Древний египет в эрмитаже. Сергей Иванов. "Формирование египетских коллекций в музеях России" (2009)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Египет в Эрмитаже. Новые открытия. Древний египет в эрмитаже


Сергей Иванов. "Формирование египетских коллекций в музеях России" (2009): philologist

Из книги: Возвращение в Египет: страницы истории российской египтологии / отв. ред. Г.А. Белова; Центр египтологических исследований РАН. – М.: Наука, 2009.

Сергей Иванов. Формирование египетских коллекций в музеях России

Начиная с XIV века, русские путешественники стали посещать Египет, известный до того времени лишь по библейским преданиям и кратким упоминаниям в древних летописях. Вернувшиеся из страны пирамид дипломаты, паломники и торговцы не только делились с современниками впечатлениями о поездках, но и привозили с собой приобретенные в Египте древности. Эти сувениры – мумии, папирусы с загадочными письменами, фигурки царей и богов и предметы декоративно-прикладного искусства – заложили основу коллекций египетских древностей в России. Наиболее раннее и крупное из египетских собраний появилось в Тарту (Эстония) благодаря барону Отто Фридриху фон Рихтеру (1791–1816). Очарованный культурой Востока, в 1814 году юный барон отправился в путешествие, в ходе которого ему удалось посетить Верхний Египет и Нубию. Там он собрал коллекцию из 132 предметов: антропоморфный саркофаг времени XXI династии из Дейр-эль-Медины, изготовленный для начальника работ в царской гробнице Нисупахерентахата; мумии людей и животных, известняковые стелы, пирамидион и статуи из фиванских гробниц времени XIX династии; многочисленные фигурки ушебти, скарабеи, амулеты и другие памятники.

После Египта фон Рихтер посетил и другие восточные страны, но, к сожалению, вернуться домой ему не было суждено – он умер в Турции от тяжелой болезни. В 1816 году дневники и коллекции молодого путешественника были переправлены отцу фон Рихтера, который в память о сыне передал их в Дерптский (Тартусский) университет. Во время Первой мировой войны собрание О. фон Рихтера было эвакуировано в Воронеж и впоследствии передано на постоянное хранение в Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.

Статуя коленопреклоненного египтянина и бога Амона из собрания О. фон Рихтера. XVIII династия. Воронежский областной художественный музей

Египетские древности хранились и в старейшем российском музее – Кунсткамере. Известно, что к 1821 году в ее экспозиции имелись египетские мумии. В 1823 году генеральный консул Франции в Египте Бернардо Дроветти (1775–1852) предложил российскому императору Александру I приобрести собранную им коллекцию, состоявшую из более чем 5000 предметов – великолепных статуй, уникальных папирусов, стел и других памятников. Александр I, так же как и король Франции Людовик XVIII, счел цену, запрашиваемую Дроветти за древности, слишком высокой и отказался от сделки. Тем не менее, растущий интерес российского общества к культуре Египта побудил правительство озаботиться вопросом организации в России египетского музея. В 1825 году в восточном крыле Кунсткамеры был открыт «Египетский музеум», где было выставлено более 900 древнеегипетских памятников, купленных у итальянского нумизмата и коллекционера Карло-Оттавио Кастильоне (1784–1849). В состав коллекции входили образцы скульптуры эпохи Cреднего царства – бюст фараона Аменемхета III; Нового царства – деревянная фигурка юноши времени XVIII династии; статуэтки опахалоносца Аменеминета – фигурки ушебти, бронзовая пластика; а также другие предметы различных исторических периодов.

В последующие годы эта коллекция была расширена за счет покупки в 1827 году у петербургского купца Анастаса Аверова трех деревянных саркофагов и мумии жреца Петесе. Кроме этого, в 1879 году благодаря путешественнику и исследователю Африки Василию (Иоганну Вильгельму) Юнкеру (1840–1892) сюда поступил картонаж с мумией XXV династии. Также дарителем нового «Египетского музеума» явился император Николай II (1868–1918), передавший в музейное собрание амулеты и золотые ювелирные украшения эллинистического периода, приобретенные им во время путешествия на Восток.

Statuette of a young man from the collection of Castiglione. Wood. XVIIIth dynasty. State Hermitage (St. Petersbourg)

К 1827 году Б. Дроветти собрал в Египте еще одну коллекцию. Для привлечения интереса к приобретению памятников консул посылал некоторые предметы в дар правителям европейских держав. Так, император Николай I получил два папируса с заупокойными текстами «Книги мертвых» и «Амдуата» (более известные по имени их первого владельца как «папирусы Денона»). Но вторая коллекция Дроветти также не попала в Россию: ее приобрел французский король Карл X для египетского музея в Лувре. Оставшиеся же в России папирусы были переданы в петербургскую Императорскую Публичную библиотеку. В 1850 и 1858 годах фонд библиотеки пополнили свитки «Книги мертвых», поступившие от Авраама Сергеевича Норова (1795–1869) и князя Петра Романовича Багратиона (1818–1876).

Важным событием 1832 года стало приобретение российским правительством сфинксов из заупокойного храма Аменхетепа III в Луксоре. Общественный деятель и православный писатель Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874), совершавший паломничество по святым местам Египта и увидевший одну из этих статуй на продаже в Александрии, решил приобрести их для России. После многочисленных перипетий, в том числе связанных с претензией французской короны на их покупку, сфинксы были доставлены в Санкт-Петербург и торжественно установлены на пристани напротив Академии художеств.

Титульный лист книги А.С. Норова «Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг.». 1840

Другой путешественник – Авраам Сергеевич Норов – предпринял более активное участие в изучении Египта. Его «Путешествие по Египту и Нубии», написанное в 1834–1835 годах, стало наиболее полным из описаний страны, составленных на русском языке. Для Норова большой интерес представляло наследие фараонов. Авраам Сергеевич дважды посещал Египет и, поражаясь величию древнего государства, с грустью описывал святотатства коллекционеров, вырубавших рельефы прямо из стен храмов и гробниц. «Из сожаления к драгоценным остаткам» А.С. Норов посещал торговцев древностями. У них он приобрел небольшую коллекцию, включавшую уже упоминавшийся папирус «Книги мертвых», блоки из фиванских гробниц эпохи Среднего царства, статую львиноголовой богини Сехмет из Карнака и другие памятники. Большую часть своего собрания коллекционер передал в Румянцевский музей, основанный в 1828 году при Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Статуя же Сехмет была куплена российским правительством и помещена в Академию художеств; в 1852 году ее перенесли в «Кабинет скульптуры» Эрмитажа.

Возникновение египетской коллекции Эрмитажа связывают также с именем Екатерины II (1729–1796), владевшей несколькими «резными камнями» из Египта. В 1820-х годах эрмитажная коллекция не отличалась интересными и разнообразными памятниками. В середине XIX века зять Николая I герцог Максимилиан Лейхтенбергский (1817–1852) подарил Эрмитажу два саркофага, принадлежавшие членам семьи царя XXVI династии Яхмеса. В числе прочего герцог передал и гранитную триаду градоначальника Аменемхеба с супругой и матерью, относящуюся к концу XVIII династии, и базальтовую статую птолемеевской царицы Арсинои II. В 1852 году в музей также поступила коллекция графов Лавалей, включавшая бронзовую и каменную пластику, преимущественно Позднего периода. Позднее решением специальной комиссии египетские памятники из музеев Академии наук (в том числе собрание Кастильоне) были переданы в Эрмитаж, который таким образом стал крупнейшим в России музеем египетских древностей.

В 1867–1883 годах собрание Эрмитажа пополнилось предметами из коллекций государственных деятелей и дипломатов Д.П. Блудова (1785–1864), Н.К. Гирса (1820–1895), П.А. Сабурова (1935–1918) и других. В 1889 году сотрудник французского консульства в Египте Ибраим Багир передал музею коптские ткани и небольшую скульптурную группу, состоящую из фигур писца XVIII династии Шери и представителей его семьи. В 1881 году для систематизации эрмитажной коллекции был приглашен пионер отечественной египтологии В.С. Голенищев, согласившийся работать «сверх штата» (без жалования). Десятью годами позже он опубликовал каталог с перечислением памятников, их атрибуцией и кратким описанием. К сожалению, этот каталог, изданный более ста лет назад, до сих пор остается единственной публикацией, по которой можно составить представление о египетском собрании Эрмитажа.

Помимо систематизации этой коллекции, В.С. Голенищеву посчастливилось обнаружить в ней папирусы с уникальными текстами – «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение» (папирус №1115), «Поучением царя сыну Мерикара» (папирус № 1116А) и «Пророчеством Неферти» (папирус №1116В). Ученый впервые ввел эти тексты в научный оборот, и после его публикации они были признаны классическими образцами египетской литературы эпохи Среднего царства. В конце XIX – начале XX века коллекция Эрмитажа продолжала пополняться. В частности, В.С. Голенищев подарил музею один из наиболее полных списков «Книги мертвых» – папирус Несмина. Следующие предметы поступили в Эрмитаж из собрания французского архитектора Августа Августовича Монферрана (1776–1858), построившего Иссаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Кроме того, в музейный фонд поступили скульптуры из коллекции одесского собирателя Г. Делия и два крупных расписных керамических сосуда амарнского времени, приобретенные у антиквара А. Эльтермана.

Экспозиция коллекции В.С. Голенищева в московском музее (ул. Моховая, д.15). 1909

Основание Русского общества пароходства и торговли в 1856 году, учреждение Дипломатического агентства и Генерального консульства России в Египте в 1862 году и открытие Суэцкого канала в 1869 году стимулировали развитие российско-египетских отношений в области торговли, землеустройства, геологии, медицины, археологии, арабистики и других сферах. Значительно возрос и поток туристов, отправлявшихся в паломничество по святым местам, на отдых или поправку здоровья. Практически каждый, кто посещал Египет, возвращался домой с небольшой коллекцией древностей. Это обусловило развитие антикварного рынка в самой России, а также привлекло интерес состоятельных людей к коллекционированию египетских памятников. Во второй половине XIX века многие предметы египетской древности попали в частные собрания через здешних антикваров или из Европы, с аукционных торгов.

Среди наиболее крупных следует упомянуть коллекцию подполковника А.А. Пальникова, включавшую в себя около трехсот предметов: фрагменты саркофагов, фигурки ушебти, около пятидесяти бронзовых изображений богов Позднего периода и греко-римского времени, терракотовую и каменную пластику римского времени, а также немалое число скарабеев и многочисленные амулеты. Сегодня это собрание, изначально выставленное в петербургском доме владельца, хранится в Музее истории Пермского государственного университета. Интересная коллекция была собрана историком Николаем Петровичем Лихачевым (1862–1936). Этот ученый собирал исторические документы самого разного характера. В частности – лучшую в России коллекцию икон, ставшую основой фонда древнерусской живописи Русского музея.

Туалетная ложечка в виде обнаженной девушки из собрания В.С. Голенищева. Слоновая кость. XVIII династия. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва)

Из древнеегипетских предметов, приобретенных Н.П. Лихачевым, большой интерес представляют памятники эпохи Древнего царства: скульптурный портрет правителя Уджанхеса и его супруги, датируемый временем IV династии; жертвенники, фрагмент статуи царя Аменемхета III, скульптура Нового царства, папирусы и так далее. В 1925 году собрания Лихачева стали ядром Музея палеографии АН СССР, а сам Николай Петрович возглавил этот музей. Значительное собрание – 532 предмета – было собрано египтологом Борисом Александровичем Тураевым (1868–1920). В состав его коллекции вошли памятники раннединастического времени, керамические и каменные сосуды, стелы, скульптура различных исторических периодов, скарабеи, амулеты и многое другое. По завещанию ученого, в 1920 году эти предметы были переданы в фонды Эрмитажа.

В конце XIX века наряду с частными активно развивались музеи при учебных заведениях. Так, в 1860-х годах был создан Музей древностей при Императорском Казанском университете. В 1892–1893 годах в его фонды поступило собрание египетских древностей, хранившееся ранее в Кабинете редкостей университета. Большинство предметов (картонаж мумии XXV династии, саркофаг с мумией ребенка римского времени, фигурки ушебти, фаянсовые амулеты в форме различных богов, скарабеи, керамика, фрагменты иератических папирусов «Книги мертвых» и «Амдуата», коптский дарственный документ VIII века – всего около 150 единиц) были приобретены еще в 1840-х годах силами попечителей университета. В дальнейшем коллекция пополнялась за счет даров университетских профессоров и местных любителей старины.

Важным дополнением собрания стали внутренний саркофаг певицы бога Амона Неситауджаахет и фигурки ушебти. Они были обнаружены в 1891 году в Дейр-эль-Бахри (Луксор) в тайнике мумий, относящемся к периоду XXI династии и предназначавшемся для захоронения жрецов Амона и членов их семей. По решению правителя Египта, хедива Аббаса II Хильми (1874–1944), часть найденных в этой гробнице памятников была подарена европейским странам. Россия получила в подарок «лот № 6» – 5 саркофагов и около 45 мелких предметов. Решением императора Александра III эти памятники были распределены между крупнейшими учебными заведениями Российской империи – Московским, Киевским, Казанским, Харьковским, Новороссийским, Юрьевским, Варшавским, Гельсингфорсским университетами и двумя художественными школами.

Portrait of a young man from the collection of Golenischeff. Wood, encaustic painting. 2nd Cent. BC. Pushkin Museum of Fine Arts (Moscow)

В настоящее время коллекция казанского Музея древностей, насчитывающая около 250 памятников, хранится в Национальном музее Республики Татарстан (г. Казань). Не менее важным было египетское собрание Музея при центральном Училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Это училище было устроено для подготовки промышленных художников-оформителей. Интерьеры специально сооруженного для училища здания копировали внутреннее убранство наиболее выдающихся памятников мировой архитектуры. В его египетской коллекции имелось более ста бронзовых фигурок, деревянная скульптура, более двадцати крупных фрагментов саркофагов различных эпох, ушебти, алебастровые сосуды и другие – всего 171 предмет. Большая часть древностей происходила из собрания Петра Александровича Сабурова (1835–1918).

Некоторые памятники (вероятнее всего, фигурки ушебти) относились к числу подаренных египетским хедивом находок в Баб-эль-Газусе. Наиболее значимой из учебных коллекций обладал Музей изящных искусств при Московском университете. Он был основан в 1893 году как музей слепков и копий с классических произведений искусства. В числе прочего, в проекте музея предполагалось создание экспозиции «по истории быта и искусства Древнего Египта». Эти работы планировалось вести при содействии дирекции египетского музея в Гизе. В 1898 году предметы – большей частью гипсовые копии знаменитых памятников – были доставлены из Египта в Москву.

В 1909 году Министерство народного просвещения приобрело для музея коллекцию Владимира Семеновича Голенищева (1856–1947), включавшую приблизительно 6000 памятников. В состав собрания входила керамика, статуи, стелы, блоки с рельефами, деревянные и каменные саркофаги, ювелирные украшения, письменные документы и многое другое. Большинство экспонатов отличалось высочайшей историко-художественной ценностью: портрет царя XII династии Аменемхета III; скульптурная группа Нового царства, представляющая жреца Аменхетепа и его супругу Раннаи и другие. Голенищев был одним из первых собирателей, поверивших в подлинность так называемых «фаюмских портретов». В конце XIX века сразу после открытия этого типа памятников многие коллекционеры сомневались в их аутентичности; это позволило русскому ученому собрать одну из лучших в мире подборку таких портретов.

Но, по мнению большинства специалистов, важнейшей частью коллекции В.С. Голенищева являются письменные документы, многие из которых уникальны. К ним относятся Московский математический папирус, «Путешествие Унамона в Библ», «Гимн царским диадемам», Ономастикон Аменопе – одна из первых энциклопедий в истории человечества – и многие другие. В 1940–1950-х годах египетское собрание музея, переименованного в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, было дополнено коллекциями других ученых – Адриана Викторовича Прахова (1846–1916), Александра Васильевича Живаго (1860–1940) и Татьяны Николаевны Бороздиной-Козьминой (1889–1959).

Октябрьская революция 1917 года оставила огромный след в истории российского собирательства. В 1920-х годах многие небольшие музеи были расформированы, а их коллекции – переданы в более крупные собрания. Так, фонды лихачевского Музея палеографии, музея Художественного училища барона Штиглица и других музеев, упоминавшихся выше, были направлены в Эрмитаж. Большинство частных собраний было национализировано. С этим периодом связано возникновение Музея-института Классического Востока, созданного в 1918 году на базе Исторического музея в Москве. Его основателем был египтолог Владимир Михайлович Викентьев (1882–1960), стремившийся создать «музей нового типа», который бы совмещал образовательную и научно-просветительскую функции.

Главное внимание В.М. Викентьев уделял комплексному изучению Востока. Фонды Музея-института комплектовались преимущественно из реквизированных частных коллекций; ученому удалось добиться перевода в свое ведение целых музеев: в частности Румянцевского, где хранилась основная часть собрания А.С. Норова. Помимо научных изысканий, в музее были заложены основы музейной реставрации памятников. К сожалению, в силу многих причин в 1924 году Музей-институт Классического Востока был расформирован, а его египетская коллекция, за исключением предметов из собрания А.А. Пальникова, была передана в Пушкинский музей.

Таким образом, к 1930 году многочисленные частные коллекции, сформированные еще в дореволюционной России, общее число которых насчитывало не менее 500, были объединены в более крупные собрания. Часть памятников осталась или была передана в музеи Воронежа, Перми, Казани, Екатеринбурга, Иванова и других городов. Но наиболее значительными фондами обладали Государственный Эрмитаж и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Поскольку советские египтологи были лишены возможности изучать древнеегипетскую историю и культуру непосредственно в Египте, коллекции Эрмитажа и ГМИИ имели первостепенное значение для отечественной науки. Они стали важнейшими научными центрами, объединившими крупнейших ученых – Б.А. Тураева, М.Э. Матье, В.В. Струве, М.А. Коростовцева, О.Д. Берлева и других, внесших огромный вклад в сохранение и развитие российской египтологии.

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Древний Египет в Эрмитаже. Новые открытия

  The State Hermitage Museum Аndrey Bolshakov ANCIENT EGYPT IN THE HERMITAGE RECENT DISCOVERIES Государственный Эрмитаж А. О. Большаков ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ В ЭРМИТАЖЕ НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ Санкт-ПетербургИздательство Государственного Эрмитажа2011St. PetersburgThe State Hermitage Publishers2011  Печатается по решению Редакционно-издательского совета Государственного Эрмитажа © Государственный Эрмитаж, 2011ISBN 978-5-93572-411-5 УДК 7.032.2+932:006.9ББК (Т)63.4 Б79Дизайн: Д. Г. Гаскевич ПРЕДИСЛОВИЕ 6СТАРОЕ ЦАРСТВО 111. «Антиквар Али» 142. Рельеф дворцового служителя Нимаатра 203. Рельеф начальника пения Нимаатра 284. Семейная группа управителя Анхуджеса 325. Жертвенник Шепсесптаха 366. Косяк из гробницы Шеши 42СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 467. Начало «Сказки о потерпевшем кораблекрушение» 488. Часть узурпированной статуи Аменемхета II 529. Фрагмент притолоки Хнумхотепа 5610. Статуя Аменемхета III 60НОВОЕ ЦАРСТВО 6411. Статуэтка жреца 6612. Фрагмент царской семейной группы 7013. Ниша с фигурой старшего резчика Пагерера / Пагергера 74ПОЗДНИЙ ПЕРИОД 8214. Саркофаги Нехтбастетру и Яхмеса 8415. Древнейшая египетская золотая монета 90ГРЕКО󰀭РИМСКИЙ ПЕРИОД 9416. Фрагмент клепсидры Александра Македонского 9617. Необычный мумийный картонаж 10018. Изображение Александра как царя Египта 10619. Статуя Клеопатры VII 10820. Необычный погребальный памятник римскоговремени 116ИССЛЕДОВАТЕЛИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ 120ЕГИПТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК 126СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 160БИБЛИОГРАФИЯ 161 Фотографы: Н. Н. Антонова, А. О. Большаков, А. Я. Лаврентьев, И. Э. Регентова, С. В. Суетова ОГЛАВЛЕНИЕ  67 ПРЕДИСЛОВИЕ и споров, не прекращающихся на протяжении многих де-сятилетий. Изучаются как тексты, так и памятники, то есть все материальные предметы, дошедшие до нас из древно-сти, из которых мы извлекаем разного рода информацию. Применительно к Древнему Египту изучение нетексто-вых свидетельств особенно актуально – египтяне, в от- личие от китайцев или греков, не создали исторической  литературы, а их историческая традиция дошла до нас на-столько неполно, что мы вынуждены реконструировать историю по памятникам, намеренно ничего об истории не сообщающим. Например, одним из основных типов древнеегипетских памятников являются гробницы знати, оформленные настенными изображениями и надписями.  Устанавливая их типологию, выявляя длинные цепочки их взаимосвязей, мы выстраиваем их относительную хроно- логию. В гробницах иногда встречаются биографические надписи, упоминающие царей; благодаря им у нас появ- ляются точки привязки истории гробниц к политической истории страны. Теперь представим себе, что в одной из гробниц, которую мы можем более или менее точно да-тировать, упомянуто какое-либо действие царя, но без его имени, – используя хронологию памятников, мы можем с той или иной степенью вероятности предполагать, что событие произошло при таком-то правителе. Или другой пример: мы имеем статую царя, интересную в каком-то от-ношении, например свидетельствующую об учреждении культа в каком-либо храме, но имя царя не сохранилось.  Анализ черт лица, который в наше время проделывается специалистами на уровне мельчайших деталей, позволяет с большой степенью достоверности доказать, какого царя изображает статуя, и тем самым определить время собы-тия. Каждый из устанавливаемых таким образом фактов может быть незначителен сам по себе, но на основании всей их совокупности пишется история Египта, и поэтому выявление любого из них является заслуживающим внима-ния открытием.Таким открытиям, совершенным в египетском собра-нии Эрмитажа за последние десятилетия, и посвящена на-стоящая книга. Разумеется, за это время сделано гораздо больше, но для нее выбраны случаи, каждый из которых может быть интересен или поучителен для неспециалиста. Всякий музей вне зависимости от его размеров и специ-фики имеет четыре важнейшие функции: приобрести, сохранить, изучить, показать. Посетитель музея сталки-вается почти исключительно с последней из них, так как она направлена непосредственно на него, – появляются новые выставки, временные и постоянные, выходят пу-теводители, обновляются экскурсии, – а той работы, без которой все это было бы невозможно, он не видит, хотя в жизни музейщика именно она занимает основное вре-мя. Это естественно и понятно, но, наверное, не совсем правильно. Не зная, как памятник был обнаружен и попал в музей, как он был спасен реставраторами, какие научно-детективные истории были связаны с его исследованием,  человек не теряет возможности получать эстетическое  удовольствие от созерцания его, но сильно обедняет себя в том, что касается знаний. Разумеется, есть знания, ко-торые нужны только специалисту, а современная наука, в том числе и гуманитарная, сложна настолько, что невоз-можно ожидать от не имеющего к ней отношения челове-ка понимания ее проблем, но все же обидно и за ученых, труд которых остается недооцененным, и за тех, для кого они в конечном счете работают и кто лишается удоволь-ствия соучастия в исследовании.Древний Египет относится к числу наиболее привле-кательных для современного человека культур прошлого, и египетские выставки чрезвычайно популярны во всех музеях мира, но вместе с тем эта культура настолько да- лека от нас, что многое из того, что со стороны кажется в ней вполне понятным, является предметом исследований

topslide.org

Древний Египет Эрмитажа | Блог Клуба Курандерос — CURANDEROS.RU

Сильно расстроившись (не то слово) от того, что случилось с национальным музеем Каира, решил утешить себя походом в Эрмитаж. Эх, не знают современные египтяне к чему приводят революции. Не слышали они песни Юрия Шевчука — Революция, ты научила нас верить в несправедливость "добра"... Ведь и Петербург после большевистского переворота подвергался разграблению.  Всем хорошо известна (но, увы, не египтянам) работа "Эрмитаж, который мы потеряли", Серапина Н...  В 20-30-е годы большевистская чернь разграбила и распродала ценнейшие коллекции Эрмитажа см. Продажа картин из коллекции Эрмитажа . Однако не будем о грустном. Не будем о Валентинах Ивановнах и уничтожении Петербурга. Лучше заглянем в Древний Египет Эрмитажа. Здесь коллекции бережно хранятся и заботливо оберегаются. И дай Бог, чтобы так было всегда!

Запись опубликована автором admin в рубрике Новости с метками Египет, заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

blog.curanderos.ru