Древняя прялка как рисовать. Урок изобразительного искусства по теме: "Мы рисуем русскую прялку — выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок изобразительного искусства «Русские прялки». Древняя прялка как рисовать


Урок изобразительного искусства «Русские прялки»

5 класс «Изобразительное искусство»

Название общей темы. Древние корни народного искусства. 

(по программе Б. М. Неменского)

Тема урока. Русские прялки.

Цели урока: 

1. Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно – тематической композиции в её украшении.

2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Проект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Организационный момент.

Целеполагание

Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места

Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола

2 мин

Беседа о русских прялках

Объяснение темы

Участие в обсуждении нового материала

5 мин

Просмотр слайдов

Показ слайдов (типы прялок)

Обзор слайдов

2 мин

Закрепление сведений о прялке, о её назначении и традиции

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Участие детей в закреплении материала

2 мин

Постановка художественной задачи

Объяснение поставленной задачи

Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов

1 мин

Практическое выполнение задания.

Обход и контроль за выполнением задания

Практическая деятельность обучающихся

25 мин

Подведение итогов и обсуждение работ

Организация выставки работ

Участие в обсуждение работ

2 мин

Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске

Запись в дневниках

1 мин

Стенограмма.

Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Русские прялки» даёт первоначальные сведения о прялке. Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Оборудование и материалы.

1.Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. 3. Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока

1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам.

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов.

Ход урока

Учитель. Русские прялки, вот они, какие! (Демонстрация иллюстраций прялок). Люди труда в старину думали не только о полезности предмета, но и о художественной красоте её. О чем свидетельствуют со вкусом изготовленные прялки и о стремлении народа к прекрасному.

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Рогов А. П. Мир русской души, или История русской народной к…

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Презентация

Деревянный мир Руси 1990 Маёрова К., Дубинская К. - Русское народное прикладное искусство

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Природа славян. Глава IV. Мой дом - моя крепость

Вологодские художники - ЗАВАРИН АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/50/44852/hello_html_m1181df61.jpg

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, украшались маковкой и серёжками, к которой привязывалась кудель, для прядения, и донца - горизонтального сиденья для пряхи.

Презентация

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, умевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

В избушке распевая, дева Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,-

писал А. С. Пушкин

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж – жене. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью.

Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

C:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (4).png

C:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (3).png

Постановка задачи. Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.Как нарисовать высоту Сайт о рисованииC:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029.pngC:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (2).png

Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). 

Выполнение эскиза русской прялки.

В процессе самостоятельной работы проводится обход.

Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

infourok.ru

Исследовательская работа на тему "Русская прялка"

Исследовательская работа

Тема: Русская прялка

Введение……………………………………………………………………………………...... с.3

1.Виды прялок, устройство прялки…………………………………………………… . с.3

2. Процесс прядения………………………………………………………………………….... с. 4

3. Обычаи, связанные с прялкой ……………..………………………………………… .с. 5

4. Прялка как символ………………………………………………………………………… . с. 6

5. Роспись и украшение прялки………………………………………………………… .с. 6

6. Мезенская прялка…………………………………………………..…………………………с. 7

7. Бабушкина прялка……………………………………………………………………………..с. 8

8. Пословицы, поговорки, стихи о прялке………………………………………… с. 8

Список литературы…………………………………………………………………………….. с. 11 Заключение……………………………………………………………………………………… с. 10

Введение

Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, прялицы и собственно прялки ( веретено — резная палочка на которую наматывается готовая нить).(Приложение 1)

Несмотря на всю простоту прялка была удивительным завоеванием человеческого ума. Три операции: вытягивание, кручение и наматывание нити. Со временем в этом процессе ничего не изменилось, только выполнять эти операции стали машины.

Давным - давно прялка была в каждой семье, да и не одна. А как удивительно красивы эти простейшие орудия прядения: резные, расписные!

Вот и в нашей семье есть такая старинная прялка с Мезенской росписью. Ещё прабабушка пряла на ней. Я всё время удивляюсь, когда моя бабушка достаёт свою прялку, привязывает кудель, садится и каким-то волшебным образом начинает закручивать нить на веретено — так красиво, так складно у неё выходит (кудель — пучок шерсти, волокна льна, конопли).

Попробовала сама, не получается.

    1. Как же так, почему не получается?

    2. А откуда кудель взялась?

    3. А прялка откуда? Почему такая необыкновенно красивая?

    4. А есть какие-нибудь старинные обычаи, связанные с прялкой, веретеном?

    5. А какая она наша родная, мезенская прялка и чем отличается от других?

Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать эту тему своей исследовательской работы.

Целью работы является изучение русской прялки.

Задачи:

- Изучить литературу по данной теме.

- Понять устройство прялки и изучить процесс прядения.

- Узнать особенности Мезенской прялки и отличие её от других прялок.

1.Виды прялок. Устройство прялок

Прялка или прялица (по — древнерусски) — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

1 Прялка — донце. (Приложение 2)

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывают кудель и горизонтальное донце, где сидит пряха.

Цельные

Составные

Делаются из корня и ствола берёзы или ели.

Состоят из двух деталей.

2. Самопрялка.(Приложение 3)

Появилась в Индии, затем в России, уже в 19веке. Состоит из доски, установленной на ней цилиндром с горизонтальным закрытым веретеном. Скорость прядения на самопрялке быстрее.

Русские

Чухонки

Стояки. Колесо располагается перпендикулярно к полу.

Лежаки. Колесо располагается под углом.

Устройство прялок

Гребневые

С лопастью

Эти прялки бытовали в центральных, южно-русских губерниях и в Поволжье.

Эти прялки бытовали на севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири и на Алтае.

Донце вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну а веретено из берёзы.

Типы прялок сложились в далёкие времена. В каждом районе была своя форма прялки и свои приёмы украшения.

Вырезать веретено — большое искусство: резчик или токарь должен был придать форму такую, при которой веретено на весу занимало бы строго вертикальное положение. Резчик украшал его резными желобками и поясками.

2 . Прядение

Прялка предназначена для прядения шерсти. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

Славяне и финно — угорские народы Восточной Европы: прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой вращают веретено. На Кавказе и Средней Азии поступают наоборот. Во время прядения пели, а чтобы не пересыхало во рту славянская пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину и др. Прядение продолжалось весь осенне — зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. Нить должна быть тонкой, прочной, без узелков.

В избушке, распевая дева,

Прядёт, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.- писал А.С Пушкин.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Первую свою прялочку крестьянская девочка получала к семи годам от отца; став невестой — вторую, заказанную у мастера; от мужа — третью. Поэтому прялка была не просто инструментом женского труда, но даром в знак любви и уважения. Чтобы приготовить себе приданое, девочка садилась за прялку в 6-8лет.

3. Обычаи, связанные с прялкой

На Рождество или на все Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. Прядение является функцией некоторых мифических персонажей, а прялка связанной с тем светом. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикиморы, домовой, русалка и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь или на праздник с неоконченной куделью или на благословения. Оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит”, а веретено убирали.

Сама прялка воспринималась как атрибут нечистой силы. Верили, что по старому обычаю, девушка, когда спрядёт первый клубок, должна его сжечь, тогда она будет хорошо прясть всю жизнь. Также девушки верили, что если недопрясть кудели накануне Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании или придёт за ними на праздник, будет пугать, танцевать рядом. Верили, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, то быть в той избе покойнику. Если ударить прялкой девушку, то ей попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а, если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет. Мотив прядения отражён в религии. На Крайнем Севере был обычай — парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был жениться на ней. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

В последний день Масленницы женщины катались с гор на донцах прялок. Чем дальше они проедут. тем длиннее уродится лён. В Онежского районе Архангельской области, когда ребёнок не спал по ночам, делали из лучины веретёнце и прялку??, клали их у изголовья. Прялка служила оберегом для девочки.

4. Прялка как символ

Ручная прялка стала символом Свадеши - экономической стратегии движения за независимость Индии. Колесо прялки стало колесом времени — рождения , жизни и смерти, а символ круга — означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчёта. Колесо символично и цифре 0 — замкнутого круга, беспредельное, начало и конец, - символ абсолюта. Веретено, прялка и само шитьё — символы жизни и временности. Все богини судьбы — прядильщицы и ткачихи.

По представлению далёких славянских предков(индоевропейцев), пряхой была Среча - божество Судьбы. Красивая девушка, которая пряла золотую нить жизни, заботилась о скоте, помогала бороться со злом. - это добрая Судьба. А Несреча - злая Судьба, она пряла слишком тонкую нить, и нить эта могла оборваться.

5. Роспись и украшение прялки

Исстари народ любил всё яркое, красочное, расписное. Расцвечивались яркими узорами посуда. Украшались росписью лошадиная сбруя и дуги, хомуты и топоры, сани и грабли. Радовали глаз расписные детские колыбельки, мебель, даже стены и потолки. Но особое место — прялки.

В основном в музеях сохранились прялки 17 века, хотя пряли и 10 тысяч лет до нашей эры.

Пожалуй, ни одно орудие крепостного труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцем), расписные (даже по торцам), гребневые, теремковые, светлые и тёмные, детские и взрослые прялки, - пряслины, - пряслины всех уголков России. Конечно. такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал монотонный труд. Все росписи по дереву пришли к нам с прялок.

Раскрашена розовым прялка,

Дощечка сухая темна.

Стучит деревянная прялка

Старуха сидит у окна.

Я. Смеляков

На прялках изображались птицы, животные, цветы, сцены из жизни — охота, катание с гор и др. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа: «Кого люблю того дарю», советы и поучения: «Пряди, прялку береги, да отца бога моли». Или вот такие: «Пряди моя пряха, пряди нелянися», или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали»

Веретено тоже украшалось. Пояски раскрашивались разными яркими красками: красной, жёлтой, зелёной.

Каждой области России своеобразна своя роспись прялки, характеризующая природу края, труда людей и их занятий. Над прялкой трудились сразу два мастера: один вырезал, другой украшал росписью. Ни одна из прялок не похожа на другую. Каждая наделена индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

6. Мезенская прялка

Своё название получила по названию местности Мезень, ныне Мезенский район Архангельской области. Мезенская прялка относится к типу цельной прялки — донца. Отличительной чертой мезенской прялки является не только форма, но и роспись, покрывающая как саму лопасть, так и ножку прялки. Мезенская роспись сложилась к началу 19 века в низовьях реки Мезени, в селе Палощелье. Исследователи народного искусства считают мезенские росписи прялок наиболее архаичными среди всех остальных. Действительно, в них будто оживает древняя техника росписи по дереву. Сажа и береговая красная глина - их краски, связующее - раствор смолы лиственницы в воде. Роспись наносилась прямо на дерево палочкой и тетеревиным пером. Сурик стали применять с конца XIX века. Росписи покрывали олифой (Приложение 4).

Орнамент включает в себя «бёрда», волнистые линии, завитки, ромбики, крестики, точки, чёрточки (Приложение 5). Кроме геометрического рисунка присутствуют и стилизованные схематичные изображения коней и оленей, бегущих в определённом направлении и создающие ощущение динамики. Общая композиция обладает ритмичностью. Имеются также изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Главный регистр отведён для жанровых сценок: охота, гуляния, плавание кораблей и всевозможные истории, в которых замешаны кони (конь, которого ведёт под уздцы леший или человечек, скачущий на коне и т. д.) Рисунки выполнены схематично — у животного длинное туловище и изящно изогнутые «паучьи» ноги. Олени бегут, высоко держа голову, так что рога лежат на спине. Длинная шерсть и ветвистые рога выполнены тонкой штриховкой. Рядом с изображением часто встречаются надписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки (Приложение 6).Мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Были праздничные прялки и прялки для будней. Их декорировали резьбой, резьбой с подкраской и росписью.

Спустя некоторое время мезенские прялки распространились по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Среди мастеров Архангельской области наиболее известна семья Амосовых.

7. Бабушкина прялка

Я хочу рассказать, как у меня возникла мысль изучить историю происхождения прялки. Начну с того, что родилась я и живу в Архангельске. Так получилось, что в этом году я живу и учусь в Каменке. А живём мы с мамой у бабушки, Семёновой Тамары Николаевны. Бабушка у нас без дела не сидит: закончилась работа на огороде, бабушка идёт в прялку, веретено и начинается настоящее волшебство лес. Выпал снег, а у бабушки домашние работы продолжаются. Она достаёт чапахи, куделю, веретено и начинается настоящее волшебство (чапахи — две плоские дощечки с нанизанными крючками для расчёсывания шерсти).(Приложение 7) Куделю она сначала вычёсывает чапахами, а иначе прясть будет плохо, неудобно, как косы заплести из нерасчёсанных волос. У бабушки это получается ловко. Посмотрела я и подумала: «Как легко!» «Дай я попробую!» - говорю бабушке. Она смеётся: «Ну, на попробуй!» Сначала, конечно, ничего не вышло, а потом дело пошло. Вычесанную куделю бабушка привязывает к прялке. Прялка у бабушки старинная, уже немного поломанная, на ней потёртая от времени мезенская роспись. Там, где привязывается кудель, сверху вырезаны и расписаны маковки — церквушки, потом идут полосы «бёрда” , где мазками обозначены цветы, квадраты, точки, треугольники, штриховки. Посередине бежит конь на тонких паучьих ногах с длинным хвостом, затем опять «бёрда», и заканчивается роспись лопатки снова бегущим конём поменьше. Сзади прялки нарисованы в два ряда олени и кони. Олени, как и кони, очень красивые, с ветвистыми, тонко нарисованными рогами. Ни одного пустого местечка. Сама лопатка по краям ещё и вырезана рельефом. Для росписи прялки использовали только три цвета. Сначала прялку заолифили, она стала жёлтой, а потом для рисовали только чёрной и красной красками. Сделана прялка из цельного дерева. Жаль, что надписей на ней не сохранилось.

Я спросила у бабушки: «Откуда у неё эта прялка?» Бабушка ответила, что прялка досталась ей от её мамы, Семёновой Елены Васильевны. А вот как она появилась у моей прабабушки уже неизвестно. И мы с мамой обязательно сохраним и прялку, и веретено, и чапахи, как семейную реликвию.

8. Пословицы, поговорки, стихи о прялке

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту и терпение.

Уж ты, прялица — кокорица моя,

Скоро вынесу на улицу тебя.

Буду прясти — попрядывати.

Малых деточек поглядывати. -

пели северянки во время работы.

Пряла лён, пряла лён,

Да льняное волокно.

Приходи ко мне, милёночек,

С тальянкой под окно.

(частушка Холмогорского района)

Пословицы

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Прялка не бог, а рубаху даёт.

На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу.

Какова нить, такова и жизнь.

От кикиморы не дождёшься прялки.

Прялка не волк — в лес не убежит.

Не напрядёшься зимою, нечего будет ткать летом.

Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

На старое глядят — новое творят.

Пряха

В низенькой светёлке

Огонёк горит,

Молодая пряха,

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца…

Ты о чём мечтаешь,

Девица – краса?

Заключение

Работая над темой, я ответила на вопросы, которые меня интересовали. В процессе работы я узнала очень много интересного о прялках. Это простой предмет народного быта, но как удивительно ярко, красиво украшалась прялка умельцами, как много значила для простых людей. Я понимаю, что прядение на прялке — это уже история. Но мне и самой захотелось научиться прясть. Я думаю, что моя бабушка мне поможет. Ведь каждое умение в жизни пригодится.

Список литературы

1.Мильчик М.И. По берегам Пинеги и Мезени. – М.: Искусство, 1971.

2. Народный костюм и современная молодёжная культура. – Сборник статей. – М., 1999.

3.Тимофеева Л.Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка. – Архангельск, 2004.

4.Мезенская роспись – Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций искусства русского севера» - Архангельск, 1992.

5. Интернет – ресурсы.

infourok.ru

Как нарисовать прялку?

1
  • Авто и мото
    • Автоспорт
    • Автострахование
    • Автомобили
    • Сервис, Обслуживание, Тюнинг
    • Сервис, уход и ремонт
    • Выбор автомобиля, мотоцикла
    • ГИБДД, Обучение, Права
    • Оформление авто-мото сделок
    • Прочие Авто-темы
  • ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
    • Искусство и развлечения
    • Концерты, Выставки, Спектакли
    • Кино, Театр
    • Живопись, Графика
    • Прочие искусства
    • Новости и общество
    • Светская жизнь и Шоубизнес
    • Политика
    • Общество
    • Общество, Политика, СМИ
    • Комнатные растения
    • Досуг, Развлечения
    • Игры без компьютера
    • Магия
    • Мистика, Эзотерика
    • Гадания
    • Сны
    • Гороскопы
    • Прочие предсказания
    • Прочие развлечения
    • Обработка видеозаписей
    • Обработка и печать фото
    • Прочее фото-видео
    • Фотография, Видеосъемка
    • Хобби
    • Юмор
  • Другое
    • Военная служба
    • Золотой фонд
    • Клубы, Дискотеки
    • Недвижимость, Ипотека
    • Прочее непознанное
    • Религия, Вера
    • Советы, Идеи
    • Идеи для подарков
    • товары и услуги
    • Прочие промтовары
    • Прочие услуги
    • Без рубрики
    • Бизнес
    • Финансы
  • здоровье и медицина
    • Здоровье
    • Беременность, Роды
    • Болезни, Лекарства
    • Врачи, Клиники, Страхование
    • Детское здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Красота и Здоровье
  • Eда и кулинария
    • Первые блюда
    • Вторые блюда
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
    • На скорую руку
    • Напитки
    • Покупка и выбор продуктов
    • Прочее кулинарное
    • Торжество, Праздник
  • Знакомства, любовь, отношения
    • Дружба
    • Знакомства
    • Любовь
    • Отношения
    • Прочие взаимоотношения
    • Прочие социальные темы
    • Расставания
    • Свадьба, Венчание, Брак
  • Компьютеры и интернет
    • Компьютеры
    • Веб-дизайн
    • Железо
    • Интернет
    • Реклама
    • Закуски и Салаты
    • Прочие проекты
    • Компьютеры, Связь
    • Билайн
    • Мобильная связь
    • Мобильные устройства
    • Покупки в Интернете
    • Программное обеспечение
    • Java
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
  • образование
    • Домашние задания
    • Школы
    • Архитектура, Скульптура
    • бизнес и финансы
    • Макроэкономика
    • Бухгалтерия, Аудит, Налоги
    • ВУЗы, Колледжи
    • Образование за рубежом
    • Гуманитарные науки
    • Естественные науки
    • Литература
    • Публикации и написание статей
    • Психология
    • Философия, непознанное
    • Философия
    • Лингвистика
    • Дополнительное образование
    • Самосовершенствование
    • Музыка
    • наука и техника
    • Технологии
    • Выбор, покупка аппаратуры
    • Техника
    • Прочее образование
    • Наука, Техника, Языки
    • Административное право
    • Уголовное право
    • Гражданское право
    • Финансовое право
    • Жилищное право
    • Конституционное право
    • Право социального обеспечения
    • Трудовое право
    • Прочие юридические вопросы
  • путешествия и туризм
    • Самостоятельный отдых
    • Путешествия
    • Вокруг света
    • ПМЖ, Недвижимость
    • Прочее о городах и странах
    • Дикая природа
    • Карты, Транспорт, GPS
    • Климат, Погода, Часовые пояса
    • Рестораны, Кафе, Бары
    • Отдых за рубежом
    • Охота и Рыбалка
    • Документы
    • Прочее туристическое
  • Работа и карьера
    • Обстановка на работе
    • Написание резюме
    • Кадровые агентства
    • Остальные сферы бизнеса
    • Отдел кадров, HR
    • Подработка, временная работа
    • Производственные предприятия
    • Профессиональный рост

woprosi.ru

Разработка урока и презентация "Прялка"

Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка»

Цель: Приобщение к народному творчеству посредством знакомства народных традиций, художественных росписей крестьянских предметов быта

Задачи:

  1. Обучающие: формирование знаний о назначении прялки и ее роли в крестьянском быту, особенностях ее декора и его взаимосвязи с формой предмета, учить обучающихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии.

  2. Развивающие: развивать образное мышление, чувство цвета, формы, навыки работы с ножницами, кистью и красками

  3. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков, любовь к русскому народному творчеству, трудолюбие, умение доводить дело до конца

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Прялка», записи русских народных песен «Дуня – тонкопряха» и «Пряха», наглядное пособие (прялка из школьного музея), веретено, пряжа, нитки, бумага, картон, кисти, краски, ножницы, баночки с водой

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент: проверка обучающихся к уроку.

  2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок

Слайд 1.

Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

Слайд 2.

Учитель. Зимний вечер… деревня… избы, утонувшие в сугробах снега. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окна. Мерцающий огонек лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею прялка с куделью, в руке веретено.

- Скажите, чем занимается крестьянка? (прядет)

Слайд 3.

Давайте прослушаем фрагмент русской народной песни «Пряха» в исполнении мужского хора Данилова монастыря.

(текст песни)

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

Молода, красива,

Карие глаза.

По плечам разлита

Русая краса.

Русая головка

Кудри без конца.

Ты о чем вздыхаешь,

Девица – краса?

- Что вы себе представляли, когда слушали эту песню? (ответы детей)

- Вспомните, в какой сказке А.С.Пушкина можно встретить стихи об этом же? (ответы детей).

Слайд 4.

- А что значит прясть? И почему прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни? (дети размышляют, высказывают свои предположения)

Учитель. Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Вы сейчас и представить себе не можете, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти.

Слайд 5.

Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замерзшие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно протягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой и рыхлой, неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха наматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 000 метров пряжи!

Слайд 6.

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала с 6-8 лет!

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно.

Нарядная прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил ее в подарок невесте, муж – на память жене, отец – дочери. И каждый стремился сделать подарок на радость и удивление. Прялка становилась гордостью владелицы. Прялку – подарок хранили всю жизнь, передавали из поколения в поколение. Сейчас многие их этих прялок хранятся в музеях нашей страны. И в нашем школьном музее тоже есть такой экспонат – прялка. Посмотрите, какая она красивая, как хорошо сохранилась. (показ прялки, веретен)

Ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, расписные, светлые и темные, детские и взрослые прялки всех уголков России!

Слайд 7.

В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность. На прядку наносились причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягоды, цветы. И среди этой красоты в круге – солнце, опоясанное лучиками – треугольниками. Царственная птица сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что эта птица обитает в райских садах и своим сладкоголосым голосом может усыпить любого, что она приносит счастье.

Слайд 8.

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывалась кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состоит из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной).

Слайд 9.

Слайд 10.

Основные элементы прялки:

Слайд 11.

Существует множество пословиц и поговорок о прядении:

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

  • Прялка не Бог, а рубаху дает

  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

  • Не ленись прясть, хорошо оденешься

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен.

  1. Подготовка к выполнению практического задания. Слайд 12.

Самая нарядная часть прялки – лопасть. Я вам предлагаю побыть в роли мастера, украсить прялочку узорами, знаками, символами не бездумно, а со смыслом. Может быть придумать какой-то сюжет, рассказ. А сейчас давайте посмотрим на примере, как мы будем работать дальше.

  1. Педагогический рисунок

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Слайд 18.

Слайд 19.

Слайд 20.

Слайд 21.

Слайд 22.

  1. Практическая работа

  • Изобразите один из основных типов русской прялки – прялки с лопастью.

  • Определите форму, пропорцию лопасти

  • Выберите композиционную роспись: растительность вертикально по середине лопасти или ярусную композицию, каждый ряд которой отделен горизонтально орнаментальной полосой

  • Самостоятельно придумать мотив росписи

В практической работе придерживаться будем плана работы:

  • Определим цветовой фон

  • Подберем гармоничные цвета для росписи

  • По цветовому фону рисуем крупные и мелкие цветные элементы узора, согласно подобранному сочетанию цветов

  • Завершаем рисунок росписи с помощью белильных «оживок» и черных или цветных «приписок»

  1. Самостоятельная работа учащихся. Во время работы звучит русская народная песня «Дуня – тонкопряха».

  1. Итоги урока. Выставка работ. Выставление оценок.

Отвечаем на вопросы:

- Прялка – предмет или произведение искусства? (ответы детей)

- Украшая прялку, что вы хотели выразить? (ответы детей)

- Из каких частей состоит прялка? (ответы детей)

- Почему говорят, что прялка сопровождает крестьянку всю жизнь? (ответы детей)

  1. Домашнее задание: стр. 36-43 учебника, закончить рисунок тем, кто не успел на уроке. Поисковая работа: принести изображения предметов народного быта (из книг, семейных альбомов, журналов, открытки и т.д.)

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки, Ленинград, "Аврора", 1970

  2. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова. Материалы курса «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

  3. http://www.detiperuna.ru/?p=4279

  4. http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Prjalka/Prjalka2.htm

  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&noreask=1&pos=56&rpt=simage&lr=63&img_url=http%3A%2F%2Fwww.ollelukoe.ru%2Fimages%2Fstories%2Frussian%2Fsbor3chb%2Frus066.jpg

  6. http://dptf.drezna.ru/theory/articles/05_00/

  7. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/konstruktsiya-i-dekor-predmetov-narodnogo-byta-i-truda-%C2%ABruss

Лучшие работы обучающихся 5 класса МКОУ СОШ с.Преображенка

multiurok.ru

Севернорусская прялка как космологический символ Древа Жизни.

Одним из  сакральных  предметов  в  Ведической  Руси  была  севернорусская  прялка,  украшенная  трехгранно-выемчатым  орнаментом.   Как  неоднократно  отмечала  российский  этнолог,  кандидат  исторических  наук  С.Жарникова,  она  на эзотерическом уровне символизирует  собой  мужское  начало,  участвующее  в  процессе  прядения  нити  -  аналога  жизни,  судьбы,  мысли,  потомства.

Также,  севернорусские  прялки  считались  воплощением Древа Жизни,  несущего в своих  ветвях  Вечное  Время,  разделющееся  на  прошлое,  настоящее и будущее.   В  дренерусской  традиции  прялки  также  использовались в качестве  надмогильных  памятников,  соединяющих мир живых и  мир  мертвых,  предков и потомков.

И вовсе  не  случайно,  в  своей  замечательной  книге  "Золотая Нить"  С.Жарникова  писала  о севернорусской  прялке  следующее: "Поскольку прядение нити являлось священным актом, приравненным к творению жизни, акту воспроизводства потомства, в таком процессе, естественно, должно было предполагаться участие двух начал - женского и мужского. Воплощением женского начала в прядении являлась, судя по-всему, сама женщина-пряха. А в роли обезличенного мужского начала, вероятно еще со времен матриархата, выступала прялка, как своеобразная концентрация мужской силы некого первопредка-тотема, олицетворяющего в себе всех мужчин данного рода, племени, народа...

И как на прялке, так и в гимне Огню, разделенных тысячелетиями, обязательным компонентом священного акта порождения жизни является пряжа (т. е. производное прялки) - основа всего мироздания, «пуповина движения и покоя». Связанная с символикой мужского производящего начала, с космогоническими и календарно-циклическими представлениями, идеей первотворения и культом божеств - Творцов мира, русская прялка теснейшим образом соединена с культом плодородия и с заупокойным культом предков...

Будучи воплощением  Верховного  Изначального Божества,  прялка была  символом  плодородия  и  способствовала  увеличению  плодородия  всего живого на  Земле.   Именно  в  ней как  нельзя  лучше,  воплотилась  идея  вечной  гармонии  бытия,  с  его  бесконечным  перетеканием  жизни в смерть,  а  смерти - в жизнь.   Образный  язык  русской  народной  прялки,  ее  трехгранно-выемчатого  узора,  еще  ждет  своего  прочтения."

Таким образом,  не только  сама форма прялки,  но и нанесенный  на  нее  древнерусский узор имел  свой  сакральный  эзотерический  смысл, имеющий  свои корни  в  культуре,  пришедшей из   легендарной арктической прародины  всех  людей  белой  расы  -  Арктиды-Гипербореи.  И  именно  в  этой северной  традиции впервые появились  такие  эзотерические понятия  как Ось Мира  и  Древо Жизни  как символы многомерной Вселенной  в  древней космологии.

michael101063 ©

michael101063.livejournal.com

"Мы рисуем русскую прялку — выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки"

Разделы: МХК и ИЗО

Тема. Мы рисуем русскую прялку – выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки.

Цели: Расширить знания о произведениях народного декоративно-прикладного искусства, о его красоте: русские резные и расписные народные прялки – индивидуальный образец неразрывного соединения художественного творчества с трудом.

Задачи:

  • воспитание интереса и любви к искусству, бережное отношение к традициям своего народа;
  • развитие воображения художественного и творческого мышления;
  • формирование умения составлять декоративно – сюжетные композиции в связи с оформлением предметов быта.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: эпиграф на доске, таблицы, донце, гребень, кудель, кроссворд, фонограмма, бумага, акварель, гуашь.

 

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера.

Б.М. Неменский,академик, народный художник.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Мотивация. Целепологание.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-деятельный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Релаксация

 

 

 

 

3. Контрольно-оценочный.

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия.

 

 

 

 

 

5. Домашнее задание.

Учитель читает эпиграф на доске. Обращает внимание учащихся на оформление кабинета (таблицы с расписными и резными прялками).

Предлагает серию вопросов: Какова же цель нашего урока? О чём мы сегодня узнаем? Что будем учиться делать? Что нам для этого потребуется?

 

 

 

 

Беседа о красоте русской прялки.

Справочный материал. Приложение №1. Типы прялок, бытовые мотивы декоративной росписи. Художественная ценность прялок.

Изготовление прялок: - выбор и создание форм её украшения, - роспись, - технология прядения.

Цветовая гамма изделия.

Предлагает вопросы: - Какие цвета выбрал художник для украшения изделия?

(Красный, жёлтый, немного чёрного).

- Почему он выбрал именно эти цвета? (Это цвета тёплой гаммы, они яркие. Цвета связаны с теми явлениями природы, которые дают тепло, например - солнце, огонь. Эти цвета заставляют радоваться того, кто смотрит на прялку).

Обращение к традициям и обрядам.

- Давайте посмотрим, что же на ней изобразил художник?

(Птица, растения, конь).

 

 

 

Знакомит с условиями изображения, выбором цветового фона.

Приложение № 2.

Объясняет учебное задание. Изображает на доске.

Включает музыкальные фрагменты народных песен.

 

 

 

Проведение динамической паузы.

 

 

 

 

- Защита проектов. - Кроссворд. Приложение № 3.

- Игра-экскурсия “В гостях у народных мастеров”.Приложение № 4.

 

 

 

Ваше мнение?

! Было интересно.

? Вызвал(о) много вопросов.

***Я не принимал активное участие.

---Было не интересно.

Слушают. Смотрят.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Слушают. Смотрят, отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, называют изображённые персонажи,объяснение каждому символу на основе языческих представлений.

 

 

 

 

 

Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

Защищают.

Разгадывают кроссворд.

Играют, закрепляют знания о народных промыслах, совершенствуют зритель ную память.

 

 

Изображают.

 

 

 

 

 

Сделать подборку материала.

Список литературы:

1. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5–9 класс. (Составитель В.С.Кузин, И.В.Корнута). – М.: Дрофа, 2001 .

2. Т.И.Шпикалова. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1985 .

3. Пряник, прялка и птица Сирин.– М.: Просвещение, 1983 .

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai