пр. Пр.), за кражу, совершенную им, отвечал его господин, а самого закупа ожидало полное холопство (ст. 64. Пр. Пр.).

В самом низу социальной лестницы находились рабы: холопы, челядины. Раб не был субъектом правоотношений, не мог вступать в договоры, считался собственностью господина. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба его хозяину как за уничтожение вещи, а сам хозяин за такое деяние в лучшем случае мог получить церковное покаяние. Древними источниками рабства были плен и рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), через закупничество. Ст. 110 Пространной Правды устанавливает ещё 3 случая холопства: женитьбу на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажу.

На ранних этапах государственности рабству были присущи жестокие формы, в IX–X вв. рабы у русичей были предметом продажи и обогащения. Но по мере оседания части холопов на землю, под влиянием христианского права, законодательство в отношение рабов несколько смягчает свою суровость. В XII в. оно признаёт их право на имущество, занятие торговлей (по поручению хозяина), а рабыня, прижившая детей от своего господина, получает вместе с детьми свободу после смерти последнего. Холопы-тиуны во дворе князя или боярина стали играть видную роль в управлении, их убийство наказывается штрафом в 40 гривен, как и свободного человека. Боярский тиун мог выступать в суде в качестве «видока» – свидетеля, но не «послуха» – поручителя, ибо поручителем мог стать лишь свободный человек.

Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества. Здесь были свои слои: «лучших» людей и людей «молотчих». Купечество довольно рано стало объединяться в корпорации – сотни. «Купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде считается одной из первых купеческих организаций в Европе. По подсчетам М.Н. Тихомирова на Руси в домонгольский период было до 300 городов, а городская жизнь столь развитой, что дала возможность В.О. Ключевскому выступить с теорией «торгового капитализма» в Древней Руси. Но вопрос о правовом статусе горожан до конца не решен, в частности, неизвестно, насколько полно они пользовались городскими вольностями, аналогичными европейским, где воздух города делал человека свободным. Как бы то ни было, Русская Правда предоставляет жителям городов полную правовую защиту, охраняет их жизнь, их честь и достоинство, их имущество.

Таковы государственность и социальный статус населения Киевской Руси. Киевская Русь развивалась в том же направлении, что и крупнейшие страны Европы. Она обладала высокоразвитой юридической сферой, огромным культурным потенциалом. Политико-правовые отношения в ней формировались в условиях тесного общения и взаимодействия с другими государствами и народами Европы.

  /

diplomba.ru

Какое было древнерусское государство в 9-12 веках — История России

Древнерусское государство возникло в Восточной Европе. Стоит отметить, что данное государство было достаточно могучим и влиятельным. За время своего существования древнерусское государство завоевало большое количество земель. Те, кто интересуется историей, знают, что существуют две основные теории образования представленного государства: норманская, а также антинорманская. Если точнее, то возникло древнерусское государство на достаточно востребованном и важном пути «из варяг в греки».

Территория этого государства заняла земли следующих племен:

  • ильменцы;
  • кривичи;
  • вятичи;
  • поляны;
  • дреговичи;
  • древляны и многие другие.

Особенности экономического устройства Древнерусского государства в 9-12 веках

Киевская Русь является первым древнерусским раннефеодальным государством, которое образовалось в IX веке. Если говорить об уровне экономического развития данного государства, то он соответствовал своему времени. Стоит отметить, что древнерусское государство в 9-12 в находилось в достаточно сложном положении, так как происходила раздробленность Руси.

Итак, давайте вернемся к экономическому механизму того времени, который представляли натуральные и полунатуральные хозяйства. Внутренний рынок в данный период времени был развит достаточно плохо. Среди основных экономических функций древнерусского государства в этот отрезок времени можно выделить сбор дани для князей практически всех уровней.

Отдельное внимание необходимо уделить дани, название которой «Полюдье». Удивляет тот факт, что дань такого типа собирали сами князья, которых охраняла дружина.

Великому князю в то время принадлежала вся власть в государстве. Резиденция такого князя находилась, конечно же, в Киеве. Стоит отметить, что именно к 9-12 векам относятся следующие атрибуты власти: великий князь, вече, а также военная дружина. Основную часть населения составляли свободные крестьяне, которых защищали военные дружины. За это крестьяне, конечно же, платили дань. Именно это и отличает древнерусское государство в 9-12 в. от иного времени.

Если говорить об общинах, то она выплачивали дань государству, в основном, в денежной форме. Существенно усилило государственную власть христианство, которое приняли на Руси в 988 году. Если точнее, то христианство стало идеологической основой древнерусского государства.

Раннефеодальная монархия

Не секрет, что благодаря достаточно стремительному развитию древнерусского государства образовался так званый строй Раннефеодальной монархии. Такие особенности образования древнерусского государства являются уникальными. Если точнее, то раннефеодальная монархия представляла собой своеобразную федерацию княжеств, главой которых был князь. Если точнее, то князья могли с легкостью управлять различными территориями с помощью боярской думы. Необходимо отметить, что в эту думу входили дружинники, духовенство, местная знать, а также различные представители городов.

Вообще, боярская дума являлась символом автономию вассалов, а также символом права. Территориальная, а также соседская общины представляли собой орган местного крестьянского самоуправления. Вече представляло собой наиболее важное государственное устройство Руси, где обсуждали следующие вопросы: изгнание князей, мир, война, неурожай и т. д. На таких собраниях могли с легкостью принять, а также отменить закон. Киевская Русь 9-12 века представляло собой раннефеодальное государство.

co-i.ru

Древняя Русь в 9-12 веках

Раздел II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX—XII ВЕКАХ Вариант 1

1. С образованием Древнерусского государства связаны даты

1) 862 и 882 годы; 2) 907 и 911 годы; 3) 945 и 964 годы; 4) 980 и 988 годы

2. В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение в 862 году?

1) в Новгород; 2) в Константинополь; 3) в Киев; 4) в Псков

3. Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород?

1) Рюрик в 862 году; 2) Олег в 882 году;

3) Аскольд при участии Дира в 865 году; 4) Игорь в 945 году

4. Став князем в Киеве, он сказал: «Да будет это мать городам русским!» Это был князь

1) Рюрик; 2) Олег; 3) Игорь; 4) Владимир

5. «Победой прославлено имя твоё. Твой щит на вратах Цареграда...» — писал А.С. Пушкин о князе

1) Рюрике; 2) Игоре; 3) Олеге; 4) Владимире Мономахе

6. Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани?

1) повозом; 2) полюдьем; 3) вирой; 4) погостом

7. Какие из названных князей (княгинь) были современниками?

1) княгиня Ольга и князь Святослав; 2) князья Олег и Ярослав Мудрый;

3) князья Юрий Долгорукий и Рюрик; 4) князья Владимир Мономах и Игорь

8. Какое из перечисленных событий относится к X веку?

1) восстание древлян; 2) призвание варягов;

3) создание Русской Правды; 4) создание летописи «Повесть временных лет»

9. Народное собрание у славян, на котором решались важнейшие вопросы, называлось

1) вечем; 2) рядом; 3) собором; 4) доменом

10. 0т какого события, согласно памятнику «Тысячелетие России», установленному в Новгороде в 1862 году, Россия начала отсчёт своей истории?

1) призвания варягов; 2) объединения Киева и Новгорода;

3) княжения Олега Вещего; 4) княжения варягов Аскольда и Дира

11.Родом из Пскова, славилась умом и красотой, «мудро», по словам летописца, правила государством

1) Елена Глинская; 2) Софья Палеолог;

3) княгиня Ольга; 4) Марфа-посадница

12. Кто из перечисленных князей правил раньше других?

1) Святослав; 2) Владимир; 3) Рюрик; 4) Игорь

13. Отважным и доблестным воином, делившим со своими дружинниками все трудности и лишения, смелым и талантливым полководцем, предупреждавшим противников перед началом войны «Иду на вы !», — таким летописцы рисуют князя

Раздел II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX—XII ВЕКАХ Вариант 1

1. С образованием Древнерусского государства связаны даты

1) 862 и 882 годы; 2) 907 и 911 годы; 3) 945 и 964 годы; 4) 980 и 988 годы

2. В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение в 862 году?

1) в Новгород; 2) в Константинополь; 3) в Киев; 4) в Псков

3. Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород?

1) Рюрик в 862 году; 2) Олег в 882 году;

3) Аскольд при участии Дира в 865 году; 4) Игорь в 945 году

4. Став князем в Киеве, он сказал: «Да будет это мать городам русским!» Это был князь

1) Рюрик; 2) Олег; 3) Игорь; 4) Владимир

5. «Победой прославлено имя твоё. Твой щит на вратах Цареграда...» — писал А.С. Пушкин о князе

1) Рюрике; 2) Игоре; 3) Олеге; 4) Владимире Мономахе

6. Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани?

1) повозом; 2) полюдьем; 3) вирой; 4) погостом

7. Какие из названных князей (княгинь) были современниками?

1) княгиня Ольга и князь Святослав; 2) князья Олег и Ярослав Мудрый;

3) князья Юрий Долгорукий и Рюрик; 4) князья Владимир Мономах и Игорь

8. Какое из перечисленных событий относится к X веку?

1) восстание древлян; 2) призвание варягов;

3) создание Русской Правды; 4) создание летописи «Повесть временных лет»

9. Народное собрание у славян, на котором решались важнейшие вопросы, называлось

1) вечем; 2) рядом; 3) собором; 4) доменом

10. 0т какого события, согласно памятнику «Тысячелетие России», установленному в Новгороде в 1862 году, Россия начала отсчёт своей истории?

1) призвания варягов; 2) объединения Киева и Новгорода;

3) княжения Олега Вещего; 4) княжения варягов Аскольда и Дира

11.Родом из Пскова, славилась умом и красотой, «мудро», по словам летописца, правила государством

1) Елена Глинская; 2) Софья Палеолог;

3) княгиня Ольга; 4) Марфа-посадница

12. Кто из перечисленных князей правил раньше других?

1) Святослав; 2) Владимир; 3) Рюрик; 4) Игорь

1) Олега; 2) Игоря; 3) Святослава; 4) Ярополка

14. В 971 году при Доростоле состоялась битва между войском князя Святослава и

1) хазарами; 2) печенегами; 3) византийцами; 4) булгарами

15.Принятие Русью христианства связано с деятельностью князя

1) Олега; 2) Игоря; 3) Святослава; 4) Владимира

16. В преданиях князя Владимира Святославича именовали

1) Мудрым; 2) Красным Солнышком;

3) Осмомыслом; 4) Удалым

17. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают союзы племён восточных славян.

Поляне, древляне, рядовичи, дреговичи, полочане. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

18. Найдите в приведённом ниже списке событие, связанное с княжением Ольги.

1) установление уроков и погостов; 2) разгром половцев;

3) принятие Русской Правды; 4) строительство Софийского собора в Киеве

19. Установите соответствие между именами правителей и событиями, относящимися ко времени их правления.

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.

A) князь Игорь

Б) княгиня Ольга

B) князь Святослав

1) разгром Хазарского каганата

2) Крещение Руси

3) восстание древлян

4) установление уроков и погостов

20.Прочтите текст и ответьте на вопросы.

«В лето... года пошёл Олег на греков. <...> Число кораблей было 2000, и пришёл он к Царьграду. И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса и корабли с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь». И установил Олег дань воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города, подвластные Олегу. <...> Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань, и, дав клятву, сами целовали крест. Олег и его мужи клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом. И повесил Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошёл прочь от Царьграда».

1) В каком веке произошли описанные события?

2) О каком князе идёт речь?

3) Каков был главный итог похода на Царьград?

13. Отважным и доблестным воином, делившим со своими дружинниками все трудности и лишения, смелым и талантливым полководцем, предупреждавшим противников перед началом войны «Иду на вы !», — таким летописцы рисуют князя

1) Олега; 2) Игоря; 3) Святослава; 4) Ярополка

14. В 971 году при Доростоле состоялась битва между войском князя Святослава и

1) хазарами; 2) печенегами; 3) византийцами; 4) булгарами

15.Принятие Русью христианства связано с деятельностью князя

1) Олега; 2) Игоря; 3) Святослава; 4) Владимира

16. В преданиях князя Владимира Святославича именовали

1) Мудрым; 2) Красным Солнышком; 3) Осмомыслом; 4) Удалым

17. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают союзы племён восточных славян.

Поляне, древляне, рядовичи, дреговичи, полочане. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

18. Найдите в приведённом ниже списке событие, связанное с княжением Ольги.

1) установление уроков и погостов; 2) разгром половцев;

3) принятие Русской Правды; 4) строительство Софийского собора в Киеве

19. Установите соответствие между именами правителей и событиями, относящимися ко времени их правления.

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.

A) князь Игорь

Б) княгиня Ольга

B) князь Святослав

1) разгром Хазарского каганата

2) Крещение Руси

3) восстание древлян

4) установление уроков и погостов

20.Прочтите текст и ответьте на вопросы.

«В лето... года пошёл Олег на греков. <...> Число кораблей было 2000, и пришёл он к Царьграду. И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса и корабли с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь». И установил Олег дань воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города, подвластные Олегу. <...> Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань, и, дав клятву, сами целовали крест. Олег и его мужи клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом. И повесил Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошёл прочь от Царьграда».

1) В каком веке произошли описанные события?

2) О каком князе идёт речь?

3) Каков был главный итог похода на Царьград?

Раздел II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX—XII ВЕКАХ Вариант 2

1. Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с

1) призванием варягов; 2) объединением Киева и Новгорода;

3) деятельностью княгини Ольги; 4) княжением Олега Вещего

2. Прочтите отрывок из летописи и укажите дату, когда произошли названные события.

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе:

— Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь:

— Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

1) 862 год; 2) 882 год; 3) 945 год; 4) 988 год

3. Восстание древлян произошло в

1) 907 году; 2) 944 году; 3) 945 году; 4) 988 году

4. Одним из героев русских былин является

1) посадник Остромир; 2) князь Владимир Красное Солнышко;

3) летописец Нестор; 4) князь Рюрик

5. Какое из названных событий относится к X веку?

1) объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега; 2) Крещение Руси;

3) принятие Русской Правды; 4) создание «Повести временных лет»

6. Одним из итогов Крещения Руси было

1) развитие грамотности, книжного дела; 2) упадок хозяйства страны;

3) образование Древнерусского государства; 4) разгром Хазарского каганата

7. Русской Правдой в Древней Руси называли

1) кодекс чести племени русов; 2) договор о мире с Византией;

3) свод законов; 4) сумму податей с различных групп населения

8. «Пусть каждый держит отчину свою» — так решили русские князья на съезде в городе Любече, который состоялся в

1) 1097 году; 2) 1111 году; 3) 1053 году; 4) 1125 году

9. Налог в пользу Церкви в Древней Руси назывался

1) выходом; 2) полюдьем; 3) десятиной; 4) оброком

10. Талантливый полководец, защитник Русской земли от врагов, справедливый и мудрый правитель, внук Ярослава Мудрого Владимир получил прозвище

1) Великий; 2) Мономах; 3) Вещий; 4) Удалой

11. Что из названного относится к политике Ярослава Мудрого?

1) нормирование сбора дани; '

2) создание школ, первых библиотек, развитие книжного дела и летописания;

3) разгром шведских и немецких рыцарей; 4) разгром Хазарского каганата

12.0дним из результатов политики Ярослава Мудрого стало

1) превращение Руси в великую державу;

2) объединение северных и южных земель под властью киевского князя;

3) упорядочение сбора дани; 4) обращение населения Руси в христианскую веру

13. Закупами называли

1) личных слуг киевского князя; 2) зависимых людей в Древней Руси;

3) иноземных послов; 4) купцов

14.На месте победы над печенегами в 1037 году Ярослав заложил главный храм Древнерусского государства —

1) Успенский собор; 2) Десятинную церковь;

3) храм Святой Софии; 4) Покровский собор

15.Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя, оставившего наставление сыновьям.

«И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата».

1) Ярослав Мудрый; 2) Владимир Мономах;

3) Всеволод Большое Гнездо; 4) Даниил Галицкий

16. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Какой архитектурный памятник Киевской Руси представлен на фотографии?

1) Софийский собор в Киеве; 2) Золотые ворота в Киеве;

3) Софийский собор в Новгороде; 4) Успенский собор во Владимире

17.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают категории населения Древнерусского государства.

Бояре, смерды, закупы, дреговичи, холопы. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

18. Культура Древней Руси — это письменность и образование, летописание и литература, живопись и прикладное искусство, а также замечательные памятники зодчества. Найдите в приведённом ниже списке два произведения древнерусской литературы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Задонщина»; 2) «Повесть временных лет»;

3) «Слово о законе и благодати»; 4) «Хожение за три моря»; 5) «Сказание о Мамаевом побоище»

19. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЕ

A) Ярослав Мудрый

Б) Игорь Старый

B) Владимир Святой

Г) Олег Вещий

1) восстание древлян

2) разгром половцев

3) создание Русской Правды

4) объединение Новгорода и Киева

5) Крещение Руси

20.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«И когда наступило утро, пришёл сам князь с боярами на реку, и архиерей с ним, и все священники, и собрался весь город к реке, всякий чин и возраст, обоего пола людей бесчисленное множество... <...>

И стояли они в воде кто по шею, кто по пояс, разделившись на группы. А священники в иерейских облачениях, стоя у берега на специально для этого устроенных досках, читали над народом молитвы, при крещении подобающие, и давали им имена — каждой группе какое-то одно имя, и велели им трижды погрузиться в воду, а сами взывали над ними, призывая согласно чину крещения имя Святой Троицы».

1) О каком событии идёт речь?

2) В каком году оно произошло и с именем какого князя связано?

3) Какое государство сыграло важную роль в принятии Русью православной веры?

24-19

18-14

13-10

infourok.ru

Русь в 9-12 веках - istorija

Автохтонное население–коренное население.

Бортничество–собирательство дикого меда.

Варяги–по одной из версий, – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам.

Варяжский путь («из варяг в греки»)–одно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х–ХI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

Велес– покровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток.

Вервь – участок земли, отмеренный веревкой, община.

Вече–народное собрание.

Военная демократия –форма государственности на этапе разложения первобытного строя, когда возникает власть наследственного князя, опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече.

Вождь–глава племени.

«Вои»–мужское население рода.

Волхвы–пророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам природы у древних славян, служители языческих богов.

Гривна, резана, куна, лисица, векша–денежные единицы у славян.

Даждьбог –бог солнца.

Дружинники –люди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него материальное вознаграждение за службу.

Двуполье–система землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян.

Идол–изображение языческого божества в виде статуи, изваяния.

Каган– (от тюркского «властелин») – титул главы государства у древних тюрко-язычных народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что символизировало их независимость от Хазарского каганата.

Капище–языческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам.

Князь–военный вождь.

Макошь– покровительница женщин, домашнего очага.

Нарочитая чадь–знать в племени.

Перелог–система земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения – забрасывали.

Перун – бог молний и грозы.

Полудница–дух – покровительница отдыха селян в полуденный зной.

Праславяне –предки славян.

Племя–союз родов, проживающий на одной территории.

Рало–древнее орудие труда у славян.

Род –коллектив родственников.

Рожаницы –богини плодородия.

Сварог– бог неба.

Старейшина–уважаемый, опытный человек.

Страда–сезон сельскохозяйственных работ.

Стрибог–бог ветра.

Трехполье –система земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под яровые, третьи – отдыхают под паром.

Тризна–поминальный пир.

Чур–божественный образ родовой общины.

Язычество–дохристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам.

Ярила–божество солнца, весны, плодородия и любви у восточных славян.

/bK�<p�txВ 'font-size: 11.0pt'> –дохристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам.

 

Ярила–божество солнца, весны, плодородия и любви у восточных славян.

 

 

www.vk160372.ru

Киевская Русь 9- 12 века

Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после ее крещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количеству существовавших тогда церквей.

И в Киеве и во всех епархиях также устраивались монастыри, которые были основными поставщиками русского епископата.

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Принятие христианства – это первая попытка "модернизации" культуры Руси, при которой была воспринята та духовная, идеологическая культура, которая в наибольшей степени соответствовала требованиям новой цивилизации.

Самобытность культуры России проявляется в ряде факторов. Это прежде всего аграрная, земледельческая культура, причём расположенная в зоне рискованного земледелия. Здесь периодически, раз в 4-5 лет, из-за погодных условий урожай погибал почти полностью: причиной были ранние морозы, затяжные дожди, на юге – засуха, нашествия саранчи. Это порождало необеспеченность существования, угрозу постоянного голода, сопровождающие всю историю Руси, России.

На первых порах города имели аграрный характер и лишь со временем превращались в центр ремесла и торговли. В города входили и земли, административно им подчинённые.

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов – центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице.

Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Кроме способа "узелковой" фиксации информации применялась и иная система записи, известная как "черты и резы", или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности – "глаголице", совершенных форм, создании "кириллического" алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от "словенского", "славянского" языка. Для письменности русские использовали специфический материал – берёсту.

Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX - X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др.

Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало.

Киевская Русь славилась искусством мастеров-оружейников. Именно на Руси впервые появились: шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалёта, кольчуги с плоскими кольцами, конская стальная маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, пластинчатая броня.

Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя.

Киевская Русь имела внешнеполитические отношения с тремя типами государств за период своего существования:

1. Русские независимые или удельные и родственно (династически) зависимые от великого князя Киевского княжества и земли.

2. Нерусские государственные образования и земли, являвшиеся ближайшими соседями Киевской Руси, граничившие с ней, вступавшие с ней в войны, союзы, договорные отношения.

3. Западноевропейские государства, не имевшие непосредственных границ с Киевской Русью.

Таким образом, Киевская Русь имела сложные отношения с почти четырьмя десятками внешнеполитических объектов.

Сосредоточение всей внешней политики, руководства ею в руках одного лица – великого князя – создавало благоприятные условия для укрепления тактики осторожности, обеспечивало величайшую тайну, неожиданность всех важнейших решений руководителя государства. И в этом было огромное преимущество Киевских князей перед другими европейскими монархами.

Во внешней политике князей Киевской Руси можно выделить следующие периоды:

1. От Рюрика до Ярослава Мудрого (862 – 1054 г.г.) Основной чертой являются накопление земель, расширение государства за счет внутренних ресурсов – уделов ослабевших и обедневших князей – родственников великого князя.

2. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха (1054 – 1125 г. г.) Период стабилизации внешнеполитических продвижений, период закрепления успехов внешней политики и ограждения от вмешательства в неё других Рюриковичей, удельных князей, попытки отстоять и канонизировать единоличность проведения внешнеполитической линии как личной политики князя или, по крайней мере, как единой общегосударственной политики.

3. От Мстислава I до Даниила Романовича Галицкого (1126 – 1237 г.г.) Период оборонительного направления внешней политики, главной задачей которой ставится сохранить приобретения прежних веков, не дать ослабить Киевское государство усиливающимся региональным княжествам. В этот период ослабевшим Киевским князьям приходится делиться монополией на внешнюю политику с родичами Мономаховичами. А ведет к тому, что исчезает преемственность внешнеполитической линии, сохранявшаяся при личной внешней политике князя. Часто сменяемые, правящие год-два великие князья не могут уже видеть внешнеполитические перспективы. В результате при первом же сильном внешнем давлении татаро-монголов вся Русь разваливается.

Начиная с 1125 года, на Киевском великокняжеском престоле утверждается новая династия – Владимировичей-Мономаховичей. Воздействие великих князей на внешнюю политику после Владимира Мономаха ослабевает. Причина заключается не только в кратких сроках пребывания князей на своей должности, но и необходимость считаться с мнением всего клана Мономаховичей. Вместе с ликвидацией самостоятельности (политической) Киевской Руси была ликвидирована и ее самостоятельная внешняя политика, определяющаяся в Орде великим ханом.

Однако само государственное единство Руси не было прочным. Признаки непрочности единства обнаружились после гибели Святослава, когда в Киеве власть взял юный Ярополк. Ярополк опирался на варягов – наёмников, нанятых ещё отцом. Варяги вели себя заносчиво. Второй сын Святослава Олег начал с ними борьбу и стремился пополнить свою дружину крестьянами – Олег погиб в этой усобице, но стенами Киева начал княжить Владимир (3-й сын). После смерти великого князя Владимира в 1015 году для Руси наступили тяжелые времена: его сыновья (их 12) начали длительные усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды. Воины нарушали едва – едва установившийся порядок в государстве. Наступил 1073 год, и новая междоусобная борьба. На этот раз распри произошли между сыновьями Ярослава Мудрого. Если Ярославу Мудрому удавалось в течение долгого времени сохранить единство Руси, то его сыновьям и внукам делать это оказалось труднее. Это объясняется многими причинами.

Во-первых, установленный Ярославом порядок престолонаследия оказался неудачным. Сыновья умершего великого князя не хотели отдавать власть старшим по возрасту, своим дядям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе.

Во-вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось целеустремленной и волевой личности, какими были Владимир I и сам Ярослав.

В-третьих – набирали силу крупные города и земли. Появление крупных вотчинных хозяйств, в том числе церковных владений, способствовали общему прогрессу хозяйственной жизни и стремлению к независимости от Киева.

В-четвёртых, постоянное вмешательство половцев во внутренние дела Руси История Государства Российского.

В 1068 году, когда половецкий хан Шакуран вторгся в русские земли, сыновья Ярослава Мудрого укрылись в своих крепостях. Киевский народ сверг Изяслава и провозгласил на престол половецкого князя Всеслава, оставившего благодарную память за семь лет. Изгнав Всеслава, Ярославичи продолжали враждовать между собой в течение восьми лет. В эти годы вспыхнули народные восстания в Поволжье и на далеком Белозере, в Ростовской земле, Новгороде против феодальной знати, которая увеличила подати: виры и продажи (судебные пошлины), корм (для должностных лиц поставки). Поскольку антифеодальные движения были направлены и против церкви, во главе восставших иногда оказывались волхвы. Движение принимало форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии.

mirznanii.com

«Древняя Русь» 9 – начало 12 века

1). Аскольд и Дир - варяжские конунги из дружины Рюрика(862-879 – князь в Новгороде, основатель варяжской династии Рюриковичей) или же, по другим сведениям, потомки местной княжеской династии, ведущей свой род от Кия(6 век). Основатели варяжской области на Юге Руси. Убиты Олегом в 882 г.

2). Олег Вещий - конунг Рюрика, по некоторым сведениям его родич - 882 - 912

3). Игорь - по некоторым данным сын Рюрика Новгородского - 912 – 945

4). Ольга, вдова Игоря, - из Пскова, происходила родом из изборских князей, видимо варяжского происхождения, - 945 - 964(была соправительницей при сыне - Святославе до 969 г)

5). Святослав, сын Игоря и Ольги – 964 - 972

6). Сыновья - Олег Древлянский, Ярополк Киевский - 972 - 980, Владимир, до гибели братьев в усобице княжил в Новгороде, (сын Святослава от ключницы Малуши, дочери Малка Любечанина) - 980 - 1015

^ - Святополк Окаянный, (по другим сведениям пасынок Владимира, сын Ярополка), - 1015 - 1019

8). Ярослав Мудрый - сын Владимира от полоцкой княжны Рогнеды, - 1019 - 1054

8,5).Сыновья - Ярославичи – Изяслав, Святослав, Всеволод - 1054 - 1093

9). Сын Изяслава - Святополк Сребролюбивый - 1093 - 1113

10). Сын Всеволода - Владимир Мономах - 1113 - 1125

11). Сыновья - Мстислав Великий 1125 - 1132. С этого времени начинается новый период – удельной Руси, « и раздрася вся земля Русская»,

12). Юрий Долгорукий - князь самостоятельной Ростово-Суздальской земли

2). 882 - захват Олегом власти над Киевом, убийство княживших там Аскольда и Дира, наложение дани на соседние племена, князья и их воеводы – предводители дружин сами собирают дань, сбор дани не упорядочен. Предполагают, что сбор дани при Олеге назывался полюдье.

3). 945 - убийство древлянами Игоря из-за повторного прихода за данью, Ольга отомстила древлянам, сожгла их город Искоростень, но провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани - ввела уроки – фиксированный размер дани, погосты - места для своза дани и единицу обложения - один дым(очаг) или рало(плуг). С Ольги процедура сбора дани стала именоваться – повоз. Ольга первой из русских князей приняла христианство во время посещения Константинополя в 857(где была принята императором Константином Багрянородным), канонизирована, то есть причислена к рангу святых Русской православной церковью.

5). Правление Святослава более знаменито походами против внешних врагов.

6). После гибели Святослава у днепровских порогов, начинается кровавая усобица между его сыновьями. Олег и Ярополк погибают, княжить в Киеве сел младший сын - Владимир. При нем происходит укрепление власти великого князя киевского, проводятся две религиозные реформы - сначала унифицируется культ Перуна - бога грозы и воинов, эта реформа была неудачной, затем в 988 г Владимир принимает христианство из Византии, крестит Русь. Его супругой становится Анна, сестра императора Византии. На Руси формируется церковь, церковная иерархия во главе с митрополитом, назначаемым из Константинополя. Территориальные церковные единицы – епархии, возглавили епископы. Вводится налог в пользу церкви – десятина. Во временя Владимира была построена первая Десятинная Успенская церковь. Монастыри стали центрами культуры, летописания, при них стали создаваться школы. Историки убеждены, что именно время Владимира следует считать периодом образования древнерусского государства с центром в Киеве.

Крещение Руси проводилось жесткими насильственными методами, особенно на севере в новгородско-псковской земле - «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Элементы язычества сохранились на Руси и после крещения. Некоторые ученые говорят о двоеверии. Новая религия позволила укрепить власть князей.

7).1015 - 1019 - идет борьба за власть между сыновьями Владимира. Были убиты Борис и Глеб, сыновья Анны, Святополком Окаянным. В 1019 с помощью новгородцев и варягов князем становится Ярослав. При нем принимается первая часть «Русской правды» - «Правда Ярослава» - первый записанный свод законов, в котором излагаются нормы обычного права, государство берет под защиту жизнь, собственность людей, особенно охраняется государством собственность князей, бояр, дружинников, церкви. Была ограничена кругом ближайших родственников кровная месть.

Русская церковь предпринимает попытку обособиться от Византии, ее главою становится русский митрополит Илларион.

8).Ярослав закрепил порядок передачи княжеских столов по старшинству – лествицу.

1072 - дальнейшее развитие законодательства при Ярославичах - принятие «Правды Ярославичей», здесь встречаются такие категории зависимого населения как рядовичи( от слова ряд - договор), закупы(от слова купа - сумма денег, взятая

в долг). В «Правде Ярославичей» была отменена окончательно кровная месть.

В русских землях усиливаются усобицы между князьями, обособляются уделы, растет налоговое бремя.

Однако, по-прежнему между русскими княжествами сохраняются династические связи, родство.

9). 1097г. - съезд князей в Любече принял решение о том, что каждый князь должен закрепить за собой свою землю – отчину, но не допускать усобиц.

10). В 1113 году киевляне пригласили на свой престол переяславского князя Владимира Мономаха. При Мономахе принимается дополнение к «Русской правде» - «Устав Владимира Всеволодовича», в нем была упорядочена выплата процентов по долгам (резов), облегчено положение закупов.

11).В 1132 г. после смерти Мстислава Владимировича - Русь распадается на отдельные княжества и Земли, начался новый исторический период.

1). 860г. - поход на Константинополь князей Аскольда и Дира

2). 907, 911г.г. - походы Олега на Византию. «Щит на вратах Цареграда».

Заключение выгодного торгового договора. Договор 911 года был первым записанным договором Руси. Русь и Византия договаривались о равноправном партнерстве, о свободной торговле между собой, об обмене пленными, о выдаче преступников.

3). 941-944 - походы Игоря на Византию, против Хазарии, по Каспию (г. Бердаа).

Цели походов: отпор набегам степняков, борьба с хазарским каганатом, захват добычи, обеспечение наилучших внешнеторговых условий. Русь расширяет связи с Византией , во время визита в Царьград Ольга принимает крещение.

5). Особое значение имели для Руси походы Святослава. Об их значении спорят. Некоторые историки считают что они не отражали государственные интересы Руси, а прежде всего были личной прихотью князя, особенно это относится к походам на Балканы, попыткой укрепиться там и даже перенести столицу Руси на Дунай. Другие историки полагают, что, напротив, походы Святослава выражают потребности Руси, ее геополитические интересы.

Походы Святослава:

964-972 -

против Хазарии, Волжской Болгарии, укрепление Руси на Азовском море - г. Тьмутаракань , было основано русское Тьмутараканское княжество(существовало до 30-х годов 12 века) неудачные попытки укрепиться на Балканах.

970-972 - осада Доростола, уход с Балкан, гибель Святослава от печенегов на Днепровских порогах.

6). При Владимире - основное внимание приобретает защита рубежей государства Русь от набегов Степи: - возводятся крепости, богатырские заставы, сигнальные костры, нанесен ряд серьезных поражений печенегам.

С принятием христианства крепнут связи Руси с Византией, другими Европейскими странами, заключаются династические браки.

Владимир - византийская царевна Анна, дочь Ярослава Анна - королева Франции.

8). При Ярославе нанесено окончательное поражение печенегам - 1036, их место заняли сначала торки(30 – 50-е годы), а затем половцы, выдвинувшиеся с востока.

1068 - поражение русских князей от половцев. Хан Шарукан разорил южные земли. Был отражен ополчение киевлян во главе с князем Всеславом Полоцким.

10). Свыше 80 походов против половцев совершил Владимир Мономах. В 1111 году по инициативе Мономаха был совершен большой поход князей в степь и разорена столица половцев – Шарукань.

Русь начала XII в. - одно из крупнейших Европейских государств, установлены династические связи с монархами Священной Римской империи, Византии, Франции, Англии, Польши, Скандинавских стран

3). 945 - восстание древлян против Игоря и его дружины, подавлено Ольгой.

Народные низы выступают против гнета князей, растущего закабаления.

8,5). 1068 - восстание в Киеве против Изяслава, на семь месяцев князем становится полоцкий князь Всеслав, под его предводительством киевляне дают отпор половцам.

1071 - восстание в новгородской земле из-за тяжелых налогов

11). 1113 - восстание в Киеве после смерти Святополка Сребролюбивого, его итогом стало призвание на киевский престол Владимира Мономаха и принятие нового свода законов.

С принятием христианства вводится славянская азбука - кириллица, созданная болгарскими монахами Кириллом и Мефодием в 9 веке. Составляются летописи. Первая летопись была составлена во времена князя Владимира, она не сохранилась. Самая известная из летописей - «Повесть временных лет» (Монах Нестор), из летописцев, писавших после Нестора известен Петр Мстиславец - боярин-воевода. Его труд появился во времена раздробленности Руси. Составляются книги. Самая древняя из них - Изборник Святослава 1073. В Софийском Соборе Киева создается библиотека.

Литература: Жития Святых, поучения, хожения: «Слово митрополита Иллариона о законе и благодати» - здесь впервые было сформулировано представление о Руси как новой христианской державе, восхваляется киевский князь, который уподобляется апостолу, принесшему в языческую землю свет истинной веры. «Поучение Владимира Всеволодовича сыновьям» - рассказывает о походах против половцев, к более позднему времени относятся такие произведения как «Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве» - вершина древнерусской литературы. Символом веротерпимости стало «Послание Феодосия Печерского» - «милуй не токмо своея веры, но и чужия»

Архитектура - до конца 11 века преобладает византийский стиль – крестово-купольный - массивные, обильно украшенные декором здания - Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, церковь Спаса в Чернигове. Известным мастером был Миронег.

Ремесло - известно до 60 специальностей ремесленников - кузнецы, золотых и серебряных дел мастера, кожевенники, гончары, резчики по камню. Русские мечи и кольчуги пользовались спросом за пределами страны. Известны искусства зерни, скани, перегородчатой эмали, полихромной керамики, черни по серебру и золоту.

Живопись – фрески(живопись водяными красками по сырой штукатурке), иконопись(живопись на досках), мозаичные панно, книжная миниатюра - в основе византийские каноны. Известным мастером был Алимпий Печерский. Особенности иконописи – плоскостное, статичное изображение, обратная перспектива, отсутствие фона, объект не отбрасывает тени, не писались с реальных людей.

Быт - досуг простых людей - хороводы, хоровое пение, игры скоморохов и медвежьих вожатых, драки - «сам на сам» и «стенка на стенку».

fs.nashaucheba.ru