Древние носители информации 5 класс. Конспект урока по Информатике «Запись и считывание информации . Носители информации» 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Запись и считывание информации . Носители информации 5 класс. Древние носители информации 5 класс


Носители информации (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Носители информации

2 слайд Описание слайда:

Информация: Записанные тексты Схемы Фотографии Кинозаписи Видеозаписи Звукозаписи Чертежи Рисунки

3 слайд Описание слайда:

Носитель- это материальная среда, используемая для записи и хранения информации.

4 слайд Описание слайда:

Использование бумажных носителей информации Носителем, имеющим наиболее массовое употребление, до сих пор остается бумага. Изобретенная во II веке н.э. в Китае , бумага служит людям уже 19 столетий. Что касается долговечности хранения документов, книг и прочей бумажной продукции, то она очень сильно зависит от качества бумаги, красителей, используемых при записи текста, условий хранения.

5 слайд Описание слайда:

На первых компьютерах бумажные носители использовались для цифрового представления вводимых данных. Это были перфокарты: картонные карточки с отверстиями, хранящие двоичный код вводимой информации.

6 слайд Описание слайда:

Перфокарты Перфокарта- носитель информации, предназначенный для использования в системах автоматической обработки данных. Сделанная из тонкого картона, перфокарта представляет информацию наличием или отсутствием отверстий в определённых позициях карты. Перфокарты впервые начали применяться в ткацких станках Жаккарда (1808) для управления узорами на тканях. В конце XIX в. началось использование перфокарт для обработки результатов переписей населения в США

7 слайд Описание слайда:

Использование магнитных носителей информации К магнитным носителям относятся : Жесткие диски ПК (винчестеры) Видеокассеты (любых форматов, в том числе Betacam) Аудиокассеты Стримерные кассеты Дискеты, ZIP-диски

8 слайд Описание слайда:

История магнитных носителей В XIX веке была изобретена магнитная запись. Первоначально она использовалась только для сохранения звука. Самым первым носителем магнитной записи была стальная проволока диаметром 1 мм. В 20 годах XX века появляется магнитная лента сначала на бумажной, а позднее на синтетической основе. На ЭВМ первого и второго поколений магнитная лента использовалась как единственный вид сменного носителя для устройств внешней памяти.

9 слайд Описание слайда:

С начала 1960-х годов в употребление входят компьютерные магнитные диски: алюминиевые или пластмассовые диски, покрытые тонким магнитным порошковым слоем толщиной в несколько микрон.

10 слайд Описание слайда:

Винчестер компьютера- это пакет магнитных дисков, надетых на общую ось. Информационная емкость современных винчестерских дисков измеряется в гигабайтах. В банковской системе большое распространение получили пластиковые карты.

11 слайд Описание слайда:

Использование оптических дисков Применение оптического, или лазерного, способа записи информации начинается в 1980-х годах. Во второй половине 1990-х годов появились цифровые универсальные видеодиски DVD. В настоящее время оптические диски являются наиболее материальными носителями, записанной цифровым способом.

12 слайд Описание слайда:

Использование флэш-памяти Информационный объем флэш-карты может составлять несколько гигабайтов. В качестве внешнего носителя для компьютера широкое распространение получили «флешки», выпуск которых начался в 2001 году. Флэш-брелок подключается к USB-порту и позволяет скачивать данные со скоростью 10 Мб в секунду. Большой объем информации компактность Высокая скорость чтения Удобство в использовании

13 слайд Описание слайда:

Более раннее хранение информации Также ранее имели распространение: обожжённая глина камень кость древесина пергамент берёста папирус воск ткань

14 слайд Описание слайда:

Древние люди на скалах изображали зверей, на которых они охотились. Потом стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Более пяти тысяч лет назад появилась письменность на глине. Глина была тяжела для больших текстов , поэтому на смену ей должен был появиться другой носитель. В начале третьего тысячелетия до н. э. в Египте научились делать почти настоящую бумагу из папируса. Недостатком данного носителя являлось то, что со временем он темнел и ломался. Был запрет на вывоз за границу. На территории Европы сменялись множество различных носителей: свинцовые листы, костяные пластинки и т. д. В XI—XVI веках коренные народы Южной Америки придумали из верёвок составлялись «сообщения». Как носитель использовалась берёста (верхний слой берёзовой коры). Буквы прорезывали писалом. К концу XVI века на Руси появляется своя бумага.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

    Данная презетация рассчитана на учащихся 5 класса при изучении темы "Носители информации". Она дает наглядное представление о всевозможных носителях информации разбросанных во временном ин-вале от первых зачатков цивилизации до современных. Формы пред-ставления  информации текстовая, гафическая и видео.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

Общая информация

Номер материала: 192602

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока «Носители информации» 5 класс

Конспект урока «Носители информации» 5 класс

Планируемые образовательные результаты: предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ - компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве; личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи: 1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;2) углубить и систематизировать представления о носителях информации; 3) рассмотреть понятия файла и папки; 4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке. 

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: 

  • информация; 

  • действия с информацией; 

  • хранение информации; 

  • память: память человечества;  память человека;  оперативная (внутренняя) память;  долговременная (внешняя) память; 

  • носитель информации;  файл;  папка.  

Оборудование:   персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация;  ПК учащихся, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Вы пришли с каникул отдохнувшие, с новыми силами, готовые получать новые знания. Но сначала я хочу проверить,  как хорошо вы помните ранее изученный нами материал. И предлагаю это сделать с помощью игры «Да – нет». Условия игры такие: на экране будут последовательно появляться вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». 

  1. Актуализация знаний.

Игра «Да – нет».Объявление темы урока.Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким информационным процессом, как хранение информации.  Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти.

  1. Изучение нового материала.

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память – самый первый инструмент хранения информации.

Существует память отдельного человека и память человечества, содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться. 

Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напевами. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность танцы, жесты, пантомиму и т.д.

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочник, энциклопедии и другие носители информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Носителем информации можно назвать любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации. В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы.

Мы с вами уже знаем, что информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером, называется данными. Так вот данные, а также программы хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок и т.д.  Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. Расширение от имени отделяется точкой.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов. Чтобы не возникало путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки.  Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки).

Физкультминутка. Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим  точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.

  1. Проверка усвоения материала.

Ребята, давайте с вами подумаем, какие из этих объектов можно отнести к внешней памяти человека или компьютера. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

А сейчас я попрошу вас указать те предметы, которые  НЕ являются информационными носителями информации. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Обратите внимание на доску. Я попрошу выйти к доске ... Тебе необходимо составить пары, то есть для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика.

  1. Компьютерный практикум

Сегодня мы с вами научимся создавать файлы и сохранять их в личной папке.  Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано и только потом выполняем. А сейчас займите свои рабочие места, закреплённые за каждым из вас.

  1. Итог урока. Выставление оценок.

Самое главное: Существует память отдельного человека и память человечества.Память человека можно назвать оперативной памятью, а любые внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.Файлы по определённым признакам группируют в папки.

Домашнее задание. § 5 ,  РТ: № 55, 59, 63, 64, 67.

infourok.ru

«Эволюция носителей информации» 5 класс

Урок на тему: «Эволюция носителей информации»

5 класс

Тип: урок получения новых знаний.

Оборудование: проектор

Цель: Познакомить учащихся с различными носителями информации

Задачи урока:

Закрепить знаний учащихся о хранении информации

Сформировать представление о носителях информации как материальном объекте.

Показать необходимость развития технологии хранения информации.

    Ход урока:

    Организационный момент.

      Обучающиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку. Проверка посещаемости.

      Актуализация ЗУН.

        Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)

        Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)

        Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной? (Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться)

        Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти. (Достоинство внутренней памяти - быстрота воспроизведения информации, а недостаток - со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти - большие объемы информации хранится долго, а недостаток - для доступа к определенной информации требуется время (например, чтобы подготовить реферат по предмету необходимо найти, проанализировать и выбрать подходящий материал)

        Вывод темы урока и постановка цели и задач урока.

          Отгадайте ребусы

          (носитель)

           

           

           

           

           

          (информация)

           

          Отгадав ребусы, расшифруем тему сегодняшнего урока. Какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Носители информации)

          Итак, запишите в тетради число и тему урока «Носители информации».

          Какие цели мы перед собой поставим на уроке?

          Узнать что такое носитель информации.

          Узнать, для чего предназначен носитель информации

          Узнать историю развития носителей информации, или то, как менялись носители информации с течением времени.

          Узнать примеры носителей информации.

             

            Изучение новых знаний.

              Как вы понимаете словосочетание «носитель информации» (это тот объект, на котором хранится информация)

              Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

              Носители делятся на два типа: древние и современные.

              Заполним таблицу. Древние:

              года

              носитель

              +

              -

              до 40 до 10 тыс. лет до нашей эры

              Камни и стены пещер

               

              К наскальным рисункам необходимо добираться и т.д.

              7-й век до нашей эры

              Глиняные таблички

               

              Долго сохнет

               

              Восковые таблички

               

              Для нанесения надписей острым предметом (стилосом).

              3000 лет до нашей эры

              Папирус

               

              Писали на нем при помощи специального пера.

              2 век до нашей веры

              Пергамент

              есть возможность смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами и нанести новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа

              Стоимость, хрупкость

              1-й или начало 2 века нашей эры

              Бумага

              Дешевле пергамента или папируса; даже тонкая бумага достаточна прочна и долговечна; бумага очень удобна для

              нанесения на нее знаков и рисунков.

               

              широкое распространение с 12 века

              Береста

               

              Тексты выдавливались с помощью специального инструмента (стилоса), сделанного из железа, бронзы или кости

               

               

              Заполним таблицу. Современные:

              Вид

              Год, изобретатель

              Носитель

              +

              -

              Бумажный

              1-й или начало 2 века нашей эры

              Бумага

              Книга

              Тетрадь

              Энциклопедии

              Словари и т.д.

              Дешевле пергамента или папируса; даже тонкая бумага достаточна прочна и долговечна; бумага очень удобна для

              нанесения на нее знаков и рисунков.

               
               

              появились в 1804 году, запатентованы в 1884 году.

              Герман Холлерит

              Перфокарты

                 
               

              1846 год

              Перфоленты

                 

              Магнитный

              1928 год

              магнитная лента

              надежный, долговечный и доступный каждому носителем информации.

               
               

              50-е годы

              IBM

              Магнитные диски

                 
               

              1969 год

              дискета

               

              Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

               

              1956 год

              жесткий магнитный диск (винчестер)

              Большой объем информации

              В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы).

              Оптические

              1958 год

              Лазерный (оптический) диск

               

              Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

               

              2000 год

              Флэш-диски

              Малый вес, Универсальность, Низкое энергопотребление, Работоспособность в широком диапазоне температур. Более устойчивы к механическим воздействиям, а также к воздействию магнитных полей Не подвержены воздействию царапин и пыли, Способны сравнительно длительно хранить данные в автономном режиме.

              Ограниченное число циклов записи-стирания перед выходом из строя. 

              Скорость записи и чтения ограничены пропускной способностью USB, чувствительны к электростатическому разряду

               

              Закрепление изученного материала.

                Подчеркни носители информации:

                КЛАВИАТУРА, МОНИТОР, КНИГА, ПОГРЕБ, ДИСКЕТА, ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕВИЗОР, ВИДЕОКАССЕТА, ПАПИРУС, ЗАПАХ ФРУКТА, ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ,

                ХОЛОДИЛЬНИК, МАГНИТОФОН, ВИНЧЕСТЕР, КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ,

                АУДИОКАССЕТА, БУМАГА, ФОТОГРАФИЯ, ЗЕРКАЛО,

                КАМЕНЬ, ОЧКИ, ФОТОАППАРАТ, ВИДЕОКАМЕРА.

                Кроссворд по предмету "информатике" на тему "Носители информации"

                По горизонтали

                3. Лесные Жители Мудрые строители. Построили плотину. Взяли лес, песок и … ..

                6. Верхний слой коры березы.

                8. Она бывает документом, Плакатом, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, листовкой, Альбомом, книгой, упаковкой, Салфеткой, веером, талоном, Неувядаемым пионом. Она бывает и деньгами. А что? Догадывайтесь сами!

                9. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.

                По вертикали

                1. Оптическое приспособление для хранения компьютерных данных и программ.

                2. Писчий материал, в древности использовавшийся в Египте и других странах. Для его изготовления использовалось одноимённое водно-болотное растение. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках.

                4. Запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флэш-память и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству по интерфейсу USB.

                5. Материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги).

                7. Из земли на опушке Торчит лысая макушка. Вырос на макушке мох, А вокруг - чертополох.

                 

                Дом. Задание.

                  Учить записи в тетрадях.

                  Подготовить рассказ (сообщение) о каком-то одном носителе информации.

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Конспект урока «Носители информации. Рабочий стол» 5 класс

                  Разработка учителя информатики и ИКТ МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с.Тербуны Липецкой области

                  Болговой Натальи Анатольевны

                  Тип урока - изучение нового материала

                  Метод обучения - параллельный подход к изложению учебного материала ( часть урока – изучение теоретического материала, часть урока- технологический материал- изучение устройства компьютера и его комплектующих, часть урока- практическая работа на компьютерах.)

                  Тема урока: «Носители информации. Рабочий стол»

                  Цели урока: - закрепить и систематизировать знаний учащихся о хранении информации;

                  - сформировать понятие о носители информации как материальном объекте;

                  - познакомить уч-ся с различными видами носителей информации;

                  - сформировать представление о рабочем столе, познакомиться с элементами

                  рабочего стола;

                  - развитие практических навыков работы с компьютером, клавиатурой.

                  Оборудование: презентация «Носители информации», дискеты, винчестер,CD-диски,

                  флэш-память, учебник «Информатика 5 класс» (Л. Л. Босова)

                  Программное обеспечение: компьютерный тренажер «Мир информатики»

                  ХОД УРОКА

                  1. Организационный момент

                  1. Актуализация опорных знаний

                  1. Фронтальный опрос теории

                  Вопросы:

                  • Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)

                  • Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)

                  • Чем память человека отличается от памяти человечества? (Память человечества хранит весь объем информации, накопленный с момента появления человека. Информация хранится в книгах, картинах, фотографиях, скульптурах и т.д.)

                  • Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной? (Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться)

                  • Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти. (Достоинство внутренней памяти- быстрота воспроизведения информации, а недостаток- со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти- большие объемы информации хранится долго, а недостаток- для доступа к определенной информации требуется время (например, чтобы подготовить реферат по предмету необходимо найти, проанализировать и выбрать подходящий материал))

                  1. Сообщение темы и цели урока

                  Для того, чтобы сохранить без изменения большой объем информации человеку необходима внешняя память. Какие материальные объекты способны выполнить роль хранителей информации? На этот вопрос мы ответим, изучив новую тему «Носители информации»

                  1. Теоретическая часть урока

                  1.Носители информации

                  Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на песке, но дождь или волны уничтожали данные сведения. Человек стал записывать данные на земле, но и этот источник оказался не долговечным. Позднее человек стал хранить информацию на камне…

                  Песок, земля, камень – это первые носители информации.

                  Вопрос: -Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

                  Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.

                  Определение: Носитель информации- это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

                  Человек стал хранить информацию на камне сначала в виде рисунков, затем в виде знаков или символов какого-то алфавита (рис.1). Чтобы получить необходимые сведения, человек вынужден был совершать большой путь, достаточно трудный и утомительный, к этим сооружениям.

                  Ч

                  Рис.1

                  тобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и неудобен для транспортировки.

                  Рис.2

                  Камень сменил более легкий носитель- глиняная дощечка (рис.2).

                  На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки. Человек стал задумываться о том, как создать такой носитель информации, чтобы он был:

                  1. легким;

                  2. долговечным;

                  3. компактным;

                  4. удобным для нанесения записей.

                  2. Древние носители информации

                  Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, которые со временем совершенствовались.

                  Примерно в III веке до н.э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника (папируса), росшего по берегам Нила. Стебли папируса разрезали на длинные узкие полоски, раскладывали их в один ряд в продольном направлении. Сверху

                  у

                  Рис.3

                  кладывали второй слой полосок папируса, но уже в поперечном

                  направлении и прижимали их плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. Высохший материал по своему свойству напоминал бумагу, только назывался он также папирусом.(рис.3)

                  Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках( рис.4). Их делали из кожи животных, определенным образом выделывали и растягивали так, чтобы получились тонкие листы.

                  К

                  Рис.4

                  огда на Востоке научились ткать шелк, то его также стали использовать для письма.

                  Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда данную технологию хранили в секрете и до Европы бумага «дошла» только в XI веке, а до Руси- в XVI веке.

                  Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

                  • во-первых, она была дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;

                  • во-вторых, тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;

                  • в-третьих, бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка.

                  3. Современные носители информации.

                  В современном обществе можно выделить три основных вида носителей информации:

                  1) бумажный;

                  2) магнитный;

                  3) оптический.

                  1

                  Рис.5

                  ) Бумажные носители информации.

                  Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д)(рис.5), которые в свою

                  очередь являются бумажными носителями информации

                  Первые вычислительные машины работали на перфокартах. (рис.6, рис.7) П

                  Рис.6

                  ерфокарты делали из плотной бумаги- картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора (рис.8) наносили отверстия в виде

                  небольших дырочек.

                  1801 год. Первые перфокарты

                  Рис.8

                  Рис.9

                  Рис.7

                  2) Магнитные носители информации

                  В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Наши бабушки и дедушки слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой (рис.10), которую называли «Бабина».

                  М

                  Рис.10

                  агнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации.

                  В первых ЭВМ (электронно- вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках (слайд 17- первая ЭВМ)

                  (Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков.

                  На каждую парту раздается одна дискета для « исследовании»я ее учащимися)

                  В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители :

                  1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

                  (

                  Рис 11

                  рис.11). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

                  2

                  Рис.12

                  ) жесткий магнитный диск или винчестер ( хранит 100 000 и более дискет). Внутри жесткого металлического корпуса находятся несколько десятков дисков магнитных дисков, размещенных на одной оси (рис.12). Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от

                  ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя

                  наклонять и переворачивать в процессе работы).

                  3) стриммеры (стрим-картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации (рис.13). Внутри данного носителя находится магнитная лента.

                  Рис.13

                  2.

                  3) Оптические носители информации

                  Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски (рис.20).

                  Л

                  рис.20

                  азерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании -лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

                  Различают CD и DVD диски.

                  Вопросы: - Какую информацию можно записать на CD и DVD- диски? (DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию).

                  По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

                  • CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д

                  • CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.

                  • CD-RW, DVD-RW- записать информацию на такой диск можно несколько раз.

                  4. Закрепление изученного материала.

                  1). Фронтальный опрос теории

                  Вопросы:

                  - Что такое носитель информации?

                  - Какой носитель информации чаще всего использует человек?

                  - Приведите примеры искусственных носителей информации.

                  - Приведите примеры естественных носителей информации.

                  2). Практическое задание

                  Задание 1.Определите вид носителя информации.

                  На доске записываются виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др. (рис.21)

                  Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.

                  (рис.21)

                  V. Технологический материал урока

                  1. Рабочий стол.

                  Дома у каждого из вас есть рабочий стол, на котором находятся учебники, тетради, линейки, ручки и т.д. В информатике понятие «Рабочий стол» обозначает совсем другое

                  Определение: Рабочий стол – это изображение на экране монитора.

                  Изображение на экране может содержать рисунок или фотографию, может быть цветным, черно-белым, однотонным.

                  2. Объекты Рабочего стола.

                  На Рабочем столе размещаются небольшие картинки- это значки, ярлыки.

                  Значки , как правило, располагаются в левой части экрана. Например,

                  Значки обеспечивают доступ к различным устройствам компьютера или программам.

                  Значок Мой компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера. Значок Мои документы поможет быстро найти сохраненные документы или рисунки. Значок Корзина содержит «мусор»- все то, что не нужно хранить в памяти компьютера.

                  Значок Доклад по физике- ранее сохраненный текстовый документ, Домик- рисунок или графический файл.

                  На Рабочем столе находятся ярлыки- это картинка с небольшой черной стрелочкой в левом нижнем углу.

                  Ярлыки указывают на файл, находящийся в другом месте. Они обеспечивают быстрый вызов данной программы.

                  На Рабочем столе находится Панель задач, которая содержит кнопку «Пуск», кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикатор клавиатуры и другое.

                  Кнопки программ

                  Кнопка «Пуск»

                  Языковая

                  панель

                  Цифровые

                  часы

                  3. Закрепление материала.

                  1). Фронтальный опрос.

                  Вопросы: 1) Что такое рабочий стол?

                  2). Что находится на рабочем столе компьютера?

                  3). Чем значки отличаются от ярлыков?

                  2). Практическое задание.

                  Задание 2.Найдите значки и ярлыки на Рабочем столе

                  На слайде размещена фотография Рабочего стола и надписи «значки» и «ярлыки».Учащимся предлагается соединить стрелками значки и ярлыки с надписями.

                  VI. Практическая часть урока

                  (работа учащихся за компьютером)

                  Задание 1. Назовите на Рабочем столе компьютера значки и ярлыки.

                  Определите, программа компьютерного тренажера, находящаяся на Рабочем столе, является значком или ярлыком.

                  Задание 2. Работа с компьютерным тренажером.

                  Программа «Мир информатики» 3 год обучения- клавиатура, работа на клавиатуре.

                  Цель: отработка практических навыков работы с клавиатурой 10 пальцами, позиция пальцев на клавиатуре.

                  VII. Домашнее задание: § 1.4, 2.5

                  VIII. Подведение итогов урока

                  Сегодня на уроке мы узнали что такое носитель информации и познакомились в видами современных носителей, а также изучили «состав» Рабочего стола: ярлыки и значки.

                  Вопросы:

                  1. Дайте определение носителя информации.

                  2. Назовите основные виды современных носителей информации.

                  3. Что называют Рабочим столом?

                  4. Какие объекты расположены на Рабочем столе?

                  www.metod-kopilka.ru

                  Конспект урока «Носители информации. Рабочий стол» 5 класс

                  Тип урока — изучение нового материала

                  Метод обучения — параллельный подход к изложению учебного материала (часть урока – изучение теоретического материала, часть урока — технологический материал — изучение устройства компьютера и его комплектующих, часть урока — практическая работа на компьютерах.)

                  Цели урока: — закрепить и систематизировать знаний учащихся о хранении информации;

                  — сформировать понятие о носители информации как материальном объекте;

                  — познакомить уч-ся с различными видами носителей информации;

                  — сформировать представление о рабочем столе, познакомиться с элементами

                  рабочего стола;

                  — развитие практических навыков работы с компьютером, клавиатурой.

                  Оборудование: презентация «Носители информации», дискеты, винчестер, CD-диски, флэш-память, учебник «Информатика 5 класс» (Л. Л. Босова)

                  Программное обеспечение: компьютерный тренажер «Мир информатики»

                  ХОД УРОКА

                  I. Организационный момент

                  II. Актуализация опорных знаний

                  III. Фронтальный опрос теории

                  Вопросы:

                    Как человек хранит информацию? (В собственной памяти или во внешних хранилищах информации) Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается) Чем память человека отличается от памяти человечества? (Память человечества хранит весь объем информации, накопленный с момента появления человека. Информация хранится в книгах, картинах, фотографиях, скульптурах и т. д.) Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной? (Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться) Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти. (Достоинство внутренней памяти — быстротавоспроизведения информации, а недостаток — со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти — большие объемы информации хранится долго, а недостаток — для доступа к определенной информации требуется время (например, чтобы подготовить реферат по предмету необходимо найти, проанализировать и выбрать подходящий материал))

                  IV. Сообщение темы и цели урока

                  Для того, чтобы сохранить без изменения большой объем информации человеку необходима внешняя память. Какие материальные объекты способны выполнить роль хранителей информации? На этот вопрос мы ответим, изучив новую тему «Носители информации»

                  V. Теоретическая часть урока

                  1. Носители информации

                  Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на Песке, но дождь или волны уничтожали данные сведения. Человек стал записывать данные на Земле, но и этот источник оказался не долговечным. Позднее человек стал хранить информацию На камне …

                  Песок, земля, камень – это первые носители информации.

                  Вопрос: — Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

                  Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.

                  Определение:Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

                  Человек стал хранить информацию на камне сначала в виде рисунков, затеем в виде знаков или символов какого-то алфавита (рис.1). Чтобы получить необходимые сведения, человек вынужден был совершать большой путь, достаточно трудный и утомительный, к этим сооружениям.

                  Чтобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и неудобен для транспортировки.

                  Камень сменил более легкий носитель — Глиняная дощечка (рис.2).

                  На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки. Человек стал задумываться о том, как создать такой носитель информации, чтобы он был:

                  легким; долговечным; компактным; удобным для нанесения записей.

                  2. Древние носители информации

                  Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, которые со временем совершенствовались.

                  Примерно в III веке до н. э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника (папируса), росшего по берегам Нила. Стебли папируса разрезали на длинные узкие полоски, раскладывали их в один ряд в продольном направлении. Сверху

                  укладывали второй слой полосок папируса, но уже в поперечном

                  направлении и прижимали их плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. Высохший материал по своему свойству напоминал бумагу, только назывался он также Папирусом, (рис.3)

                  Многие века письменные документы составлялись на Пергаментных свитках (рис.4). Их делали из кожи животных, определенным образом выделывали и растягивали так, чтобы получились тонкие листы.

                  Когда на Востоке научились ткать шелк, то его также стали использовать для письма.

                  Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления Бумаги. Правда данную технологиюхранили в секрете и до Европы бумага «дошла» только в XI веке, а до Руси — в XVI веке.

                  Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

                    во-первых, она была дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины; во-вторых, тонкая бумага достаточно прочна и долговечна; в-третьих, бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка.

                  3. Современные носители информации.

                  В современном обществе можно выделить три основных вида носителей информации:

                  1) бумажный;

                  2) магнитный;

                  3) оптический.

                  Бумажные носители информации.

                  Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т. д) (рис.5), которые в свою

                  очередь являются Бумажными носителями информации

                  Первые вычислительные машины работали на Перфокартах. (рис.6, рис.7) Перфокарты делали из плотной бумаги — картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» — перфоратора (рис.8) наносили отверстия в виде

                  небольших дырочек.

                  2) Магнитные носители информации

                  В 1928 году была изготовлена первая Магнитная лента. Наши бабушки и дедушки слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой (рис.10), которую называли «Бабина».

                  Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации.

                  В первых ЭВМ (электронно — вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках (слайд 17- первая ЭВМ)

                  (Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков.

                  На каждую парту раздается одна дискета для « исследовании»я ее учащимися)

                  В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители :

                  1) Дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

                  (рис.11). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

                  2) Жесткий магнитный диск или Винчестер ( хранит 100 000 и более дискет). Внутри жесткого металлического корпуса находятся несколько десятков дисков магнитных дисков, размещенных на одной оси (рис.12). Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы).

                  3) Стриммеры (стрим-картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации (рис.13). Внутри данного носителя находится магнитная лента.

                  3) Оптические носители информации

                  Самым распространенными носителями информации являются Оптические или Лазерные диски (рис.20).

                  Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании — лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

                  Различают CD и DVD диски.

                  Вопросы: — Какую информацию можно записать наCD и DVD — диски?(DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео — и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию).

                  По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

                  ROM

                  ROM

                      — предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т. д CD-

                  R

                  R

                      — записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя. CD-

                  RW

                  RW —

                    записать информацию на такой диск можно несколько раз.

                  4. Закрепление изученного материала

                  1). Фронтальный опрос теории

                  Вопросы:

                  — Что такое носитель информации?

                  — Какой носитель информации чаще всего использует человек?

                  — Приведите примеры искусственных носителей информации.

                  — Приведите примеры естественных носителей информации.

                  2). Практическое задание

                  Задание 1.Определите вид носителя информации.

                  На доске записываются виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др. (рис.21)

                  Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.

                  VI. Технологический материал урока

                  1. Рабочий стол

                  Дома у каждого из вас есть рабочий стол, на котором находятся учебники, тетради, линейки, ручки и т. д. В информатике понятие «Рабочий стол» обозначает совсем другое

                  Определение: Рабочий стол – это изображение на экране монитора.

                  Изображение на экране может содержать рисунок или фотографию, может быть цветным, черно-белым, однотонным.

                  2. Объекты Рабочего стола

                  На Рабочем столе размещаются небольшие картинки — это значки, ярлыки.

                  Значки, как правило, располагаются в левой части экрана. Например,

                  Значки обеспечивают доступ к различным устройствам компьютера или программам.

                  Значок Мой компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера. Значок Мои документы поможет быстро найти сохраненные документы или рисунки. Значок Корзина содержит «мусор» — все то, что не нужно хранить в памяти компьютера.

                  Значок Доклад по физике — ранее сохраненный текстовый документ, Домик — рисунок или графический файл.

                  На Рабочем столе находятся Ярлыки — это картинка с небольшой черной стрелочкой в левом нижнем углу.

                  Ярлыки указывают на файл, находящийся в другом месте. Они обеспечивают быстрый вызов данной программы.

                  На Рабочем столе находится Панель задач, которая содержит кнопку «Пуск», кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикатор клавиатуры и другое.

                  3. Закрепление материала.

                  1). Фронтальный опрос.

                  Вопросы: 1) Что такое рабочий стол?

                  2). Что находится на рабочем столе компьютера?

                  3). Чем значки отличаются от ярлыков?

                  2). Практическое задание.

                  Задание 2.Найдите значки и ярлыки на Рабочем столе

                  На слайде размещена фотография Рабочего стола и надписи «значки» и «ярлыки». Учащимся предлагается соединить стрелками значки и ярлыки с надписями.

                  VII. Практическая часть урока

                  (работа учащихся за компьютером)

                  Задание 1. Назовите на Рабочем столе компьютера значки и ярлыки.

                  Определите, программа компьютерного тренажера, находящаяся на Рабочем столе, является значком или ярлыком.

                  Задание 2. Работа с компьютерным тренажером.

                  Программа «Мир информатики» 3 год обучения — клавиатура, работа на клавиатуре.

                  Цель: отработка практических навыков работы с клавиатурой 10 пальцами, позиция пальцев на клавиатуре.

                  VIII. Домашнее задание: §1.4, 2.5

                  IX. Подведение итогов урока

                  Сегодня на уроке мы узнали, что такое носитель информации и познакомились с видами современных носителей, а также изучили «состав» Рабочего стола: ярлыки и значки.

                  Вопросы:

                  Дайте определение носителя информации. Назовите основные виды современных носителей информации. Что называют Рабочим столом? Какие объекты расположены на Рабочем столе?

                  Дополнительно:

                  Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Носители информации. Рабочий стол»

                  Слайд 1

                  Слайд 2

                  Слайд 4

                  Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 32 слайда.

                   

                  Предыдущее: Как вязать носкиСледующее: Урок на тему «Приёмы быстрого счёта» 6 класс

                  Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий, Разработки уроков и опубликована 20th Март, 2015Вы находитесь:

                  www.inksystem-az.com

                  Конспект урока по Информатике "Запись и считывание информации . Носители информации" 5 класс - VEKOR.RU

                  Дата:28.11.2014

                  Класс: 5

                  Тема: Запись и считывание информации . Носители информации

                  Тип урока — изучение нового материала

                  Цель урока: познакомить учащихся с различными источниками информации

                  Оборудование: презентация «Носители информации», дискеты, винчестер,CD-диски, флэш-память, учебник «Информатика 5 класс» Программное обеспечение: компьютерный тренажер

                  «Электронный учебник »

                  Задачи:

                  1.сформировть у учащихся понятия о носителях информации, как материальных объектах , познакомить уч-ся с различными видами носителей информации; сформировать представление о рабочем столе, познакомить учащихся с элементами рабочего стола

                  2. Закрепить знания учащихся о способах хранения информации

                  3. Развивать логическое мышление учащихся , практические навыки работы с компьютером , клавиатурой

                  4. Воспитывать интерес дисциплине, стремление глубже изучить материал

                  ХОД УРОКА

                  1. Организационный момент

                  1. Актуализация опорных знаний

                  Психологическая подготовка:

                  -Здравствуйте дети, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне! Спасибо садитесь.

                  —А тему урока которые мы с вами проведем сегодня , вы попытаетесь сейчас определить сами.-Я вам предлагаю внимательно просмотреть отдельные видео фрагменты , и ответить на мой вопрос, какие у вас возникают ассоциации, то есть

                  После этого : видео фрагмент (под музыку )

                  Вопросы детям :

                  1.Какие мысли навивают каждому из вас эти кадры ?

                  2.Что является источником информации в увиденном вами материале?(на слайде на доске)

                  Ответ учащихся …

                  Правильно тема сегодняшнего урока: так и звучит так «запись и считывание информации. Носители информации »(на сл)

                    • Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)

                    • Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)

                    • Чем память человека отличается от памяти человечества? (Память человечества хранит весь объем информации, накопленный с момента появления человека. Информация хранится в книгах, картинах, фотографиях, скульптурах и т.д.). Это как раз то о чем вы смотрели фрагменты в начале урока , и сразу вспомнили как хранилось и передавалось информация .

                    -Мы живем в 21 веке , и я думаю что машина времени скоро перестанет быть мечтой , поэтому предопределяя будущее предлагаю вам поезд времени., в котором мы совершим путешествия во времени по нашей теме

                    1 путь по носителям информации

                    1. Теоретическая часть урока

                    1.Носители информации

                    Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на песке, но дождь или волны уничтожали данные сведения. Человек стал записывать данные на земле, но и этот источник оказался не долговечным. Позднее человек стал хранить информацию на камне…

                    Песок, земля, камень – это первые носители информации.

                    Вопрос: -Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

                    Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.

                    Определение: Носитель информации— это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

                    Человек стал хранить информацию на камне сначала в виде рисунков, затем в виде знаков или символов какого-то алфавита (рис.1). Чтобы получить необходимые сведения, человек вынужден был совершать большой путь, достаточно трудный и утомительный, к этим сооружениям.

                    Ч

                    Рис.1

                    тобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и неудобен для транспортировки.

                    Рис.2

                    Камень сменил более легкий носитель- глиняная дощечка (рис.2).

                    На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки. Человек стал задумываться о том, как создать такой носитель информации, чтобы он был:

                    1. легким;

                    2. долговечным;

                    3. компактным;

                    4. удобным для нанесения записей.

                    А теперь отправляемся дальше…перед нами – Египет (до нашей эры )

                    2. Древние носители информации (2 путь по Египту)

                    Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, которые со временем совершенствовались.

                    Примерно в III веке до н.э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника (папируса), росшего по берегам Нила. Стебли папируса разрезали на длинные узкие полоски, раскладывали их в один ряд в продольном направлении. Сверху

                    у

                    Рис.3

                    кладывали второй слой полосок папируса, но уже в поперечном

                    направлении и прижимали их плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. Высохший материал по своему свойству напоминал бумагу, только назывался он также папирусом.(рис.3)

                    Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках( рис.4). Их делали из кожи животных, определенным образом выделывали и растягивали так, чтобы получились тонкие листы.

                    К

                    Рис.4

                    огда на Востоке научились ткать шелк, то его также стали использовать для письма.

                    Теперь мы в Китае (в нашей эре )

                    (3 путь по Китае )Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда данную технологию хранили в секрете и до Европы бумага «дошла» только в XI веке, а до Руси- в XVI веке.

                    Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

                    • во-первых, она была дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;

                    • во-вторых, тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;

                    • в-третьих, бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка.

                    3. Современные носители информации. 4 путь )

                    В современном обществе можно выделить три основных вида носителей информации:

                    1) бумажный;

                    2) магнитный;

                    3) оптический.

                    1

                    Рис.5

                    ) Бумажные носители информации.

                    Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д)(рис.5), которые в свою

                    очередь являются бумажными носителями информации

                    Первые вычислительные машины работали на перфокартах. (рис.6, рис.7) П

                    Рис.6

                    ерфокарты делали из плотной бумаги- картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» — перфоратора (рис.8) наносили отверстия в виде

                    небольших дырочек.

                    1801 год. Первые перфокарты

                    Рис.8

                    Рис.9

                    Рис.7

                    2) Магнитные носители информации

                    В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Наши бабушки и дедушки слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой (рис.10), которую называли «Бабина».

                    М

                    Рис.10

                    агнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации.

                    В первых ЭВМ (электронно- вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках (слайд 17- первая ЭВМ)

                    (Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков.

                    На каждую парту раздается одна дискета для « исследовании»я ее учащимися)

                    В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители :

                    1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

                    (

                    Рис 11

                    рис.11). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

                    2

                    Рис.12

                    ) жесткий магнитный диск или винчестер ( хранит 100 000 и более дискет). Внутри жесткого металлического корпуса находятся несколько десятков дисков магнитных дисков, размещенных на одной оси (рис.12). Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от

                    ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя

                    наклонять и переворачивать в процессе работы).

                    3) стриммеры (стрим-картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации (рис.13). Внутри данного носителя находится магнитная лента.

                    Физминутка

                    Рис.13

                    2.

                    3) Оптические носители информации

                    Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски (рис.20).

                    Л

                    рис.20

                    азерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании -лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

                    Различают CD и DVD диски.

                    Вопросы: — Какую информацию можно записать на CD и DVD— диски? (DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию).

                    По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

                    • CD—ROM, DVD—ROM— предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д

                    • CD—R, DVD—R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.

                    • CD—RW, DVD—RW— записать информацию на такой диск можно несколько раз.

                    -Возникает красный сигнал, у поезда (семофор) , наш поезд вынужден остановится на красный сигнал.

                    +Дети как вы думаете почему появился красный сигнал?

                    +время не пускает нас дальше. Пока не ответим на ряд вопросов

                    Ответ учащихся ….

                    Зеленый сигнал ура идем дальше……

                    +Ура мы вернулись в наш класс….

                    4. Закрепление изученного материала.

                    1). Фронтальный опрос теории

                    Вопросы:

                    — Что такое носитель информации?

                    — Какой носитель информации чаще всего использует человек?

                    — Приведите примеры искусственных носителей информации.

                    — Приведите примеры естественных носителей информации.

                    2). Практическое задание

                    Задание 1.Определите вид носителя информации.

                    На доске записываются виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др. (рис.21)

                    Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.

                    (рис.21)

                    VI. Практическая часть урока

                    (работа учащихся за компьютером)

                    Задание 1. Назовите на Рабочем столе компьютера значки и ярлыки.

                    Определите, программа компьютерного тренажера, находящаяся на Рабочем столе, является значком или ярлыком.

                    Задание 2. Работа с компьютерным тренажером.

                    Программа «Мир информатики» 3 год обучения- клавиатура, работа на клавиатуре.

                    Цель: отработка практических навыков работы с клавиатурой 10 пальцами, позиция пальцев на клавиатуре.

                    VII. Домашнее задание: Страница 107 читать , знать материал

                    VIII. Подведение итогов урока

                    В скором будущем я думаю, изобретут новые носители информации, и я считаю что возможно их разработчиками будет кто из вас!!!потому что информатика это наука будущего!!!

                    vekor.ru

                    Запись и считывание информации . Носители информации 5 класс

                    Класс: 5

                    Тема:  Запись и считывание информации . Носители информации

                    Тип урока- изучение нового материала

                    Цель урока: познакомить учащихся с различными источниками информации

                    Оборудование: презентация «Носители информации», дискеты, винчестер,CD-диски, флэш-память, учебник «Информатика 5 класс» Программное обеспечение: компьютерный тренажер

                    «Электронный учебник »

                    Задачи:

                    1.сформировть у учащихся понятия о носителях информации, как материальных объектах , познакомить уч-ся с различными видами носителей информации; сформировать представление о рабочем столе, познакомить учащихся с элементами рабочего стола

                    2. Закрепить знания учащихся о способах хранения информации

                    3. Развивать логическое мышление учащихся , практические навыки работы с компьютером , клавиатурой

                    4. Воспитывать интерес дисциплине, стремление глубже изучить материал

                     

                     

                    ХОД УРОКА

                          I.     Организационный момент

                     

                    II.     Актуализация опорных знаний

                     

                    Психологическая  подготовка:

                    -Здравствуйте дети, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне! Спасибо садитесь.

                    -А тему урока которые мы с вами проведем сегодня , вы попытаетесь сейчас определить сами.-Я вам предлагаю внимательно  просмотреть отдельные видео фрагменты , и ответить на мой вопрос, какие у вас возникают ассоциации, то есть

                    После этого : видео фрагмент (под музыку )

                    Вопросы детям :

                    1.Какие мысли навивают каждому из вас эти кадры ?

                    2.Что является источником информации в увиденном вами материале?(на слайде на доске)

                    Ответ учащихся …

                    Правильно тема сегодняшнего урока: так и звучит так «запись и считывание информации. Носители информации »(на сл)

                    ü  Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)

                    ü  Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)

                    ü  Чем память человека отличается от памяти человечества? (Память человечества хранит весь объем информации, накопленный с момента появления человека. Информация хранится в книгах, картинах, фотографиях, скульптурах и т.д.). Это как раз то о чем вы смотрели фрагменты в начале урока , и сразу вспомнили как хранилось и передавалось информация .

                     

                     

                    -Мы живем в 21 веке , и я думаю что машина времени скоро перестанет быть мечтой , поэтому предопределяя будущее  предлагаю вам поезд времени., в котором мы совершим путешествия во времени по нашей теме

                     

                    1 путь по носителям информации

                       III.     Теоретическая часть урока                                                               

                    1.Носители информации

                    Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на песке, но  дождь или волны уничтожали данные сведения. Человек стал записывать данные на земле, но и этот источник оказался не долговечным. Позднее человек стал хранить информацию на камне…

                    Песок, земля, камень – это первые носители информации.

                    Вопрос: -Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

                     

                    Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.

                    Определение:  Носитель информации- это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

                     

                    Человек стал хранить информацию на камне  сначала в виде рисунков, затем  в виде знаков или символов какого-то алфавита (рис.1). Чтобы получить необходимые сведения, человек вынужден был совершать большой путь, достаточно трудный и утомительный, к этим сооружениям.

                    Чтобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и неудобен для транспортировки.

                     

                    Рис.2

                     

                                                     Камень сменил более легкий носитель- глиняная дощечка (рис.2).

                    На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки. Человек стал задумываться о том, как создать такой носитель информации, чтобы он был:

                    1. легким;
                    2. долговечным;
                    3. компактным;
                    4. удобным для нанесения записей.        

                     

                                                            

                     

                    А теперь отправляемся дальше…перед нами – Египет (до нашей эры )

                                                                                     

                    2. Древние носители информации (2 путь по Египту)

                    Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, которые со временем совершенствовались.

                    Примерно в III веке до н.э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника (папируса), росшего по берегам Нила. Стебли папируса разрезали на длинные узкие полоски, раскладывали их в один ряд в продольном направлении. Сверху

                     

                    Рис.3

                     

                    укладывали второй слой полосок папируса, но уже в поперечном

                                             направлении и прижимали их плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. Высохший материал по своему свойству напоминал бумагу, только назывался он также папирусом.(рис.3)

                    Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках( рис.4). Их делали из кожи животных, определенным образом выделывали и растягивали так, чтобы получились тонкие листы.

                     

                    Рис.4

                     

                    Когда на Востоке научились ткать шелк, то его также стали   использовать для письма.

                    Теперь мы в Китае (в нашей эре )

                    (3 путь по Китае )Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда данную технологию  хранили в секрете и до Европы бумага «дошла» только в XI веке, а до Руси- в XVI веке.

                    Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

                    ·       во-первых, она была дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;

                    ·       во-вторых, тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;

                    ·       в-третьих, бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка.

                    3. Современные носители информации. 4 путь )

                    В современном обществе  можно выделить три основных вида носителей информации:

                    1) бумажный;

                    2) магнитный;

                    3) оптический.

                     

                    Рис.5

                     

                    1) Бумажные носители информации.                                          

                    Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д)(рис.5), которые в свою                           

                    очередь являются бумажными носителями информации

                    Первые вычислительные машины работали на перфокартах. (рис.6, рис.7)  

                    Рис.6

                     

                    Перфокарты делали из плотной бумаги- картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора (рис.8) наносили отверстия в виде                  

                                          небольших дырочек.

                     

                    Рис.9

                     

                    Рис.8

                     

                    1801 год. Первые перфокарты

                     

                     

                       

                    Рис.7

                     

                     

                     

                     

                    2) Магнитные носители информации                                                                    

                    В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Наши бабушки и дедушки слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой (рис.10), которую называли «Бабина».

                     

                    Рис.10

                     

                    Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации.

                    В первых ЭВМ (электронно- вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках (слайд 17- первая ЭВМ)

                     

                    (Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков.

                    На каждую парту раздается одна дискета для « исследовании»я ее учащимися)

                    В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители :

                    1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

                     

                    Рис 11

                     

                    (рис.11). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства,  которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

                     

                    Рис.12

                     

                    2) жесткий магнитный диск или винчестер ( хранит 100 000 и более дискет). Внутри жесткого металлического корпуса находятся несколько десятков дисков магнитных дисков, размещенных на одной оси (рис.12). Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от

                    ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя

                    наклонять и переворачивать в процессе работы).

                    3) стриммеры (стрим-картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации (рис.13). Внутри данного носителя находится  магнитная лента.

                     

                    Физминутка

                     

                    Рис.13

                     

                     

                                     2.

                    3) Оптические носители информации                                                                          

                    Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски (рис.20).                            

                     

                    рис.20

                     

                    Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании -лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

                    Различают CD и DVD диски.

                    Вопросы: - Какую информацию можно записать на  CD и DVD- диски?  (DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию).

                     По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

                    ·       CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д

                    ·       CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.

                    ·       CD-RW, DVD-RW- записать информацию на  такой диск можно несколько раз.

                     

                     

                     

                    -Возникает красный сигнал, у поезда (семофор) , наш поезд вынужден остановится на красный сигнал.

                     +Дети как вы думаете почему появился красный сигнал?

                     +время не пускает нас дальше. Пока не ответим на ряд вопросов

                    Ответ учащихся ….

                    Зеленый сигнал ура идем дальше……

                    +Ура мы вернулись в наш класс….

                     

                     

                     

                    4. Закрепление изученного материала.                                                              

                    1). Фронтальный опрос теории

                    Вопросы:

                    - Что такое носитель информации?

                    - Какой носитель информации чаще всего использует человек?

                    - Приведите примеры искусственных носителей информации.

                    - Приведите примеры естественных носителей информации.

                     

                    2). Практическое  задание                                                                                       

                    Задание 1.Определите вид носителя информации.

                     На доске записываются виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски,  винчестер, флэш-память и др. (рис.21)

                    Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.

                     

                     

                     

                     

                    (рис.21)

                     

                     

                     

                     

                    VI. Практическая часть урока

                    (работа учащихся за компьютером)

                     

                    Задание 1. Назовите на Рабочем столе компьютера значки и ярлыки.

                     Определите, программа компьютерного тренажера, находящаяся на Рабочем столе, является значком или ярлыком.

                     

                    Задание 2. Работа с компьютерным тренажером.

                     Программа «Мир информатики» 3 год обучения- клавиатура, работа на клавиатуре.

                    Цель: отработка практических навыков работы с клавиатурой 10 пальцами, позиция пальцев на клавиатуре.

                     

                    VII. Домашнее задание: Страница 107 читать , знать материал

                     

                    VIII. Подведение итогов урока

                     В скором будущем я думаю, изобретут новые носители информации, и я считаю  что возможно их разработчиками будет кто из вас!!!потому что информатика это наука будущего!!!

                     

                     

                    www.metod-kopilka.ru