Древние руны на камнях. Эти рунные камни викинги расставили по всей Швеции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тайны, которые скрывают древние руны. Древние руны на камнях


Эти рунные камни викинги расставили по всей Швеции

Большинство из сохранившихся рунических камней Швеции датируются концом эпохи викингов, или 11-м веком нашей эры.

Рунные камни в первую очередь служили памятниками умершим родственникам, друзьям или близким. Но их использовали не в качестве надгробий, а расставляли вдоль дорог и троп, на виду у прохожих.

На большинстве камней нанесены надписи с помощью рунического алфавита «младший футарк» из 16 символов. Знаки вписывались в изгибающиеся полосы, которые иногда заканчивались головами драконов или других существ. В тексте указывали имя человека, которому посвящался камень, а также имена тех, кто устанавливал камень и кто вырезал надпись.

В некоторых древних надписях, высеченных на камнях, встречаются и более загадочные фигуры, линии и символы.

В Швеции насчитывают около 2500 рунных камней. На этих фотографиях, сделанных с 1899 по 1947 года, запечатлены раскопки, мероприятия по восстановлению и установке монолитов, хранящих следы былых культур.

Рунические камни в Швеции 11930 год. Девочка с плюшевым мишкой возле рунического камня в коммуне Ботчюрка. Надпись гласит: «Сиббе и Тчарве поставили камень в память о Торкеле, своём отце».

Рунические камни в Швеции 21917 год. Рунический камень на острове Адельсё. Надпись гласит: «Пусть этот камень стоит в памяти про Опир....».

Рунические камни в Швеции 31912 год. Дети помогают археологам, исследующим поселение каменного века в Мьёльби.

Рунические камни в Швеции 41922 год. Мужчина ищет артефакты в поселении каменного века в Калбекене, Бигдсильюм.

Рунические камни в Швеции 5

1915 год. Посетители археологических раскопок на могильнике времён железного века на высоких холмах Римфорша.

Рунические камни в Швеции 61930 год. Мужчины поднимают камень в Берге, Сорунда. Надпись гласит: «Свартинг и Коре и Гудмунд и Скоре и Кнут установили этот камень в память об Оригге, их отце, павшем в свите Гудве».

Рунические камни в Швеции 71937 год. Мужчины перетаскивают камень на острове Фарингсё. Надпись гласит: «Стенфаст установил камень в память о Бьёрне, своём брате... в память о Бьёрне и Арнфасте».

Рунические камни в Швеции 81929 год. Элиас Вессен и Харальд Фэйт-Елл наносят краску на руны, высеченные на камне, где написано: «Альрик, сын Сигрида, установил камень в память о своём отце Спьюте, который был на Западе и сражался в городках. Он знал пути ко всем крепостям».

Рунические камни в Швеции 9

1936 год. Рунический камень рядом с домом в Херрестаде. Надпись гласит: «Гудмунд сделал этот памятник в память о Ормаре, своём сыне».

Рунические камни в Швеции 101924 год. Мальчики на скале с надписями, датированными бронзовым веком (ок. 1800-500 гг. до н. э.).

Рунические камни в Швеции 111899 год. Упавший камень в Korpbron, Juresta. Надпись гласит: «Сандар установил камень в память об Юаре, своём родственнике. Никто не произведёт более талантливого сына. Может Тор защитит».

Рунические камни в Швеции 121934 год. Девочки позируют рядом со скалой возле фермы в Уппланде. Надпись гласит: «Кале на этой скале-плите высек в память о своём брате Рэрве и Мунде, в память о своём родственнике по жене».

Рунические камни в Швеции 13

1923 год. Гуннел Хамнер, дочь фотографа Дж.У. Хамнера, позирует с рунными камнями возле церкви на острове Готланд. На одном камне высечено: «Ботмунд и Ботраив, и Гуннват, они установили камень... И он встретил свой конец в Улвшале...». На другом камне: «Ботмунд и Ботраив, и Гуннват установили этот камень... своему отцу. Пусть Бог и Матерь Божья помогут его душе лучше, чем мы можем в молитвах...».

Рунические камни в Швеции 14 copy1934 год. Рунический камень на ферме в Тёрнби, Уппланд. Надпись гласит: «Офег и Зигмар и Фрёбёрн установили камень в память о Йёрунде, своём отце, муже Гунны. Эрнфаст вырезал эти руны».

Рунические камни в Швеции 151944 год. Камень «Nävelsjö» в Нёббельхольме. Надпись гласит: «Гуннкель установил этот камень в память о Гуннаре, отце, сыне Рода. Хельга положила его, своего брата, в каменный гроб в Бате, в Англии».

Рунические камни в Швеции 161925 год. Мужчина стоит возле рунического камня в Оденсале. Надпись гласит: «Ульв и Харбьёрн, и Насбьёрн, и Хаминг установили камень в память о Бьоргульве, их отце».

Рунические камни в Швеции 171931 год. Наскальное изображение, датированное бронзовым веком (ок. 1800-500 гг до н. э.) на гранитной скале в провинции Дальсланд.

Рунические камни в Швеции 181937 год. Камни при усадьбе на острове Готланд.

Рунические камни в Швеции 191936 год. Мужчина работает над восстановлением треснувшего камня в Сёдра Винг. Надпись: «Толе и Торни сделали эти памятники в память о Торе и Клакке, своих сыновьях».

Рунические камни в Швеции 20

1934 год. Это валун в Соллентуне. Надпись гласит: «Хэмминг и Ярлабанке расчищали пути и мосты, установили камень в память о своём отце; и Эстрид в память о своих сыновьях Ингефасте и Ингваре. Пусть Бог поможет их душам».

Рунические камни в Швеции 211930 год. Высечено вдоль дороги к городу Сёдертелье. Надпись: «Холмфаст очистил путь в память об Инге... своей доброй матери.... Холмфаст очистил дорогу и сделал мост в память о Гаммале, своём отце, который жил в Нэсби. Пусть Бог поможет его духу. Остен (вырезал)».

Рунические камни в Швеции 221918 год. Студент с руническим камнем в Анундсхоге. Надпись гласит: «Фолквид установил все эти камни в память о своём сыне Хедене, брате Анунда. Вред вырезал руны».

Рунические камни в Швеции 231928 год. Харальд Фейт-Элл и Элиас Вессен прорисовывают руны на камнях Сигурда (резьба Рамсунн). В резьбе времён викингов изображён древнескандинавский герой Сигурд, персонаж саги, который убил дракона Фафнира. Надпись гласит: «Сигрид, мать Алрикра, дочь Орма, сделала этот мост для душа Холмгера, отца Сигрёда, своего мужа».

Рунические камни в Швеции 241940 год. Камень с рунической надписью в Гранби, Оркеста. Написано: «Хаминг и Хэльве, и Йохан вырезали камень в память о своём отце Финнвиде и Варгасе, и Рагнфриде и их матери, и в память о Ингегарде, и в память о Калве и Гардаре и... Лишь он владеет всем изначально. Это были их родственники. Пусть Бог поможет их душам. Висате вырезал эти руны».

Рунические камни в Швеции 251926 год. Девочка с руническим камнем в Лейсте. Надпись гласит: «Вигдьярв и Йорунд и Сигбёрн установили камень в память о Свартунге, своём отце».

Рунические камни в Швеции 26

Ок. 1899 г. Руническая надпись на камне в Броби, Рунтуна. Надпись гласит: «Отригг, Агмунд, Сигрев вырезали камень в память о Бове, своём могучем отце».

Рунические камни в Швеции 271933 год. Фотография камня с высеченной картиной. Он датируется 8-ым веком нашей эры; находится на острове Готланд.

Рунические камни в Швеции 281923 год. Лингвист и специалист по рунам Отто фон Фризен стоит между средневековыми воротами на острове Готланд. На левом столбе написано: «Олав из Судеша сделал нас».

Рунические камни в Швеции 291945 год. Рунический камень в Эстергётланде. На камне, возможно, изображён фрагмент из мифа про Рагнарёк, когда чудовищный волк Фенрир побеждает Одина. Надпись с трёх сторон гласит: «Бисе установил этот камень в память о Торгёте... своём отце, [Бисе] и Гунна, вдвоём установили камень. Чертополох, омела, гроб».

Рунические камни в Швеции 301931 год. Девочка стоит на плоском камне с рунической надписью в Скиллинге. Надпись гласит: «Атфар и Торгилс вырезали руны в память о Хорсе, их отце, и в память о Видфаре, их брате».

Рунические камни в Швеции 311944 год. Камни с резьбой каменного и бронзового веков на реке Онгерманэльвен.

Источник фотографий: Шведский национальный совет по сохранению наследия.

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Руны из натурального камня: древняя магия силы земли

Из этой статьи вы узнаете:

  • Каковы свойства рун из натурального камня

  • Можно ли использовать покупные руны из натурального камня

  • Как выбрать и хранить руны из натурального камня

Особенные свойства камней известны издавна, поэтому часто они становятся атрибутом всевозможных магических действий. Кроме этого, их можно применять и в лечебных целях. Интересно свойство естественных минералов изменять свою окраску в зависимости от поведения своего владельца. В последнее время большую популярность приобретают руны из натурального камня. Велико их разнообразие, и порой определиться с выбором, какие подойдут именно вам, довольно сложно. В этой статье мы подробно рассмотрим особенности различных рун, изготовленных из натурального камня.

Какими свойствами обладают руны из натурального камня

Для качественного проведения обряда гадания необходим рунический набор. Безусловно, хорошо будет, если вы его изготовите сами. Но если вы ни разу не держали в руках лобзик или другой инструмент, то лучше поберечь собственные руки, и приобрести готовый набор рун из натурального камня.

Несмотря на то, что руны являются лишь инструментом, и главную роль играют знания и умения гадающего, тем не менее, от грамотного использования этого рун и сонастройки с практиком зависит очень многое. И неважно, каким набором из натурального камня вы пользуетесь. Если вы можете слышать руны, то вы их услышите. Если у вас такой способности нет, то никакая собственноручная тщательная обработка натурального камня вам не поможет.

Руны из натурального камня отличаются особой красотой. Но, используя природный минерал, следует помнить, что в результате происходит слияние силы руны и силы самого камня. При этом они могут как удвоить свои силы, так и взаимно погасить их. Или, наоборот, образуется опасный неведомый коктейль. Поэтому следует очень тщательно подбирать подходящий натуральный камень для изготовления рунического набора. С этой целью ознакомимся с магическими свойствами минералов. Рассмотрим наиболее популярные камни, используемые при создании рунических наборов.

Руны из черного агата – являются универсальными и подходят любому человеку. Они способны дать спокойствие и предоставить защиту от потусторонних сил. Еще их называют рунами любви и мира. Они облегчают процесс налаживания контакта с клиентами и повышают уверенность в себе.

Агат – это камень Великой Матери, он обладает древней силой. Владея им, человек может постичь вербальную магию. На территории Индии было принято использовать этот минерал с целью постижения тайного смысла во время медитации. Руны, выполненные из этого натурального камня, помогут избавиться от стресса и негативной энергии, продлят годы жизни, повысят внутреннюю силу своего хозяина.

Руны из розового кварца способствуют настройке человека на высшие Космические энергии. Их обладатель будет более добрым, терпеливым и оптимистичным. Эти руны дают возможность прочувствовать гармонию со Вселенной. Несмотря на их универсальность, прежде всего они подойдут представителям знака Весы и Водолеям. Также такие руны из натурального камня могут применять люди, испытывающие умственное и эмоциональное напряжение.

Руны из гиалинового кварца (горного хрусталя) наделяют способностью ясновидения. Их владелец может получать тайную информацию, они развивают возможности интуиции человека. Руны, выполненные из горного хрусталя, позволяют осмыслить и понять любую информацию. Они замечательно проявляют себя только у такого человека, который всегда соблюдает этический кодекс, держит себя в руках и отвечает за свои поступки.

Руны из золотого кварца (желтого халцедона) раскрывают разумное начало обладателя, его умственные способности. Эти руны из натурального камня способствуют проявлению самоотверженности и оптимизма. Они универсальны и подходят каждому человеку. Известна их способность впитывать любую информацию и сохранять ее. Также они приводят в тонус нервную систему и весь организм. Работа с рунами из желтого халцедона вызывает воспоминания о былых перерождениях человека и опыте его кармы.

Руны из аметиста защитят своего владельца от влияния сверхъестественных сил, поддержат мир и привлекут удачу. Также они охраняют от влияния других магов, от возможных болезней, помогают быстро погрузиться в состояние транса. Фиолетовый цвет является символом перехода сознания в загадочную область всевидения из одной реальности в другую. Руны из этого натурального камня универсальны и подойдут всем. Они придадут своему владельцу покой в душе, избирательность в общении и чуткость восприятия информации.

Они привлекут к практику-рунологу более статусных людей, а также окажут помощь в связной и уверенной беседе с клиентом. Но стоит помнить, что аметист не приемлет лжи и обмана!

Руны из красного карнелиана (карнеол) являются универсальными, хотя больше всего подойдут для раскладов на отношения. Карнеол давно известен как приворотный камень. Он способен излечить мужчину от импотенции. Такие руны из натурального камня способствуют сближению людей, имеющих сходную энергетику. Они повышают сексуальность человека, вызывают появление возлюбленных. Благодаря им владелец рун никогда не будет одинок на пути познания.

Руны из гелиотропа заинтересуют, прежде всего, мистиков и мудрецов. Они подходят людям, желающим познать философию. Любитель магии и эзотерики станет прекрасным хозяином рунам из этого натурального камня. Любой маг древности имел в своем арсенале кольцо из гелиотропа. Такие руны окажут помощь предсказателям, работающим в одном эзотерическом направлении.

Они укрепят интеллект и волю человека, придадут терпение и объективность. Их владелец сможет оказывать влияние на других людей. Больше всего руны из гелиотропа подходят Ракам и Стрельцам. В свою очередь, Водолеям, Скорпионам, Львам и Тельцам следует быть очень осторожными с рунами из этого камня. Их нельзя покупать для развлечения, т. к. в этом случае камень может вызвать материальный упадок и большие траты!

Руны из зеленого авентурина (авантюрина) повысят настроение своего владельца, придадут бодрости, оптимизма и уверенности в себе.

Эти руны из натурального камня подойдут любителям взаимодействия с лунными энергиями. Они отличаются капризностью и переменчивостью, поэтому использовать их можно не дольше одной лунной четверти. Руны прекрасно зарекомендовали себя в раскладах на чувства, в построении прогнозов отношений, выполняемых на третью и четвертую четверть Луны.

Руны из зеленого авентурина являются проводниками легких энергетик. Юным колдуньям и подросткам, начинающим свой магический путь, эти руны будут незаменимым помощником. Важно знать, что их нельзя использовать Овнам и Козерогам!

Статьи, рекомендуемые к прочтению:

Руны из красной яшмы – универсальны и подходят каждому, кто хочет защитить себя от болезней и негативных влияний. Они способствуют налаживанию отношений с клиентами и домочадцами. Девам и Тельцам такие руны подходят больше всего!

Руны из белого оникса – это идеальный вариант для борцов и эзотериков-воинов. Они позволяют максимально концентрировать энергию. Руны из этого натурального камня повышают уверенность в себе и способствуют развитию интуиции и умению добиваться своего. Расклады, выполненные с участием этих рун, более правдивы. Руны из белого оникса способствуют развитию и укреплению экстрасенсорных способностей их владельца. Эмоциональная стабильность и повышенный самоконтроль – вот результат их использования.

Руны из черного гематита – способствуют победе над любыми негативными воздействиями, а также предоставляют защиту от астральных атак и попыток забрать вашу энергию. Способны увеличить внутреннюю силу человека. Применять эти руны могут лишь сильные и опытные мистики и эзотерики, т. к. они формируют вокруг владельца плотное энергетическое поле.

Руны из этого натурального камня способны мстить противникам владельца, поэтому важно отслеживать свои эмоции. Руны из черного гематита способствуют укреплению кровеносной системы и сердца и больше всего подходят Скорпионам.

Можно ли покупать руны из натурального камня

Популярность рун постепенно растет. Становится модным увлечение гаданием, оберегами и руническими символами. Все больше людей, знакомясь с магическими обрядами севера, желают попробовать поработать с рунами и поэтому подбирают для себя свой первый набор рун из натурального камня.

Выбирая руны, важно помнить, что они представляют собой магический инструмент, помогающий достижению знаний и силы. Успех любого обряда определяется не только человеком, его выполняющим, но и используемым инструментом. Высокое качество последнего значительно упрощает процесс достижения цели.

Желая купить руны из натурального камня, люди идут разными путями: кто-то обращается в специализированный магический или эзотерический магазин, другие ищут необходимое на просторах Интернета. В продаже можно найти как заводские руны, так и качественные руны ручной работы.

Безусловно, стоимость рун, выполненных рунологами, очень высока, и новичку может оказаться не по карману. Можно остановить свой выбор и на заводских рунах, которые после простой процедуры настройки и очистки вполне могут быть использованы в различных ритуалах и магических практиках.

Несколько советов по выбору рун из натурального камня

При выборе рун из натурального камня следует уделить внимание гравировке. Хорошо, если ее наносил мастер-рунолог, но если это делал простой ювелир, то его влияние будет поверхностным и в процессе чистки исчезнет. Определить это можно с помощью интуиции – выбирайте руны, которые приятны вам на ощупь.

Избегайте рун из красных камней, т. к. их энергетика слишком сильная. Лучше воспользоваться белыми или серыми натуральными камнями (усилят интуицию), черными (улучшат контакт с подсознанием), зелеными (повысят гармонию и целостность восприятия мира).

С целью очищения руны держат в соли, в земле, на солнце, в воде и у свечи. При этом порядок должен быть следующий: соль, огонь (подержать между четырех свечек), земля (закопать на один день), вода, солнце.

Ритуал сближения с рунами довольно прост: берете их в руки и сидите, ощущая контакт сначала на уровне сенсорики (приятные ощущения в руках). Далее просите благословения, достаете из мешочка любую руну и пытаетесь прочувствовать ее значение. Затем надо убрать ее, взять следующую и т. д.

Большое значение имеет сокрытие рун от посторонних глаз. Руны являются вместилищем части вашей личной силы, поэтому чужой взгляд на них может отнимать ее часть. Совсем плохо, если ваши руны попали в чужие руки, т. к. не только ваша сила может использоваться в чужих действиях, но и сами руны могут применяться против вас. Поэтому сохранение рун в неприкосновенности является важной задачей.

Желательно хранить руны из натурального камня в специальном кожаном или матерчатом мешочке, перевязанном шерстяной ниткой. Чтобы поддерживать неослабевающий контакт с рунами, необходимо часто общаться с ними, доставая из мешка, а также хранить их под подушкой во время сна.

Рады представить вашему вниманию наш интернет-магазин «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

Вам не придется долго пребывать в поисках подходящих вам рун из натуральных камней. В нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье» вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас прод

happywitch.ru

Рунические камни — Славянская культура

Рунические камни

Древнейшие памятники рунической письменности датируются рубежом нашей эры. Время и место возникновения этой общегерманской системы письма до сих пор остаются дискуссионными. Нет согласия в этом вопросе и в «Старшей Эдде»: согласно «Речениям Высокого» Один заплатил собственными страданиями на дереве Иггдрасиль за то, чтобы получить руны, тогда как «Песня о Риге» утверждает, что, что руны принадлежали богу Ригу, который научил их сына хёвдинга, предка первого викингского конунга. Таким образом, в различных регионах Скандинавии существовали различные альтернативные версии появления рун и связанных с ними обычаев. 

Рунические камни

Руны были широко распространены среди различных германских племен, среди памятников эпохи Великого переселения народов и времени Варварских королевств есть немало вещей, украшенных руническими надписями. По всей видимости, именно распространение рун среди готов подвигло арианского епископа Ульфиллу к переводу евангелий на готский язык. В последующее время латинская графика вытеснила руны из употребления, хотя в народной культуре Швеции они сохранились вплоть до XVIII-XIX веков.

Рунические камни

В одной из своих книг изданных между 1510 и 1519 годами шведский первопечатник Пауль Грис написал свое имя рунами. Некоторые исследователи считают этот факт рождением рунологии. Другие же полагают, что рождением рунологии стало первое упоминание рун в научной литературе: в 1554 году Иоханнес Магнус приводит готский алфавит, как он назвал руны в «Gothorum Sveonumque Historia» («Истории готов и свевов»). В следующем, 1555 году его брат Олаф Магнус опубликовал рунический алфавит в «Historia de Gentibus Septentrionalibus» («Истории северных народов»). В 1599 году шведский антиквар Иоханес Буреус издал первый сборник рунических камней «Runokenslones lerespon». В 1643 году датский антиквар Оле Ворм опубликовал рисунки многих найденных им рунических камней в книге «Monumenta Danica», а также обнаруженный им на Готланде рунический календарь. Любопытно, что целый ряд рунических камней с тех пор был утрачен и изображения в «Monumenta Danica» стали единственным источником доступным современным специалистам.

Руны

Большой интерес рунические камни вызвали во второй половине XIX века, в это время они сыграли большую роль в становлении национального самосознания скандинавских стран. Многие камни, хорошо сохранившиеся до нашего времени, известны лишь по фотографиям 1920-30-х годов и научным публикациям начала 1940-х. С тех пор крупномасштабные и систематические исследования рунических камней практически не проводились. Вполне возможно, что основной причиной такого отношения к викингскому наследию было то, что рунические камни использовались в пропаганде национал-социалистической Германии как символы торжества арийского духа. Такой сомнительной чести удостоился, например, камень Эрика Победителя (шведского короля X века), открытый в 1796 году на раннесредневековой линии укреплений Данневирке. Хотя с тех пор объем знаний о викингском времени увеличился, а археологические раскопки предоставили много материалов о быте и социальных институтах викингов того времени. Кроме того, раскопки открыли значительное число новых рунических и рисуночных камней, которые расширяют источниковедческую базу.

Образовавшуюся лакуну заполнили разного рода мистики и оккультисты, рассматривавшие рунические камни как «места силы». Во многом скандинавское неоязычество и мистицизм были скопированы с британских и американских образцов типа «New Age», что затрудняет выявление элементов скандинавского язычества в народном фольклоре: настоящие реликты языческого миросозерцания оказываются в тени псевдознаний, вычитанных из оккультной литературы современных авторов. То же можно сказать и о популяризации рун и язычества в скандинавском роке: яркие современные формы затеняют оригинальные местные образы и вытесняют оригинальный фольклор.

Положение стало изменяться к лучшему лишь в начале 2000-х годов, когда в научных кругах возродился интерес к руническим камням. В это время в ряде скандинавских университетов были сформированы исследовательские группы по созданию специализированных баз данных. Ныне такие базы существуют в Норвегии, при Уппсальском университете. Также были созданы универсальная база рунических текстов, включающая в себя, в частности, ранние надписи на римском импорте и электронная библиотека «Рунеберг», аккумулирующая научную рунологическую литературу, многие содержащиеся в ней книги давно стали библиографическими раритетами. В 2003-2006 годах Михаэл Лерхе Нильсен, Рикке Стенхольт Олесен (университет Копенгагена), Лизбет Имер и Мари Стоклунд (Национальный музей) в рамках трехлетнего гранта провели исследование более 100 рунических камней и сформировала базу данных о датских рунических камнях. К 2009 году были улажены все юридические и технические вопросы, связанные с онлайн-публикацией базы данных и системы поиска в базе данных. В настоящее время в базе содержится более 900 надписей и она постоянно пополняется. В нее внесены не только надписи, найденные на рунических камнях Дании, но и Шлезвига и других скандинавских стран. Система поиска снабжена удобным англоязычным интерфейсом, обеспечивающим поиск по определенным параметрам, например, по части текста. Наряду с раритетными фотографиями 1920-40-х годов представлены современные фотографии.

Освещенность и многообразие точек обзора

Как отмечает рунолог из Национального Датского музея Лизбет Имер, из-за текстуры рунических камней многое при взгляде на них зависит от степени освещенности и угла зрения наблюдателя. То же можно сказать и о методологии исследования рунических камней: она междисциплинарна и совмещает в себе и текстологические и филологические методы, данные археологических раскопок, тексты саг и свидетельства хронистов. Тогда как использование только одного подхода делает наш взгляд на рунические камни однобоким.

Чтение надписи начинается с определения направления, в котором резчик располагал свои строки. Если камень или надпись сохранилась фрагментарно, это может быть довольно значительной проблемой. Текст рун заключен в равномерные строки.

Известно три типа расположения строк: они могут идти параллельно друг другу (причем древнейшие надписи ориентированы справа налево), по контуру или подобно греческому бустрофедону. Помимо архаической Греции такой тип письма находит аналогии древних надписях Западного Средиземноморья и Аравийского полуострова. Контурные надписи характерны для камней, сочетающих в себе и надписи и рисунки. На таких надписях заполненный рунами контур оформлен в виде тела гигантского змея.

То, что строки ранних (IV-VI веков) надписей ориентированы справа налево, породило различные гипотезы относительно ближневосточного или египетского происхождения рунической письменности. Хотя эти гипотезы и не получили широкого распространения, подобная ориентация свидетельствует против заимствования письменности у греков или римлян. Переход на традиционное для Европы направление письма происходил постепенно, под влиянием контактов с южными и западными соседями. Ранние рунические надписи (до 800 года) практически не имеют орнамента. Они были вырезаны знаками «старшего футарка» и часто содержали магические заклинания.

Другой проблемой является язык, на котором выполнена надпись. Уже к VII веку, то есть к тому времени, когда традиция возведения рунических камней распространилась по всей Скандинавии, проявляются диалектные особенности в разговорном языке скандинавских народов. Лизбет Имер считает, что довольно большое число надписей читаются неверно, в силу сложившейся традиции и преклонения перед авторитетами. Известно, что многие рунические камни были прочитаны многими специалистами совершенно по-разному именно в силу того, что они имели дело с некачественными изображениями и ошибочно принимали одни символы за другие. Кроме того, сам характер камней, на которых высекали руны, способствовал к сокращениям и логическим пропускам, что также затрудняет чтение.

Камни рунические, рисуночные и фаллические 

Камни рунические, рисуночные и фаллические

Всего в мире известно 6578 рунических камней, из которых 3314 являются поминальными. Более половины памятников находятся в Швеции (3628), причем 1468 из них расположено в одном регионе страны – Уппланде. Намного меньше их в Норвегии (1649) и Дании (962). Также рунические камни известны на Британских островах, в Гренландии, Исландии и на Фарерах. Есть несколько рунических камней и в России, в частности, на Валааме. Российские рунические камни недостаточно исследованы, в силу антинорманистской интенции и в историографии, и в общественном мнении, но они пользуются большой популярностью у местных мистиков и оккультистов, считающих такие камни особыми «местами силы».

Другой крайностью в которую впадают современные рунологи-любители являются попытки «прочитать» рунические камни при помощи современного русского языка: даже если предположить, что рунические камни, такие как знаменитый камень из Рёка были поставлены славянами, они ни в коем случае не могли писать на языке приближенном к современному русскому. С другой стороны широта распространения рун среди германских племен, в том числе и у обитавших на нижнем и среднем Днепре готов (Черняховская культура), позволяет предполагать, что гипотетическая раннеславянская письменность, известная как «четы и резы» сформировалась на основе рун, которыми пользовались готы.

Наряду с реальными руническими камнями существует и ряд подделок. Как откровенные подделки ученые определили Хэйвнерский и Кенсингтонский камни: они обнаружены вне археологического контекста, который хотя бы в малейшей степени свидетельствовал бы о скандинавском присутствии в регионе, и на значительном удалении от реально существовавших поселений. Викингоманией, захватившей США в 1960-х годах, вероятнее всего объясняется и находка двух рунических камней (Пото и Шони) в 1967 и 1969 годах школьниками из Оклахомы: они написаны на искусственной смеси рун старшего (II-VIII в.н.э.) и младшего (Х-ХII в.н.э.) футарков, а, следовательно, эти надписи не могли быть сделаны людьми ни одной из этих эпох, а были срисованы школьниками из популярной книги о рунах.

Традиция рунических камней появляется около 300 г.н.э. в южной Норвегии и южной Швеции (исторические области Уппланд и Мелардален). В течение раннего железного века эти области были плотно заселены. Этому способствовали природно-климатические условия: северные горы и воды Северного моря и озера Меларен смягчали холодные зимы, тогда как южные ветра приносили летнее тепло, способствовавшее богатым урожаям.

Одним из частых поводом для установки рунических камней служила смерть родственника. Надпись на Гренстенском камне гласит «Токе поставил [этот] камень после [смерти] Ревле, сына Эсге, сына Бьёрна. Да поможет Бог его душе». Но вовсе не обязательно такие камни возводились на могилах. Более того, многие камни, относительно которых археологи предполагали, что они служили надгробиями, найдены в контексте, исключающем такую версию: вне кладбищ или погребений. В ряде случаев это может быть объяснено тем, что в позднейшее время камень был перемещен, а сама могила уничтожена, но, скорее всего, камни располагали не столько на непосредственной могиле человека, сколько в знаковых для самого покойного или для всей общины местностях.

Судя по надписи на Коллиндском камне, такие камни служили для поминовения и тех, чьи тела были похоронены вдалеке от родины: «Тосте поставил этот камень после [смерти] Туэ, который погиб в восточном походе и его брата Асведса, кузнеца».

Таким образом, поминальные камни служили своего рода кенотафами. В силу этого терминологически правильным будет называть такие камни не могильными или погребальными, а именно «поминальными».

Для поминальных камней характерна следующая формула:

1. X поставил этот камень / вырезал эти руны после [смерти] Y.

2. Обстоятельства смерти Y, совершенные им подвиги.

3. Религиозная формула, например, «Тор освятил эти руны» или «Да поможет ему Бог».

В скандинавском поминальном ритуале и, шире, – в культе мертвых – предполагалась, что душа умершего, упомянутого в надписи, может вселиться в камень, получать жертвы, беседовать с живыми людьми и отвечать на их просьбы. Это объясняет, почему церковь считала рунические камни дьявольскими памятниками и боролась с ними: на многих из сохранившихся камней видны следы преднамеренного уничтожения. Вместе с тем в народной вере поклонение этим камням сохранялось вплоть до позднего Средневековья.

Неизвестно, возможно ли было поставить поминальный камень о любом человеке, но структура текста поминальных камней такова, что ставящий камень Х всячески подчеркивает особые личностные качества Y. Это позволяет предполагать, что на подобные камни могли претендовать только исключительные личности, обладающие особой «маной», витальностью (жизненной силой) или «легкой удачей», которая после смерти должна была помогать живым людям, обращающимся к этому человеку или к этому камню за помощью.

Неизвестно какие бонусы ожидал Х поставивший камень для Y, к тому же сам процесс установки камня был для Х затратен. Достаточно часто в рунических камнях перечисляется несколько человек установивших один камень, что позволяет предполагать, что внесение в список помощников приносило этим людям благословение и магическую помощь.

Исследователи выделяют «длинные камни», высотой до трех и более метров, они продолжают традиции менгиров. Примером таких камней служит богато орнаментированный Анундсхёгский камень, установленный Фолквидом для своего сына Хедена. Судя по тому, что в надписи Хеден назван братом Анунда, исследователи отождествляют этого Анунда со шведским королем Анундом Яковом (начало XI века), правда, согласно историческим хроникам отцом Анунда был Олаф Скётконунг, а Фолквид, приходился ему дальним родственником, но даже этого родства было достаточно для упоминания в тексте рунического камня.

Параллельно с руническими камнями в Скандинавии в те же годы появляется традиция рисуночных или «картинных» камней. Некоторые исследователи склонны даже датировать время ее возникновения I-II в.н.э. Прародина этой традиции локализуется на Готланде и в Юго-Восточной Швеции. Отметим, что Готланд в раннем железном веке был сакральным местом, здесь обнаружены многочисленные некрополи, более 400 каирнов (культовых каменных насыпей), а в Каупарве под одним из таких каирнов была обнаружена каменная башня конической формы, служившая в Бронзовом веке для погребения. В Средние века Готланд долгое время сохранял свою политическую независимость, самобытную культуру и мифологию, отличавшуюся от шведской и общескандинавской. Основным источником по мифологии и истории Готланда является «Гутасага», включенная в договор о присоединении острова к шведской короне.

Рисуночные камни, как правило, представляют собой плоские плиты грибообразной формы, различные исследователи называют ее также фаллической или антропоморфной. Согласно первой версии, она должна была символизировать надежду на возрождение умершего в новом теле, тогда как, по мнению тех исследователей, которые считают эту форму антропоморфной, такие камни служили воплощением души умершего. Подобные стелы широко распространены в Западной Европе и Средиземноморье. Основным мотивом стел II-VII веков являются лодки, переплывающие воды смерти. Часто такие лодки сочетаются со спиральными и волнообразными мотивами, распространенными на Атлантическом побережье Европы в неолите-бронзе. С течением времени расширяется диапазон мотивов, появляются изображения водоплавающих птиц, диких животных, монстров. Некоторые изображения исследователи интерпретируют как заимствования или иллюстрации из саг. Одним из характерных мотивов, находящим свои прямые аналогии в «Младшей Эдде», является мотив маски, которую надевал Локи для того, чтобы превратиться в великаншу. Хотя недавние исследования и предполагают, что такие камни могли отмечать границы племенных владений, места племенных собраний или служить в качестве межевых столбов, наиболее обоснованной гипотезой является поминальное предназначение рисуночных камней.

Рисуночные камни

Около 800 г.н.э. происходит объединение рисуночной традиции с рунической: камни содержат и тексты, и рисунки, часто орнаментального характера. К этому времени обе традиции распространяются по всей Южной Скандинавии. Редким примером чисто рисуночного камня этого времени служит камень из Хуннестада изображающий великаншу Хюррокин верхом на волке, но при этом нет уверенности, что он не представляет собой часть большого рунического камня, другие части которого были утеряны. Около 800 г.н.э. некоторые изменения претерпевает и стилистика изображений, так вместо гребных лодок с гробом стали изображать парусные суда (драккары) с экипажем. Ко влиянию рисуночной традиции следует отнести и появившееся после 800 г. стремление резчиков придавать руническим камням более уплощеную форму, тогда как ранние камни были более объемными.

Хотя поминальные камни известны и в раннем периоде, после 800 года они занимают ведущее место среди камней других типов. Помимо орнаментальных украшений, пришедших из рисуночных камней, надписи получают и стилистические украшения, в них, под воздействием скальдической поэзии, появляются характерная метрика, художественные образы и приемы.

Камни этого времени становятся похожими на кельтские и пиктские каменные памятники. Это сходство проявляется прежде всего в орнаментальных мотивах, таких как «плетеный орнамент», подражающий плетению из полосок кожи, или «ирландский узелок», петля образованная полоской, на которой расположен рунический текст. Несмотря на очевидное сходство с кельтскими и пиктскими камнями рунические камни обладают своеобразием и самостоятельностью. Так исследование Полины Зиман, Филипа Джонатана и Роберта Ли выяснило, что повторяющиеся символы на пиктских камнях представляют иероглифы или идеограммы, в которых каждый знак соответствует определенному слову, а сами тексты представляют собой структуру очень похожую на генеалогические списки, в которых словарь обеднен и дает узкое распределение, причем такая структура находит прямые аналогии в раннехристианских памятниках и Шотландии и Британских островов в целом. Хотя сам язык не был расшифрован, ряд иероглифов, такие как «собачья голова», «лошадь», «олень», «зеркало», «труба», «расческа», «крест» и разные виды оружия вполне могут быть опознаны довольно легко. Хотя за каждой конкретной руной и стоит слово, но в руническом тексте руне соответствует не понятие, а один звук, что резко контрастирует с иероглифичностью пиктской письменности.

Это позволяет говорить, что несмотря на общность кельтской, пиктской и скандинавской изобразительных традиций, восходящих, к общему источнику мегалитического времени – храмы Мальты, орнаментированные дольмены Иберийского полуострова, Гавринис (Бретань), Нью-Грейндж (Ирландия) – в каждом из регионов изобразительность длительное время развивалась самостоятельно, а переклички между традициями связаны не с прямыми заимствованиями, а с аналогиями возникавшими в процессе самостоятельного развития.

Руны

В большинстве регионов Скандинавии традиция установки рунических камней сохраняется только до середины XII века. В последующие века руны сохраняются в среде скандинавских крестьян, как альтернатива официальной латинице. Наиболее поздние памятники представлены резными руническими календарями (ХVIII- XIX века). Поскольку такие календари были вечными, традиция их изготовления может восходить к раннему средневековью. Они отмечают синтез христианской и языческой традиций. Футарком пользовались в Дании до 1400 года, причем им записывали тексты не только на среднедатском языке, но и на латыни. Примером важности футарка в культуре может служить амулет найденный на Борнхольме. Амулет был сделан из серебряной арабской монеты на которой была нанесена надпись на латыни «Иисус Христос, сын Бога живого. Отец, Сын и Святой Дух. Христос. Благочестивый по крови, Он сохраняет вечную жизнь».

Третьей традицией является установка на погребальных курганах камней грибовидной (фаллической? антропоморфной ?) формы, вырезанных из белого камня и не содержащих на себе каких-либо надписей или рисунков. Хотя такие камни датированы по погребальному инвентарю только V-VI веками, вполне вероятно, что они возводились и ранее, но их не идентифицировали как относящиеся к погребению, а зачастую – просто не замечали во время раскопок. Достаточно сказать, что всего в Скандинавии обнаружено 40 таких камней, тогда как могильников I-VI веков – несколько тысяч. Такие камни находят прямые прототипы в антропоморфных менгирах устанавливавшихся в Западном Средиземноморье и в Понто-Каспийских степях. Древнейшая практика установки антропоморфных каменных стел в однозначно индоевропейском археологическом контексте относится ко времени ямной культурно-исторической общности и засвидетельствована в долине Южного Буга (IV-III тыс. до н.э.).

Рунические камни языческого времени

Древнейший из рунических камней – Кюльвер – датируется весьма условно (около 400 года) по инвентарю погребений кладбища, на котором он был обнаружен, хотя нет достаточных оснований считать, что он не был вырезан раньше или позже, чем сделаны погребения. Надпись на нем представляет собой перечисление всех 24 рун футарка, завершаемое знаком «ёлочки» обычно принимаемой за форму руны «t». По одной из версий предполагается, что во время существования кладбища такая надпись должна была охранять живых людей от покойников, по другой – наоборот, помогать в общении между потомками и предками. Вполне возможно, что написанию рун предшествовал некий ритуал, который, судя по Хеллестадскому камню (DR-295), назывался «укрепление камня рунами». Перечисление всех рун могло означать и то, что маг и / или резчик рун заручались помощью и поддержкой всех богов. Чаще перечисления всех рун встречается перечисление первой (светлой ?) их половины.

Рунические камни языческого времени

Третья версия предполагает, что надпись была сделана по обыденному поводу, например, для обучения рунам детей и оказалась на кладбище случайно. Некоторую аналогию с кюльверским камнем имеет надпись из Ёстермари, которая представляет собой последовательность рун «abþefghiklmnoprstux». Эта надпись могла служить наглядным пособием, для обучения последовательности латинского алфавита или же служить необходимости адаптации германской магической традиции под нужды романизированного населения.

Камень из Туне (Норвегия), датируемый концом IV в.н.э. служит иллюстрацией словам Лизбет Имер о необходимости тщательного изучения рунических камней. В течение ХХ века надпись на нем была прочитана тремя исследователями, в результате чего получилось четыре текста, смысл которых довольно существенно отличается друг от друга.

На рубеже XIX-XX веков Софус Бугге прочитал «Я, Вив, вырезал эти руны для своего напарника Водурида. И поставил этот камень. Три дочери поделили наследство, [поскольку] они были ближайшими родственниками».

В 1930-м году Карл Марстрандер перевел надпись так: «Я, Вив, сделал каменную гробницу для Водурида, подателя хлеба (= моего патрона). Мои дочери, также служившие Водуриду, пожелали, чтобы я поставил этот камень, поскольку не было у него близких родственников и наследников».

По мнению Оттара Грёнвика (1981 год) текст читается так: «Я, Виваз, поставил этот камень для моего господина Водуридаза. Для меня Водуридаз, три дочери, самый выдающийся из наследников, сделал этот камень».

В 1998 году Грёнвик пересмотрел своё прочтение и опубликовал новый вариант: «Я, Вив, после [смерти] Водурида, который кормил меня хлебом, вырезал руны на этом камне для него. Три дочери на похоронах получили на похоронах красивых мужей и будут у них красивые наследники».

Каждый из вариантов чтения вызвал большую дискуссию. В основном она развернулась вокруг вопроса, могли ли упомянутые в тексте три женщины наследовать имущество за Водуридом. В связи с этим предполагали даже, что удачливый мажордом Вив получил после смерти хозяина не только движимое имущество, но и трех дочерей Водурида в качестве служанок.

Большие трудности для рунологов представляет и прочтение плохо сохранившейся надписи на Хоггарвикском камне (IV-V век). Одна из его строк содержит загадочное заклинание «aasrpkf aarpaa», которое вполне вероятно может быть сокращением неизвестной магической формулы. Фрагментарность текста позволяет установить только то, что камень установил слуга Скелба (или трясущийся слуга) и при помощи иглы сделал надпись с заклинанием. Также в непонятном контексте упомянут некий уважаемый гость и охота на росомаху. Присутствие в тексте заклинания позволяет предположить, что Скелба произнес и высек на камне магическую формулу, в результате чего получил помощь богов или душ умерших, которые могли помочь ему в его делах и, в частности, в охоте на росомаху. Поскольку охота на росомаху не была в Скандинавии частью культовой практики, есть основания предполагать, что росомаха в данном контексте обозначает не конкретное животное, а прозвище человека.

Эйнангский камень (IV век) был найден на некрополе Гардберг, использовавшемся для погребений с неолитического времени. Здесь были обнаружены как подкурганные захоронения, так и каирны (каменные насыпи). Надпись на Эйнангском камне интересна тем, что содержит древнейшее упоминание слова «руны». Текст читается так «Я, [...] гость вырезал эти руны». Иногда предполагают, что этот камень был надгробием, однако, скорее всего, речь идет о человеке, посетившем старый некрополь с тем, чтобы души умерших помогли ему в решении какой-то проблемы, как мы увидим ниже, даже верховный бог Один обращался за помощью и советом к душам умерших.

Эйнангский камень

Поставленный в честь Хьёрлуфа рунический камень из Тьянгвиде (VIII-IX века) интересен изображениями, отражающими языческое мировоззрение скандинавов. Нижняя часть композиции изображает викингов на корабле, что предполагает, что Хьёрлуф погиб в одном из походов, а камень служил своего рода кенотафом. В правой верхней части камня изображен всадник, подъезжающий к женщине, которая стоит с рогом в руках. Учитывая то, что всадник держит в левой руке кубок, вполне вероятно, что композиция читается как надежду живых на доброжелательный прием Хьёрлуфа в Вальгалле. Охотничья сцена, расположенная слева от женщины с рогом, скорее всего описывает Вальгаллу как место полное дичью. Согласно другой версии, Хьёрлуф был убит на охоте. Третья версия считает изображение иллюстрацией к саге о Вёльсунгах: всадника Сигурда после победы над Фафниром встречает Гримхильда, которая протягивает ему колдовское зелье.

Свидетельством о продвижении викингов в Восточной Европе служит Пилгардсский камень (IX век), поставленный в честь погибших при переправе через Айфур братьях Хегбьярне, Родвисле, Ойстайне и Эдмунде, пошедших под командованием Вивила. Айфур, ставший местом их гибели, это известный Константину Багрянородному Ненасытецкий порог на Днепре. В своем трактате «Об управлении империей» византийский император приводит названия днепровских порогов «по-росски» (то есть на германском наречии, викингском или готском) и по-славянски. Пилгардсская надпись о гибели на Айфуре (Αιφορος из сочинения Константина) служит подтверждением распространенности этих названий порогов у викингов.

Похожие статьи:

Альтернативная история → Образ Волка у индоевропейцев

Традиции → Заговоры как одна из составляющих Традиционной Славянской Культуры

Книги → Свято-Русские Веды. Книга Велеса

Книги → Свято-Русские Веды. Книга Велеса

Гостиная → Кодекс викинга в речах Высокого

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Тайны, которые скрывают древние руны

В Северной Европе руническое письмо было распространено 13 столетий, в одной из шведских провинций — до XIX века. В настоящее время руны — один из объектов для обсуждений. Большое внимание к рунам порождает неправильные исторические теории.

 

Что это такое?

Общее название символов в давних скандинавских и германских алфавитах — это и есть руны. Разбиты они на 3 группы — атта. В каждый атт входит всего 8 рун. Старший Футарк — наименование первого германского «алфавита».

Появилось такое название по произношению букв первых 6 символов. Писались древние символы на разных материалах (камень, дерево), они были в виде набора прямых полосок. Наиболее удобно было высекать древние знаки на твердых материалах.

Как правило, направление рунического письма высекалось слева направо, но встречались и другие варианты. Был и такой способ письма, в котором на направление влияла четность строки. Например, 1-я строка писалась справа налево, вторая — наоборот, третья — так же, как и первая. Если направление менялось, то буквы писались зеркально.

Многочисленные исследования показали, что только на территории Швеции специалисты нашли примерно 3000 рунических надписей. Две тысячи таких элементов обнаружены в Норвегии, Дании, Гренландии, Исландии и других странах.

Главное из истории рун

 

 

Появилось древнее письмо еще в III веке у северных народов. Самой большой популярностью древние символы начали пользоваться в христианский период Скандинавии. Даже распространение латинских языков, письменности не стало причиной исчезновения древних алфавитов, включая и древнеисландский.

Более того, руническое письмо дополнило латинский алфавит новыми буквами. Позже возникли латиноязычные надписи, для выполнения которых использовался рунический алфавит. Рунами писали целые христианские молитвы или только их начало. В качестве примера можно назвать известные молитвы «Ave Maria«, а также «Pater noster«.

На территории Швеции и Норвегии были найдены записи латинских слов, которые обозначены древними символами. Древнетюркский алфавит тоже ассоциируется с рунами. Ошибочно «рунами» считается письменность кек-тюркская, древневенгерская и «древнеславянский алфавит». Эти письменности имеют лишь внешнее сходство с руническими знаками.

Какие есть руны?

На языках Северной Европы значение термина «руна» похоже на слово «шептание». В ирландском языке «run» — это «решение» или «секрет». С давних времен жители Ирландии использовали руны для гадания, принятия важных решений. Позже система рун стала основой для алфавита. Есть подтвержденные факты о связи письма и символов, высеченных на камнях. Сегодня в русском алфавите насчитывается 10 букв, которые соответствуют по форме знакам рун. В алфавите римском букв еще больше — 13.

III век до нашей эры — время распространения рун в Скандинавию и на континент. Сегодня ученые различают 7 главных видов рунического письма: датские и общегерманские, англосаксонские, исландские и «маркоманнические«, готские, хельсингские. Есть и другие руны, которые имеют свои характерные особенности. По мнению специалистов, разные виды древних символов относятся к тем или иным эпохам.

Интересное о каменных блокнотах

А. Листель (норвежский специалист по рунам) доказал, что древняя руника была общедоступной. Использовались руны для любовных записок, курьерских заметок, и это подтверждают многочисленные примеры. В Средневековье жители европейских стран пользовались руническими календарями.

В настоящее время и специалисты, и дилетанты мистифицируют древние записи. На самом деле, рунынесут в себе определенный смысл. Именно рунические камни позволили нам узнать о важных исторических событиях. Одни древние записи «рассказывают» о строительстве моста, другие — об истории конкретного поселения. К сожалению, упоминания дат в рунах практически не встречается. В одном из каменных «учебников истории» есть информация о том, что «дренги осадили Хедебю«. Нельзя достоверно сказать, к какому году относятся эти руны. Город Хедеба враги осаждали не один раз.

Древние записи «рассказывали» о событиях, а также содержали отношение к ним. Примером этому можно назвать высеченные на камнях песни: хулительная ода — нид, хвалебная — драпа. Законом было запрещено сочинение хулительных песен.

Создатели рун

Хотя руническое письмо было общедоступным, шедевры правильной формы создавались только профессиональными мастерами. Такие специалисты по-другому назывались эрилями. Это подтверждает надпись на руническом камне, который датируется VI веком. Современным рунологам известно примерно 140 имен древних специалистов. Разумеется, сюда не относятся работы с ошибками, плохим качеством резьбы.

Гуннар (Kunar) — один из первых мастеров-христиан, которые создавали древние надписи. Гуннар подписал 2 камня, в результате чего удалось установить, что ему принадлежит около 40 работ. К известным мастерам относится и Асмунд Карасон — это автор 22 рунических камней, которые датируются XI веком. Опираясь на языковые особенности и сходство работ, Асмунду Карасонуприписывают от 24 до 54 рунических камней. Руны, созданные мастерами, имеют стилистическое, орфографическое и палеографическое сходство.

О русских рунах

Кирилл и Мефодий — основоположники славянской письменности, которая «родилась» в IX веке. В качестве основы они использовали греческий алфавит. Первой азбукой славян считается глаголица, позже она была переработана в известную нам кириллицу. Хоть глаголица и послужила созданию литературного старославянского языка и всей славянской письменности, ее пришлось трансформировать в кириллицу. Объясняется это одной простой причиной — греческое написание букв.

Нет точной информации о существовании «славянских рун«. До этого времени у многих людей письменность «Велесовой книги» ассоциируется со славянскими рунами. В современном научном сообществе письменность «Велесовой книги» признана мистификацией. Фигурки из храма Ретры якобы подтверждают находку «венедских рун«. Эти фигурки вместе с «Велесовой книгой» признаны ненастоящими.

Руны современности — что это?

Руническое письмо применялось не только в древние времена. Использовались руны для обозначения символики национал-социалистической партии, которая функционировала в Германии. В качестве символики были выбраны две руны S, размещаются они на черном фоне. Указ Гиммлера подтверждает, что в символике СС всего было использовано 14 из 24 древних знаков старшего Футарка. Именно руныслужили для обозначения этапов продвижения по карьерной лестнице, личных качеств членов политического объединения.

Джон Р. Р. Толкин — известный английский писатель. Для своих работ он создавал специальные языки жителей Средиземья. Сюда относятся «Лунные руны«, а также «кирт«. Все это писатель придумал на основе Футарка.

Сегодня программистам досконально известно, что древние символы использовались при создании юникода. Версия Unicode 3.0 дополнена руническими символами, которым отведены отдельные позиции. Всего в Unicode есть 76 древних символов, сюда входят также разные формы одного и того же знака.

suharewa.ru

Рунные камни — Тайновед

article201.jpg

Рунический камень — валун с вырезанной на нем рунической надписью.

Хотя наибольшее число рунных камней оставили по себе викинги IX—XI веков, наиболее древние рунические камни датируются IV столетием, наиболее поздние — XIX. Большинство рунических камней находятся в Скандинавии, остальные рассеяны по местам, которые посещались скандинавами в эпоху викингов (в том числе по Днепру вплоть до острова Березань).

На рунические камни зачастую наносились изображения, но их не следует путать с чисто картинными камнями, где были только изображения.

Рунический камень из Рёка(швед. Rökstenen)— камень с наиболее длинной рунической надписьюиз числа известных. Состоит из 762 рун.

Первоначальное место, где был установлен камень, неизвестно, но, вероятно, он стоял неподалёку от своего нынешнего местонахождения у церкви Рёкского прихода в лене Эстергетланд. Надпись на камне датируется первой половиной IX в. Она покрывает камень со всех сторон, в том числе и сверху. Главный текст высечен при помощи так называемых младших рун.

В вопросе прочтения и толкования отдельных рун среди учёных царит полное согласие, однако смысл текста довольно туманен. Впрочем, начальные слова не оставляют сомнения, что камень является поминальным: «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына». Затем следует поэтическая строфа с некими намёками на несохранившийся миф:

Скажи, память, какой добычи было две, которую двенадцать раз на поле брани добывали, и обе брались вместе, от человека к человеку. Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов и до сих пор все первый в битве. Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов. Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов.

Вероятно, под Тьодриком подразумевается король остготов Теодорих Великий.

Рёкский камень известен с XVII в., и о нём написано множество исследований.

* * *

Кенсингтонский рунический камень — предположительно историческая находка; каменная плита прямоугольной формы, лицевая и боковая стороны которой исписаны древними рунами. Плита состоит из осадочной горной породы граувакка, она была обнаружена в 1898 году близ города Кенсингтон, в штате Миннесота, США. Происхождение и значение этой плиты до сих пор оспаривается, некоторые учёные и историки рассматривают её как позднюю подделку. Суть надписи на плите сводится к тому, что задолго до путешествия Христофора Колумба, скандинавские исследователи достигли средней части Северной Америки.

В декабре 1998 года, спустя более чем сто лет после того, как камень с рунами был найден, впервые с 1910 года был проведён детальный физический анализ находки. Он включал в себя фотографирование с помощью микроскопа в отраженном свете, исследование вещества и сканирование электронным микроскопом. В ноябре 2000 года геолог Скотт Ф. Уолтер (Scott F. Wolter) представил предварительные результаты исследования. Он предположил, что, в связи с наклоном, камень в его основании подвергся длительному процессу, возраст которого он оценил в 50-200 лет.

В частности, он обратил внимание на полную потерю слюды на надписанной поверхности камня. Аналогичные образцы сланцевых могильных камней в штате Мэн, чей возраст оценивается в 200 лет, показали значительную потерю пирита, но не его полную потерю, как у находки. Учитывая, что образцы могильных камней находились в отличных условиях, сравнение позволило предположить, что камень был похоронен задолго до того, как там поселились первые европейцы в 1858 году.

Некоторые критики всё же обратили внимание на хорошо сохранившуюся выдолбленную надпись, удивляясь стойкости материала за столетия меняющихся погодных условий. Однако, обратная часть камня хорошо сохранила царапины, оставшиеся с ледникового периода, возраст которых исчисляется тысячами лет.

В 2001 году в книге «Викинги и Америка» (The Vikings and America) бывший профессор UCLA Эрик Уалгрен описал лингвистические отклонения в записи и высказался в пользу подделки.

В статье «The Kensington Runestone: Approaching a Research Question Holistically», опубликованной в 2005 году, археолог Алиса Бек Кехо (Alice Beck Kehoe) ссылается на сообщения о контактах местного исконного населения, предшествующих дате, указанной на камне, с пришельцами, что позволяет сделать вывод о возможности экспедиции европейцев в XIV веке.

Текст находки

Надпись (некоторые слова из-за разрушения камня отсутствуют) на лицевой части камня гласит:

8 göter ok 22 norrmen paa opthagelse farth fro winlanth of west Wi hathe läger weth 2 skylar en thags norder fro theno sten wi war ok fiske en thag äptir wi kom hem fan X man rothe af bloth og ded AVM frälse af illum.

Двойной перевод с английского:

8 гетов и 22 норманна во время разведочного путешествия из Винланда через Запад разбили лагерь у двух утесистых островов на расстоянии однодневного перехода к северу от этого камня. Мы вышли из лагеря и ловили рыбу один день. Когда мы вернулись, то нашли 10 людей красными от крови и мертвыми. Аве Мария, спаси от зла.

На ребре камнявидна следующая запись:

har X mans we hawet at se äptir wore skip 14 thag rise from theno odh Ar wars Herra 1362.

Двойной перевод с английского:

У нас есть 10 человек из нашей партии у моря для наблюдения за нашим кораблем в 14 днях пути от этого острова. Год 1362.

Английский перевод данного текста был выполнен Нильсеном в 2001 году. Как правило, современный швед едва ли сможет разобрать значение надписи. Аббревиатура AVM (Ave Maria) исторически оправдана, так как скандинавские исследователи того времени были католиками. Более ранние переводы обычно интерпретировали слово skylar как рифы (или маленькие, скалистые острова), но исследование Нильсена предполагает, что это значение маловероятно.

* * *

Рунные камни в Еллинге— внесённые в список Всемирного наследия валуны с руническими надписями X века, которые находятся в датском городе Еллинге.

большой камень

Рунные камни расположены во дворе Еллингской церкви между двумя большими погребальными курганами. Они являются свидетельствами эпохи перехода норвежцев от язычества к христианству. Камни, вместе с могильниками и церковью, занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Надпись на камне Харальда в Еллинге

tainoved.com

Какие загадки скрывают древние руны

В Северной Европе руническое письмо было распространено 13 столетий, в одной из шведских провинций — до XIX века. В настоящее время руны — один из объектов для обсуждений. Большое внимание к рунам порождает неправильные исторические теории.

 

Что это такое?

Общее название символов в давних скандинавских и германских алфавитах — это и есть руны. Разбиты они на 3 группы — атта. В каждый атт входит всего 8 рун. Старший Футарк — наименование первого германского «алфавита».

Появилось такое название по произношению букв первых 6 символов. Писались древние символы на разных материалах (камень, дерево), они были в виде набора прямых полосок. Наиболее удобно было высекать древние знаки на твердых материалах.

Как правило, направление рунического письма высекалось слева направо, но встречались и другие варианты. Был и такой способ письма, в котором на направление влияла четность строки. Например, 1-я строка писалась справа налево, вторая — наоборот, третья — так же, как и первая. Если направление менялось, то буквы писались зеркально.

Многочисленные исследования показали, что только на территории Швеции специалисты нашли примерно 3000 рунических надписей. Две тысячи таких элементов обнаружены в Норвегии, Дании, Гренландии, Исландии и других странах.

Главное из истории рун

 

 

Появилось древнее письмо еще в III веке у северных народов. Самой большой популярностью древние символы начали пользоваться в христианский период Скандинавии. Даже распространение латинских языков, письменности не стало причиной исчезновения древних алфавитов, включая и древнеисландский.

Более того, руническое письмо дополнило латинский алфавит новыми буквами. Позже возникли латиноязычные надписи, для выполнения которых использовался рунический алфавит. Рунами писали целые христианские молитвы или только их начало. В качестве примера можно назвать известные молитвы «Ave Maria«, а также «Pater noster«.

На территории Швеции и Норвегии были найдены записи латинских слов, которые обозначены древними символами. Древнетюркский алфавит тоже ассоциируется с рунами. Ошибочно «рунами» считается письменность кек-тюркская, древневенгерская и «древнеславянский алфавит». Эти письменности имеют лишь внешнее сходство с руническими знаками.

Какие есть руны?

На языках Северной Европы значение термина «руна» похоже на слово «шептание». В ирландском языке «run» — это «решение» или «секрет». С давних времен жители Ирландии использовали руны для гадания, принятия важных решений. Позже система рун стала основой для алфавита. Есть подтвержденные факты о связи письма и символов, высеченных на камнях. Сегодня в русском алфавите насчитывается 10 букв, которые соответствуют по форме знакам рун. В алфавите римском букв еще больше — 13.

III век до нашей эры — время распространения рун в Скандинавию и на континент. Сегодня ученые различают 7 главных видов рунического письма: датские и общегерманские, англосаксонские, исландские и «маркоманнические«, готские, хельсингские. Есть и другие руны, которые имеют свои характерные особенности. По мнению специалистов, разные виды древних символов относятся к тем или иным эпохам.

Интересное о каменных блокнотах

А. Листель (норвежский специалист по рунам) доказал, что древняя руника была общедоступной. Использовались руны для любовных записок, курьерских заметок, и это подтверждают многочисленные примеры. В Средневековье жители европейских стран пользовались руническими календарями.

В настоящее время и специалисты, и дилетанты мистифицируют древние записи. На самом деле, рунынесут в себе определенный смысл. Именно рунические камни позволили нам узнать о важных исторических событиях. Одни древние записи «рассказывают» о строительстве моста, другие — об истории конкретного поселения. К сожалению, упоминания дат в рунах практически не встречается. В одном из каменных «учебников истории» есть информация о том, что «дренги осадили Хедебю«. Нельзя достоверно сказать, к какому году относятся эти руны. Город Хедеба враги осаждали не один раз.

Древние записи «рассказывали» о событиях, а также содержали отношение к ним. Примером этому можно назвать высеченные на камнях песни: хулительная ода — нид, хвалебная — драпа. Законом было запрещено сочинение хулительных песен.

Создатели рун

Хотя руническое письмо было общедоступным, шедевры правильной формы создавались только профессиональными мастерами. Такие специалисты по-другому назывались эрилями. Это подтверждает надпись на руническом камне, который датируется VI веком. Современным рунологам известно примерно 140 имен древних специалистов. Разумеется, сюда не относятся работы с ошибками, плохим качеством резьбы.

Гуннар (Kunar) — один из первых мастеров-христиан, которые создавали древние надписи. Гуннар подписал 2 камня, в результате чего удалось установить, что ему принадлежит около 40 работ. К известным мастерам относится и Асмунд Карасон — это автор 22 рунических камней, которые датируются XI веком. Опираясь на языковые особенности и сходство работ, Асмунду Карасонуприписывают от 24 до 54 рунических камней. Руны, созданные мастерами, имеют стилистическое, орфографическое и палеографическое сходство.

О русских рунах

Кирилл и Мефодий — основоположники славянской письменности, которая «родилась» в IX веке. В качестве основы они использовали греческий алфавит. Первой азбукой славян считается глаголица, позже она была переработана в известную нам кириллицу. Хоть глаголица и послужила созданию литературного старославянского языка и всей славянской письменности, ее пришлось трансформировать в кириллицу. Объясняется это одной простой причиной — греческое написание букв.

Нет точной информации о существовании «славянских рун«. До этого времени у многих людей письменность «Велесовой книги» ассоциируется со славянскими рунами. В современном научном сообществе письменность «Велесовой книги» признана мистификацией. Фигурки из храма Ретры якобы подтверждают находку «венедских рун«. Эти фигурки вместе с «Велесовой книгой» признаны ненастоящими.

Руны современности — что это?

Руническое письмо применялось не только в древние времена. Использовались руны для обозначения символики национал-социалистической партии, которая функционировала в Германии. В качестве символики были выбраны две руны S, размещаются они на черном фоне. Указ Гиммлера подтверждает, что в символике СС всего было использовано 14 из 24 древних знаков старшего Футарка. Именно руныслужили для обозначения этапов продвижения по карьерной лестнице, личных качеств членов политического объединения.

Джон Р. Р. Толкин — известный английский писатель. Для своих работ он создавал специальные языки жителей Средиземья. Сюда относятся «Лунные руны«, а также «кирт«. Все это писатель придумал на основе Футарка.

Сегодня программистам досконально известно, что древние символы использовались при создании юникода. Версия Unicode 3.0 дополнена руническими символами, которым отведены отдельные позиции. Всего в Unicode есть 76 древних символов, сюда входят также разные формы одного и того же знака.

suharewa.ru

Что скрывают древние руны | Сухарева башня

Руническое письмо было когда-то распространено в Северной Европе 13 веков, в шведской провинции Даларна — до XIX века. Но и сегодня руны не забыты. Внимание к ним настолько сильно, что даже порождает псевдоисторические теории.

Руны – что это?

Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.

По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.

Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.

Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.

История рун

Появившись у северных народов еще в начале III века, истинный рассвет руническое письмо получило в христианский период Скандинавии. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.

Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».

Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами. Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, и даже гипотетический «древнеславянский алфавит».

Разновидности рун

Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13.

В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.

Каменные блокноты

Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.

Многие современники любят мистифицировать древние записи, а ведь некоторые руны несут в себе смысл, равный объявлению от администрации ЖКХ на вашем подъезде. Например, сообщают о строительстве моста или времени сбора податей. Благодаря руническим камням, удалось узнать и о многих событиях, повлиявших на ход истории определенного поселения, но, к сожалению, очень немногие каменные «учебники истории» содержат упоминания дат. Один из таких камней гласит, что «дренги осадили Хедебю». Сказать наверняка, каким годом датированы эти руны, очень сложно, ведь средневековый город Хедеба был известен своим богатством, из-за чего его часто осаждали враги. Руны не только повествовали о событиях, но и содержали отношение к ним. Это просматривается на примере высеченных песен: драпа — хвалебная песня, нид — хулительная. Причем сочинение нидов запрещалось законом.

Создатели рун

Несмотря на общедоступность рунического письма, настоящие шедевры правильной формы и содержания создавались лишь профессиональными мастерами, эрилями. «Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» — надпись на шведском руническом камне VI в. Современные рунологи могут назвать порядка 140 имен древних мастеров, отсекая работы дилетантов с низким качеством резьбы и ошибками в тексте.

Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.

Русские руны

Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.

Существование так называемых «славянских рун» сегодня не доказано.До сих пор многими со славянскими рунами отождествляется письменность «Велесовой книги», признанной научным сообществом мистификацией. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки, как и «Велесова книга», были признаны поддельными.

Руны современности

Руны использовались в символике национал-социалистической партии Германии (две руны S на черном фоне). В общей сложности, по указу Гиммлера в символике СС использовалось 14 из 24 рун старшего футарка, с помощью которых обозначались основные этапы карьерного продвижения по службе и личные характеристики членов организации.

Дж. Р. Р. Толкин создавал для своих книг специальные языки жителей Средиземья, в том числе «Лунные руны» и «кирт», придуманные им на основе Футарка. Программисты наверняка знают, что руны использовались и при создании юникода. Начиная с версии Unicode 3.0 руническим знакам были отведены отдельные позиции (16A0—16F0), а всего занесено 76 рунических символов, включая различные формы одного и того же знака в зависимости от рунического алфавита, в который тот входил.

suharewa.ru