Древний рим духовная жизнь. Время и причины духовного кризиса в древнем Риме. Возникновение христианства и его сущность.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ГЛАВА XII МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РИМА В РАННИЙ ПЕРИОД. Древний рим духовная жизнь


Духовная жизнь древнего Рима

ТОП 10:

Духовная жизнь римлян, как и других народов в этот период, основывалась на многобожии и предшествовавших верованиях (анимистических, пантеистических, тотемических и т.п.). Первоначально римляне не знали богов-личностей. Их богами (гениями) были духи отдельных видов человеческой деятельности, ведавшие судьбами людей, защитой государства, удачей и др. Греки заимствовали антропоморфных богов у греков, дав им свои имена: Юпитера, Юноны, Минервы, Феба, Венеры и др. Кроме богов, у них была вера в гениев, как духов-покровителей, сопровождавших человека в жизни и руководивших помыслами и действиями. Римляне были еще более рационалистичны по отношению к богам, чем греки.За отправление религиозных культов отвечали жрецы, объединенные в коллегии и служившие какому-либо божеству. Но был высший разряд жрецов-понтификов, которые наблюдали за правильностью отправления религиозных обрядов в целом. Понтификами становились, время от времени, и высшие должностные лица и императоры. В каждой семье глава семьи выполнял жреческие функции.

Римляне придавали большое значение культу предков. Скульптурные портреты предков по мужской линии находились в доме. В царское и республиканское время, а также в ранней империи глава государства не обожествлялся.У римлян не было поэтической мифологии. Миф им заменяло историческое описание событий (легенда об основании Рима). Вместе с тем некоторые сюжеты мифологии древних греков привились на римской почве. Греческий Геракл, став римским Персеем, также совершал подвиги. В отличие от греков, которые использовали мифологические сюжеты для драматических спектаклей, римские драматурги по-своему перерабатывали греческих литераторов. Однако римлянам был чужд пафос и философия греческой драматургии. Они предпочитали комедии с буффонадой, непристойностями, остроумными словами и выходками героев. Актерами в римских театрах были выходцы из провинций, рабы или вольноотпущенники. Особой популярностью в Риме пользовались бои гладиаторов, травли зверей.
"Золотой век" римской литературы относится к концу республики и началу империи. Это так называемая "цицероновская эра". Кроме произведений Цицерона ("Студенческие беседы", "Об ораторе", "Об обязанностях" и др.), в этот период появляются произведения Варрона - "ученейшего из мужей". Среди лирических произведений популярны были труды Флакка и Овидия. Римские историки создавали труды, восстанавливавшие последовательность разных событий (Тит Ливий "От основания города", Светоний "Жизнеописания 12 цезарей").Скульптурный портрет римлян отличался жизненной правдой, доходившей до натурализма. Рим имел своих ученых, но их труды носили обобщающий и компилятивный характер.Любовь к наслаждениям, аморализм и распущенность - характерные черты образа жизни позднего Рима. Индивидуализм и эгоцентризм стали господствующей линией поведения в последние века. Римляне вывозили произведения искусства из всех покоренных стран. Постепенно наступил кризис античного мировоззрения. Люди испытывали неуверенность, они были отделены от государства, чужды мифологическим преданиям предков. Это пробуждало тягу к новому таинственному. Новые религиозные веяния пришли с восточными культами и религиозными учениями, наполнявшими позднеримское время. Появляются первые христианские секты, с которыми власти ведут борьбу. В 313 г. по отношению к новой вере объявляется веротерпимость.В 330 г. император Константин переносит столицу в новый город, названный Новый Рим, а позже Константинополем, в провинцию Визант. В 476 г. завершает существование Западная часть Римской империи. Восточная часть Римской империи - Византия просуществует еще 1000 лет. В 529 г. эдиктом византийского императора Юстиниана в Византии были запрещены все языческие культы, закрылись храмы, учебные заведения (типа Академии Платона в Афинах). Государственную поддержку получила христианская вера.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Выводы:

Античная культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры в следующих областях:

  • Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики.
  • Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством.
  • В праве - заложила основы общего и частного права всех европейских государств.
  • В искусстве послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира.
  • В спорте - дала основу многих видов спорта -борьбы, легкой атлетики, конных состязаний и др., заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.
  • В образовании - принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения.
  • В военном деле - правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики.
  • В науке и медицине - дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину дала терминологию.
  • Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания в том числе философии, логики, филологии и др.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Список рекомендуемой литературы

  1. Алпатиов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.,1987.
  2. Античность как тип культуры. - М., 1988.
  3. Античная культура. Словарь-справочник/ Под ред В.Н.Ярхо . - М., 1995.
  4. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992.
  5. Винничук Л. Люди, обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1984.
  6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1972.
  7. Всеобщая история архитектуры . Т. 2. - М., 1973.
  8. История Древнего Рима: Учебник. - М., 1993.
  9. Кнаббе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. - М., 1986.
  10. Культура Древнего Рима. В 2-х т. - М., 1985.
  11. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990.
  12. Словарь античности. - М., 1992.
  13. Уколова В.И. Поздний Рим: шесть портретов. - М., 1992.
  14. Хефлинг Гельмут. Римляне, рабы, гладиаторы. - М., 1970.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ



infopedia.su

ГЛАВА XII МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РИМА В РАННИЙ ПЕРИОД. История Рима

Время царей и Ранней республики (с сердины VIII по начало III в. до н. э.) — важнейший этап в развитии римской государственности и культуры. Именно тогда заложены были экономические, политические, правовые и этико-религиозные осно­вы римской гражданской общины (civitas), разработаны структура и формы куль­турного творчества римлян. В принципе, и политическая история Рима, и его куль­тура развивались в общем русле античной цивилизации, первым воплощением ко­торой стала Древняя Греция. Но и помимо исходной типологической близости боль­шое значение для исторического развития римлян имело непосредственное влияние на них со стороны соседних культурных очагов Этрурии и Кампании, рано охвачен­ных греческим воздействием. Через их посредство целый ряд выработанных грека­ми форм — красочная мифология, пластичные изображения богов, подчиненная гармонии архитектура храмовых и других общественных зданий, алфавитное пись­мо, историография, драматургия и театр, чекан монеты, наконец, даже отдельные бытовые нормы (как, например, обычай возлежать за пиршественным столом) — входят в обиход жизни древних римлян и придают ей характерный античный облик.

Однако, несмотря на разнообразные греческие и этрусские заимствования, жизнь римской общины во многом отличалась своеобразием, сохраняя самобытность не только хозяйственного уклада, но и политической организации, техники военного

дела, правовых принципов, художественного творчества и проч. Так, основой эко­номического благосостояния римского общества всегда оставалось сельское хозяй­ство, и потому общественная мораль диктовала уважительное отношение к земле­дельческому труду. С другой стороны, достаточно раннее развитие ремесла и тор­говли повлекло за собой возникновение характерных римских религиозно-профес­сиональных объединений, так называемых коллегий. Активная внешняя политика, выливавшаяся в непрерывные войны с соседями, стимулировала раннее создание регулярной армии, развитие совершенной, по меркам античности, военной органи­зации и боевого построения (так называемая манипулярная тактика), лагерной и инженерной службы, наконец, непревзойденной воинской дисциплины. И те же стремления к четкой организации и строгому порядку, столь характерные для рим­ского менталитета, в сочетании с все более усложнявшимися, по мере роста Римско-италийского государства, потребностями правового регулирования обществен­ных отношений привели к чрезвычайно продуктивному законотворчеству, к ранней кодификации и развитию настоящей правовой науки — юриспруденции. И если «За­коны ХП таблиц», по образному выражению самих римлян, стали для них источни­ком всякого права (fons omnis iuris), то само римское право стало универсальной основой для всего последующего законотворчества и средневековой и новой Европы.

Основные даты:

509 г. — освящение храма Юпитера на Капитолии.

451—450 гг. — работа комиссии децемвиров по созданию «Законов ХП таблиц».

Середина V в. — начало регулярного составления официальной летописи пон­тификами.

364 г. — первые представления народных комедий (фесценнин, или сатур), ра­зыгранных в Риме этрусскими актерами.

312 г. — сооружение цензором Аппием Клавдием нового водопровода (Aqua Appia) и дороги от Рима к Капуе (Via Appia).

268 г. — начало чеканки в Риме правильной серебряной монеты.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Время и причины духовного кризиса в древнем Риме. Возникновение христианства и его сущность.

Октавиан Август нанес 2 удара по культуре рима: граждане стали поддаными; люди перестали участвовать в политике, принцип хлеба и зрелищ. В чем тогда смысл жизни? Если только ешь и пьешь, несправедливость чиновничьего аппарата. Даже рабы не хотят становиться свободными.

Кризис античной ценности. Идут поиски, например, восточные культы и стоицизм. Христианство победило, так как поставило униженного человека в центр мироздания, Христос отдал за него жизнь. Отсюда маленький человек получает защиту. Христианство – религия индивидуального спасения.

Римляне унифицировали культуру на огромных пространствах Европы, Северной Африки, Передней Азии, он стала единой, римляне заложили основы для дальнейшего развития – и в этом и была прогрессивно-историческая роль империи. Но в любой империи рано или поздно начинается эпоха кризиса. И как это не парадоксально эпоха кризиса началась с эпохи Октавиана Августа.

С чего начинается эпоха? Октавиан Август, когда пришел к власти объявил: «Кончились все войны!» Он установил Вечный мир. Римляне должны наслаждаться миром, а он за них решит все дела. Но получилось самое страшное, что может получить общество от своего правителя - были потеряны коллективные цели, а вместе с ними и смысл существования общества. Всё! Ничего не надо делать! Наслаждайтесь, пейте, гуляйте, устроят игры, развлекайтесь, смейтесь. Ничего не требуется от вас, чтобы создать великую державу.

1. Потеря коллективных целей вносит кризис в духовную атмосферу. Кризис в духовной атмосфере начинается с того, что общество теряет смысл, цели и задачи к существованию. (Зачем человечество пришло в этот мир?)

2. Всё общество поставлено в условия где основное время оно проводит в бытовой сфере –развлечения – еда - питьё. Ничего нет страшнее человека ,попавшего в условия быта. Быт из личности делает животное, размывает в нём всё человеческое. Человек, попавший в условия бытовой жизни, стремительно деградирует и себя как личность теряет(это вторая сторона духовного кризиса).

 

И на эти условия духовного кризиса наложилось новое поведение людей. Элита занялась гедонизмом, развлечениями, полное падение нравственности, потеря норм, заветов предков => начинается духовное разложение общества.

И в этих условиях естественно появляются люди, которые не хотят жить как животные, они хотят обрести смысл жизни. И в этих условиях и появляется новые искания, которые должны объяснить человеку, а зачем он живет, ведь самое страшное что оказалось для античного римлянина – это то, что он потерял свободу - над ним появился бюрократический аппарат. И перед лицом всесильного императорского бюрократического аппарата человек был червь земной, песчинка, которую высокопоставленный чиновник мог раздавить и даже не заметить. А зачем тогда человеку жить? Если от него ничего не зависит, если он беспомощен, если зло, которое на него вываливается, он не может преодолеть и начинаются духовные искания.

1. Пропала вера в своих собственных римских богов и начинается поиск богов спасителей прежде всего на востоке. Обращение к Митре, который победил зло огнем, обращение к Осирису, Исиде. Обращение к великой матери Тибета, появление различных.. культов и т.д. – это было хоть какое-то спасение

2. Интеллектуальная элита во главе с Сенекой начала разрабатывать новую систему философских знаний, и они развили греческое учение стоиков. Смысл этого учения заключался в том, что впервые стоики за рабами признали право быть человеком. Стоики учили, что закованным в оковы может быть только тело, но не душа. Душу заковать нельзя. И поэтому в условиях той политической несвободы, в которую попали римляне, главной была забота не о политической свободе, а о своей душе, о том, чтобы ваша душа была свободна, о том, чтобы в вашей душе процветала истинная нравственность. Потому, что раб, закованный в кандалы, говорил Сенека, и брошенный в темницу нравственно и духовно чист, он свободнее, чем император, сидящий на троне. Отсюда стоики обратились к внутреннему миру человека, и они говорили: нет разницы между рабом и сенатором, у всех одинаковая природа душ, и раб, и патриций может быть казнен, но и раб, и патриций могут быть духовно и нравственно выше любого императора. У стоиков становится главной поговорка «Повинующегося судьба ведет, сопротивляющегося тащит». Живи по судьбе! Ты всё можешь потерять в одну минуту (дом, богатство, красивая жена) и не стоит об этом горевать, у тебе есть ещё большая ценность! У тебя есть душа!

3. В этих условиях пытались найти выход из положения, прежде всего рабы – и они организуют формы классовой борьбы –

Формы классовой борьбы – обычно говорят, что высшая форма классовой борьбы – это восстание. Такая форма классовой борьбы эффективна, когда высшая форма власти, цивилизации в обществе развалилась. Тогда восстание имеет место.

Когда идет развитие утверждения гос власти, любая форма открытого выступления бессмысленна. Были ли рабские восстания? Были, но это были Восстания Спартака(74-71гг)Чем закончилось? Поражением. Два сицилийских восстания. Чем закончились? Поражением. Как Октавиан Август пришел к власти – ни одного рабского восстания. В чем смысл рабских восстаний? Открытые вооруженные выступления, когда идет расцвет общества, государства, оно направлено на то, чтобы потерпев поражении заставить правящую элиту убрать, те искажения которые складывались в обществе в ходе его развития. После каждого восстания принимались экстренные меры, исправлялись законы. Когда сильный гос. аппарат классовая борьба приобретает совершенно другие рамки –

1. Убить рабовладельцев

2. Доносы на своих хозяев (якобы они против своего императора злоумышляют)

3. Отрицание всей системы господствующей в обществе – мнения, идеология, курс, направление, государственных ценностей, отказ в участии поклонению Гению Императора, отказ от участия в семейных культах, отказ делать полит карьеру,

- и это приводит к тому, что это оказывается самым страшным для общества. Как только появляются соц. слои которые начинают отторгать и не принимать господствующую в обществе систему госуд. ценностей, с этого момента начинается кризис и закат любого общества. И вот этот отказ от системы ценностей и стал массовым. И он нашел своё религиозное воплощение - религиозным воплощением, которое имело наибольший, успех стало христианство.

 

Христианство оформилось как религиозная община на территории Иудеи. Все тексты христианские оформились на греческом языке. Новый Завет – только на греческом языке.

Что было характерно для вот этой группы которая отрицала всю систему ценностей? Главным было то что в центр поставили вот этого униженного оскорбленного потерявшего свободу человека. Согласно христианскому вероучению, когда существует первородный грех, главным в жизни является молитвой смывать этот грех, поскольку виновен даже младенец так как он унаследовал грех от Адама и Евы. Но до какого времени – до тех пор пока не придет Мессия, который будет творить суд Божий и не настанет конец света. Вот это учение о конце света, о судном дне, оно распространилось повсеместно.

Те, кто вел праведную жизни, получать затем воскрешение и бессмертие, а те кто вел себя не правильно – будут гореть в гиене огненной. Т.о. христиане принесли новую систему ценностей Маленького человека. Дружба, труд, жить своим трудом, становятся важнейшими ценностями которые хранятся в этих общинах(они противопоставляются госуд. ценностям). Далее впервые эта религия перешагнула границы этносов! Павел в послании к Колизеанам пишет – «для Господа нет ни эллина ни иудея»

=>этнические границы религии уничтожены – христианство = первая Мировая религия. Поэтому все кто был не доволен кто угнетался – они все устремлялись к этой религии христианство это был путь спасения униженного бессильного перед мировым злом человека, и он будет востребован до тех пор пока человек будет унижаем, оскорбляем , до тех пор пока будет песчинка перед властью. Т.о. христианство выполнило главную роль – оно стало тем катализатором, которое стало формировать новую картину мира у человека живущего в этом мире. Общество находится в кризисе , античная система ценностей не дают адекватного ответа, кризис только усиливается, а христиане с новой системой ценностей, с новыми представлениями о жизни и смерти и обретении бессмертия, вечного счастья, предлагают новое видение мира и то что, что они предлагают становится основой для складывания нового видения человека, а вместе с ним и новой цивилизации, которая получила название Средневековой.

stydopedia.ru

Художественная культура Древнего Рима

Примерно такая же картина наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Однако и в этом заключалась их определенная заслуга, поскольку многие шедевры греческого искусства дошли до нас именно в римских копиях. Наряду с этим римские художники смогли внести свой собственный и весьма значительный вклад в развитие искусства.

В скульптуре они первыми начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр — жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенности хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы измерять земельные участки».

В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказана огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

Согласно существующей легенде, Рим был основан в 753 г. до н.э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом и Ремом. С этого времени начинается история монархического, или «царского», Рима, поскольку во главе его стоял выборный царь,выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоялсенат.

Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решапо народное собрание. Основу религиозно-мифологических представлений составляло множество богов и культов, среди которых особое место занимал творец мира двуликий Янус, а также Юпитер, Марс, Сатурн и др. Складываются также многочисленные религиозные обряды, ритуалы и праздники, культ предков.

В этот период происходит становление римской культуры, в формировании которой активное участие принимают соседние италийские города. Этрурия и Греция. Италийское влияние ощущается прежде всего в некоторых обычаях и ритуалах, а также в прикладном искусстве — керамических и ювелирных изделиях римских мастеров. Весьма значительным было влияние культуры этрусков. У них рим- ля не заимствовали многие ремесла, практику строительства городов и архитектуру храмов, тайные науки о гаданиях жрецов, некоторые обычаи, включая обычай отмечать победы полководцев триумфом.

Не менее сильным было также влияние греческой культуры, откуда римляне переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы. В 510 г. до н.э., после неослабевающего противостояния царей с сенатом, последний царь Тарквиний был свергнут и в Риме установилась аристократическая республика. В новом обществе сложились сословия патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между которыми сразу же возникает нескончаемая борьба.

В результате успехов и побед плебса Рим к началу III в. до н.э. превращается в гражданскую общину, основными чертами которой стати равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важнейшим вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и т.д.

В этот период Рим значительно расширяет свои владения и после победы в Пунических войнах (264-146 до н.э.), закончившихся разрушением Карфагена, превращается в огромную державу. Открывшиеся новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития. Меняется социально-политическая структура римского общества, в котором выделяется нобилитет - круг знатных семей, возникает еше одно привилегированное сословие — всадники, к которым принадлежали люди богатые и знатные.

Большие изменения происходят и в культуре римского общества. Наблюдается рост числа образованных людей, потребность в которых удовлетворяется за счет «импорта» образованных греков-рабов. Для поднятия репутации Рима в покоренных странах высший слой начинает все более активно осваивать эллинскую культуру. Богатые люди посылают своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Некоторые из последних переселяются в Рим, как это, например, сделал историк Полибий, написавший многотомную «Историю», где прославляется великая миссия Рима.

Под греческим влиянием развивается также литература, появляется целая плеяда драматургов и поэтов, среди которых следует назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Из первых римских трагиков нам известно имя Ливия Андроника, который перевел на латынь «Одиссею» Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий. который писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.

Сильное греческое влияние испытывает также изобразительное искусство. Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур.

Надо заметить, что экспансия греческой культуры проходила не без сопротивления со стороны некоторых влиятельных римлян, видевших в ней опасность для нравственности. Однако такое внешнее противодействие было не слишком эффективным. Греческая культура продолжала свое победное шествие по римским просторам, о чем свидетельствовало прежде всего изменение статуса греческого языка, который становился не только литературным, но и разговорным.

К середине I в. до н.э. Римская республика оказалась в состоянии кризиса. Во всех областях, и особенно в политике, требовалось обновление, поскольку огромная территория державы переросла республиканские формы правления.

В 27 г. до н.э. Рим, формально оставаясь республикой, фактически превратился в империю с авторитарной формой правления. Первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом), стал Октавиан, которому сенат присвоил титул Августа — «возвеличенного божеством», что придавало его власти сакральный характер.

Римская империя просуществовала пять веков — до 476 г. н.э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказалось первое столетие. а время правления Августа (27 г. до н.э. — 14 г. до н.э.) считается золотым веком римской культуры.

В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии — эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. Все они в той или иной мере продолжают греческие течения, однако не остаются целиком вторичными, но приобретают вполне самостоятельное значение.

Главные фигуры римского эпикуреизма — Лукреций и Цицерон — жили и творили в I в. до н.э., при Республике, однако эпикуреизм, особенно в форме упрощенного и грубого гедонизма, получает широкое распространение в эпоху Империи. В своей знаменитой поэме «О природе вещей» Лукреций развивает идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославляет человеческий разум.

Не отвергая существования богов, он полагает, что они пребывают в далеких пространствах в состоянии блаженного покоя и не вмешиваются в дела людей. Признавая наслаждение высшим благом человека, философ уточняет, что его следует искать в отсутствии страданий. Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, ибо главным источником наслаждения является сам факт жизни. После смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни.

Цицерон внес огромный вклад в развитие римской культуры. Он был великим оратором, философом, теоретиком риторики, писате- .чем, политиком. В своих трудах Цицерон стремился популяризировать все школы и течения греческой философии. В собственной же концепции он сочетал главным образом эпикуреизм и стоицизм, отдавая предпочтение первому.

Римский стоицизм представляли Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Все трое рассматривали философию прежде всего как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья. Путь к этому они видели через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от таких мирских соблазнов, как богатство, почести и знатность. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство.

Римский неоплатонизм, основателем и главной фигурой которого был Платон, представляет собой синтез учений Платона и Аристотеля, очищенных от научного и рационального содержания, с идеями неопифагоризма и восточной мистикой. Его смысл составляет учение о восхождении человеческой души к слиянию с Единым в некоем мистическом экстазе. Влияние неоплатонизма росло по мере усиления кризиса римского общества.

В эпоху Империи весьма успешно развивается наука. Самыми выдающимися учеными стали Плиний Старший. Птолемей и Гален. Первый из них, будучи к тому же писателем, написал многотомную «Естественную историю» (37 томов), ставшую настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки. Помимо знаний о природе она содержит обширные сведения по истории античного искусства, истории и быту Рима.

Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволявшую определять положение планет на небе. Его труд «Альмагест» был энциклопедией астрономических знаний Античности. Ему принадлежат также работы гю оптике, математике и географии.

Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения, оказавшего большое влияние на последующее развитие естествознания. В фундаментальном труде «О частях человеческого тела» он впервые дал анатомо- физиологическое описание человеческого организма как единого целого. Гален ставил опыты на животных и вплотную подошел к открытию решающей роли нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия и Тацита. Первый является автором грандиозной «Римской истории от основания города» (142 тома), в которой раскрывается смысл «римского мифа» и прослеживается история превращения Рима из маленького городка на Тибре в мировую державу. Тацит в главных своих трудах — «Анналах» и «Истории» (14 томов) — излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жизни древних германцев.

Наибольший подъем в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств ведущее положение занимаетархитектура, в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В своем трактате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов.

Надо отметить, что форум стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть. Первый — форум Романум — был сооружен в VI в. до н.э., а затем к нему добавили еще пять форумов — Цезаря. Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Самым грандиозным оказался форум Траяна. построенный Аполлодором Дамасским и состоявший из нескольких сооружений: окруженный колоннами двор, триумфальная арка, храм- базилика.

Настоящего расцвета римская архитектура достигает при Августе. По свидетельству историка Светония, Август заявлял, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Со своей задачей он во многом справился. При нем реставрируются старые храмы и возводятся новые, среди которых прославились храмы Аполлона и Весты, входившие в его дворцовый комплекс. Он сооружает свой форум — форум Августа, продолживший форум Цезаря и ставший одним из самых великолепных. При Августе его сподвижник Агриппа сооружает Пантеон — храм всех богов, представляющий собой гигантский цилиндрический корпус диаметром 43 м, перекрытый большим сферическим куполом. Храм стал одним из подлинных шедевров архитектуры.

После Августа развитие архитектуры продолжается. Из созданных памятников особого внимания заслуживает знаменитыйКолизей, или амфитеатр Флавиев, который вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ.

Весьма примечательна также вилла Адриана в Тиволи. Расположенная в живописном парке, она представляет собой великолепный ансамбль, воспроизводящий отдельные здания и уголки Афин и Александрии, в частности Афинскую Академию и Ликей. Данное обстоятельство сделаю виллу исключительно популярной сегодня — в связи с появлением архитектуры постмодернизма, поскольку она считается первым историческим памятником подобной архитектуры.

В повседневной жизни Империи в моду входят термы - общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Самыми грандиозными и знаменитыми стали термы Каракаллы.

В эпоху Империи складываются благоприятные условия и для развития литературы, особенно для поэзии. Наиболее выдающиеся поэты — Вергилий, Гораций и Овидий — оказались связанными опять же со временем правления императора Августа.

Вергилий, являющийся главной фигурой римской поэзии, создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в которой даются советы земледельцам и воспевается природа. Вершиной творчества Вергилия стала неоконченная эпическая поэма «Энеида», перекликающаяся с гомеровским эпосом. Она посвящена странствованиям Энея, легендарного родоначальника Рима.

Творчество Горация удивительно многогранно по тематике, жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры, в которых высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетается со стоицизмом. Он оказал влияние на поэзию Нового времени. Его трактат «Наука поэзии» ста! теоретической основой классицизма.

Овидий добился большого успеха прежде всего своей любовной лирикой, а также мифологической поэмой «Метаморфозы», повествующей о превращениях людей и богов в животных, растения и звезды. Его поэма «Фасты» рассказывает о римских религиозных праздниках.

Веселая и ироничная поэма Овидия «Наука любви», содержащая наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа, вызвала раздражение у Августа, усмотревшего в ней насмешку над его законом о браке. Опальный поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там он написан «Скорбные элегии», в которых горько сетовап на свое одиночество, надеялся на прощение — но так и не был прощен.

В целом в эпоху Империи римское общество как цивилизация продолжаю развиваться. Однако в духовном плане уже в I в. н.э. появились симптомы серьезного кризиса. Дело в том, что к этому времени «римская идея», как власть над всем миром, была реатизо- вана. Достигнув ее. Рим как бы исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Не случайно уже при Августе на передний план выходит идея «вечного Рима», которая ориентирован лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Во всяком случае. судьба Рима убеждает в этом.

Начиная с I в. н.э. Рим все больше предстает как первая историческая форма общества потребления. Знаменитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни не только безземельного плебса, но и всех слоев общества. Даже у элиты общества исповедуемый гедонизм все больше превращался в культ грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной причиной общего кризиса римского общества и его гибели. Опять же не случайно, что уже в I в. н.э. в Римской империи возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.

Христианство стало одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), обращенной ко всем людям, независимо от этнической, языковой и иной принадлежности. В его основе лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, своей смертью искупившего грехи людей, несущего спасение миру и человеку. Отвергая ценности римского общества, среди которых на первый план все больше выходили власть, сила, мощь, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им высокие духовно-нравственные ценности.

Сам Бог выступает в нем как духовная сущность. Главная христианская ценность — любовь к Богу — является духовной, она противостоит физической, плотской любви, объявляемой греховной. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных, униженных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.

Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV в. н.э. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не могла спасти римское общество, кризис которого стал слишком глубоким и необратимым. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. — после очередного поражения римлян от германский войск — последний император Ро- мул Августул был низложен и Западная Римская империя перестала существовать.

Что касается римской культуры, то в лучших своих достижениях она существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.

10.Особенности кельтской культуры

Начиная с V в до н.э., название «кельты» быстро распространялось по тогдашней Европе. Но то, что было до Vв., долго оставалось загадкой. С конца XVIIIв. под влиянием романтизма возрастает интерес к прошлому кельтской культуры, проявлявшийся уже ранее в Западной Европе и на Британских островах, где жило много потомков этого народа. Этот интерес превратил кельтскую культуру в настоящую кельтоманию, в результате чего, часто без какого-либо критического подхода, собирались подлинные и мнимые свидетельства о славном прошлом кельтов. Еще с XVII в. существовало мнение, что кельты на западном побережье Франции и Англии были строителями мегалитических сооружений, возведенных из крупных каменных глыб, как менгиров (высоких стоячих монолитов) и дольменов (похоронных камер из крупных камней), так и длинных каменных аллей или кругообразных сооружений (Stonehenge), которые считаются астрономическими обсерваториями и местами культа. Романтики считали кельтов древнейшим народом, отождествляли их с потомками библейских персонажей и часто на основе произвольных этимологических сравнений приходили к выводу, что кельты были расселены почти по всей Европе. Представления о высоком уровне развитии кельтской культуры подкреплялись также литературными фальсификатами. Самыми известными из них являются эпические произведения шотландского поэта Д. Макферсона, относящиеся к 1760-1763 гг., которые автор выдавал за перевод с кельтского творений Оссиана, кельтского барда, жившего в III веке. Отголоски пустого этимологизирования удержались очень долго, по существу до нашего времени, и в течение всего этого процесса самые разнообразные археологические находки без разбора приписывались кельтам. Еще в конце прошлого века наблюдались панкельтские тенденции как противовес воинствующему германизму или английскому империализму и до того же времени считались подлинными бретонские народные песни, повествующие о сопротивлении друидов христианству или о борьбе с франками; в действительности же это были произведения Эрсарта де ла Виллемарке, изданные в 1839 г. Это лишь один из известных нам фактов фальсификации, на самом же деле сегодняшняя история кельтской культуры сильно искажена, поскольку единственным способом копирования книг была перепись, где никак нельзя исключать «авторских поправок» и самобытных мнений. Придворная перепись контролировалась, а вот весь остальной поток информации представляет собой хоть и сомнительную, но никак не проверяемую информацию.

studfiles.net