Древние люди конспект урока. Средства обучения: Учебник «История Древнего мира», А.А. Вигасин, Г.И. Годер и С.Свенцицкая, 5 класс, М., «Просвещение» 2016 год; карта, иллюстративный материал.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока на тему: "Древнейшие люди". Древние люди конспект урока


Конспект урока "Древнейшие люди"

Древнейшие люди

Действия учителя

Действия учеников

- 1) Сколько разделов в учебнике?

2) На сколько глав они разделены?

3) Как называется первый раздел? Слайд 1.

- На с. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его к себе в тетрадь.

- Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей. Предположите, как называется первый зал?

- Слайд 2. Это тема нашего урока.

- Рассмотрите наглядный материал П. 1 и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь в исследовании жизни древнейших людей.

- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить, прежде всего.

- Какой материал музея поможет нам ответить на этот вопрос?

- Слайд 4-6. Задание 1 в рабочей тетради.

- Согласно научным данным первобытные люди появились на земле более 2 млн. лет тому назад.

Слайд 7.

- Как ученые определили эту дату?

- Изучите карту на с. 9. Слайд 8.

- Слайд 9. Сравните внешний облик древнейшего и современного человека.

- Сформулируйте проблему.

- Где будем искать информацию?

- Что будем искать? Какие сведения?

- Назовите главное отличие древнейших людей от животных.

- Слайд 12.

- Орудия труда древнейшего человека - наиболее ценные экспонаты музея.

- Слайд 13-14.

- Итак, у человека не было таких мощных лап, таких крепких зубов как у больших хищных животных. Были только простейшие орудия труда. Представьте себя на месте древнейших людей. Какую проблему вам необходимо было решать?

- Учебник с. 12 п. 3.

Что будем искать? Какие сведения?

- Рис. на с 10.

- Слайд 16-17.

- Слайд 18. Как охотились древнейшие люди?

- Слайд 19.

- Сейчас я прочитаю отрывок из книги, а вы, прослушав его, определите о каком великом открытии древнейших людей идет речь?

(Отрывок из книги Ж.Рони-старшего «Борьба за огонь»)

- П. 4 с. 12-13. Слайд 21 - 22. Беседа по вопросам.

- Слайд 23. Какую особенность жизни древнейших людей подметили современные художники?

- Коллективы древнейших людей называют человеческими стадами. Слайд 24.

- Слайд 25-27. Рефлексия.

- Слайд 28.

- Работают с оглавлением на с. 3-5, отвечают на вопросы.

- Словарная работа.

- Ответ: Древнейшие люди.

- Записывают в тетрадь.

- Вещественные источники, археология.

- Где жили древнейшие люди? Слайд 3.

- Карта.

- Выполняют задания.

- Записывают дату в тетрадь.

- Это «возраст» найденных костей людей.

- Отвечают на вопросы.

- Высказывают мнения:

1) больше похожи на обезьян

2) уже разительно отличались от животных

- Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? Что позволяет говорить, что это все-таки были люди?

- В учебнике (п. 1,2).

- Слайд 10.

1) Особенности животных

2) Особенности человека

- Умение изготовлять орудия труда.

Слайд 11. Запись в тетради.

- Записывают определение.

- Отвечают на вопрос, почему древнейшие люди могли изготовлять только простейшие орудия труда.

- Как обеспечить свое существование?

- Как древнейшие люди добывали пищу?

Слайд 15.

- Рассказ по рисунку.

- Записывают: палка-копалка.

- Рассказ по рисунку.

- Записывают: дубина.

- Овладение огнем. Слайд 20.

- Отвечают на вопросы.

- Люди жили группами.

- Записывают определение. Решают проблему.

- Записывают Домашнее задание.

infourok.ru

Конспект урока истории по теме "Древнейшие люди"

- Хорошо. А теперь обратите внимание на доску и прочитайте определение, которое приготовила вам я.

- Откройте тетради, запишите дату и напишите это определение в свои тетради.

- Ребята, как вы думаете, а что такое наука?

- Молодцы. Наука – это область человеческих знаний, которые помогают людям выработать истинную картину мира.

- А почему история – это наука? Выскажите своё мнение.

- Хорошо! Ребята, вы можете представить, как выглядели древние люди? Опишите их. Чем они занимались?

- Замечательно. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Читают определение: история - это наука о развитии общества и природы.

Записывают.

Отвечают: наука –это знания и т.д.

Высказывают мнения: потому что у истории есть своя область знаний о развитии  общества и природы.

Предполагают, как выглядел древний человек.

Высказывают свои мнения: мы будем изучать то, как выглядели древние люди, их род занятий и т.д

- Откройте учебники на с. 8.

- Прочитайте название главы, с которой мы познакомимся.

- Ребята, как вы считаете, что означает слово «Первобытные»?

- Из каких слов состоит это слово?

- Верно, то есть, это первые люди. Запишите это слово к себе в тетради.

- Прочитайте первое предложение.

- Ребята, как вы считаете, откуда нам, людям, известна такая информация о жизни первобытных людей? Ведь они жили так давно!

- Верно, важную роль играют раскопки, которые проводят учёные – археологи.  Запишите к себе в тетради определении, которое вы видите на доске.

- Прочитайте первый абзац из первого параграфа и ответьте на следующие вопросы: где жили древние люди? Когда появился первый человек?

- Прочитайте второй абзац. Выйдите к доске и ответьте на вопросы: как выглядел древний человек? Как он передвигался? Как он разговаривал? (Иллюстрация древнего человека на доске).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Итак, ребята, давайте сыграем с вами в интересную игру: представьте, что вы археологи. Ваша задача заключается в том, чтобы найти свитки с изображениями предметов быта древних людей и предположить, для чего эти предметы были нужны древним людям. Можете вставать из-за столов и начинать поиски.

- Итак, садитесь на места и расскажите, что же вы нашли?

- Как вы думаете, для чего предназначались эти предметы?

- На странице 9 найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о том, что отличало древних людей от животных.

- Хорошо. Итак, мы с вами обнаружили, что у древних людей были копья и дубинки. Значит, чем ещё занимались древние люди?

- На ваш взгляд, древние люди охотились группами или в одиночку?

- Какие животные становились жертвами древних людей? Найдите ответ на странице 10.

- Как вы думаете, только ли мясом питались древние люди? Подумайте.

- Совершенно верно, они собирали съедобную пищу. Можно сказать иначе: они занимались собирательством. Запишите это слово в свои тетради.

- Прочитайте 4-й пункт на странице 10 и ответьте на вопросы: как человек овладел огнём? Для каких нужд использовался огонь?

Открывают учебники.

Читают «Первобытные собиратели и охотники»

Высказывают свои мнения.

Отвечают: перво – бытные, т.е. первый и быт.

Записывают: первобытные – древние.

Читают: первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Рассуждают: люди узнают это благодаря раскопкам и т.д.

Записывают: археолог -  это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам.

Отвечают на вопросы: древние люди жили в жарких странах, например, в Восточной Африке. Самым древним раскопкам костей первобытных людей примерно 2 миллиона лет.

Описывают у доски внешний вид древнего человека, показывая указкой его отличительные особенности.

Ищут свитки с изображениями орудий труда древних людей.

Отвечают: мы нашли изображения остро заточенного камня, дубинки, копья, тарелки.

Высказывают предположения.

Читают предложение: умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Отвечают: они охотились.

Отвечают: древние люди охотились группами.

Отвечают: больные, старые или очень молодые животные.

Отвечают: нет, не только мясом. Древние люди ели яйца птиц, фрукты, ягоды.

Записывают слово.

Читают, отвечают на вопросы.

- Итак, ребята, давайте проверим, насколько внимательными вы были на уроке.

- Что такое история?

- Как называют людей, которые занимаются раскопками останков древних людей, их жилищ и  орудий труда?

- Каких людей называют первобытными?

- Как выглядел древний человек? Опишите его.

- Что отличало древнего человека от животных?

- Чем занимались древние люди?

- Как и зачем древние люди овладели огнём?

- История – это наука о прошедших событиях.

- Этих людей называют археологами.

- Первобытными называют древних людей, живших до изобретения письма.

Описывают внешний вид древнего человека.

- Древний человек умел делать орудия труда.

- Охотой и собирательством.

Отвечают.

tim-bul.ru

конспект урока "Древнейшие люди"

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Структурное подразделение кафедра гуманитарных и

Технологическая карта урока по теме: «Древнейшие люди»

Срок обучения с «06» октября 2015 г. по «24» ноября 2015г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

г. Белово

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76»

г. Белово

Методист, ст. преподаватель кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин)

История. 5 класс.

Тема урока: «Древнейшие люди».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

3. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)

4. http://yogibear.wikia.com/wiki/Captain_Caveman (Человек)

Этапы

урока (время)

Деятельность учителя (методы и приемы работы)

Деятельность ученика (содержание учебного материала)

Формируемые УУД

1.Организационный момент (1 минута)

Цель: проверка готовности к уроку, настроить учеников на учебную деятельность.

Приветствие, проверяет готовность к уроку

Слайд 1.

Приветствуют учителя.

Уметь организовываться к уроку.

2. Актуализация опорных знаний (5 минут)

Цель: закрепление и углубление знаний.

Обращает внимание на слайд №2. Предлагает вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники.

Выполняют задание и сравнивают свой результат с работой других пар.

Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в группе, учитывать разные мнения.

3. Постановка учебных задач (4 минуты)

Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами?

Слайд 3.

Организует обсуждение возникших затруднений.

Дают ответы:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда?

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели, точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением.

4. Изучение нового материала (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений.

Побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

Когда появились древнейшие люди?

Где располагалась древнейшая родина человека?

Слайд 4.

Организует работу с картой на слайде (показывает по карте называемые территории).

Слайд 5.

Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя.

2 млн. лет назад.

Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.

2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название.

Ученики размышляют, высказывают версии.

Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины.

5. Динамическая пауза (2 минуты)

Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости.

Используется супер-физкультминутка,

http://videouroki.net

Выполняют движения под руководством мультгероя и учителя

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

6. Продолжение изучения нового материала (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений, интереса к изучаемому предмету.

Обращает внимание учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Организует работу с текстом учебника стр. 16. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод из этого можно сделать?

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент)

Ответы учеников: срезать палку, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…

Ответы учеников: рубила, скребки, ножи, наконечники копий.

Делают вывод: животные такие изделия сделать не могли. Их сделал «человек умелый».

Смотрят видео, отвечают на вопрос учителя.

Выдвижение гипотез и их обоснование; формирование представлений о ценности труда;

формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, интереса к предмету.

7. Контроль усвоения нового знания (8 минут)

Цель: закрепление изученного материала

Предлагает ответить на вопросы:

1. Чем древнейшие люди отличались от животных? (слайд 8)

2. Чему древнейшие люди могли бы научить нас?

3. Какие орудия изображены на слайде? (слайд 9)

4. Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?

(слайд 10)

Называют отличия и сравнивают ответ с вариантами на слайде.

Ответы учеников: умению выживать в условиях дикой природы, не вредить природе.

Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда.

Выполняют задание № 2 в рабочей тетради стр. 6.

Уметь работать с информацией, применять полученные знания, грамотно использовать в речи новые термины

12. Итог урока (3 минуты)

Цель: учить оценивать свои знания.

Создаёт условия для осмысления учеником своих действий.

Слайд 11. «Оцени свои достижения»

Комментируют и оценивают свою работу на уроке.

Формирование навыков самооценки, оценивание качества и уровня усвоения изучаемого материала

12. Домашнее задание (2 минуты)

Цель: сообщить домашнее задание и способы его выполнения.

Объявляет и комментирует домашнее задание (слайд 12

§ 3, вопрос № 4. Рабочая тетрадь задание № 1, стр. 5 -6)

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательная, творческая, содействие ответственности и самостоятельности.

multiurok.ru

Конспект урока на тему: "Древнейшие люди"

Учитель истории МКОУ СОШ

с. Суадаг Саутиева М.В.

Тема урока:«ДРЕВШЕЙШИЕ ЛЮДИ».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью первобытных людей.

  2. Продолжить формирование умения самостоятельно строить рассказ, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника, работать с иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины. Развивать творческие способности, память, речь, воображение

  3. Продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с учебником.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

Средства наглядности: слайдовая презентация MicrosoftOffiсePowerPoint

Основные термины и понятия: прародина, первобытные люди, орудие труда,  рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство, присваивающее хозяйство.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

    1. Дайте определение истории как науки.

    2. Для чего нужно изучать историю?

  1. Изучение нового материала.

План

1. Наши далекие предки.

2. Орудия труда.

3. Собирательство и охота.

4. Овладение огнем.

Тема сегодняшнего урока…?

Ребята, кто знает о происхождении людей?

Кто является предками современных людей?

И, как вы думаете, какая у нас с вами сегодня тема урока?

Учитель хвалит детей, делает акцент на правильном варианте и записывает тему урока на доске или показывает первый слайд презентации- «Древнейшие люди».

Ребята, а много ли мы знаем о наших предках, древнейших людях?

Что бы вы хотели узнать о древнейших людях?

Учитель читает текст «Появление первых людей».

Период предыстории, или первобытности, охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появился человек. О происхождение человека много спорят ученые . Они считают, что могли сосуществовать разные типы древнейших людей, отличавшихся друг от друга строением тела, черепа, объемом мозга. Некоторые из них образовывали тупиковые линии развития и вымирали.

До сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе.

Находки известного археолога Луиса Лики в Олдовайском ущелье в Восточной Африке свидетельствовали о появлении древнейшего человека, который умел делать простейшие каменные орудия. Первого человека ученые называют "человек умелый". Он появился около 2-2,5 миллиона лет тому назад.

Кто может объяснить, почему древнейших людей называют также первобытными

Учитель уточняет предложенные варианты детей. Открывает третий слайд или записывает на доске «Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов».

Ребята, из каких источников современные люди узнали, как выглядели наши предки, чем занимались, где жили?

Учитель подводит учащихся к понятиям:устные, письменные,археологические и архитектурные источники

Четвертый слайд.

Ребята откроем учебник на стр.9.

Посмотрите на карту, изучите легенду карты и скажите :

- на каком материке, в какой его части жили наши предки? Каким цветом на карте обозначена область и как показаны древние стоянки человека, где археологи нашли кости и орудия труда? Как вы думаете, в каких природных условиях жил человек ? Слайд 5,6.

Ребята, скажите кто они? Обезьяны- далекие предки человека? Или древнейшие люди? Чем древнейшие люди отличались от животных? Попробуйте описать древнего человека. Чем он отличался от современного человека? Слайд 7

А теперь мы выясним что называется орудием труда?

- Как вы думаете, какие орудия труда были у древних людей? Слайд 8

Учитель подводит учащихся к выводу, что умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

-А теперь давайте познакомимся с тем, чем питались наши далекие предки. Как они добывали пищу? Что вам об этом известно?

Учитель обобщает высказывания учащихся и подводит итог: собирательство и охота –главные занятия древнейших людей. См. слайд 10

-Дополните свои знания материалами учебника на стр 11-12.

-Ребята, а как наши предки овладели огнем? Какие способы добывания огня вам известны из жизненного опыта?

_ Предлагаю эксперимент: потрите ладошки. Что чувствуете?

-А для чего нужен огонь? Слайд 11

-Проверьте правильность ваших суждений с материалом учебника (чтение пункта 4 параграфа)

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Кто такие первобытные люди?

(люди, жившие до появления письменности)

На каком материке найдены следы древнейшего человека?

(Африка)

В чем главное отличие человека  от животных?

(в умении изготавливать орудия труда)

Какие орудия труда древнейшего человека вам известны?

(палка-копалка, каменное рубило, дубина)

Почему первобытные люди жили группами?

(потому что так легче было выжить)

Как назывались эти коллективы?

(человеческое стадо)

Что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать его?

(использовать)

Д/З: параграф 1.

multiurok.ru

конспект урока "Древнейшие люди"

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Структурное подразделение кафедра гуманитарных и

Технологическая карта урока по теме: «Древнейшие люди»

Срок обучения с «06» октября 2015 г. по «24» ноября 2015г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

г. Белово

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76»

г. Белово

Методист, ст. преподаватель кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин)

История. 5 класс.

Тема урока: «Древнейшие люди».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

3. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)

4. http://yogibear.wikia.com/wiki/Captain_Caveman (Человек)

Этапы

урока (время)

Деятельность учителя (методы и приемы работы)

Деятельность ученика (содержание учебного материала)

Формируемые УУД

1.Организационный момент (1 минута)

Цель: проверка готовности к уроку, настроить учеников на учебную деятельность.

Приветствие, проверяет готовность к уроку

Слайд 1.

Приветствуют учителя.

Уметь организовываться к уроку.

2. Актуализация опорных знаний (5 минут)

Цель: закрепление и углубление знаний.

Обращает внимание на слайд №2. Предлагает вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники.

Выполняют задание и сравнивают свой результат с работой других пар.

Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в группе, учитывать разные мнения.

3. Постановка учебных задач (4 минуты)

Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами?

Слайд 3.

Организует обсуждение возникших затруднений.

Дают ответы:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда?

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели, точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением.

4. Изучение нового материала (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений.

Побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

Когда появились древнейшие люди?

Где располагалась древнейшая родина человека?

Слайд 4.

Организует работу с картой на слайде (показывает по карте называемые территории).

Слайд 5.

Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя.

2 млн. лет назад.

Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.

2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название.

Ученики размышляют, высказывают версии.

Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины.

5. Динамическая пауза (2 минуты)

Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости.

Используется супер-физкультминутка,

http://videouroki.net

Выполняют движения под руководством мультгероя и учителя

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

6. Продолжение изучения нового материала (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений, интереса к изучаемому предмету.

Обращает внимание учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Организует работу с текстом учебника стр. 16. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод из этого можно сделать?

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент)

Ответы учеников: срезать палку, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…

Ответы учеников: рубила, скребки, ножи, наконечники копий.

Делают вывод: животные такие изделия сделать не могли. Их сделал «человек умелый».

Смотрят видео, отвечают на вопрос учителя.

Выдвижение гипотез и их обоснование; формирование представлений о ценности труда;

формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, интереса к предмету.

7. Контроль усвоения нового знания (8 минут)

Цель: закрепление изученного материала

Предлагает ответить на вопросы:

1. Чем древнейшие люди отличались от животных? (слайд 8)

2. Чему древнейшие люди могли бы научить нас?

3. Какие орудия изображены на слайде? (слайд 9)

4. Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?

(слайд 10)

Называют отличия и сравнивают ответ с вариантами на слайде.

Ответы учеников: умению выживать в условиях дикой природы, не вредить природе.

Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда.

Выполняют задание № 2 в рабочей тетради стр. 6.

Уметь работать с информацией, применять полученные знания, грамотно использовать в речи новые термины

12. Итог урока (3 минуты)

Цель: учить оценивать свои знания.

Создаёт условия для осмысления учеником своих действий.

Слайд 11. «Оцени свои достижения»

Комментируют и оценивают свою работу на уроке.

Формирование навыков самооценки, оценивание качества и уровня усвоения изучаемого материала

12. Домашнее задание (2 минуты)

Цель: сообщить домашнее задание и способы его выполнения.

Объявляет и комментирует домашнее задание (слайд 12

§ 3, вопрос № 4. Рабочая тетрадь задание № 1, стр. 5 -6)

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательная, творческая, содействие ответственности и самостоятельности.

multiurok.ru