Древний вавилон культура. Культура и достопримечательства Древнего Вавилона (стр. 2 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Древний Вавилон и переплетение культур. Древний вавилон культура


Культура и достопримечательства Древнего Вавилона

Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история Египта. Более динамично и вавилонское искусство.

Арка... Свод... Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии.

Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенствует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства. Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких цветных камней.

...Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма в Аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, когтями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно затейливо разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленями, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внушительная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая композиция.

Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечательной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, представляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, украшавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.), предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и нашего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами наделяются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди: осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, величаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напоминающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует проказливый козлик...

Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном виде являет собой подлинное чудо прикладного искусства.

При царе Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединяет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит во всем окружающем мире.

Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живописную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти – жезл и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увез этот памятник в качестве трофея в Сузы.

При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.

2. Культура Ново-Вавилонского царства

Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями.

Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были воздвигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней Азии. В нем были сооружены дворцы, мосты и укрепления, вызывавшие удивление современников.

Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и “Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами”.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11—14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

Вот запись, оставленная этим царем:

"Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость".

Древний историк Геродот сообщает, что по стенам могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.

Все это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходоносора попросту передали страну и столицу персидскому царю... в расчете на увеличение своих доходов.

Вавилон! "Город великий... город крепкий", как сказано в Библии, который "яростным вином блуда своего напоил все народы".

Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома Ассирии.

Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эгиби” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней.

Набопаласар и его сын, и преемник Навуходоносор II (604 – 561 до н.э.) вели активную внешнюю политику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвердиться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результате победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоносору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, переселив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилонских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.

От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его захвата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел постепенно в полный упадок.

Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столицу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, самым безудержным наслаждениям...

Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, символом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.

Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семирамиды, почитаемых греками как одно из семи чудес света. То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой колодцев.

Память о "Воротах Иштар" - богини любви...Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процессионная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которыми она была вымощена, красовалась такая надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу замостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

mirznanii.com

Вавилонская культура

Значение вавилонской культуры.

Под вавилонской культурой разумеется культура Южного Двуречья. Она сложилась в процессе исторического развития Южной Месопотамии с IV тысячелетия до н. э. вплоть до конца древневавилонского царства. Основными состав-ными элементами этой культуры являются культурные достижения шу-меров, воспринятые и развитые аккадийцами и позднее вавилоняна-ми, поэтому ее правильнее было бы назвать шумеро-вавилоиской культурой. Эта культура легла в основу позднейших культур Двуре-чья, ассирийской и халдейской, и в основном не была ими превзой-дена. Вавилонская культура уже во II тысячелетии оказала огром-ное влияние на культуру соседних с Месопотамней стран — Сирии, Финикии и Палестины, а также на культуру хурритов и хеттов. В ассирийскую и халдейскую эпохи влияние вавилонской культуры рас-пространилось на северо-запад, в страны, прилегающие к Эгейскому морю, на север, в область Урарту, и на восток, в Иран. Некоторые важные заимствования из вавилонский культуры через посредство еврейской, греческой и римской перешли к европейским народам и до сих пор сохраняются в современной европейской культуре.

Вавилонское письмо.

Все памятники письменности, найденные в Двуречье, написаны так называемым клинообразным письмом, знаки которого по своей форме в основном являются комбинациями гори-зонтальных н вертикальных клиньев. Эта форма письма установилась в первой половине III тысячелетия до н. э. н развилась из более примитивной формы рисунков-знаков. В клинообразных знаках легко угадать рисунки, из которых они произошли. Мы находим там изо-бражения людей, животных, растений, элементы ландшафта: горы, леса, воду а также утварь и орудия труда. Постепенно форма этих примитивных знаков изменялась в связи с расширением практическо-го применения письма, а также с изменением материала для письма и изменением значения знаков. Древнейшие дошедшие до нас надписи Двуречья были начертаны на каменных табличках идеограммами, т. е. знаками, из которых каждый обозначал слово или понятие. Позд-нее основным материалом для письма стали глиняные таблетки; текст наносился на сырые таблетки трехгранной палочкой, которая при надавливании оставляла знак в виде клина.

Таким путем получились вместо прежних контуров-рисунков ком-бинации клинообразных знаков, но и знаки-рисунки не исчезли сра-зу, некоторые из них сохранились в упрощенном виде до середины III тысячелетия.

Одновременно с видоизменениями формы письма происходили так-же изменения в значении знаков. Прежние идеограммы постепенно превращались в слоговые знаки, т. е. в звуковые части слов. Эти слоговые, или силлабические, знаки составляют главную массу зна-ков клинообразного письма. Рядом с ними сохранилось некоторое количество идеографических знаков и появились знаки, имеющие бу-квенное значение. Таким образом, клинообразная система письма была очень сложной и трудной для обучении. Всего в ней насчиты-вается около 500 знаков, многие из которых имело несколько раз-личных значений

Создателями клинообразной системы письма были шумеры. От них это письмо переняли аккадийцы, затем оно перешло к эламитянам, вавилонянам, ассирийцам и хеттам. Знаками клинообразного письма частично воспользовались финикияне для создания своего первого алфавита. Оно было заимствовано также урартийцами — народом, жившим на территории современной Армении. Клинообразное письмо было усвоено и переработано в алфавитное персами, завоевавшими Месопотамию в 30-х годах VI века до н.э.

Вавилонская религия.

Вавилонская религия в том ее виде, как она выступает из религиозных текстов III и II тысячелетий, является синтезом шумерских и семитских элементов. Поэтому некоторые божества выступают под двойным наименованием — семитским и шумерским; из других божеств, выступающих под одним именем, за одними сохранились шумерские имена, за другими — семитские.

Весьма многочисленный вавилонский пантеон насчитывает не ме-нее 100 различных божеств. Первое место в нем занимают «великие боги», которые первоначально были местными богами крупнейших центров Шумера и Аккада, а затем по тем или другим причинам по-лучили более широкое признание. Такими богами до образования ва-вилонского царства были Энлиль, главный бог шумеров и бог земли, Ану, главный бог Урука, и Эа, главный бог Эриду. Еще в III тыся-челетии жрецы объединили этих трех ботов в триаду (троицу), пра-вящую миром, и присвоили Ану господство над небом, а Эа — гос-подство над морем и подземными водами.

Кроме этой триады, была другая группа божеств, пользовавшая-ся общим признанием. Она состояла из бога солнца Шамаша (бог Сиппара), бога луны Сина (бог Ура) и двух земледельческих богов: Таммуза и его супруги Иштар.

Таммуз и Иштар были божествами растительности и плодородия. Каждый год совершались праздники смерти и воскресения Таммуза, сопровождавшиеся мистериями, в которых изображались плач Иштар по Таммузу, схождение Иштар «в страну без возврата» на поиски Таммуза, борьба с богиней царства мертвых Эрешкигаль, воскреше-ние Таммуза и новое появление его на земле. В соседских общинах эти празднества происходили в связи с началом и концом земле-дельческого года, а драматические обряды, совершавшиеся коллек-тивно всей общиной под руководством жреца. имели магическое зна-чение—должны были обеспечить успешный посев, урожай и благопри-ятную жатву. В больших городах эти народные церемонии были рас-ширены, совершались с большой торжественностью и пышностью и со-провождались бесчисленными жертвоприношениями.

Культы Шамаша и Сина в сельских местностях также были связа-ны с производством— культ Шамаша с земледелием, а культ Сина — со скотоводством. Но в официальном пантеоне Шамаш приобрел функ-цию бога правосудия. Главный храм его в Сиппаре был местом выс-шей судебной инстанции, при храме было хранилище договоров и су-дебных актов.

Богиня Иштар в официальной мифологии была связана с планетой Венерой, и таким образом жрецами была образована первая группа астральных божеств—Шамаш, Син, Иштар.

После образования древневавилонского царства во главе панте-она был поставлен Мардук, который первоначально был только богом Вавилона. Ему был присвоен титул Бэла, т. е. господина государя, который ранее присваивался Энлилю; жрецы присвоили ему также функции Энлиля и Таммуза.

В честь Марлука и Вавилоне совершался весной праздник нового гола, называвшийся Загмук. Это был праздник в честь победы Мар-дука над Тиамат, воцарения его над богами, сотворения им мира и людей и основания им небесного Вавилона. Праздник сопровождался драматическими обрядами, которые совершались под чтение поэмы «Когда наверху» и изображали главнейшие эпизоды этой поэмы. Кро-ме того, на этом празднике в особом храме, называвшемся «палатой судеб», перед статуями великих богов, т. с. как будто в их соб-рании, жрецы совершали гадания о предстоящем годе. Эти гадания имели большое политическое значение, ибо царь должен был сообра-зовывать с ними свою внутреннюю и внешнюю политику. Праздник за-канчивался обрядами, заимствованными из культа Таммуза и Иштар. Один обряд изображал смерть и воскресение Бэла-Мардука. При его совершении читался текст, в котором рассказывались обстоятельст-ва смерти и воскресения Бэла, весьма напоминающие евангельский рассказ о смерти и воскресении Христа. Другой обряд изображал бракосочетание Мардука с его супругой Сарпанитум, этот обряд имел магическое значение обеспечения плодородия.

Культами «великих» и земледельческих богов не исчерпывалась вавилонская религия. Не только в народной, но и в рабовладельче-ской среде вавилонского общества цепко держались анимистические и даже доанимистические верования и обряды, восходившие к эпохе первобытного общества. Сохранились представления о бесчисленных духах, добрых и злых, ведающих отдельными стихиями и явлениями природы, посылающих болезни и смерть, способствующих людям в их труде и жизни. Из этих культов следует особо отметить культ ду-хов рек и каналов, который соблюдался и в общинах, и в официаль-ной религии, далее, повсеместно распространенный культ домашних духов — хранителей домов и культ духов умерших, в честь которых в определенные сроки совершались жертвоприношения. Наконец, ог-ромное значение в быту всего вавилонского общества имела широко распространенная практика магических обрядов, связанная с пред-ставлениями о добрых и злых духах. Народная демонология и магия были усвоены официальной религией и получили в последней даль-нейшее развитие. При храмах существовали специальные коллегии жрецов-заклинателей, которые систематизировали народную демоно-логию и выдвинули миф о подчинении всех добрых и злых духов «ве-ликим» богам Ану, Энлилю и Эа. Жрецы-заклинатели переработали с этой точки зрения народные магические формулы и обряды, расшири-ли их и обставили специальными жертвоприношениями. В результате этой переработки было составлено несколько специальных сборников официальных магических ритуалов, перешедших впоследствии и в ас-сирийский культ.

Жречество официальных храмов в Вавилоне и в других городах было весьма многочисленно и делилось на несколько разрядов как по рангу, так и по специальным функциям. Кроме жрецов, были так-же и многочисленные жрицы разных разрядов. Они состояли при хра-ме Шамаша в Сиппаре, где один из царей Аккада построил для них большое общежитие со своим хозяйством и обширным садом. При со-вершении культа жрицам помогал многочисленный вспомогательный персонал-певцов и певиц, музыкантов я всякого рода обслуживающих людей. Профессия жрецов была очень доходной и передавалась по наследству в семейной общине; при разделе имущества отцовского дома жреческие должности иногда делились между сыновьями таким образом, что каждый должен был отправлять в течение года долж-ность по очереди, в определенный срок, и получать за это время с нее доходы. Если должность жреца при разделе переходила к стар-шему сыну, то братья получали соответствующий эквивалент путем выделения им лишней доли из другого наследственного имущества. Жречество пользовалось огромным политическим влиянием, так как в его руках было такое могучее в условиях древнего религиозного миросозерцания орудие, как гадания, и огромные средства храмов, постоянно возраставшие в результате ростовщических жреческих операций.

mirznanii.com

1. Древний Вавилон и переплетение культур. Культура и достопримечательства Древнего Вавилона

Похожие главы из других работ:

Античные традиции в мировой и европейской культурах

Древний театр, воплощение его принципов в театральном искусстве последующих эпох

К античному театру не раз будут возвращаться в Европе и других странах мира, потому что театр - одно из самых замечательных, самобытных явлений античной культуры. Родина тетара - Греция...

Вавилон

2. ВАВИЛОН В БИБЛЕЙСКИХ ЛЕГЕНДАХ.

...

Виды современного искусства

4. Древний вид искусства - скульптура

Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи...

Вологда: культурологический очерк

1. Древний город

вологда культурный архитектура памятник При упоминании Вологды в голову приходит сразу две ассоциации: деревянное зодчество и масло. Вологодское масло стало знаменитым еще во времена Советского Союза, тогда оно было самым популярным...

Восток и запад: противостояние или диалог культур

6.Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур

Философско-исторические исследования всегда имеют определённую практическую ориентациюПостигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особоважное...

Дизайн: история и теория

1.1 Древний Египет

...

Магия запада и востока

1.1.1 Древний мир, Европа

Под Древним миром здесь понимаются цивилизации Средиземноморья до V в. н.э. В Древнем мире прежде единое знание разделяется на науку и магию. Наука занимается прежде всего устройством окружающего мира...

Народы и культуры - развитие и взаимодействие

4. Взаимодействие культур - диалог культур.

Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты...

Особенности филиппинской культуры

1.3.1 Типология культур по М. Мид

Типология культур М. Мид -- выделение трех типов культур, оказывающих на развитие ребенка принципиально различное влияние. Это: постфигуративные, конфигуртивные и префигуративные. Постфигуративные культуры...

Разработка исторической причёски. Древний Крит

1. Разработка исторической причёски. Древний Крит

...

Современные направления искусства

1.1.3 Древний вид искусства - скульптура

Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи...

Тема смерти в культуре

1.4 Древний Китай

Отношение смерти в странах Востока рассмотреть лучше на примере Китая, потому что именно здесь наиболее развита классическая форма культа предков. По заповедям Конфуция Китай жил несколько тысяч лет...

Типология и периодизация культуры

2. Типология культур.

...

Типология культур: культура Древнего Востока

4. Древний Восток как культура ценностей

Древним Востоком обычно называется совокупность культур расположенных на восток и юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным...

Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге

5. Ладога как древний политический и культурный центр

На территории современной России издревле жили различные славянские племена. Через их земли по многочисленным рекам проходили торговые пути. Уже в конце VIII века путь «из варяг в арабы» соединил Балтийское и Каспийское моря. Чуть позже...

cult.bobrodobro.ru

Культура Древнего Вавилона

     _____________________________________________________________                       Заочный  факультет

     Специальность: «Бухгалтерский учет анализ и аудит»     

     КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине: «Культурология»

     на  тему: «Культура Древнего Вавилона»   

                                           

     Нижний  Новгород 

           2011год.

 

                                                Оглавление:

      Введение.

      1. Древний Вавилон и переплетение культур.

      2. Культура Ново-Вавилонского царства.

      Заключение.

      Литература.

 

                                                                Введение

В начале II тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии, на землях современного Ирака, появилось Вавилонское государство, просуществовавшее до 538 года до н.э. Столицей этого могущественного государства стал город Вавилон — крупнейший политический, торговый и культурный центр Передней Азии. Слово "Вавилон" ("Бабили") переводится как "Врата Бога".

      Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней  фазой шумерской цивилизации  и культуры.

      Это была в сущности небольшая страна, имевшая не более 500 километров в длину и до 200 — в ширину, границы которой, с увеличением политического могущества Вавилонской монархии, отодвигались далеко в стороны.

      Вместе  с процветанием земледелия, ростом городов и обширнейшей торговлей  в стране развивались науки, расширялась  сеть библиотек, состоявших из многочисленных глиняных клинописных плиток.

      Древнейшие  начинания астрономии и математики имели свой корень в Вавилонии, где господствовала система дуодецимальная, основной крупной единицей в которой было число 60, составлявшееся от умножения 12 (месяцев) на 5 (пальцев руки). В общем, современное деление времени, с его семидневной неделей, с часами, минутами — древнего вавилонского происхождения.

      Даже  алфавит европейских народов, по авторитетному мнению новейших исследователей, имеет свой источник в первобытных  формах древневавилонского клинообразного письма.

      Соседние  с этим государством страны пребывали  в долгом воздействии культуры Вавилонии, язык которой еще за 1500 лет до христианской эры, подобно современному французскому, был языком дипломатов почти во всей Западной Азии и Египте.

      В общем, Вавилония является фундаментом древнейшей передне-азиатской культуры, на основах которой зиждется большая часть нынешней западноевропейской образованности.

 

                     1. Древний Вавилон и переплетение культур 

В Двуречье, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, различные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. Вавилония, не защищенная извне, как Египет, труднопроходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим стран. Так погибли многие великие творения искусства, и была предана забвению великая культура.

      Народы  различного происхождения, враждовавшие друг с другом в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от египетского.

      Искусство древних народов юга Месопотамии  обычно обозначается как вавилонское  искусство; это название распространяется на название не только самого Вавилона ( начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств ( IV-III тысячелетия до н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

      Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время, эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению историка Геродота,- дар Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как весенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслоения ила.

      И здесь первобытнообщинный строй  сменился постепенно рабовладельческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства, управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установлена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта находилась целиком и полностью в руках жречества.

      В вавилонском искусстве нельзя встретить  изображение погребальных сцен. Все  помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую  ему открывает жизнь. Но жизнь  не солнечная, не цветущая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную  борьбу.

      Огромную  роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды, и культ небесных светил. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опустошавшей эти края ( как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумеры).

      Культ небесных светил - как проявление божественной воли.

      Ответить  на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духами, огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И действительно, жрецы знали  очень много - тому свидетельство  вавилонская наука, родившаяся в  жреческой среде. В математике, необходимой  для оживления торговли городов  Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.

      Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы  преуспели в наблюдении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся овец", т.е. неподвижных  звезд; они вычислили законы обращения  Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной.

      В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире письменный памятник ( около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и самого Вавилона.

      Текст одной из таблиц более позднего периода (II тысячелетие до н.э.) показывает, в  каком духе были составлены вавилонские  законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в  тяжком преступлении - краже раба, зная, что за это ему полагается смертная казнь, между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти.

      Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии.  В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности.

      Многие  шумерские поговорки свидетельствуют  о склонности этого народа, казалось бы, всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с  самых противоположных точек  зрения, при этом с улыбкой, отражающей тонкий, здоровый юмор.

      Как, например, распорядиться своим имуществом?

      Все равно умрем - давай все растратим!

      А жить-то еще долго - давай копить.

      Войны не прекращались в Вавилонии. Однако, как явствует из следующей поговорки, шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность:

      Ты  идешь завоевывать земли врага.

      Враг  приходит, завоевывает твою землю.

      Среди почти двух тысяч вавилонских  клинописных табличек, хранящихся в  Музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый профессор  С.Картер обнаружил недавно текст двух элегий. Это, по его мнению, - одна из первых попыток передать в поэтической форме переживания, вызванные кончиной близкого человека.

      Вот, например, что там сказано:

      Пусть зачатые твои дети будут внесены  в число вождей,

      Пусть все твои дочери выйдут замуж,

      Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится  твой род,

      Пусть благополучие и здоровье сопутствуют  им каждый день,

      В твоем доме пусть пиво, вино и  другое никогда не иссякнут.

      Загадки и страхи, суеверие, колдовство и  покорность, но трезвая мысль и  трезвый расчет; изобретательность, навыки точных вычислений, рожденные  в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание опасности от стихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться жизнью; близость к природе и жажда познать ее тайны - все это наложило печать на вавилонское искусство.

      Как и египетские пирамиды, вавилонские  зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.

      Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.

      Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Вместе с раскраской, озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

      Каждый  большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сохранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -XXI вв. до н.э..

      В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по ночам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище использовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ.

      Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история Египта. Более динамично и вавилонское искусство.

      Арка... Свод... Некоторые исследователи  приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных  форм, легших в основу всего строительного  искусства древнего Рима и средневековой  Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных  один к другому по кривой линии  и удерживаемых таким образом  в равновесии, широко применялось  в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии.

      Наследие  доисторических времен, магический образ  Зверя, главенствует во многих произведениях  вавилонского изобразительного искусства. Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких цветных камней.

stud24.ru


Смотрите также