Древняя персия архитектура. Архитектура и Проектирование | Справочник
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура и Проектирование | Справочник. Древняя персия архитектура


Архитектура Древней Персии — реферат

Министерство образования и  науки Украины

Харьковский национальный университет  строительства и архитектуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине Конструкции  старых зданий

На тему:

 

«Архитектура Древней Персии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вып. ст.  гр. А–52

                                                                                                Чернуха Павел

пров. Избаш М.Ю.

 

 

 

 

Харьков  2012

План

1. Архитектура Персии ахеменидского периода

2. Крупнейшие города ахеменидского Ирана

3. Дворцовый комплекс в Пасаргадах

4. Дворцовый комплекс Персеполя

5. Дворцовый комплекс в Сузах

6. Храмы ахеменидского Ирана

7. Гробницы персидских царей

8. Персидская архитектура сасанидского периода

9. Города сасанидского Ирана

10. Персидское строительное искуство в период династии Сасанидов

11. Персидские дворцы периода династии Сасанидов. Дворец в Фирузабаде

12. Дворец в Бишапуре

13. Дворец в Сарвистане

14. Дворец в Ктесифоне, или Таки-Кисра

15. Дворцовый комплекс Касри-Ширин

16. Дворец Хош-Кури

17. Зороастрийские храмы и алтари на территории Ирана

18.Христианские церкви в сасанидском Иране

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура Древнего мира

Архитектура Древней Персии

История культуры в этой области начинается уже в V тысячелетии  до н.э. и, очевидно, находится во взаимосвязи  с развитием культуры Месопотамии. Как и в Малой Азии, на Иранском плоскогорье было много камня и дерева, что и определило характер местной архитектуры, которая, несмотря на египетское, ассирийское и греческое влияния, сохраняла своеобразные черты. Период наивысшего расцвета персидского искусства, самого молодого на древнем Востоке, приходится на времена династии Ахеменидов и длится относительно недолго (200 лет), начиная с середины VI в. до н. э., когда создается могущественное персидское государство

Периоды персидской истории:

1 – Эпоха династии Ахеменидов (559-330 гг. до н.э.).

2 – Парфянский период. Войска Александра Македонского завоевала Персеполь в 330 г. до н.э. Вскоре все ахеменидское государство вошло в состав греко-македонской империи. После смерти Александра в 312 г. до н.э. Иран, Сирия и Месопотамия объеденилась в государство, над которой воцарились правители греческой династии Селвекидов. Столицей страны были последовательно Вавилон, Селвекия и Антиохия. В 250 г. до н. э. возникло Парфянское царство, созданное объединением кочевых восточно-иранских племен под властью династии Аршакидов. При Митридате I (174-138 гг. до н.э.) Парфия стала одним из крупнейших государств Передней Азии. В парфянский период на территории Персии в архитектуре преобладали греко-римские традиции.

3 - Эпоха династии Сасанидов (226-636 гг. до н.э.). (5, стр. 295; 6, том 1, стр. 196-345; 12, стр. 17-19)

 

 

 

 

 

 

Архитектура Персии ахеменидского периода

После победы над мидянами в 550 гг. до н.э., персидский царь Кир  Великий (годы правл. 558-530 гг. до н.э.) завоевал Лидию, весь Иран, Двуречье, Сирию, Малую  Азию, Палестину, Финикию, Зкавказье. В 538 г. до н.э. Кир разбил войска вавилонского царя Набонида, а в 539 г. до н.э. Кир  был коронован как вавилонский  царь. Так образовалась одна из самых  значительных древних держав - Ахеменидская империя.

Сын Кира, царь Камбиз, завоевал Египет. Сменивший его на престоле царь Дарий I вновь подчинил восставшие владения – Вавилон, Малую Азию и  Египет, затем завоевал Аравию, Средний  Восток, Северную Индию, остова Эгейского  моря, Македонию и Фракию. Царь Дарий  утвердил 20 сатрапий, во главе которых  стояли сатрапы.

В 330 г. до н.э. ахеменидское государство  было завоевано армией Александра Македонского.

Архитектура Ирана эпохи  Ахеменидов унаследовала многие строительные традиции Мидии и других соседних областей. В качестве основного строительного  материала для стен использовался  сырцовый кирпич, для плоских перекрытий и колонн - дерево. Широко использовался  камень для фундаментов, колонн, лестниц  и др. конструкций. Каменные блоки  скрепляли железными крючьями и  кольями.

Все искусство ахеменидской Персии, в том числе и архитектура, было преимущественно подчинено  одной идее – возвеличиванию царя царей. Наиболее выдающимися памятники  архитектуры, относящиеся к этой культуре - великолепные дворцовые  ансамбли.

В архитектуре ахеменидского  Ирана различают три основных этапа:

1 – период строительства Пасаргад. В этот период в персидское государство входила только Мидия. Преобладали местные иранские строительные традиции, берущие начало от жилой архитектуры. Сооружения относительно небольшие по величине, свободно расположенные в пределах парка. Помещения прямоугольные в плане. Главный фасад оформлен в виде портика, по бокам ограниченного угловыми квадратными выступами стен. Колоннам характерны простые формы ордера, их стволы гладкие, во многом сохраняющие пропорции деревянных колонн. Архитектуре Пасаргад присущ базиликальный разрез, контрастное черно-белое оформление интерьеров каменных деталей и облицовок.

2 - период строительства Персеполя. На этом этапе архитектура ахеменидского Ирана достигла наивысшего расцвета в строительной технике и художественной выразительности. Дворцовые постройки приобретают торжественность, монументальность, грандиозность; они провозглашают верховную власть царя, создавшего и повелевающего огромной империей.

Дворцовый ансамбль возведен на высокой террасе, дворцы подняты  на дополнительные платформы. Ему присуща  регулярная планировка, оформлены торжественные  подходы и лестницы к парадным залам и дворцам. Вокруг построек огромное свободное пространство, позволяющее  охватить взглядом грандиозный комплекс. Сформировался новый тип парадного  зала, огромного по площади и высоте, квадратного в плане, с многочисленными  стройными высокими колоннами, установленными рядами. Фасады зала оформлялись портиками  с колоннами, обычно установленными в 2 ряда. Наружные и внутренние стены  оформлялись барельефами, сюжеты которых  прославляли царя.

3 - период строительства Суз. На этом этапе к достижениям предыдущих периодов добавляется влияние культур завоеванных стран. Вавилонские строительные традиции оказали сильное влияние при сооружении дворца в Сузах. Успешно применялись вавилонские принципы композиции, планировки, сводчатые перекрытия прямоугольных узких залов, бетонированные полы. К анфиладно расположенным большим внутренним дворам примыкают группы небольших внутренних помещений. Ападана в Сузах еще больших размеров, чем в более ранних дворцовых ансамблях. Для облицовки используются изразцы, ранее широко распространенные в вавилонских постройках, но еще более усовершенствованные и разнообразные. В отделке используются различные текстуры и цвета.

Крупнейшие города ахеменидского Ирана

Ранняя столица Песидского царства – Пасаргады – была построена Киром Великим в 550 г. до н.э. по подобию мидийской столицы Экбатан. Город раскинулся на холмистом плато, окруженном горами. Вокруг города не было крепостной стены. Возведенная на уступчатой каменной платформе хорошо укрепленная цитадель защищала главную городскую площадь с дворцовыми сооружениями и жилыми домами горожан в долине .

Царь Дарий I основал новую  религиозную столицу, Персеполь, строившуюся в 518-460 гг. до н.э. Дворцовый ансамбль представлял собой хорошо укрепленную крепость. Дома горожан были построены за пределами крепости, в долине.

Оборонная стена Персеполя  состояла из нескольких линий. Первая линия оборонных сооружений проходила  по гребням гор с востока и  юго-востока дворцовой террасы. Через  равные промежутки стены были укреплены  башнями. Такая же вторая оборонная  линия располагалась вдоль восточного края террасы. Третью линию обороны  составляла стена, отгораживающая террасу  с запада, севера и юга. За облицованной щебневой насыпью тянулся глубокий ров, за которым возносилась крепостная стена из обожженного кирпича. Укрепления достигали на восточной стороне 11,5 м, на западной – 15 м. Основание для  стен выкладывалось из массивных  каменных блоков, оболочки стен и башен  были выложены из сырцового кирпича, внутри заполнены булыжником. Помещения для гарнизона внутри крепости примыкали к крепостным стенам изнутри крепости .

Слева: план укреплений Персеполя (518-460 гг. до н.э.).  Справа: укрепленные стены Суз (550-349 гг. до н.э.).

Столица позднего периода  царства – Сузы – была, как и Персеполь, укрепленной крепостью с дворцами, в ней находилась и укрепленная цитадель. Укрепления Суз напоминали хеттские и ассирийские крепости. Три линии обороны города была расположены в виде ступеней на террасе, перед которой был вырыт широкий ров. Сразу за рвом шла подпорная стена террасы (высотой 13 м), на ней, на некотором расстоянии от рва располагалась стена (высотой 9 м) с зубцами по верхнему краю и рядом бойниц. За стеной находился земляной вал, обложенный снаружи. В промежутке между стеной и валом был сухой ров для предупреждения подкопов. Все три линии обороны города были укреплены мощными башнями, прямоугольными в плане, выступающими из плоскости стен.

Жилые дома в городах ахеменидского  Ирана, как и мидийские, были двух типов – с крытой террасой перед  внутренней комнатой, и башнеобразные, вероятнее всего, загородные.

Дворцовый комплекс в Пасаргадах

В период Ахеменидского царства  в древнем Иране были созданы  великолепные дворцы, особенно прекрасны  многоколонные парадные залы и жилые  зимние дворцы.

В Пасаргадах дворцовая площадь была обнесена каменной стеной толщиной до 4 м. За ограждением раскинулся искусственно орошаемый великолепный парк, в котором и был возведен дворцовый ансамбль, состоявший из парадного и жилого дворцов царя Кира, а также небольших павильонов. Вход на дворцовую территорию находился в юго-восточном углу парка, снаружи к стене примыкали, вероятно, пропилеи. В этом месте были обнаружены остатки прямоугольного зала (34 х 22 м) с широкими проходами и небольшими помещениями. Перекрытие зала поддерживали 8 колонн, стоявшие в 2 ряда, от них сохранились лишь кубы баз из черного известняка, установленные на белых плитах.

Парадный дворец Кира - располагался к северо-западу от пропилеев. К большому центральному залу дворца (32 х 24,5 м) примыкают портики с двумя рядами колонн. Северный, главный портик, протянулся на всю длину фасада дворца, и замыкался антами. Остальные три портика были одинаковой длины со стенами главного зала, на углах здания располагались две квадратные комнаты. Плоское перекрытие главного зала поддерживалось 8 мощными каменными колоннами (высотой 13 м, по 4 в ряд). Ствол колонны из белого известняка, базы и капители из протом двух животных - из черного камня. Возможно, зал освещался через верхние окна, т.к. портики дворца и угловые комнаты были в два раза ниже (6 м) зала.

Дворец был возведен на фундаменте и цоколе из каменных плит, стены выложены из сырцового кирпича. Царский парадный дворец отличался  контрастным декором – базы и  капители колонн, обрамления дверей и  ниш были из черного камня, а стволы колонн и облицовка стен – из белого.

На косяках дверей, ведущих  в главный зал, были высечены рельефы  с одинаковым сюжетом – три  жреца ведут жертвенного быка.

   

Дворец Кира в  Пасаргадах. Реконструкция общего вида и план дворцов Кира в Пасаргадах.

К северу от парадного, располагался жилой царский дворец, во многом схожий с парадным, представляющий собой прямоугольное в плане здание (76 х 42 м). В его центре находился главный зал (24 х 22 м), плоское перекрытие поддерживали 30 колонн (по 5 в одном ряду). К боковым стенам зала находились небольшие жилые комнаты. Парадный колонный портик, с 20 деревянными колоннами в 2 ряда и антами по бокам, протянулся на всю длину юго-восточного фасада. С противоположной стороны здания также размещался колонный портик, с двух сторон его располагались угловые комнаты. Вход в главный зал с фасадного портика вел через дверь, напротив ее располагалась дверь, выходящая на задний портик.

Как и парадный дворец, жилой  декорирован черным и белым камнем. Стены дворца были отштукатурены  и покрыты яркой росписью.

Дворцовый комплекс Персеполя

Дворцовый комплекс Персеполя (520-460 гг. до н.э.) располагался на высокой  террасе (450 х 300 м), вырубленной в  скале, в форме неправильного  прямоугольника, и был огорожен мощной крепостной стеной. Платформа отчасти  состояла из естественной скалы, частью достроена со стороны долины. Кладка из блоков серого известняка, обычного строительного материала для  зданий Персеполя, соединена железными  скобами, без раствора, и достигает  в высоту 8-18 м. Первоначально терраса  была облицована стеной из необожженного  кирпича, парапет был покрыт рельефами.

Основал новую столицу  Ахеменидского государства царь Дарий, его преемники продолжали строительство. Персеполь – это  греческое название города, первоначально  он назывался Парса .

Царь Ксеркс построил лестницу, пропилеи перед ней и  дворец-ападану. Артаксеркс I построил небольшой дворец, Дарий II – небольшие  пропилеи. Артаксеркс II Мнемон (405-395 гг. д н.э.) возвел грандиозный Стоколонный  зал.

Парадная двухмаршевая лестница, два крыла которой, расходясь  вверху, вновь сходились на верхней  площадке, находится на южной стороне  террасы.

 

Слева: дворцовый комплекс в Персеполе (520-460 гг. до н.э.). План:  1 - парадная лестница; 2 - пропилеи Ксеркса; 3 - ападана Дария-Ксеркса; 4 - Стоколонный зал; 5 - трипилон; 6 - дворец Дария; 7 - дворец Ксеркса; 8 - гарем; 9 - помещения охраны.

Справа: колонны ападаны Дария.

referat911.ru

Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии | Архитектура и Проектирование

По сути говоря, персидская архитектура заимствует свои конструктивные методы из Египта и Ассирии. То же примерно можно сказать и о декоративных мотивах, усвоенных либо прямо из Египта, либо через посредство Ассирии. Сравнение массивных египетских конструкций со стройными персидскими колоннадами наглядно показывает то различие, которое создается при одних и тех же данных в зависимости от идеи, положенной в основу замысла. Сперва мы опишем убранство зданий в ахеменидский период, чтобы затем указать на те изменения, которые произошли в парфянскую и сасанидскую эпохи.

 

УБРАНСТВО ЗДАНИЙ В АХЕМЕНИДСКИЙ ПЕРИОД

Колонна и антаблемент. — Персидская колонна в смысле своего построения представляет собой такое же нагромождение мотивов, какое мы видели в египетской, в эпоху династий, современных персепольскому искусству. Может быть, они являются просто подражанием тем египетским деревянным или металлическим мелким изделиям, которые широко распространялись финикийскими купцами.

Колонна, стройная, как древесный ствол, имеет в вышину не менее десяти диаметров. Каннелированный ствол ее (рисунок 87) опирается на базу, либо украшенную валом, либо колоколообразную, и увенчан капителью, наиболее сложный тип которой показан на рисунке 87, А.

Расположенные один над другим элементы капители следующие:

  • кампанула, аналогичная встречающимся в портиках Тут-Мора в Карнаке;
  • венчик — такой же, как у египетских капителей — в виде распустившегося лотоса;
  • волюта с двойными завитками;
  • наконец, фигуры лежащих быков.
Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии. Колонна и антаблемент
Рис. 87
Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии. Дверные и оконные пролеты
Рис. 88

Кампанула покрыта гофрировкой, как бы повторяющей профиль ее поперечного сечения. Не только ствол, но даже и волюта каннелированы, что придает известную резкость профилю, уничтожая мягкость и неясность контуров.

Иногда колонна (В) увенчана просто фигурами быков, как на­пример в царских могилах, во дворце Ксеркса, в боковых портиках дворцов в Сузах. (Об ахеменидской колонне см. Sarre u. Herzfeld. Iranische Felsre liefs, §. 119)

Но во всяком случае капитель сохраняет характерное раздвоение, через которое виден торцовый конец балок, связывающих колонны. В антаблементе (рисунок 86) каждый ряд брусьев обозначен легким выступом, а торцы брусьев наката — рядом сухарей (модильонов). Наконец, по обрезу террасы (тот же рисунок) идет фриз, или из изразцов, или украшенный рядами кирпичей, положенными по египетскому образцу — то постелью, то на ребро.

Стены. — Глиняные стены не допускали иного убранства, кроме стенописи или невысокой профилировки, как это имело место в египетских и ассирийских зданиях,— это обычная декорировка стен в Персии. В Ктесифоне полуколонны, которыми отделаны стены, являются одновременно закрепляющими ее контрфорсами. В Фирузабаде эти контрфорсы, всегда имеющие колонны, связаны друг с другом аркатурами.

Для увенчания здания выступающие карнизы представляли слишком большое затруднение: их трудно было сложить из кирпича. Поэтому стены, наподобие ассирийских, увенчивались зубцами.

Дверные и оконные пролеты. — Предположим, что дело идет о пролете, перекрытом аркой, в стене, сложенной из камня неправильной формы (бута).

Мы уже указывали, что специально для кружал в пятах свода делали выступы; затем штукатуркой, покрывавшей откос свода, скрывали выступ. В Ктесифоне подобная штукатурка наложена по способу, указанному в чертеже С (рисунок 88). Она образует слив (скат) поверх уступа и придает профилю арки форму подковы. Таково происхождение свода повышенного типа, который будет в таком ходу в мусульманском зодчестве.

В Фирузабаде (F) штукатурка откоса заменена гласисом N, но, вместо того чтобы профилироваться выступом, как импосты в нашей архитектуре, он имеет вид впадины, а поскольку в кон­струкции существует впадина R, это ее лишь подчеркивает.

Во дворцах Персеполя (М) пролеты имеют прямоугольную форму, а наличник увенчан карнизом египетского типа. В Фирузабаде (F) такой же наличник выполнен из гипса.

Рельефы, стенопись, изразцы. — У персов, как и в Ассирии, распушка (моденатура) почти не существовала. Мы ее наблюдаем в Персии лишь в одном памятнике, возникшем под влиянием греческих образцов, в могиле Кира.

Примечание: Едва ли будет правильно рассматривать могилу Кира как памятник, возникший под влиянием Греции. Если о чем-нибудь и можно говорить, то только о ее связях с архитектурой Малой Азии. См. Sarre Herzfeld. Iranische Felsreliefs, § 166.

Зато в персидском искусстве широко распространено убранство скульптурой: так же, как и в Ассирии, здания украшаются рельефами с изображениями людей и животных. В амбразурах дверей помещаются рельефы с изображениями людей, которые как бы направляются навстречу посетителю; вдоль лестничных парапетов изображены фигуры, поднимающиеся по ступеням. Откосы террас несут фризы с изображениями шествующих воинов, или ступающих львов, или фантастических животных. Мы уже описали лежащих с подогнутыми ногами быков, которые увенчивают колонны. В Персеполе в пропилеях Ксеркса входы, как в Ассирии, несут пластические изображения крылатых быков с человеческими головами.

Большинство рельефов выполнены из терракоты и отлиты в формах,— прием, позволявший делать многочисленные повторения и заставлявший искать эффектов именно в повторении одного и того же изображения. Этим следует объяснить однообразие фризов с изображениями львов и воинов.

Примечание: Рельефы Персеполя сделаны из битюминозного известняка, а не из терракоты. Битюминозный известняк — любимый материал ахеменидов.

С точки зрения пластической, персидская скульптура отличается удивительным изяществом, безукоризненной выразительностью. Мускулатура передается в манере ассирийских рельефов, но менее утрированно. Помимо того, персы обладали уменьем, упрощая, обобщать формы, что заставляет изображения живой природы удивительно гармонировать с архитектурными линиями. Изображения выделялись на раскрашенном фоне и сами были расцвечены.

Примечание: До сих пор неизвестно, были ли ахеменидские рельефы полихромными. Все данные — за то, что нет.

В тех случаях, когда кирпичи, из которых складывались рельефы, должны были быть раскрашены, уже будучи поставленными на место, отливая их, делали ребра выступающими, что позволяло отеской достигнуть точности при соединении. Чаще пользовались кирпичами, покрытыми глазурью до укладки на место.

Мы видели, что в Египте изразцы были не в большом ходу. В Ассирии и Вавилоне их применение было значительно шире. Пожалуй, ни в какой другой архитектуре изразец не играет такой большой роли, как в персидской. Кирпичи, открытые Дьелафуа в Сузах, складывались в рельефные фризы с умело моделированными изображениями, богато и гармонично раскрашенными. Они напоминают собой как бы перегородчатую эмаль, где отдельные цвета разделены легко выступающими ребрами. Укажем также на орнаментальные украшения, не рельефные, покрытые глазурью. На рисунке 89 показано такого рода украшение, находившееся на лестнице в Сузах. Стоит только сравнить этот мотив с изображенным на рисунке 35, чтобы установить его египетское происхождение.

Для отделки применялась не только глазурь, но и металл: рога у быков сузанских капителей были бронзовые, а наложенная местами позолота оживляла темный тон мрамора. Факт нанесения позолоты был установлен по остаткам той подготовки, которая служила для укрепления золота на камне.

Убранство ахеменидских дворцов дополнялось, как и в современных персидских, тканями, которыми затягивали стены, и коврами, которыми были застланы полы. Краски, сверкающие под солнцем Востока, необходимы азиатским народам, но ни одна восточная нация не смогла, как персы, постичь их секрет и создать такие гармонические сочетания.

Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии. Рельефы, стенопись, изразцы. Украшение на лестнице в Сузах
Рис. 89
Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии. Декоративные формы в парфянский и сасанидский периоды
Рис. 90

 

АРХИТЕКТУРА В ПАРФЯНСКИЙ И САСАНИДСКИЙ ПЕРИОДЫ

С падением династии Ахеменидов (330) развитие искусства Персии приостанавливается, и начинается период почти полной бездеятельности; от времени парфянской династии до нас дошли памятники, которые представляют собой лишь подражания. Так, например, Дорийский храм в Кингаваре является точным повторением греческого храма. Лишь первые века н. э. дают оригинальные памятники местного происхождения.

Примечание: Рассматривать парфянское искусство как подражание греческим образцам — глубоко неправильно. Действительно подражая эллинистическому искусству, парфянское создало глубоко самобытные формы. Парфянское искусство явилось посредником между искусством греко-римским и искусством Среднего Востока. Многие эллинистические элементы в искусстве Северной Индии в первые века обязаны своим происхождением Парфии.

Установив традицию законной династической преемственности, сасаниды стремятся возродить если не великую архитектуру Персеполя и Суз, то во всяком случае ту более скромную и более отвечающую местным традициям, созданием которой являются своды Сарвистана и Фирузабада. Возрождаются старые приемы конструкции сводов, которые затем, в эпоху средневековья, будут применяться в двух соперничающих друг с другом архитектурах — христианской Византии и мусульманской.

При сасанидах широкое распространение получает аркада на колоннах — неотъемлемая часть всякой средневековой архитектуры. В фирузабадском дворце мы имеем глухую аркатуру. О стиле декоративных форм сасанидского периода можно судить по образцам, показанным на рисунке 90.

Капитель А, происходящая из Исфагани, утратила строгую элегантность капителей Персеполя. Она имеет вид приближающейся к кубу корзины,— форма, которую мы находим и в византийском искусстве.

Лиственный орнамент делается тяжелым, контуры округляются; исполнение деталей угловато и вяло. Сасанидской школе несвойственна та сдержанность, которая заставляет оставлять для отдыха глаз свободные поля вокруг изображения; рельефный рисунок сплошь покрывает капители.

Примечание: Сравнение сасанидских декоративных форм с ахеменидскими не представляется удачным. Сасанидское искусство создало орнаментальные мотивы большой выразительности и нашло им умелое применение в архитектуре.

Те же изменения происходят и с декоративной пластикой. Легкие и изящные формы рельефов Персеполя и Суз сменяются тяжелыми и массивными, насыщенными импозантным величием. Чувствуется дыхание мощи в тех исторических сценах, которые сасанидские монархи велели изобразить на скалах Накши Рустема, около гробниц ахеменидских царей, в которых они почитали своих предков. Но вернемся к декоративной пластике. Для нее характерен не только насыщенный, но и причудливый рисунок. Формы животных ахеменидского периода, строгие даже в своей фантастичности, уступают место беспокойным и причудливым образам. Мотив В (рисунок 90), взятый с памятника торревтики, позволяет судить о новом характере декоративных форм.

 

ПРОПОРЦИИ

Обратимся опять к ахеменидскому периоду и поставим в отношении персидского искусства вопрос о пропорциях в архитектурных памятниках, как мы это уже делали в отношении архитектуры Египта и Ассирии.

Ответ будет тот же: устанавливаются модульные взаимоотношения между размерами, и среди возможных отношений ярко выраженное предпочтение отдается тем, которые выражаются  ; простыми графическими построениями.

Одним из памятников, размеры которого нам лучше всего известны, является могила Дария I. Кост обследовал ее с удивительной тщательностью, а Бабен в свою очередь смог проверить ее обмеры. Все они кратны определенному модулю. Модуль равен пер­сидскому локтю и представляет собой не что иное, как диаметр колонны, измеренной на половине ее высоты. Цифры, указанные на рисунке 91, дают главнейшие размеры в модулях или локтях. Вытекающие из них пропорции аналогичны тем, которые получились бы в треугольнике, помещенном в положении, указанном на рисунке 91, имеющем высоту, равную 7/8 основания,— другими словами, с большим приближением,— в равностороннем треугольнике.

Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии. Размеры в модулях или локтях. Пропорции гробницы Дария  
Рис. 91  
Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии. Пропорции главного зала Фирузабадского дворца  
Рис. 92  

Другой пример относится к сводчатой конструкции. Рисунок 92, А, выполненный по данным Дьелафуа, показывает пропорции главного зала Фирузабадского дворца. Исходным пунктом здесь является радиус свода. Профиль свода определяется из радиуса при помощи построения египетского треугольника.  Остальные размеры устанавливаются простыми построениями, достаточно ясными из самого чертежа. Полученные таким образом пропорции подчиняются и закону модульных отношений.

В Сарвистане (рисунок 92, В) все размеры вытекают из размера пролета двери; впрочем, и здесь построение мало чем отличается от предшествующего.

Мы уже указывали, что главные размеры здания выражаются в целых числах. В Персии одинаково были в ходу локоть, равный 55 см, и пядь, равная 33 см. Пять пядей равны трем локтям. Архитекторы стараются все основные цифры выразить и в локтях и в пядях, т. е. другими словами все главные размеры должны быть кратными трем локтям и пяти пядям. Кирпич, сторона которого имела длину в 1 пядь, позволял возводить стены, не прибегая к усечениям.

В конструкциях из тесаного камня, где не приходится считаться с делением на пяди, единицей меры, предпочтенной персами, является локоть, равный 55 см, с делением на 24 части. Это и есть локоть, взятый за основу при построении пропорций гробницы Дария, указанных на рисунке 91.

Отметим, что, согласно указаниям Бабена, в архаических па­мятниках наблюдается применение египетского локтя, равного 0,52 м, с делением на 7 частей; размеры временной гробницы царей в Персеполе определяются именно этой единицей меры.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru

Искусство и социальная среда Древней Персии | Архитектура и Проектирование

 

ИСКУССТВО И ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО. ЭПОХИ И ВЛИЯНИЯ

Характер архитектуры находится в теснейшей зависимости от условий, в которые поставлены рабочие, от их социального положения и от способа их вознаграждения. Высокое проявление мастерства предполагает известное личное достоинство, не­свойственное рабу и чернорабочему. Разумное и систематическое применение методов, просто и точно выполненная работа свидетельствуют о вознаграждаемости, заинтересовывающей рабочего в его труде.

Мы видели в Египте в небрежности исполнения работы указания на режим, обезличивающий рабочего, на принудительный или поденный труд. В Персии рабочий оплачивается не соразмерно с затраченным временем, но в соответствии с количеством выполненной работы.

Каменотесы Пасаргад были наемными ремесленниками. В этом мы убеждаемся из следующего: каждый камень носит на себе в качестве клейма отметку того, кто его обработал. Без сомнения, применялись также и принудительный и рабский труд. Следы его чувствуются в тех грубых глиняных конструкциях, где ручная работа затрачена с избытком, но, независимо от прямых указаний, ясно, что такие сложные архитектурные конструкции, как сводчатые конструкции Персии, могли развиться лишь в стране, где условия, в которые был поставлен рабочий, позволяли спрашивать с него больше, чем простую мускульную силу.

Теперь разберемся в происхождении персидской архитектуры.

Общее впечатление от этой архитектуры — впечатление от искусства, элементы которого заимствованы из Египта и Ассирии. Однако, хотя общность методов и обнаруживает заимствование, нет указаний на то, что они сделаны из первоисточников. Несколько посредников, особенно в начальный период, становятся между персидским искусством и архитектурами, его породившими.

Как мы узнаем в результате изучения архитектуры Малой Азии, лидийское искусство гораздо раньше персидского достигло высоких степеней совершенства. Как раз в момент покорения Киром Лидийского царства в его империи впервые появляются архитектурные памятники. В Сардах Кир нашел те сооружения — платформы, которые послужили образцами при постройке Пасаргад. Там же он увидел орнамент в виде двойной волюты, совершенно схожий с тем, что имеется на персидских капителях. Он нашел там пальметту и розетку. В Ионии доказано существование, как показали раскопки на Лесбосе, персидской колонны, почти целиком сохранившейся, с ее характерными кампанулами, ее волютами и стройным стволом. В Ионии была в ходу даже система египетских мер, применение которой отмечено нами в одном из самых древних памятников Персеполя. По всем вероятиям, именно в Малой Азии архитекторы Кира черпали свои первые вдохновения.

Вот перечень главнейших произведений персидской архитектуры, начиная с памятников официального искусства — дворцов с террасами:

а)  Первоначальный период (вторая половина VI в.). Дворец и платформа Мешхеди Мургаба (Пасаргады), гробница, приписываемая Киру, предварительная гробница в Накши Рустеме.

Примечание: В настоящее время, после работ Herzfeld, окончательно установлено, что гробница в Пасаргадах действительно принадлежит Киру и по своему устройству и расположению соответствует данным, почерпываемым у греческих авторов, о могиле первого Ахеменида. Гробница была окружена колоннадой, помещавшейся некогда внутри ограды, охватывавшей все сооружение. Кругом был разбит цветущий сад. Размеры внутреннего помещения гробницы — 316 х218; толщина стен —1,5 м. Сама гробница сложена из плит мраморовидного известняка бледно-желтого тона. Некогда плиты были скреплены медными закрепами, о чем свидетельствуют места, где они были вделаны.

б) Эпоха оформившегося искусства. Дворцы на платформе Персеполя: дворец Дария Старшего (около 520 г.), дворец и пропилеи Ксеркса (около 480 г.), дворец Ксеркса в Сузах (около 400 г.).

Официальная архитектура существует вплоть до завоевания Александра (330) и прекращается с падением монархии ахеменидов. Наряду с этой архитектурой чуждого происхождения мы находим, начиная с эпохи ахеменидов, архитектуру кирпичных куполов, самыми старыми образцами которой являются дворцы Фирузабада и Сарвистана. Время их возникновения было спорно, и в этих памятниках усматривали постройки периода сасанидов, приблизительно современные византийской эпохе. Сравнение форм дает возможность если не установить дату, то во всяком случае считать ее более ранней, чем возникновение сасанидского стиля. Два приведенных выше примера достаточно характеризуют декоративное убранство в эпоху сасанидов, как пышное, перегруженное и манерное. Было бы слишком большим анахронизмом отнести эти украшения к той же эпохе, что и сводчатые дворцы Фирузабада. Ворота Фирузабада имеют строгий стиль ахеменидских ворот, и если их дата и не совпадает с датами памятников Персеполя, то во всяком случае приближается к ним более, чем к эпохе сасанидского искусства.

Примечание: В сасанидском искусстве устанавливается три периода: первый охватывает два века существования империи, третий начинается с Хозроя I, т. е. 531—539 гг. н. э., и кончается с крушением сасанидского государства, тогда как второй период, естественным образом, лежит между первым и третьим. Характерной чертой первого периода является, с одной стороны, большая монументальность и простота архитектурных форм, с другой — в области пластического искусства определенная оригинальная переработка композиционных элементов и скульптурных фактур, заимствованных из греко-римского искусства. Для третьего периода типично чисто «азиатское» построение рельефа, имеющее мало общего с композициями первого периода, в области архитектуры, как намечается, — заострение, доведение до конца всех тенденций предшествующих веков и наличие количественной монументальности.

Лишь в третий период орнаментальные мотивы достигают своей окончательной разработки. Фирузабад и Сарвистан принадлежат к первому периоду. Ктесифонский дворец — к третьему. Тот «манерный» стиль, к которому так критически относится Шуази, есть стиль развитой сасанидской орнаментики, ни в коей мере не манерной. Бесспорно характерным для сасанидского искусства является то, что вместе с национальной реставрацией, противополагающейся эллинофильской политике парфян, как бы возрождается геральдический «звериный» стиль древнемесопотамского искусства, чем и устанавливается непосредственная связь ранней средневековой Персии с Древним Востоком.

Парфянская династия, исключительно воинственная, строила мало. В редких памятниках того периода — в Кингаваре, в Варке — чувствуется подражание греческим образцам. В дальнейшем сасанидские монархи будут пытаться воспроизводить романские типы (дворец Хатры). В общем, старая традиция сводчатых построек преобладает в эпоху сасанидов и увенчивает свои последние устремления величественным тронным залом Ктесифона. При династии сасанидов, в период борьбы, Персия входит в общение с Константинополем, и Византия заимствует у нее принципы сводчатых конструкций, из которых разовьется впоследствии византийское зодчество. В более раннее время (II — V вв. н. э.) персидская система расчленения сводов путем устройства подпружных арок проникает в область Дамаска и дает начало всей архитектурной системе заиорданской Сирии.

В другом направлении, на Запад, как мы увидим дальше, персидское искусство влияет на более отдаленные области, и элементы персидских орнаментальных мотивов из скандинавских стран распространяются по всему европейскому побережью Атлантического океана. В Индии персидское влияние обнаруживается, начиная с III в. до нашей эры; типы персеполитанских колонн переходят из Персии в Индию. Во II в. н. э. Индия воспринимает у Персии манерный стиль сасанидского орнамента.

Откуда произошел этот странный стиль? Несомненно, от фантастического искусства Месопотамии. Сасанидские элементы на месопотамской печати, воспроизведенные на рисунке 90, указывают на общий источник вдохновения. В то же время почти неуловимые различия существуют между этими сасанидскими орнаментальными мотивами и индийским орнаментом. Если сасанидский орнамент — заимствование, индийский — копия.

Наше исследование ограничивает здесь историю искусства Персии началом ислама: мусульманское искусство представляет собой лишь продолжение и дальнейшее развитие сводчатой конструкции, первые образцы которой дает нам архитектура Фирузабада и Сарвистана и которая является памятником подлинного персидского искусства. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru


Смотрите также