Древний египет общая характеристика. Общая характеристика жизни Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Египта 3. Древний египет общая характеристика


Общая характеристика жизни Древнего Египта

Часть І. Древний Египет

Древний Китай

Древняя Индия

Древняя Месопотамия, Передняя Азия

Древний Египет

Тема: Культура ранних цивилизаций Востока

Лекция 3 — 4

ВЫВОД.

 

Роль Древнего Египта в истории мировой культуры. Итак, культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Именно она впервые привлекла внимание «к внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям, к такому … чувству, как материнство, и высоко подняла его в образе Изиды с младенцем Гором»

Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме). Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве.

Современному человечество культура Древнего Египта дарит близкое общение с загадками лика вечности Сфинкса, нетленной красоты счастливейшей женщины мира Нефертити, оригинальности и смелости женщины-правителя Хатшепсут, с мужеством молиться только единому богу на фоне всеобщего язычество в Поступке Эхнатона, дарит нам веру в высшую справедливость вселенной и Божьего суда («недоступного звону злата») благодаря мудрому богу воскрешения человека и природы Осирису. И еще много невидали нам протягивает в своих смуглых руках мудрая и гордая, счастливая и самодостаточная красота творений Древнего Египта…

 

NB — Творческое задание: выписать из любого учебника по культурологи перечень достижений древнеегипетской культуры, имевших огромное мировой значение для последующего развития культуры и искусства всех времен и народов.

Томас Манн: Древний Египет – «это до одухотворенности, до призрачности далёкое прошлое». Египет рождает ощущение, словно сглаживается колоссальный разрыв веков.

NB — Творческое задание: написать небольшое эссе, что лично для вас означает культура Древнего Египта?

 

Древнегреческий историк Геродот – посетил Древний Египет и описал его так: Древний Египет – это

— страна чудес,

— колыбель мудрости,

— родина самих древних богов,

— дар Нила.

С древнегреческого «Египет» значит «загадка, тайна»; на языке Древнего Египта страна называлась «Кемет», что значит «черная земля».

Цивилизация Древнего Египта оставляет впечатление вечности и редкой целостности.

Древний Египет — это страна, где зародились многие виды и формы искусства, которые потом развивались в разных странах и во все времена.

Древний Египет – это узкая полоса земли вдоль течения Нила, это первое в истории человечество государство.

Иероглифы на всех памятниках Древнего Египта – это оставленные нам таинственные знаки вечности. На Древнем Египте до сих пор лежит мистический покров загадочности, непонятой символичности. Тайны древних камней не разгаданы до сих пор.

Первое исследования Древнего Египта предприняла экспедиция Наполеона.

Египтяне – это не коренное население Африки, это разные смешения древних первобытных племен Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Древний Египет создается на базе доисторических культур Бадари, Меримде и Нагады , около 3000 лет до н.э. Сначала были созданы Верхнеегипетская и Нижнеегипетская державы, потом они объединяются и создают столицу г. Мемфис при фараонах Нармере и Аха. От этого древнейшего времени Древнего Египта до нас дошла стела фараона Нармера.

Нил для египтян — священная река. Один из древнеегипетских гимнов гласит: «О, Нил, ты всей стране откровение и оживление Египту!» Зависимость жизни древних египтян от ежегодных разливов Нила была абсолютной, так как без этого они были обречены на голодную смерть. Ночь переполнения вод Нила и его разлив — праздник Древнего Египта, эту ночь называли «ночь капли». Если этой «капли» не было — наступал голод.

 

Семь чудес света в Древнем Египте:

1. Большая пирамида Хеопса

2. Гробницы в Долине царей (всего 62)

3. Храм царицы — фараона Хатшепсут

4. Большой сфинкс

5. Храмовый комплекс в Карнаке

6. Храм Рамзеса Великого в Абу-Симбел

7. Гора Синай

 

География Древнего Египта: узкая длинная полоска земли вдоль Нила, плодородная долина Нила, длина – 1000 км, ширина – 10-20 км. Это земля между Сахарой и Красным морем, это каменистая пустыня, которая благодаря илу превращалась каждый сезон после разлива Нила в цветущую долину. Географически страна была очень замкнута от всего остального мира, поэтому Египет тысячелетиями развивался по своим законам, сохраняя свои традиции тысячелетиями.

 

Природа Древнего Египта: яркое чистое безоблачное небо, песчаная земля, вечно сияющее солнце, как золотой дракон, широкая река Нил, плоские горы, пальмовые рощи, заросли папируса, цветы лотоса. Все это и составило основные природные мотивы в искусстве Древнего Египта.

 

Жизнь древних египтян характеризовалась следующими общими чертами:

— строгое разделение на касты: воины – земледельцы – жрецы

— древнеегипетское искусство → стремление к выражению абсолютного покоя (сравни: древнегреческое искусство → это стремление выразить душевный порыв)

— культ смерти и заупокойный культ: во время пиров носили гроб с изображением мертвеца, пирамиды – это огромные гробницы над прахом, человека с рождения готовили к переходу в Царство Мертвых, гробницы фараона начинали строить уже сразу после его рождения

— в искусстве благодаря этому заупокойному культу и пренебрежению суетой жизни идеально проявилось небывалое воплощение созерцательного покоя: величавая недвижимость статуй, строгость архитектурных мыслей, абсолютная статичность, любое движение выражено неловко или условно

— зависимость жизни людей от разливов Нила — плодородный ил укрывал берега Нила после его разливов и позволял садить различные злаковые и другие культуры; ила хватало лишь на 1 год.

(творческое задание: по желанию прочитать роман Т. Манна «Иосиф и его братья» и написать свое понимание концепции избранничества Иосифа и любого человека- NB)

— ради урожаев – вынуждены развивать систему орошения

— ради орошения – вынуждены развивать строительство и точные науки

— ради необходимости централизованного государственного управления большой территорией со стороны одного фараона в столице страны вынужденно развивается иероглифическая письменность, чтобы письменным образом передавать государственные указы и политические решения, в качестве писчего материала используется папирус

— неограниченная власть фараона, с греч. «фарао» (по-египетски это звучало как «пер-о») значит «большой дом». Фараон носил титул «Сын солнца»; жизнь фараона, жрецов и знатных вельмож в Древнем Египте представляла собой сложные церемониалы

— религия включала в себя множество богов (см. ниже египетский пантеон)

— важнейшую роль в жизни египтян представлял заупокойный культ (см. ниже)

— первый фараон династии Менес (III тыс. до н.э.) основал город Мемфис = главный центр страны в период ее Древнего царства

— Древний Египет — это была рабовладельческая цивилизация

— господство мифов, которые были синкретичны (синтез и целостность разнородных понятий в первобытном мышлении человека, единство материи и духа) — это было переплетение религиозных, этнических, эстетических, юридических, политических представлений

— «Тексты пирамид» — это надписи на стенах внутри пирамид в Древнем царстве, в период V и VI династий, которые помогали фараон после смерти найти дорогу к богам и слиться с ними

— в Среднем Царстве тексты пирамид были заменены на «Тексты саркофагов» — они писались на внутренней стороне всех крышек саркофагов, расположенных уже не в пирамидах, а под землей, в гробницах

— в новом царстве «Книга мертвых» обобщила все религиозные тексты двух предыдущих периодов, разработала категории этики на основе свободы выбора человека

Древнее царство (примерно ІІІ тысячелетие до н.э.) было временем создания письменности, религии и большинства законов управления жизнью в Древнем Египте, временем открытия главных принципов художественного древнеегипетского творчества. Это был «золотой век» Древнего Египта.

Вера в достойное продолжение земного пути за чертой смерти порождала заупокойный культ.

Художественные произведения считались не просто украшением жизни, а жизненным началом, поэтому произведения искусства воспринимались как носители вечной жизни.

Мемфис — столица Древнего царства, стал первым художественным центром в Древнем Египте.

 

Изобретения науки и техники в Древнем Египте:

— развитие астрономии: около 4320 года до н.э. в Египте был принят календарь в 365 дней, начинавшийся в день восхода наиболее яркой звезды Сириус. 30 суток равнялись 1-му месяцу, последние 5 дней года посвящались Осирису, Исиде, Гору, Сету. Календарь помогал подготовиться к разливу воды в Ниле, из этого же вырос религиозный культ Нила. Этим календарем мы пользуемся и доныне; в 461 г. Гай Юлий Цезарь добавил 366 день в високосный год, в 1582 г. папа Григорий III открыл, что 366-й день появляется в тех датах, цифры года которых делятся на 4, так появился «Грегорианский календарь»)

— развитие землемерия

— развитие медицины: врачи — это были маги и жрецы богини Сохмет, во главе всех целителей был бог Тот, богиня Тауэрт (в виде гиппопотама) была покровительница рожениц, богиня Нейт – покровительницей врачей, при храмах создавались «дома жизни», в которых обучали жрецов-врачей; найдено 10 медицинских папирусов; первый известный придворный врач – Имхотеп (он же – архитектор Джосера)

— развитие математики ( десятичная система ), развитие геометрии, Архимед изучал математику в Египте, мера длины – «локоть», он состоял из из 7 «ладоней», а «ладонь» — из 4 пальцев, появились теории треугольника, степень и корень квадратный, было открыто число Пи – 3,14

— изобретение шадуфа – по принципу колодезного журавля.

Начиная с Нового царства, были сделаны следующие открытия в науке и технике:

— Папирус Эдвина – учебник анатомии и хирургии

— Древнейшие солнечные часы

— Первые клепсидры (водяные часы)

— Изделия из стекла

— Совершенная техника бальзамирования мумий

— День и ночь делили на 12 частей – разных зимой и летом

— Астрономия отражалась в египетской мифологии

— На внутренней стороне крышки саркофага – изображались карты звездного неба, чтобы помочь с ориентироваться душе умершего. Небесные тела – воплощение божества Нут = богиня неба, звезды = ее дети.

 

Древнеегипетская письменность:

— Ее создатель – бог мудрости Тот (он же — бог Луны, сын Ра), сам Тот изображался как человек с головой ибиса (это птица, типа цапли). Тот считался и богом времени, который разделил время на дни и месяцы, и вел летоисчисление; и богом мудрости, который создал письменность и счет, и научил этому людей, и автором священных книг, и покровителем ученых, писцов, библиотек

— Иероглифическая письменность, иероглифы — это один знак или рисунок, обозначающий целое слово или понятие

— Писчий материал — папирус – это тропическое водное растение (≈ тростник), из стеблей папируса выделяли сердцевину, затем разделяли ее на полосы, затем их вымачивали, после это отбивали и превращали в лист, потом его скручивали, и он не мялся, потом листы соединялись в свитки до 40 м.

— Писали справа налево.

Расшифровал смысл египетской письменности в 1822 французский египтолог Жан Франсуа Шампольон. Ему помогла в этом надпись 196 г. до н.э. на Розетском камне (найденном в дельте Нила), сделанная египетским царем Птолемеем V на 3-х языках: греческом, древнеегипетском иероглифическом письме и демотическом письме древних египтян.

Иероглифическое письмо — иератическое письмо — демотическое письмо.

Иероглифическое письмо: Основа египетской письменности: иероглифы (это слово означает: «священный» + «вырезанное»). Один рисунок обозначал одно слово или понятие. Иероглифическое письмо всегда сочеталось с росписью и рельефом. Писали справа налево тростниковой палочкой, красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение ”красная строка”).

Иератическое письмо: позднее употреблялась более удобная скорописная форма иероглифического письма, так называемое иератическое. Название походит с греческого «священный». Ввел это название также Климент Александрийский. Это священное письмо жрецов развилось приблизительно в III тысячелетии до н.э. Возникновение иератического письма связывают с применением папируса как материала для письма. Сначала переписчики копировали формы иероглифов, высеченных на камнях, а со временем стали сокращать и совершенствовать некоторые знаки. Так и выработалась иератическое письмо, которое, хотя и походит от первобытного египетского, по качеству, однако, он было уже новым. Название этого вида письма «священным» является условным, так как сфера его воздействия была намного шире и охватывала все стороны общественной жизни. С изобретением папируса изменяется не только внешняя форма иероглифов, но и их содержание. Постепенно значение иероглифов как идеографического письма – обозначение понятий, вещей в некоторых случаях заменяется хотя и примитивным, но фонетическим письмом. Для этого египтяне составили алфавит, но в нем совсем не было гласных. Написать слово, напоминающее какую-то вещь, было просто, но когда оно не ассоциировалось с вещью, дело усложнялось. Тогда, плюс к сотне известных иероглифов, означавших слова, египтяне придумали еще 24 настоящих буквы. В египетском языке было очень много коротких слов, например «пуи» — одеяло, «ро» — рот, согласно новым правилам, рисунок рта также обозначал букву «р».

Демоти́ческое письмо — одна из форм письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях. Название этого вида письма позаимствовано у Геродота (греческого историка), который назвал его народным письмом. Оно постепенно вытеснило иератическое письмо. Демотическое письмо употреблялось около 1200 лет. На протяжении этого времени оно изменялось и развивалось. Оно представляет собой упрощённый скорописный тип письма. Знаки писали горизонтально справа налево. Основные отличия демотики от иератики: сокращение общего числа знаков, увеличение количества слов, написанных алфавитными знаками, первые попытки передачи гласных звуков знаками, обозначающими согласные. Трудность прочтения демотических текстов состоит в том, что один знак с одной стороны имеет несколько значений, а с другой — несколько вариантов написания, сильно отличающихся друг от друга.

 

refac.ru

Общая характеристика жизни Древнего Египта

Количество просмотров публикации Общая характеристика жизни Древнего Египта - 182

Часть І. Древний Египет

Древний Китай

Древняя Индия

Древняя Месопотамия, Передняя Азия

Древний Египет

Тема: Культура ранних цивилизаций Востока

Лекция 3 - 4

ВЫВОД.

Роль Древнего Египта в истории мировой культуры. Итак, культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Именно она впервые привлекла внимание ʼʼк внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям, к такому чувству, как материнство, и высоко подняла его в образе Изиды с младенцем Горомʼʼ

Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме). Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве.

Современному человечество культура Древнего Египта дарит близкое общение с загадками лика вечности Сфинкса, нетленной красоты счастливейшей женщины мира Нефертити, оригинальности и смелости женщины-правителя Хатшепсут, с мужеством молиться только единому богу на фоне всœеобщего язычество в Поступке Эхнатона, дарит нам веру в высшую справедливость всœелœенной и Божьего суда (ʼʼнедоступного звону златаʼʼ) благодаря мудрому богу воскрешения человека и природы Осирису. И еще много невидали нам протягивает в своих смуглых руках мудрая и гордая, счастливая и самодостаточная красота творений Древнего Египта…

NB - Творческое задание: выписать из любого учебника по культурологи перечень достижений древнеегипетской культуры, имевших огромное мировой значение для последующего развития культуры и искусства всœех времен и народов.

Томас Манн: Древний Египет – ʼʼэто до одухотворенности, до призрачности далёкое прошлоеʼʼ. Египет рождает ощущение, словно сглаживается колоссальный разрыв веков.

NB - Творческое задание: написать небольшое эссе, что лично для вас означает культура Древнего Египта?

Древнегреческий историк Геродот – посœетил Древний Египет и описал его так: Древний Египет – это

- страна чудес,

- колыбель мудрости,

- родина самих древних богов,

- дар Нила.

С древнегреческого ʼʼЕгипетʼʼ значит ʼʼзагадка, тайнаʼʼ; на языке Древнего Египта страна называлась ʼʼКеметʼʼ, что значит ʼʼчерная земляʼʼ.

Цивилизация Древнего Египта оставляет впечатление вечности и редкой целостности.

Древний Египет - это страна, где зародились многие виды и формы искусства, которые потом развивались в разных странах и во всœе времена.

Древний Египет - ϶ᴛᴏ узкая полоса земли вдоль течения Нила, это первое в истории человечество государство.

Иероглифы на всœех памятниках Древнего Египта - ϶ᴛᴏ оставленные нам таинственные знаки вечности. На Древнем Египте до сих пор лежит мистический покров загадочности, непонятой символичности. Тайны древних камней не разгаданы до сих пор.

Первое исследования Древнего Египта предприняла экспедиция Наполеона.

Египтяне - ϶ᴛᴏ не коренное населœение Африки, это разные смешения древних первобытных племен Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Древний Египет создается на базе доисторических культур Бадари, Меримде и Нагады , около 3000 лет до н.э. Сначала были созданы Верхнеегипетская и Нижнеегипетская державы, потом они объединяются и создают столицу ᴦ. Мемфис при фараонах Нармере и Аха. От этого древнейшего времени Древнего Египта до нас дошла стела фараона Нармера.

Нил для египтян - священная река. Один из древнеегипетских гимнов гласит: ʼʼО, Нил, ты всœей стране откровение и оживление Египту!ʼʼ Зависимость жизни древних египтян от ежегодных разливов Нила была абсолютной, так как без этого они были обречены на голодную смерть. Ночь переполнения вод Нила и его разлив - праздник Древнего Египта͵ эту ночь называли ʼʼночь каплиʼʼ. В случае если этой ʼʼкаплиʼʼ не было - наступал голод.

Семь чудес света в Древнем Египте:

1. Большая пирамида Хеопса

2. Гробницы в Долинœе царей (всœего 62)

3. Храм царицы - фараона Хатшепсут

4. Большой сфинкс

5. Храмовый комплекс в Карнаке

6. Храм Рамзеса Великого в Абу-Симбел

7. Гора Синай

География Древнего Египта: узкая длинная полоска земли вдоль Нила, плодородная долина Нила, длина – 1000 км, ширина – 10-20 км. Это земля между Сахарой и Красным морем, это каменистая пустыня, которая благодаря илу превращалась каждый сезон после разлива Нила в цветущую долину. Географически страна была очень замкнута от всœего остального мира, в связи с этим Египет тысячелœетиями развивался по своим законам, сохраняя свои традиции тысячелœетиями.

Природа Древнего Египта: яркое чистое безоблачное небо, песчаная земля, вечно сияющее солнце, как золотой дракон, широкая река Нил, плоские горы, пальмовые рощи, заросли папируса, цветы лотоса. Все это и составило основные природные мотивы в искусстве Древнего Египта.

Жизнь древних египтян характеризовалась следующими общими чертами:

- строгое разделœение на касты: воины – земледельцы – жрецы

- древнеегипетское искусство → стремление к выражению абсолютного покоя (сравни: древнегреческое искусство → это стремление выразить душевный порыв)

- культ смерти и заупокойный культ: во время пиров носили гроб с изображением мертвеца, пирамиды - ϶ᴛᴏ огромные гробницы над прахом, человека с рождения готовили к переходу в Царство Мертвых, гробницы фараона начинали строить уже сразу после его рождения

- в искусстве благодаря этому заупокойному культу и пренебрежению суетой жизни идеально проявилось небывалое воплощение созерцательного покоя: величавая недвижимость статуй, строгость архитектурных мыслей, абсолютная статичность, любое движение выражено неловко или условно

- зависимость жизни людей от разливов Нила - плодородный ил укрывал берега Нила после его разливов и позволял садить различные злаковые и другие культуры; ила хватало лишь на 1 год.

(творческое задание: по желанию прочитать роман Т. Манна ʼʼИосиф и его братьяʼʼ и написать свое понимание концепции избранничества Иосифа и любого человека- NB)

- ради урожаев – вынуждены развивать систему орошения

- ради орошения – вынуждены развивать строительство и точные науки

- ради крайне важно сти централизованного государственного управления большой территорией со стороны одного фараона в столице страны вынужденно развивается иероглифическая письменность, чтобы письменным образом передавать государственные указы и политические решения, в качестве писчего материала используется папирус

- неограниченная власть фараона, с греч. ʼʼфараоʼʼ (по-египетски это звучало как ʼʼпер-оʼʼ) значит ʼʼбольшой домʼʼ. Фараон носил титул ʼʼСын солнцаʼʼ; жизнь фараона, жрецов и знатных вельмож в Древнем Египте представляла собой сложные церемониалы

- религия включала в себя множество богов (см. ниже египетский пантеон)

- важнейшую роль в жизни египтян представлял заупокойный культ (см. ниже)

- первый фараон династии Менес (III тыс. до н.э.) основал город Мемфис = главный центр страны в период ее Древнего царства

- Древний Египет - это была рабовладельческая цивилизация

- господство мифов, которые были синкретичны (синтез и целостность разнородных понятий в первобытном мышлении человека, единство материи и духа) - это было переплетение религиозных, этнических, эстетических, юридических, политических представлений

- ʼʼТексты пирамидʼʼ - это надписи на стенах внутри пирамид в Древнем царстве, в период V и VI династий, которые помогали фараон после смерти найти дорогу к богам и слиться с ними

- в Среднем Царстве тексты пирамид были заменены на ʼʼТексты саркофаговʼʼ - они писались на внутренней стороне всœех крышек саркофагов, расположенных уже не в пирамидах, а под землей, в гробницах

- в новом царстве ʼʼКнига мертвыхʼʼ обобщила всœе религиозные тексты двух предыдущих периодов, разработала категории этики на базе свободы выбора человека

Древнее царство (примерно ІІІ тысячелœетие до н.э.) было временем создания письменности, религии и большинства законов управления жизнью в Древнем Египте, временем открытия главных принципов художественного древнеегипетского творчества. Это был ʼʼзолотой векʼʼ Древнего Египта.

Вера в достойное продолжение земного пути за чертой смерти порождала заупокойный культ.

Художественные произведения считались не просто украшением жизни, а жизненным началом, в связи с этим произведения искусства воспринимались как носители вечной жизни.

Мемфис - столица Древнего царства, стал первым художественным центром в Древнем Египте.

Изобретения науки и техники в Древнем Египте:

- развитие астрономии: около 4320 года до н.э. в Египте был принят календарь в 365 дней, начинавшийся в день восхода наиболее яркой звезды Сириус. 30 суток равнялись 1-му месяцу, последние 5 дней года посвящались Осирису, Исиде, Гору, Сету. Календарь помогал подготовиться к разливу воды в Ниле, из этого же вырос религиозный культ Нила. Этим календарем мы пользуемся и доныне; в 461 ᴦ. Гай Юлий Цезарь добавил 366 день в високосный год, в 1582 ᴦ. папа Григорий III открыл, что 366-й день появляется в тех датах, цифры года которых делятся на 4, так появился ʼʼГрегорианский календарьʼʼ)

- развитие землемерия

- развитие медицины: врачи - это были маги и жрецы богини Сохмет, во главе всœех целителœей был бог Тот, богиня Тауэрт (в виде гиппопотама) была покровительница рожениц, богиня Нейт – покровительницей врачей, при храмах создавались ʼʼдома жизниʼʼ, в которых обучали жрецов-врачей; найдено 10 медицинских папирусов; первый известный придворный врач – Имхотеп (он же – архитектор Джосœера)

- развитие математики ( десятичная система ), развитие геометрии, Архимед изучал математику в Египте, мера длины – ʼʼлокотьʼʼ, он состоял из из 7 ʼʼладонейʼʼ, а ʼʼладоньʼʼ - из 4 пальцев, появились теории треугольника, степень и корень квадратный, было открыто число Пи – 3,14

- изобретение шадуфа – по принципу колодезного журавля.

Начиная с Нового царства, были сделаны следующие открытия в науке и технике:

- Папирус Эдвина – учебник анатомии и хирургии

- Древнейшие солнечные часы

- Первые клепсидры (водяные часы)

- Изделия из стекла

- Совершенная техника бальзамирования мумий

- День и ночь делили на 12 частей – разных зимой и летом

- Астрономия отражалась в египетской мифологии

- На внутренней стороне крышки саркофага – изображались карты звездного неба, чтобы помочь с ориентироваться душе умершего. Небесные тела – воплощение божества Нут = богиня неба, звезды = ее дети.

Древнеегипетская письменность:

- Ее создатель – бог мудрости Тот (он же - бог Луны, сын Ра), сам Тот изображался как человек с головой ибиса (это птица, типа цапли). Тот считался и богом времени, который разделил время на дни и месяцы, и вел летоисчисление; и богом мудрости, который создал письменность и счет, и научил этому людей, и автором священных книг, и покровителœем ученых, писцов, библиотек

- Иероглифическая письменность, иероглифы - это один знак или рисунок, обозначающий целое слово или понятие

- Писчий материал - папирус - ϶ᴛᴏ тропическое водное растение (≈ тростник), из стеблей папируса выделяли сердцевину, затем разделяли ее на полосы, затем их вымачивали, после это отбивали и превращали в лист, потом его скручивали, и он не мялся, потом листы соединялись в свитки до 40 м.

- Писали справа налево.

Расшифровал смысл египетской письменности в 1822 французский египтолог Жан Франсуа Шампольон. Ему помогла в данном надпись 196 ᴦ. до н.э. на Розетском камне (найденном в дельте Нила), сделанная египетским царем Птолемеем V на 3-х языках: греческом, древнеегипетском иероглифическом письме и демотическом письме древних египтян.

Иероглифическое письмо - иератическое письмо - демотическое письмо.

Иероглифическое письмо: Основа египетской письменности: иероглифы (это слово означает: ʼʼсвященныйʼʼ + ʼʼвырезанноеʼʼ). Один рисунок обозначал одно слово или понятие. Иероглифическое письмо всœегда сочеталось с росписью и рельефом. Писали справа налево тростниковой палочкой, красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение ”красная строка”).

Иератическое письмо: позднее употреблялась более удобная скорописная форма иероглифического письма, так называемое иератическое. Название походит с греческого ʼʼсвященныйʼʼ. Ввел это название также Климент Александрийский. Это священное письмо жрецов развилось приблизительно в III тысячелœетии до н.э. Возникновение иератического письма связывают с применением папируса как материала для письма. Сначала переписчики копировали формы иероглифов, высеченных на камнях, а со временем стали сокращать и совершенствовать некоторые знаки. Так и выработалась иератическое письмо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, хотя и походит от первобытного египетского, по качеству, однако, он было уже новым. Название этого вида письма ʼʼсвященнымʼʼ является условным, так как сфера его воздействия была намного шире и охватывала всœе стороны общественной жизни. С изобретением папируса изменяется не только внешняя форма иероглифов, но и их содержание. Постепенно значение иероглифов как идеографического письма – обозначение понятий, вещей в некоторых случаях заменяется хотя и примитивным, но фонетическим письмом. Для этого египтяне составили алфавит, но в нем совсœем не было гласных. Написать слово, напоминающее какую-то вещь, было просто, но когда оно не ассоциировалось с вещью, дело усложнялось. Тогда, плюс к сотне известных иероглифов, означавших слова, египтяне придумали еще 24 настоящих буквы. В египетском языке было очень много коротких слов, к примеру ʼʼпуиʼʼ - одеяло, ʼʼроʼʼ - рот, согласно новым правилам, рисунок рта также обозначал букву ʼʼрʼʼ.

Демоти́ческое письмо — одна из форм письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях. Название этого вида письма позаимствовано у Геродота (греческого историка), который назвал его народным письмом. Оно постепенно вытеснило иератическое письмо. Демотическое письмо употреблялось около 1200 лет. На протяжении этого времени оно изменялось и развивалось. Оно представляет собой упрощённый скорописный тип письма. Знаки писали горизонтально справа налево. Основные отличия демотики от иератики: сокращение общего числа знаков, увеличение количества слов, написанных алфавитными знаками, первые попытки передачи гласных звуков знаками, обозначающими согласные. Трудность прочтения демотических текстов состоит в том, что один знак с одной стороны имеет несколько значений, а с другой — несколько вариантов написания, сильно отличающихся друг от друга.

referatwork.ru

Культура Древнего Египта 3

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Общая характеристика искусства Додинастический период ИСКУССТВО ПЕРИОДА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА Архитектура Скульптура9 ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА Общая характеристика искусства Скульптура ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА Архитектура Скульптура Позднее время Литература СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделала великая цивилизация Древнего Египта. Здесь впервые на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. утвердился новый социальный порядок, возникла государственность. В религиозной сфере осуществился переход от первобытных примитивных форм к развитому пантеону богов, к обожествлению царской власти. Фундаментальные изменения произошли и в художественной культуре. Изобразительное искусство, архитектура, литературное творчество выделяются из материально-трудовой деятельности, ремесла и приобретают самостоятельное значение. В восточных деспотиях идейным содержанием искусства становится возвеличивание власти богов и царей, прославление мощи государства и незыблемости его основ. Эти тенденции закрепляются в возникновении строгих законов и традиций, утверждении канонов и художественных стилей, сохраняющихся на протяжении тысячелетий. В то же время это искусство не порывает с народной традицией, связано корнями с архаическим и мифологическим наследием прошлого.

 

Общая характеристика искусства

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила развивалась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Изучая искусство Древнего Египта, необходимо понять причины, определившие его своеобразие и неповторимость. Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла безграничная власть владык-фараонов и мощное влияние религиозных культов[1]. Древнеегипетская культура как бы вырастает из камня. Архитекторы и скульпторы использовали в своем творчестве различные породы камня, в том числе такие твердые, как гранит, диорит, базальт. Искусные мастера в совершенстве овладели этим материалом. Из камня сооружались гигантские пирамиды и храмы. Вес отдельных монолитов превышал тысячу тонн. Из камня создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений.Историю Древнего Египта и соответственно историю его искусства принято делить на следующие периоды: -              Додинастический период (IV тысячелетие до н. э.) -              Древнее царство (XXX—XXIII вв. до н. э.) -              Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.) -              Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.) -              Позднее время (XI—332 г. до н. э.) В традиционном, застывшем мире восточных царств ничего не менялось на протяжении сотен лет. Та же судьба была уготована и развитию культуры. Сложившиеся еще в глубокой древности правила, и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивалось раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом, и существовало поклоне­ние громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Художник был обязан следовать традициям, освященным авторитетом религии. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умерших царей и вельмож, ибо в них, согласно вере, могла вернуться душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела — статую, и поэтому скульптор в Древнем Египте назывался «творящим жизнь». Но эта жизнь творилась по раз и навсегда установленным правилам. В Древнем Египте существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев. Для работы применялись шаблоны и сетки, переносящие пропорции и контуры фигур людей и животных на стены храмов. Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения, связи с реальной жизнью, с чувствами и переживаниями человека, с народной традицией, хотя в массе своей это искусство было обезличено. История донесла до нас не много имен великих ученых и мастеров. Среди них имена Имхотепа, Хемиуна, Инени Сенмута и др., сыгравших выдающуюся роль в развитии культуры.

 

Додинастический период

Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысячелетий, период развития культуры. В это время шел процесс становления новой хозяйственной организации, новых социальных отношений, создания единого государства. В додинастический пе­риод Египет был разделен на отдельные карликовые государства — номы, где сохранялись родоплеменные воспоминания о тотемистических предках. Каждый ном имел своего предка-покровителя: кошку, крокодила, шакала и т. д. До нас дошли найденные в погребениях шиферные пластинки и керамика со стилизованными изображениями животных. Процесс развития общества находит свое отражение в новых мотивах искусства. Так, в более поздний период изображения зверопредков сливаются с культом богов и царей. Царь в образе могучего быка поражает своих противников. Боги Древнего Египта изображаются одновременно с чертами и зверя, и человека. Так, бог смерти Анубис изображается с головой шакала. Солнечный Гор — с головой сокола, бог знаний Тот — с головой длинноклювого ибиса и т. д. Такие изображения приобретают тематический характер, идет отбор способов и приемов фор­мирования художественного стиля[2]. В конце IV тысячелетия до н.э., к моменту создания единого египетского государства этот процесс в основном был уже завершен. На знаменитой шиферной плите фараона Нармера (или Менеса, 3000 г. до н. э.), запечатлевшей исторические события — победу царства Верхнего (Южного) Египта над царством Нижнего (Север­ного) Египта, мы видим основные правила изображения, на 30 веков ставшие каноническими. На двусторонних рельефах плиты, высотой 64 см, горизонтальными полосами изображены пять сцен, проставляющих победу фараона. Каждая сцена раскрывает эпизод общего замысла. На одной из них царь в короне Верхнего Египта убивает в битве своего врага, на другой — он уже в короне побеж­денного Нижнего Египта предает казни пленных врагов, и в образе быка разрушает неприятельскую крепость. Именно так теперь будут строиться все рельефы и стенные росписи Древнего Египта. Фигуры царя размерами многократно превосходят другие фигуры — такой прием подчеркивает могущество божественной власти. Эту же божественность выражает изображение на стеле царя в виде священного сокола — бога солнца Гора. Религиозно-мистическое содержание передается иллюзией объемного изображения фигур, в которые могла вселиться душа. Голова человека изображается в профиль, развернутые плечи — в фас, нижняя половина туловища и ноги снова в профиль. Художник изображает не то, что он видит реально, а то, что он знает об изображаемом, стремится выразить его сущность. Таким образом, рельеф Нармера как бы открывает новый период в истории Египта, когда наметившиеся тенденции в развитии культуры приобретают завершенность и цельность. После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой — фараоном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура). Еще большее значение приобрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.

 

Архитектура

В искусстве Древнего Египта архитектуре принадлежала ведущая роль. Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичей земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) — прямоугольные гробницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов. Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Не­далеко от древней столицы Египта города Мемфиса на западном берегу Нила в местечке Гиза высятся три великие пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основания — 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а ее поверхность была покрыта отшлифованными плитами из известняка. В сердце пирамиды находилась погребальная камера с мумией фараона, заключенной в гранитной саркофаг. Древние зодчие соорудили над усыпальницей несколько пустот с перекрытиями, равномерно распределявших колоссальную тяжесть каменной массы. Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Заупокойные храмы располагались на плодородном берегу Нила, оттуда дорога вела к пирамидам, на запад от которых начиналась безжизненная пустыня. Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м.

Скульптура

Канонические традиции определяли развитие и древнеегипетской пластики. Скульптура составляла неотъемлемую часть храмовых и погребальных комплексов. Человек изображался в статичных, фронтальных позах. Ваятели стремились создать впечатление монументальности, незыблемости, величавого спокойствия. Как правило, это либо стоящая с выдвинутой вперед ногой, либо сидящая на троне или на земле со скрещенными ногами фигура. Статуи окрашены в традиционные тона: мужские — в красно-коричневый, женские — в желтый цвет. Использовалась инкрустация с помощью драгоценных камней и металлов. Традицион­ность изображений объясняется их ритуальным предназначением. По верованиям египтян статуи могли служить вместилищем души усопшего человека. В то же время такая задача требовала от мастеров передать сугубо индивидуальные, реалистические черты каждого человека, создавая как бы двойника умершего. Ярким примером сложившегося стиля является статуя фараона Хафра наследника Хуфу. Царь изображен сидящим на резном каменном троне, поза его величава и неподвижна. Солнечный сокол Гор своими крыльями осеняет голову божественного владыки. Могучий фараон бесстрастно взирает на мир, ничто не может поколебать его власти, все прах у его ног. И все-таки это реальный человек, художник создал портрет, по которому мы можем судить о властном и непреклонном характере строителя второй великой пирамиды. Классическими образцами пластики Древнего царства могут служить статуи царевича Рахотепа, его супруги Нофрет, вельможи Ранорефа. Лаконичными, даже скупыми чертами передано ощущение ясности, спокойствия, умиротворения на пороге вечности[3]. Даже в рамках канона мастера древности стремились показать индивидуальность человека, раскрыть его внутренний мир, мир мыслей и чувств. Так, в портретной статуе царского писца Каи перед нами предстает образ хитрого, умного и осторожного слуги, готового немедленно выполнить волю господина. Его внимательные, широко распахнутые глаза, инкрустированные бронзой, алебастром, горным хрусталем,— настороже, раболепно, жадно ловящие слово или жест царя, рука занесена в готовности над свитком папируса. Другой тип предстает перед нами в статуе царского сына Каапера. Это плотный, даже тучный человек с мягкими округлыми чертами добродушного лица. Он уверенно и неторопливо идет, опираясь на посох, его голова высоко поднята в сознании собственного достоинства. В научный оборот эта статуя вошла под названием «сельский староста». Так назвали ее рабочие-арабы на раскопках, настолько реален и узнаваем был образ человека, жившего 5 тысячелетий назад. А портрет знаменитого зодчего Хемиуна, строителя великой пирамиды фараона Хуфу, представляет нам властного, умного, энергичного и даже жестокого человека, волею которого великий замысел бы воплощен в жизнь. Большую роль в искусстве Египта играли рельефы и росписи усыпальниц и храмов. И здесь были выработаны свои методы и приемы изображения. Использовался выпуклый барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Росписи делались по сухой поверхности минеральными красителями: охрой, сажей, тертым лазуритом, окисями меди. Иногда роспись создавалась с помощью заполнения специальных углублений цветными пастами. В рельефах и росписях сюжеты обычно располагались в виде фризов по поясам, последовательно рассказывая о том или ином событии. Также последовательно пояс за поясом располагались древние иероглифические тексты, врезанные в камень. Сама письменность служила своеобразным орнаментом, украшавшим поверхность стен. Перед нами последовательно проходят сцены сражений, охот, пиров и увеселений царей и знати. Мы видим и труд простых людей: земледельцев, скотоводов, рыбаков, кузнецов и мореходов. В настенных изображениях действуют те же каноны, выработанные еще в плите Нармера. Изображения фараона и богов имели большие размеры, чем изображения простых смертных, ракурс фигур воссоздает иллюзию объема. В то же время в изображении простых людей допускалось вольное обращение с предписанными правилами. В усыпальницах царей и вельмож были найдены так называемые «ушебти» — многочисленные статуэтки тех людей, которые должны были и после смерти служить своим господам: рабы, носильщики, музыканты, повара,— представляющие совершенно свободные, раскованные позы и жесты людей из народа, отличающиеся яркой выразительностью, эмоциональностью, движением. Многочисленные войны, восстания рабов, внутреннее перенапряжение и ослабление государства привели к кризису и гибели Древнего царства. В XXIII в. до н. э. Египет вновь распался на независимые области.

 

Общая характеристика искусства

Только в XXI в. до н. э. фараоны новой династии, выходцы из города Фивы в Верхнем Египте, смогли вновь объединить страну. Новые цари сделали свой родной город столицей государства. В окрестностях Фив начинают возводиться храмовые комплексы и усыпальницы фараонов. Новым словом в развитии египетской архитектуры стала усыпальница — храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н. э.) — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества. Храм представлял собой сочетание окруженных колоннами террас с возвышающейся в центре пирамидой, которая опиралась на скальное основание.На террасы вели широкие пандусы (пологие подъемы). Из долины реки к храму шла дорога длиной в 1200 м и шириной в 32 м. Новым в храмовом строительстве было и создание так называемых пилонов — монументальных трапециевидных башен, расположенных по сторонам главного входа в храм. Перед храмами и дворцами царей стали сооружаться обелиски с иероглифическими текстами. Это были монолитные сужающиеся кверху четырехгранные колонны с пирамидальным завершением. С укреплением власти фиванских фараонов, как выражение их претензий на наследие древних династий, делаются попытки возобновления строительства пирамид. Планировка пирамид и храмовых комплексов заимствуется со старых образцов. Однако сконцентрировать всю мощь страны для решения таких гигантских задач, как это было во времена Хуфу, фараоны Среднего царства были не в состоянии. Их пирамиды только по форме напоминают усыпальницы Древнего царства. Так, пирамида фараона XII династии Сенусерта I имела высоту всего 61 м. Основным строительным материалом был кирпич-сырец и сама пирамида держалась только благодаря внутреннему каркасу из каменных стен и каменной облицовке. До наших дней дошли только руины этих сооружений.

www.coolreferat.com