Древние славяне в древности. Вопрос 5: Славяне в древности, их происхождение.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Славяне в древности 2 (стр. 1 из 2). Древние славяне в древности


Славяне в древности, их происхождение.

История России уходит в глубокую древность. На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы и народы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя, ремесла и производства. О племенах и народах, обитавших на Восточно-Европейской равнине в древности, мы можем судить по археологическим памятникам, по этнографическим исследованиям, по топонимике.

О первых обитателях периода бронзового века в Северном Причерноморье - киммерийцах нам известно из сочинений древнегреческих историков, клинописных текстов Древнего Востока и Библии. В V в. до н.э., по свидетельству древнегреческого историка Геродота, они представляли сильный союз племен, заселивших степи Северного Причерноморья и Крым. От киммерийцев до нас дошли найденные археологами изделия из бронзы, черные лощеные сосуды, катакомбная и срубная культуры. Существует мнение о принадлежности киммерийцев к адыго-абхазской языковой группе.

С VII в. до н.э. началась греческая колонизация Северного и Восточного Причерноморья. Древние греки основывали свои города и колонии преимущественно в устьях рек, в удобных морских бухтах и прибрежных районах. Греческие города Ольвия, Херсонес (близ современного Севастополя), Феодосия, Пантикапей, Танаис и другие были центрами торговли, где шел оживленный обмен товарами земледелия, ремесел, рыболовства. Около 480 г. до н.э. в результате объединения греческих колоний на Керченском и Таманском полуостровах, на нижней Кубани и в Восточном Приазовье образовалось Боспорское государство со столицей Пантикапей (современная Керчь). Оно стало важнейшим экспортером в города Греции и Малой Азии хлеба, скота, рыбы, а также рабов. Ввозились вина, оливковое масло, ткани, керамика, оружие, ювелирные изделия. IV-Ш вв. до н.э. - время экономического и культурного расцвета Боспорского царства. Археологи на месте древних греческих городов раскопали остатки городских укреплений и улиц, отдельных построек и храмов. Обнаружено также много предметов греческого искусства: роскошные вазы, золотые украшения тончайшей работы .

Среди народов, населявших Причерноморские степи, особое место историки отводят скифам. Они пришли из Азии, затем расселились на северных берегах черного моря, а в VII-V вв. до н.э. заняли Среднее и Южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. У скифов было развито земледелие, скотоводство и ремесла, торговля. Скифские курганы донесли до нас памятники яркой и оригинальной культуры этого могущественного народа. Скифы по антропологическому виду принадлежали не к азиатскому типу, как считали многие исследователи, а к европейской группе, как показали последние изыскания. Поэт А. Блок в поэме «Скифы», ошибался, когда характеризовал их как «азиатов с раскосыми и жадными очами».

К началу новой эры в Южной Руси появляются сарматы - непримиримые соперники скифов. О них известно очень мало, лишь то, что они в истребительной войне одержали верх над скифами и заняли их земли Причерноморья и Прикаспия. По языку они принадлежали к иранской группе. Соприкосновение языка сарматов со славянским обогатило русский словарный запас. Под давлением других пришлых племен они оставили завоеванные земли. Их потомками, как считают этнографы, являются современные осетины.

В одно примерно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов. В IV в. до н.э. вождь готов Германарих путем завоевании образовал здесь первое исторически известное государство, основанное европейскими племенами. В его «царство» входили не только готские, но и соседние с ним народы Восточной Европы - эсты, мери, мордва, а также венеды (так в начале нашей эры называли славян).

Государство готов просуществовало недолго. Оно пало под ударами гуннов. Массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. дало толчок так называемому Великому переселению народов. Нашествие гуннов открыло печальный ряд опустошительных вторжений многочисленных азиатских племен в Россию.

Кочуя между Волгой и Дунаем, гунны образовали обширное, но непрочное государство. Наибольшего могущества гунны достигли в правление Аттилы. Под его главенством гуннские орды ворвались в Европу, опустошая все на своем пути. После его смерти держава гуннов была сломлена внутренними междоусобицами и восстаниями подчиненных им европейских народов. Гунны были отброшены за Днепр, и само их государство исчезло. В памяти европейских народов они остались «племенем, превосходящим всякую меру дикости».

В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников - авары. Аварскому нашествию подвергались южные области восточных славян. Поработив часть славянских племен, авары («обры») жестоко их угнетали. Они совершали набеги на Византию, на германские племена. На исходе VII в. авары были разгромлены франками. В начале X в. покорены венграми и исчезли. Русский-летописец с удовлетворением записал, что вскоре авары «погибоша вся», а на Руси стали говорить «погибоша аки обре» (погибли как авары). «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам...» Этими пушкинскими строками ограничиваются у большинства русских людей знания о хазарах. Кто же такие хазары? В VII в. из Азии пришли новые кочевые тюркские племена - хазары. Они образовали государство - Хазарский каганат. Это было самое крупное государство в Восточной Европе того времени, занимавшее все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. В результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из могущественных держав. На несколько столетий она стала опасным соседом восточных славян. В руках каганата оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы, в том числе «из варяг в греки». Огромная дань, собираемая с покоренных народов, и пошлины, взимаемые с торговцев, обеспечивали процветание и благополучие этого государства. Этнически Хазария представляла собой конгломерат тюркских и угро-финских народов, ведущих полукочевой образ жизни. В VII в. в Хазарии осели иудеи, бежавшие из Византии. В Хазарии было построено несколько крупных городов: Беленджер на реке Сулак, Семендер (возле современного Дербента), Итиль (столица) на Волге, Саркал и др. Хазары занимались скотоводством, земледелием, а также совершали опустошительные набеги на соседей. Во главе Хазарского государства стоял каган, власть которого держалась на военной силе и слепом почитании В первой половине VIII в. хазарская знать и сам каган приняли иудейскую веру. Постепенно Хазарское государство превратилось в паразитическое, живя исключительно за счет посреднической торговли, сбора дани с проезжавших через территорию Хазарии купцов (с них брали 1/10 часть стоимости товара). Значительной статьей дохода была работорговля. Набеги на соседние, преимущественно славянские земли давали хазарам большое количество рабов, которых купцы продавали по всему миру.

В X в. Хазарский каганат был разгромлен русской ратью. Хазария по существу прекратила свое существование как сильное государство. С ее падением движение народов с Востока усилилось. В южнорусских степях появились новые азиатские народы: печенеги, половцы позднее татары,.

Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия Азия посылала на Европу кочевое племя за другим. Кочевники держались черноморских степей, не заходя на север, в лесные пространства. Восточные славяне в течение многих веков вели с кочевниками постоянные войны.

К концу X столетия на Восточно-Европейской равнине образовалось государство, называвшееся в то время Русью или Русской землей. Его населяли племена восточных славян. Сегодня никто уже не может сказать, когда появились они в Европе. Но в начале первого тысячелетия славяне входили в число европейских народов.

История древних цивилизаций теснейшим образом была связана с развитием окружающих их кочевых, полукочевых и оседлых племен, населявших обширные пространства Европы, Центральной Азии и Сибири. Среди них были и славяне. Первые сведения о «великом народе венедах» (так называли древних славян) появились в трудах римских историков Плиния (77 г. н.э.) и Тацита (98 г. н.э.). Одним из древнейших мест обитания славян был бассейн верхнего и среднего течения Вислы и области к востоку от нее. С конца IV в. европейские племена оказались вовлечены в крупные миграционные процессы, получившие название Великого переселения народов.

О развитии восточных славян накануне образования их государства в IX в. рассказывается в древнейшей русской летописи - «Повести временных лет» (XII в.). Летопись повествует о расселении славян в Восточной Европе. В районе Киева жили поляне. Их соседями на западе были древляне, проживающие в лесистой местности, на юге -уличи, на севере - северяне. В бассейне верхнего течения Оки селились вятичи, в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины и Псковщины кривичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (будущие новгородцы). Летописные источники свидетельствуют, что по уровню развития эти племена отличались друг от друга. Особое место в них отводится полянам. Территория, на которой проживали восточные славяне, получила название «Русь».

Вопрос о происхождении наименования «Русь» имеет различные толкования. Так, в отдельных летописях «Русь» обозначает все земли восточных славян, подвластные Киеву. По мнению некоторых исследователей, такое понимание термина - свидетельство того, что распространение названия «Русь» шло вслед за властью Киева и в итоге охватило весь восточно-славянский мир. Есть и иная точка зрения: термин «Русь» имеет неславянское происхождение, а происходит от скандинавского глагола «грести» и первоначально означал гребцов, мореходов. При заимствовании термина в прибалтийско-финские языки он стал звучать «Ruotsi» (или Rotsi), а при передаче его славянам он приобрел закономерную форму «Русь» (для сравнения: финское «Suomi» - в древнерусском языке превратилось в «Сумь»).

Основным занятием восточно-славянских племен было земледелие. Природно-климатические условия Восточно-Европейской равнины (суровый климат, недостаточность плодородной почвы и др.) способствовали экстенсивному развитию сельского хозяйства. На севере господствовала подсечно-огневая система. Деревья сначала подрубали, а после их высыхания на корню выкорчевывали и сжигали. Зола служила удобрением. В южных районах (в лесостепях) существовала залежная система или переложная. Участки, где сжигалась трава, засевались в течение двух-трех лет, а затем после истощения почвы оставлялись и земледельцы переходили к освоению новых территорий. При лесном перелоге земля отдыхала 10-15 лет, при залежной системе 2-4 года.

Археологические данные дают возможность судить об орудиях труда восточных славян. На севере это были топор, мотыга, соха, взрыхляющая почву. В южных районах использовали деревянное рало, а затем деревянный плуг с железным лемехом. Наряду с земледелием славяне занимались скотоводством. Большим подспорьем в их хозяйстве были охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Успешно развивались различные ремесла: кузнечное, гончарное, строительное и др.

Значительную роль в жизни сельского населения играла община( мир, вервь) Это объясняется низким уровнем производительных сил, необходимостью огромных затрат труда. Община нужна была и как «колонизационная хозяйственно-социальная единица» для освоения диких лесных массивов или степей. Колонизация требовала постоянной взаимопомощи. Постепенно происходит перерастание родовой общины в сельскую (соседскую). Общинников объединяла теперь прежде всего общность территории и хозяйственной жизни, а не родство. Каждая община владела определенной территорией, на которой проживало несколько семей. Все владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь представляли собой личную собственность. В общем пользовании находились земля, луга, водоемы, промысловые угодья и др. Пахотная земля и покосы делились между семьями. Именно с этого времени складываются крепкие общинные традиции, влияющие на развитие России на протяжении многих веков.

В IX в., т.е. накануне образования Древнерусского государства, на Руси было не менее 24 крупных городов: Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль, Муром и др. Среди них был и Киев. Летописное свидетельство о его основании относится к VI в. В «Повести временных лет» рассказывается о легендарном основателе Киева Кие, его братьях Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Некоторые города возникали как укрепленные пункты. Они основывались на холме, при слиянии двух рек, что обеспечивало определенную защиту от врагов. В других городах отчетливо проступали черты ремесленных поселений. Часть городов строилась на торговых путях. Основной торговой дорогой того времени стал путь «из варяг в греки». Этот путь проходил из Скандинавии в Византию; он шел через Финский залив по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхову в озеро Ильмень и по реке Ловать, потом мелкими речками и «волоком» он шел к верховьям Днепра и по Днепру - в Черное море. Другой важный путь шел на юго-восток по Волге в землю волжских болгар и Хазарское царство, а далее - в Каспийское море.

В VII-IХ вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя. Формировались племенные княжества, объединившиеся в союзы, которые насчитывали 120-150 отдельных племен. Каждое племя состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию. Таким образом, это были уже территориально-политические образования. Форму общественных отношений славян в VII-VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; народное собрание (вече) как высший орган власти, всеобщее вооружение населения. Во главе племенных союзов стояли князья, которые вышли из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин).

Славяне исповедовали язычество, которое возникло еще во времена палеолита. Они обожествляли землю, солнце, реки, явления природы. Важнейшими богами славян были: Род - творец и господин вселенной, Перун - бог грозы и войны, Даждьбог (Ярило, Хорс) - божество солнца, Велес - бог скота, Сварог - бог огня, Мокошь - богиня земли и плодородия и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что наши предки, являясь частью мира европейских народов, активно взаимодействовали с ними. Общественно-политические процессы, которые происходили там, заставили их мигрировать на восток и север. В процессе продвижения, находясь на более высокой ступени развития, славяне сумели ассимилировать балтийские и финские племена. Колонизация совпала с разложением родового строя, формированием особенностей хозяйственной и политической жизни.

studfiles.net

Восточные славяне в древности кратко в таблице

Восточные славяне в древности представляли собой объединенную группу народностей, которая включала в себя тринадцать племен. Каждое из них имело свои особенности, место расселения и численность.

Племена восточных славян

Приведенная ниже таблица “Восточные славяне в древности” даст общее представление том, какие народности входили в эту группу и чем они отличались.

Племя

Место поселения

Особенности (если есть)

Поляне

У берегов Днепра, к югу от современного Киева

Самое многочисленное из всех славянских племен, составили основу населения древнерусского государства

Ильмены

Новгород, Ладога, Чудское озеро

Арабские источники указывают, что именно они образовали первое славянское государство, объединившись с кривичами

Кривичи

В верховьях Волги и на севере от реки Западная Двина

Полочане

На юге от реки Западная Двина

Незначительный племенной союз

Дреговичи

Между Днепром и верховьями Немана

Древляне

Южнее Припяти

Волыняне

В истоках Вислы, на юге от древлян

Белые хорваты

Между Вислой и Днестром

Дулебы

На востоке от белых хорватов

Самое слабое славянское племя

Тиверцы

Между Днестром и Прутом

Угличи

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Местность, которая прилегает к Десне

Радимичи

Между Днепром и Десной

Присоединены к древнерусскому государству в 855 году

Вятичи

Вдоль Оки и Дона

Предок этого племени – легендарный Вятко

Карта расселения славян

Рис. 1. Карта расселения славян.

Основные занятия восточных славян

Главным образом они возделывали землю. В зависимости от района использовался этот ресурс по-разному: так, на юге с его богатым черноземом землю засевали пять лет подряд, а потом переходили на другой участок, давая ей отдохнуть. На севере и в центре сначала приходилось вырубать и сжигать лес, и только потом выращивать на освобожденной площади полезные культуры. Плодородным участок был не больше трех лет. Выращивали в основном зерновые культуры и корнеплоды.

Занимались славяне также рыболовством, охотой и бортничеством. Было достаточно развито стойловое скотоводство: они держали коров, коз, свиней, лошадей.

Очень важную роль играла в жизни славянских племен торговля, которая велась по знаменитом пути “из варяг в греки”. Основной “денежной единицей” служили шкурки куниц.

Общественный строй восточных славян

Социальное устройство не отличалось сложностью: наименьшей единицей была семья, которую возглавлял отец, семьи объединялись в общины под руководством старейшины, а общины уже составляли племя, важные вопросы жизни которого решались на народном собрании – вече.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

Народное вече

Рис. 2. Народное вече.

Система верований восточных славян

Это было многобожие или, иначе, язычество. У древних славян существовал пантеон божеств, которым они поклонились. В основе верования лежал страх или преклонение перед природными явлениями, которые обожествлялись и олицетворялись. Например, Перун был богом грома, Стрибог – богом ветра и так далее.

Статуя Перуна

Рис. 3. Статуя Перуна.

Восточные славяне проводили обряды на природе, храмов они не строили. Вытесанные из камня статуи божеств ставились на полянах, в рощах.

Также славяне верили в духов, таких как русалки, домовые, лешие и т. п., что впоследствии нашло отражение в фольклоре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали кратко о восточных славянах в древности: племенном делении и территориях, которое занимало каждое племя, их особенностях и основных занятиях. Узнали, что главным среди этих занятий было земледелие, типы которого отличались в зависимости от местности, но важными были и другие, такие как скотоводство, рыболовство и бортничество. Уточнили, что славяне были язычниками, то есть верили в пантеон богов, а их общественный строй основывался на общинах.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Славяне в древности 2

1. Происхождение славян

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур

.

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода).

В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры.

2. Расселение восточно-славянских племён

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине.

  • На Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу - древляне.
  • На р. Припять - дреговичи (от "дрягва" - болото).
  • На р. Сож - радимичи.
  • В районе Смоленска и севернее - кривичи.
  • На Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене.
  • На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) - вятичи.
  • На юго-западе (зап. Украина) - уличи, тиверцы, волыняне.
3. Занятия древних славян

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет.

Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охоились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.

4. Общественный строй восточных славян

В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской

. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.

Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя. Слово "князь" происходит от общеславянского "кнез", означающего "вождь". Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись ("Повесть Временных лет") называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.

5. Возникновение государства

Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. "Варяжская легенда", изложенная в летописи, рассказывает, что словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти "на греки" и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.

На основе легенды возникла в XVIII в. норманская теория. Она утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе). Русские ученые-монархисты на основе норманской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России - в результате мирного добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России - мирными.

Некоторыми западными, в основном немецкими, учеными XIX в. норманская теория использовалась для того, чтобы объявлять славян неполноценным народом, не способным самостоятельно создать государство. В середине ХХ века эти утверждения взяла на вооружение гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполноценными.

В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм - стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М.В. Ломоносов. В современной науке крайности норманской теории почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе уже не пишут о том, что славяне получили государственность извне. В то же время и большинство российских авторов считает, что первыми князьями действительно были варяги. Правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами, или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье).

Большинство ученых признает:

  • историчность Рюрика,
  • вымышленность Трувора и Синеуса,
  • варяжское происхождение первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги), имена которых - явно скандинавские (Хельг, Ингварь, Хельга).

В то же время, в современной науке существует единое мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Норманны находились на той же стадии развития. Скорее всего, враждующие племена призвали их как нейтральную силу, способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждующих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, следовательно сама эта форма власти у славян уже существовала.

6. Киевская Русь при первых князьях

Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается вокняжение Олега - 882 г. Правление Олега продолжалось с 882 по 912 гг. Олег подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками.

Киевский князь правил, опираясь на дружину. В IX - XI вв. дружинники являлись не слугами, но вассалами князей. Вассальные отношения подразумевают взаимные обязанности вассала и сюзерена (сеньора). Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным. Именно дружине принадлежала инициатива повторного похода Игоря к древлянам за данью. Дружина вынесла решение отказаться от боя с византийцами в 944 г. и ограничиться предложенным выкупом. При заключении договоров с Византией клятву приносил не только князь, но и его дружинники.

Дружина делилась на старшую - бояр, и младшую - гридей (детьцких). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые воинами.

Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени - полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья) . Киевский князь выезжал на полюдье в ноябре, когда установливался зимний путь, и возвращался в Киев весной, к моменту вскрытия рек. Собранная дань в ладьях отправлялась вниз по Днепру и морем - в Константинополь (по пути "из Варяг в Греки" ). Киев располагался ниже впадения притоков в Днепр, поэтому через него везли все товары в Византию. Это позволило Киеву добиться преобладания среди русских городов.

Русь экспортировала в Византию меха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие.

Подчинение восточнославянских племен власти Киева оставалось еще непрочным. После смерти Олега некоторые племена (например, древлян) пришлось подчинять вторично. Подчинение вятичей произошло при Святославе, а окончательное подчинение радимичей - лишь при Владимире I.

Дань вначале не была регламентирована. Это вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 г. древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань. (Руководил восстанием племенной древлянский князь Мал, предложивший вдове Игоря Ольге выйти за него замуж). После подавления восстания Ольга регламентировала сбор дани, установив ее размеры - уроки, и места сбора - погосты. Так рядом с первой формой взимания дани - полюдьем, возникла вторая: повоз.

mirznanii.com