Древние люди на территории. Древние люди на территории современной России: таблица. Народы и древнейшие государства на территории России
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние люди и их стоянки на территории современной россии. 6 класс. Древние люди на территории


таблица. Народы и древнейшие государства на территории России

Древние люди в России появились в незапамятные времена. Около 700 тысяч лет назад впервые поселились на ее южных территориях - на берегах реки Кубань и Северном Кавказе. Климат здесь был мягким, природа - богатой растительной и животной пищей, поэтому древние люди не прилагали особых усилий для ее добывания, а присваивали дары.

Ледниковый период

Древние люди в России по одному не могли прожить, так как было немало опасностей, поэтому они стали объединяться в группы, которые назывались первобытным человеческим стадом. Вместе добывали пропитание, защищались от хищников и поддерживали огонь. Но примерно 80 тысяч лет назад условия обитания резко ухудшились. Ледяная стужа сковала северные территории нашего континента. От границы ледника пролегла бескрайняя тундра, южнее же, вплоть до Черного моря - холодная степь. Сменились и обитатели: вместо теплолюбивых животных появились шерстистые, такие как мамонты, носороги, бизоны, лошади, северные олени.древние люди на территории современной россии таблица

Человеку пришлось нелегко, но он приспособился. Главное его занятие теперь состояло в загонной охоте. Необходимость обогрева заставила древнего человека не только поддерживать огонь, но и освоаивать премудрости его добычи. Постепенно люди расселялись на север, несмотря на тяжелые условия проживания. Стоянка древнего человека обнаружена на территории Украины, в Среднем и Нижнем Поволжье.

Затем человеческое стадо вытеснила родовая община, объединяющая кровных родственников. Несколько таких общин составляли племя. Менялись условия жизни, а вместе с ними и облик человека. Современный вид он принял примерно 40 тысяч лет назад.

Земледелие, скотоводство

В связи с тем что ледниковый период подошел к концу примерно 12-14 тысяч лет назад, вымерли многие крупные животные, поэтому охота и собирательство уже не могли прокормить людей. Зарождались новые источники существования. Собирательство плавно переходит в земледелие на юге страны около 5-6 тысяч лет назад. Параллельно идет процесс перехода охоты в скотоводство. Древний человек приручил собаку, лошадь, свинью, козу. Необходимые продукты теперь производятся, а не присваиваются.древние люди в России

Появление ремесленников

Постепенно научились прясть, ткать и шить одежду, обжигать глину и изготавливать посуду из керамики древние люди. Земли севера отправились осваивать, применяя новые достижения в области средств передвижения. На санках, лыжах и лодках все шли и шли, пока не добрались до берегов Балтики и Северного Ледовитого океана.

Материальная культура древних людей поднимается на новый уровень в связи с приобретением навыка по обработке металлов. С помощью металлических инструментов земля стала более податливой. При производстве запасов продуктов стали возникать излишки, которые служили предметами обмена между племенами. Обработка железа и других материалов требовала больших умений и опыта, поэтому появились люди, занимающиеся определенным ремеслом. Ремесленники приносили большую пользу, они производили орудия труда и различные изделия.

Этносы к началу новой эры

Древние люди на территории современной России (таблица №1, №2), согласно исследованиям историков и лингвистов, проживали многочисленным этносом. В европейской части финские племена вскоре ославянились и сыграли основополагающую роль в развитии русского населения. Сегодня на Среднем Енисее осталось всего несколько сотен кетов, а на Колыме - юкагиров.культура древних людей

Северный Кавказ древние люди на территории современной России (таблица №2) освоили одним из первых, и по мнению ученых, за это время там менялась только религия. Сначала распространялось христианство, но с течением времени оно вытеснилось исламом.

Язычество перемежается с новой религией и в новейшее время. Северный Кавказ, низовья Дона и Волги, вдоль южного края Сибири и в Алтае - это территория древних кочевых племен скифов-сарматов, Кавказ и Дон - прибежище аланов, восточнее обитали саки. В средние века смешались с половцами. Во время нашествия хана Батыя часть потомков аланов скрылась в горах, поэтому уцелела - это предки современных осетин.

Где жили древние люди на территории современной России? Таблица №1 это наглядно демонстрирует.

РасположениеПлемена
Центр и север европейской частиФинские: весь, чудь, мурома, меря.
Северо-востокФинские (прародители нынешних): эстонцы, финны, карелы, коми, мордва.
Юг Урала и СибириУгорские народы, прародители хантов и мансов.

Конечно, это еще далеко не все древние люди на территории современной России. Таблица №2 продолжает первую.

РасположениеНароды
Восток до Алтая и СаянПредки самодийских народов: ненцы, селькупы
Восточная СибирьОхотничьи племена: хеты, юкагиры
Дальний ВостокБудущие нивхи, коряки, чукчи, эскимосы
Северный КавказКасоги (позднее черкесы), обезы (предки абхазов)

Боспорское государство

После усовершенствования орудий труда многие семьи могли вести хозяйство независимо, поэтому родовые узы слабеют. Родовая община сменяется соседской (территориальной). Люди объединяются на основе проживания на определенной территории. Племена с тесными хозяйственными связями объединяются в племенные союзы. Во главе их становятся правители. Эти изменения ведут за собой распад первобытнообщинного строя и появление новой организационной формы - государства.стоянка древнего человека

Первые государства возникли на юге России. Греческие мореплаватели в 7-6 веках до н. э. основали города-государства на побережье Черного моря (восток и север). Города близ Керченского пролива в 5 веке до нашей эры объединились в Боспорское царство, ставшее самым богатым государством северной части побережья Черного моря.

Скифское царство

Соседями греков были ираноязычные племена, получившие общее название скифов. Скифские племена разделялись на скотоводческие, которые кочевали, и земледельческие, что вели оседлый образ жизни. Земля скифов была желанна для многих завоевателей, поэтому для отражения удара племена объединялись. Во главе союза вставал самый сильный вождь и провозглашал себя царем. Так появилось новое государство - Скифское царство.древние люди земли

В 4 веке до нашей эры оно простиралось от Дуная до степей Крыма. С 3 века до н. э. государства северного причерноморья стали подвергаться нашествию кочевых племен, таких как сарматы, готы, гунны. Нападение гуннов в 4 веке стерло с лица земли первые государства на территории северного причерноморья.

загрузка...

worldfb.ru

Древнейшие люди на территории нашей страны

Древнейшие люди.

вспомним:

— Кого называют археологами?

— Как работают археологи?

— Как находят археологические памятники?

— Что называют историческим источником?

—  Что такое «Всемирная история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней).

—  Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

—  Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

Дать карточки про эпохи.

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.

Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

Первобытные люди - это люди, жившие до появления первых .

Работа с картой:

- Назовите известные вам части света.

- Покажите их на карте.

- Предположите, где могли появиться первые люди? (В Восточной и Северовосточной Африке)

—  Как вы думаете почему? (теплые места с богатой растительностью и животным миром.)

- Проследим по карте, как расселялись древние люди.

Познакомиться с внешним видом древнейших людей.

Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите рисунки (с. 11 + текст)

- опишите облик древнейших людей.

—  Чем древние люди отличались от людей нашего времени? они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. )

•        Определить, чем отличались древние люди от животных

—  Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.) Ходил на двух ногах, Жил в пещере, Изготовлял орудия труда, Общался с помощью речи, Ходил на охоту.—  Что называется орудием труда?

Орудие труда — это то, чем человек работает. Что могли делать этими орудиями труда? (Расколоть, вырубать с помощью камня дубины, убить какого-то мелкого зверя, защититься от хищников…)

4. Древнейшие люди покоряют огонь.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем?

(Первые люди, как и животные, очень боялись огня. Но однажды самые смелые из них подошли к огню поближе. От огня шли свет и тепло. Люди задумались о том, как сохранить огонь. Они стали подбрасывать в огонь сухие ветки и траву. Потом человек стал сохранять тлеющие угли.

Пламя помогало им выживать во время холодов.

Люди заметили, что дикие животные боятся огня, и стали загонять при помощи огня животных в ловушки.

Человек стал использовать его для приготовления пищи. Мясо стало мягче и вкуснее)

•        Выявить основные виды деятельности древнейших людей

-Как же древние люди добывали себе пищу?

Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.

-Предположите, на кого и как мог охотиться древний человек?

-Проверти свои предположения, прочитав соответствующий пункт параграфа: в чем вы оказались правы, а в чем допустили ошибку?

-Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.)

5. Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Михайловского).

Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди.

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему? (древний человек мог выжить только в группе)

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Человеческое стадо — древнейший коллектив людей, в котором они трудились и передавали по наследству свои умения.

Домашнее задание.

§ 1.

Дополнительный материал.

Стадии становления человечества.

Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, впервые были найдены в Южной Америке, почему они и получили название южных обезьян.

Ростом были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах. В качестве материала при изготовлении орудий труда они использовали кости животных, дерево и камень.

Второй этап— эпоха питекантропов. Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см3). С увеличением уменьшилась покатость лба. Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие орудия. С такими орудиями они могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем.

Третий этап - с неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии). Появились 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.

Историческая арифметика.

Раскройте скобки, упростите выражение, объясните значение полученных слов:

1) (С + ОБ) ∙ ОРО + (ДИЧИ + ТНИ) =

2) (Д + Р) ∙ УБИ + (НА + ЛО) =

3) (М + ПРОК) ∙ ОЛ + (ИТВА + КА) =

4) (ДУБ + ОБЩ) ∙ НА =

Криптограмма.

Вместо цифр вставьте буквы и объясните значение полученных слов:

Д У 1 2 3 4; О 1 Щ 2 3 4.

Ответы: 1-Б; 2-И; 3-Н; 4-А.

Загадки.

1.Это предки всех слонов

Но крупнее, лохмаче

(мамонт)

2.Собрав сородичей, друзей

Решил он с ними поживиться

Чужое племя он ограбил

И с ними после боя поделился

(вождь)

3.Первый это коллектив

Человек там не ленив

Он по лесу ходит день

Собирать ему не лень

(стадо)

4.Назови это занятье

Когда целый день-деньской

Плоды, ягоды, коренья –

Что имели вид съестной

Люди первые искали

Стадом всем потом съедали.

(собирательство).

  1. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным

рубилом без рукоятки, а затеи научились прикреплять рубило к

деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как

появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

  1. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать,

что здесь жили древнейшие люди?

  1. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в

хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели

читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы

прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов

пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток

и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что

большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо

хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?

multiurok.ru

Древнейшая история России Древние люди на территории

Древнейшая история России

Древние люди на территории современной России Ø Около 700 тыс. лет назад люди заняли Северный Кавказ и Прикубанье Ø 100 - 35 тыс. лет назад человек расселился на Волге, Доне и Урале Ø 35 - 10 тыс. лет назад происходит заселение Сибири и севера европейской части России

Древнейшая история человечества До окончания периода Великого оледенения (XXIV тыс. до н. э. ) в развитии человечества выделяются общие закономерности эволюции экономической и общественной жизни После окончания великого оледенения (XXIV тыс. до н. э. ) в разных регионах мира темпы развития человечества начали различаться Ø В долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, а затем и в Средиземноморье возникают очаги Цивилизации. Ø На просторах Восточно-Европейской равнины и Сибири господствовала первобытность, с постепенно развивающейся культурой (неолит – бронза - железо)

ВГК и Причерноморье Важнейшую роль в развитии цивилизации Причерноморья сыграла Великая Греческая колонизация VI - VI вв. до н. э. Ø VIII - IV вв. до н. э. основание греческих полисов (Ольвия, Пантикапей, Феодосия, Херсонес и др. ) организовавшихся как полисы Греции Ø Взаимоотношений между греками-поселенцами и местными жителями (торговля, война, культурные заимствования) Со временем греческие поселенцы и местные племена ассимилируется и станут народом с общей культурой и историей

Боспорское царство В Vв. до н. э. ряд полисов расположенных на берегу Керченского пролива, объединились в Боспорское царство Ø Включало в себя Таманский полуостров и земли на восточном побережье Азовского моря ØМестные племена (скифы, меоты, адыги) признали власть Боспорских царей, а местная племенная верхушка влилась в состав боспорской знати Ø Развитое государство, с античными чертами в экономике и культуре и монархической формой правления Ø Было тесно связано экономическими отношениями с Грецией, а затем и Римом

Скифы Ближайшими соседями греков в Причерноморье были ираноязычные племена - скифы Ø Скифские племена разделялись на скотоводческие и земледельческие Ø Племена управлялись советом старейшин и вождями, которых избирало всё население Ø Торговые контакты с греческими городами-колониями способствовали складыванию в обществе социально-имущественного неравенства Ø В IV в. до н. э. возникло Скифское царство

Скифское царство занимало обширную территорию от Дуная до Дона и находилось под сильным влиянием Боспорского царства Ø Во главе царства стоял царь, передававший свою власть по наследству Ø Фигура царя обожествлялась но его власть ограничивалась советом знати и народным собранием Ø Существовали элементы патриархального рабства

Скифы и Сарматы На рубеже III - II вв. до н. э. в пределы Скифского царства вторглись кочевые племена сарматов, оттеснивших скифов в Крым Ø Границы Скифского царства значительно сократились, его столицей стал Неаполь Скифский Ø В I в. н. э на территорию Причерноморья распространилось влияние Римской империи Ø Скифское государство было разгромлено, большинство греческих городов признали зависимость от Рима

Готы и Гунны Ø В III в. в Северное Причерноморье переселились германские племена готов сумевшие подчинить местные племена и образовавшие королевство во главе с королём Германарихом Ø В IV в. готское королевство было разгромлено кочевыми племенами гуннов под предводительством Аттилы, пришедших из степей Приуралья Орды Аттилы прекратили существование греческих государств Северного Причерноморья

Происхождение славян Прародиной славян была Центральная Европа, где они жили на значительном удалении от границ Римской империи Ø Следы протославян прослеживаются здесь, начиная с ХV в. до н. э. Ø Некоторые историки полагают, что протославянами были скифы пахари, обитавшие в лесостепи между Днестром и Доном Ø Во II - IV вв. н. э. предки славян входили в состав Черняховской археологической культуры (от Карпат до Северного Донца)

Расселение славян в VI - VIII вв. Расселение предков современных славян происходило по трём основным направлениям: Ø Южные - на Балканский полуостров (болгары, хорваты, сербы) Ø Западные - В Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы (поляки, чехи, словаки) Ø Восточные - по Восточно-европейской равнине (русские, украинцы, белорусы)

Восточные славяне В VI - начале VII в. Восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы Ø От Карпатских гор на западе до Днепра и Дона на востоке Ø От побережья Чёрного моря между устьями Дуная и Днепра на юге и до озера Ильмень на севере Византийские и германские средневековые авторы называли славян склавинами (южные славяне) и антами (восточные славяне). Славян живущих по южному побережью Балтийского моря, иногда называли венедами или венетами (западные славяне)

Славянские племена VI - VIII вв. В этот период у восточных славян наметились существенные изменение с социальной структуре общества Ø Разрушение родовой общины и переход к общине соседской Ø Возникают территориально-политические союзы восточных славян (поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, полочане и т. д. ) Ранние восточнославянские объединения либо носили старые племенные названия (кривичи, хорваты, дулебы, северяне), либо получили новые имена , чаще всего связанные с характером занимаемой территории (дреговичи, поляне, древляне) или с реками, вдоль которых они селились (бужане, полочане). Названия отдельных племён связывались с легендарными предками (вятичи - с Вятко, радимичи - с Радимом)

Славянская община В славянской общине отсутствовал культа рода и племени, в её состав принимались чужеземцы (открытая община) Управление общине было связано с хозяйственными задачами и строилось на выборных началах (демократические начала) Старейшин славяне избирали всем миром на народном собрании – вече, на нём же принимались все важные решения Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский отмечал, что племена славян «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии) и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом»

Занятия восточных славян Ø Восточные славяне были оседлым народом Ø Основным занятием являлось земледелие (хозяйство славян имело натуральный характер) Ø Каждая община должна была обеспечивать себя всем необходимым: посудой, орудиями труда, оружием

Духовная жизнь племён на территории России в древности Духовный мир населявших территорию России племён значительно отличался от уровня культурного развития античного мира Ø Научные познания скифов, сарматов, финно-угров, балтов, праславян носили чисто эмпирический характер ( ориентированы на практическую деятельность) Ø Достижения античной науки и культуры проникали через торговые связи со Средиземноморьем но не оказывали значительного влияния (из-за отдалённости)

Духовная жизнь славян Язычество - форма мировосприятия, попытка человека объяснить окружающую его действительность У славян сложился собственный пантеон богов: Перун - верховный бог, Сварог - бог огня, Стрибог- бог ветра, Велес - бог скотоводства, Мокошь - богиня ткачества и др.

Духовная жизнь славян Наряду с богами славяне верили в «низших духов подразделявшихся в свою очередь на полезных и опасных Домовой - дух, хранитель дома в виде небольшого старика с лицом, заросшим белыми волосами Леший - человекообразное сказочное существо, живущее в лесу; дух леса, его хозяин. Водяной - сказочное существо, живущее в воде Волколак - оборотень, колдун принимающий образ волка:

Тюркские народы и государства на территории России В VI в. началось массовое вторжение тюркских племён из глубин Азии в степные районы Причерноморья Ø Было образовано государство Тюркский каганат (от Монголии до Чёрного моря ) со столицей в предгорьях Алтая Ø Главой Тюркского каганата был хакан (каган) - великий хан, ему подчинялись все тюркские ханы (хан ханов) Ø В нач. VII в. Тюркский распался на Западно-тюркский и Восточнотюркский каганаты Тюркские племена освоили степные просторы Восточной Европы, оказав сильное влияние на местные племена

Аварскиие племена на территории России В VI в. из Центральной Азии в степи Западного Прикаспия вторглись кочевые племена аваров Ø Через Северное Причерноморье они устремились к Дунаю и на Балканы где создали своё государство - Аварский каганат Ø Объединение различных племён во главе с аварами, которое держалось на военном подчинении и подкупе племенной верхушки Ø Занимались кочевым скотоводством, совершали набеги на соседние племена и государства Ø В результате серии крупных поражений от византийцев, а позже и франков в конце VIII в. Аварский каганат прекратил своё существование

Хазарские племена на территории России В VII в. в степях Северного Кавказа стал складываться Хазарский каганат Хазары подчинили кочевые и земледельческие племена Северного Кавказа, Приазовья, части Крыма, Восточной Европы вплоть до Днепра Ø Столица Хазарского каганата - Итиль, стала крупнейшим в Восточной Европе ремесленным и торговым центром Ø В VIII в. хазарская верхушка приняла иудаизм Ø Хазары подчинили себе некоторые восточнославянские племенные союзы - северян, полян, вятичей и радимичей

Булгары на территории современной России В VII в. Тюркоязычные булгары создали своё государство Великую Булгарию, занимавшую территорию от Кубани до Днепра Ø Потерпев поражение от Хазарского каганата, часть булгар перебралась на Дунай, смешалась здесь с местным славянским населением, создав государство - Болгария. Ø Другая часть булгар переселилась в Среднее Поволжье и подчинив местные племена, образовали в IX в. Волжско-Камскую Булгарию Ø Перенимая у местного населения приёмы ведения земледелия, наметился переход от кочевничества к оседлому образу жизни

Племена печенегов на территории современной России В VII-IX вв. сложился союз тюркоязычных племён печенегов Ø Кочевой народ кочевавший между Волгой и Аралом, основными занятиями которого было скотоводство и военные набеги на соседей Ø В IX в. печенеги заняли причерноморские степи (от Нижней Волги до устья Дуная), контролировали нижнюю часть Днепра Печенеги совершали разорительные набеги на восточнославянские племена и облагали их данью

Норманы – Варяги - Русь В VIII - IX в. в Европе началась эпоха викингов, когда вследствие избытка населения в бедных Скандинавских странах часть его устремилась на поиски новых территорий Ø Совершая грабительские морские экспедиции по всей Европе Ø Выходцев с севера называли норманнами (серными людьми) Норманны и их соседи Ø В результате мусульманского завоевания Средиземноморья в VII и в VIII вв. возникает необходимость поиска новых торговых путей Ø Проникновение на Восточно-Европейскую равнину носило военно-торговый, а не захватный характер (бедность территорий) Ø Норманны стремились взять под контроль транзитный путь в Византию и на Ближний Восток (речной путь)

Норманы - Варяги - Русь Осваивая реки Восточно-Европейской равнины, норманны воздвигали опорные пункты для складирования товаров Ø Собирали дань с местных жителей - славян и финнов Ø Каждую весну товары под усиленной охраной отправлялись в Константинополь для выгодной продажи Ø В свои торговые предприятия они втягивали и славянских купцов Ø Руководители норманнских отрядов (конунги) заключали союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам Ø Местные племена не только уплачивали дань норманнам, но и нанимали их в качестве воинов (варяги)

Происхождение термина Русь Происхождения термина Русь объясняется 2 -я вариантами I. По названию варяжского племени ruotsi (в результате славяно-финско-скандинавских языковых взаимодействий) II. По названию реки Рось по берегам которой расселялось племя росичей, русичей (на Украине)

Домашнее задание Учебник: § 6 (стр. 51 - 59), вопросы после § (устно) Стр. 59, задание после вопросов (письменно в тетради)

present5.com

Древние люди и их стоянки на территории современной России.docx

Урок «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Цели и задачи:

- познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя.

-определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов

Планируемые результаты:

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;

Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать с различными источниками информации.

Понятийный аппарат - палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, племя, первобытный строй.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока: «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

-как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

-на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня?

(ученики высказывают свои предположения)

Целью урока является изучение жизни древних людей на территории современной России.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить появление людей на территории современной России.

2. изучить древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. изучить зарождение родового строя.

4. изучить совершенствование орудия труда.

Проблемный вопрос

Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

  1. Изучение нового учебного материала

Учитель: Проблемы происхождения человека, образования рас, расселения людей являются предметом длительной научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздав картину появления людей на территории современной России.

Учитель делит класс на три группы (по рядам). Каждая группа работает с соответствующим пунктом параграфа учебника, а потом совместно со всем классом заполняет схемы в тетради и разбирает понятийный аппарат.

1. Появление людей на территории современной России

Учитель: вы готовы перенестись в далекое прошлое? Первая группа представляет свою работу и совместно с классом заполняется схема в тетради

Древнейшие люди на территории России

Время появления

Территория расселения

700 тыс. лет назад

Северный Кавказ

от 500 тыс. до 1 млн. лет назад

Дагестан, Таманский полуостров

Образ жизни:

  1. Присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения)

  2. Изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)

  3. Жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь)

Новые понятия:

  1. Палеолит (древний каменный век)

  2. Мезолит (средний каменный век)

  3. Неолит (новый каменный век)

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России

Учитель: мы узнали, когда и где на территории нашей страны появились древние люди, чем они занимались. Теперь поближе познакомимся с бытом и образом жизни древнего человека. Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения ученики по очереди описывают образ жизни людей в каждой из стоянок.

  1. Стоянки в деревне Костенки под Воронежем (35 - 45 тыс. лет назад): здесь найдены орудия труда, украшения, скульптурные изображения животных и людей.

  2. Стоянка Сунгирь под Владимиром (25 тыс. лет назад): обнаружены многочисленные фрагменты изделий древних людей – оружие, одежда, украшения, обнаружены захоронения людей.

  3. Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.

  4. Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.

3. Зарождение родового строя

Учитель: мы узнали, что территория России была заселена людьми еще в глубокой древности. Теперь нам предстоит узнать как жили древние люди и ознакомиться с новыми понятиями - род, племя, община. Третья группа перечисляет предпосылки и итоги зарождения родового строя, и совместно с классом разбирает новые определения.

Изменение климатических условий: 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Ледниковый панцирь сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Вымерли теплолюбивые животные и растения, а им на смену пришли мамонты, шерстистые носороги, бизоны, олени, лошади.

Человек приспосабливался к жизни в суровых условиях:

- загонная охота (зверя загоняли в овраг или вырытую яму)

- добыча и поддержание огня

- совершенствование техники обработки камня и изготовления орудий труда

- человек стал шить одежду при помощи иглы

Жизнь в коллективе:

- разделение труда

- развитие речи

- сплоченность и организованность

Род или родовая община – кровные родственники (имущество совместное, равные права, действовали сообща, почитание старших)

Племя – несколько живущих по соседству родов

Первобытное общество (или первобытный строй) – древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты.

4. Совершенствование орудий труда

Учитель: Жизнь человека не стояла на месте. 12-14 тыс. лет назад ледниковый период закончился и установился климат, близкий к современному, наступил период мезолита. Изменения климата привели к вымиранию крупных животных, поэтому люди переключились на собирательство и рыболовство. Человек совершенствовал орудия труда, были изобретены средства передвижения (лодки, лыжи, сани).

3. Закрепление учебного материала

Учитель: Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.

- покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.

- перечислите основные занятия древних людей

- дайте характеристику присваивающего хозяйства

- согласны ли вы с утверждением, что древние люди, пришедшие на современную территорию России, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли. (ответы учеников)

4. Домашнее задание

- параграф 1 пересказ

- подготовить краткие сообщения о древних стоянках на территории Владимирской области

multiurok.ru

Древние люди и их стоянки на территории современной России.docx

Урок «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Цели и задачи:

- познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя.

-определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов

Планируемые результаты:

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;

Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать с различными источниками информации.

Понятийный аппарат - палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, племя, первобытный строй.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока: «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

-как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

-на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня?

(ученики высказывают свои предположения)

Целью урока является изучение жизни древних людей на территории современной России.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить появление людей на территории современной России.

2. изучить древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. изучить зарождение родового строя.

4. изучить совершенствование орудия труда.

Проблемный вопрос

Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

  1. Изучение нового учебного материала

Учитель: Проблемы происхождения человека, образования рас, расселения людей являются предметом длительной научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздав картину появления людей на территории современной России.

Учитель делит класс на три группы (по рядам). Каждая группа работает с соответствующим пунктом параграфа учебника, а потом совместно со всем классом заполняет схемы в тетради и разбирает понятийный аппарат.

1. Появление людей на территории современной России

Учитель: вы готовы перенестись в далекое прошлое? Первая группа представляет свою работу и совместно с классом заполняется схема в тетради

Древнейшие люди на территории России

Время появления

Территория расселения

700 тыс. лет назад

Северный Кавказ

от 500 тыс. до 1 млн. лет назад

Дагестан, Таманский полуостров

Образ жизни:

  1. Присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения)

  2. Изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)

  3. Жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь)

Новые понятия:

  1. Палеолит (древний каменный век)

  2. Мезолит (средний каменный век)

  3. Неолит (новый каменный век)

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России

Учитель: мы узнали, когда и где на территории нашей страны появились древние люди, чем они занимались. Теперь поближе познакомимся с бытом и образом жизни древнего человека. Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения ученики по очереди описывают образ жизни людей в каждой из стоянок.

  1. Стоянки в деревне Костенки под Воронежем (35 - 45 тыс. лет назад): здесь найдены орудия труда, украшения, скульптурные изображения животных и людей.

  2. Стоянка Сунгирь под Владимиром (25 тыс. лет назад): обнаружены многочисленные фрагменты изделий древних людей – оружие, одежда, украшения, обнаружены захоронения людей.

  3. Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.

  4. Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.

3. Зарождение родового строя

Учитель: мы узнали, что территория России была заселена людьми еще в глубокой древности. Теперь нам предстоит узнать как жили древние люди и ознакомиться с новыми понятиями - род, племя, община. Третья группа перечисляет предпосылки и итоги зарождения родового строя, и совместно с классом разбирает новые определения.

Изменение климатических условий: 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Ледниковый панцирь сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Вымерли теплолюбивые животные и растения, а им на смену пришли мамонты, шерстистые носороги, бизоны, олени, лошади.

Человек приспосабливался к жизни в суровых условиях:

- загонная охота (зверя загоняли в овраг или вырытую яму)

- добыча и поддержание огня

- совершенствование техники обработки камня и изготовления орудий труда

- человек стал шить одежду при помощи иглы

Жизнь в коллективе:

- разделение труда

- развитие речи

- сплоченность и организованность

Род или родовая община – кровные родственники (имущество совместное, равные права, действовали сообща, почитание старших)

Племя – несколько живущих по соседству родов

Первобытное общество (или первобытный строй) – древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты.

4. Совершенствование орудий труда

Учитель: Жизнь человека не стояла на месте. 12-14 тыс. лет назад ледниковый период закончился и установился климат, близкий к современному, наступил период мезолита. Изменения климата привели к вымиранию крупных животных, поэтому люди переключились на собирательство и рыболовство. Человек совершенствовал орудия труда, были изобретены средства передвижения (лодки, лыжи, сани).

3. Закрепление учебного материала

Учитель: Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.

- покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.

- перечислите основные занятия древних людей

- дайте характеристику присваивающего хозяйства

- согласны ли вы с утверждением, что древние люди, пришедшие на современную территорию России, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли. (ответы учеников)

4. Домашнее задание

- параграф 1 пересказ

- подготовить краткие сообщения о древних стоянках на территории Владимирской области

multiurok.ru

Древние люди и их стоянки на территории современной россии. 6 класс

Урок «Древние люди и их стоянки на территории современной России» Цели и задачи: - познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя. -определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов Планируемые результаты: Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию. Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать с различными источниками информации. Понятийный аппарат - палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, племя, первобытный строй.ХОД УРОКА Организационный момент Учитель сообщает тему урока: «Древние люди и их стоянки на территории современной России» -как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня? -на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня? (ученики высказывают свои предположения) Целью урока является изучение жизни древних людей на территории современной России. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. изучить появление людей на территории современной России. 2. изучить древнейшие стоянки человека на территории современной России. 3. изучить зарождение родового строя. 4. изучить совершенствование орудия труда. Проблемный вопрос Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли? Изучение нового учебного материала Учитель: Проблемы происхождения человека, образования рас, расселения людей являются предметом длительной научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздав картину появления людей на территории современной России. Учитель делит класс на три группы (по рядам). Каждая группа работает с соответствующим пунктом параграфа учебника, а потом совместно со всем классом заполняет схемы в тетради и разбирает понятийный аппарат. 1. Появление людей на территории современной России Учитель: вы готовы перенестись в далекое прошлое? Первая группа представляет свою работу и совместно с классом заполняется схема в тетради Древнейшие люди на территории России Время появления Территория расселения 700 тыс. лет назад Северный Кавказ от 500 тыс. до 1 млн. лет назад Дагестан, Таманский полуостров Образ жизни: Присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения) Изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)Жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь) Новые понятия: Палеолит (древний каменный век) Мезолит (средний каменный век) Неолит (новый каменный век) 2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России Учитель: мы узнали, когда и где на территории нашей страны появились древние люди, чем они занимались. Теперь поближе познакомимся с бытом и образом жизни древнего человека. Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения ученики по очереди описывают образ жизни людей в каждой из стоянок. Стоянки в деревне Костенки под Воро

schoolfiles.net

Древние люди (архантропы) на территории Китая и соседних стран. Древние китайцы: проблемы этногенеза

Ланьтяньский архантроп

Древнейшими достоверными представителями гоминид на территории современного Китая до недавнего времени считались синантропы, костные остатки которых обнаружены около Чжоукоудяня, в 54 км от Пекина [У Жу-кан, Чебоксаров, 5–8]. Однако в 1963–1965 гг. в уезде Ланьтянь (4) провинции Шэньси, в долине р. Бахэ китайские исследователи нашли новые уникальные палеоантропологические, палеонтологические и археологические материалы, относящиеся к началу среднего плейстоцена (600–500 тыс. лет назад) [Ларичев, 1970, 39–47]. Костные остатки древнейших людей представлены нижней челюстью из окрестностей деревни Чэньцзяо и обломками черепа из Гунванлина. От черепа сохранились лобная, теменная и правая височная кости, большая часть глазниц и основание носовых костей, правая и обломок левой стороны верхней челюсти с двумя зубами in situ — правым вторым коренным и правым третьим коренным. Кроме этого в Гунванлине найден отдельно коренной зуб верхней челюсти, по-видимому принадлежавший тому же субъекту, что и череп [там же, 43–44].

Как нижняя челюсть, так и череп из Ланьтяня относятся, по данным описавшего их У Жу-кана, к одному из видов древнейших людей (архантропов), близкому к пекинскому, синантропу, но вместе с тем отличному от него по многим существенным морфологическим признакам. Этот вид У Жу-кан именует «синантроп ланьтяньский» (Sinanthropus lantianensis).

Череп архантропа из Ланьтяня по многим особенностям примитивнее черепов пекинских синантропов и даже большинства питекантропов Индонезии. У ланьтяньца исключительно массивные надглазничные валики, резко наклонный лоб, крайне малая высота черепа, утолщенные черепные кости. Длина ланьтяньского черепа—189 мм, ширина—149 мм, высота — только 87 мм. Особенно поразительна последняя величина: она меньше высоты черепов не только синантропов, но и питекантропов. Крайне мал также объем мозга ланьтяньского архантропа; по У Жу-кану, он составляет около 780 куб. см. Все перечисленные признаки позволили У Жу-кану считать ланьтяньца одной из наиболее ранних форм архантропов и сближать его с самым древним и примитивным видом питекантропов — Pithecanthropus robustus из Джетиса. Пол и возраст ланьтяньского черепа определяются с трудом: предположительно он принадлежал женщине несколько старше 30 лет [Woo Ju-kang, 1966, 83–86].

Нижняя челюсть из Ланьтяня, несомненно, принадлежала особи того же вида, что и череп. По многим признакам она напоминала челюсти синантропов из Чжоукоудяня, но в то же время отличалась от них некоторыми существенными особенностями: более сильным наклоном передней части, иными пропорциями в соотношении высоты симфиза и восходящих ветвей, более широким углом расхождения горизонтальных ветвей, менее отчетливой выраженностью костного рельефа. Зубы нижней челюсти ланьтяньского человека очень крупные: они больше соответствующих зубов женских особей пекинских синантропов, но уступают мужским. Интересно отметить отсутствие на ланьтяньской челюсти третьих коренных (зубов мудрости) на обеих сторонах, а также следы патологических изменений, обусловленных воспалением надкостницы (периодонтоклазией). Это, вероятно, объясняет и отсутствие первого правого предкоренного, выпавшего из челюсти еще при жизни ланьтяньского гоминида [Woo Ju-kang, 1964, 98—101].

Многочисленные остатки фауны, найденные в тех же слоях, что и кости ланьтяньского архантропа, позволяют уточнить время его существования и составить довольно ясное представление об окружавшей его естественно-географической среде. Среди млекопитающих, живших тогда в районе Ланьтяня, преобладали лесные виды, но в значительном количестве встречались и степные формы. К первым относятся гигантская макака (Macacus robustus), саблезубый тигр (Machairodus), лев (Felis leo), тапир (Tapirus indicus), гигантский олень (Sino-megace- ros), панда (Ailuropoda melanolenca), тибетский медведь (Ur- sus thibetanus), лесная мышь (Apodemus sylvaticus), ко вторым— примитивный бык (Leptobos), лошадь (Equus samme- niensis), гиена (Hyaena sinensis), газель (Gazella), полевка (Microtus epiratticeps), сеноставка (Ochotona daurica Pallas). Состав фауны включает большое количество субтропических и даже тропических форм. Это позволяет предполагать, что климат Северного Китая в период жизни ланьтяньского архантропа был теплее, чем в более позднюю эпоху среднего плейстоцена, когда жили пекинские синантропы [Ларичев, 1970, 42–43].

Многочисленные орудия, найденные в тех же слоях, что и остатки ланьтяньского гоминида, изготовлялись большей частью из кварцита или зернистого кварца. Среди археологических материалов из различных местонахождений Ланьтяня в большом количестве встречаются галечные нуклеусы, различных размеров гальки с односторонней оббивкой. Особого внимания заслуживают необычные для раннего (нижнего и среднего) палеолита Восточной Азии орудия типа остроконечников и скребков, а также рубила, напоминающие аналогичные изделия из раннепалеолитических стоянок Западной Евразии [там же, 44–47].

В. Е. Ларичев, посвятивший нижнему палеолиту Восточной Азии несколько специальных работ, сравнивает ланьтяньские орудия с более или менее синхронными изделиями из Кэхэ и Динцуня, где также найдены двусторонне обработанные рубила. «Открытие рубил в нескольких пунктах уезда Ланьтянь, — пишет он, — еще раз подтвердило наблюдение, что для палеолитической культуры ранней поры среднего плейстоцена Восточной Азии характерны двусторонне обработанные рубящие инструменты „западного" облика. Рубила, таким образом, являются своего рода хронологическим показателем — все памятники, где они обнаружены, относятся к нижнему палеолиту. Стоянки, где рубила отсутствуют, как правило, премустьерские или мустьерские по времени» [Ларичев, 1970, 48; см. также Ларичев, 1971, 47–52; Ларичев, Кашина, 83–93].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru