Древний ученый аристотель. Тот, кто научил человечество размышлять: жизнь и открытия Аристотеля
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кто такой Аристотель? Биография и учения знаменитого философа. Древний ученый аристотель


Аристотель как ученый и философ

Аристотель, как ученый и великий древнегреческий философ, известен многим: имя его на слуху у каждого человека. Его жизнь была интересна и насыщена, а деятельность привнесла неоценимый вклад в науку.

Друг и наставник

Величайший древнегреческий мыслитель Аристотель, в биологии и философии оставивший немалый след, родился в 384 году до н. э. во фракийском городе Стагира. В 368 году до н. э., будучи еще совсем юным, он отправляется в Афины, где становится слушателем руководимой Платоном Академии. В Платоне Аристотель как ученый нашел опытного наставника и старшего друга, которым он восхищался и чье влияние он испытывал до конца своей жизни. Они тесно общались вплоть до смерти Платона в 348 или 347 году до н. э.

аристотель как ученый

Неправомерной, однако довольно распространенной, является теория о том, что во время своего присутствия в Академии Аристотель был непримиримым оппонентом Платона, оспаривал верховенство его идей. В действительности Аристотель находился в Академии двадцать лет, и вряд ли это стало бы возможным, если бы его идеи значительно отличались от воззрений Платона или противоречили общему ходу его мыслей.

После Академии

После смерти учителя Аристотель покидает Академию в Афинах ,с тем чтобы основать ее филиал в городе Ассос в малоазийской Троаде. Здесь он наладил дружеские отношения с местным тираном Гермием, который спустя два года был обвинен персами в неповиновении и казнен. В связи с этим Аристотель был вынужден перебраться на остров Лесбос, в город Метилену. Именно в этот период, в Ассосе и Метилене, начинают слагаться и оформляться его собственные философские идеи.

аристотель в биологии

Аристотель и Александр Великий

Около 343 года до н. э. царь Македонии Филипп предлагает Аристотелю должность воспитателя своего сына и наследника Александра. Именно мудрые наставления Аристотеля оказали решающее влияние на становление личности будущего великого полководца. Благодарный Александр в знак глубочайшей признательности и уважения отстроил разрушенный в ходе походов Филиппа родной город своего наставника Стагиру.

Собственная школа

После восшествия Александра на македонский престол в 336 году до н. э. Аристотель оставил должность воспитателя и убыл в Афины, где создал свою собственную школу – Ликей (находилась рядом со святилищем Аполлона Ликейского, Ликеем), известную также как Περίπατος («крытая галерея», где читались лекции). Ее слушатели именовались перипатетиками. Аристотелевский ликей был настоящим исследовательским сообществом. Здесь имелась своя библиотека и штат учителей, регулярно выступавших с лекциями.

В 323 году до н. э. умер Александр Македонский. Население Афин, стремясь вырваться из-под македонского господства, выступило против Аристотеля. Он был вынужден уехать и поселиться в городе Халкиде на острове Эвбея, где и ушел из жизни год спустя.что открыл аристотель

Периоды творчества

В целом наука Аристотеля подразделяется на три периода:

  1. «Академический» период, время общения с Платоном. Тогда были созданы диалог «Эвдем», где Аристотель как ученый соглашается с идеей Платона о знании как припоминании Идей, созерцаемых до рождения, и «Протрептик» - письмо к Фемиссу Кипрскому, в котором автор-приверженец теории форм Платона, говорит о том, что настоящая жизнь души начинается уже после смерти тела. Также в это время, возможно, была начата работа над «Физикой» и «О душе», а также некоторые работы по логике.
  2. Период жизни в Ассосе и Метилене. Сюда следует отнести диалог «О философии», где Аристотель, в биологии на тот момент еще не сделавший никаких открытий, называя платонизм современной вершиной развития философии, тем не менее, критикует теорию форм. Здесь у Аристотеля уже появляется идея о Боге как о «неподвижном перводвигателе» мира. В этот период он также ведет работу над «Метафизикой» и «Политикой», создает «Эвдемову этику».
  3. Время преподавания и исследований под сводами Ликея. В этот период определяется то, что открыл Аристотель за годы своей жизни. Он задается целью поставить философию на надежный и крепкий фундамент: он систематически проводит многообразные, детальные исследования в области природы и истории. Педагогические работы (лекции) Аристотеля того времени сохранились и были опубликованы в 60-х годах до н. э. Андроником Родосским. Так «Метафизика» представляет собой набор лекций, прочитанных в Ликее в разное время. Название «Метафизика» отражает место этой работы в собрании трудов Аристотеля, поскольку она расположена после «Физики» (греч. μετα – «после»). Но все же содержание ее метафизично в современном понимании – если «Физика» обращена к проблемам бытия, подверженного движению, то «Метафизика» посвящена высшим принципам и первопричинам. Сама «Физика», то есть корпус текстов Аристотеля, посвященных естествоведению и натурфилософии, также относится к третьему периоду. Сюда же относят «О душе» – психологическую теорию Аристотеля, работы по этике («Никомахова этика», «Большая этика»), политической теории («Политика»), «Риторику», «Поэтику».

наука аристотеля

Систематизация науки

Аристотель как ученый также систематизировал философию, разделив ее на следующие области знания:

  1. Теоретическая философия. Она стремится к достижению чистого знания, к знанию самому по себе, а не к каким-либо практическим результатам. Теоретическая философия включает в себя физику (изучение материальных, изменяющихся объектов), математику (изучает неизменяемое, но неотделимое от материального) и метафизику (обращается к отделенному от материального, трансцендентному и неподвижному).
  2. Практическая философия. Включает в себя в основном политическую науку, а также ряд дисциплин, которые Аристотель считает подчиненными и вспомогательными по отношению к политике: экономику, стратегию, риторику.
  3. Поэтическая философия. Включает этику и эстетику, сюда же входит теория Аристотеля в области искусства.

теория аристотеля

Вклад Аристотеля в копилку мировой цивилизации сложно переоценить. То, что открыл Аристотель, перечислять можно долго. Многое из его теорий перекочевало в философию неоплатоников и средневековую философию. Термины, введенные и употребляемые Аристотелем, по сей день являются основой философского словаря любого из существующих в мире языков.

fb.ru

Кто такой Аристотель? Биография и учения знаменитого философа :: SYL.ru

"Мудрость — это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель." Аристотель.кто такой аристотель

Гений античной Греции

Античная философия – это предмет споров многих историков и исследователей. Ее разделяют на древнегреческую и древнеримскую. Именно греки достигли наибольшего успеха в области философии, когда начали рассматривать ее, как независимую науку, отделив ее от прежних мифологических учений, которые изначально оказывали огромное влияние на понимание мира у эллинов. Среди знаменитейших философов, известных всему миру, - Сократ, Платон и, конечно, Аристотель. Последний, будучи учеником Платона, не уступал ему ни в уме, ни в индивидуальности, и сосредоточил свою жизнь на исследованиях. Именно об Аристотеле, его жизни и идеях, мы сегодня поговорим.

Кто такой Аристотель? Один из величайших философов и умов человечества родился в 384 году до н. э., в городе Стагир, в семье, приближенной к царской династии. Семья будущего философа принадлежала к истинным эллинам. Его отец Никомах служил у македонского царя Аминты II главным лекарем, так что царский дворец был знаком Аристотелю с малых лет.

Биография Аристотеля

20 лет (с 17-летнего возраста) Аристотель жил в Афинах и учился в школе Платона, называемой Академией. Название пошло от статуи героя Академа, где Платон проводил занятия со своими учениками. Аристотеля в те годы называли «читателем», так как он искал истину не в бесконечных беседах между студентами и учителем, а в книгах, считая их источником мудрости. Платон выделял его среди других своих учеников, видя его незаурядный ум и тягу к знаниям.учение аристотеля

Со временем Платон заметил, что Аристотель отдаляется от его учений, назвав его «жеребенком, который отталкивает свою мать». Несмотря на то что Платон и Аристотель сохранили дружеские отношения на протяжении всей жизни первого, будущий гений предпочитал исследовать мир самостоятельно. Ему важны были поиски истины. Любую полученную информацию он переосмысливал, искал логическое объяснение тем или иным фактам и предположениям.

Долгое время Аристотель жил в Азии и был любимым учителем Александра Македонского. Однако долгую и близкую дружбу с великим завоевателем нарушила трагедия: племянник Аристотеля был казнен по обвинению в заговоре самим Александром. Поговаривают, что именно философ прислал ему яд, который стал причиной кончины Македонского. Хотя подобная теория никак не подтверждена.

После смерти Платона Аристотель открыл собственную школу, которую назвал Лицеум. Он собирал информацию обо всем, не деля мир на науки, а стараясь объединить его, понимая, что все в мире тесно взаимосвязано. А для этого ему пришлось стать не только философом, но и врачом, физиком, биологом, педагогом. Отвечая на вопрос, кто такой Аристотель, нельзя не упомянуть его потрясающую трудоспособность. Считается, что он написал около четырехсот книг, среди которых были работы по астрономии, поэзии, экологии, физике, этике и политике. Уже не одну сотню лет его труды изучают. Кто такой Аристотель для современных исследователей? Это человек с величайшими способностями и тяге к познанию нового.платон и аристотель

Конечно, Аристотель часто ошибался в своих суждениях. Однако ошибки при подобном объеме работ и изучений вкупе с отсутствием современных методов исследования, были неизбежны. Однако среди открытий Аристотеля есть множество верных – он одним из первых определил шарообразную форму Земли и ее спутника, подметил сходство обезьян и людей, начал проводить опыты на животных.

В чем состоят учения Аристотеля?

Кто такой Аристотель? Это исследователь, которого интересовало буквально все. Он искал факты, подтверждающие ту или иную теорию, и основывал свои умозаключения лишь на них.

Учение Аристотеля гласило, что изучение должно начинаться с чувственного восприятия вещей. Так, Платон был уверен, что мир идей (сознания) – самостоятельный, отдельный мир, который душа созерцает перед тем, как отправляется жить в бренном теле. Аристотель же был уверен, что наши души чисты – и лишь с приходом на землю на них начинают появляться надписи в виде нашего жизненного опыта. Он был убежден, что никакого особого мира идей не интересует, есть материальные вещи, которым мы в своем сознании даем смысл.

Также философ не сомневался в том, что душа человека - есть его неотъемлемая часть, которая не может существовать отдельно от тела.

Если рассматривать философию, которую сформировал Аристотель, кратко можно заключить, что именно он основал логику – и во всех своих умозаключениях основывался именно на ней.

Учение Аристотеля о 4-х причинах

Кроме этого, Аристотель является автором учения о 4-х факторах, которые стали основой всего сущего.

Материя. Материя вечна, неуничтожима и необъятна. Она уменьшается и увеличивается, а ее бесформенная форма – это небытие. Первичной материей является путь стихий – земля, огонь, воздух, вода и небесная субстанция, именуемая эфиром.

Форма. Сущность, цель, причина. Бытие является слиянием формы и материи.

Причина. Момент появления вещи. Началом всего сущего является Бог. Любая вещь изначально имеет причину, обладающую энергийной силой, и только затем - начало и целевой смысл.

Цель. Каждая вещь имеет свою цель. Высшая цель – это Благо.

аристотель кратко

Заключение

Кто такой Аристотель? Гений, безусловно, хотя многие современники называли его злым и завистливым человеком. Основывались они на фактах, как сам Аристотель, или в них говорила их зависть, - мы теперь никогда не узнаем. Однако многие идеи гения остались с нами до сих пор.

www.syl.ru

Аристотель - величайший ученый древности.

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc9837763 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc9837763 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) ". "}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc9837763 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-1,lower-latin) ". "}#doc9837763 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-2,lower-roman) ". "}#doc9837763 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc9837763 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) ". "}#doc9837763 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-4,lower-latin) ". "}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc9837763 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc9837763 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc9837763 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-7,lower-latin) ". "}#doc9837763 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc9837763 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-5,lower-roman) ". "}#doc9837763 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) ". "}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc9837763 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc9837763 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc9837763 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc9837763 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-8,lower-roman) ". "}#doc9837763 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc9837763 ol{margin:0;padding:0}#doc9837763 table td,table th{padding:0}#doc9837763 .c0{margin-left:0pt;padding-top:0pt;list-style-position:inside;text-indent:45pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2}#doc9837763 .c4{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;height:11pt}#doc9837763 .c13{padding-top:0pt;padding-bottom:35.5pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;margin-right:18pt;height:11pt}#doc9837763 .c2{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:center;height:11pt}#doc9837763 .c3{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc9837763 .c17{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;height:11pt}#doc9837763 .c5{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2}#doc9837763 .c12{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc9837763 .c9{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;height:11pt}#doc9837763 .c1{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc9837763 .c16{background-color:#ffffff;max-width:481.9pt;padding:56.7pt 28.4pt 56.7pt 85pt}#doc9837763 .c6{padding:0;margin:0}#doc9837763 .c15{color:#ff0000}#doc9837763 .c11{text-align:right}#doc9837763 .c8{font-style:italic}#doc9837763 .c14{text-align:center}#doc9837763 .c10{font-style:normal}#doc9837763 .c7{margin-left:18pt}#doc9837763 .title{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:36pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9837763 .subtitle{padding-top:18pt;color:#666666;font-size:24pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Georgia";line-height:1.15;page-break-after:avoid;font-style:italic;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9837763 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc9837763 p{margin:0;color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc9837763 h2{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:24pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9837763 h3{padding-top:18pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:18pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9837763 h4{padding-top:14pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:14pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9837763 h5{padding-top:12pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:12pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9837763 h5{padding-top:11pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:11pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9837763 h6{padding-top:10pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:10pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9837763 ]]>

Проект одаренные дети «АЛЫЕ ПАРУСА»

ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ ДРЕВНОСТИ. АРИСТОТЕЛЬ.

Жукова Анастасия, ученица 11б  класса, МБОУ «СОШ  №2», пгт. Уренгой, Пуровский район, ЯНАО

Научный руководитель:

 ШМИДТ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,

учитель физики МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО

2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ          

Стр.                            

I.Введение ......................................................................................................................... 3

II.Основная часть. Величайший ученый древности. Аристотель.

1. Краткий исторический экскурс эпохи Аристотеля……………………………...4

2. Общая характеристика античной науки………………………………………….4

3. Биография…………………………………………………………………………..5

4. Учения Аристотеля………………………………………………………………..7

5. Физические сочинения Аристотеля………………………………………………9

III.Заключение. «Аристотель – Александр Македонский греческой философии»….10

IV. Литература……………………………………………………………………………12

Знаменитые слова Аристотеля:

 « Платон мне друг, но истина дороже»

I. ВВЕДЕНИЕ

Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности. В Китае еще в 6 веке до н.э. были известны 2 мыслителя, влияние которых чувствуется и в наше время: Конфуций и Лао-цзы. В Индии в это время жил Сиддхарха Гаутама (Будда), основатель одного из самых влиятельных религиозных учений.

Первым же европейским философом принято считать Фалеса из Милета, жившего 7-6 веках до н.э. Фалес и другие милетцы, не веря мифам, обращались к поискам первоначала мироздания.

Центральная фигур древнегреческой науки – Пифагор, основатель мистико-научного и религиозно-философского братства. Пифагорцы подразумевали под философствованием поиски в сфере мудрости, открытие тайн природы, установление ее законов.

Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона и Аристотеля.

Такую известнейшую, разносторонне развитую личность, как Аристотель, люди называют светилам науки. Знания, взгляды и выводы Аристотеля о мире, о явлениях природы, основанных только на наблюдениях, ученые современности доказали, используя эксперимент и математические вычисления, и вывели законы природы.

В данной работе поставлена цель - изучить биографию Аристотеля, его учения, выяснить какие учения Аристотеля опровергнуты, какие нашли подтверждение в трудах современников.

II. ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ ДРЕВНОСТИ.

1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС ЭПОХИ АРИСТОТЕЛЯ.

Пелопонесская война  431 – 404 гг. до н. э.  привела к упадку Афин и афинской демократии. Происходили глубокие изменения в идеологии. Материалистическая система ионийцев и атомистов  вытиснилась идеалистической философией Сократа и его ученика Платона. Появились учителя диалектики – софисты, на которых был большой спрос в обострившейся политической борьбе в нутрии господствующего класса. Вместе с ним развивалось искусство диалога, умение логически мыслить, повышался интерес к строгим математическим доказательствам. Общество ощущало потребность  в систематизированном научном знании и на долю ученика Платона, знаменитого мыслителя древности, Аристотеля выпала задача составить систематический свод знаний своего времени.

Македония далеко уступала Афинам в экономическом и культурном развитии. Афиняне презрительно называли македонцев варварами. Однако при  Аминте и,  особенно Филиппе,  Македония превратилась в грозную в военном отношении державу, а  политические распри были искусно использованы Филиппом.

В 338 г. до н. э. в битве при Хероне греческие  войска были разбиты македонскими, а состоявшийся в 337 г до н. э.. Коринфский конгресс запретил гегемонию Македонии над Афинами и Грецией. Сам Филипп стал готовиться к походу на Персию, но в 316 г. до н. э. был убит, и этот поход начался под предводительством Александра Македонского. Александр в результате многолетних победоносных походов  в Азию и Африку создал огромную империю, подчинив Персию, Египет, среднеазиатские государства, дойдя со своими войсками до Индии.

Наступила новая эпоха в развитии древнего мира.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ НАУКИ.

Низкий уровень техники, презрительное отношение к труду, незаинтересованность в повышении его производительности со стороны господствующего класса, представителям которого и была доступна наука, не привели и не могли привести к возникновению экспериментального исследования природы. Но с другой стороны условия жизни древнегреческих городов – государств создали уже возможность и необходимость научного обобщения накопленного человечеством естественно - научного материала. В этих условиях и возникла единая нерасчлененная античная наука.

Древнегреческие философы - мудрецы, не прибегая к систематическому исследованию и эксперименту, на основе еще бедного научного материала, пытались единым взглядом охватить и объяснить всю окружающую действительность. При этом они не ставили перед собой задачу разработать такую науку, которая направлялась бы на службу производству.  Они рассматривали науку, лишь как средство для духовного развития и морального совершенствования.

Философия в древней Греции была определенной ступенью в познании человеком природы, которое заключалось в непосредственном созерцании окружающей материальной действительности, как единого целого.

Человек стремился одним взглядом сразу охватить посредством единых понятий самые общие черты, общий характер всех вещей и явлений окружающего мира и создать себе первую самую общую картину мира. Он еще не проникал за кулисы явлений, еще не изучал, а точно рассматривал и притом издали, сверху. Такое познание приводило к наивному, часто чисто фантастическому учению о явлениях природы.

Но такое познание одновременно способствовало созданию правильного воззрения на мир.

 3. БИОГРАФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Величайший и самый разносторонний из ученых древности Аристотель родился в 384 г. до н. э. в Македонии, городе Стагира на Халкидонском полуострове, недалеко от современных Салоник. Отец его, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминты III ( правившего в 393-369 гг. до н. э.). Никомах происходил из семьи потомственных лекарей. Он был первым наставником Аристотеля и передал ему свои познания в естествознании и медицине. Вероятно, именно отец оставил Аристотелю в наследство интерес к живой природе – он позднее посвятил ей ряд своих больших книг. Детство Аристотель провел при дворе, общаясь со своим сверстником – сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем. В 369году до н.э. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей, и заботы о нем принял на себя его опекун, Проксен. Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством своего опекуна.

Значительное состояние, которое Аристотелю оставил отец, и содействие могущественного ученика,  Александра Македонского, дали ему возможность собрать библиотеку, которую в последствии купил Птоламей Филадельф для александрийского музея. Подлинные же рукописи Аристотеля, не попали в александрийскую библиотеку, а были позднее перевезены Суллой в Рим.

Аристотель был небольшого роста, худощав и отличался некоторой внешней изысканностью. В разговоре он был склонен к сарказму. Заслужен ли, отзыв Бэкона Веруламского: « Аристотель, подобно восточному деспоту, душил своих противников», более чем сомнительно.

Находясь в Македонии Аристотель слышал рассказы об афинских мудрецах, о Платоне и Сократе. Но явится в Афины малообразованным, неподготовленным; он откладывал свой отъезд до тех пор, пока Проксен не передал ему всю свою мудрость. В 367 г. до н. э., в восемнадцати летнем возрасте, Аристотель отправился  в Афины. Туда его привлекла знаменитая Академия род вольного университета, - во главе которой был Платон. Со временем, однако, Аристотель стал самостоятельным деятелем Академии, её «умом», по выражению самого Платона. В Афинах Аристотель оставался 20 лет, то есть до смерти Платона, с которым он находился в постоянном общении.

Затем он пробыл некоторое время при дворе своего бывшего слушателя атариейского владетеля Гермия ,и женился на его приемной дочери Пифии, после того как Атарией был захвачен персами, а владетель изменнически убит.

Из Митилен, куда спасся Аристотель, его скоре вызвал македонский царь Филипп, желавший поручить ему воспитание своего 14-летнего сына Александра (будущего полководца Александра македонского). Если судить, по словам Александра Македонского: « Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если я отцу обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену», то между знаменитым учителем и великим учеником должны были существовать весьма хорошие отношения. Однако продолжались они в таком виде не более четырех лет, именно до вступления Александра на престол. Затем Аристотель оставался в Македонии еще три года, до первого похода Александра в Персию.

В 355 г. Аристотель вернулся в Афины и здесь, в Ликейоне, основал свою знаменитую философскую школу, которая получила название перипатетической, вероятно, по тенистым аллеям, где Аристотель любил читать свои лекции. Тридцать лет излагал он здесь свое учение перед многочисленной толпой ревностных слушателей, полемизируя с представителями других философских школ и был   руководителем своей школы, ученики и последователи которой стали называться перипатетиками.

Затем антимакедонская партия в Афинах выдвинула против него обвинения в оскорблении богов,  и Аристотель добровольно покинул город, «желая избавить сограждан от вторичного преступления против философии» ( слова Сократа). Аристотель переселился в Халкиду на острове Эвбее и здесь вскоре умер в 322г. до н. э. от болезни желудка. Клевета преследовала Аристотеля всю жизнь; хотя он умер естественной смертью, распространился слух, что ученый убил себя, не желая предстать на суд перед Ареопагом. Аристотель всегда бал портив самоубийства. Поступки же его никогда не шли вразрез с убеждениями.

Одно из преданий о смерти Аристотеля гласит, что он бросился с утёса, отчаявшись выяснить причину приливов и отливов. Такой вымысел заслуживает внимания потому, что свидетельствует о страстной любознательности ученного.

4. УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Основе учения Аристотеля лежит представление о четырех стихиях. Аристотель учил, что существуют четыре первичных стихий: тепло и холод, сухость и влажность, эти стихии являются качествами. Парное их соединение и сочетание дает четыре основных элемента: сочетание сухого и жаркого дает огонь, жаркое и влажное – воздух, холодное и влажное – воду, холодное и сухое – землю. Из этих элементов образуется всё многообразие материального мира. Элементам по природе присущи свойства тяжести и легкости; земля по своей природе тяжелая, а огонь наоборот абсолютно легок. Поэтому в центре вселенной помещается земля, над нею вода, затем воздух и, наконец, огонь. Кроме этих четырех элементов Аристотель признает еще существование пятого элемента – эфира, который является небесным началом. Земля по Аристотелю имеет сферическую форму, и она не может двигаться, так как, состоит из более тяжелого начала. Окружность по Аристотелю равно 400 тыс. стадиям, или около 9970 географических миль, то есть почти вдвое больше действительного значения.

Что касается свободно падающих тел, Аристотель считает, что они падают с постепенно возрастающей скоростью, но о законе ускорения ему не было известно. Он предполагает, что скорости различных тел при падении соответствуют их тяжести:  тело, которое вдвое тяжелее другого, падает вдвое быстрее. Ошибочность этих положении позже доказал Галилей.

Аристотеля удивляет, например, почему движение брошенного тела продолжается после того, как оно отделилось от бросившей его руки. В  итоге он приходит к выводу, что брошенное тело оставляет после себя пустое пространство, в которое и устремляется воздух, сообщая телу новый толчок.

С помощью простых машин Аристотель правильно объясняет действие рычага: « Большим плечом рычага можно приподнять большой груз, потому что большее плечо производит большие движения », или « Сила, приложенная на большем расстоянии от точки опоры, легче двигает груз, так как она описывает больший круг» Закон рычага -  лучшая часть аристотельской механики.

Все механические движения Аристотель делит на три вида: круговые, естественные и насильственные. Круговые движения – это самое совершенное движение, присущее только небесному миру. Это движение вечно и неизменно, и причиной его является перводвигатель – бог. Земные же движения, где совершенно всё имеет начало и конец, бывают естественными и насильственными. Естественное движение – это движение тяжелого тела вниз к центру мира, а легкого - вверх. Это движение тел происходит само собой, в результате стремления тела занять своё естественное место. Все остальные движения на земле насильственные и могут происходить только под действием внешних сил. Свой основной принцип динамики Аристотель формирует так: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействия другого.»

Акустические и оптические явления рассматриваются Аристотелем при описании органов чувств. Звук происходит вследствие того, что звучащее тело определенным образом приводит воздух в движение. Воздух при этом сжимается и растягивается и ударами звучащего тела проталкивается все дальше и дальше, отчего звук и распространяется во всех направлениях. «Эхо возникает, когда воздух встречает на пути своего движения стену и отбрасывается назад подобно мячу».

При исследовании зрения Аристотель, подобно Демокриту,  восстает против теории зрительных лучей, исходящих из глаза: «Если бы видение зависело от света, исходящего из глаза, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте? Предполагать, что свет гаснет, когда на выходе из глаза попадает в темноту, - бессмыслица». Как в природе свет сменялся тьмой, так и в телах образуется белое и черное. Цвета, по Аристотелю, не представляют  что-нибудь абсолютно видимого,  они только присущи видимым предметам и происходят в следствии того, что свет наблюдается сквозь темное, а свет и тьма смешиваются между собой. Так солнечный свет, видимый сквозь туман, кажется красным, а радуга происходит потому, что солнце, отражаясь в более темных облаках, дает все цвета.

Теплоту Аристотель рассматривает как основное качество, присущее, огню как стихии, но вместе с ним и всем телам. Так как огонь по своей природе постоянно стремится кверху, то этим объясняется испарение воды, плавание тел. Насколько вредно отражается отсутствие точных измерений в физике, как мало разумного можно сказать относительно физических явлений, когда различные причины не изучены с точки зрения своего действия путем наблюдения, показывает следующее место, место относящееся к действию теплоты. Кипящая вода согревает сильнее пламени, но пламя сжигает горючее и плавит вещества, вода же нет. Далее, кипящая вода жарче слабого огня, но теплая вода охлаждает скорее и сильнее слабого огня, так как огонь не теряет жара, вода же постепенно охлаждается

Для Аристотеля материя не есть нечто определенное. Материя по Аристотелю – это лишь возможность, без которой не может существовать никакая вещь, она сама по себе не обладает никакими качествами и лишена всякой определенности. Для того, чтобы возникла конкретная вещь, необходимо соединение материй с неким другим активным началом, формой, которая придает материи определенность - качества этой вещи, превращает возможность в действительность. В каждом определении, по Аристотелю, можно видеть указание на материю или форму: «Лев – есть животное, имеющее определенное свойство; статуя есть мрамор,  изваянный в определенную форму; и животное и мрамор - материя, оформленная во льва, в статую. Материя есть отношение, она меняется с формой, и другой форме соответствует другая материя. Процесс соединения материи с формой, по Аристотелю, оформление материи, превращения возможности в действительность есть движения.

Признавая объективное существование пространства, Аристотель стоит на материалистической позиции. Он правильно оценивает неразрывную связь движения и пространства: «место не стали бы исследовать, если бы не было известно вида движения относительно места: мы считаем что и небо находится в месте, главным образом, потому, что оно всегда в движении». Аристотель нащупывает связь между пространственными и материальными отношениями; пространственные отношения – это материальные отношения, нет материальных тел – нет пространства.

Перейдем к рассмотрению времени. Аристотель указывает, что « время не есть движение, но и не существует без него…»

Пространство и время непрерывные величины: Пространство по протяженности – конечная граница одной его части является начальной границей другой; время по последовательности – «теперь» соприкасается с прошлым и будущем.

Аристотель признавал объективное существование материального мира, и его познаваемости. Являясь учеником Платона, он порвал с его идеалистическими взглядами на мир как отражениями идей, постигаемых душой, и на познание, и на познание которое должно отвернуться от реального опыта. Знаменитые слова Аристотеля: « Платон мне друг, но истина дороже»- означали отход его от воззрений учителя.

   5. ФИЗИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Из физических сочинений Аристотеля известны следующие: «Физика», «О небе», «Метиорологика», «О рождении и разрушении», «Механические проблемы». Из мелких естественно – научных статей, для физики интересны рассуждения об органах чувств.

«Физика» делится на 8 книг. В первой помещены исторический обзор учения о началах вещей до Аристотеля и взгляды самого Аристотеля на этот вопрос. Вторая содержит определение природы, учение о четырех причинах вещей: сущность, вещество, движение и цель. В третьей книге находится определение движения  «Движение есть осуществление существующего в возможности. Оно есть действие движимого, относящиеся к его подвижности», а также исследование пространства и времени. В четвертой изложена теория брошенных тел. Следующие книги посвящены различным видам движений.

Сочинение «О небе» содержит в первой книге изложение понятия о материи и рассуждение о тяжести и легкости. Во второй книге изложен взгляд Аристотеля на небо и звезды. В третьей Аристотель излагает учение о началах тел. В четвертой он снова возвращается к тяжести и легкости.

 В сочинении «О рождении и разрушении» мы находим в первой книге теорию трех родов возникновения, а во второй снова теорию четырех начал и основных качеств.

Книга «О метеорологии»  стоит на более твердой почве. В трех первых книгах изложены метеорологические факты с более или менее удовлетворительными объяснением. Четвертая книга содержит химические рассуждения о началах и основных качествах.

Творческое наследие Аристотеля колоссально по объему. До нас дошла лишь часть его произведений, но и они характеризуются необычайно широким диапазоном затронутых в них научных проблем. Своеобразие и метод изложения Аристотелем своих физических воззрений. В его физике нет математических формул, он совершенно не обращается к опыту, так как, по его мнению « эксперимент нарушает жизнь природы и искажает её познание».

Аристотель написал ряд работ по логике: «Метафизика», «Риторика», «Поэтика», «История животных» и многие другие сочинения.

«Механические проблемы» - это сборник вопросов и попыток решить их. Аристотель, по-видимому, составил их для собственного руководства без намерения обнародовать их. Возможно, также, что они частью принадлежат ему, а частью его приемникам.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«АРИСТОТЕЛЬ – АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

Подводя итог сказанному об Аристотеле, об этом по словам Маркса: «об этом  Александре Македонском греческой философии» следует еще раз напомнить, что в своих работах он затронул почти все естественно – научные вопросы своего времени. В трудах великого философа, несмотря на множество наивного и примитивного, содержались и глубокие мысли, которые являются предметом исследования науки по сегодняшний  день и получают в ней новое, современное толкование.

Широтой, стройностью и логичностью своей системы Аристотель подчинил греческой философией мир, подобно тому, как Александр Македонский подчинил его греческому господству. Если еще учесть, что учение Аристотеля было признано и обработано церковью, то станет ясно, почему естествознание в течение почти 20 столетий изучалось по Аристотелю.

Аристотеля называют крестным отцом физики: ведь название его книги «Физика» стало названием всей физической науки. Он очень верно определяет задачи физики, сводя их к исследованию первых причин и первых начал природы и ее элементов. Говоря о пути познания, Аристотель так определяет его: «От более явного для нас, к более явному по природе». Действительно, люди сначала воспринимают вещи такими, какими они им представляются, а не такими, какие они есть на самом деле.

Кроме того, проводя тщательное  эмпирическое обоснование своих биологических взглядов и формируя некоторые общие понятия, Аристотель, по-видимому считал их достаточными для построения физики.  Пренебрежительное отношение к физическому эксперименту было связано с тем, что в эпоху рабовладельчества «ремесленное искусство считалось уделом низших» .

Память о нем  на его родине осталась жива. Его именем уже в нашу эпоху назван университет в Салониках – крупнейшем центре культуры Северной Греции, неподалеку от родины Аристотеля – Стагиры.

Эрудиция Аристотеля, действительно, охватила такой обширный круг наук и проблем, который в наше время под силу разве что целому университету.

 

IV. ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аристотель. Метеорологика. – л.: Гидрометеоиздат, 1983.
  2. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики Физической науки – М.: Высшая школа, 1989.
  3. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики – М.: Наука, 1974
  4. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов .- М.: Просвещение, 1986
  5. Кудрявцев П.С. курс истории физики – Ч – М.: Учпедгиз, 1974.
  6. Розенеберг Ф. История физики в древности и средние века. – М.- Л., 1934
  7. Спасский Б.И. История физики – М.: из-во МГУ, 19567
  8. Усова А.В. Краткий курс истории физики. – Челябинск: Из-во ЧГПУ «Факел», 1995

nsportal.ru

Философия Аристотеля | ГРЕЦИЯ - ΕΛΛΆΔΑ

Древнегреческий философ АристотельДревнегреческий философ Аристотель

Аристотель – древнегреческий философ (384 — 322 г. до н.э.), которого принято относить к классикам философской древнегреческой мысли наряду с Платоном и Сократом. Нельзя сказать, что именно Аристотель в полной мере стал родоначальником таких научных дисциплин, как геометрия, математика, физика, метафизика, медицина, логика, биология и так далее, но именно этот философ создал необходимый научный и социально-философский базис, на котором стоит значительное большинство нынешних научных и философских дисциплин. Помимо того, Аристотель славится тем, что был учителем знаменитого полководца Александра Македонского.

Аристотель родился на полуострове Халкидики в Северной Греции в семье придворного врача у царя Македонии Аминта III. Мальчик получил хорошее образование и, будучи юношей решил продолжить учебу в Афинах, где стал слушателем академии Платона. Спустя два года он уже читал лекции по риторике.  Способный ученик стал близок Платону и вошел в его окружение философов-платоников. Аристотель относился к своему наставнику с глубоким почтением, но позволял себе критику его учения.

Amicus Plato, sed magis arnica Veritas

Платон мне друг, но истина дороже

Эти слова приписывают Аристотелю, хотя в литературе они впервые встречаются в романе «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса де Сааведра.

В Академии Платона Аристотель преподавал около двадцати лет. За это время он создал работы о логике, физике, риторике, а так же написал трактаты «Метафизика» и «О душе».

В 347 до н.э., после смерти Платона, философ вместе с Ксенократом покинули Афины и отправились к Гермию — еще одному ученику Платона, который являлся правителем города Атарнея в Малой Азии. Аристотель создает там свою первую философскую школу и женится на приемной дочери Гермия. Но через три года, после ее смерти вернулся в Македонию. Аристотель получил приглашение от Филиппа II воспитывать и обучать его сына Александра. Обучение длилось восемь лет, пока не был убит Филипп II и Александру пришлось взять власть в свои руки. Философ вернулся в Афины и основал там свою философскую школу.

Философская школа Аристотеля

Аристотель основал школу философии (так же как и Платон в свое время) и назвал свое учебное заведение «Ликей» (лицей), т.к. оно находилось недалеко от Храма Аполлона Ликейского. Мыслитель создал универсальное философское учение, вобравшее в себя такие философские и социальные дисциплины как:

  • философия
  • риторика
  • история
  • астрономия
  • география
  • политика
  • социология
  • онтология
  • логика
  • физика.

Аристотель отказался от традиционных методов обучения — чтения лекций, предпочитая им дискуссии во время прогулок. От этого метода обучения произошло еще одно название школы — перипатетическая (по гречески: περιπατέω – прохаживаюсь).

После представителей классической античной философии в лице Сократа, Платона и  Аристотеля (особенно, Аристотеля) в философии начался новый этап или новая эра. Аристотель внес величайший вклад в развитие философии, открыв последней множество неизведанных троп, путей, которые полностью переворачивали парадигмы и гипотезы вплоть до позднего средневековья.

Философское учение Аристотеля

>

Аристотель дает следующую классификацию наук:

  1. Теоретические – основной тезис этой классификации: «знание ради знания»: физика, математика
  2. Практические — этика и политика
  3. Поэтические — творческие

Четыре причины:

  1. Материя – эта причина олицетворяет субстрат, то есть, исходный продукт, из которого впоследствии создается что либо. Материя не возникает и не исчезает, она вечна, неизменна, неделима. Примером первичной материи может служить воздух, огонь, вода, эфир, земля.
  2. Форма – цель, причина рождения каких-либо вещей из субстрата (какого либо материала)
  3. Действующая или производящая причина – причина, запечатляющая определенный момент времени, в который рождается вещь.
  4. Цель или конечная причина – целью каждой вещи должно быть благо.

Аристотель ввел в философский обиход понятие категории, значительно и упростив и усложнив в той же мере последующее обозначение концепций различного рода. Утверждая, что «человек мыслит категориями», Аристотель определял категории как наиболее общие понятия определения вещей либо явлений, но категории могут служить как общими, так и конкретными определениями. Например: Земля – общее (может иметься в виду любая земля, и планета, хотя не утверждается, что имеем в виду планету)→ Планета Земля – конкретное (конкретизируется). Далее, Планета Земля – общее → Страна Россия – конкретное. И так далее.

Категории Аристотелем и его последователями, так же и в средние века применялись для соотношения, отношения, для показания разницы между вещами, явлениями или какими бы то ни было теориями. Некоторые современные мыслители, научные деятели, философы сравнивают учение о категориях форм Аристотеля с теорией идей Платона, проводя меж ними параллель и с некоторых ракурсов отождествляя их.

Аристотель классифицировал систему категорий, назвав основной сущность или субстанцию. Остальные выведенные из субстанции категории являлись признаками последней.

Далее идет характеристика иерархии категорий и перечисление их в системе онтологичности знания. Рассмотрение с точки зрения бытия.

Итак, частей изначально было выделено девять:

  1. Количество
  2. Качество
  3. Отношение
  4. Место
  5. Обладание
  6. Положение
  7. Время
  8. Действие
  9. Страдание.

Позже, для простоты Аристотель оставил только три из них.

Первые понятия пространства и времени берут свое начало именно с философских взглядов Аристотеля:

  • Субстанциональная – пространство и время первоначала мира.
  • Реляционная — Согласно этой теории пространство и время не самостоятельные, а созданные из материи сущности.

Греческий философ Аристотель так же первый начал определять философию как систему научных знаний.

Бог как перводвигатель

По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Субстрат создающий все остальное и являющийся причиной и принципом всего, что есть на земле, другими словами. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог являет в себе чистую форму и первую сущность. Божество – сверхчувствительная сущность, всеобъемлющая. В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.

Идея души

Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником (вероятно, аккумулирующим в телесной оболочке энергию). Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Бытует мнение о том, что душу Аристотель соотносит и в некоторой степени отождествляет с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

Теория познания и логика

Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. В первичности познания чувственность и ощущения имеют значимый характер. Бытие, уподобляется воде замороженной в стакане. Если разбить стакан, вода будет держать форму. Так и бытие способно брать за основу предметы, копируя их в человеческом сознании, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе к реальному предмету либо явлению форма (бытие, копия) тем совершеннее знание и качественней познавательный характер.

Так же Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику. Тут Аристотель вылепил формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение – классическая схема созданной Аристотелем основы логического мышления.

Законы логики Аристотеля:
  • Закон тождества
  • Закон противоречия
  • Закон исключенного третьего

На трех законах логики, выведенных Аристотелем, в наше время строятся множество философских, научных и даже теологических концепций и теорий.

Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях

Понятие «этика» (от греческого ethos) было тоже введено Аристотелем, для систематизации обозначения совокупности добродетелей, проявляющихся в характере индивида. С целью разграничения таких понятий, как добро и зло, хорошо и плохо и тд. Так же для разграничения более тонких духовных граней нравственности в жизни общества. Этика созданная Аристотелем обязана была подчеркивать характер добродетелей в человеке, направляя его таким образом, на «путь истинный». Этические добродетели играют роль свойства характера человека и его темперамента, их еще иногда называют качествами души.

Добродетели Аристотель классифицирует на:

  • Нравственные добродетели воплощают в себе состояние нормы. Утверждая: во всем нужно знать меру. Сам Аристотель говорит, что «…нравственные добродетели являют собой середину между избытком и недостатком». К нравственным добродетелям относятся: кротость, великодушие, величавость, умеренность, мужество, щедрость и тд.
  • Разумные добродетели появляются и получают свое развитие параллельно с интеллектуальным развитием.

greciya-ellada.ru

2.6.7. Отец науки Аристотель. Всемирная история в лицах

2.6.7. Отец науки Аристотель

Трудно найти современный учебник или фундаментальную монографию по весьма широкому кругу научных дисциплин, в которых авторы не начинают свое повествование с упоминания об Аристотеле.

«Платон мне друг, но истина дороже». Эти слова, приписываемые великому древнегреческому философу и естествоиспытателю, стали одной из самых распространенных максим в научном сообществе в последующие две с лишним тысячи лет после смерти Аристотеля.

Аристотель (384–322 гг. до н. э) родился в греческом городе Стагире на восточном побережье полуострова Халкидики.

Аристотель получил отличное образование и из Македонии, которая считалась провинцией, отправился в культурную и научную столицу античного древнегреческого мира — в Афины. Он учился в Академии Платона, в которой позже преподавал и был членом содружества философов-платоников. Блестящее научное сообщество представлено на знаменитом полотне, размещенном в Сикстинской капелле Ватикана.

В 347 г. до н. э. Платон умер, и Аристотель отправился в путешествие по Греции. Он поселился в городе Метилене на острове Лесбос.

Аристотель известен как воспитатель и преподаватель Александра Македонского (с 343 г. до н. э.). Знания по истории, философии, логике, ораторскому искусству юноша Александр получил из рук самого выдающегося ученого своего времени. Известно, что Александр уважал своего учителя, ценил его мнение и отправлял в распоряжение Аристотеля множество разнообразных материалов. Аристотель участвовал и в некоторых военных походах.

С 334 г. до н. э. Аристотель стал жить в Афинах и преподавать в Ликее (название гимнасия на окраине Афин). Это учебное заведение называли также Перипата, а слушателей именовали перипатетиками. Связано это было с тем, что Аристотель читал лекции во время прогулок. Эта школа в IV–II вв. до н. э. была своего рода академией наук, так как в ней занимались систематической разработкой всех отраслей знания на основе метода Аристотеля. В то же время Ликей был высшей школой для афинской молодежи. Со временем перипатетики стали заниматься в основном истолкованием и комментированием работ Аристотеля.

Знаменитое «Платон мне друг…» связано с тем, что взгляды Аристотеля на развитие природы и общества существенно отличались от мировоззрения Платона. Не хочется прибегать к упрощениям, но в истории философии, которая преподавалась в СССР, в соответствии с оценками К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина от Платона вели идеалистическую линию в философии. Аристотеля представляли как одного из родоначальников материалистического мировоззрения (см. Фалес Милетский). Аристотель считал, что любой вещи свойственны количество, качество, отношение, место, время и образ действия. В трудах «Физика» и «О небесах» Аристотель доказывал, что все предметы состоят из огня, воздуха и земли. Он вплотную подошел к мысли о том, что в природе ничто не исчезает бесследно.

Аристотель был универсальным ученым. Он обладал энциклопедическими знаниями. Как настоящий ученый Аристотель стремился осмысливать и систематизировать разнообразный материал. Он ввел в оборот огромное количество научных терминов, которые используются и поныне.

Материалистический подход к природе, к обществу, ко всей окружающей жизни проявлялся в творчестве Аристотеля в самых разных формах. Так, в «Поэтике» он впервые убедительно и в развернутой форме показал, что литература является не чем иным, как отражением существующей действительности. Аристотель впервые ввел в оборот понятие о катарсисе, о психологическом воздействии литературы на читателя, об очищающей роли драмы, трагедии на зрителей и слушателей.

Творчество Аристотеля стало краеугольным камнем, на котором строились многие более поздние мировидения. Вслед за Платоном Аристотель считал, что в природе существует «неподвижный перводвигатель». Европейские схоласты увидели в этой позиции Аристотеля зародыш христианского понятия бога. Аристотель описал небесные светила. А Коперник, опираясь на труды Аристотеля, первым опроверг учение о том, что Солнце движется вокруг Земли. В сочинениях Аристотеля получили осмысление научные знания практически по всем отраслям. Ему принадлежат такие сочинения, как «Первая философия», «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Поэтика». Аристотель — основоположник формальной логики. Он создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель разработал учение об основных принципах бытия: о возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. По Аристотелю, ступенями в развитии природы являлись неорганический мир, растение, животное, человек. Разум Аристотель считал главным отличием человека от животных. Центральным принципом этики Аристотеля было разумное поведение, умеренность (метриопатия). Он определял человека как существо общественное. Наилучшими формами государства считал монархию, аристократию, политию (умеренную демократию). Наихудшими — тиранию, олигархию, охлократию. Сущностью искусства Аристотель считал подражание (мимесис), а целью трагедии — очищение духа (катарсис).

Аристотель, по-видимому, обобщая жизнь свободных греков в городах-полисах, подвел итог в знаменитой фразе: «Человек — это политическое животное». Не менее известным, повторяемым и приписываемым разным авторам является выражение «Собственность — есть кража». Возможно, и Аристотель был не первым, кто установил это обстоятельство. Но источники зафиксировали его право на авторство.

Аристотель всего на год пережил своего ученика Александра Великого (356–323 гг. до н. э.). Философ умер в 322 г. до н. э. в Халкидике, куда вернулся к концу жизни. Многие сочинения Аристотеля утрачены. Остались некоторые его записки и «конспекты» его учеников. Через двести лет после смерти великого ученого его наследие было опубликовано Андроникусом из Родоса. Аристотелизм господствовал в мировой науке вплоть до XVII–XVIII вв. К этому времени он приобрел несколько схоластический характер и подвергался резкой критике. Тем не менее в начале XXI века труды Аристотеля остаются своеобразной «библией», «святцами» для ученого мира, в которые стоит почаще заглядывать.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

о жизни мудрого древнегреческого философа Аристотеля — Общенет

О знаменитом древнегреческом философе Аристотеле, чьи фразы сегодня стали бессмертными цитатами, знают, пожалуй, все. Наряду с Сократом и Платоном, Аристотель во всем мире считается одним из величайших философов и мыслителей, которые когда-либо жили, а его влияние на науку и философскую мысль не вызывает сомнения и сегодня, через почти 2400 лет после его смерти. 0.Аристотель, величайший древнегреческий философ, ученик Платона и наставник великого завоевателя Александра Македонского, был сильным человеком. Его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека. Он учил высоко держать голову и предпочитать смерть низкому поступку.

Аристотель является первым биологом на нашей планете. Может быть даже, что без его древних работ наша наука и общее развитие человечества было на пару шагов позади того прогресса, который мы имеем благодаря этому мудрецу.

Аристотель был рожден в 384 году до нашей эры в семье врача, и скорее всего именно этим обусловлена его тяга к биологии и анатомии. К сожалению, в 15 лет он лишился родителей и стал опекаться своим дядей, но дядя, видя тягу Аристотеля к наукам, а особенно биологии, рассказал ему об одном человеке, который был весьма знаменит и преподавал в Афинах, имя его было Платон.

Когда Аристотелю исполнилось 18 лет, он самостоятельно поехал в Афины поступать в академию Платона. Он был яростным поклонником Платона вот уже три года, с тех пор, как дядя ему рассказал о нем. Аристотель проявил себя как талантливый ученый и работник, благодаря этому, ему была предложена работа в академии Платона.

В 347 году до нашей эры умер Платон, а Аристотель вынужден был уехать в город Алтарей. Через пять лет царь Македонии Филипп нанял Аристотеля для обучения своего сына, однако буквально через несколько лет царь умирает, а вся тяжесть государственных дела переходит на сына. Ему было не до учебы, вот Аристотель и уехал обратно в Афины. К тому времени он стал уже весьма узнаваемым и умным ученым.

После этого Аристотель основал в Афинах собственную школу, которая получила название Ликея (что означает Храма Аполлона).

Метод преподавания у него был собственный и неповторимый. Вместо того, чтобы сидеть в душных кабинетах и пережевывать материал, Аристотель проводил лекции гуляя по саду, среди деревьев. Из-за осложнившейся ситуации в Афинах, Аристотель уезжает в Халкиду в Греции, где в 322 году до нашей эры и умирает.

Аристотель досконально изучал животных, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. Некоторых из них он даже разрезал. Написал много книг по описанию моллюсков, рыб и млекопитающих. Его великие труды были, есть и остаются величайшими творениями науки давнего времени. Труд под названием «История животных» — стал одним из самых ярких его произведения научного мира, а вот «Систематика животного мира» стала даже обязательным школьным предметом в 1707 году.

Он считал, что возможно переселение душ, а самым главным органом является сердце, так как оно формируется быстрее всех остальных, и оно же является мыслительным центром живого организма. А сам мозг лишь вырабатывает охлаждающую жидкость для сердца.

У Аристотеля есть учение о четырех причинах всего сущего:

1. Материя: то из чего. Материя – это постоянная величина, ее не может стать меньше или больше, она постоянна. Все вокруг состоит из материи, которая соединяется друг с другом в определенных пропорциях и при определенных условиях. Первичными материями считает огонь, вода, земля, воздух и эфир.

2. Форма: то, что. Это то, в какой форме существует тот или иной предмет. Форму создает Бог или разум живого существа.

3. Производная причина: то, откуда. Это момент времени, начиная с которого начинает существовать предмет.

4. Цель: то, для чего. Любой предмет существует на Земле для определенных целей.

Памятник у мэрии Полигироса

25 малоизвестных и интересных фактов об Аристотеле

1. Аристотель родился в 384 году до нашей эры в Стагире. Это была небольшая греческая колония в древней Македонии на северной периферии Греции.

2. Когда Аристотель был молодым, Афины были самым богатым городом в Греции и самым известным культурным центром эпохи. Он отправился в Афины, когда ему было семнадцать лет, после чего жил там в течение большей части своей жизни.

3. Именно в Афинах Аристотель поступил в знаменитую Академию Платона, а вскоре стал его любимым учеником. Через 20 лет (после смерти Платона) Аристотель открыл свою собственную школу Ликей.

4. Отец Аристотеля был врачом при дворе Аминты 3, царя Македонского. Он происходил из уважаемой и богатой семьи.

5. Аристотель писал два вида работ. Одни из них были предназначены для широкой публики, и, таким образом, был гораздо более понятны обычным людям. Другие были предназначены для студентов и преподавателей философии.

6. Аристотель был женат на Пифиаде, приемной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. Это была одна из немногих женщин-биологов и эмбриологов своего времени. У супругов была дочь, которую они также назвали Пифиадой.

7. В конце концов Аристотель вернулся в Македонию. Он прожил там в течение десяти лет с 345 до 335 г.г. до н.э. и был в это время наставником Александра Македонского.

8. Когда жена Пифиада умерла, Аристотель стал жить со своей рабыней Герпиллис. У них вскоре родился сын.

9. Философ назвал своего сына Никомах в честь отца. К сожалению, Никомах погиб в бою, еще будучи юношей. В его честь Аристотель назвал одно из своих сочинений «Никомахова этика».

10. На самом деле, Аристотель был нет только великим философом и воспитателем Александра Македонского, одного из величайших полководцев и завоевателей в истории. Очень немногие знают, что грек также был учителем Кассандра и Птолемея, которые оба в конечном итоге стали царями Королевства Македонского и Египта, соответственно.

11. Александр и Аристотель в одно время были даже большими друзьями. Александр ценил Аристотеля как друга и учителя, поэтому он собирал образцы искусства в завоеванных землях и отправлял их Аристотелю в качестве трофеев.

12. В отличие от своих великих предшественников Сократа и Платона, Аристотель основал новую школу философии. Также он был основоположником многих наук — логики, психологии, эстетики и других.

13. Философ написал много книг и заметок для преподавания своим ученикам. К сожалению, большинство из них были утеряны, сохранилась только треть его работ.

14.Многие историки считают, что Аристотель любил Александра Великого, как своего собственного сына, и это не далеко от истины. Вскоре после смерти Александра Аристотель закрыл свою школу в Афинах и умер через год после этого (322 г. до н.э.).

15. Помимо науки, Аристотель также внес существенный вклад в область этики, логики, метафизики, музыки, поэзии, политики и театра. Например, в уцелевшей части его книги под названием «Поэтика» древнегреческий философ размышляет о трагедийной и эпической поэзии.

16. Другой великий философ древности, римский политический деятель, юрист, оратор, политолог и конституционалист Цицерон неоднократно упоминал Аристотеля в своих трудах. Его литературный стиль Цицерон называл «рекой золота».

17.Аристотель придумал новую область науки под названием «причинность». Согласно ей, существует четыре типа универсальных причин, оказывающих определяющее воздействие на все сущее.

18.Аристотель также считается пионером в области метеорологии. Он любил изучать и наблюдать за природными явлениями. Благодаря своим работах по метеорологии, он был одним из немногих людей древности, которые рассуждали о кометах и метеорах и о различных типах погоды, а также описывали радугу, гром, молнию и ветер. Он также упомянул в своих работах землетрясения, которые по его мнению, являются результатом подземных ветров.

19.Аристотель был первым греческим философом, который проявлял большой интерес к животным. Многолетнее изучение животных позволило Аристотелю классифицировать их на различные группы и виды. Он был в состоянии разделить всех животных на две основные группы: с красной кровью и без красной крови. Его выводы соответствуют гораздо более поздней классификации на позвоночных и беспозвоночных животных.

20. Аристотеля принято считать первым известным эрудитом в истории. Кроме философии, он также работал в таких научных областях, как биология, зоология, астрономия и ботаника. Он даже регулярно ездил со своим другом Теофрастом на остров Лесбос и изучал там жизнь растений и животных.

21. Сегодня об этом предпочитают деликатно умалчивать. Большую часть информации, которую сегодня люди знают об Аристотеле, передавалась в основном через мусульманских ученых и философов, которые бережно хранили его письма, когда древнегреческая цивилизация пошла под откос в таких местах, как Персия, Египет и Индия. Их восхищение учением Аристотеля было настолько велико, что на трудах древнегреческого мыслителя учились многие ученые по всей Азии и Европе вплоть до нынешнего времени.

22. Именно по этой причине философия Аристотеля имела такое сильное влияние как на христианство, так и на ислам.

23.Для того, чтобы понять, насколько важен был его вклад в ботанику, стоит вспомнить о том, что именно Аристотель был первым, кто объяснил, что растение цветет лучше всего в «выгодных для него местах». Современные экологи называют это «занимает свою нишу».

24.Аристотель, по мнению многих историков и ученых, был самым умным человеком в истории. Его теории оказали влияние на историю человечества больше, чем работы любого другого человека.

25. Опередив свое время, Аристотель твердо верил, что Вселенная является вечной, а также, что у нее нет ни начала, ни конца. Несмотря на то, что он понимал, что все может измениться, принципиально философ считал, что общие условия всегда остаются одними и теми же.

Мудрые цитаты Аристотеля:

1.Друг — это одна душа, живущая в двух телах.

2.Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.

3.Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее ничтожно.

4.Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

5.Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.

6.Жизнь требует движения.

7.Начало есть более чем половина всего.

8.Наслаждаться общением — главный признак дружбы.

9.Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.

10.Благодарность быстро стареет.

11.Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

12.Быть смелым — значит считать далеким все страшное и близким все, внушающее смелость.

13.Не любит тот, кто не любит всегда.

14.Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

15.Красота различна для каждого возраста.

фото из интернета

obshe.net

Аристотель краткая биография и его открытия

Имя Аристотеля хорошо знакомо не только тем, кто всерьёз интересуется философией. Трудно представить наиболее известного сына Древней Греции, который даже спустя столетия со дня смерти продолжал бы оказывать влияние на человечество. Аристотелю удалось не просто остаться в истории. До сих пор к его мыслям обращаются физики и политики, социологи и философы.

Аристотель: краткая биография и его открытия

Памятник Аристотелю у мэрии Полигироса

Памятник Аристотелю у мэрии Полигироса

Учёным почти достоверно удалось установить год рождения Аристотеля. Известно, что великий мыслитель появился на свет в 384 г. до н. э. в Стагире — этот город и сейчас можно посетить на полуострове Халкидики. Его мать происходила из богатого рода. А отец и по совместительству первый учитель Аристотеля — Никомах — служил придворным лекарем Филиппа, царя Македонии. Впоследствии это сыграет особую роль в назначении философа воспитателем юного Александра Македонского.

Древняя Стагира сейчас

Древняя Стагира сейчас

В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей. Тогда его опекуном стал Проксен, благодаря которому мальчик пристрастился к изучению природы и чтению редких книг. Два года спустя он обосновался в Афинах, где поступил в известную Академию Платона. В 347 г. он женился на дочери тирана Гермия, но тот был свергнут и казнён персами.

Аристотель вынужденно покинул Афины, а в 343 г. до н. э. стал учителем Александра по личному приглашению его отца Филиппа. Именно Аристотель познакомил Македонского с гуманистической философией. В обучении он делал акцент на изучении политики и этики. Так Александр получил классическое образование, полюбил литературу, философию и медицину. Позже Аристотелю удалось вернуться в Афины и основать свою школу. Но после смерти своего знаменитого ученика он вновь покинул город — возросло количество восстаний против македонского владычества. А ровно через год философ скончался.

Открытия Аристотеля — чем ему обязано человечество

Если задуматься о том, что открыл Аристотель и чем мир обязан ему, можно насчитать десятки важных достижений. Он опубликовал большое количество работ в самых разных областях — от поэзии и политики, религии и риторики до теории литературы и метафизики.

Аристотель считается отцом метеорологии. Именно в его трактате о небесных явлениях впервые встречается этот термин. Аристотель, как Евдокс Книдский, считал Землю центром вселенной и впервые упомянул о её шарообразной форме. Его открытия в космологии оказывали влияние на науку вплоть до XV века. Также Аристотелю принадлежит принцип создания классификаций, которым человечество пользуется до сих пор.

Небольшой ролик из Парка Аристотеля в Халкидики:

Без Аристотеля нельзя представить себе современную химию, которая основана на созданной им классификации древних элементов. А ещё интересно проследить связь философа с биологией. Иногда его называют первым натуралистом в истории. Аристотель создал классификацию животных и сгруппировал их по общим признакам. Выходя в море с рыбаками, он стал первым учёным, который заметил: дельфины — млекопитающие, дышат лёгкими и не являются рыбами. Их Аристотель поместил в одну группу китообразных вместе с китами.

Но совершенно особую роль в жизни Аристотеля играла философия. В то время, когда человечество верило в богов, а в природных явлениях виделось влияние стихий на человека, он выдвинул революционное для той эпохи учение о причинности. Аристотель настаивал: у всего происходящего есть определённая причина, а в упорядоченной Вселенной ничто не происходит просто так.

Согласно Аристотелю, душа — нечто неотделимое от тела. Она нетелесна, но человек ощущает и мыслит именно душой. Также Аристотеля принято называть основоположником логики. И хотя до этого данная тема поднималась в трудах предшественников, он смог систематизировать знания, сформулировал законы противоречия и тождества.

В работах Аристотеля особенно выделяются этические взгляды. И здесь он тоже стал первопроходцем, введя термин «этика». Он даёт определение нравственным добродетелям – щедрости, мужеству, правдивости, справедливости.

2016 год — под знаком Аристотеля

В честь 2400-летия со дня рождения сего великого грека ЮНЕСКО провозгласила 2016 год Годом Аристотеля. Мероприятия, посвящённые этому событию, будут проходить по всей планете. Год Аристотеля объединит самых видных деятелей современной философской мысли из разных стран. В мае в северной столиции Греции Салониках пройдёт Всемирный конгресс, организованный Университетом Аристотеля.

Другой такой конгресс состоится в Афинах в июле. Впрочем, ведущие исследователи работ Аристотеля поделятся своими открытиями не только в двух крупнейших городах Греции. Часть программы перенесут в Стагиру, где родился философ, и Миезу — здесь проходили занятия Аристотеля с Александром Македонским.

Аристотеля понимают и толкуют по-разному, соглашаются и критикуют. Но в отличие от многих современников и последователей ему удалось главное — выйти за рамки древнегреческого мира и добиться безоговорочного признания не только среди самих греков.

Ещё интересные статьи:

TEXT.RU - 100.00%

22.09.2016Елена Метелева

elramd.com


Смотрите также