Древняя цивилизация палестина. 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины. Древняя цивилизация палестина


4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины

Даже беглое обозрение исторической судьбы Палестиныи еенародовпоказывает, как трудно воссоздать полную и связную картину формирования цивилизации в этом регионе. В своем развитии жителиПалестинымногое заимствовал у соседей, тем самым, ускоряя цивилизационные процессы на своей территории. Так, многие художественные элементы, характерные для Египетской иМесопотамскойцивилизаций, проникли вПалестинуокрыленный солнечный диск, образсфинкса, лотос в орнаменте, гении, охраняющие древо жизни и др.

В условиях небольших государств, в маленьких крепостях Палестиныне могло развернуться такое монументальное строительство, как в Египте илиМесопотамии. Здесь преобладали художественные ремесла. Археологи находят большое количество поделок из слоновой кости, золота, цветных камней и других материалов. Рельефы, украшавшие дворец в Самарии, части драгоценной мебели, ларцы, игральные доски, гребни свидетельствуют о том, что местные придворные мастера, чаще всего финикийцы, создавали свой собственный стиль, характерный для древнейПалестиныи всего Восточного Средиземноморья.

К сожалению, в Иерусалимене сохранился на храм, ни дворецСоломона. Но по описанию вБиблииможно представить себе хотя бы в общих чертах эти шедеврыпалестинскогозодчества.Иерусалимскийхрам в честь бога Яхве был построен на горе Мория. По образцу египетских построек он имел множество флигелей. Гладкие стены храма были сделаны из камня, связанного между собой железными креплениями. Вход в храм открывала дверь их оливкового дерева, инкрустированная золотом. Внутренние помещения, отделанные древесиной кедра, были украшены резными изображениями и орнаментом. В глубине храма находился Ковчег Завета, где хранилисьСкрижаликаменные таблички с записанными на них Десятью Заповедями. В VI в. до н.э.Иерусалимскийхрам был разрушенвавилонскимцаремНавуходоносором. Послевавилонскогопленения на его месте был построен Второй храм, но и он был разрушен, на это раз римлянами. Осталась лишь западная стена, так называемаяСтена плача, одно из мест поклонения последователей иудаизма. ФеноменИерусалимскогохрама одно из достижений цивилизации древнейПалестины, значение которого в судьбах человечества трудно переоценить.

Отличительная особенность цивилизации древней Палестиныее города. Древнейшие из нихИерихон,Иерусалим, Хеврон,Газа, Кадеш, Самария, Мегиддо были не только политическими и торгово-хозяйственными центрами. ГородаПалестиныодна из точек Осевого времени (VIII-II вв. до н.э.), которое рождало важнейшие представления и понятия о мире и человеке, существующие и поныне. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня, - писалК. Ясперс. Впалестинскихгородах-государствах, так же как в Китае, Индии, Персии и Греции, состоялосьвсеобщее пробуждение духа, и человек, осознавая свое бытие, осмысливая высшие ценности и цели, стал уходить от растительного образа жизни.

Древняя Палестинавесьма динамичныйрегион, где перед человеком постоянно вставал вопрос: как выжить вхаосе, который бушует вокруг тебя. Впалестинскихгородах-государствах, связанных со многими странами, в довольно хаотичном смешении разныхплемен,этносови культур, обычный человек терял ориентиры и начинал страдать беспутством, и, как сказано вБиблии, многие оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. Основные законы и правила жизни мечущийся человек находил, как и прежде, в религии, но в ее новом осмыслении, которое появилось в религиозных воззрениях древних евреев и представлено вБиблии.

Библиязапись Божественных откровений человеку, полученных в течение многих тысячелетий. Первая частьБиблииВетхий Завет священная книга древних евреев. Ядро Ветхого Завета, особо почитаемые первые пять книг, Тора или Пятикнижие Моисеево. Они содержат основные своды религиозных и социальных законов, повествование о сотворении мира и человека, о рае, о грехопадении первых людей, о всемирном потопе, о патриархах, о египетском плене, исходе и скитаниях в Синайской пустыне. Вторая часть Ветхого Завета Пророки, излагает историю древних евреев от прихода вПалестинудо гибели Иудейского царства. История еврейскогонародапослевавилонскогопленения содержится в третьей части Писания. Сюда же входят ПритчиСоломоновы, Песнь песней, Экклесиаст, Псалтырь (150 культовых и царских гимнов). Оформление Ветхого завета и его канонизация завершились в I в. до н.э. Уже в начале новой эры окончательно оформился полный канон священных книг иудаизма первоймонотеистическойрелигии в истории человечества.

Иудаизм возник еще во II тыс. до н.э., в период исхода евреев из Египта в Ханаан, но более развитые формы принял в эпоху Израильско-Иудейского, а затем Иудейского царства, когда политеизмсменился единым культом бога Яхве. Особую роль в этом сыграло пророческое движение. Когда евреи, потеряв все, кроме надежды, сидели на рекахвавилонских, пророки утверждали, что лишь сохранение веры и законов Моисеевых поможет им вернуться вПалестину.

Итак, дух обреченности, витавший над Палестинойна протяжении I тыс. до н.э., когда потенциал культурного мира земли Ханаан представлялся навсегда исчерпанным, открыл новый путь цивилизованной жизни. Цивилизация древнейПалестиныдала человечеству Слово. На рубеже нашей эры вПалестинезародилась втораямонотеистическаярелигияхристианство. Оно берет начало от рождения Иисуса Христа, распятого вИерусалимепо приговору еврейского синедриона, утвержденному римскимпрокураторомПонтием Пилатом. Главное в христианстве учение о Богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который родился от Девы Марии, принял страдание и смерть для искупления первородного греха людей, воскрес и вознесся на небо. Новая религия, пройдя через преследования, широко распространилась, став одним из ведущих компонентов уже другой Средневековой цивилизации.

studfiles.net

Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины

Студопедия

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Даже беглое обозрение исторической судьбы Палестины и ее народов показывает, как трудно воссоздать полную и связную картину формирования цивилизации в этом регионе. В своем развитии жители Палестины многое заимствовал у соседей, тем самым, ускоряя цивилизационные процессы на своей территории. Так, многие художественные элементы, характерные для Египетской и Месопотамской цивилизаций, проникли в Палестину окрыленный солнечный диск, образ сфинкса, лотос в орнаменте, гении, охраняющие древо жизни и др.

 

В условиях небольших государств, в маленьких крепостях Палестины не могло развернуться такое монументальное строительство, как в Египте или Месопотамии. Здесь преобладали художественные ремесла. Археологи находят большое количество поделок из слоновой кости, золота, цветных камней и других материалов. Рельефы, украшавшие дворец в Самарии, части драгоценной мебели, ларцы, игральные доски, гребни свидетельствуют о том, что местные придворные мастера, чаще всего финикийцы, создавали свой собственный стиль, характерный для древней Палестины и всего Восточного Средиземноморья.

 

К сожалению, в Иерусалиме не сохранился на храм, ни дворец Соломона. Но по описанию в Библии можно представить себе хотя бы в общих чертах эти шедевры палестинского зодчества. Иерусалимский храм в честь бога Яхве был построен на горе Мория. По образцу египетских построек он имел множество флигелей. Гладкие стены храма были сделаны из камня, связанного между собой железными креплениями. Вход в храм открывала дверь их оливкового дерева, инкрустированная золотом. Внутренние помещения, отделанные древесиной кедра, были украшены резными изображениями и орнаментом. В глубине храма находился Ковчег Завета, где хранились Скрижали каменные таблички с записанными на них Десятью Заповедями. В VI в. до н.э. Иерусалимский храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. После вавилонского пленения на его месте был построен Второй храм, но и он был разрушен, на это раз римлянами. Осталась лишь западная стена, так называемая Стена плача, одно из мест поклонения последователей иудаизма. Феномен Иерусалимского храма одно из достижений цивилизации древней Палестины, значение которого в судьбах человечества трудно переоценить.

 

Отличительная особенность цивилизации древней Палестины ее города. Древнейшие из них Иерихон, Иерусалим, Хеврон, Газа, Кадеш, Самария, Мегиддо были не только политическими и торгово-хозяйственными центрами. Города Палестины одна из точек Осевого времени (VIII-II вв. до н.э.), которое рождало важнейшие представления и понятия о мире и человеке, существующие и поныне. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня, - писал К. Ясперс. В палестинских городах-государствах, так же как в Китае, Индии, Персии и Греции, состоялось всеобщее пробуждение духа, и человек, осознавая свое бытие, осмысливая высшие ценности и цели, стал уходить от растительного образа жизни.

 

Древняя Палестина весьма динамичныйрегион, где перед человеком постоянно вставал вопрос: как выжить в хаосе, который бушует вокруг тебя. В палестинских городах-государствах, связанных со многими странами, в довольно хаотичном смешении разных племен, этносов и культур, обычный человек терял ориентиры и начинал страдать беспутством, и, как сказано в Библии, многие оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. Основные законы и правила жизни мечущийся человек находил, как и прежде, в религии, но в ее новом осмыслении, которое появилось в религиозных воззрениях древних евреев и представлено в Библии.

 

Библия запись Божественных откровений человеку, полученных в течение многих тысячелетий. Первая часть Библии Ветхий Завет священная книга древних евреев. Ядро Ветхого Завета, особо почитаемые первые пять книг, Тора или Пятикнижие Моисеево. Они содержат основные своды религиозных и социальных законов, повествование о сотворении мира и человека, о рае, о грехопадении первых людей, о всемирном потопе, о патриархах, о египетском плене, исходе и скитаниях в Синайской пустыне. Вторая часть Ветхого Завета Пророки, излагает историю древних евреев от прихода в Палестину до гибели Иудейского царства. История еврейского народа после вавилонского пленения содержится в третьей части Писания. Сюда же входят Притчи Соломоновы, Песнь песней, Экклесиаст, Псалтырь (150 культовых и царских гимнов). Оформление Ветхого завета и его канонизация завершились в I в. до н.э. Уже в начале новой эры окончательно оформился полный канон священных книг иудаизма первой монотеистической религии в истории человечества.

 

Иудаизм возник еще во II тыс. до н.э., в период исхода евреев из Египта в Ханаан, но более развитые формы принял в эпоху Израильско-Иудейского, а затем Иудейского царства, когда политеизм сменился единым культом бога Яхве. Особую роль в этом сыграло пророческое движение. Когда евреи, потеряв все, кроме надежды, сидели на реках вавилонских, пророки утверждали, что лишь сохранение веры и законов Моисеевых поможет им вернуться в Палестину.

 

Итак, дух обреченности, витавший над Палестиной на протяжении I тыс. до н.э., когда потенциал культурного мира земли Ханаан представлялся навсегда исчерпанным, открыл новый путь цивилизованной жизни. Цивилизация древней Палестины дала человечеству Слово. На рубеже нашей эры в Палестине зародилась вторая монотеистическая религия христианство. Оно берет начало от рождения Иисуса Христа, распятого в Иерусалиме по приговору еврейского синедриона, утвержденному римским прокуратором Понтием Пилатом. Главное в христианстве учение о Богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который родился от Девы Марии, принял страдание и смерть для искупления первородного греха людей, воскрес и вознесся на небо. Новая религия, пройдя через преследования, широко распространилась, став одним из ведущих компонентов уже другой Средневековой цивилизации.

 

Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация

 



stydopedya.ru

Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины

Количество просмотров публикации Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины - 779

Даже беглое обозрение исторической судьбы Палестины и её народов показывает, как трудно воссоздать полную и связную картину формирования цивилизации в данном регионе. В своем развитии жители Палестины многое заимствовал у соседей, тем самым, ускоряя цивилизационные процессы на своей территории. Так, многие художественные элементы, характерные для Египетской и Месопотамской цивилизаций, проникли в Палестину окрыленный солнечный диск, образ сфинкса, лотос в орнаменте, гении, охраняющие древо жизни и др.

В условиях небольших государств, в маленьких крепостях Палестины не могло развернуться такое монументальное строительство, как в Египте или Месопотамии. Здесь преобладали художественные ремесла. Археологи находят большое количество поделок из слоновой кости, золота, цветных камней и других материалов. Рельефы, украшавшие дворец в Самарии, части драгоценной мебели, ларцы, игральные доски, гребни свидетельствуют о том, что местные придворные мастера, чаще всего финикийцы, создавали свой собственный стиль, характерный для древней Палестины и всего Восточного Средиземноморья.

К сожалению, в Иерусалиме не сохранился на храм, ни дворец Соломона. Но по описанию в Библии можно представить себе хотя бы в общих чертах эти шедевры палестинского зодчества. Иерусалимский храм в честь бога Яхве был построен на горе Мория. По образцу египетских построек он имел множество флигелей. Гладкие стены храма были сделаны из камня, связанного между собой железными креплениями. Вход в храм открывала дверь их оливкового дерева, инкрустированная золотом. Внутренние помещения, отделанные древесинои̌ кедра, были украшены резными изображениями и орнаментом. В глубине храма находился Ковчег Завета, где хранились Скрижали каменные таблички с записанными на них Десятью Заповедями. В VI в. до н.э. Иерусалимский храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. После вавилонского пленения на ᴇᴦο месте был построен Второй храм, но и он был разрушен, на это раз римлянами. Осталась лишь западная стена, так называемая Стена плача, одно из мест поклонения последователей иудаизма. Феномен Иерусалимского храма одно из достижений цивилизации древней Палестины, значение которого в судьбах человечества трудно переоценить.

Отличительная особенность цивилизации древней Палестины её города. Древнейшие из них Иерихон, Иерусалим, Хеврон, Газа, Кадеш, Самария, Мегиддо были не только политическими и торгово-хозяйственными центрами. Города Палестины одна из точек Осевого времени (VIII-II вв. до н.э.), которое рождало важнейшие представления и понятия о мире и человеке, существующие и поныне. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня, - писал К. Ясперс. В палестинских городах-государствах, так же как в Китае, Индии, Персии и Греции, состоялось всеобщее пробуждение духа, и человек, осознавая свое бытие, осмысливая высшие ценности и цели, стал уходить от растительного образа жизни.

Древняя Палестина весьма динамичныйрегион, где перед человеком постоянно вставал вопрос˸ как выжить в хаосе, который бушует вокруг тебя. В палестинских городах-государствах, связанных со многими странами, в довольно хаотичном смешении разных племен, этносов и культур, обычный человек терял ориентиры и начинал страдать беспутством, и, как сказано в Библии, многие оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. Основные законы и правила жизни мечущийся человек находил, как и прежде, в религии, но в её новом осмыслении, которое появилось в религиозных воззрениях древних евреев и представлено в Библии.

referatwork.ru

Древняя Палестина

   Племенные передвижения, происходившие в начале II тысячелетия до н.э. были отчасти связаны с использованием лошади как в транспортных целях, так и в военном деле, и привели к созданию в течение XVIII в. до н.э. большого и, возможно, разнородного в этническом плане союза племен, которые называли гиксосами. Конкретные причины создания союза и его история не ясны, но, во всяком случае, известно, что он охватил большую территорию от Северной Сирии до Египта, а центром его, по-видимому, стала именно Палестина. Добыча, награбленная гиксосами в Египте, обогатила племена, участвовавшие в гиксосском союзе, особенно племенную знать. Археологические находки в Палестине указанного периода, особенно богатые погребения, показывают, как росли накопления и имущественное неравенство.Изгнание гиксосов из Египта и последующее завоевание египтянами Палестины, которое началось в первой половине XVI в. до н.э., привело к разорению страны, что засвидетельствовано археологическими данными. Палестина не была включена в состав египетского государства Нового царства. Египтяне грабили Палестину, которая была лакомой добычей и поставляла рабов. В различных крепостях Палестины, среди которых тогда уже выделялись Иерусалим и Мегиддо в Есдраелеонской долине, продолжали сидеть и собственные царьки, представляя местную знать, от коей они всецело зависели. Общественное и государственное устройство этих микроцарств было подобно устройству аналогичных государств Финикии. Правда, в последних большее значение имело земледелие и в меньшей степени — ремесло и торговля. Что же касается материальной культуры, то Палестина теперь значительно отставала от Финикии. Египет выкачивал из этих царств достаточно, чтобы население Палестины крайне тяготилось египетским владычеством. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египет поддерживал здесь свою власть.   Кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, к которому, возможно, в период хеттско-египетских войн прибавились и хетты, происходившие с территории Хеттского царства. В Палестине, как и в Сирии, имелось население иного рода, связанное с кочевниками пустыни. Некоторая его часть, видимо, кроме скотоводства, занималась еще и земледелием, постепенно оседая и сохраняя первобытнообщинные порядки. Эти люди, которые в письменных источниках называются хапиру, а по-шумерски сагаз (подрезатели жил, головорезы), появлялись иногда с миром, как наемные сельхозрабочие, иногда же с войной, стараясь захватить землю и крепости оседлого населения. Они представляли достаточно серьезную опасность для египтян и местной ханаанейско-хурритской знати еще и потому, что местное население искало союза с хапиру в борьбе против своих и чужих владык. Особенно значительным центром оседания хапиру были восточные и южные районы Ливанских гор.   Возможно, что среди хапиру, которые происходили из западно-семитических по языку племен, обитавших в Сирийской степи от Палестины до Евфрата и Месопотамской равнины (в известных нам вавилонских источниках под названием суту, амореев), были и предки евреев, в последующем основного населения Палестины I тысячелетия до н.э.   Огромный удар по владычеству Египта в Азии был нанесен нашествием “народов моря” — племен побережья и островов Малой Азии, а также Эгейского моря, начавших движение во второй половине XIII в. до н.э. Эти племена прошли огнем и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря, опустошив южные области Хеттской державы. В конце XIII в. до н.э. в Палестине начинают доминировать новые племена, которые составили еврейский союз под названием Израиль. Впервые он упоминается в одной из египетских надписей (около 1230 г. до н.э.), где назван при перечислении стран, пострадавших от ударов “народов моря”. В отличие от других названий Израиль определяется в надписи как народ, племя, а не страна. Поэтому можно предположить, что древние израильтяне еще оставались кочевниками и не оседали в какой-нибудь конкретной области. Но в таком случае Израиль должен был появиться в районе Палестины несколько ранее, однако, незадолго до 1230 г. до н.э. Об этом свидетельствует и отсутствие в более поздних преданиях, собранных в Библии, указаний на владычество египтян в Палестине. Как предполагают отдельные ученые, если бы израильтяне появились на землях Палестины уже во времена так называемой амарнской переписки, то, по всей вероятности, в Библии сохранились бы какие-нибудь сведения или указания на то, что египтяне пребывали в Палестине и вели борьбу с Израилем.

30school.ru

Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины

Даже беглое обозрение исторической судьбы Палестины и ее народов показывает, как трудно воссоздать полную и связную картину формирования цивилизации в этом регионе. В своем развитии жители Палестины многое заимствовал у соседей, тем самым, ускоряя цивилизационные процессы на своей территории. Так, многие художественные элементы, характерные для Египетской иМесопотамской цивилизаций, проникли в Палестину окрыленный солнечный диск, образ сфинкса, лотос в орнаменте, гении, охраняющие древо жизни и др.

В условиях небольших государств, в маленьких крепостях Палестины не могло развернуться такое монументальное строительство, как в Египте … или Месопотамии. Здесь преобладали художественные ремесла. Археологи находят большое количество поделок из слоновой кости, золота, цветных камней и других материалов. Рельефы, украшавшие дворец в Самарии, части драгоценной мебели, ларцы, игральные доски, гребни свидетельствуют о том, что местные придворные мастера, чаще всего финикийцы, создавали свой собственный стиль, характерный для древней Палестины и всего Восточного Средиземноморья.

К сожалению, в Иерусалиме не сохранился на храм, ни дворец Соломона. Но по описанию в Библии можно представить себе хотя бы в общих чертах эти шедевры палестинского зодчества.Иерусалимский храм в честь бога Яхве был построен на горе Мория. По образцу египетских построек он имел множество флигелей. Гладкие стены храма были сделаны из камня, связанного между собой железными креплениями. Вход в храм открывала дверь их оливкового дерева, инкрустированная золотом. Внутренние помещения, отделанные древесиной кедра, были украшены резными изображениями и орнаментом. В глубине храма находился Ковчег Завета, где хранились Скрижали каменные таблички с записанными на них Десятью Заповедями. В VI в. до н.э.Иерусалимский храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. После вавилонского пленения на его месте был построен Второй храм, но и он был разрушен, на это раз римлянами. Осталась лишь западная стена, так называемая Стена плача, одно из мест поклонения последователей иудаизма. Феномен Иерусалимского храма одно из достижений цивилизации древней Палестины, значение которого в судьбах человечества трудно переоценить.

Отличительная особенность цивилизации древней Палестины ее города. Древнейшие из них Иерихон, Иерусалим, Хеврон, Газа, Кадеш, Самария, Мегиддо были не только политическими и торгово-хозяйственными центрами. Города Палестины одна из точек Осевого времени (VIII-II вв. до н.э.), которое рождало важнейшие представления и понятия о мире и человеке, существующие и поныне. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня, — писал К. Ясперс. В палестинских городах-государствах, так же как в Китае, Индии, Персии и Греции, состоялось всеобщее пробуждение духа, и человек, осознавая свое бытие, осмысливая высшие ценности и цели, стал уходить от растительного образа жизни.

Древняя Палестина весьма динамичныйрегион, где перед человеком постоянно вставал вопрос: как выжить в хаосе, который бушует вокруг тебя. В палестинских городах-государствах, связанных со многими странами, в довольно хаотичном смешении разных племен, этносов и культур, обычный человек терял ориентиры и начинал страдать беспутством, и, как сказано в Библии, многие оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. Основные законы и правила жизни мечущийся человек находил, как и прежде, в религии, но в ее новом осмыслении, которое появилось в религиозных воззрениях древних евреев и представлено в Библии.

Библия запись Божественных откровений человеку, полученных в течение многих тысячелетий. Первая часть Библии Ветхий Завет священная книга древних евреев. Ядро Ветхого Завета, особо почитаемые первые пять книг, Тора или Пятикнижие Моисеево. Они содержат основные своды религиозных и социальных законов, повествование о сотворении мира и человека, о рае, о грехопадении первых людей, о всемирном потопе, о патриархах, о египетском плене, исходе и скитаниях в Синайской пустыне. Вторая часть Ветхого Завета Пророки, излагает историю древних евреев от прихода в Палестину до гибели Иудейского царства. История еврейского народа после вавилонского пленения содержится в третьей части Писания. Сюда же входят ПритчиСоломоновы, Песнь песней, Экклесиаст, Псалтырь (150 культовых и царских гимнов). Оформление Ветхого завета и его канонизация завершились в I в. до н.э. Уже в начале новой эры окончательно оформился полный канон священных книг иудаизма первой монотеистической религии в истории человечества.

Иудаизм возник еще во II тыс. до н.э., в период исхода евреев из Египта в Ханаан, но более развитые формы принял в эпоху Израильско-Иудейского, а затем Иудейского царства, когда политеизмсменился единым культом бога Яхве. Особую роль в этом сыграло пророческое движение. Когда евреи, потеряв все, кроме надежды, сидели на реках вавилонских, пророки утверждали, что лишь сохранение веры и законов Моисеевых поможет им вернуться в Палестину.

Итак, дух обреченности, витавший над Палестиной на протяжении I тыс. до н.э., когда потенциал культурного мира земли Ханаан представлялся навсегда исчерпанным, открыл новый путь цивилизованной жизни. Цивилизация древней Палестины дала человечеству Слово. На рубеже нашей эры в Палестине зародилась вторая монотеистическая религия христианство. Оно берет начало от рождения Иисуса Христа, распятого в Иерусалиме по приговору еврейского синедриона, утвержденному римским прокуратором Понтием Пилатом. Главное в христианстве учение о Богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который родился от Девы Марии, принял страдание и смерть для искупления первородного греха людей, воскрес и вознесся на небо. Новая религия, пройдя через преследования, широко распространилась, став одним из ведущих компонентов уже другой Средневековой цивилизации.

 

refac.ru

Природа и население

История Природа и население

просмотров - 85

Цивилизация Древней Палестины

Городская цивилизация Палестины явление исключительно интересное и важное для понимания специфики развития ранних цивилизаций. В древности территорию, которая включала земли Палестины, Финикии и Сирии называли землей Ханаан, а в Ветхом Завете она именуется Библейским миром. Историческая судьба Палестины была весьма беспокойной, возможно, в связи с этим города-государства возникли здесь позже, чем в Финикии и Сирии.

Вплоть до конца IV тыс. до н.э. Палестина представляла собой страну с мягким, влажным климатом, живописными долинами, орошаемыми горными ручьями, пышными пастбищами и густыми лесами. Страна была удобна для земледелия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникло здесь в период мезолита. Оно представлено раннеземледельческой культурой, центром которой являлся Иерихон, один из старейших городов в истории человечества. С III тыс. до н.э. климат Палестины стал более сухим, площадь лесов заметно сократилась, обеднели степи. Густые леса и кустарники сохранялись только в долинœе Иордана. Эта река была как бы барьером между западной и восточной частью Палестины. К западу от нее располагалась Галилея, представлявшая собой нагорье с долинами, равнинами и горными склонами, орошаемыми горными потоками и источниками. Вдоль Средиземного моря тянулась полоса плодородной низменности. Также отличались плодородием и некоторые области к востоку от Иордана. При этом, в целом плоскогорье Восточной Палестины, покрытое степной растительностью, меньше подходило для развития земледелия, чем скотоводства. Земля Палестины бедна полезными ископаемыми, но богата глиной, отличным керамическим сырьем для изготовления кирпича и посуды.

Территория Палестины относительно небольшая всœего 26 тыс. кв. км, но выгодное географическое положение мост между Египтом и Передней Азией с выходом к морю всœегда делали ее желанной целью нашествий кочевников Сирийско-Аравийских пустынь и захватов египтян. Маленькая страна всœегда была под угрозой чужеземных вторжений.

Коренными жителями Палестины были семитские племена ханаанеев, древнейшие земледельцы и скотоводы. Уже на рубеже IX-III тыс. до н.э. известны их процветающие земледельческие посœелки, обнесенные мощными каменными стенами. Вход непрошеным гостям в такие посœелки преграждали достаточно укрепленные ворота. Подобные посœелœения, с развитыми функциями убежища, обычно имели небольшие размеры от 2-4 га. В них находились резиденции местных правителœей и племенные святилища. В таких посœелœениях всœегда скапливалось много оружия копий, кинжалов, булав, что свидетельствовало о достаточно напряженной обстановке в этом густо населœенном регионе.

В конце III первой половинœе II тыс. до н.э. долгий путь развития ханаанейских племен завершился созданием в Палестинœе цивилизации, находившейся под сильным влиянием Месопотамии и Египта. К этому времени гончары уже использовали при изготовлении посуды гончарный круг и обжигали ее в печах. Разнообразные сосуды изготовлялись также из меди, бронзы, серебра и золота. Во II тыс. до н.э. в Палестинœе появляются надписи на скалах, свидетельствующие о возникновении местной письменности, дешифровать которую пока не удается.

Кроме ханаанеев особую группу племен составляли в Палестинœе амореи. Проникшие сюда из сирийско-месопотамских степей, они занимали пастбища на южных склонах Джебель-Бишри по сосœедству с западносœемитскими племенами арамеев. Египетские, хеттские и хурритские колонисты дополняют разноплеменный образ тех, кто жил в Палестинœе и делал первые шаги к цивилизации. В силу полиэтничного состава населœения здесь никогда не было единства, что облегчало завоевание и покорение этой страны.

2. Между властью фараона и переселœением народов моря

С начала II тыс. до н.э. египетские фараоны начали проявлять активность по отношению к Палестинœе, усиливая свое влияние в Восточном Средиземноморье. Палестина на многие столетия превратилась в плацдарм на пути из Египта и в Египет. Именно здесь в XVIII-XVI вв. до н.э. консолидировались племена гиксосов, грозной тучей надвигаясь на Египет. По путям, проторенным египетскими послами, они постепенно просачивались в дельту Нила. Пришельцы пользовались новым необычным средством передвижения колесницами, запряженными лошадьми. В неудержимом стремлении в сторону Египта они сметали на своем пути различные племена, частично увлекая их за собой. Это обширное, но внутренне не прочное объединœение племен в серединœе XVIII в. до н.э. подчинило себе северную часть Египта. Слабые фараоны не смогли дать им отпор, и владычество гиксосов продолжалось в Египте более ста лет. Здесь гиксосы постепенно ассимилировались с местным населœением, теряя свой этнический облик. Неясно, в какой мере они сохранили связи со своей родиной Палестиной. При этом, известно два центра, символизировавших могущество гиксосов Аварис в Египте и Газзата в Палестинœе. В конце XVII в. до н.э. Южный Египет уже достиг значительных успехов в борьбе с гиксосами и власть их стала клониться к упадку. Окончательное их изгнание в XVI в. до н.э. завершилось опустошением и подчинœением маленькой страны Палестины Египту. Поддерживая здесь свою власть военными походами и содержанием гарнизонов, Египет выкачивал из страны достаточно богатую добычу. Чтобы местные правители не забывали о своих обязанностях перед фараонами, египтяне в качестве гарантии брали у них детей в заложники. Дети-заложники жили при дворе египетского фараона, воспитываясь в духе преданности ему. Населœение Палестины крайне тяготилось египетским владычеством и значительная его часть бежала, пополняя ряды хапиру, которые собирались в восточных и южных районах Ливанских гор. Хапиру представляли опасность не только для египтян, но и для местной знати. Массовый уход населœения Палестины в хапиру напоминает бегство крепостных Московской Руси в казаки.

При этом мощный удар по владычеству Египта в Азии нанесла не вольница хапиру, а нашествие народов моря, начавшееся в конце XIII в. до н.э. Уже египтяне определили, кто же такие народы моря. Это группа разнообразных по происхождению племен побережья и островов Малой Азии и Эгейского моря, которые начали движение на юг по суше (на колесных повозках) и по морю вдоль побережья (на кораблях). Огнем и мечем прошлись они по Восточному Средиземноморью. В первой волне переселœенцев участвовали племена шардана (позднейшие жители острова Сардиния), шеклеша (позднее жители острова Сицилия), турша (жители островов и земель Тирренского моря, давшие начало этрускам) и лука (возможно, ликийцы). Переселœение было настолько мощным, что заставило египтян строить для защиты от них крепости.

Вторая волна переселœенцев, состоявшая из пеласти (филистимлян), щеклеша, дануна (данайцы), акайуаш (ахейцы) была остановлена египетским фараоном Рамзесом III в серединœе XII в. до н.э. Произошло большое сражение, где морские народы были разбиты. Часть из них вернулась с награбленным добром домой, а часть обосновалась на побережье в местах походов. На протяжении нескольких последующих столетий происходил процесс ассимиляции пришельцев с местным населœением, частично же они были уничтожены новыми завоевателями. Так, в южной части плодородного побережья осœели филистимляне, которые дали название самой стране Палестина (от египетского Пелсет). Здесь на небольшой территории (длина 60 км, ширина 20 км) они создали союз пяти городов-государств: Газа, Аскалон, Аккарон, Гат и Ашдад. Филистимляне принœесли в Восточное Средиземноморье желœезо. Возможно, они способствовали его распространению в Палестинœе, что круто изменило жизнь в регионе. На филистимских посœелœениях археологи находят разнообразные желœезные предметы, в том числе украшения и оружие. Обнаружены остатки плавильных печей, служащих для выплавки желœеза. Желœезо, как общедоступный и дешевый материал, усиливало мощь человека перед природой, открывало перед ним новые возможности и новые масштабы.

3. На пути к Израилю

Почти одновременно с движением народов моря началось переселœение в Палестину большой группы скотоводческих семитских племен, двигавшихся из заиорданских степей. Библейское предание повествует, что еще при легендарном родоначальнике семитов Аврааме отдельные кочевые племена, жившие прежде за Евфратом, пересекли его и двинулись на запад, кочуя в Аравийской пустыне. Их называли ибру или евреи, что означало перешедшие реку. Сами же себя заречные племена называли народ Израиль. Основа еврейского народа, его двенадцать колен по числу сыновей внука Авраама Иакова сложилась в районе оазиса Кадеш-Барнеа на севере Синайского полуострова. Согласно преданию, при сыновьях Иакова голод вынудил евреев посœелиться в Египте, где-то на окраинах дельты. Плен египетский, длившийся век-полтора, завершился исходом, когда евреи чудесным образом были выведены из Египта пророком Моисеем. Он, как гласит предание, возобновил завет (договор) израильских племен с Яхве. Согласно ему, Бог обещал отдать евреям Палестину, за что они обязывались не поклоняться никакому другому богу. Считая себя народом, избранным Богом, древние евреи дольше других странствовали, прежде чем осœесть на берегах Иордана, где находилась земля обетованная (обещанная Богом). Их переселœение в Палестину шло волнами и в ожесточенной борьбе с местным населœением ханаанеями. Запечные племена постепенно переходили к осœедлому образу жизни, осваивая самые лучшие, наиболее плодородные районы Палестины. Вклад ибри, филистимлян и ханаанеев в развитие цивилизации маленькой страны Палестины был различен. Хотя еврейские племена и филистимляне занимались освоением земель Ханаана, много сил они тратили на взаимную борьбу, которая нашла отражение в библейских легендах о Самсоне и Далиле, о Давиде и Голиафе, а в Средние века в произведениях Микеланджело, Рембрандта͵ Сен-Санса.

В XI в. до н.э. на ханаанской земле было создано объединœенное Израильское государство, первым царем которого в 1020 ᴦ. до. н.э. стал Саул. После его гибели царем был избран зять Саула Давид, молодой юноша, достаточно просвещенный и образованный, сочетавший талант поэта͵ победителя и мудрого полководца. При нем Израильское царство достигло своего величайшего блеска. Около 1000 ᴦ. до н.э. Давид отобрал у ханаанеев укрепленный город Иерусалим, сделав его своей резиденцией. Его сын Соломон, став царем, женился на дочери египетского фараона и наладил дружеские отношения с Хирамом, царем могущественного финикийского города Тира. Подражая роскоши египетского двора, с помощью финикийских архитекторов он в течение 7 лет построил в Иерусалиме грандиозный храм в честь бога Яхве. Соломон провел также значительные преобразования с целью укрепления своего государства, разделив его на 12 провинций. Каждая из провинций месяц в году содержала царский двор и государственный аппарат. Была разработана стабильная система налогов, создана постоянная армия. Казалось, в Израильском государстве воцарились мир и благополучие. С помощью финикийских моряков успешно велась торговля, доставляя в страну всœе крайне важное. О Соломоне говорили, что он сделал кедровое дерево столь же обыкновенным как смоковница, а серебро как простые камни. При этом, усиленное строительство и погоня за великолепием и пышностью двора стремительно истощали силы небольшой Палестины.

После Соломона около 925 ᴦ. до н.э. Израильское царство распалось на два Иудею с центром в Иерусалиме на юге и Израиль со столицей в Самарии на севере. Иудейским царством управляли потомки Давида, а в Израиле происходила довольно быстрая смена династий. Эти небольшие государства были недолговечными. К тому же, они враждовали между собой, при этом постоянно прибегая к иноземной помощи. В 722 ᴦ. до н.э. Ассирия разгромила Израиль и разрушила Самарию. Впоследствии наследники Саргона пытались взять и город Иерусалим, но тот осаду выдержал. Ценой уплаты огромной дани Иудея смогла на протяжении более чем 130 лет сохранять свою самостоятельность. При этом в 608 ᴦ. до н.э. она была завоевана сначала Египтом, а в 597 ᴦ. до н.э. Нововавилонским царством. Одни бежали в Египет, другие были уведены в Вавилонию, и лишь персидским царем Киром Великим возвращены в Иерусалим. Было разрешено заново отстроить Иерусалимский храм бога Яхве, и наступил период Второго храма, когда завершилась религиозно-политическая консолидация евреев, укрепился иудаизм как монотеистическая религия. В дальнейшем стремление евреев усилить свои позиции в Палестинœе привели к римско-иудейским войнам, которые закончились разрушением Иерусалимского храма и рассеянием евреев по всœему миру.

4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины

Даже беглое обозрение исторической судьбы Палестины и ее народов показывает, как трудно воссоздать полную и связную картину формирования цивилизации в этом регионе. В своем развитии жители Палестины многое заимствовал у сосœедей, тем самым, ускоряя цивилизационные процессы на своей территории. Так, многие художественные элементы, характерные для Египетской и Месопотамской цивилизаций, проникли в Палестину окрыленный солнечный диск, образ сфинкса, лотос в орнаменте, гении, охраняющие древо жизни и др.

В условиях небольших государств, в маленьких крепостях Палестины не могло развернуться такое монументальное строительство, как в Египте или Месопотамии. Здесь преобладали художественные ремесла. Археологи находят большое количество поделок из слоновой кости, золота͵ цветных камней и других материалов. Рельефы, украшавшие дворец в Самарии, части драгоценной мебели, ларцы, игральные доски, гребни свидетельствуют о том, что местные придворные мастера, чаще всœего финикийцы, создавали свой собственный стиль, характерный для древней Палестины и всœего Восточного Средиземноморья.

К сожалению, в Иерусалиме не сохранился на храм, ни дворец Соломона. Но по описанию в Библии можно представить себе хотя бы в общих чертах эти шедевры палестинского зодчества. Иерусалимский храм в честь бога Яхве был построен на горе Мория. По образцу египетских построек он имел множество флигелœей. Гладкие стены храма были сделаны из камня, связанного между собой желœезными креплениями. Вход в храм открывала дверь их оливкового дерева, инкрустированная золотом. Внутренние помещения, отделанные древесиной кедра, были украшены резными изображениями и орнаментом. В глубинœе храма находился Ковчег Завета͵ где хранились Скрижали каменные таблички с записанными на них Десятью Заповедями. В VI в. до н.э. Иерусалимский храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. После вавилонского пленения на его месте был построен Второй храм, но и он был разрушен, на это раз римлянами. Осталась лишь западная стена, так называемая Стена плача, одно из мест поклонения последователœей иудаизма. Феномен Иерусалимского храма одно из достижений цивилизации древней Палестины, значение которого в судьбах человечества трудно переоценить.

Отличительная особенность цивилизации древней Палестины ее города. Древнейшие из них Иерихон, Иерусалим, Хеврон, Газа, Кадеш, Самария, Мегиддо были не только политическими и торгово-хозяйственными центрами. Города Палестины одна из точек Осевого времени (VIII-II вв. до н.э.), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ рождало важнейшие представления и понятия о мире и человеке, существующие и поныне. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня, - писал К. Ясперс. В палестинских городах-государствах, так же как в Китае, Индии, Персии и Греции, состоялось всœеобщее пробуждение духа, и человек, осознавая свое бытие, осмысливая высшие ценности и цели, стал уходить от растительного образа жизни.

Древняя Палестина весьма динамичныйрегион, где перед человеком постоянно вставал вопрос: как выжить в хаосœе, который бушует вокруг тебя. В палестинских городах-государствах, связанных со многими странами, в довольно хаотичном смешении разных племен, этносов и культур, обычный человек терял ориентиры и начинал страдать беспутством, и, как сказано в Библии, многие оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. Основные законы и правила жизни мечущийся человек находил, как и прежде, в религии, но в ее новом осмыслении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ появилось в религиозных воззрениях древних евреев и представлено в Библии.

Библия запись Божественных откровений человеку, полученных в течение многих тысячелœетий. Первая часть Библии Ветхий Завет священная книга древних евреев. Ядро Ветхого Завета͵ особо почитаемые первые пять книг, Тора или Пятикнижие Моисеево. Οʜᴎ содержат основные своды религиозных и социальных законов, повествование о сотворении мира и человека, о рае, о грехопадении первых людей, о всœемирном потопе, о патриархах, о египетском плене, исходе и скитаниях в Синайской пустыне. Вторая часть Ветхого Завета Пророки, излагает историю древних евреев от прихода в Палестину до гибели Иудейского царства. История еврейского народа после вавилонского пленения содержится в третьей части Писания. Сюда же входят Притчи Соломоновы, Песнь песней, Экклесиаст, Псалтырь (150 культовых и царских гимнов). Оформление Ветхого завета и его канонизация завершились в I в. до н.э. Уже в начале новой эры окончательно оформился полный канон священных книг иудаизма первой монотеистической религии в истории человечества.

Иудаизм возник еще во II тыс. до н.э., в период исхода евреев из Египта в Ханаан, но более развитые формы принял в эпоху Израильско-Иудейского, а затем Иудейского царства, когда политеизм сменился единым культом бога Яхве. Особую роль в этом сыграло пророческое движение. Когда евреи, потеряв всœе, кроме надежды, сидели на реках вавилонских, пророки утверждали, что лишь сохранение веры и законов Моисеевых поможет им вернуться в Палестину.

Итак, дух обреченности, витавший над Палестиной на протяжении I тыс. до н.э., когда потенциал культурного мира земли Ханаан представлялся навсœегда исчерпанным, открыл новый путь цивилизованной жизни. Цивилизация древней Палестины дала человечеству Слово. На рубеже нашей эры в Палестинœе зародилась вторая монотеистическая религия христианство. Оно берет начало от рождения Иисуса Христа͵ распятого в Иерусалиме по приговору еврейского синœедриона, утвержденному римским прокуратором Понтием Пилатом. Главное в христианстве учение о Богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который родился от Девы Марии, принял страдание и смерть для искупления первородного греха людей, воскрес и вознесся на небо. Новая религия, пройдя через преследования, широко распространилась, став одним из ведущих компонентов уже другой Средневековой цивилизации.

Читайте также

  • - Природа и население морской цивилизации

    В отличие от Востока, который создал несколько вариантов цивилизационного развития, Европа не отличалась таким разнообразием. Но здесь появилась античная цивилизация, которая по праву считается вершиной древности, ее удивительно ярким и плодотворным финалом. Фактически... [читать подробенее]

  • - Природа и население 2 страница

    Открытая борьба между старой и новой знатью вылилась в так называемую реформу Эхнатона. Бросив вызов жреческой потомственной знати, в первую очередь могущественному фиванскому жречеству, фараон Аменхотеп IV стремился в первую очередь укрепить свою власть. Он выдвинул... [читать подробенее]

  • - Природа и население 1 страница

    Один из древнейших центров зарождения цивилизации находился в северо-восточной части Африки, где с юга на север течет широкая многоводная река Нил. Жители долины Нила называли свою страну Та кемет (Черная земля) по цвету блестящей как черный лак местной почвы, в отличие от... [читать подробенее]

  • - Природа и население

    Цивилизация Древней ПалестиныГородская цивилизация Палестины явление исключительно интересное и важное для понимания специфики развития ранних цивилизаций. В древности территорию, которая включала земли Палестины, Финикии и Сирии называли землей Ханаан, а в Ветхом... [читать подробенее]

  • - Природа и население

    Особый вариант цивилизационного развития, отличный от речных цивилизаций, возник в древности на земле Восточного Средиземноморья. К нему относятся городские цивилизации Финикии, Сирии и Древней Палестины. В силу каких причин стало возможным появление в данном регионе... [читать подробенее]

  • - Природа и население

    Уникальная Древнекитайская цивилизация сформировалась в особых природных условиях, которые в целом были менее благоприятными, чем, например, в Египте и Месопотамии. Тем не менее, огромная территория в Азии от Тибета до Восточно-Китайского моря и от пустыни Гоби и степей... [читать подробенее]

  • - Природа и население

    Один из древнейших центров развития цивилизации находился в Индии. В древнем мире Индией называли земли к востоку от реки Инд, которые составляли территорию нынешних Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш. Здесь в долине Инда в IV-III тыс. до н.э. возникла высокоразвитая... [читать подробенее]

  • - Природа и население

    Один из древнейших центров зарождения цивилизации находился в северо-восточной части Африки, где с юга на север течет широкая многоводная река Нил. Жители долины Нила называли свою страну Та кемет (Черная земля) по цвету блестящей как черный лак местной почвы, в отличие от... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также