Древние деревни ивановской области. Древнейшие города и села ивановской земли: Ильинское-Хованское и Парское
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Официальный туристический портал Ивановской области. Древние деревни ивановской области


Исчезнувшие деревни Ивановской области | SmolBattle

Елена Богатинова сказал(а): ↑

Добрый день! Огромное спасибо за сообщение! Ссылка, которую Вы дали на статью "Пока живу, буду помнить" - это мои родные, моя тетя и бабушка Вера (родная сестра моей бабушки Анны. отрывок из письма которой в статье тоже есть). Из этой статьи выясняется, что как таковой деревни не существует уже давно, может быть деревня Ярумино, которая сейчас в яндексе - другая деревня? Скорее всего, на карте 1941 года и есть та самая деревня Ярунино, точнее, ее остатки. Еще по документам допросных листов НКВД (моей прабабушки) уточню, что ее семья жила именно недалеко от Кохмы. Вроде бы все сходится. Еще помню, что много было Шуваевых в той деревне по рассказам бабушки, и все друг другу приходились родственниками. След других Шуваевых, наверно, теперь не найдешь. Огромное спасибо за информацию и ссылки!!!

Нажмите, чтобы раскрыть...

Елена, не возражаете, если выложу полный текст статьи?

Пока живу, буду помнить...Эхо ГУЛАГаФамилия Галины Ивановны Шуваевой известна читателям нашей районной газеты - несколько лет она работала в штате редакции. Нередко для своих публикаций выбирала тему политических репрессий, рассказывала о судьбах пострадавших. А о своей собственной молчала. Хотя история ее семьи тоже имеет свои трагические корни. Дело в том, что Галина Ивановна родилась 3 мая 1946 года в КазЛАГе.Дома у нее собран значительный архив из документов, фотографий того страшного времени. Для чего?- Я считаю,- сказала Галина Ивановна, - мои дети, будущие внуки и правнуки должны знать свои корни, историю своего рода. Для меня подошел уже тот возраст, когда я должна подумать о духовном - оставить детям память, рассказать правду о прошлом. Вот соберусь с силами и засяду за рукопись.Мне Галина Ивановна предложила прочесть прошение ее младшей тети Давыдовой Анны Федоровны, написанное в 1968 году, и направленное в областную прокуратуру г.Иваново. В нем просьба о пере- Смотре судимости матери и двух сестер, осужденных по ст.58-10, ст.58-11. На мой взгляд, оно заслуживает интереса своим изложением, поскольку на многое проливает свет. Вот оно.«Прошу пересмотреть судимость моих родственников, осужденных Особым Совещанием при НКВД по ст, 58-10, ст.58- 11.Мать, Шуваева Мария Петровна, 1880 года рождения, арестована в 1937 году, осенью, в г. Кохме Ивановской области, осуждена в феврале 1938 года сроком на 5 лет.Старшая сестра, Шуваева Вера Федоровна 1911 года рождения арестована осенью 1937 года в г.Кохме, осуждена в феврале 1938 года сроком на 5 лет.Средняя сестра, Шуваева Елена Федоровна, 1915 года рождения, арестована в 1936 году в г.Кохме, осуждена сроком на 3 года.Мать моя из крестьян. Отец ее рано умер, и семье пришлось работать на богатых людей. Затем ее насильно выдали замуж за моего отца. В памяти встает мое детство в деревне Ярунино Кохомского района Ивановской области. Отец, Шуваев Федор Михайлович, очень строгий, верующий человек, тоже неграмотный. Мы боялись его, даже взгляда. Нас из дома на улицу гулять не пускал, в доме ни смеха, ни улыбки. Ко всей своей религиозности, он был еще очень больным. Отравился - газами еще на германской войне, дышал, как будто сто мехов сразу.Отец воспитывал нас в богобоязни. Без молитвы мы не вставали и не ложились, не садились за стол. Он заставлял нас читать священные книги, молиться, петь божественные стихи, особенно меня, так как голос был хороший. Средняя сестра, Елена, переписывала молитвы, так как писала лучше. Когда отца не было дома, мать отпускала меня на улицу к ребятишкам, но наказывала: «Как увидишь в конце деревни отца, пулей домой».Семилетнее образование, а затем и десять классов я закончила благодаря своей матери, которая ослушалась отца и отдала меня учиться в город. Отец же говорил: «Мы и неученые проживем».Мама на своих плечах носила продавать молоко от своей коровенки за 10 километров на базар, чтобы оплатить мне квартиру и купить какие-нибудь обутки.Старшие сестры смогли закончить только начальную школу, хотя им тоже хотелось учиться. Я становилась взрослее и все чаще неповиновалась отцу. Тринадцати лет я потихоньку убегала на улицу и, когда отец обнаруживал это, попадало мне и матери- .Он хотел отгородить меня от «нечестивого» мира. В коллективизацию отец мой в колхоз не пошел, так как работать совершенно не мог, а старшие сестры уже работали на производстве в Кохме. Помню, пришел он с деревенской сходки и сказал: «Какой из меня работник...» Отец действительно еле двигался по дому. Он решил переехать в город и там полечиться. Сдали в колхоз амбар, овин, сарай, лошадь. Дом перевезли в Кохму, это было, кажется, в 1935 году. Приезжали к отцу «братья по духу», как они себя называли: сестры Шитовы, И.Корчагин и другие. Они были грамотными, читали Библию, отец их слушал и заставлял слушать нас. Эти люди в большинстве случаев нигде не работали, а только вели наставления о Боге. В г.Кохме сестры работали на фабрике, постепенно втягивались в общественную жизнь. Я поступила учиться в ФЗУ, вступила в комсомол. Мать об этом знала, отец, конечно, нет. Его положили в больницу и сделали операцию. Состояние его ухудшилось, и в 1936 году он умер. При его кончине была средняя сестра Елена, которую он попросил сообщить о похоронах И.Корчагину. Она выполнила последнюю просьбу отца, дала телеграмму, за что ее и осудили.Похороны были с божественными стихами. Я шла за гробом и думала: с похоронами отца будет похоронена вся эта религиозность нашей семьи.Ночью к нам пришли и арестовали оставшихся ночевать, в том числе взяли И.Корчагина. Когда узнали, что Елена давала ему телеграмму, пришли и за ней.Осенью 1937-го арестовали мою мать и старшую сестру. Я в свои 17 лет осталась одна.20001028-31.jpg После ареста средней сестры меня вызвали в Иваново. Начальник МГБ Новиков стучал по столу и кричал: «Ты комсомолка и не пришла, не сказала, что у вас в семье идет агитация против власти» и т.д. Поздно ночью меня отпустили.По дороге в лагерь мать заболела, ее положили в больницу в Сызрани. Там, видимо, заменили лагерь на ссылку в г.Джамбул, так как признали у нее рак желудка. В 1938 году, летом, я приехала жить к матери. И здесь начались мои новые мучения с устройством на работу. Неправду говорить я не умела. Говорила, что у меня сюда выслана мама по статье 58. Услышав такое, на работу меня не брали под разными предлогами. В отчаяньи я не знала, что делать, воровать не умела, умирать рано.Написала письмо на имя секретаря ЦК комсомола Косарева. Ответ был быстрый на Джамбульский горком комсомола: «Немедленно трудоустроить и доложить». Все зашевелились и устроили меня работать в центральную сберкассу. Одновременно я училась в вечерней десятилетке.Через некоторое время по радио сообщили, что Косарев враг народа, его расстреляли. Я снова замкнулась в себе, было что-то непонятное.Однажды в разговоре с мамой о ее аресте она мне сказала, что ей предложили отречься от Бога, тогда ее отпустят. Но сделать этого она еще не могла. Мать моя умерла в 1941 году от рака желудка.Началась война. Вся наша оставшаяся семья в какой-то мере участвовала в разгроме врага. Я отдала самое дорогое - жизнь мужа, который погиб на фронте, а я осталась с маленьким сыном на руках.У средней сестры Елены муж не выходил с завода - ремонтировал паровозы. Елена вязала носки, варежки для фронта. Старшая сестра Вера выращивала скот в степях Караганды.Не могу умолчать о своем муже. В то тяжелое время, когда жены отказывались от мужей, дети от отцов, мой муж не упрекнул меня ни единым словом, хотя с его стороны не было судимых, а у меня целых трое. Он очень много имел из-за меня неприятностей, поскольку был работником горкома партии. И при очередном моем увольнении успокаивал: «Ничёго, проживем.» Жаль, что он не дожил до светлых дней.Но были и другие. Когда старшая сестра Вера приехала после войны ко мне, при устройстве на работу ей отвечали: «У вас «волчий» паспорт, на работу не возьмем». Пришлось помогать, иначе она с маленьким ребенком на руках умерла бы с голоду.Я пишу о себе, хотя меня не арестовывали. Но из-за арестов моих близких и мне пришлось перенести презрение, унижения и оскорбления.Недавно я узнала, что И.Корчагин реабилитирован, а мы все еще виновны.Очень и очень хочется, чтобы подобного никогда не повторилось, чтобы наши дети, внуки, правнуки никогда не пережили такого времени. Благодарю тех людей, которые вслух говорили о произволе тех времен. Это укрепляет веру в идеи Октября, и мы верим, что справедливость восторжествует.Давыдова Анна Федоровна. г.Красноярск-28.»Далее речь пойдет о судьбе старшей из сестер Шуваевых - Вере Федоровне, 1911 года рождения, осужденной в феврале 1938 года сроком на 5 лет. О том, что знает из уст матери и что помнит сама, рассказывает дочь Веры Федоровны - Галина Ивановна Шуваева.- После тюрьмы маму увезли в южный Казахстан и определили в КазЛАГ. Ей было 27 лет. Осужденные жили в огромных бараках, подчинялись единому режиму, работа - ночной сон - снова работа. Мама пасла овец в степи. Заработала там массу болезней, в том числе бруцеллез. Но ей повезло: в лагере среди заключенных были замечательные врачи, которые сумели поставить ее на ноги. Потом с матерью Случилась другая беда- однажды упала с лошади и сломала позвоночник. Ее снова выходили, но травма впоследствии дала себя знать, сделав ее инвалидом.Мама рассказывала, что среди ссыльных была очень большая взаимовыручка. Люди делились друг с другом последним - иначе голодная смерть. Женщины, работавшие на отарах, когда резали баранов, старались припрятать требуху, переправляли ее на кухню, чтобы подкормить ослабевших. Даже охранники на эти вольности закрывали глаза и в случае опасности (неожиданная проверка) предупреждали. Но не дай Бог кому-то попасться - шкуру или копыта обнаружат - все, конец. Отправят на каменоломни или на стройку, а там - гибель. На скудной пайке хлеба и баланде люди долго не выдерживали-умирали.Особенно тяжелой жизнь в лагере была для интеллигентных людей, неприспособленных к физическому труду. Они не могли адаптироваться в тех жутких условиях и быстро погибали. Одна ссыльная актриса, не умевшая носового платка выстирать, умерла через два месяца. Ученый, находясь в стадии истощения, наелся в степи дикого лука и отравился. А моя мама-крестьянка выжила. С такими же, как сама, из припрятанной овечьей шерсти тайком вязали себе носки, варежки, шапочки, чтобы не мерзнуть. Так же, крадучись, варили мясные похлебки. И выжили.20001028-32.jpg Когда я родилась, мама уже работала ветсанитаром и была на поселении. Ей предлагали остаться в качестве вольнонаемной, но она отказалась, рвалась домой. Уехала из КазЛАГа, когда мне исполнился один месяц, не зарегистрировав там мое рождение, чтобы в свидетельстве о рождении не было лагерной отметки.Поездом мама добиралась до Джамбула, где находились сестры. По дороге какая-то «сердобольная» тетка посоветовала ей кинуть младенца. «Зачем он тебе? Одной легче будет...» Но мама не кинула.В Джамбуле жили у средней сестры - Елены. Но зятю свояченица с «Довеском» пришлась не ко двору, выгнал. Два месяца мама ходила по городу и просила милостыню. Питалась опавшими абрикосами, камнем разбивала косточки и ела зерна. Меня купала в арыке.На работу ее нигде не брали, поскольку вместо паспорта - «волчий билет» - справка из лагеря. Чтобы спасти меня от голодной смерти, мама сдала меня в Дом ребенка. Сама каждый день приходила туда. Сядет на крыльцо и сидит. Ей скажут: «Уходи. Чего сидишь?»- Мне некуда идти...Заведующая Домом ребенка сжалилась и взяла маму на работу санитаркой. Так она с июня 1947 по сентябрь 1948-го и находилась со мной. Но душа рвалась домой, в Кохму. Меня на руки - и туда. В Кохме та же история. На работу не берут - враг народа. Но потом все-таки сумела куда-то устроиться, меня определили в круглосуточный детский сад.Но моя мать не подозревала, какая беда ее подстерегает. Дело в том, что существовала практика: всех, кто вернулся из тюрем и лагерей, высылали в Сибирь. И вот под предлогом, что она разгласила государственную тайну, рассказав кому-то о жизни в КазЛАГе, ее арестовали и в «телячьем» вагоне увезли в Сибирь. Так она попала в Шилинку Сухобузимского района, где было определено место поселения.А я тем временем находилась в г.Кохме. Работницы детского сада на выходные забирали меня к себе домой. Правда, за содержание государство им платило. Целых полтора года.Все это время мама слала письма в суд, прокуратуру, требовала вернуть дочь. И представьте, меня к ней привезли. Документ об этом даже сохранился.(Галина Ивановна показала потертый от времени лист с печатью)«СправкаДана Шуваевой Вере Федоровне в том, что она действительно проживает и работает в совхозе ХОЗО УМВД по Красноярскому краю в должности ветсанитара. 25 июня 1950 года привезена к ней ее дочь Шуваева Галина, в возрасте 4-х лет. Директор с-за ХОЗО УМВД КК(Рожковский)»20001028-33.jpg В Шилинку мама попала со вторым этапом. А ссыльные первого там уже обжились. И вновь прибывших встречали всей деревней - несли еду, одежду. Мать вначале жила в бараке. Но многие, стараясь устроить личную жизнь, строили себе землянки. Я это немного помню. Потом мама купила крохотную избенку, она до сих пор в Шилинке стоит (см. на снимке) Шилинка была уникальной деревней. Там жили политссыльные, и те, кто на фронте попадал в плен - всем им грозило вечное поселение, ведь никто не знал, что наступит 1954 год и придет освобождение. В неволе они создавали новые семьи, рожали детей - жизнь-то продолжалась- .Два инженера-москвича ухитрились собрать радиоприемник и по ночам слушали новости из центра, их освободили в 1953-м. Одним из первых уехал профессор-биолог из Ленинграда Маковейский. За ним приехала жена. Несмотря на то, что она формально отказалась от мужа - врага народа, но тайком пересылала ему посылки, смогла сохранить квартиру, детей.Среди сосланных был режиссер московского театра (фамилию забыла). Так он создал самодеятельный театр из ссыльных, на спектакли сбегалась не только Шилинка, но и приезжали из соседних деревень. В Шилинке режиссера и схоронили. Как-то пошел на покос, и с ним случился сердечный приступ. Упал на муравейник, его, бедного, муравьи объели. На могилу к нему приезжала его жена из Москвы.В Шилинке был замечательный сад, а в нем- малина, смородина, виктория, яблони. Помню, когда шел сбор виктории, в край грядки заползешь - через полметра уже объелся.А выращивалось все это под руководством Платона Ивановича Углова, бригадира по растениеводству. Человек был замечательный, сам из крестьян. Никогда никого не «закладывал». Мы, дети, с удовольствием помогали взрослым на прополке овощей, сборе ягод, за это Платон Иванович привозил нам в поле вкусные обеды.Было в совхозе свое тепличное хозяйство, выращивались ранние огурцы, помидоры, лук. Конечно, это шло к столу начальства, но и мы не голодали.Виктор Иванович Алпацкий после института тоже начинал работать со ссыльными - был агрономом; управляющим. Люди шли к нему и с бедой, и с радостью, знали, что всегда поймет. А когда возникали производственные трудности, Виктор Иванович обращался к людям по местному радио с просьбой побыстрее выкопать картошку или зерно убрать, и они откликались с радостью.В 1955 году мама снова попыталась вернуться на родину, в Кохму.Но ни в родном городе, ни в Иваново на работу ее не брали. Пришлось вернуться в Шилинку. Там она была среди себе подобных- не надо было стесняться, бояться.Побывали мы в тот раз и в деревне Ярунино, где когда-то стоял дом деда. Сошли с поезда, а на месте домов -ямы, заросшие крапивой. Два дома уцелели. Из одного вышла старуха, сказала, что часть домов перевезли в город, другие сгорели в войну.У меня перед глазами страшная картина. Мать останавливается перед каждой ямой и воет, как волчица. Ведь каждая яма была домом, где жила семья, и все в деревне были родней. Она подходила к одной одичавшей яблоньке, к другой, причитала, вспоминая тех, кто их посадил...Чем больше живу, тем больше осознаю ужас того, что с нами сделали. И до конца дней помнить буду.»Л. ДУБАКОВАСельская жизнь (Сухобузимское) 28 октября 2000 годаИсточник: http://www.memorial.krsk.ru/Public/00/20001028-3.htm

 

smolbattle.ru

Древнейшие города и села ивановской земли

Наш регион сравнительно молод. Летом области исполнится всего-то сто лет. Но большинство ее населенных пунктов отсчитывают уже много веков. Мы начнем специальный проект к 100-летию губернии - рассказ о наших самых древних (по заверению историков и краеведов) городах.

Финский след в именах

Точка отсчета для нашего региона как административно-территориальной единицы – постановление наркомата внутренних дел РСФСР, принявшего решение об образовании Иваново-Вознесенской губернии, преемницей которой вскоре стала Ивановская область. Это историческое постановление было принято 20 июня 1918 года.

Областной центр городом стал тоже относительно недавно. Лишь в 1871 году село Иваново и появившийся несколько ранее путем слияния нескольких слобод Вознесенский посад были объединены в город Иваново-Вознесенск. А свое нынешнее, укороченное имя столица региона получила в 1932 году. Хотя, как отмечает известный краевед Александр Тихомиров, корни Иванова всё же уходят в глубь столетий, чему доказательством многие археологические находки. Однако в любом случае Иваново гораздо моложе многих своих соседей.

До славянской экспансии на территории Ивановской области жило племя меря, принадлежащее к финно-угорской группе народов. По мнению ряда историков и краеведов, проживали в регионе и другие финские племена: мурома (на юго-востоке: в низовье рек Лух и Теза) и марийцы (на востоке региона). Примерно с IX века началась колонизация Верхнего Поволжья новгородскими славянами с севера и кривичами с запада. Постепенно славяне ассимилировали мерян и родственные им племена. Но память о них сохранилась в названиях многих городов, деревень, рек и озер: Кохма, Молохта, Ухтохма, Мера, Унжа, Нёмда, Нодога…

От Чувиля до Плёса

Как рассказал нам заведующий кафедрой истории России ИвГУ Кирилл Балдин, самые древние города Ивановской области – Плёс и Юрьевец. Что интересно, оба топонима – явно славянские по происхождению.

Долгое время официальной датой основания Плёса (Приволжский район) считался 1410 год, когда, по летописным сведениям, «князь великий Василий Дмитриевич повеле рубити град Плесо». Само слово «плес» в древности имело значение «озеро» или «отрезок реки от поворота до поворота».

Но существует мнение, что город этот князь, сын Дмитрия Донского, велел тогда лишь отстроить вновь. Место удобное: во-первых, Волга на этом участке не петляет, предоставляя широкий обзор окрестностей; во-вторых, в ее русле проходил каменный лабиринт из Винной и Косой гряд, затрудняющий беспрепятственный проход судов. А местные лоцманы показывали дорогу лишь после предъявления пропускной грамоты или уплаты пошлины.

Директор плёсского музея Древнерусской семьи Павел Травкин считает, что Плёс намного древнее: основан в XII веке Юрием Долгоруким, как и Москва. Кандидат исторических наук также рассказывает (с этим мнением согласны не все его коллеги), что задолго до славянского города, еще с IV века до н. э. роль объединяющего центра округи играл известный по легендам «град Чувиль», крепость в местечке Алабуга, в 12 километрах ниже по течению Волги. Его основатели – поволжские финны, предки мерян. Легендарный Чувиль, считает Павел Травкин, просуществовал до XII века, передав эстафету северному форпосту Ростово-Суздальской Руси. Тогда, подобно тому как на южной окраине своих владений Великий князь Юрий основал Москву, на северной границе он срубил крепость Плёс. Упоминание о городе найдено в Новгородской летописи за 1141 год. Древность Плёса подтверждается и материалами археологических исследований.

После ордынского разорения 1238 года Плёс быстро восстановился, и в конце XIV века он фигурировал в «списке русских городов дальних и ближних» (принятое в исторической науке название особой статьи-приложения географического характера, помещаемой в русских летописях и рукописных сборниках). Но и Травкин согласен с тем, что «звездный час» Плёса пришелся всё же на 1410 год, когда здесь построили новую могучую крепость, возведенную по последнему слову военной техники того времени.

Интересные факты о Плёсе

Тверской купец Афанасий Никитин в своем известном «Хождении за три моря» упоминал о том, как его беспрепятственно пропустили на плесской таможне. Город также участвовал в освоении Приуралья и Урала: здесь формировались экспедиционные военные отряды. А в 1612 году Плёс принял ополчение князя Дмитрия Пожарского, освободившее Москву от польско-литовских интервентов.

Юрьевец появился благодаря сну

Профессор Кирилл Балдин рассказал: «Датой основания Юрьевца часто называют 1225 год. Хотя документами она не подтверждается, но, судя по всему, город был основан именно в XIII веке, князем Юрием, третьим сыном Всеволода Большое гнездо». Город-крепость защищал северо-восточные границы Древней Руси. Кроме того, это  старинный торговый центр на пересечении Волжского торгового пути и Большой столбовой дороги из центра России в Сибирь.

По легенде, Юрий Всеволодович, возвращаясь от племянников, остановился отдохнуть в устье реки Унжи. Во время сна было ему видение об иконе Георгия Победоносца на горе, что стоит на противоположном берегу. Проснувшись и переправившись, князь икону обрел, а на этом месте основал город, назвав его по имени своему и угодника Георгиевском или Юрьевом-Повольским (Поволжским). По другой версии, город основан еще раньше другим князем Юрием – Долгоруким в 1150 году.

Сейчас в Юрьевце можно увидеть хорошо сохранившиеся валы и рвы его последней крепости, именуемой Каменным городом. Но и по сей день живет другое его название – Белый город, хотя теперь никаких следов от белых стен и башен не осталось. До наших дней, к сожалению, не сохранилась Георгиевская гора – место основания первой крепости (она была срыта для строительства защитной дамбы на берегу Волги).

Интересные факты о Юрьевце

В 1237 году Юрьевец был сожжен ордами Батыя. В 1536–1537 годах город подвергался разграблению казанскими татарами. А в 1556-м был отписан Иваном IV Грозным в опричнину.

В начале XVII столетия Юрьевец не раз подвергался нападениям поляков. В 1609 году здешний сотник Фёдор Красный возглавил местное ополчение, освободившее от сторонников самозванца Лух, Шую, Кинешму. В ответ пан Лисовский сжег город, но жители окрестностей храбро отбивались, а подошедшая к ним из Нижнего Новгорода по Волге помощь спасла положение. Горожане примкнули к проходившим через город войскам Пожарского и Минина, но и освобождение Москвы в 1612 году не принесло стабильности. В 1614-м казаки Ивана Заруцкого вновь разграбили и сожгли Юрьевец, хотя и были потом разбиты воеводой Борисом Лыковым.

 

У Шуи есть родня на Валдае

Как отметил Кирилл Балдин, «чуть менее древние, чем Плёс и Юрьевец, в Ивановской области города, основанные во времена монголо-татарского ига: Шуя, Лух, Кинешма». Добавить к этому списку можно и Гаврилов Посад.

Ряд историков уверяют, что Шуя в русских летописях упоминается уже в 1393–1394 годах как значительный населенный пункт Нижегородского княжества. Хотя как поселение, без сомнений, возникла гораздо раньше. Возможно, Шуя была в числе городов-крепостей, строившихся в XIII веке по указанию великого князя Юрия Всеволодовича перед нашествием Батыя.

Город назван по реке Шуе, которая впадает в Тезу. У Шуи есть несколько тезок. Это реки в бассейне Онежского озера, Белого моря, притоки Орши, Унжи. Есть поэтому тезки и у города. Например, деревня Шуя Валдайского района Новгородской области. Название может происходить от финского слова «суо» (болото, озеро, болотистая местность). По другой версии, менее вероятной, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»)».

Как город наша Шуя впервые упоминается в 1539 году, а до этого времени была известна как Борисоглебская слобода (по церкви благоверных князей Бориса и Глеба). В целом об истории Шуи до начала XVII века известно мало. Среди главных причин - утрата древних актов города в Смутное время, а также отсутствие масштабных археологических исследований.

Интересные факты о Шуе

Наиболее раннее упоминание о Шуе связано с князем Василием Кирдяпой, которому она была дана московским князем Василием Дмитриевичем. Сын Кирдяпы, Юрий, стал основателем знаменитого рода князей Шуйских. К этому роду принадлежал царь Василий Иванович Шуйский (годы правления 1606–1610).

Из венценосных особ в Шуе побывали Иван Грозный (во время похода на Казань в 1549-м), Пётр I (в 1722 году по пути в Персидский поход). В 1729 году в Шуе жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах. В 1837-м, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта Василия Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II.

 

Древнейшие города Ивановской области

 

Название города

Первое письменное упоминание/версии историков

Плёс

1141 год

Юрьевец

1150 год

Шуя

1393 год

Лух (сейчас поселок)

1404 год

Кинешма

1429 год

Гаврилов Посад

1434 год

 

ivgazeta.ru

Древнейшие города и села ивановской земли-3

Ансамбль строений конного завода издавна стал визитной карточкой Гаврилова Посада

Ансамбль строений конного завода издавна стал визитной карточкой Гаврилова Посада

Пудру из Гаврилова Посада Екатерина II считала самой лучшей, а местные братья-купцы основали в столице Финляндии и по сей день известную в Европе пивоваренную компанию. "Ивановская газета" продолжает проект, посвященный столетию губернии.

Читайте также:

Не от конюха, а от князя

Долгое время считалось, что его история начинается только с XVI века, с момента образования по указанию Ивана Грозного Гавриловской дворцовой конюшни. По преданию, название Гаврилова Посада связывают с именем первого конюха Гаврилы. Но документального подтверждения всего этого нет.

По одной из версий, поселение основано, вероятно, еще раньше, в XIII веке, а названо в честь владельца земель – князя Святослава, сына Великого Владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. Князь Святослав в церковном крещении был наречен Гавриилом, отсюда и имя села. Традиция княжеской двуименности родилась как ответ на требование церкви давать крещеному человеку христианское имя. При этом она наложилась на родовую необходимость получать при рождении имена предков, которые христианами не были. Поэтому князь, крещенный Дмитрием, правил как Изяслав; Владимир был в крещении Василием, Всеволод – Андреем, а Мстислав – Фёдором...

Возвращаясь к истокам Гаврилова Посада нужно рассказать об открытии сотрудника районной газеты «Сельская правда» Геннадия Чернова. Кандидат исторических наук нашел, что Гаврилов Посад как село Гавриловское, впервые упоминается в Докончании (договоре) великого Московского князя Василия Васильевича II Темного с Галицким князем Дмитрием Шемякой в 1434 году. Эту дату и можно считать точкой отсчета для города.

Преимущества дворцового статуса

Как бы то ни было, предание о конюхе точно передает суть: история Гаврилова Посада и окружающих селений тесно связана с дворцовым конным заводом, возникшем при Иване Грозном. Первое письменное упоминание о заводе имеется в писцовых книгах Гавриловской слободы за 1632-1633 годы, но косвенно о государевой конюшне здесь известно с 1587 года.

История коневодства на гавриловопосадской земле восходит к очень давним временам, когда места эти были заселены мерянскими племенами, для которых конь был тотемным животным. Пришедшие на эти земли славяне умножили коневодческие традиции.

С первой половины XVII века село стало именоваться Государевой дворцовой слободой непашенных крестьян, которые, отбыв срок службы при конном заводе, селились поблизости и открывали лавки или ремесленные мастерские.

В конце XVII - начале XVIII веков Гавриловская слобода – крупный торговый и ремесленный центр, где проходят большие ярмарки, действуют царские конюшни и особенно интенсивно развивается кузнечный промысел. Документы свидетельствуют о торговой и промышленной активности крестьян Гавриловской слободы, сколачивавших первоначальный капитал на дорожном сервисе и на оптовой торговле. Этому способствовало расположение слободы на торговом перепутье и ее принадлежность к дворцовой волости. То есть эти земли принадлежали лично семье великого князя (царя, императора) и несли в их пользу феодальные повинности, обеспечивая содержание двора и дворцового хозяйства. Польза населению – гнет был не такой давящий, как на землях мелких феодалов.

Портрет Екатерины II. Ф. Рокотов, 1763 г.

Поставляли пудру Екатерине II

В 1789 году по указу императрицы Екатерины II Гавриловская слобода была переименована в Гавриловский Посад и наделена городскими правами. В Посаде в это время, кроме традиционных промыслов, особенно бурно развивается льняное ткачество. Первые полотняные фабрики появились здесь в 1780-х годах.

В конце XVIII - начале XIX веков здесь начинается настоящий расцвет предпринимательства. Первым предприятием с известной датой основания (1775 год) была основанная в Гавриловской слободе крахмальная и пудреная фабрика. Даже императрица Екатерина II до самой своей кончины пользовалась только этой пудрой, почитая ее за наилучшую. Гавриловский Посад славился торговлей и шумными базарами. С конца XVIII века здесь в начале июня устраивалась крупная ярмарка с большим товарооборотом.

В XIX столетии и до 1925 года Гаврилов Посад продолжал территориально входить в состав Суздальского уезда Владимирской губернии в качестве волостного центра.

Из варяг в арабы С раннего Средневековья по реке Нерль проходил один из маршрутов Великого Волжского пути «из варяг в арабы», связывавший Европу с Востоком. Поэтому гавриловопосадская земля сохранила в своих древних курганах оружие, украшения, арабские и византийские монеты, относящиеся к VIII - XI векам. По этим землям проходил и древнейший на территории нашей области Суздальский тракт, связывавший два центра: Суздаль и Ростов Великий. С образованием Московского княжества возник еще один значимый торговый путь – Стромынский тракт, который от Москвы через Юрьев-Польский и Гавриловскую слободу выводил на Суздаль.

 

Конюшни как памятник Украшающие и поныне Гаврилов Посад конюшни конезавода являются выдающимся памятником архитектуры екатерининского времени. Предполагаемым автором проекта был сподвижник Петра I, первый гофф-бау-интендант Санкт-Петербурга Пётр Еропкин. Он обучался в Италии и, к слову, составил первый генеральный план северной Пальмиры.

 

У пива Sinebrychoff гавриловопосадские истоки На начало XIX века в Гавриловском Посаде значилось более 20 купцов 2-й и 1-й гильдий. Самые богатые из них брали питейные откупы и оптовые поставки алкоголя на целые губернии, занимались строительными подрядами. Братья Николай и Павел Синебрюховы вели дела в Санкт-Петербургской губернии, а позже, с 1819 года, на территории Финляндии. В Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), они основали пивоваренную компанию, известную и ныне во всей Европе.

Пивоваренный завод Синебрюховых в Финляндии

Владимирский тяжеловоз - не из Владимира, а из Ивановской области В середине XX века на Государственном племенном конном заводе «Гаврилово-Посадский» была выведена новая порода лошадей – прославленный владимирский тяжеловоз.

ivgazeta.ru

Древнейшие города и села ивановской земли-2

«Ивановская газета» продолжает проект, посвященный 100-летию губернии. Наш сегодняшний рассказ - о начальных страницах истории Луха и Кинешмы.

Воскресенская церковь (была построена в 1680 году) – одно из самых старых зданий в Лухе – неоднократно перестраивалась

То ли ложбина, то ли болото

Как сообщил заведующий кафедрой истории России ИвГУ Кирилл Балдин, самые древние города Ивановской области – Плёс и Юрьевец. «Чуть более молодые города Ивановской области возникли во времена монголо-татарского ига: это Шуя, Лух и Кинешма», – отметил историк. (О ранней истории Плёса, Юрьевца и Шуи мы рассказали в номере от 20 марта.)

Лух сейчас – поселок. Но когда-то у него был статус города. Имя селению дала река, на которой он стоит. Значение, возможно, связано с финно-угорским словом «лух» (заливной луг). В современном эрзянском языке (этническая группа мордвы) сохранилось слово «лушмо» (лощина, ложбина).

Есть и другая, весьма сомнительная версия: слово «лух» по-литовски означает трясину, болото. Название месту, как говорит предание, дал монах Тихон, основавший здесь в XV веке монастырь. Тихон родился на землях, находившихся в подданстве Великого княжества Литовского. Тогда это государство включало в себя многие части нынешних России, Белоруссии и Украины. Но в литовском языке однокоренных слов с приписываемым значением нет. К тому же подавляющая часть населения Великого княжества Литовского были славянами…

Ну а по народной этимологии свое наименование Лух получил якобы от слова «лук». Эта овощная культура и до настоящего времени в изобилии выращивается в Лухском районе.

После "Острого репортажа" в программе "Вечерний Ургант" праздник Лука в Лухе получил всероссийскую известность.

Улицы, объединенные двойным кольцом

Начало Луху положила небольшая крепость. Ее построили для охраны восточных границ Владимиро-Суздальского княжества. Впоследствии вокруг крепости образовалось поселение. В Лухе и по сей день проглядывает облик древнерусских городов-крепостей: центральная площадь и от нее веером расходящиеся улицы, объединенные двойным кольцом. До настоящего времени сохранились земляные валы.

Первые упоминания о Лухе в русских летописях историки относят к 1404 году. Так, Лух значится в договорной грамоте великого московского князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) и митрополита Киприана в 1404 году. Из документа видно, что город с округой были издавна вотчиной митрополита. А в многотомном труде академика Сергея Соловьёва «История России с древнейших времен» есть упоминание в связи с нападением татар на Русь в 1428 году, когда они «взяли Кострому, Плёсо, Лух и ушли Волгою вниз». Так что оборонять получалось не всегда…

Поставляли овощи в зимнее время

Городом Лух впервые назван в духовной грамоте Ивана III от 1504 года. Во времена Ивана IV Грозного известен уже как центр уезда. В период Смутного времени (начало XVII века) Лух почти полностью выгорел. Частые пожары привели к тому, что и в этом лесном краю начинают строить каменные здания. От XVII века в Лухе сохранилась церковь Воскресения (1680 года) и дом боярина Артамона Матвеева (1686).

Этот сподвижник царя Алексея Романова был одним из первых «западников» в русской политике. Он стоял у истоков придворного театра, создал типографию при Посольском приказе, собрал огромную библиотеку и был в числе организаторов первой аптеки в Москве. После смерти царя попал в опалу, в Лухе отбывал часть времени ссылки. По преданию, для опального боярина построили небольшой каменный дом, сохраняемый сегодня в Лухе как интересный исторический и архитектурный памятник. Закончил свои дни Матвеев в Москве, где его зарубили бунтовавшие стрельцы.

В начале XVIII века Лухский уезд был отнесен к Суздальской провинции. В городе находилась воеводская канцелярия. Позднее Лух вошел в состав Костромской губернии. Фабрик и заводов в городе долго не было. Основным занятием жителей являлось огородничество и торговля – развоз овощей в зимнее время. В 1860 году для поддержания местной торговли в Лухе была учреждена ярмарка, получившая название Казанской. В конце XIX века в городе появилось множество мелких торговых предприятий и лавок.

 

Были и небылицы о Лухе Достоверно известно, что в XV–XVI веках Лух был центром Лухского удельного княжества, одного из последних на территории Московской Руси. Владели им князья Бельские, выходцы из Великого княжества Литовского. После смерти последнего князя Бельского (в 1571 году) Лухские земли ненадолго перешли в руки Богдану IV Валашскому, но вскоре умер и он, и в 1577 году удельное княжество было ликвидировано.

Иван IV Грозный дал право местному суду выносить смертный приговор, что говорит о могуществе города в XVI веке. Существует также предание, что царь предпочитал есть только лухский лук, который отправляли в Москву возами, а лухские купцы имели право торговать по всей Руси беспошлинно.

 

Всех объединяет мерянское «ма»

Второй по значению город Ивановской области и один из древнейших волжских торговых городов – Кинешма, аванпост Московского государства, впервые упоминается в летописях, как часто бывало, в связи с разорительным набегом татар – в 1429 году. Хотя, по мнению некоторых исследователей, поселения на месте Кинешмы существовали значительно раньше. Первое поселение на месте современного города погибло, вероятно, во время похода на Русь хана Батыя.

Название города мерянского происхождения, как и названия соседних поселений и рек с характерными окончаниями на «ма» (что означает «земля, территория»): Колдома, Кохтома, Решма, Кохма, Шохма… Кинешма, по предположениям ряда ученых и краеведов, на мерянском означало что-то вроде «глубокой темной воды». Хотя есть и другие версии перевода.

Но у местных жителей, не слишком озабоченных изучением финских языков, к тому же мертвых, есть своя версия происхождения названия. Мол, атаман Степан Разин плыл мимо со своими молодцами и персидской княжной. Та не поддалась на его притязания, а около высоких берегов Волги крикнула Стеньке: «Кинешь мя!», то есть лучше брось меня в реку. И, как мы знаем из старинной песни Стенька «за борт ее бросает в набежавшую волну». Понятно, что это всего лишь фольклор…

Кинешма попала на английскую карту

Кинешма упоминается в 1504 году в так называемой духовной грамоте (завещании) Великого князя Ивана III. Он пожаловал город в удел князю Фёдору Бельскому по случаю бракосочетания последнего с царской племянницей, рязанской княжной Анной Васильевной, что и подтвердил в завещании: «А что есми пожаловал князя Фёдора Ивановича Бельскаго, дал есми ему в вотчину город Лух с волостьми, да волости Вичугу, да Кинешму, да Чихачёв...»

К концу XV века Кинешма уже стала большим по тем меркам городом и центром волости. На карте, изданной в Лондоне в 1562 году под названием «Описание Московии, России и Тартарии» английским послом и путешественником Энтони Дженкинсоном, среди 20 наиболее крупных русских городов показана и Кинешма.

Ловили рыбу, варили соль

В 1581 году Иван Грозный пожаловал город и земли в его округе князю Ивану Шуйскому. В Смутное время Кинешма неоднократно подвергалась нападениям поляков. После Смуты довольно быстро восстановилась и уже в 1614-1618 годах вошла в число восьми городов, посылавших в государственную казну хлеб на прокорм стрельцов. В 1616-м Кинешма стала центром уезда, жило в ней около 1500 человек, большей частью мелких ремесленников и торговцев. А самыми древними местными промыслами были рыбная ловля и солеварение.

В период петровских реформ Кинешма в 1708 году вошла в Архангелогородскую губернию. В городе стали проводиться ярмарки. В 1727-м Кинешму отписали Московской губернии, как город Ярославской провинции. Именно в этот период в городе начинает развиваться новый промысел – льноткачество. В 1778 году Кинешма была выведена из состава Московской губернии и стала уездным городом Костромского наместничества, а позднее и губернии.

В 2012 году в Кинешме воздвигли памятник воеводе Фёдору Боборыкину, герою Смутного времени

 

Интересные факты о Кинешме

В мае 1609 года посадские люди и окрестные крестьяне под руководством воеводы Фёдора Боборыкина трижды вступали в бой с отрядом пана Лисовского на подступах к крепости. Последнее сражение произошло под городскими стенами, на посадской площади (на месте нынешней площади Революции). В итоге защитники во главе с воеводой пали. Но уже в 1612 году в Кинешме встречали Нижегородское ополчение под предводительством князя Дмитрий Пожарского, которое отправлялось на освобождение Москвы от неприятелей.

Из Кинешмы несколько веков к царскому столу доставляли живую рыбу в специальных больших бочках. До середины  XIX века на Волге работало более полумиллиона бурлаков, а Кинешма являлась одним из крупнейших пунктов их найма.

ivgazeta.ru

История Ивановского района

Ивановский муниципальный район расположен в центральной части Ивановской области.

Значительная часть территории района имеет важное рекреационное значение, в частности это зеленая зона санатория «Зеленый городок», березовая роща и Высоковское озеро детского санаторно- оздоровительного лагеря «Березовая роща», территория бывшего Дома творчества композиторов.

Ивановский муниципальный район с центром в г. Иваново формировался, развивался, переживал беды и подъемы вместе со своим административным центром - г. Иваново, известным не только красочными ситцами, но и живописными окрестностями, лесами, полями, землями, которыми кормятся местные жители с незапамятных времен. Изучение истории края, включая археологические изыскания вблизи деревень Микшино, Старово, Ломы убедительно доказывают, что человек здесь жил в глубокой древности. В последующий период земледелие развивалось вдоль речных долин, остальное население занималось охотой, рыбной ловлей, бортничеством. О татаро-монгольском периоде напоминают названия сел и деревень Ярлыково, Тарбаево, Беркино, Бибирево.

После изгнания татаро-монгол идет массовая христианизация края, о чем также напо-минают названия селений: Богородское, Церковново, Поповское и др.

На протяжении многих столетий территория современного Ивановского района входила в состав Шуйского и Суздальского уездов. В 1708 году территория современного Ивановского района вошла в состав Московской губернии, а в 1778 году в состав учрежденной императрицей Екатериной II Владимирской губернии. С этого времени и до июня 1918 года территория современного Ивановского района входила в состав указанной губернии. Эта страница в истории нашла свое отражение в официальных символах Ивановского района - его гербе и флаге. Поле герба и цвет флага - червленые (красные) аналогичный цвет имел герб Владимирской губернии.

Ивановский район как самостоятельная административно территориальная единица начал свое существование в качестве Иваново – Вознесенского уезда, который был образован постановлением Президиума ВЦИК от 13 января 1921 года в составе ряда волостей Шуйского, Середского, Тейковского уездов, города Иваново – Вознесенска и частично территории села Кохма. В последующие годы район неоднократно изменялся территориально, пока в 1929 году не была организована Ивановская промышленная область. 10 июня 1929 года по постановлению Президиума ВЦИК «О составе округов и районов Ивановской промышленной области» в состав Шуйского округа вошел и Ивановский район, объединивший 37 сельсоветов. Эта дата и считается днем рождения района.

Успешно развивалась крупная, как в то время ее называли цензовая промышленность Велика была роль и мелких производителей, в 1929 году район плавился своими хлебопекарнями, бараночными заведениями.

Производством кирпича активно занимались жители Беляниц, Иванцева, Бякова и Говядова. В районе работало 53 кузнеца, 112 портных!, 13 жителей района занимались сапожным промыслом, были специалисты по производству рогож, корзин, славились своим талантом шорники и гончары.

И все же большинство населения района работало в сельском хозяйстве. Главными производителями в это время были частные крестьянские хозяйства. В 1929 году менее 15% сельских хозяйств Ивановского района были охвачены коллективизацией.

Во время Великой Отечественной войны многие жители района стали бойцами Ивановского добровольческого полка народного ополчения имени Д.А. Фурманова. В 1942 году он влился в 49-ю Ивановскую стрелковую дивизию. Двоим участникам Вов, жителям Ивановского района Швецову И.И. (д. Ясюниха) и Куклеву Р.П. (д. Десятское) посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Самым старым, сохранившимся до наших дней храмом является храм, возведенный в первой половине XVI века в с. Ярлыкове в честь иконы Смоленской Божьей Матери, который наряду с церковью в честь святых мучеников Флора и Лавра входит в ансамбль памятников истории и архитектуры Ивановской области. К охраняемым памятникам относятся также: Бывшая Никольская церковь 1755 г. в с. Ново-Талицы; Ильинская церковь нач. XIX в. с. Бибирево; Церковь Иоанна Богослова 1829 г. – с. Панеево.

К архитектурным и культурным памятникам относятся старинные усадьбы, владельцы которых были не только богатыми и образованными людьми, но и людьми передовых взглядов. Их заботами были открыты первые школы, возведены каменные церкви, усадебные постройки. (Усадьба Кречетникова – XVII в. с. Богородское)

Род Кречетниковых происходил из Новгорода, многие его представители упоминались еще в XI веке. В конце восемнадцатого столетия Кречетниковы выстроили в с. Богородском в окружении двух садов с оранжереями великолепный двухэтажный каменный дом – прекрасный образец русского классицизма с настенной лепкой, барельефами и каменную Успенскую церковь с тремя престолами и колокольней. По предположению отдельных краеведов проект дома принадлежал талантливому зодчему Д. И. Жилярди.

К архитектурным и культурным памятникам относятся старинные усадьбы, владельцы которых были не только богатыми и образованными людьми, но и людьми передовых взглядов. Их заботами были открыты первые школы, возведены каменные церкви, усадебные постройки

На территории района находится заповедный уголок Ивановской земли - Дом творчества композиторов «Иваново», одно из любимых мест творчества и отдыха композиторов и музыковедов России. В разное время здесь подолгу жили и работали кроме Д.Д. Шостаковича и С.С. Прокофьева Н. Мясковский, Д. Шостакович, Р. Глиэр, А. Хачатурян, В. Мурадели, Н. Чемберджи, Н. Раков и многие другие композиторы и музыковеды. В Ивановском Доме творчества было написано много музыки. Здесь всегда была хорошая творческая атмосфера, что не мешало нам много гулять, ходить за грибами, играть в волейбол, устраивать импровизационные спектакли, разыгрывать шарады и т. п.

18 мая 1995 года в с. Ново-Талицы был открыт музей семьи Цветаевых. Дом-музей воссоздан на месте старого дома священника В. В. Цветаева с сохранением его первозданного вида. Воссоздан в память о замечательных людях, ставших гордостью российской науки и культуры. Это родовое гнездо, давшее стране профессора-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора истории Дмитрия Владимировича Цветаева, гениального поэта Марину

Ивановну Цветаеву, писателя Анастасию Ивановну Цветаеву, родовое гнездо, откуда идут корни древней и славной фамилии Цветаевых.

Экспозиция музея дает представление о трех поколениях семьи. Здесь органично сплетены жизнь и быт священника и дворянской среды, учителя-словесника и крупного ученого-исследователя, гениального поэта и творческая лаборатория талантливого человека. Здесь как в жизни: радость и сложные семейные отношения и заботы, а главное — великий труд на благо России. Экспонаты, в большинстве своем, мемориальные. Старинная мебель, предметы быта, иконы, картины, личные вещи — у каждого своя история. Фонд мемориальных предметов — более тысячи единиц хранения.

В этом же селе возрождается и другое родовое гнездо — усадьба адмирала Молчанова, в котором в настоящее время разместился Комплексный центр социального обслуживания населения и центр помощи семье и детям Ивановского района.

Усадьба располагалась напротив Талицкого погоста, на крутом берегу реки Вергузы. Во внешнем облике и в планировке он сохранил черты усадебной архитектуры русского классицизма XVIII века. Когда-то таких домов было много по всем уездам центральной России, теперь их почти не осталось. Поместье не относится к прославленным дворянским усадьбам. Это типичное дворянское гнездо первой половины XVIII века, которое просуществовало до 1917 года.

Никифор Иванович и его брат Василий Иванович жили в усадьбе сельца Талицы. Усадьба была благоустроена, перед домом разбит красивый липовый парк, сзади дома вырыт пруд. Посажены аллеи из хвойных деревцев (сосен и елей). Исходили аллеи от одного места: сзади дома шла аллея, заканчивалась она огромным земляным бугром в виде холма. Наверху холма воздвигнута огромная фигура гриба из железа. Это место старожилы называли "грибом" или "грибком".

Вот от этого "грибка" ровными рядами в виде лучей расходились 12 аллей. Возле "грибка" проходили празднества, гуляния молодежи из всего Талицкого прихода. Гуляния продолжались вплоть до 1930-х годов.

visitivanovo.ru

Древнейшие города и села ивановской земли: Ильинское-Хованское и Парское

Ильинское-Хованское основано на месте языческого капища, а в Парском когда-то миллионами выпускали гребни. "Ивановская газета" продолжает проект, посвященный 100-летию губернии. В этой публикации мы расскажем о двух старинных селах нашего края.

Читайте также:

 

Церкви и пашня остаются символами русского села

Торговали льном и картофельной мукой

Ильинское-Хованское – сегодня крупный поселок городского типа, административный центр Ильинского района - считается одним из наиболее древних сел нашей области.

Известный местный краевед Евгений Смолин, долгое время возглавлявший районную администрацию, сообщает: «Во времена раннего феодализма на месте современного поселка Ильинское стоял терем ростовского князя Силобая. Позже этими землями владел сын киевского князя, Владимира Мономаха, Роман. В 50-е годы XII века князь Ярослав, сын Юрия Долгорукого, поставил здесь деревянную церковь и собирал дань».

Само название – Ильинское – результат вытеснения язычества в наших землях, пишет в своей книге «Лик земли Ильинской» Евгений Смолин. В период крещения Руси деревянные церкви в честь Ильи Пророка, святителя Николая и других святых ставились как символ единобожия в местах капищ язычников. Так и появилось Ильинское. Сожженое в 1239 году татарами, оно и потом горело много раз, но к концу XV века уже было крупным поселением – с двухэтажным бревенчатым домом князя.

Во времена Ивана Грозного ильинские земли были опричными.

Первое письменное упоминание Ильинского – в 1619 году, когда царь Михаил Фёдорович (первый из династии Романовых) пожаловал его князю Дмитрию Пожарскому в награду за его заслуги в борьбе с польскими интервентами.

Современное двойное название Ильинское-Хованское село получило во второй половине XVIII столетия по новому владельцу – князю Петру Хованскому. Ему оно отошло в качестве приданного жены – Дарьи Пожарской.

В начале XIX века начинается расцвет села, обусловленный распространением ткацкого и кузнечного промыслов. Несколько позднее жители села основывают первые крахмальные заводы. С 1775 года разросшееся богатое село становится административным центром волости в составе Ростовского уезда Ярославской губернии. В Ильинском проводились ежегодные крупные ярмарки в Ильин день: главными товарами выступали лен и картофельная мука.

 

Интересные факты об Ильинском-Хованском

Краевед Евгений Смолин рассказывает, что раскопки, проводившиеся в 1963 году на Козлихиной горе неподалеку от деревни Кривцово, а также на окраине райцентра, показали, что в пятом тысячелетии до нашей эры там уже были первобытные поселения. Экспедиции Института археологии Российской академии наук доказали, что в период позднего неолита, в эпоху бронзы и железного века жизнь местного населения была оседлой.

В отличие от всех предыдущих владельцев князь Пётр Хованский предпочел жить в Ильинском, хотя имел родовой дом в Москве. Он выстроил новую усадьбу – она располагалась к северо-западу от центральной площади, за ростово-суздальской дорогой. После смерти владельца дом, видимо, быстро пришел в запустение, а в первой половине XIX века на его месте было выстроено двухэтажное здание, по традиции называемое «домом Хованского». За время своего хозяйствования в Ильинском князь расширил пруд и выстроил несколько лавок. Пётр Варфоломеевич прожил в Ильинском лишь четыре года и умер от скоротечной болезни.

 

На берегах Туманной реки

Еще один из древнейших населенных пунктов Ивановской земли – село Парское Родниковского района. Первое упоминание о нем относится к 1399 году, когда здесь, на берегу реки Парши, была якобы найдена явленая икона Святого Иоанна Предтечи. Тогда же в Парском была выстроена деревянная Предтеченская церковь.

Название села происходит от реки. На первый взгляд, оно смешно и неблагозвучно. Однако происходит не от русского названия болезни, а от слова из языка финно-угорского племени меря, в древности жившего здесь. По мнению некоторых лингвистов, название реки состоит из двух частей: «пар» – туман (возможна также связь со славянскими словами «пар», «парить») и «ша» – речка, вода (эта же частица встречается в названиях рек Юкша, Мокша, Колокша…). Так что, если верить этой версии, получается очень поэтично – «Туманная река».

В годы собирания русских земель вокруг Москвы через Парское проходила одна из известнейших русских дорог – Стромынинский тракт, или Стромынка. Она шла от Москвы через Сергиев Посад, Александров, Суздаль, Гаврилов Посад, Шую и заканчивалась у берегов Волги (возможно, у Пучежа). Здесь же пролегала дорога, связывавшая Шую и Кострому. Пересекались у Парской переправы пути между торговыми селами Ивановом (ныне город Иваново), Дуниловом и Палехом.

С XIV по XVII века Парское принадлежало князьям Шуйским. Здесь был их дворец, пруды и соколиные питомники. Потом селом владели, в частности, боярин Морозов, (родственник царя Алексея Михайловича) и череда князей Голициных. До отмены крепостного права в 1861 году оно перешло к князьям Трубецким.

В Смутное время, в 1616 году, в Парском пытался укрепиться польский воевода пан Лисовский, гонимый из Москвы с остатками своих отрядов, но потерпел неудачу и бежал дальше на юг. Но, несмотря на повсеместное разорение городов и сел польскими войсками, Парское бурно развивалось. Село становится широко известным благодаря местным Ивановским ярмаркам, проходившим ежегодно в конце августа и приуроченным к престольному празднику села –  дню Усекновения главы Иоанна Предтечи. Также в селе устраивались и еженедельные торги.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото из журнала "Русская иллюстрация" (1915 г.)

В Парском действовало несколько текстильных предприятий. Этому способствовала всё та же ярмарка, где основной объем торговли падал на ткани. Открытие Нижегородской ярмарки и строительство железной дороги Иваново-Шуя подорвали торговлю в селе. В конце XIX века был даже закрыт местный гостиный двор.

К началу XX столетия Парское стало полупролетарским поселением, так как едва ли не половина взрослых жителей отправилась работать на текстильные фабрики Шуи, Родников, Иваново-Вознесенска или занялась промышленной деятельностью. В селе работали небольшие кирпичные заводы, хлебопекарни, калачные и крендельные заведения, несколько бакалейных лавок и мясных магазинов.

Ансамбль церквей Усекновение главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня в Парском

Парское считалось волостным центром Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Здесь действовали земская больница и училище, работало общество трезвости. При открытой в Парском народной чайной с недорогими обедами была организована библиотека с читальней. В 1915 году в селе даже проходили сельскохозяйственные курсы для крестьян уезда, где они осваивали передовые приемы земледелия и садоводства. Крепкие корни в селе пустили столыпинские реформы. Местные крестьяне в 1916 году объединились в артель с собственным молочным заводом, что было отмечено в российской центральной печати.

Интересные факты о Парском

По некоторым данным, в 1552 году царь Иван Грозный останавливался здесь, возвращаясь из похода на Казань. Он отметил в Парском свой день ангела, сделал богатый вклад в местный Иоанно-Предтеченский храм, подарил селу икону Святого Иоанна Предтечи и долю трофеев, взятых в Казани.

 

 

В начале XVII столетия село стало любимым местом пребывания царя Василия Шуйского. Сюда он приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, основному владельцу имения.

 

 

 

 

В середине XVIII века от удара молнии сгорел старый деревянный Предтеченский храм. В 1773 году на его месте возводится большая каменная церковь с тем же названием, возвышающаяся над торговой площадью села. К этому времени площадь занимал крупный каменный гостиный двор городского типа. Позднее, в 1816-1822 годы, ансамбль торговой площади был дополнен строительством Вознесенского храма, сильно перестроенного в 1863 году.

В 1800-1835 годах Ивановские ярмарки в Парском достигли своего наибольшего расцвета. Их обороты исчислялись 10 миллионами рублей ассигнациями. Это был один из наивысших показателей по России. В те же годы на торговой площади села насчитывалось более 450 магазинов и лавок, не говоря уже о торговле с возов и лотков. Торговали в Парском в ярмарочные дни огурцами, капустой, рыбой, пивом, медовухой, солеными и сушеными грибами.

В XIX веке гордостью села были знаменитые парские калачи, выпекаемые местными жителями только для продажи (сейчас технологию изготовления этих калачей пытаются возродить многие пекарни и хлебозаводы). Сами же пекари ели обычный ржаной хлеб. Обозы с калачами из Парского отправлялись даже в Москву. Славилось село и производством гребней для волос. В 1889 году оно выпустило 2 миллиона штук пальмовых и 500 тысяч штук роговых гребней.

ivgazeta.ru

В Ивановской области около тысячи пустующих деревень

Население более половины сел Ивановской области – 10 человек и меньше. Такую статистику приводит интернет-портал «Слон.ru». В среднем по ЦФО доля столь малочисленных поселений составляет 46% (в среднем по России – 36 процентов).

Деревня Хотеново Заволжского района – яркий пример вымирающего населенного пункта. Она никогда не была крупной, но еще в конце 1980-х в Хотенове постоянно проживало около 60 человек. Сейчас живут семь. На лето приезжают дачники, большинство – из Москвы: их пленяют волжские виды. Лет 15 назад в деревню несколько раз в неделю заезжала автолавка, где можно было купить все необходимые продукты. Не было проблем и с водой: работало несколько колонок, в некоторых домах был даже водопровод. Сейчас вода есть только на водокачке. К отдаленным домам жители ее подвозят на тележках в пластиковых бутылках. Зимой проехать в Хотеново можно только на лыжах: дорогу чистить некому.

«Конечно, деревни пустеют, – рассказывает бывшая жительница Хотенова Светлана Кузнецова. – Молодежь уезжает в города, потому что здесь нет работы, а одним фермерским хозяйством в таком отдалении от города не проживешь. Отток населения был и в советские времена – людям хотелось лучшей жизни. Сейчас же в деревне просто не выживешь. Да и цены на дома на Волге сильно выросли – до 600-700 тысяч рублей. А когда-то их давали бесплатно».

Сама Светлана Владимировна уехала в Иваново в конце 1990-х, а в Хотенове жила ее мама. Когда она умерла, дом в деревне стал дачей.

«Проблему вымирания деревень я бы назвала нарастающей, – говорит руководитель аппарата администрации Заволжского района Татьяна Папахина. – Действительно, многие деревни пустуют из-за смерти или отъезда жителей, это происходит по всей России. Например, в Волжском сельском поселении, самом крупном в нашем районе, насчитывается 88 населенных пунктов. Из них, по данным прошлого года, около 20  пустуют, то есть там никто не живет. Исчезли деревни Буяково, Мантурово, Беседы, Гороженица и многие другие».

Причины этого ясны: нет инфраструктуры. Но, по словам Папахиной, недавно наметился и обратный процесс. Например, древнее село Солдога, которого давно нет на картах, возможно, скоро будет жилым. Там строится храм и организуют приход. Батюшка пока ездит из Кинешмы, но, возможно, в ближайшем будущем в Солдоге будет свой священник, который поселится рядом с храмом. А в местечке Студеные Ключи планируется создать гостевой дом.

В близком к областному центру Ивановском районе ситуация другая. Как рассказали нам в районной администрации, здесь наблюдается устойчивый прирост населения. Многие жители области работают в Иванове, а купить жилье в облцентре для них слишком дорого, поэтому они переселяются в близлежащие деревни. Весной и летом население района увеличивается почти в два раза за счет дачников. Конечно, есть в Ивановском районе и деревни с двумя жителями, но их очень мало.

По официальным данным переписи населения 2010 года, в 60% деревень нашего региона проживают меньше 50 человек. И если по итогам переписи 2002 года вымерших деревень насчитывалось 300, то к 2010 году их количество выросло на 634. Больше всего заброшенных деревень в Заволжском, Кинешемском, Пестяковском, Пучежском, Савинском и Юрьевецком районах. В них опустело около трети всех населенных пунктов. После переписи прошло уже два года, и, возможно, количество «нулевых» деревень к настоящему моменту возросло.

ivgazeta.ru