Древний египет право. Право Древнего Египта.Источникиправа в Древнем Египте – это:
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция 4. Государство и право Древнего Египта. Древний египет право


Лекция 4. Государство и право Древнего Египта.

  1. Особенности образования государства Древний Египет.

  2. Государственный строй Древнего Египта.

  3. Общественный строй Древнего Египта.

  4. Основные черты права.

1.Государство Древний Египет было расположено на северо-востоке Африки в долине реки Нил. Такое расположение способствовало успешному развитию сельского хозяйства и строительству оросительных систем.

Первые государственные образования на этой территории назывались номы.Это были объединения нескольких сельских общин вокруг храма, для более успешного проведения оросительных работ. Постепенно номы объединились под властью одного царя с признаками деспотичной власти. В начале под властью царя находился лишь Верхний Египет и лишь к концу 3 тысячелетия до н.э. его власть распространяется и на Нижний Египет. Быстрой централизации государства способствует географическое положение. Номы были распространены вдоль водной артерии - реки Нил. Кроме этого на централизацию страны повлиял характер хозяйства, который на прямую зависел от состояния оросительных систем, разливов реки Нил и требовал труда многих людей.

История государственности Древнего Египта знает деление на ряд периодов в зависимости от династии правящей страной. Это: период раннего царства, период древнего царства, период среднего царства и новое царство.

2. Государственный строй Древнего Египта характеризуется как централизованная деспотическая монархия во главе с фараоном, который полностью подчинил себе управление обширными территориями. Фараон был подобен богу и всякое неповиновение его власти считалось преступлением против религии.

Несмотря на значительные полномочия, фараон не был единоличным и произвольным правителем. В Египте существовал разветвленный бюрократический аппарат. На высшей ступени чиновничьей иерархии находился – джати (визирь)- это первый помощник фараона. Он являлся начальником царского двора и канцелярии. Постепенно в его руки переходили контроль над всеми сферами управления страной. Ему принадлежит и высшая судебная власть. Он рассматривает все жалобы и послания фараону и лично следил за исполнением всех поручений фараона. На эту должность назначались ближайшие родственники фараона. На следующей ступени госаппарата -начальник дома оружия, который отвечал за вооружение и строительство крепостей;начальник работ, отвечающий за строительство;хранитель амбаров и складов. Далее следует большая группировка чиновников, объединенных под названием«послушные призыву». Этоте лица, к которым непосредственно обращается господин с поручением. Причем одно и то же лицо может быть «послушным призыву» и имеет своих «послушников призыву».

Возглавляли эту группу большие «послушники призыву царя»– это крупные вельможи и телохранители царя, работники белых домов (царских сокровищниц, центров по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, работники по сбору налогов). Особое место занимали«послушные призыву богов»– работники храмов и гробниц.

На местах чиновничий аппарат был представлен следующим образом:

1. Наместники фараона. Они возглавляли южные и северные области страны.

2. Номархи – это главы отдельных районов страны, которые со временем утратили свою самостоятельность и были подчинены центральной власти.

3. Джаджати– это руководители сельских общин, которые контролировали состояние оросительных систем.

4. Писцы - работники канцелярии, которые занимались переписью земель и населения.

Регулярной армии в Египте не было; в случае необходимости созывалось ополчение, возглавляемое фараоном или назначенным им чиновником, кроме этого существовала царская гвардия. Военные выполняли и полицейские функции. Высшая судебная власть осуществлялось фараоном и джати. В период нового царствования создается судебная коллегия, которая рассматривала дела о государственных преступлениях. Судебными функциями обладали и жрецы, решения которых нельзя было оспорить.

3. Социальная структура Древнего Египта была развита слабо, в отличие от других стран Древнего Востока. В Египте существовало больших различий в правовом положении отдельных категорий населения. Самой распространенной категорией населения былимереты –простолюдины (свободные крестьяне). Ниже располагалось лишь зависимое население к которым относилисьрабы(военнопленные). Рабовладение в Египте носило коллективный характер. Рабы считались собственностью фараона, т.е. государства. Предоставляя земли во владение чиновникам и жрецам, фараон передавал во владение государственных рабов. Однако рабы в данном случае не становились собственностью частного лица. Рабы в Египте имели свою семью и свое имущество и пользовались защитой государства.

К подневольному населению относились также слуги царя – это полусвободные работники, выполнявшие свою работу под надзором царских надсмотрщиков. Они обладали личным имуществом, а пропитание получали из царских кладовых. Все орудия труда при помощи, которых они работали, являлись собственностью царя.

В период среднего царствования происходят изменения в статусе слуг царя. Им стали давать землю, в аренду, обрабатывать должны были своим имуществом и платить за пользование землей налог в царскую казну.

К новому царствованию из этой категории появляется такой слой населения – неджес - торговцы, которые улучшили свои позиции, что смогли покупать себе должности в чиновничьем аппарате. В это же время появляется такая категория как – нямху, куда входят ремесленники, воины и мелкие чиновники.

В целом сословное деление зависело от рода деятельности, и было предоставлено следующим категориями – жрецы, чиновники, военные, ремесленники и крестьяне. Численный состав категорий мог меняться в зависимости от потребностей государства в том или ином виде деятельности. Для этих целей в государстве проводились ежегодные смотры и систематическая перепись населения.

4Право Древнего Египта было неразрывно связано с религией. Преступлением признавалось одновременное нарушение норм морали и норм религии. Источником права выступали обычаи, которые не записывались, а являлись устными традициями. Позднее появляются акты, издаваемые фараоном. Первым законодателем называют фараона Менеса. В 8 веке до н.э. появляется обширный кодекс состоявший из 8 книг. Восполняли законы распоряжения джати и других должностных лиц, поэтому их также можно отнести к источникам права Древнего Египта. Судебные решения выносимые фараоном или джати также могли стать источниками в той или иной области права.

Первые памятники права закрепляли наиболее распространенные обычаи и сложившуюся судебную практику, с этим связан казуальный характер норм права.

Первые нормы права несли на себе отпечаток родового строя и предусматривали коллективную ответственность всех членов семьи за преступления одного. В качестве пережитков родового строя можно выделить кровную месть и самосуд. Однако вскоре эти явления отменяются. Смертную казнь стали заменять обращением в рабство. Практиковались калечащие, членовредительные и телесные наказания. Самыми разработанными были нормы семейного права. Особенностью, которого было сохранение черт матриархата и высокое положение женщины в семье. Брак заключался посредством договора, развод был свободным. Долгое время договоры облекались в форму торжественной клятвы, приносимой перед жрецами и чиновниками. Были известны договоры купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества. Судебный процесс не был отделен от администрации. Дела производились письменно.

studfiles.net

Право Древнего Египта

Количество просмотров публикации Право Древнего Египта - 424

 

Древнейшим источником права был обычай. Считается, что первый законодатель Египта Менес – первый царь первой династии, а по свидетельству Диодора Сицилийского, второй – царь Сазихис (по всœей видимости, один из царей эпохи Древнего царства). Οʜᴎ якобы опубликовали закон, воспрещавший брать взаймы, не давая в залог мумию отца должника или собственную свою мумию, которая не хоронилась по смерти должника до неуплаты долга. Большое законодательство связывают с Рамзесом II, правившим в ХIV веке. Его законодательство было направлено на укрепление армии и бюрократизацию государственного аппарата. В VIII в. до н. э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса, состоявий из 8 книг (40 свитков). По нему впервые было запрещено обращение в рабство за долги, и право перестает быть исключительным занятием жрецов, а договоры прекращают писать языком священных формул.

Право собственности. Земля в Египте формально находилась в собственности фараона. При этом на практике различались следующие категории земельных владений с различным правовым режимом: а) храмовые; б) служилой знати, жрецов и воинов. Царь передавал эти земли им во временное владение, в квази-собственность.

Храмовая земля поступала в совместное пользование храмов и их должностных лиц, но постепенно по жребию стала разделяться между жрецами. С ХIХ-ХХ династий жрецы управляют землей уже без вмешательства со стороны государственных властей. Эти земли обрабатывали крестьяне, отдавая часть урожая государству и храму. Земля управлялась царской администрацией и храмовыми сборщиками. Земледельцы, не способные уплатить налоги, сгонялись с земельных участков. И только фараон Хоремхеб (ХIV династия) запретил это делать, но сохранил телœесное наказание в виде палочных ударов за непоступ-ление налогов.

Отдельные жрецы и воины также получали от фараона за свою службу земли вместе с инвентарем и рабами. При этом государственные чиновники продолжали управлять землей и взимать определœенные доходы.

Вся остальная государственная земля находилась в ведении крестьянских общин под управлением старшины. С ХVIII династии цари стали пахотные земли передавать ветеранам в виде дарения, а не в качестве платы за службу.

Непахотная земля (сады и застроенные домами участки) царь передавал воинам и чиновникам без обязательства нести службу; он мог их дарить по своему усмотрению. Из этого, по-видимому, сложилась частная собственность с куплей-продажей и дарением.

Постепенно храмовая земля и земля отдельных граждан стала предметом купли-продажи, дарения и найма. Фактически, земля становилась частной собственностью. Что же касается движимых вещей, то живой и мертвый инвентарь, пожалованный фараоном вместе с землей за службу, считался частной собственностью и подвергался отчуждению.

В Египте большое внимание уделялось заупокойному культу, который требовал значительных затрат, потому у зажиточных людей для этой цели выделялось неотчуждаемое имущество, доходы с которого поступали на указанные цели. Такая собственность считалась семейной, находилась под управлением старшего члена семьи и переходила по наследству из поколения в поколение.

Обязательственное право долгое время имело форму торжественной клятвы перед жрецами и чиновниками. При царе Бокхорисе это отменяется, но письменный договор сохранился. Фараон постановил, что если кто-либо получит взаймы без договора и будет отрицать свой долг, он мог произнести клятву и тем самым освободиться от долга.

Купля-продажа получила широкое распространение, в особенности в период Нового царства. Отчуждение земли допускалось лишь для представителœей сановных сословий, которые могли распоряжаться землей, пожалованной царем или храмами. Крестьяне же получили право продавать свои участки лишь при фараоне Бокхорисе, но только те владельческие земли, которые были пожалованы царем храмам, воинам и чиновникам. Остальные земледельцы были лишены такого права.

Договор купли-продажи с недвижимостью заключался с соб-людением ряда формальностей, трех последовательных актов. Первый акт представлял соглашение между сторонами о деньгах (при этом сумма обычно не называлась), о предмете сделки с указанием на то, что платеж произведен сполна. Обязанность продавца – передать право собственности с соблюдением последующих актов и оградить покупателя от изъятия вещи третьим лицом. Второй акт имел чисто религиозный характер и подтверждал договор клятвой продавца. Третий акт представлял собой ввод покупателя во владение землей. Он происходил перед судом, а затем имя покупателя регистрировалось в поземельных книгах вместо имени продавца. Право собственности считалось перейденным к покупателю после его ввода во владение земельным участком. Позднее происходят некоторые изменения в формальностях купли-продажи и второй акт отменяется.

Договор займа регулировал передачу вещей в собственность заемщика с обязательством возвратить такое же количество вещей того же качества в обусловленный договором срок. Объектами договора могли быть деньги, зерно и т. п. До царя Бокхориса обеспечением договора служила личность должника или его родных, что могло привести должника или его членов семьи в рабство. Другим видом обеспечения был залог мумии отца или мумии родственников, либо собственной мумии. Со времени Бокхориса договор кабалы отменяется и запрещается самовольный захват кредитором имущества должника. Кредитору запрещалось самовольно захватывать в качестве залога имущество должника, в особенности орудия сельского хозяйства. Но это правило не распространялось на органы власти и храмы. Крестьянам разрешалось закладывать землю.

Бокхорис также установил максимальный размер процентов: 30 % годовых– для денежного займа, и 33 1/3 % – для зернового займа. При этом общая сумма процентов не должна была превышать сумму долга. Запрещалось начислять проценты на проценты. Исключения допускались для храмов и органов власти, выступавших кредиторами. Стоит сказать, что для них разрешалось доведение общей суммы до четырехкратного размера суммы долга.

Аренда. Земля сдавалась на один год, а для застроенных участков и для домов в городе конкретного срока не было. Вознаграждение за аренду поля определялось долей урожая. Обработка арендуемой земли составляла не только право, но и обязанность арендатора. Для застроенных или предназначенных для застройки домами участков сроки аренды, как правило, не указывались.

В Египте встречались и договоры найма имущества, т. е. передачи вещей во временное пользование нанимателя.

Поклажа или хранение вещей, как и в других государствах, считалась безвозмездной как добросовестная сделка под покро-вительством религии. Египтяне знали и договор товарищества, т. е. договор, при котором участники объединяют свои средства для достижения какой-то единой хозяйственной цели.

Семейно-брачное право. Египетская семья сохранила значи-тельные пережитки матриархата. Дети именовались по ʼʼматеринствуʼʼ (сын такой-то). Потому отец и мать и брат матери пользовались большим почетом. Широко были распространены браки братьев с сестрами, а в семьях фараона встречались браки царей с собственными дочерьми и вдовами своих отцов.

В течение почти всœей истории египетского государства женщина в семье занимала высокое положение, именуясь ʼʼвладычицей домаʼʼ. При этом, начиная с V династии, постепенно роль женщин в семье меняется: она уже не считается равной мужу, и египтянину даже разрешается взять вторую жену, а у зажиточных мужчин появляются целые гаремы. Тем не менее, женщина в гареме не считалась законной женой и потому потомство от нее не признавалось членами семьи.

Брак заключался в виде договора, в котором женщина выступала как самостоятельная сторона и договаривалась сама. При этом, очевидно, брак совершался без религиозных церемоний. Жена сохраняла свое имущество. Муж даже обязывался давать жене определœенные суммы на ее расходы, а для обеспечения сохранности ее имущества составлялась не только опись имущества жены, но и иногда супруг передавал супруге всœе достояния семьи.

Развод совершался свободно. При разводе жена получала определœенную сумму, а ее дети сохраняли право на отцовское наследство. При этом в случае инициативы развода со стороны мужа всœе его имущество переходило к старшему сыну, который делил его между остальными детьми.

Полнолетие детей наступало с 12-14 лет. Дети имели определœенную самостоятельность, располагая своим имуществом. На них возлагалась обязанность заботиться и кормить родителœей. В свою очередь, родители обязывались поддерживать детей своими средствами, потому они еще при жизни передавали детям всœе свое имущество. Сыновья и дочери наследовали поровну, а дети умершего наследника наследовали долю своего отца. Небольшое преимущество, правда, получал старший сын, на которого ложилась обязанность разделить наследство между всœеми наследниками. При отсутствии детей к наследству призывались братья и сестры умершего.

Египетское право знало завещание: наследодатель отдавал распоряжение в отношении размера долей имущества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предназначалось пережившему супругу; он мог установить неотчуждаемое имущество для заупокойного культа. По завещанию делалась опись имущества наследодателя, потому завещание именовалось как ʼʼинвентарьʼʼ. До V династии женщинœе разрешалось самостоятельно завещать свое имущество.

Уголовное право и судопроизводство. Кровная месть была отменена, как и денежные выкупы. Наказание было очень суровым, и смертная казнь применялась широко, путем сожжения или меча. Высокопоставленным персонам, приговоренным к смертной казни, предоставлялось право самим убить себя, т. е. совершить самоубийство.

Законы предусматривали государственные преступления в виде измены, восстания и заговора. За это наказывался не только виновный, но и вся его семья. Тело мятежника запрещалось погребать, его выбрасывали в воду на съедение крокодилам. При Бокхорисе допускалась замена смертной казни обращением в рабство.

Применялись и другие виды наказания, в т.ч. и членовредительные: отрезание рук, носа, ушей, языка, кастрация. Телœесные наказания осуществлялись в виде нанесения 100 палочных ударов. Принудительные работы сопровождались ссылками. Применялось и тюремное наказание. Практиковались денежные штрафы, а также бесчестящие наказания – выставления у позорного столба. Приговоренный имел право просить помилования у фараона, а также искать убежища в храмах.

Смертная казнь применялась также в отношении религиозных преступлений и за колдовство. Заговор и изготовление любовных напитков с целью околдования человека рассматривались как одно из тяжких преступлений. Смертной казни подвергались лица за следующие виды преступлений: умышленное убийство животных, посвященных богу, а также убийство ибиса, кошек, совы; выбрасывание нечистот в Нил; употребление в пищу запрещенных предметов; откапывание могил; погребение в запретной зоне в Абидосœе; обнаружение места погребения быка Аписа; разглашение государственных тайн; принœесение в жертву домашних животных до того как их отметили в качестве жертвенных животных. Отступление от установленных правил лечения, изложенных в священных книгах бога Тота͵ изобретение нового танца или составление новой песни также считалось тяжелым преступлением. Смертная казнь полагалась за клятвопреступление, убийство, ложный донос. Отцеубийце вырывали мясо кусками из тела, потом клали его на шипы, затем сжигали. За подлог и кражу отрубали руку. Членовредительному наказанию подвергались за подделку печатей и монет (отрубали руку), пользование фальшивыми мерами и весами. За прелюбодеяние женщинам отрезали нос, а ее соучастника подвергали кастрации, как, впрочем, и за изнасилование.

Наказывались люди, которые добывали средства к своему существованию незаконным путем, а также составлявшие ложные заявления о средствах к существованию.

Суд не был отделœен от администрации: должностные лица вершили и суд. В Новом царстве существовала высшая судебная коллегия из 30 судий, в которую входили знатные граждане различных городов. Местными судами являлись суды номов, возглавлявшиеся их правителями. Фараон имел право самостоятельно разрешить любое судебное дело. К нему же обращались с жалобой или с просьбой о помиловании.

Разбор по уголовным и гражданским делам осуществлялся одинаково. Дела возбуждались по жалобе потерпевшего, которому предоставлялось право поддерживать обвинœение. Истец в жалобе указывал вид наказания, которого достоин обвиняемый, а также размер вознаграждения с него. Суд был письменным. Сторонам разрешалось в заявлениях излагать свои соображения по возникшему делу. Судебное решение объявлялось без мотивации: судья молча прикладывал ко лбу выигравшего процесс лица изображение истины. Судебными доказа-тельствами служили свидетельские показания, клятва свидетелœей и жалобщика, осмотр места преступления (по делам об осквернении могил), пытка в виде причинœения боли рукам и ногам.

referatwork.ru

Право Древнего Египта.Источникиправа в Древнем Египте – это:

  • первоначально - обычай;

  • с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

Самые первые законы были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые состав­ляли сводные, законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились, вероятно, мало шансов найти их.

Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI - - XV вв.) во время официальных приемов держал перед собой «сорок кожа­ных свитков (с законами)». Как видим, они были начертаны не на папи­русе, а на коже, т. е. рассчитаны на длительное хранение. В речении Ипусера, жившего в начале XVII в. до н.э. во времена на­родного восстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выбро­шены, и по ним ходят на перекрестках...» Ипусер огорчен гибелью за­конности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ве­домства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого был Ипусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм. «Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетской право­вой системе.

Право верховной собственности на весь земельный фондДревнего Египта было закреплено за фараоном. С его одобрения совершались различные формы земельных пожалований отдельным субъектам. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписа­ния о праве собственности, его формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуще­ством. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с уча­стием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычно составля­лись в суде.

В Египте существовали следующие виды земельных владений:

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - - да­рить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие личной собственности шло медленно, поскольку община как коллектив выступала сдержива­ющим фактором для индивидуализации собственности. Формализм в распоряжении недвижимой собственностью - - харак­терная черта юриспруденции многих стран Древнего Востока.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло нахо­диться в личной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

  • договор займа;

  • договор найма;

  • договор купли-продажи;

  • договор аренды земли;

  • договор поклажи;

  • договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок пере­хода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

  • первое - - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

  • второе - - клятва продавца перед лицом богов, подтверждавшая договор;

  • третье - - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собст­венности на землю.

Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собствен­ностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлял­ся свободно для обеих сторон. Брак также оформлялся письменно, имел вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть иму­щества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Следовательно, закон охранял имущественные интересы женщины.

Право содержало нормы о браке и семье. Женитьба и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запреща­лись. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». Рамзес II за 67 лет царство­вания имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына. Рамзес III имел всего три жены, но также любил женское общество.

В Древнем Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом». Муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги вместе ходили в храмы.Древние надписи содержат красочные описания жизни верных супру­гов. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат - - сестру, однако в «разумных пределах». Увечья наказывались. Виновный должен был до­казывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палоч­ных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.

Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам. В ли­тературе женщин не жаловали, у них якобы имелась масса пороков: легко­мыслие, капризность, неверность, лживость, мстительность, неспособность хранить тайны. Зато мужья - - рассудительны, преданны, заботливы. Женитьба, размеры приданого, рождение ребёнка, смерть фиксиро­вались в «Доме жизни», деловом центре, своеобразном университете. При таком акте присутствовали свидетели.

В Египте относительно долго существовал матриархат. С течением времени главой се­мьи становится муж, и жена несмотря на ее достаточно высокое по­ложение в семье утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по за­вещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить

и муж, и жена.

Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно условно объединить в следующие группы:

  • посягательства на государственный и общественный строй - - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. Эти преступле­ния считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответ­ственность наряду с непосредственным виновником несли все члены его семьи;

  • преступления религиозного характера - - убийство священных животных, чародейство;

  • преступления против личности - - убийство, членовредительство;

  • имущественные преступления - - кража; обвешивание, обсчет покупателя;

  • преступления против чести и достоинства - - прелюбодеяние, изнасило­вание.

В числе преступлений упоминаются : восстания против фараона, не­повиновение властям, отказ участвовать в общественных работах, ограб­ление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, лету­чей мыши, если они считались священными животными в данной мест­ности, и др. В начальный этап Древнего царства преступления против родствен­ников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Пре­дания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность (рис. 4).

Рис. 4.

Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вель­можи свиток, возможно, законник. Виновный в краже имущества фараона кроме штрафа подвергался те­лесному наказанию (200 ударов палками и 5 ран). Рамзес I издал указ о наказании взяточников. Их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, низводились до поло­жения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте».

Законы, обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...» «Кто содеет подобное, да сожрет его кро­кодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погре­бальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах». Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем - - не помогало. В начале цар­ствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшений и золотых масок поместили в тайных местах (рис. 5).

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести пре­ступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. За хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в 2- -3-кратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителю четвертую часть ее стоимости.

Общий вид великих пирамид в Гизе (недалеко от Каира). На заднем плане - пирамида Хуфу, в середине - Хафра, на переднем плане - Менкаура и меньших размеров гробницы вельмож.

Рис. 5.

Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны (частное производство). В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

studfiles.net


Смотрите также