Древние маски и их значение. Японские маски демонов: значение, особенности, виды и интересные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Монгольские маски и их значения — символика тибетского буддизма. Древние маски и их значение


Монгольские маски и их значения

Приветствуем вас, наши дорогие читатели!

Сегодня наша беседа будет посвящена загадочному искусству Монголии: мы с вами узнаем, что такое монгольские маски и поговорим об их значениях.

СодержаниеМистерия ЦамВиды масок и их значенияЗаключение

Ритуальные маски очень древние: их возраст насчитывает несколько столетий и используются они во время религиозного обряда Цам, что означает «танец богов».

Мистерия Цам

Религиозный обряд Цам берет свое начало из древних шаманских таинств, которые были очень популярны в Тибете. Впоследствии к этим обычаям добавилась индийская танцевальная пантомима, и в итоге сложился танцевальное действо под названием Цам. Этот обряд — один из важнейших аспектов, которые отражают учение буддизма.

Именно как часть религиозной церемонии эти танцы начали исполняться с подачи бодхисаттвы Падмасамбхавы. Произошло это событие в 8 в. н.э.

 

Цам представляет собой следующее зрелище: буддийские ламы надевают ритуальные слепки, изображающие докшитов или другие божества буддизма, и исполняют танец по кругу. Обычно такая церемония проводится перед самими буддийскими храмами. Маски могут изображать злых и добрых персонажей, а также различных животных, символизирующих разные грани буддийского учения.

Цель этого необычного обряда — отогнать злых духов и показать, что защитники, т.е. добрые духи, есть на земле. Также считается, что душа того, кто посмотрел подобную мистерию, непременно придет к просветлению.

В конце всего действия происходит уничтожение линга, то есть зла. Линг делают из бумаги, гипса или теста, а в конце церемонии его сжигают или рассекают, что символизирует очищение храма.

Теперь давайте обратимся к участникам этой церемонии и более подробно разберем значения образов, в которых выступают монахи.

Виды масок и их значения

Первый образ, о котором мы поговорим, это маска «хранителя кладбищ» — Читипати, или Хохимой. Хранители одеты в костюмы в виде скелета, а на головах у них маски в виде черепа. Они являются спутниками бога смерти Ямараджи и танцуют в самом начале представления.

Далее появляется сам бог смерти Ямараджа, или Чойчжал. Он выступает в обличье быка. Это одна из самых больших масок во всей мистерии, которая изображает голову быка с тремя глазами и открытой пастью, «венчает» которую пять черепов.

Вслед за богом смерти идет его свита в виде быка и оленя. Персонаж в маске оленя является спутником бога смерти. Лама, изображающий его, движениями старается напоминать самого животного. Он появляется в оленьей голове с рогами и высунутым языком.

Бычья маска представляет собой голову быка, или яка, черного или темно-синего цвета, с открытой пастью. Он также, как и олень, находится в свите бога смерти. Вместе они танцуют необычный танец, напоминающий скорее нападение, в котором участники враждебно наскакивают друг на друга, но настоящей битвы не случается, т.к. появляется сам Хохимой.

Следующий персонаж этого удивительного действа — Джамсаран, или Бегдзе. Он является одним из главных членов всего представления и обязательно присутствует во всех церемониях Цам.

Джамсаран был древним богом войны до того, как буддизм распространился в Тибете, Монголии и других восточных странах. В 16 веке его назвали защитником Далай-лам и по этой причине в честь него стали устраиваться различные торжества и ритуальные действа.

Джамсаран считается докшитом, причем одним из самых гневных: докшиты — это защитники буддистской религии. Его маска поистине ужасна — она сделана с 3-мя выпученными глазами, оскаленным ртом, короной из черепов и украшена множеством коралловых бусин разного размера. Один из таких древних слепков находится в музее в Монголии.

Танец Джамсарана тоже наводит ужас, причина такого заключается в том, что муляж Бегдзе такого огромного размера, что актер, исполняющий его роль, возвышается над остальными людьми. Вместе с богом войны танцуют восемь его спутников, роли которых исполняют маленькие мальчики-послушники.

Следующие участники действия — это сопровождающие Джамсарана маленькие спутники. Они одеты в красные костюмы и маски, названия которых «Дитик-чжад».

Все маски выполняются из материала папье-маше.

А теперь мы поговорим еще об одной необычной участнице церемонии — богине Лхамо. Лхамо вместе с Джамсараном является одной из гневных Дхармапал, тех, кто защищает учение, и одной главных участниц мистерии. Ее маска синего цвета, с тремя глазами и короной и пяти черепов. В руках у нее находится жезл, который она использует, чтобы управлять погодой.

Свита богини Лхамо состоит из нескольких действующих лиц. Давайте рассмотрим, какие это божества:

  • Симхамукха — дакини долголетия, которая также является йидамом. Ее изображения часто можно увидеть на фото: синее тело и белая голова льва, украшенная пятью черепами. Богиня появляется в сопровождении хранителей четырех сторон света в масках Льва, Тигра, птицы Гаруды и Дракона.
  • Гаруда — это птица бога Вишну. В Ваджраяне эта вахана является символом просветления. Ее маска чаще всего бывает оранжевого цвета с рогами, а вот количество глаз различается: бывают и двухглазые, и трехглазые.
  • Макаравактра — это сестра Симхамукхи, которая тоже является божеством долголетия и знания. Ее изображают с синим телом и головой, напоминающей крокодила и слона. Маска может быть разноцветной: красной, зеленой с позолотой.

Персонаж Белого Старца. Согласно истории, Белый Старец в древние времена был большим шаманом, которого впоследствии в буддизме произвели в статус божества. Он считается покровителем рек, лесов, земель, а также дарует долголетие.

Этот образ — один из самых популярных в церемонии Цам. Актер в этой роли изображает смешные сцены, а не устрашающие. Его одежды всегда белого цвета, а маска напоминает лысого старика с длинной бородой.

Бог богатства Кубера является популярным божеством в буддизме и индуизме. Его маска изображает лицо желтого цвета с двумя глазами, полными губами, серьгами в ушах и короне на голове.

Ваджрапани — один из бодхисаттв, охраняющих Будду и его учение. Ваджрапани — это бог целительства. Его лицо воплощают синего, черного или темно-коричневого цвета, с тремя глазами, вздыбленными рыжими волосами, короной и ваджрой в одной из рук.

Черный Махакала — один из защитников Будды и один из главных персонажей Цам. Махакала представляет собой следующее: свирепое лицо синего цвета с тремя глазами и пятью черепами, возвышающихся в виде короны.

Белый Махакала — божество, обозначающее сострадание. Оно является покровителем Монголии. Этот герой выглядит следующим образом: гневное лицо белого цвета с тремя глазами, оскаленным ртом и короной из пяти лепестков. Часто Белый Махакала выступает вместе с Куберой.

Безусловно, это не все участники такого редкого и необычно процесса, но мы постарались рассказать обо всех самых почитаемых и популярных.

Заключение

Уважаемые читатели, наш рассказ подошел к своему завершению. Сегодня мы с вами узнали о самых известных персонажах обряда Цам, о ритуальных монгольских масках и их значениях.

Мы надеемся, что вам было интересно окунуться в столь необычную культурную церемонию.Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях. До новых встреч!

o-buddizme.ru

Африканские маски. Что означают маски в Африке? — Мир Африки

Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.

Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.

Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.

У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.

В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.

Это объясняется тем, что во многих африканских племенам по телу наносятся специфические узоры.

Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.

Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.

Виды африканских масок

В Африке считается, что мир населен духами – в это верят здесь буквально все, даже представители цивилизованных стран. Духи повсюду: в воде, в горах, внутри животных.

Африканские маски служат своеобразным проводником в этот мир. Поэтому даже при похоронах они используются, только в другом исполнении.

Более серьезные человеческие маски помогают африканцам проститься с усопшим, поговорить с ним в последний раз, помочь ему направиться на ровный путь в другой мир.

Разделить африканские маски можно также по способам использования:

  • лицевые;
  • маски-шлемы;
  • налобные африканские маски;
  • маски-гребни;
  • нательные;
  • маски-доски.

Лицевые африканские маски есть везде. Они могут использоваться в любых ритуалах, надевают их все – и женщины, и мужчины, и дети. Эти изделия в свою очередь подразделяются на множество разных типов.

Значение африканских масок отличается в зависимости от специфики их производства: отверстия для глаз, носа, рта и даже щек могут присутствовать, а могут и отсутствовать. Аналогично можно сказать и о расцветках, раскрасе, размерах. В каждом племени свои правила.

Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, а внешняя часть служит для вырезки определенных узоров.

Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. К такой маске прикрепляются крепления, фиксирующиеся в районе лба.

Маски-гребни наиболее распространенные сувениры из Африки. Их часто привозят в Европу. Это, скорее, фигуры животных или людей, которые поднимаются на определенную высоту над головой.

Нательные африканские маски применяются беременными женщинами, которые нуждаются в защите от дурного глаза.

Маски-доски могут быть лицевыми и в некоторых случаях нательными. Обычно вырезаются в форме птицы. Маску нужно крепить ко лбу, причем не креплениями, а обычными тканями или листьями крепких растений.

Какие бывают африканские маски

Ввиду того, что типов масок в Африке существует множество в зависимости от того, какое племя исследуется, сложно классифицировать их вообще. Поэтому разделяют такие:

  • мужские;
  • женские;
  • гермафродитные;
  • зооморфные.

В ряде случаев без наличия определенных знаний и навыков о народностях сложно определить даже то, чья маска – мужская или женская. А вот гермафродитные изделия встречаются очень редко – в Африке половое разделение отчетливо видно во всем.

Культура Африки такова, что здесь распространены зооморфные маски. Каждая из них воспевает определенное животное, как сильное существо.

В Африке люди веруют, что некоторые существа обладают большой силой, поэтому надевают на себя маски с их изображениями, чтобы обрести часть этой мощи.

В некоторых племенах африканские маски бывают совершенно не поддающимися классификации: это маска для человека любого пола, в форме нескольких животных сразу.

Кто использует африканские маски

Чаще всего макси используют оседлые племена.

Они занимаются этим ремеслом серьезно и с особой кропотливостью.

Рыбная ловля и земледелие без масок и вовсе не обходится: считается, что человек, надевая африканскую маску, перевоплощается в иное существо, которое способно на большее, чем раньше.

Люди в масках общаются с природой, приближаясь к ней, тем самым прося о плодородии.

Рыболовы общаются с водой, это помогает увеличить улов. Также своеобразные маски нужны, когда организовываются ритуальные танцы, свадьбы, посвящения мужчин в следующую возрастную группу, при наделении статуса, достижении определенных высот.

Кочевые народы к африканским маскам более холодны – у них попросту нет времени на подобные занятия.

Если здесь и используются маски, они обычно мягкие, одноразовые, сжигаются сразу после использования, как символ использованной энергии, изжитой силы, перехода от старого к новому, лучшему.

Например, тут есть и человеческие черты, и линии птицы. Также часто встречаются несколькоголовые крокодилы, буйволы, хищные птицы. При этом все животные немного не похожи на себя настоящих – это больше мифические существа.

Как ни крути, но африканский стиль – неповторимый в своем роде. Он оригинальный, богатый, сложный. Глядя на маски представителей африканских племен, сложно сказать, что это обычное украшение.

afrika-raj.ru

значение, особенности, виды и интересные факты

Япония - это страна, буквально пронизанная мистикой и наполненная сакральными знаниями. Каждый японец свято чтит традиции своих предков и на праздник старается задобрить духов нижнего и верхнего мира. С этой целью еще с самых давних времен в различных ритуалах использовались японские маски демонов, выполненные из дерева и раскрашенные в яркие цвета. Эти предметы имеют большое значение не только в религиозных обрядах, но также в культуре и искусстве страны. Об этом и пойдет речь в статье.

Япония: история возникновения масок

Мифология японцев очень богата персонажами, имеющими порой абсолютно противоположные черты характера. Дело в том, что в Японии всегда было принято уживаться с массой демонов и нечистых духов. Мудрые жители островов никогда не воевали с нечистью, они, наоборот, задабривали ее и в случае необходимости всегда могли заручиться поддержкой духов.

Маски всегда имели сакральное значение для японцев, они довольно часто использовались самураями в боях. Считалось, что маска не только закрывает лицо, но и, вмещая в себя различных духов, помогает воину победить, вселяя ужас в сердца врагов.

Трудно представить себе театр Но без различных масок. Традиция разыгрывать театрализованные представления возникла приблизительно в седьмом веке. В это время красочные театральные шоу проходили возле храмов, а маски изготавливались из глины и бумаги. Они были крайне просты и служили для сокрытия личины актера. Лишь в семнадцатом веке театр Но оформился в нечто особенное, а маски превратились в настоящее искусство. Они стали выражать различные характерные эмоции и служили теперь для того, чтобы ярче охарактеризовать персонажей представления. Маски наделялись мистической силой, а трогать их было позволено только в месте прикрепления шнурков. Сейчас в каждом театре существует своеобразный алтарь, на котором собраны старинные маски. Считается, что в них живут души актеров.

Красочные маски используются в ритуалах, театральных представлениях и на праздниках. Большинство из них имеет устрашающий вид и призвано отпугивать другую нечисть. С этой целью их помещают на фасады домов и в комнаты. Имейте в виду, что японские маски демонов, несмотря на свой ужасающий вид, весьма добры к людям. Духи, живущие в них, способны помогать нуждающимся и защищать обездоленных. Можно сказать, что добрым людям бояться демонов не стоит, а вот жадные, эгоистичные и лицемерные люди однозначно получат от высших духов наказание. Стоит отметить, что разнообразие, которым отличаются японские маски демонов, позволяет использовать их в разных ситуациях. Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Японская маска демона: тенгу

В японской мифологии тенгу - это духи леса, иногда их сравнивают по характеристике с русскими лешими. Тенгу нелюдимы, любят чистоту и обладают хитростью. Эти духи не выносят надменности и могут наказать того, кто высокомерен. Одной из сверхъестественных способностей демона является возможность перевоплощаться в человека. Чаще всего он принимает вид монаха, живущего высоко в горах. Он помогает хорошим людям и живет в ветвях искривленных деревьев.

Маска тенгу выглядит как лицо краснолицего старика с длинным носом и веером из перьев. На голове демона часто помещают маленькую смешную шапочку - токин. Очень часто маска лесного духа используется как оберег от зла, но никогда не стоит вредить лесу, иначе тенгу обернет свой гнев на хозяев дома.

Демоны Они

Японские маски демонов часто изображают Они. Эта нечисть весьма популярна в стране и насчитывает несколько разновидностей. Обычно Они изображаются на масках в виде страшной, искаженной гневом гримасы, с огромными клыками. Демоны могут иметь красную, черную или золотую окраску. В мифологии Они символизируют грозных духов огромного роста, которые появляются везде с дубинками из железа с шипами. Демоны могут вырастить оторванную часть тела и вылечить любую рану. Довольно часто эти духи ассоциируются с троллями или чертями, живущими в японском аду.

Изначально Они были бесплотны и приносили с собой катастрофы, болезни и неприятности. Со временем духи обрели человекоподобный вид, но остались крайне свирепыми и часто баловали себя человечиной.

Изгнание Они в ад

Японские маски демонов Они особенно часто используются в праздник изгнания демонов. Он проводится третьего февраля и широко празднуется в стране. Для того чтобы защитить свой дом, японцы раскидывают повсеместно соевые бобы, которые Они просто не выносят. В последние годы стало распространенным разбрасывать еще и арахис, иногда его оборачивают в золотую фольгу.

На улицах городов в праздник всегда проходит театрализованное шествие. Мужчины наряжаются в костюмы Они и обязательно надевают устрашающие маски. Считается очень правильным украсить дом маской демона: благодаря такому оберегу в дом не проникнет зло, а все домочадцы могут не бояться оказаться во сне в аду.

Татуировки с изображением масок

В японской культуре с самых давних времен было принято делать татуировки. Жители островов отличались этим от европейцев, удивляющихся разнообразию рисунков на теле, о которых рассказывали купцы и путешественники, посетившие Страну восходящего солнца.

Татуировки в той или иной степени использовались японцами всегда. Изначально они наносились на тело для того, чтобы привлечь удачу на рыбалке или охоте. К семисотым годам нашей эры нательная роспись стала делиться на рисунки для знати и те, которыми метили преступников. Это существенно снизило популярность татуировки, но затем она вновь стала применяться практически всеми слоями общества. Довольно часто тату наносили представители различных профессий, делая рисунок отличительным знаком целой группы.

В последнее время среди молодежи стала весьма популярна японская маска демона (тату). Для рисунка выбираются абсолютно различные мистические существа, но для женщин предпочтительнее всего Ханья. Эта маска символизирует демона женского рода, лицо которого искажено ревностью и страстью. Согласно легенде, Ханья когда-то была прекрасной девушкой, влюбленной в одного молодого монаха. Возлюбленный отверг ее, и девушка в порыве безумной страсти превратилась в злобного демона, мстящего всем мужчинам, обижающим представительниц прекрасного пола.

Также популярна у женщин татуировка с маской кицунэ. Этот демон изображается в виде лисицы и является губительным для мужчин. Кицунэ может обернуться прекраснейшей женщиной и околдовать мужчину, и он сделает все, что она ему скажет. Довольно часто это заканчивается безумием. А вот сама хитрая лисица вряд ли бывает кому-то благодарна, она всегда получает желаемое и потом исчезает.

Можно ли сделать японскую маску в домашних условиях?

Многие поклонники культуры Страны восходящего солнца интересуются, как сделать японскую маску демона самостоятельно. Можно найти даже специальные мастер-классы с подробным описанием процесса создания масок из папье-маше, но мы бы не советовали вам довольствоваться такими кустарными методами. Настоящие японские маски демонов являются настоящими предметами искусства, мастера тратят на изготовление одного изделия несколько месяцев. До сих пор практически все ритуальные и театральные предметы в Стране восходящего солнца изготавливают вручную, поэтому лучше всего заказывать маску именно в Японии. Только таким образом можно получить действительно красивый коллекционный экземпляр.

Мир духов в Японии очень тесно соседствует с обыденностью, ведь в каждом доме найдется как минимум пара масок, оберегающая дом и его жителей.

fb.ru

фото и значения :: SYL.ru

Коренные жители Африки уверены, что все окружающее пространство заселено духами, иногда благожелательными к людям, но чаще равнодушными или даже агрессивными. Помочь найти с ними контакт или принудить исполнить желаемое могло помочь использование нужной африканской маски.

Виды и различия масок

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.

К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок. Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Магическое значение масок

Для африканцев маска является отображением конкретного духа или божества, обратившись к которому можно получить поддержку. Одевший ее человек становится равным по силе существу, к которому обращается.

Африканские ритуальные маски очень сложные и многобразные. Несмотря на кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.

Например, толстые надутые щеки маски считаются символом плодородия и изобилия. А изображение животного или птицы над человеческим лицом маски передает ее носителю основные характеристики животного. Часто маски дополняют рогами буйвола или антилопы, клыками кабана или другими атрибутами животного мира.

Ритуальные маски используются шаманом или вождем племени для общения с миром духов или при проведении погребальных обрядов. Без них не обходятся ни обряд посвящения юношей, ни начало охоты, ни вызов дождя. И для каждого ритуала используются свои, исполненные символизма, маски.

Внешние отличия масок

Наиболее распространены лицевые маски. Их делают с отверстиями для глаз и (иногда) для рта. В сложных ритуальных масках изготавливают подвижную нижнюю челюсть.

Африканские маски могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны передавать силу и агрессию своим носителям.

Прикрепляют лицевую маску к голове с помощью сложной системы кожаных ремешков, а еще дополнительно ее подвязывают к поясу. Это обосновано немаленьким весом маски, сделанной из цельного куска дерева и украшенной камнями и рогами животных.

Очень популярны при проведении ритуальных танцев маски-гребни. Они более легкие, но не менее выразительные. Эти маски выглядят как возвышающийся над головой носителя гребень, выполненный в виде животного или человека.

Отдельно выделяются большие нательные маски-доски. Их используют при проведении значительных ритуалов, например, при сборе урожая или посвящении молодежи во взрослую жизнь. Вес такой маски может достигать 30 кг, переносить ее могут несколько человек. Известна огромная маска "сириге" народа Догонов, которая в высоту достигает 6 метров. Только очень сильный и опытный танцор сможет плясать в ней ритуальный танец.

Уникальность работы мастеров

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок - особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Символизм масок

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

Разнообразие материалов

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски - это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

www.syl.ru

«Маска» — значение и символизм » Мой мир на Senicheff.ru

Маска — порождение древних религиозных представлений человека, тесно связанных с анимизмом и тотемизмом. Маска является символом тайны, защиты, маскировки, трансформацииу иллюзии и обмана. В религии первобытных обществ маска служила выражением сверхъестественной силы, воплощением духа животного или умершего человека. Маска, таким образом, являлась своеобразным «пропуском» в таинственный мир духов.

Шаман, надевавший маску, как бы сам преображался в духа и вступал в контакт с други м и духами. Для обеспечения удачной охоты шаман, надевший маску, вступал в мистическую связь с духами тех животных, на которых готовилась охота; для защиты племени от сильных врагов, демонов болезни или духов смерти, он пытался «наладить связь» с давно умершим и предками или тотемами племени.

Индейцы, африканцы и жители Океании использовали маски и во время обряда инициации, которым отмечался переход подростка во взрослое состояние.

О широком применение масок в обрядовой практике древних наглядно свидетельствуют петроглифы — наскальные изображения. На территории нашей страны обнаружено огромное количество таких петроглифов. Особенно много их в Саянском каньоне Енисея.

В одном только урочище Мугур-Саргол руководитель геодезической экспедиции С.В. Макаров насчитал не менее 250 личин — масок всевозможных видов. Высеченные на склонах мрачных диких скал и обращенные к водам великой сибирской реки, эти личины датируются серединой II тысячелетия до н.э.

Важнейшую роль маски играли в тайных религиозных союзах, порожденных системой инициаций. Такие союзы строились на разных принципах. У одних племен в тайные союзы принимали только вождей; у других — только отличившихся воинов; у третьих в состав союзов входили лишь те члены племени, которые имели одинаковые видения, и т.д.

Большинство тайных союзов практиковали различные виды магии. Один из них, союз Ложных лиц, сложившийся у ирокезов, был подробно описан знаменитым американским этнографом Льюисом Морганом (1818—1881). Ирокезы верили в существование злобных уродливых духов, которых они называли «ложными лицами».

Эти бестелесные духи, по их представлен иям, состоят из одн их только жутких лиц, носящихся в воздухе и причиняющих страшные болезни. Для исцеления этих болезней необходимо было обращаться к женщине, возглавлявшей союз Ложных лиц, а она, в свою очередь, направляла к больному для лечения кого-либо из членов союза под маской.

Тайные союзы, в чью компетенцию входила лечебная и вредоносная магия, были распространены достаточно широко и в Океании (союзы Ингиет, Сукве и др.).

Многие тайные союзы Африки и Океании были связаны с культом мертвых, что нашло отражение и в их названиях. Так, название союза Дук-дук, действовавшего на острове Новая Британия, происходит от слова «дука» — покойник.

Наименование союза Тамате с Банксовых островов сродни предыдущему, поскольку слово «тамате» означает «дух, покойник, привидение». Члены этих тайных обществ в определенное время года рядились в страшные маски и, изображая мертвецов, терроризировали и грабили местное население, т.е. своих же непосвященных соплеменников.

К числу наиболее опасных тайных союзов относится изуверское общество Людей-леопардов, наводившее ужас на жителей Западной Африки еще в первой половине XX века. Пользуясь тем, что леопард в Африке является объектом суеверного страха и поклонения, люди-леопарды, скрываясь под хищными масками, безнаказанно грабили и убивали всех тех, на кого указывал им руководитель союза.

Бесчеловечная деятельность этого и подобных ему террористических союзов, направленная против любых новшеств и прогрессивных реформ, имела целью сохранение власти и привилегий вождей и всей системы давно сложившихся традиционных отношений в целом.

В ламаизме, представляющем собой самостоятельное направление в буддизме, маски использовались во время храмовых мистерий. Наиболее показателен в этом отношении праздник цама («танца богов»), когда ламы переодевались в костюмы и маски докшитов — гневных богов, преследующих еретиков и врагов веры.

Разноцветным маскам, изображавшим лица докшитов, придавалось самое хищное, свирепое и кровожадное выражение.Монголовед Н.П. Шастина, ставшая свидетельницей цама в монгольском монастыре Дзунхуре, составила подробное описание всей грозной мистерии, призванной устрашить врагов ламаизма.

Костюмы лам, изображавших гневных и беспощадных богов, отличались каннибальской мистической символикой. Головы монахов венчали диадемы из человеческих черепов, плечи прикрывали плащи из человеческой кожи со свисающими конечностями, на шее красовались бусы из человеческих костей.

В руках одни ряженые сжимали длинные ножи, импровизированные палицы из позвоночного столба с чере пом и прочее подобное оружие, а другие держали габалу — священную чашу из человеческого черепа, готовясь выпить кровь и мозг врагов истинной веры.

«Восемь самых ужасных докшитов» появлялись перед зрителями под звуки ганлина — духового музыкального инструмента, изготовленного из берцовой кости человека.

Одним из восьми докшитов, представленных на цаме, был бог войны Джамсаран. Маска Джамсарана изображала перекошенное злобой красное л ицо с тремя глазами и торчащими из оскаленного рта клыками, готовыми прокусить горло всем врагам веры. Сзади над маетой развевались пять военных вымпелов, увенчанных пушистыми клочками заячьего меха.

Главным персонажем цама являлся мрачный Чойджал — бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства. Его маска, самая крупная из всех масок мистерии, изображала синюю голову быка с открытой пастью и оскаленными зубами, с тремя горящими глазами, видящими прошлое, настоящее и будущее.

По верхнему краю маску Чойджала украшали пять золотых черепов, а длинные рога заканчивались металлическими пластинами в виде языков адского пламени.

Под стать описанным маскам были и личины остальных докшитов, соединившие в себе все самое уродливое, ужасное и омерзительное, что может создать суеверная фантазия.

В религиозных культах первобытных и реликтовых обществ можно обнаружить маски самых разнообразных типов. Одни маски носили на голове, вторые — на лбу, третьи — в руке, четвертые — на пальцах, пятые — в зубах. Существовали маски- костюмы, закрывавшие все тело человека, а также парные и коллективные маежи, в демонстрации которых принимали участие от двух до ста и более человек.

Примеры из мировой истории красноречиво свидетельствуют о том, каис со временем менялось функциональное назначение масок. Погребальные маски, отражавшие облик покойных, известны с глубокой древности.

Первоначально применение этого вида масок было связа но с религиозными представлениями. Древние верили, что отлетевшая душа, возвращаясь в покинутое ею тело, должна была опознать его, а лицо умершего, до неузнаваемости обезображенное разложением, могло сбить с толку заблудшую душу, и тогда воскрешение из мертвых не состоялось бы.

Вот почему погребальные маски из древнеегипетских саркофагов и уникальные золотые маски из микенских гробниц с максимально возможной точностью передавали облик усопших фараонов и басилевсов. Однако с течением времени назначение посмертных масок изменилось: теперь гипсовые маски-слепки должны были сохранять для потомков физический облик выдающихся людей, чья деятельность оставила заметный след в истории.

Театральные маски появились в Древней Греции как атрибуты культа Диониса. С развитием театрального искусства они стали подразделяться на два вида: трагические и комические. В японском национальном театре маскам придавалась цветовая символика: красный цвет характеризовал благородство персонажа, белый — продажность, черный — подлость и т.д.

В эпоху Средневековья предназначение маски совершенно изменилось: из орудия трансформации она превратилась в средство защиты. Под маской скрывались палачи, заговорщики, преступники и прочие лица, имевшие веские основания оставаться неузнанными.

Особое пристрастие к маскам питали граждане средневековой Венеции, жившие под тиранической властью дожа и кровавого Совета Десяти. Опасаясь кишевших в городе шпионов, доносчиков и наемных убийц, венецианцы, выходя вечером из дому, прятали лицо под маской, а фигуру — под складками длинного плаща.

Слабыми отголосками древних религиозных мистерий в Средние века явились костюмированные карнавалы и маскарады, но их развеселое шутовское действо во многом утратило связь с религией, а маска шута, жонглера, клоуна и актера была призвана не устрашать, а увеселять и развлекать досужую публику.

В истории Франции символом неразгаданной тайны является Железная Маска — так прозвали секретного узника крепости Пиньероль, чье лицо она скрывала. Многие ученые, начиная с Вольтера, пытались проникнуть в эту интригующую тайну эпохи абсолютизма и королевского произвола.

В разное время высказывались предположения, что под Железной Маской скрывали от посторонних глаз незаконного сына Анны Австрийской, графа де Вермандуа, герцога де Бофора, опального суперинтенданта финансов Фуке, брата-близнеца Людовика XIV или даже английского короля Карла I, но и по сей день личность загадочного узника остается тайной за семью печатями.

В военном деле в эпоху Средневековья стальные маски и полумаски защищали лицо воина. На Руси уже в конце XII века распространился тип куполовидного шлема с полумаской-наносником и круглыми пластинами вокруг глаз. В XIII веке появились стальные маски — личины, полностью закрывавшие лицо. В отличие от полумасок личины, укрепленные на шлеме, обладали подвижностью: их опускали на лицо только во время боя.

В изобразительном искусстве Ренессанса маска как негативный символ иллюзии и обмана скрывала истинное лицо отрицательных аллегорических персонажей: Лжи, Порока и Ночи, под покровом которой вершатся «темные» дела. Театральная маска, как средство перевоплощения, в качестве атрибута сопутствовала музе трагедии Мельпомене.

Источник: Вовк О.В. «Энциклопедия знаков и символов» // М.: Вече, 2006.

автор: Дмитрий \\ МЕТКИ: символы, человек

 Распечатать страницу Loading...

blog.senicheff.ru

Африканские маски: фото и значения

Коренные жители Африки уверены, что все окружающее пространство заселено духами, иногда благожелательными к людям, но чаще равнодушными или даже агрессивными. Помочь найти с ними контакт или принудить исполнить желаемое могло помочь использование нужной африканской маски.

Виды и различия масок

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.

К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок. Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Магическое значение масок

Для африканцев маска является отображением конкретного духа или божества, обратившись к которому можно получить поддержку. Одевший ее человек становится равным по силе существу, к которому обращается.

Африканские ритуальные маски очень сложные и многобразные. Несмотря на кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.

Например, толстые надутые щеки маски считаются символом плодородия и изобилия. А изображение животного или птицы над человеческим лицом маски передает ее носителю основные характеристики животного. Часто маски дополняют рогами буйвола или антилопы, клыками кабана или другими атрибутами животного мира.

Ритуальные маски используются шаманом или вождем племени для общения с миром духов или при проведении погребальных обрядов. Без них не обходятся ни обряд посвящения юношей, ни начало охоты, ни вызов дождя. И для каждого ритуала используются свои, исполненные символизма, маски.

Внешние отличия масок

Наиболее распространены лицевые маски. Их делают с отверстиями для глаз и (иногда) для рта. В сложных ритуальных масках изготавливают подвижную нижнюю челюсть.

Африканские маски могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны передавать силу и агрессию своим носителям.

Прикрепляют лицевую маску к голове с помощью сложной системы кожаных ремешков, а еще дополнительно ее подвязывают к поясу. Это обосновано немаленьким весом маски, сделанной из цельного куска дерева и украшенной камнями и рогами животных.

Очень популярны при проведении ритуальных танцев маски-гребни. Они более легкие, но не менее выразительные. Эти маски выглядят как возвышающийся над головой носителя гребень, выполненный в виде животного или человека.

Отдельно выделяются большие нательные маски-доски. Их используют при проведении значительных ритуалов, например, при сборе урожая или посвящении молодежи во взрослую жизнь. Вес такой маски может достигать 30 кг, переносить ее могут несколько человек. Известна огромная маска "сириге" народа Догонов, которая в высоту достигает 6 метров. Только очень сильный и опытный танцор сможет плясать в ней ритуальный танец.

Уникальность работы мастеров

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок - особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Символизм масок

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

Разнообразие материалов

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски - это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

www.nastroy.net

Маска — Википедия

Женщина в карнавальной маске

Ма́ска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа.

Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях. В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.

Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.

Происхождение слова

Слово «маска» происходит через фр. masque от итал. maschera или исп. máscara. Возможными предками являются латинские (не классические) mascus, mascaо, обозначающие «призрак», и араб. maskharah‎ («шут», «человек на маскараде»).

Видео по теме

Декоративные маски

Декоративные маски в основном предназначены для украшения помещения. В качестве настенных украшений чаще всего выступают изображения божественных сущностей африканского либо восточного пантеона. Также это могут быть изображения животных либо, реже, небесных светил. Если на Западе такое украшение выполняет сугубо эстетическую функцию, то на Востоке и в ряде африканских стран декоративные маски служат тотемическими символами, отгоняющими злых духов. По размеру декоративные маски различаются. Иногда встречаются изделия в 1 метр в высоту. Могут создаваться из дерева, бронзы, гипса, керамики, или папье-маше.

Маски в искусстве

С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств.

В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян. Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре.

Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и играли роль рупора. Их изготовляли из бронзы, и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.

В Средневековье ношение масок во время выступления было связано с мистическими соображениями. Боги изображались актерами в серебряной или золотой маске.

Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. Популярности маскам добавил и балет, в котором персонажи часто представали в масках.

Масочные герои комедии дель арте считаются предшественниками современных клоунов. Знаменитый персонаж уличного театра — Арлекин, широко известен и в настоящее время.

В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах. Также маски используются в сценических образах участников некоторых групп, таких, как Slipknot, Mushroomhead и Hollywood Undead.

Театральные маски
Общепринятый символ театрального искусства

Маски широко используются в различных формах театра, например:

Карнавальные маски

Во всем мире маски находят широкое применение в различных фестивалях и карнавалах.

Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили маски, чтобы избежать дискомфорта при общении.

Карнавальные маски могут полностью закрывать лицо, либо частично. Если дорогие венецианские маски делаются из гипса, то более доступные карнавальные маски могут создаваться из пластика или папье-маше.[1]

Маски в играх

Маска используется в игре Dishonored лордом-защитником императрицы Корво, который скрывает своё лицо, дабы его не узнали убийцы императрицы. В этой же игре присутствуют маски Смотрителей - с которыми, по ходу сюжета, Корво предстоит встретиться. Шармат Дагот Ур из игры The Elder Scrolls 3: Morrowind также носит золотую маску. Так же, в некоторых играх серии The Elder Scrolls присутвует артефакт - Маска Клавикуса Вайла.

Персонажи игры PAYDAY: The Heist носят маски клоунов (можно заменить на другие).

В серии игр Dark Souls так же присутствует немало персонажей носящих маски. Из них, можно отметить известных, таких как : некромант Вихрь ( носитель масок Ребенка, Отца и Матери), Сиаран Клинок Повелителя ( носительница Фарфоровой Маски), Лукатиэль из Мирры (снимает в процессе игры), Гвиндолин Темное Солнце, Олдрик Пожиратель Богов и Хранительница Огня ( из Dark Souls III).

Ритуальные маски

Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). Они широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке, Азии, Океании). Изготовлялись из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или какие-либо фантастических или мифологических существ. Особый вид таких масок — наголовники.

Применение ритуальных масок связано с культами предков, духов, животных, тотемистическими представлениями и прочим. Надевший маску как бы преображался в то существо, которое она изображала. Нередко (например, у народов Меланезии, Африки, Америки) ритуальные маски были принадлежностью тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и др. У ряда народов Сибири (шорцев, бурятов, ненцев) в прошлом суконные и берестяные маски надевались во время некоторых видов шаманских молений, а у хантов и манси — при празднествах в честь убитого медведя (см. Медвежий праздник).

Самая древняя обрядовая маска, обнаруженная в Новгородской земле (затопленное Рыбинским водохранилищем поселение Луковец в Вологодской области), сделана из бересты и датируется концом X века — началом XI века[2].

Функциональные маски

Медицинские

Распространённым способом защиты от инфекций, передающихся воздушно-капельным путём, являются медицинские маски. В общем виде они представляют собой повязку на лицо, закрывающую нос и рот человека, и изготовляются из материала, пропускающего воздух, но задерживающего капельки мокроты при выдохе (марля, вата, нетканые материалы). Медицинские маски используют при общении с ослабленными больными, также их используют в сезоны массового распространения ОРВИ для защиты окружающих от заболевания.

Профессиональные

Защитные

Защитные маски исполняют следующие функции:

  • Обеспечивают подвод воздуха или иной кислородосодержащей смеси для дыхания.
  • Защищают лицо от летящих объектов или опасной окружающей среды с сохранением возможности визуального наблюдения.

Многие маски выполняют обе функции.

Сюда входят:

Среди масок, осуществляющих подачу дыхательной смеси, существуют как полнолицевые маски, защищающие органы дыхания и зрения, так и полумаски, защищающие только органы дыхания, поэтому для защиты глаз надо дополнительно надевать защитные очки.

Спортивные
В софтболе кэтчером носится защитная маска.
Военные

Личина — часть шлема в виде металлической маски. Полностью закрывает лицо, защищая его от не очень сильных ударов, к тому же оказывает психологическое воздействие на противников. Недостатки личин — ограничение обзора и затруднение дыхания.

Другое применение

Для предотвращения опознания

Кукла Палача в маске.
  • Преступники часто используют маски для препятствования опознаванию при совершении преступлений. Во многих юрисдикциях ношение маски при совершении преступления является отягчающим обстоятельством; также преступлением считается ношение маски на общественных собраниях и демонстрациях. Например, в штате Виргиния, США, ответственность за ношение маски наступает с 16 лет[3]. При этом в некоторых штатах США ношение маски является незаконным только при желании совершить противозаконное действие[4].
  • Иногда свидетель обвинения может давать показания в суде, скрываясь под маской, дабы избежать опознания сторонниками (участниками преступной группировки) обвиняемого.
  • Участники протестов в гетто обычно носят маски, банданы, чтобы попытаться защититься от опознания агентами силовых структур «в штатском».
  • Бойцы спецподразделений также используют маски с целью пресечения возможной мести со стороны противника.

Карательные

  • «Позорная» маска (нем. Schandmaske) изобретена для общественного оскорбления; популярная «облегчённая» форма — ослиные уши для плохого (немого) ученика или студента.
  • Особо неудобные маски, типа железной маски, пригодны в качестве приспособлений для пыток или телесных наказаний.
  • В австралийских тюрьмах в конце XIX века маски использовались для пресечения разговоров и отчуждения. Они были сделаны из белой ткани и покрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Посмертная и погребальная маски

Посмертная маска — восковый или гипсовый слепок, снятый с лица умершего человека сразу после его смерти. Погребальная маска — изделие декоративно-прикладного искусства, часто из драгоценных металлов, которую кладут на лицо покойника перед погребением в некоторых культурах.

В кино

Одним из фильмов, содержащихся в Золотой коллекции, является Маска (фильм, 1994), также существует фильм Маска Зорро, в котором главный герой носит чёрную маску в виде тряпичной повязки, ещё существует тетралогия о супергерое Бэтмэне, это фильмы Бэтмен (фильм, 1989), Бэтмен возвращается Тима Бертона, Бэтмен навсегда режиссёра Джоэла Шумахера и Бэтмен и Робин.

Фантомас творил свои злодеяния в масках.

В аниме JJBA некоторые злодеи использовали - Каменные маски, которые превращали людей в вампиров.

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

wikipedia.green