Древние узоры на окнах. Справочник | Лесоматериалы | Деревянное строительство
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Тамбовского края глазами школьников. Древние узоры на окнах


Деревянные узоры согревают душу 1

Горожане устают от окружающего их камня, и на природе, среди деревьев, им хочется обитать в доме из тёплого, дышащего материала. Это тем более обоснованно, что традиции деревянного строительства на Северо­Западе имеют тысячелетние корни. Старая резьба на исторических зданиях любовно реставрируется, но и на новых загородных домах из дерева всё чаще можно увидеть резные узоры, стилизованные под старину.

Всё чаще можно увидеть, что в качестве загородного дома используется деревянное строение — либо настоящая сельская изба, либо её осовремененная копия. Мода на деревянные загородные дома стремительно возвращается.

Весь мир в окошке

К сожалению, за последние лет деревянная резьба сдала свои позиции. Требования к утилитарности и дешевизне отделки отодвинули на задний план ненужные как будто украшения, хотя в тех районах, где традиционно была развита резьба, её продолжали делать — в небольших уже количествах.

Плотников, которые могли выполнять эту тонкую работу, осталось очень мало. И постепенно стали утрачиваться знания, которыми раньше обладали многие деревенские люди — что означают те или иные символы в резьбе. Нынче почти никто из хозяев домов с такими украшениями не знает, что это не просто деревянные завитушки, а повторение древних языческих символов.

Язык этих таинственных древних знаков теперь понимают только этнографы да реставраторы, археологи и художники. Но постепенное вырождение традиций началось ещё раньше — даже многие мастера, которые резали по дереву уже в XIX веке, лишь бессознательно копировали старые образцы.

А ведь в резных узорах можно увидеть весь мир древнего человека, как он его понимал. Дуга, полукруг — это радуга. Славяне верили, что радуга служила мостом между землёй и небом, от согласного существования которых зависело благосостояние и даже жизнь человека. Конечно, это не только славянская мифология, например, наши карелы — финно­угры по крови — сохраняют не менее интересную резьбу.

Если на доме мало резьбы, то она сосредоточена, прежде всего, на обрамлении оконных проёмов. Это делалось не столько для красоты, сколько для безопасности. Окна, в представлениях древних людей, не только соединяли жилище с «улицей», но и с потусторонним миром. Чтобы нечисть или дурной человек не могли ничего увидеть в доме, заглянув в него снаружи, проёмы и ставни покрывались «охранительными знаками» — оберегами.

От злых сил защищали, прежде всего, знаки с солярной, т. е. солнечной символикой — колесо с разным количеством спиц, но обязательно чётным. Но шестилучевое колесо было символом не только солнца, но и грозы. Колесо с шестью спицами часто помещали на причелинах (балках, закрывающих торцы матиц, потолочных балок). Считалось, что в такой дом не ударит молния.

Довольно часто встречаются изображения «бегущего» солнца: дугообразные линии внутри круга создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами. Не во всех районах Северо­Запада сохранились солярные мотивы, поскольку они довольно сложны в исполнении, проще сказать, где их много. В районе города Боровичи в Новгородской области множество деревянных домов украшено именно солярными символами.

Откуда львы и виноград на Севере?

Где солнце — там и земля. Символ земли, тоже часто встречающийся в орнаменте,— это ромб или квадрат, иногда разделённые на четыре части. Символом земли была и знаменитая Берегиня, Житная Баба, Рожаница, Макошь — это мать­земля, мать урожая, отголосок древнего матриархата. Изображалась она конусом с шариком сверху. Часто по бокам ей сопутствуют два символических всадника. Как оберег часто использовали изображение Змея — или несколько змеек в орнаменте, или один крупный по центру.

В резьбе нашли отражения и осадки: древние люди полагали, что дождь берётся откуда­то из бесконечных небесных запасов, хлябей небесных, и изображали его капельками — очень популярный до сих пор орнамент. Любопытно, что изображение солнца никогда не размещалось выше параллельных линий или узора из «городков»: хляби относились к «верхнему небу», а солнце и Луна ходили по «среднему небу».

Плотники использовали и растительный орнамент, и изображения животных. Например, на наличнике одного из валдайских домов можно увидеть сцену охоты — собаки бросаются на оленя. При этом в некоторых старинных городах и сёлах можно вдруг найти мотивы, характерные для других регионов,— видимо, мастера побывали где­то далеко, увидели красивый образец и разнообразили им свои изделия.

Связано это было и с переселением людей. Например, в карельском Заонежье можно увидеть порой избу с резьбой, характерной для Смоленской области, хотя на Смоленщине совершенно другой тип исполнения наличников. Заонежские русские часто используют такие узоры и мотивы, которые они могли подглядеть только в старинных книгах, ибо ни виноградных лоз, ни павлинов они видеть живьём не могли.

А у жителей Архангельской губернии были популярны птица Сирин и лев — тоже книжного происхождения фигуры. Их часто изображали на фронтонах домов возле чердачного окна.

На многих послевоенных домах, украшенных резьбой, в наличниках видна пятиконечная звезда. Конечно, такая звезда (пентакль) не была эксклюзивной выдумкой большевиков, но после Великой Отечественной войны она стала символизировать победу нашего народа над врагом. Хотя у египтян эта звезда называлась Звездой Изиды, а у германцев — символом Валхаллы (Валгаллы), славяне приписывали ей значение матери­земли и использовали изображение как амулет или оберег. Старинный символ легко вписался в послевоенное сознание людей, хотя его первоначальное значение уже никто не помнил.

Свастика — не от фашизма, а крест — не от христианства

Разумеется, в разных областях Северо­Запада резьба неодинакова — и дело не только в моде. Академик Вячеслав Орфинский, петрозаводский архитектор­реставратор, изучавший деревянную резьбу много лет, прослеживает, как меняется с юга на север характер резьбы. Если на юге Вологодчины (не говоря уже о нижегородских, ярославских и тверских деревнях) резные украшения, как правило, глухие, т. е. узор не прорезан насквозь и имеет вид барельефа, то чем дальше на север, тем «воздушнее» становятся деревянные детали.

По мнению Орфинского, это вызвано нехваткой света: северная природа сурова, солнца не так много, поэтому хочется создать иллюзию его присутствия. Важнейшее средство архитектурной выразительности в условиях Севера — именно ясно читающийся силуэт, поэтому и резьба подчинена той же задаче.

Ещё одна тенденция хорошо заметна при продвижении на север: узоры и детали становятся крупнее, геометрически более выражены. В Тверской области изобилие мелких деталей глухой резьбы подчёркивается в основном прокрашиванием их разной краской.

В северных регионах дома часто не обшивают, а обшитые не принято красить, а уж резьбу — тем более. Но крупные воздушные узоры на карельских и архангельских домах видно даже на общем сером фоне избы.

Очень любопытно оформление наличников и ставень. Кстати, ставни — деталь скорее южная, нежели северная (как и «резной палисад»). На севере дома стоят так широко друг от друга, что отгораживать забором пространство перед фасадом никому в голову не приходит, там если и огородят, то только плетнём огород от скота.

Глухие заборы, чтобы сосед не видел соседа,— это прерогатива южан. Так и со ставнями: чем южнее, тем сильнее хочется закрыться от жаркого солнца или от пришлых людей, тогда как на севере эти проблемы не считаются существенными.

При этом традиционная карельская резьба отличается от русской. Карелы используют те же мотивы, которые прослеживаются в народной вышивке — приверженность к определённым геометрическим решениям и их сочетаниям. Выразительнее всего именно карельские мотивы прослеживаются в украшении причелин и кистей.

Кстати, если причелина — это архитектурная деталь дома, которую можно украшать, а можно и так оставить, то кисть (иначе — полотенце, резная доска, спускающаяся с конька крыши) имеет сугубо декоративное назначение. Обе детали абсолютно нехарактерны для южных районов Северо­Запада. Узор на кисти содержит множество символов и оберегов, например, крест, вписанный в круг, просто крест, часто «солнышко» в разных видах (от многолучевого до фактически свастики).

Кстати, свастика — вовсе не символ фашизма, как думают многие, а гораздо более древний знак, к сожалению, теперь нагруженный таким отрицательным значением. И финно­угры, и славяне традиционно использовали символ свастики, о чём после Второй Мировой войны предпочитают помалкивать — даже национальные костюмы с такой вышивкой никогда не экспонируются в музеях, хотя есть в коллекциях.

Точно так же в карельской резьбе крест — не символ христианства, как уверяют не слишком образованные современные неофиты, а символ земледелия. А карелы все­таки народ, прежде всего, земледельческий, охота и рыболовство для них важный промысел, но отнюдь не главнейший. Да и христианизация здешних земель была довольно долго достаточно формальной: при наличии погостов и священников большая часть населения в быту придерживалась языческих обрядов.

Не каждое дерево станет узором

Очень важно оформление наличников, на это всегда обращают внимание. Хотя наличник — это всего лишь доска, которая должна прикрывать щель над окном (кстати, в северных районах окно, независимо от формы переплёта, одностворчатое, причём ещё в довоенное время окна часто не открывались, рама просто вынималась, а на зиму вставлялась вторая рама, тоже без петель).

Но и эту доску можно украсить самым причудливым образом. Любопытно, что многие северяне использовали абсолютно барочную форму наличников. Академик Орфинский объясняет это тем, что крестьяне ходили на заработки или по торговым делам в города и видели там каменные здания, поразившие их своей красотой, вот умелые плотники и захотели повторить эту красоту, но в дереве. Получилось очень своеобразно.

Причём, если русские старались повторить в дереве каменные детали как можно ближе к оригиналу, вплоть до изображения корон и орлов, то карелы и вепсы за коронами не гнались, но обязательно добавляли то ёлочку, то шишечку, то человечка для местного колорита. И практически не использовались в Карелии наличники, имеющие форму «мостика» — прикрывающие пространство и над окном, и по бокам сверху.

А вот в Новгородской, Псковской, Тверской областях такая «сливная доска» с глухой резьбой встречается очень часто.

Поскольку на Севере дома строили большие, то у них обычно бывал второй этаж. Зажиточные хозяева могли позволить себе балкон, который тоже оформлялся крайне затейливо — там и столбики кручёные (резьба, имитирующая металлическое кручение), и балясинки резные, и решётка со сквозным узором. Справным хозяином считался тот, кто в праздник мог выйти на свой балкон, чтобы это было видно с улицы. Верх зажиточности — это командовать своими работниками с балкона.

Во многих местностях Северо­-Запада лучшим материалом для резьбы считали сосну. Некрашеная, она со временем желтеет, приобретает медовый оттенок. Зато осина с возрастом темнеет и приобретает шелковистый серый блеск — осиновый лемех на главках деревянных северных церквей в солнечный день издали можно принять за металл.

Для резьбы применяли и липу — она мягкая, пластичная, но недолговечная. Дуб же для таких целей был слишком дорог, только если что­то оставалось в обрубках от строительства. А вот лиственницу использовали только на строительство, не на украшение: её древесина не гниёт, зато очень хрупка и легко колется, поэтому резные детали из неё не получаются.

Узор вырезают по целой отшлифованной доске. Доска эта не должна иметь сучков и повреждений, иначе проживёт такое украшение недолго, а то и вовсе расколется при изготовлении. К счастью, многие современные плотники знают все эти приёмы и хорошо наследуют традиции предков. Например, в селе Винницы Подпорожского района все знают дом плотника Радаева — мимо него равнодушно проехать невозможно. На вполне современной избе столько деревянных украшений, что она кажется сказочным теремом. Это своеобразная самореклама мастера и, надо сказать, весьма убедительная.

Но не только Радаев пропагандирует своим искусством старинную резьбу. В некоторых местностях, особенно в Вологодской области, где всегда была очень развита резьба, новые дома стали украшать старинными образцами, взятыми явно из книг. Традиции остаются с нами.

Текст и фото: Татьяна Хмельник, Александр Потравнов

«Землевладелец Северо-Запада» № 5 (65), 2011 г.

Похожие статьи:

www.zs-z.ru

Орнаменты домовой резьбы | Справочник | Лесоматериалы

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на  зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы.  Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке. 

 

Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы

 

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

 орнаменты прорезной домовой резьбы

 орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

 

Вертикальные орнаменты прорезной домовой резьбы

 

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

les.novosibdom.ru

Узоры на окнах - происхождение изморози

Узоры на окнах – откуда они?

Происхождение изморози на окнах

Все мы когда-либо засматривались рисунками, которые проявляются на окнах в морозные дни. Кажется, будто зима рисует какие-то замысловатые картины, узоры, передавая нашему взору все прелести своего времени.

Но, каким образом изморозь появляется на самом деле?

Процесс появления узоров достаточно сложный. Они появляются из водяного пара, который не могут до конца удерживать окна в связи с морозом. Кроме того, в деревянных окнах присутствуют щели, что увеличивает вероятность возникновения изморози. Частицы водяного пара замерзают на стекле в виде маленьких кристаллов, соединяясь они образуют на поверхности стекла узоры.

Любопытно, что самые первые кристаллы задерживаются на мелких неровностях стекла, им там проще закрепиться и потом уже к ним присоединяются другие. Друг к другу они чаще присоединяются вершинами.

Ледяные кристаллы соединяются между собой в разных направлениях, поэтому и получаются замысловатые, красивые узоры.

дельфины дельфин

xn----itbakdewdc2aggj5k.xn--p1ai

Деревянное кружево на окнах: тайны символики и своеобразие тамбовских наличников (продолжение) - Статьи школьников - Каталог статей

ГЛАВА 3

ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ

 

3.1 Наличник - охранный знак на «лице» дома

 Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице".[1]

Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Через окно в дом, считалось, должен проникать только солнечный свет, длинные лучи солнца « из окна в окно золото бревно». Все остальные проникновения через окно считались опасными для человека. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Отсюда множество сохраняющихся до наших дней примет: «Птица в окно влетит - к покойнику», «Дятел постучит носом по наличнику - к смерти или беде».

Существовало поверье о том, что в доме, где часто ссорятся, ангел, оберегающий семью, находится не в избе, а под окном. Отсюда запрет на выбрасывание мусора через окно. Русские крестьяне также считали, что  весть, полученная через окно, должна привести к кардинальным переменам в жизни, и  поэтому никогда не переговаривались через него друг с другом. Кроме того, существовало поверье, что события, происходящие под окном дома в момент рождения ребёнка, увиденные повитухой, определяют всю дальнейшую жизнь новорождённого.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке.

Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц. Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться  договариваться с ней. 

3.2 Символическое значение фрагментов резьбы

 

Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен - берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле (См. Приложение 5).

 А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни.

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят

3.3 Знаковое строение наличников

 

При всём разнообразии домовой резьбы, наличники можно до сих пор встретить не только в деревнях, но и в частном секторе городов. Стиль исполнения может быть совершенно разным, а может, наоборот – похожим, поскольку часто домовую резьбу выполняли «бригады» мастеров, живущих отхожим промыслов.  Начиная с XVIII века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Из сохранившихся элементов домовой резьбы  чаще всего привлекают внимание и сохраняются именно наличники, хотя при фотофиксации, конечно же, необходимо обращать внимание на весь комплекс домовой резьбы, включая ворота.

Устойчивые образы, символы и сюжеты мы можем найти в домовой резьбе, на прялках, посуде, орудиях труда, в вышивке и росписи. Данный список отнюдь не исчерпывающий, значение многих символов можно более или менее точно прочесть только в контексте. Ромб с точками - знак засеянного поля, знак плодородия. Ромб, заштрихованный прямоугольник - обозначение земли. Точки - семя, «запятые» - прорастающее семя. Лучи в кругу, круги, кресты - солярные знаки, восходящее или заходящее солнце может быть показано полукругом, бег солнца - искривленные линии внутри круга. Шестилепестковый знак в кругу - громовый знак. Кресты - огненные знаки. Волнистые линии - знаки вод (земных и хлябей небесных), дождь. Вода - символ небесного плодородия, урожая и пути "на тот свет", рубежа между мирами. Дерево, «елочка» - знак мирового древа. Конь - символ солнца, перевозчик солнца по дневному небу. Утка - перевозчик солнца ночью. Женская фигура - женское божество, на наличниках - охранительница и т.д. Рогатая женщина - богиня - рожаница, трансформированный образ небесной оленихи - подательницы благ. Птица - огненно-солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц - в том числе - символ брака. Знак змеи, имеет отношение к воде.[6]

3.4 Композиционное строение наличников

Каждый наличник, отличается композиционным своеобразием. Наличник состоит из определенных композиционных символов, отражающих модель мироздания:

небеса и небесные хляби - наличие в навершении наличника четкого обозначение "верхнего неба";

движение солнца по небосводу - отображение заката и восхода солнца, движение солнца по небосводу с использованием не солярных знаков;  средний мир - растительный и животный орнамент, символизирующий срединный мир, в котором обитают звери, люди и растения;

 подземная часть мира - движение солнца по "обратной" стороне земли; течение подводных вод. [3]

3.5 Структурное строение наличника.

Издавна в украшении наличников широко используются  накладные реечки, ромбы, кружочки, зубчики, применяется пропильная резьба. Сочетание пропильной резьбы и накладных элементов с общей хорошо продуманной формой придаёт наличнику чрезвычайную красоту. Наличники имеют определенную структуру, состоят из отдельных частей. Среди них основными являются:

двухскатное навершение - треугольное  навершение наличника, образующее фронтон; простые и сложные фронтоны;

арочное навершение - дуговое навершение самого наличника, когда фронтон имеет форму дуги; дуговое завершение самой рамы, вне зависимости от типа навершения наличника над рамой;

плоское навершение - верхние полочка-карниз;

многоярусное навершение - фронтон наличника из нескольких горизонтальных уровней; чаще — двухъярусное навершение наличника;

навесные детали - резные украшения в виде навесных деталей — "ушей" при навершении наличника, фестонов над колоннами (боковыми пилястрами) и "серег" под его карнизом;

боковые колонны - случаи, когда боковые колонны (пилястры) наличника принимают на себя большую часть смысловой нагрузки всего оформления;

ставни - оконные ставни, как часть наличника;

завершение - карниз - случаи, когда карниз (завершение наличника), богато украшен резьбой и несет смысловую нагрузку не менее чем навершение наличника. [2]

ГЛАВА 4

ОТРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ СИМВОЛОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА РУСИ В УЗОРАХ НАЛИЧНИКОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

4.1 Белый иней на окнах села Заворонежского

Наличники сел Тамбовщины отличаются своеобразием и в то же время несут единый символический смысл с наличниками других областей России. Чтобы убедиться в этом, постараемся сравнить доступные нам изображения наличников из сел Тамбовщины  и других регионов страны.

В узорах наличников села Заворонежского можно встретить повторяющиеся мотивы: травянистый орнамент, берегинь, знаки земли и плодородия, в отдельных фрагментах солярные знаки, очертания животных, змеиный узор (См. Приложение 6). Они сходны с наличниками из Ивановской области. В отличии от ядринских наличников тамбовские в большинстве однотонные, не разноцветные, преобладает белый цвет. Со слов жителей стало известно, что в основном все наличники в селе делал один мастер (самоучка) - Вячеслав Степанович Шелковников, этим объясняется их сходство.

Особенностью наличников села Заворонежское  является их ажурность, белый цвет придает воздушность, ощущение инея на окнах домов (См. Приложение 7).

Деревянные узоры наличников, украшения крыльца составляют единый ансамбль, объединенный общей символикой. Отличительной чертой заворонежских наличников является обязательное наличие солярных знаков. Я думаю, это связано с языческими верованиями народа, потому что символ солнца издавна считался символом плодородия, благополучия, домашнего очага.

В тоже время присутствуют и основные магические знаки: берегини, знаки земли, воды, огня, змеиные знаки. 

4.2  Простота со смыслом  наличников села Петровского

 Не так уж и далеко от села Заворонежского расположено мое родное Петровское. А наличники на окнах говорят – далеко. Заворонежское – пригород, наличники нарядные, парадные. В Петровском же немного другие формы и  символы: более крестьянские, ближе к земле, к солнышку. Оконные проемы, украшенные наличниками, шире и выше. Во всем чувствуется основательность, утяжеленность фрагментов и символов. Возможно, это связано с особенностями крестьянского быта, которому присуще желание сделать надежную и прочную вещь, которая будет служить веками. В тоже время их символика и внешнее оформление совпадает с  наличниками из Галича: есть и берегиня, и ромбы с точками, как знак земли, прослеживаются и змеиные мотивы. А в структуре петровских наличников часто встречаются резные украшения в виде навесных деталей — "ушей" при навершении наличника и "серег" под его карнизом. Основной формой наверший наших наличников, по моим наблюдениям, являются - двускатное и  плоское навершия.

 

4.3  Наличники помещичьего дома в селе Дубовом

 В селе сохранились наличники только на барском доме, сегодня в этом доме находится музыкальная школа. В наличниках на окнах этого дома отражена сила власти помещика и его места в жизни села. Но символика осталась та же, что и по всей Тамбовской области: солярные знаки (солнце с лучами), языки пламени или змеиный узор (См. Приложение 8). Но в отличии от наличников  других сел, исследованных нами, узор наличников двухцветный: бело-зеленый. И этим он схож с наличниками  из Тейково. По моему мнению, этот узор (солярный знак) выбран не случайно, с одной стороны - это  символ власти помещика, с другой - (змеиный узор) является отражением превосходства помещика над всеми жителями села. И, как и в селе Заворонежском, символика наличников перекликается  с  символами, использованными для  украшения крыльца

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Обобщая изученный материал, можно абсолютно точно сказать, что резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом.

 Наше исследование показало, какие отличительные черты имеют тамбовские наличники:

- тамбовские наличники в большинстве своем однотонные, преобладает белый цвет;

- особенностью наличников села Заворонежское  является их ажурность;

- отличительной чертой заворонежских наличников является обязательное наличие солярных знаков;

- основательность, утяжеленность фрагментов и символов наличников села Петровского;

- символика и внешнее оформление петровских наличников во многом совпадает с  наличниками из Галича;

- в структуре петровских наличников часто встречаются резные украшения в виде навесных деталей — "ушей" при навершении наличника и "серег" под его карнизом;

- основной формой наверший наших наличников являются - двускатное и  плоское навершия;

- в отличии от наличников  других сел, исследованных нами, узор наличников из с.Дубовое двухцветный: бело-зеленый. И этим он схож с наличниками  из города Тейково.

 Хочется верить, что материал, собранный в ходе исследования, позволил сохранить хоть частицу этой красоты и приоткрыл тайное значение таких вроде бы  обычных для нас символов и узоров на наличниках.

В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками  из городов, многие дома утрачивают свой первоначальный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не наяву, то хотя бы на фотографиях, чтобы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их прадеды.

isttambschool.ucoz.ru

Зимние узоры на стекле, нарисованные морозом

Каждую зиму можно наблюдать на окнах великолепные узоры, которые нарисовал мороз. Они очень разнообразны и замысловаты, таинственны и просто великолепны.

Как образуются ледяные узоры на стекле?

Воздух в помещении гораздо теплее, чем на улице, да и влажность ниже. Но вблизи стекла иной раз температура может быть ниже точки росы, то есть значения, когда пар начинает конденсироваться в росу. Образуются маленькие кристаллы льда и на окне появляются ледяные рисунки.

Почему ледяные узоры всегда разные?

Потому что изменчивы условия внутри комнаты и на улице: температура, влажность, давление, скорость ветра. Даже толщина стекла, и его чистота играют роль.

Сначала морозные узоры образуются по поверхности стекла, а когда их толщина станет настолько большой, что вывод тепла наружу замедляется, то ледяные узоры начинают расти в толщину.

«Растительные» узоры появляются при высокой влажности и постепенном понижении температуры.  Сначала стекло становится мокрым, а затем влага замерзает, образуя причудливые «заросли». Процесс начинается с нижней части стекла, поскольку там собирается больше воды. Да и рисунок там более крупный, а к верху он становится более мелким.

Если процесс охлаждения был быстрым, и влага не успела стечь вниз стекла, то «древесный» рисунок по всему окну будет одинакового размера.

Оконные стекла не могут быть идеально ровными и гладкими, на них почти всегда есть мелкие дефекты и царапины. Они-то и способствуют образованию другого морозного рисунка. Сначала кристаллики льда возникают вдоль царапины, образуя полоску, а затем от нее начинают ответвляться изогнутые стебли.

Раз морозные узоры на окне появляются при соблюдении некоторых условий, значит, если изменить их, то стекла останутся чистыми. Понизьте влажность воздуха или не допускайте сильного охлаждения стекла (сделать хорошую теплоизоляцию окна) и Мороз ничего не нарисует на вашем окне.

curious-world.ru

Кто расписывает ледяные узоры на окнах?. Мир вокруг нас

Кто расписывает ледяные узоры на окнах?

С давних времен не только в детских сказках, но и в понятии многих взрослых роль искусного художника, который зимой расписывает окна удивительными узорами, отводилась Деду Морозу. Кто же еще, как не добрый Дед Мороз, рисует на стеклах невиданные цветы и листья? Но ученые объясняют появление на стеклах узоров другим образом. Эти узоры – не что иное, как иней, который оседает на стеклах точно так же, как на кустарниках и деревьях. Ведь мы не удивляемся, когда видим пушистые ветки деревьев и говорим, что они покрыты инеем.

Как же образуется иней и почему на стеклах появляются такие красивые узоры? Мы уже знаем, что в воздухе содержится много влаги, она крошечными, незаметными для глаза капельками покрывает снаружи и оконные стекла, а когда наступают морозы, влага замерзает и превращается в кристаллики, разные по форме. Они и образуют на стеклах сложные рисунки. А разные маленькие и большие царапинки на стеклах, частицы пыли и пятнышки помогают инею делать на окнах сложные и красивые узоры.

Иногда мы видим, как иней летает в морозном воздухе, постепенно оседая на ветках, покрывая тропинки. Он бывает двух видов: гранулированный и кристаллический. Гранулированный иней получается, когда замерзает туман, а кристаллический – это замерзшие водяные пары, содержащиеся в воздухе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Узоры на окнах | Интересные факты, мифы, заблуждения

Узоры на окнах

Узоры на окнах

Почему появляются узоры на окнах?

Ребятишки, которые живут в районах страны, где правит настоящая холодная зима, частенько любуются инеем, образовавшимся на окнах. Иногда узоры столько красивы, что отдаленно напоминают замысловатые рисунки на деревьях и листьях.

Чтобы образовался иней на окнах – требуются специальные условия. Состав инея – это мелкие кристаллы замерзшей воды. При охлаждение воздуха, содержащего чрезмерное количество влаги, до точки замерзания начинает образовываться иней. Точка замерзания – соответственно ноль градусов Цельсия или 32 градуса по Фаренгейту. При охлаждении воздуха - количество влаги тоже становится меньше. Избыточное содержание воды дает конденсат на оконном стекле. Соответственно, при понижении температуры ниже нуля по Цельсию вода кристаллизуется, иными словами кристаллы льда полностью охватывает поверхность воды.Как появляются рисунки на оконном стекле в мороз? Первый фактор – собственная структура кристаллов, которая определяет рисунок. Другой фактор – различные внешние факторы на поверхности стекла – царапины, частицы пыли и потоки теплого воздуха помогают Санта Клаусу создавать замысловатые узоры на окнах.Белый иней, который частенько называют «изморосью», существует в двух видах: кристаллический и гранулированный. Кристаллический иней – образуется при помощи водяных паров воздуха. Гранулированный иней – просто замерзший туман. При этих процессах осуществляется переход из газообразного состояния в твердое, минуя жидкое.

Мороз – опасная штука для труженика села, так как может оказать пагубные последствия на урожай – будут погублены созревающие фрукты или почки на деревьях. Если углубиться внутрь происходящих процессов – то губителен вовсе не мороз, а его последствия – замерзание соков растений. Существует множество способов защитить свой урожай от заморозков. Например, укрыть растения плотной тканью, для сохранения их тепла, а также создать дымовую завесу в садах, при которой окутываются плотным дымом и деревья, и растения, и который позволяет сохранить их тепло, а сельчанину - урожай.

zablugdeniyam-net.ru