Древняя и удельная русь. Русь Древняя и Удельная Библиографический указатель
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция: Древнерусское государство и Русь удельная. Древняя и удельная русь


Удельная Русь Википедия

Русские княжества (XII—XVI вв) — государственные образования на территории современных России, Украины, Белоруссии и Польши, а также (окраинные земли) на территории современных Румынии и Латвии, возглавлявшиеся князьями из династий Рюриковичей и Гедиминовичей. Образовались после распада Киевской Руси на отдельные княжества. Период существования отдельных русских княжеств иногда называют термином Удельная Русь. В рамках марксистской теории он описывается как феодальная раздробленность.

Обзор

Древнерусское государство вначале состояло из племенных княжеств, но по мере вытеснения местной знати Рюриковичами стали возникать и княжества во главе с представителями младших линий правящей династии. Началом деления на княжества как таковые принято считать раздел Руси Ярославом Мудрым между своими сыновьями (1054). Следующим важным этапом было решение Любечского съезда князей «каждый да держит отчину свою» (1097), но Владимир Мономах и его старший сын и наследник Мстислав Великий путём захватов и династических браков смогли вернуть все княжества в подчинение Киеву.

Смерть Мстислава (1132) принято считать началом периода политической раздробленности (в советской марксистской историографии — феодальной раздробленности), однако Киевское княжество ещё на протяжении нескольких десятилетий оставалось не только формальным центром, но и мощнейшим княжеством, его влияние на периферии не исчезло, а лишь ослабло в сравнении с первой третью XII века. Киевский князь до середины века продолжал распоряжаться Туровским, Переяславским и Владимиро-Волынским княжествами и имел в каждом регионе Руси как противников, так и сторонников. Обособились от Киева Чернигово-Северское, Смоленское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Перемышльское и Теребовльское княжества и Новгородская земля. Летописцы стали применять для княжеств название земли, которым ранее обозначалась только Русь в целом («Русская земля») или другие страны («Греческая земля»). Земли выступали самостоятельными субъектами международных отношений и управлялись собственными династиями Рюриковичей, за некоторыми исключениями: Киевское княжество и Новгородская земля не имели собственной династии и представляли собой объект борьбы между князьями из других земель (при этом в Новгороде права князя были сильно ограничены в пользу местной боярской аристократии), а за Галицко-Волынское княжество после гибели Романа Мстиславича на протяжении около 40 лет шла война между всеми южнорусскими князьями, закончившаяся победой Даниила Романовича Волынского. При этом сохранялись единство княжеского рода и церковное единство, а также представление о Киеве как формально самом главном русском столе и Киевской земле как общей собственности всех князей. К началу монгольского нашествия (1237) общее количество княжеств, включая удельные, достигало 50[1]. Повсеместно продолжался процесс образования новых уделов (в XIV веке общее количество княжеств оценивается уже в 250[1]), но в XIV—XV веках начал набирать силу и обратный процесс, результатом которого стало объединение русских земель вокруг двух великих княжеств: Московского и Литовского.

Далее приводится краткая история тех восьми княжеств (включая Новгородскую республику), которые обычно выделяются исследователями в тех случаях, когда не рассматривается полный перечень упомянутых выше русских земель, на которые распалось Древнерусское государство. Как правило, перечисленные ниже княжества располагали исключительно большой территорией, экономической и политической мощью, а их правители в различные периоды проявляли амбиции общерусского масштаба. См. также полный список русских княжеств XII—XV веков.

Новгородская республика

Новгород вышел из-под управления киевских князей в 1136 году. В отличие от других русских земель, Новгородская земля стала феодальной республикой, главой которой был не князь, а посадник. Посадник и тысяцкий избирались вечем, в то время как в остальных русских землях тысяцкого назначал князь. Новгородцы заключали союзы с одними русскими княжествами для защиты своей самостоятельности от других, а с начала XIII века и для борьбы с внешними врагами: Литвой и католическими орденами, обосновавшимися в Прибалтике.

С 1333 года Новгород впервые пригласил на княжение представителя литовского княжеского дома. В 1449 году по договору с Москвой польский король и великий князь Литовский Казимир IV отказался от претензий на Новгород[2], в 1456 году Василий II Тёмный заключил с Новгородом неравноправный Яжелбицкий мирный договор, а в 1478 году Иван III полностью присоединил Новгород к своим владениям, упразднив вече. В 1494 году в Новгороде был закрыт ганзейский торговый двор[3].

Владимиро-Суздальское княжество, Великое княжество Владимирское

В летописях до XIII века обычно именовалось «Суздальской землёй», с кон. XIII века — «великим княжением Владимирским». В историографии обозначается термином «Северо-Восточная Русь».

Вскоре после того, как ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий в результате многолетней борьбы утвердился на киевском княжении, его сын Андрей Боголюбский уехал на север, взяв с собой икону Божьей Матери из Вышгорода (1155). Андрей перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества во Владимир и стал первым великим князем Владимирским. В 1169 году он организовал взятие Киева, и, по выражению русского историка В. О. Ключевского, «отделил старшинство от места», посадив на киевское княжение своего младшего брата и оставшись княжить во Владимире. Укрепившиеся в Киевской земле смоленские Ростиславичи смогли, однако, отбить попытки Андрея распоряжаться их владениями (1173). Победителем в борьбе за власть после гибели Андрея Боголюбского вышел его младший брат Всеволод Большое Гнездо, поддержанный жителями новых городов юго-западной части княжества («холопы-каменщики») против ставленников старого ростово-суздальского боярства. К концу 1190-х годов он добился признания своего старшинства всеми князьями, кроме черниговского и полоцкого. В 1211 году, незадолго до его смерти, встал вопрос о престолонаследии: старший сын Всеволода Константин (женатый на дочери смоленского князя) требовал дать ему оба старших города, Владимир и Ростов, Юрию же дать Суздаль. Тогда Всеволод созвал съезд представителей различных социальных слоёв по вопросу престолонаследия, который подтвердил решение Всеволода о лишении Константина прав на великое княжение в пользу Юрия: Юрий сел во Владимире, а Константин в Ростове. Это стало причиной войны между ними после смерти Всеволода (1212—1216).

С 1154 года под управлением владимирских князей находилось Переяславское княжество (за исключением короткого периода 1206—1213[4]).

Владимирские князья использовали зависимость Новгородской республики от подвоза продовольствия из земледельческого Ополья через Торжок, чтобы распространить своё влияние и на неё. Также владимирские князья использовали свои военные возможности для защиты Новгорода от вторжений с запада и с 1231 по 1333 год неизменно княжили в Новгороде. Как указано выше, в 1333 году Новгород впервые пригласил на княжение представителя литовского княжеского дома.

В 1237—1238 годах Владимирское княжество подверглось опустошению монголами. В 1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодович был вызван к Батыю и признан старейшим князем на Руси. В конце 1250-х годов была проведена перепись и началась систематическая эксплуатация княжества монголами. Со смертью его сына, Александра Невского (1263), Владимир перестал быть резиденцией великих князей. На протяжении XIII века на его территории образовались удельные княжества с собственными династиями: Белозерское, Галицко-Дмитровское, Городецкое, Костромское, Московское, Переяславское, Ростовское, Стародубское, Суздальское, Тверское, Углицкое, Юрьевское, Ярославское (всего до 13 княжеств), причём в XIV веке тверские, московские и нижегородско-суздальские князья стали титуловаться «великими». Собственно владимирское великое княжение, включавшее в себя город Владимир с обширной территорией в зоне Суздальского Ополья и право сбора дани для Орды со всех княжеств Северо-Восточной Руси, кроме великих[5], получал по ярлыку от ордынского хана один из князей. С 1331 года владимирское княжение закрепилось за московским княжеским домом, с 1389 года фигурировало в завещаниях московских князей наряду с московским доменом. В 1428 году[3] произошло окончательное слияние Владимирского княжества с Московским.

В 1299 году митрополит всея Руси переехал из Киева во Владимир, а в 1327 году — в Москву.

Киевское княжество

За смертью Мстислава Великого (1132) последовала открытая борьба между его младшими братьями и сыновьями, благодаря которой черниговские Ольговичи смогли не только восстановить утраченные в предыдущий период позиции, но и включиться в борьбу за Киев. В середине XII века произошли две крупные междоусобные войны (1146—1154 и 1158—1161), в результате которых Киев утратил прямой контроль над Туровским, Переяславским и Владимиро-Волынским княжествами.

Подверглась дроблению и сама Киевская земля. Попытка Мстислава Изяславича (1167—1169) сосредоточить управление ею в одних руках вызвало недовольство удельных князей, что позволило Андрею Боголюбскому создать союз, силами которого Киев был разгромлен впервые в истории междоусобиц (1169), при этом Андрей Боголюбский, утвердив своё влияние на юге, продолжил занимать владимирский престол.

В 1181—1194 годах в Киеве действовал дуумвират глав черниговского и смоленского княжеских домов. Этот период ознаменовался отсутствием борьбы за власть в Киеве и успехами в русско-половецком противостоянии.

В 1201 году свои права на Киевскую землю предъявил Роман Мстиславич, правитель объединённого Галицко-Волынского княжества. В ходе борьбы Рюриком Ростиславичем и его союзниками Киев был разгромлен во второй раз. В то же время, вплоть до смерти Всеволода Большое Гнездо (1212), сохранялось влияние на южнорусские дела и со стороны владимирских князей[6].

Киев продолжал быть центром борьбы со Степью. Несмотря на фактическую независимость, другие княжества (Галицкое, Волынское, Туровское, Смоленское, Черниговское, Северское, Переяславское) посылали войска на киевские сборы. Последний такой сбор был осуществлён в 1223 году по просьбе половцев против нового общего врага — монголов. Битва на реке Калке, однако, союзниками была проиграна, киевский князь Мстислав Старый вместе с 10 тысячами воинов погиб, монголы после победы вторглись на Русь, хотя и не дошли сразу до Киева, являвшегося одной из целей их похода.

В 1240 году Киев был всё же захвачен монголами. В 1243 году Батый отдал разорённый Киев владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу[7], признанному «стареи всем князем в Русском языце»[8]. После смерти Ярослава Киев был передан его сыну — Александру Невскому. Это было последнее упоминание Киева в летописях как центра Русской земли.

После падения улуса Ногая (1300) в состав Киевской земли вошли обширные территории на левом берегу Днепра, включая Переяславль и Посемье, в княжестве утвердилась путивльская династия (потомки Святослава Ольговича).

Около 1320 года[9] Киевское княжество попало под власть Великого княжества Литовского, и хотя сохранило свою целостность, с тех пор там княжили представители литовской династии.

Галицко-Волынское княжество

После раздела Руси между Ярославичами (1054) весь юго-запад Руси оказался под властью потомков Изяслава Ярославича. В 1086 году потомки самого старшего Ярославича — Владимира вывели Перемышль и Теребовль из-под власти волынских князей и в 1140 году объединили эти земли в единое Галицкое княжество. Волынь в начале XII века оказалась под властью старшей ветви потомков Владимира Мономаха. Её представители, пользуясь симпатиями киевлян, активно боролись против половцев и за киевское княжение — против суздальских князей.

После пресечения первой галицкой династии галицким престолом овладел Роман Мстиславич Волынский, соединив тем самым два княжества в своих руках. В 1201 году он был приглашён на великое княжение киевскими боярами, но оставил княжить в Киеве младшего родственника, превратив Киев в форпост своих владений на востоке[10].

Роман Мстиславич принял у себя изгнанного крестоносцами во время четвёртого крестового похода византийского императора Алексея III Ангела. В 1204 году он получил предложение королевской короны от римского папы Иннокентия III, но не принял её. По версии «первого русского историка» В. Н. Татищева, Роман Мстиславич был автором проекта политического устройства всех русских земель, при котором великий киевский князь избирался бы шестью князьями: владимирским (Владимир-Волынский), черниговским, галицким, смоленским, полоцким и рязанским. Вот как об этом написано в списке письма самого Романа Мстиславича: «когда в кїєвє вєликїи кнзь умрєтъ то нємєдлєнно мєстныє кнзи владимєрскїи — чєрниговскїи — галицкїй — смолєнскїи — полоцкїи и рєзанскїи согласяся избєрутъ старєишаго и достоинєшаго сєбє вєликим кнзємъ и утвєрдят крєстнымъ цєлованіємъ какъ то в другихъ добропорядочныхъ гдрствахъ чинится — младши жє кнзи к тому ізбранїю нє потрєбно — но они должни слушать что оныє опрєдєлятъ»[11]. Их княжества передавались бы по наследству старшему сыну[1]. В летописи Роман Мстиславич назван «самодержцем всея Руси».

После гибели Романа Мстиславича в 1205 году произошла длительная борьба за власть, победителем из которой вышел старший сын и наследник Романа Даниил, восстановивший свой контроль над всеми владениями отца к 1240 году — году начала последней фазы западного похода монголов — похода на Киев, Галицко-Волынское княжество и в Центральную Европу. В 1250-е годы Даниил боролся против монголов, но ему всё же пришлось признать зависимость от них. Галицко-волынские князья платили дань и участвовали в качестве подневольных союзников в ордынских походах на Литву, Польшу и Венгрию, но сохраняли свой собственный порядок передачи престола.

Галицко-волынские князья также распространили своё влияние на Турово-Пинское княжество. В 1254 году Даниил Романович Галицкий, рассчитывая на западных союзников в противостоянии с Ордой, согласился принять от папы римского королевский титул и стал именоваться «королём Руси». Время княжения Даниила Романовича было периодом наибольшего экономического и культурного подъёма и политического усиления Галицко-Волынской Руси.

При Льве Даниловиче к Галицко-Волынскому княжеству были присоединены часть Закарпатья с городом Мукачево (ок. 1280 года) и Люблинская земля (ок. 1292).

После переноса в 1299 году резиденции митрополита всея Руси из Киева во Владимир Юрий Львович Галицкий в 1303 году добился от императора Андроника II Палеолога и Константинопольского патриарха Афанасия I создания Галицкой митрополии[12], просуществовавшей (с перерывами) до конца XIV века. В Галицкую митрополию входили Галицкая, Холмская, Перемышльская, Луцкая, Владимирская и Туровская епархии. Сыновья Юрия Львовича Лев и Андрей правили княжеством совместно и погибли в сражении весной 1323 года.

В 1340 году за обладание территорией ослабевшего Галицко-Волынского княжества (распалось в 1349 году) развернулась вооружённая борьба между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Окончательно галицко-волынские земли были разделены между Литвой и Польшей в 1392 году.

Смоленское княжество

Княжество обособилось при внуке Владимира Мономаха — Ростиславе Мстиславиче. Смоленских князей отличало стремление занимать столы за пределами своего княжества, благодаря чему оно почти не подвергалось дроблению на уделы и имело интересы во всех регионах Руси. Ростиславичи были постоянными претендентами на Киев и прочно закрепились в ряде его пригородных столов. С 1181 по 1194 годы в Киевской земле установился дуумвират, когда городом владел Святослав Всеволодович черниговский, а остальным княжеством — Рюрик Ростиславич. После смерти Святослава Рюрик несколько раз добывал и терял Киев, а в 1203 году, как до него Андрей Боголюбский, второй раз в истории междоусобиц подверг столицу Руси[13] разгрому.

Вершиной смоленского могущества стало княжение Мстислава Романовича, с 1214 по 1223

wikiredia.ru

Удельная Русь - История России с древнейших времен до конца XX века - Игорь Михайлович Николаев - rutlib2.com

Удельная Русь

Удельный (от слова удел) период установился на Руси в середине ХII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, потому что это позволяло быстро решать разные вопросы, прежде всего держать крестьян в повиновении. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер. Например, в Новгороде, а позже в Пскове бояре сумели подчинить себе князей и установить так называемые боярские феодальные республики. В других же землях, где князья смогли подчинить бояр, власть князей была более сильной.

Раздроблению государства способствовала борьба за киевский «стол». Запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди на власть (князья-изгои), – постоянным источником смут. Поиск выхода из этого положения привел князей на съезд в городе Любеч в 1097 г., где каждому из них было предложено «держать отчину» (передавать свой удел по наследству). Князья перестали воспринимать подвластные им земли как временные источники людских и материальных ресурсов и больше внимания уделяли нуждам своих вотчин. Власть получила возможность быстро реагировать на кризисные ситуации (набеги, мятежи, недород и т. п.). Роль Киева как общерусского центра уменьшилась. Изменились торговые пути, связывающие Европу с Востоком, что вызвало упадок пути «из варяг в греки». Кроме того, усилилось давление кочевников, что привело к уходу земледельцев в более спокойные районы Руси.

На некоторое время усобицы удалось остановить благодаря деятельности князя Владимира Мономаха. На киевский престол он взошел, когда в 1113 г. умер великий князь Святополк. При жизни Святополк не был любим киевлянами, и его смерть подняла их на восстание. Напуганные бояре обратились с просьбой занять киевский «стол» к Владимиру Мономаху, поскольку он пользовался большой популярностью на Руси как руководитель многочисленных походов против половцев и активно выступал против усобиц. Время правления этого князя и его сына Мстислава было периодом восстановления единства Древнерусского государства. Однако единение было недолгим. Хронологически началом периода раздробленности историческая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Русь опять погрузилась в междоусобные раздоры. Они разгорелись с еще большей силой, так как реально существовали причины феодальной раздробленности: борьба князей за лучшие княжения и территории; самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях; усиление экономического и политического могущества городов – центров княжеско-боярской власти и др.

Складываются новые феодальные государства. к ХIII в. возникают три заметных центра государственной жизни – Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Как причины, так и сам характер раздробленности исследователи в разное время раскрывали по-разному.

Историки досоветского периода говорили не о феодальной раздробленности, а о распаде Киевской Руси как государства. По оценкам Н.М. Карамзина и С.М. Соловьева, этот период был своего рода смутой, «временем темным, молчаливым». В.О. Ключевский, характеризуя Русь того времени, говорил об «удельном строе», часто называл этот период «удельными веками». Эта терминология указывала прежде всего на государственную децентрализацию в результате наследственного деления земель и власти внутри княжеского рода. Он считал, что удельные века – это время переходное, время тяжелых испытаний, следствием которых был переход от Руси Киевской к Руси Московской. Ключевский указывал, что в этот период, несмотря на кризис центральной власти, на северо-востоке Руси шел процесс создания нового этноса – русских на основе единства языка, религии, традиций и менталитета.

С укоренением в отечественной исторической науке формационно-классового подхода раздробленность получила определение феодальной, ее стали рассматривать как закономерный этап в поступательном развитии производительных сил, единый для Западной Европы и других стран. Согласно формационной схеме, феодализм предполагает замкнутость хозяйственно-политических структур. Таким образом, главные причины раздробленности сводятся к экономическим (базисным) и выражаются в следующем: 1. Господство замкнутого натурального хозяйства, что было связано с отсутствием товарных, рыночных отношений; 2. Укрепление феодальной вотчины, игравшей организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства. Вместе с тем исследователи обращали внимание на то, что на формирование земельных отношений в Древней Руси влияли такие факторы, как наличие общинного землепользования и огромный фонд свободных земель. Это сдерживало процесс феодализации общества, а следовательно, феодальные отношения не столь ощутимо влияли на распад Киевской Руси.

Отечественные историки пытались увидеть в феодальной раздробленности более высокий этап в развитии феодального строя, но вместе с тем не отрицали негативных последствий утраты государственного единства Руси: ожесточенные княжеские усобицы, которые ослабляли Русь перед лицом возраставшей внешней угрозы.

С оригинальным объяснением причин раздробления государства выступил Л.Н. Гумилев. По его концепции, оно стало результатом спада пассионарной энергии (стремление к обновлению и развитию) в системе древнерусского этноса.

Галицко-Волынская земля

На крайнем юго-западе Древней Руси находились Галицкая земля (в Прикарпатье) и Волынская земля (по берегам Буга). Эти земли часто называли Червонной Русью (по городу Червень на Галиче). Плодородные почвы способствовали раннему появлению здесь феодального землевладения. Для Юго-Западной Руси характерна сильная позиция бояр, которые нередко противостояли княжеской власти.

Раньше всех процесс обособления начался в Волынской земле с центром во Владимире Волынском. Множество князей сменилось здесь, пока в 1134 г. не утвердился внук Владимира Мономаха – Изяслав. Он стал родоначальником местной княжеской династии. Позднее обособилась Галицкая земля. Междоусобная борьба разделяла Галич до 1199 г., когда владимиро-волынский князь Роман Мстиславич был провозглашен галицким князем. Так было создано единое Галицко-Волынское княжество.

Роману удалось прекратить боярские усобицы, он даже занял Киев и стал великим князем. После его смерти возобновились прежние раздоры, и власть захватили бояре. Княжество распалось на мелкие уделы, ожесточенно воевавшие друг с другом. В эту усобицу часто вмешивались половецкие, польские и венгерские войска. Сыну Романа, князю Даниилу, к 1238 г. удалось расправиться с противниками и стать одним из самых могущественных правителей Руси. При нем бояре были ослаблены, многие истреблены, а их земли перешли к князю. Нашествие Батыя и установление ордынского владычества прервали самостоятельное политическое развитие этого княжества.

Владимиро-Суздальская земля

Северо-Восточная Русь была далекой окраиной Древнерусского государства, ее окружали труднопроходимые леса (часто эти земли называли Залесьем). В ХI—ХII вв. активизируется миграция славян из Юго-Западной Руси, из новгородских земель в эти края. Столь массовое переселение связывают с половецкими набегами и ростом боярского вотчинного землевладения, усиливавшим эксплуатацию крестьян. Этот процесс приводил не только к увеличению числа сельских жителей, но и к появлению новых городов.

Первоначальной столицей этой земли был Ростов. Ярослав Мудрый основал Ярославль, тогда же в летописях впервые упоминается Суздаль. В 1108 г. Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир. Этот город был построен князем, поэтому вечевые традиции здесь не были прочными. В большой зависимости от воли князя были и бояре. Все это способствовало установлению во Владимиро-Суздальской земле сильной княжеской власти.

Залесской Русью правил Всеволод Ярославич, и она осталась под властью его потомков – сначала Владимира Мономаха, а затем его сына Юрия Долгорукого. При Юрии фактической столицей княжества стал Суздаль. Юрий получил свое прозвище Долгорукий за то, что его интересы простирались в разные уголки Киевской Руси. Он активно участвовал в междоусобицах, даже пытался захватить Новгород. Главной целью его политики было добиться киевского княжения, что ему и удалось сделать. С именем Юрия Долгорукого связывают первое упоминание о Москве (1147). Его сыновья, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, своей деятельностью добились политического и экономического подъема Северо-Восточной Руси.

Андрей Боголюбский был типичным князем времен феодальной раздробленности, который не стремился к захвату Киева. Он обосновался во Владимире. С выбором столицы связана легенда об иконе Божьей Матери, которую взял с собой князь Андрей, отправляясь в Северо-Восточную Русь. Недалеко от Владимира кони встали. На этом месте было основано Боголюбово, ставшее загородной резиденцией князя (отсюда и его прозвище). С тех пор икону называют Владимирской Божьей Матерью. Андрей вел удачные войны, захватил и разорил Киев, подчинил своей власти Новгород.

Целью Андрея было, с одной стороны, повысить роль Владимиро-Суздальского княжества в общерусской политике, а с другой – обособить Северо-Восточную Русь от Киевского государства. Этому способствовало превращение Божьей Матери Владимирской в небесную покровительницу княжества и установление богородичного культа. Этот культ противопоставил Северо-Восточную Русь Киеву и Новгороду, где почитали святую Софию. При князе Андрее велось мощное каменное строительство, что дополнительно подчеркивало суверенитет княжества. Подозрительность князя заставляла его бо́льшую часть времени проводить в Боголюбове. Но это не спасло его от заговора, и в 1174 г. он был убит.

Борьба за власть завершилась победой одного из младших братьев Андрея – Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо. Он продолжил политику Андрея, с его именем связано появление титула великого князя владимирского. Однако феодальная раздробленность не была преодолена. Уже князь Всеволод стал выделять уделы своим сыновьям. После его смерти Владимиро-Суздальское княжество продолжало дробиться.

Новгородская земля

На северо-западе Руси были расположены Новгородская и Псковская земли. Более суровый, чем в Приднепровье и Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях Руси. В неблагоприятные годы хлеб приходилось ввозить из других княжеств. Это не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для политического давления на Новгород.

Особенности социально-политического строя Новгорода начали складываться еще в древности. Князь здесь не играл ведущей роли, княжеская династия так и не сложилась. Даже резиденция князя всегда находилась за пределами города. Для Новгорода было характерно призвание князя на престол. Функции князя были многообразны. Прежде всего князь был главой дружины, которую он приводил с собой, но его дружина всегда была меньшей частью новгородского войска. Одно время князь выполнял также и судебные функции. Отношения между князем и новгородцами, как правило, были сложными. Новгородцы могли изгнать князя, но нередки были случаи, когда князь стремился обуздать новгородские вольности. В ХII в. это привело к постепенному ограничению влияния князя (он не мог подвергать «мужей» гонениям, вмешиваться во внутренние дела городского управления, приобретать собственность в новгородских землях).

Высшим органом власти в Новгороде было вече – народное собрание. На вече собирались не все жители города, а только владельцы городских усадеб (400–500 человек). Высшим новгородским сословием являлось боярство. Его экономическое могущество было связано с крупными земельными владениями как в самом городе, так и за его пределами. Наряду с боярами («мужами», «большими людьми») существовал обширный слой менее привилегированных землевладельцев, в XII–XIII вв. их называли «меньшие люди», а с XIV в. – «житьи люди». Все это были представители феодалов.

Новгород всегда был центром торговли, поэтому особую роль в политической жизни города играли купцы. Низший слой населения составляли «черные люди»: в городе ремесленники, в деревне – крестьяне-общинники. Новгород делился на две стороны – Софийскую и Торговую. Стороны, в свою очередь, делились на концы, а концы – на улицы.

На вече избирались основные городские власти: посадник, тысяцкий, владыка (архиепископ). Наличие выборной власти дает право называть Новгород феодальной республикой. Это было государство, где власть принадлежала феодалам и купцам. Бо́льшая часть населения была отстранена от политической жизни, что приводило к острым социальным конфликтам.

Новгород играл важную роль в международных экономических и политических связях того времени. Торговля велась главным образом с Западной Европой (торговые соглашения с Ганзейским союзом).

Новгород был одним из крупнейших городов не только Руси, но и Европы. Он имел хорошие укрепления. Постоянно обновлялись деревянные мостовые, существовала сложная система дренажа. Городское ремесло было чрезвычайно развито, существовала специализация ремесленников. Высокой для Средневековья являлась степень грамотности новгородцев (об этом говорят найденные археологами берестяные грамоты).

Новгород был не только одним из красивейших городов тогдашней Европы, но и очень богатым. Поэтому именно он оказался форпостом Руси в борьбе с немецкими и шведскими феодалами.

Борьба против монголо-татар и установление золотоордынского ига

В начале ХIII в. произошло объединение монгольских племен. Этому в основном способствовала дипломатическая и особенно военная деятельность Темучина (Чингисхана) – предводителя монголов, основателя мощной империи.

Первые удары монголы нанесли по народам Сибири и Китая и, покорив их в 1219–1221 гг., предприняли походы в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, на Кавказ и в половецкие степи. Разгромив часть половцев, они стали продвигаться к русским землям. Тогда один из половецких ханов – Котян обратился за помощью к русским князьям. Однако не все русские земли выставили свои войска. Между князьями, участвовавшими в походе, не было единства. Заманив русское войско в степи, монголо-татары 31 мая 1223 г. в битве на реке Калке нанесли ему сокрушительное поражение. Из похода вернулась лишь десятая часть русского войска, однако, несмотря на успех, монголо-татары неожиданно повернули назад, в степи.

В 1236 г. внук Чингисхана Батый вторгся в русские земли. Ранее монголо-татары стремительной атакой овладели Волжской Булгарией и подчинили своей власти все кочевые народы степи. Первым разоренным русским городом была Рязань. Владимирский и черниговский князья отказали Рязани в помощи, через шесть дней осады она была взята.

В январе 1238 г. монголы двинулись по реке Оке на Владимиро-Суздальскую землю. Главное сражение произошло у Коломны, здесь погибло почти все владимирское войско, что предопределило судьбу княжества. Батый осадил Владимир и на четвертый день взял город. После разорения Владимира подобная участь постигла многие города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до прихода неприятеля к Владимиру отправился на север своего княжества для сбора войска. На реке Сити 4 марта 1238 г. русская дружина была разбита, а князь Юрий погиб.

Монголы двинулись на северо-запад Руси и до Новгорода, повернули назад. Две недели осады Торжка спасли Северо-Западную Русь от разорения. Весна вынудила войска Батыя отступить в степи. По пути они разоряли русские земли. Наиболее упорной была оборона небольшого города Козельска, жители которого мужественно защищались.

В 1239–1240 гг. Батый предпринял новый поход, обрушившись всей мощью на Южную Русь. В 1240 г. он осадил Киев. Девятидневная оборона города не спасла его от захвата.

Русский народ вел самоотверженную борьбу, но разобщенность и несогласованность действий сделали ее безуспешной. Эти события привели к установлению на Руси монголо-татарского ига.

Однако походы Батыя не повлекли за собой полного поглощения завоевателями русских земель. В 1242 г. монголы в низовьях Волги образовали новое государство – Золотую Орду (улус Джучи), входившую в состав Монгольской империи. Это было огромное государство, включавшее в себя земли волжских булгар, половцев, Крым, Западную Сибирь, Приуралье, Хорезм. Столицей Орды стал Сарай.

Монголы потребовали от русских князей покорности. Первым в Золотую Орду в 1243 г. с дарами отправился владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович. Русские князья были частыми гостями в Орде, где стремились подтвердить свои права на княжение и получить ярлык. Монголы, преследуя свою выгоду, часто разжигали кровавое соперничество между русскими князьями, что ослабляло их позиции и делало Русь беззащитной.

Князь Александр Ярославич (в 1252 г. он стал великим князем) смог наладить личные контакты с золотоордынцами и даже пресекал различные антимонгольские выступления, считая их бесполезными.

Главной формой зависимости от Орды был сбор дани (ее на Руси называли ордынским выходом). Для более точного определения ее размера была проведена специальная перепись населения. Для контроля над сбором дани на Руси направлялись представители хана – баскаки. Великий баскак имел резиденцию во Владимире, куда из Киева фактически переместился центр Древней Руси. Русская церковь от дани была освобождена.

Несмотря на все эти установления, набеги монголо-татар на Русь не прекращались. Первый набег после Батыева похода состоялся в 1252 г. Неврюева рать подвергла разгрому Суздальскую землю. В целом за последнюю четверть ХIII в. Орда предприняла до 15 опустошительных походов на Русь.

Зависимость от Золотой Орды совпала с апогеем феодальной раздробленности. В это время на Руси сложилась новая политическая система. Свершившимся фактом стал перенос столицы во Владимир. Дробление княжеств усилилось: из Владимиро-Суздальского княжества выделилось 14 новых, из которых наиболее значительными были Суздальское, Городецкое, Ростовское, Тверское и Московское. Великий князь Владимирский стоял во главе всей феодальной иерархии, но его власть во многом была номинальной. Князья вели кровавую борьбу за владимирский «стол». Основными претендентами на него в ХIV в. были тверские и московские князья, а затем и суздальско-нижегородские. Наиболее сильные княжества (Московское, Тверское, Суздальско-Нижегородское, Рязанское) с XIV в. часто именуются великими, а их князья вне зависимости от получения владимирского княжения – великими князьями. Они объединяли вокруг себя других удельных князей, были посредниками в отношении с Ордой и часто собирали «ордынский выход».

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Одним из самых полемичных в отечественной исторической науке является вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так называемого монголо-татарского ига и его последствиях для хода русской истории. Имеющиеся источники, а вслед за ними и историки описывают несчастья и разорения, обрушившиеся в эти годы на Русь. Русско-ордынские отношения были весьма непростыми, но было бы неверно сводить их только к тотальному давлению на Русь. Н.М. Карамзин первым из историков высказал мысль о наличии определенных положительных для Руси последствий власти Орды, благодаря которым была якобы быстрее изжита раздробленность, возродилась монархия, а Москва, по его мнению, была «обязана своим величием ордынскому хану». В.О. Ключевский также полагал, что без Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами.

Большинство историков вслед за С.М. Соловьевым разделяло точку зрения, согласно которой монгольское влияние на Русь было невелико, а разрушения и грабежи, чинившиеся ханами, – не столь уж серьезными. С другой стороны, Н.И. Костомаров и другие исследователи указывали на значительность этого влияния главным образом на русское право и на формирование «единодержавия». Попытку более взвешенного рассмотрения последствий ига предпринял К.Н. Бестужев-Рюмин, который разделил их на «прямые» (убийства, грабежи, разрушения и т. п.) и «косвенные» (задержка культурного развития Руси и ее отрыв от европейской цивилизации), причем последние он считал главными.

В советской исторической науке возобладала общая негативная оценка взаимоотношений Орды с Русью. Вместе с тем подчеркивалось, что Русь смогла сохранить свою самобытность и даже государственность, так как прямо не была включена в состав Золотой Орды (А.К. Леонтьев). Негативно влияние монголов на русскую историю оценивает А.Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали… те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того – роднились, подолгу гостили в Орде». Имеются и другие мнения. Так, М.В. Нечкина, а затем и другие историки пытались дать «смягченную» оценку монгольского нашествия и последующих лет владычества Орды над Русью. Наиболее ярко позиция по этому вопросу была высказана Л.Н. Гумилевым. Он категорически отвергал само понятие «монголо-татарское иго», называя его мифом. Для большей убедительности своей позиции историки, разделявшие это мнение, обращали внимание, что специфику отношений Орды и Руси составляло то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости не была направлена на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.

В современной литературе проблема оценки монгольской и в целом азиатской составляющей русской истории вновь обрела дискуссионный характер в свете концепции «евроазиатской» сущности российской цивилизации.

Угроза Северо-Западной Руси со стороны немецких и шведских феодалов

В середине XIII в. раздробленная на уделы Русь подверглась двойной агрессии. Не менее серьезная, чем набеги монголо-татар, опасность для русской государственности существовала и на северо-западе. Здесь возникла угроза со стороны германских, датских и скандинавских рыцарей. Особенно опасен был Ливонский орден, который через Прибалтику угрожал Северо-Западной Руси.

Для завоевания прибалтийских земель в 1202 г. был создан рыцарский орден меченосцев. Рыцари основали город Ригу в качестве опорного пункта для подчинения земель эстов и ливов. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Балтики, основав Ревель. В 1226 г. в Прибалтике появились рыцари Тевтонского ордена, а в 1237 г. они объединились с меченосцами, чей орден был переименован в Ливонский.

Тяжелым положением Руси после нашествия Батыя попытались воспользоваться шведы. Их корабли поднялись по Неве до реки Ижора. Здесь в 1240 г. состоялась битва дружины новгородского князя Александра Ярославича со шведскими войсками Биргера. Князь Александр за победу над шведами получил прозвище Невский.

Летом 1240 г. Ливонский орден совместно с рыцарями Дании и Германии напал на Русь, захватил крепость Изборск. Затем был взят Псков, нависла угроза и над Новгородом. Получив известие о том, что к городу идут основные силы ордена, Александр Невский перекрыл им путь, расположив свои войска на берегу Чудского озера, где 5 апреля 1242 г. разгромил рыцарей. Эта битва получила название Ледовое побоище. Значение данного события состояло в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена и отражена его агрессия.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Крупнейший русский историк Г.В. Вернадский писал: «Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом». В этой связи разные варианты выбора были представлены деятельностью двух русских князей – Даниила Галицкого и новгородского князя Александра, прозванного Невским. Даниил, по версии Г.В. Вернадского, поначалу лавировал между Западом и монголами. Ему удалось получить поддержку Батыя. Однако Даниилу показалось унизительным расположение к нему ордынцев: «злее зла честь татарская», – отразил его чувства летописец. Даниил вступил в переговоры с Папой Римским, рассчитывая на военную помощь Запада. Все было тщетно, Галицкий не смог направлять ход исторических событий и с легкостью открыл Венгрии, Польше и Литве дорогу на Юго-Западную Русь. Г.В. Вернадский писал, что, «используй Даниил с тыла поддержку монгольской силы, – он достиг бы результатов совершенно непредвиденных и необыкновенных. Он мог просто утвердить Русь и Православие в Восточной и Средней Европе». С другой стороны, князь Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в Северо-Восточную Русь. В некоторых публикациях подчинение Александра Орде рассматривается как предательство их христианского мира. Эта позиция является прозападнической.

Последствия событий XIII в.

События этого века положили начало отставанию русских земель от стран Западной Европы. Золотоордынское иго нанесло огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Золотую Орду. Пришли в упадок старые земледельческие центры. Граница земледелия отодвинулась на север, более плодородные южные земли были заброшены и получили название «дикое поле». От трехполья произошел возврат к двуполью. Массовому разорению подверглись русские города. Упростились, а порой и вовсе исчезли многие ремесла. Большими были и людские потери. Иго способствовало феодальной раздробленности, ослаблялись связи между княжествами, замедлялись темпы культурного развития.

Однако последствия даже враждебного контакта разных культур, цивилизаций всегда многозначны. Трехсотлетнее иго не прошло бесследно для русского народа: в ситуации изоляции от Европы в политической, экономической и культурной жизни Руси укоренились азиатские традиции.

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib2.com

Удельная Русь (начало XIII–конец XV вв.)

Влияние монголо-татарского нашествия на государственное развитие древней Руси

Монголо-татарское нашествие на Русь 1237–1240 гг. стало всенародным бедствием, а для многих русских княжеств обернулось подлинной государственной катастрофой. Однако в целом оно не привнесло чего-то существенно нового в древнерусскую политическую жизнь, а лишь ускорило те внутренние процессы распада древней Руси, которые происходили в XII-начале XIII вв. в связи с установлением нового порядка княжеского владения (отчинное право).

Восточная Европа в пер. пол. XIV века (увеличить)

Влияние монголо-татарского погрома на эти процессы сказалось в четырех главных моментах:

1. Киевское княжество, бывшее средоточием княжеских и народных отношений, политических, экономических и церковных интересов, в продолжении XII–начале XIII вв. постепенно теряло свою роль общерусского центра. Теперь оно окончательно пришло в упадок. Разгромленный татарами Киев, матерь городов русских, надолго превратился в захолустный провинциальный городок, еще некоторое время сохранявший общерусское значение только как церковно-административный центр (Киевская митрополия). Но и это значение Киев потерял во второй половине XIV в., после того, как митрополичья кафедра утвердилась в Москве. Вместе с былой славой и величием Киева канула в прошлое целая историческая эпоха — эпоха Киевской Руси.

2. Монголо-татарское нашествие способствовало дальнейшему обособлению древнерусских земель и областей. Но оно нарушило естественный, эволюционный процесс обособления и насильственно разорвало Русь на несколько обескровленных частей. В XIII–XIV вв. русский северо-восток и юго-запад окончательно обособляются друг от друга. Причем южнорусские и отчасти западнорусские области попадают под сильное влияние вначале Литвы, а затем и Польши. Единая древнерусская народность разделяется на три ветви — великорусов, малороссов и белорусов.

3. Великокняжеский род, род Владимира Святого и Ярослава Мудрого, объединявший Русскую землю в нечто похожее на политическое целое, распался. Старшие линии его угасли или захирели и с остатками своих прежних прадедовских владений вошли в состав Литовского государства, где на них легли новые чуждые политические отношения и культурные влияния. Общего дела, общих интересов между ними не стало. Прекратились прежние фамильные счеты и споры о старшинстве и очереди владения. Руководить возрождением Руси пришлось трем младшим отраслям русского княжеского рода с померкшими родовыми преданиями, с прервавшимися родственными связями. Это были рязанские Ярославичи (потомки Ярослава черниговского), ростово-суздальские Всеволодовичи (из племени Всеволода III Большое Гнездо) и ярославские Федоровичи (из смоленской ветви Мономахова рода). Вот и все, что осталось на долю верхневолжской Руси от нескудного потомства Ярослава Мудрого.

4. Наконец, монголо-татарское иго ускорило процесс оседания князей. После военного погрома князьям пришлось самим восстанавливать свои волости, созывать население, отводить ему земли, определять подати и повинности, открывать новые источники доходов и т.д. Другими словами, князьям пришлось быть не только правителями общества, но и его создателями, организаторами народного труда, хозяевами. При таких условиях князья естественно должны были дорожить своими волостями, не покидать их до конца жизни и передавать своим детям. Затем, ввиду грозной силы и власти монгольских ханов князья стали инстинктивно держаться того, чем уже владели, так как всякие расчеты на новые волости стали неверны: тут все зависело от воли и расположения хана. Да и для самих ханов прочное, постоянное княжеское владение было выгоднее, чем беспрестанные передвижения князей по волостям, так как давало им возможность легче осуществлять свои требования к Руси.

При таких обстоятельствах мало-помалу затихло и, наконец, прекратилось совершенно передвижение князей со стола на стол. А затем появилась идея удела, то есть воззрение на территорию княжества со всем несвободным населением как на собственность того или иного князя, которую он может передавать по наследству и отчуждать в другие руки. Старина сохранялась только в отношении к главным городам областей, которые вместе с некоторой долей власти над младшими родичами стали передаваться ханом в известной очереди. Город Владимир долго был для суздальских Всеволодовичей тем же, чем был Киев для старых Ярославичей — общим достоянием, владеемым по очереди старшинства. Но старшинство и главный город теперь добывались князьями только в придачу к своему коренному владению, уделу.

Так, в условиях политической зависимости Руси от монголов закладывались основы нового, удельного порядка древнерусской государственности, который просуществовал до конца XV в.

Удельный порядок

Удельный порядок владения — основной и исходный факт, из которого или под действием которого развиваются все дальнейшие явления в истории Северо-Восточной Руси. Утверждение этого порядка обозначилось двумя признаками:

Во-первых, прекращается владельческая передвижка князей: они становятся оседлыми владельцами, живут и умирают в своих удельных городах, которых не покидают даже тогда, когда по очереди старшинства занимают великокняжеский стол.

Во-вторых, изменяется порядок княжеского наследования. В старину, до монголов, вся Русская земля была собственностью великокняжеского рода. Князь не мог передавать свои волости по личному распоряжению даже своему сыну, если она не следовала ему по очереди старшинства. Северо-восточный князь XIII–XIV вв., постоянный владелец своей волости, передавал ее по личному распоряжению своим сыновьям и за отсутствием сыновей мог отказать ее жене или дочери или даже дальнему родичу не в счет очереди.

Итак, в удельном порядке носителем власти является лицо, а не род, княжеское владение становится раздельным и, не теряя верховных прав, соединяется с правами частной личной собственности.

Утверждение удельного порядка коренным образом изменило весь государственный быт Северо-Восточной Руси.

1. Прежде всего этот порядок сопровождался все усиливавшимся дроблением Северо-Восточной Руси, постепенным измельчанием уделов. Члены княжеской линии, слишком размножавшейся, не имели возможности занимать свободные столы в других княжествах, как было прежде, и должны были все более дробить наследственную вотчину. В некоторых местах княжеские уделы распались на микроскопические доли. Иной князь мог обозреть свои владения, взобравшись на колокольню.

2. В отдельных группах удельных владений, принадлежавших отдельным линиям князей, появились собственные великие князья: наряду с великим князем владимирским — еще и великие князья тверской, нижегородский, ярославский, рязанский.

3. Подчинение младших князей великим князьям ограничивалось обязательным союзом против недругов, военной помощью, взносом татарского выхода (дани) в великокняжескую казну. Во всем остальном младшие князья совершенно свободны и независимы. Договоры с великими князьями гарантировали им неприкосновенность их владений и полное право распоряжаться ими, не порывая только их связей с великим княжением. «Тебе знать свою отчину, а мне свою» — вот обычная статья этих договоров. Таким образом младшие удельные князья пользовались полной самостоятельностью во внутреннем управлении своими княжествами.

4. Удельный порядок княжеского владения по самому своему существу вносил взаимное отчуждение в среду князей, какого не существовало среди князей старой Киевской Руси. Счеты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между старыми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому. Отсюда их привычка действовать сообща. Среди удельных князей Северо-Восточной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владений между ними не могло существовать и сильных общих интересов. Каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, действовал только во имя личных выгод и интересов. Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и сплоченным политическим союзам. Княжеские съезды в XIII в. становятся редкостью и совершенно прекращаются в XIV в. Удельный порядок был причиной упадка земского сознания и нравственно-гражданского чувства в князьях, гасил мысль о единстве и цельности Русской земли. Сам этот термин Русская земля редко появляется на страницах летописей удельных веков.

5. Вместе с владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. В Киевской Руси князья пользовались своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка. Значение удельного государя было иным. Как скоро в удельном обществе исчезло понятие об общем благе, в умах угасло и мысль о государе, как общеобязательной власти. Удельное княжество не было ни родовым, ни поземельным союзом. Это было даже не общество, а случайное сборище людей, сошедшихся на одной территории, которым сказали, что они находятся во владениях такого-то князя. при отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось во временных обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя: свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем.

Население удельного княжества распадалось на два класса: служилых и черных людей.

Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали его власть над собою, покуда ему служили. Но каждый из них мог покинуть его и перейти на службу к другому князю. Это не считалось изменой. В понятии русских людей того времени уделы представлялись случайными частями разбитого, но еще не забытого целого. Бродя по ним население мало затруднялось их пределами, потому что так или иначе оставалось в пределах Русской земли, под властью все тех же русских князей. Поговорка: «В Русской земле путь чист, без рубежа». Князья долго не решались посягать на этот обычай переезда. Покинув князя, вольные слуги сохраняли даже свои права на земли, приобретенные ими в покинутом княжестве.

В таком же положении к удельному князю стояли и черные люди — податное население. Только вместо лично-служебных они вступали в лично-поземельные отношения с князем. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землей. Но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землей неудобными, и тогда разрывались все его прежние связи с прежним князем. Значит, как служилой человек был военно-наемным слугой князя, так черный человек был тяглым съемщиком его земли.

Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своем уделе он был собственно не правитель, а владелец: его княжество было для него не обществом, а хозяйством. Он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником только территории с ее хозяйственными угодьями. Свободные люди не входили юридически в состав этой собственности. Служилой и черный человек не был политической единицей в обществе, а лишь экономической случайностью. Князь не видел в нем своего подданного в нашем смысле слова и себя не считал государем в этом отношении. Словом государь выражалось тогда личная власть свободного человека (в том числе князя) над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев, бояр. Политический, государственный дух управления в удельных княжествах почти выветрился или почти полностью слился с частным правом.

Но удельный князь все-таки не был простым землевладельцем. Державные права так или иначе оставались за удельным князем, только он пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, они достались удельному князю по наследству от прежних князей. Династические права князей уже получили значение политического обычая, вошли в народное сознание. Изменилось только их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь. Но его право на удельный стол опиралось исключительно на право частного владения, а не принадлежности к княжескому роду, как прежде. Верховные права удельного князя рассматривались как доходные статьи его вотчинного хозяйства. Правительственные должности отдавались во временное владение, в кормление или на откуп, продавались. В этом отношении должность судьи сельской волости ничем не отличалась от должности заведующего дворцовой рыбной ловлей.

6. В удельных княжествах возникали отношения, напоминающие феодальные порядки. Но это — явления не сходные, а только параллельные. В отношениях князя с боярами и вольными слугами недоставало двух основных феодальных особенностей: 1) соединения служебных отношений с поземельными и 2) наследственности тех и других. В уделах поземельные отношения строго отделялись от служебных. Служа в одном месте, боярин мог иметь вотчины в другом. Феодальный момент можно заметить разве только в юридическом значении самого удельного князя, соединявшего в своем лице государя и верховного собственника земли. В этом он похож на западноевропейского сеньора, но его бояре и вольные слуги совсем не вассалы.

7. Вместе с превращением земли в частную собственность князя, пришло в упадок вечевое самоуправление. Городские веча стали собираться только в исключительных случаях, и притом в виде мятежа. Из двух сил, руководивших обществом в Киевской Руси, — князя и общинного самоуправления — осталась одна: князь. Этот князь, если и делил свою власть, то не с обществом, не с миром в целом, а с отдельными землевладельцами-боярами и церковью, которым он уступал право дани и суда.

Использованы материалы:Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории

sergeytsvetkov.livejournal.com

Лекция - Древнерусское государство и Русь удельная

(IX – первая половина XV вв.)

Большинство исследователей считают, что прародиной ранних славян были земли от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. С этой территории славянские племена в первой половине I тысячелетия начали расселение в среднее и верхнее течение Днепра, а также на север – в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название восточных. В IХ в. в результате разложения родового строя на основе социаль- ной, профессиональной и имущественной дифференциации и формиро- вания крупных территориально-политических объединений (племенных союзов, городовых областей) восточные славяне вплотную подошли к созданию собственной государственности. Центра- ми образования Древнерусского государства стали города Киев и Нов- город. Их политическое объединение осуществил князь Олег в 882 г. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», эти города сплотили вокруг себя две группы восточно–славянских племен – се- верную и южную.

Относительно происхождения слова «Русь»в науке нет единства мнений.В «Повести временных лет» летописец то отождествляет это понятие со славянами, то считает его «пришлым», что соотносится со скандинавами. Но при этом в самой Скандинавии народа по имени «русь» никогда не было. Существуют несколько гипотез происхождения этого имени-этнонима.

· Термин «русь» связан с финно-угорским названием соседей — шведов и норвежцев — «ruotsi», восходящее, в свою очередь, к древнескандинавскому значению «roths» — «гребцы».

· Под именем «рос» выступает древнейшее славянское раннегосударственное образование VI-VII вв. вокруг Киева, и отождествляют его с названием правого притока Днепра — реки Рось.

· Название «Русь» — «рос» ведет свое начало отвизантийских хрониках, в которых упоминается «скифский народ рос», а так же от древней топонимики Приазовья и Крыма, где часто встречаются названия с корнем «рос».

· Возможно «русью» назывались состоящие в основном из варягов наемные отряды воинов-дружинников первых русскихкнязей.

В настоящее время наиболее перспективной представляется точка зрения, согласно которой «русь» не является названием какого-либо народа — это понятие не только этническое, но и социальное. Так называли на севере варяжских князей-конунгов и их разноплеменных дружинников-гребцов, состоявших из славян, скандинавов, кельтов. В таком смысле это понятие и пришло к славянам, где обозначало интернациональную среду слуг и дружинников первых князей, а уже позднее название «Русь» распространилось на подвластные князьям и их дружине земли.

Летописное свидетельство «Повести временных лет» о призвании варягов на Русь было использовано приглашенными в Россию в XVIII в. немецкими учеными Г. Байером, Г. Миллером и А. Шлёцером для создания так называемой «норманнской теории» возникновения Древнерусского государства. Данная теория обосновывала изначальную неспособность славян к самоуправлению и государственной организации, и тем самым оправдывала иностранную (немецкую) власть (бироновщина, мекленбург-шверинские, брауншвейгские и голштинские правители, Екатерина II). С тех пор не стихают споры между «норманнистами» и «антинорманниста- ми», первым из которых стал великий русский ученый М.В. Ломоносов.

Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь, который опирался на старшую и младшую дружину. Из старшей дружины формировался совет бояр. В отдельных землях собирались народные собрания – вече.

Своего расцвета Древнерусское государство достигло в годы княжения Владимира I Святославича (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). При Владимире I Русь приняла христианство, при Ярославе Мудром были составлены первые письменные законы «Русская Правда», а Киев стал одним из самых богатых го- родов Европы и соперничал не только с западноевропейскими столица- ми, но и с Константинополем. В 1036 г. была образована киевская митрополия, в 1037 г. построен киевский собор Святой Софии. Многие европейские государства стремились к родству с русским великокняжеским домом. В это время было кодифицировано древнерусское право — создана «Русская Правда» — древний свод законов Руси, где давалось определение различным формам зависимости населения и запрещалась кровная месть.

С 30-х гг. XII в. на Руси начинается период политической раздробленности, продолжавшийся плоть до конца XV в., что стало закономерным следствием эволюции феодальных отношений. Важнейшие причины распада единства Древнерусского государства были связаны с:

· сложным, законодательно не оформленным порядком престолонаследия;

· относительной политической самостоятельностью местных княжеств;

· слабостью экономических связей между Киевом с формально подчиненными ему территориями;

· утратой Киевом значения центра транзитной торговли на пути «из варяг и греки» и др.

Во второй половине XIII в. Древнерусское государство представляло собой ряд самостоятельных княжеств и земель. Крупнейшими из них были Новгородско-Псковская земля, Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество) и Северо-Восточные земли (Владимиро-Суздальское княжество). Их обособление усилилось в результате монголо-татарского завоевания.

Вторжение немецких и шведских захватчиков в западные и северо-западные пределы русских земель, монголо-татарское завоевание Руси и золотоордынское иго привели к длительному экономическому, политическому и культурному упадку русских земель, длившегося вплоть до начала XIV в.

Лишь в ХIV в. обозначилась стойкая тенденция к возвышению Мо- сквы и собиранию вокруг нее других русских земель благодаря деятельности московских князей: Ивана Калиты, Симеона Гордого, Ивана Красного, Дмитрия Донского и Василия Темного, снискавших благосклонность Золотой Орды, а также поддержку и со- действие боярства и православного духовенства.

 

Вариант I. Древняя Русь: основные этапы развития

Вопросы к теме II(1)

 

1. Древнерусское государство в IX – начале XIII вв.: образование, основные этапы развития, причины и последствия политического распада Древней Руси.

2.Развитие русских княжеств и территорий во второй половине XIII – первой половине XV вв.

 

www.ronl.ru

Русь Древняя и Удельная Библиографический указатель

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

Библиографический указатель «Русь Древняя и Удельная», подготовленный Отделом справочно-библиографического и информационного обслуживания Научной библиотеки МГИМО (У), включает библиографические записи о книгах данной тематики, которые наиболее полно отражают историю становления, формирования и расцвета Киевской Руси (09–XI в.), а также период феодальной раздробленности страны (XII–XIV в.). Представлены книги по истории, философии, религии, праву, искусству и литературе Древней Руси.

При составлении указателя был использован электронный каталог НБ МГИМО (У).

Библиографические описания книг имеют шифр книгохранения библиотеки.

Указатель рассчитан на студентов, аспирантов, преподавателей.

Библиографический указатель снабжен справочным аппаратом, включающим: указатель авторов и предметный указатель.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКАим. И.Г. ТЮЛИНА 1

Содержание 3

Киевская Русь 4

Удельная Русь 8

Дипломатия Древней Руси 10

Библейская Русь 12

Русское право 14

Культура Руси 16

УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ 20

УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ 24

9(47)

А46

Александров Д.Н.

   Очерки по истории княжеской власти и соправительства на Руси в IХ–ХV вв. / Д.Н. Александров, С. А. Мельников, С. В. Алексеев. – Академия Естественных наук РФ. – М. : Мосты, 1995. – 114 с. – С дарств. надп. одного из авт.

90

А61

   Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси : антология / сост. Д. Маджеска ; пер. с англ. З.Н. Исидоровой. – Самара : Изд-во Самарского ун-та, 2001. – 284 с.
9(47)

А86

Артамонов М.И.

   История хазар / М.И. Артамонов. – 2-е изд. – СПб. : Лань, 2001. – 687 с. : ил. – (Мир культуры, истории и философии).

9(47)

А95

Ахиезер А.С.

   История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко ; фонд «Либеральная миссия». – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Новое издательство, 2008. – 462 с.

9(47)

Р76

Бокарев Ю.П.

   Мир накануне рождения Руси / Ю.П. Бокарев // Россия и мировая цивилизация: К 70-летию члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова / Ин-т российской истории РАН; Редкол.: А.Н. Боханов, М.Г. Вандалковская, А.В. Игнатьев и др. – М., 2000. – С. 38-57.

90

В16

Вальденберг В.Е.

   Древнерусские учения о пределах царской власти : очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века / В.Е. Вальденберг. – М. : ИД «Территория будущего», 2006. – 365 с. – (Университетская библиотека Александра Погорельского) (История. Культурология).

92

В19

Васильева Л.Н.

   Жены русской короны. В 2 кн. Кн. 1 / Л.Н. Васильева. – М. : Атлантида XX век, 1999. – 416 с. : ил.

9(4)С

В27

«Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI–XIII вв. : [перевод] / под ред. В.Л. Янина ; вступ. ст. и коммент. Н.И. Щавелевой . – М. : Изд-во МГУ, 1987. – 261 с. : ил., карт. – Библиогр. в примеч.: с. 203-250.
9(47)

В35

Вернадский Г.В.

   Древняя Русь / Г.В. Вернадский. – Тверь : Аграф : ЛЕАН, 1997. – 446 с. – (История России).

9(4)С

В42

   Византия. Средиземноморье. Славянский мир : [сборник статей : к XVIII Междунар. конгр. византинистов, 8-15 авг.] / ред. Г.Г. Литаврин . – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 191 с.
9(47)

Г80

Греков Б.Д.

   Киевская Русь / Б.Д. Греков. – Л. : Политиздат, 1953. – 568 с.

9(47)

Г80

Греков Б.Д.

   Славяне. Возникновение и развитие Киевского государства / Б.Д. Греков. – М. : Воениздат, 1946. – 58 с.

9(47)

Г94

Гумилев Л.Н.

   Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 764 с. : ил. – (Библиотека истории и культуры).

9(47)

Г94

Гумилев Л.Н.

   От Руси до России : очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 318 с. : ил. – (Библиотека истории и культуры).

9(47)

Г94

Гумилев Л.Н.

   Открытие Хазарии / Л.Н. Гумилев. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 412 с. : ил. – (Библиотека истории и культуры).

9(47)

Д18

Данилевский И.Н.

   Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.) : курс лекций / И.Н. Данилевский. – М. : Аспект-Пресс, 1998. – 400 с. – (Открытая книга – открытое сознание – открытое общество).

9(47)

Д73

   Древнейшие государства Восточной Европы : 2004 год : политические институты Древней Руси / Ин-т всеобщей истории РАН ; отв. ред. Т.В. Гимон, Е.А. Мельникова. – М. : Восточная литература, 2006. – 438 с.
9(47)

Д73

   Древности славян и Руси : сборник статей / Ин-т археологии АН СССР ; отв. ред. Б.А. Тимощук. – М. : Наука, 1988. – 288 с., ил. – Библиогр. в примеч. в конце ст.
90

Д73

   Древняя Русь в свете зарубежных источников : учеб. пособие / под ред. Е.А. Мельниковой. – М. : Логос, 2000. – 606 с. : ил.
902

Д73

   Древняя Русь и славяне / Ин-т археологии АН СССР. – М. : Наука, 1978. – 447 с.
9(47)

З-67

   Златоструй. Древняя Русь, X–XIII вв. / сост., авт. текста, коммент. А.Г. Кузьмина, А.Ю. Карпова. – М. : Молодая гвардия, 1990. – 304 с. : ил. – (Дороги человеческой мысли).
9(47)

З-80

Золотаревский М.

   Образование древнерусского государства / М. Золотаревский. – Иерусалим : Скопус, 2005. – 160 с.

9(47)

И46

Ильичев А.Т.

   Справочник по русской истории. Киевская Русь, IX–XII вв. / А.Т. Ильичев. – 2-е изд. – М. : Изд-во ЛКИ, 2007. – 142 с.

9(47)

И90

   История СССР. С древнейших времен до наших дней. В 2 сериях, в 12 т. : 1-я серия. С древнейших времен до Великой Октябрьской соц. революции. Т. 1 : Первобытнообщинный строй. Древнейшие государства Закавказья и Средней Азии. Древняя Русь (до начала XIII в.) / Ин-т истории АН СССР ; пред. ред. совета Б.Н. Пономарев ; ред. С.А. Плетнева, Б.А. Рыбаков. – М. : Наука, 1966. – XXXII, 719 с. : ил. и карт. – Библиогр.: с. 695-708.
9(47)

К21

Карамзин Н.М.

   История государства Российского. В 12 т. Т. 1 / Н.М. Карамзин ; РАН ; отв. ред., авт. предисл. А.Н. Сахаров. – М. : Наука, 1989. – 637 с. : 1 л. портр.

92

К21

Каргалов В.В.

   Полководцы Древней Руси / В.В. Каргалов, А.Н. Сахаров. – 2-е изд. – М. : Молодая гвардия, 1986. – 575 с., ил. – (Жизнь замечательных людей ; вып.11 (654)).

92

К26

Карпов А.Ю.

   Владимир Святой / А.Ю. Карпов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Молодая гвардия, 2004. – 454 с., ил. – (Жизнь замечательных людей ; Вып. 914).

92

К26

Карпов А.Ю.

   Ярослав Мудрый / А.Ю. Карпов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 583 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей ; Вып. 948).

9(47)

К52

Ключевский В.О.

   Боярская Дума Древней Руси. Добрые люди Древней Руси / В.О. Ключевский. – Репринт. воспр. изд. 1902, 1892 гг. – М. : Ладомир, 1994. – 570 с.

9(47)

К52

Ключевский В.О.

   Древнерусские жития святых как исторический источник / В.О. Ключевский ; АН СССР. – Репринт. изд. – М. : Наука, 1988. – 505 с., разд.паг.;1 л.портр. – Библиогр. в конце кн. – Археогр. обзор рукоп. источников, упоминаемых в кн. В.О.Ключевского, список печат. изд., цитируемых в кн. В.О.Ключевского в конце кн. – Указ. в конце кн.

9(47)

К54

Князький И.О.

   История России в портретах ее правителей. Вып. 1 : Правители Киевской Руси (IX–XI вв.) / И. О. Князький ; Коломенский пед. ин-т. – Коломна, 1999. – 130 с.

9(47)

К73

Котляр Н.Ф.

   Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах / Н.Ф. Котляр. – Киев : Наукова думка, 1986. – 159 с. – (Научно-популярная литература).

9(47)

К78

Краснов Ю.К.

   Становление и особенности древнерусского государства : учеб. пособие / Ю.К. Краснов ; МГИМО МИД РФ ; Центр по гос. и муницип. управлению. – М., 1996. – 20 с.

9(47)

К89

Кузьмин А.Г.

   Начальные этапы древнерусского летописания / А.Г. Кузьмин. – М. : Изд-во МГУ, 1977. – 406 с.

9(47)

Л58

Лимонов Ю.А.

   Владимиро-Суздальская Русь : очерки социально-политической истории / Ю.А. Лимонов ; отв. ред. Б.А. Рыбаков ; Ин-т истории СССР АН СССР, Ленингр. отд-ние. – Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. – 216 с.

9(4)С

Л64

Литаврин Г.Г.

   Византия и славяне : сборник статей / Г.Г. Литаврин. – 2-е изд. – СПб. : Алетейя, 2001. – 606 с. – (Византийская библиотека. Исследования).

9(47)

Л93

Любавский М.К.

   Лекции по древней русской истории до конца XVI века : учеб. пособие для вузов / М.К. Любавский. – 5-е изд., стереотип. – СПб. : Лань, 2002. – 479 с. : 1 л. портр. – (Мир культуры, истории и философии) (Классики исторической мысли).

9(47)

М12

Мавродин В.В.

   Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности : учеб. пособие / В.В. Мавродин. – М. : Высшая школа, 1971. – 192 с.

9(47)

Н84

Носовский Г.В.

   Новая хронология Руси / Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко. – М. : Факториал Пресс, 2000. – 256 с.

9(918)

О-28

   Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего средневековья / отв. ред. Б.Н. Флоря ; Ин-т славяноведения РАН. – М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – 317 с. : ил.
9(47)

П31

Петрухин В.Я.

   Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье : учеб. пособие для вузов / В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1998. – 383 с. : ил. – (Studia Historica).

9(47)

П91

Пушкарева Н.Л.

   Женщины Древней Руси / Н.Л. Пушкарева. – М. : Мысль, 1989. – 287 с. : 16 л. ил. – (Библиотечная серия).

9(47)

Р23

Рапов О.М.

   Княжеские владения на Руси в X – первой половине XIII в. / О.М. Рапов. – М. : Изд-во МГУ, 1977. – 261 с. : 2 л. схем.

39

Р76

   Российская повседневность: от истоков до середины XIX века : учеб. пособие / под ред. Л.И. Семенниковой ; МГУ им. М.В. Ломоносова, фак. гос. управления. – 2-е изд. – М. : Кн. дом «Университет», 2007. – 239 с.
9(47)

Р76

   Россия и степной мир Евразии : очерки / под ред. Ю.В. Кривошеева. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 431 с.
9(47)

Р83

Руднев В.А.

   Слово о князе Владимире / В.А. Руднев. – М. : Советская Россия, 1989. – 239 с. : 8 л.

9(47)

Р93

Рыбаков Б.А.

   Мир истории : начальные века русской истории / Б.А. Рыбаков ; худож. К. Сошинская. – М. : Молодая гвардия, 1984. – 351 с. : ил. – (Эврика). – Лит. по истории Руси и рус. культуры IX–XIII вв.: с. 351. – На пер. авт. не указ.

9(47)

Р93

Рыдзевская Е.А.

   Древняя Русь и Скандинавия в IX–XIVвв. : (материалы и исследования) / Е.А. Рыдзевская ; сост. и подгот. к изданию М.Б. Свердлов ; отв. ред. И.П. Шаскольский ; Ин-т истории АН СССР. – М. : Наука, 1978. – 240 с.

9(47)

С22

Сахаров А.Н.

   Великая судьба молодого народа (Митрополит Иларион) / А.Н. Сахаров // Подвижники России: Исторические очерки. – М.: Русское слово, 1999. – С. 22–34.

9(47)

С22

Сахаров А.Н.

«Заступники Русской земли» (Святые Борис и Глеб) / А.Н. Сахаров // Подвижники России: Исторические очерки. – М.: Русское слово, 1999. – С. 10–21.

9(47)

С22

Сахаров А.Н.

«Утер пот» за отечество (Владимир Мономах) / А.Н. Сахаров // Подвижники России: Исторические очерки. – М.: Русское слово, 1999. – С. 35–54.

9(47)

С24

Свердлов М.Б.

   Генезис и структура феодального общества в Древней Руси / М.Б. Свердлов ; под ред. И.П. Шаскольского ; Ин-т истории СССР АН СССР. – Л. : Наука, 1983. – 238 с. – Библиогр.: с. 230–231. – Указ. имен: с. 232–237.

90

С47

   Славяне и Русь : (в зарубежной историографии) : сборник науч. трудов / Ин-т археологии АН УССР ; отв. ред. П.П. Толочко. – Киев : Наукова думка, 1990. – 149 с., ил. – (Археология). – Библиогр. в примеч. в конце ст.
902

С47

   Славяне и скандинавы : сборник статей : пер. с нем. / общ. ред. Е.А. Мельниковой ; послесл. А.Н. Кирпичникова и др. – М. : Прогресс, 1986. – 411 с. : 12 л. ил. – Библиогр.: с. 406–409. – Библиогр. в примеч.: с. 365–405.
9(47)

С47

   Славянская энциклопедия. Киевская Русь-Московия. В 2 т. Т. 1 : А–М / авт.-сост. В.В. Богуславский ; науч. ред. Е.И. Куксина. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 783 с. : ил.
9(47)

С47

   Славянская энциклопедия. Киевская Русь-Московия. В 2 т. Т. 2 : Н–Я / авт.-сост. В.В. Богуславский ; науч. ред. Е.И. Куксина. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 815 с. : ил.
32

Р32

Соколов А.К.

   Проблемы исторического районирования России / А.К. Соколов // Регионы и регионализм в странах Запада и России/ Ин-т всеобщей истории РАН; Отв. ред. Р.Ф. Иванов. – М., 2001. – С. 62–73.

90

С59

Соколов А.Н. (митрофорный протоиерей).

   Первый собиратель великой Руси : святой благоверный Андрей Юрьевич Боголюбский – великий князь Владимирский, его военные и духовно-просветительские труды по объединению русских княжеств / А.Н. Соколов. – Н. Новгород, 2009. – 382 с. : ил. – С дарств. надп. авт.

9(47)

С60

Соловьев С.М.

   Древняя Россия / С.М. Соловьев ; послесл. и коммент. В.Я. Петрухина. – М. : Высшая школа, 2004. – 328 с. : 1 л. портр. – (Классика исторической науки).

9(47)

Т52

Толочко П.П.

   Древняя Русь : очерки социально-политической истории / П.П. Толочко ; Ин-т археологии АН СССР. – Киев : Наукова думка, 1987. – 245,[1] с., ил. : прил. ([2] отд. л. ил.).

90

Ф76

Фоменко И.К.

   Скифия – Тартария – Московия – Россия – взгляд из Европы : Россия на старинных картах / И.К. Фоменко. – М. : Фирма «Актеон», 2008. – 810 с. : ил., карт.

9(47)

Ф92

Фроянов И.Я.

   Древняя Русь : опыт исследования истории социальной и политической борьбы / И.Я. Фроянов ; под ред. А.Я. Дегтярева. – СПб. : Златоуст, 1995. – 704 с.

9(47)

Ф92

Фроянов И.Я.

   Киевская Русь : очерки социально-политической истории / И.Я. Фроянов ; отв. ред. В.В. Мавродин. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. – 256 с. – Указ. имен, предм.: с. 244-255.

9(47)

Ш75

Шмурло Е.Ф.

   Курс русской истории : возникновение и образование Русского государства (862–1462) / Е.Ф. Шмурло ; отв. ред. А.А. Корольков ; Рос. академия образования, северо-западное отд. – 2-е изд., испр. – СПб. : Алетейя, 2000. – 542 с. – (Библиотека русской педагогики).

l.120-bal.ru