Древнейшие формы социальной жизни. Глава 1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до х в.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до х в. Древнейшие формы социальной жизни


Первобытность

«Эволюция приводит к появлению человека, а человек долго и мучительно обретает человечность...». Дэн Симмонс.

В ходе истории всё претерпевает изменения. В уроке вы узнаете о понятии «предыстория», теориях появления человека, периодизации первобытности, формировании древнейших форм социальной жизни, неолитической революции.

История и предыстория.

Мы живём на планете Земля, история которой насчитывает около пяти миллиардов лет. Жизнь на ней возникла около двух миллиардов лет назад. А история человечества насчитывает немногим более пяти тысяч лет. Отсчёт ведется с момента появления первых цивилизаций в IV – III тысячелетии до нашей эры.

Само понятие история возникает тогда, когда формируется общество, представители которого могут осмыслить и записать прошедшие события. Поэтому история человечества пока очень короткая по сравнению с жизнью на Земле. Только представьте, если определить, что одно поколение людей включает в себя примерно 20 лет, то вся наша история – это жизнь всего лишь 250 поколений.

Однако всё имеет и свою предысторию. Для человечества это период от появления первых человекообразных существ до возникновения человека разумного, или Homo Sapiens Sapiens. Этот период учёные восстанавливают на основе археологических, этнологических и антропологических данных.

Началось всё около четырёх миллионов лет назад в Восточной Африке. Именно там были обнаружены останки наших древнейших предков. А Homo Sapiens Sapiens появился примерно сто тысяч лет назад. Сорок тысяч лет назад он расселился практически по всей Земле.

Содержание предыстории – это изучение формирования человека как вида со всеми присущими ему характеристиками.

Появление человека.

Очень давно люди стали искать ответ на вопрос о своем возникновении. На протяжении многих тысячелетий верили, что человек был создан богами. Крупнейшие мировые религии, такие как ислам и христианство, подтверждают этот факт. Такой подход называется теорией креационизма.

Но что об этом говорят научные исследования? В XIX веке Чарльз Дарвин предложил эволюционную теорию, согласно которой становление человека в его современном виде произошло путем естественного отбора и постепенного изменения вида.

В XX веке эта теория оказалась под сомнением. Открытия показали, что переход от человекообразных существ к человеку разумному не мог быть плавным. Дело в том, что появились данные о тупиковых видах, полностью исчезнувших. Также было доказано, что неандерталец и кроманьонец существовали на Земле одновременно, а не были следующими друг за другом ступенями эволюции.

В конце XX века генетики пришли к выводу о том, что изменение видов произошло из-за какого-то радикального генетического сдвига. Ученые высказали предположение, что на прародине древнейших людей, в Восточной Африке, находятся залежи радиоактивных руд. И при тектонической активности они могут выходить на поверхность земли. Во время одной из таких активностей произошёл процесс мутации, то есть изменились наследственные свойства организма. У наших предков изменился размер черепа и объём мозга, исчез волосяной покров. Такая версия названа теорией мутагенеза.

Развитию человека в значительной степени способствовала трудовая деятельность, люди постепенно учились выражать свои мысли посредством языка. Складывались группы и сообщества, значит человек становился существом социальным.

Homo Sapiens Sapiens умел обрабатывать камни, выплавлять металл, он создавал более совершенные орудия труда. У него было развито абстрактное мышление.

Происходило постоянное расселение человечества по планете. Учёными подтвержден факт контактов между представителями разных регионов.

Вы знаете, что на Земле существует множество рас. Появление внешних отличий могло произойти по различным причинам. Но чаще всего это объясняют разными условиями существования, когда организм человека к ним приспосабливался. Однако следует помнить, что несмотря на это, человечество – один биологический вид. И какие-либо расовые теории превосходства не имеют никаких оснований.

Единство всех людей подтверждают и лингвисты. Им удалось обнаружить одинаковые признаки во всех языках мира. Отсюда следует вывод об общем для кроманьонцев языке, в котором вследствие расселения и изоляции разных групп людей, возникали диалекты.

Периодизация первобытности.

Разработанной периодизацией является археологическая. В её основу легло изучение орудий труда и остатков повседневной жизни. В рассматриваемый период основным материалом для изготовления необходимых предметов был камень, поэтому периодизация первобытности – это смена «каменных веков». Их три:

Палеолит. Он длительный, поэтому разделяется на нижний, средний и верхний палеолит.

Мезолит.

Неолит.

Рассмотрим, как изменялась жизнь людей на протяжении этих периодов.

В нижнем и среднем палеолите люди умели изготавливать простые орудия из камня. Они научились обращаться с огнем и строить жилища.

В этот период началось разделение труда в зависимости от пола. Так, основными занятиями мужчины стали охота, рыболовство и изготовление орудий труда. Для женщин это собирательство, приготовление еды, воспитание детей и поддержание огня.

Селились люди родовыми общинами, которые включали в себя около ста человек.

В верхнем палеолите люди могли свободно обеспечивать себя питанием. Всего несколько часов в день занимали охота и собирательство. Это был период присваивающего хозяйства.

В это же время стала зарождаться религия. Уже в захоронениях неандертальцев учёные обнаружили проявления их особого отношения к смерти. Об этом свидетельствует и поза погребенных, и предметы оставленные в захоронении.

У наших далёких предков появилась древнейшая форма религии – анимизм. Они верили в существование духов растений, камней, то есть всего окружающего мира. Анимизм, в отличие от более поздних религий, не был осложнен мифологией или философией. До сих пор эта религия встречается у жителей Африки и Океании.

Возник тотемизм – это вера в покровительство предков, которые могли быть как реальными, так и воображаемыми. Например, человек, животное, растение. Тотем считался родоначальником группы людей, выбравшей его, их прародителем.

Одновременно с тотемизмом зародился фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписывали сверхъестественные свойства.

Люди стали пользоваться магией – это действия или обряды, с помощью которых пытались оказывать влияние на природу или поступки других людей.

В период верхнего палеолита появилась особая форма гадания – мантика. Она имела разные формы – гадание по внутренностям, по полёту птиц, по огню.

Свои творческие возможности древнейшие люди проявляли в искусстве. Существует версия, что первыми возникли танец и музыка. А примерно в 35 тысячелетии до нашей эры появилась наскальная живопись и примитивная миниатюрная скульптура. Для верхнего палеолита характерна реалистичная живопись. А в неолите она стала схематизированной, это свидетельствует о развитии абстрактного и символического мышления у наших предков.

Формирование древнейших форм социальной жизни.

Существует гипотеза, что простейшая хозяйственная ячейка не совпадала с родом. Изначально появлялись общины, в состав которых входили представители разных родов, между которыми впоследствии возникали брачные отношения.

Индивидуальный характер носило изготовление орудий труда и добыча пищи. Исключение составляла лишь охота на крупных зверей, где в одиночку было не справиться.

Общинные принципы касались сферы потребления. Коллективным было распределение пищи. Каждый человек получал свою долю, размер которой зависел от степени участия в добыче, либо с положением в общине.

Во время становления производящего хозяйства менялась и община. В ней возникла трудовая взаимопомощь, регулирование социальной жизни, управление. Коллективный характер не касался совместной обработки земли. Она носила исключительно семейный характер.

В период неолита община стала соседской.

Неолитическая революция.

Это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Происходил он в IX – IV тысячелетиях до нашей эры. Неолитическая революция проходила неравномерно, лидером в ней стал Ближний Восток. Здесь менялась хозяйственная деятельность, отношения между людьми, их образ жизни.

Давайте узнаем, что стало признаками неолитической революции:

Появление новых, более совершенных каменных орудий труда.

Регулирование земледелия и скотоводства.

Выделение ремесла. Например, ткачества, гончарства, прядения.

Появление пахотного земледелия, благодаря освоению сохи и плуга.

Создание постоянных поселений.

Выделение в особую сферу деятельности строительства.

Появление зачатков власти.

Переход к соседской общине.

Начало расслоения общества.

Появление частной собственности.

Формирование племен, возникновение между ними военных столкновений.

Усложнение религии и формирование политеизма.

Результатом неолитической революции стало появление неравенства – имущественного и социального. Власть была в руках группы богатых людей. Именно они были предшественниками будущих аристократов.

В то время отношению к богатству отличалось от современного. Это было средство достижения почёта, престижа в общине. Богатые люди должны были делиться своим богатством с представителями рода, они устраивали раздачи даров. Таким образом устанавливалась особая система отношений. Ведь не всегда тот, кто получал дар, мог сделать ответное подношение. Развивалось неравноправие, бедные становились зависимыми. Этнологи такой тип экономических отношений назвали престижными.

Руководил племенем самый богатый, обладавший престижем человек. Все ожидали от него постоянной раздачи имущества. Но чтобы это делать, главе племени нужно накапливать богатство. Делал он это за счёт подношений, со временем ставшими обязательными.

Сложилась ситуация, когда у вождя в руках было не только большое количество имущества, но и право им распоряжаться. Так возникло администрирование, позднее перешедшее в государственную власть.

На пути к государству нужно было преодолеть две стадии – племя и вождество.

Племя – это объединение с сильными кровными связями, в котором существует равенство и общность хозяйства. В племени есть разделение на своих и чужих, определена территория. Управление осуществляет совет племени. А вождем человек может стать только за счёт своих личных качеств.

Вождество подразумевает наследственное положение вождя. Формируется сакральное представление о нём. Вождь занимается распределением богатства. Возникает социальное неравенство, аристократия, которая занимается регулированием жизни и использует общественный труд. Формируется институт собственности. Появляются первые протогосударства.

Таким образом, вы смогли проследить события от появления человека разумного до зачатков государственных образований. Давайте подведем итоги.

Содержание предыстории – это изучение формирования человека как вида, со всеми присущими ему характеристиками.

Существуют несколько теорий возникновения человека – теория креационизма, эволюционная теория и теория мутагенеза.

Первобытность делится на периоды – палеолит, мезолит и неолит.

Неолитическая революция происходила в IX – IV тысячелетиях до нашей эры.

videouroki.net

1. Развитие социальных знаний в Древнем мире.

Древнейшими формами отражения действительности являются миф и эпос.

Миф– своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, попытка обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Миф– чувственное представление, мифологическая фантазия наполнена чудесами (Алексей Лосев). Миф – всегда обобщенное отражение определенного явления, событий (Марк Захарченко).

Мифология изображала действительность в той чувственной форме,, через которую человек воспринимал окружающую природу, мир, сам будучи неотъемлемой частицей природы, мира( первобытное сознание).

С развитием общества, в условиях меньшей зависимости человека от природы возникают новые формы мировосприятия, где уже фантастические образы постепенно сменяются человеческими, на первый план выступают люди. Человек, не воспринимающий покорно свою судьбу, ведет борьбу с Роком, приносит себя в жертву ради других людей или побеждает Зло. Возникает новая форма социального знания– эпос.

Эпос– разновидность художественно–литературного творчества, рассказ о жизни народа, о его идеалах, морали, стремлениях.

Социально–исторический прогресс порождает новые формы познания действительности и ее отображения в сознании индивида и общества.

Возникает философия как первичное, нерасчлененное знание. Мифология и эпос постепенно заменяются точным описанием минувших событий– историческими хрониками и историей событий. Возникают элементы научного знания. Для возникновения науки очень велико значение разделения труда на умственный и физический, появляется социальный слой людей, занимающийся духовной деятельностью.

Истоки познания социальных явлений, исторических событий, познания общества уходят в седую древность. Попытки создания социальных теорий имели место в творчестве Демокрита (ок. 470 г. До н.э.– умер в глубокой старости), Платона (ок. 428–ок.347 до н.э.), Аристотеля (884–322 гг.д.н.э_ и других мыслителей античности.

Мыслители античности рассматривают общественную жизнь, историю как компонент космического бытия. Но, несмотря на глобальность рассмотрения проблем бытия, в центре творчества каждого мыслителя древности находится человек, его проблемы, государство, социальные познания общества, мира. Древнегреческий философ Демокрит учил, что общество возникает в лоне природы. Люди развиваются благодаря своим потребностям. Законодательство в обществе возникает не по природе, а творится неестественно, и потому политические установки и требования – субъективные, неистинны, если они направлены не на благо.

Главной целью государства Демокрит считал обеспечение общих интересов свободных граждан. Рациональным государством он видит демократию. Ведь демократия обеспечивает возможность предоставить право на власть достойным членам общества. Граждане должны повиноваться закону, власти и разумному решению.

Каждый человек может научиться мудрости, которая дается не столько природой, сколько настойчивой учебой, овладением знаний.

По Демокриту, общество, полис и его законы, будучи результатом естественного развития, вместе с тем есть искусственные образования людей в процессе их эволюции от стадности к цивилизации.

Главной заслугой Демокрита в социальном познании является разработка концепций происхождения человека путем естественного развития космоса, эволюции материи благодаря разнообразным колебаниям. Четко прослеживается и проблема понимания человека как политического существа.

Выдающийся древнегреческий философ Платон выступил с идеей «идеального государства». Главное зло современного общества он видит в человеческом эгоизме, проистекающем из коммерциализации человеческих отношений. Люди по Платону, делятся на слои, группы в соответствии с особенностями их души. Главный принцип жизни – справедливость и благо.

Государство Платона – это афинская идеализация кастового строя. Его суть состоит в делении граждан на три разряда – сословия: философов–правителей, стражей и непосредственных производителей – земледельцев. В платоновском государстве «жалкие вожделения большинства подчиняются разумным желаниям меньшинства». Человек для государства, а не государство для человека – вот кредо политической философии Платона. Сущность политического искусства он видит в умении разумно организовывать и вести общегосударственную жизнь.

Творчество Аристотеля – наивысшее достижение всей античной политической мысли. Ученик Платона, основоположник логики, психологии и других отраслей знания. Он утверждает что человек «по природе своей существо политическое», «существо социальное». Смысл жизни человека – достижение высшего блага через деятельность. Только разумная деятельность человека делает его красивым.

Анализ происхождения и развития государства дает Аристотелю возможность сделать вывод о том, что историческими формами общения людей стали семьи; населения, состоящие из нескольких семей; колонии, то есть родовая сельская община, из которой происходит государство – полис. Государство доминирует над индивидом, семьей и родом, потому что призвано обеспечить высокую нравственность всех граждан. Государство – высшая форма общения.

Аристотель выступает и защитником прав человека, индивидуального права частной собственности. Выделяет в обществе классы в сословия свободных людей: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные работники, зажиточные люди(знать), воины, стражи, судьи, управленцы.

Аристотель заложил элементы научного знания о социальном управлении, определил некоторые задачи. Впервые поднимает и частично решает Аристотель проблему образа жизни и отмечает, что он значительно зависит от познания, от того, что человек понимает под счастьем или благом. Выделяется три образа жизни: первый– грубый, дерзкий, когда люди под благом и счастьем понимают лишь развлечения и утехи, второй – государственный, под которым достойные и деятельные люди понимают уважение, почет, как цель жизни, и третий – созерцательный образ жизни.

Рассмотрел Аристотель и такую сугубо социологическую проблему как досуг. Досуг, по Аристотелю, не просто свободное время, а время заполненное разнообразными занятиями; философским умосозерцанием, играми, упражнениями. Отсутствие досуга Аристотель связывает с бедностью.

В деятельности Аристотеля определенное место занимают общественные ценности: человеческая жизнь, добродетель, роль поколений в жизни государства. Оптимальным для управления государственным строем он считает тот, где «природа наделила физической силой молодых, а рассудительностью старших…».

Анализ развития социологических знаний в древнем мире свидетельствует об огромном скачке в развитии от наивных представлений о реальности до создания социально–философских систем и обобщений, способствующих более достоверному представлению человека об окружающем мире, о своем обществе, о себе.

Античная культура и наука создали мощный потенциал для развития европейской цивилизации, для развития права, политики, искусства философии. История древнего Рима, как и древней Греции, дает многие факты и данные о развитии социальных эмпирических исследований.

studfiles.net

Глава 1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до х в.

1. Древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности

К сожалению, источники, отражающие языческую жизнь славянских племен, уничтожены в период христианизации Руси, поэтому возможна лишь реконструкция основных элементов поддержки и защиты. Богатым материалом, позволяющим прояснить праисторические формы Помощи и взаимопомощи в древнейшей общности, являются славянская мифология, сохранившиеся аграрные культы. Они помогают воспроизвести ранние формы системы редистрибуции и реципрокации. В этом ключе интересен подход А. Ф. Лосева, который рассматривал исторический процесс не только как взаимообусловленную систему фактов, но и как историю сознания.

Важным моментом в реконструкции процесса помощи и взаимопомощи является сравнительно-историческое сопоставление как этапов развития социальной общности народов других культур, так и индоевропейских мифологических системыф, культурно-исторические корни которых питают славянскую этническую общность. Праиндоевропейская история славян позволяет сделать предположения, что зарождение древнейших форм защиты и поддержки происходило в той же исторической последовательности и по той же логике, что и у других народов праиндоевропейской группы, что процессы сапиентации и формирования родового общества имеют общие социогенетические условия, тенденции и формы общественной практики.

Археологические и антропологические реконструкции древнейших человеческих общностей на стадии социальной организации гоминид дают основания для вывода о том, что в процессе сапиентации происходит формирование реципрокного альтруизма.

В ходе антропосоциогенеза формируется социогенетическая программа «Homo sapiens» и в родовых общинах закрепляются общественные стереотипы поведения, среди которых важнейшими являются реципрокация и редистрибуция. Именно эти процессы лежали в основе ранних форм социальных отношений, где их главное предназначение связано с функциями защиты индивида в системе рода и общины. Родовые отношения до возникновения классового общества являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида.

До оформления классового общества эти функции характерны практически для всех цивилизационных человеческих общностей, в том числе и для славянских племен. Механизмы реципрокных связей со временем усложнялись и приобретали этническую окраску в системе общинных отношений.

На Руси социогенетический механизм языческой родовой общности постоянно воспроизводился через аграрные культы, семейно-родовые обряды, что не могло не войти в противоречие с христианскими нормами, которые впоследствии стали знамением общественно-экономической жизни. Языческие традиции были настолько распространены в обыденной жизни русского народа, что православная церковь в XVI в. достаточно часто в грамотах архиепископам указывала на существующие неискорененные обряды и обычаи: «а молятца деи по скверным своимъ-молбищомъ древесомъ и каменью... и мертвыхъ деи своихъ они кладутъ въ селехъ по курганомъ и по коломищемъ съ теми жъ арбуи, а къ церквамъ деи на погосты техъ своихъ умершихъ оне не возятъ сохраняти...». Такая устойчивость языческого архаического сознания не могла не отразиться на формах общественной помощи и взаимопомощи и не сохранить к ним древнейшие нормативные требования.

Важной формой и историческим свидетельством древнеславянских систем коллективной защиты явились длительное время сохраняемые полукрепостнические общественные отношения, пережитки в семейно-бытовой сфере, общинная система землепользования. Вывод Н. Никольского о том, что в крестьянской среде эти языческие праисторические формы сохранялись вплоть до начала XX в., подтверждают работы Г. Носовой, В. Проппа, С. Токарева, В. Чичерова и других исследователей.

Древние славяне жили родовыми общинами. Основными их занятиями являлись земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу. Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община (мир, вервь). Она являлась органом местного крестьянского самоуправления, в компетенцию которого входили земельные переделы, налогово-финансовые вопросы (связанные с обложением податями и их распределением), решение судебных споров, вопросы помощи нуждающимся. На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, объединявшая несколько семей. Каждая община владела определенной территорией. Общинные владения были общественными и личными. Единство соседской общины поддерживалось не правовыми, а хозяйственными связями.

Родовые отношения являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида. Род сохранял верховную собственность на землю, выступал регулятором семейно-брачных отношений в виде обычно сохранявшейся экзогамии и реже эндогамии, выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты.

Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество. Восточные славяне — язычники — поклонялись различным явлениям природы, культу предков. Что характерно для языческого архетипического сознания? Образом, который бы дал представление о сущности языческого архетипического сознания, является круг, колесо. Древние славяне поклонялись ему, оно означало не только символ жизни, символ защиты, выступая в качестве оберега от злых духов, но и являлось выразителем определенной целостности, неизменяемости, стабильности и основательности. О семантике магической защиты, которая неотделима от идеи «своего пространства», когда круг становится единицей и символом целостности, писал М. Попович. В колесе отсутствует стрела времени, связь между прошлым и настоящим не выражается в формах дискретности. Все есть продолжение всего, процесс времени не ощущается как изменяющаяся реальность, как изменение жизненного сценария субъекта. Как невозможен переход колеса из одного состояния в другое, так и невозможен переход субъекта от одного жизненного сценария к другому, не существует другой философии пространства, другой мифологии реальности. Колесо катится, движется не изменяясь, оставаясь тем же, что и было без временного и пространственного приращения, но не расширяет пространство, а следует ему по логике пространственного существования.

Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности, он был не частью, а неким единством, заключавшим в себе космическое пространство, и одновременно являясь его продолжением. Человек не противопоставлял себя космосу, природе, а растворялся в них, становясь таким же целым, как и они. Эта «целостность-принадлежность» достигалась общинным существованием, обрядовой и трудовой деятельностью, которые органично вплетались в контекст природы и космоса. Ощущая «себя принадлежностью целого», человек закреплял в общинных традициях нормы своего существования не только в природе, но и в мире людей. Для него не существовало противопоставления этих реалий: одно есть продолжение другого, и поэтому принципы его существования едины.

Философия холизма, целостности закрепляла помимо принципов существования и архетипические страхи, выступавшие «регуляторами» нормированного поведения. Одним из таких страхов, дошедших до нашего времени, был и остается страх одиночества — ощущение человеком своей единичности, оторванности от сообщества. На пересечении этих координат — холизма и одиночества — выстраиваются определенные мифологемы бытия, которые требовали создания механизмов охраны и защиты целостности.

studfiles.net

4_Антропогенез и протогосударство

Антропогенез и протогосударство.

Антропогенез.

Наука до сих пор не может установить причины и механизмы появления человечества. А с этого момента начинается история в современном понимании. Историчность факта антропогенеза известна. Но хотя имеется богатый археологический материал, его классификация и исходная точка развития до сих пор неясны.

Проблема – человек как биологический вид не представляет собой венец природы. Он не приспособлен жить в природе, он ей противостоит, создавая антропосферу – собственную среду обитания.

Конец 20-го – начало 21-го века – распространение концепции катастрофического развития эволюции: эволюция на Земле шла от одной глобальной катастрофы к другой. Элемент случайности, вносимый катастрофами, будучи применим к истории человечества, неизбежно превращает последнего в своего рода генетического выродка. Мышление, которое считается главным преимуществом человека, по мнению антропологов, не является полезным свойством, оно, по мнению Поршнева, сначала вредно для каждого индивидуального организма, поскольку делает его беспомощным в сравнении с животными. Лишь дальнейшее его преобразование понемногу возвращает ему прямую индивидуальную полезность.

Мышление в его высшей рациональной и абстрактной форме доступно и современным видам человекообразных обезьян. Таким образом, единственным отличием человека от них является членораздельная и осмысленная речь.

До сих пор в науке самая вероятная версия происхождения человека – версия о генетической мутации древних обезьян в результате радиационного облучения. Появившиеся на свет уроды были вынуждены компенсировать свою ущербность прогрессом социетарности – общественности в среде себе подобных. Само же становление современного человека, по последним данным, не было стадиальным.

По теории Дарвина: концепция о цепи предков человека, в каждом звене которой нарастало его очеловечивание. Рамапитек (дриопитек) – австралопитек – питекантроп – синатроп – неандерталец – кроманьонец. Но генетика опровергает это. Вышеназванные виды, по ее доводам, были скорее не предками, а дальними родственниками человека. Тогда это вымершие гоминиды, а homo sapiens – лишь один из них.

Конец 1980-х – выяснилось, что современное человечество происходит от одной пары или небольшой группы людей (анализ митохондральной ДНК). Дальнейшие исследования – Адам и Ева жили около 200 тысяч лет назад в Африке. Спустя 100 тысяч лет потомство этой пары вышло из Африки и стало расселяться по земному шару.

Параллельно homo sapiens существовали реликтовые виды гоминид. Неандертальцы, например, отпочковались от общего генетического древа около 500 тысяч лет назад и существовали некоторое время с современным человеком. Филиация этого совместного проживания сохранилась в мифах, народных сказках и религиозных верованиях.

Относительно недавно высказана точка зрения, что первые города на Земле ( около 9000 г. до н.э.) появились как оборонительные сооружения от набегов неандертальцев. Жертвоприношения злым духам (образ их напоминает полуобезьян и полулюдей) также могли быть спровоцированы сосуществованием с палеоантропами.

Становление общества.

Предположение – процесс антропогенеза сопровождался процессом становления общественных форм. Зачатки религиозных верований обнаружены даже у неандертальцев.

Проблема – вопрос эволюции форм древнего общества. С 19 века – точка зрения, что общество развивается от более простых форм к более сложным. Возражения:

- материалы лингвистики диких племен – их язык наиболее близок к linguae Adamicae. Он невероятно сложен. Поэтому меняется не сложность мышления современного человека, а его направленность (например, он не мыслит себя частью природы, а стремится к господству над ней)

- морфологически современные люди ничем не отличаются от древних (объем мозга у последних был немного больше). Пример: эци – человек эпохи позднего палеолита, замерзший его труп обнаружен в начале 21 века в Альпах

Генезис общества коренится в самой природе человека. Общество – своего рода врожденная черта человека, становящаяся одновременно вместе с ним. Эволюция общества – не изменение его форм, а изменение форм сознания человека, причина которых лежит в осознанной потребности решения проблем, возникающих в процессе существования. Поэтому преемственных, генетических связей между общественными формами не существует. Единственная преемственность – осознание опыта существования в рамках той или иной формы.

Вывод: все известные «древние» формы общества возникают практически одновременно, различие – в различии жизненных ситуаций, в которые попадает древний человек.

Формы древнего общества.

Семья.

Г. Мортан, Ф. Энгельс – основа современного общества – семья – «ячейка общества». Современная семья сформировалась человеческого общества от матриархата к патриархату вне каких-либо политических установок и схем. Определения патриархата и матриархата Энгельсом как о власти мужчин (женщин) в семье и роду ошибочны. Матриархат, считал он, период в истории человечества, когда труд женщины – собирательницы плодов, был более производительным, чем труд мужчины-охотника.

Матриархат и патриархат – способы определения родства, исчисление рода по материнской или отцовской линии.

Семья – цивилизованная форма полового общения людей. Преположение – в основе - запрет или нежелательность инцеста.

Формы брачных связей:

- эндогамия – предпочтение заключения брака с представителем кровнородственной группы. Во избежание инцестов практикуется система брачных классов, к ним же относятся и кросскузенные браки.

- экзогамия – требует заключения брака только с представителем другого рода, племени.

Основные формы заключения брака в древности:

- умыкание невесты – грубая форма заключения брака, чреватая конфликтом с родом, семьей невесты. Итог – появления суррогатов, где умыкание происходит по заведомому сговору либо семье дается равноценное невесте возмещение (например, девушку брачного возраста)

- покупка жены

Институту брака в древности известна урегулированность имущественных отношений между супругами. Древность – чаще режим раздельное собственности супругов: имущество супруга и приданое жены. Супруг только управляет приданым жены, а наследуют его дети от этого брака.

Семья в древности представляет собой особый духовный мир, центром которого является культ общего предка. Религиозную функцию играл символ очага – он фетиш культа предков семьи. В древности под очагом находились захоронения умерших предков.

Род.

Род (gens) – более высокая форма организации общества. Семья, разрастаясь, превращается в патронимию – большую семью, количество ее членов – до нескольких сотен. Считается, что брачные связи между разными патронимиями (экзогамия) вели к становлению кровных уз и возникновению на их основе родовой общности.

Также род характеризуют очень сложные культовые и имущественные отношения. Общность родового культа – почитание эпонима (героя-прародителя) – невозможна без распорядителя этого культа. Физически это тот, кто стоял ближе к эпониму – старейшина. Его власть распространялась на все сферы жизни рода. Он был естественным судьей и распорядителем имущества рода.

Род от семьи отличался наличием института общего (родового) имущества, распоряжения судьбой которого было затруднено. Коллективная собственность использовалась всеми сородичами, не могла быть разделена или отчуждена. Разложение родовых отношений вело к разделу фонда родового имущества.

Для рода характерна круговая порука – члены рода несут солидарную ответственность, как уголовную (право кровной мести), так и гражданскую – платят, например, долги сородича.

Совместная форма жизнедеятельности членов рода, осознанная ими как общность интересов, как считается, приводит к возникновению общинной формы организации. Считается, что древнейшая форма общины – родовая община, постепенно эволюционировавшая в соседскую. На этой стадии появляется абстрактное понятие власти, отличной от господства патерфамилиас.

Родовая форма отличается от семейной наличием большего арсенала норм, предписывающий сородичам поведение среди своих и чужаков. В роду возрастает количество запретов.

Эволюция и усложнение родовой общины приводит к возникновению такой формы древнего общества, как племя.

Племя.

Племенная форма организации – позднейшая по времени своего возникновения. Более сложная, но крайне устойчивая.

Причина появления племени – общность задачи, разрешение которой не было по силам одному роду. Эта причина ведет к возникновению трибализма - формы общественно-политической племенной обособленности, выражающейся в формировании органов государственной власти на основе родоплеменных связей. Внешняя задача может быть как экономического, так и военного свойства. Варианты:

- необходимость набега на соседей или отражения их набега

- совместная колонизация, массовая миграция на новые мета жительства.

Племенная общность – особая форма надродовой организации власти. В племя входят роды, имеющие различное происхождение и, как следствие, чужие друг другу уже хотя бы по языку религии и т.д. При формировании племен заметен процесс ассимиляции чужеродных элементов.

Племя как форма организации архаичного общества – более поздняя, чем принято думать. Сведения о племенном устройстве родов доходят до нас из эпохи, когда начинают формироваться государства. В свете этого версия – племя не промежуточная форма организации общества между родом и протогосударством, а всего лишь результат воздействия государства на соседние с ним народы. Племя появляется в результате давления на народы более развитой цивилизацией. Тогда племя – такая же тупиковая ветвь эволюции, как палеантропы.

Необходимость организации межродового общения ведет к появлению института вождя и свойственных ему функций. Фигура вождя сакрализируется, он присваивает часть произведенной родовыми общинами продукции. Несовершенство власти вождя племени проявляется в иррациональном распределении собранного налога – раздача соплеменникам в виде даров (у североамериканских индейцев - потлач). Версия – для укрепления власти вождя, в арсенале которой нет пока средств принуждения. Власть теперь мыслится как сила, стоящая вне общества, но созидающая его. Генезис государства вступает в завершающую стадию. Возникают протогосударственные формы общения. Власть получает возможность воспроизводить саму себя.

Протогосударство.

Протогосударственные формы общения – «чифдом», «бигменство» - «вождество» по-русски. В политологии и антропологии – «полития». Протогосударство – организация архаичного общества на его пути к возникновению государства.

Считается, что появление института «вождества» совпало с неолитической революцией, марксистская школа называет ее первым крупным разделением труда и считает, что она повела к появлению излишков производимой продукции, что повлекло за собой социальное расслоение общества, генезис классового неравенства и в конечном счете появление государства.

Действительная причина перехода части человечества к оседлому земледелию – крупная катастрофа глобального масштаба, вызвавшая быстрое вымирание крупных млекопитающих, на которых охотились люди. Невозможность прокормиться традиционной охотой вызвала переход к скотоводству и растениеводству. Рацион питания человека катастрофически ухудшился: продукция сельского хозяйства доставляет пищу, богатую углеводами, которые вредны в большом количестве. Этот и другие факторы могли быть решены только посредством усложнения социальной структуры общества, но никак не изменением системы труда. Человечество должно было выстроить «защитный кокон», которым и стал в некотором роде институт вождества

Устойчивая характерная черта вождества – урбанизация.

«Чифдом» со стороны выглядел как большое поселение в несколько тысяч человек во главе с вождем, власть которого распространяется на соседние поселения более мелкого масштаба. Примеры:

- архаичный полис Древней Греции,

- oppidia (город-поселение) древних кельтов

- княжества эпохи Шан-Инь (2 тысячелетие до Р.Х.)

Институт власти помимо доставшейся ему от предыдущей эпохи функции редистибуции (перераспределения) общественного продукта и выполнения некоторых общих задач получает функцию формирования в сознании подвластных представления о должном образе поведения: власть творит религию, власть творит само общество, становится ответственной за новую социальную реальность. Упрочивание такого положение власти и превращение ее в фактор социальной жизни знаменует собой превращение протогосударства в государство.

Власть как фактор политогенеза.

На сегодняшний день наиболее распространено определение власти, данное Максом Вебером: «Власть означает любую возможность осуществлять внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана». Возможно, такое определение появилось под влиянием концепции Иоанна Дунса Скотта, его концепции понимания принципа свободы воли: «ничто кроме самой воли не причиняет акта хотения к воле». По Скотту власть – воля, которая реагирует и определяет поведение другого. Она является источником информации, доводимой до подвластного о должном типе поведения.

Власть как политический феномен, фактор политогенеза возникает на стадии формирования особого уровня идеологических представлений, формируемых в процессе становления архаичного общества. В современной науке этот процесс становления передается через понятие коммуникативной системы, содержанием которой является обмен информации между ее субъектами. Дефект коммуникативной системы: неизбежно искажение смысла в процессе общения одной из сторон. Возникший конфликт из-за искажения смысла языковыми средствами нерешаем. Разъяснения не имеют результата.

Разъяснение мотива необходимости следовать предписанию преподносится как заинтересованность подданного избежать применения санкции в отношении себя самого. Н. Луман: «Власть становится более могущественной, если она оказывается способной добиваться признания своих решений при наличии привлекательных альтернатив действия или бездействия. С увеличением свободы подчиненных она лишь увеличивается».

Голое насилие не есть голая власть, это ее поражение. Победа одной силы над другой не может не вылиться в перманентное насилие. Насилие – тупик развития общества.

Поэтому власть становится причиной самого общества в его более совершенных формах. Этот вывод подтверждается простым эмпирическим наблюдением: невозможность спонтанного возникновения ирригационных цивилизаций в долинах великих исторических рек. Первоначальные условия и климат там были абсолютно непригодны для жизни людей. Государство (это уже поняли в античности) – вот форма скорейшего достижения целей индивида посредством задействования власти. Причем целей наиболее общих, фундаментальных, близких наибольшему числу подвластных.

Процесс эволюции государства так же катастрофичен как сама история. Более развитые формы государства могут в одночасье смениться примитивными, а то и вовсе возвратиться к протогосударственному состоянию (failed states – несостоявшиеся государства).

studfiles.net

Глава 1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до х в.

1. Древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности

К сожалению, источники, отражающие языческую жизнь славянских племен, уничтожены в период христианизации Руси, поэтому возможна лишь реконструкция основных элементов поддержки и защиты. Богатым материалом, позволяющим прояснить праисторические формы Помощи и взаимопомощи в древнейшей общности, являются славянская мифология, сохранившиеся аграрные культы. Они помогают воспроизвести ранние формы системы редистрибуции и реципрокации. В этом ключе интересен подход А. Ф. Лосева, который рассматривал исторический процесс не только как взаимообусловленную систему фактов, но и как историю сознания.

Важным моментом в реконструкции процесса помощи и взаимопомощи является сравнительно-историческое сопоставление как этапов развития социальной общности народов других культур, так и индоевропейских мифологических системыф, культурно-исторические корни которых питают славянскую этническую общность. Праиндоевропейская история славян позволяет сделать предположения, что зарождение древнейших форм защиты и поддержки происходило в той же исторической последовательности и по той же логике, что и у других народов праиндоевропейской группы, что процессы сапиентации и формирования родового общества имеют общие социогенетические условия, тенденции и формы общественной практики.

Археологические и антропологические реконструкции древнейших человеческих общностей на стадии социальной организации гоминид дают основания для вывода о том, что в процессе сапиентации происходит формирование реципрокного альтруизма.

В ходе антропосоциогенеза формируется социогенетическая программа «Homo sapiens» и в родовых общинах закрепляются общественные стереотипы поведения, среди которых важнейшими являются реципрокация и редистрибуция. Именно эти процессы лежали в основе ранних форм социальных отношений, где их главное предназначение связано с функциями защиты индивида в системе рода и общины. Родовые отношения до возникновения классового общества являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида.

До оформления классового общества эти функции характерны практически для всех цивилизационных человеческих общностей, в том числе и для славянских племен. Механизмы реципрокных связей со временем усложнялись и приобретали этническую окраску в системе общинных отношений.

На Руси социогенетический механизм языческой родовой общности постоянно воспроизводился через аграрные культы, семейно-родовые обряды, что не могло не войти в противоречие с христианскими нормами, которые впоследствии стали знамением общественно-экономической жизни. Языческие традиции были настолько распространены в обыденной жизни русского народа, что православная церковь в XVI в. достаточно часто в грамотах архиепископам указывала на существующие неискорененные обряды и обычаи: «а молятца деи по скверным своимъ-молбищомъ древесомъ и каменью... и мертвыхъ деи своихъ они кладутъ въ селехъ по курганомъ и по коломищемъ съ теми жъ арбуи, а къ церквамъ деи на погосты техъ своихъ умершихъ оне не возятъ сохраняти...». Такая устойчивость языческого архаического сознания не могла не отразиться на формах общественной помощи и взаимопомощи и не сохранить к ним древнейшие нормативные требования.

Важной формой и историческим свидетельством древнеславянских систем коллективной защиты явились длительное время сохраняемые полукрепостнические общественные отношения, пережитки в семейно-бытовой сфере, общинная система землепользования. Вывод Н. Никольского о том, что в крестьянской среде эти языческие праисторические формы сохранялись вплоть до начала XX в., подтверждают работы Г. Носовой, В. Проппа, С. Токарева, В. Чичерова и других исследователей.

Древние славяне жили родовыми общинами. Основными их занятиями являлись земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу. Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община (мир, вервь). Она являлась органом местного крестьянского самоуправления, в компетенцию которого входили земельные переделы, налогово-финансовые вопросы (связанные с обложением податями и их распределением), решение судебных споров, вопросы помощи нуждающимся. На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, объединявшая несколько семей. Каждая община владела определенной территорией. Общинные владения были общественными и личными. Единство соседской общины поддерживалось не правовыми, а хозяйственными связями.

Родовые отношения являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида. Род сохранял верховную собственность на землю, выступал регулятором семейно-брачных отношений в виде обычно сохранявшейся экзогамии и реже эндогамии, выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты.

Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество. Восточные славяне — язычники — поклонялись различным явлениям природы, культу предков. Что характерно для языческого архетипического сознания? Образом, который бы дал представление о сущности языческого архетипического сознания, является круг, колесо. Древние славяне поклонялись ему, оно означало не только символ жизни, символ защиты, выступая в качестве оберега от злых духов, но и являлось выразителем определенной целостности, неизменяемости, стабильности и основательности. О семантике магической защиты, которая неотделима от идеи «своего пространства», когда круг становится единицей и символом целостности, писал М. Попович. В колесе отсутствует стрела времени, связь между прошлым и настоящим не выражается в формах дискретности. Все есть продолжение всего, процесс времени не ощущается как изменяющаяся реальность, как изменение жизненного сценария субъекта. Как невозможен переход колеса из одного состояния в другое, так и невозможен переход субъекта от одного жизненного сценария к другому, не существует другой философии пространства, другой мифологии реальности. Колесо катится, движется не изменяясь, оставаясь тем же, что и было без временного и пространственного приращения, но не расширяет пространство, а следует ему по логике пространственного существования.

Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности, он был не частью, а неким единством, заключавшим в себе космическое пространство, и одновременно являясь его продолжением. Человек не противопоставлял себя космосу, природе, а растворялся в них, становясь таким же целым, как и они. Эта «целостность-принадлежность» достигалась общинным существованием, обрядовой и трудовой деятельностью, которые органично вплетались в контекст природы и космоса. Ощущая «себя принадлежностью целого», человек закреплял в общинных традициях нормы своего существования не только в природе, но и в мире людей. Для него не существовало противопоставления этих реалий: одно есть продолжение другого, и поэтому принципы его существования едины.

Философия холизма, целостности закрепляла помимо принципов существования и архетипические страхи, выступавшие «регуляторами» нормированного поведения. Одним из таких страхов, дошедших до нашего времени, был и остается страх одиночества — ощущение человеком своей единичности, оторванности от сообщества. На пересечении этих координат — холизма и одиночества — выстраиваются определенные мифологемы бытия, которые требовали создания механизмов охраны и защиты целостности.

studfiles.net