Древнейшая история предыстория оэф. Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки. Древнейшая история предыстория оэф


Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества

Маркс, как и его предшественники, осмысливая исторический про­цесс, решил разбить его на определенные периоды, но в основу деления он положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Он ввел новую категорию в социальную философию для обозна­чения различных этапов в развитии человечества. Речь идет о категории общественно-экономической формации. Это понятие Маркс не сразу на­шел. Так, в «Немецкой идеологии», написанной в 1845—1846 гг., употреб­ляется термин «форма собственности», а появление различных форм соб­ственности связывается с разделением труда.

Первой формой собственности является племенная собственность, которая соответствует неразвитой стадии производства, когда люди жили охотой и рыболовством, скотоводством или земледелием.

Вторая форма — античная общинная и государственная собствен­ность. Наряду с общинной собственностью развивается частная собствен­ность, появляется рабство, уже встречается противоположность между го­родом и деревней, внутри самих городов тоже имеется противополож­ность между рабами и гражданами. Эта форма собственности присуща рабовладельческому обществу.

Третьей формой собственности является феодальная собственность. Для античности исходным пунктом служит город, для Средневековья — деревня. Почему так произошло? Отвечая на этот вопрос, Маркс и Эн-

Данилевский К Я. Указ. соч. С. 91. 2 Там же. С. 98. 106

гельс пишут, что «эта перемена исходного пункта была обусловлена ред­костью и рассеянностью по обширной площади первоначального населе­ния, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значи­тельно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное раз­витие начинается на гораздо более широкой территории, подготовленной римскими завоеваниями и связанным с ними вначале распространением земледелия»1.

Понятие формации («образование») Маркс взял из геологии. Впер­вые оно появилось в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапар­та». В классическом виде эта категория была представлена в Предисло­вии Маркса «К критике политической экономии», написанной в 1859 г. В этой работе Маркс писал: «Ни одна общественная формация не поги­бает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества... В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи эко­номической общественной формации»2.

Категория общественно-экономической формации — это категория философии истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Фор­мация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, аб­страгируясь от частных явлений и случайностей. Ее философское пони­мание нельзя путать с интерпретацией в исторической науке. Такая пута­ница часто приводит к недоразумениям, когда историки берут понятие формации в чистом виде и накладывают его на реальный исторический процесс, и когда не находят полного тождества формации и действитель­ности, то первая объявляется фикцией. Конечно, реальный процесс неиз­меримо богаче и содержательнее, чем любая философская категория. Феодализм, по выражению Энгельса, никогда не соответствовал своему понятию. То же самое можно сказать о капитализме, о рабстве и т. д.

Конечно, отсюда не следует, что категория формации — идеальная конструкция и не отражает реальной действительности. Она адекватно отражает эту действительность, но адекватность следует понимать как от­ражение сущности, а не явления. Исторический процесс — совокупность самых разных фактов, явлений и событий. Одни из них являются более важными для субъектов истории, другие менее важными, одни непосред­ственно связаны с логикой истории, другие нет. Формация имеет дело с логикой истории, показывает ее единство и многообразие.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 22. Там же. С. 7.

Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, со­циальные, еемейно-бытовые и т. д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и про­изводственных отношений. А основой производственных отношений яв­ляется форма собственности на средства производства. Общественно-эко­номическая формация — это исторически конкретное общество на дан­ном этапе его развития. Каждая формация — это особый социальный ор­ганизм, развивающийся на базе своих имманентных законов. Вместе с тем общественно-экономическая формация — это определенная сту­пень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: перво­бытнообщинная, рабовладельческая, феодальная; буржуазная и коммуни­стическая. Правда, у Маркса есть еще и другое деление мировой исто­рии: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является бо­лее прогрессивной по сравнению с предыдущей. Маркс подчеркивал, что развитие общества носит естественно-исторический характер и что оно не может перескочить через естественные фазы своего движения по вос­ходящей линии.

Культура: понятие, виды

Понятие «культура» (от латинского слова cultura — возделывание, об­рабатывание) употребляется в самых разных смыслах1. Скажем в обыден­ной речи выражение «культурный человек» может обозначать и «образо­ванный человек» и «воспитанный человек». Когда мы говорим о культуре труда, то подразумеваем организованный, деловой и целенаправленный характер труда.

Различные интерпретации связаны не только с тем, что термин «куль­тура» прочно вошел, так сказать, в будничную жизнь людей, но и с тем, что культура является объектом многих наук: истории, этнографии, со­циологии, археологии и т. д. Понятно, что каждая наука вкладывает в по­нятие культуры свой собственный смысл. Социальная философия, на­пример, ищет некие общие черты, присущие всем культурам независимо от их пространственного и временного расположения. Она изучает зако­номерности развития культуры, взаимодействие и взаимовлияние различ­ных культур.

Из этимологии понятия культуры вытекает, что оно применимо лишь к результатам человеческой деятельности. Все, что создано человеческим трудом, выступает как элемент культуры. Дикая природа не есть куль­тура, но природа, преобразованная человеком, уже выступает как эле­мент культуры. Культура проявляется в самых разнообразных формах,

О политической культуре см. разд. IV, п. 11. 108

как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. По­этому культуру можно определить как совокупность материальных и ду­ховных достижений человечества.

В самом общем виде культуру можно разделить на два вида: на мате­риальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся архи­тектурные сооружения, дома, памятники, машины, станки и др. По мате­риальной культуре можно определить уровень развития общества. Ска­жем, египетские пирамиды, построенные в 3—2 тыс. до н. э., показывают, что древние египтяне имели высокий уровень культуры. К духовной куль­туре относятся живопись, наука, философия, искусство, литература, кино и т. д. Духовная культура тоже показывает уровень достижений общества на том или ином этапе его развития. Античная философия, например, представляет собой вершину античной мысли и свидетельствует о том, что Древняя Греция добилась громадных успехов в создании духовных ценностей, которыми до сих пор пользуются люди. Разумеется, к духов­ной культуре относятся и традиции, обычаи, моральные нормы и прин­ципы, регулирующие отношения людей в процессе их совместной жизне­деятельности.

Духовная культура каждого народа имеет свои неповторимые черты и особенности, которые складываются веками и передаются из поколе­ния в поколение. При этом важно иметь в виду, что культура независимо от того, кто ее представляет — большой или малый народ, — уникальна, неповторима и интересна. Поэтому нет ни низших, ни высших культур. Есть культура больших народов и культура малых народов. Одни народы больший вклад вносят в мировую культуру, другие меньший, но каждый народ в меру своих возможностей умножает и обогащает мировую куль­туру.

Сравнивая понятия культуры и цивилизации, надо отметить, что оба понятия близки по содержанию, но тем не менее они полностью не сов­падают. Во-первых, культура возникает раньше цивилизации. Первобыт­ные общества были культурными обществами. Первобытные люди, на­пример, имели прекрасное искусство. Но у них не было никакой цивили­зации. Во-вторых, в отличие от цивилизации культура указывает на при­сутствие человека в историческом процессе, на то, что общественное бо­гатство создается людьми, а сама история есть результат их деятельности.

cyberpedia.su

История. Понятие истории. Развитие общества как естественно-исторический процесс

приобрестиОтветы по историискачать (523.5 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7 История.
  1. Понятие истории. Развитие общества как естественно-исторический процесс.
Отец истории – Геродот. Младший современник Геродота – Фукидид. Сегодня слово «история» употребляется в 2-х значениях. Они отражают 2 формы, в которых существует историческое знание. 1-м значением слово «история» считается «всё, что было в прошлом». Это и есть первая устная форма исторического знания. Во 2-м значении под термином «история» понимают не саму историю, а только наше знание о ней. Как правило, это знание зафиксировано на бумаге или других материалах письма. Это научная история. Кроме того, история ищет законы развития человеческого общества в прошлом.

В исторической науке под народом следует понимать все социальные слои конкретного общества, независимо от классовой или сословной принадлежности слоёв. Как нет в истории хороших или плохих народов, так нет в ней хороших и плохих частей народа – рабов и рабовладельцев, крестьян и помещиков, рабочих и буржуазии. Все эти социальные части (классы) на определённых этапах истории играли важную роль, вносили свой вклад в развитие страны.

Со временем менялась роль и место сословий и классов в историческом развитии. Из прогрессивных они становились реакционными, своими эгоистическими интересами тормозили развитие страны, наносили ей ущерб. Такие классы уничтожались и заменялись другими, более прогрессивными. Таким образом, когда мы говорим о народе, мы должны всегда иметь ввиду, что одновременно нам приходится иметь дело и с единым целым и с его отдельными частями, при том такими частями, у которых есть свои интересы, нередко противоположные интересам других частей. Это противоречие особенно ярко проявляется в тех случаях, когда речь идёт об отношении трудовых слоёв с противостоящими им слоями привилегированными.

История – это процесс развития человеческого общества, протекающий в пространстве и времени. При всех различиях конкретного течения истории разных народов бесспорно следующее:

  1. Всюду и во все времена народы трудились, создавая материальную и духовную культуру.
  2. Во все времена народы защищали свою землю от вторжения иноземных захватчиков.
  3. Всюду и во все времена народы боролись за социальную справедливость и достойную человеческую жизнь.
В этих 3-х моментах и проявляется единство развития человеческого рода в мировом масштабе. Это и есть подлинно человеческая ценность, сохранять которые их обязанность.

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, ко­торый раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хо­зяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, ме­ждународных отношений, деятельности исторических личностей.

  1. Методология познания истории. Формации и цивилизации.
Методологической основой исторической науки является философский материализм, точнее та его часть, которая описывает законы развития человеческого общества – исторический материализм. Философский материализм, наряду с идеализмом, зародился в глубокой древности. Однако, вплоть до середины 19 века материализм не применялся для объяснения истории общества. Причина заключалась в том, что этот материализм был не в состоянии вскрыть материальных общественных отношений. На первый взгляд кажется, что история общества есть результат сознательной деятельности людей. Поэтому, большинство философов и историков считали, что общественные идеи сознания являются движущей силой исторического процесса. Это глубокое заблуждение. Только в середине 19 века немецкий экономист и философ Карл Маркс, опираясь на достижения немецкой классической философии (Гегель), английской политической экономики (Смитт, Рикардо), французского социал-утопизма (Сан-Симон, Фурье, Оуэн).

Маркс открыл движущую силу истории и показал материальность общественных отношений.

В чём же заключается материалистическое понимание истории? Прежде чем учиться, жениться, заниматься войной, люди должны удовлетворять свои материальные насущные потребности в пище, одежде и т.д., от которых зависит сугубо биологическое существование человека.

Произвести необходимое количество материальных благ в одиночку человек не может, поэтому хотят люди или нет, но материальные потребности вынуждают и вступают во взаимные отношения друг с другом с целью производства материальных благ.

Эти отношения людей в сфере производства называются производственными отношениями, они и составляют материальную основу общечеловеческого бытия. На каждом новом историческом этапе появляются новые способы производства. Сознание всегда вторично. Оно лишь свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга, которое заключается в способности воспроизводить реальность в идеальных образах.

Материя–объективная реальность, данная нам в ощущении. Развитие человеческого общества – естественно исторический процесс. Это означает, что никакая по отношению к обществу внешняя сила не влияет на ход истории. Человеческое общество материально, оно часть природы и подчиняется законам природы. В основе развития человечества несёт рост материальных потребностей.

В истории социально-философской мысли в рамках рассмотрения единства и многообразия истории выделяются и иногда пересекаются два основных подхода: формационный и цивилизационный.

Формационный подход к пониманию развития общества предполагает признание внутреннего единства общечеловеческой, всемирной истории и выделение универсальных этапов общественного развития (формаций), через которые должно пройти любое общество. Таким образом, единство исторического процесса выражается в последовательной смене общественно-экономических формаций и их универсальности.

Наиболее ярким представителем данного подхода является К. Маркс. С его точки зрения развитие общества определено процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении.

Маркс выделял пять формаций, порядок расположения которых отражает этапы развития любого общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена формаций обязательно характеризуется открытым социальным конфликтом, резкими, глобальными революционными преобразованиями социальной системы.

Многие идеи К. Маркса и его последователей, безусловно, находят свое подтверждение в процессе анализа развития различных обществ, и прежде всего стран Европы. Однако как целостный подход к интерпретации исторического процесса теория К. Маркса имеет ряд недостатков и ограничений. В настоящее время ряд ученых-обществоведов ставят под сомнение идею существования универсальных стадий, а также конечной кульминационной точки развития социальной системы и, таким образом, склоняются к цивилизационному подходу в объяснении общественного развития.

Цивилизационный подход трактует общественное развитие как постоянную смену цивилизаций, каждая из которых обладает собственной спецификой, уникальностью духовной, социальной и материальной жизни. В данном случае акцент делается на исследовании именно специфического, самобытного в истории того или иного общества, народа, «непохожести» на других, а также констатируется несоизмеримость и несопоставимость развития отдельных регионов (например, Востока и Запада).

В первой половине XX века в рамках этой парадигмы наибольшую известность приобрели теория «локальных культур» О. Шпенглера и концепция множественности цивилизаций А. Тойнби. Оба ученых не признавали существования единой истории человечества, опираясь в своих теоретических построениях на глубокие различия между культурами и цивилизациями.

В настоящее время обществоведы чаще занимают позицию золотой середины между двумя крайностями в исследовании исторического процесса. Они признают и существование различий между культурами и цивилизациями, и наличие существенных общих черт в их развитии.

  1. Периодизация и хронология всемирной и отечественной истории.
В настоящее время в исторической науке используется пятичленная периодизация исторического процесса. В основу этой периодизации положено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ). В европейскую науку это понятие ввёл выдающийся немецкий мыслитель 19 века Карл Маркс. Общественно-экономическая формация – исторически определённый тип общества со своим специфическим способом производства материальных благ. Маркс установил, что исторические эпохи различаются не тем, что производится, а кем и как производится, какими средствами труда.

Человек появился на земле 2 млн 600 тыс. лет тому назад. Более древние даты спорные. Вместе с человеком мы вступаем в область истории.

Мировая история:

1-й период: Первобытная ОЭФ (2 млн 600 тыс. лет тому назад – середина 4 тыс. до н.э.)

2-й период: Рабовладельческая ОЭФ ( середина 4 тыс. до н.э. – 5 век нашей эры)

3-й период: феодальная ОЭФ (6 век нашей эры – середина 17 века нашей эры)

4-й период: Капиталистическая ОЭФ (середина 17 века нашей эры – по настоящее время)

Периодизация истории России имеет свои особенности:

1-й период: Первобытная ОЭФ (приблизительно 1-й век нашей эры – середина 9 века нашей эры)

2-й период: Феодальная ОЭФ (середина 9 века – 1861г.)

3-й период: Капиталистическая ОЭФ (1861г. – октябрь 1917г.)

4-й период: Эпоха раннего социализма (октябрь 1917г.-1991г.)

5-й период: Коммунистическая ОЭФ (1991г.- по настоящее время)

  1. Сущность, формы и функции исторического знания.
Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории.

История выполняет несколько социально значимых функций.

*Первая — познава­тельная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении историче­ского пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

В научном языке часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. Содержанием истории, как специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс.

Следует заметить, что человеческое общежитие — такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его научное познание — такая же необходимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни природы.

Исторический процесс проявляется в человеческой жизни, известия о которой сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Таким образом, познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути нашей страны, исторического пути народа и в объективно-истинном, - с позиций историзма, - отражении всех явлений и процессов, составляющих историю Российского государства. Стремясь к объективному познанию истории страны, надо постоянно проверять себя, изучая цепь исторических событий в их целостности, в причинной связи и результатах. Анализ ошибок вчерашнего дня даст возможность избежать ошибок сегодня и завтра.

При этом всесторонний анализ ошибок, тщательность их изучения не должны перечеркивать той огромной положительной работы, которую проделали наши предки.

*Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития об­щества, помогает вырабатывать научно обоснованный политиче­ский курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей исто­рии.

Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.

Сегодня сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином.

*Третья функция — мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.

Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют всяческие сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать разные идео­логические настроения и гипотезы на веру.

Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную, адекватную действительности картину, а следовательно и обеспечить научность познания.

*История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патрио­тизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки об­щества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими катего­риями, видеть общество в развитии, оценивать явления общест­венной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с по­следующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность осмысливать действи­тельность не в статике, а в историческом процессе, в хронологи­ческой связи, в диалектике развития.

  1. Принципы научного исследования истории.
Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как ос­новное правило, которое необходимо со­блюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

Основными научными принципами являются следующие:

*Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообуслов­ленности. Всякое историческое явление следует изучать в разви­тии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или лич­ность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

*Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схе­му. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положи­тельных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

*Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интере­сов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классово­го, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классо­вые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъектив­ный момент б практической деятельности правительств, партий, личностей.

*Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на ос­нове анализа объективных реальностей и возможностей. Призна­ние исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

  1. Понятие исторического источника. Типы источников. Виды письменных источников по истории России. Научная критика источников.
В основе исторической науки лежат исторические источники. Под историческим источником понимают все памятники прошлого, содержащие информацию об истории человеческого общества. Исторические остатки – это остатки непосредственной трудовой деятельности людей. Остатки отражают исторический процесс непосредственно, потому что каждая вещь живёт в своём времени. В силу этого остатки отражают исторический процесс достоверно. Историческая традиция включает в себя различные памятники духовной культуры (сказки, легенды, летописи). Их особенность состоит в том, что они отражают историю опосредованно, т.е. так, как она отразилась в сознании человека, т.е. субъективно. Поэтому традиции являются менее достоверным источником, чем исторический остаток.

В исторической науке существует четыре категории (типа) источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и фонические. Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Не бывает “плохих” или “хороших” типов источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информированности.

Виды письменных исторических источников:

  1. Летописи
  2. Законодательные акты
  3. Частные акты
  4. Делопроизводственная документация учреждений, предприятий, организаций.
  5. Статистические материалы
  6. Периодическая печать
  7. Документы личного происхождения (мемуары, письма)
  8. Литературные памятники
  9. Публицистика и полит.сочинения
  10. Научные труды
От источника следует отличать историческое пособие, т.е. то, что написано на основе источника. Изучением исторических источников занимается особая историческая наука – источниковедение. Эта наука разрабатывает методы критики источников или методы их оценки. Критиковать источник, не значит отвергать его. Без критики источника, историк не имеет право его использовать.
  1. Методы исторической науки.
Методы исторического исследования:
  1. Историко-генетический (рекроспективный). Проникновение вглубь веков от известного к неизвестному.
  2. Историко-сравнительный. Сопоставление исторических событий.
  3. Историко-типологический метод. Применяется для группировки исторических фактов.
  4. Историко-системный. Человеческое общество – сложная система. Позволяет установть взаимодействие эконом.и соц. пар.
  5. Идеографический метод.
Отыскать достоверную информацию и получить новое историческое знание позволяют методы изучения истории. Как известно, любой процесс познания, в том числе и познания истории, состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, исследователя и метода познания.

Исторический метод — это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание.

К числу основных исторических методов научного исследования чаще относят четыре метода: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.

Кроме того, в истории вполне применимы и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.

*Наиболее распространенным в исторических исследованиях, является историко-генетический метод. Он наиболее универсален, гибок и доступен историку. Его суть сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. При использовании этого метода познание идет от единичного к особенному, а далее - к общему и всеобщему. Этот исторический метод служит анализу развития того или иного явления. Достоинством и одновременно недостатком этого метода является то, что при его использовании четче, чем в иных случаях, проявляются индивидуальные особенности исследователя. Одной из слабых его сторон можно считать то, что излишнее стремление историка к детализации разных аспектов изучаемой проблемы может привести к несправедливому преувеличению малозначительных элементов и сглаживанию наиболее важных. Такая диспропорция приведет к ошибочному представлению о сущности изучаемого процесса, события или явления.

*Историко-сравнительный метод так же, как историко-генетический, один из наиболее распространенных. Объективной основой для его использования служит то, что общественно-историческое развитие - это повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс. Многие события, происходившие в разное время и разных масштабах, во многом сходны, во многом отличны друг от друга. Поэтому, сравнивая их, появляется возможность объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений. В этом и состоит основное познавательное значение историко-сравнительного метода. Он позволяет вскрыть сущность изучаемых событий по их сходству и различию, проводить сравнение во времени и пространстве. К недостаткам этого метода следует отнести его ограниченность и трудности применения. Его сложно применять при изучении динамики общественных процессов, формальное использование метода может привести к ошибочным выводам.

*Право на существование в качестве самостоятельного метода имеет историко-типологический метод. Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий. Например, изучая историю Второй мировой войны, историк может поставить вопрос о соотношении сил гитлеровской и антигитлеровской коалиций. В этом случае противоборствующие стороны могут быть условно разделены на две группы. Тогда стороны каждой из групп будут отличаться лишь по одному признаку - отношению к союзникам или врагам Германии. По иным признакам они могут значительно различаться. В частности, в антигитлеровской коалиции будут социалистические страны и капиталистические (к концу войны более 50 государств). Но это - простая классификация, не дающая достаточно полного представления о вкладе этих стран в общую победу, а скорее, наоборот, способная выработать ошибочное знание о роли этих государств в войне. Если же будет стоять задача выявления роли каждого государства по осуществлению успешных операций, уничтожению живой силы и техники противника, освобождению захваченных территорий и так далее, то соответствующие этим показателям государства антигитлеровской коалиции будут типической группировкой, а сама процедура изучения - типологизацией.

*В нынешних условиях, когда историческим исследованиям все чаще бывает свойственен целостный охват истории, все чаще используется историко-системный метод, то есть метод, при использовании которого изучается единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, рассмотрение истории России не как какого-то самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими государствами в виде одного из элементов развития истории всей цивилизации.

Важно учитывать, что эти и другие существующие методы применяются в сочетании друг с другом, дополняя один другой. Использование в процессе исторического познания какого-то одного метода лишь удаляет исследователя от объективности.

  1. Отечественная историография истории России в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Историография.

Основоположником историографии в России является А.Н.Радищев (18 век). Автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву»

Традиции дворянской историографии – Н.М.Карамзин. Автор 12-томной «Истории гос-ва Российского», написанной им по личному заказу Александра 1.

Буржуазный период Российской историографии (1861-1917, октябрь)

  1. Соловьёв Сергей Михайлович. «История России с Древнейших времён»
  2. Последний крупный представитель буржуазной историографии в России – Василий Осипович Ключевский. «Курс русской истории».
  3. Милюков Павел Николаевич. Глава партии кадетов в России.
С октября 1917г. И приблизительно до середины 30-х годов 20 века в России работала старая историческая школа буржуазного типа. Только к концу 30-х годов эта школа в основном перешла на позиции марксизма.

Основоположником марксистской историографии в России является соратник Ленина по партийной борьбе Михаил Николаевич Покровский («Русская история в самом сжатом виде»)

  1. Греков Борис Дмитриевич – теоретик феодализма в Древней Руси, историк русского крестьянства феодального периода.
  2. Тихомиров Михаил Николаевич – историк феодализма, автор книги «Древнерусские города».
  3. Рыбаков Борис Александрович – историк древнерусского ремесла, искусства, религии, теоретик периода феодальной раздробленности на Руси.
  4. Минц Исаак Изралиевич – историк октябрьской революции, комиссар первой конной армии им.Будёного.
  5. Нечкина - историк рабочего класса России, историк движения декабристов.
  6. Седов Валентин Валентинович – автор современной концепции происхождения славян, историк древнерусских городов, выдающийся археолог.
На сегодняшний день, большинство историков России находится на методологии исторического материализма. Очень не многие попытались проявить к истории цивилизационный подход и потерпели неудачу.

Крупнейшим современным российским историком и социальным мыслителем является Игорь Васильевич Фроянов. Его труды посвящены истории русского феодализма, а также осмыслению причин развала СССР и поражению социализма мировой экономической системы.

  1. Образование Древнерусского государства и его место в европейской истории. Критика норманнской теории.
Славяне выделяются из балтов. Западные, восточные и южные. Расселяются на реке Дунай. Нормандская теория (Байер, Миллером-) славяне сами не могли создать государство, его принесли извне. Антинормандская теория (Ломоносов) – теория государственности возникла сама. Годом образования древне русского государства считается 862 г. когда наши разрозненные города управляемые общинами приглашают на княжение Рюрика. Существует версия, что Рюрик был приглашен на княжение после совета старшин под руководством Гостомыста. Славяне постоянно воевали с варягами. Рюрик был из числа варяг. Выбор пал именно на него по принципу, чтобы никому не было обидно. С собой он приводит 2 родственников. Рюрик правит в Новгороде до 882 г. затем умирает. На престол входит его родственник Олег, он становится регентом при сыне Рюрике Игоре. Первоначально княжит в Новгороде, но затем совершает поход на Киев, где в это время правит Дир и Аскольд, которые до этого завоевали его. Притворяясь купцом входит в город. Дир и Аскольд встречают его и он убивает их, говоря, что они не имеют право на княжение этим городом. Олег 100 % историческая фигура. Умирает от змеи в черепе своего коня. Совершает 2 похода на Византию, открывает русским купцам путь беспошлинной торговли. Переносит столицу в Киев. Подчиняет Киеву все восточно-славянские племена. 912 год Олег умирает. При его жизни Игорь не претендует на трон. Совершает 2 похода на Византию, но менее удачные. Купцы теряют право беспошлинной торговли. Покоряет древлян и обкладывает их данью. 941 г. убит древлянами в походе за данью полюдье.. На престоле его жена Ольга, выступает регентшей при сыне Святославе. Учреждает систему уроков и погостов. Жестоко мстит древлянам. Так как она была красива и умна- древляне посылают к ней сватов. Ольга не отказывает и принимает. Сваты прибывают на ладье, которою якобы в оказании почестей поднимают на руки и несут. Ладья сбрасывается в глубокую яму и сваты живыми засыпаются землей. Вторых сватов, она сжигает в бане. Потом едет справлять тризну по мужу и убивает 5 тысяч. Четвертая месть – отказывается от дани, но просит с каждого двора по птице, отпускает птиц с подожженной паклей. Первая принимает христианство. Предлагает сыну Святославу, но он отказывается. Святослав князь- воин. Разгромил Хазарский каганат. Воевал с Византией за влияние на южных славян. Основной источник истории «Повесть временных лет» написанная монахом Нестором.

Олег объединил Новгород и Киев, таким образом, создалась Киевская Русь. Он перенес столицу в Киев. Он создал первое устойчивое государственное объединение с границами от Черного моря до Балтики и до Волги. Киевская Русь возникла на торговом пути «варяг в греки». Княжеская власть была наследственной. Однако в управлении государством участвовало Вече, бояре-дружинники. Изначально до возникновения государственности был общинно-родовой строй, но с развитием пахотного земледелия община перестала быть необходимостью. Земля, находившаяся ранее в общей собственности стала распадаться на наделы. Экономическая самостоятельность семей порождала неравенство, зарождаются классы. Для обработки земли появилось пахотные орудия, что в свою очередь способствовало появлению ремесла и отделению его от других видов хозяйственной деятельности. Стали возникать города и крупные торговые центры. Мех считался- деньгами. Отдельные племенные союзы складывались в более крупные объединения государственного характера они формировались вокруг городов. Расцвет Киевской Руси произошел при Владимире, после крещения в 988 г

Норманнская теория потерпела поражение под натиском российских ученых. Следовательно, до прихода варягов Русь уже была государством, может еще примитивным, не до конца сформированным. Но так же нельзя отрицать и того, что скандинавы в достаточной мере повлияли на Русь и, в том числе на государственность. Первые русские князья, бывшие скандинавами, все-таки внесли много нового в систему управления (к примеру, первая правда на Руси была варяжская).

Однако, вне всякого сомнения, влияние скандинавов на Русь было довольно существенным. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян, но просто по тому, что все первые князья на Руси, а значит законная власть, были варягами. Следовательно, первая правда на Руси была варяжская.

Помимо законодательства и государственности скандинавы приносят с собой военное дело и кораблестроение. Разве славяне на своих ладьях могли бы доплыть до Царьграда и захватить его, бороздить черное море? Царьград захватывает Олег – варяжский конунг, со своей дружиной, но он теперь русский князь, а значит его корабли теперь русские корабли, и наверняка это не только суда пришедшие с варяжского моря, но и срубленные здесь, на Руси. Варяги приносят на Русь навыки мореплавания, владение парусом, ориентирования по звездам, науку обращения с оружием, военное дело.

Разумеется, благодаря скандинавам на Руси развивается торговля. В начале Гардарик – просто некоторые поселения на пути скандинавов к Византии, потом варяги начинают торговать с и туземцами, некоторые так и оседают здесь – кто станет князем, кто дружинником, кто останется торговцем. В последствие славяне и варяги вместе продолжают путь «из варяг в греки». Так благодаря своим князьям-варягам Русь впервые появляется на мировой арене и принимает участие в мировой торговле. И не только.

Уже Княгиня Ольга понимает, как важно заявить Русь среди других государств, а ее внук – Князь Владимир заканчивает ею начатое, осуществив Крещение Руси, тем самым, переводя Русь из эпохи варварства, из которой давно вышли другие государства, в эпоху средневековья.

И хотя норманская теория не получила абсолютного исторического подтверждения, с приходом скандинавов на Руси появилось: кораблестроение, обращение с парусом, мореходство, навигация по звездам, расширение торговых отношений, военное дело, юриспруденция, законы.

Вывод из всего вышесказанного следующий: можно предположить, что роль норманнов на Руси в первый период их появления на территории восточных славян (до третьей четверти X в.) иная, чем в последующий период. Вначале это роль купцов, хорошо знающих чужие страны, затем -воинов, навигаторов, мореходов.

На престол была призвана ославяненная скандинавская династия, ославяненная, видимо, во второй половине IX века или к моменту прибытия в Киев Олега. Мнение, что норманны сыграли на Руси ту же роль что и конкистадоры в Америке – в корне ошибочна. Норманны дали толчок экономическим и социальным преобразованиям в Древней Руси - это утверждение также не имеет под собой почвы.

Таким образом, роль варягов в развитии государства минимальна, а норманнская теория в корне неверна.

  1.   1   2   3   4   5   6   7 История. Понятие истории. Развитие общества как естественно-исторический процесс

nashaucheba.ru

История фармации и медицины: Гиппократ - История медицины древнего мира - История медицины - Каталог статей по ОЭФ

Гиппократ фотоБольшой вклад в развитие медицины и фармации внес знаменитый врач Древней Греции Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), который по праву считается отцом греческой медицины. Он первый пытался освободить медицину от влияния религии, собрать воедино медицинские наблюдения и дать им философское обоснование. 

Гиппократ связывал здоровье человека с влиянием окружающей среды, изучал влияние пищи, воды, воздуха и других факторов на человеческий организм. Основным в деятельности врача он считал наблюдение за действием применяемых лекарств у постели больного. Гиппократ впервые создал стройное учение о причинах возникновения и методах лечения болезней. Он считал, что здоровье человека зависит от гармонического равновесия четырех основных жидкостей в организме: крови, слизи, желтой и черной желчи. 

В здоровом организме эти жидкости содержатся в определенном равновесии, а когда оно нарушается - возникает болезнь. По мнению Гиппократа, основная задача врача состоит в умении восстановить равновесие этих жидкостей. Гиппократ дал такое определение медицине: "Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы". 

Гиппократ считал, что лекарственные растение следует употреблять в том виде, в каком их создала природа. Это мнение господствовало несколько столетий. Ценным в учении Гиппократа является то, что он отрицал наличие сверхъестественных причин болезней и увязывал свое учение с влиянием внешней среды на человеческий организм. В своих сочинениях он указывал, что все болезнетворные причины естественны и каждая болезнь имеет свою естественную причину. 

Гиппократ привлек внимание врача к организму человека, к поискам средств лечения, пользуясь силами самого человека, помогая организму справиться с недугом. Он придавал также большое значение лекарствоведению. 

"Лекарства и их простые свойства, -  писал Гиппократ, -  если таковые описаны, ты должен тщательно удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к болезни вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях, ибо в этом начало, середина и конец познания лекарства". 

Гиппократ и его ученики сами готовили лекарства. В то время широко применялись слабительные средства, преимущественно легкие (например, ослиное молоко, мед, поваренная соль). В качестве потогонных средств употребляли теплые напитки, больных содержали в постели, в тепле. Рвотными средствами служили уксус, теплая вода, белая чемерица. Как мочегонные применялись шпанские мушки, лук, в качестве наркотических - главным образом листья и семена мака, мандрагора. 

Придавалось большое значение правильному хранению лекарственных веществ и заготовке их. В письме к сборщику корней Гиппократ писал: "Все отвары и жидкие соки должны быть-доставлены в стеклянных сосудах. Пусть все, что будет состоять из листьев, цветов и корней, будет привезено в глиняных сосудах, новых и плотно закрытых, чтобы, пораженные дуновением ветра, они не потеряли своей лекарственной силы" .

Гиппократом и его ученика¬ми было написано много трудов, причем некоторые его сторонники в дальнейшем издавали свои труды под именем Гиппократа. Его память как основоположника научной греческой медицины и фармации глубоко чтут и в настоящее время.

www.ecopharmacia.ru