Открытый урок по истории мира 5 класс на тему "Древняя Греция". Древняя греция урок


Разработка урока по теме "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • изучить древнейший период в истории Греции, исследуя древнегреческие мифы, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник;
  • формировать умение анализировать исторические источники и делать выводы;
  • развивать интерес к изучению истории.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компетентностно-ориентированных заданий / КОЗ/.

Оборудование урока:

  1. «История древнего мира». Учебник для 5 класса / авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая /
  2. Карта «Древняя Греция до V века до н.э.»
  3. Хрестоматия по истории Древнего мира. М. «Просвещение»,1991.
  4. Компьютерная презентация «Древняя Греция периода Крита и Микен»

Ход урока.

1. Вводный рассказ учителя с использованием компьютерной презентации.

Мы познакомились с вами с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Более 3,5 тыс. лет назад первые государства возникли и в Европе. Одним из них была Древняя Греция.( Слайд 1.) Перенесемся в дельту Нила и оттуда на гребных судах совершим путешествие к острову продолговатой формы. Это остров Крит. (Слайд 2.) Расположенный в Средиземном море он считается частью Европы. С конца III тысячелетия до н.э. на Эгейском море владычествовали цари Крита. Города Древней Греции Микены, Тиринф, Пилос, Афины платили дань критскому царю. Сто лет назад археологи раскопали на Крите огромный многоэтажный дворец, стены которого украшены росписями. (Слайд 3.) Также были найдены глиняные таблички с письменами, однако эти надписи до сих пор не разгаданы.( Слайд 4.) В 15 веке до н.э. на острове Фера близ северных берегов Крита произошло извержение вулкана и землетрясение. Остров был разрушен. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки. Самым богатым и могущественным городом Древней Греции был город Микены.(Слайд 5.) Он расположен на скалистом холме. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, вел через Львиные ворота.(Слайд 6.) Внутри крепости находился царский дворец. Поблизости археологи раскопали царские могилы. ( Слайд 7.) Вслед за Критом греки стали заселять и другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах. Сильным соперником в этой борьбе было Троянское царство.

(Слайд 8.) Около 1200 г. до. н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Греки разрушили и сожгли Трою. Но потом в Грецию с севера вторглись воинственные племена. Они разрушили Микены и многие другие города. Произошел упадок культуры, греки перестали пользоваться письмом и забыли его. Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.

Вопросы классу с целью актуализации знаний:

  • Откуда мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом?
  • Кто изучает исторические источники?
  • Какие бывают исторические источники?

- Такими источниками для изучения Древней Греции являются мифы. Что такое мифы? Историческими источниками являются поэмы древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея». ( Слайд 9). Более ста лет назад вопрос о Древней Греции даже не ставился. Поэмы Гомера просто считались литературными произведениями, не связанными с жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они соединение различных мифов. И только немецкий археолог Генрих Шлиман (Слайд 10.)подошел к ним как к историческим источникам. Эта мысль настолько овладела им, что он забросил бизнес и занялся поисками Трои. И он нашел ее 14 июня 1873 г. Так началось открытие микенской цивилизации.

2. Мотивация учащихся.

А вы хотите поработать в роли историков-исследователей? Давайте попробуем. Для этого я вам предлагаю следующие задания.

/Учащимся предлагаются задания на выбор, но учитель корректирует и направляет его в соответствие с уровнем способностей учащихся. Задания могут выполняться как в группе, так и индивидуально/

КОЗ 1.Задание.

  1. Изучите карту Древней Греции и карту мира.
  2. Определите географическое положение Древней Греции.
  3. Охарактеризуйте по карте природные условия Древней Греции.
  4. Сделайте вывод: каким занятиям благоприятствовали эти природные условия , а каким нет .

Источник информации :

  1. Атлас по истории древнего мира.
  2. Карта мира.

Модельный ответ:

Древняя Греция располагалась на материке Евразия, в южной части, на Балканском полуострове. С запада, юга и востока омывается морями.

Климат теплый, полноводных рек нет, местность гористая, почвы каменистые.

Природные условия Древней Греции благоприятствовали мореплаванию и торговле, и не благоприятствовали земледелию.

Задания Критерии оценивания Баллы Общее количество баллов

1. Определение географического положения.

Указан:

- материк

- географическая часть материка

-географический объект

 

1

1

1

3

2. Характеристика природных условий.

Охарактеризованы:

- климат

- реки

- почва

 

1

1

1

3

3. Вывод.

Вывод сделан:

- самостоятельно

-с помощью учителя

2

1

2

Аналитическая шкала:

8-7 баллов – оценка «5»6–5 баллов - оценка «4»4-3 балла – оценка «3»

КОЗ 2.Задание.

  1. Изучите отрывки из поэм “Илиада”и ”Одиссея”.
  2. Проанализируйте их и сделайте вывод о том, чем занимались древние греки.
  3. Распределите эти занятия по степени значимости для греков.
  4. Аргументируйте свой ответ.

Источник информации:

  1. Хрестоматия по истории древнего мира.
  2. Карта Древней Греции

Модельный ответ.

Греки занимались земледелием , выращиванием оливок и винограда, ремеслом и торговлей, мореплаванием. Наиболее значимыми для греков были разведение оливок и выращивание винограда, ремесло и торговля, мореплавание, которым способствовали природные условия Греции и не способствовали земледелию, так как в Греции не было полноводных рек и плодородных почв, потому что местность была гористой.

Задания Критерии оценивания Баллы
Общее количество баллов

1.Определение занятий греков.

Указаны:

- 6 занятий

- 5 занятий

- 4 занятия

- 3 занятия

- 1-2 занятия

 

5

4

3

2

1

5

2. Расположение по степени значимости.

Самостоятельно

С помощью учителя

Не выполнено

2

1

0

2

3. Аргументация ответа.

Самостоятельно

С помощью учителя

Не выполнена

2

1

0

2

Аналитическая шкала

9-8 баллов – оценка «5» 7-6 баллов – оценка «4» 5-4 балла – оценка «3»

КОЗ 3.Задание.

  1. Прочитайте миф о Тесее и Минотавре.
  2. Перескажите его.
  3. Как вы считаете, что в мифе вымышленного?
  4. Что могло соответствовать исторической действительности?

Источник информации:

  1. Учебник по истории древнего мира. § 24

Модельный ответ.

В мифе о Тесее сказочным является чудовище Минотавр с головой быка и телом человека, происхождение названия Эгейского моря. Исторической действительности могло соответствовать существование государства, о чем свидетельствует слова «царь», «дань»; то, что греки умели строить корабли и занимались мореплаванием, умели выплавлять металлы ( меч).

Задания Критерии оценивания Баллы Общее количество баллов

1.Пересказ мифа.

- близко к тексту

- допущены неточности

- неполный пересказ

3

2

1

3

2. Определение, что в мифе вымышленного.

Указаны:

- самостоятельно 2 положения.

- самостоятельно 1 положение.

- 1-2 положения с помощью учителя.

3

2

1

3

3. Определение, что в мифе могло соответствовать исторической действительности.

Указаны:

- самостоятельно 3 -4 положения

- самостоятельно 1 -2 положения

- 1-2 положение с помощью учителя

 

3

2

1

3

Аналитическая шкала.

9-8 баллов – оценка «5» 7-6 баллов – оценка «4» 5-4 балла – «3»

КОЗ 4.Задание.

  1. Прочитайте миф о начале Троянской войны. Перескажите его.
  2. Как вы считаете, что в мифе вымышленного?
  3. Что могло соответствовать исторической действительности?

Источник информации:

  1. Учебник по истории древнего мира. § 25

Модельный ответ.

Вымышленным в мифе можно считать объяснение причин Троянской войны действиями богов, а соответствующим исторической действительности существование у греков государства, войну Микен и Трои, садоводство.

Задания Критерии оценивания Баллы Общее количество баллов

1. Пересказ мифа.

- близко к тексту

- допущены неточности

- неполный пересказ

3

2

1

3

2. Определение, что в мифе вымышленного.

Указаны:

- самостоятельно 1-2 положения.

- 1-2 положения с помощью учителя.

2

1

2

 

3. Определение, что в мифе могло соответствовать исторической действительности.

Указаны:

- самостоятельно 3 положения

- самостоятельно 1 -2 положения

- 1-2 положение с помощью учителя

3

2

1

3

Аналитическая шкала.

8-7 баллов – оценка «5» 6-5 баллов – оценка «4» 4-3 балла - оценка «3»

3. Выполнение учащимися КОЗ.

4. Отчет о выполненных заданиях.

5. Итоги урока.

6. Рефлексия.

Презентация

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Открытый урок по истории мира 5 класс на тему "Древняя Греция"

Открытый урок по истории в 5 а классе.

«Путешествие по Древней Греции»

Цели урока: обучающая: систематизация знаний учащихся по истории

Древней Греции;

воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры

продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, входе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;

развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической

картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, умение работать с различными источниками информации, развивать навык самостоятельной и групповой работы.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: игра – путешествие «Виртуальная экскурсия»

Технология: игровая, групповая деятельность, сотрудничество, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», карточки, интерактивная доска (презентация), звуковые эффекты, рисунки с изображением Древней Греции

Формирование ключевых компетенций:

-учебно-познавательная: умения самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать работу, представлять результаты деятельности), логически мыслить, выделять главное, сравнивать и обобщать;

- информационная: умения работать с дополнительными источниками информации (справочная и учебная литература), анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников;

- общекультурная: умения применять полученные знания в жизни.

Структура урока:

1. Организационный момент. (2 минуты)

- сообщение темы и целей перед учащимися

2. Закрепление знаний. (36 минут)

- проведение игры

- физкультминутка

3. Итоги урока. (3 минуты)

- анализ хода урока учителем

- оценка знаний учащихся и их активности

4. Домашнее задание. (2 минуты)

5. Рефлексия. (2 минуты)

Ход урока:

1. Организационный момент.

- сообщение темы и целей перед учащимися

Сегодняшний урок я хочу начать с таких строк:

Греция – как много в этом словеДля каждого из нас отозвалась.Олимп стоит так гордо и высоко,и видит все… всех греческих Богов

И Зевс и Гера, и ПандораВсе воедино здесь слилось.И подчиняясь всем законамВедут обычный разговор

Но смертный грек, боясь удара молнийКлянется «Зевсом» - клятвою своей,Что будет жить во все века с народомКоторый будет он любить!

Ребята на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории.

Тема нашего сегодняшнего урока «Повторение и обобщение знаний по Древней Греции».

Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Цель нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.

Сегодня мы совершим путешествие по Элладе. В ходе нашей игры вы будете разделены на 3 команды. Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно. За каждый правильный ответ команда будет получать древнегреческую монету.

1. Закрепление знаний.

- проведение игры

Прежде чем нам совершить экскурсию, мы должны больше узнать о той стране, в которую собираемся отправиться.

Задание 1.1«Визитная карточка»

Первый наш конкурс называется «Визитная карточка». Цель этого этапа заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции.

Сейчас вы выступите в роли туроператора.

Это такие люди, которые рассказывают желающим об отдыхе в какой – либо стране, все что их интересует. Но рассказывают так, чтобы им захотелось туда поехать. Сейчас вы увидите фото с изображением Древней Греции. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население и составить рассказ. Так как вы выступите в этой роли впервые, то я решила вам облегчить немного задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связанным, у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски. Вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите по 1 монете. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 монет.

Карточка № 1.

Эта страна расположена на (Балканском) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой (лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (жаркий), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы (каменистые), плодородных (рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (Эгейскому) или (Ионическому) морю.

Карточка № 2.

Греция – это страна (гор) и быстрых горных (рек) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но (тёплая). Хотя в стране мало (лесов) и (плодородных земель), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные (пастбища), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (виноградники), ягоды которые переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести (амфоры) – сосуды для вина и масла .

Карточка № 3

Эта страна расположена на (Балканском) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой (лес) можно найти только на севере. Между гор находятся зелёные (пастбища), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (виноградники), ягоды которые переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе.

Подведём итог: Молодцы, с первым заданием справились хорошо и принесли в копилку своей команды первые монеты.

Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения другой страны, но и хоть немножечко знать язык.

На слайде показать карту и проверить текст

_____________________________________________________________________________

Задание 2«Переводчик»

Следующий наш конкурс называется «Переводчик».

Распечатать на формате А3 Картинку с греческим мотивам, а с другой стороны задание.

Как вы думаете, какова цель этого конкурса? (ответы ребят)

Цель: выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в двух конвертах разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 монету.

Демос

простой народ

Ареопаг

совет знати

Архонты

правители

Долговой камень

камень, установленный на земле должника

Демократия

власть народа

Илоты

рабы

Лаконичная речь

краткая

Пираты

морские разбойники

Полис

город – государство

Атлет

участник состязаний

Ипподром

место для проведения конных соревнований

Стратег

военачальник

Амфора

сосуд для вина с маслом или вином

Педагог

сопровождающий ребёнка

Триера

мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел

Оратор

человек, умеющий произносить речь

Чтобы проверить, правильно ли вы выполнили это задание, переверните карточки и у вас должна получиться картинка.

Подведём итог: итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции и исторические термины.

___________________________________________________________________________

УЧЕНИЦА РАССКАЗЫВАЕТ ОБ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

___________________________________________________________________________

Задание 3 «Мифы и легенды Древней Греции».

Мы продолжаем с вами путешествие по загадочной стране Греция. Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории.

И следующее наше задание называется «Мифы и легенды Древней Греции».

Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции, назвать героев и передать его содержание. Сейчас вашему вниманию будут показаны предметы.

Внимание черный ящик. В ящике лежат предметы относящиеся к Мифам Древней Греции

Миф 1. меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре)

Миф 2. корабль с черными парусами (Эгей и его сын Тесей)

Миф 3. перья, воск и нитки (Дедал и Икар)

Миф 4. яблоко с надписью «Прекраснейшей» (миф о начале Троянской войны)

Миф 5. огонь, утёс, цепи, орёл, печень (миф о Прометее)

Миф 7. троянский конь (миф о победе греков)

Подведём итог: вы молодцы, вспомнили греческие мифы.

_____________________________________________________________________________

Музыкальная пауза – Девочки в костюмах танцуют танец Сертаки

Задание 4 «Священный Олимп»

Но путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой, по преданию греков, жили боги. Следующее наше задание так и называется «Священный Олимп». Какова цель этого задания? (ответы ребят) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – Игра угадай по 4 картинкам слово)

Цель: по предметам определить, кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся. Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, и назвать покровителем чего он являлся. За каждый правильно данный ответ вы получите по 2 монеты. Вопросы будут заданы каждому участнику. Если ваш товарищ не знает ответа, то вы можете помочь ему. Если будет дана только одна характеристика, например, назовёте только бога, но не вспомните, олицетворением чего он был, то команда получит только 1 монету.

1. Колесница, орёл, молния (Зевс – бог грома и молнии)

2. Меч, шлем, копьё (Арес – бог войны)

3. Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)

4. Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)

6. Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)

7. Трёхглавый пёс, колесница (Аид – бог подземного царства)

8. Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)

Подведём итог: молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится.

ЗАДАНИЕ 5 Крылатые выражения.

А мы продолжаем своё путешествие по Греции. Сейчас мы с вами оказались перед прекраснейшим городом – Афины.

Внимание Задание – Видео вопросы

Следующий наш конкурс

Крылатые выражения.

Яблоко раздора – причина ссоры..Троянский конь – подарок с подвохом.Нить Ариадны – путеводная нить. 

Подведём итог: Вы успешно справились и с этим заданием.

И впереди у нас остался последний конкурс:

«Личность в истории». Какую цель мы поставим для себя в этом конкурсе? Цель: обобщить и систематизировать знания исторических личностей Древней Греции.

Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова и какой вклад он внёс в развитие страны. Если вы сумеете назвать и историческое лицо и тот вклад, который он внёс в развитие истории своей страны, то получите 2 монеты. Если ваш ответ будет неполным, то сможете принести в копилку своей команды - 1 монету.

1. «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…»

( Эгей)

2. «Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом» (Дедал)

3. «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» (Афродита)

3. Итоги урока.

- анализ хода урока учителем

Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране Древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. На следующем уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию – Рим.

- оценка знаний учащихся и их активности

Гера( с подносом винограда) Подождите, подождите. Этот подарок просил передать вам Дионис – Бог вина. Эти гроздья с его замечательного виноградника, отведайте пожалуйста.Подносят к гостям виноград 

4. Домашнее задание.

Составить кроссворд на тему: «Древняя Греция».

Карточка № 1.

Эта страна расположена на (_____) полуострове. Греция по рельефу - это (_____) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (_____), по преданию на ней живут (_____). В Греции нет (_____), пригодного для строительства, хвойный строевой (_____) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (_____), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы (_____), плодородных (_____) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (___________) или (____________) морю.

Карточка № 2.

Греция – это страна (____) и быстрых горных (_____) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но (_____). Хотя в стране мало (_____) и (_____), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные (_____), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (____________),- ягоды которые переливаются на солнце. Из (__________) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести (_____) – сосуды для вина и масла.

Карточка № 3

Эта страна расположена на ( ) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции –

( ), по преданию на ней живут

( ). В Греции нет ( ), пригодного для строительства, хвойный строевой ( ) можно найти только на севере. Между гор находятся зелёные ( ), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране, вы можете увидеть огромные ( ), ягоды которые переливаются на солнце. Из ( ) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе.

infourok.ru

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"

минуты

I.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся. Сегодня мы проводим несколько необычный урок, на котором присутствуют гости. Постараемся работать как всегда плодотворно.

Организация формулировки темы урока и постановка цели урока учащимися.

Греки любят рассказывать такую легенду. Когда Бог все раздал: кому леса, кому поля, у него в руках осталась горстка драгоценных камней. Он их бросил через плечо, и получилась Греция. Изумруды стали густыми лесами, сапфиры – лазурными морями, а рубины – потрясающим небом на закате. Греция – это страна удивительной красоты и древнейшей культуры, колыбель цивилизации, родина демократии. Многие достижения греков оказали огромное влияние на последующее развитие человечества.

О Древней Греции можно говорить часами. И мы посвятили знакомству с ней достаточно времени.

* Подумайте а чем же мы будем сегодня заниматься на уроке.

Но пришла пора проверить уровень Ваших знаний по данной теме. И если вы будете работать в полную силу, то в конце этого урока сможете: - показать значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру;- соотносить даты и события; раскрывать смысл понятий и терминов;- презентовать результаты групповой и индивидуальной деятельности;- формулировать оценочные суждения, обосновывая и защищая свою точку зрения.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

минут

II.Актуализация знаний

Конкурс- разминка «На родине Богов и героев» .1. На этом острове храбрый юноша по имени Тесей вступил в схватку с чудовищем в виде полубыка – получеловека и убил его. Ему никогда не удалось бы найти выход из лабиринта, если бы Ариадна, дочь царя, не дала ему клубок ниток. (о.Крит)2. У стен этого города сражались легендарные герои Древней Греции Ахиллес, Патрокл, Гектор. В ходе войны враги десять лет осаждали этот город. Но гибель жителей этого города принесли не вражеские стрелы. Опасность таилась внутри деревянного коня. (Троя)3. Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына.- Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!»  (Спарта)4. На радостях Тесей забыл сменить паруса. А его старый отец день изо дня стоял на берегу, на высокой скале, и вглядывался в пустынную гладь моря. Наконец на горизонте показался корабль. Но не видно его парусов. До боли в глазах всматривается царь вдаль и с ужасом видит, что паруса остались черными. В отчаянии он бросается со скалы в море. И с тех пор оно стало называться его именем .(Эгей)5. На этом полуострове практически каждый камень окутан мифом, любой город хранит свою уникальную историю. Достаточно только сказать, что именно здесь находятся Олимпия, родина Олимпиады, Микены (основание которых легенды приписывают победителю медузы Горгоны Персею), Спарта. На этой земле совершал свои подвиги и величайший герой древности Геракл.  (Балканский)6. «Да ты — чурбан, коли … не видывал; Осел — коли, увидев, не пришел в восторг; Верблюд — коли покинул их, не жалуясь» — так говорили об этом городе. (Афина)

Работа групп с контурными картами «кто быстрей».

минут

минут

минут

минут

Проведение физкультминутки

III.Обобщение и систематизация знаний.

Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши.

Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

  1. Работа по группам

1группа «Туроператоры»

Выполняя задания этого ряда вы выступите в роли туроператора. Это такие люди, которые рассказывают желающим отдохнуть о какой – либо стране. Но рассказать так, чтобы им захотели туда поехать. У вас на партах карта Древней Греции. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население и составить рассказ. Так как вы выступите в этой роли впервые, то я решила вам облегчить немного задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связанным,  у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски.

2. Карточка № 1. «Заполни пропуски»

   Эта страна расположена на _____полуострове. Греция по рельефу -  это _______страна, т.к.   хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции  - ____ , по преданию на ней живут                  . В Греции нет ______, пригодного для строительства, хвойный строевой _____ можно найти только на севере. Климат в Греции очень           , так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию.  Почвы         , полноводных            поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по __ или              морю.

2 группа «Хронографы»

Задание « Лента времени».

Историческая наука начинается с хронологии. Это, может быть, самая скучная часть истории, но и самая необходимая. Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все остальные знания теряют всякий смысл. Греки это понимали и заучивали хронологию старательно. На острове Паросе старание дошло до того, что большая хронологическая таблица по греческой истории была вырезана на мраморе и выставлена на площади, чтобы прохожие смотрели и просвещались. Таблица эта сохранилась. Но выглядит она, на современный взгляд, немного странно. Вот ее начало с небольшими сокращениями.Вам необходимо расшифровать таблицу, назвав правильно даты и расставив их в хронологической последовательности.

Карточка № 2.« Лента времени».

776 г. н. э. – первые Олимпийские игры

594 г. до н. э. – реформы Солона

490 г. до н. э. - Марафонская битва

480 г. до н. э. – Саламинское сражение

338 г. до н.э. - сражение близ города Херонея

334 г. до н.э. – переход Александра Македонского через реку ГранникКогда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется «Переводчик». Нам предстоит выяснить, кто из вас знает больше определений, относящихся к истории Греции. У меня в конвертах находятся разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение.

3 группа «Переводчики»

Карточка № 3. «Объясни значение слов».

Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык

Демос Простой народАрхонты ПравителиТеатр Место для зрелищДемократия Власть народаИлоты РабыПолис Город – государствоИпподром Место для проведения конных соревнованийСтратег ВоеначальникАмфора Сосуд для вина с маслом или виномПедагог Сопровождающий ребёнкаТриера Мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёселОратор Человек, умеющий произносить речь

II. Осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти

  1. «Ксеркс прислал гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Я ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми». Гонец сказал: «Безумец, наши стрелы закроют солнце». Я ответил: «Тем лучше, мы будем сражаться в тени»» (Леонид)3) «Такого оратора, как он, в Греции еще не было. Его звали «олимпиец», его речи поражали слушателей как молния. Один его противник объяснял любознательным: «Если бы мы боролись и я его повалил, он и лежа убедил бы всех, что это он меня повалил». «Луковицеголовый!» — дразнили его. Он был спокоен: пусть говорят что угодно, лишь бы делали то, что полезно». (Перикл)4) «Для него взлет к успеху был особенно быстр и крут. Он был незнатен и неучен, но талантлив и честолюбив. Неучености своей он не стыдился. Его попрекали: «Ты не умеешь управляться с лирой», — он отвечал: «Зато умею с государством». Его спрашивали: «Кем бы ты хотел быть, Гомером или Ахиллом?» — он отвечал: «А кем бы ты — олимпийским победителем или глашатаем, объявляющим о его победе?» После Саламина он стал самым знаменитым человеком в Греции. Греческие военачальники устроили голосование, кто из них лучший; каждый назвал лучшим себя, а вторым — его. Когда он зрителем пришел на Олимпийские игры, ему рукоплескали громче, чем бегунам и колесничникам». (Фемистокл)5) « Мать чёрная, земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы.Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)6) «В городе Гордии ему показали колесницу, на которой был запутанный узел. Говорили, что кто развяжет этот узел, тот унаследует власть над всей Азией. Царь попробовал и не смог. Тогда он взмахнул мечом и одним ударом разрубил его». (Александр Македонский)7«Смолоду он был слаб голосом и косноязычен. Нечеловеческими усилиями он заставил себя говорить громко и внятно. Он набивал рот камешками и так учился шевелить языком сильно и точно. Чтобы не пасть духом в своей решимости, он выбрил себе пол головы и спрятался жить в пещере на берегу моря, пока у него вновь не отрастут волосы. Здесь, на берегу моря, он упражнялся в речах, стараясь пересилить голосом шум морского прибоя». (Демосфен)9) «Это был один из самых выдающихся скульпторов Греции. Однажды, на склоне лет, его обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, ему пришлось снять со статуи золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности мастера». (Фидий)10)«Греки часто вспоминали, как их давние предки бились под Троей, как скитался по дороге на родину Одиссей. Пели об этом песни сказители — аэды. Эта полумифическая личность впервые создала вместо коротких песен две большие поэмы-эпопеи: «Илиаду» и «Одиссею», которые считаются самыми знаменитыми поэмами древности». (Гомер)

III.Работа по группам «Исторические шляпы».

1.Желтая шляпа- шляпа оптимиста .

Должны назвать положительные моменты в истории Древней Греции.(Что понравилось)

2.Черная шляпа –шляпа пессимиста. Должны назвать, что было отрицательного в жизни греков.(что не понравилось)

3. Белая шляпа- объективные наблюдатели.

(Перечислить только запомнившиеся основные события Древней Греции без оценок.)

Выполнение комплекса упражнений

1.Знакомятся с заданиями, обсуждают, заполняют карточку.

Выступают с выполненным заданием

2. Просмотр в дополнение презентации о Греции

2.Расшифровывают таблицу, назвав правильно даты и расставив их в хронологической последовательности.

3. Объясняют значение понятий

Анализируют пройденный материал, находят положительное и отрицательное в истории Древней Греции.

multiurok.ru

Разработка урока по истории на тему Древняя Греция

«Повторительно – обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

Цели:

Обучающие:

- обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;

- выявить пробелы в знаниях;

Развивающие:

- развивать навык самостоятельной и групповой работы;

- умение работать с различными источниками информации;

- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

- творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил;

Задачи урока:

- показать учащимся, каково значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру;

- помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с изображением богов и памятниками архитектуры Древней Греции, разрезанная картинка, на которой написаны термины

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: игра – путешествие «Виртуальная экскурсия по Древней Греции»

Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

  2. Сообщение темы и целей урока.

О, Греция! Страна Олимпиад!Гордимся мы и славою твоих побед.И красотой твоей могучей и прекрасной,Хранительницей дружеских побед.

- Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила много интересного и увлекающего, в этом вы убедились во время изучения раздела. Сегодня я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию-путешествие по Элладе. В ходе нашей игры вы будете разделены на две команды. Первая «Одиссея», вторая «Эллада». Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

Я приглашаю всех вас вновь

Перелистать истории страницы.

И сквозь века, промчавшись унести,

Под грохот быстрой колесницы.

Согласны ли проверить знания свои,

Которые на уроках получили?

Тогда скорее в путь, друзья!

3. Обобщение и систематизация знаний.

_- Внимание! Вспомним главное правило каждого путешественника – как можно больше узнать о стране которую собираемся посетить, дабы избежать опасности, которые мы можем встретить на пути и не попасть в неловкое положения, демонстрируя свое невежество.

  1. Станция «Визитная карточка».

Давайте вспомним игру «Реставрация»

- «Представьте себе, что вы работники архива и нашли древние (старые) листы, местами почерневшие от сырости, чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».

Карточка № 1.

Эта страна расположена на ( Балканском ) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т.к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – ( Олимп) , по преданию на ней живут( греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой ( лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень ( жаркий) , так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы ( каменистые) , плодородных ( рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по ( Эгейскому) или ( Ионическому ) морю.

infourok.ru

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра по командам с применением театрализации.

Средства обучения:

1) Вигасин А.А. История Древнего мира: 5 класс, -М.: Просвещение, 2010. 287 с.

2) Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Ванина Э.В. История Древнего мира: 5 класс: -М.; Вентана - Граф, 2007, 304 с.

3) Презентация Microsoft PowerPoint.

4) Компьютер и мультимедийный проектор.

5) Историческая карта.

6) Иллюстрации по истории Древнего мира.

7) Рисунки учащихся, выполненные заранее.

Цели и задачи урока: (слайд 2)

  • обобщить и систематизировать знания об истории Древней Греции;
  • выявить пробелы в знаниях;
  • совершенствовать умения и навыки при работе с текстом, хронологией, иллюстрациями и исторической картой;
  • развитие умения ориентироваться в определённой исторической эпохе;
  • воспитывать у учащихся уважение и бережное отношение к историческому наследию древних греков;
  • воспитывать дисциплину в группе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока

Вступительное слово учителя: История Древней Греции богата и разнообразна событиями. На протяжении нескольких занятий мы знакомились с историей, искусством и религией этой страны. Подводя итоги изучения истории Древней Греции, проведем повторительно - обобщающий урок по теме: "Древняя Греция".

Проходить наш урок будет в форме игры по командам и театрализации.

Давайте разделимся на две команды, выберем капитанов команд и начнём урок.

Оценка игры: (слайд 4)

  • За каждый правильный ответ вы получаете: 1 бал,
  • За неправильный ответ: 0 баллов.
  • За правильный ответ на вопрос команды соперников: 2 балла.

Повторение ранее изученного материала

Конкурсы (слайд 4)

  1. Разминка капитанов.
  2. Разминка для команд.
  3. "История на карте и в рисунке".
  4. Историческая "путаница".
  5. "Героем Эллады".
  6. Исторический "зоосад".
  7. Экскурсия в Музей вещей.
  8. Воображаемое путешествие.

Учитель: На наш урок мы ждём гостей. А вот и гости. В классе появляются богиня Клио (театрализация). Она приветствует участников игры, читает стихотворение.

"Путь из Древней Греции был не близок (слайд 5) Я Богиня Клио, с историей дружу, С пантеона со священной горы Олимп Спустилась я, с богинями, с сёстрами своими.

"Разминка капитанов". (слайд 6-14)

Капитаны рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.

Учитель: Вопросы для двух капитанов (сложный вопрос)

Как греки называли богинь?

По предметам, которые они держат в руках, определить, каким видам искусства они покровительствовали?

Вопросы для 1 команды: Урания, Эвтерпа, Кальмиопа.

Вопросы для 2 команды: Талия, Мельпомена, Терпсихора.

Разминка для команд. (слайд 15-33)

Вопросы для 1 команды:

  1. Бог земли и неба, царь богов и людей? (Зевс).
  2. Школа в Афинах, где занимались гимнастикой? (Палестра).
  3. Царь, совершивший завоевательный поход в Азию? (А. Македонский).
  4. Название южной части Греции? (Пелопоннес).
  5. Автор скульптуры "Дискобол".(Мирон).
  6. Название военного судна у греков? (Триера)
  7. Высший орган, выражающий волю народа в Афинах? (Народное собрание).
  8. Поселение греков за морем? (Колония).

Вопросы для 2 команды:

  1. Возвышенная и укреплённая часть Афин, верхний город? (Акрополь).
  2. Создатель поэмы "Одиссея"? (Гомер).
  3. Храм богини Афины (Парфенон)
  4. Богиня плодородия? (Деметра).
  5. Деятель Афин, которого избирали 15 раз стратегом? (Перикл).)
  6. Сосуд для вина и масла? (Амфора).
  7. Власть народа в Древней Греции? (Демократия).
  8. Построение войск у македонской пехоты? (Фаланга)

"История на карте". (слайд 34-36)

Учитель показывает карту и иллюстрацию к ней, дети определяют события и рассказывают о нём. Работает вся команда. Учащиеся сидят за круглым столом.

Вопросы для двух команд: Определить. Какое событие изображено на карте? Расскажите о нём.

Примечание: Можно другие иллюстрации, например: Марафонской битвы и др.

Историческая "путаница". (слайд 37 - 41).

Учитель показывает неправильный текст. От команды приглашаются по 2 учащихся. Учащиеся работают с текстом и исправляют ошибки.

Вопрос для двух команд: Найти в тексте ошибки и исправить их.

Задание для 1 команды:

Восточное побережье Греции омывается Ионическим, а западное Эгейским. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой остров - Пелопоннес.

В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к подъёму хозяйства и культуры.

Юга - западная части Пелопоннеса называлась Мессения. В Мессении находиться греческое государство Спарта. Спартанцы занимались ремеслом. В городе был район Керамик. Здесь работали искусные ремесленники. Они делали разные сосуды.

В Спарту приезжали чужеземцы. За соблюдением всех законов зорко следило Народное собрание.

Ответ: Восточное побережье Греции омывается Эгейским морем, а западное побережье Ионическим. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой - остров Крит.

В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к падению хозяйства и культуры Греции.

Юга - восточной части Пелопоннеса называлась Лаконика. В Лаконике находится греческое государство Спарта. Спартанцы были умелыми воинами. Район Керамик был в Афинах. Все другие занятия им запрещал закон. Чужеземцы в Спарту не приезжали - там нечего было смотреть. За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин.

Задание для 2 команды:

Древний город Северной Греции - Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет Старейшин и 10 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ", в переводе с греческого означает - свободный человек. Все жители Аттики считались гражданами.

Обработка земли в Греции не требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом пшеницу. В 500 -м году до н. э. знать избрала архонтом Солона. Он провёл преобразования в сельском хозяйстве, так как там больше всего использовали труд рабов. Положение их было тяжёлым. Рабов в Спарте называли илотами.

В IV веке до н.э. Греция, приходив в упадок и попадает под власть Персии.

Ответ: Древний город Средней Греции- Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет старейшин и 9 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ" означает - знатный человек. Все жители Аттики, кроме женщин и приезжих, считались гражданами.

Обработка земли в Греции требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом ячмень. В 594 -м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Он провёл преобразования в положении демоса и управлении и государством. В сельском хозяйстве меньше всего использовали труд рабов. Положение рабов не улучшилось. Рабов в Афинах называли илотами.

В IV веке до н.э. Греция приходив в упадок и попадает под власть Македонии.

5. "Герои Эллады" (слайд 42- 46)

От команды капитаном назначаются два участника: один задаёт вопросы, другой отвечает от имени героя. Помогать отвечать может вся команда.

Общие вопросы для двух команд:

Ответьте на вопросы от первого лица?

Определите, кто изображён на скульптуре?

Вопросы для 1 команды:

  1. Кто изображён на бюсте? (Мельтиад)
  2. Какую должность вы занимали в Афинах? (стратега).
  3. Почему вас избрали на эту должность? (я опытный воин, знаю привычки персов).
  4. В каком сражении вы принимали участие и против кого? (Марафонской битве, в 490г. до н. э.).
  5. Кто возглавлял войско персов? (Дарий I).
  6. Чем в военном отношении вас превосходили персы? (у них была конница и лучники).
  7. Почему вы решились на сражение? (персы отплыли на кораблях в беззащитные Афины).
  8. Какую тактику вы использовали, чем закончилась битва? (сражение фалангой, греки победили).

Вопросы (ответ) для 2 команды:

  1. Кто изображён на скульптуре? (Леонид.)
  2. Откуда вы и почему вас поставили во главе войска? ( Я царь Спарты, а цари в Спарте командуют войском).
  3. В каком сражении вы и ваше войско завоевало славу? (у Фермопил)
  4. Кто возглавлял войско персов? (царь Ксеркс)
  5. Какое количество воинов было у греков возле Фермопил? (7 тыс.)
  6. Почему вы потерпели поражение? (нашелся предатель)
  7. Почему 300 спартанцев осталось сражаться зная, что сражение будет проиграно? (в Спарте, воин покинувший своё боевое место становился предметом насмешек и лишался всех прав).
  8. Чем закончилось сражение? (спартанцы все погибли).

6. Исторический "зоосад" (слайд 47 - 51).

Учитель показывает учащимся рисунки, учащиеся отвечают на вопросы по данным рисункам.

Общий вопрос для команд:

В каких мифах греки изображали этих животных? (рисунки учащихся.)

Задание 1 команде: Лев, лань, козлы. ( Геракл победил немейского льва, Богиня Артемида изображена с ланью, танцы в честь бога Диониса в шкурах козлов).

Задание 2 команде: Бык, овцы, собака. ( Авгиевы конюшни, которые вычистил Геракл, Ясон пахал на быках, Ясон похитил золотое руно, циклоп Полифем пас овец, собака Аргус узнавшая Одиссея, Цербер - охраняет вход в подземное царство).

Примечание: Учитель может предложить и другие изображения животных (например, Сцилла, орёл и другие).

Экскурсия в Музее вещей (слайд 52 - 60)

Общие вопросы для команд:

Проведите экскурсию одной вещи, употребив, где нужно, крылатое выражение.

Задание 1 команде: Шляпа и сандалии с крылышками, яблоко, маски и сандалии на толстой подошве. (Богу Гермесу. "Яблоко раздора" - принадлежало богине ссоры. Эриде. Согласно мифу, она начала Троянскую войну. Актёрам в театре)

Задание 2 команде: Клубок ниток и меч, зеркальце, молот и наковальня.

("Нить Ариадны". Ариадна дала Тесею, чтобы он и его путники выбрались из лабиринта. Афродите - богине красоты и любви. Гефесту - богу кузнечного дела.)

Воображаемое путешествие. (слайд 61 - 63).

Учитель объясняет задания. Нужно составить полный рассказ, что изображено на иллюстрации.

Задание 1 команде: Олимпия 776 г до н. э.

Задание 2 команде: Афинский порт Пирей.

7. Заключительное слово учителя. (слайд 64)

Учитель: Мы изучили историю Древней Греции. История этой страны богата событиями и культурными памятниками, которые дошли до наших дней. Греки оставили будущим поколениям большое культурное и научное наследие.

Учитель подводит итоги, выставляет оценки по номинациям: "Самый умный",

  • "Самый культурный",
  • "Самый эрудированный",
  • "Знаток мифов",
  • "Самый сообразительный",
  • "Знаток исторических фактов".
  • Домашнее задание: составить секвейн со словом "Греция". (65 слайд)

    Например:

    Греция

    • Чудесная, культурная, могущественная
    • Живет, воюет, развивается, процветает
    • Античная страна.

    Литература.

    1. Быляева В., Лупоядов В. Семенихина И., История Древнего мира. Пособие для учителя истории: 5 класс. - Брянск: Курсив, 2003.
    2. Кочергина Л.Л. История древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику
    3. А.А Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.- Волгоград: Учитель,2007.-159 с.
    4. Кун. Н. Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои.1 том. М.; Из-во "Мир Искателя"2001. 304 с.
    5. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособия для учителя/ сост. Е.А.Черкасова.- М.: Просвещение, 1987. 256 с.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Методическая разработка урока истории по теме "Древняя Греция" (урок повторения; 5-й класс)

    Разделы: История и обществознание

    Цели и задачи:

    • повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древняя Греция»;
    • развить умения обучающихся соотносить события и даты, определять по описанию исторических деятелей;
    • через игровую деятельность активизировать познавательный интерес, умение работать в команде;
    • воспитывать уважение и интерес к предмету.

    Оборудование:

    • карта «Древняя Греция», иллюстрации чудес света:
      • статуя Зевса Олимпийского,
      • храм Артемиды Эфесской,
      • фаросский маяк (в черте Александрии, эллинистической столицы),
    • портреты (или карточки с именами) исторических личностей:
      • Солон,
      • Гомер,
      • Леонид,
      • Перикл,
      • Фемистокл,
      • Ал. Македонский,
    • 2 карточки с кроссвордами,
    • 4 белые простыни,
    • 4 предмета:
      • яблоко,
      • замысловато завязанный узел,
      • клубок ниток,
      • деревянная лошадка,
    • карточки с именами богов:
      • Дионис,
      • Зевс,
      • Посейдон,
      • Афина,
      • Гефест,
    • карточки с изображением  предметов:
    • 2 таблицы «Исторические лица и герои мифов»,
    • карточки с именами:
      • Дионис,
      • Гомер,
      • Демосфен,
      • Мильтиад,
      • Ахиллес,
      • Зевс,
      • Аполлон,
      • Филипп,
      • Перикл,
      • Афродита,
      • Ксеркс,
      • Аид,
      • Одиссей,
      • Аристотель,
      • Аристофан,
      • Фидий,
    • клей-карандаш.

    Тип урока: обобщение знаний.

    Форма урока: урок-турнир.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    – Мы завершили изучение темы «Древняя Греция». А вам самим было бы интересно знать, насколько прочны ваши знания? Проверим? Сегодня нам предстоит повторить и обобщить знания о Древней Греции. А знаете, что древние греки делали в тех случаях, когда им было необходимо что-нибудь вспомнить? Они обращались за помощью к богине памяти Мнемозине, протягивая руки к небу со словами: «О, великая богиня Мнемозина, помоги нам, открой дверцы нашей памяти!», давайте, и мы попробуем обратиться к богине Мнемозине. Чтобы она даровала нам способность вспомнить всё, что мы знаем (ученики повторяют за учителем слова). Будем считать, что мы расположили богиню Мнемозину к себе и теперь можем отправляться по волнам нашей памяти в путешествие по Древней Греции. А как любое путешествие, наше тоже насыщено приключениями. Сегодня у нас урок-турнир, где понадобятся не сила мускулов, а сила и гибкость мыслей. Впереди вас ждут конкурсы, как для команды, так и индивидуально каждый из вас сможет принести заветный дополнительный балл своей команде.

    – А давайте-ка проверим, память наша уже работает?

    (Фронтальная работа)

    1) Вспомнить географическое расположение Греции. 2) Занятия греков, что выращивали. (Дополнительный рассказ про оливки — они для греков большая ценность, оливковой дерево живёт 250 лет и более, а плоды даёт только на 16–18 год. Поэтому войны наносили страшный ущерб хозяйству земледельцев древней Греции) З) Что такое полис, назовите крупные полисы Греции. 4) Какое правление сложилось в каждом из полисов? (Спарта, Афины). 5) Какие из семи чудес света располагались в Греции? (Статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды Эфесской, фаросский маяк (в черте Александрии, эллинистической столицы)).

    II. Игра

    Да, судя по всему богиня Мнемозина не оставила вас и помогает! В начале урока каждый из вас взял маленький конверт из коробочки, теперь разверните его. Те, у кого в конверте карточка с изображением оливки – это одна команда, а те, у кого – винограда, другая (количество команд может быть и больше, в зависимости от количества учащихся в классе). У каждой команды на столе есть фишки (зелёного или синего цвета), они вам понадобятся для конкурсов. Итак, начинаем игру. (Баллы за правильные ответы учитель устанавливает сам, возможно привлечение учащихся старших классов в качестве жюри)

    Первый конкурс «Человек-загадка»

    На доске вывешены портреты (или карточки с менами) исторических личностей: Солон, Гомер, Леонид, Перикл, Фемистокл, Ал. Македонский. Команды после вопроса подходят и крепят на портрет или табличку с именем свою фишку.

    • Кому принадлежат слова: «Поверьте, мне было нелегко... Все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упрёки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь!» (Солон)
    • Именно он, будучи вождём демоса, выступил в народном собрании и убедил всех в том, что победа при Марафоне, это только начало борьбы с персами. Он убеждал греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Прислушавшись к его предложению, греки стали укреплять флот и за короткий промежуток времени построили 200 триер. Он много ездил по стране и добился своего — военный союз между греческими государствами был создан. (Фемистокл)
    • Сын царя Филиппа, будущий правитель Малой Азии. Он был хорошо образован, его воспитателем и учителем был греческий учёный Аристотель. Любимым произведением была поэма «Илиада», свиток с произведением он держал под подушкой в драгоценном ларце. В 20 лет он встал во главе государства. Он был неумолимым завоевателем — 10-летний поход принёс ему не только славу завоевателя, но и основателя городов. Держава созданная этим правителем распалась сразу после смерти царя. (Ал. Македонский)
    • Слепой поэт-аэд. Сведений о его жизни почти нет, известно лишь то, что он родился в одном из городов азиатской Ионии. До сих пор семь городов спорят за звание называться родиной поэта. Автор двух великих поэм. Название одной поэмы происходит от названия города, который был разрушен греками около 1200 года до н.э., название второй – от имени главного героя, участника Троянской войны. (Гомер)
    • Спартанский царь, возглавивший объединённое греческое войско против персов в Фермопильском ущелье. На третий день битвы после предательства одного местного жителя положение защитников стало безнадёжным. И тогда, спасая войско, он приказал всем отступать, сам же с тремястами спартанцами остался на верную смерть. (Леонид)
    • С 443 г. до н.э. Народное собрание 15 раз подряд выбирало этого человека на должность первого стратега. Выполняя желание демоса, он предложил афинянам принять закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день платили бы деньги из казны. Это предложение стало законом. Теперь занимать государственные должности могли и беднейшие граждане. (Перикл)

    Второй конкурс «Исторические события и даты»

    На доске (на закрытых крыльях) написаны события, от каждой команды по цепочки подходят участники и пишут даты, соответствующие событиям:

    • Первые Олимпийские игры (776 г. до н.э.)
    • Реформы Солона (594 г. до н.э.)
    • Марафонское сражение (490 г. до н.э.)
    • Саламинское сражение (480 г. до н.э.)
    • Битва при Иссе (334 г. до н.э.)

    Третий конкурс «Театр»

    Одним из любимых развлечений греков был театр. Именно туда сейчас мы и отправимся. Кто были актёрами в театре? От каждой команды выбираются по 2 представителя для подготовки импровизированного спектакля. (Актёры в виде хитона закрепляют белые простыни, получают карточки со словами)

    Дедал: Если я не могу спастись от Миноса ни сухим, ни морским путём, то я покину Крит небом. Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он! Икар, давай приниматься за работу. Набирай перья и неси мне воск! Икар: Отец, ты думаешь. Что мы сможем улететь с Крита? Но ведь это никому не удавалось раньше! Дедал: Сынок, эти крылья принесут нам долгожданную свободу! Но ты должен быть осторожным, сын, во время полёта: не спускаться низко к морю, чтобы брызги волн не смочили крылья, не подниматься высоко, чтобы солнце не растопило воск.Эгей: Афиняне! Царь Минос в третий раз требует семь девушек и семерых юношей на съедение чудовищному Минотавру. Тесей: Снаряжайте корабль. Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне боги одолеть Минотавра! Эгей: Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.

    Пока готовятся актёры к представлению, вам предстоит приобрести билеты, ведь как вы помните, для посещения спектаклей нужны билеты. И если в Греции билеты покупали на деньги – драхмы, то вы получить билет на греческий спектакль сможете, разгадав кроссворд. Назвать ключевое слово древнегреческий автор трагедий, вы получаете возможность всей командой проследовать на спектакль (Софокл, Эсхил).

    1. Постройка, примыкавшая к орхестре, к стене которой крепились декорации, а внутри хранили костюмы. (Скене) 2. Бог, празднества, в честь которого превратились в театральные представления. (Дионис) 3. Весёлые и насмешливые представления. (Комедия) 4. Часть театрального костюма, скрывающее лицо актёра. (Маска) 5. Слово «театр» в переводе с греческого. (Зрелище)

    1. Так греки называли свою Родину – Грецию. (Эллада) 2. Постройка, к стене которой крепились декорации, а внутри хранили костюмы. (Cкене) 3. Круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры. (Орхестра) 4.Спутники Диониса. (Сатиры) 5. Поэма Гомера, посвящённая десятому году Троянской войны. («Илиада»)

    – Зрителей просим занять свои места и внимательно наблюдать за действиями на орхестре, т.к. вам нужно определить о каких событиях идёт речь в спектаклях. (Показываются импровизированные театральные постановки) – Любимым из развлечений греков было занятие спортом, Олимпийские игры. Не порали и нам отправиться на стадион? (Проводится физкультминутка) – Мимо нас идёт группа атлетов, они спешат на стадион Олимпии, чтобы принять участие в спортивных соревнованиях, давайте к ним присоединимся. Все встали и изображаем движения атлетов, называемые в речёвке:

    Мы атлеты-олимпийцы. Мы бежим быстрее ветра, Прыгаем на целый стадий. Наши копья, наши диски Вдаль летят до края света, С шумом падая на землю Возле самых ног Атланта. Боремся как сто Гераклов, В пятиборье побеждаем, Чтоб прославить родной полис.

    Четвёртый конкурс «Крылатое выражение»

    История не меньше, чем литература, подарила нам крылатых выражений, многие из них возникли в Древней Греции. Вам предстоит, вытащить предмет из коробки, объяснить с каким крылатым выражением он связан, объяснить его происхождение и смысл употребления сегодня.

    Предмет Крылатое выражение
    Яблоко Яблоко раздора
    Замысловато завязанный узел Гордиев узел
    Клубок ниток Нить Ариадны
    Деревянная лошадка Троянский конь

    Пятый конкурс «Олимпийские боги»

    Рассказывая о развлечениях греков: театре или Олимпийских играх, мы говорим, что они посвящены богам. Читая поэмы Гомера, в содержании встречаются названия различных богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям. Греки верили, что главные боги живут в роскошных дворцах на горе Олимп. Главным богом у греков был... (Зевс). Каждый из богов отражал силу природы и покровительствовал какому-либо занятию. И вот сейчас представителю от команды и предстоит разобраться с богами и предметами, которые им принадлежали. По одному представителю получают карточки, на которых написаны имена богов и на рисованы предметы, нужно правильно соотнести и объяснить соотношение. Пока работают представители, команды тоже могут заработать дополнительные баллы. Нужно восстановить таблицу: из предложенного списка имен, известных из истории Древней Греции, приклеить в левую колонку тех, кто был историческим лицом (жил и действовал), а в правую имена тех, кто известен вам из мифов — сказаний о богах и героях. (Дионис, Гомер, Демосфен, Мильтиад, Ахиллес, Зевс, Аполлон, Филипп, Перикл, Афродита, Ксеркс, Аид, Одиссей, Аристотель, Аристофан, Фидий).

    Шестой конкурс «Словесная перестрелка»

    Русский язык пополнился словами греческого происхождения. Сейчас каждой команде, по очереди, предстоит называть слова, которые пришли в русский язык из греческого, не повторяясь (театр, комедия, трагедия, стиль, Олимпийские игры, педагог, портик, орхестра (оркестр), скене (сцена), гимнасия, демократия, гражданин, музей, полис, стратег, лаконичная речь, фаланга).

    III. Подведение итогов, поздравление победителей

    Вот и закончилось наше путешествие по Древней Греции, вы с честью прошли все испытания и теперь можете с гордостью носить звание «знаток истории Греции», а победители получают лавровые венки.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Урок истории на тему "Древняя Греция. Греки и критяне"

    Тема урока: Древнейшая Греция. Греки и критяне.

    Цели урока:

    Образовательные: создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий по теме «Древнейшая Греция», способствовать формированию знаний о географическом местонахождении, природных условиях Древней Греции. Раскрыть особенности древнейшего периода развития греческой истории. Продолжить формирование умений работать с картой, учебником;

    Развивающие: уметь использовать дополнительную литературу для расширения знаний о Греции; развитие интереса к предмету;

    Развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, составлять схемы, выстраивать логические цепочки. обобщать, делать аргументированные выводы, вести диалог, развивать картографические умения. Содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса.

    Воспитательные: воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому. Создание условий для формирования умения корректно отстаивать свою позицию в процессе самооценки, взаимооценки.

    Задачи урока:

    - предметные: формирование знаний по истории Древней Греции; знать особенности географического положения, природные условия, занятие населения Древней Грецией;

    - метапредметные:

    регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

    познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать факты и понятия

    коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.

    - личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке

    Оборудование: Учебник «История Древнего мира. 5 класс», авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, презентация по данной теме , карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», дидактические карточки, дополнительная литература.

    Тип урока: изучение новых знаний с элементами практической работы

    Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

    Ожидаемый результаты: учащиеся должны получить представление об особенностях природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения Древней Греции.Должны уметь называть основные географические объекты, рассказывать о природе и городах Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника и картой.

    Ход урока

    I. Организационный этап.

    II. Проверка домашнего задания.

    III. Изучение нового материала.

    - Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. Сегодня мы познакомимся с маленькой страной, где хорошо развита культура. В этом государстве

    древнего мира один раз в четыре года можно услышать радостную весть: «Все в Олимпию!.. Да победят сильнейшие!» Догадались, о какой стране идет речь?

    На уроке мы узнаем о географическом положении Древней Греции, ее природных условиях, познакомимся с жителями этой страны и их занятиями, поговорим об острове Крит, услышим миф о Тесее и Минотавре.

    Итак, цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Это, прежде всего театр, скульптура, архитектура, живопись, даже многие имена, названия наук и многих предметов греческого происхождения ( Лариса, Андрей, Алексей, Екатерина, школа, география, арифметика, история, тетрадь, кино и др.)

    Более 3,5 тыс. лет назад на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье жили греческие племена. Они называли свою страну Элладой, а себя – эллинами. На западе это государство омывается Ионическим морем, на востоке - Эгейским. Самый большой остров, бывший частью Греции – Крит. Греция разделена на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам.

    V. Заполнение таблицы.

    Географическое положение Древней Греции

    На каком полуострове находится?

    Какими морями омывается?

    Крупные острова

    На какие части делится Греция?

    -Какой вывод вы сделаете о географическом положении Древней Греции?

    (Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке - Эгейским. Самый большой остров – Крит)

    - А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции.

    Греция – страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой. Берега полуострова гористые, сильно изрезанные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В морях водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима короткая, теплая и влажная, без снега, но с частыми бурями. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины. Почти все греческие города стоят у моря.

    VI. Заполнение таблицы

    Природные условия

    Реки

    Мелкие пересыхающие речки

    Почва

    Плохая, горная почва

    Море

    Омывает всю Грецию

    Горы

    Много, непроходимые

    Климат

    Теплый

    VII. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Задание: прочитать миф о Тесее и Минотавре.

    - Кто главные герои мифа?

    Какие новые слова нам здесь встретились?

    -Что сказочного в мифе о Тесее?

    - Что могло соответствовать исторической действительности?

    Чтение мифа о Дедале и Икаре.

    - О чем этот миф?

    - Чему нас учит миф? Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.

    Гибель царя Эгея

    Решение Тесея отправиться на Крит

    Поединок Тесея с Минотавром

    Уплата Афинами дани царю Миносу

    VШ. Самостоятельная работа учащихся

    - Допишите название сооружения, построенного Дедалом на Крите.

    - Найдите и вычеркните лишнее в логическом ряду.

    Эгей, Тесей, Ашока, Минос, Тутмос, Минотавр.

    - Вставьте пропущенное слово.

    __________- громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров.

    __________- картины, которые рисуют на влажной штукатурке.

    - Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

    М _ _ _ с – царь Крита.

    А _ _ _ _ _ а – дочь критского царя.

    Э _ _ й – царь Афин.

    Т _ _ _ й – сын царя Афин.

    М _ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.

    Д _ _ _ л – знаменитый афинский мастер, живший на Крите.

    И _ _ р – сын мастера, утонувший в море.

    Гибель критского царства.

    - Критское царство было могущественной, процветающей державой со множеством богатых и многолюдных городов.

    В 15 в.до н.э. Критская цивилизация погибла в результате взрыва вулкана о.Фера

    IX. Домашнее задание: §24, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

    X.Рефлексия

    - По итогам урока учащиеся оценивают:

    - ''Я'': как работал? Допускал ли ошибки?

    - ''Мы'': насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?

    - ''Дело'': понял ли материал? Узнал ли больше?

    kopilkaurokov.ru


    Смотрите также