Древняя деспотия определение. Лекции и задания УрГЮА / История(ИГПЗС и ИОГП) / Заруба краткий курс / 02. Деспотия – основная форма древневосточных государств
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности и характерные черты деспотии. Древневосточная деспотия. Деспотия - это... Древняя деспотия определение


ДЕСПОТИЯ это что такое ДЕСПОТИЯ: определение — История.НЭС

ДЕСПОТИЯ

форма самодержавной неограниченной власти, отличающаяся произволом властителя и полным бесправием народа, а также государство, управляемое деспотом. Характерна для ряда греческих государственных образований XIII-XV вв., полузависимых от Византии, правителей которых называли деспотами по высшему титулу византийских вельмож, а также государств Древнего Востока: Ассирия, Вавилон и др.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Деспотия

по-гречески неограниченная власть) - форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю - наследственному монарху, правящему при посредстве сложного военно-бюрократического аппарата; деспотии характерны для большинства древневосточных государств (Египет, Ассирия, Вавилония, Персия, Индия, Китай и др.). При деспотии воля деспота считалась законом. Его личность нередко обожествлялась при жизни и после смерти (примером может служить обожествление древнеегипетских фараонов). Власть деспота признавалась неограниченной, хотя фактически он принимал решения, нередко учитывая интересы представителей окружавшей его знати.

Оцените определение:

Источник: Исторический словарь

ДЕСПОТИЯ

от греч. despoteia - неогранич. власть) - форма гос-ва, при к-рой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю - наследств. монарху, правящему при посредстве сложного воен.-бюрократич. аппарата; особенно характерна для большинства рабовладельч. гос-в Др. Востока (Египет, Ассирия, Вавилония, Иран, Индия, Китай и др.) и отличается полным произволом власти и бесправием населения; синонимом Д. является неогранич. монархия и тирания. При Д. воля деспота считалась законом. Его личность нередко обожествлялась при жизни и после смерти. Власть деспота признавалась неограниченной, хотя фактически он принимал решения, учитывая пожелания представителей окружавшей его знати.

Причиной образования Д. в древнейших странах Востока являлось длит. сохранение общинного быта. Ф. Энгельс отмечал, что там, где гос. власть возникает "...в период, когда община обрабатывает землю еще сообща или, по крайней мере, передает только во временное пользование отдельным семьям, где, таким образом, еще не образовалась частная собственность на землю, - там государственная власть появляется в форме деспотизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 497). Необходимость создавать и поддерживать в порядке ирригац. сооружения, без к-рых не могло существовать земледелие в ряде стран Востока, поднимала значение политич. централизации и укрепляла деспотич. власть. Образованию Д. в странах рабовладельч. Востока предшествовала военная демократия - форма обществ. организации, складывающаяся при переходе от первобытнообщинного строя к клас. обществу; племенной вождь становился наследств. деспотом. Нередко первоначальной формой гос. строя являлась рабовладельч. олигархия, предшествовавшая образованию Д. Наиболее законченным воплощением Д. являлся Др. Египет, где властитель - фараон, начиная с эпохи Др. царства (3-е тыс. до н.э.), считался богом, "сыном Ра" (Солнца) и обладал верховной законодат., судебной, исполнит. и воен. властью. Д. существовала также в гос-вах Двуречья. Так, в Шумере цари III династии Ура осуществляли в полной мере власть вост. деспотов. Все население полностью зависело от них, получая на их рук довольствие и землю. В распоряжении царей были многочисл. ремесл. мастерские и караванная торговля. Опорой их являлась служилая знать, участвовавшая в дележе прибавочного продукта. Аналогичные порядки прослеживаются и в Вавилонии и Ассирии. В законах Хаммурапи царь, правда, не именуется богом, но рассматривается как наместник богов. Деспотией была обширная Перс. держава (см. Ахеменидов государство), в к-рой все нити гос. управления сходились во дворце "царя царей". Д. сложилась также в Др. Индии, где, согласно Ману законам, царь правил страной как неогранич. повелитель, опирающийся на жреч. и воен. аристократию. Характер Д. присущ был и др.-кит. гос-вам, особенно четко он был выражен во времена Циньской монархии (3 в. до н.э.). В период раннего феодализма на Бл. и Ср. Востоке власть монархов ограничивала родовая аристократия - "цари областей" в Иране при Аршакидах и ранних Сасанидах, вожди племен в араб. Халифате. Сдерживающее влияние оказывали на самодержавных монархов религ.-правовые нормы и традиция (особенно мусульманские), обеспечивавшие политич. влияние и высоко" обществ. положение духовенства. Это наблюдалось даже в Багдадском халифате (см. Аббасидов халифат) 8-9 вв., к-рый был феод. Д. Халиф, сосредоточив в своих руках всю полноту духовной и светской власти, правил, опираясь на вооруж. силу, и широко применял меры террора. С распадом Багдадского халифата в 9-10 вв. феод. деспотии сложились в отд. частях ранее единого гос-ва (в Испании, Иране, Египте). Черты Д. особенно резко выступали в гос-ве Надир-шаха в 18 в. На терр. Индии также складывались деспотич. монархии, напр. гос-во Великих Моголов (в 16-17 вв.), охватывавшее обширную терр. и осуществлявшее значит. централизацию управления. Наряду с гос-вом Великих Моголов феод. Д. достигла своего наивысшего развития в Османской империи 14-16 вв. Наличие особой формы гос-ва - деспотич. монархии - в странах Др. Востока было подмечено еще Аристотелем, к-рый, отмечая различные виды монархии, выделял деспотич. власть у нек-рых варварских народов. Отождествляя Д. с тиранией, он определял последнюю как монархию, относящуюся деспотически к целому политич. обществу. В ср. века для отрицат. оценки отд. воплощений монархич. власти употреблялось понятие "тирания" (Фома Аквинский, тираноборцы и мн. др.). Широко пользовались понятием "деспотизм" франц. просветители 18 в (Монтескье, Мабли, Дидро и др.) для критики абсолютистской монархии. Монтескье, напр., противопоставлял умеренное правление деспотическому, как такому, где "... все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица" ("О духе законов", в кн.: Избр. произв., М., 1955, с. 169). Однако, поскольку всякая неогранич. монархия неизбежно представляет собою несвязанное законом правление одного лица, различие между неогранич. монархией. Д. и тиранией не может быть установлено с достаточной определенностью. На это указывал К. Маркс, отмечая, что все это назв. одного и того же понятия, в крайнем случае, различие в нравах при одном и том же принципе (см. Письмо к Руге, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 374-75). Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, М., 1940, с. 6-; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 135-36; т. 19, с. 497; т. 20, с. 186; Авдиев В. И., История Др. Востока, 2 изд., М., 1953; Струве В. В., История Др. Востока, М., 1941: Дьяконов И. М., Обществ. и гос. строй древнего Двуречья, М., 1959; Всемирная история т. 1, М... 1955, гл. 4-7, 9-13, 21, 23-25; T. 2, M., 1956, гл. 1, 7, 14-17; T. 3, M., 1958, гл. 7, 8, 20, 35, 37; Rirenne J., Histoire des Institutions et du droit priv? de l´ancienne ?gypte, t. 1-3, Brux., 1932-35. С. Ф. Кечекьян. Москва.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

interpretive.ru

это что такое? :: SYL.ru

С древних времен люди организовывались в группы, в которых выделялся явный лидер. Человечество развивалась: строились города и образовывались империи. И глава небольшого скопления людей становился правителем большого государства. Порой такой человек начинал заниматься деспотизмом. Это особая форма управления страной, при которой деспот диктует всем личную волю.

Определение слова в толковых словарях

Сакральный смысл слов вовсе не скрыт, и узнать значение каждого вполне возможно. Для этого люди обращаются к подобным статьям или шерстят страницы учебников. Новые слова обогащают запас знаний человека, придают ему интеллигентности. Также они позволяют блеснуть знаниями в незнакомой компании или парням перед девушкой.

Но хватит предыстории, пора узнать значение слова в толковых словарях. Для более лучшего понимания все определения упрощены и сведены к энтимемам.

  • Исторический словарь. Деспотия - это форма государственного управления, характеризующаяся авторитаризмом, но власть деспота не ограничивается законом. Власть передается по наследственной связи, подобная форма управления характера для государств, которые в древности находились на востоке.
  • Словарь иностранных слов русского языка. Это власть насилия и произвола, людей постоянно держат в страхе перед деспотом. Власть обуславливается религиозными или иными догмами. Деспот единственный принимает решения в государстве, однако, понимая, что он не может править один, учитывает интересы его приближенных.
  • Исторический словарь галлицизмов русского языка. Деспотия - это неограниченная власть одного человека, который самолично решает ключевые вопросы, но опирается на мнения нужных ему людей. Власть деспота способна пошатнуться из-за недостатка деспотизма, так же, как и хитрецы погибают от недостатка хитрости.
  • Толковый словарь Ушакова. Это государство, которым единолично управляет диктатор (деспот). Он не опирается на законы, а если необходимо, сам их придумывает. Власть подобного человека ничем не ограничивается, кроме необходимости саму власть поддерживать. Свой трон деспот сохраняет благодаря сложной и преданной ему бюрократической системе. Такая форма управления преимущественно проявлялась на Востоке.
  • Словарь синонимов. Ничем неограниченная власть одного человека, которая поддерживается местной элитой и религиозными догмами. Характерной чертой подобной формы правления является полнота власти в одних руках.

Пожалуй, остальные словари мы не будем затрагивать, потому что описание в них несколько раз повторяется, меняется лишь формулировка.

Подробнее о деспотии

Как мы узнали, деспотия - это особая форма государственного управления, когда вся полнота власти находится у монарха. Подобная власть никак не регулируется, и законов для деспота не существует. Он сам вершит судьбы людей и является верховным владыкой, жрецом, управленцем и так далее.

Его управление основывается на бюрократии и военных ресурсах. Стоит отметить, что власть в странах постсоветского пространства практически на этом и существует. Во всех государствах большой административный аппарат и высокая концентрация сотрудников силовых ведомств на 100 тыс. человек.

Деспот кричит

Где чаще всего встречается?

Местоположение государств под управлением деспота находилось на Востоке. Европейские страны деспотизм не затрагивал, однако в них существовала тирания, что относительно лучше, чем единоличное правления без регулирования правовыми нормами.

Деспотия, примеры стран:

  • Египет.
  • Ассирия.
  • Персия.
  • Вавилония.
  • Китай.
  • Индия.

В остальные страны, к счастью, деспотизм не перекочевал. В современном мире нет ни одной страны с подобной формой правления. Разве что Северную Корею можно причислить к деспотичным государствам, и сейчас разберемся почему.

Древний Египет

Черты деспотии

Как и любое общественное явления, единоличное правление чем-то характеризуется:

  • Власть находится у одного человека.
  • Управление государством передается по наследству, практически монархия.
  • Власть поддерживается религиозным культом.
  • Личность деспота идеализируется.
  • Запрещается нормальная оппозиция, как и критика в сторону диктатора.
  • Большое количество человек в административном ресурсе.
  • Постоянно нагнетается ощущение опасности, за счет чего оправдываются затраты на военных, коих очень много при деспотичной форме правления.

Некоторые характерные черты деспотии проявляются и по сей день. Многие из пунктов вы можете найти в своей стране, однако они не будут столь радикальными. Несмотря на кажущуюся полноту власти, деспот не управляет единолично. Нередко он является удобным властителем, посредством которого элиты решают свои вопросы.

Власть деспота

Древневосточная деспотия

Самая яркая форма деспотии - это правление фараонов в Древнем Египте. Если остальные деспоты строили в свою честь сравнительно незначительные сооружения, то фараоны заставляли воздвигать массивные храмы и строить им усыпальницы в виде пирамид.

Фото пирамид

По своей форме деспотия представляется теократической монархией, где слово единоличного правителя - это буквально сорванная фраза с губ Бога. Само собой, для управления государством требовался мощный и разветвленный административный аппарат.

Социальные прослойки ощущались очень сильно, и корреляция между бедными и богатыми явно прослеживалась. Например, в Индии общество делилось на касты. Представительница низшей не могла выйти замуж за человека, который относится к высшему рангу. Чтобы сдерживать людей, использовалась армия, она подавляла восстания и устанавливала порядки в неспокойных провинциях.

Древневосточный деспотизм

Как создавался деспотизм?

Нормальных логистических систем по поставке воды и других продуктов пропитания в древнем мире не существовало. А вся жизнь общества заключалась в самовоспроизведении и земледелии, богатые жители могли посвятить себя развивающейся науке.

Общины, как правило, находились ближе к источникам воды. Они контактировали с другими формированиями, однако это происходило не всегда гладко. Чтобы упростить отношения между общинами и вводился один человек, слово которого была законом для всех.

www.syl.ru

02. Деспотия – основная форма древневосточных государств

2. Деспотия – основная форма древневосточных государств.

Деспотия была характерна для древневосточных государств. Это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающем надзором разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата за бесправными подданными.

Формализованное понятие «восточная деспотия», обладающая вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованным империям древнего и средневеково Китая и царствам Древнего Египта.

Высшая законодательная власть была одним из важнейших элементов его широких полномочий. Здесь сложился и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися больше семейными городскими общинами и пр.

Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие "восточная деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.

Выступая как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с тем выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно командным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.

Но не меньшее значение имела деятельность властных структур, государства по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных

обществах также определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного восточного общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" — правителю.

В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти — царственности, но

и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных.

studfiles.net

Особенности и характерные черты деспотии. Древневосточная деспотия. Деспотия

Образование 21 февраля 2014

Слово "деспотия" у многих на устах, однако люди часто не знают точного значения этого слова и используют его уместно и не совсем. Ниже мы расскажем, что такое деспотия, как толкуют это слово разные источники, и каковы ее характерные черты.

Деспотия - это что?

Начнем с самого общего определения данного слова. Итак, деспотия - это специфическая форма государства, когда вся власть принадлежит исключительно монарху. Такая власть не регулируется законом, монархия, как правило, наследственная, и властитель правит, опираясь на военно-административный аппарат.

деспотия этоЧаще всего деспотия встречалась как форма государственного правления в древневосточных империях. Например, в Египте, Ассирии, Персии, Вавилонии, Китае, Индии. Естественно, в таком случае слово деспота было законом и не обсуждалось. Именно во времена деспотии принимались самые глупые и кровавые законы. И это не удивительно, так как личность правителя обожествлялась. Яркий пример тому - египтяне. Даже после смерти фараон приравнивался к богу, и ему воздавались соответствующие почести. Несмотря на то что власть деспота де-юре была неограниченной, де-факто все обстояло не так. Деятельность деспота была ограничена и часто даже подчинена интересам узкого круга знати. Таким образом, деспотия - удобная форма правления для элит и часто сосуществует с олигархией.

Рассмотрим понятие "древневосточная деспотия"

Концепция восточной деспотии идет еще от Геродота - отца истории. Он описывал ситуацию, когда правители не просто закрывали храмы, большие и малые, но и заставляли народ возводить себе огромные, величественные усыпальницы и гробницы.древневосточная деспотия Понятие древневосточной деспотии имело определенные черты. Так, главой государства, вершителем суда и олицетворением всеобщего закона был деспот-правитель. Ему поклонялись, его обожествляли, его ненавидели и боялись. Форма правления была, естественно, монархической, и власть передавалась по наследству. Но деспот не мог править без опоры на мощный разветвленный административный аппарат. Он был необходим для того, чтобы эффективно управлять разношерстным обществом, в котором уже сформировались различные прослойки, не говоря уже об оформившемся имущественном неравенстве. К тому же уже в древности общество Востока оформилось и приобрело те черты, которые прослеживаются даже сегодня. Например, оно было дифференцировано, и каждый социальный слой не просто имел свое место в иерархии, но и отличался своей организацией, правами и обязанностями. Именно на таком фундаменте могли оформиться и зацвести буйным цветом зачатки деспотии Древнего Востока.

Иерархия древневосточного общества

Говоря об обществе Древнего Востока, мы не можем обойти вниманием такое социальное явление, как рабов. Чаще всего это было так называемое домашнее рабство, когда невольник был собственностью огромной семьи. Кроме того, рабы трудились в храмовых комплексах, на строительстве, на полях. Кто же становился рабом?

особенности деспотии

В принципе, рабом мог стать любой человек. Чаще всего эту социальную прослойку пополняли военнопленные. Но бывало и так, что рабом мог стать свободный человек. Это долговое рабство. Чем больше и сильнее становилась община, тем большие масштабы приобретало долговое рабство. Если говорить о рабстве в целом, то в Египте и в Китае на рубеже 2-3 веков даже создавались рынки, на которых продавали только невольников на любой вкус. Раба мог позволить себе купить даже пастух, садовник или ремесленник средней руки. Это тоже входит в особенности деспотии. Все это указывает на огромные масштабы работорговли.

Характерные особенности восточной деспотии

Во-первых, это религиозное содержание власти правителя-деспота. Монарха при деспотизме считают ожившим богом, его инкарнацией. Соответственно, власть его дана не кем иным, как самим Всевышним, и была абсолютна.

характерные черты деспотии Монарх считался единственным судьей, мерилом законности любого поступка. Об этом говорило все: от отношения к монарху до его титула. Подобная постановка проблемы власти должна была объединять общество. И она объединяла. Ведь если власть дана монарху свыше, если она дана ему от Бога, то противоречить правителю просто бесполезно. Это глупо, так как божественная власть по определению мудрая и направлена на благо народа. Поэтому власть деспота и держалась, народ попросту боялся пойти против своего властителя. Тем более что он считался не кем иным, как верховным жрецом или главой всей жреческой иерархии. Рассмотрим другие характерные черты деспотии.

Обязанности деспота как главы жреческой иерархии

Он имел полное право проводить все религиозные церемонии, связанные с рождением и циклом плодородия. В некоторых случаях правитель мог даже отменить почитание старых богов и учредить полностью новый культ (как и произошло в Египте).

особенности восточной деспотииНо то, чего ни в коем случае не должен был делать правящий монарх - это принимать участие в ритуалах, связанных со смертью. Отчасти это было вызвано тем, что божественная власть могла нести только добро, только побеждать, но не сеять смерть и горе. К тому же иногда властители вводили свой собственный культ. Это создавало впечатление неприкосновенности, священности тела правителя. Следовательно, покушение могло быть приравнено к святотатству, выступлению против бога (или богов) и каралось самым суровым образом. Например, незадачливого убийцу могли казнить, изгнать и тому подобное. Но не все было так гладко.

Золотая клетка для деспота

Деспотия это не неприкосновенность. Монарх жил как в золотой клетке, так как был связан множеством ограничений. Например, его жизнь была четко регламентирована дворцовым этикетом, условностями и предрассудками. Часто это все делалось для того, чтобы обезопасить священного монарха. Однако иногда правитель мог быть даже убит просто потому, что, по мнению астролога, срок его жизни на земле истек. Не стоит объяснять, почему при дворах всегда был маг-предсказатель. Любой правитель был заинтересован в том, чтобы астролог максимально продлевал срок его жизни. В результате этого именно астрологи играли роль "серых кардиналов", поскольку от них зависела, как ни парадоксально, жизнь полубожественного правителя.

Коснемся особенностей власти монарха-деспота

Его положение не имело ничего общего с отождествлением правителя и непосредственно государства. Он просто занимал свое место среди других обязательных институтов власти. И все-таки его власть не была такой уж неограниченной. Например, правитель подчинялся множеству законов и правил, установленных ранее. Да, правитель мог устанавливать новые правила жизни, издавая законы и декреты, но в то же время эти законы имели некоторые ограничения.

деспотии древнего востока

В частности, они не должны были противоречить фундаментальным основам жизни общества. Прекрасным примером тому может быть Индия. Хотя правитель и мог издавать любые указы, они не должны были ни в коем случае касаться нарушения кастового строя и быта людей, вопросов, связанных с верой. Весьма интересен вопрос о том, кто же решал, соответствует тот или иной закон воле богов или нарушает ее. Даже в Вавилоне принятые законы не должны были вступать в противоречие с традиционными принципами правопорядка. Даже первый свод законов был создан как попытка оградить традиционные порядки от новых разрушительных явлений в обществе.

Мог ли судить деспот?

Кроме того, власть деспота не заключала в себе судебных прав. Он по умолчанию был вершителем правосудия. Он мог помиловать преступника или наказать его по своему усмотрению. Иногда появлялась своеобразная царская юстиция, например, представителем такого суда был Соломон. Таким образом, деспотия - это часто не то, что подразумевают под этим словом люди.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Ли Джордан: особенности и характерные черты персонажаИскусство и развлечения Ли Джордан: особенности и характерные черты персонажа

Ли Джордан описан Джоан Роулинг как темнокожий мальчик с черными волосами, заплетенными в дреды. Всем зрителям "Поттерианы" этот персонаж знаком в качестве озорного и остроумного комментатора спортивных матчей. Однако...

В чем отличие оплодотворения от опыления: особенности и характерные черты процессовОбразование В чем отличие оплодотворения от опыления: особенности и характерные черты процессов

Опыление и оплодотворение являются важнейшими процессами, которые обеспечивают генеративное размножение семенных растений. В чем отличие оплодотворения от опыления, кратко будет рассмотрено в нашей статье. Их роль в п...

Площадь Казахстана. Казахстан - площадь территории, особенности и характерные черты страныОбразование Площадь Казахстана. Казахстан - площадь территории, особенности и характерные черты страны

Казахстан славится на весь мир величием горных вершин, загадочностью пустынь, изумрудными озерами, уникальностью животного и растительного миров. Чего только стоит упоминание о древнейшей цивилизации, коей является эт...

Шапки Reima, их достоинства, особенности и положительные чертыМода Шапки Reima, их достоинства, особенности и положительные черты

Благодаря потрясающим свойствам, которые сочетают в себе шапки известного финского бренда Reima, активное времяпрепровождение каждому ребенку обеспечено в тепле и комфорте. Независимо от возрастных рамок, выбор детско...

Как называется плоский парк перед дворцом: термин и характерные чертыНовости и общество Как называется плоский парк перед дворцом: термин и характерные черты

Множество красивых парков и дворцово-парковых ансамблей существует по всему миру. Они поражают туристов, а некоторые жители ходят гулять в них каждый день. Садово-парковые зоны существуют уже много лет, свою популярно...

Культура Древней Индии. Основные этапы и характерные чертыНовости и общество Культура Древней Индии. Основные этапы и характерные черты

Индия считается одним из древних очагов в человеческой цивилизации, имеющих высокий уровень культуры. На территории страны обнаружено большое количество доказательств древнего происхождения ее культуры. Многие находки...

Классификация растений: примеры и характерные черты основных систематических группОбразование Классификация растений: примеры и характерные черты основных систематических групп

Все растения, существующие на планете, настолько многочисленны и многообразны, что учёные не один раз пытались их систематизировать. С этой целью они делили представителей флоры на различные виды и группы. В основу эт...

Диван из искусственного ротанга: особенности и отличительные чертыДомашний уют Диван из искусственного ротанга: особенности и отличительные черты

Используя плетеные предметы мебели для дизайна балкона или террасы, вы не только подчеркнете стиль интерьера этой части дома, но и создадите комфортный уголок для отдыха. Особенно эффектно в дизайнерских композициях с...

Флуоресцентные краски: особенности и применениеДом и семья Флуоресцентные краски: особенности и применение

Флуоресцентные краски на сегодняшний день используются очень широко. Чаще всего их можно заметить на вывесках магазинов, аптек, других торговых точек, салонов красоты, а также на рекламных площадках. Дело в том, что о...

Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развитияИскусство и развлечения Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развития

Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том ч...

monateka.com

Древневосточная деспотия.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, обще­ственное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организа-

тора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распре­делялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.

Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие отряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйственной и ремесленной продукции, других материальных ценностей, получаемых непосредственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.

Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота —важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.

Похожие статьи:

poznayka.org

Ближний Восток. Древневосточная деспотия. Зороастризм



Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

древневосточная деспотия – форма государственной власти в древневосточных цивилизациях, в которой вся жизнь общества была подчинена религии, при этом правитель обожествлялся и на этом основании имел всю полноту как духовной, так и светской власти, которую осуществлял с помощью разветвлённого бюрократического аппарата;

власть-собственность – ситуация, в которой вся собственность (в особенности, вся земля), считалась государственной, потому между властью (то есть близостью к правителю) и собственность была прямая связь, для древневосточных людей эти понятие даже не разделялись;

зороастризм – деистическая религия (то есть содержащее учение о равновеликих добром и злом началах мироздания, между которыми идёт постоянная непримиримая вражда) древних ариев, отказавшаяся не только от политеизма, но и от изображения божеств в конкретной форме человека или животного – вместо этого существовал культ огня;

иудаизм – первая по-настоящему монотеистическая религия, которую исповедовал еврейский народ, считавший себя на основе этого богоизбранным;

монотеизм – поклонение всего одному всемогущему божеству;

патриархальное рабство – ранняя форма рабства, при которой рабы выполняют те же работы, что и другие домочадцы, отличается меньшей степенью эксплуатации, чем классическое.

1. Составьте схему, отражающую характерные черты древневосточной деспотии.

Составьте схему, отражающую характерные черты древневосточной деспотии

2. Назовите общие черты древнейших цивилизаций Месопотамии и Египта.

Общие черты:

- они находились в долинах крупных рек и существовали на основе ирригационного земледелия;

- обе цивилизации собирали значительные урожаи, гораздо большие, чем было достаточно для простого выживания их жителей;

- обе цивилизации нуждались в большом количестве привозных материалов (меди, олове, древесине и т.д.), вывозили же в основном продукты сельского хозяйства;

- ими управляли цари с абсолютной духовной и светской властью – посредники между мирами божеств и людей;

- обе цивилизации строили величественные культовые сооружения, на которые тратили значительные средства;

- цари управляли с помощью разветвлённого бюрократического аппарата, изначально возникшего для руководства ирригационными работами, но постепенно начавшего контролировать все стороны жизни общества и превратившегося в главную опору власти;

- для работы бюрократического аппарата были разработаны сложные системы письменности;

- также цари опирались на военную силу, обе эти цивилизации отнюдь не были мирными;

- в обеих цивилизациях существовали крупные величественные города;

- земли обеих цивилизаций делились на номы.

3. Составьте план рассказа о типичных чертах древневосточных империй. Почему учёные применяют к ним термин «древневосточная деспотия»?

Термин «деспотия» происходит из Древней Греции. Словом «деспот» изначально обозначался глава дома, имевший абсолютную власть над домочадцами. Греческие писатели имели в виду, что в отличие от свободных граждан их полисов, восточные люди подчиняются своим правителям полностью, как домочадцы – главе дома. Как показывает современный научный анализ, у древневосточных правителей действительно была абсолютная власть и через разветвлённую бюрократию они контролировали все сферы жизни.

Рассказ про них можно вести по следующему плану:

1. религия в жизни древневосточных обществ:

а) могущество богов древневосточных цивилизаций,

б) религия как часть повседневной жизни;

2. правитель как посредник между мирами божеств и людей;

3. жречество древневосточных цивилизаций:

а) разветвлённость и многоуровневость жречества,

б) жречество как регулятор ирригационного земледелия,

в) жречество как опора правителя,

г) высшее жречество в руках родственников правителя;

4. бюрократический аппарат:

а) роль письменности в жизни цивилизаций,

б) тотальность контроля бюрократического аппарата,

в) бюрократический аппарат как опора правителя,

г) родственники правителя в бюрократическом аппарате;

5. отношение население к деспотии:

а) отсутствие восстаний против деспотии как формы правления,

б) периоды распада цивилизаций и бедствий как единственные периоды без деспотической власти правителей.

4. Какие достижения народов Ближнего Востока имеют значение для развития мировой цивилизации?

Достижения:

- государственное устройство;

- государственные институты;

- дипломатия;

- ирригационное земледелие;

- торговля на большие расстояния;

- письменность;

- математика;

- геометрия;

- строительство крупных каменных зданий

- монотеизм;

- деизм.

1. Составьте хронологическую таблицу «Великие империи древности». Проанализируйте её.

Составьте хронологическую таблицу «Великие империи древности». Проанализируйте её

Таким образом, в первой половине III тысячилетия до н.э. существовала лишь одна империя – в Древнем Египте, потому что большинство других народов ещё не создали цивилизаций, а некоторые (шумеры в междуречье Тигра и Ефрата и население междуречья Инда и ныне пересохшей Сарасвати) не объединились в единые державы. Но позже, как правило, несколько империй существовало параллельно и обычно боролось друг с другом. Однако Новоассирийское царство и держава Ахеменидов смогли каждая в своё время подчинить себе все державы Ближнего Востока.

2. Выделите особенности хозяйственной жизни и государственного устройства Финикии. Как географическое положение Финикии повлияло на формирование этих особенностей?

Природа Финикии представляла собой оазисы среди довольно засушливой местности, что способствовало созданию не единой державы, а ряда независимых городов. Эти города находились на берегу моря, что способствовало развитию мореплавания. Позже создание великих империй, начиная с Новоассирийского царства, ещё больше способствовало тому, что финикийские торговцы стали искать богатства в море, а не на суше, где вся жизнь, включая торговлю, была регламентирована царской бюрократией.

Потому у хозяйственной жизни Финикии были следующие особенности:

- основой финикийского богатства была морская торговля;

- финикийские торговцы были посредниками между Средиземноморьем и Ближним Востоком;

- для успеха торговли финикийцы открыли многие новые земли;

- для успеха торговли финикийцы основывали колонии вдали от родных городов.

3. Как вы думаете, с какими сложностями сталкиваются ученые, изучающие ближневосточные государства и империи древности?

Учёные сталкиваются с многочисленными трудностями при изучении этих цивилизаций:

- из-за того, что эти цивилизации существовали давно, до нас дошло не много источников, большинство исчезло по естественным и иным причинам;

- письменные системы этих цивилизаций неалфавитные, сложные для понимания;

- письменности некоторых цивилизаций до сих пор не расшифрованы;

- часто в записях этих цивилизаций фигурируют не все исторические события, а только успехи того или иного правителя, без его неудач;

- мировоззрение людей того времени сильно отличалось от нашего, что создаёт проблемы в интерпретации источников;

- источники по истории этих цивилизаций разбросаны по разным музеям мира, куда вывозились во время раскопок XIX – начала ХХ веков;

- на территориях многих древневосточных цивилизаций сегодня небезопасно из-за военных конфликтов и терроризма.

4. Обсудите, была ли собственность в Древнем Востоке неразрывно связана с властью.

В древневосточных царствах главным источником богатства была земля, а земля считалась собственностью правителей, потому ими раздавалась. Соответственно, чем ближе человек стоял к правителю, тем большей он обладал властью и одновременно тем большее получал от него богатство. Данный порядок нарушался в периоды распада великих государств. Тогда, например, богатели торговые дома (как было на северной границе Месопотамии во время нашествия амореев и во многих других случаях). Но такие периоды были временем общего беззакония, временем, когда рушились все устои общества. Потому их старались преодолеть как можно быстрее.

Исключением из этого правила была Финикия. Её города почти не обладали землёй и богатели не за счёт неё, а за счёт торговли, потому мерилом богатства были драгоценные металлы, из которых со временем стали чеканить монеты. Следует добавить, что в Финикии не было деспотий, вместо этого существовала олигархия – власть богатейших родов. Во время борьбы за власть не раз случалось изгнание тех или иных родов. В таких случаях они сохраняли богатства, но на более или менее продолжительное время теряли доступ к власти.

resheba.com

Деспотия - это... Что такое Деспотия?

  • ДЕСПОТИЯ — (этим. см. след. сл.). Царство произвола и насилия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕСПОТИЯ греч., от despotes, деспот. Царство произвола, насилия. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • деспотия — и. ж. despotie f., нем. Despotie <гр. despoteia. 1. Форма неограниченной самодержавной власти. БАС 2. Неограниченная власть деспота оправдывается и обосновывается религией. В. Авдиев Ист. др. Востока. Деспотии гибнут из за недостатка… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ДЕСПОТИЯ — (греч. despoteia неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕСПОТИЯ — ДЕСПОТИЯ, деспотии, жен. (книжн. полит.). Государство, управляемое неограниченной властью деспота. Восточная деспотия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • деспотия — сущ. • деспотизм • тирания • тиранство власть, основанная на насилии) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. деспотия сущ., кол во синонимов: 4 • …   Словарь синонимов

  • Деспотия — (греч. despoteia неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • деспотия — и устарелое деспотия …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ДЕСПОТИЯ — (гр. despoteia неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти. Классическая Д. государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.) …   Юридический словарь

  • Деспотия — (по гречески неограниченная власть) форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю наследственному монарху, правящему при посредстве сложного военно бюрократического аппарата; деспотии… …   Исторический словарь

  • ДЕСПОТИЯ — ДЕСПОТИЯ, и, жен. Государство, управляемое деспотом (в 1 знач.). | прил. деспотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ДЕСПОТИЯ — (от греч. despotia неограниченная власть) англ. despotism; нем. Despotie. Форма самодержавной, неограниченной законом власти. Д. характеризуется произволом власти и бесправием членов общества. см. АВТОКРАТИЯ, ДИКТАТУРА, ТИРАНИЯ, ТОТАЛИТАРИЗМ.… …   Энциклопедия социологии

  • dic.academic.ru


    Смотрите также