Древние русские народные обряды. Русские народные праздники и обряды и их традиции для детей и взрослых
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Праздники, обряды и традиции русского народа. Древние русские народные обряды


Обряды русского народа (старинные русские обряды)

Согласно летописной хронике, финно-угры, северные славяне и балты объединились под властью Рюриковичей в 862 году. Спустя 20 лет, в 882 году, князь Олег покорил Киев, тем самым создав объединенное государство Киевская Русь.

До принятия христианства основным верованием славян было язычество. Именно с такой точки зрения на устройство мира складывались обряды на Руси. Тогда русский народ верил в существование домовых, водяных, русалок и прочих сказочных существ, при этом верховным божеством был бог грома и молний Перун.

Огромную роль в жизни русского населения играли природные явления, такие как весеннее, летнее и зимнее солнцестояния. Помимо этого, особое значение имели обряды древней Руси, связанные с проводами воинов в походы, похоронами, свадьбами, началом и окончанием полевых работ. К IX столетию большинство европейских государств приняли христианство, тогда как на Руси в качестве религии оставался языческий культ бога Перуна. Крещение русского народа произошло в 988 году в период властвования Владимира Святославича (Владимира Красное Солнышко).

Язычество в современной России встречается очень часто, причем многие традиции той эпохи соблюдаются с невероятной точностью.

С той поры многие обычаи и традиции русского народа изменились, однако старинные русские обряды встречаются и сегодня. Люди не смогли в полной мере отказаться от язычества, хоть государство и стремилось всеми силами его искоренить. В современной России остаются пережитки изначальной религии славян, и встречаются они повсеместно.

Старорусские обычаи и традиции — как повторить?

Четких правил соблюдения старорусского обычая не существует, так как в каждом русском городе обряды проводились по-своему. Каждый обряд и обычай имел свои особенности, однако многие из них подзабылись, так как ни в одной летописи не содержится четких описаний проведения того или иного обряда. Все правила передавались в народе из поколения в поколение, иногда, формируясь в пословицы и поговорки.

Поскольку традиции и обряды русского народа неразрывно связаны с природными явлениями, то и главной атрибутикой для проведения старорусских обрядов являлись и являются предметы и приготовления, символизирующие те или иные природные составляющие. Так, огромной популярностью пользуются у славян блины — выпечка, символизирующая собой главное Небесное Светило. Таким блюдом сопровождаются не только основные весенние праздники, когда природа обновляется, и Солнце начинает согревать землю своими лучами. Блины также являются главным поминальным блюдом.

Большинство обрядов сопровождается разжиганием костров, песнопениями, хороводами и колядованием.

В утренние часы праздничного дня люди посещают церковь, ставят свечки и молятся Господу Богу, затем отправляются домой или на природу праздновать. Большинство церковных праздников сопровождается запретом на любую деятельность, в особенности большим грехом считается трудовая деятельность. Чаще всего обряды русского народа связаны с приготовлением каких-то особенных специальных блюд.

Обряды древней Руси от «Святок» до Нового года

Древнерусские традиции предполагают открытие годового цикла обрядов в «святочные» дни. Новогодняя ночь являлась непревзойденным временем для гаданий о судьбе и будущем урожае. Наиболее подходящими другими гадательными ночами являются ночь перед Рождеством и 12 «святочных» ночей вплоть до Крещения. В эти дни большой популярностью пользуется так называемое колядование — сбор ритуального угощения в посещаемых домах.

Многочисленные традиции русского народа неразрывно связаны с природными явлениями.

felomena.com

Обряды и обычаи в русском фольклоре

Культура русского народа богата традициями, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому сохранились древние традиции и обычаи. Русский народ в своем большинстве придерживается христианского вероисповедания его православной конфессии, ценности которой отражаются в народном творчестве. Вся жизнь русского народа подчиняется незыблемым традициям и обычаям своего народа.

Русский фольклор - обряды и традиции Русский фольклор - обряды и традиции

Русский фольклор

Русский фольклор

Фольклор - это устное народное творчество, которое складывается их обрядов и обычаев любого народа В народном фольклоре переплетаются религиозные и обыденные, бытовые обычаи и поверья народа.

Русский фольклор Русский фольклор

Крещение

Крещение - традиции

Это обязательный в православии обряд, по которому принято крестить, то есть принять в лоно церкви всех новорожденных детей. При обряде крещения должны кроме родителей присутствовать крестные мать и отец, в обязанность которых входило духовное наставление ребенка по мере его взросления. Мать ребенка загодя приготавливала крестильную рубашку и нательный крестик, а крестная мать дарила ребенку иконку с изображением святого покровителя. По православному обычаю ребенка при крещении нарекали именем святого, которое было в Святцах в день крещения ребенка.

Обряд Крещения
Обряд Крещения

Подарки на крестины

Приглашенные на крестины гости дарили ребенку памятные подарки, а родители готовили стол с богатым угощением. Мать ребенка хранила крестильную рубашку и бывало, что в этой крестильной рубашке крестили всех последующих в семье детей. Когда ребенку исполняется год крестная мать дарит ему серебряную или золотую ложечку «на зубок», которая хранилась в семье как семейная реликвия. 

Крестины ребенка Крестины ребенка Совет

Если вы крещенный, то по всем вопросам по соблюдению обычаев и традиций обратитесь к своему духовнику.

Как соблюдать бытовые обрядовые традиции?

Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции. Просто обратитесь к первоисточникам.

Быт на Руси
Быт на Руси

Русская свадьба

Традиции русской свадьбы

Свадебные гулянья обычно происходили между постами, в основном осенью после окончания страды в полях или зимой в так называемый «свадебник» - время от Рождества до Масленицы. После того, как уже определилась пара из будущего жениха и невесты, по традиции проводился Сговор, на котором родители жениха и невесты оговаривали все условия для заключения брачного союза. Родители сговаривались, что они дадут молодым для обзаведения собственного хозяйства, где молодые будут жить. Обряд бракосочетания происходил только через венчание в церкви. Венчаться могли только крещеные и только одного вероисповедания. Если кто-то из будущих супругов исповедовал другую веру, то непременным условием был переход и крещение его в православие. 

Русская свадьба Русская свадьба !!!Важно!!!

Будущие супруги перед алтарем дают клятву самому Господу Богу, поэтому развод венчанных пар был практически невозможен.

Перед венчанием

Перед венчанием жених и невеста должны были поститься 7 дней, а в день венчания совершить таинство причащения. В венчальном обряде использовались иконы Спасителя и Богородицы Родители молодых для венчания должны были подготовить свечи, рушник и венчальные кольца. На венчании присутствовали со стороны жениха шафер, а со стороны невесты ее подружки. 

Причащение перед венчанием Причащение перед венчанием

После венчания

После венчания на пороге дома, уже молодых, родители встречали хлебом-солью и зорко следили кто из молодых отломит больший кусок от каравая. Считается, что тот, кто отломит больший кусок, будет главенствовать в семье.

Встречают с хлебом и солью Встречают с хлебом и солью

Гуляние

Для приглашенных гостей готовится щедрое угощение, а гостей перед тем, как усадить за стол вели показывать приданное невесты, что являлось гордостью и символом богатой невесты. Чем больше белья, посуды в приданном, тем богаче считается невеста и тем благосклоннее принимается невестка в семью мужа. Гуляние на русских свадьбах может продолжаться от трех дней до недели. 

Гуляния Гуляния

Обычаи и обряды в русском фольклоре

Знание и следование национальным обычаям дают русскому человеку ощущение причастности к своим корням, что очень ценится в традиционной русской культуре. Особо чтимые русские фольклорные традиции ярче всего проявляются в праздничные дни: Масленицу, Пасху, Рождество, Святки, день Ивана Ку палы - это особо чтимые праздники, которые относятся к календарным праздникам. Крещение, свадьба и похороны относятся к бытовым обрядовым традициям. 

Обычаи и обряды русского фольклора
Обычаи и обряды русского фольклора Вывод:

Церковь наиболее прочно и традиционно соблюдает все обычаи и традиции, присущие православной конфессии. Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции.

История русского фольклора

www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Особенности проведения русских народных праздников, пришедших с давних времен

русские народные праздникиВ России по сей день с любовью сохраняются старинные обряды и регулярно отмечаются русские народные праздники. И, хотя и не существовало в древности специальных детских празднований, ребятишки обязательно принимали участие во многих из них и играли свою особенную роль. До нас дошли как православные, так и еще более далекие языческие традиции.

Праздники, почитаемые на Руси

народные гулянияИздревле россияне жили, ориентируясь на целых три календаря:

  1. Природный.
  2. Языческий.
  3. Христианский.

Каждый из них одарил своими великими и интересными праздниками, но со временем многие из них слились. Это произошло с приходом христианства. Так, например, Рождество слилось с колядой и со святками. Вот основные праздники, почитаемые на Руси, своеобразный народный календарь.

Стоит заметить, что праздников значительно больше, но они менее известны (по-новому).

  • 6-7 января – Рождество. Коляда.
  • 7-19 января – Святки.
  • 15 февраля – Сретение.
  • Конец февраля – начало марта – Масленица (плавающая дата).
  • 22 марта – Сороки.
  • 7 апреля – Благовещение.
  • Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка.
  • В ночь с 23 на 24 июня – Ивана Купала.
  • 2 августа – Ильин день.
  • 28 августа – Спожинки.
  • 14 сентября – Семен Летопроводец.
  • 27 сентября – Воздвижение.
  • 26 октября – Большие Осенины.

Многие из них имели общие черты. Нельзя было выполнять сложную работу. Должна была быть кругом и во всем чистота. И дом приводили в порядок, и душу. Не допускались ссоры и вражда. Говорить следовало только о хорошем, никаких дурных вестей. Нарушившего это правило могли и выпороть. Наряжались во все самое лучшее, и стол заставляли самыми вкусными яствами.

Зимние обряды и торжества

масленичние гулянияВ декабре людям уже можно было отдохнуть от тяжелых работ и стоило подумать о более приятной весенней подготовке к новым делам. Любили наши предки 25 декабря (Спиридон-солнцеворот). В ночь на него по их верованиям сходили к людям их предки в образе духов- святок.

Отсюда и название этого многодневного праздника. Обычай запрещал всякий негатив в отношении друг друга. Вечер же накануне Рождества – сочевник (сочельник) должен был быть постным до сияния первой звезды на небе. С наступлением заката начиналась тихая семейная трапеза.

Маленькие крестники бежали в гости к своим крестным с поздравлениями и кутьей, а те кормили их всякой вкуснятиной и дарили денежку. Этот праздник завершался рано.

Следующее утро принадлежало полностью детям. Не обходилось без шума и веселья. Стайки ребятишек ходили по домам и избам, неся звезду величиной в аршин, вертеп – ящик с двумя ярусами и выпиленными из дерева фигурок библейских героев. Они славили Христа песнями и стихами. Веселые славельщики носили с собой еще и корзинки для пирогов и сладостей, которыми их наделяли хозяева домов.

Была и заветная тарелочка, куда щедрые крестьяне и горожане клали монетки для ребят. Такие шествия шли до полудня, потом взрослые приступали к славлению. Эта традиция была у всех российских сословий.

На Святки обязательны были игры ряженых. Веселой гурьбой заходили они в дома представляли сценки и выкидывали разные смешные коленца. Традиционным считается и колядование. Оно сохранилось еще со времен славянской Коляды.

Повсюду звучали колядки, коротенькие песенки. Желавшие хозяевам всех земных благ. Если же те были скуповаты и не благодарили певунов, то могли получить на праздник и злое пожелание.

Символичная встреча весны с зимой происходила на Сретение.

С наступлением весны приходила долгожданная Масленица. Еще в славянском язычестве она символизировала конец холодам и начало весны. Изначально звалась Мясопуст и лишь позже получила свое настоящее имя. Оно оправданно, так мясо в последнюю неделю перед постом было под запретом, а вот масло – нет.

горящее чучелоВсе дни недели Масленицы со своим именем и обрядами. Одним из самых веселых, в которых принимали участие дети – были катания с горки и взятие снежного городка.

За несколько дней до праздника мальчики лепили городок из снега. Выбирался городничий, защитник года. В саамы последний день гурьба мальчуганов и девчонок, армия Масленицы, ходила штурмом на город, пытаясь его завоевать и с городничим завязывался бой. Надо было обязательно захватить флаг и повязать защитника Снежного городка.

Целую неделю шло прощание с зимой: блины, гости, катания. Высшая точка накала праздничного настроения – сжигание чучела, смотанного из соломы и сена. После того как символ Масленицы сгорал, пепел отдавали на волю ветрам.

Период от 6-го января до Маслены, как ее еще называли в народе, до сих пор считается лучшим, чтобы обзавестись семьей. Шли свадебные недели.

Ежегодно весной – Пасха. Обряды этого старейшего праздника христиан всего мира знакомы всем: пекут куличи, красят яйца. Часто именно детям отводилась роль раскрашивать символы Христовой крови.

Весенние праздники

летние традицииСороки. В этот праздник и день, и ночь равны. Возвращаются птицы, их ждут, желая скорейшего тепла. По преданию, если первым прилетал зяблик, то еще будут холода, но если жаворонок, ожидается потепление. Предки русских из обычного теста лепили птичек, пекли их и отдавали детям. Те выносили их на улицу и показывали солнцу.

Во многих деревнях традиция все еще существует, фигурки зовутся жаворонками, из-за желания увидеть именно эту птаху. Да, и праздник часто носит название Жаворонки.

На Красную горку, которая идет после строгого праздника Благовещения, полагалось красить яйца и носить их на могилы близких. Дети перекатывали их по холмикам и оставляли как жертву под крестами. В этот день считалось, что весна пришла уже окончательно.

Летние праздники

прыжки через костерНеобычный и таинственный Иван Купала праздновали не при свете дня, а обязательно ночью. Все гуляли на улице или шли на луг, где горели костры. Через них прыгая очищали себя. Не зазорно было прыгать вместе с детьми и молодежью и зрелым сельчанам. Девки и парни пели, хороводились.

Незамужние и одинокие плели венки из цветов и трав и пускали по течению речки, гадая на свое семейное будущее. Два растения символизируют этот праздник: папоротник и иван-да-марья. Считается, что никогда не цветущий папоротник в эту ночь вдруг выбрасывает свой бутон, а счастливчик, найдя его, найдет и клад.

Ильин день дети не любили. Родители после него запрещали купаться в реке. Остывает вода с обеда. Все – не поплаваешь.

В Спожики всем миром радовались окончанию жатвы. Устраивали празднование.

Осенние праздники

осенние гулянияВсе торжества этого периода так или иначе связаны с новым урожаем. На Семена Летопроводца старались справить новоселье, жизнь обещалась быть ладной. Присматривали за природой: улетели гуси – зима придет нежданно и быстро. Прошли дожди в этот день и подмочили ниву, вряд урожай доведется убрать и сохранить.

Воздвижение – начало покоя пашни. На Сергий Радонежский шла рубка и заквашивание капусты, ожидание снегов и начало веселья. Покрова приносили холод. Люди сжигали изношенные лапти и старые постели из соломы. Обращались к стихиям. Прося снисходительности и мягкой зимы. Радовались и благодарили природу, если в этот день поля были заснежены.

В Большие Осенины было особое гуляние в честь всего, что удалось вырастить на матушке-земле и подготовить к зимнему хранению.

Многие праздники и с ними же связанные обряды говорят о том, что предки чтили семью и традиции. Тут и сватовство, и свадебные застолья, крещение детей. Искренне верили, что проведя должные ритуалы, гарантируют успешность в жизни, своей и потомков, все будут здоровы и счастливы, а семья крепкой и на всю жизнь.

загрузка...

astrolibra.com

Народные традиции и обряды русского народа

≡  31 Июль 2015   ·  Рубрика: Приметы   

А А А

История русского народа уходит корнями в далёкую древность. Именно наши предки заложили основы нашей современной культуру и мироощущения. Именно от них мы переняли основные стереотипы поведения и отношения ко всему, что происходит вокруг нас. Поэтому любопытство к их истории не только понятно, но и похвально. Сейчас людей интересует не только то, чем занимались их прародители, но и то, кому они поклонялись и во что верили. Конечно, обряды и обычаи уже давно устарели и канули в лету, но лишь изучив их можно представить, как смотрели на свой мир наши предки.

У славян дохристианского периода был культ предков. Он основывался на том, что их родственники продолжают наблюдать за ними и оберегать от бед даже тогда, когда умирают. Корни этого верования лежат в тесной связи между поколениями: под одной крышей обычно жили и бабушка с дедушкой, и родители, и дети. При таком положении дел человек просто не мог не чувствовать себя частью чего-то древнего и могучего, частью рода, который был в его прошлом и будущем.

С почитанием предков связано много разнообразных обрядов.

Древняя Пасха

Радуница, или Пасха мёртвых, это праздник, когда род преподносил своим умершим членам еду, задабривая таким образом недовольных мертвецов. Страх перед смертью и погребением был основополагающим во многих культурах, и чтобы отвадить от своего порога нежеланную гостью и идущих за неё мёртвых, славяне готовили нехитрое подношение.

Был удивителен сам обряд «кормления» — варёные яйца и хлеб «закатывались», втирались в могилу, а мёд поливался сверху. Нужно было, чтобы все крошки смешались с землёй, только тогда можно было считать, что родич поел. Позже стало считаться нормальным расстелить на месте упокоения скатерть и самим присоединиться к трапезе, упрашивая умерших разделить еду вместе с живыми.

Сейчас этот праздник наиболее сильно ассоциируется с Пасхой и пасхальными яйцами, но сильно отличается от него.

Родительский день

Родительский день также берёт свои корни в славянской культуре. Его праздновали первого марта на рассвете нового дня и называли «тризной». В эти дни пекли пироги, жарили блины, варили пиво. Еду относились как к могилам предков, так и выкладывали на окно – птицам.

Считалось, что они могут донести волю живых до мёртвых. Была традиция накрыть стол и молча постоять несколько минут вокруг него – дать умершим поесть. Поминовения также были приурочены к Масленице и посвящались богине, покровительствовавшей смерти и зиме – Морене.

Навий день

А 21 апреля приходил Навий день. Славяне приносили жертвы своим предкам: утварь, сделанную своими руками, пищу: пироги, кутью. Чтобы забытые умершие. Которых никто не поминает, не гневались, в проточную воду бросали крашенную в красный яичную скорлупу.

Но не только своих мёртвых родичей почитали славяне. Они прекрасно понимали, что предки, может, и защитят от засухи или неурожая, но ничего не смогут поделать, если разгневается сама природа. Поэтому было немало праздников и обрядов, которые должны были умилостивить гневливых богов молний и ветров.

Самым главным среди божеств был Перун – бог грозы. Его день считался 2 февраля и носил имя громницы. Славяне катали специальные «громовые» свечи, которые можно было прятать за ворот или в рукаве. С их помощью окуривались дома и отводили злых духов.

Нередкой с такой свечой обходили хлеб, а потом предлагали его своим друзьям и соседям. Считалось, что громницыны свечи отгоняют нечистых духов и защищают семью от любых напастей. Их хранили весь год в укромном месте и пользовались только в самых тяжёлых случаях – при сильной грозе или кончине кого-то из родных.

Зимние обряды

Зима была самым тяжёлым временем года для славян: холод приносил болезни, выгонял из лесов хищных зверей, заставлял сидеть по домам. Чтобы умилостивить Карачуна – злого божества, сейчас ставшего для нас знакомым и любимым Дедом Морозом, славяне подбрасывали зерна птицам и пекли специальный праздничный хлеб.

Праздновался день этого сурового властителя холода и мрака 25 декабря по новому стилю. В эту честь хозяйка выворачивала кожух наизнанку и пекла каравай, который после разделяли между всеми членами семьи, а один ломоть всегда оставляли как лекарство от болезней и сглаза.

Но даже в лютый мороз славяне не забывали о тех богах, чьё время ещё не пришло. Желая поскорей увидеть тёплое солнышко и летнюю травку, наши предки чествовали в середине зимы божества ветров и скота Велеса. Чтобы умилостивить его и помочь скорее «одолеть» холода, славянским женщинам приходилось неплохо попотеть.

Одна из них становилась «повещалкой» — ходила по домам с рушником и давала хозяйкам обтереть им руки. После она прялась в соху и проводила под надзором прочих селянок борозду вокруг деревни. В этот день женщины пили крепкий мёд и приносили в жертву Велесу коровье масло. По случаю праздника устраивались игрища, шутливые кулачные бои, но во всех блюдах отсутствовала говядина, чтобы не разгневать бога.

А уж когда приходила весна, славяне спешили удержать дорогую гостью и помочь ей справиться с засидевшейся зимой. Наши предки праздновали Комоедицу – праздник медведя. Сейчас мы отмечаем его же, вот только название переделано под христианский манер – Масленица.

В этот день поклонялись Перуну, как божеству, несущему тепло. Славяне зажигали костры, через которые после прыгали – отгоняли о себя нечистую силу. Хозяйки пекли блины, а первый из общей горки клали на окно или съедали за упокой души предков – благодарили, что те не покидали их в холодную пору. Под конец праздника и забав на огромном костре сжигали раскрашенное чучело зимы, сразу показывая, что ей пора бы уходить с земли.

30 марта наши предки отмечали Ладодение – праздник ласковой и доброй богини любви и брака Лады. В этот день девушки и женщины поднимали руки к нему и просили весну поскорее отогреть холодную землю. Из теста пекли журавликов, которые подкладывали над дверью в качестве оберегов.

Праздник Ивана Купалы

Летом наши предки праздновали день Ивана Купалы, который после христианства стал считаться днём Иоанна Крестителя. В это день все девушки собирали полевые травы и плели из них венки и обереги, которые потом раздавали своим суженым и любимым. Празднества и игры продолжаются весь день, а вечером зажигаются костры, вокруг которых водят хороводы.

Песни и пляски под звон рожков и дудок продолжаются до самой ночи. В этот день каждый получит кусок освещённой волхвом еды. У деревьев, возле которых стоят слепленные из глины чучела Ярила, украшенные венками, садятся старики и рассказывают сказки и былины. А смельчаки, у которых душа в пятки не уходит, ищут среди трав цвет папоротника.

15 августа для наших предков был днём, когда благодарили бога Велеса за посевы и здоровую скотину. Этот праздник назывался Спожинки. Последний сноп убирают в молчании, чтобы не тревожить уставших за лето духов, а несколько оставленных колосьев обвязывают яркой лентой – велесову бороду заплетают. Устраивается весёлый мирный пир, на котором едят каши, хлеб и яблоки, а пьют мёд и пиво.

Когда же на землю приходит осень, то в середине сентября праздновали наши предки день Сварога – бога, что помогает своему собрату Велесу беречь людей до суровой зимы. Начиная с этого дня режут кур, первых отдавая божеству кузнецов и ремёсел. Девушки снимают себе избы и устраивают братчину – это такой вид застолья, которое происходит вскладчину. Вечером рассказываются сказки и страшные небылицы, а под ночью устраивают забавные игры с поцелуями.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ

ladyliga.com

Обряды и обычаи русского народа

Обряды и обычаи русского народа*

* См.: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. С. 532.

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд — это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

Рождение младенца

Зажиточные люди утверждали родильные столы, а крестьяне готовили особое пиво. Родильницы получали от гостей подарки, обыкновенно деньгами. Это соблюдалось и у знатных, но только для исполнения обычаев, ибо родильнице в доме боярском давали по золотому.

Русские спешили крестить младенца и чаще всего крещение происходило на осьмой день, но иногда и в сороковой, так как эти числа напоминали в младенческой жизни Иисуса Христа события обрезания и сретения. Имя изрекали чаще всего случайно, по имени святого, которого память случалась в день крещения. Крещение происходило у всех сословий в церквях, и в домах допускалось только по болезни или крайней слабости новорожденного и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната долгое время считалась оскверненной. Выбор восприемника падал чаще всего на духовного отца или родственника. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь. Восприемнику священник возлагал на шею белый платок и связывал его обеими концами, а по окончании обряда платок этот снимался и оставался в церкви. После обряда, в тот же день учреждался крестинный стол и при этом, кроме гостей, кормили и нищих. Царь в день крещения делал торжественный стол для патриарха, духовных властей и светских сановников; по окончании обеда духовные благословляли новорожденного, а прочие гости подносили ему дары. В царском быту это был единственный раз, когда царское дитя показывали до совершеннолетия, с тех пор оно долго оставалось в глубине царских хором. Крещение царского младенца не ограничивалось одним обычным крестинным столом. По городам и монастырям ездили с грамотами, возвещавшими о рождении царского детища, и все монастыри спешили везти к новорожденному подарки. В свою очередь по случаю рождения дитяти царь прощал виновных и оказывал царские милости.

Старинные женитьбы и свадьбы

Русские женились вообще очень рано; бывали случаи, что жених имел только двенадцать или тринадцать лет. Нужно заметить, этим родители спешили удалить юношу или девушку от соблазнов холостой жизни, так как вообще по понятиям того времени непозволенные любовные связи считали непростительным и незамолимым и ставили наравне с тяжкими преступлениями. Редко случалось, чтобы русский оставался не женатым, разве только болезнь или обещание вступить в монастырь.

При женитьбе жених и невеста часто не знали друг друга и под влиянием родителей играли подчиненную роль. Нравственные понятия того времени не позволяли соблазняться молодым людям обоего пола, и даже жених не имел права сказать о том, что он хочет жениться, находясь в полном повиновении родителя. Только то мог вполне распоряжаться по собственному соображению, кто был в зрелом возрасте, кто вступал во второй барк или вовсе не имел родителей в живых. Сами цари действовали таким образом.

Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж в другой и в третий раз. Второй брак, по мнению народа, не имел уже той святости как первый, а если из венчавшихся оба были вдовые, то на них не возлагали венцов, а держали на плечах. Церковный обряд третьего брака состоял в одном молитвословии без венчания и не одобрялся церковью. Несмотря на воспрещение четвертых браков церковью, они случались, и правительство дозволяло детям от четвертого брака пользоваться правами законных детей в отношении наследства.

Новоселье

Новоселье в старой русской жизни сопровождалось торжественными обрядами. В старое время каждый имел свой собственный дом и если кто переходил во вновь построенный дом, то сзывал священников на освящение, а потом сзывал родных и знакомых. Гости непременно являлись с хлебом и солью, как символом обилия и благополучия, а люди не чуждающиеся колдовства и ворожбы являлись на новоселье с черной кошкой, с черным петухом, тащили растворенную квашню и катали три хлеба, а потом замечали как эти хлебы ложились. Надобно было умеючи выбирать место для дома, и в старину для этого применялись разные гадания. Так, например, для того, чтобы определить качество земли на то место где строить дом клали дубовую кору — это на три дня; на четвертый поднимали кору и замечали что покажется под корой: если под корой находили паука или муравья, то считали место это лихим, если же находили червяков и черную мурашку — то можно дом строить. Они же гадали насчет трех хлебов, которые пускали на землю из пазухи. Если все три хлебца лягут кверху верхней корой, то место доброе, а если же лягут вниз верхней корой — то место покинь. Во время пиршества на новоселье пол устилался травой и на большом столе, покрытом скатертью, клали принесенные хлебы и ставили в солоницах соль. После пирушки каждый гость должен был что-нибудь подарить хозяевам.

Похороны

Когда человек испускал дыхание, в старину ставили на окно чашу со святой водой и мису с мукой или кашей (кутьей) — это был какой-то остаток язычества. Мертвеца обмывали теплою водой, надевали чистую сорочку и завертывали в белое покрывало или саван, обували в сапоги или башмаки, на голову ему надевали корону. Толпы знакомых и соседей посещали покойника, причем дом оглашался плачем с причитаниями разного характера, выражающих сожаление и скорбь. Затем посылали за духовенством и с посланными священнику препровождали водки, меда и пива.

Летом русские хоронили очень скоро, в течении суток; а если по какому-либо случаю погребение откладывалось, то труп во избежании зловония относили в погреб. Мертвеца выносили из дома покрытым покровом или шубой и непременно на руках; если мертвец был монашеского звания, то несли его монахи или монахини. Для большей церемонии богатые и знатные нанимали плакальщиц, которые шли по бокам и впереди похоронного шествия с распущенными волосами и нарочно искаженными лицами. Они кривлялись и вопили, громко вскрикивали и заливались в причитаниях. Все сопровождавшие гроб шли с зажженными свечами, обвязав платками головы. Когда гроб следовало опустить в могилу, то открывали гроб и все прощались. Жена или близкий родственник должны были плакать и причитать, а плакальщицы всем хором тоже вторить причитая. Священник давал в руки покойника отпустительную грамоту; после опущения гроба в могилу все целовали образа, потом ели кутью, непременно каждый в три приема, начиная с ближайших родственников. Зимой не спешили хоронить и ставили покойников в церковь, где духовенство служило каждодневно литургию и панихиды, и на осьмой день предавали тело земле. Бедняки, которым не на что было хоронить, просили милостыню на погребение, от чего никто в этой жертве не отказывал. Для городских жителей кладбища отводились за городом; но в селах и деревнях кладбища помещались при храмах.

Утопленников и удавленников не хоронили на кладбищах. Было убеждение, что если где-нибудь похоронить утопленника или удавленника, то за это весь край постигнет бедствие. Но вообще умерших внезапно на улице, убитых в дороге хоронили в убогом доме, убогие дома были не только в Москве, но и в других городах. В них также хоронили отверженных, которых считали недостойными кладбища: воров, разбойников, казненных; между тем как самоубийц хоронили в поле или в лесу.

У всех сословий сороковой день после смерти определялся на повиновение. Семейные нанимали духовных лиц читать псалтырь по усопшим. Семейные по покойнике носили скорбное платье: синее или черное и непременно ветхое, а не новое. Вместе с молитвами об усопших, отправлялись кормы или поминальные обеды. Таких было по желанию родственников и семейных не менее двух и не более четырех: в третий, девятый, двенадцатый и наконец очистительный в сороковой день, или сорочины; в этот же день снимался траур.

folklorus.narod.ru